Что сначала, что потом? Дидактическая игра для детей
Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра «Логические цепочки». Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить малышу определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.
Сто сначала? Что потом?
Цель. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
Задачи. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.
Расскажи историю
Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.
Набор материалов включает серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.
Скачать и распечатать карточки для игры
Тема продукты питания
Бытовые ситуации
Для дошкольников старшего возраста:
Бытовые сюжеты часть 2
Карточки нужно распечатать на листах формата а4 с обеих сторон.
Пример методического сопровождения (к бытовым сюжетам 2)
К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п. Данная серия картинок содержит причину и следствие. К ним еще нужно напечатать карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому». Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.
1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».
3. «Маша упала» и «Маша плачет».
4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».
6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».
9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».
10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».
Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую – картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.
Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием.
«Расскажи историю»
Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормальным развитием легко понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но доступного пониманию ребёнка из его жизненного опыта) появляется чуть позже – к 4,5-5 годам. Возможность составления рассказа по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает преимущественно речевое опосредование, в других – понимание простого сюжета, в третьих – понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвёртых – ребёнок понимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам.
В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными – со скрытым смыслом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности зависят от специфики проблем ребёнка, так что выбирать последовательность имеет смысл с учётом особенностей каждого ребёнка.
Мышка и сок
Мышка хочет попить сок и не может достать – пакет очень высокий. Она видит лежащую
рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку
наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.
Бабушка и пирожки
Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит
противень в духовку. Достает румяные печеные пирожки и угощает внука.
Малыш загорает
Светлокожий малыш идёт загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш
уснул, солнце в зените. Вечером коричневый малыш идёт домой.
Гусеница и гриб
Ползёт гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползёт к нему. Вгрызается в
гриб. Выглядывает из окошка в грибе.
Ёжик и яблоко
Идёт ёжик и везёт на спине огромное яблоко, с него льётся пот: он устал. Ежик садится и
ест яблоко. Счастливый толстый ёжик везёт на спине огрызок.
Мышка и сыр
Мышка ест сыр. Мышка съела половину – стала толще. Съела весь сыр – стала совсем
толстой!
Собака и пчела
Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с
волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке
кулаком.
Дом
Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с
крышей и окнами.
Собака и мышь
Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе – видит из неё торчит
мышиный нос. Собака старается раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас-
положенного с другой стороны холмика, а собака продолжает копать.
Кошка и хомяк
Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк
идёт в другой угол клетки, к кормушке с зёрнами, и набивает их за щёки. Страшная морда
хомяка с набитыми щеками и двумя торчащими резцами, испуганная морда кошки с
поднятой дыбом шерстью за прутьями.
Рыбак
Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и
цепляет его на крючок. Удивлённый рыбак вынимает башмак из воды.
Дети кормят птиц
Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома сидят и вынимают из
подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц.
Мальчик и мороженое
Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идёт, засмотрелся на птиц, а мороженое тем
временем тает. Смотрит на мороженое – осталась палочка и молочная лужица у ног.
Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки ИЛИ включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы.
При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Ребёнка с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склонных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последовательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализации и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.
***
Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, памяти, мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определённом этапе онтогенеза ребёнка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. Поскольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для большинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребёнка.
План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия «Что раньше, а что позже?»
Конспект занятия для детей дошкольного возраста на тему «Что раньше, а что позже?»
Цель:1. Расширить временные представления у детей.
2. Уточнить отношение раньше-позже.
3.Упражнять в умении правильно выбирать знак или =. Устанавливать связь между числом, предметом и цифрой.
4.Развивать внимание, мыслительные операции, речь.
Материал:
Демонстрационный.
Картинки для развития временных представлений, зимняя зарисовка, весна, лето, осень, картинки части суток, утро, день, вечер, ночь, цифры-карточки, знаки , =, мяч колобок, 4 картинки- задачи, лесенка значений.
Раздаточный.
1. Знаки , =. Картинки-карточки для сравнения совокупностей; картинки на бытовую тему и на развитие временных представлении.
1. Орг. момент
Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение. Сегодня мы с вами будем подниматься по лесенке знаний, каждое выполненное задание- это шаг на ступеньку вверх (вывешиваю лесенку). Чтобы оказаться на верхней ступеньке лесенки вы ребята, должны быть какими? (ответы детей) .Обобщать ответы детей: любознательность, активность, внимательность, сообразительность.
2. Актуализация знаний
Послушайте загадку:
Вился, вился белый рой,
Сел на землю, стал горой,
Он пушистый, серебристый,
Но руной его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела,
Первый мед принесла,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Когда бывает снег? Что раньше, а что позже: весна или зима?
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
Что раньше, а что позже: весна или лето? Может ли лето прийти сразу после зимы? О каком времени года не было загадки? Назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
1. Посмотрите на доску, где выставлены картинки о частях суток; назовите и расположите части суток по порядку.
Раздаются картинки на бытовую тему на развитие временных представлении раньше-позже:
1) дети с воспитателем идут по дороге (раньше, увидели бабушку и помогли ей нести сумку (позже) ;
2) брат с сестрой гуляли и увидели собачку (раньше, взяли ее с собой домой (позже) ;
3) ребята и зверята гуляли по лесу (раньше}, нашли красивую заснеженную ель, отряхнули снег и завели хоровод (позже) и др.
-Дети, рассмотрите картинки, обсудите между собой и расскажите, какие события произошли раньше, а какие позже.
Выполняем задания в рабочей тетради.
На картинке отношения раньше- позже обозначаются стрелкой.
1. Посмотрите.
-раньше был хлебный колос, позже его смололи, из муки замесили тесто, из теста испекли хлеб.
-одуванчик золотой постарел и стал седой. Каким был одуванчик раньше, позже?
-что раньше было яйцо или цыпленок, а что позже?
2. Иллюстрацию, к какой сказке вы видите во втором задании? С кем встретился Колобок раньше Волка? А с кем позже?
Физкультминутка «Колобок».
С кем встретился Колобок позже? С Лисой и решила она с ним поиграть.
Дети делают круг и приседают на корточки, «лиса» — в центре круга. Игроки перекатывают мяч- «колобок» друг другу так, чтобы он убегал от лисы..
.Составление задач по картинкам
1. Играли три кошки, одна ушла (3-1=2). Сколько кошек осталась?
2.5 щенят играли с мячом, 2 щенка убежало, сколько щенят осталось? (5-2=3)
3.4 курочки клевали зерно, одна курочка подошла к ним, сколько курочек стала? (4+1=5) 4. 2 снеговика веселились, к ним пришло еще 2 снеговика с подарками. Сколько стало снеговиков? (2+2=4)
Как можно сравнить две группы предметов по количеству? (Пересчитать, составить пары.) Что нужно сделать вначале? (Записать в окошках число листьев— 5, ягод-4) .
Что сделать потом? (Составить пары и обвести красной линией листики и ягоды.)
Что осталось без пары? (Листик)
Чего больше, чего меньше, на сколько? (Листьев больше, чем ягод на 1.)
Какой знак поставим между числами?
Итог.
-Дети, а какое задание вам показалось самым трудным? (ответы детей).
Что бывает раньше- дождь или радуга?
Что бывает позже- день или вечер?
РАНЬШЕ, ПОЗЖЕ. ЗАНЯТИЕ 2 — 4-5 ЛЕТ — МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРАЛОЧКА — Каталог файлов
№1. Покажите ребенку рисунок и расскажите, что на нем изображены предметы, которые как-то связаны между собой. Предложите ребенку найти такие предметы. Рассмотрите с малышом, например, снеговика.
— Как ты думаешь, что было сначала, а что потом? (Сначала дети построили во дворе снеговика. А потом пригрело солнышко, и снеговик начал таять.) Далее ребенок самостоятельно или с вашей помощью составляет пары и рассказывает, что было сначала, а что потом.
Для закрепления этой темы можно предложить ребенку поиграть.
Положите перед ребенком квадраты черного, серого, голубого и желтого цвета.
— Как называется время суток, когда ты просыпаешься и собираешься в детский сад, а мама с папой на работу?
— Как называется время суток, когда тебя зовут обедать?
— В какое время суток родители приходят с работы, а тебя забирают из детского сада?
— Когда все люди спят?
Предложите ребенку выбрать квадрат определенного цвета для обозначения времени суток.
— Каким цветом ты обозначишь ночь (вечер)? (Черным (серым).)
— Каким цветом ты обозначишь яркий солнечный день? (Желтым.)
— Какое время суток будет обозначать голубой квадрат? (Утро.)
После этого вы начинаете рассказ, по ходу которого ребенок должен поднимать тот или иной квадрат.
— Маленькая Таня проснулась и открыла глаза. Ребенок может поднять и голубой, и желтый квадрат, т. к. маленький ребенок может спать и после обеда.
— Таня позавтракала.
— Таня с мамой идут по улице из детского сада.
— Дети моют руки перед едой.
— Ваня ложится спать,
— На небе сияет солнце.
— На улице идет дождь.
— Таня идет в сад,
— Светит луна.
— Брат с сестрой едят борщ.
— Дети чистят зубы,
Каждое действие нужно обсудить. Например, борщ едят во время обеда, а обед бывает днем и т. д.
№2. Покажите ребенку картинку.
— Как ты думаешь, что собирается делать бабушка?
— Какие фрукты лежат на столе?
— Что написано на банках?
Предложите ребенку помочь бабушке разложить фрукты в банки и прочитайте задание.
— Какие фрукты ты положить в банку, на которой написано число 2? Если ребенок предложит положить, например, грушу и сливу, спросите его, можно ли положить сливу и яблоко (яблоко и грушу)? Выбор варианта за ребенком.
Далее ребенок проводит линии от изображения фрукта к банке.
№3. Расскажите ребенку, что бабушка продолжает хлопотать на кухне.
— Что лежит на кухонном столе?
— Какой плод не такой, как остальные?
Варианты ответов:
• Лишний маленький перец, т. к, остальные плоды — большие.
• Лишнее яблоко, т. к. остальные плоды — овощи.
• Лишний кабачок, т. к. остальные плоды — красные.
• Лишняя морковка, т. к. она растет в земле, а все остальные плоды снаружи.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.
Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.
Как играть:
Все карточки представляют собой процесс возникновения. Игра знакомит с привычными каждому ребенку явлениями: прорастание семени, рост растения, появление цыпленка и т.д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.
В игре всего 10 сюжетов, поэтому играть в нее могут не более 10 человек.
Игра рассчитана на старший дошкольный возраст
(на выбор детям раздается по 2 карточки с разными картинками по возникновению (сначала и потом), затем дети по очереди достают по одной карточки и ищут у себя подходящий по смыслу процесс на картинке, объясняя свой выбор.)
Обложка для коробки
Картинки для игры взяты с сайта https://yandex.ru/images
Инструкция: распечатать карточки на плотной бумаге, вырезать по контуру.
Конспект занятия по математике «Раньше»,»позже».
Конспект по математике
Тема: Закрепить понятия «раньше», «позже».
Цель: Формировать временные представления.
Задачи:
Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количества соответствующей цифрой.
Развивать мыслительные процессы, речь, внимание, память.
Закрепить счет в пределах 3.
Материал
Демонстрационный: картинки для развития временных представлений (младенец, малышей, школьника и школьницу, девушку и юношу, папу и маму, дедушку и бабушку).
Раздаточный: геометрические фигуры, цифры 1-3.
Ход занятия.
Дети сидят на ковре на стульчиках. Воспитатель размещает на доске в беспорядке картинки с изображением младенца ,2 малышей, школьника и школьницу, девушку и юношу, папу и маму, дедушку и бабушку.
Воспитатель предлагает детям расставить картинки так, чтобы было понятно
что было раньше, а что позже. Предлагает детям объяснить выбор картинки.
Физ.минутка.
Мы становимся всё выше,
Достаем руками крыши,
На два счета — поднялись,
Три – четыре – руки вниз.
Игра «День – ночь»
Цель: закрепление счета в приделах 3.Знание цифр 1 -3, развитие внимания и памяти.
На доске расположены несколько групп предметов.
Воспитатель предлагает детям пересчитать их и обозначить подходящей цифрой.
Затем воспитатель просит детей закрыть глаза – «Ночь», а сам нарушает соответствие между количеством и цифрой. Дети открывают глаза — «День». Заметив ошибку, они должны исправить ее. Повторить несколько раз.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы у каждого ребенка 2 геометрические фигуры, отличаются по 2- признакам. Воспитатель просит каждого ребёнка рассказать, что общего в их фигурах и чем они отличаются друг от друга.
Итог занятия.
Презентация — Математика 1 класс «Раньше — Позже — Сначала
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
РАНЬШЕ. ПОЗЖЕ. СНАЧАЛА. ПОТОМ.
МАТЕМАТИКА
Слайд 2
СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 3
5
Слайд 4
СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 5
2
Слайд 6
СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 7
8
Слайд 8
СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 9
5
Слайд 10
СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 11
10
Слайд 12
ПОВТОРЕНИЕ
СРАВНИ:
Кто вверху?
Кто внизу?
Слайд 13
РАНЬШЕ. ПОЗЖЕ. СНАЧАЛА. ПОТОМ.
Слайд 14
Что было раньше, позже, сначала, потом?
1
2
3
4
5
Слайд 15
Что было сначала, а что — потом?
Слайд 16
Физминутка
для глаз
Слайд 17
Слайд 18
Кто за кем? Кто между кем? Кто пришёл последним?
Слайд 19
Назови героев сказки по порядку.
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
стр. 5
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Прямоугольник квадрата длиннее.
Фигура попроще, рисуем смелее.
Слайд 30
Слайд 31
Что сначала, что потом? Учим малышей определять последовательность событий
Развитие логического мышления детей старше 2 лет позволяет им определять причинно-следственные связи. Они понимают, что сначала мама готовит еду, потом зовет кушать, вначале нужно открыть коробку, потом – достать игрушки. Развивайте эту способность логически мыслить. Объясните на примерах значения слов «сначала», «до», «раньше», «потом», «после», «позже».
Начните с определения последовательности, состоящей из двух событий. Покажите ребенку рисунки, где порядок событий очевиден. Например, игрушка целая и сломанная. Пусть ребенок исходя из накопленного опыта покажет, что было сначала, что потом. Если ребенок перепутал последовательность, порассуждайте вместе с ним и вместе найдите правильный ответ. Может оказаться и так, что точка зрения ребенка тоже будет правильной. Например, игрушку сначала поломали, но потом ее починили. Постепенно увеличивайте количество картинок.
Со временем усложняйте задачу, предлагая ребенку картинки, где ход событий выражен не так явно. Как правило, это картинки с эмоциями: ребенок грустит, потому что игрушка сломана, но потом ее починили, и он опять радуется.
Поиграйте в веселую игру на внимание, с помощью которой малыш лучше запомнит обозначения времени. Предложите ребенку вспомнить, каким он был раньше, пусть покажет себя «маленьким» (можно ползать, хныкать, сосать палец и др.). Затем пусть представит, как ведут себя взрослые (ходят степенно, важно; работают). Правила игры: по команде «Было!» надо вести себя как «маленький», по команде «Сейчас!» — обычное поведение, по команде «Будет!» — изображать «больших».
Беседуйте и рассуждайте с ребенком об окружающем мире, используя вопрос «Что произойдет?», учите подмечать мелкие детали. Например, в зависимости от того, пустая сумка или полная, можно сделать вывод о том, идет человек в магазин или возвращается из него.