Ментальная карта примеры по математике: Ментальные карты по математике — Электронный кабинет Скарбинская Н.П. – Презентация по математике «Ментальные карты» ФГОС

Содержание

Карты разума на уроках математики

Коновалова Ольга Викторовна

КАРТЫ РАЗУМА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Введение. Изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач; управление самостоятельной работой учащихся и т.д. Сущность этих приемов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой — выступать в качестве источника новых знаний.

Очень часто, для того, чтобы запомнить что-то, мы записываем это куда-нибудь и храним до момента, пока эта информация нам больше не понадобится. Но иногда, и этого бывает недостаточно. Например, сидя на уроках, дети привыкли записывать информацию в линейном виде. Обычно здесь используется текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Тогда многие учащиеся сталкиваются с некоторыми проблемами: записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти, в таком конспекте трудно выделить главное, время при такой записи расходуется очень неэффективно. Постоянное следование неэффективным традиционным способам записи имеет негативные последствия для мышления. Учеба часто ассоциируется со скукой, с необходимостью постоянно выкладываться, а нередко и с ощущением неудовлетворенности собой. Причем бывает так, что чем старательнее ребенок записывает, тем хуже результат, потому что вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Поэтому возникает вопрос, а как же лучше записывать информацию, для того, чтобы она легко запоминалась, а сам процесс ее восприятия не утомлял. Естественно, я заинтересована в рациональном способе запоминания информации учащимися. Немного поискав в интернете, я наткнулась на очень эффективный метод запоминания материала – составление ментальных карт (карт разума), о котором я и хочу рассказать чуть подробнее.

История и развитие ментальных карт. Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. В принципе, этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. В некоторых переводах приводится другое название данной методики: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти»
Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 50 г. XX века. Он исследовал мыслительные системы, которые были предпочтительными в  эпоху античности и Ренессанса. После этого ученый и предложил замечательный способ помочь своему мышлению вместо того, чтобы бороться с собой. Опираясь на опыт великих мыслителей прошлого, Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они следовали ассоциативным связям и даже фантазии. Поэтому их записи были живыми и «говорящими», способными донести информацию не только их непосредственному создателю, но и любому иному человеку, даже через толщу веков. Отсюда же психолог почерпнул и значение рисунка для передачи и оформления собственных мыслей. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз – неверно, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Психолог систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Структурирование интеллект-карт. Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Никакого сухого материала, длинных умных фраз, стенографии и иных способов сохранения и передачи информации. Поэтому и дальнейшая работа с такими ментальными картами не будет вызывать дискомфорт и отторжение. Более того, с ними будет работать интересно и продуктивно.

Тони Бьюзен дает несколько советов по созданию ментальных карт:

  • Ключевые слова помещаются не в прямоугольники или всевозможные пузыри, висящие на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.

  • Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключать создание монотонных объектов.

  • На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

  • Длина линии должна быть равна длине слова.

  • Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть четкие, легки в прочтении.

  • Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.

  • Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.

  • Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.

  • Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, а для более крупных – А3.

  • Если ветви чересчур разрослись, их можно заключить в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  • Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобнее читать карту.

Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме. Если же этого не получилось, то есть смысл продолжить анализ и ассоциативный ряд. Иногда для этого необходимо уделить больше внимания какой-либо одной отдельной ветке, которая вышла не очень красиво, а значит, и является слабым звеном.

Практическое применение.

Ученики могут использовать такую карту для конспектирования материала, составления плана своего ответа, графического отображения изучаемых концепций. Обучив ребят методу составления ментальных карт, у меня получился своего рода набор разнообразных ментальных карт по различным разделам математики. Наиболее интересные карты, составленные учащимися выпускных классов, я предлагаю вашему вниманию.

Рис. 1. Ментальная карта «Графики функций с модулем».


Рис. 2. Ментальная карта «Графики функций».


Рис. 3. Ментальная карта «Действия над дробями».

Рис. 4. Ментальная карта «Область допустимых значений».

Рис. 5. Ментальная карта «Последовательности».


Рис. 6. Ментальная карта «Формулы площадей».

Рис. 7. Ментальная карта «Решение неравенства ».

Рис. 8. Ментальная карта «Свойства функции».


Рис. 9. Ментальная карта «Область допустимых значений. Тригонометрия».

Заключение. Уверена, что благодаря составленным ментальным картам, ребята могут легко запоминать материал, который в последующем понадобится им на экзамене по математике. Надеюсь, что данный материал будет полезен учителям математики при обобщении изученного материала.

Интеллект-карты примеры практических наработок

Когда исследовала эту тему, пыталась понять, почему же эту интеллект-карту любит и пользуется огромное количество людей.  Поняла, только когда нарисовала сама свою умную карту. Это было много лет назад, когда готовилась к экзаменам.  С тех пор я постоянно создаю mind map в своей деятельности.

Поделюсь, как создаю интеллект-карты – примеры практических наработок в разных сферах жизни. Которые,  надеюсь, будут полезны.

 Содержание

                                 домашние дела

                                 личные планы

                                 бизнес

                                  обучение

   

Без труда – выловишь «золотую рыбку» из интеллект карты

Обожаю эту технику! Настолько простая, наглядная и полезная. Совсем коротко – что такое интеллект-карта? Это метод для структурирования информации.   Получил мировую известность благодаря Тони Бьюзен (писатель, психолог), который в своих книгах широко пропагандирует этот метод быстродействия.

Одна из полезнейших книг этого автора «Интеллект карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления». Где описан великолепный метод, который  имеет великое множество названий —  mind map (майнд-карта), ментальная карта и карта мыслей, мыслекарта.

Polza-intellekt-kart

Самый главный принцип работы интеллект-карты основан на особенности человеческого мозга мыслить образами, воспринимать картинки во много раз лучше. Отсюда и польза:  информация сворачивается в визуальное представление.

Представьте себе: к Вам на улице подходит  турист и просит подсказать дорогу к музею. Вы начинаете объяснять: «100 метров прямо, потом направо, потом перейти дорогу, свернуть налево, еще 50 метров, там тропинка такая будет между домами». Объяснение может занять все 15 минут. А если Вы нарисуете на бумаге, это займет 1 минуту.

Причем, в первом случае,   турист может и не попасть к месту назначения, и будет еще спрашивать у другого прохожего. А во втором случае, гарантировано придет к музею.

Интеллект-карты работают по этому же принципу, сжимая многократно информацию, делая из сотни слов – одну картинку.

Используют интеллект-карту, так как она позволяет работать с информацией:

  • Наглядно, в одном месте;
  • Позволяет посмотреть на проект «сверху»
  • Сворачивает информацию
  • Быстрое редактирование, добавление «ветвей»
  • Возможность детализирования до самых малейших подробностей.

Где же можно использовать интеллект-карты?

Интеллект-карты – простые примеры в разных областях:

Сфера применения настолько широка, я бы даже сказала – везде. Использовать умные карты хорошо при многогранных задачах. При достижении цели, где есть более 3 шагов. Иногда эту технику называют «швейцарским армейским ножом для мозга», за многогранные возможности.

Домашние дела

Например, ребенок идет в первый класс. Как это бывает без использования интеллект-карты. Вы садитесь, пишите список на длинный лист, читаете, дополняете, что-то забываете. Это понятно, ребенок первый раз идет в первый класс, и Вы еще никогда не занимались этим делом.

Kak-postroit-intellekt-kartu

А пунктов так много, что забыть что-то вполне возможно. Хорошо, если начинаете готовиться за  полгода, а если за месяц? Приходится бегать по магазинам 31 августа, а ночью подшивать костюм.

Обратите внимание, у каждого родителя будет своя интеллект-карта. На этой картинке представлен личный опыт, который дан, как идея использования умной карты в домашних условиях.

Или как вариант: готовитесь к юбилею. Удержать в голове множество деталей сложно. Кого пригласить, когда, как рассадить, место встречи, меню, оформление зала, тамада, конкурсы, сюрпризы.  Вопросов масса. На бумагу раскинули интеллект-карту, и сразу волнение уменьшается, что что-то забудете.

Личные планы

Однажды, пришла в голову идея построить дом. Проект большой, согласитесь. Страшно за что-то браться, то, что не знаешь. Вопросов больше, чем ответов. С мыслями собирались всей семьей целый год. Я предложила сесть всем вместе и нарисовать интеллект-карту.

За час обсуждений у нас была готовая схема нашей предстоящей задачи. Все вопросы расходились в тоненькие ветки нашей интеллект-карты. Каждый член нашей семьи взял карту, внимательно посмотрел, и добавилось еще веточки.

И что самое интересное, ушел страх перед началом большого, важного дела. Конечно, в течение недели мы что-то добавляли, смотрели еще раз картину целиком.

Zachem-nujni-intellekt-karti

Вторым этапом после составления интеллект-карты – идет составление плана для реализации. И здесь все просто, эти самые ветки становятся шагами, которые нужно прояснять и делать.

Вот еще одна польза интеллект-карты. Перевод карты в план действий.

Через 3 года, так случилось, что наши друзья тоже захотели строиться. Задумали они баню. Меньше по размеру, чем дом. Вроде проще. Друзья не захотели идти по нашему пути и «что-то там рисовать. Вот еще, муж строитель, и так все знаем».

Встречаюсь через месяц. Подруга говорит: «Разругалась в пух и прах, ночами не сплю, не знаю с чего начать». Вот и получается, что интеллект-карта сэкономила мне не только время, но и нервы всей нашей семьи.

Бизнес

Основной моей деятельностью является управление бизнесом и оптимизация процессов. Ни одного проекта не проходит без использования mind map. Особенно эта техника хороша в больших и долговременных проектах. (Об оптимизации бизнес-процессов можно почитать здесь)

Например, в проектах, где много неясного на первых порах. Предположим, что-то в первый раз, клиенты этого никогда не делали. Все удержать в голове невозможно, а потеря информации несет финансовые риски.

Kak-ispolzovat-intellekt-karti

Также хорошо использовать при подготовке выступления или доклада. Предположим, Вам надо выступить с речью минут на 20. Это много страниц печатного текста, которые не всегда есть возможность взять с собой. Да и на оратора, поглядывают как-то не очень хорошо, если он с листа читает. (В отдельной статье можно почитать как справиться со страхом публичных выступлений).

Другое дело, если у Вас с собой всего лишь схема. Иногда поглядывая в нее, речь льется плавно и образно. Просто при подготовке, сначала выучите материал, потом, «накидайте» основные ветки на интеллект-карту и вперед, на трибуну.

Есть еще одна возможность для публичного выступления. В момент семинара или совещания, просто рисовать интеллект-карту для присутствующих. Рисунок заменит Вам сотню слов, помните? И информация схватывается на лету.

Оратор может использовать образы для усиления: не писать на карте слово  «деньги», а нарисовать значок $,  не писать «люди», а нарисовать человечка. Таким образом, для усвоения информации будут задействованы два полушария мозга.  Правое воспринимает – речь и логику, а  левое – образы и картинки.

Причем, время на схематичное отображение ветвей уйдет еще меньше, что полезно сокращением пауз для оратора.

Часто используют mind map в управлении проектами. Переходя от одного шага к другому, окрашивая выполненные этапы. В этом случае видна вся логическая цепочка, привязанная к срокам. Можно составить прямо в Project Manager, а можно экспортировать из других программ.

Это прекрасный инструмент для оптимизации своего времени, особенно в рамках сжатого срока (все о тайм-менеджменте для руководителя можно почитать в новой вкладке)

Еще больше информации по управлению и развитию бизнеса можно почерпнуть из книг по бизнесу тут, подборка лучших в отдельной статье.

Возможно, будет интересны практические аспекты мозгового штурма и диаграммы Ишикавы.

Обучение

Пользу интеллект-карты, я поняла только тогда, когда сама нарисовала и запомнила огромный пласт информации. Готовилась к экзаменам и защите диплома. Так получилось, что заинтересовалась этой темой я на последнем курсе института, когда много сессий было уже позади.

Gde-mojno-ispolzovat-intellekt-karti

Но пришло время для работы над дипломом. Села и от руки (это была моя первая ментальная карта) нарисовала, что нужно для диплома.

И невольно я сравнила: время, потраченное на подготовку к экзаменам без интеллект-карты. И время подготовки к госсам. Минимум в 3 раза. Самое главное, что лучше запоминалось, быстрее. Даже пару шпаргалок подготовила с интеллект-картами на самые сложные вопросы.

Дело в том что, это визуальное представление информации служит спусковым крючком для нашего мозга. На схеме отображены основные моменты, за которыми лежит пласт информации.

Использовать ментальные карты можно не только студентам, но и детям любого возраста. Даже детям до школы можно рассказывать сказки, используя картинки вместо слов, с помощью интеллект-карты. Тем самым, развивая память, воображение и логику.

Совершать ошибки разрешается! 

При использовании этого волшебного инструмента, вижу еще один плюс. При выполнении этой техники очень сложно совершить ошибки.  Даже если Вы что-то забыли. Посмотрев на схему целиком, можно в любой момент добавить недостающие (придуманные вновь) ветви.

Возможно, именно для этого и придумана интеллект-карта. Чтобы взглянуть на проект «сверху», целиком и вспомнить что-то еще. Или по прошествии времени, поменять определения, потому что изменились обстоятельства. Мало того, умная карта убирает волнения и страхи на первом этапе, структурирует план, и становятся ясными первые шаги.

От руки или в программе

Давайте теперь разберем, как построить интеллект-карту.  В середине листа обязательно одним словом, или если Вам удобнее рисунком, обозначьте цель. Далее, рисуя в стороны первые, большие ветви, пишите, все моменты, которые приходят в голову. Задайте себе вопрос: «Что нужно сделать для достижения моей цели? Что может мне помочь?»

Когда основной уровень нарисован, пройдитесь еще раз по кругу, посмотрите на весь проект целиком. Добавьте при необходимости, то, что пропустили. Далее переходите к ветвям второго уровня.  Причем, есть выбор, или сразу продолжать от большой ветки к маленьким, либо по кругу и по уровням. Кому как удобно.

Рекомендуется подходить к созданию интеллект-карты за несколько приемов. Создали первоначальный образ, отдохните, «переварите информацию». На следующий день обязательно появятся мысли, что добавить или где расширить. Можно для «раскачки мозгов» поиграть в друдлы, это один из приемов активации творческого мышления. Почитать подробнее и скачать коллекцию картинок можно здесь.

Если Вы все же сомневаетесь в том, что у Вас есть творческое мышление, то милости просим, в новой статье много приемов для развития креативности.

Совершенно неважно, как Вы будете строить интеллект-карту в начале освоения этого опыта. Главное, получить пользу. Этот инструмент позволяет здорово экономить время, что немаловажно для руководителей (как стать успешным руководителем можно почитать здесь)

Уже потом, при частом использовании, Вы можете пользоваться специальными программами. Существуют приложения и для смартфонов.

Я использую  xmind,  мне удобна больше англоязычная версия.  Там есть возможность экспортировать в Excel, и у Вас в руках готовый план действий. Останется только проставить сроки и ответственных.

Кстати, студентам:  если время совсем ограничено, или нет возможности по объективной причине не можете сами написать реферат или курсовую, милости просим на сайт Напишем.ру, где есть огромный список готовых работ.

Вот мы  и рассмотрели возможности интеллект-карты – примеры использования в разных областях. Надеюсь, Вы почерпнули что-нибудь полезное для себя. Желаю Вам полюбить и использовать этот чудесный инструмент.

Пишите комментарии, делитесь своим опытом, ставьте лайк, присоединяйтесь к нам  в социальных сетях. Возникшие вопросы,  присылайте сюда:   Центр заботы о клиентах

P.S. А те, кто хочет утроить мощность своего бизнеса:  скачайте мою бесплатную книгу – Рестайлинг твоего бизнеса

С верой в Ваш успех,

Светлана Васенович

svetlana-vasenovich

Использование ментальных карт на уроках математики.

Использование ментальных карт на уроках математики.

Тюменева Т.В. МБОУ СОШ №5 г.Борисоглебск.

Системно-деятельностный подход провозглашен в новых ФГОС как основа современного образовательного процесса.. Этот подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе учебной деятельности.

«Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю». ( Конфуций )

Это основная мысль, к которой я пытаюсь привести процесс развития личности обучающегося. Теперь наши ученики получают возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, компетентности и умение учиться.

Обучение в традиционном понимании-это процесс передачи знаний, умений, навыков, социального опыта от старших поколений-подрастающему.

Обучение в рамках компетентностного подхода— это процесс приобретения опыта применения усвоенных знаний, умений и навыков в разных видах деятельности.

Информационная функция обучения перестает быть главной. Определяющей становится функция развития личности школьника средствами математики, подготовка его к пониманию различных ситуаций, нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы.

Из всего вышесказанного возникает вопрос, что же важнее развивать у учащихся для повышения качества обучения математики, в том числе и для повышения качества подготовки к итоговой аттестации. Я предлагаю развивать критическое мышление. Что это? Какие формы, приемы становятся наиболее актуальными на различных этапах урока? Что научит детей критически оценивать, осмысливать и применять информацию? Для начала ответим на вопрос: что такое критическое мышление?

Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества.

Процесс запоминания информации не является критическим мышлением. Запоминание важная мыслительная операция, без которой не возможен учебный процесс. Понимание — это тоже важная мыслительная операция, но оно позволяет ученику только переводить чужие мысли и идеи на доступный для себя язык и уровень, таким образом, его собственное мышление остается пассивным. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи оцениваются, подвергаются сомнению или ищут своего подтверждения, развиваются и применяются. Развивать мышление- значит развивать умение думать.

Изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а так же опытов, применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач, показ объекта с разных сторон; управление самостоятельной работой учащихся и т.д. Сущность этих приемов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой — выступать в качестве источника новых знаний.

Подготовка к уроку — это творческий процесс, а в любом творческом деле важна идея. Все началось с публикации книги американского учёного и бизнесмена Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект –карт (ментальных карт) и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Таким инструментом являются интеллект карты.

Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!» Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Супермышление». В ней Бьюзен популярно описал метод ментальных карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.

Структура интеллект- карты:

Интеллект-карта имеет четыре базовые черты:

  • объект внимания/изучения сфокусирован в центральном образе;

  • основные темы и идеи, связанные с объектом внимания, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

  • ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами. Идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящими от центральных ветвей и т. д.;

  • ветви формируют связанную узловую структуру (систему).
    Качество и эффективность дивергентных карт можно улучшить с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что позволяет повысить занимательность, привлекательность, оригинальность и эффективность дивергентной карты.

Рассмотрим законы интеллект -карт и рекомендации по их составлению.

Правила построения интеллект -карт.

  1. Начинать с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект -карты. Необходимо начинать с главной мысли, тогда появятся новые идеи, чем ее дополнить.

  2. Читать по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект -карт. Если задавать другую последовательность, необходимо обозначать очередность чтения порядковыми цифрами.

  3. Использовать разные цвета. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время.

  4. Экспериментировать всегда. В течение своей практики автор видел множество интеллект -карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой.

Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект- карты даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Раскрашивать. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение.

Использовать ключевые слова. Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда мы читаем лишь ключевые слова, у нас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Связывать мысли. Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Таким образом, законы интеллект- карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

Развитие мышления учащихся

Изучение нового материала или систематизация знаний в ходе урока может сопровождаться совместным составлением интеллект- карты учителем (на доске) и учащимися (у себя в тетрадях). При этом уделяется большое внимание ассоциативным и логическим связям между элементами карты. Таким образом, при совместном составлении карты развивается логические мышление учащихся. При самостоятельном составлении интеллект-карты развивается не только логическое, но и творческое мышление учащихся. Теперь рассмотрим вопрос, а какая же польза ученику от такой работы?

Составление карты — творческий процесс на основе дивергентного мышления, ассоциативно-логического развертывания знаний. Цель такой работы — зафиксировать, сделать более сильными связи между элементами знаний ученика, структурировать знания и опыт учебной деятельности, усовершенствовать «сетевую» структуру знаний. Выполняя интеллект-карту, учащийся совершенствует, развивает соответствующую когнитивную структуру (вербальную сеть, ментальное пространство), которая становится более разветвленной, мобильной и гибкой. Развитые когнитивные структуры позволяют при решении учебной задачи или реальной проблемы эффективнее находить различные варианты решения, в том числе оригинальные, наиболее рациональные. Таким образом, составляя интеллект-карты, учащиеся развивают своё мышление.

Необходимо отметить еще один вариант использования интеллект-карты — дивергентная карта дается учащемуся в «полу готовом» виде: на ней указывают все связи, логические цепочки, но не отражены некоторые элементы, которые и должны восполнить учащиеся. Это получается карта-тест. У нее двойное назначение:

  1. Проверка знаний учащихся по изученной теме.

  2. Фиксация в памяти важнейших связей между элементами знаний, отображение в сознании структуры знания, которая изначально в карте задается учителем.

В данном случае очевидно преимущество интеллект- карт перед обычным тестом, ведь отвечая на вопросы обычного теста, в сознании учащегося вопросы теста не предстают в виде некоторой целостной системы, он не фиксирует связи между ними, воспринимает каждый вопрос как изолированный элемент теста.

Учитывая загруженность учителя (согласитесь, не всегда есть время создать качественную презентацию к уроку), я предпочитаю, когда карта составлена самими учащимися, и она будет представлять собой полноценный образовательный продукт. Технология создания ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной. Если использовать ее систематически, то она принесет свои плоды, но для этого нужно время. Результат вряд ли будет радовать, если использовать карту на уроке время от времени. Конечно не на каждом уроке, есть множество других технологий. Ведь технологию мы подбираем под тему урока, а главное цель и задачи урока.

Список литературы

  1. Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 383 с.

  2. Антипов И. Н. Методика факультативных занятий в 9—10 классах: Избранные вопросы математики. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983.—176 с.

  3. Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт.- М.: «Альпина Паблишерз», 2010. – 312 с.

  4. Блох А. Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. – М.: Просвещение, 1987.— 416 с.

  5. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Перевод с англ. Е.А. Самсонов. – 3-е изд. — Мн.: Попурри, 2006. – 304 с.

  6. Дэвид Клустер Что такое критическое мышление? //Журнал «Перемена», № 4, 2001, М.: Издательство Центр гуманитарной литературы – с.36

  7. https:/ru.wikipedia.org

Использование ментальных карт на уроках математики в начальной школе как фактор повышения качества образования.

Мастер-класс по теме: Использование ментальных карт на уроках математики в начальной школе как фактор повышения качества образования.

Учитель МБОУ Тюменцевской СОШ Григорьева Лиля Васильевна

Оборудование: Листы бумаги, клей, фломастеры, картинки, учебники, правила составления ментальных карт, магниты, листы оценивания.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я Григорьева Лиля Васильевна учитель начальных классов МБОУ Тюменцевской СОШ.

Давайте с вами познакомимся.

Есть ли в аудитории учителя начальных классов?

Кто ведёт 4 классы?

Есть ли среди вас знакомые друг с другом?

Есть ли друзья?

Есть ли те, кто приехал из других школ?

Я рада, что у нас сегодня собралась такая разнообразная компания, надеюсь имея столько общего мы сегодня плодотворно поработаем в группах!

Назовите свое имя соседу справа и слева. Ну что ж будем знакомы!

Наше современное общество ставит перед образованием важные задачи. Выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен уметь гибко адаптироваться в меняющемся мире, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно и творчески мыслить, рождать новые идеи.

Цель обучения с позиции учителя состоит в том, чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без его помощи.

Математика один из самых сложных предметов, не все дети успешно справляются с усвоением материала, хотя даже начальные классы на своем уровне понимают ее значение в жизни.

(Ролик)

Дети понимают, зачем нужна математика, но не всегда могут успешно справится с программой. Наша задача помочь им различными способами. Одним из методов работы является построение ментальных карт (интеллект – карт, карт ума, карт памяти).

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

(Слайд 1)

В основе метода построения ментальных карт лежит известный всем принцип функционирования левого и правого полушарий головного мозга: левое полушарие доминирует в точных областях, правое – в творческих.

(Слайд 2)

Какое полушарие ведущее у Вас?

 Посмотрите, в какую сторону крутится девушка?

Если вам кажется, что изначально девушка крутится против часовой стрелки — у вас больше развито правое полушарие, а если по часовой — левое.

 (Слайд 3)

МК используют функции и левого и правого полушария одновременно, то есть развивают все виды ментальных (или умственных) способностей.

При использовании интеллект карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Можно сказать, что по сути своей, ментальная карта является упрощенным графическим отображением течения наших мыслей.

(Слайд 4)

Апробация мною приема показывает преимущества интеллект-карт:

Пишем: с удовольствием, быстро, мало

Видим: взаимосвязи, структуру изложения материала, логику

Развиваем: мышление, память, воображение

Задействуем: весь потенциал, творчество

Запоминаем: сразу, много, качественно

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

(Слайд 5)

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы).

(Слайд 6)

Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Ветви должны быть изогнутыми, как ветви дерева. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви.

(Слайд 7)

На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.

Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова.

(Слайд 8)

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры).

(Слайд 9)

Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

(Слайд 10)

Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

(Слайд 11)

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

(Слайд 12)

Правила.

Можно ли обучать составлению ментальных карт в начальной школе?

Можно и нужно.

(Слайд 13)

МК помогают оптимизировать многие образовательные процессы.

На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?

Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на уроке.

Таким образом, проанализировав метод составления ментальных карт, опыт работы педагогов, можно утверждать, интеллект-карты созвучны содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Учитывая особенности использования карт в начальной школе, возможно, повысить качество образовательных результатов. «Карты разума» помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание участников образовательного процесса, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Главное достоинство метода — его универсальность, и то, что методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

Правила составления ментальных карт

1. Бумага белая, нелинованная.

2. Расположение слов на веточках сверху. На одной ветке только одно — два слова.

3. Структура карты радиальная.

4. Больше картинок, разные цвета.

5. Записи печатными буквами.

Приложение 1

hello_html_35716c86.jpghello_html_1503c810.jpghello_html_6326b8fd.png

hello_html_3ee695d9.pnghello_html_3513cfcd.jpg

hello_html_m73eac08c.jpghello_html_m425d7b51.jpg

hello_html_1f370f46.jpghello_html_6b3179be.pnghello_html_1f5e9402.jpghello_html_m18c93c0a.jpghello_html_731b09d6.pnghello_html_m13bfdfb9.png

hello_html_6a50ffe3.jpghello_html_m2fbceb52.jpghello_html_m4f5077c5.jpghello_html_m47b2d58c.jpghello_html_1b685999.jpghello_html_305e72ff.jpg

hello_html_m3dce3c05.jpghello_html_m14d7e37c.jpghello_html_3c7bca98.jpg

100000

Приложение 2

Пожелания:

Пожелания:

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что я узнал?

Пожелания:

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что я узнал?

Пожелания:

1

2

3

4

5

hello_html_m787336.jpghello_html_782cc936.pnghello_html_m65969caf.jpg

hello_html_m2517e6b6.jpghello_html_m57192ee2.jpghello_html_7d6a8e88.jpg

hello_html_0.gifhello_html_0.gif

hello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_m3c0adc08.jpghello_html_m398ff900.pnghello_html_7d6a8e88.jpg

hello_html_m2517e6b6.jpghello_html_m65969caf.jpghello_html_m3c0adc08.jpg

5 способов, которые помогли мне превратить хаос в порядок / SmartProgress corporate blog / Habr

«Ментальная карта… Опять эзотерика?» — подумала я, впервые прочитав это название больше полугода назад. Потом вникла, попробовала нарисовать в таком формате свои планы на неделю. Получилось на удивление легко и интересно.
Здесь бы я могла написать, что с тех пор я стала пользоваться картами постоянно, но это не так. Я про них забыла. И вспомнила лишь в августе, когда планировала поездку в отпуск. Вот что из этого получилось.


Что такое интеллект-карты

После первой встречи с картами прошло несколько месяцев. Я планировала свое время: звенел таймер Pomodoro, работала матрица Эйзенхауэра, календарь пополнялся делами и раскрашивался в разные цвета. Но было ощущение, что есть еще какой-то классный метод, только вспомнить его не могу.

И вдруг, случайно наткнувшись на обзор сервисов для майнд-карт, я поняла, какого инструмента мне не хватает. Пазл сложился и понеслось – карта для похода в магазин, для планирования жизненных целей, для работы. Карты, карты, карты…Они были синими и разноцветными, в mindmaps и на альбомных листах. Сейчас эйфория схлынула, и я более трезво пользуюсь ими. Расскажу, как и когда.

Интеллект-карты и я

Эти штуковины эффективны там, где требуется набросать общее видение ситуации и поэтапно детализировать ее. С помощью карт мои коллеги составляют семантические ядра, проектируют карту сайта, проводят маркетинговые исследования, генерируют идеи, готовятся к презентациям, организовывают мероприятия, планируют бюджет и просто составляют список дел на неделю.

Где можно пользоваться картами

1. Работа с информацией (презентации, выступления)

Что делаю я
С помощью карт собираю информацию, сортирую ее. Что мне известно о предмете: свойства, недостатки, особенности, использование – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.

Что делать вам
Замените нудную лекцию простой презентацией, и вы привлечете внимание аудитории. Замените интересной презентацией –завоюете еще и уважение слушателей.

2. Обучение и запоминание

Что делаю я
То же самое, что и в предыдущем пункте: выделяю основной вопрос, раскладываю его по полочкам. Огромный плюс карт – можно дорисовывать ветки, если вдруг в голову пришла новая мысль. Поэтому рисую всегда с запасом. С сервисами у меня не очень пока складывается дружба, я предпочитаю белоснежный лист и цветные фломастеры.

Что делать вам
Создавайте конспекты лекций или книг, пишите различные тексты (курсовые, диссертации, статьи), анализируйте текст. Можно использовать детальные карты (1 карта-1 вопрос), можно записывать основные схемы.
Кстати, большинство из вас видело подобие интеллект-карт в учебниках – это блок-схемы основных вопросов курса.

3. Мозговой штурм.

Что делаю я
Придумываю идеи (что подарить на праздник), решаю проблемы (где найти время на занятия) – так карты помогают при мозговом штурме. Могу рисовать карты одна или с коллегами, в любом случае это эффективно.

Что делать вам
Карты для брейнсторминга рисуются как обычно. В центре – проблема, крупные ветки – решения, мелкие – особенности или последствия. Если нужно генерировать идеи, то в центре будет тема, а сами идеи – это крупные ветки.

4. Принятие решений.

Что делаю я
Я логик до мозга костей. Интуитивные решения – не мой конек. И тут у меня возникают расхождения с Тони Бьюзеном, основоположником метода интеллект-карт. Считается, что рисование, использование символов стимулируют творческое мышление, а значит, мозг настраивается на поиск эффективного и нестандартного выхода из ситуации (с тим не спорю). А еще в такие моменты включается интуиция и мы на ее основании принимаем решение (вот тут закавыка).
Поэтому я просто в центре листа пишу проблему, ветками 2 уровня обозначаю все возможные решения, а ветками 3 уровня – последствия этих решений.

Что делать вам
Записываете проблему и крутите ее со всех сторон, параллельно записывая все, что в голову придет. Упорядочили мысли – увидели решение. Кому легче оперировать фактами и цифрами, тот пишет их на ветках. А кто полагается на интуицию, тот сделает ставку на ассоциативность карт.

5. Планирование.

Планируйте рабочие и личные проекты, бюджет или время.

Что делаю я
Сначала на карте я записала все книги, которые хочу прочитать. Потом от книги выделила форму, в которой буду усваивать материал (конспект, саммари). И создала аналогичную цель на SmartProgress.
И тут вылез жирный такой недостаток карт — их трудно привязывать к срокам. На диаграмме Ганта, например, четко видно, какое событие и когда должно идти, видна временнАя взаимосвязь событий. А на майнд-карте можно только подписать срок, до которого нужно выполнить задачу. В SmartProgress можно ставить промежуточные сроки, там есть напоминания о дедлайнах. Так что в связке эти два инструмента работают хорошо.

Что делать вам
В центре листа обозначьте цель, например, «провести юбилей свадьбы». А дальше записывайте ассоциации. Выбор места проведения, список гостей, меню, бюджет, программа – вот ключевые линии вашей интеллект карты. От каждого крупного луча отходят еще несколько маленьких лучиков, конкретизирующих, кого и каким способом вы пригласите, какие элементы программы будут, и кто за них отвечает.

Почему выигрышна именно такая форма

Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации. Неважно, планируете ли вы юбилей или организовываете командную работу над проектом, все основные данные можно уместить на одном большом листе.

Чем больший объем коры головного мозга подключается к восприятию информации, тем она лучше запоминается. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.

Плюсы и минусы интеллект-карт

О недостатках я уже писала – нет взаимосвязанности со сроками.

А теперь о достоинствах.

• Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях проекта. Это помогает расставить приоритеты.
• Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и противоречия, помехи, накладки.
• Удобно помечать уже пройденные пути.
• Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви.
• На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты дружелюбно соседствуют с количеством людей.

Что, если использовать майндмэппинг для планирования целей? В сочетании со SmartProgress получается вполне результативно. На карте определяются основные направления, а дисциплинирование происходит с помощью сервиса.

Как строить карты

Принципы рисования карт

В центре листа или чуть выше нарисуйте центральный образ (идею, цель, проблему). Отведите от него ветки первого уровня (под-идеи), с ассоциациями или ключевыми понятиями, немного раскрывающими центральный образ. От веток 1 уровня отведите ветки 2 уровня. Если необходимо, добавьте ветки 3 уровня.

12 советов по рисованию карт

1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.
2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.
3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.
4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать.
5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.
7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.
9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное.
11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.
12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.

Сервисы для интеллект-карт

Если вы не любите рисовать от руки (и очень зря!), то выбирайте платные или бесплатные программы для рисования карт на компьютере. Они отличаются дизайном, способами экспорта изображений, возможностью подключать To-do List, совместимостью с платформами.
Я пользуюсь онлайн-сервисом MindMeister. Он совмещается с Meistertask (планировщиком). Плюс можно подключать платные PRO-пакеты. Данные хранятся на облаке, поэтому я могу с любого ноута подгружать карты. Яркий, много возможностей для творчества, интуитивно понятный в управлении. Шаблоноы есть, не знаю, кому как, мне пока хватает.

Психологи считают, что лучше всего рисовать от руки, максимально активизируя творческое мышление, тогда вы будете думать и решать проблемы гораздо эффективнее. А современный ритм жизни предлагает использовать любой понравившийся сервис. Что ж, решать вам. Но интеллект-карты — это инструмент действительно классный, рекомендую.

Интеллект-карты для запоминания информации

Всем привет! Сегодня я расскажу Вам об интеллект-картах. Впервые я с ними познакомилась при прохождении одного тренинга.

Для получения доступа к новому занятию требовалось выполнить домашнее задание. И одним из пунктов было составление интеллект-карты пройденного урока.

Сначала мне показалось это бессмысленным. Но сделав несколько карт, я поняла на сколько гениален этот способ.

Теперь чтобы вспомнить некоторые моменты урока нет смысла смотреть его заново. Достаточно взглянуть на карту и сразу все необходимое всплывет в памяти. Это действительно здорово!

Но давайте обо всем по порядку. Я расскажу что, зачем и как.

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.

Структура карты:

  • Центральная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
  • Ключевые темы: структура, заголовки;
  • Подтемы: детализация ключевых тем.

Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому предлагаю несколько примеров интеллект-карт:

 Примеры интеллект-карт

Существует множество способов создания карт, как простых, так и сложных.

Одна из статей на блоге посвящена методу 6 шляп. Если Вы еще ее не читали, то Вам сюда.

Ее содержание можно представить следующим образом:

6 шляп мышления

И еще парочка примеров:

примеры интеллект-карт

интеллект-карты примеры

Используйте оба полушария мозга

Чем интеллект-карты лучше традиционных заметок?

Этому методу, созданному Тони Бьюзеном, учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран.

Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей, а также способствует большей вовлеченности сотрудников во время совещаний.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество.

полушария мозга

При создании обычных заметок Вы используете только левое полушарие, а при создании интеллект-карт Вы задействуете оба полушария.

Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.

Хотите больше узнать об интеллект-картах и увеличить свою продуктивность с помощью них, тогда вам сюда.

Сфера применения

Карты можно использовать для:

  • запоминания содержания книг и  курсов,
  • создания заметок,
  • поиска новых идей,
  • решения сложных проблем,
  • запоминания речей,
  • структурирования идей,
  • запоминания фильмов,
  • для тренировки памяти
  • для развития творческих способностей,
  • для организации мероприятий,
  • для запуска проекта.

Если Вы блогер, то Вы можете использовать карты при создании курса или электронной книги, для записи новых идей для статей, для составления плана работы над блогом, для проведения презентация.

Вы также можете использовать интеллект-карту в качестве бонуса за подписку. Кроме этого, Вы можете создавать карту, чтобы запомнить основные идеи из книг по личностному росту.

Как сделать интеллект карту

Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Заодно отвлечетесь от компьютера.

Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты. Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2015» или нарисовать картинку, символизирующую ее.

Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете mind map для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано!

Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета!

Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме!

Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками.

Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение.

Возможно, первая карта не будет идеальной, но со временем Вы станете мастером в этом деле. Кстати, данный метод можно использовать для создания карты желаний.

Создание карты мыслей — увлекательное задание, но стоит заранее отвести определенный лимит времени на эту деятельность, иначе Вы можете потратить больше времени, чем это необходимо, и добавить лишние элементы на карту.

Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн бесплатно.

Об одном из них я рассказываю в видео.

Поделитесь в комментариях, что Вы думает о данном методе и используете ли его?

Мастер-класс по созданию интеллектуальных карт на уроках математики

Слайд 1

Добрый день

Хочу представить тему мастера-класса…Возможности использования ментальных карт при формировании общих, профессиональных компетенций у обучающихся

Слайд2

Уважаемые коллеги. вы согласны со мной, что сегодня на уроке, главное это мышление учащихся, а не механическое запоминание, самостоятельная деятельность а не монологический способом информирования учащихся.

Поэтому я определила для себя важным моментом применения

Слайд3

эффективной педагогической технологии, развития креативного мышления

Слайд4

Пять эффективных технологий позволяющие развивать креативное мышление

Слайд6

Среди многообразия приёмов технологии, мне больше нравиться на первый взгляд, сложный, но очень интерсный прием майндмэппинг (mindmapping). составления интеллект – карт или ментальных карт. Нет однозначного перевода с английского на русский язык, поэтому приём имеет разные названия, суть одна

Слайд7

Если среди присутствующих педагогов есть те, кто использует этот приём в своей практике, то, конечно, поймут меня о чём пойдёт речь.

Для тех же, кто хочет понять суть приема и применять, надеюсь, будет интересно, с удовольствием поделюсь

Слайд 8

Попробую ответить на вопросы:

Что такое ментальная карта?

Как создается

В чём ее достоинство

Как можно использовать ментальную карту?

Слайд 9

В основе метода лежит известный всем принцип функционирования левого и правого полушарий головного мозга.

Слайд 10

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв.

Слайд 11

Иными словами уважаемые коллеги это такой способ организации мышления, имеющий много неповторимых преимуществ перед обычными способами записи материала, предназначенного для запоминания.

Пять самых больших плюсов использования этого приема, которые я хотела вам предложить вашу педагогическую копилку.

Слайд 12

Мы с учащимися пишем:

Видим:

Развиваем:

  • мышление

  • память

  • воображение

Задействуем:

Запоминаем:

  • сразу

  • много

  • качественно

Это все нам позволяет легко учиться

Слайд 13

Для меня как для учителя открываются возможности

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

  • активизировать деятельность

Слайд 14

Есть определенные правила, которые я рекомендую придерживаться при составлении карты:

Слайд 15

1. Бумагу лучше брать белую, формат на ваше усмотрение, лист расположить горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.

2. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения),символизирующий основную идею.

3. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

4. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

Слайд 16

Следуя этим правилам, мы с обучающимися научились создавать красивые, легко запоминающиеся интеллект – карты, которые позволяют учить и учиться с удовольствием.

Слайд 17

Что дает этот прием студенту

  • Возможность навести порядок в голове, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации.

таким образом, это инструмент визуального представления и записи информации

Слайд 18

В качестве вывода, уважаемые коллеги хочу сказать , ментальная карта позволяет формировать основные навыки

  • самостоятельной,

  • творческой,

  • исследовательской деятельности

работает на развитие общих и профессиональных компетенций

и данный вид деятельности выполняют с удовольствием все категории учеников

Слайд 19

В своей профессиональной деятельности я использую составление ментальных картах в следующих направлениях:

  1. Активно использую в урочной деятельности

Например, карта выполненная студентом второго курса Кузнецовым Алексеем на тему логарифмы, включает в себя понятия и свойства. Эта тем изучается 16 часов.

Интеллект карта – созданная студентами первого курса на тему уравнения . выполнена творчески и образно.

При систематизации знания студентка Фаборовская Марина выполнила ментальную карту на тему многоугольники используя фигуры и с помощью цветных карандашей.

2. Следующее направление использование карт в самостоятельных работах студентов.

Уважаемы коллеги мы же знаем, что это большой объем дополнительной информации, который студент изучает самостоятельно.

Например, используя компьютерные технологии Тунев Влад выполнил интеллект карту на тему «Многогранники». Обучающийся систематизировал, обобщил и презентовал в виде карты свои знания.

Так как я использую рейтинговую систему оценивания знаний предлагаю студентам создать ментальную карту, что такое рейтинг. Перед вами работа Неволина Родиона студента первого курса. которая позволила ему вникнуть в суть рейтинговой системы.

С большим интересом ребята участвуют в конкурсах ментальных карт по темам.

знак вопроса означает, что Вы уважаемые коллеги найдете применение данного приема в своей деятельности. У каждого будет свое.

3 научившись создавать интеллект карты, студенты применяют данный прием в написание ПЭР, а также в исследовательских работах.

Например, студент третьего курса создал с помощью компьютерных технология на тему ремонт колесных пар ментальную карты

Помимо основной деятельности я работаю куратором железнодорожной группы, поэтому использую этот прием и во внеурочной работе.

— на предметных тематических неделях. Например, выполнили с ребятами карту на тему… в неделе английского языка

— Удачно использован данный приём в неделях профессии.

Перед вами карта, где студент презентовал свою специальность, показал основные направления своей бедующей профессиональной деятельности.

Данная работа. выполненная в виде радиальной карты. Студент первого курса показал что изучает техник и его профессиональные качества.

Например, ребята, будущие технологи общественного питания видят историю своей специальности, сферу применения, успешных людей в профессии таким образом. Карта также создана образно и дополняется с помощью картинок и рецептов.

— на конкурсах проф местерства

Воспитательная работа – следующее направление.

— Приём использую на тематических родительских собраниях, где предлагаю составить ментальную карту «Мир профессии глазами моего ребенка»

— На тематических классных часах. Тема карты «наши праздники» во время учебного года

На десятиминутках Например, «Мои достижения на прошедшей неделе»

«Мои планы на эту учебную неделю»

С помощью создания ментальных карт отрабатываю навыки проведения самоанализа своих недочетов и осуществления самооценки. А также планирования учебной недели.

Я вам презентовала в каких областях использую этот прием на данный момент . Знак вопроса означает…

Мы учителя- ученики

мы всегда учимся …

а значит, в будущем я найду еще другие области применение этой технологии в своей педагогической деятельности.

Слайд 20

Китайская пословица гласит

«Скажи мне — и я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Во влеки меня – и я научусь».

Я вам рассказала

Я вам показала

А теперь предлагаю научиться ,..

Слайд 23

Сейчас я предлагаю вам создать интеллект-карту по теме 

Понятие праздник

Я предлагаю разделиться на группы

1 команда составляет ментальную карту с помощью карандашей, фломастеров

2 – составляет с помощью картинок

3 – с помощью компьютерных технологий

После создания прошу презентовать Вши интеллектуальные шедевры

Спасибо большое

Слайд 24

Каждый выбирает для себя…

Каждый выбирает по себе…”

Спасибо за внимание!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *