Ментальная арифметика: история, наука и современность | Статьи Академии AMAKids
Ментальную арифметику относят к новым методикам развития детского интеллекта. На самом деле ей около пяти тысяч лет. Точкой отсчета считается изобретение счетов суан-пан в Китае. Эволюция деревянного «калькулятора» продолжалась веками. В XVI столетии в Японии появилась счетная доска соробан – инструмент, входящий в список мирового культурного наследия.
В японских школах занятия ментальной арифметикой являются частью общеобразовательной школьной программы. Методика успешно опробована в 60 странах мира. В РФ действует более 70 обучающих центров, но пока ментальная арифметика – дополнение к традиционному школьному образованию. Для чего же она нужна?
Интеллект и мышление: разница в понятиях
Основная цель занятий ментальной арифметикой – развитие интеллектуальных способностей. Умение быстро считать в уме – дополнительно приобретаемый, безоговорочно полезный навык.
Следует различать интеллект и мышление. Под первым термином понимается совокупность следующих психических качеств:
- быстрого ориентирования в новых ситуациях;
- эффективного обучения на основании опыта;
- использования ощущений, восприятия, памяти, интуиции для принятия нестандартных решений.
Развитие детского интеллекта – формирование способности к адаптации, обучению, пониманию абстрактных понятий, планированию, постановке и достижению целей. Все эти качества эффективно развиваются, благодаря ментальной арифметике. Особенно результативны занятия в дошкольном возрасте.
Мышление – познавательная деятельность, способность анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выполнять другие познавательные операции. Можно сказать, что интеллектуал – человек с развитым мышлением, поэтому совершенствование интеллекта – задача более глобальная.
На занятиях ментальной арифметикой дети работают с воображаемыми счетами, начинают воспринимать математические задачи как картинки, активно включая в работу правое полушарие головного мозга. В процессе выполнения упражнений совершенствуются центры, отвечающие за интеллектуальные способности.
Научное обоснование
Люди охотнее доверяют новым методикам, если имеются позитивные результаты их практического применения и научное обоснование теории. Детей, способных одновременно считать и рассказывать стихи, многие видели в роликах, телепередачах о юных гениях. Как это расценивает наука?
Тесная связь между синхронной работой левого и правого полушарий мозга и результативностью, а также скоростью процесса обучения установлена опытным путем. Исследования проводились в медицинской школе Nippon методом энцефалографии. Особенности и результаты тестов:
- в исследовании принимали участие дети и взрослые;
- при прослушивании музыки прибор показывал активность в правом полушарии, при счете – в левом;
- при вычислениях на абаке наблюдалась активность сразу в обоих полушариях.
Из тестов следует, что правое полушарие человек использует для распознавания рисунков, образов, звуков, а левое отвечает за логику. Занятия ментальной арифметикой – это синхронное развитие обоих полушарий, следовательно, интеллекта.
Хотите чтобы ребенок считал, как калькулятор?
Что такое ментальная арифметика? Может ли ребенок считать как калькулятор?
Ответить на вопрос: что такое ментальная арифметика и откуда она пришла? И как узнать , что именно нужно сделать для того чтобы ребенок считал как калькулятор? Поможет статья на сайте Ментальная Арифметика.
Добрый день, наши уважаемые читатели! Мы, как настоящие и правильные родители, всегда стремимся к тому, чтобы дать своим детям разностороннее образование, и всегда находимся в поисках модных новинок в обучении, стараясь обязательно примерить их на себя. И это совсем неплохо, главное, чтобы в меру и с умом, без фанатизма.
Для нестандартного развития детей сегодня полно разнообразных методик, и мы с вами стараемся всегда быть в курсе событий. В последнее время стало популярным отдавать детишек на обучение ментальной математике. Не слышали о такой? Хотите, чтобы ребёнок научился считать в уме подобно калькулятору, тогда присоединяйтесь к обсуждению!
Будем разбирать, что такое ментальная арифметика и нужна ли она нашим детям.
Ответим на вопросы:
1 Откуда взялась ментальная методика?
2 Как считать ментально?
3 Нужно ли учиться ментальной математике?
4 Ищем золотую середину
Откуда взялась ментальная методика?
Как всегда, истоки нужно искать у древних предков. Оказывается, заложенная в менаре (так ещё называют ментальную математику) методика основана на грамотном и уверенном пользовании древним калькулятором. Задумались, что это за устаревшая машинка? Да это обычные счёты!
Подобно нашим, русским, на которых в советские времена считали в кафе и магазинах. Называются они абакус и выглядят как прямоугольная рама, в которой натянуто 13 вертикальных струн-палочек, и на каждой сидит по 5 косточек.
Первые счёты появились у вавилонцев и египтян, а потом около 5 тысяч лет назад их стали применять для сложения-вычитания китайцы.
Родиной ментальной арифметики, благодаря которой удаётся делать сложные математические вычисления без калькулятора и бумаги, считается страна
восходящего солнца – Япония, где абакус прижился с 16 века.
У японцев этот инструмент для развития математического навыка, правда, называется по-иному — соробан.
Примечая эффективность метода, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи соробана. Сегодня умение ментально
считать широко распространено в Германии многих странах Азии, Канаде и США.
Как считать ментально?
Что нужно делать, чтобы быстро и без ошибок научиться считать в уме? У ментальной математики есть целый алгоритм. Ну и, конечно, потребуется время и ежедневные тренировки.
Первоначально детей учат производить операции вычитания и сложения путём перемещения косточек на абакусе пальцами обеих рук.На последующих этапах обучения дети уже способны абакус представлять мысленно, а для решения задач им не нужно присутствие счётного инструмента, достаточно воображения.
При этом круг задач расширяется от простых вычислений до умножения, деления и даже возведения в степень.
В общей сложности обучение состоит из 10 — 12 уровней, каждый из которых занимает до четырёх месяцев. Причём заниматься рекомендуется не менее двух раз в неделю без пропусков, дабы не утерять навыки. Подсчитали, сколько сил и времени? Как минимум два с половиной – три, а то и все четыре года!
А стоит ли оно того? Говорят, что при помощи такой мелкой моторики развивается левое полушарие, а одновременная работа двумя руками даёт толчок для
правого. Таким образом, ребёнок равномерно тренирует оба полушария мозга.
Многие родители отмечают повышение успеваемости по всем предметам, включая даже обучение музыке. Умение воспроизводить мысленно в картинку
решения математического примера в виде абакуса развивает детское творческое мышление и тренирует память.
Преподающие Менар учителя зачастую хвастаются, что их воспитанники, подобно Юлию Цезарю, могут делать несколько дел сразу: и в уме считать, и словами
между собой перекидываться, и по сторонам головой вертеть. Всё это благодаря развитию разностороннего непроизвольного внимания.
Вообще, насколько я поняла, дело это стоящее, и польза от ментальной арифметики, конечно же, налицо.
Чем плохо развивать левое полушарие, ответственное за логику, счёт и письмо, и тут же тренировать правое, от которого зависит фантазия и творчество?!
Педагоги уверены, что ментальный счёт станет незаменимым помощником при сдаче итоговых тестов в школе, так как на вычислениях ученик сможет
сэкономить время, перераспределив его в пользу других заданий.
Но мы-то с вами уже доки в исследованиях, и всегда готовы искать ложку дёгтя в большой бочке мёда, дабы изучение темы не было однобоким. Все ли отзывы о программе такие положительные или
можно всё-таки найти отрицательные моменты?
Нужно ли учиться ментальной математике?
Во-первых, рекомендуется начинать обучение такому методу счёта с 4 до 12 лет. Отзывы родителей утверждают, что делать это раньше, а иногда и даже уже в исполнившиеся четыре – не всегда правильно. Не каждый ребёнок готов справиться с такой интенсивностью и зачастую это приносит охлаждение и потерюинтереса к обучению вообще.
Второй возрастной ценз ограничен 12-тью годами, так как психологи считают, что к этому возрасту происходит окончательное формирование мозга человека. Однако некоторые школы принимают
детей вплоть до 16 лет и рекомендуют «включить мозг» даже взрослым.
Во-вторых, не всё так гладко, как преподносят преподаватели. Некоторые родители сталкиваются с тем, что доведение счёта до автоматизма ставит таких счетоводов в ступор при элементарной перестановке заложенной логической цепочки. Ребёнок не понимает, как на практике решения иных задач применить голые вычисления, работающие «на ура».
И дело, скорее всего, не в том, что продвинутые японцы ошиблись в своих расчётах и умозаключениях. В России это одна из новых методик, которой учат, а как ею пользоваться, говорить забывают.
В-третьих, многообещанное одновременное развитие обоих полушарий тоже даёт сбои. У некоторых этот процесс начинает работать, как часы, у других же –
наоборот, логическая левая сторона мозга отказывается трудиться совсем. Кому как не нам знать, что всякий организм индивидуален, шаблонов здесь нет.
Ну и не стоит забывать о том, что для домашнего обучения ментальная арифметика не подходит в принципе.
Научить ребёнка этому дома не получится – слишком всё трудно, если, конечно, вы не преподаватели менара.
А за каждое занятие учителя берут денежку, поэтому стать гениальным счетоводом сможет тот, кто сможет заплатить.
Что тоже немаловажно, ведь курс-то рассчитан не на год!
Ищем золотую середину
Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика – это удивительная методика, которая действительно делает чудеса.
Но, как и в любом другом деле, особенно когда это касается воспитания и развития детей, необходимо знать меру и примерять ноу-хау исключительно в интересах ребёнка и согласно его способностям.
Если ваш ребёнок по природе – математик и не против погонять плюсы-минусы по лабиринтам головного мозга, то это хороший шанс обучить его дополнительному навыку.
Не стоит напрягать гуманитария и «перегибать его через колено» только для того, чтобы он «был в теме».
Устный счёт, безусловно, поможет в бытовых ситуациях, но сводить всю математику только к ментальному счёту и уделять основное время абакусу в надежде, что он приведёт к математической славе – не только не правильно, но и кощунственно.
Переводить ли детский мир на язык чисел и стремиться ли к первым местам на олимпиадах – дело сугубо индивидуальное. Если вы и ваш ребёнок не готовы к этому, не стоит отчаиваться, ведь для тренировки детского мозга ещё существуют шахматы и ребусы, иностранные языки и кроссворды.
Ментальная арифметика – не самоцель, а лишь один из интересных способов, который можно взять на заметку.
А сейчас предлагаю познакомиться с мальчиком, за которым не успевают калькуляторы)
Очень хотелось бы услышать от вас, готовы ли вы к таким экспериментам. А может, кто-то уже окунулся в этот математический мир и считает похлеще счётной машинки?
Ждем комментариев!
Автор публикации
40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017Что такое Ментальная арифметика?
Что же такое МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА?
Михасева Анастасия Викторовна
Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого учителя. я стремлюсь познать что-то новое, так как современная жизнь требует от нового поколения, более раннего развития. Поскольку математика занимает в моей жизни не последнее место, мое саморазвитие направлено на изучение новых математических направлений развития детей. Так я и познакомилась с МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКОЙ-программой развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус (соробан).
Развитие ребенка начинается буквально с первых дней его жизни. По мере взросления ему необходимо профессиональное влияние педагогов, которые смогут правильно оценить потенциал малыша и направить его в созидательное русло. МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме.
Что же такое МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА? Не опровергнутые историками ресурсы говорят о появлении абака в Месопотамии в 3 тысячелетии до нашей эры и в Древнем Риме с 5 века до н.э. Более достоверное доказательство — образец абака и чертёж, выполненный европейцем – хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки и датируются 17 веком. О китайском варианте абака — Суаньпане упоминается в национальной литературе в 190-м году. Китайцы превратили табличку в привычную рамку со стержнями и косточками. В «небесном» окошке размещалась не одна, а две косточки. В таком виде счёты прибыли в Японию с развитием мореплавания. Японцы убрали дополнительную небесную косточку, и назвали счёты соробаном (вычислительной доской). Так как торговля в стране в это время начинала активно развиваться, важность математического образования была очень высока. Подверженный тщательному изучению, множеству усовершенствований, соробан принял современный вид. Устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным для детей. Их использование в образовательном процессе и способствовало формированию новой программы, которая получила название «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА» — уникальная методика развития интеллектуальных способностей детей через обучение детей счету на инструменте. Через выполнение специальных упражнений эта методика развивает
1. Мелкую моторику — межполушарные связи
2. Концентрацию внимания
3. Скорость мышления
4. Память .
5. Самое главное- гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, а быстрый счет- это видимый эффект. Но не главный. Впервые она была запущена в 1993 году в Азии. В настоящее время действует около пяти тысяч образовательных центров в 50 странах, которые обучают устному счету. Наиболее активными в этом плане являются школы США, Австрии, Канады, Австралии, Таиланда, Китая и Ближнего Востока. Открываются специализированные центры в России, Казахстане и в Киргизии. Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работая левой рукой, мы «включаем» правое полушарие, правой рукой – левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе. Это осуществляется благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.
Программа обучения МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ условно состоит из двух этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря абакусу (соробану) дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а также вычислять квадратный и кубический корень. На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме (представляя перед собой спицы абакуса), или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.
В период с 4 до 12 (иногда до 16) лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Именно поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению.
Главными целями МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ являются концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном подходе и успешном достижении целей ребенок может выполнять сложные арифметические задания в уме. Например, осуществлять сложение 10-значных чисел за несколько секунд, а также решать более сложные вычислительные задачи быстрее калькулятора. Программа не только охватывает математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах. Она придает ему уверенность, дает возможность справляться с несколькими делами одновременно.
Основатель «Академии развития интеллекта AMAKids» Владимир Федяй о ментальной арифметике | Статьи Академии AMAKids
У ментальной арифметике богатая история, которой уже более 2000 лет. Её основополагающие принципы применяются и сегодня. Методика развивает оба полушария головного мозга с помощью вычислений на счетах-абакус. Сегодня абакус заменили калькуляторы и гаджеты, которые хоть и позволяют быстрее считать, но не развивают умственные навыки счета. Цель методики научить ребенка считать ментально, создавая мысленный образ абакуса.
Ментальная арифметика улучшает скорость восприятия и обработки информации. Расскажу на примере: если вы посадите пшеницу в лесу, возможно, она и вырастет, но какого качества будет не известно. Если же вы уберёте деревья и подготовите почву, и только потом засеете зерна – пшеница даст хорошие всходы и обильный урожай. Так вот, ментальная арифметика — это программа, которая подготавливает и развивает оба полушария мозга. После чего на такую основу накладывается абсолютно любая методика обучения, в том числе и школьная программа.
Ученые утверждают, что мозг максимально нагружается, когда человек считает – использует цифры. В нашей методике мы, как в спортзале применяем самые тяжелые штанги, самые современные тренажеры, в которые вложен весь опыт человечества. Как отягощения для прокачки мышц, так и здесь – ментальная арифметика максимально прокачивает мозг с помощью цифр.
Несколько лет назад, когда мы только начали внедрять курс ментальной арифметики, все думали, что у нас обучаются вундеркинды: 8-летний школьник умел вычислять с помощью воображаемых счетов абакус кубические корни — это он и продемонстрировал на уроке в общеобразовательной школе. Представьте реакцию учительницы? Меня вместе с мальчиком и его родителями вызывали к директору, затем в РАЙОНО. Все спрашивали: как такое может быть? Как второклассник вычисляет кубические корни, ведь это программа 8-ого класса? Ментальная арифметика позволяет овладеть такими навыками. Но сегодня мы изменили методику и адаптировали ее под школьную программу. Чтобы у детей не было путаницы, мы убрали все десятичные дроби, отрицательные числа, потому что их начинают изучать только в 7-8 классах. В преждевременной информации нет необходимости.
Освоив курс ментальной арифметики, ребёнок понимает, что считает лучше, чем одноклассники, качественнее воспринимает и усваивает новую информацию на уроках в школе. Скажу больше — у ребёнка появляется азарт, он понимает, что может больше, чем сверстники.
Конечно, оценки в школе не главное. Однако мы понимаем, что ребенок с развитым мышлением добьется в жизни гораздо больше. После прохождения курса дети овладевают способностью считать ментально четырёхзначные числа, решать сложные арифметические задачи в уме за считанные секунды. Слаженная работа двух полушарий увеличивает скорость мыслительных процессов, улучшается успеваемость в школе, ребенок становится уверенным в себе к чему мы родители и стремимся.