Когда малыша надо ставить столбиком после еды, а когда лучше оставить в покое
Большинство отечественных педиатров рекомендуют мамам держать новорожденного столбиком после кормления. Этот совет одним из первых женщины слышат в роддоме. Врачи объясняют, что в таком положении из пищеварительного тракта младенца выходит воздух. Если проглоченные пузырьки останутся внутри, то это затруднит процесс усвоения молока, спровоцирует кишечные колики и тяжесть в животе.
Обязательно ли держать столбиком ребенка на ГВ
Современные педиатры и консультанты по ГВ объясняют мамам, что держать ребенка столбиком после кормления не обязательно. Надо наблюдать за самочувствием малыша, чтобы определить необходимость этого ритуала.
Мнение Комаровского выражает позицию многих детских врачей. Доктор рассказывает, что носить ребенка столбиком нужно только в том случае, если у него есть для этого показания. Когда грудничок не проявляет недовольства после кормления, он не нуждается в вертикальной позе. В этом случае младенец обычно спокойно засыпает у мамы под грудью. Если малыша прикладывают правильно, он не глотает воздух. Соответственно, выходить нечему.
Грудное молоко – идеальная еда для новорожденного, она практически полностью усваивается детским организмом. Пища не задерживается в желудке и почти сразу попадает в тонкий кишечник. Материнское молоко быстро переваривается, благодаря содержанию ферментов. Поэтому здоровый младенец не должен испытывать тяжесть в желудке после кормления. Соответственно, он не нуждается в позе «столбик».
Некоторые мамы могут часами носить детей в вертикальном положении после кормления, не понимая до конца, зачем держать новорожденного столбиком и чего ждать.
Преимущества нахождения в вертикальном положении после еды:
- позволяет проглоченному воздуху выйти из пищеварительного тракта;
- предупреждает вздутие живота и колики;
- снижает вероятность срыгивания;
- позволяет срыгнуть меньше молока, чем в положении лежа.
Находясь в вертикальном положении, грудничок не захлебнется во время срыгивания.
В каких случаях нужна эта поза
Отечественные педиатры, которые придерживаются «советских» традиций, рекомендуют держать столбиком детей после каждого кормления. Соблюдать ритуал необходимо до 6-7 месяцев, когда ребенок самостоятельно сможет находиться в вертикальном положении.
Современные педиатры и консультанты по ГВ придерживаются другого мнения. Они считают, что держать малыша столбиком необходимо только при наличии показаний:
- малыш страдает от вздутия живота, плохо спит и имеет проблемы со стулом;
- грудничок плохо прибавляет в весе;
- ребенок часто и много срыгивает, если оставить его после кормления в горизонтальном положении;
- ребенка рвет после еды, он может захлебнуться рвотными массами.
Консультанты по грудному вскармливанию считают, что дети могут срыгивать часто. Это не является патологией, если объем одного срыгивания не превышает двух столовых ложек. В молоке, которое вытекает обратно, не должно быть примеси крови, слизи и желчи.
Как правильно держать малыша вертикально
Необходимо правильно держать новорожденного столбиком после кормления, чтобы не причинить ему вред. На плечо надо положить пеленку, чтобы младенец в случае срыгивания не испачкал маму молоком.
Брать малыша необходимо так, чтобы его голова не запрокидывалась назад. До 3-4 месяцев ее надо все время поддерживать одной рукой, поскольку малыш еще не может ей управлять. Второй ладонью младенца держат за поясницу. Позвоночник новорожденного должен быть ровный, а ноги свободно висеть. Держать ребенка в вертикальном положении достаточно 5-10 минут. Нет смысла часами ждать, пока грудничок отрыгнет воздух. Если через 10 минут малыш не срыгнул, можно оставить его в горизонтальном положении. Вероятно, в пищеварительном тракте нет пузырьков воздуха и выходить просто нечему.
Нет нужды держать ребенка строго вертикально. Достаточно приподнять верхнюю часть туловища на угол 45 градусов. В таком положении лишний воздух тоже выйдет из пищеварительного тракта. Для удобства маме можно использовать специальный кокон для новорожденных или подушку для кормления.
Мамы сами могут определить, до скольки месяцев носить малыша в вертикальном положении после кормления грудью.
- Большинство детей перестают срыгивать к полугоду, когда научатся самостоятельно сидеть. Если до года сохраняются единичные нечастые эпизоды, то это не считается отклонением от нормы.
- Когда у ребенка есть заболевания и показания для позы «столбик» после еды, профилактику срыгивания продолжают после 6 месяцев.
- Есть дети, которые вовсе не нуждаются в этой позе и могут отказаться от нее до 3 месяцев.
Как нельзя держать ребенка
Кормящая мама должна правильно держать ребенка столбиком, чтобы не причинить ему боль и не навредить здоровью. Грудного ребенка нельзя:
- сажать на поверхность;
- поддерживать под попу, имитируя сидение;
- ставить на ноги;
- брать за подмышки.
Это создает нагрузку на позвоночник, тазобедренный сустав и в будущем может привести к проблемам со здоровьем.
Грудничка берут с кровати или другой поверхности на руки аккуратно. В этот момент надо обязательно поддерживать голову. До 3 месяцев шею также нужно держать в положении «столбик». Держание должно быть мягким. Нельзя давить на живот младенца. При ношении следует соблюдать осторожность и не совершать резких движений, которые могут напугать кроху.
Не следует приподнимать верхнюю часть туловища младенца с помощью обычных подушек. Недопустимо оставлять новорожденного на перине. Использование подобных методов повышает риск детской смертности.
Что делать если маленький уснул
Отсутствие беспокойства после кормления является показателем того, что держать младенца столбиком не обязательно. Малыш может уснуть на груди. Если это произошло, то младенца точно ничего не тревожит. Спящего малыша не надо поднимать и держать «столбиком». Если мама потревожит, грудничок проснется. В дальнейшем женщина будет вынуждена вновь дать грудь, чтобы кроха уснул. Получается замкнутый круг, из которого есть только один выход – оставить спящего малыша в покое.
Скопившийся воздух выйдет после пробуждения, когда мама возьмет младенца на руки. Нет ничего страшного в том, что это произойдет не сразу после кормления, а через 2-3 часа.
Что делать при срыгиваниях
Держать столбиком после кормления рекомендуется, если младенец часто и много срыгивает. Это приводит к тому, что он усваивает меньше пищи, чем съел. К тому же во время срыгивания в горизонтальном положении новорожденный может захлебнуться.
Если малыш часто и много срыгивает после еды, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. При необходимости врач назначит обследования, которые помогут исключить серьезные заболевания. В большинстве случаев в срыгивании нет ничего страшного. До 7-8 месяцев этот процесс является физиологическим, а с возрастом такие эпизоды случаются все реже.
Если ребенок склонен к срыгиванию, но уснул во время кормления, надо повернуть его на бочок. В этом положении молоко не попадет в дыхательные пути. Когда грудничок уже наелся, но еще не спит, необходимо подержать его столбиком, а после отхождения воздуха положить спать.
Как держать новорожденного столбиком после кормления: пошаговая инструкция
Зачем держать малыша столбиком
Молодых и неопытных родителей интересует вопрос, обязательно ли держать новорожденного столбиком после кормления. Специалисты утверждают, что так нужно делать по нескольким причинам:
- Улучшить процесс переваривания грудного молока. Вместе с едой новорожденный заглатывает порцию воздуха. Через определенный промежуток времени появляются боли и дискомфорт в области живота. Вертикальное положение помогает выйти попавшему в желудок воздуху.
- Предотвратить удушье при срыгивании.
- Быстро укачать ребенка. Прижавшись, кроха ощущает родительское тепло, расслабляется, успокаивается и засыпает.
- Помочь младенцу научиться быстрее держать голову. Поза «столбиком» развивает и укрепляет мышцы позвоночника (перейдите по ссылке, чтобы узнать, что нужно делать, если ребенок плохо держит голову в 3 месяца, и как проводить укрепляющую гимнастику).
- Развивать наблюдательность. Путешествуя по квартире, малыш видит и изучает предметы, домашнюю обстановку.
Обязательно ли держать столбиком после кормления
Существует 2 основных вида питания грудничка: искусственное (с применением порошкообразных смесей) и грудное (потребление материнского молока).
При искусственном вскармливании существует риск переедания, поэтому держать грудничка столбиком нужно обязательноВ первом случае ребенка обязательно нужно подержать в вертикальном положении.
В грудном возрасте малыш не умеет контролировать поступление еды через соску, а вместе с ней захватывает большое количество воздуха (перейдите по ссылке, чтобы узнать, нужно ли приучать ребенка к пустышке и как ее выбрать).
У маленьких детей отсутствует чувство сытости, поэтому переедание при искусственном вскармливании вполне реально. Вертикальное положение при переедании способствует отрыжке лишней пищи и предотвращает развитие ожирения. По этой причине маме важно знать, как правильно держать столбиком ребенка (в этой статье вы сможете ознакомиться с таблицей прибавки веса у новорожденных по месяцам, чтобы точно определить, нет ли у вашего малыша отклонения от нормы).
При грудном вскармливании нужно придерживаться других рекомендаций. Молоко матери – качественная еда для младенца. Она сбалансированная, легкоусвояемая и вкусная.
Перекормить ребенка натуральным женским молоком невозможно. Какое бы количество молока малыш ни употреблял, еда не перегружает пищеварительную и выделительную системы.
В желудке материнское молоко не задерживается и сразу же попадает в кишечник, где при взаимодействии с ферментами легко и быстро переваривается. В этом случае не нужно опасаться переедания, следовательно, поднимать и носить ребенка столбиком в ожидании отрыжки не требуется.Большую часть грудничков не беспокоит незначительное скопление воздуха в желудке.
Важно не трогать малыша, тогда после пробуждения воздух выйдет самостоятельно. В случае если кроха во время грудного вскармливания часто просыпается, испытывает в области живота дискомфорт, стоит обратить внимание на правильность прикладывания к груди.
Таким образом, в следующих случаях держать столбиком малыша нужно после каждого кормления:
- мама не научилась правильно кормить малыша;
- кроха недавно появилась на свет, особенно в первые 2 недели после рождения;
- ребенок находится на искусственном кормлении;
- соска подобрана неправильно или имеет большое отверстие.
Когда можно начинать
Во время обхода рожениц мы объясняем им, что грудничка требуется подержать некоторое время на руках столбиком для удаления лишнего воздуха естественным путем из желудка, а после этого аккуратно вернуть в кроватку.
Держать малыша в позе «столбик» разрешено с рождения. Через месяц можно облокачивать его на плечо для успокоения и показа пространства.
Стоит помнить, что длительное нахождение в вертикальном положении неблагоприятно влияет на неокрепший позвоночник младенца. Сколько держать новорожденного столбиком после кормления? По времени процедуру проводят не более 5 минут, так как младенец не умеет держать голову самостоятельно. В 4-месячном возрасте время разрешается увеличить.
Как правильно взять ребенка на руки
При частом и обильном срыгивании пищи малыша требуется кормить в полувертикальном положении. Как правильно держать новорожденного столбиком после кормления, 4 основных правила:
1
Максимально близко наклониться. Одну руку аккуратно просунуть под голову малыша, а вторую – под спинку.
2
Аккуратно начать приподнимать его и слегка прижимать к себе так, чтобы подбородок младенца упирался в плечо мамы.
3
Обязательно придерживать шею и головку ребенка. Рука должна быть на уровне лопаток, а головку поддерживаем двумя пальчиками. Крепко прижимать к себе не нужно.
4
Второй рукой придерживать нижнюю часть тела грудничка. Поддерживать под попу пока не нужно – детский позвоночник к этому еще не приспособлен.
Можно ли носить в позе «солдатик»
Не всегда ребенок срыгивает в вертикальном положении. Тогда с ним нужно немного походить по комнате, меняя положение тела и совершая легкие покачивающие движения, и слегка поглаживать для успокоения.
Ношение грудничка в позе «солдатик» способствует улучшенному отхождению скопившихся газов, устраняет дискомфорт в ЖКТ.
Меры предосторожности
Узнав, как держать ребенка столбиком, родители также должны помнить, чего не следует делать:
- поднимать грудничка за руки, кисти или предплечье – есть риск появления вывиха лучевой кости;
- держать малыша под мышки – это приведет к запрокидыванию головы и появлению сильного растяжения, поскольку мышцы спины и шеи еще не окрепли;
- делать резкие движения – это может напугать ребенка;
- прижимать к себе малыша слишком сильно.
Нужно ли держать столбиком, если ребенок спит
Спящего ребенка нужно положить в кроватку и понаблюдать за ним. Если он ведет себя беспокойно, его следует взять на руки вертикально и подождать, пока он отрыгнетВ большинстве случаев младенец начинает засыпать во время кормления. Стоит ли держать ребенка вертикально в этом случае?
Врачи-педиатры рекомендуют аккуратно положить кроху в кроватку и внимательно понаблюдать за его поведением и самочувствием. Может произойти несколько вариантов развития ситуации:
- Малыш уснул, но ведет себя беспокойно (плачет, корчиться). Решение – взять на руки вертикально и подержать несколько минут, а после отрыжки положить спать (читайте, как наладить сон новорожденного, если он не спит весь день).
- При грудном вскармливании удерживать сонного младенца нет необходимости. Для безопасности его укладывают на бочок и делают небольшую опору под спину (валик из фланелевых пеленок, небольшую подушку). Если малыш срыгнет, то не задохнется (читайте в этой публикации, можно ли новорожденному спать на животе).
- Кроха просыпается от попавшего в желудок воздуха. При следующем кормлении ребенка приподнимают в спящем состоянии вертикально. Лишний воздух выйдет, и сон нормализуется.
Младенец беспокоится на руках
В течение 1-го года эмоциональное состояние матери и ребенка сильно связаныМолодые родители сталкиваются с проблемой беспокойства грудничка. Он выгибается, капризничает, плачет.
Так как держать новорожденного столбиком все равно нужно, взрослым требуется выяснить причину, вызвавшую дискомфорт, и устранить ее:
- Одежда родителей из синтетических тканей. При соприкосновении детской нежной кожи с жесткой грубой тканью могут образоваться незначительные царапины и покалывания. Выбирать одежду рекомендуется из натуральных тканей.
- Сильный запах духов, геля или мыла. У новорожденных отличное обоняние. Если аромат не понравился крохе, он может проявить недовольство.
- Дискомфорт, вызванный натиранием одежды или подгузников, наличие неприятных элементов.
- Негативные эмоции матери. При контакте с малышом стоит убрать все переживания, злость, недопонимания с мужем, обиду. Во время нахождения с крохой женщине требуется быть спокойной, уравновешенной, собранной, ласковой и заботливой.
Вывод
Молодым родителям обязательно требуется знать, как держать новорожденного столбиком после кормления. Соблюдая нормы во время кормления и после, мама и папа смогут предотвратить возможные проблемы в грудном возрасте. В следующем видео консультант расскажет о том, как нужно держать ребенка столбиком и каких ошибок нужно избегать.
правила ухода за малышом, необходимые знания и умения, советы
Появление на свет ребенка — очень трогательный и ответственный момент. Если у новоиспеченных родителей это первый ребенок, то еще в роддоме у них возникнет множество вопросов, связанных с уходом за новорожденным. Подавляющее большинство родителей признаются, что не знают, как держать ребенка на руках, пока малыш не окрепнет, то есть в первые 2-3 месяца. Но, узнав несколько простых правил и рекомендаций по уходу за новорожденным, вы без страха сможете наслаждаться положительными моментами.
Польза от ношения на руках
Неопытные родители не знают, как держать ребенка, поэтому стараются лишний раз его не тревожить, чтобы не навредить малышу. Ведь младенец кажется совсем хрупким и беззащитным созданием. Не волнуйтесь, это не совсем так. В процессе рождения ребенок испытывает ряд трудностей, после которых неловкие движения родителей ему не так уж и страшны.
Бытует мнение, что брать ребенка на руки нужно крайне редко, и только по необходимости (покормить, помыть, перенести). Бабушки пугают молодых мам страшными историями о том, что ребенок привыкнет быть на руках, и потом не захочет оставаться без присмотра. Действительно ли у малыша существует потребность в материнской ласке? Можно ли держать ребенка на руках длительное время?
Рассмотрим несколько фактов:
- Потребность ребенка в тесном телесном контакте с мамой — вовсе не выдумка. Таким образом она подтверждает свою любовь, ведь не зря сразу после рождения новорожденного кладут на живот маме, для усиления взаимной привязанности.
- Контакт с родителем обеспечивает полноценное эмоциональное развитие ребенка.
- Ношение на руках способствует правильному физическому развитию.
- На руках у родителя малыш познает мир, рассматривает пространство, знакомится с новыми предметами и людьми.
Выяснив очевидную пользу от ношения ребенка на руках, не стоит забывать о возможных рисках и опасностях. Давайте узнаем, как правильно держать ребенка в различных ситуациях.
Берем ребенка на руки
Особую трудность для неопытных родителей, представляет процесс поднятия ребенка с твердой горизонтальной поверхности. В этом нет ничего сложного, но есть некоторые правила, которые нужно всегда соблюдать, чтобы не напугать малыша и не навредить ему.
Вот некоторые из них:
- Поднимать ребенка нужно обеими руками.
- Просовывая руки под тельце малыша, нужно придерживать одной рукой затылок, а второй — ягодицы.
- Все манипуляции важно проводить плавными движениями.
Естественно, нужно соблюдать правила гигиены, и мыть руки, прежде чем подходить к младенцу.
Как правильно класть ребенка?
Класть малыша в кроватку или на пеленальный столик нужно с большой осторожностью. Движения должны быть точными, ведь в противном случае можно потерять равновесие и уронить ребенка. Важно придерживать малыша за затылок и ягодицы, при этом нужно склониться над кроваткой и аккуратно положить ребенка. Потом необходимо освободить ту руку, которая поддерживает ягодицы малыша. Спустя несколько секунд можно освободить вторую руку, только делать это надо очень осторожно, чтобы малыш не испугался.
В первые минуты нахождения в кроватке или коляске ребенок может начать плакать. Это происходит из-за того, что он еще не успел освоиться на новой поверхности. Желательно подогреть пеленку руками, прежде чем класть на нее ребенка. Делают это для того, чтобы малыш не проснулся от прохлады и не испугался.
Как держать ребенка на руках?
Положения, в которых ребенок может находиться на руках у взрослого, бывают разными. Чередовать позы полезно не только для родителей, но и для малыша. Взрослым — для профилактики растяжения мышц, ведь каждый вариант поддержки малыша задействует разные мышцы тела. Польза для ребенка — тренировка разных мышц и возможность изучать мир под новыми углами обзора. Далее рассмотрим несколько популярных способов поддержки малыша.
Колыбель
Как держать ребенка в горизонтальном положении? Название говорит само за себя, а значит, ребенку должно быть комфортно и уютно в таком положении, как в колыбели. Головка малыша должна находиться на локтевом сгибе взрослого, а тельце нужно поддерживать второй рукой. Сам малыш в таком положении должен быть развернут так, чтобы его живот соприкасался с животом взрослого.
Родители часто интересуются тем, как в первый месяц держать ребенка, как придерживать головку и не вредно ли это. “Колыбель” считается классической и базовой поддержкой, и если взрослый хочет контактировать с новорожденным, то ему обязательно нужно обучиться этой технике. Любое положение новорожденного должно меняться. В данном случае родители могут чередовать руки, тогда головка малыша будет то на левой, то на правой руке. Важность соблюдения этого правила вытекает из того, что кости ребенка еще совсем мягкие и податливые, они могут неправильно сформироваться, образуя искривление позвоночника или кривошею.
Столбик
Как держать ребенка после кормления? Столбик — не менее популярный способ поддержки ребенка. В таком положении малышу намного легче отрыгнуть лишний воздух или молоко. Это очень важно, ведь во время кормления новорожденный заглатывает много воздуха, который потом может вызвать у него вздутие и болезненные ощущения.
Если взрослый осторожничает и плохо поддерживает линию позвоночника ребенка, то он рискует нанести вред малышу. Правильным будет повернуть малыша к себе лицом, поднять повыше и прижать к себе так, чтобы подбородок ребенка был выше плеча взрослого. Одной рукой нужно поддерживать шею и затылок, а второй — зону поясницы или крестца. Усаживать ребенка на руку или поддерживать под ягодицы запрещено, так как это может создать сильную нагрузку на позвоночник и повредить его.
Сколько держать ребенка столбиком? Ответ на этот вопрос должен знать каждый родитель, ведь любая нагрузка на позвоночник малыша может быть опасна. После каждого кормления нужно подержать ребенка столбиком не менее 10 минут.
На животе
Любимое положение деток на руках у родителей — это поза “полета”. Ребенку полезно находиться на твердой поверхности, лежа на животе, ведь это способствует отхождению скопившихся газов. Но часто некоторые родители побаиваются выкладывать малыша в такую позу, особенно если пупок еще не отпал, другие боятся, что ребенок ударится носиком. Поза “полета” в основном нравится родителям, ведь малыши ведут себя в таком положении очень спокойно.
Чтобы правильно воссоздать эту позу, нужно:
- Взрослому стоит взять малыша в позе столбика и из такого положения повернуть ребенка к себе спиной.
- Далее необходимо расположить ладонь одной руки на груди у малыша, при этом подбородок ребенка оказывается в районе локтевого сгиба взрослого.
- Другая рука должна проходить между ножками и придерживать живот ребенка.
Родители должны знать, как держать ребенка в различным ситуациях, поскольку сразу после кормления нельзя носить малыша в позе “полета”, ведь оказываемое на живот давление может спровоцировать рвоту.
Поза лотоса
Малыш в таком положении напоминает знаменитую позу лотоса или сидящего Будду, так как голова и спина ребенка упираются в грудь мамы или папы. Взрослый должен одной рукой обхватить ребенка за грудь, а второй придерживать сложенные вместе ступни его ног. Другой вариант этой позы — одна рука родителя придерживает малыша за грудь, а вторая находится между ножек.
Данное положение вполне физиологично для малыша, хоть и выглядит немного странно. Но если вспомнить, в какой позе ребенок находится в утробе матери, то становится понятным, что малыш еще до своего рождения привык к такому положению тела. Разводить ножки в такой позе полезно для профилактики колик новорожденных и предупреждения дисплазии тазобедренных суставов. Такое положение малыша позволяет снизить нагрузку на позвоночник, так как он практически провисает, а спина не напрягается.
Чего делать нельзя?
Помимо рекомендаций и советов о том, как можно обращаться с ребенком, родителям нужно изучить и меры предосторожности. Ниже рассмотрим правила помогающие понять, чего не стоит делать с ребенком:
- Нельзя тянуть ребенка за руки или запястья, так как суставы новорожденного очень слабы.
- Нельзя поднимать ребенка, не придерживая при этом головку. В таком случае голова часто запрокидывается назад, ведь мышцы шеи малыша еще не окрепли.
- Если ребенок находится на руках у взрослого, нужно следить за положением конечностей малыша, чтобы не задеть и не вывихнуть ему руку или ногу.
- Важно всегда контролировать вертикальное положение ребенка, поддерживая спину и голову. Последствия перенесенной нагрузки на позвоночник малыша, могут проявиться не сразу, а лишь спустя несколько лет.
- Держать на руках ребенка нужно аккуратно и осторожно; важно не прижимать его к себе слишком сильно.
Ответственность за здоровье ребенка может напугать родителей, но не стоит зацикливаться на страхах и опасаться притронуться к своему малышу. Родительские чувства возьмут над вами верх, а интуиция поможет справиться с любыми трудностями.
Как правильно держать новорожденного
Каждая мама помнит этот замечательный момент, когда ей первый раз принесли малыша и дали в руки. Я очень испугалась – все такое маленькое, хрупкое и нежное. Первое время каждый раз дух захватывало – вдруг сейчас что-нибудь сломаю. К выписке из роддома я уже спокойно брала свою кроху в руки. Дома предстояло обучить этому искусству отца, который боялся гораздо больше, чем я. Мы справились. Папа освоил все манипуляции с малышом даже быстрее меня. Для себя я вывела главное правило в искусстве правильно держать новорожденного – не бояться! Но есть еще несколько правил, о которых мы и поговорим в этой статье о том, как правильно держать младенца на руках.
Зачем брать ребенка на руки
Во времена наших мам и бабушек считалось, что чем меньше ребенок находится на руках у родителей, тем меньше он капризничает и плачет. Если же ребенка постоянно держат на руках – это признак плохого воспитания и изнеженности. Но психологи доказали, что маленького ребенка нужно брать на руки, чтобы он рос здоровым и спокойным. А уж держать на руках новорожденного ребенка просто необходимо для его правильного и гармоничного развития. Малыш девять месяцев находился в мамином животе, слышал ее голос, чувствовал биение ее сердца. После рождения все вокруг новое и непривычное, ему просто жизненно необходимо чувствовать мамино тепло как можно чаще. Отсутствие тактильного контакта с мамой может стать причиной беспокойного сна и плаксивости. В старшем возрасте у такого малыша могут возникнуть различные неврозы, энурез, проблемы со сверстниками (такие дети часто драчливы и конфликтны), и это далеко не полный перечень проблем.
Если держать новорожденного на руках, то:
-
малыш меньше плачет;
-
у ребенка нормализуются температура тела, артериальное давление и уровень сахара в крови;
-
в крови младенца снижается уровень гормона стресса;
- ребенок гармонично развивается физически, психологически и эмоционально;
-
«ручные» дети активнее и охотнее исследуют окружающее пространство;
-
у малыша устанавливается тесный контакт с мамой, что очень важно для его нормального развития.
Многочисленные исследования доказали, что дети, которых мало держат на руках в младенческом возрасте, вырастают более неуверенными в себе, хуже адаптируются к новым условиям и чаще имеют проблемы в развитии речи.
Источник фото:
shutterstock.com
Как правильно держать новорожденного на руках
Первое и главное правило – не бойтесь! Вы – мама, и у вас есть интуитивное чутье, как лучше вашему малышу. Есть несколько общих правил:
-
укладывая малыша в кроватку или коляску, следует придерживать за головку и попку;
-
одна рука придерживает младенца за спинку, на другой руке лежат головка и шейка;
-
перед тем как класть ребенка, прижмите его к себе и так наклоняйтесь, никогда не укладывайте малыша на вытянутых руках;
-
уложив ребенка на поверхность, не убирайте сразу руки, пусть пройдет несколько секунд, чтобы малыш успел приспособиться к новым ощущениям;
-
поднимать малыша, когда он лежит на животике, нужно следующим образом: одной рукой взять под грудь, придерживая большим и указательным пальцами в районе шеи, а второй рукой взять под животик, заведя ее между ножек ребенка;
-
в первые два-три месяца лучше пеленать младенца – так будет комфортнее и малышу, и маме; в период бодрствования лучше пеленать до пояса, чтобы ручки были открыты, а на сон запеленать полностью.
И помните: когда вы берете своего маленького на руки, вы заряжаете его своим настроением, постарайтесь избегать негативных эмоций. Некоторые приемы даются мамам интуитивно, некоторым лучше научиться – например, как держать новорожденного после кормления.
Как нельзя держать новорожденного
Есть некоторые ограничения и запреты, связанные с хрупкостью младенческого организма. Опирайтесь на них, чтобы не причинить ребенку вред:
-
у новорожденных детей слабо развиты мышцы шейного отдела, поэтому всегда поддерживайте одной рукой головку, а другой рукой попку, когда берете на руки;
-
нельзя не придерживать детей до 3 месяцев за затылок;
-
нельзя допускать, чтобы ножки при ношении малыша свисали – это может отрицательно сказаться на развитии тазобедренных суставов;
-
ни в коем случае нельзя сажать и ставить малыша – это может привести к травмам!
-
никогда не берите ребенка за ручки и ножки! Связки еще очень слабенькие – можно травмировать малыша!
-
новорожденного нельзя держать одной рукой;
-
нельзя сильно прижимать к себе малыша;
-
нельзя отвлекаться, когда вы держите младенца на руках;
-
нужно следить за тем, чтобы головка малыша не запрокидывалась назад;
-
нельзя брать ребенка резким движением – это может вызвать испуг у малыша;
-
нельзя держать ребенка за подмышки.
Разные способы ношения новорожденных на руках
Их несколько, и о каждом мы поговорим подробно.
“Колыбелька”
Классический способ ношения младенцев, мамы владеют им на интуитивном уровне. Итак, как правильно носить новорожденного способом “колыбелька”:
-
ребенок находится в горизонтальном положении на спине;
-
одна рука держит малыша под спинкой, головка лежит на этой же руке, на локтевом сгибе;
-
другой рукой мама придерживает все тело ребенка.
В этом положении удобно укачивать малыша, можно общаться с ним – ему видны эмоции и мимика мамы, он хорошо слышит ее голос.
Главное – менять руки с левой на правую, чтобы у ребенка не развивались сколиоз и кривошея.
Столбиком
Мамы знают, как полезно держать новорожденного столбиком после кормления – это хорошая профилактика частых срыгиваний молока, ему будет легче отрыгнуть воздух. Еще такое положение полезно для профилактики кишечных колик. При этом важно правильно держать новорожденного столбиком:
-
носить в таком положении ребенка нельзя дольше 10-15 минут, поскольку вертикальная нагрузка на позвоночник не полезна для новорожденного;
-
малыша нужно уложить лицом к себе так, чтобы его головка лежала на мамином плече;
-
одной рукой придерживается головка и шейка, другой – попка и ножки;
-
под голову ребенка лучше подложить сложенную чистую пеленку.
Источник фото:
shutterstock.com
На животе
Это положение хорошо помогает при кишечных коликах – в таком положении газы отходят гораздо легче:
-
одной рукой мама берет малыша под животик;
-
другой рукой придерживает все тело ребенка, головка при этом опирается на локоть.
Деткам нравится в такой позе “летать” на руках у взрослого.
Ношение малыша спереди (или в позе Будды)
Сразу оговоримся – ничего общего ни с буддизмом, ни с йогой эта поза не имеет. Так ее называют за созерцательный вид малыша, находящегося в таком положении:
-
малыш находится в вертикальном положении, головкой и спинкой он опирается на живот мамы;
-
мама одной рукой держит ребенка под грудью;
-
второй рукой держит за сведенные стопы.
Главное в этой позе – не держать малыша долго, чтобы избежать лишней нагрузки на неокрепший позвоночник.
Мама берет маленького на руки, тем самым сообщая ему: «Я тут, я рядом, я люблю тебя, ты в безопасности». В первый месяц малышу доступен только язык прикосновений, и нет лучше способа рассказать ребенку о своей любви, чем взять его на ручки.
6 секретов от детского психолога, как научить ребёнка
Последнее обновление статьи:
Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.
Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубится искривление позвоночника.
Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.
Почему возникают ошибки?
Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.
Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.
Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.
Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.
С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.
Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.
На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.
Чем чревато неправильное держание карандаша?
Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.
Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.
Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:
- малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
- карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
- фломастер берётся щёпотью;
- пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
- ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
- верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
- малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.
Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.
Как держать ручку при письме?
Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.
У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.
Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.
К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.
Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:
- пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
- все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
- два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
- вся кисть руки полностью расслаблена;
- идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
- в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.
Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.
6 способов, как научить ребёнка правильно держать ручку
Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).
Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.
Захват пинцетом
Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.
Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.
Салфеточный метод
Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.
Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.
Дартс
Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.
Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.
Мелки
Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.
Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.
Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.
Метка на пальчике
Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.
Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.
«Баю-бай», ручка
Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш.
Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».
Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.
Насадка на карандаш в качестве обучающей методики
Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.
В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.
В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.
Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.
Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.
Как выбрать идеальную ручку?
В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.
Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:
- наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
- безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
- трёхгранная форма корпуса;
- длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.
Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.
Правильная поза за столом
Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.
Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.
А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:
- держал ножки рядом;
- опускал целиком стопы на пол;
- укладывал руки при письме на парту;
- соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
- укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
- склонял голову чуть-чуть к столу.
Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.
Развитие навыков мелкой моторики
Чтобы ребёнок смог правильно писать в 6 или 7 лет, необходимо в раннем и дошкольном возрасте совершенствовать у него тонкую моторику пальчиков. Такие упражнения помогут выработать красивый почерк и скоординировать движения.
Для подготовки к письму можно выполнять такие упражнения, как:
- пальчиковая гимнастика;
- перекатывание бусин между пальцами;
- нанизывание бусин или крупного бисера на нитку;
- вырезание узоров из бумаги безопасными ножницами;
- завязывание и развязывание узлов;
- пришивание пуговиц;
- рисование;
- выполнение различных штриховок;
- дорисовывание узоров;
- лепка из пластичной массы;
- шнуровка;
- развлечение с конструктором;
- развлечение с пупырчатым мячом и пр.
С помощью вышеозначенных правил и рекомендаций родитель сможет развить тонкую моторику пальчиков и с лёгкостью научить ребёнка правильному положению пальцев при осуществлении письменной работы.
Таким образом, вопрос, как научить ребёнка держать карандаш или ручку, рано или поздно встаёт перед каждым родителем. Однако решается эта проблема достаточно просто, но только если проявлять терпение и учитывать особенности малыша.