Математические игры подвижные для дошкольников – Методическая разработка по математике (младшая группа): КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И НАСТОЛЬНЫХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Составители: Гильмуллина Райса Виловна Надым 2019 год

Содержание

Картотека подвижных игр с математическим содержанием

Картотека подвижных игр

с математическим содержанием

(старшая группа)

Задачи (общие, для всех игр):

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоционального интеллекта.

Физическое развитие: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через формирование потребности в двигательной активности, овладение подвижными играми с правилами.

1 «Неделя, стройся»

Задачи:

Познавательное развитие: формирование первичных представлений о пространстве и времени, закрепление представления детей о последовательности, дней недели, пространственных отношениях. Развивать память, внимание.

Речевое развитие: владение речью как средством общения, обогащение активного словаря.

Содержание.

Детям раздают ободки, на которых разное количество кругов (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели).

По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели.

2«Обруч»

Задачи:

Познавательное развитие: совершенствовать познавательные умения: классифицировать предметы по 2-4 свойствам, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

Содержание.

Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например, фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного — все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

3 «Живые числа»

Задачи:

Познавательное развитие: совершенствовать познавательные умения: прямой и обратный счет в пределах 10, развивать активность, самостоятельность.

Материал: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют свое число». Водящий проверяет, все ли встали

на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

4 «Путешествие»

Задачи:

Познавательное развитие: способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление.

Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

5 «Найди по звуку»

Задачи:

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, умения ориентироваться в пространстве; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (темп).

Содержание. Ребенок ищет спрятанный воспитателем предмет. При приближении к предмету музыка усиливается, при отдалении звучит тише.

6 «Найди пару»

Задачи:

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, размер), объединять их по существенным признакам.

Содержание. Дети с фигурами ходят по группе по команде воспитателя ищут пару по цвету, по форме или по размеру.

7 «Встань на свое место»

Задачи:

Познавательное развитие: закрепить порядковый счет до десяти по осязанию; развивать логическое мышление, память, воображение.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 1 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из

играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

8 «Пошли, пошли»

Задачи:

Познавательное развитие: формирование пространственных представлений.

Содержание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются по указанному воспитателем направлению: вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

9 «Кто какого роста?»

Задачи:

Познавательное развитие: развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: сравнение по внешним признакам, измерение. Развивать логическое мышление при решении задач.

Содержание. Воспитатель вызывает детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей,

стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша.

Юля выше ростом. Бори. А Боря — выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

10 «Составь число»

Задачи:

Познавательное развитие: развивать самостоятельность, инициативу, закрепить состав числа из двух меньших.

Содержание. Ведущий держит карточку с любым числом, например, 8. Дети должны встать в пары так, чтобы числа на их карточках вместе составляли число 8.

11 «Классики»

Задачи:

Познавательное развитие

: развивать самостоятельность, инициативу, интерес к цифрам, как знакам чисел, к их написанию. Закрепить знание цифр.

Содержание.

Дети выбирают себе камешек и бросают его последовательно на клетки классиков, обозначенные цифрами. Каждый раз нужно прыгать по клеткам от цифры 1 до 10. При промахе ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до цифры 10.

12 «В лесу»

Задачи:

Познавательное развитие: совершенствовать познавательные умения; формировать познавательную задачу, решать примеры на решение и вычитание в пределах 10, закрепить состав числа.

Содержание. Дети отправляются в «лес», ходят по группе и собирают грибы, ягоды, цветы с примером, ответ которого совпадает с числом, указанным воспитателем.

Картотека подвижных игр по ФЭМП

Картотека подвижных игр по ФЭМП в старшей группе  «Собери в корзину»

Цель. Закрепить умение детей группировать предметы.

Материал. Природный материал, корзинки.

Правила игры. На полу лежит природный материал. Дети делятся на 2 – 3 команды. У каждой команды своя корзинка. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберет все, ни разу не нарушив правила. Брать рукой только один предмет.

«Где правая, где левая?»

Цель. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры. Разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Воспитатель уточняет, в какую сторону ребята повернулись. Кто ошибся, выходит из игры.

Игра продолжается.

«Игра с яблоками»

Цель. Закрепить умение соотносить количество с цифрой. Материал. Яблоки, цифры, обручи.

Правила игры. На полу лежат обручи на большом расстоянии друг от друга, в них цифры.

На «подносе — дереве» — яблоки двух цветов.

Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года и какие изменения произошли в природе.

— Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек.

«Найди кусочек сыра»

Цель. Учить детей по сигналу находить себе «норку».

Материал. Обручи, кубики, цифры.

Правила игры. На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом – пять кубиков, во втором – шесть, в третьем – семь кубиков.

— Это норки (показываю на обручи). А вы все – мышки. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Вы будет играть под музыку. Как только она остановится, мышки разбегутся по норкам за кусочком сыра. Каждая мышка может съесть один кусочек.

Линия усложнения. Положить в обручи карточки с кружками. Сколько кружков, столько и «мышек» возле «норки».

«Кто больше принесет»

Цель. Закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с предметом по сигналу.

Материал. Предметы разной формы.

Правила игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом. На противоположной стороне комнаты на двух стульях лежат предметы разной формы. У каждой команды свой стул. Дети, рассчитавшись по порядку, выясняют, в какой команде больше человек.

По сигналу один из играющих должен добежать до стула, взять с подноса предмет круглой формы, принести его и положить на стул, стоящий рядом. Только после этого может бежать другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок при выполнении задания.

Линия усложнения. Одна команда приносит предметы треугольной формы, другая – прямоугольной. Правила те же.

«Какая команда быстрее соберется»

Цель. Развивать внимание. Закрепить умение выстраиваться по сигналу в колоны по порядку цифр.

Материал. Цифры от 1 до 7.

Правила игры. На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 7. На одном столе – красные цифры, на другом – желтые.

Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть.

Дети бегают по группе под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со стола цифры и выстраиваются по порядку в две колонны.

Дети, которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие

  • Пусть тот, у кого цифра три, присядет 5 раз;

  • Пусть тот, у кого цифра пять, назовет число на одну единицу меньше;

  • Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза.

Линия усложнения. играет вся группа. Все цифры перевернуты и лежат на одном столе. Дети бегают под звуки бубна. Как только удары перестанут звучать, дети берут по одной цифре и выстраиваются в две колонны.

«Что изменилось»

Цель. Развивать внимание детей.

Правила игры. Дети образуют круг. Внутри него 5-6 человек. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

« Что нам делать, как нам быть?

Надо зайчика ловить!»

Снова будем мы считать:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Посмотрев на детей, которые стоят внутри круга, ведущий выходит из него. В это время нарушается порядок внутри круга. По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли внутри него. При повторном проведении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Для этого требуется удерживать в памяти всех стоящих в кругу, установить, кого нет.

Усложнение. Поставить в круг ребенка, которого ранее в нем не было.

«Найди пару»

Цель. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.

Игровой материал. Цифры и карточки с таким же количеством точек.

Правила игры. Дети по желанию делятся на две команды. У каждой свой стол, на одном столе в беспорядке лежат перевернутые цифры, на другом – карточки с таким же количеством точек.

Дети бегают по комнате. По сигналу берут карточки со столов и отыскивают свою пару, т.е. к каждой карточке подбирают цифру, соответствующую количеству точек на карточке.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Правила игры. В. обозначает направление на полу

групповой комнаты стрелками разного цвета, а

ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда

указывает красная стрелка, потом поверни

туда, куда указывает синяя, затем пройди три

шага и там ищи». Задания могут быть любые

как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Неделя, стройся»

Цель: закрепить последовательность

дней недели.

Правила игры. Детям раздают ободки, на

которых разное количество кругов

(количество кругов соответствует

порядковому номеру дня недели).

По команде воспитателя дети

Должны занять свое место

и назвать день недели.

«Обруч»

Цель:  закреплять умение классифицировать

предметы по 2-4 свойствам.

Правила игры. Воспитатель предлагает новую

ситуацию в игре с тремя обручами.

Устанавливается правило игры, например

фигуры, разложить так, чтобы внутри

красного обруча оказались все красные.

Внутри зеленого все треугольники,

внутри черного — все большие.

Игру с тремя обручами можно

повторять много раз, меняя

правила игры.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и

обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на

них кружочками от 1 до 10.

Правила игры. Дети получают карточки.

Выбирается водящий. Дети ходят по

комнате. По сигналу водящего: «Числа!

Встаньте по порядку!»- они строятся в

шеренгу и называют свое число».

Водящий проверяет, все ли встали

на свои места. Затем дети меняются

карточками. Игра продолжается.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с

нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Правила игры. Играющие становятся в ряд, руки

за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель

раздает всем карточки. Дети пересчитывают

пуговицы, запоминают их число. По сигналу:

«Числа встаньте по порядку», каждый из

играющих становится за стульчиком,

порядковый номер которого соответствует

числу пуговиц на его карточке.

«Пошли, пошли»

Цель: развивать умение ориентироваться

в пространстве.

Правила игры.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются

по указанному воспитателем направлению:

вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

Правила игры. Воспитатель вызывает  детей разного роста и

предлагает им встать по росту за ребенком самого

низкого роста. Когда дети построятся, задает

вопросы: «Кто из детей самого низкого роста?

Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста?

Каких детей он выше? Сравнивает рост детей,

стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша.

Юля выше ростом. Бори. А Боря — выше Маши.

Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого?

Почему вы так думаете?

«Классики»

Цель: закрепить знание цифр.

Правила игры.

Дети выбирают себе камешек и бросают его

последовательно на клетки классиков,

обозначенные цифрами. Каждый раз нужно

прыгать по клеткам от цифры 1 до 10.

При промахе ход переходит к следующему

игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет

до цифры 10.

Картотека математических игр «в движении»

«Скажи последующее (предыдущее) число»

«Скажи последующее (предыдущее) число» «Продолжай считать» Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти, возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке. «Скажи

Подробнее

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЫЗОВ НОМЕРОВ»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЫЗОВ НОМЕРОВ» Инвентарь: конусы. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЫЗОВ НОМЕРОВ» Цель: развивать быстроту реакции, ловкость. Педагог называет номера (не по порядку) и вызванные дети бегут до конуса, обегают его и возвращаются обратно.

Подробнее

Авторы: И.И. Копылова И.В. Пистер Ю.В. Чернова

Авторы: И.И. Копылова И.В. Пистер Ю.В. Чернова Приложение к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога «Формирование элементарных

Подробнее

Сентябрь. Тема: «Поручение»

Сентябрь. Тема: «Поручение» Перспективный план по ФЭМП (математика) образовательная область — познавательное развитие Программа «От рождения до школы» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное

Подробнее

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ по закреплению математических знаний детей 5-ого года жизни. Для каждого родителя собственный ребенок и умен, и красив. И когда воспитатель рекомендует проводить те или иные упражнения дома для закрепления

Подробнее

Тема: «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ»

Тема: «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Зёрнышко» Конспект занятия Образовательная область Физическое развитие Тема: «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ» Воспитатель: Николаева О.Ю.

Подробнее

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИГУРИЮ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИГУРИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 21 «НЕЗАБУДКА» ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИГУРИЮ КОНСПЕКТ

Подробнее

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников. Игра это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Направление: Познавательное развитие. Раздел: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Цель: Формирование умственных способностей и математических представлений,

Подробнее

Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателей Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Подробнее

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь Сентябрь 1. Д/Игра: «Цветные коврики — 2» Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать

Подробнее

Методическая разработка

Методическая разработка МКОУ «Гимназия 13» ДСО 1 Методическая разработка ООД с детьми второй младшей группы -2 Тема: «Мишка в гостях у ребят» использование социо-игровой технологии в физическом развитии детей Воспитатели: Алхасова

Подробнее

Лепбуки математического содержания

Лепбуки математического содержания 1 Лепбуки математического содержания Лепбук 1 «Геометрические фигуры» Описание игр. Собери пирамидку Задачи: Формирование положительного эмоционального фона. Развитие внимания, зрительного восприятия,

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Нормативные основания разработки рабочей программы: настоящая рабочая программа разработана на основе: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря202 г. 273-ФЗ «Об образовании

Подробнее

Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека подвижных игр математического содержания «Математика в играх».

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

           Подготовка к игре. Выбирают двоих водящих – убегающего и догоняющего. Остальные играющие становятся парами по кругу в затылок лицом в центр круга, образуя при этом большой круг. Водящие находятся за кругом.

           Описание игры. По сигналу педагога догоняющий начинает ловить убегающего, стараясь его запятнать. Спасаясь от погони, убегающий становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и начинает убегать от водящего

Если водящий поймал убегающего, то они меняются местами.

Правила игры. 1. Убегающий не имеет права пересекать круг.

                             2. Обегая круг, водящим не разрешается трогать руками стоящих игроков.

                             3. Долго бегать и становиться только к одним и тем же парам не разрешается.

  «У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ».

           Подготовка к игре. Дети делятся на 2 равные команды. Командам выдаются мячи по количеству детей в командах.

          Описание игры. По свистку педагога игроки начинают

перебрасывать мячи на сторону соперника до тех пор, пока не прозвучит второй свисток педагога.

   Выигрывает та команда, на площадке которой после свистка окажется меньше мячей.

          Правила игры. 1. Мячи перебрасываются с любого участка площадки.

                              2. Нельзя бросать мячи под сеткой.

                              3. Нельзя бросать мячи после второго свистка судьи.

« КРУГОВАЯ».

 Подготовка к игре.  Дети делятся на две команды. Игроки одной команды размещаются за пределами круга (квадрата, прямоугольника или др. фигуры), а игроки второй – внутри фигуры.

   Описание игры. По сигналу педагога стоящие за фигурой игроки стараются выбить всех игроков противника.

Игрокам, находящимся внутри фигуры, разрешается ловить мяч с лёта.

   Правила игры. 1. По истечении определенного времени или когда все игроки, находящиеся внутри фигуры, будут выбиты, команды меняются ролями.

                             2. Побеждает команда, быстрее выбившая игроков другой команды или большее их число.

«1-10 ПРЕДМЕТОВ».

Двое играющих становятся у черты. Перед каждым из них на одной прямой линии расставлены предметы на расстоянии 30-50-100см один от другого. По сигналу игроки бегут, собирают предметы и возвращаются обратно.

   Побеждает тот, кто вернется первым, не уронив по дороге ни одного предмета.

« ВЕСЁЛЫЙ СЧЕТ».

  По сигналу педагога играющие разбегаются врассыпную по всей площадке.

   На сигнал «Два!» играющие образуют пары с любым рядом стоящим игроком. На сигнал «Три!»  встают тройками.

   Вариант: можно называть любое число.

«УСПЕЙ ЗАНЯТЬ СВОЕ МЕСТО».

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет 2  каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий пытается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

   Номера, присвоенные игрокам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них  временно становится водящим.

 «ВЫЗОВ НОМЕРОВ».

Подготовка к игре. Играющие делятся на 2-4 команды. Становятся в колонну по одному за линией старта. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Игроки должны запомнить свой номер. Против каждой команды устанавливается ориентир.

   Описание игры. Педагог вызывает один из номеров, например: «Третий!». Третьи номера всех команд бегут вперед до стойки, обегают её с правой стороны и бегут обратно, становясь на свое место. Кто первым встанет на свое место, приносит своей команде очко. Затем педагог вызывает другой номер и т.д. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Правила игры. 1. Обегая стойку, не разрешается касаться её руками.

                          2. Игрокам, стоящим в своей колонне, не разрешается сходить со своих мест, особенно последним.

 Варианты игры. 1. Игроки в колоннах сидят.

                               2. Вызванные номера обегают зигзагом впереди стоящих и стойки. Бегут к последнему игроку, обегают всех игроков зигзагом и занимают своё место.

                               3.  Вызванные номера преодолевают  небольшое препятствие (подлезают, перепрыгивают).

                               4. Вызванные номера во время бега выполняют различные задания (перекладывают мяч, кольцо из одной руки в другую и др.).

                               5. Вызванные номера прыгают на одной или на обеих ногах.

                               6. Вызванные номера под музыку двигаются соответствующим танцевальным шагом.

 « ПЕРЕМЕНА МЕСТ».

Подготовка к игре. Дети  на земле, на площадке чертят в произвольном порядке  различной формы геометрические фигуры по количеству играющих без одного, на расстоянии 1-2м друг от друга. Выбирают одного водящего, все остальные размещаются по фигурам.

   Описание игры. Водящий ходит (бегает) между фигурами, а играющие все время меняются местами.  Водящий в это время стремится занять какую-либо фигуру, пока там никого нет. Кто останется без фигуры, тот становится водящим.

   Правила игры. 1. Двое играющих в одной фигуре находиться не могут.

                             2. При перебежке фигура считается за тем, кто раньше вступил в неё.

 

«ВТОРОЙ ЛИШНИЙ».

Подготовка к игре. Играющие становятся по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Выбирают двух водящих – убегающего и догоняющего. Водящие становятся за кругом.

   Описание игры. По сигналу педагога догоняющий старается коснуться рукой убегающего. Чтобы не быть пойманным, убегающий становится впереди кого-либо из игроков, стоящих по кругу. Тогда игрок, оказавшийся сзади прибежавшего игрока, становится «вторым лишним» и должен убежать от водящего. Если убегающий будет настигнут, они меняются ролями.

   Правила игры. 1. Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков, стоящих по кругу.

                             2. Водящим не разрешается долго бегать – убегающий должен по возможности быстрее встать впереди к любому игроку.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕМЕНА МЕСТ С ВЫЗОВОМ».

Подготовка к игре. Играющие выбирают водящего и становятся в шеренгу, рассчитываются по 3-5 человек (в зависимости от количества играющих). Каждый игрок должен запомнить свой номер. Группа образует круг, взявшись за руки, в центре которого становится ведущий.

   Описание игры. Педагог дает команду: «Вправо (влево), по кругу шагом марш!» Играющие  двигаются  до следующей команды: «Поменяться местами!»  После короткой паузы педагог называет номер. Игроки под этим номером должны поменяться местами друг с другом. Например: «Поменяться местами… Вторые!». Дети останавливаются. Названные номера выбегают из своих кружков и стараются занять освободившееся место в других группах. Место считается занятым, если перебежавший успеет взяться за руки с играющими этой группы. Водящий старается во время перебежки занять свободное место в одном из кружков. Игрок, который остается без места, становится водящим. Победителем считается тот, кто ни разу не был водящим.

   Правила игры. 1. Разъединять руки и меняться местами разрешается только после команды и вызова номера.

                            2. Водящему не разрешается сойти со своего места до команды.

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОТВЕТЬ НА МОЙ ВОПРОС».

Подготовка к игре. В игре участвуют все дети. Они стоят по большому кругу, в центре – выбранный водящий с большим мячом в руках.  

   Описание игры. Водящий бросает мяч любому игроку, задавая вопрос. Игрок, которому задали вопрос, должен поймать мяч, ответить на вопрос и бросить мяч обратно водящему.

    Примерные вопросы: Назови месяц лета (осени, зимы, весны)?

                                         День недели?

                                         Предметы круглой формы?

                                         Предыдущее число 5?

                                         Последующее числа 8? И т.

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА «РУЧЕЁК».

 Игровое упражнение выполняется в движении в колонне по два.

По сигналу педагога «Ручеёк!» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх. Затем каждая пара, начиная с последней, друг за другом без задержки пробегает внутри и останавливается впереди, поднимая руки вверх.

   Задание выполняется 1-2 раза.

 ИГРА — ЭСТАФЕТА  «КЛАССИКИ».

         Подготовка к игре. Дети строятся в несколько колонн (в зависимости от количества игроков). Перед ними разложены плоскостные фигуры с указанием порядкового счета в прямом или обратном порядке в любом количестве.

              Описание игры. По сигналу педагога дети прыгают  в фигуры туда и обратно. Передают эстафету следующему участнику из своей команды.

   Правила эстафеты. 1. Эстафету передавать следующему игроку легким хлопком по руке.

                          2. После передачи эстафеты встать в конец колонны.

                          3. Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.

     

Материал по математике (старшая группа) по теме: формирование элементарных математических представлений через подвижные игры.

 «Собери в корзину»

Цель. Закрепить умение детей группировать предметы.

Игровой материал. Природный материал, корзинки.

Правила игры. На полу лежит природный материал. Дети делятся на 2 – 3 команды. У каждой команды своя корзинка. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберет все, ни разу не нарушив правила. Брать рукой только один предмет.

«Где правая, где левая?»

Цель. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры. Разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Воспитатель уточняет, в какую сторону ребята повернулись. Кто ошибся, выходит из игры.

Игра продолжается.

«Игра с яблоками»

Цель. Закрепить умение соотносить количество с цифрой.

Игровой материал. Яблоки, цифры, обручи.

Правила игры. На полу лежат обручи на большом расстоянии друг от друга, в них цифры.

На «подносе — дереве» — яблоки двух цветов.

Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года и какие изменения произошли в природе.

— Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек.

«Найди кусочек сыра»

Цель. Учить детей по сигналу находить себе «норку».

Игровой материал. Обручи, кубики, цифры.

Правила игры. На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом – пять кубиков, во втором – шесть, в третьем – семь кубиков.

— Это норки (показываю на обручи). А вы все – мышки. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Вы будет играть под музыку. Как только она остановится, мышки разбегутся по норкам за кусочком сыра. Каждая мышка может съесть один кусочек.

Линия усложнения. Положить в обручи карточки с кружками. Сколько кружков, столько и «мышек» возле «норки».

«Кто больше принесет»

Цель. Закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с предметом по сигналу.

Игровой материал. Предметы разной формы.

Правила игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом. На противоположной стороне комнаты на двух стульях лежат предметы разной формы. У каждой команды свой стул. Дети, рассчитавшись по порядку, выясняют, в какой команде больше человек.

По сигналу один из играющих должен добежать до стула, взять с подноса предмет круглой формы, принести его и положить на стул, стоящий рядом. Только после этого может бежать другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок при выполнении задания.

Линия усложнения. Одна команда приносит предметы треугольной формы, другая – прямоугольной. Правила те же.

«Какая команда быстрее соберется»

Цель. Развивать внимание. Закрепить умение выстраиваться по сигналу в колоны по порядку цифр.

Игровой материал. Цифры от 1 до 7.

Правила игры. На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 7. На одном столе – красные цифры, на другом – желтые.

Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть.

 Дети бегают по группе под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со стола цифры и выстраиваются по порядку в две колонны.

Дети, которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие

  1. Пусть тот, у кого цифра три, присядет 5 раз;
  2. Пусть тот, у кого цифра пять, назовет число на одну единицу меньше;
  3. Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза.

Линия усложнения. играет вся группа. Все цифры перевернуты и лежат на одном столе. Дети бегают под звуки бубна. Как только удары перестанут звучать, дети берут по одной цифре и выстраиваются в две колонны.

«Что изменилось»

Цель. Развивать внимание детей.

Правила игры. Дети образуют круг. Внутри него 5-6 человек. С помощью считалки выбирается ведущий.

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Вышел зайчик погулять.

        « Что нам делать, как нам быть?

        Надо зайчика ловить!»

        Снова будем мы считать:

        «Раз, два, три, четыре, пять!»

Посмотрев на детей, которые стоят внутри круга, ведущий выходит из него. В это время нарушается порядок внутри круга. По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли внутри него. При повторном проведении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Для этого требуется удерживать в памяти всех стоящих в кругу, установить, кого нет.

Усложнение. Поставить в круг ребенка, которого ранее в нем не было.

«Найди пару»

Цель. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.

Игровой материал. Цифры и карточки с таким же количеством точек.

Правила игры. Дети по желанию делятся на две команды. У каждой свой стол, на одном столе в беспорядке лежат перевернутые цифры, на другом – карточки с таким же количеством точек.

Дети бегают по комнате. По сигналу берут карточки со столов и отыскивают свою пару, т.е. к каждой карточке подбирают цифру, соответствующую количеству точек на карточке.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством подвижных игр

Формирование элементарных математических представлений посредством подвижных игр

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Так же в последнее десятилетие происходит внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению.

От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Результат ЕГЭ по математике выпускников школ показывает низкий процент максимальных результатов среди всех предметов, поэтому с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Работая в ДОУ, я столкнулась с некоторыми сложностями:

  • детей много и все разные – одни только пришли, другие не усидчивые, третьи – спокойные и т.д.

  • в непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП требуется постоянное внимание ребенка, его включенность в процесс, но этого сложно добиться, когда дети быстро устают, не хотят сидеть.

  • Интерес к математике у детей неустойчив.

Решение данной проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Изыскивая новые эффективные средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников, я рассмотрела возможность соединить это направление с физической культурой, основываясь на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

Так как двигательно-игровая деятельность-это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей, я рассмотрела подвижную игру как средство фэмп у детей дошкольного возраста.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. В любой игре должны быть правила, так как они придуманы взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение подвижной игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Поэтому эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Если обратиться к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали движения важнейшим условием и средством всестороннего развития, в том числе и речевого и математического.

Еще Ж.Ж. Руссо писал о движении как о средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма.

Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и в образовательной деятельности.

Исходя из выше изложенного, мы приняли решение разработать и апробировать в образовательном процессе подвижные игры с математическим содержанием.

Организуя работу, мы предположили, что если систематически, планово использовать в работе с дошкольниками по фэмп подвижные игры, то это будет способствовать не только повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, активизировать познавательную деятельность детей, но и повышению интереса к математике.

Преследуя цель: использование подвижных игр с математическим содержанием при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, мы поставили ряд задач:

— систематизировать подвижнее игры с математическим содержанием для фэмп у детей дошкольного возраста, разработать картотеку подвижных игр по разделам и использовать их в практике;

— использовать подвижные игры с математическим содержанием при фэмп;

— провести анализ эффективности использования подвижных игр с математическим содержанием.

Первым этапом работы — диагностическим (сентябрь 2016 года) стало проведение диагностики уровня сформированности математических представлений старших дошкольников. Для диагностирования мы использовали диагностику предложенную Новиковой В.П. Диагностика проводилась в двух группах детей старшего дошкольного возраста. Результаты позволили сделать вывод, что в среднем уровень сформированности элементарных математических представлений в обеих группах одинаков, причем нами отмечено преобладание среднего уровня, т. е. дети справляются с заданиями с помощью воспитателя. Так же дети проявляют спонтанный неустойчивый интерес к математике.

Второй этап – организационный (октябрь 2016 года) заключается систематизации подвижных игр и созданию картотек подвижных игр с математическим содержанием по разделам:

— Количество и счет.

— Величина.

— Пространство

— Время.

— Геометрические фигуры.

Третий этап — практический (ноябрь 2016 года – май 2017 года) направлен на применении подвижных игр в непосредственно-образовательной деятельности по фэмп 1 раз в неделю и в режимных моментах, на прогулке.

Четвертый этап – аналитический (май – июнь 2017) заключался в проведении итоговой диагностики, анализе результатов работы.

В непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментах и на прогулках одной из групп проводились следующие подвижные игры с математическим содержанием, например:

«Живые числа»

Задачи: совершенствовать познавательные умения: прямой и обратный счет в пределах 10, развивать активность, самостоятельность.

Материал: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют свое число». Водящий проверяет, все ли встали

на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается

«Неделя, стройся»

Задачи: формирование первичных представлений о пространстве и времени, закрепление представления детей о последовательности, дней недели, пространственных отношениях. Развивать память, внимание.

Содержание.

Детям раздают ободки, на которых разное количество кругов (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели).

По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели.

«Найди свой домик»

Задачи: развитие представлений детей о геометрических фигурах.

Ход. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и

величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги, в этом все квадраты, а этом все

треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»:

побегать по группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик,

сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра

повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики

местами.

«Гаражи»

Задачи: развивать умения различать геометрические фигуры.

Содержание. Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» круг,

квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы

расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником,

квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины

могут заезжать только в свой гараж, т.е. в тот, который соответствует номеру

машины. Правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет

различать геометрические фигуры.

«Кто больше принесет?»

Задачи: развитие представлений о форме предмета, умение выделить предмет заданной формы.

Содержание.

Дети делятся на две команды и встают друг за другом у одной

стены. На противоположной стороне комнаты на подносе вперемешку лежат предметы квадратной и круглой формы.

По сигналу один из членов команды должен добежать до подноса, взять предмет круглой формы и принести его остальным участникам, то есть положить на стул, который стоит с ним рядом.

«Путешествие»

Задачи: познавательное развитие: способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление.

Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Встань на свое место»

Задачи: закрепить порядковый счет до десяти по осязанию; развивать логическое мышление, память, воображение.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 1 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из

играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

На четвертом – аналитическом этапе (май – июнь 2017) провели повторно диагностику по Новиковой В.П. в обеих группах. Выявили следующие результаты: в группе, в которой не проводились физкультурные игры с математическим содержанием уровень развития элементарных математических представлений у детей остался на среднем уровне и интерес к математике у детей имеет спонтанный характер, с заданиями дети справляются с помощью воспитателя.

В группе № 2 у детей появился интерес к математике, большинство детей имеют высокий уровень сформированности элементарных математических представлений, с заданиями справляются самостоятельно.

Анализ диагностических данных позволил сделать вывод о том, что использование подвижных математических игр в НОД, режимных моментах и на прогулке эффективно. Через игровую задачу, игровые действия, правила эти игры способствуют у детей дошкольного возраста развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

В процессе игры дети успешно осваивают сложные математические понятия, считают, классифицируют, группируют.

Литература:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / рус. пер. под ред. В.В.Юртайкина. М.: Просвещение, 1984. – 64 с.  

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Н. И. Касабуцкий, Г. Н Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.: ил.

4. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова и др.; Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.-.286 с.: ил.

5. Корнеева Г, Родина Н. Современные подходы к обучению дошкольников математике//Дошкольное воспитание. – 2000. — №3.

6. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

7. Усова А. П. Обучение в детском саду \ Под ред. А. В. Запорожца. — №-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с., ил.

8. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной.-М.,1965.

9. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1996. — № 3.

Учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему: Математические игры для дошкольников

Развивающие игры

с математическим содержанием.

Старший дошкольный возраст.


Развивающие игры  с математическим содержанием.

Эти  НОД  рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Занятия состоят из семи частей.

  1. Коммуникативная игра
  2. Развивающие игры на количество и счет
  3. Пальчиковые игры
  4. Подвижные логические игры
  5. Логические игры с математическим содержанием
  6. Игры-головоломки
  7. Заключительная часть
  1. Коммуникативная игра

Цель такой игры — организовать детей, дать положительный эмоциональный настрой.

Примеры игр.

  1. Простое приветствие – Здравствуй Катя! Здравствуй Миша! 

и т.п. ребенок отвечает.

  1. Такое же приветствие с мячом.
  1. — Здравствуйте ребятки! – Здравствуйте!

-Здравствуйте котятки! – Мяу!

и т.п.

  1. Справа, справа от меня есть одно местечко (дети повторяют), Я хочу, чтоб Таня села, со мной рядом посидела.

Ребенок рядом с которым сидела Таня говорит: «Справа, справа (слева, слева) есть одно местечко!» и т.п.

  1. Предай ласковое движение. По кругу гладим друг друга по голове, руке и т.д.
  2. Передай телеграмму. Ведущий показывает два-три движения (руки вверх, потопать, похлопать). Это телеграмма. Ребенок ее передает другому, тот принимает (тоже повторяет движение)
  3. Бывает не бывает. Дети сидят в кругу, им раздаются карточки с предметными картинками, воспитатель задает любой вопрос, а ребенок отвечает тем словом, которое у него на картинке-карточке. Если такое бывает, дети поднимают руки вверх и машут ими, а если не бывает – садятся на корточки.
  4. Хорошо плохо. Дети передают из рук в руки предмет и говорят, что у него хорошо, что плохо.

Карандаш: рисует, удобный, легкий, можно им стучать – это хорошо.

Карандаш: пачкается, нужно точить, трудно носить в кармане, может сломаться – это плохо.

  1. Подвижная игра «Не». Встаньте не мальчики! Подымите руки не девочки! Не сидите! Сядьте не слонята!
  2. Буги-вуги. Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немножко потрясем. (Дальше левая рука, правая и левая ноги)
  3. Робот. (Робот воспитатель) Робот ничего не понимает, выполняет приказы детей.

Наример:

Строим дом. Возьми кубик! (если не сказали: «поставь кубик!», робот будет с ним стоять) Поставь кубик! (Робот ставит кубик на полку вместо пола. Дети ему не сказали куда поставить.)

В результате дети учатся формулировать четкие и правильные команды.

  1. Кошки — собаки. Дети делятся на две команды.

Шаг вперед

-те, у кого есть хвост!

— те, кто сторожит дом!

— те, кто любит молоко!

(Белки-зайцы, волки-медведи, и т.п.)

  1. Задание по книге «Зрительная память».
  1. Развивающие игры на количество и счет.
  1. Счетные палочки
  2. Палочки Кюизенера
  3. Счетный раздаточный материал (демонстрационный)
  4. Дроби

Цель этих игр дать детям знания по теме количество и счет. Это количественный счет, порядковый счет и, самое главное, состав числа. Эти пособия помогают освоить арифметические действия сложения и вычитания и даже (дополнительно, вне программы) – умножение и деление.

  1. Счетные палочки

20 палочек на каждого ребенка, десять одного и десять другого цвета. Разноцветные палочки необходимы для того, чтобы наглядно представить состав числа, закрепить прием приложения. Счетные палочки также используются для построения геометрических фигур.

Счетные палочки как материал для составления геометрических фигур.

  1. Треугольник.

Три вершинки, три угла, три сторонки, вот и я.

Построение треугольников: из трех палочек, из шести, девяти, двенадцати палочек.

  1. Квадрат.

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой!

Все четыре стороны одинаковой длины!

Вам его представить рад,

А зовут его — …. (Квадрат)

Построение квадратов: из четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати палочек. Считаем количество углов, вершин, сторон, обращаем внимание на прямой угол.

Прямой угол проверяется четвертинкой солнышка.

В тупых и острых углах четвертинка солнышка не помещается.

Для построения геометрических фигур используются также Палочки Кюизенера.

Построение

— разносторонних треугольников

— равносторонних треугольников

— равносторонних четырехугольников (квадраты, ромбы)

— разносторонних четырехугольников

  1. Построение  четырехугольников.

Четыре сторонки, четыре угла, четыре вершинки, вот и я!

Здесь используются палочки Кюйзинера. Т.к. из счетных палочек одинаковой длины трудно построить все четырехугольники.

Детям рассказывается сказка про семейство Четырехугольников (Дедушка Четырехугольник, бабушка Трапеция, сынок Прямоугольник и сынок Параллелограмм, внучок Квадрат и внучок Ромб)

  1. Построение фигур из палочек по образцу.


  1. Построение фигур по словесному описанию

Построй дом, лодку и т.п.

  1. Построй такую же фигуру, как у нас получилась, из «Волшебного квадрата».

  1. Палочки   Кюизенера

Это  набор  цветных палочек  сечением 1 см и длиной 1-10 см

Каждому размеру соответствует свой цвет

Белое семейство-1 ,желтое- 5 и  10, красное -2,4,6,8,10, синее семейство-3,6,9,черное-7

Палочки 6 и 10- фиолетового и  оранжевого цвета- они одновременно принадлежат сразу двум семействам(6-красному и синему, что дает фиолетовый цвет,а 10-красному и желтому, что дает оранжевый цвет)

Палочки  Кюизенера

  1. Позволяют моделировать числа, свойства ,отношения ,зависимости между ними с помощью цвета и длины
  2. Используются   как материал позволяющий  сравнивать полоски по длине, ширине высоте
  3.  Используется для составления различных узоров, последовательностей
  4.  Знакомят детей с азами комбинаторики

               Примеры игр

  1. Поезда, вагоны, пассажиры

а) Замени маленькие белые вагончики цветными (несколько белых полосок заменяешь одной цветной)

б) Посади пассажиров в вагоны (сколько белых полосок помещаются в цветной?)

в) Строим поезда из одноместных, двухместных, трехместных, …. вагонов.

г) Прочитывание вагончиков цветом, длиной, числом.(желтый, длинный, пять)

Комбинаторика.

  1. Составим поезда одинаковой длины из 2 палочек (4,6).

(4-6, 6-4)

  1. Из трех палочек (4,6,8)

(4-6-8), (6-8-4), (8-4-6), (4-8-6), (6-4-8), (8-6-4) – 6 вариантов.

  1. Поезда из двух вагончиков, используя три цвета (красный, фиолетовый, вишневый.)

Красный- фиолетовый, красный-вишневый, вишневый – фиолетовый, фиолетовый – красный, фиолетовый – вишневый, вишневый – красный.

Опять получилось 6 вариантов.

  1. Мост через реку

Детям выдается рисунок реки, например шириной 5 см. Их задача «построить мост» через реку, т.е. подобрать палочки не короче 5см.

Тут  же строим широкие и узкие мосты из нескольких палочек.

  1. Заборы — высокие и  низкие(не выше, не ниже)

а) заборчик – клетка в зоопарке (прячем игрушечных животных за заборчиками, чтоб их не было видно)

  1. Сложение (решение задач)

Условие — летели  две птицы, к ним прилетели еще три. Сколько было птичек?

2+3=5

  1. Состав числа

   Вот число  6. Что  это такое?

  • 1+1+1+1+1+1
  • 3+3
  • 2+4
  • 4+2
  • 1+5
  • 5+1
  • 2+2+2
  • 1+2+3

Состав числа дети хорошо усваивают  в игре «Ковер».

Вот ковер-6 –фиолетовый. Это его длина  Как его будем ткать?

5+1,4+2,3+3,2+4,1+5.

Записываем  цифрами  состав числа

  1. Вычитание

 Нужно подобрать третью полоску так, чтобы две верхние полоски были  равны нижней по длине  4-1=3

  1. Лесенки и ряды, порядковый счет

Строим вертикальную лесенку 1-10 ,сравниваем полоски по высоте. Найди 5ю сверху,3ю снизу и т.п.

Какой ступеньки не хватает? (убираем одну палочку)

Лестницы четных и нечетных чисел (с помощью розовой полоски -2 выясняется разностное отношение между ступеньками лестницы)

  1. Счетный раздаточный материал (демонстрационный)

Представляет из себя фрукты, овощи, геометрические фигуры сделанные из ковролина. Одновременно является демонстрационным материалом.

При помощи раздаточного материала дети обучаются количественному и порядковому счету, ориентироваться на листе бумаги (середина листа, правый верхний угол, левый нижний и т.п.)

Раздаточный материал помогает детям понять суть действий сложения и вычитания (можно прибавить груши к грушам, груши к яблокам, груши к треугольникам, но вычесть из груш можно только груши)

  1. Дроби

Эта игра представляет  собой набор кругов, разделенных  на  2,3,4….15 частей.

Все круги разных цветов, круги укладываются в трафареты

Варианты игр

  1. Собираем  круги из частей по цвету
  2. Собираем круги из частей по количеству (Собери круг из 5 частей)
  3. Назови части этого круга(1/2,1/6 ..)
  4. Сравни части разных кругов(1/5 > 1/6)
  5. Замени несколько частей на одну(1/2=1/4+1/4)
  6. Арифметические действия(1/4+1/4=1/2)
  7. Разложи детали кругов по  убывающей, по возрастающей
  8. Решение задач

а) На сколько частей нужно разделить яблоко, чтобы 5 ребятам достались одинаковые кусочки? (На 5, каждому 1/5)

б) Мы делили пирог  Каждому кусок  Нас 4 человека  Папа очень любит пироги, съест половину, бабушка –четвертинку ,мама на диете -ей восьмушку (она на диете), а мне — как маме. Дети подбирают детали кругов и получается полный круг(1/2+1/4+1/8+1/8=1)

Если части кругов подобраны правильно, получается целый круг (пирог). Дети могут по желанию записать полученное действие.

  1. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры помогают нам развить мелкую моторику и подготовить руку к письму.

Пальчиковые  игры сопровождаются стихотворным текстом, иногда иллюстрациями.  Дети сами проговаривают текст, сопровождают его движениями.

Обычно игры  подбираются по теме занятия.  Особое место занимают пальчиковые игры для двух рук.

                                                             

  1. Подвижные логические игры

Эта  игра является физ.минуткой, а также помогает закрепить материал по ознакомлению с окружающим миром, развивает логическое мышление.

  1. Прилетели птицы

Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, сороки, миски, сковородки…(если звучат названия птиц- дети машут руками, если нет -прячут руки за спину)

  1. Шаг вперед (игра с мячом)

Например: съедобное- ловим  мяч, несъедобное – не ловим Делаем шаг вперед ,меняем задание (мебель- немебель  и тп) Шаг вперед делают только те дети, кто  правильно выполнил  задание

  1. Командиры (зайчики, мышки и тп)

Детям предлагается выполнить какие-то движения только после того, как они услышат определенное обращение (Зайчики, руки  вверх, Зайчики ,руки в стороны, а теперь –опустили (дети не опускают – т.к. слова «Зайчики» не было)

  1. Разбегалочки

Дети сидят в кругу «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!»(кто одет в зеленое, у кого есть брат и тп)

  1. Волшебный сад

Дети-цветы Воспитатель-садовник Воспитатель « сажает» цветы.1й ребенок поднимает руки вверх, 2й –руки на пояс, 3й-вверх,4й-должен сам догадаться что делать, за ним в заданной последовательности становятся все дети группы.

  1. Ветерок

Делай как я.

Жил-был ветерок. Сначала он дул вперед (Наклоняемся  вперед), потом пошевелил листочки на деревьях (руки вверх, трясем ладошками) и т.п.

  1. Путаница («Кривое зеркало»)

Я для вас кривое зеркало. Показывает все неправильно.  Делайте только то, что я говорю, а не то, что показываю (говорю- руки вверх, показываю -руки на пояс)

  1. Цирк

Мы –дрессированные собачки (показываем), мы- клоуны, мы жонглеры, мы – акробаты, и т.п.

  1. Что изменилось?

Ведущий отворачивается, дети становятся в определенные позы. Ведущий поворачивается, запоминает позы детей, затем снова отворачивается, а дети  меняют позы (2 ребенка). Ведущий поворачивается и находит ошибки.


  1. Логические игры с математическим содержанием
  1. Блоки Дьенеша
  2. Волшебный квадрат Воскобовича
  3. Палочки Кюизенера
  4. Кубики Никитина
  1. Блоки Дьенеша.

Это 48 логических блоков, различающихся по:

  1. Форме (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)
  2. Цвету (желтый, красный, синий)
  3. Размеру (большой, маленький)
  4. Толщине (толстый, тонкий)

Блоки позволяют научить решать логические задачи, познакомить с теорией множеств.

1 этап.

  1. Найди такую же (по цвету, размеру, форме)
  2. Найди «подружек» (одного цвета, размера, формы)
  3. «Детский сад» (найди такую же, только маленькую/большую)
  4. «Соберем друзей» (найди такую же, но другого цвета)
  5. «Овощи в банке» (найди такую же, но другой толщины)
  6. Найди фигуру по двум признакам (маленький и толстый, большой и тонкий). Игра «Крупные звери».
  7. Общее множество – «Звери поссорились».

Заяц собирал красные фигуры. Мишка собирал треугольники. Для них красные треугольники – общее множество. Звери поссорились, потому что каждый считал красные треугольники своими.

  1. «Трое друзей» (три общих множества)

Заяц собирал красные фигуры. Мишка собирал треугольники. Слоник все большие фигуры. Получаются общие множества: красные и большие, большие треугольники, красные треугольники.

Для наглядности дети выкладывают фигуры в обручи. Место пересечения обручей – общие множества.


2 этап.

Использование схем: форма, цвет, размер, толщина.Все игры и задания повторяются, но с использованием схем.

Размер: не маленький, не большой, большой, маленький.

Толщина: не тонкая, не толстая, толстая, тонкая.

Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Форма: не круглая, не треугольная, не квадратная, … .

Цвет: синий, желтый, красный, не желтый,

не синий, не красный

3 этап.

Рисуем схему фигуры в тетради. Используем схему с отрицанием.

4 этап.

  1.  Меняем цвет, форму, рисуем опираясь на схемы.
  2. Использование таблиц. (см рисунок)
  3. Расскажи, как ты это сделал? Подберем схемы.

Например: из маленького тонкого красного треугольника получи большой толстый синий квадрат.

Решение: маленький тонкий красный треугольник > (размер) > большой тонкий красный треугольник >(цвет) > большой тонкий синий треугольник > (толщина) > большой толстый синий треугольник > (форма) > большой толстый синий квадрат

Придумай несколько способов трансформации.

5 этап.

Этот этап проводят чаще всего в тетрадях. Сложные лабиринты с домиками для фигур. Сами домики и дорожки к ним имеют условные обозначения.

  1. Волшебный квадрат Воскобовича

Это картонные треугольники наклеенные на ткань.

Все линии – это линии сгиба.

Таким образом, из этого квадрата дети могут создавать различные объемные и плоскостные фигуры.  

Плоскости квадрата имеют различное цветовое исполнение.

Вначале воспитатель показывает – дети делают. Затем детям предлагается схема.

Игра развивает образное мышление, пространственное воображение (плоскостное и объемное), тренирует внимание и память, знакомит со сложным миром геометрических фигур.

  1. Палочки Кюизенера

Составление узоров и закономерностей.

а) Бусы из двух палочек (1-2, 1-2, 1-2,….)

б) Бусы из трех палочек (1-2-3, 1-2-3, 1-2-3,….)

в) Продолжи ряд (1-2- 1- ?), (1-2-3-1-2-?)

  1. Кубики Никитина

Это 16 кубиков с окрашенными в разные цвета гранями. Первая — желтая, вторая -красная, третья – синяя, четвертая – белая, пятая – красно-белая, шестая – сине-желтая.

Вначале предлагаются узоры из 4 кубиков, потом из 9, потом из 16.

1 этап.

Наложение. Детям предлагается картинка в натуральную величину, они располагают на ней кубики.

2 этап.

Самостоятельная работа с опорой на уменьшенную схему.

3 этап.

Складываем узоры по памяти, а также узоры в другом цвете.

  1. Игры-головоломки

Это игры в которых из частей собирается целое. Игры проходят в самом конце занятия, каждому ребенку дается индивидуальное задание.

  1. Сложи квадрат.

В игре «Cложи квадрат» задача собрать из частей квадрат. Задания бывают первой, второй и третьей степени сложности. Все квадраты разного цвета. Первая степень сложности – две, три части. Вторая – три, четыре. Третья – пять, шесть.

 

Если квадраты разных степеней сложности совпадают по цвету, это создает дополнительные трудности, т.к. важно не перепутать деталь. Такое задание по плечу только будущим школьникам (6 лет).

Можно собирать квадрат двумя способами. Первый: вставляем детали квадрата в рамку. Второй, более сложный: собираем квадраты на плоскости.

  1. Колумбово яйцо

Эта игра представляет из себя деревянное яйцо, собранное из двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, двух полукругов, двух деталей трапециевидной формы и двух частей круга.

Из этих деталей составляют различные силуэты. Силуэтов очень много. Детям предлагается:

а) собрать картинку по контуру (т.е. наложить детали «яйца» на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)

в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)

г) собери картинку по уменьшенному слепому контору.

  1. Головоломка Пифагора

Это квадрат разделенный на семь частей: маленький квадрат, большой квадрат, параллелограмм, два больших и два маленьких треугольника.

Из этих деталей составляют различные силуэты. Детям предлагается:

а) собрать картинку по контуру (т.е. наложить детали головоломки на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)

в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)

г) собери картинку по уменьшенному слепому контуру.

  1. Заключительная часть.

В заключительной части  подводятся итоги, даются индивидуальные задания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.