Что должен уметь ребенок в 3 месяца: календарь развития ребенка
В большинстве случаев к третьему месяцу жизни, когда колики у малыша, гормональные бури у мамы, привыкание обоих родителей к новой роли, а прочих родственников — к новому члену семьи позади, наступает благостное и интересное время.
Малыш все больше социализируется, развиваясь и приобретая новые навыки семимильными шагами, и родственникам доводится с умилением и гордостью наблюдать это чудо — формирование новой личности.
Внешний облик младенца приобретает приятную пухлость и округлость, его мимика и взгляд становятся осмысленными, и общение с ним доставляет удовольствие.
Физические параметры: нормы роста и веса и другие
Когда малыш едва увидел свет, первая информация о нем, которая расходится по родственникам и знакомым — отнюдь не родовое имя, а пол, вес и рост. С полом все понятно, а вот зачем нужны эти цифры, если ребенок в целом здоров? От показателей, которыми малыш обладал при рождении, родители и врачи отталкиваются, чтобы оценить, в достаточной ли мере он набирает массу, хватает ли ему питания, не поселилась ли в организме детки какая-то хворь.
Знаете ли вы? Чем больше часть тела ребенка удалена от головы, тем быстрее она растет. Так, наиболее интенсивный рост наблюдается в стопах и кистях. В соответствии с данной закономерностью по мере роста малыша меняются его пропорции.
Как следует из вышесказанного, не существует абсолютных показателей роста и веса, касающихся всех детей, достигших трехмесячного возраста. Примерный вес ребенка в 3 месяца может составлять от 3 до 6 килограммов, рост — от 54 до 64 сантиметров.Зато существуют показатели относительные, согласно которым малыш первого полугодия жизни набирает ежемесячно от 600 до 800 граммов веса и вырастает на 3 сантиметра. Таким образом, зная вес и рост ребенка при рождении, несложно подсчитать, как могут измениться его параметры к трем месяцам жизни: он потяжелеет примерно на 2-2,5 килограмма и вырастет сантиметров на 9.
Если окружность головы новорожденного превышает окружность его же груди на пару сантиметров, то к трехмесячному возрасту эта разница постепенно сглаживается или уже полностью исчезла. Происходит это из-за того, что за первые три месяца рост малыша особенно интенсивен. В дальнейшем динамика роста несколько снизится, но пропорции неизбежно изменятся, и грудь будет в обхвате шире, чем голова.
В среднем, у трехмесячных мальчиков обхват грудной клетки составляет 41,3 сантиметра, обхват головы — 40,9 сантиметров, у девочек грудная клетка в обхвате в среднем 40 сантиметров, голова — 39,9 сантиметров.
Однако не одними лишь цифрами руководствуются педиатры, оценивая состояние ребенка. На его развитие могут влиять различные факторы. К примеру, ничего удивительного нет в том, что у крупных родителей дитя тоже не из маленьких, и наоборот — люди небольшого роста и веса вряд ли произведут на свет крупного младенца.
Знаете ли вы? Медицина на данный момент не имеет объяснения тому факту, что грудной ребенок в минуту производит всего 1-2 моргающих движения.
Помимо абсолютных показателей, выраженных в цифрах, педиатр учитывает совокупность прочих факторов: общее состояние ребенка, его активность, суточное количество и частоту испражнений, аппетит и объем съедаемой пищи, цвет и вид кожных покровов, и многое другое. По результату осмотра и анализа всех полученных данных доктор может сделать вывод об избыточном наборе массы или ее дефиците.Развитие малыша
Когда говорят о развитии ребенка до года, имеют в виду его психомоторные способности, умения и навыки, то есть психическую и двигательную сферу. Врачом оцениваются врожденные рефлексы и приобретенные малышом навыки, кроме того, контролируются зрение и слух. В 3 месяца темп развития ребенка оценивается по состоянию его здоровья и темперамента, безотносительно пола.Физическое
К трехмесячному возрасту малыш развил мышцы до такой степени, что в состоянии, поднявшись на предплечьях и опираясь на локти, несколько минут удерживать головку, оглядываясь по сторонам. Некоторое время держать голову вертикально, опираясь на предплечья — это то, что должен в 3 месяца уметь ребенок.
Если, взяв малыша за подмышки, поставить его ножки на твердую поверхность, то он в нее ими упрется. Это еще не самостоятельное стояние, но подготовка к нему. Когда придет время, и у крохи достаточно окрепнут мускулы на руках и ногах, ему эти навыки пригодятся. А пока можно практиковать такую постановку на несколько секунд и с обязательной поддержкой.
Важно! Никогда невозможно знать заранее, в какой момент у малыша получится перевернуться впервые, поэтому нужно себя приучить с первых дней его жизни не оставлять ребенка одного на поверхности, с которой он мог бы упасть, ни на секунду: на пеленальном столике, на диване и так далее. Либо положите ребенка в кроватку или манеж, либо оставьте на полу, где специально для него организовано место игры. Делает дитя успехи и в развитии мелкой моторики, пытаясь брать предметы, до которых может дотянуться. Так, подвешенные над кроваткой игрушки, становятся объектом пристального внимания ребенка, он стремится их сначала ударить, потом начинает овладевать умением брать рукой, сжимая пальчики. Ладошка к этому времени свободно раскрывается, физиологический гипертонус отходит в прошлое. Многие детские окулисты советуют подвешивать забавные предметы над детской кроваткой. Отличным вариантом для этих целей станет мобиль — подвесная конструкция с вращающимися погремушками, которая крепится к кроватке новорожденного.Что касается рефлексов, присущих новорожденным, они к интересующему нас возрасту угасают. Речь идет о следующих рефлексах:
- поисковый — малыш поворачивает голову в ту сторону, с которой прикасаются к его щечке, в поисках источника питания;
- хоботковый — вытягивание губ на манер хоботка, когда к ним прикасаются или легонько стучат;
- рефлекс Бабкина — открывание ротика при обхвате кистей и легком надавливании на середину ладони.
Что касается зрения, кроха активно им пользуется, проявляя интерес к окружающим предметам и людям, находящимся в поле его зрения, тем более что он уже умеет не только уверенно держать головку, но и управлять мышцами шеи, поворачивая ее в интересующую сторону. Если раздается посторонний звук или шум, малыш понимает, что источник находится во внешней среде, и в его поисках он поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук.
Знаете ли вы? Обзор, доступный зрению новорожденного составляет промежуток, равный расстоянию от материнского соска до ее глаз. В первые недели он видит мир черно-белым, хотя трехмерным, на третьей неделе он начинает по одному различать цвета, начиная с самых ярких, на которых легко сфокусироваться.
Психическое
В сравнении с тем, что было при рождении, в 3 месяца ребенок умеет очень многое, ни в каком другом возрасте человек не овладевает информацией и навыками с такой скоростью, как в младенчестве.
Трехмесячный малыш уже обладает индивидуальным характером и проявляет его в меру своих, пока еще ограниченных, возможностей. Ему уже хорошо известны члены семьи, он рад их видеть и активно эту радость проявляет. Это выражается в чрезвычайном оживлении, бурном проявлении эмоций, когда кроха усиленно двигает ручками и ножками, издает громкие радостные звуки, улыбается. Чужие же люди, скорее всего, вызовут недоверие ребенка, настороженную и опасливую реакцию, даже испуг вплоть до громкого плача.
Проявление характера состоит еще и в том, что малыш пытается капризничать. Это ни с чем нельзя спутать: характер плача меняется, он из жалобного превращается в капризный, ноющий. Располагающий все большим количеством времени для бодрствования, ребенок познает мир с огромной скоростью, его сознание нуждается в том, чтоб быть постоянно занятым, и когда ему скучно, он хнычет, требуя таким образом общения, и увеличивая громкость крика, если его не получает.
Чтобы избавить маленького крикуна от недовольства, ему нужно дать то, о чем он просит — немножко поиграть с ним, поговорить, взять на руки.
Уже можно говорить о зачатках речевых навыков: кроха гулит, издавая не только гласные, но и некоторые согласные звуки, с удовольствием их повторяя и прислушиваясь к звучанию.
Более того, он отвечает на обращенную к нему речь, ведя диалог, приносящий обоим участникам удовольствие.Большинство детей сознательно наслаждаются банными процедурами, с удовольствием играя в воде и проявляя неудовольствие при необходимости заканчивать банные процедуры.
Знаете ли вы? Грудной младенец имеет весьма ограниченный арсенал инструментов общения с миром, одним из них является плач. Доказано, что слышимые еще в утробе интонации своей матери он копирует, когда плачет. В результате эксперимента, в котором участвовали 30 француженок и столько же немок со своими малышами установили, что у французских младенцев интонация была возрастающей, характерной для языка, на котором говорят их матери, соответственно, у немецких — нисходящей, свойственной немецкому языку.
Навыки и умения
Рефлексы, с которыми младенец родился, выработанные в процессе эволюции и призванные защитить его и помочь выжить, вытесняются за ненадобностью и заменяются осознанными действиями, вырабатываемыми вследствие развития сознания и высшей нервной деятельности.
- начать координировать свои движения, осознавая их и пытаясь научиться управлять ими;
- в вертикальном положении отталкиваться ножками от твердой поверхности, в горизонтальном — отталкивать ножками предметы, мячик или игрушку, которые к ним прикасаются;
- уже может появиться способность поворачиваться со спины на живот и вокруг себя на животе, меняя местами положение ног и головы;
- опираясь на предплечья, поднимать голову и некоторое время удерживать ее в данном положении;
- интуитивно работать над укреплением мускулатуры, выполняя различные упражнения и многократно их повторяя;
- «найти» свои ручки и ножки и активно осваивать возможности, открывающиеся в связи с этим: целенаправленное желание прикоснуться к интересующему предмету, потрогать его или хотя бы ударить, игра со своими конечностями, их облизывание;
- в редких случаях мускулатура ребенка бывает крепкой настолько, что он уже может самостоятельно принять положение полусидя, если это происходит естественным образом, препятствовать не стоит, но и поощрять малыша к подобным действиям не нужно, это может причинить ему вред;
- поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук или свет в поисках его источника;
- гулить, разговаривать на собственном языке, учиться произносить новые звуки, прислушиваться к ним, наслаждаться ими, проявлять эмоции: радость, скуку, страх, тревогу и так далее.
Отклонения от развития
В норме организм каждого ребенка имеет индивидуальную программу развития, и скорость и очередность овладения отдельными навыками и умениями могут сильно разниться у здоровых детей. Активное моторное развитие может привести к тому, что эмоциональный и речевой спектр будут как бы отложены в сторонку до поры, а может случиться и наоборот — психическое развитие несколько притормозит приобретение физических навыков.
Не последнюю роль в скорости формирования психомоторных навыков играет собственный характер маленького человека. Одни дети будут стремиться постоянно повторять и закреплять приобретенное умение, другие могут отложить его применение до лучших времен, когда оно действительно понадобится, а не бесконечно совершать действие «вхолостую». Нужно обратить внимание и посоветоваться с врачом, если трехмесячный ребенок:
- не следит глазами за передвигающимся предметом;
- не обращает внимания на звуки, и даже громкий шум не вызывает у него никакой реакции;
- не выражает эмоций помимо неудовольствия, связанного с физическим дискомфортом, не пытается улыбаться;
- при выкладывании на животик не пытается поднять головку, она остается безучастно лежать;
- не пытается произносить отдельных звуков, не гулит, не лепечет на своем языке.
Развивающие игры и упражнения с 3-месячным ребенком
Недостаточно только лишь физического ухода за младенцем, каким бы маленьким и несмышленым он не казался. С ребенком в 3 месяца следует разговаривать и заниматься как можно больше, петь ему и рассказывать стишки, в общем, развивать.
Знаете ли вы? Из века в век, из уст в уста, от матери к дочери бережно передавались различные примитивные игры, имеющие колоссальное значение для развития и функционирования нервной и физической деятельности: коротенькие ритмичные стишки на бытовые темы, произносимые речитативом и многократно повторяемые, пальчиковые игры и тому подобное.
К тому же, взрослые и старшие дети интуитивно используют утрированную мимику и стараются подражать речи малыша, что способствует более быстрому и качественному пониманию и усвоению материала.Игры
С младенцем с первых его дней, и даже еще до рождения, следует разговаривать, приучая к своему голосу и его интонациям. После рождения, в те минуты, когда дитя бодрствует и во время осуществления гигиенических процедур, переодевания и прочих действий, нужно озвучивать, что вы делаете, называть предметы, вещи и действия. Малыш накапливает пассивный словарный запас, который откладывается в его мозгу.
Старинным занятием с младенцем являются потешки — маленькие стишки, имеющие четкий ритм и чаще всего рифмованные. Они зачастую озвучивают распространенные и часто проделываемые действия бытового характера, могут быть на тему кормления, купания, одевания и так далее, либо иметь забавный текст обучающего характера: «Сорока-ворона кашу варила…».
В специальных младенческих игрушках в наши дни нет недостатка: это и различные погремушки, и развивающие игрушки и коврики, и обучающие предметы разнообразных форм, размеров, цветов, фактур, удовлетворяющие зрительные, слуховые, тактильные потребности малыша, обучающие и занимающие его на некоторое время.
Важно! Следует понимать, что любая, даже самая любимая развивающая дорогостоящая игрушка не займет кроху надолго, он постоянно нуждается в материнском внимании и контакте, но некоторое время он может уделить самостоятельной игре, и с возрастом этот временной отрезок имеет тенденцию увеличиваться.
С маленьким ребенком нужно постоянно разговаривать. Поток речи и ее звучание воспринимается им и анализируется. Многого не понимая, младенец все же привыкает к речи как таковой, все больше понимает ее, а более всего — запоминает, так что будьте избирательны в своих словах – вы не можете знать, что, когда и насколько крепко запомнится вашим малышом. Ему нужно постоянно озвучивать названия предметов и частей тела, объяснять свои действия, уточняя детали и подробности.В таком возрасте уже можно практиковать игры. Несмотря на то, что они носят примитивный характер, малышовые игры имеют мощную обучающую нагрузку, которая любознательным младенцем усваивается очень быстро. Какие игры могут быть доступны в этом возрасте:
- произношение нараспев потешек с обыгрыванием действий, о которых в них идет речь: «Водичка, водичка, умой мое личко…»;
- пальчиковые игры на ладонях и стопах, которые одновременно являются гимнастикой, воздействующей на точки речевого центра и способствующей развитию речи, а также благотворно влияющей на общее состояние органов;
- ролевые игры с игрушками, с озвучиванием от их лица: «Кошечка — мяу»;
- развивающие тактильные игры, когда малышу предлагается трогать предметы различных фактур и консистенции: мягкое, жесткое, мокрое, теплое, холодное, сыпучее, гладкое и так далее. Чем больше разнообразие ощущений, тем лучше;
- игры с погремушками, самостоятельные или совместные с регулированием интенсивности звука и варьированием местоположения его источника;
- «футбол» для малышей — прикладывание к ножкам мячика или другой игрушки, которую малыш будет рефлекторно отталкивать;
- «чтение», то есть рассматривание картинок в книжках, при этом желательно, чтоб они были схематичными и изображали предметы, с которыми малыш сталкивается в жизни, и которые нужно называть во время чтения книжечки.
Упражнения
Сопровождая действия доброжелательным, эмоционально окрашенным текстом, следует выполнять с ребенком физические упражнения, положительно влияющие на общее состояние его организма, укрепляющие мускулатуру и обучающие необходимым навыкам.
К примеру, для того, чтобы обучить кроху переворачиваться на животик, следует попеременно приподнимать каждую ножку и отводить ее в противоположную сторону, чтобы малыш по инерции поворачивался на бочок, а потом — на живот. Сложнее всего ребенку освоить поворот ноги, и если его мышцам, а через них — и нервным окончаниям, сообщить правильное движение, он обучится данному навыку быстрее и легче.
Очень полезна гимнастика, состоящая из сгибаний и разгибаний суставов, поворотов. Родителям полезно сначала посмотреть выполнение комплекса гимнастики в исполнении профессионала — воочию или на видео.
Важно! Ни в коем случае нельзя сгибать и разгибать суставы через силу, нельзя заниматься с сопротивляющимся ребенком, пребывающем в неподходящем настроении.
Каждая мама (и папа, разумеется) должны к трехмесячному возрасту ребенка уметь делать расслабляющий массаж, который практикуют перед купанием. Он состоит из поглаживаний и потряхиваний, растирания и вибрации. Особенно актуален в первые месяцы круговой массаж живота, избавляющий от кишечных коликов. Новорожденных и детей до года часто беспокоят так называемые колики. Справиться с ними следующие препараты: «Эспумизан Л», «Бебинос», «Инфакол», «Плантекс», «Боботик», «Саб Симплекс», «Бейби Калм», «Эспумизан беби», «Бифидумбактерин», «Лактобактерин», укропная водичка.Режим дня для грудничка
В 3 месяца можно уже говорить о формировании режима дня у ребенка или хотя бы его подобия. Естественно, он еще не один раз изменится, но женщина уже перестает быть полностью привязанной к малышу и получает возможность какого-то планирования своего времени. Младенец такого возраста большую часть суток еще спит, но периоды его бодрствования уже увеличиваются, и маленький человек требует все больше внимания, изучая мир. Трехмесячные груднички спят около 17 часов в сутки: 9-10 ночью, остальное распределяется на день и составляет 4 периода сна.
Если мама кормит ребенка своим молоком, она вольна выбирать сама, исходя из его потребностей, будет соблюдаться определенный интервал между кормлениями или кроха будет получать молоко по требованию. Для искусственников должен соблюдаться режим питания, согласованный с педиатром, согласно рекомендациям производителя смеси, которой он питается.
Согласно рекомендациям ВОЗ, в этом возрасте прикорм младенцу вводить рано. Эти рекомендации могут противоречить имеющемуся у старших поколений опыту, и старшие родственницы могут начать одолевать молодую маму настойчивыми советами начинать давать малышу яблочный сок или другую пищу. Маме в этом случае не следует вступать в конфликты и доказывать кому-либо свою позицию. Нужно обзавестись соответствующими знаниями и, опираясь на них, выработать собственный план, согласно которому действовать в дальнейшем, не принимая бездумно хаотичных советов.
Важно! Как раз спустя три месяца после родов у кормящей женщины наступает очередной лактационный кризис. Если она настроена продолжать кормление, ей желательно запастись знаниями на эту тему, чтоб успешно преодолеть его и продолжить вскармливать младенца идеальным для него питанием — материнским молоком. Три месяца — золотой возраст: кишечные колики и адаптация позади, у ребенка появляется время для изучения мира, которым он усиленно пользуется, становясь все более развитым в физическом, психическом и социальном отношении человеком, и счастливые родители могут (и должны) не только с восторгом наблюдать за формированием новой личности, но и принимать в нем активное участие.3 месяца — Календарь развития ребенка
Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!
Рост и вес ребенка 3 месяцев
К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.
Показатели нормы*. Возраст ребенка – 3 месяца | Нижняя граница нормы | Верхняя граница нормы |
Вес мальчиков, кг | 4,9 | 7,0 |
Вес девочек, кг | 4,8 | 6,3 |
Рост мальчиков, см | 56,5 | 62,0 |
Рост девочек, см | 56,2 | 61,8 |
Окружность головы мальчиков, см | 39,0
| 42,5 |
Окружность головы девочек, см | 38,0 | 41,2 |
*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров
Что умеет ребенок в 3 месяца:
— узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;
— активно двигать руками и ногами, рассматривая их;
— почти выпрямлять руки;
— узнавать близких людей и просто знакомых;
— удерживать в кулачке погремушку и играть ею;
— опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.
Развитие ребенка в 3 месяца
Игрушки для ребенка трех месяцев
Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные – по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.
Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.
Зрение ребенка 3 месяцев
С этого месяца зрение ребенка изменилось – он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.
Слух ребенка в 3 месяца
Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи – их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.
Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр
Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:
— Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.
— Сделайте ребенку комбинированную прививку от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.
— Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем – четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.
Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет
Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики – и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач – это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?
Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.
Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.
Упражнения для детей трех месяцев
1. Ходьба
В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них – врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.
2. Разведение бедер
Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.
3. Ползание
Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.
Что делать, если:
— у ребенка появилась сыпь
В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.
Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.
Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.
Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания — это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.
— у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках
Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.
Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.
Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев
Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев
Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев
Трехмесячный возраст малыша – время радости и удивления родителей. Теперь малыш на уровне инстинктов жаждет активно познавать мир, для чего он нуждается в еще более интенсивном развитии. Практически каждый день что-то новое появляется в «арсенале умений».
Теперь кроха четко понимает, как заявить маме о своих потребностях, уверенно держит голову, чаще смеется и как бы «взрослее» управляет своими эмоциями. Что важно для родителей в этом особенном возрасте? Не забывать, что уверенность малыша, которую он буквально излучает каждой клеточкой своего тела, ложная. Голова и спинка (когда ребенок находится у взрослого на руках), еще могут «устать» и неожиданно рухнуть в любую сторону, перевозбуждение привести к плохому сну и снижению аппетита, положительные эмоции легко превратиться в поток негодования.
Речь идет об одном из переломных периодов. Именно сейчас нервная система получает больше информации и нагрузки, чем еще пару недель назад, потому реакция ее достаточно непредсказуема. Особенно, это касается детей, прошедших через непростые роды, или какие-либо нарушения адаптации в неонатальном возрасте. Перелом, именуемый 3-4 месяцами жизни нередко «показывает» завуалированные ранее неврологические расстройства. А тут еще кишечные колики, которые очевидно еще не закончились, и еще больше подстегивают измотанную ЦНС.
Родители начинают отмечать, как быстро негативные эмоции на глазах превращаются в истерику, тяжело поддающуюся «привычным мероприятиям» по успокоению малыша. Несомненно, есть детки, которые вполне легко проходят эти месяцы жизни, без особых трудностей. Тем не менее, правильным будет остановиться на специфике данного возраста, присущей большинству детей.
Что умеет малыш в возрасте трех месяцев?
Все дети совершенно разные, и уровень их достижений в развитии также не может быть одинаковым. Все же, существуют так называемые общепринятые показатели, по которым можно судить о гармоничности развития ребенка.
Трехмесячный ребенок: |
· уверенно держит голову; |
· начинает переворачиваться со спины на живот; |
· лежа на животе, на несколько секунд приподнимается, опираясь на предплечья; |
· тянет в рот игрушку, кулачок; |
· привыкает к режимным моментам. |
Рассмотрим подробнее наиболее важные особенности развития ребенка в возрасте трех месяцев.
Психомоторное развитие ребенка 3 месяцев |
Тело ребенка становится более «ровным», упругим, благодаря интенсивному развитию и равномерному распределению подкожно-жировой ткани. Лежа на спине, правая и левая сторона тела симметричны. Голова поочередно поворачивается то в одну, то в другую сторону. Производятся попытки переворота на живот. |
Ребенок начинает осознавать фактическое наличие и пользу своих ручек. Может подолгу рассматривать их, «перебирать» свои пальчики, крепко хватать игрушку, тянуть ее в рот. К трем месяцам ладонь практически полностью расслаблена, наблюдается легкое сгибание пальцев. |
В расслабленном состоянии, лежа на спине, ножки младенца слегка раздвинуты, коленки отведены кнаружи, в активном – поочередно бьют стопами по поверхности, или «крутят педали». Лежа на животе, поднимает голову на 40-45°, поворачивая ее то в одну, то в другую сторону. На несколько секунд опускает голову на поверхность для расслабления мышц шеи. Ненадолго приподнимается над поверхностью (голова и плечи), опираясь на предплечья. |
Совершает попытки воспроизведения ползающих движений, но в этом возрасте они безуспешны. При плавном подъеме (ребенка за ручки) из положения на спине в положение сидя, голова еще не удерживается, качаясь со стороны в сторону. Но если поднять тело примерно на 70° – малыш начинает ровно держать голову. В момент максимального напряжения, старается выпрямить ножки, но пока что, они слегка согнуты в коленных суставах. Не стоит такие процедуры повторять часто, особенно, задерживать младенца в положении сидя. |
Взяв ребенка за подмышки, он хорошо держит голову, на короткое время задерживается в положении стоя. Нижние конечности выпрямленные в коленях, но быстро сгибаются в тазобедренных суставах. Совершает движения, напоминающие прыжки («пружинит»), но стопы практически не отрываются от поверхности. |
Внимание и мелкая моторика ребенка 3 месяцев |
Трехмесячный ребенок увидев яркую игрушку проявляет очевидный интерес. Он не просто четко фокусирует взгляд, но и рассматривает детали. Плавно перемещающаяся в воздухе игрушка, на расстоянии 30 см от лица, сопровождается любопытным взглядом (в основном, голова синхронно поворачивается в сторону интересующего предмета). Если офтальмолог назначает гимнастику для глаз в этом возрасте, рекомендуется придерживать подбородок малыша, чтобы только глаза следили за объектом внимания. Глазные яблоки четко движутся по траектории вверх-вниз, и достаточно прерывисто, в случае круговых движений. |
Ребенок, подобно обезьянке, крепко хватает предмет одной рукой, трясет его, пытается попробовать «на зуб». Спустя несколько секунд, непроизвольно роняет игрушку, будто внимание резко переключилось на что-то другое. Мелкая моторика хорошо поддается развитию, потому, игрушки теперь используются не только в качестве развлечения. Не сложно отследить глубокое любопытство, радость, или даже некий азарт в глазах младенца, при виде нового, яркого объекта. В 3 месяца, когда кулачки превратились в расслабленные ладони, кроха тянет в рот только пальцы. |
Речь и социальный контакт ребенка 3 месяцев |
К ранее освоенным гласным, и одной согласной х, добавляются ф и с. Малыш активно лепечет, особенно когда обстановка для него привычная, комфортная. Наедине с мамой, он активно «разговаривает», проявляет эмоции радости или недовольства. |
Когда несколько людей говорят к нему – поворачивает голову в сторону «собеседника». Наверняка приходилось наблюдать, когда малыш расстраивается и плачет при виде определенного человека. Очевидно, громкая речь, или резкая интонация ассоциируется у младенца с агрессией. |
Оптимальные условия для развития трехмесячного ребенка
Детский организм способен развиваться в самых разных условиях, но хорошие результаты требуют оптимальных, благоприятных условий. Радует то, что большинство из них являются доступными для каждой семьи.
К оптимальным условиям для развития трехмесячного относятся: |
· температура в комнате 20-22°; |
· влажность в комнате – не ниже 50%; |
· частые проветривания; |
· ежедневные прогулки; |
· ежедневные купания; |
· неяркий свет в дневное время, приглушенный – в ночное; |
· отсутствие шума, громких звуков; |
· правильный режим кормления; |
· отлаженный режим сна и бодрствования; |
· профилактика инфекционных заболеваний; |
· развивающие игры. |
Развивающие занятия, игры для ребенка от 3 до 4 месяцев
В этом возрасте можно не напрягаться, обращая внимание малыша на что-либо: его любопытство льется через край. Ему интересно все окружающее, он готов поглощать информацию всеми органами чувств в каждый период своего бодрствования.
Звенящие игрушки, которые звучат по-разному, развивают слух малыша, позволяют ему учиться дифференцировать звуки. Подвешенные над колыбелью игрушки, к которым настойчиво тянется кроха вытянутой ручкой, по возможности, также должны быть музыкальными («реагирующими» на прикосновение). Очень скоро у младенца сформируется понимание причинно-следственных связей: потянуться→ прикоснуться→ услышать звук.
В три месяца ребенок дольше лежит на животе: развивающий коврик – отличный выбор для стимуляции развития крохи. Он может не спеша рассматривать яркие рисунки, дифференцировать некоторые цвета, трогать выпуклые цветочки, а когда вновь ляжет на спинку – трогать, изучать висящие над головой игрушки.
Мелкая моторика отлично стимулируется различной структурой поверхности игрушек: шероховатый коврик, мохнатый зайчик, пупырчатый шарик, гладкий морской камешек. Главное следить за тем, чтобы исследователь ничего не потащил в рот. Там ведь тоже чувствительная зона, и облизывание предметов – ни что иное, как еще один способ познать окружающий мир!
Гимнастика для глаз будет актуальной на протяжении многих месяцев: на расстоянии 30-ти см, перемещаем яркий предмет (игрушка яркого цвета, фонарик завернутый в ткань) вверх, вниз, вправо, влево, от и к лицу (озвучиваем вслух место, куда перемещается игрушка). Достаточно трех подходов каждого из движений: ребенок еще не умеет подолгу фокусировать внимание, он попросту утратит интерес к занятию или быстро устанет.
Легкий массаж очень полезен. Он способствует улучшению кровообращения, способствует расслаблению мышц. Ненавязчивые растирания, поглаживания, пощипывания верхних, нижних конечностей, живота и спинки могут производиться ежедневно. Растирание и разминание стоп, «велосипедные» движения ножками, сгибание и разгибание ручек – мягкая и безопасная стимуляция для ребенка в трехмесячном возрасте.
Папе и маме не стоит стесняться имитировать лепет малыша. Малыш понимает это как общение на одном языке. Естественно, параллельно стоит ставить ударение на правильных словах (для начала, они должны быть короткими, четкими: «Да», «Дай», «Вот» и др). Любое мероприятие, можно превратить в игру с подробным пояснением происходящего (даже если это измерение температуры, или смена подгузника). Так, малыш научится понимать, что и для чего происходит, но это произойдет немного позже. Пока что, это занимательная игра и нежность мамы и папы. К тому же, понимание последовательности движений дает ему ощущение безопасности.
Чувство безопасности – одна из базовых потребностей каждого человека. Дети любят слушать одну и ту же сказку, или песенку. Они запоминают последовательность движений во время одевания или процедуры купания. Именно знание того, что произойдет/прозвучит в следующую минуту, дает почувствовать себя в безопасности.
Важно помнить о страхах малыша. Каждому возрасту присущий свой страх. В первые полгода (±), этот страх базируется на сильнейшей взаимосвязи с мамой и страхом ее потери. Он, конечно же, неосознанно боится, но каждый раз, когда не находит глазами объект защиты, источник питания и комфорта, его охватывает паника, вызванная ощущением брошенности. Много раз мама должна вновь появиться из-за открытой двери, чтобы ребенок наконец понял: если мама уходит, то всегда возвращается.
Стабильность – одна из составляющих, на которой основывается чувство безопасности, доверие, комфорт. При чем стабильность во всем, будь то кормление, объятия, либо песенка перед сном. Именно поэтому так важно максимально посвящать всего себя в первые месяцы жизни малыша. Ведь с этим «багажом» ребенок пойдет дальше по жизни.
Какие ошибки часто допускают родители в возрасте ребенка 3 месяцев?
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки родителей. Базируются они исключительно на ложном представлении о том, что ребенок стал намного увереннее в своих движениях и требованиях, а значит и значительно самостоятельнее.
К сожалению, это может навредить малышу. Во имя благих намерений, папа и мама могут «развивать кроху» не в соответствии с возрастом, и этого может быть достаточно.
Остановимся подробнее на следующих примерах:
Малыш очень естественно принимает на руках положение сидя. Но! Стоит запомнить раз и на всегда: пока не пришло время сидеть – сажать нельзя (на руках, приподнимать в кроватке во время кормления). Пока не пришло время стоять – не надо подталкивать его к этому, тренировать навык, несоответствующий возрасту раньше времени. |
Любовь к ходункам может обернуться серьезными проблемами в будущем. До тех пор, пока малыш не сидит самостоятельно, без поддержки, ни его позвоночник, ни мышечный аппарат, не созрел для таких колоссальных нагрузок. Незрелые мышцы истощаются избыточным напряжением, стопы – вместо того, чтобы становиться на всю поверхность, вытягиваются на носочек. Такие дети – потенциальные пациенты невролога, ортопеда-травматолога. |
Любимые игры с подпрыгиваниями малыша, поддерживая его за подмышки, также наносят серьезный вред позвоночнику. Даже если крохе нравится, он смеется, изо всех сил лепечет: «отпружинивание» напоминающее прыжки, происходит скорее рефлекторно. Ни в 3, ни в 5 месяцев ребенок не должен сидеть, стоять, имитировать эти положения тела. Всему свое время! |
Некоторым молодым папам и мамам, бабушки говорят о том, как уже в 3 месяца начинали вводить прикорм. Взывая к здравому смыслу: изменилось время, изменились дети, изменились подходы. Организм ребенка трех, четырех, а порой и пяти месяцев, не готов к приему «взрослой пищи»! Эта спешка может закончиться провокацией хирургической патологии (инвагинация, непроходимость кишечника), либо серьезными проблемами с пищеварением в будущем. |
Укачивание малыша производится во имя благих намерений. Однако, они не могут становиться системой, должны осуществляться правильно. Предплечье взрослого, находящееся под спинкой, должно полностью «покрывать» позвоночник малыша. Голова и шея – находятся на одной линии, в одной плоскости с позвоночником. |
Помним! Даже сильную боль можно «закачать», и это далеко не всегда хорошо. |
Даже если ребенок сильно кричит, нельзя держать его за подмышки и трясти (вверх-вниз, вперед-назад). Без лишнего преувеличения, такая агрессивная мера «помощи малышу» может закончиться массивным кровоизлиянием в головной мозг: инвалидизацией, летальным исходом. |
Родителям важно оставаться внимательными: в возрасте 3-4 месяцев, могут проявиться неврологические расстройства, проявиться нарушения слуха или зрения. Во многом, именно развивающие занятия помогают их выявить. Своевременная консультация узких специалистов помогут предотвратить усугубление проявлений, своевременно повлиять на какие-либо отклонения, что несомненно влияет на будущее ребенка.
Материал подготовила
Скавинская В.
3-й месяц жизни – Мамочки BY
На третьем месяце жизни и физическое, и нервнопсихическое развитие ребенка идет быстрыми темпами: буквально каждый день вы замечаете что-то новое: вот он уже стал поворачивать головку, провожая взглядом маму, вот пытается схватить висящую над грудью игрушку, а вот, лежа на животе, приподнял не только головку, но и плечи…
Конечно, новые умения не приходят сами собой, с малышом надо продолжать заниматься. Поскольку он уже может бодрствовать 1,5-2 часа подряд, продолжительность занятий может быть увеличена до 25-30 минут. Необходимо продолжить «игры пальчиков»: «Сорока-белобока кашку варила» и т.п. Эти упражнения не только стимулируют движения рук, но и способствуют развитию речевых зон коры головного мозга. У здорового ребенка игры вызывают живую эмоциональную реакцию — улыбку, продолжительное гудение и к концу месяца — смех.
Продолжаются занятия массажем и гимнастикой. К концу месяца к начальному комплексу упражнений добавляются скрещивание и разведение ручек, затем — поворот на бок. Если малыш занимается плаванием, то эти занятия продолжаются и на третьем месяце — обычно после массажа и гимнастики, через день.
Если ребенок до сих пор рос преимущественно в пеленках, то сейчас пришла пора изменить его одежду — на время бодрствования ему необходимы ползунки. При температуре в комнате в зимнее время 21-22°С нет никакой необходимости надевать поверх ползунков шерстяные носочки, хотя их можно использовать во время прогулки. Изнеживание, укутывание малыша приводит к тому, что он потеет и легко простужается при сквозняках. При указанной выше температуре помещения можно во время бодрствования надевать ребенку короткие штанишки (обрезанные ползунки, комбинезончик), носочки или гольфы. Пусть побудет с голыми коленками сначала 10-15 минут, а потом и весь период бодрствования. Это одна из форм закаливания.
Режим питания остается прежним — шесть кормлений через 3,5 часа с шестичасовым ночным перерывом, но некоторых детей-искусственников к концу месяца уже бывает можно перевести на 5-разовое кормление (через 4 часа). Прежним остается также и набор рекомендуемых молочных смесей. На третьем месяце жизни у многих детей, особенно рожденных в холодные сезоны года, могут появиться начальные признаки витамин-Д-дефицитного рахита (в том числе и у детей, которые получают профилактическую дозу витамина Д). Родители могут обратить внимание на повышенную возбудимость малыша, потливость, учащение мочеиспусканий, облысение затылка. В этом случае необходима консультация врача: возможно, придется увеличить дозу витамина Д, поменять препарат, изменить питание ребенка.
После 2 месяцев у некоторых детей, не имевших до этого явных признаков нарушений со стороны нервной системы, но перенесших гипоксию (кислородное голодание) во внутриутробном периоде или при рождении, могут проявиться неврологические нарушения: повышенная возбудимость, плаксивость, дрожание рук и подбородка при крике, изменения мышечного тонуса — ребенок сопротивляется при попытке развести его ножки или ручки, при поддержке под мышки он опирается не на всю стопу, а только на пальцы. Если родители заметили такие особенности у своего малыша, необходимо срочно обратиться к детскому невропатологу. На третьем месяце жизни — если ребенок не был осмотрен этими врачами ранее — всем детям необходима также консультация ортопеда и окулиста.
Разумеется, повышенная возбудимость — далеко не всегда проявление перинатального поражения нервной системы. Часто причина ее в том, что на третьем месяце жизни ребенка родители уже привыкают к нему, начинают спокойнее относиться к малышу, могут нарушать его режим, приглашать гостей, вспоминают о существовании телевизора. Шумные разговоры, громкая современная «музыка» значительно возбуждают незрелую нервную систему ребенка, истощают ее. В комнате, где живет ребенок, телевизора быть не должно, нельзя также включать записи современной эстрадной музыки с подчеркнутым ритмом. В то же время необходимо продолжать напевать ребенку, прослушивать вместе с ним мелодичную негромкую музыку.
К концу 3-го месяца здоровый ребенок прибавляет в весе примерно 800-900 граммов, рост его увеличивается на 2-2,5 см.
Увеличиваются также размеры окружностей головы и груди — окружность грудной клетки постепенно «догоняет» окружность головки, хотя еще остается меньше последней.
источник: vsiachina.narod.ru