7.Лепка как вид изо деятельности дошкольника.
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.
Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина наиболее ценный матерная. Она эластична, послушна в руках и обладает приятным нейтральным цветом: коричневым, белым, серым с оттенками голубого и зеленого.
Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей группе могут окрасить жидкой глиной — ангобом, а затем, хорошо просушив обжечь в муфельной печи. Ангоб — это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны.
Пластилин
Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Наиболее удобная форма доски — круг, но она может быть и квадратной.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Способы и приемы лепки: Для изображения форм, состоящих из нескольких частей можно пользоваться несколькими способами
: Лепка предмета из отдельных частей, Лепка предмета п л а с т и ч е с к и м способом – это лепка из целого куска. К о м б и н и р о в а н н ы й способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа.П р и е м ы передачи формы в л е п к и: раскатывание, скатывание, сплющивание,
Для того чтобы вылепленная работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать приемы их соединения: плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; делать углубления, в которые вставляются прикрепляемые детали, сглаживаются линии соединения.
8.Методика руководства лепкой в группах разного возраста.
Особенностями развития дошкольника в лепке занимались такие ученые как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.
Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному изображению предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован.
Основными выразительными средствами лепки является пластичность, передача формы и движения.
Специально организованная деятельность лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте — 30-35 мин. Проводится 1 раз в неделю.
Младший дошкольный возраст. Занятия по лепке в младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом.
Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму: столбик, палочки Следующий этап — научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепешку, печенье).
В качестве образца для лепки детей 2 — 3 лет используются естественные вещи (мяч, шар, яблоко, грибок и др.), игрушки несложной формы, но увлекательные для детей: стилизованные птички, куклы-неваляшки разных размеров, глиняные и деревянные образные игрушки, лепные изделия, подготовленные воспитателем.
При исследовании образца особое внимание уделяется эмоциональному его восприятию.
Показ способов действия осуществляется индивидуально: дети должны увидеть каждое движение рук воспитателя. Вообще, процесс практического усвоения приемов лепки достаточно сложный, поэтому рекомендуется применять метод пассивных движений.
В лепке широко используется метод совместного творчества и разнообразные игровые приемы.
На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5—б человек.
Первоначальные занятия проводятся в течение 5—8 мин с каждой подгруппой.
Средний дошкольный возраст. Лепка предметная, сюжетная
4-5 лет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу.
Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон.
Дальнейшее обучение связано с формированием у детей умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей. Они знакомятся с изображением человека и животного.
Старший дошкольный возраст. Предметная, сюжетная, декоративная лепка.
— совершенствовать умение лепить конструктивным и смешанным способами;
— знакомить со скульптурным, пластическим способом лепки (из целого куска) – в предметной и сюжетной лепке; с гончарным и ленточным способами лепки посуды – в декоративной лепке; со способами украшения лепного изделия: рельеф (высокий и углубленный), налеп, использовать стеки разной формы для создания фактуры.
В старшей группе больше места занимает коллектив
Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались. Проблемно-творческие задания. В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы — эвристический и исследовательский.
В старшей группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее. Детей учат планировать свою работу во время наблюдений, рассматривания иллюстраций, прослушивания литературных произведений.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти.
На результаты лепки оказывает влияние мотивация, которую создает воспитатель.
Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы.
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: изо (лепка)
Конспект ООД в разновозрастной (средней-старшей)группе по изобразительной деятельности(лепка) на тему: «мы летим под облаками,а земля плывет под нами…»
Дата:20.02.2018 Воспитатель:Шаяхметова М.А.
Задачи:Продолжать знакомить детей с историей возникновения и развития авиации;учить лепить самолет в технике пластилинографии;упражнять в создании образа самолета.используя конструктивный способ лепки;закреплять умение делить брусок пластилина на глаз на две равные части,раскатывать его прямыми движениями ладоней;продолжать учить собирать на плоскости предмет,состоящий из нескольких частей,добиваясь точной передачи формы предмета,его строения,частей;развивать мелкую моторику кистей рук;продолжать формировать интерес к работе с пластилином на горизонтальной плоскости-пластилинографии.
Материал:слайды и картинки с изображениями пассажирского и военного самолетов;заготовки из плотного материала с изображением неба,пластилин,стеки,салфетки для рук,доски для лепки;стихотворение С.Баруздина «Самолет»
Ход ООД
-Ребята,сегодня мы отправимся в путешествие,а на каком транспорте отгадайте
Смело в небо пролетает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?(самолет)
-Верно,ребята,сегодня мы полетим на воздушном транспорте-самолете.Встаньте ровно,выпрямите спинки,разведите руки-крылья в сторону.Все готовы?Полетели!
Проводится подвижная игра «Летим на самолете»(по стихотворению С.Баруздина)
Я хочу на самолете
Полететь,полететь
И на город свой в полете
Посмотреть,посмотреть.
Полечу я выше тучи
Над землей,над землей,
Он,наверное,большуший,
Город мой,город мой!
-Стоп машина,прилетели,на аэродром тихонько сели.
Дети приземляются на свои места.Перед ними картинки с изображениями пассажирского и военного самолетов.
-Давным-давно люди смотрели на птиц и мечтали летать как они.Но прошло много времени,прежде чем это случилось.Сначало люди научились подниматься в воздух на воздушном шаре(показ картинки).Шар наполняли дымом от костра,газом,который легче окружающего воздуха.Но шар летит туда,куда дует ветер,а человек хотел сам выбирать,куда ему лететь.
Прошло время. И наконец был изобретен самолет,которым управлял пилот.(показ картинки).Самолет летит туда,куда его напрвляет пилот.Но для того чтобы оторваться от земли и подняться в воздух,самолет сначало должен промчаться на большой скорости по земле.Для этого нужна специально построенная дорога-взлетная полоса,которая занимает много места.В нашей армии есть военные самолеты.Ими управляют пилоты,они перевозят по воздуху военные грузы,военнослужащих.
-Посмотрите на самолеты,которыми управляют военные летчики(показ слайдов)
-Ребята на что похож самолет?(на птицу)
-А что у них общего?(Крылья,хвост)
-Где расположены крылья у самолета?(с обеих сторон)
-Давайте мы вылепим из пластилина самолет военный или пассажирский.
-Создавать образ самолета,летящего высоко в небе мы будем в знакомой нам уже пластилинографии.
-Сейчас я вам покажу способ лепки самолета:
- Возьмите в руки пластилин и разделите его на две части с помощью стеки
- Из одной части прямым раскатыванием сделаем колбаску-корпус самолета
- Загните один конец кверху сделайте хвост самолета и прикрепите к «небу» расплющиванием.
- Расположите корпус самолета среди облаков и прижмите к картонной основе.
- Короткую колбаску разделите на две части-это крылья.
- Расположите крылья по бокам корпуса и немного отвести назад в сторону хвоста самолета.
- Расположите шарики-окошки в ряд вдоль корпуса самолета,закрепите их,слегка расплющивая каждый.
ИТОГ:Ребята,вы молодцы!А эти самолеты мы подарим папам в День защитника Отечества.
«ИЗО и лепка»
Тема 1. Вводное занятие (теория 1 час)
Цель и содержание курса «Изобразительное искусство и лепка».
Теоретические занятия. Понятие «культура». Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места.
Тема 2. Чем рисовать (4 часа)
(теория: 2 часа, практика: 2 часа)
Теория: Простой карандаш. Стерательная резинка. Цветные карандаши. Фломастеры. Тушь и кисть. Гуашь. Акварель.
Практические занятия. «Линия, точки», «Туча, дождик», «Цветные мелки», «Краски».
Тема 3. Как рисовать (6 часов)
(теория: 2 часа, практика: 4 часа)
Теоретические занятия. Музыкальные краски. Тон. Линия. Цвет. Основные цвета. Составные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.
Практические занятия. Рисуем Линиями – «Строим дом», «Лесенки», «Железная дорога»; произвольные круговые линии – «Разноцветные кубики»; продольные и поперечные полоски; рисуем круги большие и маленькие – «Мыльные пузыри».
Тема 4. Радуга (8 часов)
(теория: 1 час, практика: 7 часов)
Теоретические занятия. Сказка о том, как на свете появились краски. Изучение основных цветов и их оттенков. Закрепление понятий «форма», «цвет», «величина»
Практические занятия. Применение основных цветов в раскрашивании «Волшебных страничек».
Тема 5. Времена года (14 часов)
(теория: 4 часа, практика: 10 часов)
Теоретические занятия. Рассказы, стихотворения и сказки о временах года.
Практические занятия. Рисование капельки, тучек, снежинок, листьев, цветов, веточек, солнца. Выполнение творческих заданий «Путешествие в Африку», «Веселые солнышки», «Полевые цветы», «Осенняя сказка», «Осеннее дерево», «Тучка, дождик», «Волшебные капельки», «Зимние забавы», «Узоры Мороза», «Снежная Баба», «Елочные шары», «Яблони в цвету».
Тема 6. Из чего и как лепить (2 часа)
(теория: 1 час, практика: 1 час)
Теоретические занятия. Материалы и инструменты. Пластилин. Стеки. Приемы лепки.
Практические занятия. «колбаска», «шарик».
Тема 7. Игрушки и зверушки (6 часов)
(теория: 1 час, практика: 5 часов)
Теоретические занятия. Художественный образ скульптуры.
Практические занятия. «Хрюшка», «Ежик», «Мышка», «Гусеница», «Улитка», «Фрукты-Ягоды».
Тема 8. Морское дно (6 часа)
(теория: 2 часа, практика: 4 часа)
Теоретические занятия. Знакомство с флорой и фауной моря. Знакомство с внешним видом и поведением отдельных морских животных таких как дельфины, акулы, крабы, осьминоги, медузы, морской конек
Практические занятия. «Морское дно», «Кораллы», «Морская звезда»,
«Рыбки», «Осьминог», «Морской конек».
Тема 9. Чудесное превращение кляксы (2 часа)
(теория: 1 час, практика: 1 час)
Теоретические занятия. Техника «Набрызг». Выдувание кляксы через соломинку.
Практические занятия. Дорисовывание деталей объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Тема 10. Аппликация (6 часов)
(теория: 1 час, практика: 5 часов)
Теоретические занятия. Изучение техники рванной аппликации.
Практические занятия. Выполнение аппликаций на тему: «Осенние дерево», «Туча по небу бежала», «Мухомор», «Зимний пейзаж», «Медуза», «Цветочная поляна»
Тема 11. Подарки из пластилина (7 часов)
(теория: 2 часа, практика: 5 часов)
Теоретические занятия. Технология изготовления декоративного панно.
Практические занятия. «Открытка», «Открытка для мамы», «Бусы для мамы», «Бублики и сушки к чаю», «Фрукты, ягоды», «Человечки», «Цветик – Семицветик».
Тема 12. Пластилиновая сказка (5 часов)
(теория: 1 час, практика: 4 часа)
Теоретические занятия. Связь устного народного творчества и лепки.
Практические занятия. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Елочка», «Снеговик», «Чебурашка».
Тема 13. Итоговое занятие (теория 1 час)
Подведение итогов за год. Оформление выставки.
Презентация по изобразительному искусству «Лепка фигуры человека»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству «Лепка фигуры человека»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Тема: «Лепка фигуры человека» Презентация к урокам ИЗО по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 7 класс 1 четверть Уроки 5-7 Учитель ИЗО : Точилина Мария Александровна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинск
2 слайд Описание слайда:Тематическое планирование 7 класс 1 четверть 1 Изображение фигуры человека в истории искусства. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур. 2 Изображение фигуры человека в истории искусства. Создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур. 3 Пропорции и строение фигуры человека. Зарисовки схемы фигуры человека. 4 Пропорции и строение фигуры человека. Схемы движения человека. 5 Лепка фигуры человека Лепка фигуры человека в движении. Эскизы 6 Лепка фигуры человека. Лепка фигуры на каркасе 7 Лепка фигуры человека. Завершение работы. 8 Набросок фигуры человека с натуры 9 Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
3 слайд Описание слайда:Цель: Повторить пропорции фигуры человека. Познакомить с этапами лепки фигуры человека на проволочном каркасе. Продолжить формировать практические навыки работы в технике лепки. Задачи: Закрепить знания учащихся о пропорциях фигуры человека.
4 слайд Описание слайда:Оборудование 5-7 уроки: Для учителя: Мультимедийный проектор. Презентация «Лепка фигуры человека». Раздаточный материал таблицы-схемы с изображением фигуры человека. Для учеников: Альбом, Карандаш, проволока, плоскогубцы, кусачки, пластилин, подставка, рабочие доски.
5 слайд Описание слайда:Урок 1 (комбинированный) План урока I. Организационный этап (1-2 мин) II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определение уровня усвоения материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации. III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала. IV. Первичное закрепление знаний (2 минуты). Беседа с целью выработки умений и применения знаний. V. Практическая работа (15 минут). Выполнение эскизов. VI.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового. VII. Информация о домашнем задании (1 минута).
6 слайд Описание слайда:Вопросы для повторения Что такое скульптура? Когда появились первые скульптуры? Приведите примеры.
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:В отличие от живописцев и графиков, скульптуры выражают свое понимание красоты через объем. Они видят красоту человека в его пропорциях, характере форм, движении, пластике.
9 слайд Описание слайда:Из истории Наши далекие предки впервые обратил внимание на то, что комок глины можно мять и при этом он принимает различную форму. Так было положено начало искусству лепки. Римляне ввели в оборот слово “скульптура”, что значит “вырезать”, “высекать”. Древние славяне назвали это искусство “ваянием”. Древние греки разработали каноны (нормы) совершенных пропорций тела человека. Красота созданных ими произведений остается непревзойденной.
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:Инструменты и материалы Для изготовления каркаса нам понадобятся плоскогубцы, кусачки, шаблон фигуры человека, дощечка, и медная проволока. На фото видно одна проволока диаметром меньше чем другая.
13 слайд Описание слайда:1 этап Берем проволоку, сгибаем пополам. И с помощью плоскогубцев закручиваем до того места, где позвоночник соединяется с тазом.
14 слайд Описание слайда:2 этап Далее двум свободным концам проволоки придаем вид таза.
15 слайд Описание слайда:3 этап Теперь проволоку, которая изображает ноги, сгибаем в коленях, как показано на рисунке. Откусываем лишне, оставляя запас около сантиметра. Это для того чтобы потом можно было воткнуть наш каркас фигурки в дощечку.
16 слайд Описание слайда:4 этап На ноги, начиная с позвоночника, накручиваем проволоку меньшего диаметра. Делаем это для лучшего сцепления материала с каркасом.
17 слайд Описание слайда:5 этап Проволоку для рук начинаем накручивать по позвоночнику от таза, это не даст болтаться рукам. Соответственно поступаем и с другой рукой.
18 слайд Описание слайда:6 этап Для рук можно тоже накрутить тонкую проволоку.
19 слайд Описание слайда:7 этап Осталось придать правильное положение каркасу в профиль. Далее решать вам будет ли фигура стоять прямо или вы изогнете каркас в нужной позе. Вот и все. Каркас готов.
20 слайд Описание слайда:Мастер военно-исторической миниатюры
21 слайд Описание слайда:1 этап – выполнение эскиза
22 слайд Описание слайда:2 этап – изготовление каркаса
23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда:3 этап — лепка
27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда: 35 слайд Описание слайда:Скульптор
36 слайд Описание слайда:1 этап – эскиз, набросок
37 слайд Описание слайда:2 этап – изготовление каркаса
38 слайд Описание слайда:3 этап – лепка, одновременно по всей фигуре
39 слайд Описание слайда: 40 слайд Описание слайда: 41 слайд Описание слайда: 42 слайд Описание слайда: 43 слайд Описание слайда: 44 слайд Описание слайда:Задание Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе. (Темы балета, цирка, спорта).
45 слайд Описание слайда: 46 слайд Описание слайда: 47 слайд Описание слайда: 48 слайд Описание слайда: 49 слайд Описание слайда: 50 слайд Описание слайда: 51 слайд Описание слайда: 52 слайд Описание слайда: 53 слайд Описание слайда:Раздаточный материл
54 слайд Описание слайда: 55 слайд Описание слайда: 56 слайд Описание слайда: 57 слайд Описание слайда: 58 слайд Описание слайда: 59 слайд Описание слайда: 60 слайд Описание слайда: 61 слайд Описание слайда:Домашнее задание Подготовить инструменты и материалы для изготовления каркаса человека в движении. Эскиз.
62 слайд Описание слайда:Работы учащихся МБОУ «Сош №23 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинск
63 слайд Описание слайда: 64 слайд Описание слайда: 65 слайд Описание слайда: 66 слайд Описание слайда: 67 слайд Описание слайда:Источники http://www.chen-la.com/articles/sculpfig.htm-Лепим Военно-историческую миниатюру. (Фигура человека) . http://www.skulptu.ru/Lepka_muzh_figury.htm сайт скульптора, художника Олега Торопыгина.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-051886
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий