Ментальная арифметика программа – Рабочая программа по математике: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности дистанционного обучения «Ментальная арифметика»

Рабочая программа Ментальная арифметика

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону

«Центр дополнительного образования детей»

Принята Утверждаю

на заседании методического совета Директор ЦДОД

Протокол № ______ _________ М.Е. Щаднева

«___»____________ 2019 г. приказ № ___ от ______ 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

детского объединения «КВАНТ»

«Ментальная арифметика»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 7 — 10 лет

Разработчик: педагог дополнительного образования

КУЛЕШ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Ростов-на-Дону

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………………….

3

2. Учебно-тематический план………………………… …………………

3. Содержательный аспект программы…………………………. ………

4. Предполагаемый результат …………………………………………..

7

8

5. Комплекс организационно-педагогических условий

реализации программы:

5.1 Методическое сопровождение программы ……………..……

5.2 Диагностические материалы ………………………………………….

10

11

6. Список используемой литературы ………………………………

13

7. Приложения………………………………………………………………………..

14

Поясните

льная записка

Программа естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика» разработана для учащихся 1-4 классов по углубленному изучению математики. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. Вид программы: экспериментальная (период опробации).

Актуальность программы обусловлена:

  • государственным заказом на развитие и воспитание математически грамотных, интеллектуально развитых, целеустремленных школьников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;

  • заказом общества на определенный уровень математического развития школьника, формирование общей математической культуры ученика;

  • потребностями семьи на формирование у детей интеллекта, мотивации к обучению, развитие математических способностей, инженерных задатков, воспитание будущего мыслящего человека.

Программа «Ментальная арифметика» предполагает обучение быстрому устному счету на специальных счетах — соробане. Научившись считать на соробане, ученики начинают ментальный счет.

Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует

более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала

ребенка.

Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом

возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее

ребенка.

Таким образом, ментальная арифметика способствует:

— Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

— Развитию уверенности в собственных силах;

— Улучшению внимательности и концентрации внимания;

Основные идеи программы: ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Развивается логика, творческое, аналитическое мышление, фотографическая память, быстрота реакции, увеличивается уверенность в себе. На уроках ментальной арифметики используются флеш карты, развивающие задачки, диктанты на слух, ментальные диктанты, эстафеты, которые также развивают мелкую моторику рук, слуховую и визуальную память.

Педагогическая целесообразность программы очевидна: Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность.

Цель программы: создать условия для развития основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета.

Задачи:

Метапредметные:

1) развивать образное, творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;

2) развивать концентрацию внимания и скорость реагирования на поставленную задачу, а также способность включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;

3) развивать внимание, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

Предметные:

1)активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;

2)улучшать зрительную и слуховую память, увеличивать объём долговременной и визуальной памяти;

3)формировать вычислительные навыки, повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес к точным наукам — арифметике и математике.

Личностные:

1)воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях ментальной арифметикой;

2) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу;

3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека;

Адресат программы: программа «Ментальная арифметика» рассчитана на 1 год обучения детей 7-10 лет (1-4 класс общеобразовательной школы).

Формы организации образовательного процесса:

групповые занятия по 8 человек в группе, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Всего 68 часов за учебный год. Продолжительность занятия 45 минут. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.

Виды деятельности на занятиях: познавательная, учебно-тренировочная, проектно-исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Ожидаемые результаты: после успешного прохождения программы «Ментальная арифметика», обучающиеся смогут:

— Усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;

— Повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;

— Использовать полученные знания в личностном развитии.

— У младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

— учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

— готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

— способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;

— способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Ученик научится:

— выражать в речи свои мысли и действия;

— строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

— задавать вопросы;

— использовать речь для регуляции своего действия.

Метапредметные результаты:

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

различать способ и результат действия;

— контролировать процесс и результаты деятельности;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и

умственной форме;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Предметные результаты:

Ученик научится:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Рабочая программа по математике: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности дистанционного обучения «Ментальная арифметика»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛА АКЪЯР

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАЙБУЛЛИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Утверждаю:

Директор МАОУ ДОД ДДТ с.Акъяр

_______________/Л.В.Антропова

Приказ №67 от 03.09.2018г

Приняа на заседании

педагогического совета №1

протокол № 1  от 03.09.2018г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»

Возраст детей: 7 — 10 лет

Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель:

Кужагильдина Вагида Равиловна

педагог ДО

Акъяр, 2018

Пояснительная записка

Направленность программы:  естественнонаучная

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика» составлена на основе:

  • Федеральный закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,  Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование».
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Актуальность

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду. А выполнение арифметических действий над ними  приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Без вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе. Чем лучше ученик считает, тем он быстрее и качественнее усваивает новые математические темы. Навыки устных вычислений являются важным элементом общего и математического развития.

Наблюдения за работой учащихся показывают, что многие испытывают трудности в устных вычислениях. А всем известно, что в дальнейшем школьном курсе обучения ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и так далее  нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления.

В программе предусмотрено интеграция очного и дистанционного обучения, целью которого является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства возможности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика».

Актуальность программы дистанционного обучения обусловлена необходимостью создания условий для обеспечения качественным и полноценным образованием тем, кто в силу территориальной удаленности или по состоянию здоровья не имеют прямого доступа к образовательным центрам.

Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.

Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.

В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.

Адресат программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» дистанционного обучения предназначена для детей 8-12 лет, желающих усовершенствовать свои вычислительные навыки и интересующихся точными науками.

Объем и срок освоения программы

Дополнительная общеобразовательная программа дистанционного обучения «Ментальная арифметика» (сложение и вычитание) рассчитана на 1 год обучения по одному часу в неделю (35 недель, 35 часов).

Форма обучения: очно-заочная, дистанционная.

Особенности организации образовательного процесса.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения, с применением дистанционных технологий, посредством создания предметно-информационной среды и организации электронных ресурсов имеет ряд преимуществ. Это:

-нет пространственных и временных ограничений, оно доступно для заинтересованных обучающихся;

— это дополнительное образование, углубляет, расширяет, закрепляет имеющиеся знания у обучающихся;

— это опережающее обучение: оно открыто, обучающийся видит весь курс в целом, может самостоятельно проработать какие-то его части, тренинги;

— это демократическое образование, нет жесткого регламента;

— это активное и мотивированное обучение: никто не заставляет обучающегося освоить программу, он выбирает сам.

Режим занятий.

Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования «Ментальная арифметика» дистанционного обучения на протяжении всего курса обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 45 минут, в год – 35 часов.

Цель: повышение уровня вычислительных навыков обучающихся с помощью абакуса, с использованием современных информационных дистанционных технологий и посредством создания информационно-образовательной среды.

 

Задачи.

Обучающие.

Совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических счет Абакус;

Формирование навыков самостоятельной работы с ИКТ, имеющий последовательный характер.

Развивающие.

Развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;

Развитие памяти учащихся, быстроту их реакции, умение сосредоточиться.

Развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Развитие умения находить информацию и передавать собранную, переработанную информацию по электронной почте.

Воспитывающие.

Воспитание инициативности и самостоятельности, уверенности в себе.

Воспитание интереса к быстрому счету и ментальной арифметике.

Воспитание потребности в саморазвитии, самореализации у детей.


Учебный план

п/п

Название раздела

Количество

часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев.

2

1

1

Решение примеров на время

2

Знакомство с числами 1-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.

2

1

1

Решение примеров на время

3

Набор и определение чисел от 10 до 99 на абакусе. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

2

1

1

Решение примеров на время

4

Набор и определение трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе.. Простое сложение и вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999.

2

1

1

Решение примеров на время

5

Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формулы и базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».

3

2

1

Решение примеров на время

6

Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формулы и базовые упражнения на вычитание с 5.  Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата».

3

2

1

Решение примеров на время

7

Сложение с помощью десятки методом «Помощь друга». Формулы и базовые упражнения сложения с десяткой.

Решение примеров на сложение с десяткой методом «Помощь друга».

6

4

2

Решение примеров на время

8

Вычитание с помощью десятки методом «Помощь друга». Формулы и базовые упражнения вычитанияс десяткой.

Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга».

6

4

2

Решение примеров на время

9

Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом.

Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом.

3

2

1

Решение примеров на время

10

Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом.

Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом.

3

2

1

Решение примеров на время

11

Набор и определение многозначных чисел на абакусе.

Сложение и вычитание многозначных чисел с применением всех изученных формул. Ментальный счет.

 Диагностика.

3

2

1

Решение примеров на время

Итого

35

Содержание учебного плана

Раздел 1.

Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев.

Практика. Тренировка пальцев на абакусе.

Раздел 2.

Теория. Знакомство с числами 1-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-9.

Практика. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.

Раздел 3.

Теория. Набор и определение чисел от 10 до 99 на абакусе.

Практика. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

Раздел 4.

Теория. Набор и определение трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе.. Простое сложение и вычитание в пределах 100-999.

Практика. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999.

Раздел 5.

Теория. Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формулы и базовые упражнения на сложение с 5.  

Практика. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».

Раздел 6.

Теория. Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формулы и базовые упражнения на вычитание с 5.  

Практика. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата».

Раздел 7.

Теория. Сложение с помощью десятки методом «Помощь друга». Формулы и базовые упражнения сложения с десяткой.

Практика. Решение примеров на сложение с десяткой методом «Помощь друга».

Раздел 8.

Теория. Вычитание с помощью десятки методом «Помощь друга». Формулы и базовые упражнения вычитанияс десяткой.

Практика. Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга».

Раздел 9.

Теория. Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом.

Практика. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом

Раздел 10.

Теория. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом.

Практика. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом.

Раздел 11.

Теория. Набор и определение многозначных чисел на абакусе.

Практика. Сложение и вычитание многозначных чисел с применением всех изученных формул. Ментальный счет.  Диагностика.


Планируемые результаты.

Использование дистанционного обучения способствует повышению эффективности учебной деятельности обучающихся, использования возможностей информационно-коммуникативных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

В результате освоения программы у обучающихся предполагается формирование:

— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей.

— способности использовать средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

— заинтересованности в приобретении и расширении знаний.

У обучающихся сформируется мотивация к работе на результат, в данном случае на освоение 1-4 уровней ментального счета.

Оценочные материалы: диагностика результативности освоения программы.

п/п

ФИО обучающихся

Умение набирать числа 1-1000 на абакусе

Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом

Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата»

Умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь друга»

Умение складывать и вычитать числа на абакусе комбиниро-ванным методом

Мен-таль-ный счет

Сформиро-ваны увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со сверстниками и педагогом

Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения

Автоматизированное рабочее место обучающегося:

1. Домашний компьютер.

2. Доступ к сети Интернет.

3. Колонки.

4. Web – камера.

5. Микрофон.

6. Программное обеспечение, соответствующее АРМу учителя (Microsoft Office или OpenOffice).

7. Браузер Internet Explorer (версия не меньше 8.00).

Автоматизированное рабочее место учителя:

1. Компьютер.

2. Доступ к сети Интернет.

3. Колонки.

4. Web – камера.

5. Микрофон.

6. Программное обеспечение Microsoft Lync.        

Учебно-наглядные пособия

Учебные пособия

Демонстрационный учительский счет-абакус

Ученические счеты-абакусы

Особенности организации образовательного процесса: очно-заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия.

Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый). В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая. Количество обучающихся по микрогрупповой программе 3-9 человек

Формы организации учебного занятия: беседы, лекции, практические занятия, презентации, тренинги.

Используемая литература

7.1. Литература, используемая при подготовке рабочей программы:

— Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, 2014, 68 с.

— Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1, 2014, 84с.

— Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 2, 2014, 74с.

— Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2014, 54 с.

— Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013,500с.

— «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного

обучения через интернет» В.Канаво

— Методические рекомендации по организации… irorb.ru›

Электронные ресурсы:

— www.abakus-center.ru

— www. advancecenter.kz

— ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика

Календарный учебный график

п/п

Дата про-веде-ния

Название темы занятий

Коли-чество

часов

Формы аттестации /контроля

1

3.09

Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев.

1

Решение примеров на время

2

10.09

Повторение. Тренировеа пальцев.

1

Решение примеров

3

17.09

Знакомство с числами 1-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-9.

1

Решение примеров на время

4

24.09

Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.

1

Решение примеров

5

1.10

Набор и определение чисел от 10 до 99 на абакусе.

1

Решение примеров на время

6

8.10

Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

1

Решение примеров

7

15.10

Набор и определение трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Простое сложение и вычитание в пределах 100-999.

1

Решение примеров на время

8

22.10

Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999.

1

Решение примеров

9

29.10

Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата».

1

Решение примеров на время

10

5.11

Формулы и базовые упражнения на сложение с 5.  

1

Решение примеров

11

12.11

Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».

1

Решение примеров

12

19.11

Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата».

1

Решение примеров на время

13

26.11

Формулы и базовые упражнения на вычитание с 5.  

1

Решение примеров

14

3.12

Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата».

1

Решение примеров

15

10.12

Сложение с помощью десятки методом «Помощь друга».

1

Решение примеров на время

16

17.12

Формулы добавления 9, 8и базовые упражнения сложения с десяткой

1

Решение примеров

17

24.12

Формулы добавления 7, 6и базовые упражнения сложения с десяткой

1

Решение примеров

18

14.01

Формулы добавления 5,4 и базовые упражнения сложения с десяткой

1

Решение примеров

19

21.01

Формулы добавления 3, 2, 1 и базовые упражнения сложения с десяткой

1

Решение примеров

20

28.01

Решение примеров на сложение с десяткой методом «Помощь друга».

1

Решение примеров

21

4.02

Вычитание с помощью десятки методом «Помощь друга».

1

Решение примеров на время

22

11.02

Формулы вычитания 9, 8 и базовые упражнения вычитания с десяткой.

1

Решение примеров

23

18.02

Формулы вычитания 7, 6 и базовые упражнения вычитания с десяткой.

1

Решение примеров

24

25.02

Формулы вычитания 5,4 и базовые упражнения вычитания с десяткой.

1

Решение примеров

25

4.03

Формулы вычитания 3,2,1  и базовые упражнения вычитания с десяткой.

1

Решение примеров

26

11.03

Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга».

1

Решение примеров

27

18.03

Сложение комбинированным методом

1

Решение примеров на время

28

25.03

Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом

1

Решение примеров

29

1.04

Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом.

1

Решение примеров

30

8.04

Вычитание комбинированным методом

1

Решение примеров на время

31

15.04

Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом.

1

Решение примеров

32

22.04

Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом.

1

Решение примеров

33

29.04

6.05

Набор и определение многозначных чисел на абакусе. Сложение и вычитание многозначных чисел с применением всех изученных формул.

2

Решение примеров на время

34

13.05

20.05

Сложение и вычитание многозначных чисел с применением всех изученных формул. Ментальный счет.

2

Решение примеров

35

27.05

Диагностика.

1

Решение примеров

Итого 35

Дополнительная общеобразовательная программа «Умка» (ментальная арифметика)

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.1.1. Цель и задачи программы

1.1.2. Основные принципы

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы «Умка»

1.1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Умка»

1.2. Диагностика освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы «Умка»

  1. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

2.2. Формы, способы, методы и приемы реализации дополнительной общеобразовательной программы «Умка»

  1. Организационный раздел

3.1. Материально-техническая обеспеченность

3.2. Обеспечение методическими материалами

Организация

режима

реализации программы

3.4.

Перспективный

календарно-тематический план на учебный год

2

Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа обучения ментальной арифметики «Умка» позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного и школьного возраста устному счету с использованием арифметических счет Абакус, в рамках дополнительного образования.

Программа дополнительного образования по «Умка» направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга,

  • это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных.

Занятия по программе «Умка» помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления.

Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей.

1.1.1. Цель и задачи программы

Цель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.

Задачи образовательной программы

  • развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способность включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;

3

1.1.2. Основные принципы

Системность

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Комплексность

Развитие ребёнка — комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Дополнительная общеобразовательная программа «Умка» разработана в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.

Постепенность

Пошаговость и систематичность в освоении и формировании значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.

Индивидуализация темпа работы

Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.

Повторяемость

Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Взаимодействия

Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической деятельности.

1.1.2. Значимые для разработки и реализации программы дополнительного образования характеристики

Исходя из малой комплектности групп (до 7 человек) программа базируется на принципе индивидуализации обучения и развития ребенка.

Научно доказано, что дети в возрасте с 4 до 12 лет имеют наиболее пластичные мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Ментальная арифметика берет свое начало в древней Японии, где уже тогда с помощью абака, специальных счетов, дети могли улучшить свою память, производить в уме сложные расчеты, тренировать внимание и концентрацию.

Дело в том, что в отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые, к сожалению, в век современной модернизации, наши дети осваивают предельно рано и которые могут тормозить мозговую деятельность, абак, наоборот повышает умственное развитие, комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым.

Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:

  • Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.

  • Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка

быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления. Продолжительность курса 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа). Во время занятий происходит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями.

Программа содержит планирование по разделу обучение Менар и системный цикл домашних заданий. Работа проводится фронтально в группах до 7 человек. Обучение осуществляется в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счёты Абакус, далее детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Учитывается деятельностный подход в обучении ментальной арифметике. Детям дошкольного и младшего школьного возраста интереснее и понятнее те занятия, которые даются не в словестно-теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятия превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.

1.1.4. Планируемые результаты освоения программы

дополнительного образования

Ожидаемые результаты обучения:

  • Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.

  • Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди. Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)

  • Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 и больше, знак «+», «-»)

  • Имеет достаточную скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: на счётах «Абакус», при ментальном счете (скорость, кол-во чисел)

  • С легкостью и увлечённостью выполняет упражнения на развитие логического мышления ,упражнения на глазодвигательную реакцию

  • Проходит активное и взаимоувлеченное взаимодействие с семьей, повышенная вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создание комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день).

  • Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр)

  • Умеет одновременно выполнять математические действия и другие действия (рассказывать стихотворение, играть на музыкальном инструменте, петь и т.д.)

1.2. Диагностика освоения детьми программы

Промежуточная и итоговая аттестация

Для определения уровня усвоения программы применяются два вида мониторинга:

Внутренний мониторинг.

  • начале года о проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания.

  • конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы

Ф.И.О._____________________________________________________________________

Возраст______________

Показатели для мониторинга

Уровень на начало учебного

Уровеньнаконец

года

учебного года

Умение работать в тетради

(постановка руки при написании

цифр)

Эмоциональная вовлеченность

ребенка в работу на занятии

Знание арифметических знаков

(цифры от 0 до 9)

Знание арифметический знаков (числа

от 10 до 100 и больше, знак «+», «-»)

Умение считать на счётах – Абакус

(работа двумя руками, работа

пальцами)

Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):

цепочка однозначных чисел;

цепочка двухзначных чисел;

цепочка трёхзначных чисел;

цепочка четырёхзначных чисел.

Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:

на счётах «Абакус»

при ментальном счете (скорость, кол-

во чисел)

взаимодействие с семьей,

вовлеченность семьи в создание

развивающей среды, создания

комфортных условий для выполнения

домашнего задания (не более 20 минут

в день).

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.

Уровни освоения программы

1 балл — ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.

  1. балла — СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.

  1. балла — ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.

Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.

  1. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Начиная с 4- летнего возраста, ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребёнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем постепенно ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами).

Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребёнка.

Развитие арифметических навыков при обучении действиям с абакусом – это не является самоцель системы Менар. Практика свидетельствует о том, что

  • многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать.

Немаловажный фактор эффективности программы Менар в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением. Ребёнок быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всё это создает ощущение широких возможностей и уверенность в себе. Дошкольник становится менее зависимым от педагога.

Учебно-тематическое планирование (2 раза в неделю по 2 часа)

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

Знакомство с абакусом. Сложение простых примеров.

1

1

2

Братья, сёстры. Простое сложение (5)

4

4

Простое вычитание

4

4

Формула +1=+5-4

2

2

Формула -1= -5+4

2

2

Формула +2=+5-3

2

2

Формула -2=-5+3

2

2

Формула +3=+5-2

2

2

Формула -3=-5+2

2

2

Формула +4=+5-1

2

2

Формула -4=-5+1

2

2

Смешанные примеры

10

10

Формула +9=+10-1

2

2

Формула –9=-10+1

2

2

Формула +8=+10-2

2

2

Формула -8=-10+2

2

2

Формула +7=+10-3

2

2

Формула -7=-10+3

2

2

Формула +6=+10-4

2

2

Формула -6=-10+4

2

2

Формула +5=+10-5

2

2

Формула -5=-10+5

2

2

Формула +4=+10-6

2

2

Формула -4=-10+6

2

2

Формула +3=+10-7

2

2

Формула -3=-10+7

2

2

Формула +2=+10-8

2

2

Формула -2=-10+8

2

2

Формула +1=+10-9

2

2

Формула -1=-10+9

2

2

Смешанные примеры

10

10

Комбинированные формулы. +6=+11-5

4

4

+7=+12-5

4

4

+8=+13-5

4

4

+9=+14-5

4

4

-6+-11+5

4

4

-7=-12+5

4

4

-8=-13+5

4

4

-9=-14+5

4

4

Смешанные примеры

10

10

Решение примеров на скорость

10

10

Ментальный счет

10

10

Итого

1

143

144

2.2. Формы, способы, методы и приемы реализации программы дополнительного образования

Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.

  • содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, квест технологии, работа у доски, работа на компьютерах, математические игры, работа по развитию мелкой моторики, в конце второй неделе просмотр мультфильмов с развивающим сюжетом и другие различные способы работы с наглядностью. Так же особое внимание уделяется на совместные проекты и деятельность с родителями.

Модель организации образовательного процесса

Совместная деятельность

Самостоятельная

Взаимодействие с

взрослого и детей

деятельность детей

семьями

1

2

3

Образовательная

Разнообразная, гибко

мастер-

деятельность

меняющаяся предметно-

класс,беседы,

Основные формы: игра,

развивающая и игровая

рекомендации,

наблюдение,

среда

консультации.

экспериментирование,

разговор, решение

проблемных ситуаций и др.

Приемы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности

2.3. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой.

Задача педагога:

Задача родителей:

Ментальная арифметика | Уроки счета на абакусе

Childrens sit line analytics Воображение и память

Данные процессы на курсе ментальной арифметики развиваются у детей в первую очередь – навык ментального счёта основан на их использовании

line observation Креативность

В ходе обучения у ребёнка развиваются основные составляющие креативности: беглость и гибкость мысли, оригинальность и любознательность

line speedmemory Аналитическое и творческое мышление

Одновременное развитие обоих полушарий мозга позволит ребенку лучше понимать информацию, делать выводы, видеть альтернативу не шаблонно, а творчески

line confidence Ответственность и самостоятельность

Рейтинг учеников на онлайн-платформе (по итогам выполнения домашнего задания) и участие в олимпиадах мотивируют детей на достижение результата и самостоятельную деятельность

line determination Уверенность
в своих силах

В результате занятий у ребёнка повышается школьная успеваемость, что влияет на его самооценку, умение общаться и лидерские качества

line perception Концентрация
внимания

На уроках ребёнку нужно удерживать в воображении образы чисел, представляя передвижение косточек на абакусе. Так развиваются внимание и усидчивость

Ментальная арифметика | Уроки счета на абакусе

Childrens sit line analytics Воображение и память

Данные процессы на курсе ментальной арифметики развиваются у детей в первую очередь – навык ментального счёта основан на их использовании

line observation Креативность

В ходе обучения у ребёнка развиваются основные составляющие креативности: беглость и гибкость мысли, оригинальность и любознательность

line speedmemory Аналитическое и творческое мышление

Одновременное развитие обоих полушарий мозга позволит ребенку лучше понимать информацию, делать выводы, видеть альтернативу не шаблонно, а творчески

line confidence Ответственность и самостоятельность

Рейтинг учеников на онлайн-платформе (по итогам выполнения домашнего задания) и участие в олимпиадах мотивируют детей на достижение результата и самостоятельную деятельность

line determination Уверенность
в своих силах

В результате занятий у ребёнка повышается школьная успеваемость, что влияет на его самооценку, умение общаться и лидерские качества

line perception Концентрация
внимания

На уроках ребёнку нужно удерживать в воображении образы чисел, представляя передвижение косточек на абакусе. Так развиваются внимание и усидчивость

Ментальная арифметика | Уроки счета на абакусе

Childrens sit line analytics Воображение и память

Данные процессы на курсе ментальной арифметики развиваются у детей в первую очередь – навык ментального счёта основан на их использовании

line observation Креативность

В ходе обучения у ребёнка развиваются основные составляющие креативности: беглость и гибкость мысли, оригинальность и любознательность

line speedmemory Аналитическое и творческое мышление

Одновременное развитие обоих полушарий мозга позволит ребенку лучше понимать информацию, делать выводы, видеть альтернативу не шаблонно, а творчески

line confidence Ответственность и самостоятельность

Рейтинг учеников на онлайн-платформе (по итогам выполнения домашнего задания) и участие в олимпиадах мотивируют детей на достижение результата и самостоятельную деятельность

line determination Уверенность
в своих силах

В результате занятий у ребёнка повышается школьная успеваемость, что влияет на его самооценку, умение общаться и лидерские качества

line perception Концентрация
внимания

На уроках ребёнку нужно удерживать в воображении образы чисел, представляя передвижение косточек на абакусе. Так развиваются внимание и усидчивость

Ментальная арифметика | Уроки счета на абакусе

Childrens sit line analytics Воображение и память

Данные процессы на курсе ментальной арифметики развиваются у детей в первую очередь – навык ментального счёта основан на их использовании

line observation Креативность

В ходе обучения у ребёнка развиваются основные составляющие креативности: беглость и гибкость мысли, оригинальность и любознательность

line speedmemory Аналитическое и творческое мышление

Одновременное развитие обоих полушарий мозга позволит ребенку лучше понимать информацию, делать выводы, видеть альтернативу не шаблонно, а творчески

line confidence Ответственность и самостоятельность

Рейтинг учеников на онлайн-платформе (по итогам выполнения домашнего задания) и участие в олимпиадах мотивируют детей на достижение результата и самостоятельную деятельность

line determination Уверенность
в своих силах

В результате занятий у ребёнка повышается школьная успеваемость, что влияет на его самооценку, умение общаться и лидерские качества

line perception Концентрация
внимания

На уроках ребёнку нужно удерживать в воображении образы чисел, представляя передвижение косточек на абакусе. Так развиваются внимание и усидчивость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *