Как наказывать ребенка правильно и можно ли это делать
Наказание детей — горячая тема, которая всегда вызывает холивары в соцсетях и на форумах. Кто-то считает, что нет ничего страшного в том, чтобы шлепнуть ребенка по попе или дать ему подзатыльник за непослушание. Кто-то категорически против физических проявлений насилия и предпочитает в случае детской провинности с ребенком просто прекратить разговаривать, считая, что воспитание молчанием — эффективная штука. (Спойлер: нет.)
Так где же та грань, после которое наказание = насилие, как воспитывать детей, чтобы не травмировать их психику, но в то же время приучить нести ответственность за свои поступки? Об этом поговорим в нашей новой статье. А также разберемся в том, почему дети плохо себя ведут, кто виноват и что делать. Как наказывать можно, как нельзя, и в финале — 18 советов от психологов, которые помогут выстроить сбалансированную систему воспитания, без перекосов в наказания и вседозволенность.
Содержание:
Наказание детей
Нет ни одной другой темы в плане воспитания детей, которая вызывает у родителей столько эмоций и жарких споров. Если в 90-х годах больше спорили о том, как лучше наказать — отлупить ремнём или перестать разговаривать, то сейчас баталии сместились в поле «наказывать или разговаривать», и это радует.
В словарях слово «наказание» толкуется как применение к другому человеку нежелательных или неприятных для него воздействий с целью прекратить или остановить нежелательное или антинормативное поведение.
Любое наказание предполагает неравенство, потому что это властное принуждение кого-то к желательному поведению.
В наказании всегда присутствуют:
- наказующий — некий судья, законодатель, который определяет, что правильно и неправильно;
- наказываемый — тот, кто вследствие действий другого человека испытывает страдание.
Нет сомнений, что лучше всего объяснять ребёнку правила, говорить и рассказывать, как правильно себя вести. Большинству детей таких разговоров достаточно (важно знать и уметь так разговаривать). Но все мы отличаемся друг от друга конституцией, темпераментом, чертами характера, желаниями, потребностями и много чем ещё. Поэтому всегда будут существовать дети темпераментные, упрямые, настойчивые в своих желаниях, которые не хотят слушать и слушаться.
Плохое поведение: почему ребенок не слушается
Как же быть в ситуациях, если разговор не помогает, а ребёнок ведёт себя разрушительно по отношению к другим, отрицает и нарушает правила? Терпеть, ругаться, сходить к психологу или повесить на гвоздик ремень?
- Я понимаю, что орать нельзя, но не знаю, что сделать
- Он (-а) совсем меня не слушается, что делать?
- Мы его (ее) и ругали, и в угол ставили, и отшлепали пару раз, ничего не работает.
- Скажите, с какого возраста и нужно ли наказывать детей?
- Как бороться с непослушанием?
У вас есть дети? Если нет, то просто вспомните своё детство. И прежде, чем читать дальше, сделайте следующее:
- Выпишите в столбик все поощрения, которые вы используете при воспитании ребёнка. Получилось?
- Теперь запишите в другой столбик все наказания, которые используются вами, когда ребенок не слушается.
- Сравните два списка. Какой получился длиннее? Что было тяжелее писать?
- Теперь напротив каждого пункта напишите четкое определение, за что именно вы используете данное поощрение и наказание.
Это задание подсвечивает то, что мы не замечаем в наших родительских буднях — как правило, мы направо и налево раздаем наказания и совсем забываем поощрять детей за что-то хорошее, правильное. Все, что ребенок делает правильно, воспринимается нами как должное и мы не замечаем этого, концентрируя внимание только на негативе и детских оплошностях.
Почему возникают трудности в воспитании
Сложности при воспитании детей связаны с несколькими вещами:
1. Нет достаточного арсенала средств воздействия на ребенка (информационная проблема)
Родитель и рад бы не орать, но как можно по-другому — не знает, потому что, например, не было позитивного опыта в своей семье.
2. Дисбаланс поощрений и наказаний в сторону последних
В этом случае снижается мотивация выполнять правила (какой смысл слушаться, если все равно накажут)
3. Непоследовательность в воспитании
- Непредсказуемость
Когда родители ведут себя непредсказуемо и за одну и ту же провинность меняют наказание (то накричат, то шлёпнут, то лишат мультиков, то просто пожурят) . В результате у ребёнка нет чёткого понимания, «что за что бывает». Наказания в таком случае воспринимаются больше как импульсивность родителя. Как следствие — у ребенка повышается тревога, возникают невротические реакции (ведь каждый раз, провинившись, ребёнок не знает, чего ждать от родителей), ухудшается поведение, т.е., возникает то самое «непослушание».
- Несогласованность
Когда разные члены семьи используют разные приемы воспитания, и в семье нет общих правил. Последствия такие же, как в первом пункте.
- Несоответствие возраста ребёнка и требований, предъявляемых к нему взрослыми
Бывают дети, которые к 3 годам отлично говорят, опережают своих сверстников по интеллектуальному развитию, и, например, высокого роста. Такой ребёнок почти всегда воспринимается родителями как более взрослый, чем он есть на самом деле, и от него начинают требовать выполнения таких действий и сложных инструкций, как будто он старший дошкольник. Например, родители могут быть обеспокоены тем, что ребенок не убирается в своей комнате, не кладет после игры игрушки на место. Естественно, ребенок начинает капризничать, часто плакать, могут появиться невротические реакции признаки (тики, страхи, нарушение сна и поведения).
- Неврологические проблемы или проблемы в развитии
Бывает, что родители не видят за плохим поведением сложностей в развитии или им трудно это признать.
- Гиперактивность
Синдром дефицита внимания может сопровождаться импульсивностью ребёнка и подростка, нарушением концентрации внимания и волевых качеств. В этом случае дети нарушают правила и не слушаются не потому, что не хотят, а потому что не могут запомнить инструкцию, удержаться в границах дозволенного. Ошибкой в данном случае будет являться излишнее давление и требования.
- Непоследовательность поведения родителей и нечеткие правила для всех
В этом случае состояние ребёнка можно сравнить с новичком за рулем, который не знает ПДД. Он нарушает правила, не зная о них, или надеясь, что «проскочит», потому что раньше это удавалось.
- Разные тактики воспитания у разных членов семьи
Это может приводить к невротизации ребёнка, в результате он становится непослушным и капризным.
- Много запретов
Порой родители так тревожатся за безопасность или «правильное воспитание» детей, что в доме и на улице от них только и слышится «нельзя», «отойди», «не лезь», «это тебе рано». Как будто весь мир становится запретным. Эта ситуация неприемлема для ребёнка, который только познает мир и имеет сильный интерес ко всему новому. Поэтому логично, что он «перестаёт слышать» эти запреты.
- Недостаток внимания со стороны взрослых
Если ребёнку в семье мало уделяется внимания, то он начинает привлекать его любым способом, в том числе и плохим поведением. Равнодушие для ребёнка страшнее наказаний.
Наказания в культуре разных стран
Проводилось много монокультурных и несколько кросскультурных исследований касательно наказаний детей. Согласно статистике, в 7% культур применяются телесные наказания детей, но «часто» — только в 20% сообществ. В 82% культур чаще всего применяются внушение, демонстрация примеров поведения и другие более мягкие приемы воспитания по сравнению с физическими наказаниями.
Существуют культуры, где битье детей и какого-то рода физические воздействия вообще не применяют. Например, канадские бедуины-инуиты никогда не бьют детей и вообще предоставляют им максимум свободы. Если ребёнок плохо себя ведёт, над ним, как правило, подшучивают и дразнят его, а если он игнорирует замечания, перестают с ним разговаривать.
В японской культуре существует период вседозволенности — от рождения до 5 лет. В это время от ребёнка вообще стараются не требовать идеального поведения, не делают ему особо никаких замечаний и не ограничивают его поведение. На этом этапе развития родители лишь объясняют, почему так поступать нельзя, и выражают своё огорчение по поводу плохого поведения. Однако к моменту поступления в школу поведение ребёнка уже жестко регламентируется правилами поведения.
Можно ли наказывать или ругать ребенка?
Если под наказанием подразумевать побои и крики, то нет. Если же мы говорим о запретах и методах поддержания правил и установления границ дозволенного, то да. Запреты в любом случае должны быть.
Полноценный родитель — не тот, кто только хвалит ребёнка, а тот, кто создаёт условия для развития.
Это человек, который знакомит с миром, правилами и способствует адаптации ребёнка в мире и социуме.
Если ребёнок в семье не научился придерживаться правил поведения, то он будет их нарушать и вне семьи, только мир не будет с такой готовностью его прощать, как родители.
Границы в воспитании
Важную роль в воспитании играет правильное установление личностных психологических границ.
Здоровые границы:
- служат для сохранения целостности: физической и эмоциональной;
- позволяют бесконфликтно строить отношения с другими людьми.
Если ребёнку во всем потакали в семье, создавали сверх комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в мир, этот мир покажется ему слишком жёстоким и непредсказуемым. В результате такой человек травмируется больше обычного взрослого и испытывает колоссальное напряжение.
Критерии и цели наказания
«Без розги не вырастишь человека?» или Как правильно наказывать ребенка
1559
Екатерина НОВИЦКАЯ, ведущая рубрики «Мама в декрете». Фото Pixabay.
Нужно ли наказывать ребенка за провинности? Как бобруйские мамы относятся к наказаниям? Чего категорически не стоит делать, наказывая ребенка, и почему подростки не боятся наказаний? Об этом – беседа с детским психологом Светланой Глагола и мамами.
Простить нельзя наказать?
Время стремительно бежит, вот уже малышу исполнился годик, и он начинает «показывать характер». В моем случае, например, глядя мне в глаза, он выливает воду из поильника на стол или на себя, а при попытке забрать – изо всех сил сопротивляется и возмущенно кричит. Потом трясет пальцем: «ни-ни»! И снова льет. Вот и задумалась я о наказаниях и воспитании. Как любая мама, с ужасом представляю обе крайности: катающегося по земле психующего отпрыска и свист карающего ремня. Со старшим как-то это все уже забылось: он говорит, что все время воспитывала словом, но помнит, как однажды всыпала ремня за серьезную провинность.
Мнение мам
Побеседовала на эту тему с десятком мам. Большинство считает, что наказание – неотъемлемая часть воспитания, подходы при этом незначительно отличаются.
Например, мама двоих детей, 8 и 3 лет, Татьяна Н., считает, что наказывать стоит до определенного возраста, с 2 и до 3 лет. Говорит, старшую дочку не били никогда, а сыну и ремнем доставалось, и в угол ставили – иначе не понимал. Сегодня в их семье – это скорее шантаж, а не наказание – лишение доступа к телефону. Еще одна мама двоих мальчишек, 7 и 4 лет, Татьяна П. соглашается, что лишение гаджетов – с самого раннего возраста едва ли не единственный способ разрешить конфликт. Виктория Н., мама двойняшек, живущая сейчас в Италии, признается, что ей повышать голос приходится через день, а частенько и берется за ремень, хотя у итальянцев физические наказания не приняты. А вот бобруйчанка Ирина, с которой разговорились на прогулке, мама полуторагодовалой дочки, напротив, утверждает, что пока обходятся только словами и объяснениями, и в будущем она категорически не планирует применять физические наказания и жесткие ограничения. Ее поддерживает мама Арсения, Ольга Л., говорит, бить и кричать – точно не вариант.
Елена Ф., мама взрослого сына и 7-месячной дочки, рассуждает:
– Со старшим никакого особого наказания не было, всегда старались разговаривать. В угол не ставили, но могла и шлёпнуть, о чем сейчас сильно сожалею. Младшую планирую воспитывать на принципах демократии и диалога, разговаривать, объяснять и, конечно же, быть личным примером. Надеюсь, у нас получится. У нас большая разница у детей (16 лет), было время все взвесить, и повзрослеть самой.
Слово специалисту
Задаем вопросы бобруйскому практикующему семейному и детскому психологу, Светлане Глагола:
Семейный и детский психолог, Глагола Светлана Сергеевна. Фото предоставлено героем материала.– Светлана, с какого возраста уместно начинать наказывать ребенка за провинности?
– Воспитание начинается, фигурально выражаясь, с рождения. Универсального рецепта нет. Сейчас ситуация с наказаниями по отношению к детям в семье обстоит очень интересно. С одной стороны, в нашей культуре испокон веков считалось, что «без розги не вырастишь человека», а с другой стороны, система воспитания ушла далеко вперед, и многие родители боятся наказывать своих детей, чтобы не травмировать их.
Типичная ситуация: мамы детей до 3 лет стараются идти на поводу желаний ребенка и во всем его слушают, но забывают, что малыш еще не знает, чего хочет. В зависимости от настроения и любопытства он желает то одно, то другое, а когда ему дают все сразу – переутомляется и плачет. Задача родителя заключается в том, чтобы умело ограничивать и грамотно переключать внимание ребенка, а не наказывать его от бессилия, когда пропадает терпение и кажется, что он просто капризничает.– Есть ли какие-то особенности воспитания в наше время?
– Важным аспектом, на мой взгляд, является то, что многие мамы воспитывают своих детей одни, по причине частых командировок пап. В такой ситуации система воспитания носит нерегулярный характер. Мамы часто за один и тот же проступок могут или наказать, или вообще никак не отреагировать в силу своей загруженности. Если по каким-то причинам воспитанием занимаются бабушки и дедушки, то это совсем другой вид воспитания. Все эти особенности приходятся на одного ребенка. Таким образом, в силу всего перечисленного наши дети живут в непостоянной системе поощрений и наказаний, в которой непонятно, как же лучше поступить: как хочется или как говорят.
Типичная ситуация: супруг находится в командировке и, кроме домашних обязанностей, на женщин обрушиваются дополнительные проблемы. Плюс она чувствует, что не защищена и не справляется со всем, что нужно сделать. Если в такой ситуации еще и ребенок приносит плохие отметки, то, как правило, терпение подводит женщину, и она срывается на источнике раздражения. В данной ситуации речь идет не о наказании как таковом, а просто о нервном срыве.
– С чем чаще всего вы сталкиваетесь в работе?
– Чаще всего, когда родители приводят ребенка к психологу, их запрос звучит как «помогите – он неуправляемый». Но обычно на деле оказывается, что у родителей нет четких требований по отношению к ребенку, и ребенок не понимает, что от него хотят. В такой семье любые наказания не будут иметь успеха из-за отсутствия постоянных условий и требований.
Типичная ситуация: ребенок ничего не хочет, единственное его желание – компьютерные игры. Если разобраться, взрослые тоже много времени проводят в социальных сетях и потому не против, чтобы их ребенок «залипал» в экран и не мешал. Когда же чадо полностью погружается в виртуальный мир и перестает реагировать на окружающих людей, только тогда родители замечают, что что-то не так и угрожают лишить его любимой игрушки.
– Чего нельзя делать родителям?
– Нужно категорически избегать по отношению к ребенку: физических наказаний, наказаний едой (не кормить его или отказывать в каких-то продуктах), эмоционально жестокого обращения с ребенком, угрожать что-то сделать с ним, придумывать нереалистичные угрозы (отдам в приют и т.п.).
– Как «правильно» наказывать?
– Я для себя под «наказанием» понимаю метод обозначения границ дозволенного. Другими словами, целью наказания должно выступать объяснение ребенку, что можно, а что нельзя и не принято в том окружении, в котором он родился. Делается это для того, чтобы уберечь его от опасной среды или для дальнейшей социализации в обществе. Следовательно, родителям, прежде чем наказывать, нужно доступно и понятно – в соответствии с возрастом – объяснить ребенку, чего они от него ожидают и чему хотят научить.
– Какие ошибки чаще всего совершают родители?
– Чаще всего родители наказывают не за проступки, а, скорее, от бессилия или чтобы «выпустить пар». Они не могут или не знают, как донести до ребенка то, чего от него ждут. Есть родители, которые копируют модель воспитания своих родителей и в этом случае не задумываются, а просто повторяют то, к чему привыкли сами. Бывает, что отцы и матери, которые в силу личностных особенностей не обладают способами регуляции собственных чувств и эмоций, просто срываются на более слабом и беззащитном – своем ребенке. Также существуют родители, которые жестоки со своими детьми, потому что уверены в собственной безнаказанности.
– Чем же можно заменить привычный многим «ремень»?
– Если понаблюдать внимательно за своим ребенком, то всегда можно найти альтернативу физическим наказаниям. Есть достаточно много инструментов для воздействия на ребенка без насилия, например: система поощрений, похвала, поиск и опора на его потребности и желания, предоставление управляемого выбора: предлагается на выбор то, что можно позволить из социально одобряемого поведения, собственный пример, ведение переговоров, реагирование не агрессией, а юмором, принятие решений вместе, опора на реальные возможности своего ребенка, умение не выдавать желаемое за действительное.
– С маленькими детьми понятно, а есть ли какие-то особенности воспитания в подростковом возрасте?
– Подростки, с которыми я работаю, чаще всего жалуются на то, что родители требуют от них то, чего не делают сами. И на деле это подтверждается. Дети растут, а взрослые продолжают относиться к ним как к маленьким, хотя требуют от них, как от взрослых. Подростки же в силу своего возрастного максимализма никакой вид наказания в такой ситуации не воспринимают. В данном случае родителям нужно сначала сделать переоценку своих требований и поменять отношение к ребенку.
– Что вы можете посоветовать родителям?
– Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что фокус внимания нужно смещать от наказания к постоянству своих требований и ожиданий к ребенку. Если семейная ситуация понятна и требования всегда одинаковые, ваш ребенок очень быстро сам научится вести себя без регуляции извне в виде наказаний.
Как правильно наказывать ребенка?
Наверное, нет ребенка, которого ни разу в жизни не наказывали. И в этом ничего плохо нет, ведь наказание – это тоже элемент воспитания. Вопрос только в том, как часто можно к нему прибегать и как правильно наказывать ребенка, чтобы не навредить ему.
А можно ли?
Наказывать детей можно и нужно, ведь таким образом вы даете ребенку понять, что он поступил плохо или неправильно. Вы же хвалите и поощряете ребенка в определенных ситуациях! С наказанием тоже самое. Ребенок должен четко понимать, что за несоблюдение строгих правил, может последовать наказание. Конечно, очень важно наказывать правильно, чтобы не вызвать у ребенка злобу и чувство протеста.
Как правильно наказывать ребенка?
Итак, вот несколько простых правил, которыми стоит руководствоваться, если вы наказываете своего ребенка:
- Всегда объясняйте ребенку, за что он наказан.
- Наказание должно быть своевременным. Малыш плохо себя ведет? Нашкодил в магазине? Не нужно откладывать наказание на потом, ведь дети очень быстро забывают все плохое, и, вернувшись домой, он уже может не понять, чем вызвано ваше недовольство.
- Размер наказания всегда должен быть пропорционален размеру проступка.
- Будьте последовательны, во-первых, в тех вещах, за которые наказываете, во-вторых, в своих обещаниях. Если уж вы сказали, что ребенок будет наказан, сдержите свое слово.
- Никогда не оскорбляйте и не унижайте ребенка. Иначе ваше чадо не поймет, что вы недовольны не им самим, а лишь его действиями.
- Наказание не должно отменять предыдущие награды (например, подаренные игрушки) или данные обещания (вроде похода на выходных в парк).
- Наказание не должно касаться важных сфер жизни. Можно оставить ребенка без десерта, но нельзя – без ужина.
- Один из самых действенных способов наказания – перерыв. Оставьте ребенка одного (на несколько минут или часов зависит от самого ребенка), дайте время успокоиться и подумать над своим поведением.
Конечно, меры наказания зависят только от самих родителей, ведь никто лучше вас не знает, что будет эффективнее для вашего ребенка. Однако, чтобы вы не избрали, помните об этих простых правилах и тогда вам удастся избежать обид и злости малыша на ваше наказание.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Материал на тему: как правильно наказывать ребенка.
Впервые сталкиваясь с детским непослушанием, родители неизбежно начинают задумываться о том, как правильно наказывать ребенка. Выполнения каких-то определенных правил можно требовать от малыша, которому исполнился как минимум год, к этому возрасту он уже понимает, к чему приводят его поступки, осознает причинно-следственные связи и, следовательно, к нему можно применять меры «репрессивного» характера.
Бить или не бить – вот в чем вопрос
Что делать, если слово «нельзя» ребенок уже понимает, но игнорирует?
Психологи говорят о недопустимости физических наказаний, однако вряд ли кому-нибудь из детей удалось вырасти, так и не получив ни единого шлепка от своих родителей. Порой даже самых терпеливых мам и пап, убежденных в том, что по отношению к ребенку нельзя применять насилие, дети выводят из равновесия до такой степени, что здравый смысл отступает.
Детей наказывали физически во все времена, и не только в семье. В образовательных учреждениях практиковалась, например, порка розгами за плохое поведение, невыученный урок и прочие провинности. В настоящее время телесные наказания до сих пор применяются в школах в некоторых штатах США и в некоторых частных школах Великобритании.
Физическое наказание кажется самым действенным, однако несет в себе негативные побочные эффекты. Это занижение чувства собственного достоинства, или поведение, продиктованное чувством страха; это смешанное чувство обиды, нанесенной вам человеком, на любовь которого вы рассчитывали; это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы – единственный способ добиться того, чего хочешь. Кроме того, наказание делает ребенка недоверчивым и побуждает скрывать свои ошибки.
Поэтому лучше использовать другие способы воздействия на поведение ребенка.
Метод кнута и пряника
Наказание и похвала – это основные приемы воспитания детей, они преследуют целью выработку условного рефлекса: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.
Наказание должно быть конкретным и последовательным. Нельзя за одну и ту же провинность то наказывать, то игнорировать проступок. Например, сегодня вы наказали ребенка за то, что он не собрал вечером игрушки, а завтра не обратили внимания на бардак или убрали сами. Когда в следующий раз вы будете ругать малыша за беспорядок, он не будет понимать, почему мама меняет свое мнение.
Никогда не срывайте на ребенке свою злость. Бывает, что мама просто устала или у нее проблемы на работе, ей надо куда-то выплеснуть свой негатив, и она начинает дома ругать малыша за любую провинность.
Если все же такое случилось, не бойтесь попросить прощения у малыша, скажите, что вы сильно устали и потому так бурно отреагировали. Когда ребенок будет видеть, что взрослые иногда срываются, но потом извиняются, он будет понимать смысл прощения, и сам будет так поступать, чувствуя свою вину.
Действенный вид наказания – это отстранение и лишение. Лишите ребенка конфеты, если он не убирает после себя, или перестаньте с ним разговаривать, если он обидел вас или бабушку. Для общительного ребенка это будет настоящей проблемой. Можно поставить малыша в угол. Но помните, что, пока ребенок не признает свою вину, нельзя менять меру наказания просто потому, что пора идти кушать или спать.
Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!»
Если малыш попросил прощения, то инцидент считается исчерпанным, и не нужно постоянно напоминать ему о той провинности. Ребенок должен понимать всю серьезность прощения, а не относиться к этому просто, как к заученной фразе.
Часто дети не слушаются и плохо ведут себя для того, чтобы обратить на себя внимание. Хвалите своих ребятишек, цените их, говорите им о своей любви, тогда и поводов для непослушания, а значит, и наказаний будет меньше.
Наказывая, вы приучаете ребенка контролировать свое поведение, наказание развивает ответственность за свои поступки.
Любое воспитание возможно только на фоне безусловного положительного принятия ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев при наказании ребенок чувствует себя целиком отвергнутым; за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители зачастую используют такие эпитеты: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила?».
Существует более конструктивный и эффективный вариант критики, когда критикуют только отдельные проступки ребенка, сообщая при этом какой эмоциональный удар он нанес вам своим поведением: «Сегодня ты сделал мне очень больно тем, что обидел бабушку», «Я расстроена твоим поведением в школе, и мне было очень стыдно слушать про тебя от учительницы». С таких фраз гораздо легче начать разговор и выяснить причины поведения ребенка. А главное – в них не звучит оскорблений, на которые хочется ответить тем же.
Если рассматривать взаимодействия людей схематично, то наши обращения друг к другу можно классифицировать как положительные, отрицательные или никакие (безразличные).
Дети для роста и развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Порой дети становятся «неблагополучными» из-за невозможности каким-либо способом получить внимание и одобрение родителей.
Справедливое и несправедливое наказание детей
Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были озвучены родителями, и которые хорошо известны ребенку. В противном случае ребенок чувствует искреннюю обиду и не понимает смысла наказания.
Несправедливое наказание детей происходит вследствие внутреннего состояния родителей, не обусловленного непосредственно поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе – раздражения, усталости и пр. Ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания – неубранные игрушки и пр. У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых.
Порой причины отклоняющегося поведения детей кроются в семейной ситуации. Типичный пример – семья на грани развода, где ребенок всеми доступными ему средствами пытается ее сохранить. Он отвлекает внимание родителей от их проблем своим поведением, объединяя их в том, что отвлекает внимание на себя.
Еще одна причина – пожалуй, самая трагическая: нелюбимый ребенок. Немногие родители могут себе в этом признаться, но если они нашли в себе силы для признания, они имеют шанс изменить свое поведение (если не отношение) к ребенку. Их резерв – чувство долга по отношению к ребенку. Причины могут быть разнообразными: в принципе нежеланный ребенок (женщина не хотела иметь детей, но «так вышло»; ребенок не того пола, которого ждали родители; ребенок похож и внешне, и характером на кого-то из нелюбимых родственников; непринятие ребенка отчимом или мачехой.)
Помните, что Ваша родительская задача – вырастить ребенка с минимальными психологическими травмами и потерями.
Каждый случай «плохого поведения» ребенка индивидуален; даже при внешне похожем поведении в основе его могут лежать различные причины.
Правила наказания детей
При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
Детей нельзя лишать удовлетворения их физиологических потребностей.
Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
Наказание детей должно носить временный характер («ты не сядешь за компьютер три дня»).
При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Осуждается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
При наказании детей следует исключить припоминание прежних проступков, вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.
Физическое наказание детей
Родителей всегда волновал вопрос о физическом наказании детей: его приемлемость, формы и необходимость. Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок. Оно неприемлемо по отношению к подросткам и к детям, чье неправильное поведение обусловлено болезнью (энурез, энкопрез, депрессия, синдром гиперактивности с дефицитом внимания), которая требует медикаментозного, а не только психотерапевтического лечения. При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом: выработка рефлекса через болезненные ощущения.
Когда допустимо физическое наказание детей
Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей, как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:
— если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.
— если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми.)
— если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.
Если вы все-таки решили прибегнуть к физическому наказанию ребенка, то это не должно быть избиением и наносить ребенку телесные повреждения. Достаточно нескольких шлепков по ягодицам.
Неприемлемые способы наказания
Если взрослый человек может воспротивиться и дать сдачи при несправедливом наказании, то у детей эта возможность отсутствует по причине их физической слабости и моральной зависимости от взрослых.
Недопустимо физическое наказание детей, приносящее вред их здоровью (удары по голове, нанесение травм).
Нельзя использовать эпитеты и оскорбления по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать («Ты весь пошел в отца», «Ты бестолочь и подонок, из тебя никогда не вырастет нормального человека» и пр.) Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, а не просто наказанным.
Недопустимо причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной ванной.
Прощение
В нашей культуре просьба о прощении носит ритуальный характер. Зачастую мы требуем извинений формально, не задумываясь, чего мы на самом деле хотим: истинного раскаяния или произнесения традиционного «Простите меня, пожалуйста, я больше так делать не буду».
Простить означает, что вы никогда не будете припоминать проступок и использовать его в качестве «козыря» при дальнейших разногласиях.
Ребенок, перед тем как попросить прощения, должен точно знать, в чем именно он провинился. Стоит рассказать ему о своих чувствах и дать время об этом подумать, не отвергая его как личность. При этом нужно быть готовыми к тому, что и вам самим придется в чем-то раскаяться.
Обычно просьбы о прощении ассоциируется со слабостью, которую родители никак не имеют право проявить перед детьми. На самом деле, извиняясь перед детьми, мы показываем свою силу и подаем пример, как это делается.
Зачастую мы сами не даем ребенку возможности осознать свою вину. Мальчика, провинившегося перед бабушкой, ставят в угол. Он лишен возможности отвлечься на другие стимулы и занятия, и поглощен мыслями о своем проступке. Но когда подходит время обеда, его оттуда извлекают, хотя он может быть и не голоден, и таким образом прерывается его осознание и осмысление своей вины. Причина в приоритете материальных ценностей (своевременного приема пищи) над духовными.
Совершил проступок – исправляй!
В целях наказания лучше всего пользоваться следующим правилом: совершил проступок – исправляй! Насорил в комнате – убери за собой, пролил воду – вытри, порвал одежду – зашей, испачкал – постирай и т.д. С такими требованиями ребёнку будет трудно не согласиться, ведь они справедливы. Но эти требования должны распространятся на всех членов семьи. Если малыш увидит, что это правило применяется только к нему, очень скоро он перестанет ему следовать.
Лучше, когда последствия проступка наступают сразу после его совершения. Ребёнок, особенно маленький, должен сразу увидеть и оценить результаты своих действий, иначе никаких полезных выводов из ситуации он не извлечёт. По мере взросления ребёнка интервал между поступком и его следствием может увеличиваться.
После того, как малыш получил естественное наказание (облился соком), старайтесь не вмешиваться в эту ситуацию, не читать ему нотаций: «Сколько раз я тебя предупреждала, что нужно быть осторожным» и т.п. Так можно свести на нет всю воспитательную ценность ситуации. Малыш сосредоточит всё своё внимание на вас, а не на реальном событии. А значит, в следующий раз ситуация повторится.
Конечно, использование этого метода допустимо только в тех случаях, когда последствия безопасны для жизни и здоровья малыша, а также окружающих его людей. Мы же не будем смотреть, как ребёнок играет дома со спичками и ждать, что пожар научит его осторожности.
Будьте объективны. Если малыш совершил проступок по неосторожности, случайно, то наказывать в таком случае некого и не за что. Наоборот, помогите ребёнку устранить все последствия случившегося. Если он разлил воду, вместе вытрите пол и переоденьте малыша в сухую одежду.
В некоторых случаях наказание можно смело пропустить и вместе подумать, как исправить ситуацию.
Если вы всё же решили наказать малыша за какой-либо проступок, то помните, что лучше наказывать ребёнка, лишая чего-то хорошего, чем делая ему плохо. Тогда ребёнку действительно будет о чём сожалеть. Если, например, вы по выходным ходите в парк, то отложите этот поход или оставьте ребёнка дома с бабушкой.
Предупреждайте ребёнка заранее, за что и как он может быть наказан. Только не угрожайте и не запугивайте. Просто спокойно предупредите его. Иначе малыш будет испытывать страх за каждое своё действие. Наказывать ребёнка за то, что он нарушил неизвестное ему правило, несправедливо и бессмысленно. В случае, когда малыш заранее предупреждён, право выбора остаётся за ним.
Наказание должно содержать в себе какие-либо возможности для обучения, овладения новыми навыками.
Нельзя объявлять о наказании, а потом откладывать его. Неизвестность очень страшит детей.
Наказывая ребёнка, покажите ему, что вам крайне неприятно это делать. Малыш должен знать, что несмотря ни на что, вы любите его.
Применяйте наказания в крайних случаях. Любые проблемы и вопросы старайтесь решать мирным путём: договаривайтесь, ищите компромисс, объясняйте малышу свою точку зрения и всегда выслушивайте его. Каждый раз убеждайтесь, что ребёнок действительно слышит и понимает то, что вы ему говорите. Ведь чаще вина лежит не на том, кто плохо понимает, а на том, кто плохо объясняет!
Способы поощрения
Чем младше ребенок, тем более наглядным, ощутимым и неотложным должно быть поощрение. У маленького ребенка плохо развито чувство времени. Поэтому такая формулировка, как «если ты будешь всю неделю убирать за собой игрушки, то в воскресенье мы пойдем с тобой в зоопарк» неприемлема. Ребенок плохо понимает, что такое неделя.
Ему можно предложить увеличить время чтения сказки на ночь, новую игрушку, о которой он действительно мечтал, но не имел возможности ее получить в силу неправильного поведения, больший по времени совместный досуг (игры).
Все о том, как правильно наказать ребенка
Рейтинг: Нет рейтинга
Дети – цветы нашей жизни. И все они рождаются невинными, добрыми и особенными. Мир сильно изменился, а с ним изменились и дети. И многие родители столкнулись с тем, что воспитание, основанное на страхе, больше не оказывает на них предполагаемого воздействия.
Ты делаешь все наилучшее для этого крохи, выкладываясь на все сто. И в какой-то момент осознаешь, что ситуация вышла из-под контроля. Что пошло не так… как наказать ребенка за плохое поведение?
Можно ли наказывать ребенка
Чем дальше мы движемся вперед, тем все больше мнения поколений расходятся по этому поводу. Нужно ли наказывать детей? Есть ли ценность в таком подходе? Конечно, ребенка наказывать можно, а в отдельных случаях и нужно. Но вот методы наказания нужно выбирать очень осторожно.
Над вопросом правильного воспитания детей работает много психологов по всему миру. И все они пытаются донести нам, родителям, что запугивания и диктаторство – это не метод. Ведь нервную систему малыша сломать так легко, а вот восстановить – тяжкий труд.
Причины непослушания у детей
Многие родители ищут для себя оправдания в том, что наступило очень тяжёлое время для воспитания детей: разврат общества, вседозволенность, изобилие рекламы. Но вы должны понять одно, проблемы детей начинаются дома и могут быть решены там же.
Самые наглядные причины детского непослушания:
- Отсутствие внимания со стороны родителей (Непослушание – это метод крохи привлечь к себе внимание взрослого).
- Неоднозначность воспитания обоими родителями (Мама что-то запрещает, а папа этим балует. Помните, одна семья – одни методы).
- Чрезмерный родительский контроль (Слишком много «нельзя»).
- Непоследовательность действий (Сегодня это делать нельзя, а завтра можно, и малыш перестает чувствовать грань дозволенности).
- Отсутствие причины наказания (Не понимая происхождение наказания, кроха начинает протестовать).
- Возрастной кризис (Существует кризис 1 года, 2 лет, 3 лет, 6-8 лет.
- Невыполнение своих обещаний (Если вы пообещали малышу наказать за что-то содеянное, обязательно держите свое слово).
- Насилие в ответ на насилие (Когда в семье приветствуется грубость в общения, малыш копирует поведение взрослых).
Когда ребенок не заслуживает наказания
Мы уже обсуждали с вами, что нервной системе крохи очень легко нанести вред. Детки – они добрые, открытые и уязвимые.
Поэтому давайте отметим для себя ряд случаев, при которых этих малюток наказывать нельзя:
- Не установив границы, наказывать нельзя.
- Когда ребенок еще не осознает, к чему могли привести его действия (Необходимо проводить пояснительные беседы, но не наказывать).
- Когда фантазируют (Практически все малыши фантазируют, а для взрослых эта фантазия близка к вранью. Обязательно проводите разъяснительные беседы).
- Когда ребенок выявляет сильную привязанность к вам либо другим членам семьи (Наказание убивает доверие).
- При проявлении естественных эмоций (Зависть, гнев, ревность. Ребенок не должен таить свои чувства. Ваша задача помочь ему быть открытым, быть собой).
- За неуклюжесть (Это физиология развития, этот период времени необходимо просто пережить).
- Когда ребенок хочет большего (Дети не должны стесняться просить. А родители в свою очередь должны научиться отказывать. Так как просьба не гарантирует получение желаемого).
- Не наказывайте из-за того, что у вас плохое настроение.
Общие принципы наказания
- Прежде чем наказать, выясните мотивы, которыми ваш ребенок руководствовался. (Вы этим покажите малышу, что считаетесь с его мнением).
- Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя. (Другими словами, выставите границы. И это поможет очертить грани дозволенного).
- При наказании детей ни в коем случае не употребляйте оскорбления и унижения в их адрес.
- Будьте последовательными (Содеянное не должно остаться без вашего внимания, даже когда у вас катастрофически нет времени).
- Наказывая, ведите себя сдержано, не повышайте голос. Спокойно и медленно расскажите чаду причину его наказания и убедитесь, что он вас услышал.
- Родители должны работать всегда в паре (И мама и папа преследуют одни и те же цели. Только вместе вы – сила).
- Работайте с конкретной ситуацией, не упоминая случаи двухмесячной давности.
- Не стоит наказывать ребенка публично (Это может травмировать его самооценку на всю жизнь, особенно если он находится на грани возрастного кризиса).
- Обязательно хвалите свое чадо (похвала – это стимул).
Эффективные методы наказания
Как же наказывать детей за непослушание? Современные методы наказания основываются на сотрудничестве и мотивации детей при помощи поощрения, а также желании доставить родным радость. Существует масса современных подходов.
Но при их выборе всегда ориентируйтесь на тяжесть содеянного. Для поступков разной сложности нежелательно применять одно и то же наказание. Давайте вникнем в их суть. Родители, которые задаются вопросом, а можно ли и как наказывать ребенка в 2-3 года, обязательно найдут подходящий для своего чада метод.
Предупреждение только на словах
Каждый человек должен иметь шанс исправиться.
Исправление содеянного
Примером этого наказания будет следующая ситуация. Пока вы отсутствовали в детской, ребенок порвал книгу и разбросал по всей комнате. Наказание будет достойным, если вы в вежливой форме попросите его убраться. Что делать, если ребенок не слушается, оказывает сопротивление? В этом случае спокойно, без эмоций, но уже в приказном тоне попросите сделать то же самое.
Использование тайм-аутов
Принцип данного метода заключается в том, что малышу объясняют причину наказания и оставляют подумать о содеянном в отдельной комнате (в вечернее время ни в коем случае нельзя выключать свет).
Психологи рекомендуют использовать по минуте за год жизни. Т.е. мерой наказания трехлетнего ребенка будет тайм-аут в размере трех минут. Зачастую тайм-ауты нужны, когда малыш теряет над собой контроль, это своего рода перезагрузка.
Применение домашних работ в качестве наказания
Зачастую такой метод подходит для детей постарше (от 7 лет и выше). Мытье посуды, уборка дома, уборка сада.
Лишение права использования гаджетов
На определенный период ограничьте использование какого-то устройства либо интернета.
Ограничение в общении
Если вам показалось, что содеянный ребенком поступок очень серьезный, на какой-то временной промежуток ограничьте общение с ровесниками.
Обратите внимание! Не рекомендуется использовать только один метод на все случаи проступков. Данные методы намного эффективнее в комплексе. Только обязательно разграничивайте тяжесть содеянного.
Как нельзя наказывать детей
Физическое наказание
Такое наказание, как пороть ребенка ремнем, считается самым тяжким. Последствия могут быть самые разные. Поэтому помните, это самый легкий метод для родителей, которые просто не хотят вникать в цель воспитания.
Запугивание
Метод, основанный на страхе. Ребенок не должен бояться родителей. Он должен доверять и делиться с ними всеми переживаниями.
Публичное наказание
Этот метод зачастую вызывает обиду, агрессию у малыша и чаще всего приводит к заниженной самооценке.
Выключение света
Для наказания никогда не используйте темные комнаты, психика малыша еще совсем шаткая, чтобы самостоятельно справиться с возникающими в голове страхами.
Повышение голоса
При криках малыш перестает слышать суть сказанного, зачастую маленький мозг акцентирует внимание на самой громкостью звука. Достаточно научить ребенка понимать, что папа и мама главные, и их слово очень значимо.
Как правильно наказывать ребенка – видео
Посмотрите, как опытные мамы без криков и нервов легко устанавливают границы для своих детей. Методы, приведенные в видео, ответят многим мамам на вопрос, как наказывать ребенка в 2-3 года.
Младенец – это чистый лист, а задача родителей – его правильно наполнить. Не поленитесь вникнуть и потратить время на воплощение современных методов воспитания. Дети прислушиваются к родителям, когда родители слышат детей. Чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, развивайте его волю, а не ломайте ее. Уверенные дети знают, чего хотят от жизни.
Будем благодарны примерам и советам из вашего личного опыта. Пишите в комментариях.
Памятка для родителей — поощрение и наказание ребенка в семье
В воспитании ребёнка сложно обойтись без наказания. Чем старше становится дитя, тем больше будет совершать ошибок. Перед осознанными родителями встанет вопрос о том, как правильно поощрять и наказывать ребенка.
Есть мнение, что наказывать детей надо иначе из них ничего не получиться. Это спорное утверждение, и все зависит от степени проступка и о тех целях, которые родители ставят перед собой, когда наказывают ребенка в семье.
К двум годам психика детей созревает настолько, что пробует границы допустимого поведения в общении с родителями. Важно полное установить полное взаимопонимание между взрослыми членами семьи, за что и как наказывать ребёнка, а какое поведение заслуживает поощрения.
Как правильно наказывать детей дошкольного возраста
Не навреди
Нельзя применять методы, которые принесут физический или психологический вред ребёнку. Против физического воздействия высказываются, как психологи, так и педиатры.
Важно!
Если применять физическую боль и моральное унижение систематически, ребёнок будет чувствовать безысходность ситуации.Противостоять сильному взрослому он не в состоянии, а взаимная агрессия или попытка избежать наказания ведет к повторной волне гнева. Не прибегайте шлепкам по попе или тумакам за незначительные проступки иначе ребёнок вырастете безынициативным и пугливым.
Одно преступление-одно наказание
Не успели наказать ребёнка тотчас после проступка, то не наказывайте и потом. Не допустима ситуация, когда ребёнок разбил вазу, а нагоняй за это получит через неделю.
Не наказывайте ребенка нелюбовью
Родительская любовь, это то чего ребёнок будет постоянно требовать и ждать. В каждом возрасте, когда мама или папа говорят маленькому ребёнку, что не любят – это сильно бьёт по самооценке ребенка. Родители живые люди и у них случаются неудачные дни или неприятности на работе. На пике эмоций взрослые могут сорваться, накричать и даже обидеть чадо. Спокойно обсудите ситуацию с ребенком и это простое действие поможет наладить отношения в семье.
Наказание лишением
Будет правильно поощрять и наказывать ребенка с помощью «приятных» вещей. Не давать играть в телефоне или смотреть мультики. Это то без чего ребёнок может спокойно обойтись, но отсутствие этих вещей не понравиться малышу. Главное правило — не перестараться. Нельзя лишать ребенка еды или угощений, сна, прогулки на свежем воздухе.
Исправительные работы
Метод наказания ребёнка трудом работает дошкольном возрасте. Дитя на улице вымазало вещи в грязи, заставьте постирать грязную одежду без посторонней помощи. К такому наказанию нужно прибегать крайне осторожно. Ведь таким способом быстро вырабатывается отвращение к труду и во взрослой жизни.
Сказка вместо наказания
В младшем дошкольном возрасте сложные ситуации лучше разбирать на основе иносказаний. Сказки как нельзя подходят для этого. Ребёнок вредничает и регулярно не слушается? Расскажите ребенку сказку, с похожим главным героем. Пусть в сюжете сказки проступки главного героя ведут к тому что маме и папе становиться грустно.
Не кричите
Родители, которые постоянно кричат, перестают быть для ребенка авторитетом. Первоначально повышенный тон оказывает нужное действие: испуг, страх, но, когда это происходит постоянно, результат будет иной.
Не наказывайте впрок
Метод воспитания «заранее» не работает однозначно. В качестве профилактики за возможные наказания нельзя лишать привилегий или поощрений. Нельзя сказать ребенку, что не пойдете с ним в зоопарк если на этой неделе не будет слушаться.
Исполняйте наказание
Если родители пообещали забрать телефон за проступок, а потом не забрали, ребёнок не поймет, то ваши слова не подкрепляются действием. Это значит, что бояться гнева родителей нет нужды.
Временный «тайм-аут». Метод наказания ребенка в семье, который работает. Если малыш бунтует и кричит оставьте его одного на короткий срок в комнате. Что бы избежать конфликта перестаньте нервничать и кричать, просто уйдите в другую комнату. У ребенка будет время на осознание своих поступков.
Правило: – одна минута одиночества на каждый год жизни ребенка.
Не наказывайте темнотой
Одиночество и без того успокаивает ребенка, поэтому не добавляйте сюда еще и темноту. 80% детей испытывают страх перед наступлением темноты. У взрослых такой страх перерастает в серьезную фобию, которая присутствует у 10% населения планеты. Страх перед темнотой подкрепляется фантазией ребенка, что еще больше вредит психике.
Читайте также: Чего бояться наши дети, или как бороться с детскими страхами.
Отказ обещанного
Часто родители склонны отбирать у ребенка вещь, которую еще не подарили. Например, сказать, что малыш не получит подарок на праздник, который будет впереди за то, что сделал. Подарки — это не способ поощрения и наказания ребенка в семье, в глазах ребенка это проявление любви родителей. Нельзя отбирать и прятать те вещи, которые уже у него есть.
Следите за своим поведением
Взрослые забываются и при ребенке делают или говорят то, что допустимо только взрослому человеку. В случае, если это повторит ребёнок, то это считается проступком. Яркий пример – это бранные слова. Мама или папа в присутствии ребенка могут сказать несколько матерных слов. Ребёнок слушает и повторяет. Ему невдомек, что так говорить нельзя, ведь так говорят родители. Но взрослые тут же запускают систему наказания. Обещают вымыть рот мылом или бьют по губам. Как маленький человечек поймет, что это некрасиво и неправильно?
Не наказывайте за познание
Ребёнок на улице прыгает по лужам или пытается ножом отрезать кусочек хлеба, как делает это мама. Это способ познать мир. Ругать и наказывать за такое попросту вредно. Вы рискуете вырастить инфантильного и безынициативного человека. Правильно будет объяснить ребенку, что так делать нельзя, потому что это опасно.
Не наказывайте при людно
Публичное унижение достоинства – это худшее, что могут родители сделать ребенку. На улице в кругу детей, которые гуляют с мамами или перед родственниками и старшими детьми – это действует уничтожающе. Если ребёнок, ударил другого ребенка или сломал чужую игрушку нельзя кричать на него при в присутствии других людей и отчитывать за проступок. Будьте взрослым человеком. Отведите ребенка в сторону и спокойно объясните, что это так делать нельзя.
Наказание имеет срок годности
Даже в юридических законах записано, что человек не может быть наказан за одно преступление дважды. Допустим ребёнок сломал дорогую вещь в доме, и родители наказали его в этот день. Когда очередной раз об этом вспомнили, опять пожурили проказника, потому что вещь дорогая и на починку ушло много времени или денег. Ребёнок не поймет почему его наказывают.
Объяснение вместо наказания
Проще ударить ребенка по попе, чем спокойно пояснить, почему так делать нельзя. Винить маму в этом нельзя потому что жизнь не состоит из одних только хороших событий. Из-за страха за жизнь ребенка и безопасность эмоции зашкаливают и иного выхода, как накричать или ударить малыша по попе нет. Но в отдельных случаях осознанно подходите к вопросам правильного наказания ребенка. Как поощрять ребенка в семье
Интересно!
Психологи утверждают, что к наказанию необходимо прибегать только в редких случаях. Полезней разработать систему поощрений в семье, при которой ребёнок будет чувствовать себя нужным, любимым.Как правильно поощрять ребенка в семье, чтобы не избаловать его
- Будьте честным по отношению к ребенку. Ваша похвала вместе с наградой должна соответствовать тому, что сделал малыш. Если ребёнок только перенес коробку из одной комнаты в другую или нарисовал неаккуратный рисунок не стоит преувеличивать такие поступки. Фальшь в поведении родителей поколеблет веру ребенка в вашу искренность.
- Поощряйте не самого ребенка, а его поступок или вещь, которую он сделал. Например, убрал комнату, скажите, что в доме стало намного уютнее и чище после уборки.
- Не поощряйте ребенка за естественные вещи. Не давайте конфету за то, что сам сел на горшок или убрал за собой игрушки. Это элементы самообслуживания и правил поведения в обществе. Во взрослой жизни его никто не будет хвалить за простые вещи.
- Не поощряйте детей деньгами. Если с раннего детства заставлять ребенка делать домашние дела или зарядку за материальное вознаграждение, то из него вырастет корыстный меркантильный человек. Лучше заинтересовать малыша процессом или делать все вместе. Детям нравиться помогать родителям. Если это желание не отбили сами родители постоянными запретами и криками: «Нельзя».
- Начинайте с малого. Ребенка в раннем дошкольном возрасте достаточно просто обнять и поцеловать. Дети чуть старше заслуживают словесного признания и похвалы. Как лучше хвалить своего ребенка знают только родители.
В вопросе, как правильно поощрять и наказывать ребенка дома учитывайте, характер детей тип темперамента. Меланхоличному и тихому ребенку будет обидно и больно, если его накажет мама или папа за вещи, которые сам проступком не считает. Аналогичная ситуация вызовет протест и приступ агрессии у холерика.
Важно!
Родителям стоит учитывать разницу между методами воспитания мальчиков и девочек. Если девочку будет регулярно наказывать отец, то во взрослой жизни она будет спокойно и беспрекословно относиться к грубому отношению мужа.В результате постоянных криков и оскорблений сын перестанет уважать и воспринимать мать как авторитет, также будет делать и в своей семье.
Вечный вопрос, как правильно наказывать и поощрять ребенка волнует родителей. Не приступить грань дозволенного и не навредить психике ребенка, методами наказания– вот задача взрослых. Не говорите и не делайте, то, о чем потом пожалеете. Слова, которые уже сказали, не воротишь, а обиду не загладить куклой или машинкой.
Отличная статья 6
Автор статьи
Евгения Сергеевна врач первой категории, более пяти лет работает в больнице. Окончила Донецкий Государственный Медицинский Университет имени Максима Горького. Регулярно посещает тематические конференции и конгрессы. Второе высшее образование — детский психолог . Изучает психологию детей дошкольного возраста, конфликтологию и социальную адаптацию ребенка в детских коллективах. Интересуется влиянием детского творчества на развитие интеллектуальных способностей ребенка.Написано статей
Воспитания детей и как правильно необходимо наказывать ребенка
КАК НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ И НАКАЗЫВАТЬ ИХ
Извечная проблема воспитания детей – поиск золотой середины. Как не перегнуть палку, воспитав избалованного капризулю или забитого волчонка. Как правильно наказать ребенка, не навредив его хрупкой психике?
Можно ли применять наказание?
Современные тенденции воспитания детей предлагают политику невмешательства. Однако это достаточно спорная позиция. Счастливое и беззаботное детство, бесспорно, прекрасно, но вырастить избалованного, инфантильного человека вряд ли является целью родителей. Зачастую ребенок не понимает всю серьезность своих шалостей и последствия, к которым они ведут. В таких ситуациях наказание неминуемо. Привить правила поведения в обществе одним своим примером крайне сложно. Ребенку можно и нужно очертить границы дозволенного. И иногда этого можно добиться только наказанием.
При этом нельзя бросаться в крайности, проявлять агрессию, постоянно наказывая и одергивая малыша, в результате можно вырастить озлобленного и забитого человека, потерявшего веру в себя, родителей и окружающий мир.
В каких случаях можно применить наказание?
Наказывать ребенка можно только за те вещи, которые он понимает и о которых у вас были договоренности. По мере роста ребенка необходимо вводить новые правила и ограничения. Главное быть последовательным и логичным, если еще вчера что-то было можно, то необходимо доходчиво объяснить почему сегодня нельзя, и чем грозит нарушение запрета. Ребенок должен четко знать границы дозволенного.
Как можно наказывать ребенка?
Наказывать ребенка нужно правильно, иначе вреда от такого вмешательства будет больше, чем пользы.
- Прежде чем наказать ребенка с ним необходимо поговорить, выяснить причину его поступка, объяснить, почему нельзя так вести. Малыш должен понять, за что его ругают и как себя вести в будущем. Порой такого разговора по душам бывает достаточно.
- Наказание обязано быть соразмерно проступку. Не стоит третировать детей за мелкие шалости и оплошности, это приводит к их озлоблению.
- Не стоит применять наказание и вести беседы с ребенком до тех пор, пока вы не успокоитесь. В состоянии аффекта можно сказать и сделать много лишнего, что легко ранит вашего кроху.
- Нельзя наказывать ребенка в присутствии других, тем более посторонних людей, это наносит вред чувствам малыша. Продолжите воспитание в более интимной обстановке.
- Важно, чтобы все члены семьи вели себя в едином ключе, иначе вы наносите вред психике ребенка, а также теряете собственный авторитет. Если вы не согласны с методами воспитания вашего партнера, поговорите об этом с глазу на глаз.
- Любое наказание должно быть временным. По истечении срока давности можно устроить перемирие, означающее завершение конфликта. Это может быть забавная считалочка или стишок.
- Ругая ребенка, никогда не переходите на личности, постарайтесь избежать таких эпитетов как плохой, глупый, злой и подобных. Дайте оценку его действиям и поступкам, а не личности в целом.
- Никогда не применяйте телесные наказания. Запомните, что это, во-первых, наносит вред физическому и моральному здоровью ребенка, а во-вторых, незаконно.
Эти рекомендации помогут не причинить зла тому, кто любит и нуждается в вас больше всех. Не забывайте, что дети разные, и то, что хорошо для одного, не подойдет другому. Ищите свои ключики к воспитанию, решайте вопрос наказания индивидуально и не уставайте любить.
Как родителям можно и нельзя наказывать ребенка
Психологи склонны утверждать, что психология ребенка – вещь ранимая и нежная. И малыш воспринимает как ваши похвалы, так и наказания. Ваш ребенок будет чувствовать себя любимым только тогда, когда родители будут хвалить его за хорошие поступки, всячески поощрять. Конечно, в детстве ребенок никак не сможет вас отблагодарить за проявленные заботу и доброту, но в старшем возрасте вы почувствуете это в хорошем отношении. Просто ваша доброта вернется к вам от вашего ребенка.
Наказывать или нет?
Не стоит думать, что ребенка нельзя наказывать. Ведь одни поощрения тоже не приведут ни к чему хорошему. Вы просто воспитаете избалованного эгоиста, который будет требовать от вас похвалы за любой поступок. Не стоит дарить ребенку подарки просто за то, что он себя хорошо ведет.
Избалованные дети всегда будут жить только так, как им удобно. Они не смогут стать самостоятельными из-за чрезмерной родительской опеки.
Вернемся к вопросу: «Как наказывать ребенка?» Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Ведь меры наказания могут быть разными в зависимости от того поступка, который совершил ваш малыш. Еще следует учитывать и другие факторы, к которым относятся такие: где провинился ребенок, понимает ли он то, что поступил неправильно, или продолжает настаивать на своей правоте, единственный ли это случай подобного поступка, эмоциональное состояние родителей после совершения ребенком нехорошего поступка.
Как наказывать ребенка? Силой?
Очень редко можно встретить семьи, в которых ребенка не наказывали ремнем. Зачастую больше ребенка бьет почему-то мать. Скорее всего, тут играют роль эмоции, с которыми женщине сложнее справиться, чем мужчине. Отцы склонны беседовать с провинившимися детьми, чем сразу прибегать к силе.
Используя в качестве наказания ребенка силу, родители пытаются таким образом объяснить ему, что он не должен вести себя подобным образом.
Ребенок, которого наказывают, чувствует боль и унижение. Как следствие, наступает агрессия, именно ее он выплескивает на своих друзей.
Психология детей тоже начинает постепенно изменяться. Одни дети становятся нервными, ожидание следующего наказания вызывает странное поведение – дети начинают «сваливать» свою вину на других, чтобы их опять не стали наказывать. Другие, наоборот, прекращают общаться со сверстниками, замыкаются в себе, не жалея никому рассказывать о своей проблеме.
Физическое наказание не должно быть сильным. Маленьких детей нельзя наказывать силой, потому что это может привести к постоянному чувству страха, они могут плохо спать ночью и т.д.
Как наказывать ребенка?Нельзя наказывать ребенка, если он:
- маленький (нет и 2-х лет) и начинает тянуться своими ручонками, чтобы исследовать все неизвестное. Нужно спокойно разъяснить, что трогать это нельзя.
- совершил один и тот же проступок. Не стоит давать понять ребенку, что за подобный проступок вы никогда не простите его.
Наказывайте «правильно»
Многие родители думают, что если накажут ребенка физически, то он поймет все сразу. Но есть и другие методы наказания. Вот они:
- 1Предупреждение. Если ваш ребенок не сделал то, что вы ему сказали, попытайтесь взять себя в руки и попросить его сделать это. В противном случае, скажите ему, что в субботу вы не пойдете гулять в парк аттракционов.
- Игнорирование. Вы должны сказать, что обиделись на ребенка, который не следует вашим указаниям. Малыш скоро заскучает, и сам сделает то, о чем вы его просили.
- Лишение объекта увлечения
Не хочет убрать игрушки? Тогда скажите, что он не будет ими играть.
Вот так можно наказывать ребенка без применения силы. Ведь сила – не главное, главное – это уважение к взрослым. Именно его и нужно воспитывать в ребенке.
*****************************************************************************
Не забывайте поделиться в соц.сетях прочитанной информацией. Вы можете помочь людям которым будет полезна эта информация
*****************************************************************************
Вам будет это интересно: