Функции правого и левого полушарий головного мозга
Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.
Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.
Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции
Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).
Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.
Правое полушарие головного мозга и его функции
Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.
Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.
Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.
Синхронизированная работа обоих полушарий
Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.
Если бы не было правого, «творческого» полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.
Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие — правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела («левша») лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела, мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.
У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.
Дом Знаний
Функции левого и правого полушария головного мозга человека
Головной мозг человека является самым труднодоступным и тяжелым для изучения. Даже в эпоху введения новых современных методов исследования, мозг так и не был до конца изучен. Мозг делится на 2 половинки полушария, каждое из которых отвечает за свою группу функций.
Существует множество подтвержденных фактов о головном мозге, вот некоторые из них:
- Число нейронов (нервных клеток) достигает 85 миллиардов
- Масса мозга взрослого человека в среднем составляет около 1,4 кг, то есть около 2 — 3% от общей массы человека
- Размерное мозга никак не влияет на умственные способности, что было доказано в недавних исследованиях
В данной статье мы подробно рассмотрим структуру и функции каждого из полушарий и проведем тест, который установит, какое из полушарий является доминирующим.
Функции левого полушария
Функции левого полушария головного мозга задействуется в следующих направлениях:
- Способность к восприятию вербальной (устной) речи
- Способность к изучению языков. Можно встретить достаточно много людей, которые знают 3, 4 и более языков, при этом, чтобы их выучить у них это не составило особого труда. Причина запоминания новых языков кроется в высокой развитости левого полушария
- Предрасположенность к хорошей языковой запоминаемости ложиться на нашу память, которая также позволяет запоминать даты, числа, события и т. д. Как правило, с хорошей памятью и следственно развитым полушарием люди становятся аналитиками, учителями и т. д. Некоторые люди, так сказать с высокими способностями, способны указать на точную страницу, где располагается определенный текст
- Развитие речевой функциональности. Следственно, чем сильнее преобладает левая сторона, тем быстрее ребенок начинает говорить, при этом сохраняя правильную конструкцию речи
- Выполняет последовательную (логическую) обработку информации
- Предрасположенность к повышенному восприятию действительности. То есть, например, красное остается красным, синее, синим, при этом использование метафорических словосочетаний не свойственно человеку
- Способность установления причинно-следственных связей на основе логических убеждений, то есть человек предрасполагается к тому, что каждое получение информацию сопоставляется и имеет логическую связь, в особенности это свойственно профессии оперативника
- Контролирует движения правой стороны тела
Левое полушарие характеризуется более взрывным характером человека и управлением поиска и приобретения новой информации
Функции правого полушария
Ещё исторически сложилось, в течение продолжительного периода, что эта часть мозга выступала в качестве отверженного. Многие ученые утверждали, что это полушарие не представляет никакой пользы для человека и является «мертвой» и ненужной частью нашего мозга. Доходило до того, что некоторые хирурги просто удаляли полушарие, ссылались на его бесполезность.
Постепенно значимость правой части повышалась и на данный момент она занимает такие же прочные позиции, как левый отдел. Функции, которые она выполняет, выражается в следующем:
- Преобладание развития невербального и целостного представления, то есть полученная информация выражается не словестно, а символами или некоторыми образами
- Характеризуется зрительно-пространственным восприятием. Благодаря данной способности у человека есть возможность ориентироваться на местности
- Эмоциональность. Хотя эта функция не относится напрямую к полушариям, все же развитие правой части оказывает несколько существенное влияние, чем левое
- Восприятие метафор. То есть, если человек выразился какой-либо метафорой, другой человек с развитой правой частью легко поймет, о чем идет речь
- Творческая предрасположенность. Именно личности с преимущественным развитием этой части, в большинстве случаев становятся музыкантами, писателями и т. д.
- Параллельная обработка информации. Правое полушарие имеет свойства обрабатывать различные источники данных. Поступающая информация обрабатывается не на основе логической последовательности, а представляется целым
- Контролирует двигательные способности левой стороны тела
Исследования функции полушарий головного ее правой стороны показывает, что оно также отвечает за снижение негативной реакции на стрессовые ситуации, эмоции и старается избегать чего-нибудь неизведанного.
Тест на определение доминирующего полушария
Данный тест позволит выявить более сильную развитость правой или левой части мозга, после несколько последовательных упражнений. Попробуйте выполнить следующее:
- Упражнение № 1
Необходимо свести ладони перед собой и скрестить пальцы. Посмотрите на свои большие пальцы и запишите на листочке, какой из пальцев оказался выше.
- Упражнение № 2
Возьмите листочек и по центру просверлите маленькое отверстие, но оно должно быть достаточным, чтобы при взгляде через это отверстие вы видели все окружение. Для начала взгляните обоими глазами через него. Далее по очередности посмотрите каждым глазом, при этом когда один глаз смотрим, другой должен быт прикрыт.
Следует быть внимательным при просмотре через отверстие, так как при осмотре какой-либо вещи, она будет несколько смещаться. Запишите на листочке, при каком глазе у вас произошло смещение.
- Упражнение № 3
Скрестите руки в области груди и запишите на листочек, какая рука оказалась выше.
- Упражнение № 4
Пару раз хлопните в ладоши и запишите на листочек какая из рук оказалась доминирующей, то есть, какая ладонь накрывает другую.
Теперь самое время свериться с результатами. За каждое упражнение вы должны были выбрать доминирующую руку П – правая рука, Л – левая рука. Затем сравните с нижеописанными результатами:
- ПППП – это говорит о том, что у вас скорее отсутствует желание чего-либо менять, то есть присутствуют определенные стереотипы, которым вы и следуете
- ПППЛ – отсутствие решительности, в каких — либо вопроса и действиях
- ППЛП – высокая коммуникабельность и артистичность
- ППЛЛ – решительный характер, но при этом присутствует мягкость по отношению к другим
- ПЛПП – предрасположенность к аналитике, высокая осторожность при принятии каких-либо решений
- ПЛПЛ – присутствует подверженность чужому мнению, вы легко поддаетесь манипулированию
- ЛППП – очень высокая эмоциональность
Заключение
Даже несмотря на то, что в большинстве случаев у людей более развито правое полушарие, чем левое, на самом же деле их работа всегда взаимосвязана. В реальности не может быть, чтобы у человека функционировала только одна часть мозга, а вторая не выполняла никаких функций.
Каждая часть отвечает за свои определенные аспекты деятельности. Даже если посмотреть, что было бы, если отсутствовало правое полушарие, которое отвечает за нашу эмоциональность. В этом случае, человека можно было сравнивать с компьютером, который выполняет определенный ряд логических функций, но при этом не испытывает эмоциональности.
Отсутствие левого, соответственно привело бы к полной потере социализации. Именно благодаря тому, что функции полушарий головного мозга человека работают взаимосвязано, наша жизнь представляется полноценной картиной с логическими, эмоциональными и другими не менее важными составляющими.
Автор статьи: врач-невролог Магдотева Лидия Рашидовна
Правое и левое полушария: мифы и реальность — Рамблер/новости
СодержаниеМозг и две его половиныЛеворукость у детей можно устранить, если родители проявят усердиеАмбидекстры более успешны, поскольку у них оба полушария ведущиеМозг левши лучше приспособлен к «многозадачности»«Физики» и «лирики» — результат преобладания правого или левого полушарияЕще немного фактов
В мире праворуких больше, и почти все приспособлено для них, для правшей. Но зато у них нет своего дня, а у левшей есть — 13 августа. Отмечается он не так давно, с 90-х годов прошлого века, и учрежден по инициативе Международного клуба леворуких.
MedAboutMe предлагает поговорить о других интересных фактах, связанных с работой правого и левого полушарий мозга. Леворукость — только начало.
Мозг и две его половины
Если бы можно было задавать Природе вопросы и получать на них внятные ответы, наверное, один из вопросов звучал бы так:
— Зачем? Зачем надо было делать полушария мозга разными, наделять их разными функциями? Почему нельзя было сделать их симметричненькими, с одинаковыми задачами, выполняющими они и те же функции? Зачем было все усложнять?
Интересно, какой был бы ответ. Но пока его приходится искать ученым, исследуя и анализируя, обобщая и делая выводы, верные и не очень.
Что известно на сегодняшний день?
Леворукость у детей можно устранить, если родители проявят усердие
Теоретически устранить можно. Так до сих пор поступают в Китае, так делали и в СССР, где леворуких детей было принято переучивать, чтобы были «как все».На самом деле это чрезвычайно нежелательно. Переученный левша сталкивается нередко с тем, что ведущей, хорошо работающей руки у него просто не остается. Помимо этого, насильственное переучивание приводит к массе психологических проблем, так как заставить писать правой рукой можно, но ведущее полушарие все равно останется прежним.
Переученные левши хуже справляются с письмом и чтением, они склонны к типичным ошибкам и хуже усваивают информацию.
Амбидекстры более успешны, поскольку у них оба полушария ведущие
К сожалению, это не так. На самом деле амбидекстрам в жизни приходится еще труднее, чем левшам. В детстве они чаще испытывают трудности с языками (включая родной) и с письмом, они больше подвержены синдрому дефицита внимания и чаще бывают гиперактивными. Родителям стоит учитывать это при воспитании ребенка-амбидекстра.
С возрастом большинство амбидекстров все-таки выбирают одну из рук ведущей и становятся в большей степени правшами или левшами.
Интересно
Художник Сяонань Сун виртуозно рисует обеими руками одновременно. Причем он может рисовать как один рисунок двумя руками сразу, так и двумя руками одновременно разные рисунки.
Мозг левши лучше приспособлен к «многозадачности»
Это не так. Ни у левшей, ни у женщин, мозг не может решать одновременно несколько задач. У него вообще нет такой функции. Но зато он может быстрее переключаться с одной задачи на другую, что и создает впечатление «многозадачности».
«Физики» и «лирики» — результат преобладания правого или левого полушария
Это не совсем правильное утверждение. Полушария различаются скорее по способу обработки поступающей информации, а не по видам психической деятельности. Ни творчество, ни рациональность не могут быть плодом деятельности одного полушария, это всегда результат работы мозга в целом.
Но одно из полушарий действительно может преобладать. Так, правополушарные левши более склонны к восприятию целостного образа, а левополушарные правши в первую очередь замечают детали. Одни «за деревьями не видят леса», другие наоборот, видят только «лес», не различая в нем отдельных «деревьев».
Люди с более развитым левым полушарием более склонны к анализу и деятельности в области точных наук, но это вовсе не означает, что правополушарные обязательно бездарны в математике. Они могут быть не менее талантливыми именно потому, что подходят к решению задач иначе. И художников среди правшей, как известно, много. Кстати, в таком направлении, как гиперреализм, больше шансов как раз у левополушарных художников, внимательных к деталям и тонкостям.
И еще: степень активности полушарий изменяется с возрастом.
Интересно
Гениальный изобретатель, механик и художник Леонардо да Винчи был левшой. Эйнштейн и Ньютон — тоже.Мозг левши зеркален по отношению к мозгу правши
То есть отличается не только доминирующим полушарием, а и локализацией в полушариях различных центров.
Это верно только отчасти и только для 100% левшей, а таких не более четверти от их общего количества. У остальных левшей все устроено точно так же, как у праворуких. Истинного левшу можно определить с помощью томографии, например, показывающей, какое полушарие активно у человека во время восприятия речи. Если правое — перед нами истинный левша, у которого центр речи расположен в правом полушарии, а не как у правшей и «условных» левшей, в левом.
Еще немного фактов Леворукость и праворукость могут повлиять на то, за кого вы проголосуете на выборах. Это относится к неопределившимся избирателям. Психологи выяснили, что у кандидатов, чье имя расположено в бюллетене со стороны доминирующей руки избирателя, больше шансов. Потому что люди подсознательно считают более правильным и хорошим то, что находится с «правильной», доминантной стороны. Попытки переучивания левшей приводят к неврозам и депрессиям. Ожидаемых преимуществ по отношению к непереученным они не приобретают. Левши действительно несколько чаще становятся жертвами и виновниками аварий и ДТП. Но не потому, что у них хуже реакция или они менее внимательны, а из-за того, что все в мире более приспособлено для правшей. Левши, вопреки бытовавшим ранее убеждениям, вовсе не более склонны к преступлением или шизофрении, в этом печально известный Чезаре Ломброзо ошибался. Процент левшей среди преступников точно такой же, как среди правшей. А вот среди успешных спортсменов левши действительно выделяются. И именно благодаря своей леворукости и левоногости. Противнику труднее с ними соревноваться или драться, труднее предвидеть их движения, удары или атаки. У левшей лучше развита кратковременная память, они обладают большей гибкостью ума, но менее склонны к анализу. Комментарий экспертаДаниэль Касасанто, психолог
От того, кем является человек, левшой и правшой, зависит многое в его жизни. И не только то, какой рукой он будет подписывать чек или размешивать сахар в кофе.
Доминантное полушарие может повлиять даже на его выбор спутника жизни. Как?
Представьте, что вы входите в бар или салон автобуса и видите там несколько представителей противоположного пола. Более симпатичными и привлекательными покажутся вам те, что расположены с доминантной стороны — справа для правши и слева для левши. И вероятность того, что правша постарается познакомиться с правой девушкой, выше. Лаже если сидящая слева ничуть не хуже и обладает такой же обаятельной улыбкой.
В магазине правши с большей вероятностью выберут товар, расположенный справа, при прочих равных характеристиках, левши — слева.
Левши могут иначе реагировать на критические ситуации, что имеет значение, например, в случае ДТП. Водитель-левша постарается увернуться от столкновения не в ту сторону, и в результате может попасть под удар, если второй участник ДТП — правша. Они просто постараются свернуть в одном направлении.
Левшам приходится подстраиваться под мир, приспособленный для правшей, и не всегда это сделать легко. Все, от ножниц до компьютерной мышки и правил дорожного движения, рассчитано на праворуких.
А ведь левши — всего лишь вариант нормы. Они не должны чувствовать себя людьми второго сорта.
Пройдите тестВаш характерЭтот простой тест позволит вам лучше узнать себя.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
За что отвечает левое и правое полушария мозга: функции, как правильно развивать
Человек – универсальное существо. Он, в отличие от животного, может чувствовать, сопереживать, радоваться, огорчаться, мечтать. Ни одно из существ на планете не способно на такие эмоции. Так почему людям дарована возможность испытывать такие необычные чувства? Чем человек отличается от примата? Мозг – вот главная особенность организма. Именно он контролирует эмоции, мечты, действия, однако и тут не всё так просто. Функции левого и правого полушарий контролируют разные действия. За что отвечает левое полушарие мозга? Почему бытует мнение, что люди, у которых развито именно левое полушарие головного мозга, отличаются аналитическим мышлением, развитой логикой?
Правое полушарие головного мозга развито сильнее у представительниц слабого пола. Именно такое мнение бытовало у многих врачей и психотерапевтов. На самом деле всё немного не так. Ведь сколько существует женщин, которые имеют чисто аналитический склад ума, и сколько существуют представителей сильного пола с прекрасно развитой интуицией. Получается, нельзя проводить разделение действий, руководствуясь гендерным признаком. Дальше – больше. Учёные определили, что люди используют всего лишь 3 – 5 % своего мозга, хотя могут развить два полушария мозга. Это значит, что у человечества появится шанс читать мысли на расстоянии, чувствовать настроения других лиц, выполнять сложнейшие вычисления без помощи машин. Есть возможность перейти на совершенно иной уровень жизни, избавиться от присутствия техники, научиться понимать друг друга.
Строение мозга
Учёные Средневековья полагали, что мозг человека подобен всполохам огня. Восточные мудрецы той же эпохи сравнивали разум с цветком лотоса. Естественно, это только аллегории. На самом деле мозг напоминает плод грецкого ореха. Но это звучало как-то некрасиво, поэтому до наших дней дошло множество изображений жизненно важного органа в виде необычных вещей. Учёные древности не задумывались о связи между разумом и действиями. Всё сводилось к религии: если так происходит, значит, так велел Бог. Первым, кто попытался детально изучить строение главного органа, найти взаимосвязь между левым и правым полушарием, был Леонардо да Винчи. Гениальный живописец, изобретатель, мистик. Впрочем, перечисление заслуг может занять несколько страниц. Он первый, кто мог детально изобразить мозг, все его части. Второй, не менее гениальный творец эпохи Возрождения, – Микеланджело – создал картину «Сотворение Адама». Долгое время она имела лишь художественную ценность. И лишь в XIX веке люди увидели скрытый код: – изображение творца на облаке точно повторяет разрез мозга. Там же детально изображены его мелкие части, удачно замаскированные под различные детали.
Вскоре обнаружилось много картин, скрывающих тайные коды и знаки. Но, что интересно, человечество смогло рассмотреть их спустя сотни лет. Что же мешало заметить интересные подсказки, почему люди порой не видят очевидного? Ответ кроется в голове. Строение главного органа действительно напоминает орех: извилинки, две доли полушарий, перемычка, соединяющая их. Всё так же и в голове: большие полушария, мозжечок, ствол мозга. Это три основных «отдела, отвечающие за людскую жизнь. Большие части, покрытые оболочкой, соединяются между собой мозолистым телом – своеобразным мостом. Зона коры больших полушарий ответственна за все мысли, действия, совершаемые человеком. Строение больших полушарий головного мозга включает в себя разные области, ответственные за выработку гормонов, рост органов, зрение, слух, – одним словом, без главного органа люди были бы подобны простому камню.
Большие части делятся на лобную, затылочную, височную и теменную доли. Каждая из областей по-своему уникальна и несёт ответственность за следующие действия. Итак, функции больших полушарий головного мозга:
- лобные участки поддерживают вестибулярный аппарат. Благодаря их правильной работе, люди стоят, ходят, выполняют действия. Фактически это центр управления, мозговой «главпункт». Любые нарушения, повреждения, травмы тотчас ведут к нарушению работы: человек меняется, появляются отклонения в развитии, странности поведения. Правая часть ответственна за мысли, мечтания, эмоции, левая – за речь, дикцию, движения;
- височные части отвечают за память, это своеобразный «жёсткий диск». Травмы, приходящиеся на виски, могут отправить потерпевшего в длительную амнезию. Левая часть отвечает за конкретику: названия, цифры, имена, даты. Правая часть хранит воспоминая, образы, мечты. Если случается травма, сбой, болезнь именно в этой области, то потерпевший перестаёт понимать речь. Поражение левой области полностью заблокирует распознавание, смысл говора. Травма противоположной височной части нарушит эмоциональное восприятие речи, полутона, подтекст;
- теменная часть ответственна за все ранки, порезы, ссадины, точнее, за боль, причинённую ими. Правый теменной отдел поможет ориентироваться в пространстве, определяет близость, дальность нахождения вещей. Его противоположный «коллега» отвечает за чтение, память. Дислексия – заболевание, ограничивающее способность учиться. Возникает из-за нарушения в левой теменной доле головы;
- за что отвечают затылочные части? Благодаря их правильной работе, глаза воспринимают, обрабатывают, передают образы. Развитая левая часть подмечает детали, мелкие части. Правая доля передаёт богатство красок, колорит;
- задача коры больших полушарий головного мозга сводится к контролю за поведением индивидуума, к способности мыслить, созерцать.
Большие полушария головного мозга могут быть развиты одинаково, однако такое наблюдается редко: в основном доминирует одна из частей. Данное мнение бытовало раньше. Теперь люди изменились: всё больше рождается детей индиго, способности мозга человека развиваются. Возвращаясь к самому началу, можно найти ответ на вопрос, почему люди раньше не замечали скрытых кодов картин и произведений. Чтобы расшифровать гениальные головоломки, следует задействовать обе доли больших полушарий, иметь развитую интуицию и отличное аналитическое мышление.
Распределение обязанностей
За что отвечает левое полушарие мозга и почему оно доминирует над своим собратом? Функции левого полушария головного мозга таковы:
- Понимание речи, способность говорить.
- Логика.
- Запоминание событий, дат, имён, действий.
- Действия правой стороны тела.
- Способность мыслить по цепочке, выстраивать логические ряды.
- Аналитические способности также подвластны левому полушарию.
Именно благодаря этой части человечество совершило технологическую революцию. Все научные открытия сделали люди с доминирующей левой стороной. За что отвечает левое главное полушарие головного мозга и можно ли на него списать неправильные действия, убийства, насилия? Для начала стоит понять, что все действия диктует мозг. Если человек совершает насилие, он отдаёт себе отчёт в действиях, однако вопрос в другом: как он их воспринимает?
Учёные провели ряд исследований с маньяками, убийцами, людьми-изуверами. Результат поразил: большинство подопытных считало, что они совершали правильные деяния, кроме того, они тщательно готовились к будущим преступлениям. То есть их левая доля мозга спланировала все действия, по полочкам разложив порядок преступлений, очерёдность действий. Маньяки скрупулёзно выискивали своих жертв, мозг методически определял нужные детали, выделяя обречённых из толпы. Казалось бы, всё просто: заболевания провоцируют сбои в работе головы – отсюда и преступления. Однако исследования томографии показали, что у многих преступников развиты оба полушария большого мозга, отсутствуют опухоли, травмы. Где же та «кнопка», отвечающая за весь негатив? Ответ пока не найден.
Другой интересный факт: многие одарённые учёные, математики, физики, химики отчаянно невезучи в амурных делах. Романтические свидания под луной, походы в кафе они игнорируют, им гораздо интереснее посидеть над нерешенной задачей или вывести очередной закон. Почему? За романтику, любовь, эмоции отвечает правое полушарие, а люди, конкретно избравшие научную стезю, развивают противоположную часть мозга, постоянно подавляя правую. Как же быть «ботаникам», как развить правое полушарие? Работа полушарий головного мозга в идеале должна быть одинаковой, однако для этого необходимо постараться.
Функции левого и правого полушарий очень разнятся. У эмоциональных людей лучше развито правое полушарие, однако это не означает, что они не могут решать алгебраические примеры. Просто такие люди наделены музыкальным даром, могут сопереживать, развитая интуиция позволяет им избегать непростых ситуаций. Художественный дар, литературные способности – всё это про гуманитариев. Они развивают свои возможности, иногда подавляя функции левого мозга. Повторяется ситуация с «влюблённым ботаном» с точностью до наоборот. Полушария большого мозга могут работать в тандеме. Яркий пример тому – люди индиго, одарённые личности. Тот же Леонардо да Винчи был гениальным живописцем, «технарём», медиком, пророком, предугадавшим изобретение многих технических устройств. Интересно, какое полушарие мозга у него было развито сильнее? Хотя именно благодаря равноценной работе правого и левого полушарий мозга получилась знаменитая «Мона Лиза», в глазах которой учёные прочитали цифровой код. Расшифровать его пытаются лучшие умы, однако пока безрезультатно.
Большинство сталкивалось с маленькой проблемой: невозможностью вспомнить элементарную вещь, название города, имена бывших одноклассников. Пожилые люди часто сетуют на угасание памяти, однако и более молодые люди порой забывают названия улиц, событий, дат. Это может говорить об изменении в структуре мозга, возможно, требуются упражнения для мозга. Кроссворды, викторины, аналитические игры типа «Монополия» прекрасно освежают левую часть. Но, что интересно: чем сильнее угасает левая сторона мозга с аналитической памятью, тем сильнее и ярче становятся воспоминания, прошлые мгновения жизни. Развитие правого полушария мозга начинается с новой силой. Это заметно на примере людей в возрасте: они становятся более эмоциональными, их очень легко обидеть. Эффект дежавю, когда люди видят некоторые моменты не один раз, является своеобразным сигналом из правого полушария головного мозга. Одни учёные считают это сбоем, нарушением, а вот парапсихологи говорят о расширении функций правой доли.
Стать суперчеловеком
Развитие полушарий имеет огромное значение. Люди смогут перейти запретную грань, освоить неизведанные территории, заглянуть в глубины космоса. Сейчас рождается новое поколение, способное выполнить такую задачу. Мышление у них развивается вместе с интуицией. Они способны решать труднейшие задачи, вместе с тем могут быть эмпатами.
А как быть с теми, кто живёт сейчас? Ведь нет предела совершенству, синхронизация полушарий мозга доступна любому. Как развить левое полушарие мозга? Достаточно каждый день проводить умственную гимнастику, тренировать зрительную память. Те же сканворды, числобусы, судоку подойдут для начальных занятий: они хорошо влияют на память, «оживляют» нейроны коры мозга. Наибольший эффект приносит решение математических задач. Два-три упражнения из учебника 6 класса помогут освежить память, знания и положительно скажутся на работе главного органа. Полезно чтение. Именно самостоятельное прочтение книги, по исследованиям учёных, помогает восстанавливаться людям, перенесшим травмы головы.
Развить правое полушарие мозга помогут уроки рисования, прослушивание разнообразных стилей музыки. При этом следует заучить исполнителей, год выпуска композиции, интересные факты о произведении. Тренировку следует проводить ежедневно. Десять минут каждодневных занятий обернутся ошеломляющим эффектом через пару месяцев. Аудиокниги рекомендованы людям, перенесшим стрессы, страдающим депрессиями. Наполненный красками голос диктора будет рисовать воображаемые картины, тем самым стимулируя правую часть головы. Несколько часов в неделю – и воображение будет создавать целые киноленты.
Для развития двух частей головы подойдут совмещённые упражнения: создание кроссворда с личными иллюстрациями, выполнение цветного оригами, вязание. Да, именно последнее занятие положительно сказывается на работе всего тела: развивается моторика рук, идёт подсчёт рисунка, петель, а воображение рисует будущий шедевр. Три в одном, даже четыре, ведь итогом станет прекрасная вещь.
Двумя полушариями мозга могут оперировать не только гении. Развить в себе экстрасенсорные способности может любой. Ежедневные упражнения гарантируют развитие аналитического склада ума, необходимо лишь работать над собой.
За что отвечает левое и правое полушарие головного мозга?
Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.
Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.
Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции
Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).
Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.
Правое полушарие головного мозга и его функции
Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.
Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.
Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.
Синхронизированная работа обоих полушарий
Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.
Если бы не было правого, «творческого» полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.
Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие — правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела («левша») лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.
У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.
http://domznaniy.ru/211-za-chto-otvechaet-levoe-i-pravoe-polusharie-golovnogo-mozga.html
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Письмо |
Случайное осознание |
Символы |
Пространственные связи |
Язык |
Формы и паттерны |
Чтение |
Математические вычисления |
Фонетика |
Цветовая чувствительность |
Расположение деталей, фактов |
Пение, музыка |
Разговор и декламирование |
Артистичность |
Следование направлению |
Креативность |
Аудиальные ассоциации |
Чувства и эмоции |
Центр сознания, контроля и управления произвольными психическими функциями |
Центр подсознательных и бессознательных психических процессов |
Чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающего мира («Я»). |
Чувство единения, общности, слитности с природой и людьми («МЫ»). |
Смысловая сторона речи, чтение, счет, письмо, опора на согласные. |
Интонационная сторона речи, мимика, жестикуляция при речи, опора на гласные |
Мышление рациональное, абстрактно – логическое, формальное, программируемое, ориентированное на реальность |
Мышление эмоциональное, наглядно – образное, спонтанное, ориентированное на фантазию |
Способы мыследеятельности – индукция (выделение частного), оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами |
Способы мыследеятельности – дедукция (образование общего) используются ощущения, догадки, предчувствия, наглядные жизненные примеры. |
Память на цифры, формулы, слова. Запоминание носит произвольный характер |
Память зрительно – наглядная, образная, эмоциональная, в основном носит непроизвольный характер. |
Интеллект – вербальный (словесный), страсть к логике, приверженность теории. |
Интеллект носит невербальный интуитивный характер, большая приверженность практике. |
Характер общения – интровертированный (обращенный вовнутрь). |
Характер общения – экстравертированный (обращенный наружу). |
Волнение, наслаждение, счастье. Другими словами, здесь живут наши позитивные чувства (зона «Рая»). |
Отрицательные эмоции (зона «Ада») такие, как, страх, печаль, гнев, ярость и другие. |
Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тесты, хорошо усваивают иностранные языки, речь грамматически правильная. |
Речь их эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет особой «выстроенности» возможны запинки, сбивчивость, лишние слова, звуки, «проглатывание окончаний». |
Характерно заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций, рациональны рассудочны последовательны в действиях и поступках |
Целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как, впрочем, и приходить в состояние гнева и ярости. |
Хорошо прогнозируют будущее |
Ориентированы на прошлое |
Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, планам, трафаретам, |
Действуют по настроению, по «велению сердца», |
Хорошо ориентированы во времени, активны |
Хорошо ориентируются в пространстве, не активны |
Ориентированы на общество |
Ориентированы на природу |
5 советов, как развить левое полушарие мозга
Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. У гармонично развитого человека оба полушария работают слаженно и уравновешивают друг друга. Тренируемся и достигаем совершенства.
Чем мы обязаны левому полушарию?
Головной мозг человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых имеет свои функции. Правое отвечает за эмоции, интуицию, творческие способности. Левое же — за логическое мышление, анализ, классификацию, систематизацию, структуризацию поступающей информации.
В мыслительном процессе участвуют они оба, но каждое по-своему. Если правое фиксирует информацию в целом, то левое ее последовательно обрабатывает, выстраивая из фактов логическую цепочку и давая им оценку.
Именно левому полушарию люди обязаны аналитическим мышлением — способностью устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.
Благодаря левому полушарию мы можем говорить, понимать чужую речь, читать, писать, считать и запоминать. Люди с развитым левым полушарием быстрее овладевают иностранными языками. Оно же управляет и позитивными эмоциями, в то время как правое отвечает за негативные.
Кроме того, левое полушарие контролирует работу правой половины человеческого тела, а правое — левой. Например, правая рука совершает действия под влиянием сигнала из левого полушария головного мозга.
Итак, благодаря левому полушарию мы организованны и обучаемы, целеустремленны и практичны, а наши действия логичны.
Если функции левого полушария нарушены
Однако нередки случаи, когда по разным причинам функции левого полушария нарушены. При его повреждении у человека
- отсутствует способность к логическому мышлению, к обобщению полученных данных;
- поражается речевой аппарат — человек может не понимать речь и утратить способность говорить;
- нарушается работа письменного анализатора — он воспринимает устную речь, но не понимает написанное, либо нормально говорит, но не может писать;
- у него нарушается ориентация во времени;
- он не способен последовательно выстроить задачи, необходимые для достижения цели;
- не может на основе фактов сделать выводы.
Такие расстройства характерны, в частности, для дислексии, когда человек не способен быстро и правильно распознавать слова. Или для дислалии — нарушении произношения звуков. У людей с синдромом Аспергера — одной из форм аутизма, когда возникают трудности с восприятием и обработкой информации, также наблюдается дисфункция левого полушария.
Гармония прежде всего
В раннем детском возрасте оба полушария обычно развиты одинаково, но впоследствии почти у всех, кроме левшей, доминирует левое. Поэтому развитие левого полушария не столь актуально, как правого. Тем более что и в детских садах, и в школах обращают внимание на развитие у детей аналитических способностей.
Задача родителей — приложить усилия по гармоничному развитию у ребенка обоих полушарий, развивая их параллельно, чтобы он мог в будущем в соответствии с той или иной ситуацией активировать нужное.
Чрезмерное же развитие левого приводит к отсутствию у человека креативных и творческих способностей, а правого — к трудностям с концентрацией внимания, последовательностью действий, целеустремленностью и реализацией идей.
Однако при нарушениях функции левого полушария особое внимание нужно уделить именно ему.
Развиваем левое полушарие
Поскольку известно, что левое полушарие контролирует правую часть тела, активировать его можно двумя путями: загрузив работой, на которую оно ориентировано, и максимально задействовав ту сторону тела, которую оно контролирует.
1. Решаем математические задачи с логической составляющей
Решать логические загадки, задачи, головоломки и интересно, и полезно. Наверняка многие помнят их еще по детским журналам: например, Оле и Свете подарили по коробке конфет, в каждой из которых 14 конфет. Оля съела несколько конфет, а Света съела их столько, сколько осталось в коробке у Оли. Сколько у них всего осталось конфет на двоих? (14)
Конечно же, это простенькая задача для детей, но желающие могут найти в сети немало сложных задач и головоломок на любой вкус.
2. Разгадываем кроссворды
При решении кроссвордов также активизируется левое полушарие: здесь интуиция не работает и нужно проявить аналитические способности. В интернете есть много кроссвордов и для детей, и для взрослых. Взрослые могут обратить внимание на судоку, которые можно решать онлайн.
3. Нагружаем правую сторону тела
Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.
4. Делаем массаж
На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже — точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.
5. Развиваем мелкую моторику рук
Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой — большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой — вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой — внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.
Упражнения
Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.
- Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
- Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой — треугольник (или другие геометрические фигуры, главное — чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
- Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
- Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой — за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой — кончика носа.
- Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.
© Тимошенко Елена, BBF.RU