Избыток пищи мешает тонкости ума
- Избыток пищи мешает тонкости ума
Copia ciborum subtilitas animi impeditur
Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. — М.: Русский Язык. Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской. 1982.
- Избыток любви к тебе
- «Известная парочка братьев»
Смотреть что такое «Избыток пищи мешает тонкости ума» в других словарях:
Луций Анней Сенека младший — (ок. 4 гг. до н.э. ок. 65 гг. н.э.) сын Сенеки Старшего, писатель, философ стоик, воспитатель и советник Нерона Смысл благодеяний прост: их только дарят; если что возвращается, то уже прибыль, не возвращается нет убытка. Благодеяние оказано для… … Сводная энциклопедия афоризмов
сытое брюхо к учению глухо — Ср. Ein voller Bauch ein fauler Gauch. A fat belly, a lean brain. Ventre gros et trop gras suptile esprit n engendre pas. Ср. Copia ciborum subtilitas animi impeditur. Избыток пищи мешает тонкости ума. Sen. Ep. 15. Ср. Satur venter non studet… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ЕДА — существенная часть сбалансированной диеты. Фран Лебовиц Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты. Ансельм Брийя Саварен При крупных неприятностях я отказываю себе во всем, кроме еды и питья. Оскар Уайльд Желудок просвещенного человека имеет… … Сводная энциклопедия афоризмов
Сенека — (Seneca) Сенека (Seneca) Луций Анней (Младший) (4 до н.э. 65) Римский философ, драматург и оратор. Второй сын Сенеки Старшего (ритора). При Калигуле по проискам Мессалины был осужден сенатом и сослан на остров Корсику. Вернулся в Рим после смерти … Сводная энциклопедия афоризмов
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Луций Анней Сенека — Викицитатник
Лу́ций А́нней Се́не́ка[1] (лат. Lucius Annaeus Seneca, Сенека младший или просто Сенека; 4 до н. э. — 65) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего.
Б[править]
Без товарища никакое счастье не радует. |
Благо — не всякая жизнь, а жизнь хорошая. | |
Non enim vivere bonum est, sed bene vivere. |
Бывают заблуждения, имеющие видимость истин. |
В[править]
В своей жизни всегда держи удар. |
Век живи — век учись тому, как следует жить. |
Величие души должно быть свойством всех людей. |
Величие некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в своевременности их. |
Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима. |
Вечного нет ничего, да и долговечно тоже немногое. |
Все не наше, а чужое, только время наша собственность. | |
Omnia aliena sunt, tempus tantum nostrum est. |
Верь мне — ты неизбежно умрешь уже в силу того, что ты родился. | |
Ita dico: ex quo natus es, duceris. |
Войдя в наш дом, пусть дивятся не обстановке, а нам самим. | |
Qui domum intraverit, nos potius miretur quam supellectilem nostram. |
Всякое наслаждение достигает высшей силы в последний момент. Потому из возрастов самым приятным должен считаться старческий, а не зрелый. | |
Quod in se jucundissimum omnis voluptas habet, in finem sui differt. Jucundissima est ætas devexa jam, non tamen præceps. |
Все чувственные наслаждения ведут к скорби, особенно если предаваться им неумеренно. | |
Ita dico: in præcipiti voluptas ad dolorem vergit, nisi modum tenuit. |
Высшее богатство — отсутствие жадности. — Парадоксы в литературных цитатах, афоризмах, фольклоре. — М., Омск: АМИ, Наследие, 2000. — С. 65. |
Д[править]
Деньгами надо управлять, а не служить им. |
Довольствующийся немногим желудок от очень многого. |
Для мудрого его век так же долог, как для богов вечность. А кое в чем мудрец превосходит и Бога, тот избавлен от страха благодаря природе, а этот — благодаря самому себе. | |
— Нравственные письма к Луцилию. Письмо 53 |
Е[править]
Если бы на Земле существовало только одно место, откуда видны были звёзды, к нему бы отовсюду стекались люди. |
Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру. |
Если хочешь жить для себя, живи для других. |
Если хочешь, чтобы о чём-то молчали, молчи первый. | |
Alium silere quod voles, primus sile. |
Если хочешь свободы духа, должен быть бедным, или, по крайней мере, похожим на бедного. | |
Si vis vacare animo, aut pauper sis oportet aut pauperi similis. |
Если сегодняшний день в твоих руках, меньше будешь зависеть от завтрашнего. Пока мы откладываем жизнь, она проходит. | |
Sic fiet, ut minus ex crastino pendeas, si hodierno manum injeceris. Dum differtur, vita transcurrit. |
Ж[править]
Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости. |
Жить — значит бороться. | |
Жить — значит мыслить. |
Жить следует так, чтобы можно было злейшему врагу доверить все, что у тебя на душе. | |
Tu quidem ita vive, ut nihil tibi committas, nisi quod committere etiam inimico tuo possis. |
З[править]
Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление. |
И[править]
Избыток пищи мешает тонкости ума. |
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. |
К[править]
Кратчайший путь к богатству — через презрение к богатству. | |
Brevissima ad divitias per contemptarum divitiarum via est. | |
— Нравственные письма к Луцилию. Письмо 62 |
Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх. |
Стрелок, пуская стрелу, должен знать, куда метит: тогда он может прицелиться и направить ее полет. Наши замыслы блуждают, потому что цели у них нет. Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра. Невозможно, чтобы случай не имел такой власти над нашей жизнью, коль скоро мы живем случаем. — из LXXI письма к Луцилию | |
Scire debet quid petat ille qui sagittam vult mittere, et tunc derigere ac moderari manu telum: errant consilia nostra, quia non habent quo derigantur; ignoranti quem portum petat nullus suus ventus est. Necesse est multum in vita nostra casus possit, quia vivimus casu. | |
— перевод С. А. Ошерова, цит. по изд. 1977 г. |
Кто сделал доброе дело, пусть молчит — говорит пусть тот, для кого оно было сделано. |
Кто собирается причинить обиду, тот уже причиняет её. |
Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует. |
Кто боится обмана, тот учит ему, и самым подозрением дает право на коварство. |
кратчайший путь к богатству — через презрение к богатству. |
Н[править]
Не прост (тернист) путь, ведущий от Земли к звёздам. — парафраз — Per aspera ad astra (через тернии к звёздам) | |
Non est ad astra mollis e terris via. | |
— «Неистовый Геркулес» («Геркулес в безумье», Hercules furens), 441 (437) |
Не чувствовать страданий несвойственно человеку, а не уметь переносить их не подобает мужчине. |
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в других. |
Необходимое всегда легко приобрести. И только для избытков приходиться трудиться в поте лица. |
Не бывало великого ума без примеси безумия. |
Ни один не признает себя скупым или жадным. |
О[править]
Одни преступления открывают путь другим. |
Они нуждаются, обладая богатством, — а это самый тяжёлый вид нищеты. |
П[править]
Первый же час, давший нам жизнь, укоротил её. |
Пришел я на Капитолий и стало мне стыдно за всеобщее безумие: чего только не вменило себе в обязанность пустопорожнее неистовство! Один подсказывает богу имена, другой сообщает Юпитеру, который час; тот — ликтор, этот — умаститель, двигает руками в пустоте, подражая втирающему мазь. Есть и такие, что укладывают волосы Юноне и Минерве, стоя поодаль не то что от кумира, а даже от храма: одни шевелят пальцами на манер убирающих волосы.[2] Есть такие, которые держат зеркало; и такие, которые просят богов быть за них поручителями. Есть такие, которые подают богам жалобы и рассказывают им о своих тяжбах. Ученый старшина мимов, старик преклонных лет, каждодневно демонстрирует в Капитолии свои шутки, как будто боги охотно смотрят на всеми покинутого человека. Вокруг бессмертных богов толпятся всякого рода искусники. <…> Впрочем, эти делают нечто, правда, совершенно ненужное, но не постыдное и не бесчестное. Но в Капитолии сидят и такие женщины, которые считают себя любовницами Юпитера, — не боятся даже и Юноны, обладающей, если верить поэтам, весьма сердитым нравом.[3] — это цитирует Аврелий Августин («О граде божием», VI, 10)[2] | |
In Capitolium perueni, pudebit publicatae dementiae, quod sibi uanus furor adtribuit officii. Alius nomina deo subicit, alius horas Ioui nuntiat: alius lutor est, alius unctor, qui uano motu bracchiorum imitatur unguentem. Sunt quae Iunoni ac Mineruae capillos disponant (longe a templo, non tantum a simulacro stantes digitos mouent omantium modo), sunt quae speculum teneant; sunt qui ad uadimonia sua deos aduocent, sunt qui libellos offerant et illos causam suam doceant. Doctus archimimus, senex iam decrepitus, cotidie in Capitolio mimum agebat, quasi dii libenter spectarent, quem illi homines desierant. Omne illic artificum genus operatum diis inmortalibus desidet. <…> Hi tamen, inquit, etiamsi superuacuum usum, non turpem nec infamem deo promittunt. Sedent quaedam in Capitolio, quae se a Ioue amari putant: ne Iunonis quidem, si credere poetis uelis, iracundissimae respectu terrentur. | |
— несохранившееся сочинение |
Пролетят века, и наступит срок, | |
— «Медея» (Medea) |
С—Я[править]
Сильнее всех — владеющий собой. |
Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее. |
Чтобы жизнь была приятна, надо отложить все попечения о ней.. | |
Fac tibi jucundam vitam omnem pro illa sollicitudinem deponendo. |
Царям принадлежит власть, а гражданам — собственность. |
Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено всё. |
Язык правды прост. |
Сенека писал о нищете, сидя за столом лимонного дерева, стоимостью в столько-то тысяч сестерциев, — <…> классическое шутовство. | |
— братья Гонкур, «Дневник», 28 января 1863 |
Статьи о произведениях[править]
- ↑ Допустимы оба варианта, но предпочтение словари имен собственных отдают варианту Сене́ка.
- ↑ 2,02,1 С. А. Ошеров. Примечания // Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. — М.: Наука, 1977. — С. 373.
- ↑ Перевод Киевской Духовной Академии, 1905-1910.
- ↑ Рабинович Е. Г. Примечания // Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — Серия «Литературные памятники». — С. 395.
Афоризмы и цитаты о пище. Только лучшие высказывания великих авторов
360Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеЕсть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.
343Ссылка на цитату5 минут на осмыслениеНе желудок ненасытен, как говорится в быту, а обжора. Лживо представление о желудке, как о чем-то, не имеющем предела наполнения.
330Ссылка на цитату5 минут на осмыслениеЧеловек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму и к телу.
301Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеВеликие люди всегда были воздержанными в еде.
290Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеИзбыток пищи мешает тонкости ума.
278Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеЕсли чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание.
253Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеЛучшая приправа к пище — голод.
248Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеОбильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву.
246Ссылка на цитату5 минут на осмысление«Чтобы мыслить, надо есть», — никуда не денешься! Да, но зато сколько разных мыслей может произвести на свет один и тот же кусок хлеба!
242Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеЕда есть натуральное причащение — приобщение плоти мира.
235Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеПища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.
231Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеГоворя о еде, надо сказать и о нравах.
228Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеАппетит приходит во время еды.
222Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеДействия диетических средств — продолжительны, а действия лекарств — скоропреходящи.
221Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеНаши достославные клубы зиждутся на еде и питье, то есть, на том, что объединяет большинство людей.
220Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеПереедание приводит к болезни, так показывает практика.
218Ссылка на цитату5 минут на осмыслениеЗа обедом ешь мало, а за ужином еще меньше, ибо здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка.
218Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеКто хочет вкушать лишь сладкое, для того оно становится горьким.
217Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеКаждому не мешало бы приглядеться к себе во время еды.
216Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеНе для того я живу, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить.
209Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеСтанем ли мы отказываться от пищи лишь на том основании, что, насыщаясь, мы теряем аппетит? Можно ли сказать, что поле пропадает зря, если оно остается под паром?
204Ссылка на цитату5 минут на осмыслениеЕсли бы не власть желудка, ни одна птица не попала бы в силки охотника, да и сам охотник не ставил бы силков.
203Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеНужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
201Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеВсюду, где есть сладкое, найдешь и кислое.
200Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеЛучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать.
199Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеКто поздно приходит, тому кости (остатки угощения).
198Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеВсе, что съедается, является предметом власти.
191Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеНе корми словами вместо хлеба.
190Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеПища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру.
189Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеЧеловек не будет наслаждаться едой и питьем, если не перестрадает от голода и жажды.
185Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеМожешь и не заметить, как обеденный стол займет в сознании место алтаря.
184Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеЕшь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья.
180Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеГде сладко, там и горько.
149Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеОднажды я провёл в размышлениях целый день без еды и целую ночь без сна, но я ничего не добился. Было бы лучше посвятить то время учению.
147Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеНаши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.
111Ссылка на цитату5 минут на осмыслениеТри дела, однажды начавши, трудно кончить:а) вкушать хорошую пищу,б) беседовать с возвратившимся из похода другом ив) чесать, где чешется.
78Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеНет любви более искренней, чем любовь к еде.
77Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеЕда без аппетита становится отвратительным блюдом.
72Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеРазворачивается гамма еды, поднимаясь до верхних и тонких нот. Это восходит созвездие закусок. Жёлтой планетой стоит над горизонтом сыр: чтобы он был вкуснее, его сделали круглым и назвали голландским. Его окружает многоточие редисок, нежинские огурцы и помидоры. Всё это вкусно и прекрасно, но не на них сверкают вилки и неистовствуют ножи! Он, величественно отдыхающий среди мочёных яблок и маринованных слив, производит впечатление взрыва: при взгляде на его подрумяненную до цвета красного дерева кожу звенит в ушах. Это жареный гусь.
69Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеПри крупных неприятностях я отказываю себе во всём, кроме еды и питья.
69Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеЖирна не вовремя еда, Грустна, как на поминках.
61Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеПотом вдруг начали на стол жаркия ставить: Представлен был журавль расщипанной в куски, На коего пошла тьма соли и муки, И печень кормнаго нам гуся предложили, И зайца передки оторванные были, Как лучшая еда, нежь зад, принесены, И чайки, коих хлубь и зоб подожжены, И дики голуби без гузок тут лежали, Которы евствы мы б за лучшия признали, Когда б хозяин нам причин не изъяснял, Для коих отнял зад, и гуски оторвал, Которому мы тем несносней досадили, Что ничего из евств похвальных не вкусили.
60Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеСледует смотреть не столько на то, что едят, сколько на то, с кем едят.
58Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеМы должны есть, чтобы жить, и жить, чтобы есть.
51Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеЕсть можно что угодно и когда угодно, но только голой и стоя перед зеркалом.
51Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеВ столовой солнце ― древний пращур… Матвей Степаныч ест, как кит, А я, как допотопный ящур! Еда ― не майский горизонт И не лобзание русалки, Но без еды и сам Бальмонт В неделю станет тоньше палки… Господь дал зубы нам и пасть (Но, к сожаленью, мало пищи), ― За целый тощий месяц всласть Наелись мы по голенище!.. Ведро парного молока! Горшок смоленской жирной каши, Бедро солёного быка И две лоханки простокваши!!! Набив фундамент, адвокат Идёт, икая, на крылечко. Я сзади, выпучив фасад, Как растопыренная печка., Племянник, пасть уставив вдаль, Орёт нам издали: «О-бе-дать!» Опять едим! О, суп с лапшой, Весь в жирных глазках, жёлтый, пылкий… На стул трёхногий сев пашой, Степаныч ест, как молотилка… «Что слышно в городе?» ― «Угу». Напрасно тётушка спросила: Кто примостился к пирогу, Тот лаконичен, как могила…, Хлопочет тётушка опять И начиняет нас, как уток. Вдвоём пудов, пожалуй, с пять Съедим мы здесь в теченье суток! «Матвей, дай гостю бурачков»… Трещат все швы! Жую, как пьяный, ― А сон знай мажет вдоль зрачков Тягучим клейстером нирваны.
47Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеЕщё больше бед прибавила грубая фальсификация пищи. Хотя перед глазами человечества уже был печальный опыт с маниокой, бататом и кукурузой ― крахмалистой пищей древнейших обществ тропических областей, но даже в эпоху ЭРМ ему не вняли. Не хотели понять, что это изобилие пищи ― кажущееся, на самом деле она неполноценна. Затем наступало постепенное истощение от нехватки белков, а на стадии дикости развивался каннибализм. Плохое питание увеличивало число немощных, вялых людей ― тяжкое бремя для общества.
46Ссылка на цитату5 минут на осмыслениеЛучше остаться с больным зубом и кушать, чем обратиться к врачу, чтоб тот сказал, что придётся тебе не есть неделю…
46Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеНикто не знал ни скорби, ни стыда, Инстинкт царил отчаянно и круто. И только крик: еда, еда, еда Объединял на тощие минуты. И шум и говор висли над столом, Глаза блестели жадностью несытой, Когда юнец, сойдясь со стариком, Вгрызались разом в жёсткое копыто. Но мясо было лакомством. Вода, Солома, гниль отброса и отсева ― Обычная и гнусная еда Людей, не знавших мужества и гнева.
46Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеЗаражено пузо едою ― Неукоснительно и не спеша, Пропавший пупок блестит чистотою: Вся кожа в работу пошла. Еда, брат, громадное дело, Щами велик человек, Ешь, чтоб душа не сопрела, Лопай, давись, животом кукарекай! Будешь ты в славе и чести, Если скулу изотрёшь, Сгинешь, как гнида, без вести, Если планету сию не сожрешь.
45Ссылка на цитату5 минут на осмыслениеИмитацией рыданья, перешедшего в рёв, Слезу прошибают тромбоны. Есть и очевиднейшие каноны: Воздух и еда восстанавливают кровь.
44Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеРусская петербургская кухня, сформированная иностранными поварами, приятна, сытна, хотя для непривыкшего к ней желудка может быть так же вредна, как и все другие, в ней, однако же, заметно более простоты и вкуса, происходящего от благоразумного употребления свежих припасов и приправ, нежели запутанности, чрезвычайных смесей и чрезмерного количества пряных и раздражающих веществ. Русская кухня сохранила национальные и усвоила славные блюда всех земель. Не говоря уже о чрезвычайных гастрономических собраниях, вы за самым обыкновенным обедом всегда можете заметить ее космополитизм: русская сырая ботвинья, потаж, кулебяка, гречневая каша, французские соусы, страсбургские пироги, пудинг, капуста, трюфели, пилав, ростбиф, кисель, мороженое нередко встречаются за нашими обедами, где квас стоит рядом с дорогими и душистыми винами бургонскими, рейнскими или шампанскими, которых выпивается здесь не менее, как в месте их рождения. Овощи произращаются и потребляются почти круглый год, в самое трудное для произрастания их время на столах богатых людей они являются как редкость: тогда десяток огурцов, блюдо спаржи или тарелка редису, так же как в другое время тарелка клубники или вишен, стоят дороже всей остальной части обеда. Перед столом везде подают рюмку водки или ликёру и для закуски икру, солёную и копчёную рыбу, сыры всех возможных стран и т. п. Десерт во всё продолжение обеда стоит на столе, он состоит из сухих конфектов, варений и фруктов, которые произращаются в здешних оранжереях, в множестве присылаются из Москвы и её окружностей или вместе со всевозможными лакомствами привозятся из всех стран на кораблях в таком количестве, что в настоящее их время они продаются почти за бесценок. В девять часов или несколько позже пьют чай, ужин есть почти общая привычка.
43Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеКушать надо так, что бы потом не было мучительно больно.
43Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеПища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел. Поэтому ешь в меру.
43Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеСоставляю меню удачного дня. Например: завтрак ― зелёная (это из ботвы) каша с хлебом, поджаренным на олифе, и чай с подсушенным хлебом, обед ― два овсяных супа и каша пшённая. Потом дома ― две чашки соевого молока с конфетой (её можно принести из столовой), ужин ― лепёшка из зелени с хлебным мякишем (обедаю зато без хлеба). Или, например, завтрак: натёртый рыночный турнепс с постным маслом, ужин ― запеканка из соевой колбасы… Иногда наступало просветление. Тогда хотелось наесться до тошноты, до отвращения к пище, до рвоты, ― чтобы только покончить с этим стыдом, только бы освободить свою голову. Но дистрофическим мозгом овладевал страх ― что же будет, если этого не будет?
43Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеЩи да каша ― Пища наша. Щи? А поди-ка поищи Щи с капустой красной. Не ищи напрасно Щей в столице мира… Янтарями жира ― Жёлтые кружочки. Ну, берите ложки!
42Ссылка на цитату5 минут на осмыслениеПо настоящему свободный человек — это тот, кто может отказаться от приглашения к еде, без каких-либо оправданий.
37Ссылка на цитату3 минуты на осмыслениеНадобно, чтобы роскошная пища в каждой кишке прела.
Темы цитат по буквам
Афоризмы и цитаты про пищу
Лучшая приправа к пище — голод.
Сократ
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
Сократ
Действия диетических средств — продолжительны, а действия лекарств — скоропреходящи.
Гиппократ
Переедание приводит к болезни, так показывает практика.
Гиппократ
Не корми словами вместо хлеба.
Аристофан
Не желудок ненасытен, как говорится в быту, а обжора. Лживо представление о желудке, как о чем-то, не имеющем предела наполнения.
Эпикур
Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.
Цицерон Марк Туллий
Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого.
Сенека Луций Анней (Младший)
Избыток пищи мешает тонкости ума.
Сенека Луций Анней (Младший)
Всюду, где есть сладкое, найдешь и кислое.
Петроний Арбитр Гай
Где сладко, там и горько.
Петроний Арбитр Гай
Не для того я живу, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить.
Квинтилиан
Говоря о еде, надо сказать и о нравах.
Неизвестный автор
Кто поздно приходит, тому кости (остатки угощения).
Неизвестный автор
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
Неизвестный автор
Человек не будет наслаждаться едой и питьем, если не перестрадает от голода и жажды.
Аврелий Августин
Если бы не власть желудка, ни одна птица не попала бы в силки охотника, да и сам охотник не ставил бы силков.
Саади
Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать.
Абу-ль-Фарадж
Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву.
Абу-ль-Фарадж
Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру.
Абу-ль-Фарадж
Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья.
Абдуррахман Джами
Аппетит приходит во время еды.
Франсуа Рабле
За обедом ешь мало, а за ужином еще меньше, ибо здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка.
Мигель де Сервантес Сааведра
Наши достославные клубы зиждутся на еде и питье, то есть, на том, что объединяет большинство людей.
Джозеф Аддисон
Если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы.
Бенджамин Франклин
Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму и к телу.
Бенджамин Франклин
Люди делятся на две части: у одной, меньшей, есть обед, но нет аппетита; у другой, большей, — отличный аппетит, но нет обеда.
Никола Себастиан Шамфор
Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок.
Никола Себастиан Шамфор
Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.
Козьма Прутков
Благочестивые поступки не могут заполнить пустого желудка человека™ Ахмад Махдум бин Носир Дониш
Великие люди всегда были воздержанными в еде.
Оноре де Бальзак
Станем ли мы отказываться от пищи лишь на том основании, что, насыщаясь, мы теряем аппетит? Можно ли сказать, что поле пропадает зря, если оно остается под паром?
Джордж Бернард Шоу
Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание.
Иван Петрович Павлов
Все, что съедается, является предметом власти.
Элиас Канетти
Каждому не мешало бы приглядеться к себе во время еды.
Элиас Канетти
Еда есть натуральное причащение — приобщение плоти мира.
Сергей Николаевич Булгаков
Можешь и не заметить, как обеденный стол займет в сознании место алтаря.
Франтишек Крышка
«Чтобы мыслить, надо есть», — никуда не денешься! Да, но зато сколько разных мыслей может произвести на свет один и тот же кусок хлеба!
Пьер Тейяр де Шарден
Кто хочет вкушать лишь сладкое, для того оно становится горьким.
Роберт Вальзер
Комментарии
Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница
18.09.2019«Скажи мне, что ты ешь, и я тебе скажу, кто ты» — гласит известный афоризм. Ещё древние философы и врачеватели заметили, что еда может быть и ядом, и лекарством. Так, главной причиной большинства болезней Эрасистрат считал излишества в пище и ее несварение, которое засоряет сосуды. Вследствие этого возникают воспаления, язвы и другие заболевания. Как выработать привычку правильно питаться? Почему полноценный сон — большой союзник в поддержании нормального функционирования всего организма? И насколько внешняя красота зависит от здоровой микрофлоры кишечника? На эти и многие другие вопросы ответила врач-гастроэнтеролог НЦРМБ Виктория Степанова.
-Здравствуйте, Виктория Игоревна! Ни для кого не секрет, что правильное питание – это половина успеха на пути к здоровью. Почему же получается, что в мире так много людей с болезнями желудка?
— Ну что тут ответить? Знать не значит следовать. Для многих придерживаться принципов правильного питания – подчас невыполнимая задача. Современный ритм жизни просто сумасшедший! Я с пониманием отношусь к людям, работающим на двух, а то и на трёх работах, не говоря о том, что вечером многих ждут ещё и «домашние» дела. У них банально нет времени на то, чтобы утром приготовить себе завтрак, а в обед перевести дух и спокойно пообедать. Зато вечером, когда мы приходим домой, начинаем чувствовать себя «в своей тарелке» и в прямом, и в переносном смысле. Происходит эмоциональная разгрузка, мы, наконец, перестаём куда-то бежать, и «заедаем» все дневные проблемы и стрессы. За один присест жареная и жирная еда запивается сладким чаем с кусочком домашнего бисквита, в итоге получается рецепт настоящей «бомбы» для желудка и поджелудочной железы. Таким образом, развивается самая распространённая болезнь желудочно-кишечного тракта у современного общества — гастроэзофагеальный рефлюкс, если коротко — ГЕРБ.
-И как же выбраться из этого «замкнутого круга»?
-Полюбить себя и понять, что наше здоровье – это самое большое богатство. Нужно ежедневно вырабатывать у себя привычку правильно питаться, соблюдать режим дня, вести активный образ жизни и, конечно, высыпаться. Полноценный сон – это наш большой союзник в поддержании нормального функционирования всех внутренних процессов в организме.
-Когда Вы говорите «правильно питаться», какие продукты Вы подразумеваете?
-Тут вопрос не только в продуктах, но и во времени их употребления. Приём пищи должен проходить дробными порциями три раза в день. Если же человеку был поставлен гастроэнтерологический диагноз, то приём пищи увеличивается до четырёх раз в день такими же дробными порциями. Следуя нашим биоритмам, самое «комфортное» время для завтрака с 08:30 до 09:00 утра, для обеда с 13:00 до 14:00, а вот ужин должен быть в 19:00 – 19:30 вечера. При этом самый плотный приём пищи должен приходиться на утро и обед, а ужинать нужно чем-то лёгким. Это обусловлено тем, что под конец дня наша нервная система «перегревается» и постепенно переходит в режим сна, а вместе с ним замедляются и все наши внутренние процессы. Есть мудрая фраза: «Избыток пищи мешает тонкости ума» — надо следовать ей. Не стоит нагружать и без того измотанный за день организм, в котором не осталось запасов необходимых ферментов и гормонов – процесс пищеварения будет неполноценным.
-Как врач, вы, конечно, знакомы не с одной историей болезни. Можете выделить какие-либо общие для всех ошибки?
-Как я уже говорила, это отсутствие режима питания и, соответственно, режима дня. Также это и неискоренимое желание нижнекамцев попытаться разобраться со своими «болячками» самим. Ох, как наши люди любят «гуглить» те или иные симптомы и самостоятельно ставить себе диагнозы. Не счесть количество пациентов, лечившихся поначалу всякими пищевыми добавками, народными рецептами и диетами! Вот и получается, что пациенты попадают к врачам с запущенными формами диагноза. А всего этого можно избежать, лишь проявив немного сознательности. К тому же, работы нам, гастроэнтерологам, прибавляют «добрые» интернет-советчики, которые на каждом шагу рассказывают о том, что похудеть на 20 килограммов за 10 дней – это реально. Человек, начитавшись всех этих бредовых методик, может нанести такой страшный вред своему организму, что уму непостижимо!
-Все вышеперечисленное – это дело рук самого человека, а как же наследственный фактор?
-Безусловно, наследственность во многом определяет ряд заболеваний, с которыми человеку придётся «иметь дело» в течение всей жизни. К примеру, язва желудка и двенадцатиперстной кишки очень часто является следствием именно генетической предрасположенности. Сейчас подобные наследственные заболевания дают о себе знать уже на более ранних периодах жизни – с 12-14 лет. Но не стоит забывать и об индивидуальной физиологии. Та же язвенная болезнь или ГЕРБ могут быть обусловлены анатомическими особенностями в виде короткого пищевода, а грыжа стать следствием снижения тонуса нижнего сфинктера пищевода или повышением внутрибрюшного давления.
-При каких симптомах надо показаться врачу, чтобы в дальнейшем избежать осложнений?
-Даже если нет никаких явных причин для беспокойства, поход к гастроэнтерологу раз в год является отличной профилактикой возможных заболеваний. Особенно советую это тем, кому передали «эстафетную палочку» по наследственным заболеваниям. Но если вы обнаружите у себя один или несколько из перечисленных симптомов, то это верный знак того, что сходить к гастроэнтерологу стоит. Это плохой запах изо рта, тяжесть в желудке и в области правого подреберья, вздутие живота, метеоризм, изжога после приёма пищи, боли в области пупка, опоясывающие боли, запоры, дисбактериоз и проч.
-У нас получился отличный и содержательный диалог! Что бы Вы хотели напоследок пожелать нашим читателям?
— Дорогие друзья, живите полной жизнью, а сюда входит физическая активность, спорт, отказ от вредных привычек, полноценный сон. Никаких сигарет, если не хотите иметь проблем с ЖКТ и в целом со здоровьем! Радуйтесь жизни, вопреки погоде, политическим ситуациям в стране, вопреки всем невзгодам! А если не получается, то на обеденном перерыве можно съесть немного тёмного шоколада или сыра. Ведь ни для кого не секрет, что эти продукты способствуют выработке в организме гормона счастья – серотонина. Вот увидите, жить станет хотя бы немного, но веселей! А если серьёзно, то нужно беречь себя и всегда помнить, что наше здоровье в наших руках!
-Спасибо Вам, доктор!
По материалам газеты «Мировой вестник», автор Регина Нурмухаметова.
Избыток пищи мешает тонкости ума ▷ Socratify.net
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума.
Марк Туллий Цицерон (100+)
Счастлив тот, кому изменить мешает любовь, а не мораль.
Джидду Кришнамурти (20+)
Возраст никогда не мешает, обычно мешают мысли: ″А что скажут другие″.
Неизвестный автор (1000+)
Так сладок мёд, что, наконец, он горек. Избыток вкуса убивает вкус.
Ромео и Джульетта (Уильям Шекспир) (50+)
Надежда — мать дураков, что не мешает ей быть прекрасной любовницей смелых.
Станислав Ежи Лец (500+)
Время от времени человеку не мешает побыть в тишине и одиночестве — это имеет свою прелесть.
Франсуаза Саган (50+)
Мелочность ума порождает упрямство.
Франсуа де Ларошфуко (100+)
У короткого ума — длинный язык.
Аристофан (10+)
Тебе мешают не те горы впереди, на которые ты должен взобраться, тебе мешает камушек в твоих ботинках.
Мохаммед Али (50+)
Не так вера в то, что ты можешь, помогает, как представление, что это сделать невозможно мешает.
Джек и Джил (Джеймс Паттерсон) (5)
Горе от ума, или Как бы нам поумнеть / Православие.Ru
Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
В.О. Ключевский
Все наши жизненные проблемы от недостатка ума, однако, как говорил Д. Дефо устами Робинзона Крузо, «никогда не поздно поумнеть». И в это надо твердо поверить. Поздно там, а здесь – никогда. И еще: поумнеть можно только с Божией помощью. Об этом читаем у апостола Иакова: «Если же у кого недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1: 5–6). Запомним это сами и расскажем другим. Как говорится, Бог велел делиться.
На мой взгляд, умнеть лучше всего Великим постом. Ведь мудрость – это всегда дар Божий, а дары надо заслужить. Мудрость – это сокровище, а его, как известно, нужно собрать. А что такое Великий пост? Не голодание же с хандрой и не весенняя депрессия с авитаминозом, а… собирание сокровищ. Вспомним евангельское напутствие Прощеного воскресения. В нем два важных слагаемых образуют еще более важную сумму, а именно: прощение согрешений ближних + подвиг поста = небесное сокровище.
Но мы отвлеклись. Так почему же умнеть лучше всего постом? На этот вопрос прекрасно отвечает святитель Игнатий (Брянчанинов): «Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума… Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Вспомним и языческую мудрость: «Избыток пищи мешает тонкости ума» (Сенека).
Значит, правильное воздержание в пище очень полезно для нашего ума, а пост для подобного воздержания – лучшее время. Не будем его терять!!!
А еще постом нужно познавать себя. По мысли преподобного Иоанна Лествичника, «в новоначальных (а это мы с вами. – прот. А.О.) рассуждение проявляется в познании своего душевного устроения» (Слово 26). Старцы любили повторять: «Познай себя, и довольно с тебя». А наш любимый Ф.М. Достоевский точно подметил, что «дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак». Познать себя – это и значит поумнеть. Для этого хороши уединение, молчание, тишина. Только где их взять? Об этом можно лишь мечтать, а мечтать всё-таки вредно, лучше быть реалистом.
Идем дальше. Правильно постясь, мы должны понять еще одно изречение из «Лествицы»: «Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения».
Эти слова «Лествицы» говорят о всецелом греховном поражении человека. Всецелая греховность повреждает ум, а это отражается на всей нашей жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Человеком управляет его ум». В этом смысле уму отдаётся некое царское достоинство. Ум обладает верховной властью по отношению к прочим силам человека: сердцу, воле, совести и даже самому телу. Поэтому наше духовное исцеление начинается с исцеления ума. Давайте это запомним и этим займемся.
Возникают вопросы: по каким признакам можно определить, что процесс духовного лечения правильный? что наблюдается «положительная духовная динамика»? и где указания, что мы наконец-то стали чуть-чуть умнее? Отвечаем словами святых отцов: когда нашему уму откроются и сделаются понятными евангельские истины, в которых подлинная жизнь и истинный свет. «Ум наш должен непрестанно устремлять взоры на духовное небо – Евангелие, из которого, подобно солнцу, сияет учение Христово», –пишет святитель Игнатий.
На мой взгляд, интересно высказывание мыслителя К. Гельвеция: «Следует свой ум углублять, а не расширять и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать все тепло и все лучи своего ума в одной точке». Думаю, понятно, на какой точке фокусировать внимание ума: такой точкой является Христос, «ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17: 28).
«Следует свой ум углублять, а не расширять»
Если ум уподобить мягкой губке, то его нужно напитать евангельскими изречениями. Святые отцы говорили, что ум человека должен плавать в Священном Писании, а сердце – в нем жить. Усвоение Евангелия для нас с вами – дело нелегкое. Здесь потребуются немалые труды самоотвержения и борьба с ленью, сонливостью, рассеянностью и, конечно, бездельем и праздностью. Честно перед вами покаюсь, что классическую литературу читаю часто легче и охотней слова Божия, а находиться в интернет-пространстве мне порой интересней, чем вдумчиво погружаться в творения святых отцов. «Бедный я человек (а еще и глупый. – прот. А.О.)! – скажу вместе с апостолом Павлом. – Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19, 24). Наш ум подобен ребенку, а учение Христово – твердой пище. «Для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр. 5: 12), – справедливо упрекает нас святой апостол и далее добавляет: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Евр. 5: 13).
Из всего выше сказанного следует, что современным христианам нужно запастись терпением, в первую очередь – к самим себе, чтобы правильно организовать духовную жизнь. Нам предстоит «переквасить» свое естество, приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2: 16), усвоить себе кротость и смирение Христово и самое главное – достичь любви (см.: 1 Кор. 14: 1). Одним словом, перед нами стоят очень важные в духовном смысле задачи, невыполнимые без Божией помощи. Но со Христом возможно всё.
Начинать духовную жизнь надо с воспитания и образования ума, который «подтянет» за собой и прочие силы человека. Исцеление ума даст многие добрые плоды. Главные из них, согласно святителю Игнатию (Брянчанинову), это «воздержание сердца от увлечения суетным и тленным» и внимательное отношение к совести: она указывает правильное направление всей человеческой жизни и, как тонкое, светлое чувство нашего духа, яснее различает добро от зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, чем ум, и с обольщенным умом иногда долго борется совесть. «Вот почему уму необходимо присматриваться к совести, как бы к компасной стрелке, чтобы не принять ложного направления всей жизни», – делает вывод святитель Игнатий.
Исцеление ума будет влиять на всю жизнь человека и особенно на его слово. Слово – это мысль, облеченная в звуковой образ и перешедшая из духовной сферы разума в материальный мир чувств и знаний. «Неразумие души, – согласно «Лествице», – обнаруживают слова». Значит, исцеление души и ее разумение определяется тем, что человек будет говорить, ибо «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак. 3: 2). А закончим наш разговор советом У. Шекспира: «Не давай языка необдуманным мыслям и никакой необдуманной мысли не приводи в исполнение».