польза для взрослых — Библиотека знаний планеты ADVANCE
Взгляд изнутри
Говоря о моторике, подразумевают, прежде всего мелкие мышцы на кистях рук (преимущественно пальцах) и стоп (пальцы ног). Без правильного функционирования данных мышц невозможно выполнить ни одно простейшее действие — ни удержать в руках карандаш/ручку, ни перелистнуть страницу книги, ни, банально, шнурки завязать на ботинках. Если вы все это умеете, не спешите закрывать статью, поскольку данные примеры — лишь вершина айсберга.
С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем — нервную (о колоссальном количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый!), мышечную и костную (что логично), а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз и является тем, что называется мелкой моторикой.
Польза для мозга
Чем полезны всевозможные упражнения от вышивания бисером до регулярных занятий асимметричной (или пальцевой) гимнастикой?
Во-первых — нагрузка нескольких сразу нескольких систем организма воздействует сразу на несколько отделов головного мозга, активная работа которого способствует быстрой обработке информации и формированию синапсов между нейронами. Последний пункт, кстати, и объясняет влияние мелкой моторики на память.
Во-вторых, задействование зрительной системы самым благотворным образом сказывается на воображении. Ученые уже доказали, что работа с придуманными образами с точки зрения мозга ничем не отличается от просмотра реальных изображений. Активное воображение, в свою очередь, отвечает за развитие пространственного мышления, креативность и способность создавать нестандартные решения.
В третьих, мелкая моторика способствует развитию речи у детей, а также у взрослых, которые в силу различных обстоятельств ее утратили. Казалось бы, руки и язык совершенно ничем не связаны друг с другом, однако стоит вспомнить о нервной системе, и все становится на свои места. Нервные окончания на кистях рук передают импульсы в головной мозг, стимулируя различные его отделы, в том числе, речевой центр.
Есть и другая теория. Не удовлетворившись поверхностным заявлением о том, что воздействие на одни отделы мозга волшебным образом активирует и соседний, отвечающий за речь, часть ученых решила копнуть поглубже. Кратко, в результате исследований обнаружилась еще одна закономерность. Работа с мелкими предметами приучает мозг к более точному моторному планированию (продумыванию своих действий перед командой выполнения). Именно эта способность затем переносится на речь, помогая произносить звуки.
Мелкая моторика для взрослых
Чаще всего о пользе мелкой моторики для взрослых говорят в тех случаях, когда была получена какая-либо травма головного мозга, спровоцировавшая нарушения двигательной, либо речевой активности, чтобы ускорить процесс восстановления данных функций. Показаны подобные упражнения и тем, кто имеет какие-либо проблемы с памятью. Однако и здоровым людям не стоит отказываться от возможности «прокачать» свой мозг — укрепить память, улучшить свои когнитивные и творческие способности — тем более, для этого обычно не требуется никаких специальных инструментов.
- Рисование
Одно из простейших упражнений, которые окажут неоценимую услугу вашему мозгу — рисование. По сути, неважно, каковы ваши художественные навыки, ведь дело не в таланте как у Пикассо, а в банальном умении держать пишущий предмет. Можно рисовать картины или самозабвенно выводить карандашом каляки-маляки в стиле трех-летки — эффект будет в любом случае. Регулярное письмо от руки или занятия каллиграфией будет иметь то же воздействие.
2. Пальцевая гимнастика
Практически ни одно занятие в Advance не обходится без традиционной пальцевой гимнастики. Нехитрые сгибания пальцев способствуют развитию памяти, внимания, концентрации и стимулируют воображение. При этом, наша йога для пальцев асимметрична, что позволяет задействовать оба полушария мозга в одно и то же время. Иными словами, синхронизирует его работу для более эффективного выполнения последующих задач.
3. Игра на музыкальных инструментах
Помимо того, что музыка сама по себе полезна и прекрасна, научиться играть на них — отличный стимул для мозга. Для гармоничной игры на гитаре, скрипке, рояле и других инструментах нужны проворные пальцы. Чем не тренировка мелкой моторики?
4. Вышивание
Вышивание, вязание и прочее рукоделие — излюбленное хобби не только женщин, но и мужчин. Отличный выбор! Наряду с кропотливой работой, повышающей навык концентрации внимания и терпения, данная процедура тренирует мелкие мышцы на кистях рук (иногда в сочетании с неумышленной акупунктурой).
5. Моделирование
Увлечение созданием моделей самолетов, пароходов, шедевров архитектуры и прочих объектов, так же как и собирание паззлов — еще один способ «прокачать» мелкую моторику, а заодно и множество других навыков. В том числе — пространственное мышление и воображение. Сюда же можно отнести такие занятия как резьба по дереву, выпиливание лобзиком и т.д..
Мелкая моторика для большого дяди
29 октября – Всемирный день борьбы с инсультом. Мы хотим рассказать историю одного из наших авторов. Он перенес инсульт и не сдался. Кто сказал, что реабилитация – это скучно и мучительно? Вовсе нет
Пять лет назад мой муж, автор сайта «милосердие.ру» Денис Семенов, перенес инсульт. Говорят, это очень большой срок для того, чтобы ожидать серьезных изменений к лучшему. Но мы не опускаем руки. Что входит в арсенал восстанавливающегося взрослого инсультника? И как могут близкие мотивировать его всем этим великолепием пользоваться – не обидев и не унизив невзначай?
Дышите носом!
По утрам он читает мне вслух Джойса. Вот такая у нас культурная семья. На самом деле, в романе «Улисс» можно найти невероятно длинные и притом совершенно безумные фразы. Длинные – чтобы делать паузы и, как велел врач, следить за тем, чтобы вдыхать носом. Безумные – так веселее!
Перед Джойсом – речевая гимнастика и гимнастика для глаз. Это муж делает на автомате и мне не надо даже напоминать. На самом деле, повторять их нужно 2-3 раза в день. А еще – заниматься мелкой моторикой, делать ЛФК… С этим сложнее.
Когда беседуешь с матерями детей, имеющих нарушения ЦНС, часто слышишь: «С инструктором-то он охотно занимается, а вот дома, со мной – начинаются капризы». Мой довольно взрослый муж Денис, конечно, не капризничает, но проблемы примерно те же. Те же «потом», «не сейчас», «сколько можно» и «не дави на меня». Приходится быть изобретательной и совершать небольшие открытия.
Спутники удара
Человек, перенесший инсульт, неизбежно оказывается в изоляции. Только что он был таким, как все, и вдруг очнулся на больничной койке совершенно другим. Как в страшном сне, когда ни сказать, ни убежать, ни попросить о помощи не можешь. Апатия, депрессия, ощущение собственной никчемности, ненависть к телу, ставшему чужим, отсутствие перспективы – вот неизменные психологические спутники «удара». Я не буду говорить об изменениях разных психических функций и свойств характера, связанных с органическим поражением головного мозга. Это будет длинно и сложно. Многое зависит от локализации инсульта. Скажем, если он случился «в субдоминантном полушарии, возникают анозогнозия, расстройства схемы тела, возможны псевдореминисценции и конфабуляции». Этой цитатой из учебника, думаю, можно ограничиться. У каждого – своя история. Я – о нашей.
Высшие эшелоны шли подшофе
Чтение скороговорок – перемена, отдых от компьютерных занятий. Я прочла, что лучший эффект оказывают самые смешные, а то и хулиганские скороговорки. Проговаривая их, ты словно ломаешь какие-то барьеры, наполняешься силой и куражом. «Высшие эшелоны шли подшофе», «Пупсик в памперсе на попке полз по вытоптанной тропке»… Хохочем вместе. Кто сказал, что реабилитация – это непременно скучно и мучительно? Вовсе нет. Только ключевое слово тут – «вместе».
Не хочу быть женой моряка
Вместе можно делать множество смешных и веселых вещей. Мы играем в мяч, поем под караоке и а-капелла, мы … танцуем. Да-да! Начали с полонеза. Чтобы выработать правильную походку, надо маршировать перед зеркалом, а еще – ходить по квартире, следя за движениями ног. То, как ходит муж сейчас, именуется «походкой моряка», а я не хочу быть женой моряка – это грустно. И поэтому мы ходим, но удержать равновесие ему трудно, и я держу его за руку, и это – полонез. Я включаю музыку, и мы танцуем твист, осторожно водя поставленной на носок ногой вправо-влево. А еще хороши латиноамериканские танцы, которым я когда-то обучалась – в движениях мамбы и ча-чи нет ничего сложного, если делать очень медленно. А еще есть простой «медляк», который могут танцевать даже только научившиеся ходить младенцы.
Фифти-фифти
Женой моряка мне быть все-таки приходится. Живем от больницы до больницы. Так получилось, что реабилитация у супруга началась лишь в начале этого года. В сибирском городе, где он жил, ограничились выдачей тренажеров. О логопедах, неврологах и инструкторах по ЛФК и речи не шло. Сказали: «или через год все восстановится само, или … не восстановится». Прошло пять.
Сидя за компьютером, Денис сжимал резиновое колечко – эспандер – «разрабатывал руку» да занимался на силовых тренажерах. Это сейчас мы знаем, что для спастичных, напряженных мышц такая «тренировка» губительна, а столичные врачи тактично поднимают брови, молча записывая в амбулаторную карту: «Лечения не получал». Один маститый доктор сказал без обиняков: «Какая уже сейчас реабилитация, вы же понимаете». Понимаю. Знаю, что начинаться она должна чем раньше, тем лучше – в первые месяцы, дни после инсульта. Но – как сложилось, так сложилось. По крайней мере, мы попытаемся. Там, в Сибири еще сказали по-английски: «фифти-фифти», и пусть со временем из этих 50 процентов осталось значительно меньше – мы не станем сводить их к нулю.
А это — Джойс
Между Сциллой и Харибдой
У тех, кто перенес инсульт, встречаются две крайности. Одни скованы страхом, отчаянно страшатся разочарования. Они прячутся в норку и ничего не делают для собственного восстановления. Тому, кто слетел в пропасть с огромной высоты и остался жив, хочется теперь подстелить соломки под самый небольшой бугорок. А лучше – вовсе не взбираться на него.
Другой вариант – бесконечная реабилитация и тренировки, когда уже достигнуто все, чего можно достичь, и пора уже начать приспосабливаться к жизни с утраченными навсегда способностями и навыками. Но человек просто не может остановиться и перестать надеяться.
И первая, и вторая крайность одинаково пагубно влияют на адаптацию человека. Он застревает в одной точке, либо вовсе не прикладывая усилий к тому, чтобы вновь обрести бытовые, а быть может, и трудовые навыки, либо лихорадочно прикладывает их совсем не туда, куда нужно. Сосед Дениса по палате, например, одержим идеей вернуться на работу в такси – и никакой психолог не в состоянии его переубедить. Между унынием и рвением не по разуму расположилось смирение – единственно разумное и плодотворное состояние в этом случае (как, впрочем, и во всех остальных). Интересно, что люди, потерявшие руку или ногу в несчастном случае, адаптируются гораздо быстрее, чем инсультники: им легче смириться с неизбежным и не гнаться за миражами.
«Я думал: все…»
Наш вариант был ближе к первому. Две с небольшим недели в Научном центре неврологии не сделали из моего мужа изящного говоруна с летящей походкой и золотыми руками. Но тамошние замечательные врачи дали главное: надежду. «После одного занятия на тренажере я не узнал свою правую кисть, — с каким-то едва ли не страхом сказал Денис. – Я думал, она уже все, а тут, оказывается, я что-то могу!»
Два летних месяца, проведенных в Центре патологии речи и нейрореабилитации, надежду упрочили. Стали явно видны результаты почти непрерывных занятий. Зная, как важно не потерять в перерыве между курсами лечения полученный на них импульс, и что основные достижения как раз могут появляться между ними, дома, я взялась за дело.
Детские игрушки и большое искусство
В нашем доме стали появляться странные предметы. Книжки-раскраски, фломастеры, пластилин, кисти, краски, глина для лепки… А еще – скалка, с помощью которой хорошо делать упражнения для руки. Под ногами – массажер, повсюду – мячики, мячики, мячики всех калибров и мастей. Колючий пластмассовый с пружинными колечками для массажа пальцев внутри, ребристый деревянный, купленный (каюсь) в эзотерическом магазине. Маленькие резиновые, приобретенные (снова каюсь) в магазине для животных. Резиновый нормального размера – это уже в детском отделе. Тут уже не каяться, а плакаться хочу.
Понятно, что развитие мелкой моторики, а также речь – занятия, в основном, детские. И потому большинство наших пособий и реабилитационных прибамбасов предназначены для детей. Денис молчит и делает вид, что все в порядке, все ему по возрасту и интеллекту. Где же мы найдем подобные гаджеты для взрослых? Он уже старательно раскрасил обычными карандашами героев мультфильма «Храбрая сердцем», заполняет фломастерами прописи и рисует картинки по клеточкам, играет на компьютере в «Животные головоломки детей» и что-то складывает из моего детского конструктора (на коробочке написано: «от 3 до 6 лет»).
В больнице они раскрашивали картинки акварелью, Денис притащил домой большую кривоватую грушу. Моя мама – умница – молча взяла рисунок и поместила у себя в комнате, рядом с акварелями моего отца. Мол, вполне достойное соседство. А я купила краски и раскраски «для самых маленьких». Пряча глаза, протянула супругу – вместе с кисточкой и баночкой-непроливашкой. «Смотри, — говорю, — тут и кошка, и виноградик, и гусята твои любимые». Посмеялись. На родине он летом пас гусей в качестве трудотерапии. Смешно и грустно. А потом тайком садился за перевод очередного текста.
Паззл для меня
Денис стоически ковыряется с пестрыми заданиями для малышей, но когда я пыталась купить в магазине мозаику, рекомендуемую пособиями, он посмотрел на меня с такой мольбой, что мне стало стыдно. Переборщила.
Купила паззл. Памятуя о мозаике, отказалась от принцесс, машинок и черепашек-ниндзя. Выбрала парусник из 360 кусочков. Промашка вышла. Сложновато. Так что собираю его в основном я, находя нужный кусочек (после инсульта зрение у супруга стало совсем-совсем плохим) и показывая пальцем. Укладывает сам – мелкая моторика наше все.
Страшный зверь пластилин
Самое ненавистное у супруга – пластилин. Сначала я сглупила и купила огромный оковалок какого-то специального, для скульпторов. Порадовалась, что хоть что-то будет не по-детски! Пластилин был темно-зеленым, и лепили мы одних лягушек. Была еще собака, но получилась уж больно страшна. Так сложилось, что в детстве лепка прошла мимо него, а начинать приобщаться сейчас немного, наверное, поздновато. Хотя, на мой взгляд, у мужа – определенный талант. Звери из его пальцев выходят хоть немного диковатые, но с характером и необычные. Он не верит, а я завела коробочку, где живет весь этот зоопарк. «Когда подрастешь, будем доставать и любоваться», — говорю. Вообще при слове «пластилин» лицо у моего супруга становится почти таким же страдальческим, как при несостоявшейся покупке мозаики. И даже напутствие врачей из Центра неврологии — «лепите, молодой человек, лепите!» — мало помогает.
Я применяю разные тактики. Читаю лекцию о том, как полезна лепка для развития пальцев («знаю»), какие дивные получаются у него звери («не ври»), как мало времени займет это занятие («успеется»), как скучает недолепленная им собачка без хвостика и ушей («ну что ты со мной, как с ребенком?»). А как с ним еще?.. Пластилин – это всего лишь самое ненавистное из всего. Насчет остального он виду не показывает, но я же понимаю, как страдает самолюбие взрослого мужика, вскрывающего коробочку с красками («Маша и медведь»). Поэтому я не сюсюкаю. Я молча достаю пластилин, расстилаю на столе газету и придумываю животное. Сегодня у нас будет жираф! Оторвись на 15 минут от компьютера!
Вилка, ложка, модный тренд
Я превратилась в зануду и мегеру. Год назад мой муж ел только ложкой, держа ее левой рукой. Сейчас – орудует вилкой в правой. А в публичных местах прекрасно справляется и с ножом, и я не удерживаюсь, язвлю: «сразу видно, что когда-то учился на факультете международных отношений». Ирония в духе фильма «1+1» — модный тренд в общении с инвалидами, чаще всего жестокий и неуместный. Я свою – дозирую, разбавляя ей и сюсюканье, и командный тон, и непрерывное занудство. Я упрямо перекладываю направо компьютерную мышь, я напоминаю, если забылся и взял вилку в левую руку, я прошу дать мне стакан воды – правой рукой и т.д. Миссия незавидная. Но зато – результаты налицо.
И самое любимое
Трудно, очень трудно найти занятие, которое было бы и полезно, и интересно, и не унизительно одновременно. Но нет ничего невозможного! Когда-то мой муж недурно играл на гитаре, он обожает музыку, и это была тема, которую я старалась обходить, чтобы не сделать ему больно. А потом… Потом мы купили гитару. Шли мимо музыкального магазина, а она блестела там боками, зазывая нас, словно сирена – Улисса. Увидев, как заблестели у мужа глаза, я не стала вспоминать, сколько денег осталось до следующего гонорара… Звуки, которые Денис извлекает из инструмента, пока трудно назвать сладкими, зато это больше не уроки мелкой моторики, а просто – любимое занятие и радость.
Человек или картошка?
Конечно, прекрасно, когда эти тренировки незаметны и к тому же полезны для всех. Почистить картошку, помыть посуду, нарезать лук, натереть на терке морковь. Пусть вокруг будет грязь, несколько стаканов разобьется, а от картошки мало что останется. Странен даже вопрос: что важнее, человек или кухонный овощ? Слишком крупный лук в супе – не страшно, а отстранить от этого лука своего пусть не очень ловкого ближнего – это страшно, без преувеличения. «Ты не сможешь, ты порежешься, дай я, я быстрее и вообще не мешайся!» Трудно представить, что чистка картошки может быть в радость, а отстранение от этого занятия как пощечина.
Наш младшенький
Мы, близкие тех, в чьем дому случилась такая беда, куда-то очень спешим. Мы договариваем фразы за своих инсультников, стараемся не давать им ничего делать, прививая инвалидное мышление – опаснейшую вещь. Обзаведясь им, человек, будет чувствовать себя беспомощным всегда, несмотря ни на что.
Из-за того, что речь перенесшего инсульт затруднена, а поначалу и вовсе отсутствует, его даже самые близкие воспринимают как глухонемого, если не дурачка. Его не привлекают к обсуждению семейных дел, участию в общей беседе, вообще предпочитают разговаривать без него. Эта речевая изоляция губительна для развития речи и не только. Даже если он присутствует, о нем говорят в третьем лице. Если вдруг в нашем доме проскальзывают такие нотки («Дениска вчера сам приготовил плов, представляешь», — чересчур оживленно рассказываю по телефону маме). Муж тут же охолаживает меня: «А это наш младшенький, такой молодец». Мы хохочем, а мне стыдно. Его речь достаточно монотонна, да, но у него прекрасный слух: переигрывание и фальшь он услышит сразу. И текст я пишу, конечно, с его разрешения. Как иначе? Все равно он залезет на сайт.
Страх еще здесь
Собственного желания, мотивации заниматься «ерундой» Денису не хватает. И еще – его страх по-прежнему остается с ним. Он не видит тех изменений, которые вижу я, видят окружающие. Он боится, что это окажется неправдой, иллюзией. И когда я указываю ему на очередной прогресс, говорит: «Тебе кажется». Я достаю раскраски, сделанные зимой, и несколько дней назад: сравни. Я говорю: прошлой осенью ты радовался, когда мы съездили в соседний район, а вчера мы ходили на трехчасовую пешую экскурсию. Он отказывается видеть разницу, как правило. Самое большее, выдавит: «Ну, может быть». Я отступаю, я знаю, это не упрямство и не стремление доказать, что скучные занятия бесполезны, это — естественная психологическая защита. Психика продолжает защищаться от той боли, которую пришлось когда-то пережить, и из двух «фифти» выбирает то, в котором нет изменений. Так привычнее.
Вверх по лестнице
А летом мы ездили в Черногорию. Города там вертикальные, а улицы очень часто – это лестницы, много-много ступенек вверх. Над городом Котор, где пребывают мощи мученика Трифона, высоко в гору уходит крепостная стена. Мы стояли внизу, и я сказала: «Смотри, вот там церковь, где-то на полпути к вершине». Муж посмотрел на меня странно, неужели я предполагаю, что он туда заберется. Купили билеты, пошли. Соотечественники, встречавшиеся в пути, подбадривали: «Молодец какой! Давай!» Кто-то протягивал руку, кто-то велел пошевеливаться. Ступенька за ступенькой мы дошли до церкви. Сверху запутанный средневековый город стал маленьким и понятным, как собственная карта, которую раздают при входе всем желающим. «А ты не верил», — не удержалась я. Мне хотелось сказать и про пластилиновых слонов, про почерк, и про скороговорки, про нож с вилкой и о многом, что еще впереди. Но я не стала. Мы оба все поняли. Мы бы и дальше полезли, только надо было беречь силы, у нас ведь столько планов на завтра… И все должно получиться.
Это важно:
Полезные упражнения для мелкой мотороки рук
Мелкая моторика физический процесс на основе совокупности действий кстно-мышечной системы организма и психологического контроля. За осуществление данной работы отвечает нервная система, соединяя конечности с мозговым центром. Использование мелкой моторики рук порой происходит не заметно, на уровне использования жестов во время вербального общения. Развитие моторики напрямую связано с развитием речи, эти сектора соприкасаются в коре головного мозга.
Развитие мелкой моторики у детей
С рождением ребенка начинается освоение окружающего мира, собственного организма. Для стимуляции развития крохи используют специальные игрушки. Подвесные, напольные атрибуты можно трогать, проверять на прочность. Этим ребенок не осознано тренирует свою моторику. Тактильные ощущения шершавости, мягкости поверхностей помогают улучшить восприятие среды.
С годовалого возраста для мелкой моторки можно использовать:
- Крупы высыпают на столик, перебирание горошин, перекладывание маленьких предметов из одного сосуда в другой улучшат координацию.
- Пластилин, тесто в процессе лепки задействованы все нервные окончания подушечек пальцев.
- Массажи кисти, ладони родители проводят самостоятельно, рассказывая стишки про сороку-ворону, пальчиковые игры.
Работа над моторикой во взрослом возрасте
Во взрослом возрасте аппарат моторных функций необходимо продолжать развивать, застой данной деятельности приводит к атрофии мозговых клеток. Обыденные действия приносят благотворный эффект, среди них: писание ручкой, пером, рисование. Работа за компьютером, к данной нагрузке не относиться. Хорошая память, поставленная речь тренируется так же массажем рук.
На ладони находятся точки, используемые для воздействия на органы человеческого организма, стимуляция поверхности рук активизирует импульсы коры головного мозга. Изречение немецкого мыслителя «Рука – вытекший наружу мозг» точно передает важность занятий по развитию моторики конечностей.
Занятия, способствующие стимуляции, развитию моторики:
- Различные виды рукоделия одновременно стимулируют и конечности и мозговую активность, фокусируясь на мелких деталях. В старину все женщины занимались тканевым делом, вязанием, что помогало поддерживать четкость движений в преклонном возрасте. Вышивка бисером, плетение стимулирует развитие памяти.
- Мужчины для активации нужных зон могут обратиться к моделированию технических объектов (кораблей, машин, самолетов).
- Универсальным предметом массажного характера является глина. Гибкая структура воздействует на всю руку целиком, привлекая мышцы запястья, кисти.
- Во время рабочего дня можно провести ряд упражнений укрепляющих моторику рисуя в блокноте, тетради. Главное правило для рисовальных упражнений упорядоченность. Ряд повторяющихся петель, косых линий, будут напоминать занятие прописью в начальных классах, окажут огромный положительный эффект для мелкой моторики рук.
- Пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений для фаланги пальцев состоит из сгибания, разгибания. Заниматься данной деятельность можно даже в общественном транспорте. Не обязательно подбирать определенную последовательность. Что бы размять пальцы можно пощелкать большим пальцем о средний, скрестить один за другой, просто сжимать кулак.
- Универсальное средство для разминки кистевой эспандер. Это устройство имеет круглую форму, легко помещается в ладони. Для использование достаточно периодично напрягать пальцы, что бы кольцо сжималось.
Восстановление моторики рук после инсульта
Любые травмы не только местного характера, но и области мозга наносят вред всему организму. То же действие оказывает приступ инсульта. Нервные соединения человеческого тела перестают слажено работать, импульс теряется и не всегда попадает в назначенное место. Люди, перенесши подобны заболевания, страдают затрудненным восприятием и воссозданием информации, нарушением моторики тела, в том числе рук.
Центры реабилитации помогают восстановиться людям с ограниченной возможностью двигаться. Для выполнения комплекса упражнений не обязательно прибегать к помощи специалистов, среди них:
- Гимнастические упражнения. В отличие от обычной тренировки в процессе восстановления, главное контроль. Конечности перестают слушаться, могут не отвечать на сигналы мозга. Поэтому основной принцип тренировки пристально следить за проделываемыми манипуляциями, контролируя их.
- Занятия творчеством. Как и в классических вариантах рисование, повторяющиеся линии, лепнина весьма продуктивны для развития моторики. По мимо этого, для перенесшего инсульт важным становиться психологический аспект. Погружение во внутреннею природу. Выражение своего я через искусство.
- Упражнение с мячом. Используют данную методику в детских садах и специальных учреждениях. Мячики разной формы помогают тренировать ловкость, фиксируя предмет руками. Мяч перекладывают из руки в руку, катают по столу. Существует самомасаж мечем, который позволит задействовать сразу несколько частей коры головного мозга отвечающие за восприятие, выполнение действий. Мячи следует использовать из разных материалов: ткань, резина, пупырышки.
- Подручные средства. Для гимнастических упражнений возьмите несколько орехов и перебирайте их в ладони. Бытовые действия, хорошо стимулируют моторику и приводят мозг в работоспособность. Светильник, пульт от телевизора, кнопка лифта требуют концентрации мыслей.
- Высокая сосредоточенность потребуется для перебирания, сбора таких мелких деталей, как пазлы, мозайки. Работая с ними постоянно улучшиться ловкость, память, мелкая моторика рук.
Похожие записи
Как развить моторику рук 🚩 ка развить ловкость пальцев рук взрослому человеку 🚩 Здоровье и медицина 🚩 Другое
Автор КакПросто!
Мелкой моторикой рук называют скоординированную деятельность нервной, мышечной и костной систем для выполнения точных движений кистей и пальцев верхних конечностей. Развивается она с детства, однако, иногда у взрослого человека происходят ее нарушения.
Статьи по теме:
Инструкция
Существуют три основных типа нарушений мелкой моторики рук:- нарушение подачи сигнала на выполнение действия — это может быть следствием органического поражения коры головного мозга, инсульта, черепно-мозговой травмы;— нарушение передачи сигнала как следствие болезни Паркинсона, шейного остеохондроза или постинсультного состояния;
— нарушение приема и выполнения сигнала – причиной тому могут стать ДЦП, ангионевроз или травма верхних конечностей, недостаточное развитие моторики с детства.
Для того чтобы восстановить и развить моторику рук после инсульта, показаны контрастные ванночки и сосудорасширяющие средства, например, инъекции никотиновой кислоты внутримышечно. Если причиной нарушения стал шейный остеохондроз, назначается массаж шейного отдела позвоночника. Во всех случаях очень полезен массаж рук, особенно кистей и пальцев – он помогает скорейшему восстановлению моторики.
После лечения для полной реабилитации потребуются длительные тренировки. Специалисты советуют те же способы, которые применяются для того, чтобы развить моторику рук ребенка. Начинайте с лепки из глины, пластилина, теста. Это очень эффективный способ тренировки, потому что задействованы все пальцы и кисти рук. Важно менять пластичные материалы, чтобы вы научились четко различать их на ощупь.
Для этой же цели выпускаются различные виды кистевых массажеров с гладкой, шероховатой или игольчатой поверхностью. Разминая упругий шершавый массажер в руке, вы одновременно тренируете пальцы и получаете массаж ладоней.
Можно использовать теннисный мячик и цветные резинки для волос: натягивайте резинки на мяч так, чтобы получилось многослойная разноцветная композиция.
Очень хороший способ развития моторики – различные виды рукоделия, например, вязание или бисероплетение. Конечно, они требуют выдержки и терпения, зато и результат будет двойным – здоровые ловкие пальцы и красивое полезное изделие, которое вы изготовили сами.Восстановление и развитие моторики требует времени и терпения, однако ваше здоровье, несомненно, стоит усилий, затраченных на это.Связанная статья
Польза и вред спиннера для здоровья
Источники:
- как взрослому развить мелкую моторику пальцев
Совет полезен?
Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.
Похожие советы
Как развивать пальцы рук: простые упражнения для пальцев рук
Ежедневно мы задействуем наши руки дома и на работе, отдыхая или тренируясь. И мало кто обращает внимание на их состояние и здоровье. Естественно, это вернется неприятной напряженностью и дискомфортом в кистях, хрустом суставов и другими проблемами. Не допустить всего этого помогают специальные упражнения.
Как избавиться от усталости в руках?
Вы много работаете за компьютером? Вручную заполняете множество документов? Значит, вам наверняка знакома ситуация, когда в руках/кистях появляется дискомфорт и слабость. Предлагаем вашему вниманию простые упражнения для пальцев рук. Выполняя их ежедневно, вы сможете поддерживать здоровье суставов, сохраните молодость кожи и избавитесь от боли после долгих рабочих часов.
- Сжимайте кисти в кулак и вращайте их в разные стороны. Повторяйте упражнение десять-двадцать раз.
- Сожмите кулак на всю силу и подержите в таком состоянии полминуты. Разожмите. Дайте рукам отдохнуть (до минуты) и повторяйте упражнение.
- Положите руки на стол (подойдет и любая другая твердая поверхность). По одному поднимайте пальцы, другие держите прижатыми.
- Сожмите кулак. По одному разгибайте и вновь выпрямляйте пальцы. Помните, что все остальные, не задействованные в упражнении, должны оставаться неподвижными.
Это простейшая тренировка послужит великолепной профилактикой болезней суставов. Также она снимет усталость с кистей после рабочего дня. Главный плюс занятий в том, что делать упражнения для суставов пальцев рук можно даже на работе, устроив себе маленький перерыв.
Программа тренировок для повышения силы пальцев
Для многих людей (спортсмены, скалолазы) имеет значение не только здоровье, но и сила пальцев. Улучшить её помогают специальные упражнения.
- Вис на пальцах. Находим турник, прочную ветку дерева или другой подходящий объект. Висим 15-20 секунд, делаем несколько подходов. Тренироваться рекомендуется в перчатках. Если их нет – подкладывайте под пальцы ткань, чтобы не повредить пальцы и избежать появления мозолей.
- Вращение запястьями с применением утяжелителей. Подойдут гантели или другие тяжелые, но небольшие по размеру предметы, которые удобно держать в руке. Положите руку на горизонтальную поверхность, возьмите утяжелитель и начинайте упражнение. Стандартная программа – 3-4 подхода по 20 вращений, но вы ориентируйтесь на свои физические возможности.
- Тренировка с эспандером. Приобрести его можно в любом спортивном магазине. Модель, количество сетов и повторов подбирайте индивидуально.
- Сгибание пальцев со штангой. Используем нижний хват. Данная тренировка способствует укреплению мышц предплечья. Начальная позиция – предплечья находятся на ровной горизонтальной поверхности. Кисти сжимают штангу и нормально свисают над краем. Плавно и аккуратно поднимаем и опускаем штангу.
- Отжимания на пальцах. Отжиматься от пола можно на 5, 4, 3, 2 и даже 1 пальце. Естественно, такая тренировка пальцев рук рассчитана на более подготовленных спортсменов. Новичкам следует начинать с малого.
Соблюдайте технику. Помните простое правило – выполнять упражнения для силы пальцев рук лучше медленно, но точно!
Как улучшить мелкую моторику?
Исследования показывают, что упражнения для моторики пальцев рук у взрослых и детворы способствуют улучшению внимательности, речи, координации и даже памяти. Предлагаем несколько простых и эффективных вариантов тренировки моторики.
- Четки. Держим в руке и перебираем бусины.
- Конструктор. Отличный вариант для детей.
- Мозаик
Как развить мелкую моторику рук. для подростка (можно считать за взрослого) серъёзных болезней связанных с моторикой нет
Не имеет значение ребенок или взрослый! Упражнения и игры для развития мелкой моторики Пальчиковая гимнастика. Ею можно заниматься с малышами практически с рождения. Гимнастика заключается в похлопываниях, поглаживаниях, сгибании пальчиков малыша. При этом желательно напевать потешки и песенки, чтобы малышу не было скучно. Отвинчивание и закручивание крышек на бутылках и банках. Уже с годика можно обучать ребёнка отвинчивать и завинчивать крышки. Переворачивание страниц в книге – ещё одно упражнение для развития мелкой моторики, которым можно заниматься уже с 1 года. Разрывание бумаги. Этим можно заниматься месяцев с 6-7, когда малыш уже достаточно хорошо владеет своими ручонками и способен порвать кусок бумаги. Какая весёлая забава – рвать бумагу и слушать её шелест! Завязывание шнурков. Конечно, вы можете купить дорогую развивающую игрушку-шнуровку, но зачем тратить лишние деньги? Лучше отдайте ребёнку ваш старый ненужный ботинок на шнуровке! Поверьте, для малыша это будет интересной игрушкой. Ещё лучше, приобретите малышу обувь на шнуровке и учите его завязывать шнурки каждый раз при выходе на улицу. Открывание и закрывание молний. Позвольте малышу одеваться самостоятельно и застёгивать молнии на своей одежде. Также полезно застёгивать кнопки, крючки и пряжки на одежде. Например, мамин бюстгальтер станет отличным пособием по застёгиванию крючков. Рисование и раскрашивание картинок. Полезно также обводить по контуру картинки, которые нарисованы пунктиром или соединять линиями картинки из точек. Особенно хорошо для развития мелкой моторики рисование на вертикальных поверхностях: на стене, на зеркале, на специальной доске для рисования. Можно рисовать на зеркале, например, помадой или специальными мелками для рисования на любых поверхностях. Ещё ребёнка наверняка заинтересует идея рисования ногами! Пусть ребёнок зажмёт карандаш, фломастер, кисть между большим и указательным пальцем ноги и попробует рисовать. Это очень интересно и занятно, а главное – полезно, поскольку благодаря непривычным действиям происходит интенсивная стимуляция речевых и моторных центров головного мозга. Ещё можно собирать ногами мелкие вещи с пола. Схема та же – ребёнок зажимает вещь между пальцами ноги и поднимает её. Собирание мозаик (паззлов) . Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Однако для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей! Вырезание картинок из журналов, аппликаций из цветной бумаги и картона с последующим наклеиванием. Вообще манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику. Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки, а не клеит готовые наклейки в журнал. Создавайте вместе с ребёнком интересные поделки из подручных материалов. Что и как можно вырезать ножницами? Для начала научите малыша просто отрезать края у прямоугольного кусочка бумаги. А также: резать извилистыми линями, резать кривыми линиями со множеством изломов, вырезать фигуры с изгибами и углами вырезать окружности Идеально обучить ребёнка вырезать снежинку из белого листа бумаги. Снежинки могут быть с любыми узорами, это настоящее произведение искусства! Игры с мелкими объектами. Например, можно насыпать в миску несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы, фасоль, макароны, бусинки, пуговицы. Пусть ребёнок перебирает все эти предметы, ощупывает их руками. Помните, как в сказке злая мачеха заставила Золушку перебирать крупу, чтобы отделить рис от чечевицы? Так это замечательная тренировка для пальчиков! Позвольте малышу перебирать крупу и раскладывать её по баночкам или бутылкам с узким горлышком, пока ему не надоест. Кстати, весьма полезным приобретением будет классическая хрюшка-копилка. Закладывая монеты в щель копилки, ребёнок тренирует пальчики. Еще лепка и письмо!
Время упущено, надо было отдать ребенка в музыкальную школу, пусть бы на пианино играл .
Работа или игра с мелкими предметами.
Займитесь лепкой. пусть перебирает мелкую крупу — рис, горох, Дайте задание вырезать мелкие детали из бумаги, займитесь квиллингом, кусудамой. есть йога для пальцев — мудры
Собирать рассыпанный бисер, вязать крючком и на спицах, обводить карандашом мелкие детали на рисунках. Главное разнообразить упражнения.
Смешайте сырую крупу риса и гречки. И пусть на две кучки разбирает, развивает не только моторику, но и терпению учит
Никогда не поздно заняться игрой на рояле или на гитаре .
подарите спиннер, список дорогих спиннеров: <a rel=»nofollow» href=»https://spinnergid.ru/vse-stati/samyj-dorogoj-spinner.html» target=»_blank»>https://spinnergid.ru/vse-stati/samyj-dorogoj-spinner.html</a>
osu.ppy.sh занятная игра, развивающая реакцию и моторику рук
Вот довольно познавательная статья на тему моторики рук и ее развития у взрослых и детей <a rel=»nofollow» href=»https://trey.pro/base/347-kak-razvit-melkuyu-motoriku-ruk-u-vzroslogo-i-u-detei.html» target=»_blank»>https://trey.pro/base/347-kak-razvit-melkuyu-motoriku-ruk-u-vzroslogo-i-u-detei.html</a>