Как переучить – Статья, после которой вы ни за что не станете заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой

Содержание

Статья, после которой вы ни за что не станете заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Нынешнему поколению школьников безумно повезло: никто не парится по поводу того, в какой руке они держат ручки и карандаши. Правша? Отлично! Левша? Да тоже без проблем. Зато лет …дцать назад маленьким левшам приходилось несладко: их буквально силком приучали пользоваться «правильной» рукой. И как вы думаете, они догадывались, к чему это может привести?

Специально для AdMe.ru я расскажу о том, как живется переученному левше. Ведь смена ведущей руки редко проходит без последствий.

«Надо делать так, как все»

Примерно на 6-м году моей жизни домашние спохватились, что я рисую и пытаюсь выводить первые каракули левой рукой, и дружно кинулись это исправлять. Предлог был следующий:

«А что скажут в школе?!»

Конечно, зверств вроде зашитых слева карманов или привязанной руки не было. Просто из моей левой руки методично вытаскивали ложку, вилку, иголку, веник и прочие функциональные штуки. Вкладывали в правую и учили, «как надо».

Надо сказать, что я попала под самый финал разборок с левшами. Это было самое начало 90-х годов, когда ученикам понемногу стали предоставлять свободу выбора. Кстати, один из моих одноклассников спокойно писал левой рукой, и педагога это никоим образом не волновало.

Кляксы, суеверия и лень педагогов

Уже в более сознательном возрасте я стала задумываться, откуда пошло такое отношение к левшам. Есть множество версий на эту тему: от банального суеверия (левая рука — «от лукавого») до нежелания педагогов и родителей работать с ребенком, который не вписывается в общепринятые стандарты.

Есть любопытная версия, что традиция переучивать левшей связана с необходимостью писать перьевыми ручками. Раньше дети писали чернилами, которые могли размазаться, если случайно задеть написанное. А ведь левши ведут руку как раз над новой строкой.

Еще одну версию мне озвучила знакомая учительница. Звучало это следующим образом: «Правильно, что раньше переучивали. Представь, что в классе 30 детей, у каждого пропись и тетрадь в косую линеечку с классическим наклоном букв. Все пишут как надо, а с двумя-тремя учениками нужно отдельно возиться. Многим жалко времени, гораздо проще запретить писать левой рукой».

К чему это привело: курьез с ручкой

Старания родителей увенчались успехом: сейчас я пишу правой рукой. Ем, подметаю пол и пришиваю пуговицы тоже правой. Правда, не обошлось без мелких казусов. Попытка приучить меня держать ручку «как все», чтобы в школе не обращали внимания, не привела к желаемому результату.

Статья, после которой вы ни за что не станете заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой

Да, я держу ручку в правой руке. Но вот так.

Переучить меня держать ручку уже не удалось. В итоге я стала объектом повышенного внимания со стороны абсолютно всех учителей — от начальной школы и до выпускного класса. С моей природной застенчивостью это было настоящим шоком для меня. Однако природное упрямство все-таки победило.

На качестве письма подобное положение ручки совершенно не сказывается. Наоборот, в институте у меня

развилась своеобразная скоропись, и я могла записывать лекции даже за самыми «быстрыми» преподавателями. А еще я могу писать зеркально и быстро читаю текст справа налево. И левой тоже могу писать. Почерк, конечно, похуже: все-таки я ее специально никогда не тренировала.

Левшей опасно переучивать «на правую руку» — Российская газета

— Возьмите карандаши в правую руку! — говорила детям воспитательница в саду. Правая рука — это было мучительно работать ей детям — левшам еще в совсем недавние времена!

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали «на правую руку» и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала «неодинаковость» левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка — левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания «на правую руку» ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей «левшей» вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша — 17 процентов, если родители правши — 2 процента. Среди близнецов левшей — больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое — правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие — человек становится правшой, если доминантное правое — левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно — доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое — левой рукой и ногой. У левшей же — все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями — так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный — левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что «правое» лицо больше похоже на отца, «левое» — на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя «в рамках».

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши — к точным.

«Левые» вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция — характерная черта левшей — политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей «левизне». Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

— Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?

— Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?

— Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?

— Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым — ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен «справа», поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на «большинство». Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Кстати, леворукий малыш и читать пытается справа налево. Поэтому чтобы научить его воспринимать текст, понадобятся время и терпение.

Еще одна проблема маленького левши — ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш «неправильный». Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша «ведущий» глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать — потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

— Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:

— Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;

— Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;

— Лучшая тренировка — крутить-вертеть карандаш в руке.

Как переучить читать правильно?

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детская психология и развитие

Открыть тему в окнах

  • Ребенок 6 лет. Читает по буквам. Жукова с ее однотипными слогами не пошла, говорит, что скучно. Читать нравится, но читает ооооооооооооооочень медленно и по буквам. прочли уже несколько книг из серии «Я люблю читать». Понимаю, что читает неправильно, даже я незнакомое длинное слово пытаюсь по слогам прочитать, а он — по буквам ковыряется, злится, если не получается. Вот как переучить читать по слогам, чтобы не скучно? Или оставить все как есть, сам научится быстро читать?

    ЗЫ: В школу еще только через год, но в таком темпе он читает уже около года, и прогресса нет, боюсь, в школе сложно будет.

  • У дочери Жукова тоже не шла, зато Читарик-смешарик на ура пошел!

  • ваш ребенок читать не умеет. он знает буквы и умеет их произносить друг зв другом. не более того. чтение — это когда ребенок осознает смысл прочитанного, механическое повторения чтением не считается. поэтому и злится, что плохо понимает смысл слова, а тем более предложения. не можете сами — ищите специалиста, переучивайте

  • +1 Ребенок просто пока не умеет читать и надо учиться-слоги складывать.

  • найдите по Зайцеву занятия на ютубе. Посмотрите, как дети занимаются, почитайте, может, вам эта методика больше подойдет. Но в вашем случае лучше, чтоб с ребенком занимался СПЕЦИАЛИСТ.

  • автор и спрашивает как? Слоги не складывает, а ковыряется с буквами.

  • я своей дочке распечатывала такие строчки из слогов крупным шрифтом:
    БА БЕ БИ БО БУ БЫ
    ВА ВЕ ВИ ВО ВУ ВЫ и т.д.
    каждый день мы выучивали одну строчку (это совсем не долго и не нудно ребёнку получалось). Иногда возвращались к выученным чтобы не забыть. Т.е. выучивали не буквы а слоги. Это очень помогло потом читать по слогам

  • Читать по буквам нельзя, как сказала логопед — если ребенок начинает складывать по одной букве (сразу прекратить чтоб забыл это), только слоги складывать. Мой по Жуковой отлично это понял (бежать от одной буквы к другой, т.е. сливать в слог) и без проблем у нас пошло. Сыну 5 лет.

  • Ну вот лучше всего отдать ребенка к специалистам)) Чтобы научили.

  • а где противоречие с тем как я дочке помогала? как раз не по буквам читали, а слоги

  • Извините, я не вам писала, а автору )))

  • Нет, в том-то и дело, что ребенок прекрасно понимает смысл прочитанного.Ожет повторить дословно только что прочитанное предложение или пересказать страничку, но читает именно по буквам. Например, предлоги он может прочесть сразу, окончания словможет сразу прочесть, а слова длинные или малознакомые — по буквам.

  • +1 Совсем недолго выучить слоги на карточках, и потом ребенок не будет тратить усилия на слияние букв, если уж никак не может слить по Жуковой. Методика Резниченко на этом построена, только там учат слоги «разные согласные + определенная гласная»: БА, ВА, ГА, ДА и т.д., в процессе из выученных слогов сразу читают слова.

Как научиться писать правой рукой

Вам понадобится

  • — ручка;
  • — прописи;
  • — тетради.

Инструкция

Сначала проведите тест, который позволит определить вашу принадлежность по отношению к ведущему полушарию. Попросите вашего знакомого незаметно толкнуть вас сзади и посмотрите, какую ногу вы поставили вперед.

Получите еще как минимум одно подтверждение – скрестите руки на груди. Рука, находящаяся сверху – ведущая. Если оба теста указали на вашу принадлежность к образно мыслящим людям, то следует запастись терпением – перестройка дается нелегко.

Если правую руку вы используете по минимуму, т.е. не относитесь к категории тех людей, которые в своей деятельности умело оперируют ими обеими (например, пианистам или крупье), то начинать развивать ее следует постепенно.

Для начала поменяйте левую руку на правую во время мытья посуды, вытирания пыли, расчесывания и т.п. Спустя неделю вы почувствуете себя намного увереннее при выполнении простых бытовых операций. К тому же, привыкните к той мысли, что научиться делать что-либо неудобной рукой все-таки можно.

Приобретите несколько прописей и тетрадей с диагональными кривыми линиями. Приготовьтесь к ежедневным занятиям и никогда не пропускайте их – только с помощью постоянной практики можно «набить» правую руку и научиться писать ей быстро и красиво.

Займите положение за столом таким образом, чтобы свет падал с левой стороны.

Возьмите ручку и зажмите ее указательным и большим пальцем, а средний используйте в качестве подставки. Во время работы кисть должна лежать на столе, по мере написания строк ее необходимо сдвигать вправо. Потренируйтесь на листе бумаги, оцените, насколько удобно вы взяли ручку.

Откройте прописи – поначалу вам будет сложно обводить буквы, но несколько недель тренировок научат рисовать ровные линии. Сперва тренируйтесь выполнять отдельные элементы письма, различные крючки. Только после этого переходите непосредственно к написанию букв, затем слов, а после и предложений.

Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно

Копуша

Если ребенок подолгу сидит над тетрадками, надо сравнить «показания» с другими родителями в чате. Может быть, проблема в учителе, который задает слишком много на дом? Тогда стоит обсудить это с педагогом.

Другие дети справляются с домашкой быстрее? Тогда, возможно, ваше чадо не умеет распределять нагрузку по дням недели. Попробуйте научить ребенка приемам тайм-менеджмента, чтобы дозировать уроки по дням недели. И обязательно оставьте хотя бы один выходной!

Если же учителя не задают ничего сверх нормы, а ребенок все равно засиживается за учебниками каждый день, возможно, он просто медлительный. Такая вот индивидуальная особенность. Тогда пытаться торопить ребенка бесполезно! Это лишь создаст стрессовую ситуацию и в детской голове будет сплошная каша. А делать с копушей уроки вместе в его темпе — стресс уже для родителей.

Единственный вариант — отправлять ребенка садиться за уроки пораньше. И периодически посматривать, чтобы он совсем не улетал мыслями в облака.

Почаще обращайте внимание ребенка на то, как течет время. Например, попросите засечь 7 минут, пока варятся спагетти. «У тебя есть 15 минут на сборы» и т. п. Пусть привыкает, что минуты складываются в часы, а часы — в сутки. И они не резиновые.

Торопыга

У детей, которые расправляются со всеми «домашками» за 10 — 15 минут, часто бывают ошибки из-за спешки. Не прочитал до конца задание, не перепроверил задачу — сделал ошибку в простейшем примере.

Часто такие дети — настоящая головная боль! Все-то за ними надо перепроверять, иначе не вылезти из троек. Чтобы привить таким торопыжкам немного усидчивости и приучить ребенка делать уроки самостоятельно, можно… пустить все на самотек и позволить ребенку совершить ошибки. Да, на какое-то время оценки просядут, зато он совершенно точно поймет, что это его зона ответственности и никто за него проверять уроки не будет.

Как приучить себя мыслить по-другому

Что такое модель мышления

Модель мышления объясняет, как что-то устроено. Это концепция, призма, через которую мы смотрим на мир. Например, спрос и предложение — модель, которая помогает понять, как работает экономика. Теория игр — как устроены отношения и доверие. Энтропия — как действуют беспорядок и разрушение.

Модели мышления влияют на наше восприятие окружающего мира и направляют наше поведение. Они определяют то, как мы реагируем на проблемы и принимаем решения. Если изучить новую модель мышления, можно по-новому увидеть мир.

Как модели мышления влияют на нас

У всех нас есть любимые модели мышления, к которым мы склоняемся, когда нужно объяснить себе, как или почему что-то произошло. А когда мы становимся старше и у нас накапливается опыт в одной сфере, мы всё больше и больше отдаём предпочтение привычным моделям мышления.

Чем лучше вы овладеете одной моделью мышления, тем больше вероятность, что вы станете применять её к любой проблеме без разбора.

Тогда наша компетенция начинает нас ограничивать. Биолог Роберт Сапольски приводит такой пример. Если специалистов из трёх разных областей спросить, почему курица перешла дорогу, каждый ответит по-разному.

  • Эволюционный биолог скажет: «Потому что она увидела на другой стороне петуха».
  • Кинезиолог скажет: «Потому что мышцы ног сокращались и двигали ноги курицы вперёд».
  • Нейробиолог скажет: «Потому что нейроны передали мышцам импульс двигаться».

Формально все они правы. Но никто из них не видит всю картину целиком. Каждая модель мышления — это всего лишь одна точка зрения на окружающую действительность. Но проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, нельзя объяснить только с помощью одного предмета или одной сферы знаний. Чтобы раскрыть свой потенциал, нужно мыслить шире.

Как находить новые модели мышления

Модели мышления создают картину устройства мира, которую мы должны постоянно улучшать и расширять. Для этого нужно много читать, изучать фундаментальные принципы областей знания, не связанных с нашей работой, учиться у людей с другим жизненным опытом и интересами. Только так можно получить наиболее полное представление о мире.

Мы принимаем плохие решения, потому что смотрим на проблему только с одной стороны.

Ален де Боттон, британский писатель и философ

Старайтесь смотреть на мир не только сквозь призму своей сферы деятельности. Представьте, как пересекаются разные сферы. Инновационные и творческие идеи как раз и возникают на таких пересечениях. Научившись замечать связь между несколькими моделями мышления, вы сможете находить решения, которые другим людям даже не пришли бы вы в голову.

Для этого необязательно досконально изучать все предметы. Самые важные модели мышления — это основные идеи таких дисциплин, как биология, химия, физика, экономика, математика, психология, философия. Поняв эти основные принципы, вы станете смотреть на мир иначе.

Как приучить ребенка к самостоятельности

Одна из самых сложных родительский задач – научить подрастающих детей самостоятельности и подготовить их к безболезненному переходу во взрослую жизнь.

Наши простые советы будут полезны как начинающим родителям бойких трехлеток, так и все повидавшим на своем веку закаленным родителям школьных выпускников.

Помните детство нашего поколения, проведенное с ключом на шее? Поднимите руку те, кто в семь лет сам научился разогревать обед, лазил по ржавым гаражам и стройкам и начал зарабатывать первые деньги еще в старших классах школы.

Впрочем, наша страна вовсе не одинока в вопросах прививания самостоятельных навыков при помощи детства на улице. В США, где наша семья живет последние два года, до сих пор существует термин «Latchkey Kids» – «дети-отмычки»: те же самые дети с условным ключом на шее, которые самостоятельно возвращаются домой из школы.

Правда, власти США уверены, что чем ниже процент таких детей – тем благополучнее взрослое общество в целом. Поэтому законодательные усилия направлены на то, чтобы таких детей становилось все меньше и меньше.

Нас часто спрашивают – правда ли, что родителей, оставивших детей дома одних, могут посадить в тюрьму? Правда!

В трех штатах – Иллинойс, Орегон и Мэриленд действительно можно попасть на полгода за решетку, подвергнуться депортации и ненароком отправить детей в приемную семью только потому, что ты вышел на полчаса купить молока, а дети остались одни дома. В нашем демократичном Коннектикуте закон тоже настоятельно не рекомендует оставлять дома детей одних вплоть до 12 лет. Старшие дети имеют право присматривать за младшими и забирать их из детского сада начиная с 15 лет. Поэтому мы не оставляем младшего ребенка дома со старшим, да и старшего оставляем одного только в случае крайней необходимости.

Как, скажете вы, в таких оранжерейных условиях воспитывать в детях самостоятельность? Мы попытаемся!

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не ушел с незнакомцем: советуют профессионалыЧитайте также:
Что могут сделать родители, чтобы ребенок не ушел с незнакомцем: советуют профессионалы

Наш младший пятилетка пока радует родителей только умением самостоятельно развлекать себя в течение пары часов, если взрослые заняты и готовностью убирать за собой со стола.
Но наша четырнадцатилетняя дочь-подросток уже умеет самостоятельно путешествовать на самолете, пользоваться любым российским общественным транспортом и целиком и полностью отвечать за учебу в двух школах – американской и русской одновременно. Я никогда не проверяла и не проверяю ее уроки или отметки. Начиная с тех пор, как ей исполнилось десять лет, я не бужу ее по утрам в школу и не готовлю завтрак – в принципе, я вообще никак не слежу, в каком виде она туда идет и идет ли вообще.

Ах да – несмотря на вопиющее отсутствие материнского надзора, она отличница. Думаете, нам просто повезло?
За плечами у нашей семьи нелегкий опыт воспитания самостоятельного подростка.

Было все: от двойки за проваленный из-за лени экзамен по фортепьяно до умерших от голода хомяков.

Советы нашей семьи по воспитанию самостоятельных детей очень индивидуальны, но мы искренне надеемся, что вы сможете найти для себя полезную информацию и взять ее на вооружение.

Depositphotos_21103863_s-2019.jpg

Итак, что считать самостоятельностью?

Самостоятельные дети – это вовсе не те дети, которые без напоминаний убирают за собой в комнате яблочные огрызки или могут сходить в магазин за хлебом. Самостоятельность – это сочетание навыков что-то делать без помощи родителей и психологической готовности принимать простые решения и нести за них ответственность. Наша задача одновременно научить ребенка делать и то, и другое!

Правило 1. Самое главное – это родительский настрой

Воспитание самостоятельности в детях начинается с родителей.

Только готовность и умение планомерно и последовательно «отпускать поводок» приведут ваших детей к психологической готовности принимать маленькие, но самостоятельные решения и осваивать новые навыки.

Это кропотливый труд – день за днем внимательно отслеживать прогресс и предлагать ребенку все новые способы воспитания ответственности.

Правило 2: Движемся от большого к малому

Помните, как сложно было отпустить руку вашего малыша и позволить ему сделать первые самостоятельные шаги и набить собственные шишки? Весь путь воспитания ребенка от рождения до вылета из родительского гнезда – это пошаговый процесс сепарации. Самостоятельные взрослые люди гораздо непринужденнее вырастают из тех малышей, кому в четырехлетнем возрасте разрешали выбирать, на какой площадке и в каких штанишках пойти гулять – или из тех, кому в десятилетнем возрасте можно было самостоятельно выбрать, где проводить время после школы: на баскетбольной площадке или в обнимку с арфой.

В США очень часто можно встретить на улице нелепо одетых детей: костюмы фей, шорты в довольно прохладный ноябрьский день или пижама и мягкие тапочки – все потому, что родители-американцы разрешают подросшим малышам самостоятельно выбирать, в чем выйти на прогулку. Замерз? Родители просто вернутся домой и спокойно предложат теплые штаны вместо шорт.

Depositphotos_167906686_s-2019.jpg

 Поддерживайте и культивируйте в ваших детях стремление и умение ежедневно делать маленькие выборы. Хвалите за правильно принятое решение, объясняйте и помогайте исправить ошибки, когда что-то не получается.

Правило 3. Чем старше возраст – тем больше дистанция и право на ошибку.

Позволяйте своим детям совершать ошибки, осознавать их и нести ответственность за их последствия. Предлагайте пути решения и не бросайте их в одиночку расхлебывать последствия, если вы видите, что они не справляются. И самое главное – помните, что право на ошибку имеют не только дети, но и родители!

Ошибки неизбежны. И если они не причиняют вреда физическому и ментальному здоровью членов семьи – просто примите это как должное.

«Работа над родительскими ошибками» – бесценный опыт для наших детей: нет ничего лучше, чем показать на собственном примере, что многие неправильные решения обратимы.

 Пару лет назад мы решили, что наша дочь-подросток уже достаточно взрослая для того, чтобы самостоятельно принять довольно важное решение: переехать вместе со всей семьей в США или остаться в России – жить с бабушкой, спокойно заканчивать музыкальную школу и вот это все.

Мы наивно и ошибочно рассчитывали, что наша юная авантюристка с восторженными воплями бросится собирать чемодан и «самостоятельность» принятого решения подсластит ей на первых порах сложности адаптации. Что-то вроде «я сама так захотела, поэтому буду терпеть и мужественно преодолевать трудности». Как бы не так!

Игры в демократию закончились плачевно: вся семья уехала, дочь решила остаться и страшно переживала разлуку. Наша семья смогла воссоединиться только спустя полтора гора, килотонны потраченных денег и намотанных на кулак нервов.

Пожалуй, это была самая дорогостоящая во всех смыслах ошибка нашей семьи на пути воспитания самостоятельных личностей.

Depositphotos_68419855_s-2019.jpg

 Правило 4. Активно участвуем в любых детских занятиях

Помните простой закон «зоны ближайшего развития»? Базовый закон воспитания и развития самостоятельного ребенка, который ввел в обиход советский психолог Л. С. Выготский в начале 1930-х годов ХХ века.

Он чрезвычайно прост – самостоятельно делать завтра ребенок сможет только те вещи, которые он делает сегодня с помощью взрослого.

Нет, это не значит, что взрослый должен сделать все за ребенка. И не значит, что более самостоятельны и развиты те дети, которых родители ничему не учили, предоставив им учиться методом только самостоятельных проб и ошибок.

Это значит, что если сегодня вы вместе печете блинчики, поливаете огурцы или пришиваете пуговицы, то с большой долей вероятности завтра ваш ребенок сможет сделать это самостоятельно.

Вместе ежедневно расширяйте круг базовых самостоятельных навыков: завязывать шнурки, складывать свою одежду, собирать рюкзак в школу, мыть свои ботинки и ухаживать за домашними животными. Спустя некоторое время ребенок сможет делать все это сам.

Правило 5. Выделяем сферы ответственности

Самое сложное – это перейти от теории к практике.
Обсудите то, за что ребенок может отвечать самостоятельно. В нашем случае это была школа с домашними заданиями и музыкалка.

Кроме персональных дел, которые касаются только ребенка, выделите сферы ответственности, касающиеся всей семьи. Они могут быть совершенно несложными и варьироваться в зависимости от возраста – от пресловутого выноса мусора до приготовления воскресной яичницы.

Если есть возможность не вмешиваться – постарайтесь этого не делать. Первые один-два раза покажите ребенку алгоритм решения несложных проблем в школе и в дальнейшем предложите ему делать это самостоятельно.

Depositphotos_129844730_s-2019.jpg

Правило 6. Безопасность превыше всего!

И вот, он настал – этот момент, когда ребенок предлагает сам сходить за хлебом! Или уверяет вас, что уже готов самостоятельно ходить на тренировки в бассейн. Как сделать первые самостоятельные выходы из дома максимально безопасными?

• Напомните ребенку о правилах безопасности на улице и регулярно непринужденно обсуждайте, как следует вести себя во внештатных ситуациях. Что делать, если на улице незнакомый человек просит о помощи или предлагает пойти с ним под разными предлогами? Кого звать на помощь? Как себя вести, если хулиганы пытаются отобрать телефон или деньги? Проверьте, знает ли ваш ребенок алгоритм поведения в таких ситуациях. Не стесняется ли он кричать и звать на помощь на улице? Отработайте этот навык в лесу.

• Обсудите и нарисуйте наиболее безопасный маршрут. Попросите ребенка не отклоняться от него.

• Одевайте ребенка в запоминающуюся одежду и обувь, всегда имейте под рукой его свежие фотографии.

• Если вы работаете, а ребенок остается дома один, разработайте «безопасное расписание» с напоминаниями позвонить родителям после возвращения из школы, перед походом гулять с друзьями или после возвращения с тренировки. Ребенок должен знать наизусть телефоны родителей и службы спасения.

Терпения вам – и легкого взросления вашим детям!

Ольга Симонова

Фото depositphotos.com

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *