Игры железновой для самых маленьких – Текст песен ЖЕлезновой — железнова музыка с мамой тексты песен — запись пользователя Mobyla (mobyla) в сообществе Раннее развитие в категории Музыкальное развитие

Методика Железнова раннее развитие ребенка: пальчиковые игры

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня мне снова хочется коснуться темы воспитания детей. Для любого родителя совершенно естественно беспокоиться о том, как растет его чадо. Многие современные мамочки с ранних лет начинают записывать дочек и сыночков во всевозможные кружки. Они зорко следят за тем, чтобы дети не сидели без дела.

rannee-razvitie-rebenkaСамо это стремление благое. Оно служит единственной цели – дать ребенку возможность расти и всесторонне развиваться с максимальной пользой для себя. Хотя некоторые родители все-таки склонны впадать в крайности. Но все это может быть темой отдельной статьи.

Сегодня же я хочу поговорить про прекрасный способ помочь ребенку развиваться без чрезмерных нагрузок. Напротив – весело и с удовольствием. Итак, тема нашей беседы – методика Железнова раннее развитие ребенка.

Суть методики

Суть методики – музыкальное развитие малыша; то есть развитие музыкальных способностей и слуха.

Авторы методики – отец и дочь, Сергей и Екатерина Железновы. Жизнь обоих тесно связана с музыкой. Сергей Станиславович закончил консерваторию, работал в педагогических вузах, преподавал в музыкальных школах.

Дочь Екатерина практически пошла по его стопам: училась в музыкальном педагогическом колледже, затем изучала дошкольную педагогику и психологию. По специальности она дирижер, преподаватель музыки и педагог-методист.

Главная особенность их методики в том, что по сути это веселая игра, где ребенку ничего не навязывается. Напротив, он сам с удовольствием включается в эту игру, а материал подается ему в самой доступной форме.

Это потешки, песенки, подвижные игры, которые безо всякого сомнения придутся по вкусу малышам. Такой игровой ненавязчивый подход делает методику понятной для самых маленьких.

Польза методики

metodika-zheleznova

Благодаря ей происходит постановка правильной речи, потому что занятия включают в себя элементы подражаний разным звукам.

Например тех, которые издают разные животные. Или многократное повторение разных слов, заучивание несложных, но полезных для тренировки речевого аппарата стишков.

У ребенка развивается моторика, потому что ему в упражнениях приходится задействовать разные предметы.

Он получает множество тактильных и слуховых ощущений – развитие органов чувств происходит одновременно и комплексно.

В процессе упражнений ребенок учится действовать в коллективе, налаживает общение с другими детьми. Если речь идет о домашней обстановке, то так он может поддерживать тесный контакт с мамой.

Эта методика хорошо подойдет, если у малышей есть неврологические нарушения. Музыка успокаивает и расслабляет, настраивает ребенка на спокойный позитивный лад.

Что эта методика включает в себя?

Она включает в себя целый комплекс развивающих игр и упражнений. Например логоритмика.

Логоритмика на видео:

В методику Железновых также входят и постановка театральных сценок, и пение веселых песенок.  Причем все они разделены по возрастам, и для каждой возрастной категории найдется подходящий вариант. Это и развитие творческих способностей  и удовольствие для детей.

Самые простые игры рассчитаны на малышей от полугода, и простираются на весь дошкольный возраст. Методика может успешно использоваться дома, но еще она используется как элемент развития детей в детских садах.

Песенки с движениями

pisenki-s-dvizheniyami.

Как пример можно привести песенки с движениями. Тут уже не нужно далеко ходить, достаточно вспомнить всем известные «Ладушки».Смысл этих песенок в том, что слушая их, ребенок выполняет некую инструкцию: совершает движения, которые ему предлагается сделать в песне.

Это развивает его ум, позволяет учиться ориентироваться в пространстве и координировать движения собственного тела. Маленькое замечание: чем ребенок старше, тем осмысленнее и сложнее песенки, и более замысловатые  задачи.

Пример полезной песенки с движениями на видео:

 

Это в любом случае отличная разминка. С одной стороны, это действительно игра, а с другой стороны – все-таки обучение. Детки получают навыки развлекаясь.

Единственный минус – ребенок ограничен в творчестве. Он не прилагает собственную фантазию, а только делает то, что от него требуют. Но само действие при этом несет пользу, потому что развивает конкретные навыки, которые пригодятся ему для дальнейшей жизни.

Еще могут быть коллективные игры под музыку, вроде жмурок или салочек. В игру могут быть включены не только сверстники, но и родители. Причем это желательно, потому что так родители находятся в близком контакте со своим чадом. Это очень важный момент для деток любого возраста, но младшего – особенно.

Пальчиковые игры

palchikovye-igry

Давайте теперь возьмем для примера пальчиковые игры.

Вспомните знакомую игру для малышей – «Сорока-Белобока», где нужно перечислять, каким из своих деток сорока дала каши, и при этом загибать ребенку пальчики.

Пальчиковые игры незатейливы и просты, стишки к ним хорошо ложатся на детскую память.

Нет более контактного вида игр! Во время всего действия взрослый взаимодействует с малышом напрямую: держит на ручках или сажает на колени, поглаживает, обнимает.

Пальчиковые игры видео:

 

Для детей постарше подойдут более сложные игры. Им может доставить большое удовольствие инсценировка сказок – в детях изначально заложено стремление подражать. Более того, если у ребенка есть актерский талант, такие инсценировки помогут ему раскрыться.

Некоторые нюансы

gry-s-dvizheniyamiВ целом методика хороша и не имеет существенных недостатков.

Своеобразным «противопоказанием» может стать «индивидуальная непереносимость», то есть, личные предпочтения ребенка.

Какие-то упражнения, игры и песенки ему понравятся, какие-то – нет. Что-то может оказаться полегче, а что-то сложнее.

В случае, если ему что-то не нравится, он не станет проявлять интереса, начнет капризничать, а то и вовсе откажется от выполнения заданий. Но это частный случай.

Всегда можно скорректировать свои занятия, учитывая то, что ему понравится. Особенно легко это будет сделать дома, где сама обстановка более свободная, чем в садике.

Вы сами видите, что не обязательно пытаться с пеленок водить ребенка по разным тематическим кружкам, чтобы он развивался. Методика Железновых – один из действенных вариантов развивать малыша комплексно, но при этом без фанатизма.

 

На этом у меня все. Надеюсь, что вы почерпнули для себя что-то интересное и полезное. Желаю вашим детям расти счастливыми и здоровыми! Не забывайте делиться записью в соцсетях, если она вам понравилась, и обязательно заходите еще. Вам будут рады! До новых встреч!

«+»ipt>»; scArray[1] = []; scArray[1][«blockId»] = 86795; scArray[1][«adId»] = 318722; scArray[1][«fetched»] = 0; scArray[1][«text»] = «

Пальчиковая гимнастика Железновой — упражнения, в чем польза, как проводить

Содержание статьи

Для дошкольника движение и навыки подражания — это основа будущего здоровья и гармоничного развития. Точность и разнообразие мелкой моторики — залог правильной и выразительной речи, богатого воображения, хорошей памяти и восприятия, творческих способностей малыша. Существует множество потешек и упражнений для развития мелкой моторики. Популярна и очень эффективна методика пальчиковых игр Екатерины Железновой. Такие занятия не только полезны, но и увлекательны для малышей.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Что такое пальчиковые игры и чем они полезны

Двигательная система человека находится в тесной взаимосвязи с речевой. Точнее, центры, отвечающие за движение, особенно — движение пальцев и кистей рук, находятся в головном мозге рядом с центрами, отвечающими за речь. Поэтому чем активнее дошкольник движется, тем лучше он говорит.

Кроме речи, пальчиковые игры развивают и другие способности ребенка:

  1. Учат концентрировать внимание и правильно его распределять. От подобного навыка во многом зависят школьные успехи. Способность произвольно управлять собственным вниманием детки осваивают только к шести-семи годам.
  2. Тренируют и развивают память. Пальчиковая гимнастика требует запоминать положения пальцев, последовательность движений и стишков, которыми сопровождаются упражнения.
  3. Учат малышей вслушиваться в речь взрослых и понимать ее, способствуют повышению речевой активности и созданию положительной эмоциональной атмосферы.
  4. Развивают воображение и фантазию. При помощи рук можно поведать настоящую историю. После того как родители покажут малышу, как это делается, он сам сочиняет «пальчиковые сказки».
  5. Помогают усилить способность крохи контролировать собственные движения.
  6. Обеспечивают тренировку пальцев и кистей, в результате они становятся подвижными, сильными и гибкими, что благотворно сказывается на освоении письма в будущем.

Пальчиковые упражнения будут эффективны, только если выполнять их систематически. Хорошего результата удастся добиться при ежедневных занятиях продолжительностью по пять минут.

Железновы Екатерина Сергеевна и Сергей Станиславович, дочь и отец, вместе создали специальную методику для раннего музыкального развития под названием «Музыка с мамой».

Вязанные куклы на пальцах

Вязанные куклы на пальцах

При использовании игр Железновых малыш не только развивается, между ним и родителями формируются доверительные взаимоотношения, тесная эмоциональная связь. Подобные занятия доставляют массу удовольствия и улучшают настроение.

Методики Железновых

Пальчиковые упражнения Железновой — один из способов проведения пальчиковой гимнастики и развития мелкой моторики в игровой форме. Такие игры идеально подойдут для детей от двух до пяти лет. Все игры сопровождаются веселыми песенками и стишками.

Играя в пальчиковые игры Екатерины Железновой, дети получают различные сенсорные впечатления, учатся сосредотачиваться на каком-либо конкретном занятии, тренируют внимательность. Герои таких игр — дождик и солнышко, бабочка и паук, козочка и заяц — приводят в восторг малышей 1,5—2 лет. Эти персонажи помогают научить детей счету, понять значение слов «выше», «ниже», «право», «лево», «сверху», «снизу». Насколько крохе придется по душе игра, зависит от презентации ее взрослым. Для самых маленьких большое значение имеет спокойствие, ласка, бережность и осторожность прикосновений.

Для трех-пятилетних детей важна речь и выразительность мимики взрослого, поэтому, чтобы рассказать стишок выразительно, потребуется выучить его наизусть.

Совет
Движения, которые проделывает правая и левая рука, контролируются различными полушариями головного мозга. Поэтому вначале научите малыша выполнять упражнение одной ручкой, затем — второй, и только после этого обеими одновременно.

С играми, где необходимо действовать пальчиками по очереди, к примеру, «2 рыжих таракана» или «2 толстеньких поросенка» самостоятельно могут справиться только малыши, которым уже исполнилось четыре-пять лет. Ребенок младше этого возраста выполняет упражнения только с помощью взрослого.

Как заниматься

Рекомендации по проведению игр:

  1. Проговаривайте стихи максимально выразительно, с понижением и повышением голоса, одновременно выполняя движения.
  2. Будет хорошо петь стихи под какую-нибудь мелодию.
  3. Проделывайте все упражнения вместе с малышом, это даст возможность создать необходимое настроение, поможет крохе запомнить движения и правильно их делать.
  4. После нескольких занятий дети обычно начинают повторять за взрослыми кусочки фраз, а чуть позже — и весь стишок, соотнося при этом движения с произносимыми словами.
  5. Не относитесь к выполнению упражнений слишком требовательно. Произносить стишок, одновременно выполняя упражнение, получится у малыша далеко не сразу. Очень важно изначально не отбить у ребенка охоту заниматься.
  6. Начинайте с двух-трех игр, постепенно добавляя к ним новые. Со временем у крохи появятся любимые упражнения, к которым он будет с удовольствием возвращаться много раз.
  7. Ни в коем случае не заставляйте малыша играть, попытайтесь выяснить причину отказа и по возможности устраните ее.
  8. Постарайтесь не акцентировать внимание на ошибках ребенка при выполнении упражнений. Но обязательно хвалите малыша за малейший успех, это будет подталкивать его к более значимым достижениям.

Развивающие игры

Развивающие игры

Все пальчиковые игры Кати Железновой проводятся тремя способами:

  • движения выполняет взрослый, а ребенок наблюдает;
  • взрослый проделывает движения ручками крохи;
  • малыш делает движения собственными ручками.

Примеры игр и ссылка на аудио и видео

Часы: ребенок садится на колени или на подушечку и, перебирая пальчиками (как будто это ножки маленькой мышки), «бежит» от коленей к собственной макушке.

  1. «Мышка полезла в 1-й раз, поглядеть, который час, вдруг часы сказали: «Бооом!» — малыш делает 1 хлопок ладошками над головой.
  2. «Мышка скатилась кувырком» — ручки крохи скатываются вниз, на ковер.
  3. «Мышка полезла 2-й раз, поглядеть, который час, вдруг часы сказали: «Бооом, бооом!» — ребенок дважды хлопает в ладошки над головой.
  4. «Мышка скатилась кувырком» — ручки опять опускаются.
  5. «И полезла в 3-й раз, поглядеть, который час, часы опять сказали: «Бооом, бооом, бооом!» — малыш трижды хлопает в ладоши над головой.
  6. «Мышка скатилась кувырком» — ручки ребенка снова скатываются.

Перчатка:

  1. «Веселенькая мышка перчаточку нашла» — раскройте малышу ладошку, растопырьте пальчики, поворачивайте ручки то тыльной стороной вверх, то ладошкой.
  2. «Гнездо устроив» — сложите ладошки вместе ковшиком.
  3. «Мышат позвала» — разгибайте и сгибайте пальчики (зовущий жест).
  4. «Им корку хлебушка дала погрызть» — кончиком большого пальчика постучите по кончикам других пальцев.
  5. «Погладила всех» — большим пальчиком погладьте другие пальцы, начиная с кончика мизинца.
  6. «И отправилась спать» — сложите ладошки малыша вместе и поместите их под одну из его щечек, как будто ребенок спит.

Тараканы:

  1. Повторите дважды: «Под пакетом за буфетом 10 тараканов» — малыш раскрывает ладошки и прижимает их по бокам к столу, шевелит растопыренными пальчиками (это тараканы).
  2. «Самый смелый таракан прибежал ко мне в карман» — ребенок пальчиками изображает тараканий бег по своему туловищу и заползание.
  3. «Под пакетом за буфетом 9 тараканов» — кроха загибает один пальчик и крутит остальными, демонстрируя, что осталось всего 9 тараканов.
  4. Дважды повторите: «Под пакетом за буфетом 9 тараканов» — ребенок раскрывает ладошки и располагает их с растопыренными пальчиками по бокам стола (1 пальчик загнут, так как тараканов осталось 9), шевелит пальчиками.
  5. «Самый смелый таракан прибежал ко мне в карман» — малыш опять изображает пальчиками тараканьи бега.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Повторяйте упражнения, пока тараканов не останется совсем.

Поросятки: кроха растопыривает пальчики и по очереди каждым из них «идет» по коленочкам или поверхности стола.

  1. «Вот этот толстенький поросеночек все время хвостиком вилял» — мизинчики.
  2. «Вот этот толстенький поросеночек спинку о забор чесал» — безымянные.
  3. «Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросят я люблю» — ребенок показывает ручками «фонарики».
  4. «Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросят я люблю» — малыш разжимает и сжимает кулаки.
  5. «Вот этот толстенький поросеночек носиком землю ковырял» — средние пальчики.
  6. «Вот этот толстенький поросеночек сам картинку нарисовал» — указательные.
  7. «Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросят я люблю» — кроха разжимает и сжимает кулаки.
  8. «Вот этот толстенький поросеночек лежебока, нахал» — большие пальчики.
  9. «Хочет спать посерединке и своих братцев растолкал» — малыш сжимает ручку в кулачок, большой палец находится внутри кулака.

Два козленка: ребенок на ручках зажимает большими пальчиками безымянные и средние пальцы.

  1. «Однажды в гости пошел козленочек через мостик» — малыш держит кисти в горизонтальном положении и сближает ручки.
  2. «Ему навстречу пошел второй, он возвращался к себе домой» — ребенок дважды соединяет ручки с размаха.
  3. «2 рогатых глупеньких братика стали на мостике друг с другом бодаться, никто из них не хотел уступить и второго вперед пропустить, долго 2 козленка бодались, разбегались, друг друга толкали и с разбегу лбами — бууух!» — кроха хлопает в ладошки на слове «бух».
  4. «С мостика в воду плюююх!» — малыш роняет ручки на колени.

Змея: детская ручка — «змейка», кончики пальцев соединены, руки другого малыша или взрослого — «это дорога».

  1. «Поглядите-ка, ребята, у меня есть змея» — медленно вращает кистью.
  2. «По коврам и креслам ползает она» — проделывает ручкой движения, наподобие волн, изображая передвижение змеи. Змейка движется по дорожке, большой пальчик немного отведен вниз (змеиный ротик). Поначалу змея ползет медленно, постепенно ускоряясь (сообразно произносимым фразам).
  3. «Хотя нет у змеи ног, очень быстро она ползет, широко раскрыв рот» — кончики пальцев снова сомкнуты, ребенок вертит кистью, как будто змейка оглядывается.
  4. «Нету у змеи глаз, и она поймала ни лягушек или стрекоз, а малыша за нос» — змейка хватает за носик второго участвующего в игре ребенка.

Игры с детьми

Игры с детьми

Гвоздики: пальчики на одной руке сжаты в кулак — это молоток. Другая ручка — гвоздики. Молоток поочередно стучит по каждому пальчику.

  1. «Бам, бам, бам, бам, по гвоздикам бьем молоточком. Гвоздики не забиваются, а только искривляются» — пальчики-гвоздики согнуты.
  2. «Надо клещи нам взять, и будем гвоздики вырывать» — пальчики второй руки становятся клещами (их кончики смыкаются, образуя кольцо) и выпрямляют кривые «гвоздики», по очереди потянув за них.
  3. «Я тянул-потянул и все гвоздики разогнул».

Черепаха: детская ручка сжата в кулак, большой пальчик находится вверху.

  1. «Моя черепаха в коробочке живет» — детская ручка лежит на ладошке второй руки.
  2. «Плавает в ванночке» — движение в воздухе кулачком наподобие волны.
  3. «По полу ползает» — черепаха (кулачок) ползет по второй ручке.
  4. «Ее на ладони я буду качать» — малыш возвращает ручки в первоначальное положение.
  5. «Она не станет меня кусать» — отрицательный взмах ребенка головкой.

Горшочек:

  1. «Под крышечкой» — кроха смыкает пальчики и поворачивает вниз ладошку.
  2. «Маленький горшочек» — прижимает к ладошке кулачок второй ручки (большой палец находится внутри кулака).
  3. «Откроем крышечку» — поворачивает руку ладошкой вверх.
  4. «Мышь — прыг!» — резко поднимает большой пальчик.

Радуга:

  1. «Посмотрите — радуга» — ребенок маховым движением изображает над головой полукруг.
  2. «Над деревьями» — поднимает ручки вверх, пальчики разомкнуты.
  3. «Домами» — складывает над головой руки, изображая крышу дома.
  4. «Над рекой и волной» — делает волнообразное движение.
  5. «И немного надо мной» — дотрагивается до своей головы.

Как правильно играть в пальчиковые игры Железновой и чем они полезны

Как правильно играть в пальчиковые игры Железновой и чем они полезны

Вещи:

  1. «Это мой зонтик, я в дождик его беру» — малыш поднимает правую ручку и сгибает ее, показывая зонтик.
  2. «Пусть дождик идет — я останусь сухим» — барабанит пальчиками левой руки по зонтику (правой руке).
  3. «Это — книжка» — прижимает друг к другу ладошки (локти согнуты).
  4. «Могу прочитать» — раскрывает ладошки, изображая открытую книжку.
  5. «Могу картинки в ней показать» — вытягивает ручки с открытыми ладошками.
  6. «А это — мой мячик, ловкий, веселый» — сжимает руку в кулачок и вращает им.
  7. «Его я кидаю над головой» — мяч (кулачок) прыгает и ударяется о ладошку второй руки.
  8. «А это — котенок, люблю я его, и мурчит он так лишь для меня одного» — ребенок по очереди гладит одну ручку другой.

В интернете можно найти множество видеоуроков с пальчиковыми играми Железновых. Примеры некоторых из них:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.

 

Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению.

Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.


      В дошкольном возрасте движения доставляют детям мышечную радость – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного развития; важнейшее средство и условие общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности; и, наконец, основа основ физического, умственного, эстетического и трудового воспитания.

      Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка.

      В процессе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста развитию движений кистей и пальцев рук без предметов с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной педагогической практике.

      Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Сейчас очень широко используются пальчиковые игры Екатерины Железновой.

      Пальчиковые игры Железновой предназначены для малышей от 2 до 5 лет. Все игры сопровождаются забавными стежками и песенками.

      Прежде, чем переходить к описанию пальчиковых игр Железновой, хотелось бы рассказать, какую роль они играют в развитии мелкой моторики ребенка и в развитии в целом. Играя, в пальчиковые игры Железновой, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность.

      При помощи таких игр у Вас с малышом сформируются добрые взаимоотношения, и Вы получите массу положительных эмоций!

      Персонажи пальчиковых игр Железновой – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогают лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право.

      Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

      С некоторыми играми, в которых требуется действовать пальчиками поочередно, например, «Два толстых поросенка», «Два рыжих таракана», самостоятельно справятся дети 4 – 5 лет, а если ваш малыш младше, то такие игры он сможет выполнить только с Вашей помощью.

 

  • Стишки для пальчиковых игр следует произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, а движения выполняйте синхронно с текстом.
  • Предложенные стишки можно пропевать под любую мелодию.
  • Выполнять все упражнения следует вместе с ребенком, демонстрируя увлеченность. Это поможет малышу не только запомнить и правильно выполнять упражнения, жесты, но и создаст необходимый настрой!
  • При проведении повторных занятий Вы заметите, что ребенок сначала начинает повторять за вами отрывки фраз, а в дальнейшем и все стихотворение, соотнося слова и движения. Не требуйте от него выполнения непосильных задач, например, произносить стихотворение и выполнять движения. Все это у него получиться постепенно, главное сейчас не отбить охоту заниматься!
  • Начинать следует с двух или трех игр, постепенно дополняя их новыми. Таким образом, у ребенка появятся любимые игры, к которым Вы будете возвращаться снова и снова.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  •  Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что – то неправильно, поощряйте успехи.     

 

 

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

 

1. Взрослый сам выполняет движения — ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

 


Методика раннего музыкального развития Железновых «Музыка с мамой»

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Сергей Станиславович — педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна в 2003 г. закончила музыкальный педагогический колледж №7 «Маросейка», специализация — дирижёр, музыкальный руководитель. В 2007 г. — МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация — учитель музыки и методист.

С 2008 г. – учится в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В данный момент Екатерина является педагогом-методистом студии раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Создание методики «Музыка с мамой»

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах.

Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей, причем с самого раннего возраста и ратует за получение теми положительных эмоций в процессе обучения. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет.

Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям.

Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.

Занятия весёлой музыкально-ритмичной деятельностью:

• Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

• Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления. В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Принципы методики

1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музыцирование и т.п.

3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.

4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.

6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.

Серии дисков для малышей

Диски предназначены для детей дошкольного возраста с самого их рождения.

Во многих альбомах после пропевания песенки звучат нотки. Таким образом, дети смогут быстро освоить музыкальную грамоту. После песенок идет мелодия, так называемая, караоке-версия, под которую мама и малыш смогут петь самостоятельно.

Диски с колыбельными — русские народные колыбельные в традиционном исполнении, дополненные звуками живой природы – «Баюшки-баю», «Спи, дитятко», «Приди, котик» и др.

Диски с песенками–потешками — обеспечивают весёлое общение с взрослыми, способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию самых маленьких — «Потягушки», «С гуся вода», «Коза рогатая», «Аты-баты» и др.

Диски с пальчиковыми играми — развивают речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться – «Тук, ток, паучок», «Обезьянки», «Пчелки», «Поросята», «Червячки», «Улитка», «Рыбки», «Краб», «Перчатки».



(Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь
(движение ползущей гусеницы)).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
(Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)).

Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)

Каркает:»Вот и обед !»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь —
(Разводим руками)

а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).

Диски с подвижными играми – хороводы, марши, танцевальные движения, жмурки, салки учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения – «Кошки – мышки», «Кто в тереме живёт», «Пугало», «Охотник и заяц», «Левая и правая», «Прятки», «Как котята» и др.

Диски с песенками – инсценировками — сопровождаются показом игрушек и несложными жестами, что способствует комплексному развитию музыкальных способностей, а также развивает память и внимание ребенка – «Наши ручки», « Едем – едем», «Два кота», «Мой зонтик» и др.

Мишку на руки возьми

Для игры понадобится игрушка – медвежонок. Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом песни:


Мишку на руки возьми, и повыше подними,
Маме лапочкой одной помаши над головой.
Мишку на пол посади и один гулять иди,
По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.
Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,
На руки его возьми, крепко-крепко обними.
Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,
«Баю — бай, баю — бай, поскорее засыпай.

Диски с физкультминутками (жестовые и подражательные игры) — формируют двигательные навыки, способствуя хорошему физическому развитию, являются средством предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний и неврозов.

Развивают слух, зрение, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. Упражнения собраны в специальные комплексы, объединенные игровым сюжетом, и включают в себя ходьбу, бег, наклоны, повороты, приседания – «Шарики», «Лягушата», «Автобус», «Воробушки», «Часы» и др.


У жирафов

Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)
Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
Припев («собираем складки» — щипает себя)

3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза)
Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).

4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)
Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

Диски со сказочками–шумелочками для звукоподражания и музицирования на шумовых и детских инструментах. Развивают речь, внимание, слуховую память, мелкую моторику и воображение –«Трусливый заяц», «Зима в лесу», «Танец для мышки», «Дождь и радуга», «Страшный Пых», «Ветер», «Концерт на кухне или чей голос лучше» и др.

Мышиная история

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(барабаним пальчиками по барабану или пустой коробке)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(играем на металлофоне или стучим ложечкой по нескольким бокалам)


Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(играем на треугольнике или стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(играем на деревянных ложках)

грызли зёрнышки
(играем на рубеле или расчёске)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(шуршим бумагой)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(царапаем пластик барабана или дощечку)

А снаружи на землю каждый день падал снег
(играем на металлофоне или стучим ложечкой по бокалам)
Шумел ветер, (дудим в бутылку)

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(играем на ксилофоне или барабаним пальчиками по пустой коробке).

Диски с игровыми массажами – при проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, направление движения, силу давления, гладкость или шершавость материала). Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение — «Рельсы-рельсы», «Пёрышко», «Ежик», «Лошадка», «Дождик», «Мышки», «Мы пилим», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др.

В репертуаре Железновых есть диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.

Все фонограммы серии «Музыка с мамой» прошли экспертизу Федерального совета и вошли в перечень награждённых дипломом Госдумы РФ и могут быть основой для эстетического и духовного развития детей.

Родители и педагоги даже без музыкального образования могут организовать игровой досуг для своих детей по методике Железновых.

Недочеты методики Железновых

Каких-то существенных замечаний по этой методике нет. Есть информация к размышлению о том, на какие моменты следует обратить внимание:

— Некоторые стишки и движения из программы Железновых детям не так-то просто запомнить и повторить.
— Детям предлагается следовать строго по инструкции, а возможно стоит в чём-то предоставить ребенку возможность действовать в соответствии со своим внутренним побуждением.
— В основной своей массе стишки однотипные, с одними и теми же словами — существительными (мишка, зайки) и глагольными рифмами (погулять, поспать).

Список литературы.

Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Бим — бом» для детей 2-6 лет.
Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Чижик» для детей 3-6 лет.
Е. Железнова. А под пальмой краб сидит…
Е. Железнова. Наша – то Катюша умная была…
Е. Железнова. Паучок ходил по ветке…
Е. Железнова. Тюк-тюк кулачок (полный сборник пальчиковых игр)

Все диски Железновых в нашем магазине

Автор: Дарья Колдина

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о