Статья: Что такое гиперопека и каковы ее признаки?
Васильева Светлана Анатольевна
Педагог-психолог ГБДОУ № 51
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Что такое гиперопека и каковы ее признаки?
Гиперопека, или более точно, гиперпротекция – это чрезмерная забота одного или обоих родителей о ребенке, при которой в отношениях «ребенок-родитель» детям предоставляется минимум самостоятельности и личного психологического пространства, а родительский контроль осуществляется даже в тех случаях, когда он не нужен. В большинстве случаев гиперопека исходит именно от матери, так как мужчины, как правило, менее склонны к излишним переживаниям и беспокойству без причины. Однако нельзя сказать, что папы никогда не проявляют чрезмерной заботы о детях – в ряде семей именно отец не может ослабить контроль над детьми и дать им больше личного пространства.
Гиперопека – это не избыток любви, это избыток тревоги, беспокойства и неуверенности. Она заставляет контролировать другого человека, его решения и поведение, действовать вместо него. Невозможно вырастить свободного, уверенного в себе, ответственного человека, при этом постоянно уберегая ребенка от столкновения с настоящей реальностью.
Гиперопека проявляется:
- в подавлении самостоятельности;
- в родительской готовности окружить ребенка повышенным вниманием, больше чем нужно для его возраста и уровня развития;
- в желании защитить тогда, когда нет реальной опасности и угрозы;
- в желании удерживать ребенка возле себя.
Гиперопека характеризуется чрезмерным желанием родителей окружить ребенка заботой, оградить его от малейших рисков, защитить от опасностей (чаще всего мнимых) постоянно создавать условия, чтобы ребенок был всегда рядом, «привязать» чувства, эмоции и настроение малыша к своим чувствам, эмоциям и настроению. Также зачастую гиперопека характеризуется тем, что родители обязывают детей поступать так, как им кажется наиболее безопасным.
При этом с самого раннего детства малыша избавляют от какого-либо выбора. Все решения преподносятся готовыми, лучшими и единственно верными. В результате ребенок становится не в состоянии преодолеть трудности, трезво оценить их, найти в себе силы для того, чтобы самостоятельно справиться с проблемами. У ребенка появляется так называемая выученная беспомощность – состояние, когда даже небольшое препятствие он воспринимает как непреодолимое.
Причиной излишней заботы о сыне или дочери может быть собственное несчастливое детство родителей, отсутствие материального благополучия. В этом случае их основным желанием становится обеспечение потомков всем тем, чего они были лишены в свое время.
Еще одна причина — страх утратить ребенка. Это чувство часто основывается на объективных причинах. Например, младенца долго ждали, обращались за помощью к специалистам. Или в раннем детстве малыш долго болел или получил серьезную травму. В таких случаях родители склонны преувеличивать его болезненность, беззащитность и слабость.
Также причиной родительской гиперопеки является «особая ценность» ребенка в глазах матери. Обычно такой «сверхценностью», смыслом жизни для матери становится единственный ребенок– например, если женщина долго не могла родить или не сможет родить в будущем, или же она пережила смерть другого ребенка, выкидыш…Также эта причина материнской гиперопеки часто свойственна женщинам, поздно решившихся на материнство.
Еще одной, достаточно часто встречающейся причиной, является неудавшаяся личная жизнь матери. Пережив расставание с отцом ребенка, многие женщины перекладывают всю свою любовь и заботу на малыша. Дескать, «не досталось мне счастья в любви, зато ребенка воспитаю как следует!». К сожалению, таких отказавшихся от поисков личного счастья во имя ребенка женщин в нашем обществе довольно много…Еще хуже, если мать подсознательно перекладывает вину за развод на ребенка и пытается получить от него «моральную компенсацию» — чтобы он соответствовал ее представлениям об «идеальном ребенке»: закончил с отличием музыкальную школу, поступил в «нужный» вуз, женился на одобренной мамой девушке…
Наиболее характерные проявления гиперопеки:
- Игнорирование желаний, интересов и предпочтений ребенка и привычка решать все за него.
- Неустанный контроль над ребенком во всех сферах его жизни, начиная с обучения и питания, и заканчивая общением с друзьями и играми.
- Постоянный страх и тревога родителей за ребенка, вызванный преимущественно надуманными причинами.
- Требование от ребенка беспрекословного соблюдения правил и ограничений, установленных родителями.
- Родители всегда приходят на помощь ребенку или даже выполняют его обязанности вместо него, причем зачастую их вмешательство в дела ребенка необоснованно.
Поскольку к формированию гиперопеки приводят различные причины, то и проявления также разнообразны. Гиперопека бывает:
- Доминирующая гиперопека. Данный тип гиперопеки неразрывно связан с авторитарным воспитанием, при котором ребенок не имеет в семье ни права голоса, ни права на собственные желания и предпочтения. Воля родителей — закон для ребенка.
При таком стиле воспитания формируется личностная незрелость, проявляющаяся в инфантилизме, повышенной тревожности, низкой самооценке, зависимости от чужого мнения, неумение осознать собственные потребности.
«Сыночек, иди быстро домой!»
«Мама, я замерз?»
«Нет, ты хочешь кушать!»
- Потворствующая гиперопека. В отличие от доминирующей гиперопеки, при которой родители практически полностью игнорируют потребности и желания ребенка, потворствующая гиперопека предполагает удовлетворение всех капризов чада. В семьях с таким типом отношения к детям ребенок становится практически кумиром семьи, а его потребности считаются более значимыми и важными, чем желания родителей.
При таком типе воспитания формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.
«Весь мир лишь для тебя я покорить бы мог,
Лишь только пожелай- и мир у твоих ног!»
- Демонстрационная гиперопека. Из-за неуверенности в себе и чрезмерной зависимости от мнения других, родители пытаются повысить статус в глазах общества посредством отношения к своему ребенку. Такие мамы и папы «играют на публику», покупая ребенку самую дорогую и модную одежду, записывая его в десяток развивающих центров и секций и требуя от чада достижений и результатов, которыми можно было бы похвастаться перед другими родителями.
При этом у детей формируется неуверенность в себе, постоянное недовольство собой и ориентированность на мнение других людей.
«-Нет, не принцесса. — А кто же? — Королевна!»
- Инертная гиперопека. В этом случае родители попросту не могут смириться с тем, что дети растут и становятся более самостоятельными. Как правило, инертная гиперпротекция проявляется со стороны матери, так как она, желая оставаться самым значимым и важным человеком для ребенка, подсознательно ведет себя с ним как с маленьким.
При таком типе воспитания люди «застревают» в детском возрасте, оставаясь инфантильными, инертными, эмоционально зависимыми от родителей, неспособными принимать решения и отвечать за себя.
«Для матери ребёнок — до ста лет детёнок»
Чем же отличаются любящие родителя от родителей, чрезмерно опекающие своих детей:
Любящие родители | Чрезмерно опекающие родители |
Любящие родители отдают детям своё время, внимание и любовь и обеспечивают их эмоциональные и физические потребности. | Чрезмерно опекающие родители вплетаются в повседневную жизнь детей и рассматривают их как продолжение себя. |
Любящие родители поощряют развитие и самостоятельность, но устанавливают должные границы, чтобы создать детям благоприятную для их пытливости безопасную среду. | Чрезмерно опекающие родители препятствуют независимости детей, ищут способы управлять их мыслями и поступками, и бессознательно стремятся вылепить их по образу самых высоких надежд, которые когда-то питали в отношении самих себя. |
Любящие родители признают за детьми сильные и слабые стороны. Они создают атмосферу, в которой нет оценочных суждений и поощряется самоуважение. | Чрезмерно опекающие родители бессознательно осуждают детей, которые не оправдывают их непомерно высоких ожиданий. Они действуют за детей, а не вместе с ними, опасаясь, что без их помощи дети ничего не сумеют. |
Любящие родители прислушиваются к детям и проявляют желание удовлетворить их эмоциональные и физические потребности. | Чрезмерно опекающие родители поддаются подсознательному стремлению исполнить свои собственные неудовлетворённые желания и несбывшиеся надежды, не особенно заботясь о том, что на самом деле требуется их детям. |
Любящие родители развивают внутренние качества и достоинства детей. | Чрезмерно опекающие родители больше озабочены внешней стороной; они ревниво сравнивают своих детей с другими. |
Гиперопека создает для развития ребенка множество различных проблем. Но как же ее избежать и не допустить серьезных ошибок в воспитании ребенка?
Вот некоторые правила, соблюдая которые родитель сможет избежать гиперопеки и создать для ребенка оптимальные условия для развития его личности:
- Разрешите ребенку ошибаться, пробовать, щупать, падать, экспериментировать.
- Научите ребенка просить о помощи, но останавливайтесь, когда видите, что он в состоянии справиться сам.
- Наблюдайте за своими чувствами. Действуйте не из чувства жалости или вины, а из уважения к способностям ребенка.
- Давайте ребенку почувствовать естественные результаты своих действий: и плохих, и хороших.
- Проявляйте уважение к страданиям ребенка, не старайтесь их заглушить или спрятать. Помогите с ними справиться: проявите спокойствие и понимание, побудьте рядом. Даже молчаливая поддержка помогает справиться с болью, гневом, обидой.
- Поддержите попытки ребенка решить задачу, из-за которой случилась истерика или помогите вернуться к ней, если он отказался от попыток. Понаблюдайте, в чем трудность ребенка, и чем вы можете помочь (но не сделать вместо него!).
- Не делайте все время за ребенка его работу, чтобы сэкономить время (это можно делать в крайних случаях). Потраченное сегодня время обернется экономией завтра.
- Следите, чтобы привилегии ребенка были заслуженными.
- Внимательно относитесь к своей тревоге. Иногда она обоснована внешними угрозами, но часто сигнализирует о недостатке смелости в решении задач.
- Говорите ребенку о своих потребностях, о том, что вас обижает или возмущает. Так вы научите его замечать потребности других людей.
- Поддерживайте самостоятельность, хвалите, наблюдая, как ребенок проявляет усилия и справляется сам.
Следует всегда прислушиваться к ребенку и давать нужные советы. Необходимо научить ребенка, что быть свободным, значит нести ответственность. Он должен понимать, что, пользуясь определенными правами, ему следует выполнять некоторые обязанности. Необходимо помнить, что главной целью воспитания является подготовка ребенка к самостоятельной жизни.
Список литературы:
- Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск, ГЦРО, 2010. 132 с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.:ИНФРА, 2009. 189 с.5
- Кулагина И.Л. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.:ПРИОР, 2009. 260 с.
- Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. М.: ИНФА 2010. 439 с.
- Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.
- https://www.b17.ru/article/43936/
гиперопека — это… Что такое гиперопека?
чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При Г. ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность — условнорефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.
Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. Вне действия этих факторов Г. более свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом контактов. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми. Более выражена, чем у отцов, связь между типом темперамента матери и характером заботы: Г. чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. В большей степени Г. свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм «обязывания» детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом. К тому же нередко эти матери пытаются образовать с дочерьми изолированную пару общения в семье, чрезмерно опекая их и не допуская участия отца в воспитании. Если дочь похожа на отца и испытывает потребность эмоционального контакта с ним, подобная конфликтная структура семейных отношений может неблагоприятно сказаться на формировании характера девочки и ее последующих отношений в браке.
Особая разновидность Г. встречается у матерей с истерическими чертами характера, претенциозных, добивающихся признания любой ценой. Средством этого является ребенок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются; вокруг ребенка создается ореол исключительности и нередко культ вседозволенности.
Лежащее в основе Г. стремление матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего страх одиночества, или более широко — страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке. Неблагополучие семейных отношений, когда расстраивается эмоциональная сплоченность супругов (родителей), также может выливаться в избыточное внимание хотя бы одного из них к детям — как форма компенсации утраченной близости.
Другой распространенный мотив Г. — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство их которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей. Г., обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка.
В известной мере родительское беспокойство может быть оправданным из-за неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств у детей, особенно при их физической и нервной ослабленности. Однако это порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.
Еще одна причина Г. — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. Такое отношение обычно имеет место в тех случаях, когда превосходство над маленьким, неопытным, беззащитным ребенком, возможность его опекать и наставлять выступает главной, если не единственной возможностью личностного самоутверждения самих родителей. Понятно, что взросление ребенка, обретение им все большей независимости пугает родителей, так как лишает их важного источника самоутверждения. Не имея иных возможностей поддержать свой высокий статус, они бессознательно стремятся удержать растущего ребенка в положении малого дитя, в сравнении с которым и во взаимоотношениях с которым только и возможно проявить свои достоинства. Поэтому любые проявления личностного роста ребенка такие родители рассматривают как вызов и стремятся дать им отпор. Эта проблема приобретает особое значение в подростковом возрасте, когда несоответствие родительского отношения возросшим возможностям ребенка может привести к острым конфликтам. Положение усугубляется тем, что с малолетства опекаемый ребенок плохо ориентируется во всем многообразии жизненных ситуаций, нечетко представляет себе конструктивные способы собственного самоутверждения, что может вылиться в принятие им извращенных, деструктивных способов, а это полноценной самореализации как родителей, так и их подросшего ребенка.
Главная неблагоприятная роль Г. — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.
Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С..
Гиперопека — это… Что такое Гиперопека?
гиперопека — сущ., кол во синонимов: 1 • гиперпротекция (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Гиперопека — чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать детей около себя, привязывать к своему настроению и чувствам. При Г.… … Педагогический терминологический словарь
Гиперопека — чрезмерная опека детей, проявляющаяся в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, заставлять… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
гиперопека — чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать … Дефектология. Словарь-справочник
Доминирующая гиперпротекция — (гиперопека) чрезмерный, мелочный контроль за поведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций характера гипертимного типа (усиливает реакцию эмансипации), астенического и психастенического типов (усиливает… … Психология человека: словарь терминов
гиперпротекция — ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ (с. 154) (от греч. hyper сверх + лат. protecto охранять, защищать, покровительствовать) чрезмерная забота о детях. Близкий по значению термин гиперопека. Иногда эти понятия употребляются рядоположенно, что вряд ли оправданно,… … Большая психологическая энциклопедия
Хорни Карен — (1885 1952) немецко американский психолог, представитель неофрейдизма . До 1932 г. проводила клиническую работу невротиками в Германии, после эмигрировала в США. Полагала, что развитие неврозов , сущность которых заключается в переживании… … Психологический словарь
Нейроциркуля́торная дистони́я — группа патологических состояний, характеризующихся первично функциональными расстройствами деятельности сердечно сосудистой системы, в основе которых лежит не связанное с неврозом или органической патологией нервной и эндокринной систем… … Медицинская энциклопедия
Половая жизнь — I Половая жизнь у человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль… … Медицинская энциклопедия
Инфантилизм сексуальный — (лат. infantilism младенческий, детский), задержка сексуального развития. Причинами сексуального инфантилизма могут быть эндокринные заболевания (например, гипотиреоидный инфантилизм), соматическая патология (хронические заболевания… … Сексологическая энциклопедия
гиперопека — это… Что такое гиперопека?
Гиперопека — (гр. – сверх того, др. рус. – печься) – тип отношений взрослых к детям, выражающийся в чрезмерной заботе о них, в стремлении окружить повышенным вниманием, защитить от мнимых и реальных опасностей и препятствий, в желании «привязать» к себе,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Гиперопека — чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать детей около себя, привязывать к своему настроению и чувствам. При Г.… … Педагогический терминологический словарь
Гиперопека — чрезмерная опека детей, проявляющаяся в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, заставлять… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
гиперопека — чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать … Дефектология. Словарь-справочник
Доминирующая гиперпротекция — (гиперопека) чрезмерный, мелочный контроль за поведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций характера гипертимного типа (усиливает реакцию эмансипации), астенического и психастенического типов (усиливает… … Психология человека: словарь терминов
гиперпротекция — ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ (с. 154) (от греч. hyper сверх + лат. protecto охранять, защищать, покровительствовать) чрезмерная забота о детях. Близкий по значению термин гиперопека. Иногда эти понятия употребляются рядоположенно, что вряд ли оправданно,… … Большая психологическая энциклопедия
Хорни Карен — (1885 1952) немецко американский психолог, представитель неофрейдизма . До 1932 г. проводила клиническую работу невротиками в Германии, после эмигрировала в США. Полагала, что развитие неврозов , сущность которых заключается в переживании… … Психологический словарь
Нейроциркуля́торная дистони́я — группа патологических состояний, характеризующихся первично функциональными расстройствами деятельности сердечно сосудистой системы, в основе которых лежит не связанное с неврозом или органической патологией нервной и эндокринной систем… … Медицинская энциклопедия
Половая жизнь — I Половая жизнь у человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль… … Медицинская энциклопедия
Инфантилизм сексуальный — (лат. infantilism младенческий, детский), задержка сексуального развития. Причинами сексуального инфантилизма могут быть эндокринные заболевания (например, гипотиреоидный инфантилизм), соматическая патология (хронические заболевания… … Сексологическая энциклопедия