Функции левого и правого полушарий головного мозга
Головной мозг разделен на левое и правое полушария. При рассмотрении разницы между этими полушариями очень важно не впадать в «дихотомию».
В ходе эволюции позвоночных животных левая и правая стороны нервной системы исполняли разные функции. Преимущества этой асимметрии, которую мы делим с рыбами и лягушками, ящерицами, птицами и крысами, заключаются в том, что подобная дифференциация помогает осуществлять более сложные функции.
Почему, собственно, верх и низ, левое и правое должны быть одинаковыми? Ствол мозга и лимбическая система развились раньше коры. Их асимметрия привела к разнице в строении и связях между правым и левым полушариями коры большого мозга. Эти структурные различия приводят к отчетливой разнице между их функциями.
Правое полушарие наиболее интенсивно развивается и функционирует в первые два-три года жизни. Левое начинает развиваться на втором году жизни, а затем оба развиваются, попеременно обгоняя друг друга. Мозолистое тело, структура, соединяющая оба полушария, достигает своего полного развития приблизительно к 25-летнему возрасту.
Общий смысл разницы можно проиллюстрировать хотя бы тем, что колонки коры правого полушария имеют больше горизонтальных связей, в результате чего сообщение между различными участками коры этого полушария приобретает большую мультимодальность. Это открытие помогает нам понять, почему правое полушарие лучше левого различает контексты и лучше схватывает целостную картину, чем ориентированное на детали левое полушарие.
В левом полушарии колонки работают более самостоятельно, в большей степени изолированы друг от друга, что позволяет коре левого полушария вникать в глубинную суть процессов и явлений, быть более аналитическим, лучше сосредоточиваться на определенных проблемах, внимательно следить за отдельными предметами и накапливать конкретные факты.
Потоки сигналов от подкорковых областей обеспечивают сенсорными данными оба полушария, и это помогает понять, почему возникает разница между ними. Люди часто спрашивают о различиях между мозгом мужчины и женщины, так что далее предложено обобщающее утверждение, выставляющее в хорошем свете оба пола.
Женский мозг характеризуется большей интеграцией, у женщин более массивное мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария.
Мужской мозг, если можно так выразиться, более дифференцированный, более специализированный. Различные участки мозга мужчины, как правило, работают самостоятельно, вне связи с другими его областями. От этих обобщений меня часто бросает в дрожь, но таковы данные объективной науки. Однако в клинической работе очень важно видеть людей такими, какие они есть, а не такими, какими им предписывает быть статистика.
Особенности функционирования левого полушария можно легко запомнить, затвердив правило трех «л» и одного «б»:
- лингвистика,
- линейность,
- логика,
- буквализм.
Напротив, правое полушарие характеризуется следующими свойствами:
- в нем формируются невербальные, целостные представления,
- для него характерно зрительно-пространственное восприятие,
- ряд разнородных функций, включая
- автобиографическую память,
- интегрированную карту тела,
- формирование непереработанных спонтанных эмоций,
- сочувственных невербальных реакций и настороженности, а также модуляцию стресса.
Правое полушарие, как полагают многие ученые, отвечает за смягчение последствий дистресса и негативных эмоций и стремится отстраниться от всего нового и незнакомого. Левое полушарие отвечает за более позитивные аффекты и управляет исследовательским поведением
.Координация работы левого и правого полушарий в формировании общего эмоционального тонуса, вероятно, является важным аспектом изменения аффективного профиля под влиянием внимательного осознавания. Как мы уже видели, внимательное осознавание способствует исследовательскому поведению, что проявляется левосторонним сдвигом корковой активности.
Если функции отделены друг от друга, то мозг может объединить их, что позволяет выполнять более сложные и адаптивные функции. Так работает нейронная интеграция. Таким способом сложные системы мозга и сознания становятся более гибкими, создавая новые комбинации функций. Обладая физически и функционально разделенными правым и левым полушариями, мы получим возможность создавать более адаптивные функции, если объединим и интегрируем раздельные функции каждого из полушарий. Так, я полагаю, что творчество рождается не в каком-то одном полушарии, а в результате интеграции их функций.
Как мы увидим в дальнейшем, левое полушарие может брать на себя роль «рассказчика», лингвистически артикулируя текущую историю жизни человека. Однако «содержание» нашей автобиографической памяти находится в хранилищах правого полушария, и, таким образом, цельное словесное описание этого содержания зависит от кооперации и интеграции обоих полушарий. Интеграция правого и левого полушарий помогает нам придать смысл нашему существованию (подробнее об этом — в приложении, в обсуждении латеральности полушарий).
Осознавание всей тотальности ощущений собственного тела может потребовать связи интегрированной в правое полушарие целостной карты тела с активированной латеральной префронтальной корой. В ходе внимательного осознавания мы часто фокусируемся на различных аспектах наших телесных функций.
Этот процесс требует участия не только интероцепции с подключением островка и срединной префронтальной коры, но и привлечения всей карты тела, представленной в правом полушарии. Если в процессе выполнения практики внимательности наш ум заполнен словесным рассказом левого полушария, то это означает, что имеет место мощная нейрональная конкуренция между правым полушарием (ощущение тела) и левым (облеченные в слова мысли) за ограниченные ресурсы фокуса внимания, имеющиеся в этот момент.
Произведение в процессе внимательного осознавания сдвига к фокусировке внимания на теле приводит к функциональному смещению его от лингвистически оформленных концептуальных фактов к невербальному воображению и соматическим ощущениям, опосредуемым правым полушарием. Подтверждение мы находим в работе Лазар, обнаружившей увеличение объема срединной префронтальной коры и коры островка в правом полушарии.
Но если внутреннее повествование (пусть даже бессловесное, в форме свидетельствующего сознавания, или внутреннего наблюдателя) действительно функция левого полушария, то мы должны в этой ситуации наблюдать активацию левой префронтальной коры (отвечающей за организующее внимание с активным повествовательным наблюдением), а также активацию правой префронтальной области (невербальная рефлексия и метасознавание, опосредуемые медиальной префронтальной корой) и активацию правого островка — представительства внутренних органов.
Эти факты помогут нам понять и синтетически объединить данные о левостороннем сдвиге и исследовательской реакции, отмеченной Дэвидсоном и его коллегами, с данными Лазар об активации префронтальной коры и островка справа.
Эти рассуждения требуют эмпирического, опытного подтверждения, которое позволит их верифицировать. Однако это пример того, как мы можем, опираясь на современные знания о работе мозга (латерализация функций), задавать доступные проверке вопросы о наблюдаемых явлениях (внимательное осознавание) и общих принципах (интеграция нейронной активности и ощущение благополучия), чтобы углубить понимание субъективной и объективной (нейрональной) жизни.
Дэниел Сигел. Внимательный мозг.
Среди многочисленных функций, выполняемых головным мозгом, весьма важное место занимает осуществление высшей психической деятельности, которая у человека достигла особенно высокого уровня развития. Информация, поступающая в проекционные зоны коры большого мозга, ее определенная обработка и формирование ощущений приводят к тому, что в ассоциативных зонах на основе их анализа и синтеза, а также сопоставления с предшествующим жизненным опытом, извлекаемым из анналов памяти, образуются более сложные категории — понятия и представления, необходимые для осмысления действительности и формирования адекватного понимания ситуации и осуществления мыслительных процессов.
Врожденные способности, игровые и трудовые навыки, накапливающийся жизненный опыт обеспечивают формирование высших психических функций (ВПФ), проявляющихся, в частности, высоким уровнем возможностей к познанию и способностью к совершению сложных двигательных актов, т.е. к развитию
Учение о межполушарной асимметрии берет начало с 1861 г., когда французский врач П. Брока (Broca P., 1824- 1880) установил наличие в левом полушарии мозга так называемого моторного центра речи. Исследования последующих лет позволили создать представление о различии участия левого и правого полушарий в психической деятельности. Полушарие, от которого прежде всего зависит функция речи, стало именоваться доминантным. У большинства людей им оказалась левая гемисфера.
Пониманию функциональных различий роли правого и левого полушарий мозга в формировании психики человека способствовало обследование больных, подвергшихся операциям: 1) префронтальной лейкотомии — перерезке путей, связывающих лобные отделы полушарий с подкорковыми образованиями, разработанной в 1935 г. Е. Моницом (Moniz Е., 1874-1955) для лечения больных с аффективными психозами и шизофренией; 2) рассечению мозолистого тела — расщеплению мозга с целью лечения эпилепсии. В 1949 г. за разработку этих операций португальскому нейрохирургу Е. Моницу была присуждена Нобелевская премия.
В 60-х годах XX в. исследования мозга после комиссуротомии проводил профессор психологии Калифорнийского университета (США) Р. Сперри (Sperry R.). Он установил, что после рассечения мозолистого тела процессы в каждом полушарии протекают независимо, словно действуют два человека — каждый со своим жизненным опытом. В каждом полушарии представлены свои функции: в левом — речь, письмо, счет, в правом — восприятие пространственных отношений и не дифференцируемое словами опознание. За эти исследования Р. Сперри в 1981 г. получил Нобелевскую премию.
Большой вклад в разработку проблемы межполушарной асимметрии внесла группа нейропсихологов во главе с А.Р. Лурия (1902-1977), работавшая на базе НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко в 50-70-х годах.
Функциональную асимметрию левого и правого полушарий можно рассматривать как эволюционное приобретение, отражающее достигнутый человеком исключительно высокий уровень функциональной дифференциации его мозга. По одной из гипотез с появлением зачатков абстрактного мышления и речи у далеких предков современного человека эти функции взяло на себя левое полушарие. В связи с этим связанная с левым полушарием правая рука постепенно становилась более активной и вместе с тем более сильной и ловкой. Абстрактное мышление и речь, находясь во взаимозависимости, постепенно совершенствовались и приобретали для человека все большую значимость.
В правом полушарии получили дальнейшее развитие функции конкретного мышления, восприятия и дифференциации неречевых звуков, музыки. Есть мнение, что правое полушарие имеет преимущества в обеспечении самосознания, в осуществлении ориентировки во внешнем пространстве, в узнавании людей по индивидуальным особенностям лица, голосу, в конструировании предметных действий.
В формировании функциональной асимметрии корковых полей большого мозга в процессе онтогенеза и последующего развития ребенка важное значение имеет наследственность. Признается, что у части людей, как правило, у левшей, возможна своеобразная ротация психических функций и тогда доминантным может оказаться правое полушарие. Однако у левшей в большинстве случаев асимметрия полушарий не столь выражена, как у правшей, при этом нередко отмечается сближение функциональных возможностей правой и левой руки, и в таком случае говорят об амбидекстрии.
На практике иногда возникает потребность выяснить, праворукость или леворукость имеет место у конкретного пациента, и таким образом ориентировочно определить, какое из его полушарий следует признать доминантным. Методов такой дифферениировки несколько. Можно уточнить, какая рука у пациента сильнее, на какой руке пальцы кисти более сильные и ловкие. Силу кистей рук можно проверить кистевым динамометром. Следует проверить, какой рукой пациент предпочитает резать хлеб, зажигать спичку и т.п. Контралатеральная доминантному полушарию рука обычно оказывается сверху, если пациент аплодирует, складывает руки на груди («по-наполеоновски»). Большой палец этой руки обычно оказывается сверху, если попросить пациента свести кисти так, чтобы пальцы одной из них оказались между пальцами другой. На стороне, противоположной доминантному полушарию, обычно оказывается так называемая толчковая нога.
В 1981 г. Н.Н. Брагина и Т.А.Доброхотова предложили классификацию функциональных асимметрий. Неодинаковость двигательной активности правой и левой половин тела в ней рассматривается как моторная асимметрия. Неравнозначность восприятия объектов, расположенных справа и слева от сагиттальной плоскости тела, обозначается как сенсорная асимметрия. Наконец, специализация правого и левого полушарий мозга в осуществлении различных форм психической деятельности признается асимметрией психических функций.
В процессе развития ВПФ одно из полушарий, называемое доминантным (обычно левое), специализируется на обеспечении абстрактного мышления и речи — функций, свойственных только человеку. Левое полушарие, кроме того, оказалось ведущим в формировании наиболее сложных абстрактных психических процессов. Развитие же правого полушария создает возможности совершенствовать конкретное мышление, улавливать и адекватно оценивать особенности интонаций речи, воспринимать и дифференцировать неречевые звуки, в частности звуки музыки. Правое полушарие обеспечивает общее, зрительное и пространственное восприятие.
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Абстрактнос мышление | Конкретное мышление |
Речь. Логические и аналитические функции, опосредованные словом | Улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи |
Формирование наиболее сложных двигательных актов | Правильная оценка характера неречевых звуков. Музыкальный слух |
Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание | Общее восприятие. Конкретное зрительное восприятие |
Последовательное восприятие | Конкретное узнавание |
Аналитическое восприятие, математические вычисления | Целостное восприятие (гештальт) |
Оценка временных соотношений | Оценка пространственных отношений |
Установление идентичности стимулов по названиям | Установление физической идентичности стимулов |
Установление сходства | Установление различий |
Управление органами правой половины туловища. Получение информации пространства справа | Управление органами левой половины туловища. Получение информации пространства слева |
Некоторые современные психологи и физиологи (БатуевА.Б., 1991 и др.) считают, что человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет больший словарный запас и активно им пользуется, ему присуща жизненная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. «Правополушарный» человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать и склонен к созерцательности и воспоминаниям. В норме для большинства людей характерно двуединство этих крайних проявлений поведения и психики.
Существует мнение (Костандов ЭЛ., 1983) и о том, что у здорового человека имеет место взаимодополняющее сотрудничество обоих полушарий и преимущество функции одного из них проявляется только в определенной стадии того или иного вида нейропсихической деятельности. Отмечается, что, по-видимому, правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию. Зрительно-пространственный анализ стимулов сначала осуществляется в правом полушарии, а затем передается в левое, где происходит окончательный высший, семантический анализ и осознание характера этих стимулов.
В настоящее время есть основания для обобщения накопленных сведений о межполушарной асимметрии и определения значения этой асимметрии для психической деятельности человека. Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина и соавт. в 1998 г. на основании литературных и собственных материалов по этой проблеме пришли к выводу, что асимметрия мозга может быть представлена как проявление его функциональной зрелости. Она нарастает в детстве, обеспечивая нормальное психическое развитие ребенка, достигает максимума к зрелому возрасту, определяя возможную для данного человека эффективность его психической деятельности, и нивелируется в позднем возрасте, что проявляется постепенным снижением продуктивности психических процессов.
Асимметрия функций полушарий большого мозга ведёт к весьма существенным особенностям клинической картины у больных с поражением левого или правого полушарий большого мозга.
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Нарушение абстрактного и логического мышления, обобщений, аналитического мышления | Расстройство образного восприятия мира, гнозиса. Агнозия на лица |
Расстройство речи по типу афазии. Угасание активного поиска слов | Нарушение схемы тела, ориентации в пространстве. |
Невозможность кодировать вербальную информацию. Буквенная агнозия | Нарушение восприятия целого |
Угнетение произвольной психической деятельности | Деперсонализация |
Нарушение оценки временной ориентации заданий | Конфабуляции. Расстройства зрительной памяти |
Нарушение интуиции, навыков в ремеслах | Нарушение кодирования невербальной образной информации |
Затруднение выполнения нагляднопространственных заданий, ориентации в пространстве | |
Дисфория, дистимия | |
нарушение восприятия чувственного образа, определения формы предметов |
При нарушениях развития большого мозга или его поражении возникают расстройства высшых психических функций, в частности гнозиса, праксиса и речи, при этом их реализация во многом определяется особенностями деятельности определённых ассоциативных зон коры большого мозга. Поражение этих зон коры ведет к развитию вариантов нарушения гнозиса, праксиса, речи, памяти. Эти расстройства известны как агнозия, апраксия, афазия, амнезия.
Clément François et al. / eNeuro, 2019
При повреждении левого полушария головного мозга в процессе внутриутробного развития речевые функции берут на себя соответствующие участки в правом полушарии, выяснили европейские ученые. Для этого они провели фМРТ-эксперимент с участием детей, которые еще до рождения перенесли ишемический инсульт, который привел к повреждению левого полушария. Выяснилось, что после повреждения лобных и височных долей левого полушария происходит реорганизация выполняемых ими речевых функций в тех же участках правого полушария, а от прочности установленных связей зависело то, насколько развитыми оказывались речевые способности, пишут ученые в журнале eNeuro.
Инсульт сопровождается нарушением кровообращения в головном мозге, что может привести к обширным повреждениям его структуры. Очень часто в этих случаях нарушаются и те функции, за которые поврежденные участки мозга отвечают: так, к примеру, инсульт часто приводит к параличу конечностей или тела целиком.
При инсульте речевых центров головного мозга возникает афазия — приобретенное нарушение речи. Несмотря на то, что тип афазии и тяжесть приобретенных нарушений напрямую зависит от того, какой именно участок мозга пострадал, к наиболее серьезным для речи последствиям приводит поражение лобных и височных долей левого полушария: именно эти участки (в частности, зона Брока и зона Вернике) для производства и понимания речи являются основными.
В процессе интенсивной терапии после перенесенного инсульта утраченные речевые функции могут частично (реже — полностью) восстановиться. Считается, что взять на себя работу поврежденных участков могут те же самые отделы, но уже в правом полушарии. Механизм такой реорганизации до сих пор не изучен до конца, особенно мало известно о ее основах в процессе раннего развития мозга.
Изучить реорганизацию речевых отделов головного мозга после инсульта, перенесенного в процессе внутриутробного развития, решили ученые под руководством Клемана Франсуа (Clément François) из Барселонского университета. В их исследовании приняли участие шесть четырехлетних детей, перенесших ишемический (вследствие закупорки или сужения сосудов) инсульт левого полушария, а также девять детей того же возраста без перенесенной травмы головного мозга.
Все участники прошли несколько тестов на оценку когнитивных функций (памяти, внимания, способности к обучению и других), словарного запаса, фонологического производства (в частности, правильности произношения отдельных звуков и слов) и сложности и полноты речевого производства (для этого анализировали целые образцы речи участников: например, количество различных слов в рассказанных ими историях, а также присутствие пауз и запинок). После этого ученые провели два фМРТ-эксперимента: в состоянии покоя для дальнейшего изучения целостности тканей и трактов головного мозга, а также эксперимент, в ходе которого изучалась активность мозга при прослушивании рассказов.
В целом дети, перенесшие инсульт, не отличались от своих ровесников из контрольной группы по основным показателям оценки когнитивных способностей: их показатели находились на среднем уровне, характерном для нормального развития четырехлетних детей. Тем не менее, показатели способностей к фонологической обработке, запоминанию речи и другой информации находились на уровне чуть ниже нормы. При этом существенные нарушения в понимании и производстве речи наблюдались только у одного ребенка из группы перенесших инсульт: его речь отличалась значительно (p = 0,002) сниженной сложностью.
Оценка полученного вследствие инсульта повреждения головного мозга указала на основную потерю белого, но не серого вещества: наблюдалось это у четырех из шести детей, что позволило ученым вынести предположение, что в ходе перенесенного инсульта пострадали именно тракты белого вещества. В ходе фМРТ-эксперимента с прослушиванием историй у детей, перенесших инсульт, наблюдалась повышенная активность средней височной и нижней лобной извилин в правом полушарии в контрасте с теми же участками, которые активны у неповрежденного мозга в левом полушарии. Что касается анатомических особенностей правого полушария мозга таких детей, то ученые заметили хорошую сохранность трактов белого вещества, которые соединяют речевые центры в лобной и височной долях — опять же, точно так же, как и в левом полушарии мозга без перенесенного инсульта. Интересно, что прочность этих трактов положительно коррелировала (p < 0,0001) с результатами речевых тестов: другими словами, от того, насколько хорошо речь реорганизовалась в правом полушарии после повреждения левого, зависело то, насколько были сохранны речевые функции ребенка.
При невозможности нормального развития речевых функций посредством левого полушария, заключают авторы, происходит их реорганизация в правом: повреждение речевых центров левого полушария в процессе внутриутробного развития приводит к тому, что присущие им функции берут на себя те же самые области в неповрежденном полушарии. При этом успех развития речевых функций, в частности, зависит от того, насколько такой перенос прошел успешно: то есть как хорошо выстроились необходимые связи в новых участках. Зависит это от межполушарной пластичности — то есть того, насколько хорошо участки двух полушарий соединены друг с другом функционально; при этом успешность развития речевых навыков при перенесенном инсульте все равно, вероятно, зависит от поведенческого развития ребенка: все участники из активной экспериментальной группы проходили занятия у логопедов и других специалистов по речевому развитию.
Также стоит отметить и то, что новые данные, полученные учеными, говорят о пластичности развития речевых функций в головном мозге. В частности то, что при повреждении левого полушария его функции производства и понимания речи берет на себя правое, говорит о том, что латерализация этих функций достаточно пластична и не формируется до конца во время внутриутробного развития.
Следует еще раз уточнить, что для восстановления речевых функций после инсульта необходима интенсивная терапия. Она требует постоянного мониторинга речи пациента: чаще всего это делается с помощью анализа аудиозаписей, но существуют и другие методы. Например, в прошлом году американские инженеры представили специальный накожный сенсор, который повышает точность анализа речи, регистрируя движения голосовых складок.
Елизавета Ивтушок
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Человек и мир
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Технология
- 7 Класс
- Английский язык
- Русский язык
- Алгебра
- Геометрия
- Физика
Правое полушарие:
1. Функция: Отвечает за контроль над левой стороной тела и является более творческой и творческой стороной мозга
Левое полушарие :
1. Функция: Отвечает за контроль над правой стороной тела и является более академичной и логичной стороной мозга.
Если вы разделите мозг прямо по центру на два симметричных или равных части, у вас будет правое и левое полушарие.Несмотря на одинаковый размер, эти две стороны не одинаковы и не выполняют одинаковые функции.
Левая сторона мозга отвечает за контроль правой части тела. Он также выполняет задачи, связанные с логикой, например, в науке и математике. С другой стороны, правое полушарие координирует левую сторону тела и выполняет задачи, связанные с творчеством и искусством. Оба полушария связаны мозолистым телом и по-разному служат организму.
Quick Quiz
Посмотрите, можете ли вы сказать, какое полушарие используется в каждой задаче!
- Рисуем воображаемый замок
- Выполняем домашнее задание по математике
- Мечтаете, когда вам нужно учиться!
- Разговор с другом
- Слушание с родителем или учителем
Ответы: 1. Справа, 2. Слева, 3. Справа, 4. Слева, 5. Слева
.Полушарие мозга, которое специализируется на устной и письменной речи, логике, числовых навыках и научных концепциях.
Левое полушарие неврологически контролирует правую сторону тела и соединено с правым полушарием обширным пучком из более чем нервных волокон , называемых мозолистым телом. Научное исследование мозга полушарий восходит к 1800-х годов.В 1860-х годах французский врач Поль Брока (1824-1880) наблюдал дисфункцию речи у пациентов с поражениями левой лобной доли мозга. Первоначально обнаружение специализированного функционирования правой и левой сторон мозга привело к предположению, что все более высокие рассуждения способностей находились в левом полушарии мозга, что, таким образом, считалось доминирующим в целом. Считалось, что правое полушарие обладает только способностями более низкого уровня и считается подчиненным левому полушарию.
Интерес к функциям полушарий головного мозга возродился в 1960-х годах благодаря исследованиям Роджера Сперри пациентов, у которых было отделено мозолистое тело для контроля эпилептических припадков. Было обнаружено, что каждое полушарие головного мозга специализируется на выполнении определенных типов функций, явление, теперь известное как , латерализация . В то время как левое полушарие выполняет функции, включающие логику и язык, более эффективно, правое полушарие более искусно в области музыки, искусства и пространственных отношений.Каждое полушарие обрабатывает информацию по-разному; считается, что левое полушарие мозга функционирует логически и последовательно; кажется, что право синтезировать материал одновременно. Эти различия также могут быть исследованы у нормальных пациентов (у которых полушария связаны) путем временного отключения одного полушария головного мозга с помощью амитала натрия, быстродействующего барбитурата и другими способами.
Латерализация значительно варьируется среди людей. Известно, что на это влияют два фактора: и пол.В одном эксперименте почти все правши не могли говорить, когда их левое полушарие было повреждено. Напротив, заболеваемость снизилась до 20-40 процентов среди левшей, что указывает на то, что только у этого процента их речевые центры расположены в левом полушарии. Другие левые субъекты, кажется, используют оба полушария для речи. В целом, каждый пол, как известно, превосходит определенные латерализованные функции: женщины более искусны в языковых навыках, в навыках восприятия речи (таких как быстрое определение соответствующих терминов) и арифметических вычислениях.Мужчины обычно более искусны в представлении и манипулировании объектами в космосе. Также было обнаружено, что функции мозга у мужчин более латерализованы, чем у женщин. Мужчины, у которых было одно инвалидное полушарие мозга, более ослаблены, чем женщины с аналогичным поражением. В частности, мужчины испытывают больше языковых затруднений, чем женщины, когда повреждено левое полушарие. Однако также известно, что пол в большей степени зависит от различных областей каждого полушария, поэтому оценка функции после повреждения также зависит от того, где повреждение локализовано.Кроме того, выводы о латерализации и гендере усложняются тем фактом, что те функции, в которых представители определенного пола кажутся более искусными, часто являются теми, с которыми они, вероятно, сделали больше (например, мужчины манипулируют инструментами), что поднимает вопрос окружающей среды в отличие от биологических факторов.
При повреждении левого полушария часто возникает тяжелая афазия — трудности с использованием или пониманием устной или письменной речи. Повреждения, локализованные в левой височной коре, могут вызвать афазию Вернике , которая нарушает способность понимать язык.Другое состояние, называемое афазией Брока, возникает в результате повреждения левой лобной коры и влияет на способность человека производить речь. Люди, затронутые этим расстройством, испытывают остановку речи, и им часто трудно вспомнить даже самые знакомые слова.
Дополнительные методы исследования полушарий головного мозга включают вскрытие трупов, которое выявляет локализацию поражений головного мозга, наблюдение за дисфункцией у живых пациентов с известными поражениями головного мозга и электростимуляцию различных участков головного мозга.Инструменты с биологической обратной связью также внесли свой вклад в совокупность знаний о полушариях мозга; при подключении к объекту исследования они показывают более высокий электрический разряд от того, какое полушарие активно в данный момент времени, при записи альфа-ритмов из неактивного полушария. Исследователи также воспользовались открытием, что глаза обычно отодвигаются от более активного полушария к стороне тела, контролируемой этим полушарием.
,левого и правого полушария мозга: в чем разница?
Человеческий мозг — сложный орган. Приблизительно в 3 фунта он содержит около 100 миллиардов нейронов и 100 триллионов соединений. Ваш мозг командует всем, что вы думаете, чувствуете и делаете.
Ваш мозг разделен на две половины или полушария. В каждой половине определенные регионы контролируют определенные функции.
Две стороны вашего мозга очень похожи, но есть огромная разница в том, как они обрабатывают информацию.Несмотря на их контрастные стили, две половины вашего мозга не работают независимо друг от друга.
Различные части вашего мозга связаны нервными волокнами. Если травма головного мозга разорвала связь между сторонами, вы все равно можете функционировать. Но отсутствие интеграции может привести к ухудшению.
Человеческий мозг постоянно перестраивается. Его можно адаптировать к изменениям, будь то физическое или жизненный опыт. Это специально для обучения.
По мере того, как ученые продолжают составлять карту мозга, мы все больше понимаем, какие части контролируют необходимые функции.Эта информация имеет жизненно важное значение для продвижения исследований в области заболеваний и травм головного мозга, а также способов их лечения.
Теория заключается в том, что у людей либо левый, либо правый мозг, то есть доминирует одна сторона их мозга. Если вы в своем мышлении в основном аналитичны и методичны, вы говорите, что у вас левый мозг. Если вы склонны быть более креативным или артистичным, вас считают правильным.
Эта теория основана на том факте, что два полушария мозга функционируют по-разному.Впервые это стало известно в 1960-х годах благодаря исследованиям психобиолога и лауреата Нобелевской премии Роджера У. Сперри.
Левый мозг более устный, аналитический и упорядоченный, чем правый мозг. Его иногда называют цифровым мозгом. Это лучше в таких вещах, как чтение, письмо и вычисления.
Согласно данным исследований Сперри, левый мозг также связан с:
- логикой
- секвенирования
- линейным мышлением
- математикой
- фактами
- мышлением в словах
Правое полушарие более наглядно и интуитивно понятно.Иногда его называют аналоговым мозгом. У него более творческий и менее организованный образ мышления.
Исследования, проведенные Сперри, показывают, что правый мозг также связан с:
- воображение
- целостное мышление
- интуиция
- искусство
- ритм
- невербальные сигналы
- визуализация чувств
- мечтательность
Мы знаем две стороны нашего мозга различны, но обязательно ли из этого следует, что у нас доминирующий мозг так же, как у нас доминирующая рука?
Команда неврологов приступила к проверке этой предпосылки.После двухлетнего анализа они не нашли доказательств правильности этой теории. Магнитно-резонансная томография 1000 человек показала, что человеческий мозг на самом деле не поддерживает одну сторону над другой. Сети с одной стороны, как правило, не сильнее сетей с другой стороны.
Два полушария связаны между собой пучками нервных волокон, создавая информационную магистраль. Хотя обе стороны функционируют по-разному, они работают вместе и дополняют друг друга. Вы не используете только одну сторону своего мозга одновременно.
Независимо от того, выполняете ли вы логическую или творческую функцию, вы получаете информацию с обеих сторон вашего мозга. Например, левому мозгу приписывают язык, но правое полушарие помогает вам понять контекст и тон. Левый мозг обрабатывает математические уравнения, но правый мозг помогает при сравнении и приблизительных оценках.
Общие черты личности, индивидуальные предпочтения или стиль обучения не отражают представления о том, что у вас левый или правый мозг.
Тем не менее, фактом является то, что две стороны вашего мозга разные, и определенные области вашего мозга действительно имеют свои особенности. Точные области некоторых функций могут немного отличаться от человека к человеку.
По данным Ассоциации Альцгеймера, поддержание активности вашего мозга может помочь повысить жизненный тонус и, возможно, создать новые клетки мозга. Они также предполагают, что отсутствие умственной стимуляции может увеличить риск развития болезни Альцгеймера.
Вот несколько советов, которые помогут стимулировать ваш мозг:
Помимо упражнений на мышление, ваш мозг получает пользу от хорошей физической тренировки.Всего 120 минут аэробных упражнений в неделю могут помочь улучшить обучение и словесную память.
Избегайте нездоровой пищи и не забывайте получать все необходимые питательные вещества с помощью диеты или пищевых добавок. И, конечно же, стремитесь спать каждую ночь.
Если вы пытаетесь питать свою творческую сторону, вот несколько способов начать:
Читайте и слушайте творческие идеи других. Вы можете открыть семя идеи, которую можете вырастить, или освободить свое собственное воображение.
Попробуйте что-то новое. Займитесь творческим хобби, например игрой на инструменте, рисованием или рассказыванием историй. Расслабляющее хобби может помочь вашему разуму бродить по новым местам.
Заглянуть внутрь. Это может помочь вам глубже понять себя и то, что заставляет вас тикать. Почему вы тяготеете к определенным действиям, а не к другим?
Держите его свежим. Прервите свой набор шаблонов и выйдите из зоны комфорта. Совершите путешествие в место, где вы никогда не были.Погрузитесь в другую культуру. Пройдите курс по предмету, который вы раньше не изучали.
Советы и рекомендации
- Когда у вас появятся новые идеи, запишите их и работайте над их дальнейшим развитием.
- Мозговой штурм. Столкнувшись с проблемой, попробуйте найти несколько способов найти решение.
- При выполнении простых обязанностей, таких как мытье посуды, не включайте телевизор и позвольте своему разуму бродить по новым местам.
- Отдыхайте, расслабляйтесь и смейтесь, чтобы ваши творческие соки текли.
Даже что-то такое творческое, как музыка, требует времени, терпения и практики. Чем больше вы практикуете какую-либо новую деятельность, тем больше ваш мозг адаптируется к новой информации.
Хотите повысить креативность? Попробуйте взрослые книжки-раскраски.Независимо от того, разрабатываете ли вы сложное алгебраическое уравнение или рисуете абстрактное произведение искусства, обе стороны вашего мозга активно участвуют и обеспечивают вклад.
У вас нет ни левого, ни правого мозга, но вы можете использовать свои сильные стороны и продолжать расширять кругозор.Нормальный, здоровый мозг способен к непрерывному обучению и безграничному творчеству.
Анатомия мозга, Анатомия человеческого мозга
Обзор
Мозг — это удивительный трехфунтовый орган, который контролирует все функции тела, интерпретирует информацию из внешнего мира и воплощает сущность ума и души. Интеллект, креативность, эмоции и память — вот некоторые из многих вещей, которыми управляет мозг. Защищенный внутри черепа, мозг состоит из головного мозга, мозжечка и ствола мозга.
Мозг получает информацию через пять наших чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и слух — часто много одновременно.Он собирает сообщения так, как это важно для нас, и может хранить эту информацию в нашей памяти. Мозг контролирует наши мысли, память и речь, движение рук и ног и функции многих органов нашего тела.
Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система (ПНС) состоит из спинномозговых нервов, которые разветвляются от спинного мозга и черепных нервов, которые разветвляются от головного мозга.
Мозг
Мозг состоит из головного мозга, мозжечка и ствола мозга (рис.1).
Рисунок 1. Мозг состоит из трех основных частей: головного мозга, мозжечка и ствола мозга.Cerebrum: является самой большой частью мозга и состоит из правого и левого полушарий. Он выполняет более высокие функции, такие как интерпретация осязания, зрения и слуха, а также речи, мышления, эмоций, обучения и точного управления движением.
Мозжечок: находится под головным мозгом. Его функция — координировать движения мышц, поддерживать осанку и баланс.
Brainstem: действует как центр реле, соединяющий головной мозг и мозжечок со спинным мозгом. Он выполняет множество автоматических функций, таких как дыхание, частота сердечных сокращений, температура тела, циклы бодрствования и сна, пищеварение, чихание, кашель, рвота и глотание.
Правое полушарие — левое полушарие
Головной мозг делится на две половины: правое и левое полушария (рис. 2). К ним присоединяется пучок волокон, называемый мозолистым телом, который передает сообщения с одной стороны на другую.Каждое полушарие контролирует противоположную сторону тела. Если инсульт происходит на правой стороне мозга, ваша левая рука или нога могут быть слабыми или парализованными.
Не все функции полушарий являются общими. В целом, левое полушарие контролирует речь, понимание, арифметику и письмо. Правое полушарие контролирует креативность, пространственные способности, художественные и музыкальные навыки. Левое полушарие доминирует в использовании рук и языка примерно у 92% людей.
Фигура 2.Мозг делится на левое и правое полушария. Обе стороны соединены нервными волокнами мозолистого тела.
доли мозга
Полушария головного мозга имеют отчетливые трещины, которые делят мозг на доли. Каждое полушарие имеет 4 доли: лобную, височную, теменную и затылочную (рис. 3). Каждый лепесток может быть снова разделен на области, которые выполняют очень специфические функции. Важно понимать, что каждая доля мозга не функционирует одна.Есть очень сложные отношения между долями мозга и между правым и левым полушариями.
Рисунок 3. Головной мозг делится на четыре доли: лобная, теменная, затылочная и височная.Лобная доля
- Личность, поведение, эмоции
- Суждение, планирование, решение проблем
- Речь: устная и письменная речь (область Брока)
- Движение тела (моторная полоса)
- Интеллект, концентрация, самосознание
теменная доля
- переводит язык, слова
- Чувство осязания, боли, температуры (сенсорная полоса)
- Интерпретирует сигналы от зрения, слуха, мотора, органов чувств и памяти
- Пространственное и визуальное восприятие
Затылочная доля
- Интерпретирует зрение (цвет, свет, движение)
Височная доля
- Понимание языка (район Вернике)
- Память
- Слух
- Секвенирование и организация
Язык
В целом, левое полушарие мозга отвечает за язык и речь и называется «доминантным» полушарием.Правое полушарие играет большую роль в интерпретации визуальной информации и пространственной обработки. Приблизительно у одной трети левшей речевая функция может располагаться с правой стороны мозга. Левшам может потребоваться специальное тестирование, чтобы определить, находится ли их речевой центр слева или справа перед любой операцией в этой области.
Афазия — это нарушение языка, влияющее на выработку речи, понимание, чтение или письмо из-за травмы головного мозга — чаще всего от инсульта или травмы.Тип афазии зависит от поврежденной области мозга.
Площадь Брока: лежит в левой лобной доле (рис. 3). Если эта область повреждена, у человека могут возникнуть проблемы с движением языка или мышц лица для создания звуков речи. Человек все еще может читать и понимать разговорный язык, но ему трудно говорить и писать (то есть формировать буквы и слова, не писать в строках) — так называемая афазия Брока.
Площадь Вернике: лежит в левой височной доле (рис. 3).Повреждение этой области вызывает афазию Вернике. Человек может говорить длинными предложениями, которые не имеют смысла, добавлять ненужные слова и даже создавать новые слова. Они могут издавать звуки речи, однако им трудно понимать речь и поэтому они не знают о своих ошибках.
Cortex
Поверхность головного мозга называется корой. Он имеет сложенный вид с холмами и долинами. Кора содержит 16 миллиардов нейронов (всего мозжечка 70 миллиардов = 86 миллиардов), которые расположены в определенных слоях.Тела нервных клеток окрашивают кору в серо-коричневый цвет, давая ей название — серое вещество (рис. 4). Под корой находятся длинные нервные волокна (аксоны), которые соединяют участки мозга друг с другом — так называемое белое вещество.
Рисунок 4. Кора содержит нейроны (серое вещество), которые связаны с другими областями мозга аксонами (белое вещество). Кора имеет сложенный вид. Складка называется извилина, а долина между ними — борозда.Складывание коры увеличивает площадь поверхности мозга, позволяя большему количеству нейронов поместиться внутри черепа и обеспечивая более высокие функции.Каждая складка называется извилиной, а каждая бороздка между складками называется бороздкой. Есть названия для сгибов и бороздок, которые помогают определить определенные области мозга.
Глубокие структуры
Пути, называемые трактами белого вещества, соединяют участки коры друг с другом. Сообщения могут перемещаться из одной извилины в другую, из одной доли в другую, из одной стороны мозга в другую и в структуры, расположенные глубоко в мозге (рис. 5).
Рисунок 5. Корональное сечение, показывающее базальные ганглии.Гипоталамус: расположен в полу третьего желудочка и является основным элементом управления вегетативной системы. Он играет роль в контроле поведения, такого как голод, жажда, сон и сексуальная реакция. Он также регулирует температуру тела, кровяное давление, эмоции и выделение гормонов.
Гипофиз: лежит в небольшом костном кармане у основания черепа, который называется sella turcica. Гипофиз связан с гипоталамусом мозга стеблем гипофиза.Известный как «мастер железа», он контролирует другие эндокринные железы в организме. Он выделяет гормоны, которые контролируют половое развитие, способствуют росту костей и мышц и реагируют на стресс.
шишковидная железа : находится за третьим желудочком. Он помогает регулировать внутренние часы организма и циркадные ритмы, выделяя мелатонин. Он играет определенную роль в половом развитии.
Thalamus : служит ретрансляционной станцией для почти всей информации, которая приходит и уходит в кору головного мозга.Он играет роль в ощущении боли, внимания, бдительности и памяти.
Базальные ганглии: включает хвостатый, путамен и бледный шар. Эти ядра работают с мозжечком для координации тонких движений, таких как движения кончиков пальцев.
Лимбическая система: является центром наших эмоций, обучения и памяти. В эту систему входят поясная извилина, гипоталамус, миндалина (эмоциональные реакции) и гиппокамп (память).
Память
Память — это сложный процесс, который включает три этапа: кодирование (определение того, какая информация важна), хранение и повторный вызов.Разные участки мозга задействованы в разных типах памяти (рис. 6). Ваш мозг должен обратить внимание и отрепетировать, чтобы событие перешло от кратковременной памяти к долговременной — так называемое кодирование.
Рисунок 6. Структуры лимбической системы, участвующие в формировании памяти. Префронтальная кора кратковременно хранит недавние события в кратковременной памяти. Гиппокамп отвечает за кодирование долговременной памяти.
- Кратковременная память , также называемая рабочей памятью, возникает в префронтальной коре.Он хранит информацию около одной минуты, а его емкость ограничена примерно 7 предметами. Например, он позволяет вам набрать номер телефона, который вам только что сказали. Он также вмешивается во время чтения, чтобы запомнить только что прочитанное предложение, так что следующее имеет смысл.
- Долгосрочная память обрабатывается в гиппокампе височной доли и активируется, когда вы хотите запомнить что-то в течение более длительного времени. Эта память имеет неограниченный объем контента и продолжительность.Он содержит личные воспоминания, а также факты и цифры.
- Навык памяти обрабатывается в мозжечке, который передает информацию в базальные ганглии. Он хранит автоматические запоминающиеся воспоминания, такие как связывание обуви, игра на инструменте или езда на велосипеде.
желудочков и спинномозговой жидкости
Мозг имеет полые заполненные жидкостью полости, называемые желудочками (рис. 7). Внутри желудочков имеется лентообразная структура, называемая сосудистым сплетением, которая выделяет бесцветную спинномозговую жидкость (CSF).CSF течет внутри и вокруг головного и спинного мозга, чтобы помочь ему избежать травм. Эта циркулирующая жидкость постоянно впитывается и пополняется.
Рисунок 7. CSF производится внутри желудочков в глубине мозга. CSF жидкость циркулирует внутри головного и спинного мозга, а затем наружу в субарахноидальное пространство. Общие места обструкции: 1) отверстие Монро, 2) акведук Сильвия и 3) обьекс.
Внутри полушарий головного мозга есть два желудочка, которые называются боковыми желудочками.Они оба соединяются с третьим желудочком через отдельное отверстие, называемое отверстием Монро. Третий желудочек соединяется с четвертым желудочком через длинную узкую трубку, называемую акведуком Сильвия. Из четвертого желудочка CSF поступает в субарахноидальное пространство, где омывает и смягчает мозг. CSF рециркулирует (или абсорбируется) специальными структурами в верхнем сагиттальном синусе, называемыми арахноидальными ворсинками.
Поддерживается баланс между количеством поглощенного CSF и произведенным количеством.Нарушение или закупорка в системе может вызвать накопление CSF, что может вызвать расширение желудочков (гидроцефалия) или вызвать скопление жидкости в спинном мозге (сирингомиелия).
Череп
Цель костного черепа — защитить мозг от травм. Череп состоит из 8 костей, которые сливаются вместе по линиям шва. Эти кости включают лобную, теменную (2), височную (2), клиновидную, затылочную и этмоидную (рис. 8). Лицо состоит из 14 парных костей, включая верхнюю челюсть, скулу, нос, нёб, слезные кости, нижние носовые раковины, нижнюю челюсть и сошник.
Рисунок 8. Мозг защищен внутри черепа. Череп состоит из восьми костей.
Внутри черепа есть три отдельных области: передняя ямка, средняя ямка и задняя ямка (рис. 9). Врачи иногда называют местоположение опухоли этими терминами, например, менингиома средней ямки.
Рисунок 9. Вид черепных нервов у основания черепа с удаленным мозгом. Черепные нервы берут начало в стволе мозга, выходят из черепа через отверстия, называемые отверстиями, и перемещаются к частям тела, которые они иннервируют.Мозг выходит из черепа через отверстие магнума. Основание черепа разделено на 3 области: передняя, средняя и задняя ямки.Подобно кабелям, выходящим из задней части компьютера, все артерии, вены и нервы выходят из основания черепа через отверстия, называемые отверстиями. Большая дыра в середине (foramen magnum) — это то, где выходит спинной мозг.
черепных нервов
Мозг связывается с телом через спинной мозг и двенадцать пар черепных нервов (рис.9). Десять из двенадцати пар черепных нервов, которые управляют слухом, движением глаз, ощущениями лица, вкусом, глотанием и движением мышц лица, шеи, плеч и языка, берут начало в стволе мозга. Черепные нервы для обоняния и зрения возникают в головном мозге.
Римская цифра, имя и основная функция двенадцати черепных нервов:
номер | Наименование | Функция |
I | обонятельный | запах |
II | оптика | прицел |
III | глазодвигатель | движений глаз, ученик |
IV | трохлеар | движется глаз |
В | тройничного нерва | ощущение лица |
VI | похищает | движется глаз |
VII | лица | движется лицо, слюноотделение |
VIII | vestibulocochlear | слух, баланс |
IX | глоссофарингеальный | вкус, ласточка |
X | вагус | ЧСС, пищеварение |
XI | аксессуар | перемещает голову |
XII | подъязычный | перемещает язык |
Менинги
Головной и спинной мозг покрыты и защищены тремя слоями ткани, называемыми мозговыми оболочками.От внешнего слоя внутрь они: твердая мозговая оболочка, паутинная матка и пиа-материя.
Твердая мозговая оболочка: — это прочная толстая мембрана, плотно прилегающая к внутренней части черепа; его два слоя, периостальная и менингеальная твердая мозговая оболочка, слиты и разделяются только для образования венозных пазух. Твердая мозговая оболочка создает маленькие складки или отсеки. Есть две специальные дуральные складки, фалькс и тенториум. Фалькс отделяет правое и левое полушария мозга, а тенториум отделяет головной мозг от мозжечка.
Арахноидное вещество: представляет собой тонкую сетчатую мембрану, которая покрывает весь мозг. Арахноид состоит из эластичной ткани. Пространство между твердой мозговой оболочкой и арахноидальными мембранами называется субдуральным пространством.
Pia mater: обнимает поверхность мозга, следуя за ее складками и желобками. У pia mater много кровеносных сосудов, которые проникают глубоко в мозг. Пространство между арахноидом и пиа называется субарахноидальным пространством. Именно здесь спинномозговая жидкость омывает и смягчает мозг.
Кровоснабжение
Кровь доставляется в мозг двумя парными артериями, внутренними сонными артериями и позвоночными артериями (рис. 10). Внутренние сонные артерии снабжают большую часть головного мозга.
Рисунок 10. Общая сонная артерия проходит вверх по шее и делится на внутреннюю и внешнюю сонные артерии. Переднее кровообращение головного мозга питается внутренними сонными артериями (ICA), а заднее кровообращение — позвоночными артериями (VA).Две системы соединяются в Круге Уиллиса (зеленый круг).
Позвоночные артерии снабжают мозжечок, ствол мозга и нижнюю часть головного мозга. Пройдя через череп, правая и левая позвоночные артерии соединяются вместе, образуя базилярную артерию. Базилярная артерия и внутренние сонные артерии «общаются» друг с другом в основании мозга, называемом Кругом Уиллиса (Рис. 11). Связь между внутренней сонной и позвоночно-базилярной системами является важной функцией безопасности мозга.Если один из главных сосудов блокируется, возможно, что побочный кровоток пройдет через Круг Уиллиса и предотвратит повреждение мозга.
Рисунок 11. Вид сверху на Круг Уиллиса. Внутренняя сонная и позвоночно-базилярная системы соединены передними (Acom) и задними (Pcom) артериями.
Венозная циркуляция мозга сильно отличается от остальной части тела. Обычно артерии и вены соединяются, поскольку они снабжают и истощают определенные области тела.Таким образом, можно подумать, что будет пара позвоночных вен и внутренних сонных вен. Однако дело не в мозге. Основные коллекторы вен объединяются в твердой мозговой оболочке для образования венозных пазух — не путать с воздушными пазухами в области лица и носа. Венозные пазухи собирают кровь из мозга и передают ее во внутренние яремные вены. Верхние и нижние сагиттальные пазухи дренируют головной мозг, кавернозные пазухи дренируют переднюю часть черепа. Все пазухи в конечном итоге стекают в сигмовидные пазухи, которые выходят из черепа и образуют яремные вены.Эти две яремные вены по сути являются единственным дренажом мозга.
Клетки головного мозга
Мозг состоит из двух типов клеток: нервных клеток (нейронов) и глиальных клеток.
Нервные клетки
Существует много размеров и форм нейронов, но все они состоят из тела клетки, дендритов и аксона. Нейрон передает информацию с помощью электрических и химических сигналов. Попробуйте представить электрическую проводку в вашем доме. Электрическая цепь состоит из множества проводов, соединенных таким образом, что при включении выключателя света лампочка будет светиться.Возбужденный нейрон будет передавать свою энергию нейронам в своей окрестности.
Нейроны передают свою энергию или «общаются» друг с другом через крошечный промежуток, называемый синапсом (рис. 12). У нейрона есть много рук, называемых дендритами, которые действуют как антенны, собирая сообщения от других нервных клеток. Эти сообщения передаются в тело ячейки, которое определяет, следует ли передавать сообщение. Важные сообщения передаются в конец аксона, где мешки, содержащие нейротрансмиттеры, открываются в синапс.Молекулы нейротрансмиттера пересекают синапс и встраиваются в специальные рецепторы на принимающей нервной клетке, что стимулирует эту клетку к передаче сообщения.
Рисунок 12. Нервные клетки состоят из клеточного тела, дендритов и аксонов. Нейроны общаются друг с другом, обмениваясь нейротрансмиттерами через крошечный промежуток, называемый синапсом.
глии клетки
Глия (греческое слово, означающее клей) — это клетки мозга, которые обеспечивают нейроны питанием, защитой и структурной поддержкой.Глии примерно в 10-50 раз больше, чем нервных клеток, и являются наиболее распространенным типом клеток, участвующих в опухолях головного мозга.
- Астроглия или астроциты являются носителями — они регулируют гематоэнцефалический барьер, позволяя питательным веществам и молекулам взаимодействовать с нейронами. Они контролируют гомеостаз, защиту и восстановление нейронов, образование рубцов, а также влияют на электрические импульсы.
- Клетки олигодендроглии образуют жирное вещество, называемое миелином, которое изолирует аксоны, позволяя электрическим сообщениям распространяться быстрее.
- Эпендимальные клетки выравнивают желудочки и выделяют спинномозговую жидкость (CSF).
- Микроглия — это иммунные клетки мозга, защищающие его от захватчиков и очищающие от мусора. Они также обрезают синапсы.
Источники и ссылки
Если у вас есть дополнительные вопросы, пожалуйста, свяжитесь с Mayfield Brain & Spine по телефону 800-325-7787 или 513-221-1100.
Ссылки
brainfacts.org
мозгов.mcgill.ca
обновлено> 4.2018
проверено> Тоня Хайнс, CMI, Mayfield Clinic, Цинциннати, Огайо
Сертифицированная медицинская информация Mayfield материалов написаны и разработаны клиникой Mayfield. Мы соблюдаем стандарт HONcode для надежной медицинской информации. Эта информация не предназначена для замены медицинской консультации вашего поставщика медицинских услуг.