Дети не слушаются что делать – Психологи, помогите справиться с 6-летним ребенком! — 6 летний ребенок не слушается — запись пользователя Екатерина (katyushatim) в сообществе Психология в категории Посоветуйте психолога!

Содержание

«Что делать, когда дети не слушаются?» – Яндекс.Знатоки

Хотелось бы, чтобы вопрос звучал более конкретно — не понятно, в чем проблема?

То ли в том, что родители раздрпжаются и злятся и тогда вопрос должен звучать: «Как не раздражаться, когда дети не слушаются?»

То ли проблема в том, что дети не слушаются, и тогда вопрос будет другой: «Как сделать так, чтобы дети слушались?» или «Что нужно делать родителям, на что обратить внимание, чтобы дети слушались?»

На такой общий вопрос можно дать соответствующий верный ответ — реагировать.

Для других, более конкретных ответов, надо уметь читать ваши мысли (а это невозможно), знать, что конкретно вы имеете ввиду.

Тем не менее, дам несколько рекомендаций, которые будут полезны родителям.

  1. Не предъявляете к себе завышенных требований — вы не идеальны и не воспитаете идеальных детей.
    Если вы страдаете «должноманией» — предъявляете к себе завышенные, нереалистичные требования, то это неизбежно приведёт к тому, что вы перекинете завышенные требования на детей. В силу возраста, физиологической и психической несформированности они их удовлетворить не смогут. И ваши отношения будут становиться всё хуже и хуже. Ваше недовольство детьми и ваше раздражение будут расти.

Не пытайтесь добиться совершенства.
Требование совершенства — это безумие!

  1. «Нельзя взять оттуда, куда не положили». Всё что демонстрируют дети, в них кто-то вложил. Вопрос кто — риторический. Следовательно, дети не виноваты.

  2. Но и вы не виноваты. Вы делаете то, что можете исходя из того, что знаете, умеете и кем являетесь.

Проблема в том, что вы не знаете как надо — не владеете знаниями и методами.

  1. Человек — продукт воспитания и среды.
    Какая среда у вас в семье? Это хорошее, безопасное место, где все помогают друг другу? Или это место, где ожидают, требуют, и заставляют.
    Какое воспитание вы даёте? Воспитание — это не то что вы произносите ртом, а то, что дети наблюдают, глядя на вас. Какое ваше поведение, какие ценности, какое отношение к друг-другу и к труду они наблюдают?

Станьте примером — лучшим собой, ибо вы получите то, что вложите. А если не вложите, то и не получите.

  1. Воспитание, особенно до 10 лет, должно быть похоже на дрессировку собак. Чем меньше похоже, тем хуже результат и тем менее квалифицирован воспитатель.

Суть её – одобрять положительное поведение (позитивное подкрепление) и давать негативную реакцию на нежелательные действия (негативное подкрепление).

Негативное подкрепление должно исходить от самих родителей.

Если ребенку, который бьет других детей, сказать, что так делать нельзя, потому что другим больно, это не сработает. Ему будет всё равно. И это нормальная реакция для детей (ибо не сформировалась ещё префронтальная кора и воля не развита).

❗Отсылка к общественной морали «так делать нельзя» – негативным подкрепление не является и не работает.

Подкреплять надо собой:
«Мама недовольна твоим поведением!»

И маме нужно показать свой гнев — тембром голоса, мимикой, жестами, движением…

Очень важно и положительное подкрепление, про которое часто забывают. Пришли вы со своим дерущимся ребёнком на детскую площадку, и он за 5 минут прогулки еще никого не ударил. Обязательно сообщите ребенку, как вы довольны этим:

«Ты так замечательно играешь с другими детьми и никого не бьешь. Я мечтала об этом!»

  1. Надо быть последовательным — слова с делами не расходятся. Если расходятся — вы пртеряете авторитет и влиять не сможете, не сможете воспитывать.

  2. Если ребёнок виснет в виртуальном мире, это значит, что вы не смогли показать ему привлекательность мира реального. Покажите, увлеките его реальностью. Другого способа нет.

Тут можно домысливать проблему и говорить о том, кто должен убирать игрушки, нужно ли с детьми делать уроки, но тогда ответ будет бесконечен.

Если нужно подсказать что-то конкретное — спросите точнее, конкретно, что интересует, в чем состоит проблема и что хочется получить в результате.

«Что делать, если ребенок не слушается в 3 года?» – Яндекс.Знатоки

27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок

Рассказывает Монтессори-педагог.

Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.

Конечно, ребенок вырастет, так что, держитесь. А пока мы собрали полный перечень детских «не хочу» и адекватных взрослых ответов на них. Как разговаривать с «великим Нехочухой», подсказывает Монтессори-педагог Татьяна Брыкова.

Не хочу спать!

Если этот вопрос часть других — не хочу есть, пить, спать, умываться, не хочу ничего — и возраст ребенка 1,5-4 года, скорее всего, мы наблюдаем кризис трех лет.

Важное отступление про кризис трех лет. Ребенок уже прошел кризис одного года: он научился управлять своим телом, освоил прямохождение, манипулирование предметами. К трем годам он начинает понимать, что его мир сильно ограничен взрослыми. Чем больше ребенка опекают и чем больше взрослые его обслуживают, тем сильнее у него накапливается чувство собственной неполноценности. Рано или поздно ребенок понимает, что в его власти только отказаться от того, что ему предлагает родитель. Именно ограниченная ситуация порождает яростный протест: не хочу все!

Кризис трех лет в норме разрешается тем, что ребенок начинает осваивать игру: я не могу быть водителем трамвая — но я могу играть в водителя трамвая. Ребенок сублимирует взрослую деятельность в игре — и этим разрешает свою невозможность делать взрослые дела.

Игра — это сублимация современного мира. В доисторическом обществе, когда деятельность взрослого была примитивна, ребенок просто начинал выполнять те обязанности, которые ему были посильны. Он включался в работу взрослых и чувства неполноценности не возникало: кризис-то был, но он моментально находил свое разрешение. Посмотрите на список «не хочу» в этой статье — крестьянскому ребенку 300 лет назад никто ничего подобного не предлагал.

В настоящее время кризис трех лет разрешается так: чем больше у ребенка в возрасте от 1,5 лет появляется своих дел и обязанностей, тем меньше протеста у него возникает. 

Ребенок в группах Монтессори проблем негативизма не знает: не хочешь есть — не ешь. Там у ребенка почти нет «нехотения».

Что делать в случае, если проблема сиюминутная: прямо сейчас нужно укладывать ребенка спать, а он спать не хочет.

Важно: как часто такое возникает? Если не хочет спать только сейчас, ситуация одна. Если скандалы с укладыванием спать постоянные — решение будет совершенно другим.

Смотрим на причины. Если сегодня в гости приехала бабушка и ребенок не хочет спать, решение одно. Если ребенок встает вовремя и каждый вечер скандалит из-за того, что его укладывают спать в 8 часов — может быть, имеет смысл укладывать позже. Или организовывать ритуалы, потому что зачастую мама приходит и с места в карьер: пора спать, идем чистить зубы. То есть ребенку необходимо прервать игру, перестроиться и пойти спать, а он еще не умеет так собой управлять. Нужен ритуал: мама может позвать его на вечернюю сказку, пусть это будет даже мультфильм. Это может быть общение, которого ребенок ждет целый день. Ситуация укладывания спать должна быть привлекательна.

Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну

Если ребенок перестал хотеть спать внезапно, необходимо проверить, не появилось ли у него страхов: темноты или монстров, может, он посмотрел страшный мультик, прочитал страшную историю или кто-то что-то ему рассказал.

Не хочу одеваться!

Частные случаи: не хочу надевать много тяжелой зимней одежды. Не хочу надевать этот шарф, он колется. Не хочу надевать эту футболку, она некрасивая!

Сначала про зимнюю одежду. Основная причина того, почему ребенок не хочет одеваться, — он не умеет и ему неудобно. Этот вопрос надо продумывать, находить лайфхаки, приемы, хитрости.

Ребенок недостаточно умел, чтобы одеваться самому; важно, чтобы одежда была комфортная. Ему должно быть удобно надевать ботинки, легко натягивать штаны.

Уже с 1,5 лет нужно постепенно обучать, давать инструкции, расширять детские возможности: в 1,5 года ребенок в состоянии надеть на себя шапку или носки.

Мама параллельно одевается сама, рассказывая, что они будут делать на улице, когда оденутся, на какую машину они посмотрят, какую кису они проведают, какой сок будут в магазине покупать. Ребенок получает информацию о том, зачем ему нужно одеваться, это важно!

Если шарф колется — найдите другой шарф.

Если не нравится  футболка — наденьте другую. Прививать малышу чувство стиля и ссориться с ним из-за неподходящей (по вашему мнению) одежды — это трата нервов и времени. Если ребенок хочет идти на улицу в купальнике и резиновых сапогах, а на улице при этом тепло — почему нет. Если ему кажется некрасивой зимняя одежда, без которой не обойтись, можно попробовать купить значки или термо-наклейки с изображениями героев мультфильмов. Опять же, оставьте уже ваше чувство прекрасного: да, Человек-Паук на новом пуховике, возможно, смотрится нелепо, но зато вы избавлены от утренних препирательств, а ребенок счастлив.

Не хочу есть!

Ребенок не обязан есть кашу, суп или овощи. Но ребенок также не должен диктовать маме, что готовить. Родители могут лишь прислушиваться к тому, что ребенок любит, и согласовывать этот момент.

Не проблема, если ребенок съест немного меньше, это не страшно.

Хорошо в возрасте от 3 лет ребенку давать возможность наливать и накладывать себе самому. Когда не мама накладывает еду и ставит тарелку, а у ребенка есть возможность подставить стул и с маминой помощью положить столько, сколько он хочет.

Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов

Маленький ребенок накладывает обычно больше, чем может съесть, поэтому с ним нужно обсуждать, что еда – это ценность и труд, что каждый кусочек посадили, вырастили, собрали, привезли, приготовили. Поэтому выбрасывать еду не очень хорошо. Предложить детям подумать, что сделать, чтобы еда выбрасывалась поменьше — они сами приходят к мысли, что надо начинать с небольших порций, а потом, если хочется, положить добавки.

Не хочу выключать планшет!

Это вопрос правил. Есть вещи, которые не находятся в компетенции ребенка. Вполне нормально, что планшет — собственность мамы и она решает, когда и на сколько ребенок его получает.

Если эта ситуация решается с прогибами — ты сильно плачешь, ладно можно, а завтра опять нельзя, послезавтра я разговариваю по телефону, поэтому забери планшет и отстань — у ребенка нет информации, как долго можно пользоваться планшетом, нет границ, насколько он в этой ситуации хозяин, и тогда он будет скандалить больше, чаще и сильнее.

Поэтому планшет выдается по таймеру или расписанию.

Не хочу идти на улицу!

Если это не кризис трех лет, то проблема решается вопросом «зачем мы идем на улицу». Когда взрослому необходимо выйти по делам, тогда это вопрос правил: прости, пожалуйста, я не могу оставить тебя одного дома, хочешь-не хочешь, идти надо.

Можно договариваться с ребенком, какой дорогой вы пойдете или как будете смотреть ту машину с оленем на капоте или кошку в таком-то окошке.

Если дело для ребенка неинтересное (поход к врачу, в банк), на обратном пути можно предложить выбрать то, что ему интересно. Причем мы не подкупаем ребенка покупкой шоколадки — мы даем ему выбор из того, что можно.

Если ситуация дошла до истерики, ребенка нужно взять на руки (или посадить к себе на колени) и дать выплакать слезы тщетности. Я тебе сочувствую и хочу помочь, я тебя люблю, давай вместе решать, как сделать, чтобы тебе было повеселее, но все равно надо идти сегодня в ЖЭК, что поделаешь.

Но лучше до слез не доводить и предложить какое-то интересное дело. А требовать, чтобы ему было интересно ходить с мамой в Сберкассу, — нонсенс.

Не хочу уходить с улицы, из игровой, с батута

Ситуация возникает, когда мама внезапно сообщает увлеченному ребенку, что пора идти, а он ее не слышит — и возникает скандал. У маленьких детей эта проблема решается тем, что мы уходим не с прогулки, а меняем одно интересное занятие на другое интересное занятие. Погуляли на площадке  — а теперь идем посмотреть на интересную машину, рисовать стрелочки на асфальте, рисовать тайные знаки на снегу, открывать магнитным ключом дверь (я тебя подниму, ты сам откроешь), проверять почту, нажимать кнопки в лифте. То есть мы идем не домой, а заниматься другими интересными вещами.

В перерывах, когда ребенок закончил свою основную деятельность, — откачался на качелях, откатался на горке и ищет, чем бы еще заняться — в этом момент мы подсказываем ему идею.

Не хочу идти дальше! (останавливается на улице и дальше не идет)

А куда хочешь? — Хочу здесь сидеть! — Ну давай посидим.

Если торопимся — иди на ручки, я тебя понесу. Хорошо, если это произносится не в директивном тоне, а в игровом: как бы мне тебя понести — за руки, за ноги или за нос? Либо можно выбирать: если идти не будем, то давай мы с тобой попрыгаем или полетим, можем пальчиками ходить по бордюру или играть в божьих коровок и перепрыгивать.

Ребенку не нравится, когда его перемещают в пространстве как мешок картошки, — конечно, он протестует.

Не хочу убирать игрушки!

Вопрос делится на 2 части: как организовано хранение игрушек и как организована игра.

Если игрушки находятся в неструктурированном хаосе в больших баулах-мешках-коробках, если ребенку дается полная воля их высыпать-рассыпать-расставлять — логично, что четырехлетка убрать этот хаос за собой не может. Это ошибка родителя, не ребенка. В такой ситуации необходимо игрушки рассортировать: от части избавляемся, часть убираем на верхнее хранение.

С 3 лет ребенка его игрушки должны быть расставлены на стеллажах и их должно быть видно. Если игрушки хранятся в контейнере, аккуратно их убрать ребенок не может, большого смысла эти игрушки не имеют.

Хорошо бы договариваться, чтобы игра происходила по правилам: сначала убрали машинки, потом достали конструктор.

Хорошо убирать игрушки в игровой форме: возвращать машинки в гараж, кукол — домой, строить башню из кубиков в ящике, убирать игрушки на скорость под быструю музыку.

Если я впервые решила заставить ребенка убирать игрушки, а он не убирает — это вполне естественно. Лучше, если это будет системой с раннего возраста: игрушек немного, они выставляются на стеллаж и ротируются родителем. То, что не используется — ставится на антресоль. Можно вместе выбирать, что мы достаем на следующей неделе — и это еще одна компетенция ребенка, в этом случае он настоящий хозяин игрушек.

Хорошо, когда место на полках ограничено и ребенок знает: чтобы что-то добавить, надо что-то убрать. В случае, если игрушки желанны и осознанны, если это не пластиковый мусор, убираются они с большим трепетом.

Если вы вспомните детские начала или середины 20 века — на этажерке стоят кукла, мячик, мишка, кубики, коробка с солдатиками. А 3 икеевских короба с Лего трудно убрать даже взрослому; как это будет убирать четырехлетний ребенок?

Не хочу выкидывать сломанную игрушку!

Значит, будем чинить. Если она так дорога и нужна – не выкидывать. Если игрушек много и это ломаный хлам — предлагаем разбирать: сам решай, какие игрушки нужны, какие выкинуть.

Не хочу умываться!

Дети умываются вместе со взрослым. Мама чистит зубы — ты чистишь зубы, мама умывается — ты умываешься. Это не желание, это правило. Маленького ребенка умывает родитель и постепенно разрешает умываться самому. Хорошо, когда не заставляют умываться, а разрешают.

Если умываться не хочет ребенок постарше, нужно проверить: может, он боится воды, у него чувствительная кожа, щиплется мыло, физические проблемы. Важно поддерживать, радоваться — не хвалить, а именно поддерживать. Хорошо работает похвала в 3 лице, когда мама рассказывает кому-то: Вася сегодня так здорово умывался.

Не хочу слушать сказку!

Нет проблемы. Почему ребенок должен хотеть слушать сказку? Не хочет — не слушает.

Не хочу веселиться на детском празднике и водить хоровод

Ребенок не должен хотеть веселиться. Не хочет — не водит. Да, конечно, вам очень хочется, чтобы он был лидером, но это уже проблема родителя, а не ребенка. Застенчивым и тревожным детям часто бывает очень трудно включиться в общее веселье, особенно, когда вокруг еще толпа незнакомых взрослых и громкая музыка. Не нужно их заставлять.

Не хочу в гости!

Гости — это удовольствие, если удовольствия нет, не надо ходить в такие гости.

Приглашение в гости к ровесникам — не хочешь, не иди. Если зовут в гости к бабушке и надо ехать — извини, не могу тебя оставить дома одного. Сходим, подарим подарок и пойдем домой.

Выясняем, почему ребенок не хочет в гости. Возможно, там его берут на руки без разрешения, заставляют есть, разговаривают с ним так, как ему не нравится. Тогда вопрос нужно решать с взрослыми, а не с ребенком.

Не хочу уходить из гостей!

Это вопрос правил: все уходят, праздник закончился. Если надо уйти раньше, когда праздник еще продолжается, — объяснять, почему.

Не хочу делиться игрушками или вкусным!

Ребенок не обязан делиться.

Не хочу отдавать чужую игрушку владельцу!

Как получилось, что чужая игрушка оказалась у ребенка? Если схватил и не отдает, это одно, если дали поиграть, это другое.

Если схватил и не отдает — искреннее удивление мамы: нет, что ты, это же Васина! Давай мы Васе отдадим, а если она тебе очень понравилась, давай предложим поменяться.

Если игрушка понравилась-хочу-сейчас дайте-ничего меня не успокаивает — обнять, пожалеть и дать выплакаться. Очень жаль, но это не наша игрушка. Может, мы такую на день рождения купим, если ты не передумаешь.

Игрушка владельцу отдается без вопросов, ребенок утешается и хвалится: ты хорошо поступил, что вовремя отдал вещь, ты хороший человек.

Не хочу обнимать бабушку или разговаривать с ней по телефону!

У ребенка нет обязанности обнимать бабушку.

Не хочет разговаривать по телефону — то же самое. Можно спросить: бабушке передать от тебя привет? И вслух: бабушка, он передает тебе привет, он сейчас конструктор собирает, не хочет разговаривать, но привет передает.

Это вопрос отношений мамы и бабушки, а не ребенка.

Не хочу пристегиваться в автокресле!

Это вопрос безопасности, его ребенок не решает. Пристегиваемся без вопросов. Мы полны сочувствия, но это правило. Даем ему в руки планшет, машинку, куклу и едем даже с криками и воплями.

Обычно протест вызывает, если мама пристегивает, бабушка не пристегивает, до магазина не пристегиваемся, туда-то пристегиваемся. Должно быть правило: пристегиваемся всегда.

Продолжение на сайте Chips Journal

Если ребенок не слушается, что делать? Личностный подход

Если ребенок не слушается

Зачем учить ребенка слушаться?

Большинство родителей убеждены, что дети должны слушаться. Это одна из главных их забот в воспитании детей: как научить ребенка слушаться? Как заставить ребенка слушаться? Что делать если ребенок не слушается? Конечно, иметь дело с совершенно неуправляемым чадом нам очень неудобно.

Но тут есть один нюанс: а кому нужно, чтобы ребенок был послушным? Спросим себя, чего мы на самом деле хотим от ребенка? Мы хотим, чтобы он просто слушался ради послушания — потому, что так надо, и точка. Или мы хотим, чтобы с ним можно было договориться, как с человеком, в каких-то совместных делах?

Эти наши позиции в воспитании подразумевают не только разный стиль отношений с ребенком, но и имеют совершенно разные последствия. Самое странное, что безусловное послушание многими считается не только удобным для себя, но в первую очередь, полезным для самого ребенка — правильным, чуть ли не добродетелью. Бытует миф, что ребенок не послушный и не признающий безусловный родительский авторитет, несчастен и неспокоен. Но так ли это на самом деле или это миф, придуманный родителями для оправдания своего властолюбия и удобства?

Если посмотреть на взрослых людей, то очевидно, что больших успехов в чем бы то ни было достигают те, кто облает ответственностью и самостоятельностью. Чтобы добиваться своих целей, и даже иметь нормальные отношения, человеку нужно четко понимать эти самые цели, уметь принимать решения, иметь свою точку зрения, быть способным настоять на своем. Даже просто знать, чего хочешь и умение сказать об этом другому — одна из составляющих нормальных отношений, например. Но как человек приобретет все эти качества, если он воспитывался в стиле безусловного послушания? Как ему поможет в этом привычка ориентироваться на авторитет родителей? Ответ очевиден — никак.

Тем не менее общепринятый подход родителей к воспитанию основывается на послушании. Вплоть до того, что считается, что послушный ребенок — это хороший ребенок, а непослушный — плохой. Плюс к этому, считается, что родители непременно должны ребенку что-то «прививать», какие-то качества, которые им кажутся положительными и соответственно, препятствовать развитию качеств отрицательных — это громко называется нравственным воспитанием.

Воспитание или манипулирование?

По умолчанию считается, что отрицательные качества врожденны — и наша задача их задавить, а положительные — только приобретаются, и их нужно насаждать любой ценой, преодолевая сопротивление порочной природы ребенка. Для достижения этих результатов мы применяем метод «кнута и пряника», а также различные манипуляции, превращая процесс воспитания в скорее в дрессировку. Нам не приходит в голову учить малыша сидеть или ходить — мы знаем, что он научится этому и без нас. Но в отношении его личности мы полагаем, что необходимо наше вмешательство.

Слово «воспитание» значит «вскармливание», а совсем не формирование личности ребенка по образцу, который мы имеем в своей голове, не дрессировка. Мы уже говорили о разных подходах в воспитании детей, разделив их на авторитарный и личностный. Хочу поделиться мнением психолога и философа Эриха Фромма, который считает, что воспитание и манипуляция — противоположные процессы:

Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Это те способности ребенка, которые могут не получить развития: способность любить, быть счастливым, разумным и такие особые способности, как художественный талант. Это семена, которые прорастают и дают плоды, если для их развития созданы надлежащие условия, но они могут и зачахнуть, если такие условия отсутствуют. Одним из самых важных условий является вера в возможности ребенка людей, особенно значимых в его жизни. Наличие этой веры отличает воспитание от манипуляции.

Противоположностью воспитанию является манипуляция, которая основывается на отсутствии веры в развитие возможностей и на убежденности, что с ребенком будет все в порядке, только если взрослые вложат в него то, что желательно, и устранят то, что кажется нежелательным. Нет необходимости верить в робота, поскольку в нем нет жизни.

Эрих Фромм «Человек для себя»

Э. Фромм полагает, что манипулировании в воспитании выражает  страсть властолюбия родителей, их авторитарный характер, а никак не заботу о ребенке, сколько бы они не говорили о заботе. Ребенку, чтобы развиваться, нужно познавать мир, ставить  эксперименты  и совершать ошибки, а не слушаться родителей. Родители только и делают, что мешают ему заниматься познанием. Они все время твердят, что это — плохо, то — опасно, другое — просто «нельзя».

Та же самая беда с развитием. Родители заранее знают, какие черты, что и как нужно развивать в ребенке, и осуществляют это любой ценой, чаще именно манипуляциями, разнообразными подлогами. Либо они  притворяются, что ребенок делает выбор сам, лишая его реального выбора, либо давят на его чувства или угрожают лишением своего расположения — так называемая «условная любовь».

В общем и целом, задача воспитания авторитарным родителем видится не в том, чтобы помочь ребенку развить свои задатки и способности и стать уникальной и самостоятельной личностью, а в том, чтобы любой ценой втиснуть его в те рамки, которые родителям кажутся правильными, пока это не породит естественную реакцию в виде испорченных отношений с ребенком в подростковом возрасте. И сколько потом проблем возникает у человека в результате внутреннего конфликта между родительскими рамками и ожиданиям и своими собственными, на корню задавленными способностями и задатками!

Но почему не предположить, что ребенок не порочен от природы, а рождается чистым и имеет здоровые и добрые задатки, которые можно помочь ему развить, а вот плохому он, наоборот, учится? Ведь именно наша вера в ребенка передается ему. В раннем детстве он слишком нам доверяет, чтобы критически оценить наше о нем мнение. Если мы считаем его глубоко порочным и нуждающимся в рамкам — он нам верит и вырастет таким. А если мы будем считать его добрым, разумным, способным и относиться к другим и себе с уважением — он впитает это самоощущение.

Основы личностного подхода в воспитании детей

  1. Стоит забыть о понятии родительского авторитета и перестать считать свою волю единственно верной в отношении ребенка. Конечно, мы за него отвечаем, но ведь задача воспитания — вырастить человека, который отвечает за себя сам, правильно, не самоутвердиться за счет него?
  2. Если мы хотим, чтобы ребенок уважал себя и окружающих, то единственное средство этого достичь — уважать его. Других способов привить уважение нет. Страх наказания или лишения расположения — не прививает уважение. Если мы не уважаем ребенка, его мнение и выбор, то он учится так же относиться к себе и другим, и к нам, в частности. Мы можем этого не заметить, если очень запугаем малыша, на корню пресекая любые проявления неуважения, но когда он подрастет — почувствуем это в истинной мере!
  3. Уважение к ребенку начинается буквально с пеленок. По каждому поводу, вместо того, чтобы утверждать своей монаршей властью: «да будет так!» можно спрашивать ребенка, чего хочет он? Кушать или нет, взять ту игрушку или эту, надеть рубашечку или футболку, куда идти гулять и идти ли вообще… Да, он еще не говорит, но мы можем с ним советоваться, побуждая его к принятию решений и показывая свое небезразличие к его мнению и он довольно рано может отвечать знаками на наши вопросы. При этом мы, конечно, должны честно объяснить ему и последствия того или иного выбора, чтобы он мог его совершить разумно.
  4. Бывают случаи, когда что-то безусловно необходимо, например, врачебный осмотр. Таких случаев сравнительно не много, и это тоже хороший опыт для малыша — уметь принимать неизбежные обстоятельства. И в этих случаях так же можно объяснить, что и почему надо, а не давить своей волей: «потому что я сказал»
  5. Если ребенок делает что-то нежелательное для нас, опять-таки можно пойти по пути объяснения вместо обмана и манипуляций. В первую очередь тут стоит задуматься, а почему это нежелательно? Например, годовалый малыш «дерется» с мамой. Для него это игра — он еще не понимает, что маме больно. Можно авторитарно сказать: «нельзя так делать, это плохо!» с выражением праведного гнева. А можно сказать, что маме больно, и она не хочет так играть. Если малыш настаивает — уйти от игры. Так мама просто защищает себя и дает ребенку обратную связь. Не авторитарный суд: «ты-плохой» или «делаешь плохо», а «мне не нравится в это играть». И это честно. Такие игры не говорят, что ребенок зол или испорчен, просто малышу крайне сложно поставить себя на место другого человека. Будем терпеливы — пусть учится, а заодно подадим пример защиты своих интересов.
  6. Оценочных суждений «хорошо-плохо» вообще лучше избегать. Для человека разумного естественно желание понимать причины и следствия своих поступков и совершать сознательный выбор, и ребенок хочет все понять. Когда мы ему все объясняем, то у него не возникает недопонимания и желания проверить, докопаться до объяснения самому. Бессмысленные же запреты оставляют его наедине с вопросом. Но  страшнее всего тут то, что если ребенок наши оценки хорошо усвоит, то тем самым у него блокируется нравственная область, иногда навсегда. Место нравственного суждения на основании понимания своих мотивов и поступков занимает бездумное воспроизведение родительской программы, так что даже взрослый человек не в состоянии объяснить почему «плохо» то, что родители считали плохим (а им просто было так удобно), но прилежно смотрит на жизнь сквозь эту призму.
  7. В случаях реальной опасности — огонь, острые предметы, машины и т. п, также вполне реально не запрещать, а объяснять и даже демонстрировать. И всегда ли опасность настолько велика, как нам кажется? Чем пытаться внушить ребенку иррациональный страх, скажем, перед ножом, и создавать тягу к запретному плоду, дадим ему нож в нашем присутствии, объяснив что он острый. Пусть уколется — как иначе он узнает, что такое «острый»? Тогда он начнет учиться обращаться с ножом осторожно — в чем и состояла наша цель, не так ли? Или мы хотели, чтобы он никогда в жизни не брал в руки нож? То же самое, например, с вопросом: «как научить начинающего ползать малыша осторожности на краю кровати?» — дать пару раз свалиться на ковер, и проблема решена!

Личностный подход в воспитании (он же личностно ориентированный или гуманистический) придумала не я. Он давно уже разрабатывается ведущими психологами и педагогами.  Для некоторых эти принципы до сих пор непривычны — слишком сильны авторитарные установки, впитанные с молоком матери. Кому интересно, почитайте о таком понятии, как «родительский авторитет«, его истоках и значении. И не забудьте подписаться на новые статьи

А резюмируя сказанное сейчас, можно сделать вывод, что не нужно заставлять или учить ребенка слушаться. Если ребенок не слушается — это здорово! Это значит, он уже имеет свою точку зрения и способен ее отстаивать, и еще значит, что он нас не боится! На мой взгляд, дети слушаться не должны. Это неестественно. И если ребенок очень послушен, то это тревожный звоночек. С ребенком что-то не так: он запуган или потерял здоровый исследовательский интерес к миру. Он старается угодить родителям вместо того, чтобы развиваться. Согласны? Жду комментариев!

© Надежда Дьяченко

Как мне перестать бить ребенка и кричать на него. Если ребенок не слушается

Содержание:

Реклама

Около 60% россиян, согласно опросу, считают возможным физически наказывать детей за непослушание. Но все больше становится таких мам и пап, которые приходят в ужас от собственного крика и шлепков — и хотят перестать так обращаться со своими малышами. Что им делать — идти к психологу? Мама троих детей, которая смогла отучить себя и мужа орать на детей, предлагает другой вариант.

Почему родители выходят из себя

Я была идеальной матерью. Пока у меня не было детей. Я думала, что никогда не повышу голос и уж тем более не подниму на ребенка руку. Ведь я так много изучала детскую психологию и точно знаю все возможные последствия. Ни за что! Никогда!

Но уже через пару лет мои мечты рухнули. Я день за днем терпела педагогическое фиаско. Сыновья не слушались. Ни с первого раза, ни с десятого. Сначала их мог привести в чувство мой крик. Потом уже и он перестал срабатывать. Я стала срываться на шлепки.

Но, ударив ребенка пару раз, я поняла, что это вообще не помогает. Скоро стало казаться, что мальчишки специально нарываются, с трепетом ожидая, когда же мама превратится в истеричку.

С мужем происходило то же самое. В какой-то момент я заметила, что он в принципе спокойным голосом с детьми не разговаривает. Только на повышенных тонах и в приказном тоне. И руку поднимал.

Если бы это помогало в воспитании — не вопрос! Но ситуация становилась все более неуправляемой. Неуправляемые родители и неуправляемые дети.

Реклама

«Я себя чувствую не просто монстром, а чудовищем, становлюсь самой себе противна, но вот, честное слово, стараюсь бороться с этим, понемногу получается, и очень надеюсь, что я смогу справиться! Кстати, усиленно бороться с собой заставили испуганные глаза ребенка, в которых я узнала себя в детстве, когда мама меня наказывала. И ведь поводы моих срывов абсолютно мелочные, и не нужно на них так реагировать! В общем, не хочется испортить малышу психику и чувствовать себя чудовищем! Хочется жить в абсолютной любви и гармонии».

«Я, честно, и наорать могу, и налупить. Потом так стыдно, и сердце сжимается, что хочется плакать (и плачу)».

«Ору, да… Потом стыдно и прошу у дочки прощения — не знаю, это правильно или нет, но хочется и прошу, она обнимает и говорит, что прощает. Так и живем».

Зато в следующий раз будешь знать!

Представьте, что вы с мужем и друзьями пошли в ресторан, вам весело, вы танцуете… Муж говорит: «Тебе хватит, пойдем домой». Вы не хотите, отказываетесь, веселье в самом разгаре. Подруги все еще остаются, никто не уходит.

И тогда, получая ваш отказ, муж как зарядит вам по жопе или по лицу — за непослушание. Прилюдно. С криками «Зато в следующий раз будешь знать!».

Это научит вас слушаться мужа? Сблизит вас? Вы станете его больше уважать? Любить?

Когда родители бьют детей, они думают, что учат их дисциплине и послушанию. Но на самом деле учат:

  • унижать более слабых;
  • ни во что не ставить желания других;
  • бояться.

Если ребенок не слушается

И еще создают огромную пропасть между ребенком и родителем, в которую проваливаются все родительские слова и нравоучения, поэтому кажется, что «ребенок меня не слышит, до него не достучаться, ему только порка поможет, дать бы один раз по жопе, чтобы знал». Но ведь это почти никогда не заканчивается одним разом, ведь правда?

Когда вы кричите и распускаете руки, то дети:

  1. Привыкают не искать способы решения проблемы, а просто переждать скандал.
  2. Слушают вас только тогда, когда вы говорите на повышенных тонах.
  3. Не чувствуют себя с вами в безопасности и из-за этого становятся нервными, непослушными, капризными.
  4. А вы все больше срываетесь на капризных и непослушных детей.

Замкнутый круг.

Реклама

Откуда берутся злые родители

Когда мы с мужем поняли, что ор и рукоприкладство не работают, мы стали искать другие способы восстановления мирной обстановки в семье.

Скажу сразу: все наладилось очень быстро, когда мы поняли главную причину—счастливые, отдохнувшие, реализованные родители не срываются на ор и тем более на шлепки. Поэтому начать надо с главного.

Никакая психология не поможет, если ваше физическое состояние близко к критическому. Вы можете сколько угодно работать с лучшими психологами страны, но если вы сильно устаете и мало спите — вы так или иначе будете срываться на крик и рукоприкладство.

Если мы регулярно не досыпаем — в кровь вбрасывается много гормона стресса кортизола. Этот гормон делает нас агрессивными и раздражительными. И он сильнее любых психологических примочек.

«Это так правильно, жаль я не понимала это¬го несколько месяцев назад. Истощение было сильное, каждодневная рвота. Даже не знала, что так можно уставать! Дети с мужем, конечно, первые под удар попадали, и я честно старалась себя контролировать, а потом начинала реветь целыми днями! Любимый муж увез отдыхать без детей! По детям скучаю, но привезу им лучшую мать».

«Меня иногда уже дочь спрашивает: „Мама, а ты выспалась?“. Ну потому что я часто говорю, что не выспалась, поэтому злая».

Реклама

Не хочу кричать на ребенка и бить его. С чего начать?

Поэтому шаг 1-й — для начала устраните усталость и недосып. Бросьте все силы, деньги и время именно на эту часть жизни. Вместо трат на успокоительные и психологов возьмите няню на два часа в день и доспите. Если спать не дает ребенок — наймите консультанта по сну. Сделайте что угодно, но спасите себя!

Меняйте парадигму! Не «сначала сделаю все дела, а если время останется, то посплю», а «сначала высплюсь, а потом сделаю все дела».

Малыш не вспомнит, насколько грязные полы были у вас дома. Зато он вспомнит вечно уставшую, орущую мать, которая замахивается на него из-за разлитого компота, а потом плачет и просит прощения. Дайте своему организму отдых. Иначе все это бесполезно.

Работать с последствиями, не устранив причину, не имеет никакого смысла. Если вы забьете на усталость и недосып, то именно вы потом будете говорить: «Все эти психологи — фигня, мне не помогли».

Что важно наладить:

  • Качественный сон не меньше 8 часов подряд.
  • Сон должен начинаться до полуночи.
  • Смена картинки и отдых от ребенка хотя бы пару часов в неделю.

Вот если все это есть, а срывы все равно случаются часто, то тогда идем в сторону психологии. Тогда мы начинаем говорить про психологические проблемы.

А до того момента это не психика, а гормоны. Это не голова больная, а тело. И ему нужно помочь.

О следующих шагах, которые помогут нам разучиться бить детей — в следующий раз.

Продолжение следует.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Ребенок не слушается — что делать, почему дети непослушны

что делать, если ребенок не слушается, причины этого

Что делать, если ребенок не слушается? Кричать, наказывать, подкупать, шантажировать? На что только не идут молодые неопытные родители, чтобы добиться послушания… Давайте же разберемся в основных принципах успешного воспитания детей, стилях воспитания и, конечно, причинах, детского непослушания.

Что мы хотим получить в процессе воспитания

Основная задача воспитательного процесса — вырастить человека, который сможет самостоятельно отвечать за себя и свои поступки. Для достижения целей воспитания избирается стиль воспитания и устанавливаются правила, включающие в себя требования, ограничения, запреты и пр.

Родителям кажется, что любые, самые лояльные требования, ограничения и запреты вызывают у их любимых чад бурю протеста. Но это не так. На самом деле дети восстают вовсе не против правил, а против методов их внедрения во взаимоотношения с окружающим их миром.

Принципы воспитания

Основные принципы применения правил и запретов в воспитании детей следующие:

Прежде чем грубо одергивать ребенка, в случае его неправильного поведения, спокойно выясните, какая именно из его потребностей не удовлетворена. Возможно он просто требует вашего внимания, ревнует, хочет ощущать себя любимым, значимым, чувствовать свою территорию, исследовать окружающий мир.

  • Умение объяснять неправоту ребенка просто и коротко, без занудства.

Ребенок может и не понять ваших”многоступенчатых” фразеологических оборотов речи, гипербол, метафор и пр.

  • Переключение внимания

Порой бывает достаточно просто отвлечь ребенка от опасных предметов или неправильных действий чем-то интересным.

  • Никогда не торопиться с карательными санкциями.

Помните, раздраженный родительский окрик — это аффективная реакция, а не воспитательная мера.

  • Благодарность родителей за хорошие поступки, поощрение, награда.

Польза от заслуженной награды, поощрения всегда бывает значительно большей, чем последствия самого мотивированного наказания.

  • Искреннее раскаяние.

Не стесняйтесь попросить у ребенка прощение, если почувствовали свою неправоту. Ведь вы тоже имеете право на ошибку.

Такое ваше поведение вызовет у вашего ребенка уважение, сочувствие и любовь. В последствии ваш ребенок будет избегать плохих поступков не из страха наказания, а чтобы не огорчить своих близких.

Стили воспитания детей

Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократический и смешанный.

  • Авторитарный стиль воспитания предполагает подавление личности ребенка. Общение с родителями происходит в форме приказов.
  • При демократическом стиле ребенок имеет права и совещательный голос в отношениях.
  • Смешанный, наверное, в разъяснениях не нуждается, родитель пытается воспитывать ребенка «методом кнута и пряника», то разрешая больше, чем необходимо, то запрещая даже невинные шалости.

Какой бы стиль воспитания вашего малыша вы не выбрали, основные ваши требования и правила должны быть связаны с безопасностью и соблюдением прав самого ребенка и окружающих людей.

Ваши ожидания в поведении вашего ребенка должны соответствовать его возможностям. Оцените, что он может выполнить, а что навязано социумом, другими людьми, вашим личным опытом.
о причинах детского непослушания

О природе детского непослушания

Непослушание — это тренировка настойчивости, воли, характера. Ребенок имеет право быть тем, кто он есть, отстаивать свои интересы, испытывать различные эмоции, проверять на прочность ваши правила.

Если же ваш отпрыск беспрекословно выполняет все ваши требования и не проявляет при этом никаких эмоций — это серьезный повод для беспокойства.

Посмотрите на ситуацию с позиции ребенка. Так ли важно, именно сейчас добиться от него того или этого.

Увидев ваше спокойствие, малыш начнет осознавать, что проблему можно решить и без истерик, мирным путем. Разговаривайте с ребенком на уровне его глаз, возьмите его за руки, поблагодарите за понимание. Помните, дети берут пример именно с вас в первую очередь.

Давайте разберемся, каковы причины нарушений в поведении детей?

Причины, почему ребенок не слушается

  • Недостаток внимания.

Родители всегда находят время для наказания своих детей, и далеко не всегда — чтобы позаниматься с ними творчеством или поиграть.

  • Борьба за самоутверждение.

Это происходит при чрезмерной родительской опеке.

  • Желание отомстить.

Такое желание возникает у малыша в случае допущенной вами несправедливости, непоследовательности ваших действий. В этом случае вы рискуете потерять доверие ребенка к вам.

  • Потеря веры в свои силы и успех.

Такие проблемы угрожают родителям, злоупотребляющими невыгодными сравнениями своих детей с другими, более послушными детками.

Усугубляют ситуацию нелестные эпитеты.

Собственные чувства родителя — индикатор причин

Каким же образом распознать, какая именно причина стала поводом для нарушения поведения вашим ребенком?

Если дети вас ни на йоту не слушаются, постарайтесь обратиться к собственным чувствам.

  • Так, ваше раздражение будет свидетельствовать о том, что ваш ребенок борется за внимание значимого человека, то есть вас.
  • Испытываемый вами гнев говорит о противостоянии.
  • Ваша обида говорит о мести ребенка.
  • Безнадежное отчаяние родителя означает, что ваш ребенок чувствует свою ущербность.

Утешение родителям непослушных детей

В утешение родителям не очень послушных детей следует сказать, что послушными детишки стараются быть вовсе не потому, что им это нравится или они понимают необходимость правильного поведения, а для того, чтобы заслужить похвалу.

Кстати, желание получать похвалу рождает и ябедничество. Так что, хвалите ваших детей, не заставляйте их выслуживаться в надежде на поощрение.

Для всестороннего развития свободной личности ребенку должно быть комфортно с родителем.

Ребенок не слушается в 3 года

Слышат ли вас дети? Я была бы рада знать, что малыши всегда слышат и запоминают ваши слова, советы и ценные указания. Но реальность такова, что родители постоянно обнаруживают невнимательность своих крох, а иногда даже хуже — полное игнорирование или непослушание.

Часто мы видим вопросы на форумах: ребенок не слушается 3 года что делать? Давайте поговорим, почему так получается. Какие причины того, что дети не слышат своих родителей.  И это в принципе касается любого возраста, но если малышу только 3 года, то все можно исправить буквально за неделю, если вы сможете сразу перестроиться сами.

Почему ребенок не слушается

Вы помните, что 70% (а по некоторым исследованиям до 90%) информации человек получает благодаря зрению? То есть, если мы смотрим на какой-то предмет, наш мозг уже обрабатывает сведения о нем. И, даже, если этот взгляд поверхностный, невнимательный, мысли он все же может занять.

Тогда поставьте себя на место малыша. Он любознательный. Его мозг похож на вечно работающий пылесос. Он постоянно ищет что-то, о чем ему нужно узнать. А значит, пока мы пытаемся ребенку что-то сказать, он увлеченно может заниматься тем или другим делом. Как думаете, насколько внимателен он в эту минуту к нам?

Интересно! Секрет хорошего оратора, которым пользовались многие харизматичные личности – зрительный контакт. Разговаривая с аудиторией они могли обращаться к каждому благодаря тому, что смотрели в глаза собеседникам.

Совет! Хотите, чтобы к вашим словам отнеслись с вниманием ваши карапузы? Тогда:

  • Подойдите к малышу поближе. Если хотите, возьмите малыша на руки.
  • Опуститесь перед ним, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
  • Прямо посмотрите в глаза.

Выражение лица, глаза скажут вам:

  • насколько кроха сейчас настроен поговорить,
  • насколько ему интересно,
  • какое у него сейчас настроение.

А что самое важное, этим вы покажете, насколько серьезно то, о чем вы будете говорить.

Три в одном

Порой мы сами выдаем столько информации, что побольше списка дел в выходные дни. С той лишь разницей, что мы понимаем, некоторые дела мы рискуем забыть, поэтому записываем. Так чего же мы удивляемся, когда «список» забывает малыш?

Наши просьбы и ЦУ должны быть простыми и понятными, без лишних подробностей, которые зачастую можно оставить на усмотрение ребенка. Всеми такими деталями можно завуалировать инфу и сделать ее непонятной для карапуза.

Представьте! Если бы инструкция (любая, например, рецепт) содержала не только указания, что с чем мешать, как варить или запекать, но еще кучу подробностей. Как получают муку, сколько и как выращивать пшеницу, где изготавливали гайки для комбайна, что собирает урожай. И так по каждому ингредиенту. Скажите, что бы вы поняли?

Вот и дети не поймут, если много им говорить. «Многословие убивает мысль».

Совет! «Облегчайте» слова и просьбы, если хотите, чтобы они долетели до цели. Одна просьба – одно действие!

Фраза Не правильная : «убери в комнате, одень пижаму, почисти зубы и ложись в кровать».  Правильно: «Убери игрушки с пола». Ребенок убрал, отчитался. Вы: «Молодец! Почисти зубы». И т.д.

Что делать если ребенок в 3 года не слушается и ведет себя плохо

Третья причина — эмоциональные тирады из многих букв.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, когда мы допускаем эту ошибку, давайте представим себе такую ситуацию: вы видите, что ваш кроха делает что-то, из-за чего может упасть и набить шишку. Нужно малыша остановить, и при том, быстро! Как? Вы начинаете быстро-быстро что-то говорить:

  • изобилуя наказами,
  • возможными вариантами последствий,
  • примерами,
  • напоминаниями из прошлого опыта вашего и крохи.

Почему этот путь в никуда:

  • Малыши живут «здесь и сейчас». У них нет накопительной системы, где они хранят воспоминания своих (а тем более чужих) ошибок.
  • В момент азарта даже взрослый человек вряд ли вспомнит что-либо. Тем более карапуз. Ему весело, и он не в состоянии в пылу своего азарта что-то анализировать.
  • Много слов, сказанные эмоционально и со скоростью, сливаются в одно. И как в этом слове разобраться и понять, что нужно делать?

Библия говорит: «если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1 послание Коринфянам 14 глава, стих 8)

Как малышу понять, что вы хотите, и что ему делать?

Совет! Вот эти 2 вопроса и важны. Ответьте на них коротко, по существу. Тогда озвучьте малышу свою просьбу: «Не прыгай на кровати», «Слезь с карниза»…

Неочевидные просьбы

Порой наши просьбы больше напоминают квест, многоходовку с которой не так-то легко выйти победителем. Мы озадачиваем малыша вопросами, на которые он не в состоянии ответить. Например: «ты думаешь, учительнице понравится, если мы опоздаем в школу?», «ты решил на своих руках вырастить колонию микробов?»…

Чтобы понять, ребенку придется:

  • провести логические цепочки,
  • выстроить связь между примером и тем, что он знает,
  • подумать, какой ответ мы хотим услышать.

А в итоге он может и не дойти до действий. Мы же увидим картинку так: ребенок нас не слушает.

Совет! Говорите прямо, что нужно сделать.

Если хотите малышу задать наводящие вопросы, тогда вы должны учесть несколько моментов:

  • С крохой стоит разговаривать на понятном ему языке. Это касается любых сведений и примеров. Если маленький чего-то не знает, тогда или пример нужно поменять, либо объяснить его.
  • При помощи примеров/вопросов объяснение будет дольше. Будьте готовы не к моментальному результату, а к беседе на 10-200 минут.
  • Приводите многоступенчатые доводы. Никому не хочется воспитывать малыша командами для собаки: «лежать, сидеть, фу». Мы хотим, чтобы дитя научилось самостоятельно принимать правильные решения. Этого можно добиться, если научить размышлять кроху. Как это сделать:
  • подготовьтесь к беседе заранее;
  • продумайте, что в его возрасте интересно;
  • постройте беседу от простого/понятного к сложному на основе интереса крохи
  • Избегайте вопросов с двойственными ответами.

Рост понимания строится не на одном разговоре. Но вы справитесь!

Запреты-команды

Представьте, но вы сами можете подсказать карапузу сценарий его баловства! Когда малыш слышит какую-то информацию, он видит ее в картинке. Вы говорите: не лезь на дерево! Ребенок видит, как он на него лезет. И ему уже хочется это сделать. Он даже может не успеть запретить себе залезть.

Совет! Избавьтесь от слова «не». Если хотите получить конкретный результат, озвучьте его. Не хотите, чтобы маленький лазил по деревьям, а хотите, чтобы он играл на полянке? Так и скажите: «играй на поляне».

Радио свобода

Одна из самых частых ошибок родителей является отсутствие действий. Вы можете 100500 раз сказать, но это будет восприниматься, как фоновое звучание, издаваемое радио. И на это можно не обращать внимание.

Совет! Просите малыша максимум 3 раза:

  • Озвучьте просьбу. Если не последовало ответной реакции от крохи, подойдите и удостоверьтесь, что он вас услышал.
  • Четко повторите просьбу. И предупредите, что, если не будет действий со стороны малыша, на него будут возложены санкции.
  • Последний раз просьба должна сопровождаться санкциями: «Я предупреждала, что будет, если ты не сделаешь то-то?»

Так вы придадите своим просьбам вес, а себе уважение в глазах карапуза.

Но не пытайтесь часто управлять поведением крохи. Только в ключевых моментах! В Библии сказано: «вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их». Частыми просьбами по поводу и без, можно раздражать и довести до вынужденной «глухоты» кого-угодно.

Крик

Для многих взрослых ничего не стоит перейти на крик. Так они хотят показать свою силу и власть. Но что получается в итоге:

  • Крик пугает и доводит до прессинга. В итоге кроха сделает то, что вы «просили», но не поймет, почему так надо. А значит, будет снова и снова вынуждать нас кричать.
  • Вы смоделируете ошибочную модель поведения, когда нужно кричать, чтобы быть услышанным. Очень скоро малыш будет кричать на все, и даже на вас, когда вы не услышите его.
  • Ваши слова в спокойном тоне обесценятся.
  • Даже к бесконечному ору можно привыкнуть и его не замечать.

Как видно, это – тупиковая линия развития общения. Но выйти из нее можно.

Совет! Учитесь успокаиваться, видеть последствия своих слов и действий, держите себя в руках. Порой шепот действует сильнее!

Белый шум

Те, кто живут рядом с источником постоянного шума, перестают его замечать. Это явление называется «белый шум». Так и наши бесконечное указания и запреты становятся прозрачными и незаметными, как белый шум.

Совет! Сосредоточьтесь на главном.

Вы не слушаете сами

То, насколько вы готовы слушать, настолько слушают и вас. Ребенок учится у нас, следуя нашей манере поведения. Как мы выслушиваем его детский наивный лепет, который важен для него, так он будет внимателен к тому, чем мы делимся с ним.

Совет! Слушайте!

Усталость

Порой чисто физические причины мешают ребенку сосредоточиться. Например, он голоден, устал, занят чем-то важным или в другой комнате.

Совет! Подыскивайте подходящее время для бесед.

Возможно, проблему эти советы не решат быстро. Зато помогут найти взаимопонимание и заложат основу для будущего решения. Если вам статья понравилась, подписывайтесь. И получайте еще много интересных статей. Направляйте своих друзей на сайт, чтобы и они смогли поучаствовать в наших беседах!

☀ Если ребенок ☀ не слушается 2 года — что делать? ☀ 5 правил да и 5

Многим мам в декрете знакома ситуация, когда двухлетний ребёнок не слушается, капризничает, отказывается выполнять просьбы родителей. Иногда непослушание принимает форму истерик. Малыши падают на пол, размахивают руками и ногами, орут, как говорится, не своим голосом. Взрослые просто не знают, что делать с разбушевавшимся сорванцом и как остановить приступы неповиновения.

Кризис 2-х летКризис 2-х летКризис 2-х лет может проявиться от 1.5 до 2,5 лет

Почему?

На самом деле, причина истерик проста и понятна. Дети в два года проявляют свой характер и не хотят выполнять те действия, к которым их принуждают насильно.

Ребенок желает делать лишь то, что он сам считает нужным. Если родители осознают, что имеют дело не просто с маленьким человечком, а со свободной личностью, у которой есть свои интересы, мысли и желания, то предотвратить конфликты будет намного легче.

Дети-манипуляторыДети-манипуляторыДети — большие манипуляторы

Дети – великие манипуляторы. Истерики и капризы – это способ управления взрослыми, так сказать, своеобразный психологический приём для достижения поставленной цели.

Так вот подавлять и предупреждать ситуации, в которых ребёнок от года до трёх лет не слушается родителей, следует такими же психологическими приёмами. Специалисты в области детской психологии разработали модели поведения взрослых и способы усмирения малышей.

Малыш не слушаетсяМалыш не слушаетсяМалыш не слушается в общественном месте

Правило пяти «нельзя» или как избежать ошибок

Прежде чем изучать правила поведения с непослушными детьми, следует ознакомиться с запрещёнными действиями родителей.

Нельзя переходить на повышенные тона. Крик родителей провоцирует ещё большую раздражительность малыша, что приводит к усилению гнева взрослых. И так по кругу, пока вся семья не придёт в тупик гнева и отчаяния. Не стоит ломать психику себе и детям, нужно делать аккуратные шаги на пути к преодолению трудностей. Если малыш не слушается, это не повод пугать его громкими криками и скандалами.

Нельзя кричатьНельзя кричатьНельзя кричать и наказывать ребенка

Нельзя придумывать наказания. Детям в возрасте двух лет сложно осознать за что именно он наказан. Поэтому такие радикальные меры могут только усугубить положение дел. Можно лишь устранять объект споров.

  • если ребёнок просит поиграть стеклянную чашку, уберите её в шкаф;
  • когда малыш отказывается собирать игрушки, отнесите их на балкон;
  • раскапризничавшегося в магазине кроху следует прекратить брать с собой за покупками.

Таким образом и проступки не окажутся безнаказанными, и человечек в два года станет осознавать: «что такое хорошо, а что такое плохо».

Нельзя оскорблять и унижать малышей. Как говорилось выше, ребенок (даже тот, какому всего два года) – это в первую очередь личность, к которой следует проявлять уважение и понимание. Обзывания и обидные сравнения со стороны взрослых провоцируют ребят вести себя в дальнейшем таким же образом с младшими и теми детьми, которые слабее.

Нельзя при детях выяснять отношенияНельзя при детях выяснять отношенияНельзя выяснять отношения при детях

Нельзя противоречить друг другу. Если один родитель наказал, а другой простил, то хитрый ребёнок быстро научится искать утешение и выходить из ситуации с удобной для себя стороны. Итог – малыш в два года не слушается ни маму, ни папу.

Во избежание подобных оплошностей согласовывайте свои действия друг с другом.

Нельзя выяснять отношения при посторонних людях. Помните? Сор из избы не выносят. Так вот и проблемы с малышом нужно решать подальше от любопытных глаз.

Бывает так, что малыши капризничают без всякой причины. Нервная система детей очень хрупкая и неустойчивая. Она иногда даёт сбои, проявляющиеся вот таким образом. Всё, что нужно – это просто дать ребенку выплакаться. Вот увидите, через полчаса всё встанет на свои места. Что делать маме это время? Показывать малышу, что он любим, нужен, а самое главное, понят родителями.

Ребенок плачетРебенок плачетНадо давать малышу выплакаться

Даже взрослому человеку требуется поддержка и опора, что уж говорить про двухлетнего кроху.

Правило пяти «всегда» или полезные советы для родителей

Зачастую ребёнок в два года становится непослушным и неуправляемым из-за ощущения вседозволенности. Взрослые ошибочно полагают, что если они будут что-либо запрещать своим детям, то те будут считать их плохими родителями. Малыши, в свою очередь, начинают ошибочно полагать, что можно делать, всё что вздумается. Грамотные действия мам и пап обеспечат уменьшение количества конфликтных ситуаций.

  1. Всегда проговаривайте сложившуюся обстановку. Ребенку нужно всё подробно объяснять и рассказывать, досконально разбирая, что малыш сделал плохо, а что хорошо.

    Разговаривать с ребенкомРазговаривать с ребенкомНадо объяснять малышу ситуацию

  2. Всегда будьте последовательными. Знакома ситуация, когда родители, будучи в прекрасном расположении духа, позволяют детям взять какую-либо вещь, которую ранее запрещалось трогать руками? Так вот эти самые «всплески великодушия» полностью рушат восприятие малышами таких понятий как «можно» и «нельзя». Ребёнок окончательно запутается, он не сможет понять, почему вчера запрещалось, а сегодня позволяется. Итогом будут капризы и акты непослушания.
  3. Всегда выстраивайте невербальные границы. Это значит, что крохе нужно дать понимание того, как следует вести себя со своей мамой, а чего делать точно нельзя. Если малыш не даёт маме спокойно принять пищу, почистить зубы или приготовить ужин, то такое поведение необходимо пресекать. Многие родители считают, что ребёнок нуждается в полной самоотдаче. Это ошибочное мнение. Потребности, желания и вообще жизнь мамы с появлением детей никуда не девается. И малыш должен давать себе отчёт в том, что у взрослых тоже есть какие-то нужды.
  4. Всегда сохраняйте спокойствие. Несомненно, капризы «выводят из себя», раздражают, вызывают приступы злости и ярости. Но терять самообладание ни в коем случае нельзя. Думайте о том, что ребенок только начинает познавать азы справедливых поступков. Он учится не только произносить слова или держать ложку, но и вести себя должным образом. Задача взрослых – помочь ребенку в два года освоить навыки правильного поведения.

    Сохранять спокойствиеСохранять спокойствиеНадо научиться сохранять спокойствие

  5. Всегда отвлекайте внимание детей. При надвигающейся буре целесообразно «переключить» малыша. Посмотри, какая красивая кошка пробежала; прислушайся, кажется, птичка поёт; давай споём твою любимую песенку. У каждого родителя свои хитрости. Если ребёнок всё равно не слушается, предложите ему альтернативу: я с тобой поиграю, но позже; я включу тебе мультфильм, но на десять минут; я куплю игрушку, но не сегодня, а через неделю. Главное, не идти на поводу у маленького манипулятора, а настоять на своих правилах.

Если ребенок не слушается родителей, это повод бить тревогу. Нельзя сидеть сложа руки. Прихоти и причуды должны пресекаться. Вот только делать это нужно грамотно, без вреда для детской психики.

Любовь и ласкаЛюбовь и ласкаЛюбовь и ласка лечат все

Малыш в два года начинает выстраивать стереотипы и модели поведения. С лёгкой руки родителей всё может пойти в противоположную сторону.

Если взрослые совсем запутались и не знают, что делать, можно прибегнуть к помощи специалистов. Консультация семейного психолога – это не страшно и не стыдно. Единственное, что поистине важно и ценно – это здоровье собственных детей.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о