Лепка что развивает – Консультация по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка

Консультация на тему: Роль лепки в развитии ребенка

«Роль лепки в развитии ребёнка».

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

И один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества – это лепка. Она имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Также как и другие виды изобразительной деятельности, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, уважение и бережное отношение к искусству. У маленького ребёнка особая острота восприятия к прекрасному.

Даже создание ребёнком самых простых скульптур – это для него творческий процесс. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Ребёнок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Во время работы с пластилином и глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт.

Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина и глины дает тот же эффект, что и массаж рук.

Одновременно ребёнок знакомится с различными свойствами глины и пластилина, с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер. Лепка часто становится любимым занятием детей.

Она развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.

Лепка оказывает выраженное эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции. Особенно ярко проявляется тактильная активность у детей именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.

Лепка воздействует на эстетическое воспитание посредством объёмной формы предмета, пластики и ритма.

В большей мере, чем рисование и аппликация, лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают ребенку, расслабится, и благотворно влияют на его психику.

«Значение лепки в развитии личности дошкольника»

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются обе руки. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие — очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов.

Пластилин — универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет.

Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.

Солёное тесто — один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.

  Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом — лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Летом дети с удовольствием для лепки используют песок, из которого строят замки, дома, фигуры зверей.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным. Предложите ребёнку открыть свою мастерскую или магазин игрушек, придумать чудесные превращения, сочинить пластилиновую сказку и т. д.

Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

 

 

Материал на тему: Развитие личности ребёнка средствами лепки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

Сильченко Наталия Ивановна

Развитие личности ребёнка средствами лепки

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом – всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнавать и изучать их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является лепка.

Как сказал педагог Масару Ибука: «Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребёнком благодаря лепке».

       Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи.

     Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему.

     Одним из самых доступных и распространённых материалов для лепки является пластилин. Лепка из глины и гипса не менее интересна детям, чем лепка из пластилина потому, что вылепленные изделия можно раскрашивать.

     Самый безопасный и экологически чистый материал для занятия лепкой с детьми – это соленое тесто. Тесто приятно на ощупь, нежное, тёплое, безвредное с точки зрения аллергенов. Главное правильно вымесить тесто и тогда возможности его становятся практически неограниченными.

    В общем, лепка – занятие приятное, полезное и вполне доступное каждому ребёнку. Ведь можно заниматься не только лепкой из пластилина, глины, гипса и теста – материалов для занятия лепкой вокруг предостаточно.

     Летом можно лепить из мокрого песка, зимой — из снега, в любое время года — из папье-маше, пластики, обычного теста для кондитерских изделий и даже из репейника!      

    Лепка — это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

     Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы!

     Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного куска пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать кусок пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения. Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких кусочков пластилина от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Они обучаются разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учатся лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.

     Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

— повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

-развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

-синхронизируют работу обеих рук;

-формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

     Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Значение лепки для детского развития: зачем учить? | Рисование, лепка, оригами

Лепка – один из любимых видов творчества многих детей. Но, лепка не только приятное времяпрепровождение вашего ребенка, это еще и один из самых полезных, в плане развития, вид изобразительного искусства. В чем же заключается польза? 

Вся жизнь ребенка, с самого рождения тесно связана с игрой, и именно лепка тот вид творчества, который немыслим без игры. Выполняя задуманный самим ребенком или совместно со взрослым образ, автоматически проигрывается, проговаривается какой-то сюжет. В это время развивается речь ребенка, его образное и пространственное мышление. А сюжет, созданный и проигранный ребенком в процессе работы, помогает малышу быстрее адаптироваться в реальном мире.

Лепить можно как из пластилина, так и из теста или глины, песка или снега, материалов много и все они доступны.

Техника лепки проста, но значение ее в комплексном развитии многих навыков и способностей ребенка огромно. Синхронная, одновременная работа и левой, и правой руки ребенка, координирует работу обоих полушарий мозга. Тактильные ощущения развивают мелкую моторику рук, что в свою очередь, способствует более быстрому развитию речи. Ребенок учится правильно воспринимать цвет, форму, размер, выполняемой фигуры или работы. Нельзя не сказать и о способности лепки, как вида творчества, развивать такие черты у ребенка, как усидчивость и терпение, ведь без этого сложно достигнуть конечного результата.

Лепка – один из самых реалистичных и осязаемых видов искусства. Ребенок может воплотить в своей работе любой образ, может потрогать его, а может видоизменить. И именно то, что в любой момент можно что-то исправить или изменить, создает у ребенка «ситуацию успеха», придает ему сил и уверенности в себе.

У вас гиперактивный малыш? Или наоборот спокойный и уравновешенный? Он хорошо говорит или не проговаривает многие буквы? У него бурное воображение или ему трудно представить что-то образно? Купите коробку пластилина и займитесь лепкой со своим малышом! Ведь кроме пользы, которую ему принесет сам процесс лепки, ему будет так приятно делать это рядом с вами! А нам – взрослым, так полезно вернуться иногда в свое детство! В конце концов, посредством этого нехитрого занятия, кроха, сам того не понимая, переносит свои чувства и эмоции на объект его творения, что тоже немаловажно.

Как вы видите, лепка имеет огромное влияние на развитие ребенка. Уделяйте внимание творчеству своих детей, хвалите их, поощряйте, искренне восхищайтесь их работами, подбадривайте и наделяйте значимостью, ведь невинное детское творчество впоследствии вырастает в народные промыслы.

Берегите своих детей и цените их старания!

Источник: http://xozayka.ru

Похожие публикации

Общая информация о статье

Название

Значение лепки для детского развития: зачем учить?

Описание

Лепка – один из любимых видов творчества многих детей. Но, лепка не только приятное времяпрепровождение вашего ребенка, это еще и один из самых полезных, в плане развития, вид изобразительного искусства. В чем же заключается польза?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *