Какое полушарие отвечает за творчество – тренируем правое, развиваем левое полушарие! Новые интеллектуальные задачи читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов на Fictionbook

Содержание

Загадки и противоречия творческого мозга

Надежда Вячеславовна Маркина,
кандидат биологических наук
«Химия и жизнь» №11, 2008

Изображение: «Химия и жизнь»

Что происходит в мозгу художника, создающего гениальное полотно? Или поэта, творящего бессмертные строки, которые будут трогать людские сердца через столетие? Как бы ни был загадочен и непостижим Божий дар, осеняющий гения, он водит его рукой посредством деятельности мозга. Иного не дано. Но творчество в той или иной степени присуще каждому человеку. Ребенок сочиняет небылицы, школьник трудится над сочинением, студент выполняет первое самостоятельное исследование — все это творческие процессы. Сегодня в любой работе приветствуется, а иногда и требуется креативность — это заимствованное из английского языка слово все чаще употребляется для обозначения творческих способностей.

Давая определение творчеству, разные специалисты в конечном счете приходят к одному и тому же. Под творчеством понимается способность порождать нечто новое, например необычные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов и традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Безусловно, способность к творчеству, или креативность, — полезное для человека качество, поскольку именно оно позволяет ему адаптироваться в окружающем мире.

Первым, кто взялся за объективное исследование феномена творчества, был американский психолог Джон Гилфорд. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности, которые поддаются оценке в психологических тестах. Основные критерии таковы: беглость — легкость генерирования идей, гибкость — легкость образования ассоциаций между отдаленными понятиями, и оригинальность — способность отойти от стереотипов. Благодаря работам Гилфорда, а затем Торренса стало возможным оценивать креативность количественно и статистически. Американский психолог Е. Торренс — автор наиболее широко применяющегося теста на определение креативности.

Считается, что в основе творчества лежит дивергентное мышление, то есть мышление, расходящееся по множеству путей. Дивергентное мышление включается тогда, когда одна проблема решается разными способами, каждый из которых может быть верным. По-видимому, именно множественность вариантов решений создает возможность нахождения оригинальных идей.

Рекс Юнг (Rex E. Jung), доцент отделения неврологии, психологии и нейрохирургии Университета в Нью-Мехико, подчеркивает основной признак творческого мышления: решение приходит в виде «озарения» (английское слово «ин-сайт» уже повсеместно употребляется без перевода). Эврика! ага! — эти слова передают состояние, возникающее при внезапной догадке, которая появляется в мозгу подобно вспышке.

Задача изучить мозговую организацию и мозговые механизмы творческого процесса кажется труднодостижимой. Вызывают сомнения возможность «поверить алгеброй гармонию» и вообще способность мозга познать самое себя. Но ученые пытаются подойти к этой непростой задаче. Оказалось, что даже для изучения столь тонкой материи существуют объективные психофизиологические методы.

Как изучают творческие способности

Одним из первых, а до недавнего времени основным методом изучения деятельности мозга служила электроэнцефалография — регистрация электрической активности мозга через электроды, наложенные на кожу головы. Ритмические колебания электрических потенциалов в порядке увеличения частоты подразделяются на несколько диапазонов: дельта (0,5–3,5 Гц), тета (4–7,5 Гц ), альфа (8–13 Гц), бета (13,5–30 Гц) и гамма (выше 30 Гц). Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — это суммарная электрическая активность миллионов нейронов, каждый из которых разряжается, выполняя свою работу. То есть, говоря образно, это шум от миллионов работающих электрических генераторов. Но в зависимости от функционального состояния этот шум может меняться. Важные показатели ЭЭГ — мощности в различных диапазонах частот, или, что то же самое, локальная синхронизация. Это означает, что в данной точке мозга нейронные ансамбли начинают разряжаться синхронно. Пространственная синхронизация, или когерентность, в том или ином ритме показывает степень связанности и согласованности нейронных ансамблей различных отделов коры одного или разных полушарий. Когерентность может быть внутриполушарной и межполушарной. Области наибольшей пространственной синхронизации выдающийся нейрофизиолог А. М. Иваницкий назвал фокусами максимального взаимодействия. Они указывают, какие зоны мозга в большей степени вовлечены в выполнение определенной деятельности.

Затем появились другие методы, позволяющие оценить работу различных областей мозга, исходя из изменения локального мозгового кровотока. Чем активнее нейроны мозга, тем больше им требуется энергетических ресурсов — прежде всего глюкозы и кислорода. Поэтому увеличение кровотока позволяет судить о повышении активности каких-то зон мозга в процессе той или иной деятельности.

Методом функциональной магнитно-резонансной томографии (fMRI — от англ. functional magnetic resonance imaging), который основан на явлении ядерного магнитного резонанса, можно изучать степень оксигенации крови в определенной области мозга. Сканер измеряет электромагнитный отклик ядер атомов водорода на возбуждение в постоянном магнитном поле высокой напряженности. Протекая через мозг, кровь отдает нервным клеткам кислород.

Поскольку связанный и не связанный с кислородом гемоглобин в магнитном поле ведет себя по-разному, можно судить, насколько интенсивно кровь отдает кислород нейронам в разных отделах мозга. Сегодня именно с помощью fMRI в мире проводится большинство исследований, связанных с организацией высших мозговых функций.

Локальный мозговой кровоток изучается и методом позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). С помощью ПЭТ регистрируются гамма-кванты, которые возникают при аннигиляции позитронов, образующихся при позитронном бета-распаде короткоживущего радиоизотопа. Перед исследованием в кровь пациента вводят воду, меченную радиоактивным изотопом кислорода 0–15. ПЭТ-сканер отслеживает перемещение изотопа кислорода с кровью по мозгу и таким образом оценивает скорость локального мозгового кровотока в процессе той или иной деятельности.

Творческий процесс — явление энергозатратное, и, исходя их этого, можно ожидать, что он сопровождается активацией коры головного мозга, особенно ее лобных долей, связанных с интегративными процессами (то есть со сбором и обработкой информации). Но уже результаты первых электрофизиологических исследований оказались противоречивыми: одни увидели повышение активности лобных долей коры во время решения творческой задачи, другие — снижение. То же — при оценке мозгового кровотока. Одни исследователи продемонстрировали вовлечение в процесс выполнения задания на беглость лобных долей обоих полушарий, а в других работах получилось наоборот: активировалось лишь одно.

Но сложность проблемы не означает, что к ней нельзя подступиться. В конце 90-х годов в Институте мозга человека РАН под руководством Н. П. Бехтеревой начались работы по изучению мозговой организации творчества. Их отличала тщательная разработка эксперимента. На сегодня учениками и коллегами Натальи Петровны получены статистически достоверные и, главное, воспроизводимые данные.

На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге IV Всемирном конгрессе по психофизиологии мозговым механизмам творчества был посвящен целый симпозиум. Ученые из разных стран представили различные методические подходы и разнообразные результаты.

Альфа-ритм — покой или творчество?

У электрофизиологов нет однозначного представления о том, какие ритмы ЭЭГ прежде всего связаны с творческой деятельностью, например, как изменяется основной ритм мозга человека альфа-ритм (8–13 Гц). Он доминирует в коре мозга человека в состоянии покоя с закрытыми глазами и характерен именно для этого состояния. Любые внешние стимулы приводят к десинхронизации — подавлению альфа-ритма. Казалось бы, творческие усилия мозга должны действовать на него так же. Но вот Андреас Финк (Институт психологии Университета Граца, Франция) представил результаты измерения показателей альфа-ритма при решении испытуемыми творческой задачи. Задача заключалась в изобретении необычного использования обычных предметов, а контрольное задание состояло в простой характеристике свойств предметов. Исследователь отмечает, что более оригинальные, по сравнению с менее оригинальными, идеи сопровождались усилением альфа-ритма в лобных областях коры мозга. При этом в затылочных областях коры альфа-ритм, наоборот, ослаблялся. Придумывание альтернативного использования предмета вызывает значительно большие изменения альфа-ритма, чем характеристика его свойств.

Ученый предлагает объяснение, почему альфа-ритм усиливается при решении творческой задачи. Его усиление означает, что мозг отключается от обычных внешних раздражителей, идущих от окружающей среды и собственного тела, и сосредоточивается на внутренних процессах. Это состояние благоприятно для возникновения ассоциаций, развития воображения, генерации идей. А десинхронизация альфа-ритма в затылочных областях может отражать извлечение из памяти зрительных образов, нужных для решения задачи. А вообще, попытка точной локализации «зон креативности» привела ученого к выводу, что креативность не привязана к определенным частям мозга. Скорее, она сопровождается координацией и взаимодействием передних и задних областей коры.

Изменения альфа-ритма при решении творческих задач оценивались также в работе О. М. Разумниковой (Институт физиологии СО РАМН, Новосибирск). Оказалось, что более успешному решению соответствует увеличение исходной мощности альфа-ритма, отражающее подготовку мозга к работе. При самом выполнении творческого задания происходит, наоборот, десинхронизация альфа-ритма — его структура нарушается и сменяется более быстрой активностью.

В экспериментах М. Г. Старченко и С. Г. Данько в лаборатории Института мозга человека РАН под руководством Н. П. Бехтеревой испытуемые выполняли творческое задание и контрольное задание, которое состояло из аналогичной деятельности, но без творческих элементов. В самом трудном творческом задании ученые предлагали испытуемым придумать рассказ из набора слов, причем из разных семантических полей, не связанных между собой по смыслу. Например, из слов: начаться, стекло, хотеть, крыша, гора, молчать, книга, уходить, море, ночь, открыть, корова, бросить, заметить, исчезнуть, гриб. Контрольным заданием было придумывание рассказа из слов одного семантического поля, например: школа, понять, задача, учиться, урок, ответ, получать, писать, оценка, спрашивать, класс, отвечать, вопрос, решить, учитель, слушать. Третье задание заключалось в восстановлении связного текста из готовых слов. Четвертое — в запоминании и назывании слов на одну букву из предъявляемого набора слов. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что творческое задание, в отличие от контрольного, вызывало реакцию активации — десинхронизации альфа-ритма.

a. У более креативных испытуемых (вверху) выше мощность альфа-ритма в правой затылочной области, чем у менее креативных испытуемых (внизу). Шкала отображает величину мощности альфа-ритма. б. Творческая задача — придумывание альтернативного использования предметов (вверху) сопровождается большей мощностью альфа-ритма, чем контрольная задача — описание свойств предметов (внизу). Шкала отображает величину мощности альфа-ритма. Изображение: «Химия и жизнь»

В других экспериментах в той же лаборатории невербальную, образную креативность исследовали в следующих тестах. Добровольцы получали два творческих задания: нарисовать любую картинку при помощи заданного набора геометрических фигур (круг, полукруг, треугольник и прямоугольник) или же оригинально нарисовать заданные объекты (лицо, дом, клоуна). В контрольных заданиях надо было нарисовать свою же картинку по памяти и просто геометрические фигуры. Результаты, полученные Ж. В. Нагорновой, свидетельствуют: образное творческое задание по сравнению с нетворческим уменьшало мощность альфа-ритма в височных зонах. А по данным, представленным доктором биологических наук О. М. Базановой (Институт молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, Новосибирск), креативное мышление сопровождается увеличением мощности альфа-ритма и синхронизацией в альфа-1-диапазоне (8–10 Гц) в правом полушарии. Она изучила, можно ли использовать индивидуальные альфа-индексы как показатель невербальной креативности в тесте Торренса: дорисовать незаконченный рисунок. Выяснилось, что индивидуальная средняя частота альфа-ритма была связана с беглостью, вариации амплитуды альфа-ритма соотносились с гибкостью, а с оригинальностью индивидуальная частота оказалась связана противоположным образом в группе высоко- и низкочастотных испытуемых. Поэтому, заключает автор, эти две группы используют разные стратегии при решении задачи на невербальную креативность.

Быстрый мозг — творческий мозг?

Наибольшее число результатов указывает на связь с творческой деятельностью быстрой электрической активностью коры мозга. Имеются в виду бета-, особенно бета-2-ритм (18–30 Гц) и гамма-ритм (более 30 Гц). С тестом на вербальную креативность — испытуемые придумывали окончания к общеизвестным пословицам и поговоркам — работала Н. В. Шемякина. И в ее экспериментах творческая задача сопровождалась изменением мощности высокочастотного гамма-ритма. Задача на образное творчество, по данным Ж. В. Нагорновой, повышала мощность бета-2- и гамма-активности в височных долях.

Сходные результаты были получены в экспериментах кандидата технических наук С. Г. Данько. Он показал, что творческое мышление не всегда связано со сложностью мышления. Творческое задание заключалось в том, чтобы придумать свое собственное окончание к известной пословице (например, «Лучше поздно, чем…») так, чтобы ее смысл полностью изменился. В контрольном задании нужно было вспомнить существующее окончание. Давалось и усложненное контрольное задание, в котором текст пословицы был написан в виде анаграмм (слов с переставленными буквами). Результаты регистрации ЭЭГ подтвердили гипотезу, что креативность и сложность задачи проявляются по-разному. Показатель креативного мышления — увеличение мощности гамма-ритма — наблюдался при появлении в задаче творческого элемента, но не наблюдался тогда, когда задача становилась более сложной.

Помощь соседа не нужна

Насколько удаленные друг от друга области мозга могут вовлекаться в совместную творческую деятельность, можно судить, анализируя пространственную синхронизацию нейронных ансамблей в диапазоне разных ритмов.

В опытах М. Г. Старченко в творческом задании — составлении рассказа из слов разных семантических полей — усиливалась пространственная синхронизация в передних областях коры внутри каждого полушария и между полушариями. А вот синхронизация передних областей с задними, наоборот, ослаблялась.

Тест на невербальную креативность. Изображение: «Химия и жизнь»

В задаче на невербальную креативность (эксперименты Ж. В. Нагорновой) пространственная синхронизация в творческом задании изменялась по всех ритмах ЭЭГ. В медленных и средних диапазонах внутриполушарная и межполушарная синхронизации увеличивались. Возможно, это отражает функциональное состояние мозга, на фоне которого происходит творческая работа. Взаимодействие лобных и затылочных областей в медленном дельта-ритме, говорят исследователи, может отражать процесс извлечения из памяти образной зрительной информации. В наибольшей степени образная память вовлекалась в создание собственной картинки. А усиление пространственной синхронизации в диапазоне тета-ритма может быть связано с эмоциональными реакциями во время выполнения творческих заданий. В быстрых бета- и гамма-ритмах внутриполушарная синхронизация усиливается, а межполушарная ослабляется. Это может указывать на менее взаимосвязанную работу полушарий в процессе невербального творчества, более независимую обработку образной информации. Возможно, говорят специалисты, межполушарная синхронизация в лобных долях снижается при поиске отдаленных образных ассоциаций, создании идеи рисунка. Не исключено, что лобные доли могут оказывать тормозное влияние на процесс невербального творчества. А тот факт, что наибольшее число связей возникает в левом полушарии, можно связать со спецификой рисунка при помощи геометрических фигур.

В работе Д. В. Захарченко и Н. Е. Свидерской (Институт высшей нервной деятельности РАН) оценивали ЭЭГ-показатели эффективности выполнения теста Торренса — дорисовать незаконченный рисунок. Оказалось, что высокие показатели гибкости и оригинальности связаны с уменьшением степени пространственной синхронизации. Чем лучше выполняется креативный тест, тем сильнее эти процессы выражены. Этому неочевидному результату дается такое объяснение: мозгу нужно свести к минимуму внешние воздействия, в том числе и от других частей мозга, чтобы сосредоточиться на решении творческой задачи.

Увеличение (красным) и снижение (синим) мощности ритмов при решении креативной задачи по сравнению с некреативной. Вверху: изображение своей собственной картинки. Внизу: изображение заданных предметов. Изображение: «Химия и жизнь»

Выходит, что нейронам в разных частях мозга не всегда нужно объединяться для решения творческой задачи. На первых этапах синхронизация работы в более медленном ритме помогает мозгу прийти в нужное функциональное состояние. Но при самом творческом процессе от каких-то связей надо избавляться, чтобы не отвлекаться на внешние воздействия и избежать излишнего контроля со стороны других частей мозга. Нейроны, занятые творческой задачей, как бы говорят: «Не мешайте, дайте сосредоточиться».

Зоны творчества — миф или реальность?

Первую информацию о локализации творческих способностей в мозгу исследователи получили не в эксперименте, а в клинике. Наблюдения за больными с разными мозговыми повреждениями показали, какие зоны коры играют роль в изобразительном творчестве. Так, теменно-затылочные отделы левого полушария отвечают за зрительное представление предмета. Другие зоны связывают это представление со словесным описанием. Поэтому при повреждении, например, задних отделов левой височной коры человек может срисовать картинку, но не способен нарисовать ее по инструкции. Лобные доли отвечают за мышление (извлечение смыслового содержания картинки) и составление программы действий рисунка.

Вот как описала состояние проблемы картирования высших функций мозга академик Н. П. Бехтерева: «Исследование мозговой организации различных видов психической деятельности и состояний привело к накоплению материала, свидетельствующего, что физиологические корреляты разных видов психической активности могут быть обнаружены почти в каждой точке мозга. С середины XX века не утихают споры об эквипотенциальности мозга и локалицианизме — представлений о мозге как о лоскутном одеяле, сотканном из самых различных центров, в том числе и самых высших функций. Сегодня ясно, что истина посередине, и принят третий, системный подход: высшие функции мозга обеспечиваются структурно-функциональной организацией с жесткими и гибкими звеньями».

Больше всего информации о пространственной организации творческой деятельности в мозгу в Институте мозга человека получено методом ПЭТ. В экспериментах М. Г. Старченко и др. (Н. П. Бехтерева, С. В. Пахомов, С. В. Медведев), когда испытуемым предлагали составить рассказ из слов (см. выше), исследовалась локальная скорость мозгового кровотока. Чтобы сделать заключение о вовлечении тех или иных зон мозга в творческий процесс, ученые сравнивали ПЭТ-изображения, полученные при выполнении творческих и контрольных заданий. Разница в изображении свидетельствовала о вкладе областей коры в творчество.

Статистически достоверные различия локального мозгового кровотока в сопоставлениях кровотока при выполнении испытуемыми вербальных тестов с различной креативной нагрузкой: D-W — разница в мозговом кровотоке при выполнении творческого задания по сравнению с нетворческим. R-W — разница в мозговом кровотоке при выполнении более трудного нетворческого задания по сравнению с более легким нетворческим заданием. Изображение: «Химия и жизнь»

Полученные результаты привели авторов к заключению, что «творческая деятельность обеспечивается системой из большого числа распределенных в пространстве звеньев, причем каждое звено играет особую роль и демонстрирует определенный характер активации». Тем не менее они выделили зоны, которые, по-видимому, вовлечены в творческую деятельность более других. Это префронтальная кора (часть лобной коры) обоих полушарий. Исследователи считают, что эта область связана с поиском нужных ассоциаций, извлечением смысловой информации из памяти, удержанием внимания. Сочетание этих форм активности, вероятно, приводит к рождению новой идеи. Безусловно, в творчестве участвует лобная кора, и метод ПЭТ продемонстрировал активацию лобных долей коры обоих полушарий. По данным предыдущих исследований, в лобной коре расположен центр семантики, правую лобную долю считают ответственной за умение формулировать концепцию. А в процесс селекции информации, как считают, вовлечена передняя часть поясной извилины.

Обобщая данные разных экспериментов, Н. П. Бехтерева называет несколько зон коры мозга, в большей степени вовлеченных в творческий процесс. Чтобы ориентироваться в топографии коры больших полушарий, употребляют нумерацию полей, выделенных немецким анатомом Корбинианом Бродманом (всего выделяют 53  поля Бродмана — ПБ). Данные ПЭТ иллюстрируют связь с творческим компонентом заданий средневисочной извилины (ПБ 39). Возможно, эта зона обеспечивает гибкость мышления и подключение фантазии и воображения. Также обнаружилась связь с творческим процессом левой надкраевой извилины (ПБ 40) и поясной извилины (ПБ 32). Полагают, что ПБ 40 в максимальной степени обеспечивает гибкость мышления, а ПБ 32 — селекцию информации.

А вот какие данные приводит Рекс Юнг, доцент отделения неврологии, психологии и нейрохирургии Университета в Нью-Мехико. В экспериментах он использовал тесты на придумывание множественного использования предметов и на сложные ассоциации. Результаты выявили три анатомических региона, имеющих отношение к творчеству: это височная доля, цингулярная извилина и переднее мозолистое тело. У более креативных испытуемых обнаружено увеличение толщины передних височных долей.

Правое и левое

Представления о том, какое полушарие мозга важнее для творчества, весьма различаются. Традиционно многие специалисты разделяют мнение о большей вовлеченности в творческий процесс правого полушария. Этому есть вполне логичное объяснение, поскольку правое полушарие больше связано с конкретным, образным мышлением. Такое представление подтверждается и экспериментальными доказательствами. В большинстве полученных результатов при творческом мышлении правое полушарие активировано в большей степени, чем левое.

Некоторую информацию о мозговой симметрии или асимметрии творческой деятельности ученые получили из клинических случаев. Хотя эти результаты неоднозначны. Описаны случаи, когда при иссечении мозолистого тела (структуры, которая обеспечивает связь между полушариями) по медицинским показаниям у пациентов падала способность к творческой деятельности. С другой стороны, есть примеры, когда угнетение работы левого полушария высвобождало художественную творческую активность пациентов, их рисунки становились более оригинальными и выразительными. А при угнетении правого полушария у тех же больных резко снижалась самобытность художественного творчества. Это подтверждает представление о том, что контролирующее левое полушарие сдерживает творческий потенциал правого.

Поля больших полушарий (по классификации Бродмана). Поля 32, 39, 40 — наиболее вероятно имеющие отношение к творчеству. Изображение: «Химия и жизнь»

В этом ракурсе можно рассматривать творческие возможности пациентов, страдающих шизофренией, в мозгу которых ослаблены межполушарные связи. По всей видимости, душевная болезнь, перенося людей в особую экзистенциальность, снимает какие-то ограничения и высвобождает бессознательное, которое может выражаться во всплеске творческой активности. Однако современные специалисты не склонны преувеличивать значение шизофрении в творчестве. Действительно, среди гениальных художников, музыкантов многие страдали душевными заболеваниями, например Ван Гог, Эдвард Мунк, но среди пациентов психиатрических клиник по-настоящему одаренные люди все же встречаются нечасто.

С вербальным творчеством дело обстоит, по-видимому, еще сложнее. Сотрудники лаборатории Н. П. Бехтеревой отмечали активацию как правой, так и левой лобной доли при выполнении трудного творческого задания на составление рассказа из слов (см. выше). Таким образом, сложное вербальное творчество требует участия обоих полушарий.

Андреас Финк по результатам своего исследования отмечает, что у более креативных индивидов при выполнении вербальной творческой задачи большие изменения в альфа-диапазоне происходили в правом полушарии. У менее креативных таких различий не было.

Креативность, интеллект и личность

Проблему соотношения творческих способностей с уровнем интеллекта и психологическими особенностями личности исследовала О. М. Разумникова (Институт физиологии СО РАМН, Новосибирск). Она подчеркивает, что креативность — это комплексное явление, которое определяется многими психологическими чертами, такими, как нейротизм, экстравертность, поиск новизны. Прежде всего интересно было посмотреть, насколько степень творческих способностей связана с IQ-показателем интеллекта. В процессе творческого мышления существующие знания и образы должны быть извлечены из долговременной памяти, чтобы послужить сырьем для новых идей. Широта этих знаний и скорость отбора информации (что измеряет IQ) повышают возможность генерации необычных идей благодаря глубине проникновения в суть и использованию понятий из разных семантических категорий. Стратегия поиска идей на основе селекции информации определяется взаимодействием разных зон коры мозга

Особенности личности с точки зрения психофизиологии зависят от специфических корково-подкорковых взаимодействий. Это связи «ретикулярная формация — таламус — кора», которые обеспечивают активацию мозга, — характер этих связей во многом определяет степень экстра-интровертности. Взаимодействия коры и лимбической системы отвечают за эмоциональные реакции и определяют степень нейротизма.

Целью работы была проверка гипотезы о влиянии интеллекта и психологических особенностей на ЭЭГ-показатели творческой деятельности. Среди испытуемых по результатам выполнения творческой задачи была выделена группа креативных и некреативных. Но и в той, и в другой группе оказались индивиды как с высоким, так и с невысоким IQ, как высоко-, так и низконейротичные, как экстраверты, так и интроверты. Соотношения между креативностью, интеллектом и типом личности были неоднозначными.

Испытуемые с высокими интеллектом и креативностью продемонстрировали усиление пространственной синхронизации между лобными и височно-теменно-затылочными областями в бета-2-диапазоне. По-видимому, это помогает им успешно извлекать из памяти информацию и использовать ее для выработки оригинальных идей в процессе дивергентного мышления. У испытуемых с низким интеллектом и высокой креативностью не отмечалось такой картины. Возможно, их творческие способности реализуются по другому механизму.

Вообще, креативные индивиды характеризуются большим разнообразием степени интеллекта и психологических черт, что, по мнению авторов, указывает на гибкость этой стратегии мышления.

Творчество эмоционально

Во многих исследованиях было показано, что выполнение творческих заданий вызывает более сильные эмоции, чем выполнение контрольных заданий. Это подтверждено как словесными отзывами самих испытуемых, так и регистрацией физиологических показателей.

Жан Вессель (Jan R. Wessel) из Института неврологических исследований Общества Макса Планка описывает результат регистрации электромиограммы лицевых мышц у испытуемых, которые решили задачу творческим путем, в сравнении с теми, кто решил ее обычным путем — перебором вариантов. У творческих испытуемых в момент, предшествующий «озарению» (инсайту), лицевые мышцы выдают сильную эмоциональную реакцию. Она возникает еще до осознания решения и гораздо сильнее, чем у решивших задачу обычным путем.

Неудивительно, что позитивные эмоции стимулируют творчество: они повышают беглость мышления, ускоряют извлечение информации из памяти и ее отбор, облегчают возникновение ассоциаций, то есть способствуют гибкости мышления.

Влияние положительных и отрицательных эмоций на ЭЭГ-показатели творческого мышления изучали Н. В. Шемякина и С. Г. Данько. Испытуемым надо было придумать оригинальные определения к эмоционально нейтральным, эмоционально положительным либо отрицательным словам из другого семантического поля. В эмоционально нейтральных творческих заданиях они получили уменьшение пространственной синхронизации в высокочастотном бета-2-диапазоне. Авторы рассматривают это как свидетельство рассредоточения внимания при творческом мышлении. Но при положительных эмоциях картина менялась и пространственная синхронизация ЭЭГ в высоких частотах усиливалась.

Креативность и детектор ошибок

Еще один интересный аспект изучения творческого мышления — его взаимодействия с детектором ошибок, механизм которого обнаружен Н. П. Бехтеревой еще в 60-х годах прошлого века. По всей видимости, в разных отделах мозга существуют группы нейронов, реагирующие на несоответствие события, действия определенному шаблону, матрице. «Вы выходите из дома и чувствуете, что что-то происходит не так — это мозговой детектор ошибок обнаружил, что вы нарушили стереотипность действий и не выключили свет в квартире», — объясняет член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека РАН С. В. Медведев. Детектор ошибок рассматривается как один из управляющих механизмов мозга. Как он связан с творчеством?

Гипотеза Н. П. Бехтеревой, которую развивают ее ученики, состоит в следующем. В здоровом мозгу детектор ошибок оберегает человека от раздумий в стереотипных, тривиальных ситуациях, в ходе обычной жизни. При любом обучении в мозгу формируются наряду с позитивом необходимые ограничения, они реализуются именно с помощью детектора ошибок. Но иногда его контролирующая работа может становиться чрезмерной. Детектор ошибок препятствует выходу в новизну, прорыву через догмы и законы, преодолению стереотипов, то есть сковывает творческое мышление. Ведь один из основных элементов творчества — отход от стереотипов.

Работу детектора ошибок можно подавить разными способами, в том числе алкоголем или наркотиками. Не случайно многие творческие люди прибегали и прибегают к этим способам растормаживания своего мозга. Но может быть и другой способ. «В мозгу творца, — объясняет Н. П. Бехтерева, — происходит перестройка, и детектор ошибок начинает не подавлять его, а помогать — оберегать от тривиальности, от «изобретения велосипеда». Так творчество не только преобразует мир, но и преобразует мозг человека».

Творческие способности можно развивать

Не все люди одинаково талантливы, это заложено в генах. Одаренным можно позавидовать, но — и это хорошая новость — можно развивать и тренировать собственную креативность. Так считает Андреас Финк. Для этого подходят позитивная мотивация, использование специальных техник типа «мозгового штурма», упражнения на релаксацию и медитацию, юмор и положительные эмоции и, наконец, помещение человека в ситуации, стимулирующие творческое мышление.

Группу испытуемых тренировали в течение двух недель, предлагая им решать творческие задачи. В частности, они должны были придумывать имена, названия, слоганы и т. п. С течением времени они все лучше и лучше справлялись с задачами, причем, поскольку задачи каждый раз были новыми, очевидно, что это результат не обучения, а развития творческих способностей. Происходили и объективные изменения: по мере тренировки креативности у испытуемых усиливался альфа-ритм в лобных долях мозга.

Увеличение мощности альфа-ритма в мозгу после тренировки креативности. Контрольная группа — слева, опытная группа — справа. Изображение: «Химия и жизнь»

Мы попытались очень поверхностно обрисовать нынешнее состояние проблемы психофизиологии творчества. Получилось непросто и местами противоречиво. Это только начало пути. Очевидно, постепенно, по мере накопления знаний о мозге, наступит этап обобщения и картина мозговой организации творчества станет более ясной. Однако дело не только в сложности предмета исследования, но и в его природе. «Не исключено, — пишет Н. П. Бехтерева, — что никакие высокие технологии сегодняшнего и завтрашнего дня не спасут от некоторого разнообразия в результатах в связи с индивидуальными вариациями стратегии и тактики мозга в «свободном полете» творчества».

Автор выражает благодарность директору Института мозга человека РАН
члену-корреспонденту РАН С. В. Медведеву за всестороннее содействие,
кандидату психологических наук М. Г. Старченко,
кандидатам биологических наук Н. В. Шемякиной и Ж. В. Нагорновой —
за помощь и предоставление материалов.

Правополушарное рисование — Википедия

Правополушарное (интуитивное) рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования.

Основоположником методики правополушарного рисования является Бетти Эдвардс — американский преподаватель искусства и доктор наук. [1]

Картина, нарисованная техникой правополушарного рисования

«Правополушарное рисование» – книга, первое издание которой вышло в 1979 году, собрала в себе опыт Бетти Эдвардс. Название книги берёт своё начало в теории о различных функциях правого и левого полушарий мозга.

Метод Эдвардс, впервые опубликованный в 1979 году быстро стал революционным и получил положительную оценку среди признанных художников и преподавателей, которые немедленно взяли его на вооружение. Концепция метода основана на работах Роджера Сперри, касающихся функциональной специализации полушарий головного мозга.[2] Благодаря физическому разделению мозга на два полушария он использует два способа переработки реальности. Один из них использует аналитический и вербальный режим мышления — им перерабатываются речь, звуки, математические вычисления и алгоритмы. Второй использует образный и перцепционный режим — он отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов, видя их целиком «как есть». Впоследствии, в работах Бетти эти режимы получили названия «Л-режима» и «П-режима» соответственно.

Согласно методу Бетти Эдвардс рисование состоит из пяти базовых навыков и двух тренировочных:

Базовые навыки[править | править код]

1.Восприятие краев

2.Восприятие пространства

3.Восприятие соотношений

4.Восприятие света и тени

5.Восприятие целостного образа или гештальта

Тренировочные навыки[править | править код]

1. Рисование по памяти

2. Рисование при помощи воображения

Суть техники правополушарного рисования[править | править код]

Мозг человека состоит из двух полушарий: левое отвечает за аналитическую часть, то есть позволяет человеку разговаривать, владеть навыками письма, запоминать символы, числа и т.д. Правое полушарие отвечает за образное восприятие реальности, то есть оно обрабатывает информацию целиком, позволяет воображать, мечтать и фантазировать, интуитивно решать поставленные задачи.

Метод интуитивного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого. Таким образом, художник будет рисовать свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, которые заложены в левом части его головного мозга. Художник воспринимает окружающий мир иначе, он не опирается на память, где хранится информация об объекте, а воспринимает объект таким, каким он предстал перед ним. Человек сравнивает его размер с иными предметами, определяет отношение отдельных его частей к его целому образу, видит цвет, световую гамму, тени и полутени, его расположение в пространстве. Таким образом, художник создает картину, объединив все параметры в единое целое. Результат работы – картина, но вот результат использования метода интуитивного рисования не только изображение, но и проявление внутренней натуры человека, это своего рода ключ к подсознанию, психическому состоянию, эмоциям. Это происходит по причине того, что он не раздумывает над тем, что рисует, не строит логических цепей, не анализирует.

Правополушарная живопись позволяет выразить свой внутренний мир, состояние на бумаге через картинки. Например, обычный традиционный способ рисования передает все ассоциациями и символами. Чувство «любовь» зачастую рисуют красным цветом в виде сердца. В то время как в правополушарном рисовании это чувство выражается совсем иначе, здесь нет символов, которые заложены в памяти человека.

Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет:

·       проявить индивидуальность;

·       самореализовывать свои творческие способности;

·       самовыражаться через рисунок;

·       получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;

·       бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;

·       поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;

·       избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.

Арт-терапия является щадящим, но эффективным способом работы с подсознанием человека в любом возрасте. Благодаря такой терапии можно выявить скрытые проблемы и решить очевидные. Технически правополушарная живопись с первого взгляда может показаться пустой тратой времени, однако, результаты, полученные после проделывания упражнений начального этапа этого способа рисования, заставляют изменить взгляды кардинально. Вдобавок, правополушарное рисование применяют как восстанавливающую процедуру для людей, перенесших инсульт. Положительный эффект наблюдается благодаря тому, что во время занятий интуитивной живописью происходит активизация зон головного мозга, которые мало задействованы при обычном ритме жизни. В процессе творческой активности улучшается общее кровоснабжение, работа мозга в целом улучшается, что приводит к образованию новых связей между разными частями мозга.

Вы хотите узнать, когда именно в мозге включается нужная функция, и начинается правополушарное рисование? Для этого вам помогут упражнения. Понадобится классическая оптическая иллюзия.

Что вы видите?

Что нарисовано на картине ниже — ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но главное в другом.

Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам — правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги.

Начинаем упражнение: Проводим карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь дорисовываем картину сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием — рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.

https://club.osinka.ru/topic-61214

https://www.liveinternet.ru/users/vertum/post168808916/

https://www.nkj.ru/archive/articles/7018/

  1. ↑ Бетти Эдвардс (неопр.).
  2. ↑ Межполушарная асимметрия (неопр.).

http://fb.ru/article/221918/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprajneniya

Тайна нашего мозга или за что отвечают левое и правое полушария — Вытворяндия

Человеческий мозг – это самый важный и вместе с тем наименее изученный орган человеческого тела.

Давайте разберемся, за что же отвечают наши полушария мозга и почему у одних людей активно в основном левое, а у других правое.

За что отвечает левое полушарие мозга?

Левое полушарие мозга отвечает за вербальную информацию. Оно контролирует чтение, речь и письмо. Благодаря его работе человек может запоминать разнообразные даты, факты и события.

Также левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление. Здесь вся получаемая извне информация обрабатывается, анализируется, классифицируется и формулируются выводы. Оно осуществляет обработку информации аналитически и последовательно.

За что отвечает правое полушарие мозга?

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, выраженной в образах, а не в словах. Здесь же располагаются способности человека к различным видам творчества, способность придаваться мечтам, фантазировать, сочинять. Оно отвечает за генерацию креативных идей и мыслей.

Также правое полушарие мозга отвечает за распознавание сложных образов, таких как лица людей, а также эмоций, отображающихся на этих лицах. Оно осуществляет обработку информации одновременно и целостно.

Следует отметить, что для успешной жизни человека нужна слаженная работа обоих полушарий.

Какое полушарие мозга активно у вас?

Существует визуальный, психофизиологический тест на полушария мозга (тест Владимира Пугача), с помощью которого можно легко определить, какая половина мозга активна у вас в данный момент времени. Посмотрите на картинку. В какую сторону вращается девушка?

Если по часовой стрелке, значит, в данный момент у вас преобладает левополушарная деятельность, а если против часовой стрелки, то правополушарная.

Некоторые могут наблюдать момент смены активности полушарий,  и тогда девушка начинает вращаться в обратную сторону. Это присуще людям (очень немногим), одновременно имеющим левополушарную и правополушарную деятельность мозга, так называемым амбидекстрам.

Они могут достичь эффекта смены направления вращения с помощью наклона головы или последовательной концентрации и расфокусировки зрения.

А как же детский мозг?

Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит в первые годы жизни ребенка. И в это время доминирующим у детей является правое полушарие. Так как ребенок познает мир с помощью образов, то почти все мыслительные процессы происходят именно в нем.

Но мы живем в мире логики, в мире с сумасшедшим темпом жизни, спешим все успеть, хотим большего для наших детей. Стараемся дать им максимум, запасаемся всевозможными методиками раннего развития и практически с пеленок начинаем обучать наших детей чтению, счету, стараемся дать им энциклопедические знания, давая раннюю стимуляцию левому, а образное, интуитивное правое остается как бы не у дел.

И, следовательно, когда ребенок растет, взрослеет, доминирующим у него становится левое полушарие, а в правом, из-за отсутствия стимуляции и уменьшения количества связей между двумя половинами мозга, происходит необратимое снижение потенциала.

Сразу хочу заверить, что я не призываю вас пускать умственное развитие ваших детей на самотек. Наоборот! Возраст до 6 лет – это наиболее удачный возраст для развития потенциала мозга. Просто развитие должно быть не настолько ранним, насколько своевременным. И если заложено природой, что в раннем возрасте у детей доминирует правое, то может стоит развивать именно его, не стараясь рано стимулировать работу левого методиками, направленными на развитие логического мышления?

Тем более что в возможности, которые наши дети теряют в детстве именно из-за отсутствия тренировки правого полушария, входят поистине феноменальные способности. Например: запоминание неограниченных объемов информации с помощью образов (фотографическая память), скорочтение и это только начало списка сверхспособностей, которыми сможет обладать ваш ребенок при правильной систематической тренировке правого полушария.

Подробнее про сверхспособности, которыми обладают дети с развитым правым полушарием, я расскажу вам в следующей статье.

Надежда Рыжковец

Вам также может быть интересно::

5 мифов о мозге – ответы на главные вопросы

Что же касается расхожего мнения, что люди с лучше развитым левым полушарием отличаются рациональностью, а с правым — творческими способностями, новаторством, то это опять слишком простое прямолинейное решение. Исследование одаренных школьников, победителей математических олимпиад высокого уровня, показало, что среди них были и отчетливые правши, и левши, и амбидекстры (люди с одинаковой ловкостью рук), то есть эти школьники имели несколько разное распределение функций по полушариям. Так, известно, что у большинства взрослых правшей (не у всех!) доминирует по речи и речевому мышлению левое полушарие, у левшей и амбидекстров эти функции распределены по обоим полушариям, причем существует большая вариативность в таком распределении. Эти дети уже добились успехов и, будем надеяться, добьются еще больших. В их решениях были и будут и творчество, и рациональность. Взаимодействие полушарий — это общее правило для всех высших психических функций.

ahutina
Татьяна Ахутина

доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Мозг работает как компьютер

Это неправда. Очень часто представление людей о мозге и сознании связано с техническими инновациями, которые есть на данный момент. Когда новейшим достижением техники являлись часы, мозг представлялся в виде набора шестеренок. Затем, когда появилась телефонная сеть, мозг часто представляли в виде коммутационного аппарата, соединяющего пучки проводов. Поэтому совсем неудивительно, что мозг стали сравнивать с компьютером, так как именно компьютер стал универсальным инструментом для вычислений, позволившим решать многие задачи, требующие от человека недюжинного интеллекта.

На самом деле, если мы посмотрим на то, как устроены современные компьютеры и как устроен мозг, мы увидим, что различия между ними фундаментальны. В компьютере программа, хранимая в памяти, исполняется при помощи процессора, таким образом, память и вычисления разнесены. В мозге же это разделение отсутствует, фактически память и вычисление в нем совмещены друг с другом за счет того, что память хранится в структуре связей между нервными клетками, которые и совершают вычисления. Поэтому в компьютер можно легко загрузить новую программу и на имеющемся процессоре получить абсолютно другую функциональность. В мозге это сделать практически невозможно, потому что для этого пришлось бы одновременно изменить связи между миллионами нейронов.

Структура головного мозга | Блог 4brain

 

Мозг представляет собой одну из самых сложных и интересных загадок, с которой сталкивается наука. Нет даже четкого представления о том, насколько он изучен и к скольким открытиям еще стоит прийти. Вероятно, несколько десятилетий, а то и столетий ученые будут изучать мозг и находить в нем что-то новое, вести дискуссии, развенчивать старые мифы и создавать новые.

Наш мозг выполняет громадное количество функций. Вот лишь некоторые из них:

  • Обработка сенсорной информации.
  • Внимание.
  • Память.
  • Планирование.
  • Координация.
  • Формирование позитивных и негативных эмоций.
  • Мышление.

Да, высшим свойством мозга является умение мыслить. Однако даже мышление бывает нескольких типов. Если вы хотите не только узнать об этом, но и научиться мыслить по-разному, пройдите наш курс по когнитивистике.

Мозг условно делится по двум принципам:

  1. Разделение функций мозга по полушариям — это так называемая латерализация. Когда говорят, что мозг разделен на два полушария, то это правда, физически действительно так. Оба полушария внешне схожи и при этом активно взаимодействуют, однако отвечают за разные функции и процессы. Сейчас модно утверждать, что теория о том, что люди с развитым правым полушариям более творческие — неточная. Однако на самом деле она имеет под собой четкие обоснования, позже мы убедимся в этом.
  2. Распределение функций по разным зонам мозга. Хотя может показаться, что мозг работает как единое целое, при ближайшем рассмотрении оказывается, что есть так называемые доли (зоны, отделы), каждая со своими функциями. Разделение ролей в этом случае прослеживается очень четко.

Для начала посмотрим на наш мозг с позиции латерализации.

Правое полушарие

При помощи правого полушария вы сможете метафорически попасть из точки А в какую угодно другую.

Оно выполняет следующие функции:

  • Пространственная ориентация. Благодаря правому полушарию вы ориентируетесь на местности и создаете в своем воображении карту. Также можно оценить расстояние до объекта и осознать свое положение в пространстве.
  • Обработка невербальной информации. Мы обрабатываем образы и символы и можем оперировать ими для своих целей.
  • Метафоры. Когда мы слышим метафору, то правое полушарие понимает ее не буквально, а иносказательно. Впрочем, некоторые люди испытывают сильные сложности с пониманием метафор и причина этому в не совсем правильной работе правого полушария.
  • Музыкальность. Одна из способностей, за работу которой отвечают оба полушария. Однако, по большей части, множество функций выполняет именно правое, потому что музыка тесно связана с поэтическим воображением и способностью сочинять метафоры.
  • Эмоции. Здесь та же история, что и с музыкальностью: оба полушария задействованы, однако именно правое является более «эмоциональным».
  • Воображение. Любая фантазия по сути начинается со слов «Что, если …». После них правое полушарие начинает работать на пределе, потому что требуются все навыки, которыми оно обладает. Художники, музыканты, поэты и писатели при всей своей логичности и последовательности должны обладать большим воображением, чтобы создать произведение искусства.
  • Мечты. Когда мы о чем-то мечтаем, именно правое полушарие позволяет это делать. Что, впрочем, не исключает работу левого — последовательность событий, даже в воображении, очень важна.
  • Контроль движений левой половины тела. Когда мы двигаем левой рукой или ногой, это значит, что работает правое полушарие. Поэтому так популярна амбидекстрия для тех, кто занимается саморазвитием — упражнения, при которых задействованы обе руки. Например, одновременно писать разные буквы или цифры.

Левое полушарие

Именно здесь задействовано логическое, критическое и научное мышление.

Левое полушарие отвечает за наши языковые способности: речи, способности к письму и чтению. Также умеет запоминать даты, имена и факты. При помощи левого полушария мы можем попасть из точки А в точку Б. Если попадем в точку В, скорее всего это будет ошибкой в рассуждении.

  • Математические способности. Логика, аналитика, статистика, умение решать математические проблемы — все это возможно благодаря левому полушарию.
  • Аналитическое мышление. Мы анализируем все возможные факты, применяем логику и делаем правильные или неправильные умозаключения.
  • Буквальное понимание слов. Противоположность пониманию метафор.
  • Контроль движений правой половины тела. Поднимаем правую руку, значит работает левое полушарие.
  • Последовательная обработка информации. Мы обрабатываем информацию последовательно и по этапам. Пропущенный шаг ведет к неверному выводу и неправильному решению.

Гармоничная личность обладает хорошо развитыми полушариями. Она умеет мечтать и создавать невероятные идеи, но при этом мыслит логически и критически.

 

Второй принцип разделения мозга — по долям. Их четыре: затылочная, теменная, височная и лобная.

Затылочная доля

Эта доля отвечает за обработку зрительной информации. На самом деле мы видим не глазами, а этим участком мозга: туда передается электрический импульс и формирует картинку.

Следует сказать, что когда мы плохо видим — это последствия болезни глаз (острота зрения), а вот восприятие цвета, форма и движения является уделом затылочной доли. Соответственно, если вы гениальный художник, то даже частично потеряв остроту зрения, все равно им останетесь. Главное, чтобы затылочная доля находилась в хорошем состоянии.

Теменная доля

В теменной доле есть доминирующая и недоминирущая стороны. Доминирующая отвечает за способность складывать части в целое. Например, для чтения нужно складывать буквы в слова, слова в словосочетания, словосочетания в предложения. С цифрами то же самое. Также она отвечает за последовательность связанных движений.

Недоминирующая сторона обеспечивает трехмерное восприятие окружающего мира. Если у человека повреждена эта часть мозга, он может разучиться распознавать лица даже близких людей и предметы.

Обе стороны участвуют в восприятии холода, тепла и боли.

Височная доля

Учитывая близость к слуховому аппарату, нетрудно догадаться, что височная доля отвечает за слуховые ощущения. Она также отвечает за речь, поэтому если височная доля повреждена, это может привести к проблемам с речью. Благодаря ей вы также можете уловить оттенок злости в голосе человека и выражении лица.

Здесь находится гиппокамп, который контролирует долговременную память. Наши воспоминания хранятся именно тут.

Лобная доля

Здесь находятся центры, отвечающие за:

Если у человека атрофируются лобные доли, он становится апатичным и теряет интерес ко всему происходящему. Не следует путать это состояние с ленью.

Лобная доля также отвечает за контроль и управление поведением. Когда вы находитесь в обществе, она работает в полную силу и препятствует совершению асоциальных поступков.

Ну и наконец, лобная доля отвечает за планирование и освоение навыков. Когда мы занимаемся тайм-менеджментом, то развиваем именно эту часть мозга. Также, при неоднократном повторении действия оно становится автоматическим и создается привычка или навык.

Изучайте мозг, это важно для интересующихся саморазвитием. Прочтите следующие книги, чтобы начать увлекательное путешествие:

  • Дик Свааб «Мы — это мозг»;
  • Крис Фрит «Мозг и душа»;
  • Тео Комнернолле «Мозг освобожденный»;
  • Дэвид Рок «Мозг. Инструкция по применению».

Желаем вам удачи!

Какое полушарие вы больше используете, и как это влияет на ваш характер :: Инфониак

Тест: Какое полушарие вы больше используете, и как это влияет на ваш характерТесты

Человеческий мозг является одной из величайших тайн научной медицины. 

И хотя мы в полной мере его не изучили, всё же известно, что у него есть два полушария, которые отвечают за поведение, интеллект и многие другие вещи.

У одних более развито одно полушария, а у других другое. А вы знаете какой тип интеллекта у вас больше развит?

Читайте также: Простые привычки, которые помогут сохранить ваш мозг молодым и здоровым


Какое полушарие у вас активнее работает

Тест 1

Неоднозначная картинка

Взгляните на данное изображение, созданное дизайнером и скульптором Сигэо Фукуда, которые помимо всего прочего специализировался на оптических иллюзиях.

1.jpg

Вам всего лишь нужно запомнить, какая часть изображения вас привлекла в первую очередь: женщины, ноги или и то и другое одновременно.

Помните, что эти два изображения не связанны друг с другом. Стоит отметить, что 72% людей дает один и от же ответ. Может вы исключение?

Ниже вы найдёте объяснение своего выбора.

Тест 2

Любимая песня

Для второго теста нужно использовать свою память и восприятие музыки.

Вспомните одну любимую песню и повторите ее у себя в голове.

Теперь подумайте, что первое вам пришло в голову – мелодия песни или слова?

2.jpg

Ниже вы найдёте объяснение своего выбора.

Тест 3

В какую сторону крутится фигура?

Взгляните на эту черно-белую гифку. В какую сторону крутится фигура?

Здесь есть три варианта: вправо, влево или прямо (если смотреть сзади).

Тест: Какое полушарие вы больше используете, и как это влияет на ваш характер

Запомните первое, что вы заметили, и ниже узнайте результат.

Читайте также: Сколько мегабайт вмещает человеческий мозг?

Все результаты

Результат теста 1: Неоднозначная картинка

Большинство людей используют левое полушарие мозга, которое не отвечает за творчество. Если вы, в первую очередь, заметили женщин, то вы принадлежите к 72% людей.

Однако, если вы сфокусировали своё внимание на ногах, то вы очень творческий человек, и вам нравится уделять внимание процессам, в которых нужно креативное и нестандартное мышление.

Результат теста 2: Любимая песня

Когда человек думает о песне, более творческие люди в первую очередь вспоминают мотив (мелодию), что указывает на более чувствительный характер.

Если вы, в первую очередь, думаете о тексте песни, чем о мелодии, то у вас более прагматичный взгляд на вещи, вас привлекают цифры и логическое мышление, то есть у вас лучше работает левое полушарие. Вы можете сделать карьеру в науке или в сфере, где нужны технари.

Результат теста 3: В какую сторону крутится фигура

На самом деле, нет четкого ответа на этот вопрос, однако наш мозг обрабатывает увиденное, и сигнал подаётся в то полушарие, которое мы используем больше. Например, если вам показалось, что фигура крутится вправо, значит вы больше используете правое полушарие, отвечающее за творческие возможности.

Если для вас фигура крутится влево, значит у вас больше развито левое полушарие, отвечающее за логику.

Если вам показалось, что фигура движется вперёд, как змейка, значит у вас одинаково работают оба полушария мозга.

Значение левого полушария

Тест: Какое полушарие вы больше используете, и как это влияет на ваш характер

Как бы это парадоксально ни звучало, но левое полушарие отвечает за правую часть тела, а также за порядок и логику.

Вы — тот, кто обращает внимание на детали, при этом не пренебрегая картиной в целом. Вы отлично пользуетесь дедукцией. Помните, преимущество одного полушария над другим не означает, что вы не используете другое.

Значение правого полушария

Тест: Какое полушарие вы больше используете, и как это влияет на ваш характер

Правое полушарие мозга отвечает за креативность и воображение. Человек, который уделяет больше внимания искусству и меньше науке, больше пользуется именно правым полушарием.

Несмотря на то, что интуиция является одной из ваших сильных сторон, в вашей голове, довольно часто творится хаос, когда вы размышляете.

Несмотря на то, что порядок не является вашей сильной стороной, вам чаще всего удается довести дело до конца, не в последнюю очередь благодаря позитивному мышлению.

Вы используете оба полушария

Тест: Какое полушарие вы больше используете, и как это влияет на ваш характер

Естественно, в человек всегда в той или иной степени использует оба полушария, чтобы посмотреть на вещи с разных точек зрения.

Но стоит отметить, что человек может жить и думать, используя только одно полушарие, и это можно увидеть у пациентов, которым пришлось потерять одно из полушарий после хирургического вмешательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *