Кружок пластилинография в средней группе: Программа кружка по пластилинографиии в средней группе «Пластилиновое чудо» – Рабочая программа (средняя группа) на тему: «Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему: Календарно-тематический план занятий кружка по пластилинографии с детьми 4-5 лет

Неделя

Тема

Цель

Октябрь

1

«Бусы для мамы»

Знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить размазывать пластилин на основе, не выходя за контуры. Развивать мелкую моторику рук.

2

«Кувшинчик»

Закреплять умения и навыки в работе с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей). Прививать эстетический вкус.

3

«Божья коровка, улети на небо »

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить передавать внешний вид насекомого посредством художественной техники.

4

«Гроздья винограда  поспели в саду»

Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине).

Учить лепить плоскостные изображения ягод (скатывание, расплющивание). Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Ноябрь

1

«Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

2

«Лодочка»

Заинтересовать детей изготовлением полуобъемной лодочки. Развивать умение и навыки в работе с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок, рзглаживание готовых поверхностей)

3

«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»

Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать активную работу пальцев рук

4

«Мухомор»

Расширять знания детей о грибах (форме, цвете, величине, съедобные – ядовитые).

Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделять его отличительные признаки. Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер.

Декабрь

1

«Смородина»

Расширять знания детей о ягодах .Учить лепить плоскостные изображения ягод (скатывание, расплющивание), располагая ягоды вдоль  . Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

2

«Чайная чашка»

Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам. Закрепить представления детей о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления.

3

«Новогодние шары так прекрасны и важны»

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика

4

«Снеговик»

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

5

«Елка новогодняя огоньками светится»

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук

Январь

2

«Белая снежинка села на ладошку»

Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Побуждать детей передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.

3

«Чебурашка»

Учить создавать целый объект из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, промазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Развивать мелкую моторику рук. Доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой.

4

«Совушка-сова – большая голова»

Расширить представления детей о лесной птице – сове. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.

Февраль

1

«Слон»

Продолжать расширять знания детей о животных, живущих в жарких странах.

Учить передавать строение животного и его характерные признаки . Закреплять умения детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей.

2

«Филимоновская лошадка»

Знакомить детей с русской народной игрушкой. Закреплять умение работать с пластилином. Развивать эстетический вкус.

3

«Танк»

Расширять знания детей о государственных праздниках. Учить детей лепить плоскостное изображение танка используя усвоенные ранее приёмы лепки Учить передавать форму, характерные детали танка.Прививать любовь к своей Родине, гордость за Российскую Армию.

4

«За окошком снегири»

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Март

1

«Душистая мимоза»

Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете.

Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля.

Прививать любовь к матери, желание сделать подарок к женскому дню.

2

«Веселая неваляшка»

Освоение приемов: скатывание, раскатывание, примазывание.  Совершенствовать умение составлять поделку из нескольких частей. Формировать умение оформлять поделку дополнительными деталями для выразительности.

3

«Земляника»

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином

4

«Черепашка»

Вызвать интерес к представителям животного мира. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. Воспитывать бережное отношение к живым существам.

5

«Золотая рыбка»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество

Апрель

1

«Кактус в горшке»

Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при работе с пластилином. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

2

«Пасхальное яйцо»

Дать детям  представление о празднике Пасха. Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема, цвета, украшений.

3

 «Жираф Кузя»

Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное, поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.

4

«Корзина с ягодами»

Формировать у детей обобщенное понятие о ягодах. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Май

1

«Цыпленок»

Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина; учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

2

«Бабочка-красавица»

Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых.Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

3

«Почему ты, еж, колючий?»

Развитие у детей познавательного интереса к природе. Закрепить навыки работы с пластилином: создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.

4

«Ромашковое поле»

Развивать умение восхищаться природными формами цветов. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности

Кружковая работа в средней группе «Пластилинография»

Кружковая работа в средней группе «Пластилинография»

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Цель: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

Обучающие:

-Знакомить детей с новым способом изображения – пластилинографией, основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

-Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

-Формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.

-Воспитывать у детей усидчивость, терпение, самостоятельность, инициативу, эстетический вкус.

Развивающие:

Развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы.

-Способствовать повышению речевой активности детей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

Ожидаемый результат:

-У детей повысится интерес к художественной деятельности.

— Освоят приёмы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

— Научатся последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Сентябрь

«Воздушные шары»

1.Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

2.Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать эстетическое и образное восприятие.

«Бусы»

1.Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

2.Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

3.Закреплять знания о цвете.

«Украшение фартука»

1.Продолжать учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание).
2.Учить работать на заданном пространстве. 
3.Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. 
4.Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

«Светофор»

1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Октябрь

«Что растёт в лесу», «Чудо-грибочки»

1.Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.

2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.

3.Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

«Наш огород»

1.Учить скручивать жгуты в форме круга и овала по нарисованному контуру. 

2.Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение овощей.

3.Развивать образное восприятие.

«Наш сад», «Созрели яблочки в саду»

1.Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

2.Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

«Осенняя ярмарка», «Варим варенье»

1.Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.

2.Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Развивать мелкую моторику.

«Что мы знаем о России», «Российский флаг»

1.Обучать детей изображать на горизонтальной плоскости российский флаг в технике «пластилинографии».

2.Расширять знания о флаге, как государственном символе, передавать его изображение, соблюдая порядок цветов.

3.Закреплять приемы работы в данной технике (раскатывание, примазывание, размазывание).

4.Развивать художественные навыки, глазомер, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

5.Воспитывать уважение к флагу России, чувство патриотизма.

Ноябрь

«Домашние птицы и животные»

1. Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик).
2. Учить детей передавать в лепке выразительность образа и характерные особенности утки, курицы, гуся: туловище в форме овала; голова в форме шара, шея, клюв, хвостик.

3. Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер, соединить части, плотно прижимая их друг к другу.

«Перелётные птицы»

1.Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: граче, ласточке; о частях тела птиц.

2.Учить детей закручивать из пластилина  жгуты в форме круга и овала, прикреплять к основе.

3.Развивать способность работать руками, мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческое мышление.

4.Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе.

«Как животные готовятся к зиме», «Лесные животные»

1.Учить детей  закручивать из пластилина  жгуты в форме круга и овала, отщипывать и сплющивать маленькие кусочки, размазывая их по нарисованной форме (медведь, заяц, лиса).

2.Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных).
3.Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Активизировать словарь детей. Продолжать учить детей отгадывать загадки.
4.Развивать мышление, мелкую моторику рук.
5.Воспитывать интерес к живой природе.

«Зима Живая природа»

1.Учить сплющивать шарики пластилина и размазывать их на картоне, выкладывать жгутики на нанесенный контур.

2.Воспитывать аккуратность в работе.

Декабрь

«Моя семья»

1.Формировать представления о семье, родственных отношениях,о трудовых обязанностях членов семьи.

2.Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

3.Закрепить с детьми умение работать в технике пластилинографии.

«Мой организм»

1.Учить детей лепить человека из отдельных частей.

2.Упражнять в раскатывании между ладоней круглой формы, колбасок определённой длины, соединении целого из отдельных частей.

«Играем всей семьёй», «Зимние забавы»

1.Уточнить знания детей о зимних природных явлениях. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.

2.Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

3.Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.Воспитывать самостоятельность, аккуратность, творчество, интерес к пластилинографии, побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика.

«Скоро, скоро Новый год»

1.Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

2.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

4.Развивать интерес к работе.

Январь

«Что я знаю о себе Добрые слова для друга»

1.Развивать умение использовать приемы лепки: оттягивание от целого куска, прищипывание, соединение частей, прижимание и примазывание, вдавливание.

2.Развивать стремление создавать выразительные образы.

«Народные промыслы»

1.Продолжать учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание).
2.Учить работать на заданном пространстве. 
3.Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. 
4.Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

«Зимние хлопоты зимы Писатели о природе»

1.Научить детей нетрадиционному виду лепки –пластилинографии, освоив основные приемы (придавливание, примазывание, сглаживание)

2.Закрепить знания об особенностях деревьев в зимний период (лиственные не имеют зимой листьев, а хвойные всю зиму стоят зеленые, о животных и птицах зимнего леса).

3.Содействовать формированию целостного образа зимней природы (изменения в окружающем мире, отражение происходящих изменений на картине, в стихах)

4.Обеспечить получение детьми опыта коллективного участия в создании творческого продукта: картины, умению оказать помощь товарищу.

5. Продолжать формировать умение следить за собственной опрятностью, порядком на рабочем столе, убирать за собой рабочее место.

Февраль

«Мой город Едем на транспорте»

1.Углублять и расширять знания о наземном транспорте. Учить выделять схожие и различные характеристики легковых машин – размер, цвет, форма; и детали машин – багажник, капот, салон, колеса, руль и т.п. Дать представление о моделях машин.

2.Развивать связную речь. Активизировать, расширять словарь.

3. Развивать умение закрашивать изображение пластилином – «Пластилинография».

«Квартира Мебель»

1.Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, заполнять пространство.

2.Развивать мелкую моторику пальцев.

«Наши папы»

1.Развитие навыков и умений в работе с пластилином, развитие мелкой моторики.
2. Развитие творческих способностей, художественного вкуса.
3. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
4. Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха.

«Мир одежды и обуви»

1.Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

2. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды.

Март

«Мамин день», «Веточка мимозы в подарок маме»

1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное, маме.

2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

«Посуда в доме», «Чашка для куклы Кати»

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4.Закреплять знания о  цветах.

«Изменения в природе», «Подснежник»

1. Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения — пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

4. Развивать мелкую моторику рук.

«Свойства предметов Инструменты»

«Утка с утятами»

1.Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

2.Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).

4.Развивать чувство формы и композиции.

Апрель

«Наши любимые книжки», «Мышка и золотое яичко»

1.Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.

2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

4.Развивать сюжетно-игровой замысел.

«Путешествие в космос»

1.Формировать познавательный интерес.

2.Расширять знания детей о космосе.

3.Побуждать к проявлению инициативы и любознательности.

4.Обогащать и активизировать словарь по теме «Космос».

«Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли»

1.Закреплять знания детей о перелётных птицах.

2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

«Насекомые Первые цветы», «Бабочка»

1.Продолжать знакомить детей с технологией изготовления картинок из пластилина, развивать мелкую моторику рук.

2.Учить детей создавать определенный образ бабочки с помощью пластилинографии.

3.Продолжать формирование художественного вкуса у детей дошкольного возраста.

4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Май

«День Победы», «Самолёт летит»

1.Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передаче формы предмета, его строения, частей.

3.Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

4.Закрепить знания о голубом и синем цветах.

Музей «Русская изба»

1.Упражнять детей в раскатывании пластилина между ладоней одинаковой длины.

«Поведение на дорогах»

1.Познакомить детей с дорожными знаками. Закрепить правила поведения на дороге.

2.Развивать умения находить связи между формами настоящих и изображаемых.

3.Закрепить знания детей о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. 

4.Закрепить приёмы — надавливания и размазывания.

Результат:

-У детей повысился интерес к художественно — творческой деятельности, самостоятельно обдумывают тему, выбирают нужные инструменты и материалы для работы.

-Дети усвоили основные приёмы работы в технике пластилинографии. (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание)

-Мелкая моторика развита на достаточном уровне.

— Дети умеют последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Кружок по пластилинографии «Ловкие ладошки»

Пояснительная записка

Актуальность

Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе  показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.  Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Программа «Ловкие ладошки» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

  • Опыта работы Шкицкой И.О. по теме «Аппликации из пластилина»
  • Авторской программы  Лыковой И.А «Цветные ладошки»
  • Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»
  • Методики Д.Н. Колдиной «Лепка с детьми 4-5 лет»
  • Конспектов занятий Г.Н. Давыдовой «Пластилинография. Детский дизайн»

Программа «Ловкие ладошки» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный  подход  дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

 Цель программы:

 Развивать художественно – творческие способности у детей среднего дошкольного через нетрадиционную работу с пластилином.

Педагогические задачи:

1. Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.

2.  Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.

3. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин.

4. Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

 6. Развивать мелкую моторику рук .

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

  • наглядности;
  • доступности;
  • последовательности и постепенности;
  • активности;
  • систематичности;
  • научности и достоверности;
  • сознательности.

Задачи программы:

Обучающие

  • Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.
  • Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

  • Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.
  • Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
  • Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
  • Воспитывать трудолюбие и старание.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Формировать навыки сотрудничества.

Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Педагогические средства, используемые в работе

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • рассматривание и обсуждение;
  • показ технических приемов;
  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность;
  • совместная  деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • парная

Предполагаемый результат обучения:

  • У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
  • Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
  • Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание и т. д.
  • Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
  • Радуются полученному результату.
  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

График работы кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут

Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)

Работа кружка рассчитана на один учебный год

Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей.

Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок

 «Ловкие ладошки»

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

Список используемой литературы:

1.     Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

2. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет» Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв.вкл.

3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.-80 стр.

3.  «Аппликации из пластилина»  Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)

4.  «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. «Пластилиновая картина». Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

Перспективный план работы кружка

в средней группе №11 «Котёнок»

«Ловкие ладошки»

Месяц

Тема занятия

Цель

Сентябрь

«Детский сад»

«Осень»

1. Диагностика

Выявить навыки и умения самостоятельного использования в работе основных приёмов лепки. Выявить уровень развития мелкой моторики рук.

2. «Соберём урожай»

Закреплять умения детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне.

3. «Яблоки поспели»

Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность.

4. «Осенние деревья»

Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Познакомить детей со жгутами и жгутиками и их выкладыванием по нарисованному контуру.

Октябрь

«Мир вокруг меня»

1.»Воздушные шарики»

Продолжать учить детей скручивать жгутики и самостоятельно  выкладывать их по нарисованному контуру.

2. «Котёнок»

Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура.

3. «Лицо клоуна»

Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу. Закреплять умение детей ориентироваться в частях лица.

4. «Грибная поляна»

Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом.

Ноябрь

«Осень»

«День мамы»

1. «Стол и стульчик для Мишутки»»

Продолжать учить детей раскатывать столбики. Формировать умение лепить разные по размеру предметы.

2. «Варежки для мамы»

 Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность, равномерно размазывая его подушечками пальцев. Учить самостоятельно украшать изделие.

3. «Солнце в тучах»

Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их подушечками пальцев на картоне, создавая нужную форму предмета. Скручивать жгутики и самостоятельно  выкладывать их по нарисованному контуру.

4. «Чашка на блюдце»

Продолжать учить лепить шар, вдавливать в него большой палец и получать отверстие, выравнивать края пальцами. Раскатывать пластилин в столбик и прикреплять его к другой детали. Учить скатывать шар и сплющивать его в диск, вдавливая середину.

Декабрь

«Зимушка — зима»

«Новогодний праздник»

1. «Кружатся снежинки»

Продолжать учить скатывать жгутики и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).

2. «Шустрый воробей»

Учить детей лепить из пластилина птицу, используя грецкий орех как основу.

3. «Зайчик на полянке»

Научить изображать зайчика из пластилина; упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

4. «Ёлочка зелёная»

Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности. Упражнять в использовании стеки.

Январь

«Зимние игры забавы»

1.2. Каникулы!

3. «Снеговик пришёл к нам гости»

Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из двух частей (шариков). Доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала.

4. «В гостях у сказки»

Закреплять умение детей делать из колбасок кольца одинаковые по размеру и ставить их друг на друга (колодец).

Февраль

«Неделя здоровья»

«Профессии»

«23 февраля»

«Масленица»

1. «Лыжник»

Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды.

2. «Маленькие поварята»

Учить лепить из пластилина согласно собственному замыслу Продолжать знакомить с профессией повара.

3. «Самолёты»

 Продолжать учить раскатывать столбики между ладонями движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки.

4. «Семья матрёшек»

Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение украшать изделие.

Март

«8 Марта»

«Весна»

1. «Цветик — семицветик»

Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность.

2. «Рыбки в аквариуме»

(коллективная работа)

Учить сочетать в поделке природный материал (ракушки) с пластилином и оформлять изделие согласно собственному замыслу. Воспитывать чувство товарищества.

3. «Цыплёнок»

Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

4. «Стоит в поле теремок»

Закреплять умение лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Апрель

«ПДД»

«Космос»

«Весна»

«Пасха»

1. «Железная дорога»

(коллективная работа)

Продолжать учить раскатывать из шариков столбики и составлять из них задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу, обрезать стекой лишние части столбиков. Воспитывать чувство товарищества.

2. «Звёздное небо»

Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону (звёзды).

3. «Утки прилетели»

Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать учить пользоваться стекой.

4. «Пасхальное яйцо»

Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи. Совершенствовать умения в нанесении пластилина на картон тонким слоем. Упражнять в украшении изделия узорами при помощи стеки.

Май

«День Победы»

«Скоро лето»

1. «Цветные зонтики»

Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие (налепом пластилина).

2. «Аист на крыше — мир на земле»

Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении частей. Учить дополнять поделку композиционными моментами.

3. «В гости к нам пришла улитка»

Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы.

4. Бабочка на цветке»

Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Учить составлять сюжетную композицию.

Список литературы:

1. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 3-4 лет» Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв.вкл.

2. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет» Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв.вкл.

3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.-80 стр.

Методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Кружок по пластилинографии «Волшебный комочек»

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1.

«Воздушные шары»

  1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
  2. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать эстетическое и образное восприятие.

2

«Бусы для Люси»

  1. Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
  2. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
  3. Закреплять знания о цвете.
  4. Развивать чувство ритма.

Октябрь

3.

«Овощи для засолки»

  1. Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
  2. Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.
  3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
  4. Развивать мелкую моторику.

4.

«Созрели яблочки в саду»

  1. Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
  2. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
  3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
  4. Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

5.

«Варим варенье»

  1. Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.
  2. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
  3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
  4. Развивать мелкую моторику.

6.

«Чудо-грибочки»

  1. Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
  2. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
  3. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
  4. Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

«Осеннее дерево»

  1. Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
  2. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
  3. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
  4. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
  5. Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

Ноябрь

7.

«Птичка»

  1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
  2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
  4. Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

8.

«Ёжик»

  1. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
  2. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
  3. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Воспитывать аккуратность в работе.

9.

«Клубочки для котёнка»

  1. Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.
  2. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
  3. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

10.

«Вырастала ёлка на горе»

  1. Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
  2. Упражнять в раскатывании комочков пластилина      между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении   веток ёлочки.
  3. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
  4. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
  5. Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.

Декабрь

11.

«Вырастала ёлка на горе»

(продолжение) 

  1. Продолжать формировать умение детей передавать образ ёлки в соответствии с содержанием стихотворения, изображая на ветках шишки, снег посредством пластилинографии.
  2. Развивать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делить его на две равные и несколько равных частей при помощи стеки.
  3. Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.
  4. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
  5. Укреплять познавательный интерес детей к природе.

12.

«Снеговик»

  1. Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
  2. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
  3. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

13.

«Снеговик» продолжение

  1. Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки, забора и т.д.)
  2. Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.
  3. Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.
  4. Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.
  5. Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

14.

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

  1. Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
  2. Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
  3. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
  4. Развивать интерес к работе.

Январь

15.

«Украсим Кате чашку»

  1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
  2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
  4. Закрепить знания о  цветах.

16.

«Рыбки в аквариуме»

  1. Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
  2. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
  3. Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
  4. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

17.

«Рыбки в аквариуме» (продолжение) 

  1. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.
  2. Упражнять в расскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.
  3. Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.
  4. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Февраль

18.

«Украсим торт» 

  1. Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.
  2. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
  3. Вызывать радость от проделанной работы.
  4. Развивать согласованность в работе обеих рук 
  5.  Воспитывать аккуратность.

19.

«Мы делили апельсин»

  1. Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.
  2. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.
  3. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
  4. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
  5. Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.

20.

«Утка с утятами»

  1. Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
  2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
  3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).
  4. Развивать чувство формы и композиции.

21.

«Мышка-норушка и золотое яичко»

  1. Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
  2. Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
  3. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
  4. Развивать сюжетно-игровой замысел.

Март

22.

«Украсим платье Кате»

  1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
  2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  3. Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.
  4. Закрепить знания о  цветах.

23.

«Веточка мимозы в подарок маме»

  1. Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
  2. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
  3. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
  4. Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

24.

«Украсим туфельку»

  1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
  2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  3. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
  4. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

25.

«Вышла курочка гулять»

  1. Продолжать формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.
  2. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
  3. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения. изменяя положение частей тела (цыплёнок гуляет, цыплёнок клюёт).
  4. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе.

Апрель

26.

«Самолёт летит»

  1. Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
  2. Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
  3. Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
  4. Закрепить знания о голубом и синем цветах

27.

«Разноцветный светофорчик».

  1. Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
  2. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
  3. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  4. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

28.

«Улитка, улитка выпусти рога».

  1. Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
  2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
  3. Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).
  4. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
  5. Создавать у детей интерес к работе с пластилином.

29.

«Черепаха»

  1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
  2. Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
  3. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
  4. Воспитывать бережное отношение к живым существам.

Май

30.

«На лугу» насекомые

  1. Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.
  2. Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
  3. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
  4. Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.
  5. Воспитывать интерес к живой природе.
  6. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.

31.

«Цветик-семицветик»

  1. Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
  2. Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
  3. Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
  4. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
  5. Закреплять знания об основных цветах спектра.

32.

«Радуга-дуга»

  1. Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
  2. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
  3. Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
  4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)
  5. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

() . | Pandia.ru

Тема занятия

Задачи

Сентябрь



1.

Воздушные шары

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать эстетическое и образное восприятие.

2

Бусы для Люси

Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

Закреплять знания о цвете.

Развивать чувство ритма.

Октябрь



3.

Овощи для засолки

Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.

Закреплять с детьми знания о красном цвете.

Развивать мелкую моторику.

4.

Созрели яблочки в саду

Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

Закреплять с детьми знания о красном цвете.

Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

5.

Варим варенье

Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.

Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

Закреплять с детьми знания о красном цвете.

Развивать мелкую моторику.

6.

Чудо-грибочки

Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.

Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.

Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.


Осеннее дерево

Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.

Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

Ноябрь



7.

Птичка

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

8.

Ёжик

Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность в работе.

9.

Клубочки для котёнка

Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.

Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

10.

Вырастала ёлка на горе

Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.

Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.

Декабрь



11.

Вырастала ёлка на горе

(продолжение)

Продолжать формировать умение детей передавать образ ёлки в соответствии с содержанием стихотворения, изображая на ветках шишки, снег посредством пластилинографии.

Развивать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делить его на две равные и несколько равных частей при помощи стеки.

Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.

Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Укреплять познавательный интерес детей к природе.

12.

Снеговик

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

13.

Снеговик продолжение

Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки, забора и т.д.)

Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.

Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.

Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

14.

Украсим ёлочку новогодними игрушками.

Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

Развивать интерес к работе.

Январь



15.

Украсим Кате чашку

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Закрепить знания о цветах.

16.

Рыбки в аквариуме

Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.

Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

17.

Рыбки в аквариуме (продолжение)

Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.

Упражнять в расскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.

Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Февраль



18.

Украсим торт

Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

Вызывать радость от проделанной работы.

Развивать согласованность в работе обеих рук

Воспитывать аккуратность.

19.

Мы делили апельсин

Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.

Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.

20.

Утка с утятами

Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).

Развивать чувство формы и композиции.

21.

Мышка-норушка и золотое яичко

Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.

Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

Развивать сюжетно-игровой замысел.

Март



22.

Украсим платье Кате

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.

Закрепить знания о цветах.

23.

Веточка мимозы в подарок маме

Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

24.

Украсим туфельку

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

25.

Вышла курочка гулять

Продолжать формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.

Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения. изменяя положение частей тела (цыплёнок гуляет, цыплёнок клюёт).

Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе.

Апрель



26.

Самолёт летит

Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

Закрепить знания о голубом и синем цветах

27.

Разноцветныйсветофорчик.

Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

28.

Улитка, улитка выпусти рога.

Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.

Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).

Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

Создавать у детей интерес к работе с пластилином.

29.

Черепаха

Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Воспитывать бережное отношение к живым существам.

Май



30.

На лугу насекомые

Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.

Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.

Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).

Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.

Воспитывать интерес к живой природе.

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.

31.

Цветик-семицветик

Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.

Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

Закреплять знания об основных цветах спектра.

32.

Радуга-дуга

Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.

Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность

Учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа): Отчёт о работе кружка по программе дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга» за 2018/ 2019 уч.год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАЗДОЛЬНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 «СКАЗКА»

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Отчёт о работе кружка

 по программе дополнительного образования

по пластилинографии  «Пластилиновая радуга»

в средней группе № 4 «Затейники»

за 2018/ 2019 уч.год

Т.В.Пономарёва,

 воспитатель

пгт. Раздольное, 2019 г

Проводимая мной  за отчетный период работа в данном направлении показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии»  с детьми среднего дошкольного возраста способствовала формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей.

        Результаты  проводимой работы показывают:

— Дети с желанием и интересом посещают кружок по пластилинографии

«Пластилиновая радуга».

  — У детей появился повышенный интерес к творческой деятельности, творческая активность, в  детских работах преобладают новизна и оригинальность.

  — Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

—  У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация и мелкая моторика рук.

—  Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога ( выбирают выразительные средства изображения, задания выполняют старательно, аккуратно, доводят начатое дело до конца).

Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.

На занятиях, с использованием нетрадиционной техники пластилиновой графики, происходит:

— Обогащение у детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов.

— Обогащение знаний детей о мире вещей и природы.

— Обогащение активного и пассивного словаря детей.

— Развитие мелкой моторики.

«Пластилинография» («графия» — создавать, изображать, «пластилин» — материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).

Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, объектов на горизонтальной поверхности.  

Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными.

Все наши работы близки и понятны ребенку. Мы лепили самые разнообразные работы. Животные, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, обитатели подводного царства, времена года, природа, сказочные герои, оживали под действием пластилина.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. На занятиях дети с удовольствием придумывали новые, интересные темы для работ, использовали разные приёмы лепки : круговое и прямое раскатывание, сдавливание, выкладывание кружочков один на другой в определённом порядке и цвете.  

Работая с детьми над индивидуальными и коллективными картинами, я сделала вывод, что работая с пластилином, дети помогали друг другу, старались вместе довести работу до конца.

Используя в работе разные рабочие материалы: пластилин, бисер, стеки, бросовый материал, мы получили интересные, увлекательные работы.

Подводя, итог нашей с детьми совместной работы с пластилином мы добились того, что у детей сформировалась любознательность, наблюдательность, самостоятельность и умение оценивать не только работы других детей , но и свои. Тем самым проявляют уважение к индивидуальным работам своих товарищей.

Занятия в кружке по пластилинографии «Пластилиновая радуга» проходят продуктивно, на высоком эмоциональном подъеме!

Лепка даёт  детям удивительную возможность моделировать мир, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное — способствует развитию творческой личности.

Литература:

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей; 2008.

2. Давыдова Г. Н. Цветочные мотивы; 2007.

3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн-2: Пластилинография; 2007.

4. Давыдова Г. Н. Пластилинография-2; 2003.

5. Журнал ДОУ№4 2007г.

6. И. А. Черкасова, В. Ю Руснак: «Нетрадиционные техники работы».

7. Комарова Т. С «Дети в мире творчества»- М,1995.

8. Рейд. Б «Обыкновенный пластилин» М,1998.

9. Лыкова И. А.»Изобразительная деятельность в детском саду».

10. Венгер Л. А. Программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *