Доктор Комаровский — как приучить ребенка к горшку: с какого возраста приучать, важные принципы правильного приучения
Освоение малышами горшка является одной из животрепещущих тем практически для всех родителей. Всем хочется, чтобы ребенок научился пользоваться этим предметом быстро и легко, но мнения насчет возраста, когда начинать учить кроху справлять нужду в горшок, а также насчет самого процесса приучения встречаются самые разные. Давайте узнаем, что говорит о такой важной теме популярный врач Евгений Комаровский, как он относится к раннему приучению и на что советует обратить внимание родителям, проходящим вместе с крохой путь от подгузника к самостоятельному посещению туалета.
Важные факторы
Известный педиатр напоминает, что только что родившийся малыш не умеет контролировать ни дефекацию, ни мочеиспускание. Этими процессами управляют безусловные рефлексы, и именно их со временем родители должны сделать условными. Для успешности данной задачи, по мнению Комаровского, следует учесть такие факторы:
- Насколько развит мозг ребенка (его кора).
- Насколько развиты органы, ответственные как за мочеиспускание, так и за дефекацию. Речь о прямых мышцах живота, прямой кишке и мочевом пузыре, а также их сфинктерах.
- Насколько активно родственники хотят приучить ребенка пользоваться горшком.
Оценивая такие факторы, популярный врач делает вывод, что более раннее начало приучения связано с прикладыванием больших усилий со стороны взрослых. В то же время, чем лучше физиологически развит ребенок, тем быстрее и безболезненнее он освоит горшок.
Раннее приучение или выработка рефлекса?
По словам Комаровского, большое число родителей, отличающихся активность и массой терпения, способно добиться определенных успехов в освоении ребенком горшочной науки еще до конца первого года жизни. Популярный врач не видит ничего удивительного в том, что малыши девяти, восьми и даже семи месяцев учатся мочиться и ходить по большому после услышанных из уст мамы или папы «пи-пи» и «а-а».
Благодаря многократному повторению таких звуков родители формируют у деток условный рефлекс, однако Комаровский делает акцент на том, что такой рефлекс – это не совсем то, чего хочет добиться каждый взрослый от ребенка, осваивающего горшок.
Рефлекс выглядит как «слова родителей — наполненный мочевой пузырь – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь – горшок». Это значит, что стимулировать мочеиспускание должно физиологическое явление (полный мочевой пузырь), а не словесные раздражители со стороны взрослого.
Комаровский отмечает, что в большинстве случаев подобного раннего приучения на втором году жизни появляются трудности с мочеиспусканием. Ребенок, который уже давно освоил горшок и успешно ходит на него, неожиданно по неясной родителям причине категорически отказывается это делать. Родственники недоумевают, но все дело в том, что у малыша как раз начинает формироваться естественный контроль работы выделительной системы, и он не хочет больше связывать свои физиологические нужды с родительскими «пи-пи».
Комаровский не видит ничего плохого или зазорного в том, чтобы знакомить ребенка с горшком с раннего возраста, как и в том, чтобы экономить подгузники. Он просто отмечает, что все успехи в освоении горшочной науки до определенного возраста являются временными и сопровождаются большим числом промашек.
В каком возрасте ребенок может контролировать мочеиспускание?
Комаровский акцентирует родительское внимание на факте, что контроль выделительных функций детским головным мозгом ориентировочно появляется в возрасте 2,5-3 лет.
Нормы, установленные специалистами
В приучении деток к горшку Комаровский советует родителям ориентироваться на такие физиологические нормы:
- Ребенок начинает контролировать выделительные процессы после года, а активное «созревание» нервной системы и органов выделительной системы происходит на втором году жизни.
- Появление у детей устойчивого контроля над мочеиспусканием и дефекацией отмечают в среднем в возрасте 22-30 месяцев.
- Формирование в раннем детском возрасте стойких условных рефлексов заканчивается к 3 годам.
На основе таких норм известный педиатр подчеркивает, что возрастом для знакомства детей с горшком является диапазон от 1 до 3 лет.
О том, когда стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Признаки готовности ребенка к приучению к горшку
Для более легкого освоения ребенком горшка Комаровский советует до начала процесса обучения отметить у своего малыша признаки, подтверждающие его готовность к приобретению данного навыка как с физиологической, так и с психологической стороны:
- Ребенок должен уметь показать родителям свое «хочу в туалет» словом, звуком или жестом.
- У ребенка уже должен быть такой режим дефекации, который можно назвать стабильным.
- Малыш должен дольше полутора часов пребывать в сухом подгузнике.
- Ребенок должен знать части тела, а также названия предметов гардероба.
- Также ребенок должен понимать, что означают слова «покакал» и «пописал».
- Если подгузник мокрый/запачканный, ребенок должен показывать свои отрицательные эмоции по этому поводу.
- Ребенок должен стремиться или уметь самостоятельно снимать одежду.
- Также ребенок должен хотеть или уметь самостоятельно заходить в туалет и выходить из него.
Как приучать: основные принципы
Готовым к приучению должен быть не только ребенок, но и взрослые, которые его окружают. Им следует понимать, что общаться с малышом в период перехода от подгузников к туалету придется намного больше. Вырабатывать новые навыки лишь в вечернее время или в выходные не получится.
Начинать учить кроху ходить на горшок следует в условиях, когда вся семья здорова и у всех хорошее настроение. Лучшим периодом Комаровский называет лето, так как одежды на ребенке меньше, а высыхают постиранные вещи намного быстрее.
Знакомиться с горшком следует в моменты, когда вероятность успешного мочеиспускания в него особенно высока. Такими моментами является период после еды и после сна, а также когда взрослый отмечает особые изменения поведения, указывающие на желание ребенка помочиться.
Если попытка освоить горшок была успешна, кроху нужно очень бурно хвалить, а при неудаче важно не огорчаться или хотя бы не показывать свои отрицательные эмоции малышу.
Фиксировать внимание ребенка следует не только на горшке, но и на всех манипуляциях до мочеиспускания, а также после него. Малыш должен видеть, как вы достаете горшок и как его открываете, понимать, как нужно снять трусы и одеть их обратно, узнать, куда выливается содержимое горшка, как он моется, как закрывается и куда отправляется до следующей «встречи». Из всех этих действий стоит сделать игру, при этом постараться, чтобы процесс был связан с положительными эмоциями.
Когда у малыша уже получается успешно пользоваться горшком по своему желанию, переходим к организации «встреч» и с учетом распорядка дня, например, усаживаем ребенка перед прогулкой, а также перед ночным сном до того, как отправиться в кровать.
Не следует сразу же отказываться от подгузников после первых успехов освоения горшка. Держите дома несколько штук на случай длительной поездки или прогулки.
Также поначалу можно оставлять спать малыша в подгузнике ночью и даже в дневной сон. Если малыш проснулся сухим, сразу высаживаем его на горшок и обращаем его внимание на сухость подгузника, при этом хвалим.
Совершенно не важно, какой формы будет горшок, какого он будет цвета и будут ли в нем какие-либо «прибамбасы». Комаровский лишь отмечает, что ребенок не должен воспринимать горшок в качестве игрушки, поэтому не следует поощрять игру с горшком, когда он не используется по назначению.
Важными нюансами при выборе горшка популярный доктор называет качество и экологичность материала, из которого сделан горшок, удобство изделия (предпочтительнее модели со спинкой), а также соответствие размера.
Еще одним непринципиальным моментом Комаровский называет вопрос – лучше приучать к горшку или сразу к использованию унитаза с детским сиденьем? Известный педиатр лишь подчеркивает, что на первых порах применение горшка более удобно.
Смотрите также передачу доктора Комаровского о приучении ребенка к горшку.
Дорога к горшку — Статьи
Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит — уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племянник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя…
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.
* * *
Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант — унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И, прежде всего, вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен — немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано, это когда — в полгода или в год? Поздно, это когда — в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю — лично вашими!
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком — успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.
* * *
С момента рождения — и это очевидный факт — процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам — действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным — подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:
-
Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер — это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).
-
Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
-
Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.
Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…
Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» — тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия — заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие — истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается — подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
-
Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
-
Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
-
Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
Все вышеизложенное — теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале — от 1 года до 3 лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:
-
установление более или менее стабильного режима дефекации;
-
способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
-
знание частей тела и названий предметов одежды;
-
знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
-
демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
-
стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
-
стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом — словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами — передать родителям слово «хочу».
* * *
Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Лучшее время — лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда по поведению поняли — пора.
5. В случае успеха — очень-очень хвалим. В случае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.
6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным — размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться — это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
* * *
Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, — явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
— А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
— Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.
автор Комаровский Е.О.
опубликовано 18/01/2007 15:40
обновлено 26/01/2019
— Образ жизни
Доктор Комаровский и его советы, как приучить ребенка к горшку
Когда мой малыш станет ходить на горшок? Такой вопрос волнует многих родителей, ведь приучение к «туалетным» делам считается одним из признаков взросления и поводом для гордости.
Многие мамы могут заявлять, что ребенок приучен к горшку уже в год, а другие не могут наладить важный процесс к трем годам.
А что говорят специалисты? С какого возраста приучать ребенка к горшку, как правильно приучить малыша ходить в туалет без слез и истерик?
Известный педиатр Евгений Комаровский вывел ряд рекомендаций, которые помогут родителям понять физиологию ребенка и принцип приучения без рыданий и неожиданных казусов.
Немного о физиологии
Доктор Комаровский объясняет важный факт – сроки формирования рефлексов у малышей индивидуальны.Не редкость та ситуация, когда у чада до трех лет не получается проситься на горшок.
Как формируются физиологические процессы:
- Естественный переход к контролю выделений начинается в год и происходит в течение всего второго года.
- Оптимальное начало навыка — от года десяти месяцев до двух лет шести месяцев.
- О стойком формировании рефлекса можно говорить к началу трех лет жизни.
Часть родителей пытается выработать рефлекс до года, например, озвучивая мочеиспускание ребенка словами «пи-пи». Путем долгих попыток это получается, но доктор Комаровский подчеркивает, что осознанный контроль у малыша в этот возрастной период отсутствует.
Что может произойти, если родитель активно приучал малыша к горшку до года?
На втором году жизни все проделанные усилия могут быть напрасны, так как ребенок начинает отказываться садиться на горшок.
Пришло время естественного контроля над процессами выделения, взрослеющий годовалый карапуз не хочет высаживаться, когда его заставляют родители под «пи-пи».
Он чувствует, что мочевой пузырь пуст, а его заставляют. Отсюда протесты, лужи на ковре или в углу комнаты.
Во сколько же, в каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку, по мнению Комаровского? Доктор советует ориентироваться на психологическую готовность ребенка при приучении к горшку.
Поэтому рекомендуемый период начала ознакомления с правильным хождением в туалет начинается от года и продолжается до трех лет. Надо учитывать индивидуальные особенности чада.
Желательное время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале — от 1 года до 3 лет.
Успешное приучение будет зависеть от трех факторов. К ним относятся:
- Развитие органов: мочевого пузыря, прямой кишки, мышц брюшного пресса.
- Развитие нервной системы.
- Педагогическая наблюдательность, активность близких родственников.
Давайте разберем точнее, когда надо попытаться приучить ребенка ходить на горшок и как понять, готов ли он к этому.
к оглавлению ↑Как определить психологическую готовность
Евгений Олегович Комаровский советует обращать внимание на признаки, которые говорят о психологической и физиологической готовности к познанию горшечных дел.
Если не учитывать возрастные нормы и готовность ребенка, то можно столкнуться с истериками, апатией, слезами – малыш не готов к новой деятельности.
Если родители при этом применяют насилие, пытаются силой держать на горшке, наказывают за лужицы, то маленький человечек приобретает антипатию к предмету.
Иногда стоит подождать месяца два и снова попробовать приучение ребенка к горшку с рекомендациями Комаровского. Особенно, если ребенок демонстрирует желание к ознакомлению.
Показатели готовности:
- малыш может более полутора часов оставаться сухим;
- режим дефекации стабилен и установлен более или менее установленный порядок в этом процессе;
- чадо может назвать части тела, показать их;
- ребенок понимает слова «какать», «писать»;
- присутствует неприязнь к мокрой одежде, появляются отрицательные эмоции, если не меняется грязный подгузник;
- есть навыки самостоятельного раздевания.
Но самый главный момент — это своеобразные способы, слова, жесты, которые демонстрирует малыш, сигнализируя о скором мочеиспускании. Дети могут зажимать ножки, снимать трусики, трогать низ живота или издавать определенные звуки.
10 рекомендаций
Когда можно и когда лучше приучать ребенка к горшку? Если малыш показывает много признаков готовности, можно начинать важный процесс приучения к туалетному делу. Как сделать это правильно? Доктор Комаровский дает следующие рекомендации:
Родители должны быть настроены терпимо и не требовать от малыша быстрых результатов.
Но приучение должно быть регулярным, при каждом промахе нужно мягко объяснять чаду, что удобнее садиться на горшок. Если сажать ребенка от случая к случаю, то процесс приучения затянется.
- Стоит учитывать настроение дочки или сына. Обучение любым новым навыкам надо проводить в позитивном ключе. Когда дети больны или не в духе, лучше не настаивать на обязательном «пописе».
- Самое благоприятное время для обучения – это лето. Можно приучать малыша к новому знанию и дома, и на улице. Летнюю одежду легче постирать и высушить.
- Наблюдайте за ребенком, учитывайте количество выпитой жидкости и индивидуальный режим. Стоит предложить посидеть после сна, выпитого сока или через несколько минут после обеда. Включайте высаживание в распорядок дня. Пусть это станет обязательным ритуалом при выходе на прогулку и перед сном.
- Желательно активно показывать свою радость в случае успеха. Если случился промах, то не нужно демонстрировать свое расстройство.
- Ребенку интересно играть и самостоятельно выполнять многие действия. Пусть он выльет содержимое в унитаз, помоет горшок, закроет его и положит на место. Если ему любопытно, то он будет возвращаться к туалетному предмету вновь. Поощряйте это стремление.
- Поставить горшок на видное место. Если его запрятать в угол, то ребенок будет про него забывать или не сможет найти в случае необходимости.
- Не нужно сразу расставаться с подгузниками. Их можно использовать во время ночного сна или во время длительной поездки. Но надевая подгузник, не забываем высаживать на горшок. Хвалите его за сухой подгузник и за любое стремление сесть.
Горшок желательно выбирать самый простой и удобный. Не стоит покупать этот предмет с дополнительными аксессуарами, например, выступающими ушами или носом-пищалкой.
Ребенок не должен ассоциировать горшочек с игрушкой. Надо объяснять, что он нужен для того, чтобы «пописать» и «покакать».
- Устройте с малышом ролевую игру. Пусть любимая игрушка ходит на горшок, дети воспринимают мир образно, поэтому такая игровая деятельность позволит закрепить результат.
Чтобы приучение к горшку прошло успешно и без протестов со стороны малютки, доктор Комаровский советует не торопиться с началом. Самое лучшее время – второй год жизни.
Совершенно нормально, если малыш до трех лет иногда делает лужицы. Желательно приступать к началу туалетной науки при появлении первых признаков готовности.
Нельзя применять насилие при обучении: если у крошки не получается, то лучше отложить приучение до подходящего момента.
Евгений Олегович советует сильно не переживать за итоговый результат. В его многолетней практике врача-педиатра не было случаев, чтобы родители нормального четырехлетнего карапуза жаловались на неумение пользоваться горшком.
Из этого видео вы узнаете больше от доктора Комаровского — как приучить крошку к горшку, когда нужно начинать приучение и каких правил придерживаться:
ДОРОГА К ГОРШКУ — Книги
Жизнь — это ряд усилий. Мы видим цель,
но не всегда видим дорогу.
В. Шкловский
Питая к простоте вражду,
подвергнув каждый шаг учету,
мы даже малую нужду
справляем по большому счету.
И. Губерман
Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит — уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только (на каком-нибудь дне рождения) вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя…
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.
***
Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30—40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант — унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И прежде всего — вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен — не много, а если точнее, — вообще не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано — это когда: в полгода или в год? Поздно — это когда: в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определяться, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю — лично вашими!
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами.
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка.
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы отправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком — успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.
***
С момента рождения — и это очевидный факт — процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам — действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию, состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным — подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:
1) состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, прямой кишки, мышц брюшного пресса, сфинктеров[1] прямой кишки и мочевого пузыря;
2) состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга;
3) интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.
Три перечисленных составляющих тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8, даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по-большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пи-пиканьем и а-аканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с девяти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…
Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки — нестойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до трех лет «ну ничего не получается» — тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия — заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие — истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам — в частности.
Отсюда важное правило: если не получается — подождите. Закройте тему на один-два месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
- Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
- Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
- Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
Все вышеизложенное — теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале — от одного года до трех лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:
— установление более или менее стабильного режима дефекации;
— способность более 1,5—2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
— знание частей тела и названий предметов одежды;
— знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
— демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
— стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
— стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
И наконец, самый достоверный признак: способность любым способом — словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами — передать родителям слово «хочу».
***
Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
- Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
- Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
- Лучшее время — лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
- Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда по поведению поняли — пора.
- В случае успеха — очень-очень хвалим. В случае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.
- Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как надеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
- Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
- Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
- Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «это горшок, в него писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным — размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться — это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
***
Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, — явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
— А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
— Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может три раза, а я вообще не могу!» А доктор советует: «Так и вы говорите»…
Надеюсь, аналогия понятна.
[1] Сфинктер — это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него.
автор Комаровский Е.О.
книга Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников
опубликовано 25/02/2010 14:28
Горшок и ….. Бред Комаровского — запись пользователя Светлана (Kosovasa) в сообществе Детки-погодки в категории Делимся опытом
Уж простите меня почитатели этого доктора, но хочу поделится опытом приучения к горшку на примере своих деток! Итак, исполнится старшей дочке год, и я начала изучать вопрос приучения к горшку. Почитала я Комаровского: про признаки готовности, что нет смысла раньше полутора лет, про то что ребенок должен сам снимать штанишки, и самое главное про рефлексы и причинно-следственные связи. Мол ребенок не понимает что надо делать и реагирует на пись пись, и не надо верить мамам, которые говорят, что их малыш в 10 месяцев на горшок ходит! Ну я и кспокоилась, что ребенка то мучить, само придет - подумала я, да и рожать через пару месяцев, какой иам горшок! Исполнилось нам2 года, а не приходит!!!! Все дела рядом с горшком, а чаще в штаны! Приучила я ее к горшку к двум годам и трем месяцам, со скандалами, слезами и обидами. Сидела на горшке по пол дня, вставала с него, я опять сажала, до тех пор, пока дела свои не сделает! Сколько нервов ушло, ладно моих , а дочкиных(((. Сколько раз хотела всме бросить и пожалеть ее, не мучать. Две недели ушло на это! А с младшим сыном все иначе: научившись на своих ошибках, стала сажать его на горшок с 8 месяцев. Он какает всегда поутрам в одно и тоже время, вот я подгадывала. Да я приговаривала пи этом пись пись и а-а. И что вы думаете к 10-11 месяцем сын сам нес мне горшок со словами а-а!!! Просился сам!!! И делал свои большие дела на горшок!!! Каково же было мое удивление после всего прочитанного мною, что все это полный бред! Сейчас сыну год, и он всегда поросится какать и в 50% писать! Я считаю, что это успех! И никаких тебе рефлексов и причинно-следственных связей. Младший начал ходить на горшок раньше старшей! Поэтому не слушайте никого и начинайте приучать и знакомить детей с горшком как можно раньше! Хуже точно не будет! А вот если упустить момент, то потом будет очень сложно!как приучить ребенка к горшку доктор комаровский
Как приучить ребенка к горшку. 10 советов от доктора Комаровского ~ Я happy МАМА
Переживаний, вопросов и советов вокруг этой темы превеликое множество. Пока у вас нет ребенка, вы можете даже не подозревать, сколько существует мнений по поводу использования подгузников и самостоятельного хождения на горшок.
Специалисты же говорят, что самый оптимальный возраст для приучения к осознанному хождению туалет – это два года. Связано это с физиологией ребенка, у которого только после года начинается процесс перехода к контролю над выделениями. Поэтому самое главное – это не спешить, набраться терпения и философски относится к промахам и возможным неудачам.
Чтобы этот процесс “прошел максимально гладко” рекомендую прочитать советы известного педиатра Евгения Олеговича Комаровского из его книги “Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников”.
Именно они помогли многим мамам сохранить нервы и сделали путь к горшку простым и естественным.
Дорога к горшку
Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
Лучшее время – лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.
В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.
Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок – обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» – и, по аналогии, – «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным – размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, – явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям – не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
– А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
– Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.
Автор: Евгений Комаровский
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: Просто все дети разные Собираем ребенка в детский сад: какие вещи не забыть? Почему быть ленивой мамой – хорошо
Пошаговые рекомендации по приучению годовалого малыша к горшку
Наверное, вы не найдёте в мире мамы, которая бы не мечтала о том дне, когда её любимый карапуз сам попросится справить свои естественные нужды в горшок. Прощайте, одноразовые подгузники! Здравствуй, взрослая жизнь! Но почему-то всё происходит не так просто, как хотелось бы. Оказывается, нужно приложить немало усилий, чтобы это чудо свершилось. Как приучить ребёнка к горшку в 1 год? Ведь, по статистике, именно в этом возрасте большинство малышей начинают познавать туалетную науку. Или стоит данному вопросу уделить внимание ещё раньше? И как правильно нужно проводить обучение крохи, чтобы результат не заставил себя долго ждать? Что по этому поводу думают детские психологи?
Когда ребёнок готов к обучению «туалетным» навыкам?
А психологи уверены, что даже если начать высаживать ребёнка на горшок в 8-9 месяцев, и он будет успешно в него опорожняться, то здесь речь пойдёт лишь о рефлексе, а не об осознанном приобретённом навыке.
Ни о каком контроле над мочеиспусканием в таком возрасте и говорить не стоит. По той простой причине, что нервная система малыша ещё не достаточно развита для этого.
Дети начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации не ранее, чем им исполняется 18 месяцев, а то и позже
Контроль над процессами мочеиспускания и дефекации у ребёнка появляется, примерно, с 18 месяцев. Что обоснованно физиологически. Поэтому о начале туалетного образования грудничка стоит задумываться не ранее, чем ему исполнится 1 год.
Вы, конечно, можете начать знакомить кроху с горшком и до года, но, как многие убедились на практике, так вы просто увеличите время обучения.
И дети, родители которых применяли раннее высаживание, и малыши, которые начали учиться ходить на горшок в полтора года, сознательно контролировать свои опорожнения начинают в одном и том же возрасте (в 18 мес.-2,5 года днём, и в 3-3,5 года – ночью).
И к обучению это не имеет никакого отношения. Всё дело в готовности нервной системы ребёнка. Другое дело, что одинаковых детей ведь не бывает. И развивается каждый по собственному графику. Маме-папе волноваться по этому поводу совершенно не стоит. Писать и какать в горшок начинают, рано или поздно, все карапузы.
Чтобы начать приучать ребёнка к горшку, убедитесь в его полной физической и психологической готовности
Какие признаки могут свидетельствовать о том, что ребёнок готов начать познавать «горшочную науку»?
- Малыш самостоятельно садится и ходит.
- Он может сам снять и надеть штанишки.
- Кроха уже способен информировать родителей о своих желаниях с помощью слов или жестов.
- Ребёнок успешно подражает старшим.
- Понимает, когда к нему обращаются с просьбами.
- Следует указаниям взрослых.
- И выявляет заинтересованность в похвалах и поощрениях со стороны мамы-папы.
Если всё это – о вашем малыше, значит, настала его пора отказаться от подгузников и начать справлять свои потребности, почти как взрослый.
Начинать приучать кроху к горшку можно при условии его полной психологической готовности. К тому же малыш должен быть полностью здоров физически
А когда лучше подождать с нововведениями?
- Но не торопитесь с какими-либо новшествами, если ребёнок болен или только недавно перенёс какое-то заболевание. Дайте крохе восстановиться.
- Если в вашей семье происходят какие-либо перемены (рождение ещё одного ребёнка, смена места жительства, кризис в семейных отношениях и др.), то от активного обучения малыша новым навыкам тоже лучше на время отказаться.
- Ну, и, конечно, если вы видите, что какие-то из вышеперечисленных признаков готовности у вашего карапуза отсутствуют, подождите с приучением малыша к горшку до их появления.
Всегда помните, что ваш ребёнок – личность. Он не похож ни на какого другого малыша. Так почему он должен начать ходить на горшок тогда, когда и соседский малютка? Не равняйтесь ни на кого. Отталкивайтесь только от физической и психологической готовности к обучению именно вашего карапуза.
Горшок для девочки
Выбираем главный атрибут
Если уж вы решили, что пришло и ваше время выступить в роли «туалетной феи», то купить малышу самый лучший в мире горшок – ваша самая первостепенная задача.
На что следует обратить своё внимание при покупке?
- Визуальное восприятие. Нужны ли в детском горшке современные «спецэффекты»? Или лучше отдать предпочтение модели удобной и функциональной, нежели яркой и музыкальной? Здесь вам придётся отталкиваться от особенностей темперамента вашего малыша. Ведь бывает такое, что дети пугаются излишней помпезности нового атрибута своей будущей повседневности и наотрез отказываются даже подойти к нему. А интерес других может стимулировать именно внешняя привлекательность.
- Анатомические особенности. Форма горшка зависит от того, для мальчика вы будете его покупать или для девочки. Горшки для девочек, обычно, круглые. А для мальчиков – имеют овальную форму и выступ на передней части.
Горшок для мальчика
- Материал. Однозначно, по всем характеристикам, лучше покупать пластиковый горшок. Он приятен на ощупь, и за ним легко ухаживать. Но при выборе отдавайте предпочтение моделям, изготовленным известными производителями. Так вы будете уверены в качестве приобретаемого товара.
- Цвет. Тут уж нет пределов для фантазии. Только учтите, что на светлом пластике лучше видны места загрязнений. И вам легче будет постоянно держать такой горшок в чистоте.
- Устойчивость. Этот критерий очень важен. Ведь, когда малыш встаёт с горшка, велика вероятность того, что кроха может его опрокинуть. Чтобы избежать в будущем подобных конфузов, выбирайте горшок с подножкой или расширяющийся книзу. Очень хорош, в плане устойчивости, также, горшок-стульчик.
Ну, что ж, инвентарь куплен и доставлен домой. Годовалый, к примеру, карапуз вполне готов освоить новый навык. Пора начинать.
Но как приучить ребёнка к горшку в 1 год? Чтобы обучение проходило быстрее и легче, разделите процесс на несколько этапов. Но будьте готовы, что это дело не одного месяца. Запаситесь терпением, и всё у вас получится.
Горшок-стульчик
Приучаем малыша к горшку поэтапно
- Поставьте в комнате ребёнка купленный вами горшок и попробуйте доступно объяснить крохе, что это за новый предмет и зачем он нужен.
- Если малютка сразу не проникся никакими добрыми чувствами к диковинной, в его понятии, вещи, просто дайте ему время приглядеться и привыкнуть к нахождению горшка на его территории. Если же карапуз отнёсся к своему первому туалетному приспособлению вполне доброжелательно, можете переходить к следующему этапу.
- В течение дня 2-3 раза высаживайте ребёнка на горшок на несколько минут. При этом штанишки (подгузник) пока снимать не нужно. Просто пусть кроха начнёт воспринимать горшок как что-то само собой разумеющееся. Этот этап занимает, обычно, 7-10 дней.
Будьте терпеливы и доброжелательны. Иначе вы рискуете вызвать у карапуза стойкое неприятие и протест
- Затем можно попробовать 2-3 раза в день высаживать кроху без штанишек (подгузника). При этом не старайтесь подловить, когда малыш хочет писать. Так вы можете его только напугать. И ребёнок, наоборот, будет пытаться сдержать мочеиспускание, сидя на горшке. А вы ведь стремитесь к прямо противоположному. Поэтому спешить ни в коем случае не стоит. Пусть всё идёт своим чередом. На этот этап отведите не менее 1-2 недель.
- В продолжение которых вы можете попытаться более чётко сформировать в сознании карапуза представление о предназначении горшка. Как это сделать? Можно каждый раз, когда вы будете снимать с крохи подгузник, демонстративно бросать его в горшок. Можно попросить старшего ребёнка справить в горшок свои нужды на виду у младшего. Ведь малыши очень охотно подражают старшим. И такой метод очень часто оказывается самым действенным. Не забывайте постоянно объяснять все свои действия малышу. Недооценивать силу слов, пусть даже вам и кажется, что малютка понимает далеко не все, не стоит. Так пройдёт ещё 1-2 недели.
- Теперь вы можете начинать высаживать ребёнка на горшок тогда, когда вам кажется, что ему это, действительно, нужно. К примеру, после сна, еды, прогулки. Хорошенько понаблюдайте за крохой. Обычно, малыши, когда им хочется в туалет, замирают, сосредотачиваются, перестают играть. Именно в такие моменты можно предлагать своему малютке горшок. Опять же, отрядите на этот этап 1-2 недели.
- И только последовательно пройдя все этапы, можно начинать обучать ребёнка самостоятельному пользованию горшком, который всегда должен стоять на одном месте и быть доступным для карапуза. Объясните, что теперь кроха будет сам садиться на горшок, когда у него возникнет на то потребность. И весь туалетный ритуал отрепетируйте вместе с ним до автоматизма. Не скупитесь на похвалы и поощрения. Ведь для малыша они – самый главный двигатель прогресса.
Приучать ребёнка к горшку вы можете и шесть месяцев, и десять, и год. Это очень индивидуально. У кого-то процесс занимает больше времени, у кого-то меньше. Будьте терпеливы и доброжелательны. И успех вам гарантирован.
Не ругайте и не наказывайте ребёнка, если он не так быстро, как вам хотелось бы, познаёт туалетную науку
Не совершаем ошибок
Но ни в коем случае:
- не настаивайте, если кроха, по какой-либо причине, не хочет садиться на горшок;
- не удерживайте малыша на горшке насильно;
- не ругайте карапуза, если он случайно «наделал в штанишки».
По результатам многочисленных экспериментов, одноразовый подгузник ни в коей мере не мешает обучать ребёнка справлять свои естественные нужды в горшок
А вот что касается одноразовых подгузников, то, оказывается, нет никакой разницы, откажетесь вы от них во время приучения малыша к горшку или нет. По результатам многих экспериментов, проведённых учёными и психологами, подгузники никоим образом не мешают обучению туалетным навыкам и не влияют на длительность процесса.
Терпение, последовательность и ваша безграничная родительская любовь. Вот те три кита, которые являются основой воспитания ребёнка в семье. Так запаситесь же выдержкой и проходите вместе с малышом, поочерёдно и не спеша, все этапы приучения к горшку. А справиться с возникающими трудностями вам всегда поможет любовь…