Описание деревьев для детей | Kratkoe.com
Описание деревьев для детей расскажет все самое интересное о деревьях детям. Краткое описание деревьев можно дополнить интересными фактами. Детям о деревьях можно рассказать еще в младших классах.
Описание деревьев для детей
Невозможно себе представить природный мир без деревьев. Они украшают нашу Землю и несут огромную пользу всему человечеству. Их красота совершенна. Где бы они ни росли, атмосфера с их присутствием меняется. Лес, парк или одиноко стоящее дерево – одинаково прекрасны.
Удивляет и восхищает разнообразие деревьев и совершенство их форм.
Деревья называют легкими планеты. Они увлажняют и очищают воздух, создают прохладу и тень. Помимо этого они служат материалом во многих отраслях человеческого хозяйства. Из них строят дома, делают мебель и много атрибутов человеческого хозяйства. Бумага тоже сделана из деревьев.
Деревья могут быть дикорастущими. Нам знакомы многие из них: дуб, береза, каштан, осина, липа, сосна, тополь, клен, ель и многие другие. Эти деревья можно встретить в лесу, в городских парках, во дворах и вдоль дорог.
Деревья также бывают плодоносящими. Они тоже могут расти в лесах и парках. Но многие из них люди культивировали, выращивают в садах-огородах, на плантациях. К таким плодовым деревьям относятся: абрикос, груша, вишня, яблоня, слива, рябина и другие. На деревьях растут ягоды и фрукты. Их можно есть сырыми или готовить из них компоты, варенья, джемы, соки и начинку для пирогов.
Если рассмотреть строение дерева. То оно состоит из трёх основных частей: крона, ствол и корень.
Корнем называют подземную часть. Он вытягивает из земли влагу и питательные вещества.
Вся надземная часть – это ствол. Он покрыт корой. Его роль – осуществлять передачу питания кроне.
Развесистая крона состоит из веток и листьев. Она расположена в верхней части дерева.
В основном все деревья имеют зелёную окраску. Осенью их листья окрашиваются в оранжевые, желтые и красные цвета. Вечнозелёные деревья – ель и сосна.
Деревья отличаются формой, размерами и листьями.
Береза – нежное дерево. Ствол, которой строен и красив. Кора имеет белый цвет с чёрными полосками. Ветви дерева красиво наклонены к низу, листья небольшого размера, с зубчиками по краям. Весной, во время цветения у берёзы появляются соцветия-сережки.
Сосна – высокое дерево. Его ствол прямой и длинный. Крона имеет раскидистые ветви, а вместо листьев иголки, такие же как у ели.
Каждое дерево уникально и несёт определенную пользу.
Автор сочинения — Гнатюк Юлия
Материал предоставлен только для публикации на сайте kratkoe.com от 10 декабря 2019 года.
Строение дерева и древесины
Строение дерева и древесины
- Подробности
- Категория: Дерево и древесина
Строение дерева и древесины
Части растущего дерева.
Дерево состоит из кроны, ствола и корней. Каждая из этих частей выполняет определенные функции и имеет различное промышленное применение (см. рис.).
Различают два понятия: «дерево» и «древесина».
Дерево представляет собой многолетнее растение, а древесина — ткань растений, состоящую из клеток с одревесневшими стенками, проводящую воду и растворенные в ней соли.
Древесину используют в качестве конс
трукционного материала для изготовления различных изделий.
Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части.
Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую — вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора является как бы одеждой для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного (см. рис.).
Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева. 2 кольца — тёмное и светлое составляют 1 год жизни дерева. Чтобы узнать возраст дерева нужно пересчитать все кольца(тёмные и светлые), разделить это число на 2 и прибавить ещё 3 или 4 года (годичные кольца которых, ещё не сформировались и видны только под микроскопом.
Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной и в поперечном разрезе имеет вид темного пятна диаметром 2-5 мм и состоит из рыхлых тканей, быстро поддающихся загниванию. Это обстоятельство позволило отнести ее к порокам древесины.
От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Сердцевинные лучи создают рисунок (текстуру) древесины.
Камбий — тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только с камбия происходит образование новых клеток и ежегодный прирост дерева по толщине. «Камбий»— от латинского «обмен» (питательными веществами).
Для изучения строения древесины различают три главных разреза ствола (см. рис.).
Разрез 2, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцовым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам.
Разрез 3, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам.
Тангенциальный разрез 1 проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние. По этим разрезам выявляются различные свойства и рисунки древесины.
Все доски, получаемые на пилораме, имеют тангентальные разрезы, за исключением двух досок, выпиленных из середины бревна, поэтому в практике тангентальные разрезы иногда называют досковыми. Очень важным разрезом при определении древесины является торцовый. На нем видны сразу все основные части древесного ствола: сердцевина, древесина и кора. Для определения породы древесины на практике достаточно изучить макроструктуру небольшого куска дерева, который отпиливают от доски бруска или кряжа. Ориентируясь на годичные кольца, делают тангентальный и радиальный срезы. Все срезы тщательно отшлифовываются вначале крупнозернистой, а потом мелкозернистой наждачной бумагой. Необходимо также иметь под рукой лупу с пятидесятикратным увеличением, баночку с чистой водой и кисть.
В середине ствола многих деревьев хорошо видна сердцевина. Она состоит из рыхлых тканей, образованных в первые годы жизни дерева. Сердцевина пронизывает ствол дерева до самой вершины, каждую его ветку. У лиственных деревьев диаметр сердцевины чаще бывает больше, чем у хвойных. Очень большая сердцевина у бузины. Удалив сердцевину, можно довольно легко получить деревянную трубочку. Такие трубочки исстари шли у народных музыкантов на изготовление различных духовых инструментов: жалеек, свирелей и дудок. У большинства деревьев сердцевина на торцовом разрезе круглая, но есть породы с иной формой сердцевины. Сердцевина ольхи на торце напоминает форму треугольника, ясеня — квадрата, тополя — пятиугольника, а сердцевина дуба напоминает пятиконечную звезду. На торце вокруг сердцевины концентрическими кольцами расположены
Каждый год дерево словно рубашку надевает новый слой древесины, а за счет этого ствол и ветки становятся толще. Между древесиной и корой расположен тонкий слой живых клеток, называемый камбием. Большая часть клеток идет на строительство нового годичного слоя древесины и совсем незначительная часть — на образование коры. Кора состоит из двух слоев — пробкового и лубяного. Расположенный снаружи пробковый слой защищает древесину ствола от свирепых морозов, знойных солнечных лучей и механических повреждений. Лубяной слой коры проводит воду с выработанными в листьях органическими веществами по стволу вниз. В волокнах дуба происходит нисходящее сокодвижение. Кора деревьев очень разнообразна по цвету (белая, серая, коричневая, зеленая, черная, красная)и по фактуре (гладкая, пластинчатая, трещиноватая и т.д.) Многообразно ее применение. Кора ивы и дуба содержит много дубильных веществ, используемых в медицине, а также в красильном деле и при выделке кожи. Из коры пробкового дуба вырезают пробки для посуды, а отходы служат заполнителем морских спасательных поясов. Хорошо развитый лубяной слой липы идет на плетение различных хозяйственных вещей.
Весной и ранним летом, когда в почве много влаги, древесина годичного слоя нарастает очень быстро, но ближе к осени рост ее замедляется и, наконец, зимой прекращается совсем. Это отражается на внешнем виде и на механических свойствах древесины годичного слоя: выросшая ранней весной бывает обычно более светлой и рыхлой, а поздней осенью — темной и плотной. Если погода благоприятствует, то вырастает широкое годичное кольцо, а в суровое холодное лето образуются настолько узкие кольца, что их порой едва можно различить невооруженным глазом. У одних деревьев годичные кольца хорошо различимы, а у других они едва заметны. Но, как правило, у молодых деревьев годичные кольца шире, чем у старых. Даже один и тот же ствол дерева в различных участках имеет различную ширину годичных колец. В комлевой части дерева годичные слои уже, чем в середине или в вершинной части. Ширина годичных слоев зависит от места произрастания дерева. Например, годичные слои сосны, растущей в северных районах, уже годичных слоев южной сосны. От ширины годичных колец зависят не только внешний вид древесины, но и механические свойства. Лучшей древесиной хвойных деревьев считается та, у которой более узкие годичные слои. Сосна с узкими годичными слоями и буровато-красной древесиной называется у мастеров
Обратное явление наблюдается у древесины таких деревьев, как дуб и ясень. У них более прочной бывает древесина, имеющая широкие годичные слои. А у таких деревьев, как липа, осина, береза, клен и другие, ширина годичных колец не влияет на механические свойства их древесины.
У многих деревьев на торце годичные слои представляют собой более или менее правильные окружности, но есть породы, у которых годичные слои образуют на торце волнистые замкнутые линии. К таким породам относится можжевельник: волнистость годовых колец для него — закономерность. Есть деревья, у которых годичные слои стали волнистыми из-за ненормальных условий роста. Волнистость годичных слоев в комлевой части клена и вяза повышает декоративность текстуры древесины.
Если внимательно рассмотреть торцевой разрез лиственных деревьев, то можно различить бесчисленные светлые или темные точки — это
Из корня по сосудам вверх к почкам и листьям подается вода с минеральными солями, происходит восходящее сокодвижение. Перерезая ранней весной сосуды древесины, заготовители собирают березовый сок — пасоку. Таким образом заготовляют сок сахарного клена, идущий на выработку сахара. Есть деревья с горьким соком, например осина.
Одновременно с приростом нового годичного слоя внутри ствола происходит постепенное отмирание более ранних годичных слоев, находящихся ближе к сердцевине. У некоторых деревьев отмершая внутри ствола древесина окрашивается в другой цвет, обычно более темный, чем вся остальная древесина. Отмершую древесину внутри ствола принято называть ядром, а породы, в которых оно образуется, — ядровыми. Слой живой древесины, расположенный вокруг ядра, называют заболонью. Древесина заболони более насыщена влагой и менее прочна, чем выдержанная древесина ядра. Древесина ядра мало растрескивается, более устойчива к поражению различными грибками. Поэтому ядровая древесина ценилась всегда больше, чем заболонь. Насыщенная влагой древесина заболони при высыхании сильно растрескивается, разрывая заодно и ядро. Заготавливая небольшое количество древесины, некоторые мастера предпочитают сразу же перед сушкой стесывать с кряжа слой заболони. Без заболони ядровая древесина высыхает более равномерно.
К ядровым породам относятся: сосна, кедр, лиственница, можжевельник, дуб, ясень, яблоня и другие. У другой группы деревьев древесина в центральной части ствола почти полностью отмирает, но не отличается от заболони по цвету. Такую древесину называют спелой, а породу спелодревесной. Спелая древесина содержит меньше влаги, чем живая древесина, — ведь восходящее сокодвижение происходит только в слое живой древесины. К спелодревесным породам относятся ель и осина.
К третьей группе относят деревья, древесина которых в центре не отмирает и ничем не отличается от заболони. Древесина всего ствола полностью состоит из заболонных живых тканей, по которым происходит восходящее сокодвижение. Такие древесные породы называются заболонными. К заболонным породам относятся береза, липа, клен, груша и другие.
Быть может, вы обращали внимание на то, что в березовой поленнице иногда попадаются поленца с бурым пятном в середине, очень похожим на ядро? Вы теперь знаете, что береза — безъядровая порода. Откуда же у нее появилось ядро? Дело в том, что это ядро не настоящее, а ложное. Ложное ядро в столярных изделиях портит внешний вид, его древесина имеет пониженную прочность. Отличить ложное ядро от настоящего не так уж трудно. Если у настоящего ядра граница между ним и заболонью идет строго по годичному слою, то у ложного она может пересекать годичные слои. Само же ложное ядро приобретает порой самую разнообразную окраску и причудливые очертания, напоминающие то звезду, то венчик экзотического цветка. Ложное ядро образуется только у лиственных деревьев, таких, как береза, клен и ольха, а у хвойных его не бывает.
На торцовой поверхности древесного ствола у некоторых пород деревьев отчетливо видны светлые блестящие полоски, идущие веерообразно от сердцевины к коре, — это сердцевинные лучи. Они проводят в стволе воду в горизонтальном направлении, а также запасают питательные вещества. Сердцевинные лучи более плотные, чем окружающая их древесина, и после смачивания водой становятся хорошо заметными. На радиальном разрезе лучи видны в виде блестящих полосок, черточек и пятен, на тангентальном — в виде черточек и чечевичек. У всех хвойных деревьев, а также у лиственных — березы, осины, груши и других — сердцевинные лучи настолько узки, что почти не заметны вооруженным глазом. У дуба и бука, наоборот, лучи широкие и хорошо видны на всех разрезах. У ольхи и лещины (лесного орешника) часть лучей кажутся широкими, но если посмотреть на один из них через лупу, то нетрудно обнаружить, что это вовсе не широкий луч, а пучок очень длинных тонких лучей, собранных вместе. Такие лучи принято называть ложноширокими лучами.
На древесине березы, рябины, клена и ольхи часто можно видеть коричневые пятнышки, разбросанные хаотично, — это так называемые сердцевинные повторения. Это заросшие ходы насекомых. На продольных срезах сердцевины повторения видны в виде штрихов и бесформенных пятен коричневого или бурого цвета, резко отличающихся от цвета окружающей древесины.
Если на торцовом срезе древесину хвойных пород смочить чистой водой, то у некоторых из них появятся светлые пятнышки, расположенные в поздней части годичных колец. Это смоляные ходы. На радиальном и тангентальном разрезах они видны в виде светлых черточек. Смоляные ходы есть у сосны, ели, лиственницы и кедра, но отсутствуют у можжевельника и пихты. У сосны смоляные ходы крупные и многочисленные, у лиственницы — мелкие, у кедра — крупные, но редкие.
Вы не раз, наверное, замечали на стволах хвойных деревьев, имеющих повреждения, наплывы прозрачной смолы — живицы. Живица — ценное сырье, находящее разнообразное применение в промышленности и в быту. Чтобы собрать живицу, заготовители намеренно перерезают смоляные ходы хвойных деревьев.
Древесина некоторых широко распространенных лиственных деревьев средней полосы лишена яркости окраски и броского текстурного рисунка, которые встречаются у экзотических деревьев, привозимых из южных стран. Она под стать среднерусской природе — цвета ее приглушенны, незатейлив и сдержан текстурный рисунок. Но чем больше всматриваешься в древесину наших деревьев, тем больше тончайших цветовых оттенков начинаешь различать в ней.
При беглом взгляде на древесину березы, осины и липы может показаться, что у всех этих деревьев одинаковая белая древесина. Но, внимательно приглядевшись, нетрудно обнаружить, что у березы древесина имеет легкий розоватый оттенок, у осины — желтовато-зеленый, а у липы — желтовато-оранжевый. И конечно же, не только за отличные механические свойства любимым и традиционным материалом у русских резчиков стала липа. Теплый и мягкий цвет ее древесины придает фигуркам и другим резным изделиям необыкновенную живость. У большинства хвойных деревьев текстурный рисунок выражен очень четко. Это объясняется контрастной окраской поздней и ранней частей древесины в каждом годичном слое. Благодаря крупным сосудам, расположенным вдоль годичных слоев и хорошо видимым невооруженным глазом, красивый текстурный рисунок имеют лиственные деревья — дуб и ясень.
Каждая древесная порода имеет свой запах. У одних запах сильный и стойкий, а у других слабый, едва уловимый. У сосны и у некоторых других древесных растений запах сердцевины очень стойкий и может сохраняться долгие годы. Очень стойкие и своеобразные запахи у древесины дуба, вишни и кедра.
У деревьев средней полосы мягкую податливую древесину имеют липа, осина, ольха, ива, ель, сосна, кедр и другие. Твердая древесина у березы, дуба, ясеня, клена, лиственницы; такие, как самшит, фисташка, дзельква и кизил, растут только в южных областях Кавказа и Европы.
Чем тверже древесина, тем быстрее затупляются и ломаются режущие инструменты. Если плотник рубит постройку из лиственницы, то ему приходится затачивать топор гораздо чаще, чем при работе с елью или сосной, чаще разводить и затачивать пилу. Работая с твердой древесиной, резчик по дереву встречается с теми же трудностями. Затачивая инструменты, он учитывает твердость древесины и делает угол заточки менее острым. Работа с твердой древесиной отнимает больше времени, чем с мягкой. Но мастеров всегда привлекала возможность наносить на твердой древесине тончайшие порезки, ее красивый глубокий цвет и повышенная прочность. Об этом хорошо знали народные мастера. Там, где требовалась особая прочность, отдельные детали делали из твердой древесины. В сенокосную пору крестьянину не обойтись без деревянных граблей. Грабли должны быть легкими, поэтому черенок для них делали из сосны, ели или из ивовой рогульки. От колодки и зубьев требовалась прочность. На них шла в основном древесина березы, груши и яблони.
Взгляните на старые ступени крыльца, половицы или настилы переходных железнодорожных мостов, усеянных многочисленными сучками. Кажется, что сучки вылезли из досок. Но это не так: сучки остались на месте, но стерлась окружавшая их древесина. Такой стойкостью к стиранию сучки обязаны не только смолистостью, но и особому положению в доске. Ведь каждый сучок обращен наружу торцом. А с торца, как известно, у древесины повышенная прочность и меньшая стираемость. Поэтому особо прочные деревянные мостовые исстари дорожных дел мастера выкладывали из торцовых шашек.
Есть у древесины свойство, которого нет у других природных материалов. Это раскалываемость, или расщепляемость. При раскалывании древесина не режется, а расщепляется вдоль волокон. Поэтому расколоть бревно можно даже деревянным клином. Хорошо раскалывается прямослойная упругая древесина хвойных пород сосны, кедра и лиственницы. Среди лиственных деревьев легко раскалываются дуб, осина и липа. Дуб хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Раскалываемость зависит от состояния древесины. Слегка увлажненная или свежесрубленная древесина раскалывается лучше, чем пересохшая. Но слишком увлажненная, мокрая древесина раскалывается с трудом, так как становится слишком вязкой. Если вам приходилось рубить дрова, то вы, вероятно, замечали, как легко и споро колется мерзлая древесина.
Раскалываемость древесины имеет практическое значение. Раскалыванием древесины получают заготовки спичек, клепки для бондарной посуды, в обозном деле — заготовки для спиц и ободов, в строительстве — кровельную щепу, гонт и штукатурную дрань. Из тонких полос расщепленной сосны крестьянские умельцы плели корзины для грибов и белья, а между делом мастерили для ребятишек из щепы забавные фигурки оленей и коньков.
Если лучинку из сухого дерева согнуть в дугу, а затем отпустить, она мгновенно распрямится. Древесина — упругий материал. Но ее упругость во многом зависит от породы дерева, строения и влажности. Тяжелая и плотная древесина с высокой твердостью всегда более упруга, чем легкая и мягкая. Выбирая ветку для удилища, вы стараетесь подбирать такую, которая была бы не только прямой, тонкой и длинной, но и упругой. Вряд ли найдется такой рыболов, который пожелает сделать удилище из ветки ломкой бузины или крушины, а не из гибкой и упругой ветки рябины или орешника. Американские индейцы предпочитали делать удилища из упругих веток кедра. Трудно себе представить историю человечества без древнего оружия — лука. А ведь изобретение лука было бы невозможно, если бы у дерева отсутствовала упругость. Для лука требовалась очень прочная и упругая древесина, и чаще всего его делали из ясеня и дуба.
Благодаря все той же упругости древесина применяется там, где нужно смягчить отдачу. С этой целью под наковальню подкладывали массивную деревянную колоду, из дерева делали рукоятку молота. Прошло не одно столетие со времени изобретения огнестрельного оружия. Ушли в прошлое кремневые ружья и винтовки, оружие стало совершенным, но по-прежнему деревянными остались приклад и некоторые другие части. Где найдешь такой материал, который бы так надежно гасил отдачу при выстреле? Давно замечено, что прямослойная древесина более упругая, чем свилеватая. Даже древесина одного дерева в разных частях имеет различную упругость. Например, зрелая древесина ядра, расположенная ближе к сердцевине, более упруга, чем молодая, расположенная ближе к коре. Но если древесину намочить или распарить, то упругость ее резко понизится. Согнутая полоска древесины после высыхания сохраняет полученную форму.
Чем влажнее дерево, тем выше его пластичность и ниже упругость. Пластичность противоположна упругости. Большое значение пластичность имеет в производстве гнутой и плетеной мебели, спортивного инвентаря, в корзиноплетении, обозном и бондарном деле. Высокую пластичность после вываривания в воде или пропарки приобретают вяз, ясень, дуб, клен, черемуха, рябина, липа, ива, осина и береза. На изготовление гнутой мебели идут заготовки из клена, ясеня, вяза и дуба и плетеной — из ивы и орешника. Из березы, вяза, черемухи, клена и рябины гнут упряжные дуги. Дуги из этих деревьев получаются очень прочными, но если нужно, чтобы они были полегче, в дело идут ива и осина. Древесина хвойных деревьев имеет низкую пластичность, поэтому ее почти не применяют для гнутых или плетеных изделий. Исключение составляет сосна, тонкая щепа которой идет на плетение кузовков и лукошек, а также корни сосны, ели, кедра и лиственницы, идущие на плетение корневушек.
Насыщенная влагой древесина разбухает, увеличиваясь в объеме. Во многих изделиях из дерева разбухание — отрицательное явление. Например, разбухший ящик письменного стола почти невозможно задвинуть или выдвинуть. С трудом закрываются после дождя створки открытого окна. Чтобы древесина не разбухала, деревянные изделия чаще всего покрывают защитным слоем краски или лака. С разбуханием древесины мастера постоянно ведут борьбу. Но для бондарной посуды это свойство оказалось положительным. Ведь при разбухании клепок — дощечек, из которых набирают бондарную посуду, щели между ними исчезают — посуда становится водонепроницаемой.
Раньше, когда зимой суда становились на ремонт, их деревянную обшивку по традиции конопатили льняной или конопляной паклей. Прежде всего расходилось очень много ценного сырья, к тому же в сильные морозы пакля становилась хрупкой и работать с ней было очень трудно. Вот тут-то на выручку пришла так называемая древесная шерсть — очень тонкие стружки. Древесной шерсти нипочем морозы, она легко заполняет все щели обшивки. А когда судно спустят на воду, древесная шерсть разбухает и плотно закупоривает самые мельчайшие щели в обшивке.
Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.
Деревья, имеющие листву, называют лиственными, а имеющие хвою — хвойными.
Лиственными породами являются береза, осина, дуб, ольха, липа и др., хвойными породами — сосна, ель, кедр, пихта, лиственница и др. Лиственницей называют дерево за то, что она, как и лиственные породы, на зиму сбрасывает хвою.
Конспект ООД «Деревья» для детей средней группы
Конспект занятия в средней группе «Деревья»
Цели: Формировать у детей представление о таких деревьях как дуб, клен, рябина, береза, ель.
Задачи:
Образовательные: Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Развивающие: Развивать слуховое внимание и память , артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Предметные картинки по теме, панно «Дерево», листья, картинки веточки деревьев.
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? ( о дереве.)
2. Основной этап:
Игра «Собери дерево«. (Учить называть части растений, формирование навыков сотрудничества.)
Воспитатель приглашает детей к весящему на стене панно
В. Помогите мне собрать дерево. Возьмите эти части и назовите их.
1-й ребенок. У меня корни.
2-й реб. У меня ствол.
3-й реб. У меня ветки.
В. Это крона деревьев.
4-й реб. А у меня маленькие зеленые листочки.
В: Вы собрали дерево.
Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья — крона).
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
— Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.
ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону
— Какую пользу приносят корни дереву?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу)
Игра «Какой бывает лес?»
Если в лесу растут одни берёзы, то это берёзовая роща; если растут только дубы, то это дубрава; если растут только ели, то это-ельник, а если сосна – то это сосновый бор.
В: Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)
-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)
-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие) Назовите деревья.
(На доску выставляются картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели)
В: Посмотрите на картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели.
— Чем деревья похожи? (имеют корни, ствол, ветки — крону)
— Чем различаются? ( имеют разные листья, разный цвет стволов, расположение веток у деревьев с листочками ветки тянутся вверх, а у ели вниз)
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.
ЕЛЬ — ствол зеленого цвета. Вместо листьев иголочки — хвоя. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки.
Игра «Подбор слов-действий»
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.
Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
Игра « Назови ласково». (Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательных суффиксов)
В. Я буду говорить слова, и бросать мяч, а вы называйте их ласково.
Лист- листочек
Береза-берёзонька
Ветка-веточка
Дуб- дубочек
Дерево — деревцо
Ель — елочка
Сосна — сосёночка
Иголка- иголочка
Рябина — рябиночка
Корень – корешочек
Физминутка (дети образуют круг)
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на месте, расставив руки в сторон).
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,(движения руками влево- вправо)
Будто опять закружиться хотят. (кружатся на месте на носочках)
Упражнение «Топни-хлопни».
Воспитатель: Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите название дерева, то хлопните в ладоши. Если услышите другое слово, то топните ногой.
слова: «погремушка», «колокольчик», «береза», «кот», «дуб», «велосипед», «гном», «клен», «осина», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.
Воспитатель: Отлично! Вы были очень внимательными.
Упражнение «Один – много»
У меня лист, а на дереве. (листья).
У меня ветка, а на дереве. (ветки).
У меня дерево, а в лесу. (деревья).
У меня корень, а у деревьев. (корни).
У меня ствол, а у деревьев. (стволы).
У меня береза, а в лесу. (березы).
У меня елка, а в лесу. (елки).
Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы – березовый, лист с рябины – рябиновый, лист с клёна — кленовый, лист с дуба- дубовый, лист с осины- осиновый, лист с липы- липовый).
— Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей)
(выставка предметов из дерева: карандаши, книга, ложка деревянная, матрёшка, пирамидка, тарелка, кубики…)
Деревья приносят большую пользу:
• их свежая зелень украшает города и селения;
• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
• деревья дают древесину;
• они служат топливом;
• из дерева делают мебель, бумагу;
• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)
-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)
• не вырубать, не ломать деревья;
• не разжигать в лесу костры;
• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
• поливать плодовые деревья, обкапывать их;
— Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
— Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада?
Составила: Казицына Н.В.,
старший воспитатель МБДОУ ЦРР – «Детский сад №128»
Урок на тему «Деревья»
Дата:
Занятие №
Тема: «Деревья»
Цели:
Коррекционно-обучающие:
— закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья по внешним признакам;
-образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-подбирать слова-антонимы;
-закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие:
-развивать словарь по данной теме;
-развивать слуховое внимание и память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитывающие:
-формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. -воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев, презентация по теме «Деревья»
Ход занятия:
I.Мотивационный этап.
Приветствие детей. Приглашение сесть за парты. Сообщение темы урока.
Артикуляционная гимнастика.
А сейчас ребята, мы с вами выполним несколько артикуляционных упражнений, которые необходимы нам, для того что наш язычок и губки разогрелись и могли правильно выговаривать.
Выполнение артикуляционной гимнастики
3.Чтение загадки:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
Ребята, о чем эта загадка? (о дереве.)
-Ребята, кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
Запись даты и темы в тетрадь.
II.Операционный этап.
1.Беседа о деревьях работа на интерактивной доске.
-Ребята, какие деревья вы знаете?
-Из каких частей состоит дерево?
-Всё ли вы назвали?
-Сейчас мы с вами внимательно поработаем, а потом вы дадите полные ответы на мои вопросы.
Работа с презентацией (слайды 2-14)
Логопед
-Ребята, сейчас я вам расскажу о деревьях:
-Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой с лиственных деревьев листва опадает, а хвойные — сохраняют свою хвою.
БЕРЕЗА (сначала читает со слайда)
Рассказывает, когда на слайдах появляются деревья и листья с сережками— ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, есть сережки.
ДУБ (сначала читает со слайда)
Рассказывает, когда появляется 2 фото дуба— его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, когда появляется слайд с листьями и желудем — лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН (сначала читает со слайда)
Рассказывает, когда появляется слайд с деревом — ствол у клена темно-серый, когда появляется слайд с листьями, обращает внимание на красоту и яркость цвета осеннего клена лист имеет форму звездочки.
ЕЛЬ
Загадывает загадку со слайда — затем после появления фото рассказывает: ствол толстый, стройный, зеленый, вместо листьев иголки, шишки у ели продолговатые, мягкие.
СОСНА
Загадывает загадку со слайда – затем после появления фото рассказывает: Ствол у сосны — коричневого цвета, чаще всего толстый. Вместо листьев иголки. У сосны шишки крупные, твердые.
2.Части дерева. Работа со слайдом 15
3.Составление слов из слогов у доски
4.Физминутка
Ветер северный подул Ш-Ш-Ш
Дети встали у парт повторяют
движения за учителем.
Все листочки с липы сдул С-С-С
Полетели закружились и на землю опустились.
Дождик их поколотил градом их на сквозь пробил
Снег потом запорошил одеялом их накрыл.
5.А сейчас ребята, мы с вами вспомним, какие листья и плоды у деревьев, а помогут нам в этом следующие слайды 16-17
6.Игра «4 лишний»
Слайды 19-20-21-22-23
7. -Лист какого дерева вам больше всего понравился? Нарисуйте в тетради этот лист?
-Какой лист вы нарисовали? (дети называют, допускают ошибки, учитель предлагает поупражняться в образовании прилагательных)
-Давайте мы с вами поиграем в игру «Какой лист?»
Подбор слов-признаков. Игра «Какой лист»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой лист». Я буду показывать вам лист, а вы мне говорить какой он. Например, вот лист осины – значит он осиновый.
— Лист клена. Лист какой?
— Лист березы. Лист какой?
— Лист дуба. Лист какой?
— Лист сосны. Лист какой?
— Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад)
8.Дидактические игры «Назовите деревья» — обращение внимания на мольберт
Логопед предлагает ученикам вспомнить о каких деревьях мы говорили?
Ребята, скажите пожалуйста, хвойные — это какие деревья? (ель, сосна) Лиственные деревья? (берёза, дуб, клен.)
Назовите части дерева. ( корень, ствол, ветви, листья, плоды ) Какой плод? (у ели – шишки, у дуба –жёлуди )
На каком дереве серёжки (серёжки на берёзе.) Что на ветках у дуба? (листья, желуди)
Что на ветках у сосны? (у сосны – иголки)
Какие деревянные предметы есть в каждом доме?
III.Рефлексия.
1.Работаем- думаем- творим. Детям предлагается из природного материала и прищепок выложить композицию в виде дерева.
И в заключении учащиеся выполняют своими руками композицию. — А для чего нам нужны деревья? (Ответы учеников)
2. Итог занятия
Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались интересными? Оценка детей.
3.Дом.задание.
Артикуляционная гимнастика.