Зуб из пластилина. Пошаговая лепка.
Как много тратят родители времени, нервов и сил на то, чтобы уговорить своего ребенка сходить на прием к стоматологу. Но данная процедура крайне необходима, ведь все взрослые знают о последствиях, которые могут возникнуть, если вовремя не заметить кариес. Но как же объяснить это детям? Все малыши панически боятся врачей, а тем более, стоматологов.
Предлагаем вам поэкспериментировать и превратить напрасные уговоры в увлекательную игру. Слепите зубы из пластилина. С одной стороны, вы весело и с пользой проведете время вместе со своими детьми, с другой, поведаете им важную информацию, докажете, что ходить к стоматологу крайне необходимо. В данном уроке лепки мы покажем, как слепить зубы из пластилина. Придадим им смешной мультяшный вид. Один зубик у нас будет здоровым – с улыбкой, другой – печальный и больной кариесом. Итак, приступим к нашему эксперименту.
Для лепки зубов из пластилина понадобятся:
- белый пластилин – в первую очередь;
- серый, голубой и черный – маленькие крохи дополнительных оттенков;
- стека – острый пластмассовый инструмент.
1. Естественно, зубы должны быть белыми, поэтому только такой цвет подойдет для работы, если, конечно, вы не собираетесь изображать золотые или серебряные коронки.
2. Сделаем два зуба, поэтому следует поделить брусочек пополам и скатать два шарика.
3. Вытяните шарики в стандартные капли.
4. Более острую часть каждой объемной заготовки надрежьте, чтобы показать корень зуба.
5. Более широкую часть сделайте плоской и похожей на поверхность зуба подушечками пальцев.
6. Один зуб – здоровый – оставьте без изменений, второй – исполосуйте сверху стекой и прикрепите маленькое серое пятно.
7. Итак, первый зубик у нас здоров и он радостный. Прикрепите глазки и сделайте стекой улыбку.
8. Второй зубик больной кариесом и печальный. Прикрепите глазки и сделайте стекой грустное выражение мордочки.
Вот такая зубная фантазия получилась. Теперь самое время придумать увлекательную сказку о двух белых братьях, один из которых страшно боялся стоматологов. Скорее всего, ребенок сразу поймет о ком из зубов идет речь.
Зуб из пластилина. Урок лепки.
Для малышей лечение зубов – это злободневная тема, особенно, если не доносить до них важную информацию о том, почему нужно следить за состоянием своего рта. Первое и главное, чему должны научить детей родители, это ежедневная гигиена и чистка зубов. Предлагаем вам сделать вместе с детьми дошкольного возраста милую поделку – зуб. Она станет наглядным пособием, на котором можно показать ребенку всю важность здоровых зубиков для организма. Это отличный способ провести интересный познавательный урок, придумайте историю о здоровом и больном зубиках, а процесс лепки вы сможете узнать из нашего мастер-класса. Как вы все уже догадались, сегодня мы расскажем вам, как слепить зуб из пластилина.
1. Подготовьте примерно треть брусочка белого пластилина для работы и инструмент для резки материала.
№1
2. Скатайте овальную деталь – основу будущего зуба.
№2
3. Разрежьте нижнюю часть стекой, чтобы выделить корни. Это будут ноги нашего зубного человечка.
№3
4. Закончите формирование фигурки, слегка примяв верхнюю поверхность пальцем.
№4
5. Сделайте белого человечка веселым, прикрепив глаза, нос и обозначив улыбающийся ротик.
№5
6. По бокам присоедините две ручки из белого пластилина.
№6
7. Нужно показать, что зубик любит купаться и чистить себя с помощью щетки и пасты. Скатайте три разноцветные полоски.
№7
8. Переплетите их между собой, формируя трехцветную зубную пасту.
№8
9. Прикрепите немного пасты на макушку.
№9
10. Сделайте также щетку из белого и любого другого пластилина. В основу держателя поместите спичку, а щетинки обозначьте стекой.
№10
11. Вставьте щетку в руку зубному человечку, теперь он готов отправляться на чистку.
Итоговый вид поделки.
Вот такая смешная поделка сможет красоваться на полочке в ванной и напоминать ребенку о том, почему нужно ежедневно чистить зубы утром и вечером. Такой человечек с удовольствием украсит баночку для хранения зубных щеток.
Занятие №12. Клыки
Занятие 12
Частная анатомия постоянного прикуса.
Клыки верхней и нижней челюсти.
Учебная цель: Обучить студентов особенностям анатомического строения клыков верхней и нижней челюсти. Научиться находить отличительные признаки принадлежности зубов к правой и левой сторонам, к верхней или нижней челюсти.
Продолжительность занятия: 2 часа
Место проведения занятия: клиническая база
План практического занятия:
Этапы занятия | Оборудования | Наглядные пособия | Время |
1. Проверка присутствия студентов | 2 мин. | ||
2. Инструктаж преподавателя | 3 мин. | ||
3. Тестовый контроль исходных знаний | Тестовые задания | 10 мин. | |
4. Устный контроль исходных знаний | Контрольные вопросы | 20 мин. | |
5. Разбор темы практического занятия | Практические руководства, методические пособия | 10 мин. | |
6. Работа с мануальными навыками | Материал для лепки искусственных зубов и инструменты | Слайды, картинки, презентации | 30 мин. |
7. Контроль усвоения материала | Вопросы для контроля результатов усвоения материала | 10 мин. | |
8. Задание на следующее занятие | 5 мин. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для проведения занятия:
Отличительные особенности центральных резцов верхней и нижней челюсти
Отличительные особенности боковых резцов верхней и нижней челюсти
Признаки угла коронки, кривизны коронки и корня
Клык верхней челюсти
С вестибулярной поверхности ромбовидной формы, с тремя валиками: продольный, медиальный, дистальный. Хорошо выражены рвущий бугор и дополнительный бугорок, имеются два углубления: медиальное, дистальное.
С оральной поверхности, ромбовидной формы, выделяют три валика: продольный, медиальный, дистальный, с двумя углублениями: медиальным, дистальным. Хорошо выражены: рвущий бугор, дополнительный бугорок, анатомическая шейка. Также имеется небный бугорок и дополнительный валик.
Боковые поверхности треугольной формы, на них имеются: с медиальной поверхности: рвущий бугор, медиальный и небный бугорки.; с дистальной поверхности: рвущий бугор, дистальный бугорок, дополнительный дистальный бугорок, небный бугорок.
Полость коронки заострена в направлении главного бугра, затем постепенно расширяется до уровня углов и достигает максимума в области шейки, после чего суживается и переходит в корневой канал.
Корень слегка сжат с боков. Латеральная поверхность более выпуклая, чем медиальная.
Хорошо выражены признаки принадлежности.
Высота коронки 10- 12 мм
Ширина 7 — 8 мм
Вестибуло-лингвальный диаметр шейки зуба 7 — 8,5 мм
Медио-дистальный диаметр шейки зуба 5-6 мм
Длина корня 16 — 18 мм
Клык нижней челюсти
С вестибулярной поверхности ромбовидной формы, имеет продольный, медиальный, дистальный валики, хорошо выраженный рвущий бугор и два углубления: медиальное и дистальное.
С оральной поверхности, ромбовидной формы,также выделяют три валика: продольный, медиальный, дистальный, рвущий бугор, два углубления: медиальное, дистальное.
Боковые поверхности треугольной формы, на которых выделяют: продольный валик вестибулярной и небной поверхности, контактную поверхность, медиальный или дистальный валик. Все поверхности имеют хорошо выраженную анатомическую шейку зуба.
Полость менее объемна, чем у верхнего клыка. Раздвоение корневого канала встречается редко.
Корень один, короче, чем у верхнего клыка. На боковых поверхностях глубокие продольные бороздки. На поперечном распиле овальной формы.
Хорошо выражены все три признака.
Высота коронки 9 — 12 мм
Ширина 6 — 7 мм
Медио-дистальный диаметр шейки зуба 5 — 6 мм
Вестибуло-лингвальный диаметр шейки зуба 7 — 8 мм
Длина корня 12,5 — 16,5 мм.
Вопросы для контроля усвоения материала:
1.Назовите отличительные особенности клыков верхней и нижней челюстей;
2.Какие поверхности выделяют у клыков;
3.Какую форму имеют клыки с боковых поверхностей;
4.какую форму имеет полость зуба.
Этапы моделировки клыка
Литература
Фантомный курс терапевтической стоматологии. Атлас. Ю.М. Максимовский, учеб. Пособие. –М. «Медицина», 2005. – 328с.
Пропедевтическая стоматология. М.М.Пожарицкая , Т.Г.Симакова, М., «Медицина», 2004. – 304с.
Ортопедическая стоматология Под ред. В.Н. Трезубова.-7-е изд., перераб. И доп. – Спб.: Фолиант, 2006. – 592 с.
Хирургическая стоматология Робустова
Фантомный курс терапевтической стоматологии. А.И. Николаев, Л.М. Цепов «Медпресс-информ» М.2009., 430с.
Пропедевтическая стоматология. Учебник. Под редакцией профессора Э.А. Базикяна. М. «ГЭОТАР-Медиа», 2010.
«Анатомия зубов человека» И.В.Гайворонский, Т.Б.Петрова;
«Художественное моделирование и реставрация зубов» Л.М.Ломиашвили, Л.Г.Аюпова;
«Пропедевтика стоматологических заболеваний» Л.А.Скорикова, В.А.Волков, Н.П.Баженова, Н.В.Лапина, И.В.Еричев.
104.Художественное моделирование зубов — Стр 3
20 | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ |
(14), к которому тянутся три основных валика. Рис. 49, 50 отображают внешний вид отмоделированного из пластилина левого клыка верхней челюсти со стороны режущего края.
Заключительные варианты моделирования часто встречающихся форм вестибулярной и небной поверхностей клыка верхней челюсти представлены на рис. 51, 52.
Коричневые линии указывают продольную направленность основных морфологических гребней (медиальный, основной, дополнительный, дистальный: слева -> направо). Красные линии выражают ход основных углублений (медиального, дистальных: слева -> направо).
Создавая определенную направленность отдельных морфологических элементов, меняя их форму, локализацию на поверхности, глубину изгибов, выраженность граней, реставратору удается заполнить, смоделировать поверхность, учитывая индивидуальные особенности пациента.
На примере моделирования клыка верхней челюсти мы попытались раскрыть основные закономерности создания его объема. Индивидуальность же форм воссоздается благодаря более глубоким, дифференцированным знаниям.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ | 21 |
После оформления основных функциональных элементов зуба приступаем к воссозданию микрорельефа поверхностей.
Поверхности клыка достаточно многогранны, что определяется наличием отдельных морфологических структур, каждая из которых имеет свои валики, гребни, скаты, оси, вершины. Каждый из валиков имеет по два ската (медиальный идистальный). Поверхности скатов разнообразны, встречаются плоские, выпуклые, вогнутые формы. Сливаясь друг с другом, скаты образуют гребень. Ход гребня варьирует как в горизонтальной, сагиттальной, так и вертикальной плоскостях. При изогнутости по вертикальной плоскости встречаются прямые, дугообразные, S-образ- ные, аркоподобные и другие формы. В вертикальной и сагиттальной плоскостях гребни могут образовывать как вершины, так и углубления различной степени протяженности.
Так, одним из основных морфологических элементов на вестибулярной поверхности является продольный валик (рис. 53). При его оформлении в гребень (1) валику придается определенная
геометрическая направленность. Составляю- |
|
щие гребень скаты (медиальный (2) и дисталь- |
|
ный (3)) плавно переходят друг в друга. На- |
|
правление гребня меняется на всем протяже- |
|
нии коронки клыка. Следует отметить незначи- |
|
тельный медиальный изгиб гребня в средней |
|
трети коронки. Возможно, что видимость изги- |
|
ба создается в результате перехода более вы- |
|
пуклого медиального ската в несколько вогну- |
|
тый дистальный. Определяется существенная |
|
разница в поперечном сечении продольного |
|
валика на разных морфологических уровнях |
|
коронки. Более узкая часть находится в облас- |
|
ти режущего края, наиболее широкая в сред- |
|
ней трети коронки. Апроксимальные контуры | рИс. 53 |
КЛЫКа задаются МедиаЛЬНЫМ (рИС. 54) И ДИС- | , _ г р е б е н ь п р о д о л ь н о г о в а л и к а ; 2 _ медиальный скат про- |
ТЭЛЬНЫМ (рИС. 55) краевыми ВаЛИКаМИ. | дольного валика; 3 — дистальный скат продольного валика |
Рис. 53—55.1 — гребень продольного валика; 2 — медиальный скат продольного валика; 3 — дистальный скат продольного валика; 4 — гребень краевого медиального валика; 5 — медиальный скат краевого медиального валика; 6 — дистальный скат краевого медиального валика; 7 — гребень краевого дистального валика; 8 — медиальный скат краевого дистального валика; 9 — дистальный скат краевого дистального валика
22 | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ |
Изменяя конфигурацию их внешних скатов, а также направленность гребней, моделируется определенная форма коронки зуба. При конической форме клыка создаются конвергирующие краевые гребни. При овальной форме — аркоподобные, при прямоугольной выдерживается относительная параллельность гребней.
Углубления вестибулярной поверхности имеют свою форму, протяженность, глубину. По вертикальной плоскости медиальное углубление моделируется в виде вытянутого треугольника, основание которого располагается на режущем крае, вершина в средней трети коронки (рис. 56).
Дистальное углубление более объемное, также имеет треугольную форму, протяженность его по режущему краю значительна, вершина же проецируется на границе верхней и средней третей коронки. В нем располагается дополнительный дистальный валик, имеющий два ската (медиальный и дистальный), при слиянии которых образуется гребень незначительной протяженности, начинающийся у режущего края, заканчивающийся у вершины дистального углубления (рис. 57).
Рис. 56 | Рис. 57 |
10 — впадина медиального углубления; 11 — медиальный | 16 — гребень дополнительного дистального валика; 17 — |
склон медиального углубления; 12 — дистальный склон ме- | медиальный скат дополнительного дистального валика; 18 — |
диального углубления; 13 — впадина дистального углубле- | дистальный скат дополнительного дистального валика |
ния; 14 — медиальный склон дистального углубления; 15 — |
|
дистальныйсклондистальногоуглубления |
|
Основные морфологические структуры (валики и углубления) в пришеечной трети, сочетаясь между собой, формируют достаточно выраженный экватор и шейку коронки зуба (рис. 55).
Многогранность небной поверхности также подтверждается присутствием основных морфологических структур (рис. 58-60).
Однако, имеющийся продольный валик (1) (в отличие от вестибулярной поверхности) располагается не по всей длине коронки, а лишь до ее цервикальной трети. Ширина его меняется по протяженности: наиболее узкая часть определяется на границе средней и пришеечной трети. Хорошо прослеживаются краевые валики (медиальный — 4, дистальный — 7). Из образующихся на поверхности двух основных углублений дистальное (10) более глубокое. В нем, ближе к режущему краю, имеется дополнительный дистальный валик (16) (рис. 61, 62).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ | 23 |
Рис. 58 | Рис. 59 | Рис. 60 |
Рис. 58—60. 1 — гребень продольного валика; 2 — медиальный скат продольного валика; 3 — дистальный скат продольного валика; 4 — гребень краевого медиального валика; 5 — медиальный скат краевого медиального валика; 6 — дистальный скат краевого медиального валика; 7 — гребень краевого дистального валика; 8 — медиальный скат краевого дистального валика; 9 — дистальный скат краевого дистального валика
Рис.61 | Рис. 62 |
10 — впадина дистального углубления; 11 — медиальный | 16 — гребень дополнительного дистального валика; 17 — |
склон дистального углубления; 12 — дистальный склон дис- | медиальный скат дополнительного дистального валика; 18 — |
тального углубления; 13 — впадина медиального углубления; | дистальный скат дополнительного дистального валика |
14 — медиальный склон медиального углубления; 15 — дис- |
|
тальный склон медиального углубления |
|
Отличительной особенностью небной поверхности является присутствие небного бугорка. Достаточно часто его можно рассматривать как самостоятельную структуру, имеющую свою вершину (21), свои скаты (22-25), протяженность (рис. 63).
Режущий край объединяет в себе все четыре поверхности (вестибулярную, небную, контактную медиальную, контактную дистальную).
Рвущий бугор (1) образован четырьмя скатами продольных валиков небной (3, 4) и вестибулярной (2, 5) поверхностей. При этом вершина рвущего бугра может иметь достаточно разнообразную форму (остроконечную, округлую и др.), в зависимости от угла соприкосновения поверхностей скатов и гребней между собой.
24 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ
1 — вершина рвущегобугра; 2 — медиальный скатпродольного валика вестибулярной поверхности; 3 — медиальный скат основного продольного валика небной поверхности; 4
—дистальный скат основного продольного валика небной поверхности; 5 — дистальный скат основного продольного валика вестибулярной поверхности; 6 — вершина медиального угла; 7 — медиальный скат краевого медиального валика вестибулярной поверхности; 8 — медиальный скат краевого медиального валика небной поверхности; 9 — дистальный скат краевого медиального валика небной поверхности; 10 — дистальный скат краевого медиального валика вестибулярной поверхности; 11 — вершина дополнительного дистального бугра; 12 — медиальный скат дополнительного дистального валика вестибулярной поверхности; 13 — медиальныйскатдополнительногодистальноговалика небной поверхности; 14 — дистальный скат дополнительного дистального валика небной поверхности; 15 — дистальный скат дополнительного дистального валика вестибулярной поверхности; 16 — вершина дистального угла; 17 — медиальный скат краевого дистального валика вестибулярной поверхности; 18 — медиальный скат краевого дистального валика небной поверхности; 19 — дистальный скат краевого дистального валика небной поверхности; 20
—дистальный скат краевого дистального валика вестибулярной поверхности; 21 — вершина небного бугорка; 22 — средний медиальный скат небного бугорка; 23 — пришеечный медиальный скат небного бугорка; 24 — пришеечный дистальный скат небного бугорка; 25 — средний дистальный скат небногобугорка
Рис. 63
Вершины краевых валиков также образуются за счет слияния четырех скатов (медиальных и дистальных) вестибулярной и небной поверхностей. Вершина медиального угла (6) более четко оформлена, вершина дистального угла (16) округлена.
Контур коронки клыка со стороны режущего края имеет достаточно сложное строение. Каждая вершина имеет свой угол, направленность, распространенность, объем, размерность. Расположение вершин (1,6, 11, 16, 21) в разных плоскостях и на разных уровнях придает поверхностям клыка многогранность, подчеркивая при этом индивидуальность его форм.
Учитывая различные варианты моделирования, мы попытались показать, как можно изменять внешние очертания, форму поверхности коронки зуба, не меняя ее объема и контура.
На рис. 64 выделен отдельно основной продольный валик вестибулярной поверхности, коричневой линией указано осевое продольное направление гребня. Направление гребня меняется на всем протяжении клыка. Обратите внимание, как меняется внешний вид поверхности при изменении хода гребня в цервикальной трети коронки (рис. 65).
Перемещение гребня медиальнее ведет за собой и перемещение скатов продольного валика, в связи с этим изменяется внешняя конфигурация поверхности. Незначительное изменение лишь одного морфологического элемента (варьирование направленностью основного продольного гребня в верхней его трети) приводит к образованию новой формы.
На рис. 66 произведено моделирование медиального, дополнительного и дистального валиков таким образом, что их гребни изогнуты дугообразно с медиальным изгибом, направленность же основного продольного гребня не меняется.
Кроме этих изменений отмечается иная локализация данных морфологических элементов по поверхности коронки. Так, краевые валики смещены к центру, располагаясь достаточно близко к основному продольному валику, а дополнительный дистальный валик резко наклонен медиально в режущей трети. Этот факт достаточно важен: от того, как располагаются отдельные структурные единицы на поверхности и как они сочетаются между собой зависит конечный результат при создании формы предмета.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ | 25 |
На рис. 67 краевые продольные валики как бы конвергируют, отмечается также дугообразный изгиб дополнительного дистального валика. Смоделированная таким образом аркоподобная форма вестибулярной поверхности клыка отличается от форм, изображенных на рис. 65, 66, 68. Объем при этом кажется прежним (ограниченным одним и тем же белым контуром).
Своеобразное моделирование представлено на рис. 68, 69. Отмечается почти параллельность гребней основных морфологических валиков, а также основных углублений. Обращает на себя внимание поверхность скатов. В данном случае они соприкасаются между собой под более острым углом, образуя четко выраженный гребень. Рассмотрен еще один прием изменения формы за счет варьирования поверхностями скатов. Здесь же меняется и направленность углублений, степень их выраженности. В результате вестибулярная поверхность клыка в данном варианте визуально приобретает более вытянутую форму, грани его более грациозны, создается ощущение удлиненной поверхности, хотя объем задан один и тот же во всех вариантах моделирования.
26 | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ |
Рис. 68 Рис. 69
Таким образом, наглядно показано, как меняются внешние очертания, конфигурация, форма, микрорельеф вестибулярной поверхности верхнего клыка при наличии и применении знаний и умений в области более тонкого моделирования. Показана возможность оперирования формой при одном и том же объеме.
В стоматологической практике нередко встречаются ситуации, когда клинически определяется недостаточно места для восстановления отсутствующих тканей, объем свободного пространтва при этом ограничен рядом стоящими зубами (феномен ПоповаТодона). Применяя приемы моделирования путем варьирования форм поверхностей, можно достичь удовлетворительных результатов и реставрировать коронку зуба достаточно полноценно, учитывая индивидуальные особенности пациентов.
И наоборот, когда достаточно свободного пространства, а замещаемый дефект смотрится расплывчато, можно избежать получившегося визуального эффекта, воспользовавшись приемами тонкого моделирования микроповерхности, создать более четкие грани с выраженными гребнями, подчеркнув направленность основных морфологических структур.
Современный подход к моделированию разнообразен. К стоматологам предъявляется особенно высокое требование в воспроизведении зубов в их действительном виде и назначении, со всеми свойственными им характеристиками: объемами, формами, контурами, цветами.
Реставрация требует от стоматолога не только безусловного блеска его технического мастерства, но и своеобразной творческой вдохновленности, чувства композиции, цвета, особо развитого художественного воображения. Стремление достичь гармонии при исполнении восстановительных работ вдохновляет многих профессионалов. Гармония — (греч.) — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.
Процесс познания безграничен. Нам было интересно проследить этапы творческого развития студентов в процессе моделирования зубов. Группе студентов 2 курса стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии было предложено вылепить из пластилина верхний клык. На начальном этапе моделирования уровень их подготовки ограничивался общими представлениями об анатомии зуба, а также индивидуальными знаниями и наблюдениями за формой клыка. В ходе моделирования проведено анкетирование, сделана серия фотографий, зафиксировано время моделирования. Результаты наблюдения выявили уровень познания и степень изначальной мануальной подготовки студентов (рис. 70). К сожалению, созданные модели были нелепыми и оставляли желать лучшего. Мы понимали, что эта ситуация объяснима, что необходимо «знания вкладывать в наши руки».
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ | 27 |
Рис. 70
Для достижения поставленной цели было создано электронно-методическое пособие по теме «Художественное моделирование зубов», что давало возможность изучать основные этапы восстановления твердых тканей коронок зубов. Студентам объяснялся алгоритм одонтоскопии, позволяющий оценивать качественные признаки зубов, показывались методы одонтометрии с указанием размеров зубов на примере коронки клыка верхней челюсти. Учащиеся имели возможность ознакомиться с цветными фотографиями, рисунками, схемами, поясняющими этапы моделирования коронок зубов человека.
Следующий этап заключался в изучении теми же студентами морфологии интактных клыков, подробном рассмотрении основных элементов коронки зуба, детально определялись микрорельеф поверхностей, пропорциональные соотношения габаритных размеров зуба. Далее каждому студенту был выдан интактный клык, при этом предлагалось на основании имеющихся знаний в области моделирования грамотно описать его форму, увидеть, за счет чего образуется индивидуальность поверхностей, и создать подобную форму из подручного материала (пластилин). Результаты работы фиксировались аналогично первому этапу (рис. 71, 72). Нами отмечено, что при внедрении в процесс обучения определенных методик конечный результат моделирования коронок зубов оказался удовлетворительным.
Третий этап развития творческого потенциала заключался в следующем: необходимо было на основании уже более глубоких знаний анатомии зуба, зрительных наблюдений разнообразных
28 | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ |
форм клыка, собственных представлений об анатомии зубочелюстнои системы смоделировать из пластилина клык верхней челюсти (образец отсутствовал). Интересно отметить, что в процессе исполнения III этапа моделирования учащийся находится в более экстремальном состоянии в связи с тем, что копируемый объект отсутствует (рис. 73).
Таким образом, на данном этапе творческого развития исполнитель вынужден активизировать свои внутренние резервы, воспроизвести последовательно все основные этапы восстановления предполагаемой конструкции. Известно, что в клинике терапевтической стоматологии при исполнении реставрационных работ врачу постоянно приходится восстанавливать форму и функцию зубов при значительной степени разрушенности твердых тканей, часто при этом нет одноименного
зуба с противоположной стороны и ориентиры на «себе подобное» отсутствуют. Поэтому мы считаем, что чем быстрее произойдет адаптация студентов к процессу моделирования в условиях современных технологий, тем будет выше качество, достойнее конечный результат восстановленных тканей.
Многоэтапность наблюдений позволила изучить и проанализировать, как у одних и тех же людей происходит накопление знаний, повышается уровень мануальных навыков, развиваются зрительная память и наблюдательность.
Для лучшего усвоения моделирования поверхностей зубов нами создана серия анимационных компьютерных фильмов, видеофильмов, этапы и результаты восстановления зубов постоянно фиксируются цветными фотографиями. Фотоснимок реально отражает состояние
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ | 29 |
твердых тканей при исполнении реставрационных работ, качество моделирования восполняемого дефекта, эстетичный вид созданной композиции. Постоянный критический анализ реставрационных работ, динамическое наблюдение за клинико-морфологическим состоянием полости рта наших пациентов позволяет реально оценить профессиональный уровень оказания квалифицированной врачебной помощи, стимулирует совершенствование мануальных навыков.
Таким образом, анализ результатов наших исследований подтверждает необходимость преподавания углубленных знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии.
В заключение данной главы предлагаем читателям ответить на вопросы теста и проверить свой творческий потенциал (см. прил. 1). Желаем Вам успехов, дальнейшего развития и совершенствования!
Программа вступительного испытания «Лепка» | Барнаульский базовый медицинский колледж
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ «ЛЕПКА»
ВВЕДЕНИЕ
Профессия зубного техника предъявляет определенные требования к поступающим для обучения по данной специальности.
Зубной техник должен обладать: эстетическим вкусом, развитым наглядно-образным мышлением, пространственным воображением, должен иметь хороший глазомер, развитую зрительно-моторную координацию, высокую чувствительность пальцев, развитое цветоразличение, усидчивость, склонность к ручному труду.
В связи, с чем и введено дополнительное вступительное испытание для определения наличия у поступающих для обучения в КГБПОУ ББМК по специальности «Стоматология ортопедическая» определенных творческих способностей (согласно ФЗ Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими дополнениями) и приказа Миноборнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Вступительное испытание «Лепка» для поступающих на специальность «Стоматология ортопедическая» проводится для выявления особых творческих способностей, которыми должен обладать зубной техник.
Осуществляется в сроки установленные Правилами приема на соответствующий год.
Абитуриент должен выполнить копию с представленного макета зуба.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
- Дополнительное вступительное испытание начинается не ранее начала приема документов и проводится в несколько этапов по мере комплектования групп.
- Контрольные задания для проведения вступительных испытаний составляются ежегодно. Количество комплектов контрольных заданий соответствует количеству экзаменационных групп.
- Контрольные задания подписываются председателем предметной экзаменационной комиссии и утверждаются председателем приемной комиссии, хранятся как документы строгой отчетности в течение 6-и месяцев.
- Перед творческим конкурсом проводится консультация.
- Вступительные испытания проводятся в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать 30 человек. Для выполнения работы выдаются необходимые принадлежности.
- Поступающим предлагается 1 задание — выполнить копию зуба из пластилина.
- Продолжительность вступительного испытания 4 часа. Уменьшение продолжительности возможно только по желанию абитуриента.
- Вступительное испытание у каждого абитуриента принимается двумя экзаменаторами, назначаемыми из числа членов предметной экзаменационной комиссии.
- Абитуриент при выполнении задания должен:
- 1.Определить и отразить конструктивно-анатомический характер зуба по предложенной модели
- 2.Передать объемно-пространственное решение модели
- 3.Передать похожесть общей формы и отдельных деталей модели
- После завершения выполнения задания абитуриент представляет его экзаменаторам для проведения оценки.
- Оценка за творческое вступительное испытание объявляется сразу после представления задания экзаменаторам. Оценка ставится в экзаменационной ведомости и в экзаменационном листе абитуриента. Удостоверяется подписями двух экзаменаторов.
- Общие результаты творческого вступительного испытания объявляются в день его проведения или на следующий день.
- Пересдача вступительного испытания с целью улучшения результата не разрешается.
ОСНАЩЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
- Пластилин скульптурный
- Шпатели
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
- Вступительное испытание «Лепка» является неконкурсным вступительным испытанием, и оценивается:
- или соответствие профилю заявленной медицинской специальности
- или несоответствие профилю заявленной медицинской специальности
- Критерии оценки:
- 1.Точность воспроизведения анатомических особенностей зуба
- 2.Соблюдение пропорциональных соотношений модели
Оценка «зачтено» выставляется: если анатомические особенности зуба воспроизведены точно или с небольшими неточностями с соблюдением пропорций, либо с небольшим нарушением пропорций, работа выполнена аккуратно.
Оценка «не зачтено» выставляется: если работа не отражает анатомические особенности зуба, не соблюдены пропорции, выполнена не аккуратно.
Зуб из пластилина. Урок лепки.
Для малышей лечение зубов – это злободневная тема, особенно, если не доносить до них важную информацию о том, почему нужно следить за состоянием своего рта. Первое и главное, чему должны научить детей родители, это ежедневная гигиена и чистка зубов. Предлагаем вам сделать вместе с детьми дошкольного возраста милую поделку – зуб. Она станет наглядным пособием, на котором можно показать ребенку всю важность здоровых зубиков для организма. Это отличный способ провести интересный познавательный урок, придумайте историю о здоровом и больном зубиках, а процесс лепки вы сможете узнать из нашего мастер-класса. Как вы все уже догадались, сегодня мы расскажем вам, как слепить зуб из пластилина.
1. Подготовьте примерно треть брусочка белого пластилина для работы и инструмент для резки материала.
№1
2. Скатайте овальную деталь – основу будущего зуба.
№2
3. Разрежьте нижнюю часть стекой, чтобы выделить корни. Это будут ноги нашего зубного человечка.
№3
4. Закончите формирование фигурки, слегка примяв верхнюю поверхность пальцем.
№4
5. Сделайте белого человечка веселым, прикрепив глаза, нос и обозначив улыбающийся ротик.
№5
6. По бокам присоедините две ручки из белого пластилина.
№6
7. Нужно показать, что зубик любит купаться и чистить себя с помощью щетки и пасты. Скатайте три разноцветные полоски.
№7
8. Переплетите их между собой, формируя трехцветную зубную пасту.
№8
9. Прикрепите немного пасты на макушку.
№9
10. Сделайте также щетку из белого и любого другого пластилина. В основу держателя поместите спичку, а щетинки обозначьте стекой.
№10
11. Вставьте щетку в руку зубному человечку, теперь он готов отправляться на чистку.
Итоговый вид поделки.
Вот такая смешная поделка сможет красоваться на полочке в ванной и напоминать ребенку о том, почему нужно ежедневно чистить зубы утром и вечером. Такой человечек с удовольствием украсит баночку для хранения зубных щеток.