Какие действия управляются большими полушариями головного мозга – Подчеркни те действия, которые обычно управляются большими полушариями головного мозга. Отдергивание руки от горячего

Содержание

Большие полушария головного мозга: строение, доли, действия

Каждое из двух больших полушарий (БП) отвечает за свои, индивидуальные функции. Например, человек с более функциональным левой частью полушария скорее правша, с правым – левша.

Левый отдел мозга отвечает за наши логические (решение задач, вычислений) и мыслительные способности. Правая часть – это скорее творческие направления, например, развитость музыкального слуха, способность рисовать, а также способность решать задачи, но более нестандартными методами. Если выделять типы мышления двух частей мозга, то первый (левое) – это абстрактно-логический, а второй (правое) – это пространственно-образный.

Существуют многочисленные действия, которые управляются большими полушариями головного мозга, это например, функции глотания, кашель, чихание и другие.

Большие полушария классифицируются на несколько отделов, которые называют долями. Каждый отдел отвечает за свою функциональность. Поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим функциональность долей, а также, какие негативные реакции может вызвать их повреждение.

Строение БП

Строение больших полушарий головного мозга начинается с их разделения на два массивных отдела, отчетливой щелью, на обе части. В срединной части находится мозолистое тело, которое и соединяется размерной, соединительной тканью. В основу каждого полушария входят доли.

Отделение каждой доли от другой происходит бороздами. Выделяются 3 ключевые борозды, отделяющие определенные доли:

  • Центральная, которая отделяет лобную от теменной
  • Боковая, которая разделяет височную и теменную зоны
  • Теменно-затылочная, разделяют друг от друга теменную и затылочную зону

Большие полушария головного мозга содержат извилины, которые также отделяется бороздами. Покрытие полушария осуществляет кора, которая представляет собой слой, состоящий из миллиардов нейронов.

Кора представляет важнейшую роль в регулировании и координировании всех необходимых функций для поддержания жизнедеятельности, а также регулирует процессы нервной работы ЦНС. Размер коры составляет 45% от всего объема БП.

Ключевой особенностью ее строения выделяют горизонтальное, вертикальное и послойное взаимодействие ее нейронов. Участки коры связываются как между собой, так и подкорковыми структурами.

Кора отвечает за формирование всех функций человеческого организма, регулирует их деятельность и формирует их развитие. Именно кора человеческого головного мозга достигла наивысшего своего развития.

Лобная и теменная доли БП головного мозга и их функции

В зависимости от места локализации, доли больших полушарий головного мозга подразделяют:

Лобная

Располагается на всем переднем участке полушарий. Отделение от теменной области происходит – серединной, а от височной боковой бороздами. Имеет всего 4 извилины. Вес всего занимаемого участка составляет примерно 500 г.  Выполняет следующие функции:

  • Координация произвольных движений
  • Регулирование речевого аппарата
  • Регулирование мыслительных процессов

Именно серединная извилина этой части мозга, является центральной координирующей, мозговой частью непринужденных движений. Глубина коры этой извилины характеризуется началом, так называемого пирамидного пути, через который и производиться формирование, а затем передача импульсов.

В верхней, задней зоне располагается двигательный центр. Именно эта система способствует реализации произвольной моторики, а также поддержанию мышечного тонуса и равновесия тела.

Средняя, лобная извилина, которая располагается в заднем участке, имеет глазную и двигательную системы, которая отвечает за одновременный поворот головы и глаз. Нижняя — имеет речевой и моторный центр.

Теменная

Данная область сформирована на месте верхних и боковых участков полушария. Наравне с лобной долей также имеет большую занимаемую площадь.

Функция теменной части – это анализ чувствительных расстройств. В зависимости от локализации, функции теменной части следующие:

  • Отвечает за глубокую мышечную и суставную чувствительность, пространственное восприятие (двухмерное), чувство веса, двигательный объем, возможность распознавания вещи при пальпации
  • Автоматизация движений в процессе их повторения, обучения в течение всей жизни (ходьба, прием пищи, возможность писать, управлять транспортным средством и т. д.).

Височная и затылочная доли БП и их функции

Височная

Височные доли полушарий головного мозга имеют гораздо меньшую область распространения. Ограничивающая борозда сбоку, блокирует ее распространение на лобную и теменную зоны. Эта часть сформирована таким образом, что на поверхности располагаются 3 основные извилины.

Височная часть занимается контролем и регулирование множества различных процессов жизнедеятельности. К ним относятся:

  • Слуховая функциональность, которая обеспечивается переработкой и восприятием слуховых сигналов
  • Преобразование вестибулярных данных
  • Регулирование зрительной функциональности
  • Задняя область имеет в своем распоряжении речевые центры
  • Медиальный участок управляет нервной системой, отвечает за эмоциональность и поведение
  • Гиппокомпальная извилина отвечает за обоняние и вкусовые рецепторы

Височные доли имеют ключевую роль в формировании сложных видов психических процессов, в особенности памяти.

Затылочная

Располагается на уровне затылка в задних отделах БП. Отличается тем, что у данного отдела отсутствую отчетливые границы отделения от других долей. Строение борозд характеризуется изменчивостью и непостоянностью. Ключевой функцией этого отдела полушария большого мозга является преобразование зрительных данных их восприятие.

Последствия повреждения долей БП

Симптоматика повреждения каждой доли довольно обширна и проявляется множеством патологических состояний. Очень важно, вовремя обратить внимание и описать симптомы лечащему врачу, чтобы врач понимал, какой отдел поврежден.

Как будет проявляться симптоматика лобной области, зависит от места распространения поражающего фактора и его характерности. Выделяют следующие возможные патологии, при повреждении данного участка:

  • Парез или паралич одной из конечностей в зависимости от локализации поражения коры
  • Адверсивный глазной приступ, дрожь в глазах
  • Экстрапирамидные расстройства (синдром Кохановского, рефлекс Янишевского)
  • Гипокинезия (снижение двигательной инициативы), которая зачастую возникает на фоне малоподвижного образа жизни, но также может развиваться на фоне некоторых заболеваний
  • Лицевой, частичный парез, который проявляется на фоне эмоциональных реакций
  • Возникновение корковой атаксии, расстройство ходьбы
  • Аномальные психические проявления (эмоциональная лабильность, апатия к окружающему)
  • Интеллектуальные расстройства

Теменная область выделяется несколько иными патологическими проявлениями. Раздражение или повреждение этой области, в зависимости от локализации повреждения, проявляется в следующем:

  • Возникновение джексоновских приступов
  • Астереогноз (невозможность распознать предмет при ощупывании, вследствие потери чувствительности)
  • Автопагнозия, когда пациент не ощущает даже собственного тела
  • Анозогнозия, когда пациент уверяет, что в состоянии передвигать парализованные конечности
  • Отсутствие пространственного восприятия
  • Развитие апраксии (расстройство целенаправленных движений)
  • Аграфия (расстройство письма)

При этом стоит отметить, что поражение данной области не приводит к речевым дефектам.

Височный отдел отвечает вкусовые, обонятельные слуховые анализаторы, а также за возможность понимания речи. Поэтому его поражение чаще всего связывают именно с этими факторами. Проявляется такими патологиями, как:

  • Возникновение слуховых и зрительных галлюцинаций
  • Вероятное появление эпилептических припадков
  • Головокружения
  • Атаксия
  • Специфические расстройства памяти, которые проявляются как феномен дежавю
  • Постоянная сонливость
  • Нарушение ориентации в пространстве, когда зачастую пациент не в состоянии узнать свою улицу, дом или расположение комнат в своей же квартире
  • Возникновение сенсорной афазии Венике, когда пациент не в состоянии понять смысла фраз, предложений, но при этом слышимость звуков не нарушена
  • Депрессивное состояние, эмоциональная лабильность

Затылочная доля связывается со зрительной функциональностью. На ее поверхности располагаются вторичные, ассоциативные зоны, в которых осуществляется анализ и целостность зрительных восприятий. Патологии этой области характеризуется такими расстройствами:

  • Возникновение слепого зрительного участка (скомота)
  • Зрительная агнозия (отсутствие способности узнавания предметов)
  • Алексия, когда пациент не в состоянии понять письменную речь, так как не может узнать буквы или объединить в слово
  • Зрительные галлюцинации – фотопсия.

Автор статьи: Врач невролог высшей категории Шенюк Татьяна Михайловна.

Функции и тесты на доминирующее полушарие

Головной мозг на сегодняшний день является кладезем секретов, хотя ученым и известны некоторые его теоретические аспекты. С точки зрения науки, полушария головного мозга состоят из коры и подкорки, скрывающих мозжечок и ствол головного мозга. Это не целостная система, так как она имеет две части – левое и правое полушарие, которые отвечают за противоположные функции человеческого организма в целом.

Схема функций полушарий головного мозга

Схема функций полушарий головного мозга

Интересные факты о человеческом мозге:

  • количество нейронов достигает 25 миллиардов;
  • мозг взрослого мужчины весит 1 кг 375 г., а женский – 1 кг 245 г., т.е. вес головного мозга занимает 2% от средне статистической массы человека;
  • развитие функций мозга и возможности его ума никак не зависят от его веса;
  • головной мозг отвечает за все функции жизнедеятельности человека.

В этой статье читатель сможет почерпнуть для себя такие знания, как структура левого и правового полушария головного мозга и их функциональное назначение. Также рекомендуется пройти онлайн-тест на понимание, какое полушарие у Вас доминантное.

Головной мозг и его функции

Головной мозг отвечает за полное жизнеобеспечение человеческого организма, тогда как, каждое из полушарий разделено по функционал. И вместе с тем, они являются сложной взаимосвязанной системой, которая отвечает за проявление чувств, эмоциональность, планирование, возможность принятия решений, а также движение, память и многое другое.

При этом узнать хотя бы 50% возможностей головного мозга сегодня не представляется возможным.

Тем не менее, то, что уже изучено учеными и докторами наук позволяет, как минимум, определить доминантные стороны каждого человека. Так, тест, приведенный в конце статьи, позволяет это выявить. Вы можете пройти онлайн тестирование и сразу получить ответ на этот вопрос.

Левое полушарие мозга

Сравнительно недавно, врачи установили, что нет такого понимания, что левое полушарие лучше правого или наоборот. Каждое из них является важным.

Левая часть отвечает за:

  • логику;
  • изучение иностранных языков;
  • контролем за речью;
  • умение читать и писать, учить стихи а также многое другое.

Что касается аналитического вида мышления, то его развитие зависит от каждого человека. Поэтому при желании изучать математическую науку или иную другую точную, рекомендуется развивать именно левое полушарие головного мозга.

Также стоит отметить, что обработка информации, при которой человек понимает буквальный смысл сказанного, лежит в области левого полушария. Интересен и тот факт, что это полушарие отвечает за двигательные функции правой стороны тела. Таким образом, когда вы хотите поднять правую ногу, команда за это идет из левой стороны мозга.

Правое полушарие мозга

В качестве общего представления о функциональном назначении правого полушария можно сказать, что оно отвечает за эмоции человека. Именно поэтому на протяжении долго времени эту доминантную функцию относили к женскому полу. То есть интуиция, невербальные методы передачи информации и ориентация в пространстве являются его главными функциями.

Презентация: «Большие полушария головного мозга»

Те люди, которые часто задействуют правое полушарие, отличаются более тонким восприятием музыки, невзирая на то, что за образование в этой сфере несет ответственность левое полушарие.

Воображение, визуализация, понимание и применение метафор, творческие способности – всё это назначение правой сферы головного мозга.

Также эта часть мозга отвечает за сексуальность, восприятие мистической составляющей мира, религию и мечты. Эти функции объясняют, как человеческому организму удается перерабатывать высокие объемы информации, глубже и шире видеть вещи, при этом, не анализируя их. Безусловно, правое полушарие зеркально контролирует левую часть тела.

Тест на определение доминирующего полушария

Ниже приведет онлайн-тест, который с точностью позволит определить какое полушарие у Вас доминантное:

  1. Первое упражнение.

Сведите ладони и перекрестите пальцы рук. Внимательно оглядите большие пальцы. Какой их них оказался сверху? Напишите на листке результат.

  1. Второе упражнение.

Возьмите лист бумаги и по центру выдавите небольшое отверстие, но таким образом, чтобы через него можно видеть окружающий мир. Сначала попробуйте взглянуть обоими глазами через отверстие. Затем посмотрите правым глазом, прикрыв левый. Далее, смените обзор. Необходимо быть внимательным, т.к. предмет, который вы будете рассматривать смениться при замене одного глаза. При каком глазе получилось смещение, тот результат и зафиксируйте.

Строение больших полушарий мозгаСтроение больших полушарий мозга

  1. Третье упражнение.

Скрестите руки в области груди. Какая рука оказалась сверху? Этот результат будет третьим значением. Запишите его.
Сложите руки на груди. Зафиксируйте, какая из них оказалась сверху.

  1. Четвертое упражнение.

Несколько раз хлопните в ладоши. Как рука оказалась вверху, т.е. накрыла ладонь другую? Это четвертый результат, который следует записать.

Значения теста

По завершению онлайн-теста, взгляните на полученные результаты. Перед вами должны быть написаны 4 буквы, которые в каждом задании отвечали за доминантную функцию того или иного полушария. Далее сравните полученные результаты и расшифруйте их.

ПППП – консервативность, стереотипность, подверженность агрессивному поведению.

ПППЛ – преобладает нерешительность.

ППЛП – результаты теста показали, что вы достаточно коммуникабельны и у вас есть артистичная жилка.

ППЛЛ – характер решительный, но добрый и мягкий.

ПЛПП – ваше главное призвание аналитика, поэтому рекомендует быть осторожным при принятии решений.

ПЛПЛ – такой результат теста говорит о том, что Вы подвержены чужому влиянию, вами легко манипулировать.

ЛППП – этот результат указывает на высокую чрезмерную эмоциональность.


ЛППЛ – преобладающие черты характера – наивность и мягкость.

ЛЛПП – основа вашего характера дружелюбность, открытость внешнему миру, черты характера яркие.

ЛЛПЛ – такой результат теста можно трактовать по-разному, т.к. вы доверчивы, простодушны и этим могут пользоваться окружающие люди.

ЛЛЛП – высокое стремление к великому, при достижении поставленных целей, рекомендуется проявлять максимальную решительность.

ЛЛЛЛ – если обобщить определение, то вы новатор. Отсутствует склонность к стереотипности и шаблонному мышлению.

ЛПЛП – Ваш характер настолько сильный, что можно позавидовать.

ЛПЛЛ – высоко развитый самоанализ, однако наряду с этим прослеживается неустойчивость в принятии решений и их реализации.

ПЛЛП – результаты теста говорят, что по складу характера вы легкий, не принимающий участие в конфликтах, а также любите все новое, в т.ч. знакомства с новыми людьми.

ПЛЛЛ – такой результат указывает на стремление к самостоятельным действиям, независимости и уверенности в себе.

Функции отделов головного мозга человека. Какие отделы головного мозга за что отвечают? Строение головного мозга

Головной мозг — основной орган человека. Он регулирует деятельность всех органов, располагается внутри черепа. Несмотря на постоянное изучение головного мозга, многие моменты в его работе непонятны. У людей есть поверхностное представление, каким образом мозг передает информацию, используя многотысячную армию нейронов.

Строение

Основную часть головного мозга составляют клетки, которые называются нейроны. Они способны создавать электрические импульсы и передавать данные. Чтобы нейроны могли функционировать, им требуется нейроглия, которая в совокупности является вспомогательными клетками и составляет половину от всех клеток центральной нервной системы. Нейрон состоит из двух частей:

  • аксоны — клетки, передающие импульс;
  • дендриты — клетки, принимающие импульс.

Строение головного мозга:

  1. Ромбовидный.
  2. Продолговатый.
  3. Задний.
  4. Средний.
  5. Передний.
  6. Конечный.
  7. Промежуточный.

Основными функциями больших полушарий является взаимодействие между высшей и низшей нервной деятельностью.

действие нейронов

Ткани мозга

Структура головного мозга человека состоит из коры больших полушарий, таламуса, мозжечка, ствола и базальных ганглиев. Совокупность нервных клеток называют серым веществом. Нервные волокна — белое вещество. Белый цвет волокнам придет миелин. При снижении количества белого вещества возникают серьезные нарушения такие, как рассеянный склероз.

Мозг включает оболочки:

  1. Твердая присоединяется к черепу и коре головного мозга.
  2. Мягкая состоит из рыхлой ткани, располагается на всех полушариях, отвечает за насыщение кровью и кислородом.
  3. Паутинная заложена между первыми двумя и содержит ликвор.

Ликвор находится в желудочках головного мозга. При его избытке человек испытывает головные боли, тошноту, возникает гидроцефалия.

Клетки мозга

Основные клетки называются нейронами. Они занимаются обработкой информации, их количество достигает 20 млрд. Глиальных клеток в 10 раз больше.

Организм тщательно защищает головной мозг от внешних воздействий, расположив его в череп. Нейроны находятся в полупроницаемой мембране и имеют отростки: дендриты и один аксон. Длина дендритов невелика по сравнению с аксоном, который может достигать нескольких метров.

строение головного мозга

Чтобы передать информацию, нейроны посылают нервные импульсы аксону, который имеет множество ответвлений и соединен с другими нейронами. Импульс зарождается в дендритах и направляется в нейрон. Нервная система — это сложная паутина отростков нейронов, которые соединены между собой.

Строение головного мозга, химическое взаимодействие нейронов изучено поверхностно. В покое нейрон обладает электрическим потенциалом в 70 милливольт. Возбуждение нейрона происходит посредством потока натрия и калия через мембрану. Торможение проявляется в результате действия калия и хлоридов.

Задача нейрона заключается во взаимодействии между дендритами. Если возбуждающее действие преобладает над тормозящим, то активируется определенная часть мембраны нейрона. Благодаря этому возникает нервный импульс, который двигается по аксону со скоростью от 0,1 м/с до 100 м/с.

Таким образом, любое запланированное движение формируется в коре лобных долей больших полушарий. Двигательные нейроны отдают команды частям тела. Простое движение активирует функции отделов головного мозга человека. При разговоре или мышлении бывают задействованы обширные части серого вещества.

Функции отделов

Самая крупная часть мозга — большие полушария. Они должны быть симметричны и соединяться между собой аксонами. Их основная функция — координирование всех отделов мозга. Каждое полушарие можно разделить на лобную, височную, теменную и затылочную доли. Человек не задумывается, какой отдел головного мозга отвечает за речь. В височной доле расположена первичная слуховая кора и центр, при нарушении которого пропадает слух или возникают проблемы с речью.

По результатам научных наблюдений ученые выяснили, какой отдел головного мозга отвечает за зрение. Этим занимается затылочная доля, расположенная под мозжечком.

функции головного мозга

Ассоциативная кора не отвечает за движения, а обеспечивает работоспособность таких функций, как память, мышление и речь.

Ствол отвечает за соединение спинного и переднего, а состоит из продолговатого, среднего и промежуточного мозга. В продолговатой части расположены центры, регулирующие работу сердца и дыхания.

Подкорковые структуры

Под основной корой содержится скопление нейронов: таламус, базальные ганглии и гипоталамус.

Таламус необходим для связи органов чувств с отделами сенсорной коры. Благодаря ему поддерживаются процессы бодрствования и внимания.

Базальные ганглии отвечают за запуск и торможение координационных движений.

Гипоталамус регулирует работу гормонов, водный обмен организма, распределение жировых запасов, половых гормонов, отвечает за нормализацию сна и бодрствования.

Передний мозг

Функции переднего мозга наиболее сложные. Он отвечает за психическую деятельность, способность к изучению, эмоциональные реакции и социализацию. Благодаря этому можно предопределить особенности характера и темперамента человека. Передняя часть формируется на 3-4 неделе беременности.

На вопрос, какие отдела головного мозга отвечают за память, ученые нашли ответ — передний мозг. Его кора формируется в течение первых двух-трех лет жизни, по этой причине человек не помнит ничего до этого времени. После трех лет эта часть мозга способна сохранять любую информацию.

импульсы мозга

Эмоциональное состояние человека оказывает большое влияние на переднюю часть мозга. Обнаружено, что негативные эмоции разрушают его. На основании экспериментов ученые ответили на вопрос, какой отдел головного мозга отвечает за эмоции. Ими оказались передний мозг и мозжечок.

Также передняя часть отвечает за развитие абстрактного мышления, вычислительных способностей и речи. Регулярная тренировка умственных способностей позволяет снизить риск развития болезни Альцгеймера.

Промежуточный мозг

Он реагирует на внешние раздражители, расположен на конце мозгового ствола и накрыт большими полушариями. Благодаря ему человек может ориентироваться в пространстве, получать зрительные, слуховые сигналы. Участвует в формировании всех видов чувств.

Все функции отделов головного мозга человека взаимосвязаны. Без промежуточного нарушится работа всего организма. Поражение части среднего мозга приводит к дезориентации и слабоумию. При нарушении связей между долями полушарий нарушится речь, зрение или слух.

Также промежуточный мозг отвечает за болевые ощущения. Сбой в работе увеличивает или уменьшает чувствительность. Эта часть заставляет человека проявлять эмоции, отвечает за инстинкт самосохранения.

работа головного мозга

Промежуточный мозг контролирует выработку гормонов, регулирует водный обмен, сон, температуру тела, половое влечение.

Гипофиз является частью промежуточного мозга и отвечает за рост и вес. Он регулирует продолжение рода, выработку сперматозоидов и фолликул. Провоцирует пигментацию кожи, повышение артериального давления.

Средний мозг

Средний мозг располагается в стволовой части. Он является проводником сигналов от передней части в различные отделы. Его основная функция — регулировка мышечного тонуса. Также он отвечает за передачу тактильных ощущений, координацию и рефлексы. Функции отделов головного мозга человека зависят от их расположения. По этой причине средний мозг отвечает за вестибулярный аппарат. Благодаря среднему мозгу человек может одновременно выполнять несколько функций.

При отсутствии интеллектуальной деятельности нарушается работа мозга. Этому подвержены люди старше 70 лет. При нарушении работы средней части происходят сбои в координации, смещается зрительное и слуховое восприятие.

Продолговатый мозг

Он располагается на границе спинного мозга и моста и является ответственным за жизненно-важные функции. Продолговатая часть представляет из себя возвышения, которые называют пирамидами. Его наличие характерно только для прямоходящих. Благодаря им появилось мышление, способность понимать команды, сформировались мелкие движения.

Пирамиды длиной не более 3 см, по бокам от них расположены оливы и задние столбы. Они обладают большим количеством путей по всему организму. В районе шеи двигательные нейроны правой стороны мозга уходят в левую сторону и наоборот. Поэтому нарушение координации происходит на противоположной стороне от проблемной области мозга.

макет головного мозга

В продолговатом мозге сосредоточены кашлевые, дыхательные и глотательные центры и становится понятно, какой отдел головного мозга отвечает за дыхание. При понижении температуры окружающей среды терморецепторы кожи посылают информацию в продолговатый мозг, а тот уменьшает частоту дыхания и увеличивает артериальное давление. Продолговатый мозг формирует аппетит и жажду.

Угнетение функции продолговатого мозга может быть несовместимо с жизнью. Происходит нарушение глотания, дыхания, деятельности сердца.

Задний отдел

В структуру заднего мозга входят:

  • мозжечок;
  • мост.

Задний мозг замыкает на себе большую часть вегетативных и соматических рефлексов. При его нарушении перестанут функционировать жевательный и глотательный рефлекс. Мозжечок отвечает за тонус мышц, координацию, передачу информации по большим полушариям. Если работа мозжечка нарушена, то появляются нарушения движения, возникает паралич, нервная ходьба, покачивание. Таким образом становится понятно, какой отдел головного мозга обеспечивает координацию движения.

Мост заднего отдела мозга контролирует мышечные сокращения при движениях. Позволяет передавать импульсы между корой головного мозга и мозжечком, где находятся центры, контролирующие мимику, жевательные центры, слух и зрение. Рефлексы, которые подконтрольны мосту: кашель, чихание, рвота.

Передний и задний мост функционируют между собой, чтобы работа всего организма происходила без сбоев.

Функции и строение промежуточного мозга

Даже зная, какие отделы головного мозга за что отвечают, невозможно понять работу организма без определения функции промежуточного мозга. Эта часть мозга включает:

  • таламус;
  • гипоталамус;
  • гипофиз;
  • эпиталамус.

Промежуточный мозг отвечает за регулирование обмена веществ и поддержание нормальных условий для функционирования организма.

Таламус обрабатывает тактильные ощущения, зрительные. Определяет вибрацию, реагирует на звук. Отвечает за смену сна и бодрствования.

Гипоталамус контролирует сердечный ритм, терморегуляцию тела, давление, эндокринную систему и эмоциональное настроение, вырабатывает гормоны, которые помогают организму в стрессовой ситуации, отвечает за чувство голода, жажды и сексуального удовлетворения.

Гипофиз отвечает за половые гормоны, созревание и развитие.

Эпиталамус контролирует биологические ритмы, выделяет гормоны для сна и бодрствования, реагирует на свет при закрытых глазах и выделяет гормоны для пробуждения, отвечает за метаболизм.

работа мозга

Нервные пути

Все функции отделов головного мозга человека не смогли бы выполняться без проводящих нервных путей. Они проходят в зонах белого вещества головного и спинного мозга.

Ассоциативные пути соединяют серое вещество в пределах одной части мозга или на значительном расстоянии друг от друга, в спинном мозге связывают нейроны из разных сегментов. Короткие пучки перекидываются через 2-3 сегмента, а длинные расположены далеко.

Спаечные волокна связывают серое вещество правого и левого полушария мозга, образуют мозолистое тело. В белом веществе волокна становятся веерообразными.

Проекционные волокна соединяют нижние отделы с ядрами и корой. Сигналы поступают от органов чувств, кожи, органов движения. Они также определяют положение тела.

Нейроны могут заканчиваться в спинном мозге, ядрах таламуса, гипоталамуса, клетках корковых центров.

Ящик пандоры – ВАЖНО…Развитие и синхронизация полушарий головного мозга.

Мозг человека состоит из двух полушарий, левого и правого. И, как известно, у каждого полушария есть свои функциональные особенности.

Коллективом психиатрической клиники Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова АН СССР с 1967 года проводились исследования головного мозга с помощью электрошока и в особенности одностороннего электрошока. Односторонний электрошок угнетает не весь мозг, а только одно полушарие, при этом второе полушарие остается активным. Можно сказать, что после одностороннего шока человек действует и мыслит только одним активным полушарием.

Эти опыты позволили исследовать отличия в работе полушарий мозга и достоверно выяснить, за что отвечает каждое из них.

Итак, первая и главная особенность «левополушарного» человека в том, что у него сохранилась речь.

Он охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, его словарь становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутые, он многословен, даже болтлив. У него улучшается и восприятие чужой речи. Он улавливает более тихую речь, чем мог это делать в обычном состоянии. Он быстрее и гораздо точнее повторяет слышимые слова. Но при этом его речь монотонна, бесцветна, тускла. Его голос приобретает носовой, несколько гнусавый оттенок либо становится неестественным, как бы лающим.

«Левополушарный» человек теряет способность понимать значение речевых интонаций.

Он не может различить с какой интонацией произнесены слова (с вопросительной или гневной и т. п.), не распознает мужские и женские голоса. Все мы знаем, что одни и те же слова, сказанные с разной интонацией или разными людьми, могут иметь совершенно разный смысл.

Прослушивание хорошо знакомых звуков, таких как кашель, смех, храп, голоса животных, шума грозы или прибоя у «левополушарного» человека вызывало только недоумение. Он их либо не узнавал, либо распознавание занимало длительное время. «Левополушарный» человек не только перестает узнавать знакомые мелодии, но и не может их напеть, даже если слышит музыку. Не справляясь с опознаванием звуков, он пытается их классифицировать и уложить в схему. И вместо того, чтобы сказать: «это лай», «это смех» например, он говорит: «это зверь», «это человек».

Если «левополушарному» человеку предложить подбирать пары одинаковых фигур — треугольников и квадратов, разбитых на окрашенные или заштрихованные секторы, он не справится с заданием, он не может разом охватить расположение секторов, их окраску и штриховку. Он будет бесконечно тасовать фигуры, многократно сверять их друг с другом, но подобрать пары правильно ему не удастся. Он не сможет также заметить в незаконченных рисунках недостающую деталь — отсутствие хвостика у свиньи, дужки у очков и т. п.

У «левополушарного» человека при сохранной словесной ориентировке наглядная ориентировка в месте и времени грубо нарушена.

Он правильно называет больницу, в которой находится, номер отделения, дату, день недели.

Но стоит расспросить его подробнее, и тогда выясняется, что, правильно на словах определяя свое местонахождение, зная, что он в больнице, «левополушарный» человек не узнает помещение.

Он недоуменно разглядывает кабинет, где много раз бывал, и уверяет, что попал сюда впервые.

Или же, правильно называя дату, он не может подкрепить свой ответ конкретными наблюдениями. Или же глядя на голые деревья и сугробы снега за окном, «левополушарный» человек не может сразу сказать, зима на дворе или лето. Если добиваться ответа, то он сообщит, что «январь — зимний месяц», но это только формальное умозаключение, а не результат непосредственных впечатлений.

«Правополушарный» человек – его речевые возможности резко ограничены, словарь беден, с трудом вспоминаются названия предметов, хотя он может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться.

Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, простыми фразами. Он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает.

Он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить.

В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. «Правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.

Прослушивая мелодии песен, «правополушарный» человек гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. Мало этого, у него возникает потребность их напевать, его не надо даже просить об этом.

В отличие от самого себя в «левополушарном» состоянии теперь он воспроизводит мелодии очень точно.

Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.

«Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения.

Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» человека также изменена, но иначе, чем у «левополушарного».

Если полагаться только на ответы, то «правополушарный» человек кажется совершенно дезориентированным — он не может сказать, где он находится, назвать дату и даже год. Однако он подмечает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя и не знает, в какой. Он узнает кабинет, в котором происходит исследование, хотя и не скажет, каково назначение этого кабинета.

Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц.

Из этих исследований становится понятно, что эффективно функционировать человек может только с двумя активными полушариями.

Например, даже для такого простого дела, как сварить суп, необходима слаженная работа обоих полушарий, чтобы прочитать или вспомнить рецепт, найти нужные продукты в нужном количестве, порезать, смешать и сварить их по определенному алгоритму, периодически проверяя получившееся блюдо на вкус.

Также при обычном общении с другим человеком, мы всегда пользуемся обоими полушариями, например, понимаем слова и оцениваем интонацию.

Чем более слаженна и синхронизирована будет работа полушарий головного мозга, тем быстрее, легче и эффективнее мы будем справляться со своими делами в жизни.

И тем быстрее мы будем продвигаться к достижению своих целей и задач.

И тогда появляется закономерный вопрос — что делать, чтобы синхронизировать полушария головного мозга?

Согласованная и гармоничная работа полушарий — это естественное состояние работы мозга. Поэтому, первое, что необходимо — это оживить работу того полушария, которое менее активно.

Учеными и психологами разработано множество техник и способов, которые нужно регулярно практиковать для этого. Но если быть честными, то кто сегодня будет специально выделять время чтобы делать все эти техники регулярно? При том обилии правил и всяческих других рекомендаций, которые также нужно выполнять.

Наше время – это время смарт-способов – таких упражнений, которые можно вписать в свой ритм жизни, в другие дела, получая дополнительную пользу от уже выполняемых привычных действий.

Таким смарт-способом активизации менее активного полушария и синхронизации работы полушарий головного мозга будет смена привычного порядка:

— чистите зубы другой рукой – мы все равно это делаем 2 раза в день, почему бы не добавить пользы от привычного действия;
— кушайте другой рукой – это позволит вам не только развивать мозг, но и контролировать свой вес, так как будет усиливаться ваше внимание при еде, и вы не пропустите момент насыщения;
— пользуйтесь ножом и вилкой дома – также развив этот навык, вы будете чувствовать себя превосходно в любом ресторане;
— намыливайтесь в душе другой рукой;
— купите продукты не там, где обычно;
— послушайте новую музыку;
— пойдите новой дорогой, которой никогда не ходили.

Еще одним смарт-способом будет использование цветных мандал и янтр.

Еще в древние времена мудрецы Востока использовали цветные мандалы и янтры для воздействия на свое сознание.

Идеальной мандалой для синхронизации головного мозга будет ваша личная мандала по дате и месту рождения – фото души. В фото души есть цвета, как для левого, так и для правого полушария. Они гармонично переплетаются в индивидуальном узоре мандалы, и тем самым синхронизируют работу полушарий мозга.

Вы можете повесить ваше фото души дома на стену и разглядывать его, когда пьете чай или отдыхаете, во время рекламы по телевизору или во время разговора по телефону. Очень легко сделать брелок с фото души и тогда его можно будет разглядывать сидя в транспорте или когда выдастся свободная минутка.

Smart – значит умный, найдите в своем распорядке дня те моменты, которые можно использовать для своего развития и позвольте себе новый уровень мышления!

Автор: Ольга Курпас

источник

Почему мальчики в голубом, а девочки в розовом?

В ответе на этот вопрос можно опираться на различные теории и исторические факты.

Бытует мнение, что в России это связано с указом Павла I, по которому каждый родившийся великий князь становился кавалером ордена Андрея Первозванного, а великая княжна получала орден Святой Екатерины. После крещения новорожденного ребенка «перепоясывали» голубой андреевской или алой екатерининской лентой.

Но так как обычай одевать мальчиков в голубое, а девочек в розовое существует не только в России, поэтому эта версия не выдерживает критики.

Даже однополую любовь во всем мире называют «голубой» или «розовой».

В наше время много говорят о различиях мужчин и женщин. И часто эти различия связывают с полушариями мозга.

Левое полушарие – логическое. Оно связано с правой частью тела и отвечает за речевую функцию, за сознательную деятельность, обрабатывает информацию исходя из прошлого опыта, и передает ее в соответствии с системой представлений и ценностей данного человека.

Левое полушарие преимущественно реагирует на сине-зеленую часть спектра.

Правое полушарие — интуитивное. Оно контролирует левую половину тела и связано в основном с неосознанной деятельностью, ориентацией в пространстве, чувством ритма, ощущениями, образами, чувствами. Правое полушарие обрабатывает получаемую информацию как единое целое и выдает все как есть, без суждений.

Оно воспринимает преимущественно красно-желтую часть спектра.

Левое полушарие часто связывают с мужчинами, а правое с женщинами. Возможно, именно с этим связан обычай одевать маленьких мальчиков в синие цвета, а девочек — в розовые, чтобы обозначить пол младенца.

Тот образ мужчины, который пропагандируется в обществе, связывают именно с функциями левого полушария мозга – логичность, ум, эмоциональная холодность («мальчики не плачут», «ты же не девчонка чтобы бояться» и т.д.).

А женщин с правым полушарием – эмоциональность, интуитивность, нелогичность.

Но такое разделение абсолютно неадекватно и может только лишь ограничивать нас, так как у каждого есть как правое, так и левое полушарие. И каждый человек, будь то мужчина или женщина, задействует в своей жизнедеятельности оба полушария. Да, они работают по-разному, у мужчин и женщин. И в этом есть наши отличия и особенности.

Целостно развивая каждое из полушарий и гармонизируя их совместную деятельность, мы можем становиться супер-женщинами или супер-мужчинами, проявлять все свои таланты, ставить более высокие цели и достигать их.

Как известно и уже давно доказано, что цвет оказывает огромное влияние на человека и с помощью цвета можно эффективно стимулировать работу головного мозга и синхронизировать оба полушария.

Поэтому значительно здоровее будет окружать ребенка любого пола различными цветами, как теплой, так и холодной гаммы.

Способствовать, таким образом, развитию обоих полушарий его мозга и становлению человека успешным и эффективным в его жизни.

Автор: Ольга Курпас

источник

Определение доминирующего полушария головного мозга.

Этот простой тест показывает какое полушарие головного мозга ведущее у вас прямо сейчас, именно в настоящий момент.

Если «Балерина» вращается по часовой стрелке, то доминирующее левое полушарие мозга. А если против часовой стрелки, то ведущее правое полушарие мозга.

У множества людей одно полушарие головного мозга сильно доминирует над другим, и они видят кружение балерины только в какую-то одну сторону.

Но если работа обоих полушарий головного мозга гармонична и синхронизирована, то вы можете смотреть на балерину и видеть, что она кружится, то в одну сторону, то в другую.

Или сознательно и просто изменять направление ее движения вправо или влево. Чем более синхронизированы полушария, тем легче это делать.

А вот такой же тест с забавными инопланетянами.

Если вы смотрите на картинку компанией или семьей, то вы заметите, что одновременно один видит вращение по часовой стрелке, а другой — против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.

Восприятие их вращений может быть совершенно различным у одного и того же человека в разное время.

Если вы видите вращения всегда только в одну сторону, то это значит, что у вас доминирующее только одно полушарие головного мозга и значительные резервы вашего мозга сейчас скрыты.

Но эту ситуацию можно изменить в любой момент, начав тренировать и развивать активность другого полушария.

Дети с рождения являются ярко выраженными правополушарными существами, но постепенно с развитием речи, начинает подключаться и левое полушарие мозга.

И если развитию интеллекта уделяется большее внимание, чем творческому, эмоциональному и физическому развитию, то левое полушарие со временем начинает доминировать. К сожалению, современная образовательная система построена именно таким образом. Ресурсы правого полушария остаются незадействованными, а жизнь становится скучной и пресной.

Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны.

Это своеобразный ключ, позволяющий
открыть дверь, за которой
лежат бесчисленные потенциальные
возможности человека.

Захотите ли вы открыть эту дверь, раскрыть всю глубину вашего потенциала, добавить своих красок в этот мир – зависит только от вас!

Автор: Ольга Курпас

источник

Как развивать полушария головного мозга?

Если вы задались вопросом “Как развивать полушария головного мозга?”, то скорее всего вы уже знаете как работают полушария головного мозга, зачем нужно их развивать и к чему приводит синхронизация полушарий головного мозга.

Есть множество упражнений для развития и синхронизации полушарий головного мозга. 

Но сегодня мне хочется познакомить вас с простым и увлекательным упражнением, которое задействует оба полушария мозга, и левое и правое, и основано на умении читать и различать цвета.

Это упражнение может делать любой, кто умеет читать по-русски и различать цвета. В процессе выполнения упражнения происходит тренировка взаимодействия правого и левого полушарий мозга, их синхронизация.

Упражнение заключается в следующем: нужно называть цвет, которым написано слово.

Для безопасности упражнение начинается и заканчивается «правильными» комбинациями слово-цвет.

Делая регулярно это удивительно простое упражнение, вы заметите, что выполнять его со временем становится все проще и проще.

Довольно весело выполнять это упражнение для развития и синхронизации полушарий мозга вместе с детьми, которые уже умеют хорошо читать.

Можно соревноваться друг с другом на меньшее количество совершенных ошибок или на время.

Автор: Ольга Курпас

строение и функции, общее описание

Головной мозг — это главный контролирующий орган центральной нервной системы (ЦНС), над изучением его строения и функций уже более 100 лет трудятся большое количество специалистов различных направлений, таких как психиатрия, медицина, психология и нейрофизиология. Несмотря на хорошее изучение его структуры и составляющих, остается еще много вопросов о работе и процессах, проходящих ежесекундно.

Строение и функцииСтроение и функции

Где расположен головной мозг

Головной мозг относится к центральной нервной системе и расположен в полости черепной коробки. Снаружи он надежно защищен костями черепа, а внутри заключен в 3 оболочки: мягкую, паутинную и твердую. Между этими оболочками циркулирует спинномозговая жидкость — ликвор, которая служит амортизатором и предотвращает сотрясение этого органа при небольших травмах.

Головной мозг человека представляет собой систему, состоящую из связанных между собой отделов, каждая часть которых отвечает за выполнение конкретных задач.

Для понимания функционирования недостаточно кратко описать головной мозг, поэтому, чтобы понять как он работает, для начала нужно детально изучить его строение.

За что отвечает головной мозг

функциифункции

Этот орган, как и спинной мозг, относятся к центральной нервной системе и исполняет роль посредника между окружающей средой и организмом человека. С его помощью осуществляется самоконтроль, воспроизведение и запоминание информации, образное и ассоциативное мышление, и другие когнитивные психологические процессы.

Согласно учению академика Павлова, образование мысли — функция мозга, а именно коры больших полушарий, которые является высшими органами нервной деятельности. За разные виды памяти отвечают мозжечок, лимбическая система и некоторые участки коры головного мозга, но так как память бывает разной, невозможно выделить какой-то определенный участок, отвечающий за эту функцию.

Он отвечает за управление вегетативных жизненно важных функций организма: дыхание, пищеварение, эндокринная и выделительная системы, контроль температуры тела.

Чтобы ответить на вопрос какую функцию выполняет головной мозг, для начала следует условно поделить его на участки.

Специалисты выделяют 3 основные части головного мозга: передний, средний и ромбовидный (задний) отдел.

  1. Передний выполняет высшие психиатрические функции, такие как способность к познанию, эмоциональная составляющая характера человека, его темперамент и сложные рефлекторные процессы.
  2. Средний отвечает за сенсорные функции и обработку поступившей информации от органов слуха, зрения и осязания. Центры, находящиеся в нем, способны регулировать степень болевых ощущений, так как серое вещество при определенных условиях, способно вырабатывать эндогенные опиаты, которые повышают или понижают болевой порог. Также он играет роль проводника  между корой и нижележащими отделами. Эта часть управляет телом посредством различных врожденных рефлексов.
  3. Ромбовидный или задний отдел, отвечает за тонус мышц, координацию тела в пространстве. Через него осуществляется целенаправленное движение различных групп мышц.

Устройство головного мозга нельзя просто кратко описать, поскольку каждая из его частей включает несколько отделов, каждый из которых выполняет определенные функции.

Как выглядит мозг человека

натуральный виднатуральный вид

Анатомия головного мозга сравнительно молодая наука, так как длительное время находилась под запретом из-за законов, запрещающих вскрытие и исследование органов и головы человека.

Изучение топографической анатомии мозгового отдела в области головы, нужно для точной диагностики и успешной терапии различных топографических анатомических нарушений, например: травм черепа, сосудистых и онкологических заболеваний. Чтобы представить, как выглядит ГМ человека, для начала необходимо изучить их внешний вид.

По внешнему виду ГМ представляет собой студенистую массу желтоватого цвета, заключенную в защитную оболочку, как и все органы человеческого тела, они состоят на 80% из воды.

Большие полушария занимают практически объем этого органа. Они покрыты серым веществом или корой — высшим органом нервно психической деятельности человека, а внутри — из белого вещества, состоящего из отростков нервных окончаний. Поверхность полушарий имеет сложный рисунок, из-за идущих в разные стороны извилин и валиков между ними. По этим извилинам принято делить их на несколько отделов. Известно, что каждая из частей выполняет определенные задачи.

Для того чтобы понять, как выглядят мозги человека, недостаточно исследовать их внешний вид. Существует несколько методик изучения, которые помогают изучить головной мозг изнутри в разрезе.

  • Сагиттальный разрез. Представляет собой продольный разрез, который проходит через центр головы человека и делит его на 2 части. Является наиболее информативным методом исследования, с его помощью диагностируют различные заболевания этого органа.
  • Фронтальный разрез головного мозга выглядит как поперечный разрез больших долей и позволяет рассмотреть свод, гиппокамп и мозолистое тело, а также гипоталамус и таламус, контролирующие жизненно важные функции организма.
  • Горизонтальный разрез. Позволяет рассмотреть строение этого органа в горизонтальной плоскости.

Анатомия мозга, также как анатомия головы и шеи человека, достаточно трудный объект для изучения по ряду причин, в том числе из-за того, что для их описания требуется изучить большое количество материала и иметь хорошую клиническую подготовку.

Как устроен мозг человека

Ученые всего мира изучают головной мозг, его строение и функции, которые он выполняет. За последние несколько лет сделано много важных открытий, однако, эта часть тела остается изученной не до конца. Это явление объясняется сложностью изучения строения и функций головного мозга отдельно от черепной коробки.

В свою очередь, строение структур мозга обуславливает функции которые выполняют его отделы.

Известно, что этот орган состоит из нервных клеток (нейронов), соединенных между собой пучками нитевидных отростков, но как происходит одномоментно их взаимодействие в качестве единой системы непонятно до сих пор.

Исследовать отделы и оболочки поможет схема строения головного мозга, основанная на изучении сагиттального разреза черепной коробки. На этом рисунке можно рассмотреть кору, медиальную поверхность больших полушарий, структуру ствола, мозжечка и мозолистого тела, которое состоит из валика, ствола, колена и клюва.

ГМ надежно защищен снаружи костями черепа, а внутри 3 мозговыми оболочками: твердой паутинной и мягкой. Каждая из них имеет собственное устройство и выполняет определенные задачи.

  • Глубокая мягкая оболочка охватывает и спинной, и головной мозг, при этом заходит во все щели и борозды больших полушарий, а в ее толще находятся кровеносные сосуды, питающие этот орган.
  • Паутинная оболочка отделена от первой подпаутинным пространством, заполненным ликвором (цереброспинальная жидкость), в нем также расположены кровеносные сосуды. Эта оболочка состоит из соединительной ткани, от которой отходят нитевидные ветвистые отростки (тяжи), они вплетаются в мягкую оболочку и с возрастом их количество увеличивается, тем самым упрочняя связь. Между ними. Ворсинистые выросты паутинной оболочки выпячиваются в просвет синусов твердой мозговой оболочки.
  • Твердая оболочка или пахименинкс, состоит соединительно-тканного вещества и имеет 2 поверхности: верхнюю, насыщенную кровеносными сосудами и внутреннюю, которая гладкая и блестящая. Этой стороной пахименинкс прилегает к мозговому веществу, а внешней – черепной коробке. Между твердой и паутинной оболочкой существует узкое пространство, заполненное незначительным количеством жидкости.

В мозгах здорового человека циркулирует около 20% всего объема крови, которая поступает через задние мозговые артерии.

Мозг визуально можно разделить на 3 основные части: 2 большие полушария, ствол и мозжечок.

Серое вещество образует кору и покрывает поверхность больших полушарий, а его небольшое количество в виде ядер находится в продолговатом мозге.

Во всех мозговых отделах есть желудочки, в полости которых перемещается ликвор, который образуется в них. При этом жидкость из 4 желудочка попадает в подпаутинное пространство и омывает его.

Развитие мозга начинается еще во время внутриутробного нахождения плода, а окончательно он формируется к 25-летнему возрасту.

Основные отделы головного мозга

основные отделыосновные отделы

картинка кликабельна

Из чего состоит головной мозг и изучить состав мозга обычного человека можно по картинкам. Строение головного мозга человека можно рассматривать несколькими способами.

Первый делит его на составляющие, из которых состоит головной мозг:

  • Конечный, представлен 2 большими полушариями, объединенных мозолистым телом;
  • промежуточный;
  • средний;
  • продолговатый;
  • задний граничит с продолговатым мозгом, от него отходит мозжечок и мост.

Также можно выделить основной состав мозга человека, а именно в него входят 3 большие структуры, которые начинают развиваться еще во время эмбрионального развития:

  1. ромбовидный;
  2. средний;
  3. передний мозг.

В некоторых учебных пособиях кору головного мозга принято делить на отделы, так, чтобы каждый из них играла определенную роль в высшей нервной системе. Соответственно выделяют следующие отделы переднего мозга: лобную, височную, теменную и затылочную зону.

Большие полушария

Для начала рассмотрим строение полушарий головного мозга.

Конечный мозг человека руководит всеми жизненно важными процессами и разделен центральной бороздой на 2 больших полушария головного мозга, покрытых снаружи корой или серым веществом, а внутри состоят из белого вещества. Между собой в глубине центральной извилины они объединены мозолистым телом, которое служит соединяющим и передающим информацию звеном между другими отделами.

Строение серого вещества сложно составное и в зависимости от участка состоит из 3 или 6 слоев клеток.

Каждая доля отвечает за выполнение определенных функций и координирует движение конечностей со своей стороны, например, правая часть обрабатывает невербальную информацию и отвечает за пространственную ориентацию, когда как левая специализируется на мыслительной деятельности.

В каждом из полушарий специалисты выделяют 4 зоны: лобную, затылочную, теменную и височную, они выполняют определенные задачи. В частности, теменная часть коры больших полушарий отвечает за зрительную функцию.

Наука, изучающая детальное строение коры больших полушарий головного мозга, называется архитектоникой.

Продолговатый мозг

Этот отдел входит в состав ствола головного мозга и служит связующим звеном спинного с мостом конечного отдела. Так как является переходным элементом, сочетает в себе черты спинного и особенности строения головного мозга. Белое вещество этого отдела представлено нервными волокнами, а серое — в виде ядер:

  • Ядро оливы, является дополняющим элементом мозжечка, отвечает за равновесие;
  • Ретикулярная формация связывает все органы чувств с продолговатым мозгом, частично отвечает за работу некоторых отделов нервной системы;
  • Ядра нервов черепа, к ним относятся: языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный нервы;
  • Ядра дыхания и кровообращения, которые связаны с ядрами блуждающего нерва.

Такое внутреннее строение обусловлено функциями ствола головного мозга.

Он отвечает за защитные реакции организма и регулирует жизненно важные процессы, такие как сердцебиение и кровообращение, поэтому повреждение этой составляющей приводит к мгновенной смерти.

Варолиев мост

В состав головного мозга входит варолиев мост, он служит связующим звеном между корой больших полушарий, мозжечком и спинным мозгом. Состоит из нервных волокон и серого вещества, кроме того, мост служит проводником главной артерии, питающей головной мозг.

Средний мозг

Эта часть имеет сложное строение и состоит из крыши, среднемозговой части покрышки, Сильвиева водопровода и ножек. В нижней части граничит с задним отделом, а именно с варолиевым мостом и мозжечком, а вверху его расположен промежуточный мозг, соединенный с конечным.

Крыша состоит из 4 холмов, внутри которых расположены ядра, они служат центрами восприятия информации полученной от глаз и органов слуха. Таким образом, эта часть входит в зону, отвечающую за получение информации, и относится к древним структурам, составляющих строение мозга человека.

Мозжечок

Мозжечок занимает практически всю заднюю часть и повторяет основные принципы строения мозга человека, то есть состоит из 2 полушарий и непарного образования соединяющего их. Поверхность долек мозжечка покрыта серым веществом, а внутри они состоят из белого, кроме этого, серое вещество в толще полушарий образует 2 ядра. Белое вещество с помощью трех пар ножек соединяет мозжечок со стволом головного и спинного мозга.

Этот мозговой центр является ответственным за координацию и регулировку двигательной активности мышц человека. Также с его помощью осуществляется поддержание определенной позы в окружающем пространстве. Отвечает за мышечную память.

Кора

Строение коры головного мозга достаточно неплохо изучено. Так, она представляет собой сложную слоистую структуру 3—5 мм в толщину, которая покрывает белое вещество больших полушарий.

Кору образуют нейроны с пучками нитевидных отростков, афферентные и эфферентные нервные волокна, глии (обеспечивают передачу импульсов). В ней выделяют 6 слоев, разных по структуре:

  1. зернистый;
  2. молекулярный;
  3. наружный пирамидальный;
  4. внутренний зернистый;
  5. внутренний пирамидальный;
  6. последний слой состоит из веретено видных клеток.

Она занимает около половины объема полушарий, а ее площадь у здорового человека составляет около 2200 кв. см. Поверхность коры испещрена бороздами, в глубине которых залегает треть всей ее площади. Величина и форма борозд обоих полушарий строго индивидуальна.

Кора сформировалась сравнительно недавно, но является центром всей высшей нервной системы. Специалисты выделяют в ее составе несколько частей:

  • неокортекс (новая) основная часть охватывает более 95%;
  • архикортекс (старая)–  около 2%;
  • палеокортекс (древняя) – 0,6%;
  • промежуточная кора, занимает 1,6% от всей коры.

Известно, что локализация функций в коре зависит от места расположения нервных клеток, улавливающих один из видов сигналов. Поэтому выделяют 3 основные области восприятия:

  1. Сенсорная.
  2. Двигательная.
  3. Ассоциативная.

Последний район занимает более 70% коры, а ее центральное предназначение — согласовывать активность двух первых зон. Также она отвечает за получение и переработку данных из сенсорной зоны, и целенаправленное поведение, вызванное этой информацией.

Между корой больших полушарий и продолговатым мозгом находится подкорка или по-другому — подкорковые структуры. В ее состав входят зрительные бугры, гипоталамус, лимбическая система и другие нервные узлы.

Основные функции отделов головного мозга

Главные функции головного мозга заключаются в переработке данных полученных из окружающей среды, а также контроле движений тела человека и его мыслительной деятельности. Каждый из отделов мозга отвечает за выполнение определенных задач.

Продолговатый мозг контролирует выполнение защитных функций организма, таких как моргание, чиханье, кашель и рвота. Также он управляет другими рефлекторными жизненно важными процессами — дыхание, секреция слюны и желудочного сока, глотание.

С помощью Варолиева моста осуществляется скоординированное движение глаз и мимических морщин.

Мозжечок контролирует двигательную и координационную активность организма.

Средний мозг представлен ножкой и четверохолмием (два слуховых и два зрительных бугра). С его помощью осуществляется ориентации в пространстве, слух и четкостью зрения, отвечает за мышцы глаз. Отвечает за рефлекторный поворот головы в сторону раздражителя.

Промежуточный мозг состоит из нескольких частей:

  • Таламус отвечает за формирование чувств, например, боль или вкус. Кроме того, он заведует тактильными, слуховыми, обонятельными ощущениями и ритмами жизнедеятельности человека;
  • Эпиталамус состоит из эпифиза, который контролирует суточные биологические ритмы, разделяя световой день на время бодрствования и время здорового сна. Обладает способностью обнаруживать световые волны сквозь кости черепа, в зависимости от их интенсивности, вырабатывает соответствующие гормоны и контролирует обменные процессы в организме человека;
  • Гипоталамус отвечает за работу сердечных мышц, нормализацию температуры тела и артериального давления. С его помощью дается сигнал на выделение стрессовых гормонов. Отвечает за чувство голода, жажды, удовольствия и сексуальности.

Задняя доля гипофиз находится в области гипоталамуса и отвечает за выработку гормонов, от которых зависит половое созревание и работа репродуктивной системы человека.

Каждое полушарие отвечает за выполнение своих особенных задач. Например, правое большое полушарие накапливает в себе данные об окружающей среде и опыт общения с ней. Контролирует движение конечностей с правой стороны.

В левом большом полушарии находится речевой центр, отвечающий за речь человека, также оно контролирует аналитическую и вычислительную деятельность, а в его коре формируется абстрактное мышление. Аналогично правой части контролирует движение конечностей со своей стороны.

Строение и функция коры головного мозга напрямую зависят друг от друга, так извилины условно делят ее на несколько частей, каждая из которых выполняет определенные операции:

  • височная доля, контролирует слух и обаяние;
  • затылочная часть регулирует за зрение;
  • в теменной формируются осязание и вкус;
  • лобные части отвечают за речь, движение и сложные мыслительные процессы.

Лимбическая система состоит из обонятельных центров и гиппокампа, который отвечает за адаптацию организма к переменам и регулировку эмоциональной составляющей организма. С ее помощью создаются устойчивые воспоминания благодаря ассоциации звуков и запахов с определенным периодом времени, в течение которого происходили чувственные потрясения.

Кроме того, она контролирует за спокойный сон, сохранение данных в краткосрочной и долгосрочной памяти, за интеллектуальную деятельность, управление эндокринной и вегетативной нервной системой, участвует в образовании инстинкта размножения.

Как работает мозг человека

как работаеткак работает

Работа головного мозга человека не прекращается даже во сне, известно, что у людей, находящихся в коме тоже функционируют некоторые отделы, о чем свидетельствуют их рассказы.

Основная работа этого органа производится с помощью больших полушарий, каждое из которых отвечает за определенную способность. Замечено, что полушария неодинаковы по размеру и функциям — правая часть отвечает за визуализацию и творческое мышление обычно больше левой части, отвечающей за логику и техническое мышление.

Известно, у мужчин масса мозга больше чем у женщин, но эта особенность не влияет на умственные способности. Например, этот показатель у Эйнштейна был ниже среднего, но его теменная зона, которая отвечает за познание и создание образов, была больших размеров, что позволило ученому разработать теорию относительности.

Некоторые люди наделены сверх способностями, это тоже заслуга этого органа. Эти особенности проявляются в высокой скорости письма или чтения, фотографической памяти и других аномалий.

Так или иначе, деятельность этого органа имеет огромное значение в осознанном управлении телом человека, а присутствие коры отличает человека от других млекопитающих.

Что, по мнению ученых постоянно возникает в головном мозге человека

Специалисты, изучающие психологические возможности мозга считают, что выполнение познавательных и мыслительных функций происходит в результате биохимических токов, однако, эта теория на настоящий момент подвергается сомнению, потому что этот орган — биологический объект и принцип механического действия не позволяет познать его природу окончательно.

Головной мозг является своеобразным штурвалом всего организма, выполняя ежедневно огромное количество задач.

Анатомо-физиологические особенности строения головного мозга является предметом изучения уже много десятилетий. Известно, что этот орган занимает особое место в строении ЦНС (центральной нервной системе) человека, а его характеристики для каждого человека разные, поэтому нельзя найти 2 абсолютно одинаково мыслящих людей.

Видео

Отделы мозга и их функции

02-Дек-2014 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

«… мозг есть орган души, т. е. такой механизм, который будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность».

И.М.Сеченов.

 

 

отделы мозга и их функции

 

автор статьи — Мария Щербакова

 

Мозг человека – сложнейший по своей организации и совершенный, по сути, орган.

Подумать только, он обеспечивает все в нашей жизни: возможность ходить, дышать, видеть, слышать, говорить, думать, жить!

 

Мозг координирует и регулирует все жизненно важные функции организма человека, более того мозг контролирует его поведение.

 

Если мозг перестает работать, то организм человека переходит в пассивное состояние, когда на любую стимуляцию, извне или изнутри, нет реакции. Человек не сможет  слышать,  видеть, чувствовать, осознанно двигаться – он как овощ, который просто существует, но в полной изоляции, депривации от внешнего мира.

 

Все мы знаем, что мозг высшего млекопитающего делится на две основные части: спинной и головной.

 

Головной мозг по своей структуре симметричен.

 

  • При рождении малыша его мозг весит примерно 300 г,
  • по мере роста человека он увеличивается и у взрослого он весит около 1500 г.
  • мозг мужчин, как правило, чуть тяжелее мозга женщины.

 

У здорового взрослого индивида вес мозга составляет около 2% от общего веса человека.

Не стоит думать, что чем больше весит мозг, тем умнее и гениальнее человек. Ученые давно доказали, что уровень интеллекта и гениальность совершенно не связаны с весом мозга.

Гениальность и интеллект зависят от количества нервных связей, которые создает сам мозг.

ё

Что же представляет собой головной мозг человека, какие отделы он содержит?

 

отделы мозга и их функции

 

1) Продолговатый мозг, который управляет вегетативными функциями организма человека.

 

Он отвечает, прежде всего, за регуляцию дыхания, сердечно-сосудистую деятельность, пищеварительные рефлексы, обмен веществ.

2) Задний мозг: мозжечок и варолиев мост.

Именно он ответственен, за координацию движений 

3) Средний мозг — отвечает за первичные ориентировочные рефлексы организма человека на внешние раздражители.

Движение глаз, поворот головы в сторону источника звука или света — это работа среднего мозга, так называемого нашего зрительного центра.

4) Промежуточный мозг:

а) таламус, который обеспечивает обработку большей части импульсов от наших рецепторов (ну кроме обонятельных), а также отвечает за эмоциональную окраску информации;

      б) гипоталамус, который регулирует вегетативные функции организма

 

В нем расположены центры чувства насыщения, голода, жажды, удовольствия, и обеспечивает регуляцию сна и бодрствования человека.

 

5) Передний мозг представляет собой два  полушария: левое и правое. Его поверхность покрыта бороздами и извилинами, что увеличивает поверхность, следовательно, обеспечивает более совершенную работу мозга. Полушария составляют до 80% массы всего мозга.

 

Благодаря коре больших полушарий возможна работа высших психических функций.

 

Считается, что левое полушарие отвечает за мыслительные процессы, счет и письмо, а правое – за восприятие сигналов внешнего мира. Левое полушарие – абстрактно-логическое, правое – творческое и образное.

 

отделы мозга и их функции

 

Однако в настоящее время ученые считают такое деление достаточно условным, потому что в реализации высшей психической деятельности человека, его поведении участвуют равнозначно оба полушария, хотя конечно они играют различную роль в формировании образов восприятия.

 

Кора головного мозга отвечает за ряд специфических функций.

 

  • Височная доля отвечает за слух и обоняние,
  • затылочная за зрение,
  • теменная за осязание и вкус,
  • лобная за речь, движение и мышление.

Причем чем сложнее действие, тем большая часть коры отвечает за него.

В психологии и нейропсихологии существует такое понятие как гомункулус.

 

отделы мозга и их функции

 

Гомункулус – это некая физиологическая и психологическая метафора.

 

Средневековые алхимики говорили о существе, подобном человеческому, которое можно создать искусственным путем. Например, Парацельс в XVI веке предлагал такой «рецепт»: человеческую сперму, необходимо заключить в особый сосуд, потом провести с ней длительные процессы обработки (некие манипуляции) и она станет гомункулом, который надо «вскармливать» человеческой кровью.

 

В XVII-XVIII веках считалось, что гомункул содержится в сперме человека, а когда попадает в организм будущей мамы, то превращается в человека. Гомункул выступает здесь как «ген передачи», некое существо, живущее в теле человека, регулирующее его мораль и ценности, который управляет поведением человека.

Конечно это лишь предположения и догадки свойственные развитию мысли и науки того времени. Однако термин остался и прижился для определения сложной работы коры головного мозга человека.

Выходит, гомункулус в современной науке – это схематическое изображение моторных и сенсорных функций человека на корковой проекции. Мы видим пропорции тела человека, его функций и действий, его поведение, в соотношении к количеству коры, задействованной в работе этих функций.

 

Чем сложнее действие, чем мельче моторика, чем выше психическая функция, тем большая площадь коры за него отвечает.

Итак, подведем итоги:

 

1) нормальная работа его отделов обеспечивает функционирование всего организма, здоровье человека,   возможность деятельности человека, его потенциал, его реакцию на все виды раздражителей, его поведенческие реакции.

 

2) работа больших полушарий — функционирование коры головного мозга, которая обеспечивает весь широкий спектр его психических функций: ощущение и восприятие, внимание, мышление и речь, его память, воображение и т.д.– словом все то, что составляет сущность его психической деятельности, его сознания.

 

Сознание человека – это высшая форма отражения действительности, оно связано, самым тесным образом, с работой мозга человека: с речью, мышлением (абстрактным и логическим), памятью. Сознание – это функция мозга

 

Именно оно обеспечивает единство и регулирование человеческой деятельности и поведения.

 

Еще на эту тему:

Обсуждение: «Отделы мозга и их функции»

(Правила комментирования)

Какая часть мозга отвечает за речь? Строение и функции головного мозга

Головной мозг человека до сих пор остается загадкой для всего человечества. Уникальный орган по своему строению и своей роли в жизни человека отвечает за все основные возможности: дышать, двигаться, думать, слышать, видеть и, наконец, говорить. Несмотря на огромное количество вопросов, некоторые тайны ученым удалось разгадать, в том числе определить, какая часть мозга отвечает за речь.

Строение головного мозга

Всем известно, что если головной мозг перестает функционировать, то человек не реагирует ни на какие внешние факторы, не проявляет никакой активности, превращается в «овощ». По своему строению мозг симметричен и состоит из правого и левого полушарий.

Споры ученых не утихают, однако некоторые факты доказаны и утверждены.

Важные факты:

  1. Мозг человека состоит из 25 миллиардов нейронов.
  2. Мозг взрослого человека составляет около 2 % от массы тела.
  3. Орган состоит из трех оболочек: твердая, мягкая, паутинная. Оболочки выполняют главную – защитную функцию.

Принято считать, что левое полушарие отвечает за все мыслительные процессы, а правое за восприятие внешнего мира. Грубо говоря, левое – логическое, а правое – творческое полушарие.

С точки зрения анатомии мозг состоит из следующих частей:

  1. Продолговатый мозг. Отвечает за вегетативные функции.
  2. Средний мозг. Контролирует рефлексы на внешние раздражители.
  3. Задний мозг. Отвечает за координацию движений.
  4. Промежуточный мозг. Включает в себя центры чувств (голод, жажда, насыщение, регуляция сна).
  5. Передний мозг. Самая большая часть, которая покрыта бороздами (извилинами). Обеспечивает более совершенную работу мозга.
Важность человеческого мозга

Функции головного мозга

Перечислить все функции практически невозможно. Зоны головного мозга отвечают за все действия человека в повседневной жизни.

Основные функции:

  1. Разумная функция, или мышление человека.
  2. Обработка внешних сигналов, которые координирует вкус, зрение, слух, обоняние.
  3. Управление психологическим состоянием, эмоциями.
  4. Регуляция основных движений, рефлекторная функция.

В обычной жизни человек не задумывается, почему поступает так или иначе. Ответственность за все действия несет головной мозг.

Отделы

Если углубляться в тему, чтобы определить, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо знать, из каких основных отделов состоит этот орган человека. Их принято называть долями. Строение и функции больших полушарий головного мозга играют важнейшую роль в жизни каждого из нас.

Строение человеческого мозга

В человеческом мозге выделяют следующие доли:

  1. Лобная.
  2. Височная.
  3. Теменная.
  4. Затылочная.

Отдельно от строения и функций больших полушарий головного мозга выделяют мозжечок, который отвечает за координацию тела в пространстве, и гипофиз, который регулирует выработку гормонов.

Не во всех случаях ученые едины во мнении, какая часть за что отвечает. Это говорит в первую очередь о большом недостатке знаний о зонах головного мозга и о несовершенстве современной медицины.

Лобная доля

Возвращаясь к вопросу, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо остановиться на изучении лобной доли. В первую очередь существует утверждение, что за способность говорить несет ответственность левое полушарие головного мозга. Здесь находятся речевые центры.

Лобные доли головного мозга

Лобная часть больших полушарий мозга несет огромное значение в повседневной жизни человека. Она отвечает за:

  1. Характер мышления.
  2. Процесс мочеиспускания.
  3. Поддержание тела в вертикальном состоянии.
  4. Мотивацию и контроль поведения.
  5. Речь и почерк.

Лобная доля берет на себя ответственность за смысловое построение речи человека.

Височная доля

Роль этой части головного мозга не столь обширна, но гораздо более узконаправлена. Височные доли находятся как в левом, так и в правом полушариях головного мозга, что откладывает отпечаток на их основные функции.

Височные доли головного мозга

Левая височная доля отвечает за:

  1. Восприятие звуковой информации.
  2. Кратковременную память.
  3. Подбор слов во время разговора (роль в формировании речи).
  4. Синтез зрительной и слуховой информации.
  5. Взаимодействие музыки и эмоций.

Права височная доля несет ответственность за:

  1. Распознавание мимики.
  2. Восприятие ритма и музыкального тона.
  3. Восприятие интонации речи.
  4. Фиксация зрительных фактов.

Данная часть мозга позволяет человеку понять по интонации речи собеседника о его эмоциях и отношении к обсуждаемому вопросу.

Речевые центры головного мозга

Различные нарушения речи человека мотивировали ученых изучить, как влияет на данный факт работа головного мозга. Было определено, что существует несколько речевых центров, которые расположены преимущественно в левом полушарии. В совместном взаимодействии они поддерживают речь человека на должном уровне. Если хоть какая-то часть травмирована, то это непременно отразится на качестве и способности говорить.

Выделяют две основные речевые зоны мозга:

  1. Моторная зона.
  2. Сенсорная зона.
  3. Ассоциативный центр.

Каждая из них отвечает за четко определенные функции.

Способность говорить

Функции

Моторная зона расположена в передней части лобной доли левого полушария, рядом с двигательным центром, который отвечает за мышечную деятельность. Основная функция моторной зоны (центр Брока):

  • Несет ответственность за двигательную способность языка. В случае каких-либо нарушений в этом отделе человек продолжает понимать речь, но не в состоянии ответить.

Сенсорная зона находится в задней части височной доли головного мозга. Главной задачей этого центра (центр Вернике) является:

  • Восприятие и хранение устной речи, как собственной, так и окружающих. Если в данной области происходят нарушения, то человек перестает воспринимать речь окружающих, хотя сам при этом сохраняет способность говорить, хоть и с дефектами.

Если по каким-то причина приходится удалить сенсорную речевую зону, то человек полностью теряет способность воспринимать и производить речь.

Ассоциативный речевой центр

Данная часть головного мозга развивается у человека не с рождения, а только к 2 годам жизни, когда ребенок начинает пытаться произносить осознанные фразы. Данная зона располагается в теменной части коры головного мозга и играет также одну из важнейших ролей в формировании речи человека.

Нарушения

Зная, какая часть мозга отвечает за речь, важно понимать, что мозг уязвим. Любые нарушения и повреждения не пройдут для человека бесследно. Врожденную способность к речи в человеке необходимо воспитывать и развивать с раннего детства.

Правильное восприятие речи

Причины, которые провоцируют нарушения:

  1. Тяжелая беременность.
  2. Генетическая предрасположенность.
  3. Медленное развитие психики.
  4. Поражение слухового органа.
  5. Тяжелые заболевания и иные патологии.

Недостаточное внимание со стороны родителей, также непременно отражается на речевых способностях ребенка. В дальнейшем, чтобы установить причины нарушений, необходимы консультации как логопеда, так и психолога. Принято использовать классификацию О. Бадалян для описания и определения нарушений у детей.

Во взрослом возрасте самым распространенным фактором, нарушающим речь нормального человека, признан инсульт. Нередко после удара человек не в состоянии грамотно и полностью сформулировать фразу, мысли путаются либо не слушается язык. Это говорит о дизартрии. Такое поражение чаще всего легко поддается лечению.

Если возникает состояние афазии, то это влечет за собой системное поражение всего головного мозга. На фоне такой патологии страдает также и психологическое состояние пациента.

Вне зависимости от причин, которые повлекли за собой нарушение речевых способностей, человеку необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Только специалист способен верно определить основную патологию и назначить лечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *