как научить ребенка правильно говорить
Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.
Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.
1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.
Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.
2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.
3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.
4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. — 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.
5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.
6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.
Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).
Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).
7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.
Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.
8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.
9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.
Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.
10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.
Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.
Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!
Как научить ребенка говорить?
С рождением ребенка, родители наблюдают за каждым его движением и мимикой, и конечно же ждут, когда их малыш произнесет эти заветные слова «Мама», «Папа». Если речь начинает задерживаться, то это становится поводом для переживаний. Как оказалось, в последнее время тема о задержке речевого развития становится актуальной. Мамы все чаще начали обращаться за помощью к логопедам. Причин появления этой проблемы несколько, но, а самым лучшим другом для ребенка является мама. Есть хорошие методы, которые мамочки могут использовать в развитии речи своего малыша. Какие именно, узнаете в статье!
Не упустите момент
Как оказалось, ребенок будучи в животе у мамы приобретает лингвистические навыки. К примеру, за месяц до рождения малыш может отличать языки по ритму. Основные знания о мелодике и интонациях родного языка закладываются в первые месяцы жизни.
Нужно беседовать с малышом уже на третьем месяце беременности. Так как разговаривая с ним на этих сроках вы вкладываете основу для его успехов в будущем. Доказано исследованиями, что дети, с которыми не разговаривали родители, даже к трем годам могут не заговорить, и отставать от сверстников. Если в первые три года жизни ребенок будет слышать большое количество слов, то это увеличит шансы на высокое IQ в будущем.
Нужно почаще разговаривать с ребенком. Принимать активное участие в его языковом воспитании. Также помните, что интернет, и видео на YouTube не заменят человеческое общение.
Главные периоды развития речи
Речевой процесс не является быстрым. Первые слова малыш произносит ближе к годовалому возрасту. И, конечно же, эти периоды одно блаженство для домашних. В течение года в голове ребенка формируются отделы мозга, которые отвечают за обучение речевым навыкам. В годик малыш может уверенно проговаривать отдельные слоги и имеет в словарном запасе примерно 10 слов. Вот в таком порядке проходят следующие стадии развития речи:
1. Крик — с рождением младенец может только кричать, плакать. Уже в дальнейшем малыш начинает делать это с разной интонацией, громкостью, и тоном.
2. Лепет — в этом случае им произносятся разные слоги, которые он повторяет в хаотичном порядке. Данный момент наступает с 6-9 месяцев. В это время кроха начинает понимать многое.
3. Гуление — такие звуки, как «ааа», «ууу» «гугу». Первые гуления у детей начинаются в возрасте 3.5-6 месяцев.
4. Предложения без смысловой нагрузки, то есть для детей. Потому что родители не всегда понимают, что ребенок хочет на самом деле. К примеру, такие фразы, как «мама ди» могут значить «мама, дай», а «пи» он хочет в горшок и т.д.
5. Когда вашему малышу будет 1.5 годика нужно уже посещать занятия по развитию речи. Учтите, что первые занятия нужно проводить, когда ваш малыш имеет достаточный словарный запас. Также, упражнения должны выполня в игровой форме.
Методики развития речи
На самом деле есть множество методик развития речевого аппарата, которые мама вместе с малышом может самостоятельно освоить.
Артикуляционная гимнастика
Это группа занятий, которые развивают речевой аппарат. Рассчитан для детей дошкольного возраста. Цель данной методики заключается в том, чтобы ребенок мог проговаривать отдельные группы гласных и согласных букв. Один из примеров арт.гимнастики – это скороговорки. Самое главное эти упражнения в начале нужно выполнять медленно. Когда вы научится проговаривать нужные звуки, то крохе будет проще сказать фразу быстрее, чем медленнее.
Логопедические упражнения
Специальный поход к профессиональному логопеду отдельные занятия, конечно, не заменят. Так как они используются комплексно. Занятия над речью не подразумевают исключительно работу над отдельными звуками. Тут подключается весь головной мозг. Важно тренировать активность, расширять восприимчивость, выполнять упражнения на артикуляцию, дыхание. Особенно важно создать правильную атмосферу обучения.
Как научить ребенка правильно говорить слова?
Главное, в этом вопросе не навредить ребенку: не стыдить его, и не повышать голос. Одной из главных причин долгого отсутствия речи у ребенка – это малое количество коммуникации. Если же вашему малышу 1 год, и он не разговаривает, то можете не переживать. Не стоит забывать о том, что ребенок, также может испытывать трудности с речью из-за нарушений слуха. Нужно обследоваться у терапевта. Плюс индивидуальные особенности психики.
Важно! Уже с самых первых дней его жизни, нужно задаться вопросом, как научить малыша говорить! Популярный доктор Комаровский говорит, что разговаривать с крохой необходимо уже на 4 месяце беременности.
Повторяйте за ребенком
Запомните, какие именно звуки ваш малыш чаще всего проговаривает, и повторяйте за ним! Для чего это делается? Чтобы малыш мог понимать вашу реакцию и контактировать с вами. Ведь он также может повторить и за вами. С каждым разом подключайте все новые фразы. Чтобы малышу было интересно используйте стишки. Также делайте паузу, когда ожидаете от малыша повтора.
Читайте малышу
Почаще читайте ребенку. Правильно будет внести это действие в каждодневную практику. Ведь детишкам нравится рассматривать красивые и яркие картинки. Он будет их рассматривать и запоминать новые слова.
Задавайте наводящие вопросы ребенку
Старайтесь не обращать внимания на язык жестов ребенка. Сделайте вид, что не понимаете его. Естественно, не нужно доводить кроху до истерики, не разговаривая с ним вообще. Лучше найдите контакт с малышом, задавайте ему вопросы, так он постарается вам ответить на них. Важно понимать, что поддакивая каждому желанию ребенка, вы можете приостановить у него стимул говорить. Практика показывает, что многие малыши начинают «лениться», и не хотят общаться.
Избавьтесь от соски
Долой соске! Бывают случаи, когда дети до 3, 4 лет спят, гуляют вместе с ней, или же просто по привычке ее сосут, и устраивают истерики, если мамочки хотят отучить их. Это не есть хорошо, к сожалению! Если ребенок целый день ходить с соской во рту, то он не скоро заговорит.
Не наказывайте
Не принуждайте малыша говорить, не заставляйте, и не наказывайте за молчание! Ведь такой метод просто усугубит положение, так как ваш малыш замкнется в себе, и может сформулироваться «речевой негативизм». Многие специалисты отмечают, чтобы развить речь, нужно для начала развить мелкую моторику рук. Как оказалось, массируя акупунктурные точки ручек и ладошек ребенка, вы подготавливаете почву для лучшего развития речи, интеллекта и памяти.
Упражнения для языка
Логопеды занятия начинают с артикуляционной гимнастики. Дома также можно попрактиковать эти навыки. Можно купить пособия, либо самой придумать интересные игры: надувайте щеки, надувайте на кусочек ваты, цоканье и т.д.
Упражнения для речевого дыхания
Стоит отметить пользу от упражнений на развитие речевого дыхания. Они просты в выполнений: надувайте шарики, мыльные пузыри, задувайте свечи и т.д.
- Возьмите карандаш с шероховатыми краями. После покажите ребенку на своем примере, как можно катать карандаш между прямыми ладошками. В случае, если малыш не смог удержать карандаш, то проведите им по ровной поверхности.
- Возьмите резиновую грушу. В этом упражнений вы научите малыша сжимать и разжимать грушу, а также получать волну воздуха. Обратите внимание именно на этот процесс.
- Мните бумагу. Здесь следует научить малыша сминать бумагу, после можете поиграть с ним в баскетбол, стараясь закидывать бумажки в мусорное ведро.
- Сматываем и разматываем клубочки с пряжей. Можно начинать с наматывания ниток на какой-либо предмет (палочку или картонку).
- Спрячьте вещь в ладошку. Возьмите какую-нибудь мелкую фигурку животного и сожмите. После скажите «Идет лиса, она собирается съесть колобка, спрячь». В случае, если у малыша не получается спрятать игрушку, то покажите, как это сделать, накрывая одну ладошку другой.
- Забинтуйте ранки у игрушек. Затем расскажите малышу историю о том, что цыпленок или пупсик поранились. Закрасьте ранку красным цветом и покажите ребенку, как перебинтовать. После, как ваш малыш завершит свою работу, не забудьте его похвалить и обнять!
Очень важно при всем этом обучении, чтобы ребенок чувствовал родительскую заботу и любовь. Не все происходит быстро, главное не поддаваться негативным эмоциям и не показывать этого малышу. Главный помощник в обучении детей умению разговаривать – это спокойствие и терпение.
Читайте также
Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей
Поделитесь с друзьями:
Как научить говорить 2-летнего малыша? ТОП-30 советов!
Здравствуйте, мои дорогие! Недавно мне написала обеспокоенная Нина из Ростова-на-Дону, мама девочки Алеси.
Она волнуется из-за того, что малышка плохо и мало говорит, а ведь ей уже 2 года. Девочка нерегулярно посещает детский садик, мало видится с друзьями, в основном проводит время с бабушкой, пока родители на работе.
Скорее всего, отсутствие активного и разнообразного общения и тормозит процесс развития речи у Алеси.
Но причины могут быть разными, и методики обучения речи тоже различны.
Я постаралась создать полноценную и грамотную статью о том, как помочь своему сыну или доченьке разговориться.
Читайте, выбирайте подходящее, пробуйте! Делитесь своими впечатлениями и советами по теме в комментариях, ставьте лайки, если материал оказался полезным для вас, делайте репосты.
Вступление
Часто, если двухлетние дети не разговаривают, это беспокоит родителей. В этом возрасте дети должны произносить простые слова, в их багаже должно иметься до 200-2500 и более слов. Также у малышей уже должна быть фразовая речь, с простыми предложениями. Но если кроха молчит? Прежде чем думать о том, как научить ребенка разговаривать в 2 года, обратите внимание на те факторы, которые могут влиять становление речи.
Зачастую поздно начинают говорить те дети, имеющие особые наследственные факторы. Если сами родители в детстве начали говорить не очень рано, зачастую малыш тоже длительное время может быть неразговорчив. Также, могут играть роль и особенности характера, некоторые дети предпочитают накопление своего речевого словаря, а затем начинают говорить сразу много и сразу фразами. Это тоже вполне нормально.
Есть дети, которые ленивы, родители понимают их требования и желания без слов, предупреждая все их просьбы, и малышам просто нет необходимости в речевом развитии. Поэтому, родителям нужно знать, как стимулировать речь малыша в 2 года. Если вашему крохе исполнилось два года, а он ограничивается в общении несколькими словами – стоит начать активные занятия с ним. Прежде всего, много говорите с ребенком, причем, это должна быть нормальная взрослая речь, без перехода на детский язык и сюсюканья.
Дети должны слышать правильную и четкую речь родителей, чтобы запоминать правильное произношение слов. Есть несколько хитростей, как заставить ребенка говорить в 2 года. Если малыш просит вас о чем-то жестами, говорите ему о том, что не понимаете его и просите озвучить свою просьбу словами. Первое время это будет сложно, малыш может злиться, что его не понимают без слов. Повторяйте с ним слова, называйте предметы, на которые он показывает, просите его повторить за вами. Это будет стимулировать кроху на диалоги.
Можно просить ребенка передать какие-то слова папе, кукле, это стимулирует его на произнесение слов. Помните, если кроха путает слова, произносит их неправильно – сразу поправляйте его, произносите слово медленно, по слогам и правильно, пусть он повторяет за вами.
Игры для развития речи
Осваивать любые навыки проще всего в игре, не исключением будет и развитие речевых функций. Сегодня существует множество методик обучения, которые практикуют игры развивающие речь ребенка в 2 года. Для развития речевых навыков совсем не обязательно помещать специальные развивающие центры, вполне можно заниматься с ребенком дома. Основными станут работа с картинками и игрушками, основа методики – ежедневные рассказы по картинкам или с участием персонажей короткого рассказа. В этом рассказе должны быть слова, которые малыш может повторять.
Изначально он слушает рассказ и запоминает, в дальнейшем по ходу повествования вы делаете паузы, в которых ребенок должен вставлять недостающие слова. Не менее полезными для таких речевых занятий могут стать пальчиковые куклы, сказки. Постепенно малыш выучит их и будет помогать вам в рассказе.
Помогают в освоении навыков упражнения для ребенка 2 лет для речи. Это занятия для развития мелкой моторики, так как существует четкая связь между пальцами руки и речевыми центрами. Можно лепить из пластилина, играть с крупами, пуговицами и камешками, рисовать пальцами. Можно сопровождать эти занятия стишками, в которых малыш должен помогать маме. Это известные всем «гуси-гуси», мишка косолапый и короткие стишки, потешки.
[Источник: https://detstrana.ru/]Многим детям нравятся детские песенки, которые они с удовольствием пытаются повторять. Ставьте ребенку песенки пойти с ним вместе. После таких регулярных занятий речь начнет активно развиваться, вам останется только помогать крохе в ее освоении.
13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года
Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.
Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.
- Способ 1 — уберите то, что мешает! Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.
- Способ 2 — расширяйте словарный запас. Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
- Способ 3 — делайте уроки веселыми. Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.
- Способ 4 — зарядка для языка. Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.
- Способ 5 — повторяйте друг за другом. Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.
- Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику. В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.
- Способ 7 — введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.
- Способ 8 — спойте, друзья! Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
- Способ 9 — выключите компьютер и телевизор. Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
- Способ 10 — немного хитрите. Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!
- Способ 11 — никаких упрощений. Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?
- Способ 12 — «не понимайте» язык жестов. Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
- Способ 13 — проявляйте внимание. Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
[Источник: http://karkusha.su/]Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!
Что еще стоит знать?
Сейчас я открою несколько простых секретов, как научить ребенка говорить.
- Сядьте на один уровень с ребенком и говорите глядя в глаза. Важно, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.
- Когда ребенок пробует что-нибудь сказать, говорите: «Да, это ДОМ. ДОМ!» Повторяйте слово столько раз, сколько просит ребенок.
- Читайте вместе книжки, детские стихи. Смотрите картинки, называйте всех изображенных животных, проговаривайте цвета, из чего их делают.
- Развивайте мелкую моторику. Если ручки хорошо развиваются, то хорошо развивается и мозг.
Особенности развития
Бывают ситуации, которые заставляют родителей волноваться за своего малыша. «Ему уже 2 года, а он молчит. Все ли с ним в порядке?» — все чаще перешептываются между собой родственники. В СССР, если кроха до трех лет ничего не произносил, его наблюдали врачи: психологи, невропатологи и т.д. В современном мире к таким малышам относятся немного по-другому, и если нет жалоб на здоровье, то родителям рекомендуют проводить с крохой обучающие уроки или посещать группы коллективных занятий.
Почему малыш не разговаривает?
Как научить ребенка в 2 года говорить, — этот вопрос давно изучается медиками, и они предлагают сначала разобраться в причинах:
- Наследственность. Если мама и папа крохи не спешили разговаривать, то малыш тоже может молчать.
- Лень. Иногда рождаются дети, которые от природы ленятся не только говорить, но и, например, переворачиваться или тянуться за игрушкой. Это еще одна из причин, почему ребенок не разговаривает в 2 года, но паниковать по этому поводу не стоит. Очень часто такое случается, если родители сильно опекают карапуза, выполняя его просьбы без слов.
- Накапливание информации. Такие малыши молчат достаточно длительное время, но потом сразу начинают говорить фразами. Поэтому, в этом случае, родителям придется просто ждать.
Однако, помимо психологических проблем, бывают и физические: отсутствие слуха, перенесенные заболевания, травма при рождении и т.д.
Обучающие уроки
Что делать, если ребенку 2 года, а он не разговаривает, — вопрос, на который ответ один: прежде всего не отчаиваться, а заниматься. Программ, которые учат малышей говорить, сейчас достаточно много и выбрать одну из них для родителей не составит труда:
- Работа с картинками. Эта методика заключается в том, что ребенку каждый день показывают одни и те же красочные иллюстрации, кратко рассказывая, кто на них изображен. Например, это – собака, это – корова и т.д. Все слова должны произноситься в правильной форме, четко и медленно. Для этих занятий можно использовать не только картинки, но и кубики или любимые книжки.
- Пальчиковые игрушки. Всем известно, как малыши любят кукольные спектакли. Это очень интересно, как правило, даже подвижные дети с удовольствием принимают в этом участие. Можно инсценировать разные простые сказки: «Курочка Ряба», «Репка» и т.п. Главное, чтобы в них были несложные фразы и слова, которые периодически будут повторяться. Поставьте несколько, заранее выбранных сказок, текст которых каждый раз будет одинаковым. Возможно, именно такой подход позволит ребенку, который не хочет говорить в 2 года, научиться произносить слова.
- Работа со стихами. Сейчас много обучающих стихотворений для малышей, которые в игровой форме позволят научить кроху простым словам. Здесь очень важно не просто озвучивать свою роль, а обучить ребенка диалогу. Для примера воспользуйтесь этими простыми четверостишиями:
***
Мама: гуси, гуси,
Ребенок: га-га-га,
Мама: есть хотите?
Ребенок: Да, да, да.
***
Мама: Вот барашек.
Ребенок: Бе-бе-бе.
Мама: К нам он скачет.
Ребенок: Где, где, где?
***
- Развитие мелкой моторики. Давно доказано, что есть связь между тем, как малыш работает пальчиками рук и тем, когда он начинает говорить. Лепка из пластилина, теста или глины, перебирание пальцами бусинок, камешков и пуговиц – все эти занятия позволят ребенку, который плохо говорит в 2 года, научиться это делать.
На вопрос, что должен говорить ребенок в 2 года, педиатры отвечают, что определенного списка нет. А вот по количеству, диапазон колеблется от 45 до 1227 слов, и это считается нормой. В любом случае, если ваш малыш говорит только «мама» или «папа», то время начинать с ним заниматься. Для детей 2 лет созданы обучающие мультики, которые учат их не только говорить, но и развивать мышление и память.
Список мультфильмов:
- «Как научить ребенка говорить? (популярные слова)». Состоит из трех частей и учит малышей словам, которые изображены на картинке.
- «Как говорят животные?». Веселый музыкальный мультик, который знакомит детей с тем, как поют птички, разговаривают звери и т.п.
- «Кухня». Он рассказывает об овощах и предметах на кухне, а также объясняет понятие «маленький – большой».
- «Учим фрукты». Развивающий мультфильм про машинку, который знакомит малышей с названием фруктов, понятием «много — мало».
Дальше — интереснее!
Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.
КОГДА ребенок начнёт говорить, и КАК он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.
Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.
Еще несколько советов
Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»
Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!
Не говорите слишком быстро!
Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.
Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».
Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.
Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
Читайте ребёнку книги!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.
Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.
Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.
Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.
Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
Поощряйте двигательную активность ребёнка!
Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
Развивайте мелкую моторику!
О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!
Исключите любые чрезмерные требования!
Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
[Источник: http://logoportal.ru/] Поделиться статьей с друзьями!Как научить ребенка говорить: лучшая методика
Как научить ребенка говорить: простая методика для любящих родителей
Родители всегда с нетерпением ждут первых слов своего крохи. Но проходит первый год жизни вашего чада, а затем и второй, а его словарный запас почти не меняется. Тогда родители начинают думать, как научить ребенка говорить. На самом деле интересоваться этим вопросом нужно уже в первые месяцы жизни малыша.
Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет
Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту. Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда. Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.
Первый год
Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.
Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.
В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.
Второй год
В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке. Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.
Третий год
Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи. Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми. Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.
Первые упражнения
Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.
Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями.
Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука — это 2-й орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.
Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.
Как научить ребенка говорить слова?
Ребенок может произносить первые слова ближе к 11 месяцам. До года малыш вполне может овладеть набором из 10 слов. Сюда входят не только правильно произносимые слова, но и звукоподражания. При этом малыш продолжает использовать цепочки из слогов или лепет.
В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.
Не упускайте возможность поиграть со звуками, слогами и словами, тренируясь в четкости произношения. Стоит помнить об игре «Что это?». Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «что это?».
Когда знакомите ребенка с новыми словами, смотрите ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорите. Называйте вещи своими именами, и тогда позднее ребенку будет легче их различать.
Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, используйте противопоставления. Так, вы не только обогатите словарь ребенка, но предоставите ему возможность систематизации.
Как научить ребенка говорить предложениями?
Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами. С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай». Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».
Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.
Как научить ребенка грамотно говорить: 3 секрета
Грамотность нужна как для правильного произношения слов, так и для построения самых простых предложений. Работать над ней нужно начинать уже в раннем возрасте. В этом вам помогут 3 простых совета.
- Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Подобными упражнениями стоит заниматься даже с младенцами. Показывайте своему чаду движения губ, языка, щек. Для детей постарше существуют специальные игры. К примеру, попросите ребенка облизать миску, как это делает кошка или поиграть в паровозик (складываем губы в трубочку и гудим). Такими упражнениями необходимо заниматься еще до того, как научить ребенка говорить четко.
- Внимательно слушайте. Активное слушание поможет вовремя поправить неправильно произнесенное слово, объяснить его значение, указать на неправильный порядок слов в предложении или скорость речи. Важно при этом правильно использовать уточняющие вопросы. Что бы не говорил ребенок, проявляйте эмоции, удивляйтесь, поражайтесь, переспрашивайте.
- Общайтесь и читайте вслух. Слушая родителя, малыш быстрее запоминает новые слова. Так он формирует багаж богатой и грамотной речи. Общаясь с маленьким ребенком, комментируйте свои действия, следя за грамотностью собственной речи. Кроме того, можно пользоваться аудиодисками со сказками, потешками и песенками.
Как научить ребенка говорить буквы л, ш, ж, р?
Маленькие дети часто заменяют букву «л» звуком «в». Как правило, это связано с нарушением воздушных потоков и недостаточной подвижностью языка. Исправить названную проблему помогает упражнение «Лошадка», которое представляет собой цоканье языком. Над воздушными потоками работают при помощи выдувания воздушных струй.
Чтобы ребенок научился произносить букву «ш», нужно помочь ему освоить движение «чашечка»— прикладывание языка к нижней губе сочетающие
Как научить ребенка говорить, чтобы он мог разговаривать правильно и четко
Как научить ребенка говорить? Этим подчас озабочены многие родители, когда малыш больше молчит, а речь его невнятна и скудна.
Все ли в порядке? Этот вопрос можно задавать чуть ли не с рождения, потому что даже крик — это уже подготовка к активному развитию речи и тренировка артикуляционного аппарата.
Не надо стремиться быстро научить ребенка говорить, а тем более, стараться заставить это делать. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален и овладение навыками речи у каждого происходит по-своему.
Чтобы тревоги и сомнения лишний раз не одолевали любящих мам и пап, давайте познакомимся с тем, как развивается речь у детей и какие существуют нормы речевого развития для дошкольного возрастного периода.
Как дети учатся говорить
Взаимодействие с окружающим миром начинается у ребенка с самого рождения. Через органы чувственного восприятия он знакомится со всем, что происходит вокруг; получает извне информацию, цель которой — со временем побудить ребенка говорить. Видеть, слышать, ощущать сначала, а затем, взрослея, облекать чувства в слова.
Что умеет делать ребенок в разные периоды своей жизни до школьного возраста, наглядно видно из таблицы:
Сначала маленький человек криком заявляет о себе: “Я есть!” Спустя некоторое время гулением, спонтанным или в ответ на положительную эмоцию со стороны, он нараспев произносит различные вариации звуков, настраивая как музыкант свой инструмент.
Чуть позже начинает лепетать, повторяя простые в произношении слоги. А дальше, подрастая, слоги складывает в слова, слова — во фразы, фразы — в предложения.
И вот уже настроенный музыкальный инструмент исполняет мелодию правильной речи с четко произносимыми сложными словами и грамотно построенными предложениями. 🙂
Как научить ребенка разговаривать
Научить маленького ребенка разговаривать помогут следующие действия:
- эмоционально-речевое общение;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- артикуляционная гимнастика;
- общение с природой.
Эмоционально-речевое общение
Чтобы правильно учить ребенка говорить, с ним нужно много общаться.
Чтобы научить его говорить до года, в 7, 8, 11 месяцев, повторяйте за ним звуки, обеспечьте зрительный контакт, чтобы была видна ваша мимика во время произношения; проговаривайте слоги с разной интонацией, показывайте к кому или к чему они относятся. В этом возрасте малыш реагирует на свое имя, узнает голоса близких людей, прислушивается к их речи, наблюдает за артикуляцией, подражает интонации и пытается повторять отдельные доступные ему слова.
Чтобы научить ребенка говорить в 1 год, 1,5, 2 и 3 года, когда происходит активное накопление словарного запаса, большое значение приобретает книга. Мы учим ребенка говорить, когда читаем малышу стишки, потешки, сказки. И чтобы этот процесс был не просто скучным монотонным чтением, рассматривайте картинки, задавайте вопросы, включайте эмоции:
- “Посмотри, волк спрятался за деревом и облизывается, глядя на зайчика! Как он облизывается? Да, точно.”
- “А зайчик убегает? Как скачет зайчик-попрыгайчик? Все, убежал от волка.”
- “Елочка в лесу какая нарядная, в белом платьице.”
- “А вот детишки хоровод водят вокруг елочки и песни поют. Давай придумаем, какую песенку они поют.”
Не сомневайтесь, вашему ребенку так понравятся эти увлекательные чтения, что при каждом удобном случае он будет класть вам в руки книгу, которую выберет сам. А вы постарайтесь, чтобы у него была такая возможность.
Ну, а если книга станет другом, то вопрос “Как учить ребенка говорить?” в большей степени потеряет для вас свою актуальность.
Развитие крупной и мелкой моторики
Чтобы стимулировать ребенка начать рано говорить и помочь ему в этом, кроме эмоционально-речевого общения со взрослыми, необходимо уделять внимание развитию мелкой и крупной моторики.
Годовалый ребенок с удовольствием поиграет в “Ладушки” и “Сороку-ворону”.
Как разговорить ребенка в 2 года? Внимание двухлетнего малыша привлекут яркие пирамидки, замысловатые застежки и шнуровки, поиски затерянных сокровищ в море макарон. 🙂
Как разговорить ребенка в 3 года?
А с 3 летним ребенком собирайте пазлы, колдуйте над шкатулкой с драгоценностями в виде бусинок, сувениров, крошечных фигурок от киндер — сюрпризов, делайте поделки из шишек и желудей.
Важным моментом в тренировке крупной моторики ног, рук, тела и мелкой моторики пальцев является то, что эффективна она будет до тех пор, пока не станет навыком. Если ребенок уже “на автомате” собирает пирамидку, то пользы для речевого развития в этом уже нет. Пополняйте арсенал пальчиковых игр, развивающих занятий, гимнастических комплексов новыми видами и элементами.
Для развития крупной моторики, чтобы ребенок начал говорить, попробуйте вместе выполнить упражнение по преодолению полосы препятствий. Сначала надо пробежать по дорожке, потом проползти по тоннелю, затем перепрыгнуть с кочки на кочку. Начинать по сигналу и под музыку!
Чтобы научить малыша говорить, пальчиковую гимнастику делайте под любимый ритмичный стишок. Выполнение определенных действий под счет, как и роль сигнала в описанном ранее упражнении, тоже дает больший эффект.
И не забывайте про регулярность. Этот момент очень важен!
Артикуляционная гимнастика
Чтобы научить ребенка говорить правильно и четко, без речевой гимнастики не обойтись. Она помогает быть активными всем частям артикуляционного аппарата. Неважно, годик ли вашему ребенку или полтора, учите ли вы говорить малыша в два или три года, поупражняться щечкам, язычку всегда полезно, а главное — весело, потому что это игра.
Артикуляционную гимнастику желательно выполнять перед зеркалом. Ни к чему перетруждаться. А чтобы добавить энтузиазма, можно заниматься по сделанным своими руками цветным картинкам.
Общение с природой
Современный ритм жизни, особенно в городах, новейшие информационные технологии заставляют человека много думать, анализировать, жить в напряжении. Подчас нет времени, а то и желания оторваться от монитора, отложить в сторону девайсы и гаджеты. Как никогда актуальным и жизненно необходимым стало пребывание на природе, где можно отрешиться от городской суеты, прислушаться к своим чувствам. На природе оживает наше эмоциональное правое полушарие.
Эмоциональная и мыслительная сферы психики тесно связаны. А речь — это основное средство мышления. Отклонения в развитии, нарушения одной составляющей влекут за собой изменения в другой.
Используйте каждую возможность побывать с ребенком в лесопарковой зоне, сквере, лесу. Рассказывайте ему сказки в действующих лицах.
Разговаривайте вместе с ним с деревьями: “Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!” Наблюдайте за тем, как трудяги-муравьи тащат строительный материал для своего многоквартирного дома.
Послушайте, как стучит дятел по дереву, извлекая из коры вредоносных жучков, тем самым помогая и спасая от болезни старую сосну.
Запрокиньте голову и посмотрите вместе, как качаются в унисон верхушки деревьев на фоне голубого неба и бегущих по нему пушистых облаков.
Так с детства придет умение слышать. Себя, другого, реагировать на это душевным теплом.
По мере взросление это умение поможет научиться сначала думать, а потом говорить. Тонко чувствующий человек не болтлив, он деликатен.
Научить ребенка говорить первые слова или разговаривать предложениями будет несложно, если в первую очередь заботиться о богатстве его внутреннего мира.
Заключение
Таким образом, научить ребенка разговаривать в 2, 3, 4 года, а также в более раннем возрасте можно, если с ним много общаться, заниматься развитием крупной и мелкой моторики, выполнять артикуляционную гимнастику и почаще бывать на природе.
Но самое главное, не упустите момент, чтобы научить его чувствовать. Краски жизни, чужую боль, себя самого.
А разговаривать он обязательно научится!
Как научить ребенка говорить. Учим ребенка разговаривать
Каждая любящая мама с волнением и трепетом ожидает первое слово своего малыша. Нет предела радости и гордости, когда любимый малыш говорит заветное «мама» или «папа». Ведь речь – не только показатель нормального полноценного развития, но и возможность понять малыша. Конечно, каждая мама чуть ли не по звукам и тону плача может понять, что хочет её ребенок, а речь очень облегчит этот процесс. Но прежде чем произнести четкие и осмысленные слова, малыш проходит несколько этапов подготовки, развивающих речь.
Периоды развития речи
В утробе матери у малыша нет необходимости говорить о своих нуждах, так как они удовлетворяются моментально. После рождения ситуация меняется, новорождённый пытается самостоятельно сообщить о своих потребностях. Он выражает свои чувства и желания при помощи плача и крика.
- Плач и крик. Родившись, маленький человек, испытывающий дискомфорт или потребность в чем-либо, обозначает это плачем или криком. Таким поведением он привлекает к себе внимание. Как только потребность удовлетворяется, малыш успокаивается. Уже ближе к двум месяцам ребенок пытается произнести различные звуки: «а», «о», «у», «э». Крик по-прежнему присутствует, меняется только его интонация. Теперь мама с легкостью может различить недовольство, болевые ощущения и капризный плач малыша.
- Гуление. Примерно с двух месяцев младенец начинает гулить. В это время он пытается сочетать гласные с согласными. Чаще всего малыш гулит в ответ на улыбку или ласковую речь взрослого, налаживая полноценный диалог. Разговаривайте как можно больше с ребенком, получая ответную реакцию: у него появляется стимул для дальнейших речевых упражнений.
- Лепет. С шести до одиннадцати месяцев ребенок активно лепечет. Этот период зависит от физического развития малыша. Переход в вертикальное положение и активные движения благоприятно влияют на появление и развитие лепета. В этот период можно услышать отдельные слоги, например: ма, дя, па, да, ба, и другие. Взрослея, малыш соединяет слоги между собой, образуя первые: «мама», «баба», «папа». Важно закрепить полученный результат. Занимайтесь с малышом, читайте стишки и сказки, произносите слоги четко и громко, чтобы кроха запоминал каждое ваше слово, это поможет вам научить ребенка разговаривать.
- Первые слова. Это четвертый период развития речи. Как правило, он наступает ближе к году. Малыш произносит уже до 20 слов. Из них только несколько произносятся полностью (мама, папа, кака и др.), остальные выражают некие действия и звуки животных. Это пора, когда ребенок начинает устанавливать взаимосвязи между словами и действиями. Поэтому, общаясь со своим чадом, четко описывайте окружающий мир, называя все своими именами.
Многие родители ответственно подходят к обучению своего ребенка, не пускают ничего на самотек, в том числе и развитие речи. Интуитивно большинство родителей, сами того не зная, используют классические методы, желая научить ребенка разговаривать как можно быстрее.
Начинать нужно в утробе матери
Речь начинает развиваться еще в материнской утробе. В третьем триместре беременности плод отлично реагирует на звуковые раздражители. Слушание – одна из составляющих умения говорить. Многие специалисты считают, что стимулировать речевое развитие и научить ребенка разговаривать можно еще в утробе, часто разговаривая и слушая различные звуки с еще не родившейся крохой. Особенно эффективно слушание классической музыки. Ребеночек привыкает к голосу мамы еще до рождения, а родившись, и впервые услышав, быстро узнает его.
Постоянно разговаривать
Нельзя научиться плавать, не оказавшись в воде. Точно так же невозможно научить ребенка говорить, если он не будет слышать человеческую речь. А разговаривать надо даже с крохой, который еще и не родился, то есть непосредственно с животом. А потом продолжать это общение каждый день после рождения.
Надо показывать, как двигаются губы, во время разговора. Обязательно менять тембр голоса, интонацию, тон, громкость речи. Так, ребенок будет привлечен к процессу говорения и его внимание будет сконцентрировано. А еще он быстрее усвоит, что речь может быть разнообразной.
Читайте также: Как научить ребенка говорить букву Р – Ох, уж этот Арарат!
Связывайте слова с образами
При разговоре с малышом всегда следует смотреть на него, наблюдать и примечать его реакцию. Ребенок должен видеть лицо взрослого. Стоит чаще показывать картинки предметов или сами предметы, которые были названы. Это позволит быстрее научиться связывать слова с образами и объектами.
Повторение очень важно
Ребенок быстрее учится в процессе повторения. Чтобы научить новому слову, следует как можно чаще его повторять в течении нескольких дней или пока он его не запомнит и не начнет правильно произносить. Он может и сам повторять сначала только слог, а потом и целое слово.
В обучении разговаривать важны вопросы
Взрослым нужно как можно чаще задавать вопросы, даже если малыш пока не может развернуто ответить. Возможно, в качестве ответа он будет использовать только жесты. Позже, когда он научиться говорить, вопросы надо продолжать задавать, это поможет стимулировать процессы мозга, и он быстрее научится выражать свои мысли.
Чтение сказок
Книжки нужно читать ребенку каждый день. Так он познакомится с новыми словами, понятиями, которые будет использовать в будущей своей речи. Кроме того, будет активно развиваться его воображение. Позже он начнет узнавать слова и картинки из знакомых книг и быстрее заинтересуется самостоятельным чтением. Нужно всячески поощрять это желание.
Музыка развивает речь
Важно почаще петь для ребенка и вместе с ним. Звуки, гармонично сочетающиеся в песни, приятны на слух и при повторении развивают речевой аппарат. Простые песенки познакомят ребенка с тональностью и ритмом.
Использование подручных средств
Все занятия с ребенком должны приносить удовольствие и не быть в тягость. Чтобы научить ребенка разговаривать необязательно покупать дорогие наборы карточек, специальные книжки, можно использовать те предметы, которые есть в доме. Например, чтоб научить ребенка называть цвета, можно использовать цветные овощи и фрукты со стола.
Правильно называть цифры, можно считая ломтики порезанного огурца. А при очередном походе в магазин пересчитать и назвать количество коробок каши на полке. В поездке на машине или автобусе можно озадачить ребенка подсчетом деревьев или любых других предметов.
Не надо поощрять детский лепет
Чтобы научить ребенка говорить и добиться правильно произношения слов от ребенка, не стоит разговаривать с ним по-детски. Сочетать обычную речь взрослого и детский лепет следует только до 6 месяцев. После стоит прекращать и разговаривать с малышом нормально.
Возможные причины, тормозящие развитие речи
Каждый родитель хочет, чтобы малыш побыстрее научился говорить. Но многие и не догадываются, что сами часто тормозят этот процесс. Молодым родителям стоит помнить о простых рекомендациях:
- Не сюсюкать. Маленькие дети похожи на попугайчиков: повторяют все, что услышат. Чтобы ребенок быстрее заговорил правильно, надо стать примером.
- Не употреблять в речи «детские» слова. Многие считают, что ребенок быстрее что-то начнет понимать, если заменять нормальные слова детскими. Например, взрослые часто называют машину — бибикой. Многие даже забавляются, повторяя за малышом исковерканные им, в силу возраста, словами. А ведь ребенок надолго запомнит «абака» вместо «собака», потому, что папа начал ее так называть, вместо того, что бы несколько раз проговорить с ребенком правильно по слогам «со-ба-ка».
- Не стоит постоянно отзываться на жестикуляцию малыша. После года уже стоит отказываться от языка жестов: это позволит ребенку быстрее учиться разъясняться словами. Не стоит сразу давать предмет, на который он указал пальцем, надо дать время, чтоб ребенок попытался сказать словами, о том, что ему надо.
- Как можно раньше отказаться от пустышки. Доказано, что дети, которые долго ее использовали, говорить начинают позже своих сверстников. К тому же, она портит прикус.
Как научить ребенка разговаривать? — Видео:
Как научить ребенка говорить: способы и советы
Каждым родителям хочется, чтобы их ребенок как можно быстрее освоил основные навыки: сел, пошел и, конечно же, заговорил. Однако для гармоничного развития малыша необходимо участие и самых близких. Интересуетесь, как научить ребенка говорить? Советы найдете в статье.
Фото: pexels.com
Как научить ребенка говорить: правила
Многие родители пренебрегают развитием речи ребенка, мол, заговорит, когда придет время. Однако все сроки уже прошли, а малыш по-прежнему молчит. Только тогда родители обращаются к специалистам, а время уже упущено. Конечно же, стимулировать речь получится, но для этого необходимо много усилий или даже медикаментозное вмешательство.
Чтобы такой ситуации не произошло, занимайтесь с ребенком с рождения. Многие не понимают, зачем это делать. Врачи доказали, что разговаривать с малышом необходимо как можно раньше. Он не сможет заговорить, но будет воспринимать речь на слух, сформирует словарный запас, а затем порадует маму и папу первыми словами.
Как учить ребенка говорить? Обязательно обратите внимание на следующие правила:
- Разговаривайте с ребенком.
Как уже упоминалось, чем раньше начнете, тем лучше. При этом говорите четко и внятно. Не нужно сюсюкать, сокращать слова, использовать слишком много уменьшительно-ласкательных слов. Рассказывайте малышу о том, что его окружает, комментируйте свои действия.
Фото: pexels.com
- Читайте сказки.
Помимо разговоров, развить речь помогают книжки. Это формирует образное мышление даже у очень маленьких детей. Хорошо, если одновременно с чтением будете показывать крохе картинки в книжке.
- Включайте песенки.
Детские заводные песенки также помогут крохе разговориться. Только следите, чтобы исполнитель произносил все звуки и слова четко. Иначе в будущем могут возникнуть проблемы.
- Начинайте с малого.
Не стоит думать, что ребенок сразу же заговорит сложными предположениями. Речь малыша должна начинаться с простых слов. Поэтому сначала выучите основное: мама, папа, баба, кот. Также расскажите ребенку, как говорят животные. Это очень увлекательное занятие и нравится малышам. А после уже переходите к более сложным упражнениям.
- Придумывайте логопедические игры.
Игра — главный способ развития ребенка. Поэтому обязательно используйте речь во время занятий с ребенком. В логопедические игры можно играть на улице, в транспорте, дома. Например, пусть ребенок повторяет за вами простые слога «Ла-ла», «Та-та» или произносит другие фразы в ответ. Затем усложняйте игру.
- Учим ребенка говорить, развивая мелкую моторику.
Интересуетесь, как связаны руки и речь? Дело в том, что речевой центр в мозгу расположен возле области, отвечающей за мелкую моторику рук. Поэтому, когда мы развиваем движения, автоматически задеваем и речь.
Фото: pexels.com
Упражнения на мелкую моторику можно давать с разного возраста. Существует несколько основных занятий, которые помогут ребенку заговорить рано. Вот некоторые из них:
- Грудничку предложите ощупывать разные виды ткани, дерева, давайте погремушки, шелестящие предметы, разрешайте рвать бумагу.
- Детям постарше давайте ознакомиться с крупами и разными видами макарон. Для начала можно их перебирать и щупать. Когда малыш подрастет, прячьте в крупы мелкие игрушки, и пусть кроха их ищет. Затем можно делать ожерелье из макарон, аппликации и придумывать другие занятия.
- Приобретите специальный мячик с шипами и давайте ребенку его мять. Можно играть дома или на улице. Небольшие шипы хорошо массируют нервные окончания рук и стимулируют развитие речи.
- Лепите из теста или пластилина.
- Делайте игровую пальчиковую гимнастику.
Как видите, развитие речи малыша — увлекательное занятие. Однако не переусердствуйте с занятиями: ребенку они должны быть в радость. Помните, что главное — это общение и взаимодействие родителей с малышом.
Читайте также: Пальчиковая гимнастика для детей: простые и полезные игры
Как развить речь в раннем возрасте: этапы формирования речи, помощь родителей
Вы узнали, что развивать речь необходимо с самого раннего возраста. Когда же малыш начинает произносить первые слова? Рассмотрим этапы формирования речи у ребенка.
Итак:
- До трех месяцев.
У новорожденного ребенка тоже есть речь. Вы уже догадались, что она воспроизводится только в виде крика. До трехмесячного возраста ребенок выражает свои эмоции и желания именно так. Однако если прислушаетесь, заметите, что малыш меняет интонацию и высоту голоса.
- Три–шесть месяцев.
В этот период начинается гуление. Малыш произносит простые звуки, преимущественно гласные. Например, «аааа», «агу». В этот период важно стимулировать ребенка к произнесению звуков, стремиться, чтобы он повторял за вами.
- Шесть–двенадцать месяцев
В этот период малыш продолжает гулить и пытается лепетать, то есть произносить простые слога: «ма», «ба», «га». В этот период он уже понимает речь окружающих и обращенные к нему слова.
Фото: pexels.com
- Год–два года.
У малыша появляются первые слова. Они обычно простые, состоящие из максимум двух слогов. Также ребенок может сокращать фразы. Например, говорить «мама, ди сю», что означает: «мама, иди сюда». Стремительно увеличивается словарный запас.
- Два–три года.
Речь ребенка идентична речи взрослого. Малыш разговаривает предложениями. Если он заговорил поздно, может путать окончания, по-прежнему сокращать слова или не выговаривать все буквы.
Конечно же, родители должны помогать ребенку заговорить. Обязательно занимайтесь с ребенком, используя методику, описанную выше. Также не пренебрегайте такими советами:
- Старайтесь разговаривать так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. Поэтому присаживайтесь на корточки перед малышом и поворачивайтесь к нему лицом.
- Не держите постоянно включенным телевизор: это отвлекает от живой речи.
- Ограничьте просмотр мультиков. Все хорошо в меру. Чрезмерное увлечение экранными героями не стимулирует развитие речи. Ребенок не фантазирует: в мультфильмах все делают за него.
- Разговаривая с ребенком, сначала используйте простые предложения. Например, «собака побежала».
- Не сокращайте слова. Пусть машина будет машиной, а не «би-би».
- Обязательно используйте в речи глаголы и предлоги.
- Обучая ребенка, сначала отвечайте за него. Например: «Кукла, как тебя зовут?» — «Ляля». — «А что ты делаешь?» — «Играю». Со временем вовлекайте ребенка в игру.
Фото: pexels.com
- Рассматривайте книжки с картинками вместе с ребенком. Спрашивайте: «А что это?» «Какого цвета мяч?»
- Обязательно хвалите ребенка, даже если он что-то сказал не совсем правильно. Однако делайте это в том случае, когда видите, что малыш старается.
Если вы считаете, что всё делаете правильно, но ребенок так и не говорит, это повод обратиться к специалистам.
В современном мире сроки, когда малыш должен овладеть речью, немного сдвинулись. Поэтому врачи утверждают, что молчание до 3-х лет — это норма.
Однако если малышу уже исполнилось два года, а он не произносит даже элементарные звуки, насторожитесь. Для начала обратитесь за консультацией к невропатологу. Затем может понадобиться помощь генетика, психолога и логопеда.
Вы узнали, как ребенка научить говорить. Если малыш молчит, не расстраивайтесь и не сравнивайте его с другими. Каждый ребенок развивается про-своему. Однако будьте начеку и не бойтесь обращаться к специалистам в тревожащих вас ситуациях.
Читайте также: Дыхательная гимнастика для детей для развития речи
Как научить ребенка говорить: способы и советы
Каждым родителям хочется, чтобы их ребенок как можно быстрее освоил основные навыки: сел, пошел и, конечно же, заговорил. Однако для гармоничного развития малыша необходимо участие и самых близких. Интересуетесь, как научить ребенка говорить? Советы найдете в статье.
Фото: pexels.com
Как научить ребенка говорить: правила
Многие родители пренебрегают развитием речи ребенка, мол, заговорит, когда придет время. Однако все сроки уже прошли, а малыш по-прежнему молчит. Только тогда родители обращаются к специалистам, а время уже упущено. Конечно же, стимулировать речь получится, но для этого необходимо много усилий или даже медикаментозное вмешательство.
Чтобы такой ситуации не произошло, занимайтесь с ребенком с рождения. Многие не понимают, зачем это делать. Врачи доказали, что разговаривать с малышом необходимо как можно раньше. Он не сможет заговорить, но будет воспринимать речь на слух, сформирует словарный запас, а затем порадует маму и папу первыми словами.
Как учить ребенка говорить? Обязательно обратите внимание на следующие правила:
- Разговаривайте с ребенком.
Как уже упоминалось, чем раньше начнете, тем лучше. При этом говорите четко и внятно. Не нужно сюсюкать, сокращать слова, использовать слишком много уменьшительно-ласкательных слов. Рассказывайте малышу о том, что его окружает, комментируйте свои действия.
Фото: pexels.com
- Читайте сказки.
Помимо разговоров, развить речь помогают книжки. Это формирует образное мышление даже у очень маленьких детей. Хорошо, если одновременно с чтением будете показывать крохе картинки в книжке.
- Включайте песенки.
Детские заводные песенки также помогут крохе разговориться. Только следите, чтобы исполнитель произносил все звуки и слова четко. Иначе в будущем могут возникнуть проблемы.
- Начинайте с малого.
Не стоит думать, что ребенок сразу же заговорит сложными предположениями. Речь малыша должна начинаться с простых слов. Поэтому сначала выучите основное: мама, папа, баба, кот. Также расскажите ребенку, как говорят животные. Это очень увлекательное занятие и нравится малышам. А после уже переходите к более сложным упражнениям.
- Придумывайте логопедические игры.
Игра — главный способ развития ребенка. Поэтому обязательно используйте речь во время занятий с ребенком. В логопедические игры можно играть на улице, в транспорте, дома. Например, пусть ребенок повторяет за вами простые слога «Ла-ла», «Та-та» или произносит другие фразы в ответ. Затем усложняйте игру.
- Учим ребенка говорить, развивая мелкую моторику.
Интересуетесь, как связаны руки и речь? Дело в том, что речевой центр в мозгу расположен возле области, отвечающей за мелкую моторику рук. Поэтому, когда мы развиваем движения, автоматически задеваем и речь.
Фото: pexels.com
Упражнения на мелкую моторику можно давать с разного возраста. Существует несколько основных занятий, которые помогут ребенку заговорить рано. Вот некоторые из них:
- Грудничку предложите ощупывать разные виды ткани, дерева, давайте погремушки, шелестящие предметы, разрешайте рвать бумагу.
- Детям постарше давайте ознакомиться с крупами и разными видами макарон. Для начала можно их перебирать и щупать. Когда малыш подрастет, прячьте в крупы мелкие игрушки, и пусть кроха их ищет. Затем можно делать ожерелье из макарон, аппликации и придумывать другие занятия.
- Приобретите специальный мячик с шипами и давайте ребенку его мять. Можно играть дома или на улице. Небольшие шипы хорошо массируют нервные окончания рук и стимулируют развитие речи.
- Лепите из теста или пластилина.
- Делайте игровую пальчиковую гимнастику.
Как видите, развитие речи малыша — увлекательное занятие. Однако не переусердствуйте с занятиями: ребенку они должны быть в радость. Помните, что главное — это общение и взаимодействие родителей с малышом.
Читайте также: Пальчиковая гимнастика для детей: простые и полезные игры
Как развить речь в раннем возрасте: этапы формирования речи, помощь родителей
Вы узнали, что развивать речь необходимо с самого раннего возраста. Когда же малыш начинает произносить первые слова? Рассмотрим этапы формирования речи у ребенка.
Итак:
- До трех месяцев.
У новорожденного ребенка тоже есть речь. Вы уже догадались, что она воспроизводится только в виде крика. До трехмесячного возраста ребенок выражает свои эмоции и желания именно так. Однако если прислушаетесь, заметите, что малыш меняет интонацию и высоту голоса.
- Три–шесть месяцев.
В этот период начинается гуление. Малыш произносит простые звуки, преимущественно гласные. Например, «аааа», «агу». В этот период важно стимулировать ребенка к произнесению звуков, стремиться, чтобы он повторял за вами.
- Шесть–двенадцать месяцев
В этот период малыш продолжает гулить и пытается лепетать, то есть произносить простые слога: «ма», «ба», «га». В этот период он уже понимает речь окружающих и обращенные к нему слова.
Фото: pexels.com
- Год–два года.
У малыша появляются первые слова. Они обычно простые, состоящие из максимум двух слогов. Также ребенок может сокращать фразы. Например, говорить «мама, ди сю», что означает: «мама, иди сюда». Стремительно увеличивается словарный запас.
- Два–три года.
Речь ребенка идентична речи взрослого. Малыш разговаривает предложениями. Если он заговорил поздно, может путать окончания, по-прежнему сокращать слова или не выговаривать все буквы.
Конечно же, родители должны помогать ребенку заговорить. Обязательно занимайтесь с ребенком, используя методику, описанную выше. Также не пренебрегайте такими советами:
- Старайтесь разговаривать так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. Поэтому присаживайтесь на корточки перед малышом и поворачивайтесь к нему лицом.
- Не держите постоянно включенным телевизор: это отвлекает от живой речи.
- Ограничьте просмотр мультиков. Все хорошо в меру. Чрезмерное увлечение экранными героями не стимулирует развитие речи. Ребенок не фантазирует: в мультфильмах все делают за него.
- Разговаривая с ребенком, сначала используйте простые предложения. Например, «собака побежала».
- Не сокращайте слова. Пусть машина будет машиной, а не «би-би».
- Обязательно используйте в речи глаголы и предлоги.
- Обучая ребенка, сначала отвечайте за него. Например: «Кукла, как тебя зовут?» — «Ляля». — «А что ты делаешь?» — «Играю». Со временем вовлекайте ребенка в игру.
Фото: pexels.com
- Рассматривайте книжки с картинками вместе с ребенком. Спрашивайте: «А что это?» «Какого цвета мяч?»
- Обязательно хвалите ребенка, даже если он что-то сказал не совсем правильно. Однако делайте это в том случае, когда видите, что малыш старается.
Если вы считаете, что всё делаете правильно, но ребенок так и не говорит, это повод обратиться к специалистам.
В современном мире сроки, когда малыш должен овладеть речью, немного сдвинулись. Поэтому врачи утверждают, что молчание до 3-х лет — это норма.
Однако если малышу уже исполнилось два года, а он не произносит даже элементарные звуки, насторожитесь. Для начала обратитесь за консультацией к невропатологу. Затем может понадобиться помощь генетика, психолога и логопеда.
Вы узнали, как ребенка научить говорить. Если малыш молчит, не расстраивайтесь и не сравнивайте его с другими. Каждый ребенок развивается про-своему. Однако будьте начеку и не бойтесь обращаться к специалистам в тревожащих вас ситуациях.
Читайте также: Дыхательная гимнастика для детей для развития речи