Как дети осваивают язык — лонгриды от ПостНауки
Записывать речь за ребенком довольно сложно, потому что ты либо постоянно наблюдаешь и участвуешь в том, как происходит овладение речью, либо отвлекаешься от того, что делает ребенок, и начинаешь судорожно записывать. Когда изобрели магнитофоны, встал вопрос о том, где ограничить запись речи (сегодня, при анализе Big Data, и это перестанет быть проблемой).
Сначала было так дорого записывать речь ребенка, что ограничения носили чисто финансовый характер. Когда появились видеомагнитофоны и другие средства записи звука вместе с визуальным рядом, то стало интересно прослеживать поэтапное становление речи, связь жестов, движений глаз и местоположения в пространстве с артикуляцией, соотношение речи взрослого и ребенка, слова и дела. Кропотливый анализ происходящего и слышимого занимает много времени. Не стоит забывать, что все это — часть коммуникации, формирования межличностного общения.
Из записей речи собираются большие лингвистические корпуса, благодаря которым удается узнать, какие слова и конструкции когда появляются и как развиваются. Кроме того, можно проводить срезовые эксперименты: давать многим детям одного возраста одно и то же задание на понимание, воспроизведение, дополнение, рассказ, пересказ, описание, перефразирование, добиваться ответов на вопросы, превращения утверждений в вопрос или отрицание и наоборот, а потом повторять то же с детьми следующего возраста.
Все эти операции над речью имеют разную психолингвистическую сложность. С детьми постарше аналогичные процессы исследуются во время чтения и письма. Следует аккуратно отбирать экспериментальный материал и с точки зрения лингвистических явлений, и с точки зрения наглядности. Необходимо также учитывать, кто и как общается в момент эксперимента с детьми, в какой обстановке эксперимент проводится. За поведением ребенка в момент переработки речевой информации можно следить при помощи анализа движений глаз, а также снимая показатели мозговой и физической активности.
От гуления и лепета к словам
По-русски говорят о гулении, то есть о произношении определенных слогов, и о лепете, когда в них уже можно выделить определенные прототипы будущих фонематических конструкций. До шести-восьми месяцев ребенок способен производить аморфные звуки, из которых затем формируется звуковая система его родного языка. Малыш реагирует на интонацию.
Примерно около года должны появляться первые слова ребенка, у некоторых детей они есть уже в пять месяцев, у некоторых только в полтора года. Первые двусловные предложения появляются к полутора годам. Считается, что, когда ребенок овладел примерно 50 словами, он может соединять их в конструкции. Например, конструкция со словом «дай»: после слова «дай» будет подставляться большое количество разных существительных. Служебные слова, как правило, появляются чуть позже.
Как нарабатывается словарный запас
Как в фонетике мы сначала не можем сказать точно, какой именно звук произносит ребенок, так и при овладении словами мы тоже говорим об аморфных словах, которые практически означают очень много, в труднопроизносимой, трудновоспроизводимой взрослыми форме. А ребенок их использует для того, чтобы обозначить множество ситуаций. Например, слово «ботинки»: некоторые дети говорят «тити́ти», некоторые говорят «боти́ба» от такого лепетного слова «боти́» — сокращение слова «ботинки» и прибавление следующего слога. Это детское слово «ботинки» может означать: «пойдем гулять», «папа ушел на работу» или «хочу поиграть с чем-то коричневым», таким же, как цвет этих ботинок.
В полтора года начинается довольно быстрый рост словаря. С возраста двух лет ребенок осваивает примерно 10–15 слов в день. Сначала он учится их понимать, а потом употреблять — вначале в знакомых ситуациях, а потом в незнакомых. К моменту поступления в школу он владеет уже несколькими тысячами слов. В школе владение речью не заканчивается: письменная основа, нормализация того, что было усвоено в устной форме, оказывается очень большим толчком в развитии речи. Постепенно усваиваются, например, орфография, пунктуация, стилистика, научная терминология.
Как осваивают язык билингвы
Если родители ребенка говорят с ним на разных языках, ребенок может усваивать одновременно два языка. Каждый из этих языков усваивается в такой же последовательности, как и у ребенка-монолингва, — возможно, несколько медленнее. Иногда бывает, что по сравнению с однолетками словарный запас ребенка на одном из языков может быть несколько меньше, хотя если собрать слова обоих языков, то итог будет гораздо больше, чем у одноязычного ребенка. Должен быть достаточный инпут: для выстраивания языка должно хватать речи, которую взрослые обращают к ребенку на каждом из языков.
У человека, который с детства привык говорить на двух языках, формируется особая когнитивная способность: он может легче ориентироваться в меняющейся ситуации, быстрее прин
Как ребенок учится говорить: развитие речи детей
Как общаются дети
Еще не умея говорить, дети довольно хорошо выражают свои потребности другими способами — они плачут, когда голодны, гулят, когда довольны, отворачиваются от еды, которая им не нравится, и указывают на игрушку, которую хотят получить. Все эти звуки и жесты являются простыми формами коммуникации, лежащей в основе более полноценных методов общения, которые разовьются у ребенка впоследствии.
Как и взрослые, изучающие иностранный язык, маленькие дети часто понимают больше, чем могут сказать. Специалисты по детскому развитию выделяют различия между тем, что ребенок понимает («воспринимаемая речь»), и тем, что он может сказать («экспрессивная речь»). Определить, что может сказать ваш ребенок, легко — нужно просто прислушаться к нему. Но как определить, что ребенок понимает? Одним из способов является наблюдение за его реакциями на вашу речь.
Когда ребенок запомнит свое имя?
Многие дети начинают узнавать звук своего имени в промежутке от 4 до 8 месяцев. Чтобы определить, настал ли этот момент, негромко позовите ребенка по имени и посмотрите, повернется ли он, чтобы посмотреть на вас. Но убедитесь в том, что он реагирует именно на свое имя, а не на тон или звук вашего голоса.
Когда мой ребенок скажет свои первые слова?
Примерно в районе своего первого дня рождения дети начинают говорить и первые слова. Но к тому моменту, как ребенку исполнится 20 месяцев, многие дети запоминают уже по девять новых слов в день, а это больше 250 новых слов в месяц! В 2 года малыши переходят на следующий этап: они начинают составлять двусложные «предложения» вроде «молоко нет» (что может означать «я допил молоко» или «я уронил чашку с молоком на пол»).
Предугадать точный возраст, в котором каждый ребенок переходит на определенный этап развития речевых навыков, сложно. Однако разница между развитием речи у детей обычно составляет не больше двух месяцев. Если у вас есть вопросы или сомнения относительно развития вашего ребенка, не забудьте сообщить о них врачу.
Список для проверки развития речи у ребенка:
9 месяцев:
- Он поворачивает голову, когда слышит свое имя?
- Он издает бормотание вроде «ма-ма», «па-па» или «ба-ба»?
12 месяцев:
- Говорит хоть одно слово?
18 месяцев
- Говорит несколько отдельных слов?
2 года
- Узнает имена знакомых людей, названия предметов или частей тела?
- Показывает на предмет или картинку, когда ему озвучивают их название?
- Повторяет слова, услышанные в разговоре?
- Использует «предложения» из двух слов?
- Выполняет простые инструкции?
Помогите ребенку развить речевые навыки
1. Начните заранее
С первого дня жизни ребенка вы можете разговаривать с ним, петь ему песни и читать книжки, чтобы путь к обучению начался как можно раньше. Разговаривайте с малышом или пойте ему за едой, во время купания или даже во время смены подгузников. Это очень полезно для ребенка и весело для вас обоих. Читая ребенку книжку, поговорите с ним о сюжете и иллюстрациях.
2. Не монолог, а диалог
Даже если ребенок пока еще только лепечет, старайтесь всегда поддерживать «беседу». Относитесь к языку ребенка как к настоящему и отвечайте на вопросы настоящими словами, будто понимаете, что он говорит (даже если не понимаете). Затем позвольте малышу «ответить». Эта игра может казаться глупой, но так вы учите ребенка построению беседы и навыкам поочередно говорить и слушать.
3. Поиграйте в игру с именами
Вы можете помочь малышу выучить новые слова, проговаривая названия его любимых предметов вслух: «А вот и мячик» или «Мммм… каша!» Когда ребенок запомнит слово, вы можете проверить его, спросив: «Где мячик?», чтобы малыш указал на мячик. А если ребенок уже постарше и может произнести слово, спросите: «Что это?» — малыш должен сказать: «Мячик!»
4. Добавляйте и расширяйте
Если ребенок уже строит предложения из одного или двух слов, уточняйте полное значение его предложения в своем ответе. Если ребенок говорит: «Утка нет», вы можете ответить: «Ты не хочешь утку?» (или если контекст другой: «Не можешь найти утку?»). Таким образом, вы сможете подтвердить, что поняли смысл сказанного малышом, и одновременно показать ему правильную структуру законченного предложения.
Важно помнить, что большая часть развития речевых навыков возникает из ежедневных дел, которыми занимаетесь вы и ваш малыш.
Поэтому не упускайте возможности поговорить с малышом, почитать ему, спеть песню или поиграть с ним. Это поможет малышу в развитии и укрепит связь между вами. Но что еще важнее, вам обоим будет весело.
Как дети так быстро учатся говорить?
Как дети так быстро учатся говорить? До недавних пор популярной оставалась теория, что малыши подражают взрослым. Но Чарльз Янг из Пенсильванского университета США так не считает: «Шимпанзе, которых пробовали обучать человеческому языку, тоже подражают людям. Но при этом создают совершенно нелепые конструкции, которые к тому же не отличаются разнообразием, в то время как дети соблюдают грамматические законы своего языка».
Новорожденный не умеет говорить, а о своих чувствах и желаниях сообщает миру плачем. Однако ребенок способен выделять речь взрослых на фоне других звуков. К году-двум дети уже умеют произносить отдельные слова или даже фразы. К трем годам большинство из них разговаривает несложными предложениями. Но как дети обучаются говорить так быстро? По мнению Янга, малыши с пеленок впитывают грамматические законы родной речи, и позже строят свой лепет именно по этим конструкциям, а не просто подражая родителям.
Многим родителям кажется, что речь их ребенка развивается стихийно. Но это совсем не так: существует определенный порядок освоения ребенком языка, к какой бы группе не принадлежало его родное наречие. С рождения ребенок распознает речь среди других окружающих звуков: в мозге любого человека существует целая структура, ответственная за распознавание речи. Примерно к трем месяцам младенец начинает издавать протяжные звуки, напоминающие гласные в языке взрослых. Педиатры называют этот процесс гулением. Затем он учится произносить слоги, и с помощью их повторения складывает свои первые слова: ма-ма, па-па, ба-ба. К году-полутора ребенок уже обычно умеет произносить отдельные, возможно, слегка искаженные слова и даже фразы. И вот тут начинается самое интересное с точки зрения лингвистов. По каким принципам малыш складывает эти фразы?
Господствующей по сей день теорией была подражательная: дескать, дети просто по мере своих возможностей копируют речь взрослых. Но оказывается, при более пристальном рассмотрении эта гипотеза имеет много слабых мест. Чарльз Янг проанализировал фразы детей, которые только-только научились составлять конструкции из двух-трех слов. Оказалось, что дети вполне способны составлять собственные словосочетания, а не те, которые услышали от взрослых. Наиболее распространенная конструкция — определяемое слово плюс определяющее, которым может быть, например, прилагательное или глагол. Частота таких сочетаний в детской речи оказалось примерно такой же, что и во взрослом языке.
Читайте также: Детям расскажут про это в детском саду
Причем дети не прилепляют друг к другу хаотично пару существительных — к примеру, они могут сказать о собаке, что она «большая», или «рыжая», или «идет». Но они не скажут «собака дорога», в то время, как «собака на дороге» — вполне могут. Получается, что дети хорошо усваивают законы грамматики и строят фразы по этим законам. Дети могут ошибиться с числом, падежом или родом, но вряд ли составят дикую конструкцию, нарушающую основные грамматические правила языка.
Еще один пример, который приводят Янг в опровержение подражательной теории — артикли. В английском языке часто встречаются сочетания существительного и с определенным артиклем «the», и с неопределенным артиклем «a». Дети употребляют с существительными и тот, и другой, но никогда — оба вместе. То есть речь не идет о бессмысленном копировании «взрослых» слов: ребенок безотчетно понимает, что оба артикля нельзя поставить возле одного существительного. То есть уже усвоил некий закон строения родного языка.
А вот кто по-настоящему хорош в подражании, так это обезьяны. В попытках проверить эволюционную теорию было предпринято немало попыток обучить шимпанзе человеческой речи. Обезьяны пользовались карточками с условными изображениям, означающими то или иное слово. В какой-то мере приматам удавалось овладеть таким «символьным» языком. Однако используемые ими конструкции были скудны, а сочетания символов порой нарушали грамматические правила. К примеру, обезьянка Уошо для обозначения невкусного редиса применяла слова: «боль» и «плакать», в человеческом языке несочетаемые без предлога.
Выходит, дети намного умнее, чем мы думаем. При обучении языку дети подражают не конкретным, услышанным от взрослых примерам, а следуют грамматическим законам. Причем эти законы дети усваивают с невероятной быстротой. В отличие от них, человекообразные приматы даже спустя годы обучения продолжают имитировать конкретные конструкции без какого-либо осмысления грамматических правил и попыток разнообразить свою речь. Впрочем, человеческий язык для шимпанзе не слишком естественен. Возможно, в тех звуках, которые обезьяны используют для общения между собой, царит грамматический порядок — но это предмет для дальнейших исследований ученых.
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»
Учимся говорить | Этапы в освоении речи у ребенка
Этапы в освоении речи
Первые месяцы жизни
Еще задолго до того, как ребенок научится говорить, он внимательно прислушивается ко всем звукам, окружающим его в этом мире, особенно к речи. Малыш уже начинает издавать свои собственные звуки, а когда родители отвечают ему на эти первые попытки общения, младенец воспринимает это как разговор – и это первый опыт обучения, начало становления речи.
Когда малыш начинает плакать, обязательно отвечайте ему – этим вы показываете, что услышали его, что вы уделяете ему внимание. Это первый этап общения матери и ребенка.
8-12 месяцев
Звуки, которые в первые месяца жизни издавал ваш малыш, переходят в лепетание повторяющихся звуков, например, «да-да-да-да» или «ма-ма-ма-ма». Дети учатся понимать значение простых слов, даже если не умеют еще их произносить, выполняют вашу просьбу, обращенную к ним, например: «Дай мне мячик!».
12- 18 месяцев
Ребенок начинает лепетать на своем собственном языке все больше и больше, наконец, появляются и первые произнесенные слова – простые, как, например, «мама», «папа», «баба», «да».
- В этом возрасте малыши показывают на предметы, название которых уже знают, а также могут произносить звуки, издаваемые животными. Им очень нравится слушать песенки, музыку, рассматривать книжки с картинками. Ребенок уже знает свое имя и отзывается на него.
18 месяцев – 2 года
Полуторагодовалые дети уже умеют произносить от 6 и более слов. 2-летний ребенок уже имеет в своем словарном запасе около 100 слов.
Многие слова, произносимые малышом, могут быть непонятны окружающим, но на такой случай есть собственный переводчик – мама или папа. Малыш уже может называть свое имя, просить ту или иную вещь, сообщать, голоден ли он или хочет пить.
- В этом возрасте дети уже складывают слова в сочетания, например: «папа дома», «все ушли», повторяет окончания предложений, пытается изобразить различные звуки.
3 года
Начинается возраст «почемучек»! Из наших любимых детишек градом начинают сыпаться вопросы типа: «Что?» и «Почему?». Ребенок начинает строить предложения, причем старается правильно склонять слова.
Начинает отличать правду ото лжи, различает события в настоящем, прошлом и будущем. Речь 3-летнего ребенка становится более четкой и понятной. Дети могут говорить сами с собой в то время, когда они заняты игрой. Заучивают стихи и песни, просят взрослых рассказывать им сказки и читать книги.
Как ребенок учится говорить: что выяснили психологи
Психологи из университета Ливерпуля в ходе недавних исследований обнаружили, что дети в возрасте 2 лет способны понимать достаточно сложные грамматические конструкции, несмотря на то, что они еще не умеют говорить целыми предложениями. Это, по мнению ученых, проливает новый свет на то, как ребенок учится говорить, и каким образом происходит освоение родного языка.
В ходе эксперимента детям было предложено прослушать предложения, в том числе, и составленные из сложных слов. А затем показать картинку, которая, по их мнению, соответствует смыслу этих предложений. И количество правильных показов значительно превысило возможный процент угадывания.
Исследователи предположили, что малыши в возрасте до двух лет знают о структуре родного языка больше, чем можно судить по их текущему уровню речевого развития. И гораздо больше, чем считалось ранее. Они могут оперировать достаточно сложными грамматическими структурами, чтобы понимать новые слова. Это может объяснить ту скорость, с которой идет освоение речи в младенческом возрасте.
Руководитель исследования доктор Каролина Роуленд отметила в этой связи: «Когда ребенок осваивает язык, ему приходится узнавать не только значение новых слов. Но еще и то, каким образом они связываются с другими словами, чтобы обозначать те или иные понятия. Большинство детей в возрасте 2 лет способны комбинировать в речи обычно не более двух слов. К примеру, малыш может сказать «хватит сока» или «нет шапки», но ему пока сложно сформировать целое законченное предложение. А в ходе исследования было высказано предположение о том, что между 2 и 3 годами дети учатся строить свое понимание грамматики языка, не только слушая окружающих людей, но и наблюдая за ними. Дети способны воспринимать различные значения тех или иных грамматических конструкций, даже несмотря на то, что пока они не способны их произносить».
Для проверки этого предположения, детям предложили картинки с кроликом и уткой. Одна картинка изображала кролика, который поднимает ногу утки, а на другой животные были изображены по отдельности, и каждый их них поднимал ногу. Когда предложения, описывающие эти картинки, были произнесены в присутствии детей, а затем их попросили показать картинку, им соответствующую, большинство детей указали правильно.
На основе исследования были сделаны новые выводы о том, как ребенок учится говорить. Скорее всего, тот набор слов, которые дети уже умеют говорить к 2 годам, намного меньше того, что они в действительности знают о лексике и грамматике родного языка. А овладение основными грамматическими конструкциями происходит гораздо раньше, чем было принято думать. Исследование показало к тому же, что дети используют грамматику для того, чтобы получить знания о значении новых для них слов. И в том числе для тех слов, которые не обозначают конкретных понятий или объектов, к примеру, для слова «знать» или «любить».
Основываясь на своем знании грамматики, дети как бы сужают круг возможных значений новых для них слов, что позволяет им быстрее их освоить и запомнить. Так что не стоит намеренно упрощать свою речь, разговаривая с малышами, как не стоит и пренебрегать покупкой игрушек для новорожденного, мотивируя это тем, что ребенок еще слишком мал, чтобы что-то понимать. Подобным подходом родители как бы искусственно замедляют развитие своего малыша.