Кубики кюизенера: кубики Дьенеша и палочки Кюизенера – Чего сидим, кого ждем? Или с какого возраста Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера — запись пользователя Черничная девчонка (Ereliva) в сообществе Раннее развитие в категории Все о развивающих игрушках, пособиях и книгах (обзоры, рекомендации,хвастики, ссылки)

Содержание

Чего сидим, кого ждем? Или с какого возраста Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера — запись пользователя Черничная девчонка (Ereliva) в сообществе Раннее развитие в категории Все о развивающих игрушках, пособиях и книгах (обзоры, рекомендации,хвастики, ссылки)

Пост про поразившее меня, детсадовское. Но то в самом конце поста, а сначала про развитие, так что сообществом не ошиблась)

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Что это такое?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
  • Развития творческих способностей.

Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.

Набор «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый), форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие).

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше — меньше», «право — лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из …», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Вот интересная статья на эту тему.

При этом довольно много пособий от 2-х лет! Сначала ребенок выкладывает прямо в альбоме фигуры, затем по образцу. Вот, например, наши, которые мы точно начали раньше — примерно в 1,5 года потому что ничего сложного тут нет!.

Эти пособия мы активно использовали до недавнего времени — в 3,5 уже явно переросли, сейчас в ходу другие:

Вполне себе официальные развивающие пособия, ребенку интересно по ним заниматься сейчас.

И как же меня поразило, что в детском саду сказали, что нашей группе (3+) рано еще, а родительский комитет, т.е. обычные родители, вообще не в курсе, что это чтобы купить в группу на занятия! «Не переживайте, догонят к школе» (с) Не знаю, чего или кого они там догонят к школе, особенно, учитывая, что школьное образование сейчас такое, что впору плакать горючими слезами и тоже придется искать интересное и самой заниматься.

Почему, ну почему такой пофигизм на детей? Сейчас самое благодатное время для закладывания интереса к учебе и жизни. Или это сказывается влияние того, что детский сад в основном для военных?

P.S. Сразу поясню, что я не перегружаю ребенка, не мучаю «развивашками» — я не стремлюсь сделать гения, всего лишь хочу дать то, что ребенок не только может взять, но и хочет взять на этапе познания мира. Самое время активных «Почему?», «Зачем?» для познания мира — и я не собираюсь говорить ребенку «отстань».

комитет по дошкольному образованию

«Игровые технологии (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера) – как фактор интеллектуального развития дошкольников»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №27 «Почемучка»

hello_html_m24efadc8.jpghello_html_m3f93074d.jpg

Фамилия, имя, отчество автора:

Юнак Светлана Леонидовна

Должность: воспитатель

Название места работы: МБДОУ

«Детский сад №27 «Почемучка»

2017 год

«Ум человеческий отмечается

такой ненасытной восприимчивостью к познанию,

что представляет собой как бы бездну…»
Я.А. Коменский.

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. По мнению О.М.Дьяченко, интеллектуальная готовность, умственное развитие детей – наиболее объемный, информативный и сложный показатель готовности к школьному обучению [5].

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности детей к школе является овладение мыслительными операциями и логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, схематизация, моделирование).

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача — найти путь решения — реализуется средствами игры и игровых действий.

Игра особо необходима для обучения и воспитания детей. Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [6].

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировать элементы познавательного, учебного и игрового общения. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его  познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.  

Используя традиционные методы А.Леушиной, систему работы, предложенную А.Метлиной, я убеждалась, что эффективность развития математических представлений возможна при сочетании уже известного с новым, а именно: занимательной математикой, развивающими, логико-математическими играми и упражнениями. Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки гроша не стоит».

Я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию детей на основе игр, развивающих мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы успешно обучаться в дальнейшем математике и другим наукам.

Для развития мыслительной деятельности внедрила парциальную программу математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон. Авторы программы придерживаются позиций, согласно которым новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективными пособиями являются игровые технологии Дьенеша и Кюизенера для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков – венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами.

   Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления[8] . Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями. Да и в обычной жизни умение видеть взаимосвязи и причинно-следственные цепочки между предметами, объектами, событиями, умение мыслить системно – один из залогов успеха. Так что развитие у ребенка логического мышления полезно не только для школы, но и для «большой» жизни.

   Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим деткам? Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет.

Основная цель и задача — помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики!) – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

   Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!

   Разумеется, что на каждом возрастном этапе — свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить.

Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы [9].

Набор состоит из 48 логических блоков разных:

  • цветов (красные, желтые, синие)

  • форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)

  • размеров (большие и маленькие)

  • толщиной (толстые и тонкие)

   В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.

При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки — с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (желтый) и 11 – с отрицанием свойств (не круглый)

Золтан Дьенеш разработал и апробировал на практике теорию о шести стадиях изучения математики. Автор системы назвал первую стадию математического познания свободной игрой. Суть ее заключается в том, что ребенок, получая от педагога какое-либо задание, стремится мгновенно решить его с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. Данная стадия знакомит малыша с заданием, которое ему нужно успешно выполнить. С этого момента начинается этап обучения ребенка. После многочисленных попыток решить поставленную задачу осуществляется плавный переход ребенка на вторую стадию под названием правила игры. Изучение правил для Золтана Дьенеша является важным обучающим моментом, так как малыш не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести. На третьей стадии происходит процесс сравнения. После того, как взрослые вместе с малышом использовали для работы несколько игр математической тематики, наступает этап сравнивания содержания данных игр. Автор методики призывает родителей и педагогов обучать малышей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у малышей. Четвертая стадия помогает ребенку в ходе игр воспринимать абстрактный смысл чисел. Золтан Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы. На пятой стадии малыш приходит к пониманию, что серия из двух и более шагов приводит к одному результату. Автор системы назвал данную стадию символической. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы. Заключительная стадия является длительнее всех выше перечисленных этапов. На шестой стадии предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам [11].

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: логические блоки (А. Столяр), логические фигуры (М. Фидлер), логические кубики (Г.Копылов) и др. Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие предпосылок логического мышления.

Разработанные в 60-х годах, блоки популярны во многих странах и применяются до сих пор.

Бельгийский педагог Джордж Кюизенер – автор уникальной методики раннего развития детей, практически всю свою жизнь проработавший в школе. Работа простым учителем в начальных классах позволила Кюизенеру применять на практике различные методики и обучающие программы, сравнивать их и «брать на вооружение» наиболее действенные и эффективные. Некоторые методики он доработал, опираясь на собственный опыт, и подробно описал получившийся результат в своих практических рекомендациях по обучению детей музыке, географии, искусству и биологии.

Знаменитые сегодня на весь мир цветные деревянные палочки Кюизенера также являются результатом тщательной доработки. Используя при обучении детей математике методику своего немецкого коллеги Фридриха Фребеля, Кюизенер отметил заинтересованность детей и, как следствие, высокую эффективность данной методики. Наработки Фребеля и легли в основу авторской методики Кюизенера, которая получила название «Цветные числа».

Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход. Отметим, что сам автор рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года. При этом он не один раз подчеркивал (и практика это доказала), что его разработка будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9 лет.

Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

  • игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша, взрослые помогают ему познакомиться с цветом и размером палочек.

  • обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего «через руки» (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа.

Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например, для детей младшего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации (починить забор, построить лесенку и т.д.). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т.д.) [10].

К блокам Дьенеша, как и к палочкам Кюизенера предлагаются альбомы для игр-занятий. Наборы состоят из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников. Изображения выполнены таким образом, чтобы ребенок мог выкладывать по ним своеобразную мозаику из палочек и фигур, в итоге получается объемная картинка.

Главное преимущество данных пособий является то, что они подходят для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Для самых маленьких – это занимательный игровой материал, детям постарше они помогут в освоении законов математики. При работе с блоками и палочками, дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет (блок, палочку и т.д.), абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства [1].

Велика роль игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека. Почему?
1. Здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
2. Дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
3. Дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.

Игры и занятия с блоками и палочками доставляют детям и взрослым интеллектуальное удовольствие в часы досуга, привнося элементы соревновательного азарта в коллективные игры. Размышления, догадки, выводы, обобщения, абстрагирования, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.

Задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. В этом помогают логические блоки Дьенеша и палочки Х. Кюизенера.

Положительные результаты при использовании

игровых технологий

(блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)

  1. Происходит знакомство всех участников образовательной деятельности с игровыми технологиями интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

  2. Опыт работы стал востребован педагогами других ДОУ города Елизово. Старшие воспитатели интересуются приобретением комплекса развивающих игр, поступают заявки на проведение семинаров, открытых занятий, консультаций (например: ДОУ № 4 «Малыш», МБДОУ № 1 «Ласточка»).

  3. Приобретение и изучение новой методической литературы («Логико-математической развитие детей дошкольного возраста» Михайловой) позволило систематизировать материал по разделу «математическое развитие», составить тематический план реализации блоков и палочек в каждой возрастной группе.

  4. Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера можно использовать в работе с детьми ОВЗ.

  5. У данных игр большой педагогический потенциал:

    • возможны разные способы организации детей – индивидуально, в парах, по подгруппам, группой;

    • возможно усложнение материала от простого к сложному;

    • наблюдается эмоциональная включенность детей в образовательную деятельность (ребенок развивается играя).

  6. Дети с удовольствием играют с блоками, палочками как в НОД, так и в самостоятельной деятельности.

  7. Повысился интерес к познавательной деятельности (интеллектуальным играм)

  8. Увеличилось количество детей, принимающих участие в интеллектуальных конкурсах:

    • Всероссийский конкурс «Математика для малышей»

    • Всероссийская олимпиада «Сказочная математика»

    • всероссийский конкурс «Звездочка в ладошке»

Список использованной литературы:

  1. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Издательство Детство-Пресс, 2014.

  2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. — М.: Педагогика, 1990. — 132 с.

  3. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985 г.

  4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2002.

  5. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста, методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

  7. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/palochki_kjuizenera_chto_eto_takoe.html © NeoLove.ru

  2. http://womanadvice.ru/palochki-kyuizenera-i-bloki-denesha

  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/14/ispolzovuem-bloki-denesha-i-palochki-kyuizenera-v

  4. http://www.helpeducation.ru

  5. www.danilova.ru

  6. www.smartkids.ru

  7. www.stoschet.ucos.ru

  8. www.u-mama.ru

схемы и рекомендации по использованию

Содержание статьи

Продумывая, какие дидактически пособия использовать для развития ребенка, многие родители останавливают выбор на палочках Кюизенера. Разнообразные схемы игры которых помогают подготовить малыша к изучению математики. Применять их можно для детей различных возрастов, выбирая подходящие задания.

Домик из палочек Кюизенера

Домик из палочек Кюизенера

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Набор палочек Кюизенера

Набор палочек Кюизенера

Описание набора

Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным:

  • в наиболее простом варианте их всего 116.
  • «классический» набор включает в себя 241 палочку.

Чтобы иметь возможность предложить малышу огромное количество игр, следует выбрать набор с большим числом брусочков.

Набор палочек Кюизенера

Набор палочек Кюизенера

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика. Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Девочки занимаются с палочками Кюизенера

Девочки занимаются с палочками Кюизенера

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Ребенок раскладывает палочки Кюизенера

Ребенок раскладывает палочки Кюизенера

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

  • помогает развивать мелкую моторику.
  • способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
  • стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
  • учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Лестница из палочек Кюизенера

Лестница из палочек Кюизенера

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Домик из палочек Кюизенера

Домик из палочек Кюизенера

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Не стоит ограничивать детскую фантазию, малыши могут возводить дома для кукол так, как удобно именно им – расставляя бруски горизонтально и вертикально. Но если допущена ошибка (например, дом для большой куклы получился явно меньше, чем домик для маленькой), то на нее надо деликатно указать и помочь исправить.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Игрушки мышки

Игрушки мышки

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата из палочек Кюизенера

Составление квадрата из палочек Кюизенера

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Палочки Кюизенера, сложенные квадратом

Палочки Кюизенера, сложенные квадратом

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Схемы для занятий с палочками Кюизенера

Схемы для занятий с палочками Кюизенера

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Палочки Кюизенера описание методики: учимся считать играя

Рада приветствовать вас, дорогие читатели!

Раннее развитие все больше и больше набирает обороты. И многие родители стараются как можно больше узнать информации о различных системах и методиках, которые помогут им в этом и правильно делают. Ведь, как известно, клетки мозга человека до 3 лет формируется  уже на 70 %, и раннее развитие непременно должно присутствовать в жизни ребенка.

Итак, волшебные палочки Кюизенера описание методики, что за диковина такая, как при их помощи развиваться и что развивать?

Об авторе

Джордж КюизенерНачнем издалека, Джордж Кюизенер (годы жизни 1891—1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.

Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения, благодаря которым ребенок в ходе игры сначала под присмотром и помощью взрослого, а затем и самостоятельной работы постигает абстрактное понятие числа, его формирование из других чисел. Так ребенок начинает учиться считать.

На английском языке палочки называются по-разному, в России же распространено название, как «цветные счетные палочки Кюизенера».

Суть методики

Идея одновременно проста и интересна. Детки прекрасно с палочками играют и параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой.

По мере внедрения и использования палочек их цвета были немного изменены. Но смысл от этого не изменился.

Принципы методики:

  1. Помочь ребенку освоить территориальные понятия пространства такие как: больше — меньше, выше — ниже, право — лево, между.
  2. Учимся делить целое на составные части.
  3. Развиваем воображение, самостоятельность, визуальную и слуховую память, стимулируем речь.
  4. Учимся анализировать, делать выводы, сравнивать.
  5. Учимся простые математическим действиям: сложение, вычитание, подходим к делению и умножению, дробям.

играем с палочками кюизенера

Палочки Кюизенера — что это такое?

Цветные счетные палочки используются как дидактический материал для обучения детишек основам математики. Палочки имеют разную длину: от 1 см до 10 см и разный цвет. Могут быть изготовлены из дерева или пластмассы.

белый квадрат — число 1
розовая палочка — число 2
голубая – число 3
красная – число 4
жёлтая – число 5
фиолетовая – число 6
чёрная – число 7
бордовая – число 8
синяя – число 9
оранжевая – число 10

Палочки имеют свои определенные цвета и не случайно. В наборах разных производителей цвета могут иметь разные цветовые оттенки, но смысл не изменится.

Например, вся красная группа (семья) кратна двум, все зеленые палочки кратны трем, желтые кратны пяти. Маленький белый кубик — это целое число, так как по длине может укладываться в любую другую палочку. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину.палочки Кюизенера

Плюсы и минусы методики 

Регулярное занятие по палочкам Кюизинера поможет вашему малышу раньше других карапузиков развить творческо — интеллектуальную жилку. Поможет малышу лучше концентрироваться и сосредотачиваться, быть более внимательным.

На занятиях задействована мелкая моторика и воображение, конструктивное мышление. Ваш малыш будет понимать и ориентироваться в основных математических понятиях, будет легко решать простые примеры на сложение и вычитание.

Самостоятельной методикой ее конечно же сложно назвать, так как включает в себя не комплексное развитие, а одностороннее -математический уклон.

Но является отличным дополнением и прекрасным полезным, интересным времяпровождением для ребенка. и не вступает в конфликт ни с одной из известных методик развития. Может быть самостоятельно использоваться как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, в чем и завоевала свою популярность.

Возрастные особенности

Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет, хотя на коробке указано: от трех лет. Вы наверное замечали, что на подобного рода играх всегда указывается возраст от трех лет, так как набор включает в себя мелкие детали.

На мой взгляд можно использовать от года. Хотя, смотрите по своему малышу: кого-то заинтересует, кого-то нет, но если купили и не понравилось ребенку, ничего страшного — полежит немного и все равно пригодится.

Для годовалых малышей, конечно же, это игровой материал. Не рекомендуется давать мелкие детали, либо пристально наблюдать за игрой, так как в этом возрасте детки все хотят попробовать на вкус.

Можно использовать соску, чтобы малыш не тащил палочки в рот. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, строим простые фигурки, можно по схемам или просто, все зависит от заинтересованности малыша.

Затем к трем годам уже свободно можно работать по схемам и брошюрам с заданиями, изучать цвета и строить из них геометрические фигуры и другие постройки.

игры кюизенера

Какие наиболее популярные пособия с упражнениями можно встретить

  • «Кростики» (альбом со схемами) для детей 4-5 лет.
  • «На златом крыльце сидели» для подготовки детишек к школе.
  • «Волшебные дорожки» для самых маленьких деток 2-3 года.
  • «Дом с колокольчиком» для деток 4-5 лет.
  • «Веселые цветные числа» (игровые развивающие математические ситуации для детей 3-4 лет)

Как работать с палочками?

  • Начальный этап: знакомство с палками. Сенсорное развитие: можно раскладывать их в различные коробочки или чашки по цветам или размеру. Найди такую же палочку, как у мамы.
  • Второй этап — работа по схемам (выкладывание палочек на изображение), сначала с мамой потом самостоятельно. Выкладываем свое изображение: фантазируем — домики, деревья, машинки, паровозики и пр.
  • Третий этап — изучаем количественный состав, сколько палочек таких может уместиться в этой палочке, строим лесенки, какая палочка длиннее, какая короче. Найти самую короткую или самую длинную, измерить длину палочки другими палочками, найди столько же палочек, как у мамы.

Ну вот пожалуй пока все. Надеюсь статья оказалась для вас полезной.

Пишите в комментариях, как играете с палочками с вашими детками.

Пока, пока!

С уважением, Юлия Полонская

Наши игры с палочками Кюизенера. Часть 1 — запись пользователя Марина (id1364331) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Развивающие игры

Купили палочки мы давно, но интерес у Артёма появился только теперь. И причину я знаю-я с ним неправильно в них играла, вообще никакого разнообразия, ну по складывали мы картинки по альбомам, сделали лестницу, почитала я про семейства очень быстро, ни в чём не разобралась, ну и на этом всё. Складывать картинки вскоре Тёме надоело и мы убрали палочки в ящик. Но потом увидела пост Chairys я посмотрела на палочки с другой стороны. Собрала информацию про игры и предложила Артёму, он согласился, ему понравилось, мы теперь играем очень много и я хочу с вам поделиться нашими играми.

1. Строим дорожки разных цветов, сравниваем по длине, смотрим какая дорожка самая длинная-короткая, какие дорожки длиннее белой, какие короче красной и т.д.

2. Моделируем квадрат и прямоугольник. Строили двумя способами : закрыть окошки и сделать квадраты из полосок одного цвета. Пришли к выводу, что чем длиннее палочки, тем больше будет квадрат.


3. Строим лесенки в разных плоскостях и пирамидки. Считаем от 1 до 10, шагая по ступенькам и учим обратный счёт. Также я строю лесенку, пропуская по одной палочке, а Артёму нужно найти недостающую палочку.




4. Строим последовательности.


5. Строим объёмные постройки: колодцы, домики.


6. Играли в игру «Найди палочку такого же цвета, как у меня». Это легко, уже не играем даже.


А ещё прошу найти по количеству столько палочек сколько и у меня.


7. Тренируем память. Я выкладываю несколько палочек и прошу Артёма запомнить, потом он закрывает глаза, я одну убираю, он должен вспомнить какая палочка пропала. Эта игра очень нравится. Когда палочек одинакового цвета по одной, то хорошо запоминает, а если было, например, в ряду две жёлтые и я одну из них убрала, то не всегда вспоминает. Ещё вариант, не убирать палочку, а менять их расположение, Артёму нужно вернуть палочки в исходное положение.


8. Сравниваем отдельно палочки по длине, проверяем путём наложения одна на другую.


9. Ещё вариант игры, я отбираю палочки, например 4 цветов и говорю Тёме, покажи палочку ни жёлтую, ни оранжевую, ни синюю, а он мне должен показать палочку остававшегося цвета. Или говорю, найди палочки короче фиолетовой, длиннее красной, а он должен найти жёлтую.

10. Выкладываем по образцу



11. Строим различные заборы для домиков


12. Делаем рамочки для фото


13. У кролика день рождение, мы надули много фиолетовых шариков, чтобы они не улетели, нужно завязать их ниточками того же цвета, что и шарики и посмотреть хватит ли нам ниточек. Ниточек хватило-их столько же, значит их поровну.


15. Сравниваем по количеству. Раскладываю на две кучки, а Артёму нужно поставить знак больше, меньше или равно.



16. Строю поезд из вагонов разной длины и цвета. Спрашиваю у Артёма, какой вагон стоит третьим, пятым, восьмым и т.д. Какого он цвета.


17. Называю число, а Артёму нужно показать палочку, соответствующую этому числу. 1-белая, 2-розовая и т.д. Здесь ещё путается, пока не все помнит.


18. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как например, оранжевая. Также проверяем сколько белых палочек поместиться, например, в фиолетовой и т.д.


19. С помощью оранжевой палочки измеряем длину книг, линейки и т.д.

20. Ещё играем в игру. Берём две палочки разной длины. Я говорю, например, положи палочку, которая короче, под длинную или слева-справа от длинной. Закрепляем понятия сверху, снизу, слева, справа.


21. Строим лесенку от самой маленькой палочки до самой большой и в обратном порядке и получается квадрат.


22. Также раскладываем палочки в заданном порядке, например, положи красную палочку между синей и голубой и т.д.

23. Я прошу Артёма с закрытыми глазами из коробки найти две палочки одинаковой длины, а затем разной.

24. Играем в паровозик с пассажирами. Строим вагончики например розового, голубого и красного. Вспоминаем какое число обозначает цвет и садим туда нужное количество пассажиров (белые палочки)


25. Делаем солнышку лучики и строим ёлочки.


26. Строим домики для зверей.


А ещё строим заборчики и прячем зверей


27. Повторяем знаки больше-меньше

28. По контуру выкладываем




Ещё распечатываю картинки с пособия «Золотом крыльце сидели»




Ещё с этого альбома Волшебные дорожки



И ещё Дом с колокольчиком



Купила книгу Любовь Комарова: Как работать с палочками Кюизенера?

Любовь Комарова - Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет обложка книги

Подробнее:http://www.labirint.ru/books/226759/

Там с палочками много игр более сложных, именно математических, но о них я расскажу в следующей части.

Любовь Комарова - Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет обложка книги

Рада, если кому нибудь пригодится.

схемы для счетных цветных палочек. Цель и задачи картинок для игр и занятий в группах

Палочки Кюизенера: цель и задачи

Обучение ребенка является сложным процессом, поэтому наличие дополнительных средств и методик служит отличным подспорьем для получения хорошего результата. Процесс освоения речи не представляет существенных трудностей, так как нарабатывается ежедневно в процессе роста и развития ребенка, а вот обучение счету является следующим этапом, для которого потребуются дидактические методики. Наиболее удобной и проверенной является методика работы с детьми при помощи палочек Кюизенера, освоить которую несложно, зная основные закономерности процесса.

Палочки Кюизенера: цель и задачи Палочки Кюизенера: цель и задачи

Характеристика

Счетные палочки Кюизенера известны уже достаточно давно и до сих пор пользуются популярностью ввиду действенности данной методики.

Благодаря бельгийскому ученому Джорджу Кюизенеру был создан набор счетных палочек, при помощи которого можно было легко развить математические способности у детей.

К достоинствам данной методики можно отнести полноценное интеллектуальное развитие малыша, что положительно сказывается и на всех остальных его умениях и навыках.

Палочки Кюизенера можно использовать начиная с двухлетнего возраста и пользоваться ими вплоть до девяти лет.

В комплекте можно найти 116 палочек, цифры и числа от единицы до двадцати и математические знаки.

Особенностью данного набора является то, что палочки в нем отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с определенным цветом:

  • первая – это самая маленькая палочка и ее цвет белый;
  • вторая по размеру палочка – розовая;
  • третья по размеру палочка – голубая;
  • четвертая палочка – красная;
  • пятая палочка – желтая;
  • шестая – фиолетовая;
  • седьмая по величине – черная;
  • восьмая – бордовая;
  • девятая – синяя;
  • самая большая палочка окрашена в оранжевый цвет.

Наличие в составе большого количества компонентов позволяет использовать разные игры и схемы для детей различного возраста. Современные дидактические системы предлагают игры для дошкольников, детей младшего и среднего школьного звена.

При помощи палочек Кюизенера есть возможность ускорить процесс изучения математики и сделать занятия более интересными и разнообразными.

Палочки Кюизенера: цель и задачи

История методики

Появление палочек Кюизенера связано с трудами Джорджа Кюизенера, который был озадачен проблемой обучения детей основам математики. Биография этого бельгийского педагога, жившего с 1891 по 1976 годы сводится к тому, что большую часть своей жизни он работал с учениками младшей школы и преподавал им математику.

Палочки Кюизенера: цель и задачи Палочки Кюизенера: цель и задачи

Проблемы с освоением этой науки школьниками вызвали у него интерес и породили желание помочь детям и сделать обучение легким и интересным. Благодаря изучению проблемы Джордж Кюизенер смог понять, что учеба детей идет намного быстрее, если они имеют возможность визуализировать предметы и проводить вычислительные действия непосредственно с ними.

Помимо визуализации, в основе методики лежит принцип игры, который позволяет работать с детьми в легкой и непринужденной обстановке, поддерживая стабильный интерес к учебе.

Чтобы обучение шло в правильном русле и приносило результаты, Кюизенер дополнительно изучал методики Марии Монтессори и Фридриха Флебеля. Такой основательный труд не был напрасным, так как кроме палочек, Кюизенер составил и подробную инструкцию к их использованию. В своей книге «Числа и цвета» он подробно раскрывает суть всех схем, представленных в игровой форме, по которым дети вместе с учителями или родителями могут освоить базовые понятия математики.

Плюсы и минусы

Любая дидактическая методика, разработанная для детей, имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше положительных сторон, тем эффективнее идет процесс обучения. В процессе использования палочек Кюизенера также есть свои плюсы и минусы.

К положительным стоит отнести следующие моменты:

  • возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости;
  • наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко освоить методику и научить ребенка математике;
  • помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие;
  • благодаря разнообразию палочек ребенок может более полно ознакомиться с формами и цветами предметов.

Наличие такого количества положительных моментов позволяет утверждать, что Кюизенеру удалось найти наиболее оптимальное решение того, как быстро и интересно обучить детей математике.

Его методика работает как автономно, так и в сочетании с другими программами, позволяющими усилить итоговый результат.

Из недостатков можно выделить лишь тот факт, что работа со счетными палочками должна проводиться постоянно и системно, иначе добиться желаемого результата не получится.

Палочки Кюизенера: цель и задачи

Подходящий возраст

Заниматься с ребенком палочками Кюизенера можно с раннего возраста, наиболее оптимальным считается возраст 2-3 года, когда малыш может понять, что именно от него хотят. Пробовать свои силы в освоении методики можно и с годовалыми детьми, но должного эффекта это не принесет, зато риск для здоровья возрастает существенно из-за наличия в наборе мелких деталей.

Палочки Кюизенера: цель и задачи Палочки Кюизенера: цель и задачи

Наиболее подходящей категорией детей, которая сможет осилить задания и получить определенные начальные знания, является подготовительная группа садика. В процессе подготовки к школе дети должны освоить понятия длины, цвета, формы и иметь хотя бы минимальные знания о том, как производить сложение и вычитание.

Для детей младшей возрастной категории разработаны альбомы-игры, в которых по заданным схемам нужно выкладывать палочки определенного цвета.

Самые маленькие ученики научатся разделять понятия «один» и «много», понимать разницу между «высоким» и «низким». Более старшим детям предлагаются альбомы-игры, игровые ситуации и комплекты игр, что позволит осилить ориентацию предметов в пространстве, сравнивать их по показателям длины и ширины, различать количество и учиться считать. Каждый возрастной этап имеет свой набор схем и игр, позволяющий развить логическое и пространственное мышление.

Сходства и отличия с Дьенешем

Помимо Кюизенера, и другие ученые изучали проблему освоения математики детьми раннего возраста.

Одним из наиболее выдающихся был Золтан Дьенеш, который с самого детства увлекался математикой и к двадцати трем годам защитил по ней докторскую.

Помимо интереса к самой науке, Дьенешу было интересно изучать ход мыслительных процессов детей во время освоения математики, для чего им была изучена психоматематика.

Палочки Кюизенера: цель и задачи

Основа методики Дьенеша очень схожа с палочками Кюизенера, так как состоит в изучении математики при помощи увлекательных логических игр с использованием наглядного материала. Малыш должен решать задачи, используя объемные геометрические фигуры-блоки. Такие занятия позволяют развить память, воображение, внимание и логику. При помощи дидактического материала у малышей улучшается речь, они учатся сравнивать фигурки по размеру, количеству и цвету, осваивают основы классификации предметов по определенным признакам.

Палочки Кюизенера: цель и задачи Палочки Кюизенера: цель и задачи

Помимо схожих признаков, есть и существенные отличия методик Кюизенера и Дьенеша, так как палочки различаются по цветам и за каждой закреплена определенная длина, при этом толщина является одинаковой. У Золтана в наборе цветные блоки в количестве 48 фигур, они различаются по:

  • цвету – в наборе имеются синие, желтые и красные фигуры;
  • форме – в наличии есть прямоугольники, квадраты, треугольники и круги;
  • толщине – фигуры могут быть как тонкими, так и более толстыми;
  • размеру – детали имеют большие и маленькие габариты.
Палочки Кюизенера: цель и задачи Палочки Кюизенера: цель и задачи

Каждая из вышеуказанных методик полезна для обучения детей математике, позволяя параллельно развивать и другие познавательные сферы, что способствует полноценному процессу обучения. Несмотря на похожую суть методик, процесс подачи их существенно отличается, поэтому стоит попробовать оба варианта и выбрать тот, который лучше поймут дети.

Палочки Кюизенера: цель и задачи

Цель использования

Палочки Кюизенера используются в работе с дошкольниками и детьми младшего и среднего школьного звена. Задачи для каждого возрастного этапа будут отличаться, но в общем они сводятся к такому перечню:

  • знакомство с числами в игровой форме;
  • помощь в развитии представлений о счете и цвете;
  • формирование интереса к математическим наукам;
  • развитие логического мышления, формирование умения принимать нестандартные решения;
  • помощь в освоении базовых математических действий: сложения и вычитания;
  • усвоение разницы между количественным и порядковым счетом;
  • формирование навыка измерительного сравнения по длине, ширине и высоте;
  • закрепление знаний о геометрических фигурах, благодаря выкладыванию их при помощи палочек из набора.
Палочки Кюизенера: цель и задачи Палочки Кюизенера: цель и задачи

Благодаря набору палочек Кюизенера есть возможность всесторонне развить личность, при этом сформировав стойкий интерес к точным наукам, а также сделать занятия познавательными и нестандартными. Занятия с данным дидактическим набором позволяют ребенку включить воображение, найти решение задачи нестандартным путем, тренируя при этом не только мозг, но и мелкую моторику рук.

Дети, которые занимаются по данной методике, становятся более сдержанными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми.

Игры

Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.

Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.

В средней группе стоит давать игры и задания, оговаривая результат, в этом случае важно давать свободу действий, не ограничивая малыша, но подталкивая думать неординарно, креативно и искать разные пути решения задачи.

Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.

Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий

Палочки Кюизенера: цель и задачи

От 2 до 3 лет

Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:

  • альбом-игра «вместе весело играть»;
  • альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».

Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.

От 3 до 5 лет

Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
  • альбом-игру «дом с колокольчиком».

Благодаря данным занятиям дети быстрее освоят разницу между предметами по высоте и ширине, положению в пространстве, запомнят цвет и цифровое обозначение палочек и смогут быстро их идентифицировать.

Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.

От 5 до 7 лет

В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • комплект игр «посудная лавка Кростики».

Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.

Новыми станут упражнения, где необходимо выложить предмет по контуру, что позволит не только улучшить мелкую моторику, но и ознакомить детей с симметрией и азами работы на системе координат.

Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.

Моделирование сказок

В процессе обучения детей одному предмету не стоит забывать и о развитии других навыков. Так, палочки Кюизенера и блоки Дьенеша могут пригодиться для развития речи. В процессе чтения сказок некоторые дети могут испытывать трудности в запоминании сюжета, основных персонажей, итога произведения.

Чтобы помочь детям и улучшить их память и речь, нужно распечатать любимую сказку и картинки к ней, что будет служить опорным материалом занятия.

После прочтения сказки и показа картинок воспитатель или родитель должен каждого героя обозначить палочкой определенного цвета или блоком, что позволит провести некую ассоциацию и закрепить прочитанный материал.

Блоки и палочки должны определенным образом соответствовать сути произведения, например, если речь идет о волке, стоит использовать для него черную палочку, так как это негативный персонаж, положительных героев обозначить светлыми палочками, а детенышей – самыми маленькими. Благодаря соотношению слухового, визуального и тактильного восприятий, ребенок намного быстрее улавливает суть сказки и не испытывает проблем с ее интерпретацией.

Палочки Кюизенера: цель и задачи

Конструирование

Помимо конкретных целей и задач, которые требуют от детей получения единственно правильного результата, при помощи палочек Кюизенера можно развить воображение, ориентацию в пространстве. Воспитатель или родитель должен задать цель, а ребенок своими силами будет стараться ее воплотить, и чем оригинальнее будет решение, тем лучше.

Не стоит задавать какие-то рамки, полет фантазии в процессе должен быть главным, особенно, если дело касается младшей и средней группы дошкольников.

Палочки Кюизенера: цель и задачи

Конструирование в старшей группе и в младшей школе уже будет иметь более правильные итоговые результаты, хотя креативность в выполнении поставленной задачи должна приветствоваться. При помощи палочек Кюизенера можно создавать предметы, животных, игрушки, все то, что ежедневно окружает ребенка, хорошо ему знакомо и не вызовет трудностей в конструировании при помощи палочек. Использование данного дидактического набора позволяет не только развивать воображение, но и творчески мыслить, рационально оценивать реальные предметы и аккуратно воспроизводить итоговый результат.

Палочки Кюизенера: цель и задачи Палочки Кюизенера: цель и задачи

Как сделать своими руками?

Наличие палочек Кюизенера будет бесполезным без умения работать с ними, поэтому альбом заданий станет основополагающим звеном для начала работы. Прочитав все игры и разобравшись с заданиями, можно приобрести готовый набор палочек или же вырезать из картона шаблон, который выручит на первое время. Изготовить такой раздаточный материал несложно, главное – найти картон нужных цветов и вырезать полоски нужной длины. Создавая палочки самостоятельно, не стоит облегчать детям задачу и подписывать на них числа, так как это будет иметь обратный эффект.

Палочки Кюизенера: цель и задачи Палочки Кюизенера: цель и задачи

Создать объемные палочки своими силами будет намного сложнее, но при желании и определенных умениях вполне возможно. Если мама лишь знакомит малыша с методикой Кюизенера, то можно подобрать похожие предметы, которые будут отличаться длиной и цветом.

Играя с объемными предметами, малыш будет развиваться через тактильные прикосновения, а в более взрослом возрасте картонные палочки будут не менее эффективны, нежели специально изготовленные.

Толк и польза от работы с детьми для освоения точных наук и в частности математики благодаря работам Кюизенера и Дьенеша очевидны, главное – уметь правильно преподносить материал и проводить занятия систематически.

О том, как заниматься со счетными палочками Кюизенера, смотрите в видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *