Презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа): Презентация «Путешествие в прошлое лампочки.»
Слайд 1
Путешествие в прошлое лампочки. Автор : Мочалова О.П Воспитатель высшей категорииСлайд 2
Дом — стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк. Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.( лампочка)
Слайд 3
Висит груша — нельзя скушать(лампочка)
Слайд 4
Что общего между этими предметами?
Слайд 5
Чем люди в древности освещали свои пещеры?
Слайд 6
Что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Слайд 7
Фа́кел , Светоч (нем. Fackel , лат. facula ) — вид светильника, способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде. Простейшая форма факела — пучок берёсты или лучин из смолистых пород… Лучина. Факел
Слайд 8
Олимпийский факел и огонь.
Слайд 9
Физминутка : 1. Если свет погаснет вдруг, — шаги на месте, руки на поясе У меня есть верный друг. — руки на поясе, повороты влево и вправо 2. Мне с фонариком не страшно — руки держим в фонариках Я иду вперёд отважно 3. Шаг на месте раз, два, три — ходьба на месте, руки на поясе Плечи шире разверни. 4. Проведём одну игру: — присели, руки на поясе Все присядем, скажем «у». 5. Быстро встанем — встали, руки на поясе Скажем «а». 6. Нам пора уж за дела. – сели на свои места.
Слайд 10
Фонарик , или ручной фонарь – это разновидность осветительного оборудования для индивидуального использования, которое отличается малой габаритностью
Слайд 11
Вечный огонь.
Слайд 12
Свеча- предмет для освещения. Свечу делали из пчелиного воска, бараньего сала. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Слайд 13
Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Слайд 14
Физминутка . Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Холодильник, мониторы. Кофемолки, пылесос, Ток энергию принес.
Слайд 15
Когда появилось электричество? Электрическую лампочку накаливания в 1879 году изобрёл русский и зобретатель Лодыгин Александр Николаевич. С тех пор в наших домах всегда горит свет.
Слайд 16
Предметы быта в которых используется электрическая лампочка . Кто знает? Люстра. Настольная лампа. Торшер.
Слайд 17
Вспомните, с чего начиналось рождение лампочки?
Слайд 18
Сейчас появилась новая энергосберегающая лампочка. Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало.
Слайд 19
Запомним несколько простых правил : 1. Свет включай, когда темно. С солнышком открой окно! 2. Если ты пошёл гулять Или друга провожать, Закрывая в доме дверь, Всё ли выключил, проверь!
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: «История лампочки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ИСТОРИЯ ЛАМПОЧКИ Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №46» ФРИЗЕН А.А., 2016 г.БЕРЕЗНИКИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
2 слайдЭлектроэнергия была и остается главной составляющей в жизни человека. Люди прошли путь от первого костра до атомных электростанций. Пока человек не изобрел способ, как получить огонь, он получал тепло и свет от солнца. И так как люди не могли управлять его работой, то очень зависели от него в борьбе с холодом и темнотой.
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:Первобытные люди освещали свои пещеры с помощью огня – это была горящая деревянная палка, которую доставали из костра. Оказывается, древние люди думали, что в костре живут маленькие животные – духи огня. В то время огонь берегли, потому что он служил не только освещением, для приготовления пищи, но и защитой от хищников.
5 слайд Описание слайда: 6 слайдСо временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ.
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:В России для освещения русской избы использовали лучину – тонкую сухую щепку. Она укреплялась над корытцем с водой, куда падали угольки. Это сооружение называлось «светец».
9 слайд Описание слайда: 10 слайдПервой лампой служил камень с углублением, ракушка или череп, наполненный животным или рыбьим жиром в качестве топлива и с фитилем из тростника, камыша или шнура, сплетенного из древесного волокна. Так родились масляные лампы.
11 слайд Описание слайда:Люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Такой светильник горел долго и ровно. Так появились МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ.
12 слайд Описание слайда:Первые свечи были сделаны из растопленного жира животных, разлитые в формы. Сегодня на современных заводах изготавливают свечи из парафина. Они содержат мало жира и не пахнут. Их также обрабатывают таким образом, чтобы свеча давала как можно больше света и меньше копоти.
13 слайдНо как прожить без лампы. Тут приходят на помощь керосиновые лампы. Керосиновые лампы были изобретены польским учёным Игнацием Лукасевичем в в 1856 году.
14 слайд Описание слайда:Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. Во второй половине XIX века керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. Они появились в России в 1861 году, а уж в 1862 году вытеснили все другие источники света.
15 слайд Описание слайда:Потом стали появляться электрические лампочки. Лампы были довольно маломощные, светили тускло, но все равно имели огромный успех у народа.
16 слайдВ результате прослужившую последние 135 лет человечеству электрическую лампочку накаливания вскоре можно будет увидеть лишь в историческом музее.
17 слайд Описание слайда:В наши дни появились энергосберегающие лампы, которые позволяют экономить до 80% энергии и дольше служат.
18 слайд Описание слайда:ВИДЫ ЛАМП
19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайдСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-546854
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПлан-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конструкт НОД «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Конструкт НОД «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Задачи: познакомить с историей электрической лампочки; развивать у детей интерес к развитию цивилизации; уточнить и расширить представления детей об источниках света; показать роль взрослых в преобразовании предметов; активизировать словарь детей; воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование:
— стол, для демонстрационного материала: факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка;
— иллюстрации огня;
— демонстрационный материал: огонь, свеча, факел, керосиновая лампа, электрическая лампочка, лучина;
— предметные картинки, по количеству детей;
— мольберт;
— столы, по количеству детей;
— блокноты, по количеству детей.
Ход деятельности:
Дети заходят в группу и встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Ребята, сколько к нам гостей пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: «Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может это – воробьишко.
Пролетая, обронил?
Может, кто письмо, как мышку,
На окошко заманил?»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжется».
Дети: Лампочка.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадку. Это электрическая лампочка. Поэтому мы сейчас с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.
Раз, два, три – все открыли глаза!
Ребята, а что это за предметы лежат на столе?
Дети: (перечисляют предметы, лежащие на столе).
Воспитатель: А скажите мне, что общего у всех этих предметов?
Дети: Они зажигаются, и дают свет.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
А теперь, ребята, нам нужно проити и сесть за столы.
Дети проходят на свои места.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Конечно, нет. Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?
Показ детям иллюстрации.
Дети: ……..
Воспитатель: Верно ребята, они разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее. Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?
Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.
Воспитатель: А почему огонь не очень удобен в применении?
Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?
Дети: Страшно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ничего не видно, темно.
Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Дети: Фонарики.
Воспитатель: Да, но они появились позже.
А до них люди придумали факелы.
Факел — это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.
Затем люди стали использовать лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?
Дети: отвечают
Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (Показ детям лучины).
Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.
Воспитатель зажигает лучину, дети наблюдают, как она горит. Воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.
Воспитатель: Ребята. Скажите, какое освещение удобно, факел или лучина?
А почему вы так думаете?
Дети: Факел удобнее. Потому что от лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.
Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.
Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Показывает, как горит свеча.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?
Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы с вами немножко отдохнём.
Физминутка:
1. Если свет погаснет вдруг, — шаги на месте, руки на поясе
У меня есть верный друг. — руки на поясе, повороты влево и вправо
2. Мне с фонариком не страшно — руки держим в фонариках
Я иду вперёд отважно
3. Шаг на месте раз, два, три — ходьба на месте, руки на поясе
Плечи шире разверни.
4. Проведём одну игру: — присели, руки на поясе
Все присядем, скажем «у».
5. Быстро встанем — встали, руки на поясе
Скажем «а».
6. Нам пора уж за дела. – сели на свои места.
Воспитатель: Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие.
Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Воспитатель показывает керосиновую лампу, объясняет принцип её действия, зажигает.
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему?
Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин.
Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.
Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку.
Воспитатель показывает Электрическую лампочку.
Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?
Дети: Электрическую лампочку.
Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников.
Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы быта в которых используется электрическая лампочка. Кто знает?
Показ картинок: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.
Воспитатель: А сейчас ребята появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть. Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки.
У вас на столах лежат предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. А вы расположите карточки по порядку, каждый на своём столе. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Кто хочет выйти и расположить картинки по порядку? А мы все проверяем, правильно ли разложили картинки. Ребята, кто правильно выполнил, задание поднимите руку.
Молодцы, все справились с заданием.
Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку посторонние предметы.
Помните: это опасно для жизни.
Также нельзя брать самостоятельно спички и зажигать свечу.
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: отвечают
Воспитатель: Вы сегодня все молодцы!
Ой, а у меня на столе лежит красивый, волшебный чемоданчик. Давайте посмотрим, что там лежит.
А лежат тут вам подарки, за то, как хорошо вы сегодня работали на занятие.
Раздача подарков детям.
План-конспект занятия (старшая группа): Конспект совместной деятельности по формированию начальных представлений о истории возникновения вещей для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 72»
«МИР ДЕТСТВА»
Конспект совместной деятельности
по формированию начальных представлений
о истории возникновения вещей
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Выполнила воспитатель гр. № 5
Полунина Ю.Ю.
г.Новосибирск, 2018г.
«Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Цель занятия:
- знакомство детей с историей возникновения электрической лампочки,
Задачи:
- познакомить с историей электрической лампочки;
- уточнить и расширить представления детей об источниках света: показать роль взрослых в преобразовании предметов;
- развивать у детей интерес к развитию цивилизации ,к жизни людей в прошлом;
- активизировать словарь детей;
- воспитывать коммуникативность.
Оборудование:
— стол, для демонстрационного материала: факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка;
— иллюстрации огня;
— коробка с предметами (спичечный коробок, свечка, игрушки «утюг», «чайник»).
— демонстрационный материал: огонь, свеча, факел, керосиновая лампа, электрическая лампочка, лучина;
— предметные картинки
— мольберт;
— столы, по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжется».
Дети: Лампочка.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадку. Это электрическая лампочка. А вот и она! А давайте мы сейчас с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.
Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.
Раз, два, три – все открыли глаза!
Ребята, а что это за предметы лежат на столе?
Дети: (перечисляют предметы, лежащие на столе).
Воспитатель: А скажите мне, что общего у всех этих предметов?
Дети: Они зажигаются, и дают свет.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
А теперь, ребята, прошли и сели за столы.
Дети проходят на свои места.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет.
Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Конечно, нет.
Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?
Показ детям иллюстрации.
Дети: ……..
Воспитатель: Верно ребята, они разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее.
Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?
Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.
Воспитатель: А почему огонь не очень удобен в применении?
Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?
Дети: Страшно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ничего не видно, темно.
Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Дети: Фонарики.
Воспитатель: Да, но они появились позже.
А до них люди придумали факелы.
Факел — это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.
Затем люди стали использовать лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?
Дети: ……..
Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (Показ детям лучины).
Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.
Воспитатель: Ребята. Скажите, какое освещение удобно, факел или лучина?
А почему вы так думаете?
Дети: Факел удобнее. Потому что от лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.
Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.
Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Показывает, как горит свеча.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?
Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы с вами немножко отдохнём.
Физминутка:
1. Если свет погаснет вдруг, — шаги на месте, руки на поясе
У меня есть верный друг. — руки на поясе, повороты влево и вправо
2. Мне с фонариком не страшно — руки держим в фонариках
Я иду вперёд отважно
3. Шаг на месте раз, два, три — ходьба на месте, руки на поясе
Плечи шире разверни.
4. Проведём одну игру: — присели, руки на поясе
Все присядем, скажем «у».
5. Быстро встанем — встали, руки на поясе
Скажем «а».
6. Нам пора уж за дела. – сели на свои места.
Воспитатель: Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие.
Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему?
Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин.
Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.
Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища.
Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку.
Воспитатель показывает Электрическую лампочку.
Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?
Дети: Электрическую лампочку.
Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников.
Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы быта в которых используется электрическая лампочка. Кто знает?
Показ картинок: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь были в темной комнате? Легко ли найти знакомый предмет, когда темно? Предлагаю вам поиграть. Представьте, что вы оказались в темной комнате.
Воспитатель показывает коробку и ставит на стол перед детьми. В ней спичечный коробок ,свечка, игрушки «утюг»и «чайник».
Воспитатель: Вот эта коробка для ваших рук и будет темной комнатой. Там находятся разные предметы. Вы должны на ощупь найти и описать предмет, а мы проверим ,хорошо ли вы умеете ориентироваться в темной комнате.
Игра «Найди предмет в темной комнате»
Воспитатель: Ребята, удобно ли искать предметы без света? Вот как важна электрическая лампочка. Ребята. посмотрите, наша гостья что-то загрустила.
Наверное она скучает о своих предках огне, лучине, свече, керосиновой лампе
Воспитатель: Не огорчайся, сейчас мы это исправим. Наши ребята расскажут тебе стихи о них, и тебе станет веселее.
Выходят дети с иллюстрациями и читают стихи.
Огонь
Я огонь, мой дом очаг
Живу в каминах и печах
В старину меня любили
В лес ходили, разводили
Чтоб согреться и поесть
И от зверя уберечься
Что не мог, кого — то съесть.
Лучина
Я древний огонечек
Дарящий людям свет
Я тонкая лучинка
Березоньке привет.
В светелках я девицам
Подружкою была
Со мною пряли пряжу
Да самого утра.
Свечка:
Основа вся из воска,
Есть фитилек внутри
Горю не очень ярко
Но помогу в пути.
Я людям помогаю
Горю из века в век.
Жилище освещаю
Полезна я для всех.
Керосиновая лампа
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему — я не пойму —
Воспитатель: А сейчас ребята появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть.
Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки.
У нас на доске предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. Кто хочет выполнить это задание?
Молодцы, все справились с заданием.
Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку посторонние предметы.
Помните: это опасно для жизни.
Также нельзя брать самостоятельно спички и зажигать свечу.
Ребята, что нового вы сегодня узнали.
Дети:…….
Лучина — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Горящая лучина, вставленная в светецЛучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы[1]. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Для этого могли использовать специальный большой нож-косарь, обычный нож или припечный топорик. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец — специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.
Описание лучины можно встретить в письме валаамского старца по поводу намерений издать его письма. «В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнём, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой.»[2]
Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, когда были оттеснены более современными средствами освещения типа свечей, керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением. Причиной тому являлась чрезмерная отдалённость некоторых малых деревень — туда не представлялось возможным тянуть электрические сети, в то время как плюсами лучин были их простота и доступность.
Также лучина используется для розжига костров.
В русском языке есть выражение «Жив курилка». По мнению авторов Словаря русской фразеологии, этот оборот является осколком традиционной игровой формулы. Эта народная игра заключалась в передаче зажжённой или тлеющей лучины из рук в руки до тех пор, пока она не гасла. Игра сопровождалась песней:
Жив, жив курилка! |
Под курилкой в этой песне подразумевается горящая лучина (от древнерусского глагола курити — «разжигать, раскладывать огонь, тлеть, едва гореть»). У древних горящий огонь ассоциировался с жизнью, а угасание огня — со смертью. Оборот «Жив курилка!» давно утратил связь с игрой. Теперь это просто одно из многих и многих устойчивых выражений, которое произносится с оттенком иронии, насмешки.
В песне «То не ветер ветку клонит» (стихи С. Стромилова, музыка А. Варламова) есть такая строфа:
Извела меня кручина, |
- Придёт кручина, как нет ни дров, ни лучины.
- Лучина с верою, чем не свеча?
- Не видал ты меня в красный день да при лучине.
- Посмотреть на него в красный день в белой рубашке да при лучинке.
- Пошли наши лучинушки плясать!
- Никого не бей лучиной: сухота нападёт.
- Лучина трещит и мечет искры, к ненастью.
- Лучина трещит, пыл с визгом по лучине, к морозу[1].
Дошкольник.руДошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем статьиФейсбук |
| «Дошкольник.РФ» | ||||||||||