Как правильно наказывать ребенка? Советы психологов и педагогов
В Америке пятилетний ребенок сдал отца полицейским. Дело в том, что малыш разлил на пол сок, и папаша, не долго думая, отвесил ему подзатыльник. После этого крошка-сын позвонил в местное отделение полиции и пожаловался на физическое насилие в семье. Стражи порядка немедленно приехали и забрали отца в участок. Теперь ему грозит штраф и судебный запрет хотя бы пальцем прикасаться к своему сыну.
России до таких крайностей еще далеко. Схватиться за ремень, если отпрыск нашкодил, считается нормой, и отказываться от таких методов воспитания, вопреки советам педагогов и психологов, пока никто не собирается.
Воспитание в духе Шаолинь. Не совсем как в монастыре, но почти похоже. Игорь Косарев шестилетнего сына Алексея старается держать в ежовых рукавицах. Ежедневная зарядка. Наведение порядка в комнате, ну и другие, обычные мальчишеские обязанности.
Алексей еще в школу не пошел, но уже вполне самостоятельный мальчик. Родители отмечают: воспитание идет как надо. За хорошее поведение — похвала. За проступок — наказание. По всей строгости семейного закона.
Игорь Косарев: «Угол должен существовать. И в некоторых случаях можно и по попе дать, но в очень исключительных. Это не будет действовать, если это будет часто или не будет вообще».
У Ирины Вепринцевой — лапочки-дочки и никаких проблем с их воспитанием. Год назад все было наоборот. От криков в квартире болела голова, а девочек совсем нельзя было назвать послушными. В ответ на наказание они хулиганили еще больше. Так продолжалось до появления в доме няни — профессионального психолога.
Взяв на вооружение советы няни, Ирина быстро поняла: распускать детей, конечно, нельзя, но наказание нужно выбирать помягче, а может быть, и вовсе обходиться без него.
Ирина Вепринцева: «Успокоить ребенка, если он разбушевался, очень просто бывает. Прижать его к себе, буквально на минуту, погладить. Очень действует».
По статистике в России детей наказывают в 97% семей. А две трети родителей применяют к своим чадам физические меры воздействия. Самый популярный метод воспитания — отцовский ремень. Актер Артем Михалков такую меру наказания рассматривает как исключительную, но возможную. О том, получал ли сам ремня, умалчивает, но рассказывает, что отец — Никита Сергеевич — воспитывал детей в строгости. Свою пятилетнюю дочь Наташу Артем растит в том же духе.
Артем Михалков, актер: «У меня нет, наверное, систем, но важно объяснить ребенку, где можно, а где нельзя».
Почти половина из трех тысяч опрошенных социологами российских школьников на вопрос «Будешь ли ты бить своего ребенка?» ответили утвердительно. Возможно, они имеют в виду лишь порку время от времени. Вот только исключения очень часто становятся правилами.
Ульяновский подросток Олег Сизов в свои четырнадцать успел пожить и на улице, и в колодце. Познал вкус спиртного и запах клея. Мальчик почти не живет дома. К вынужденному скитанию Олега привело неблагополучие в семье и отцовское воспитание. Ремнем, а то и кулаком.
По данным комитета Госдумы, ежегодно избиению в семье подвергаются два миллиона российских детей и подростков. Ситуация мало изменилась со времен Некрасова и Горького. И это несмотря на то, что в ХХI веке педагогика знает куда более действенные методы. Но мы их словно не замечаем. А может, в России воспитывать детей гуманно просто нельзя?
Ведущая: «Знаменитый «Терминатор» признался, что в детстве его часто бил отец. Звезда Голливуда и губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер до сих пор не может вспоминать об этом без содрогания. Не лучше ситуация была и в семье Майкла Джексона. За прогулы репетиций отец избивал юного артиста, в результате у него даже развилась нервная анорексия. Подобные истории не редкость в семьях знаменитостей. Помогли ли им такие меры воспитания или они стали звездами вопреки, да и вообще стоит ли наказывать детей, мы узнаем у доктора педагогических наук профессора Государственного НИИ семьи и воспитания Игоря Адамовича Липского. Ну, так как, на пользу ребенку ремень или нет?»
Игорь Липский: «Здесь можно сказать однозначно: конечно, нет. Насилие в детстве всегда сказывается на последнем, на последствии взрослой жизни человека, с одной стороны. А с другой стороны, если родители в детстве били своего ребенка, где гарантия, что ребенок, когда вырастет, а родители станут старыми, ребенок не будет применять к ним тех же методов воспитания?»
Ведущая: «А вообще, за что стоит наказывать ребенка и как определить глубину его вины, вот за что, какой проступок можно пропустить, а за какой обязательно нужно наказать?»
Игорь Липский: «Я думаю, что вне зависимости от возраста, ну как ребенок начинает себя осознавать, наказание может быть только одно: за осознанную ложь. Применение наказания имеет определенные правила, определенные табу. Нельзя наказывать ребенка, унижая его достоинства. Потому что он всегда в будущем будет бояться того, что его унизят, будет бояться наказаний, будет бояться всего и вся. Нельзя наказывать ребенка, лишая его естественных правил, естественных привилегий, которые, естественных потребностей. Нельзя наказывать ребенка публично, а хвалить, да публично надо, а наказывать всегда надо наедине. Кроме того, перед наказанием нужно, чтобы ребенок понял, за что. И наказание будет действенным только тогда, когда ребенок поймет, что он не прав».
Ведущая: «Ну, вот говорят, что на ребенка очень хорошо действуют именно такие психологические воздействия. Вот, например, некоторые родители они просто игнорируют на несколько дней ребенка и он, чувствуя вот свою ненужность, осознает. Это верно, это не может тоже явиться такой серьезной психологической травмой?»
Игорь Липский: «Психологическое воздействие на ребенка, когда, например, с ним несколько дней не разговаривают, очень сильно действует на ребенка. Но действует в отрицательную сторону. Дело в том, что ребенок, находясь в семье, ощущает свою максимальную степень защищенности от внешнего мира. И когда родители вдруг разрушают созданную ими же эту модель, для него это фрустрация, для него это трагедия. Ребенок перестает доверять родителям, он не знает, что они сделают с ним в следующий раз, если он что-то допустит. И он не столько будет думать о том, что он сделал плохо, сколько о том, чтобы этого не было. И он опять начнет врать, чтобы родители не уходили от него».
Ведущая: «Вот родители не бьют ребенка, но наказывают его словами. То есть, они могут ему сказать какие-то, может быть, грубые слова, назвать его плохим. Вот что можно говорить ребенку, чтобы это тоже не стало какой-то такой травмой и он не замкнулся в себе?»
Игорь Липский: «Прежде всего, никогда нельзя говорить ребенку, что он плохой. Потому что плохой поступок сделал, но ребенок всегда хороший. Надо всегда наказывать не ребенка. Надо всегда наказывать поступок, оставляя ребенка при этом всегда малейшую возможность для отступления».
Ведущая: «Сейчас такие трудные дети. Что же одними словами? Вот если это не действует на ребенка, с ним разговаривают, он не понимает, он все равно повторяет свои плохие поступки».
Игорь Липский: «Когда ребенок не слушает слов, надо приглашать его к действиям, к совместному труду. И там, где он будет видеть, что он включен в совместную работу, и он что-то не выполняет, это сказывается на результате работы, лучшего урока не надо».
Ведущая: «Скажите, а если проступок ребенка очень серьезный. Какая-нибудь серьезная, например, кража, ну, что-то такое близкое к уголовному преступлению, вот в такой ситуации что делать? Т.е. слова, наверное, уже поздно говорить».
Игорь Липский: «Здесь уже одних слов отца, матери недостаточно. Здесь надо брать Уголовный кодекс, надо показывать статью, надо рассказывать про тюрьму. Может быть, есть смысл в этот момент показать фильм о наших тюрьмах. Не зря ведь, когда ребят из неблагополучных семей свозили на экскурсию в тюрьму, в колонию, где сидели такие же сверстники, резко уменьшилось количество правонарушений у них».
Статья на тему: Как правильно наказывать ребёнка
Как правильно наказывать ребенка?
Ваш малыш ведет себя плохо, и Вы хотите научить его хорошо себя вести, и не знаете как? Тогда это статья для Вас. Сначала поговорим о том, почему не следует применять физическое наказание.
Наказание порождает страх. Вы можете так напугать ребенка, что в результате он сразу же перестанет вести себя плохо. Но это лишь видимость того, что наказание принесло желаемый эффект.
Внимательно наблюдая за поведением ребенка после наказания, Вы заметите, что он старается найти способы, чтобы свести счеты со своими обидчиками. Он может дразнить младших братьев, сестер или домашних животных, получать плохие оценки в школе, портить свои или Ваши вещи, убегать из дома и забывать о своих домашних обязанностях. Это перечень негативных реакций на наказания можно продолжать еще долго.
Наказывая, Вы отучаете ребенка контролировать свое поведение. Малыш понимает, что теперь можно об этом не задумываться, так как родитель все сделает сам: «Если я поступлю плохо, мама меня накажет, ну-ка проверим…». Ребенок становится зависимым от взрослого, одно присутствие которого может вызывать в нем страх.
Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Напротив, наказывая, вы устанавливаете такие нормы поведения, при которых провинившиеся дети стараются выйти сухими из воды. А это ни в коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных принципов.
Когда вы применяете физическое наказание, ребенок становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую и мстительным. Он сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо извлечь для себя.
Прямой противоположностью поведения, контролируемого влиятельной личностью, является самоконтроль, основанный на ценностных ориентировках самого ребенка. Ребенок учится отвечать за свои поступки сам и ведет себя так, как считает необходимым.
Наказание также несет в себе и другие побочные эффекты. Это занижение чувства собственного достоинства, или поведение, продиктованное чувством страха; это смешанное чувство обиды, нанесенной вам человеком, на любовь которого вы рассчитывали; это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы – единственный способ добиться того, чего хочешь. Кроме того, наказание делает ребенка недоверчивым и побуждает скрывать свои ошибки.
Итак, физическое наказание – это недостойный способ объяснить ребенку, что он делает не так. Позвольте рассказать Вам о некоторых способах воздействия на поведение ребенка, минуя физическое наказание.
Одним из самых действенных методов является игнорирование как способ наказания. Помните, что для большинства детей самое важное, это Ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков наши дети совершают из-за желания быть замеченным. В таком случае нужно предупредить ребенка, что если он еще раз так поступит (громко крикнет в общественном месте), то Вы перестанете с ним разговаривать, пока ребенок не извинится. Конечно, ребенок тут же захочет это проверить, и после нескольких попыток, убедившись, перестанет совершать этот поступок.
Конечно, этот метод не следует использовать, если Ваше чадо бьет или толкает Вас или своего братика (сестричку). В таком случае, нужно провести разъяснительную беседу, почему так не стоит поступать. И если на малыша это не подействует, поставить его в угол.
Но не стоит забывать, что перед каждым наказанием малыша стоит предупредить, что после каждого плохого поступка последует наказание, то есть дать малышу шанс исправиться, а если это не подействует, тогда применять один из методов наказания. Запомните, ребенок всегда должен знать, ЗА ЧТО ЕГО НАКАЗЫВАЮТ. Иначе, наказание не будет впрок.
И самое главное, перед тем как наказывать ребенка, подумайте: почему Вы решили наказать своего ребенка? Задумайтесь, делаете ли Вы это со зла, от обиды, желая отомстить или чувствуя свою беспомощность? Затем остановитесь, успокойтесь и постарайтесь переосмыслить вашу реакцию. Спросите себя: «Так чему же на самом деле я хочу научить своего ребенка прямо сейчас?»
Это нужно сделать для того, чтобы малыш знал, что его наказали только потому, что он вел себе не достойно, и что в этом виноват только лишь он. Что Вы сожалеете, что пришлось пойти на крайнюю меру, что Вам не доставляет удовольствие наказывать ребенка, но обстоятельства сложились таким образом, что по-другому Вы поступить просто не можете.
За что именно наказывать – тоже важный вопрос.
Вы уверены, что проступок стоил принятия таких мер? И не бывает ли так, что, наказывая ребенка, вы просто проявляете раздражение? Может, сам ребенок и не имеет никакого отношения к вашему состоянию, а вас просто выводят из себя конфликты на работе, неважное самочувствие, неудачный день, а сын или дочь просто попадается под горячую руку?
Применять наказания можно только после того, как вы неоднократно объяснили правила поведения и уверены, что ребенок их понял. И, конечно, он должен знать, за что его наказывают.
Как или когда наказывать нельзя
Детям свойственно баловаться, взрослым — их наказывать. Кто первый прекратит?
Когда вы сердиты, наказать хочется. Но в некоторых случаях наказывать нельзя, потому что, кроме плохого, от этого не будет ничего хорошего. Когда или как наказывать нельзя?
По возможности, не наказывайте во время еды: не усвоится ни мораль, ни пища. Не наказывайте перед сном и после сна: начало и конец дня задают общую окраску жизни, а окраска жизни должна быть светлой. Неудачное время для наказаний — процесс игры или время делания уроков: когда ребенок чем-то увлечен или сильно занят, наказание воспринимается только как досадная помеха, которую хочется быстрее выбросить из головы.
Нельзя наказывать, когда вы сильно разозлились.
Злость подсказывает плохие решения. Если надо, сердитость можно изобразить, но если вы вне себя от злости, вас ни к кому подпускать нельзя. Пока вы не продумали последствия наказания, не прочувствовали, как оно будет воспринято — наказание не даст нужного эффекта. Если есть малейшие сомнения в собственных действиях — лучше возьмите паузу, успокойтесь и все обдумайте.
Нельзя наказывать, когда ребенку сильно плохо и без вас.
Если ваш сын сильно расстроен или зол, то ваши самые справедливые слова скорее всего вызовут только злость, а не понимание. Что касается маленьких детей, не стоит строго наказывать ребенка, когда он болен или плохо себя чувствует.
Нельзя наказывать за ошибки, когда ребенок старается.
Неловкость, невнимательность, страхи и просто «забыл» — за все это можно наказать, если ребенок не старался, не хотел сделать все хорошо. А если старался, то за ошибки не наказываем. Ни в коем случае нельзя наказывать за то, с чем ребенок в принципе, при всем желании не может справиться. Если ребенок неповоротлив, за что наказывать? Если подвижен, как юла, то с этим одномоментно не справитесь ни вы, ни он. Эти моменты решаются только постепенно, и не наказаниями.
Нельзя наказывать тогда, когда вопрос можно решить по-доброму. Вначале попросите, объясните или предупредите, большинство вопросов этим будет снято. Наказание без предупреждения вызывает протест: «За что?! Почему? Я не знал!»
Нельзя наказывать, когда наказание вызывает внутренний протест. Внешние протесты для вида — это одно, а настоящий внутренний протест против наказания — это другое↑.
Интересно, что на многих совсем маленьких детей и некоторых диких животных наказание не действует в принципе, вызывая только протест: ответную агрессию или убегание. Чтобы наказание действовало, к нему нужно приучить: преподнести и объяснить его так, чтобы произошло принятие наказания.
Наказание дает эффект только тогда, когда наказанный ребенок внутри с ним согласен, по крайней мере — его понимает. Наказание, которое вызывает в душе только протест — контрпродуктивно. Если ребенок искренне убежден, что он в происшедшем не виноват, то что бы ни думали взрослые, наказание будет неэффективно. Если ребенку кажется, что наказание совсем несправедливо либо слишком строго («за это ремнем нельзя!»), следствием наказания будет только его злость. Если подросток убежден, что отчим не имеет права наказывать его в принципе, то обычные наказания действительно работать не будут.
Не торопитесь наказывать, торопитесь думать. Детям свойственно баловаться, взрослым — их наказывать. Кто первый прекратит?
Как наказать ребенка за плохое поведение
13 Февраля 2017
Как наказать ребенка за плохое поведение. 5 правил воспитания. Как правильно наказывать ребенка, не травмирую психику. Личный опыт, полезные советы, нетривиальные способы.
Наказание — важный инструмент в воспитательном процессе и формировании личности ребёнка. Но правильно ли мы понимаем значение этого слова? В первую очередь, это наставление, о чем многие родители забывают, используя телесную форму наказаний, которые, по мнению Ушинского, показывают «несовершенство искусства воспитателя», т. к. «основываются на одном страхе, чувстве боли». В качестве же профилактики нарушений поведения он предлагал » разумно устроенную деятельность», где нет места скуке. Именно скука — источник многих детских пороков, по мнению известного педагога. Ю. Гиппенрейтер так же пишет, что проявления плохого поведения можно минимизировать или вовсе их избежать, если соблюдать
5 правил воспитания
Напомним их:
- Будьте примером счастливого и успешного человека для своих детей.
- Давайте ребёнку свободу в развитии.
- Позвольте ребёнку учиться на своих ошибках.
- Не превращайте учебу в обязанность.
- Отпустите ситуацию.
-
«По-другому он не понимает!» Каждый вечер наши соседи (глава семьи) вступают в неравный бой с сыном-пятиклассником. Ребёнок отказывается учить уроки, спорит, огрызается, но,получая тех самых «волшебных пендюлей», за полчаса все выполняет. Галина, мама мальчика, предпринимает всякий раз попытки «добром» заставить сесть сына за домашнее задание, но, сокрушаясь, признается, что, видимо, по-другому сын не понимает, раз на него действует только грубая физическая сила отца. Задумайтесь, а проблема-то решена? Нет! Конечно, сиюминутный результат получен, но ведь ситуация повторяется, шлепки становятся ожесточеннее, а поведение мальчика не меняется! Отец рассчитывает, что ударив сына, дает ему урок «Не делай так, это плохо!», и сын этот урок усваивает, но совсем иначе «Раз меня снова бьют, я плохой! И стараться нечего!» и бессознательно ведёт себя по-прежнему из рук вон плохо. А уставшему папе далеко до «высоких материй»: это же труд — пытаться выяснить истинную причину поведения, разобраться в чувствах сына. Проще наподдавать хорошенько этому строптивцу, чтоб уж наверняка дошло- и вернуться к своим делам, своей жизни. Это не ребёнок по-другому не понимает, это взрослый бессилен пойти по другому пути.
«А то вырастет маминым сынком!» Признаться, этот аргумент некоторое непродолжительное время я слышала от супруга, когда устав от бесконечных разъяснений, он брался за ремень, а я выражала протест против этого пусть нечастого, но все же насилия над сыном. Сын действительно бывает неуправляем, но к хорошим последствиям применение силы не привело. Он стал периодически поднимать на меня руку, обижать сестру. И логичным продолжением этой истории вполне могло стать решение всех своих проблем через физическую силу: в школе, затем на работе, в собственной семье. Мы вовремя остановились, отказавшись от этой пугающей перспективы- быть потом побитыми собственным повзрослевшим сыном. Для ребёнка причинение боли самыми близкими людьми — это психотравма. Разве чувствует он себя этот момент сильным? Нет. А вот униженным -да. Противостоять нельзя- получишь ещё сильнее и больнее, поэтому надо приспособиться и терпеть и научиться скрывать свои проступки. Из таких детей нередко вырастают взрослые, обременённые комплексом неудачника.
-
«Меня били — и ничего…» «Вырос нормальным человеком», — обычно продолжают фразу те, кто перенёс методы воспитания своих родителей в отношения со своими детьми. Спорить не будем, встречаются среди тех, кто в детстве прошёл через боль, страх и унижение, хорошие люди, только это «не благодаря», а «несмотря» на подобные карательные меры. Большинство «битых» зарекаются не бить своих детей, но есть и те, кто по инерции продолжает утверждать то самое «меня били — и ничего». Особенно плачевна судьба девочек, которым папа привил урок «бьет-значит любит», потому что в замужестве они часто терпят тиранию со стороны мужа и не в силах противостоять ему даже словесно, когда тот поднимает руку на детей.
Физическое наказание детей воспитывает в них неуверенность в себе, лживость, трусость, недоверчивость, склонность к агрессии, озлобленность, жестокость и эмоциональную черствость. По отношению к беззащитному ребёнку подобные карательные меры являются насилием! Это ошибочное мнение, что наказание должно вызвать отрицательную эмоцию, и тогда ребёнок впредь не станет так себя вести.
Наказание — это прежде всего сигнал о нарушении установленного правила, социальных норм, оговорённого порядка.
Смысл его — сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.
Конечно, наказание может расстроить ребёнка, но смысл не в том, чтобы заставить его испытать страх или обидеть, а в том, чтобы заставить задуматься над своим поведением, осознать, что именно он сделал не так и почему это плохо. Родитель в таком случаем- блюститель установленных правил и защитник моральной ценности, а не диктатор, а само наказание предполагает сознательность ребёнка в формировании его личности, а не направлено на получение мнимого результата.
Самый ценный вид наказания есть следствие проступка. В этом случае ребёнок наказывает сам себя, учителем становится жизнь.
В новогодние каникулы у нас было запланировано мероприятие с посещением спектакля, и в день Х старший сын устроил с младшим догонялки. Несколько раз малыш спотыкался и больно падал, и я просила прекратить игру. В конце концов, подгоняемый старшим, он с разбегу врезался в ребро стены, и на лбу появилась огромная шишка и стала расти. Первая (и естественная) реакция — крикнуть что-то вроде «Я же тебе говорила! Посмотри, что ты натворил?! Никакой тебе елки!» Но я видела, что сын и без того расстроен и напуган. Было решено папу отправить с маленьким в травмпункт, а мы поехали на представление. Старший был обескуражен, что ему «не досталось» и все время интересовался, как Федя. «Жаль, что Федя не может поехать с нами… Это я виноват, да, мам?» Этот случай стал сыну хорошим уроком.
Самым же распространённым типом наказания является условное следствие проступка. Формула их знакома всем: «Если ты не …, то я…» Если ты не сделаешь уроки, отец отключит интернет. Если ты сейчас не уберешь свою кровать, никакой прогулки. Такие наказания неизбежны, но надо понимать, что они малоэффективны, поскольку не берут в расчёт сознательность самого ребёнка.
Какие же существуют «правильные» способы наказания?
-
Лишение приятного. Лишать нужно именно привелегии, а не основных потребностей! Видеоигр в выходные, похода в кино, сладостей.
-
«Исправительные работы». Для » вдохновения» приведём пример одной многодетной мамы, которая решила вопрос наказаний весьма творчески. Вместо наказаний как таковых — «лягушки». На оборотной стороне открытки с изображением этой живности написано «дело», которое нужно выполнить: поточить карандаши/ убрать игрушки на полке/ пропылесосить и т. д. При каждой провинности мама раздает детям «лягушек», кстати, они могут их выбирать или менять. При игнорировании «лягушек» — штраф: лишение компьютерных игр или сладостей.
-
Тайм-аут. Этот вид наказаний до сих пор популярен в детских садах, где за непослушание или проступок предлагают посидеть на стульчике и подумать над своим поведением. Мой сын- активный «заседатель». Об эффективности методики судить не буду и полагаю, что есть дети,которые действительно могут осознать неправоту своего поступка, находясь в изоляции и тишине. Но не в темной комнате!
-
Личное извинение. К этому способу прибегает мой супруг, когда проведя беседу с сыном о проступке завершает необходимостью принести извинение человеку, которого сын обидел, или исправить ситуацию, виновником которой он стал.
-
-
Естественное наказание. Речь не идёт о том, чтобы ребёнок с молчаливого согласия родителя причинил себе вред, но есть смысл воспользоваться уроками жизни, если вы уверены в том, что ребёнок серьезно не пострадает и сможет сделать правильные выводы. Дочь не слушала мои просьбы не ходить по лужам без сапожек, и в конечном итоге я абстрагировалась: хочешь- да пожалуйста! Через полчаса ей стало «неудобно» в мокрых ботинках, и мы отправились домой, так и не дойдя до гостей, а потом лечили насморк. Назидательная речь не пригодилась.
-
«Временный арест». За серьезный проступок меня, будучи подростком, лишили прогулок и общения с друзьями. Это было единожды, и это сработало. Но если подобный вид наказания становится регулярным, то теряется весь его смысл, как было в семье моего одноклассника: он просто стал сбегать из дома, невзирая на запреты.
-
Сказка вместо наказания. Когда персонажи испытывают те же трудности и попадают в ситуации, схожие теми, в которых находится ребёнок, значительно легче понять ошибочность своих поступков и найти пути решения вместе со сказочным героем. Нам с детьми нравятся книги Стэна и Джен Беренстейн о жизни брата и сестры медвежат. Сын всякий раз, когда совершает проступок, а я начинаю отчитывать его, забывая о всех своих педагогических обещаниях, говорит: «Мама,а давай лучше как будто я медвежонок Вова, и я был не прав, и дальше целая история!»
В конце нашей статьи резюмируем важные правила наказания:
- наказание нельзя пропускать или надолго откладывать.Ребёнок нарушил правило или плохо себя вёл- следует наказание в той или иной форме.
- наказание должно быть адекватно проступку, его задача- обратить внимание на нарушение, а не покарать.
- наказание не должно унижать ребёнка .
- наказание не должно сопровождаться криком, оскорблениями.
- наказание должно быть объяснено ребёнку! Он должен понимать смысл недовольства родителя и знать, за что наказан.
- физическое наказание недопустимо. О его вреде мы подробно писали выше.
методы, правила, способы, как нельзя
К сожалению, наши дети не всегда ведут себя, как ангелы. Часто нам, взрослым, приходится применять к ним воспитательные меры. Но как сделать это правильно? Сегодня мы поговорим о методах наказания ребенка родителями, которые не разрушают детскую психику, а дают ощутимые результаты.
Можно ли наказывать детей?
Споры о том, применять ли наказания к детям в семьях, ведутся очень давно. Прогрессивные родители утверждают, что применять санкции – вчерашний день. Однако множество известных педагогов предупреждают, что если малыша не наказывать, он в будущем не научится нести ответственность за свои поступки. Поэтому любая семья должна выдвигать перед карапузом определенные правила и законы, которых он должен придерживаться. Воспитывать детей без наказания вовсе, не получится. Главное – сделать это верно. Возраст, когда крошка сможет адекватно оценивать примененные к нему санкции – 3 года. В год детка вряд ли поймет, почему его наказали. Именно в этом возрасте начинают развиваться причинно-следственные связи.
Как нельзя наказывать?
Метод наказаний имеет свои правила и запреты. Если вы решились применить метод «кнута», то по совету психологов, следует учитывать следующие моменты:
- Головомойка бесполезна за то, чего кроха еще не знает. Например, ваш карапуз взял без спросу чужую вещь. Если воспитательные разъяснения по этому поводу еще проводились, то ругать его нельзя. При повторном подобном проступке наказание просто необходимо.
- Не используйте физическое наказание. О подобном запрете в воспитании говорят уже не один десяток лет. Мальчики, к которым применялись телесные наказания, вырастают либо агрессорами, либо неспособными отражать чужие нападки. А девочки подсознательно ищут себе подобного спутника жизни, чтобы постоянно ощущать себя жертвой. У таких женщин занижена самооценка, проявляется огромное количество комплексов. Кроме того, жестокие родители могут понести уголовное наказание за насилие над детьми. Ведь подобными варварскими методами пользовались только в старину.
- Запрет на эмоциональное насилие. Последствия от подобного подхода такие же, как и от битья ремнем по попе. Поэтому воспитывайте детей без крика, оскорблений и унижений, особенно на людях. Воздержитесь от обидных прозвищ и кличек. Этого же мнения придерживается и доктор Комаровский.
Наказание сразу после преступления. Если вы решили провести головомойку через день после того, как крошка совершил проступок, например, соврал, но воспитательного эффекта от такого воздействия не будет. Не оттягивайте санкции, хуже всего, когда карапуз будет испытывать страх от надвигающегося наказания. - Адекватность педагогического воздействия. Не стоит грозить малютке запретом просмотра телевизора на все лето. Вы же не сможете целых три месяца выдерживать характер и не подпускать кроху к экрану. Не наказывайте уроками, учеба должна приносить радость. Не опускайтесь до уровня неадекватных участников форумов в Интернете, которые практикуют садистские наказания крапивой, розгами и даже клизмой.
- Пообещали – выполните. Не бросайтесь угрозами зря. Если уж с ваших губ слетела угроза, найдите в себе силы выполнить ее. Либо сдерживайтесь в обещаниях наказания.
- Я тоже «за»! Когда папа наказывает маленького ребенка за непослушание, мама не должна проявлять слабость и снимать санкции с чада. Требования всех членов семьи, в том числе бабушки, должны быть одинаковыми. Нарушение этого принципа приведет к тому, что в вашей семье вырастет настоящий манипулятор.
Как правильно наказывать малышей
Для результативного наказания вы можете прибегнуть к следующим современным мерам воздействия и их разнообразным формам:
Лишение развлечений, любимых лакомств, игрушек
Не переусердствуйте, детка не должен быть лишен жизненно важных вещей, таких как еда, сон, отдых. А вот лишить сладостей или телефона можно запросто.
Использовать «стул для раздумий»
Психологи рекомендуют сажать ребенка на специальное место, на котором малыш должен обдумать свое поведение. На стуле раздумий необходимо находиться столько минут, сколько малышу лет. После того, как время на размышление закончилось, следует обсудить, что именно было не так в поведении карапуза и что нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию.
Лишение карманных средств
Такой метод подойдет для подростков, которые уже получают некоторые денежные вливания от родителей. Педагоги советуют не лишать их всей суммы, а только части денежных средств.
Воспитательная беседа
Разговаривать с малышом нужно еще с ранних лет. Авторитетное мнение родителей – важный воспитательный момент в формировании личности карапуза. Говорите спокойно, без криков и истерик, так детка гораздо лучше поймет то, что вы пытаетесь до него донести.
Комендантский час
Для детей подросткового возраста действенным методом станет временное ограничение общения с друзьями и сверстниками
Исправление ошибок
Довольно эффективно действует возможность самостоятельно исправить допущенные ошибки. Детка разлил чай на полу? Вручите ему тряпку и дайте возможность убрать за собой.
Способ логических последствий поступка
Основой этого метода является желание родителей не наказать, а научить карапуза, показать логическую взаимосвязь между проступком и тем, что происходит после. Результат достигается за счет выполнения следующих шагов:
- Знакомство с моделью поведения. Взрослый должен донести до малыша информацию о том, какого именно поведения ожидают от него окружающие. Не о том, как делать не следует, а о модели правильного поведения.
- Дайте выбор. Обязательно скажите, что у крохи есть выбор: если он отзывается на вашу просьбу и делает так, как вы говорите, то все идет гладко. Если же выбор детки не соответствует требованиям взрослого, он должен быть готов к последствиям.
- Логика важна. Желательно, чтобы проступок и последствия были логически связаны. Например, вовремя не выключил телевизор – на следующий день его вовсе не включаешь.
- Следите за тоном. Не кричите и не оскорбляйте малютку. Поясняйте спокойно, дайте понять, что у него всегда есть право выбора действий.
- Требования к наказаниям. Последствия выбора не должны длиться слишком долго, тогда кроха будет понимать, что у него скоро появится шанс исправить ситуацию.
- Просите повторить ваши пояснения. Это крайне важно, чтобы ребенок понимал, что именно вы от него хотите.
- Не жалейте похвал. Если детка выполнил вашу просьбу, обязательно похвалите и поощрите его. Поощрение детей не менее важно, чем наказание. Расскажите, как вам радостно, что малыш старается.
- Санкции и последствия. Если кроха все же ослушался, обязательно выполните то, что обещали. Не говорите: «Я же предупреждала!», просто сделайте так, чтобы чадо увидело связь между нежелательным поведением и санкциями, которые последовали.
Каждый человек имеет право ошибаться, тем более такой неопытный как ребенок. Поэтому будьте терпеливыми и адекватными взрослыми, помогайте малышу исправить свое негативное поведение. Чаще рассказывайте о своих промахах в детстве, о том, как вам удалось справиться с проблемами дома и в школе. Применяйте наказание, взвесив все «за» и «против».