Мы играем с крупой.
Мы играем с крупой.
Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. При воздействии на пальцы рук, в соответствующий отдел головного мозга поступают импульсы, которые воздействуют так же и на соседние участки мозга, в том числе и речевые.
У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале, движения рук неумелые, неловкие и негармоничные. Существует много упражнений и различных игр для развития мелкой моторики, которые также способствуют пассивному массажу. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития кистей рук, они приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.Умение работать пальчиками приходит к детям не сразу, поэтому педагогам и родителям можно превратить обучение в увлекательный процесс – игру.
Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на ней. Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Ребенок знакомиться с такими понятиями, как: глубокое – мелкое, узкое –широкое, много- мало, основными цветами. Сколько радости они приносят детям. Этотакже замечательный способ времяпрепровождения дома сродителями.
Приступая к играм с крупами нельзя забывать о правилах безопасности. Все игры должны проходить под контролем взрослого. Для самых маленьких детей можно использовать мелкие крупы: кукурузную манку, пшеничную, ячневую. Для игр с такими крупами, как фасоль, горох гречка, бобы надо быть осторожными.
Цели и задачи:
Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
развивает аккуратность, усидчивость;
способствуют развитию речи;
стимулируют способность к творчеству;
учат ориентироваться на плоскости.
«Бусы для куклы».
Цель. Учить детей различать цвета: красный и синий, формировать умение чередовать цвета. Развивать моторику пальцев.
Описание игры. К детям в гости приходит кукла Катя. Она очень хочет, чтобы у ней были бусы. Детям предлагаются разные по цвету макароны: красные и синие. Предложить им назвать цвет макарон, показать детям, как можно сделать красивые бусы, поочередно чередуя их, друг с другом. Дать детям возможность самому заняться этим не простым занятием.
«Найди пару».
Цель.Формировать представление о видах крупы, развивать координацию движений, внимание, усидчивость.
Описание игры. Предложить детям ячейки из-под яиц, которые заполнены наполовину разными видами круп. Детям надо заполнить вторую половину ячеек. Показать, как надо брать крупу тремя пальцами- щепоткой.
«Мы кормим цыплят».
Цель.Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук. Формировать навыки аккуратности.
Описание игры. Создать игровую ситуацию: цыплята хотят есть. Надо их покормить зернышками. Детская задача: брать по одному зернышку и бросать крупу в отверстие коробочки.
«Я — художник».
Цель. Развивать творческие задатки, фантазию. Учить ориентироваться на плоскости.
Описание игры. Детям предлагается поднос с манной крупой. Показать, как можно рисовать пальчиком по крупе. Рисовать можно все, что захочется. Дать детям возможность дополнить рисунок, придумать что-то свое.
«Мы ждем гостей».
Цель. Формировать знания детей о крупах разного размера, развивать фантазию, моторику пальцев рук.
Описание игры. Игровая ситуация: «Скоро придут гости и нам надо испечь торт». Для каждого ребенка на столе стоит тарелочка с мелкой крупой: манкой, молотой кукурузой. Для украшения – фасоль разного цвета, горох, макароны разной формы, чечевица.
«Найди все сокровища».
Цель.Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.
Описание игры. В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давайте его найдем». Дать детям возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Если ребенок уже говорит, попросить его на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.
«Мы — музыканты».
Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление.
Описание игры. В присутствии детей насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить угадать: в какой коробочке какая крупа гремит.
«Массаж для ног».
Описание. Игровая ситуация: «Ребята, а давайте мы сейчас с вами походим по берегу реки». В тазик насыпаются разные крупы, и детям предложить потопать ножками по крупам, а затем самому очистить пальчики, от застрявшей крупы.
Консультация: Игры с крупами для развития мелкой моторики с раннего возраста
Игры с крупами для развития мелкой моторики с раннего возраста
Одним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование.
Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук
Крупа – отличный материал для занятий с ребёнком, способствует развитию мелкой моторики рук, речи, познавательного интереса, усидчивости, концентрации внимания. Сыпучим материал оказывают успокоительный эффект, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.
Игры можно организовать в домашних условиях, так как много разных круп на кухне: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и соль, различные емкости, ложечки и сито. Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и воспитательно -образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Увлекательные работы получаются с использованием манки, пшена, гречки, кукурузной и пшеничной крупы, фасоли, чечевицы, семечек. При работе с различными крупами дети узнают историю их получения, например, где выращивают гречку, пшено, как получают кукурузную крупу, манку и т.д.
Первое знакомство
Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами.
Возьмите большую емкость, высыпьте в неё крупу – манку, гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Пусть ребенок опустит в нее свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки. Отличный массаж пальчиков. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку.
«Искупаемся»
Возьмите тазик или детскую ванночку, не большой, но, чтобы туда мог сесть и встать ребёнок, насыпьте туда гречку или другую крупу, предложите ребенку сначала походить в тазике, а потом и присесть: «Отличный массаж!». У некоторых детишек такое купание вызывает огромный восторг, поэтому будьте готовы, что содержимое тазика окажется вне его, поэтому часто таким «купанием» в ванной комнате!
«Ищем секрет»
Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, например, из киндера, и предложить отыскать «клад».
«Сортируем, перекладываем, собираем»
Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки.
Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.
«Пересыпаем крупу»
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха — звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
«Определяем на ощупь»
Можно завязать ребенку глаза и предложить на ощупь определить вид крупы.
«Счет, форма, цвет»
Возьмите макароны разного цвета, формы, перемешайте их, а затем предложите ребёнку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарон, чтобы у ребёнка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке, бантик к бантику или красная к красной, зеленая к зеленой».
Творчество
«Рисование»
Возьмите поднос и крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку.
Аппликации
Для выполнения аппликации понадобится плотный картон или дощечка, краски, пластилин, карандаши, клей ПВА, крупы, семена, подходящие для раскрашивания вашего рисунка.
На картоне нарисуйте или переведите картинку. Можно приклеить вырезанное изображение из раскраски. Намажьте клей по контуру вашей картинки и засыпьте этот участок крупой, лишнее стряхните. Семена, горох приклеивают по отдельности. Чтоб работа дольше сохранилась, нанесите на нее лак для волос.
Вырезать круг из картона, приклеить трафарет яблочка. Размазать пластилин, снять трафарет. Теперь можно украшать крупами.
«Бусы из макарон»
Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите ребёнку, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием.
Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми.
Детям очень нравится игры с крупами, нравится делать поделки, используя крупы.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук -движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи.
Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.
Статья (младшая группа) по теме: Статья «Игры с крупой — развитие мелкой моторики рук»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
комбинированного вида Выборгского района
Санкт-Петербурга
Статья «Игры с крупой — развитие мелкой моторики рук»
Составила: Шестакова Анжелика Борисовна
Санкт-Петербург
2019 год
Игры с крупами всегда были популярны: они очень нравятся детям и способствуют развитию мелкой моторики. К тому же это очень доступный материал для развития познавательного интереса, концентрации внимания и усидчивости. С крупой можно играть в любое время года и в любую погоду, так как, например, в песочнице зимой не поиграешь.
Занятий с крупами уже придумано множество, можно фантазировать и изобретать что-то новое, ведь простор для фантазии огромен, во время манипуляций с этим материалом, ребенок освобождается от внутренних зажимов, стрессов и негативных эмоций. В этой статье озвучены общие моменты, рассказано об играх для разного возраста и приведены несколько примеров интересных идей для начала ваших занятий.
Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: сухие макароны, фасоль, пшено рис, гречневая крупа и даже соль, ну и конечно разные емкости, ложечки и сито. Благодаря таким занятиям всесторонне развивается личность ребенка, так как вы выполняете не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Во время игр с разными крупами дети узнают историю их получения, например, где выращивают пшеницу, как получают манку или рисовую муку и так далее.
С чего начать?
Игра «Перекладываем горох»
Поставьте перед малышом две емкости, в одну насыпьте горох (фасоль, чечевицу, сухие макароны и пр.). Дайте ребенку задание: переложить содержимое в другую пустую миску ручками.
Игра «Пересыпание круп»
Предложите пересыпать крупу ложкой из миски в миску или из чашки в чашку или попросить ребенка насыпать ее поровну в три маленькие чашечки. Покажите, как держать ложку правильно, не в кулаке, а тремя пальцами.
Игра «Пересыпание круп через воронку»
Покажите малышу как пересыпать крупу через воронку. Можно использовать крупу разного вида или цвета и слоями насыпать ее через воронку в прозрачный стакан.
Игра «Прячем ручки»
Возьмите большую миску, насыпьте в неё любую крупу, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребёнок обязательно заинтересуется и захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «А где мои ручки? Да, Спрятались. Давай твои ручки тоже спрячем?!»
Игра «Ищем клад»
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, например, из киндер-сюрприза, различные предметы — крупные бусины, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. Можно поставить больше мисок и в каждой спрятать клад, без сомнения интерес к игре возрастет!
Игра «Сортируем, собираем, перекладываем»
Возьмите небольшое количество, например, гороха и фасоли, перемешайте их и предложите ребенку разделить горох и фасоль, разложив их по тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим фасолинки на эту тарелочку, а горошинки — на эту».
Перемешать можно соль и горох, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно покажите этот способ малышу.
Рассыпьте крупу в большую миску и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, потом поменять ее на банку с более узким горлышком, и опять же взять форонку. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Заранее покажите, как соединить три пальчика и как ими брать крупу.
Игра «Бусы из макарон»
Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите ребёнку, как продеть шнурок в отверстия: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием.
Счет, форма, цвет
Возьмите макароны разного цвета, формы (если нет цветных макарон, то можно использовать пищевой краситель), перемешайте их, а затем предложите ребёнку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макаронинки, чтобы у ребёнка сработала ассоциация: «зеленая к зеленой, желтая к желтой, звезда к звезде и так далее».
Разного цвета могут быть не только макароны, но и рис, горох или фасоль.
Очень важно, учитывать то, что если сортируете предметы по форме, то все они должны быть одинакового цвета, и наоборот, если сортируете по цвету, то предметы должны быть одной формы.
Творчество
Рисование
Вам понадобится поднос, насыпьте на него равномерным слоем крупу, для рисования хорошо подойдет соль, кукурузная или манная крупы. Всё, можно рисовать! Проведите пальцем по подносу, покажите малышу что надо делать и предложите ему попробовать самостоятельно. Можно нарисовать дорожки и «пройтись» по ним пальчиками. Для детей более старшего возраста можно рисовать лабиринты, использовать маленькие машинки или поезда. Разучите с помощью такой манипуляции основные фигуры — круг, квадрат, треугольник, овал.
Аппликации
Такая техника подойдет для изготовления поделок в детский сад или как украшение для своего дома. Вам понадобятся: клей ПВА, карандаши, краски, картон, крупы, которые подходят для исполнения задумки, по желанию, трафареты. На картоне нарисуйте или переведите картинку, так же можно использовать вырезанный рисунок из раскраски. Намажьте клей по контуру вашей картинки и засыпьте этот участок крупой, лишнее стряхните. Семена, горох приклеивают по отдельности. Чтоб работа дольше сохранилась, нанесите на нее лак для волос. Можно поместить работу под в рамку под стекло.
Лучше выбирать плотный картон, так как тонкий размокнет, тем самым деформирует внешний вид аппликации, так же можно использовать жесткую кисточку для клея.
Игра с крупой и пластилином
Крупа, макароны, орехи, бобовые – отлично подходят как дополнение для занятий с пластилином. Скорлупа от орехов может стать зонтиками или шапочками, горох можно использовать как глазки и пуговки. Можно «приготовить» пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить ёлочку, либо что-то предварительно облепив пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, а из макарон необычной формы получатся цветы.
Найди одинаковое
Для этой игры понадобятся надо подготовится заранее.
Суть состоит в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.
Для первого варианта будут нужны пластиковые контейнеры от киндер-сюрпризов или что-то похожее, в каждые два надо насыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны. В начале игры предложить ребенку изучить такие погремушки, а затем обратить внимания, что здесь есть одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить: «Давай искать такой же!».
Для второго варианта понадобятся маленькие плотные мешочки, одинаковые по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, потом мешочки закрыть и завязать. Алгоритм тот же, что и в первом варианте: дать освоиться и предложить найти такой же.
После игры
Конечно, после игры вся крупа будет перемешана, не выбрасывайте ее, ссыпьте в любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующий раз малышу приятно будет отыскать «клад на дне бассейна из крупы».
Обязательно соблюдайте меры предосторожности — не оставляйте детей играть с крупой в одиночестве, так как малыши нечаянно могут засунуть в нос или в ушко маленькие горошинки и фигурки.
Самое важное, что мы можем дать нашим детям – это заботу и внимание! Поэтому вместе играйте, фантазируйте, занимайтесь, проводите время с пользой друг для друга.
ИГРЫ С КРУПОЙ и РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ИГРЫ С КРУПОЙ и РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
✔ Первое знакомство
Прячем ручки
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу — гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
Искупаемся
Возьмите тазик или детскую ванночку, не большой, но чтобы туда мог сесть и встать ребенок, насыпьте туда гречку или другую крупу, предложите ребенку сначала походить в тазике, а потом и присесть: «Отличный массаж!». У некоторых детишек такое купание вызывает огромный восторг, поэтому будьте готовы, что содержимое тазика окажется вне его, поэтому часто таким «купанием» в ванной комнате!
ИЩЕМ СЕКРЕТ
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха — звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
✔ Сортируем, перекладываем, собираем
Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки — на эту».
Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ малышу!
Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.
✔ Счет, форма, цвет
Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребенку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарошки, чтобы у ребенка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке», «бантик к бантику» или «красная к красной, зеленая к зеленой».
Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис.
Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.
✔ Найди такой же
Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления.
Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.
Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предложить ребенку изучить шарики-шумелки, а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить: «Давай найдем такой же!».
Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дата освоиться и предложить найти такой же.
✔ После игры
Конечно же, после игры вся крупа будет перемешена. Но не выбрасывайте ее, ссыпьте ее в любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующий раз малышу приятно будет отыскать «клад на дне крупяного бассейна».
Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!
Методическая разработка по развитию речи по теме: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи игр с крупой.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
при помощи игр с крупой.
Создание поделок из необычных предметов и материалов очень полезно для детей, особенно в возрасте от года до 3-4 лет. Это развивает фантазию, стимулирует способность к творчеству и одновременно служит для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. При воздействии на пальцы рук, в соответствующий отдел головного мозга, поступают импульсы, которые воздействуют так же и на соседние участки мозга человека, в том числе и речевые. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача педагогов и родителей превратить обучение в увлекательную игру. На сегодняшний день существует множество упражнений и игр для развития мелкой моторики. которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Одним из самых любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на крупе. Они не только тренируют и массируют детские пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей – ведь игры с крупами и рисование на крупе — это одни из самых интересных занятий и обычно очень нравятся детям! Проще всего будет «рисовать» с помощью круп, соли, сахара. Рисовать можно на любой крупе вообще, при этом чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
Для любых упражнений нужно выбирать благоприятный настрой ребенка, если ребенок капризен, то и пользы от таких игр не будет.
Знакомство
Где ручки?
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу — гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Дети непременно захотят присоединиться. Пусть каждый подойдет к Вам и повторит за Вами. Можно играть в прятки с ручками: «Где ручки? Спрятались. Хочешь, и твои спрячем?». Можно потереть ладошкой о ладошку.
Ищем клад
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите детям отыскать их. Можно несколько игрушек от «Киндер Сюрприз» спрятать в один таз, а можно взять несколько мисок с различной крупой в каждой.
Сыплем, сыплем, насыпаем.
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. В группе лучше покрупнее, чтобы если рассыплется самим же и собрать. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха — звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Покормим птичек
Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц, проговаривая, что Вы делаете: «Мы кормим птичек? Птички голодные.»
Поможем Золушке!
Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите детям разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Злая мачеха приказала Золушке перебрать зерно. Давай поможем Золушке!».
Высыпьте фасоль и горох на поднос и предложите детям собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.
Счет, форма, цвет
Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребенку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых штучки, чтобы у детей был пример выполнения задания. Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис.
Важно! Если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.
Творчество
Рисование
Возьмите поднос и крупу на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать детям. Покажите им, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой! На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты. Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал! Ну и конечно, все, что придет в голову.
Аппликации
Из макарон разной формы можно сделать необычные картины, для это необходимы только клей, бумага, макароны и фантазия!
Крупы тоже можно использовать для занятий аппликацией. Например, заснеженный пейзаж можно изобразить клеящим карандашом на черной бумаге. Затем нужно засыпать лист солью и стряхнуть лишнюю.
Бусы из макарон
Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите, как нанизать макароны на шнурок, и дайте возможность дальше самостоятельно заняться этим непростым занятием.
Пластилиновые фантазии
Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.
Найди пару
Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям. Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предлагаем изучить шарики-шумелки, затем обращаем внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, предлагаем: «Найдем такой же!».
Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дата освоиться и предложить найти такой же.
Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!