Что такое мелкая моторика рук это: Мелкая моторика: ее значение и развитие – Консультация на тему: Мелкая моторика что — это такое?

Что такое мелкая моторика рук и для чего она нужна?

         Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук ребенка.

В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

     Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально — психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  1. Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук — один из показателей психического развития дошкольника.
  2. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
  3. Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  1. Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  2. Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

3.мОтсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

  1. В школе, очень медленный темп письма.

                         Здоровье детей и их будущее в ваших руках, уважаемые родители.

    Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь, т. к. в коре головного мозга  двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Вот и получается, что уровень и  темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

 

         Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  • Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
  • Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д..
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

        Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

  • Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
  • Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
  • Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
  • Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
  • На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
  • Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
  • Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
  • Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
  • Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
  • Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

     Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

 

                                                Воспитатель МДОУ № 4 Лухманова Н.А.

Мелкая моторика — это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

[1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ

[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

Мелкая моторика для рук детей

Взрослея, каждый ребенок постепенно осваивает новые навыки, тренирует их, учится обслуживать себя и выполнять множество важных действий. Другими словами, происходит его развитие. Подробно о том как влияет мелкая моторика на возрастные изменения ребенка в нашей статье.

 

Ежедневно все люди совершают множество действий и движений, и даже не задумываются над тем, каким образом это происходит. И большинство этих действий и движений связано с мелкой моторикой.

Для чего нужна мелкая моторика

Что же такое мелкая моторика? Проще говоря, мелкая моторика – это движения, которые регулируются мелкими мышцами кистей рук. Отработанные до автоматизма действия позволяют координировать движения, что, несомненно, важно для каждого ребенка и взрослого. Благодаря моторике, ребенок может застегнуть пуговицу и молнию на одежде, завязать шнурки, держать столовые приборы, рисовать и писать, лепить из пластилина, и делать множество других дел пальчиками.

По данным специалистов, мелкая моторика рук у детей тесно связана с развитием речи. Это объясняется тем, что часть коры головного мозга, которая ответственна за речь, располагается очень близко к доле головного мозга, отвечающей за действия кистей рук. Следовательно, во время активных действий руками, активизируется отдельный участок головного мозга, речевой и моторный участки начинают активно взаимодействовать. Речевая функция ребенка развивается постепенно, и от активности движений пальцами будет зависеть темп и уровень этого развития. Поэтому, для того, чтобы ребенок быстрее научился разговаривать, педиатры, неврологи, логопеды всего мира рекомендуют развивать мелкую моторику.

 

 

На что влияет моторика?

На что влияет развитие мелкой моторики на Woman Planet

Кроме речевой функции, мелкая моторика также влияет и на развитие других систем человека. Отмечается тесное взаимодействие памяти, мышления и воображения с моторикой. Также эта функция влияет на двигательную и зрительную память, позволяет ребенку быть наблюдательным, внимательным, скоординированным. Кроме того, многие врачи и ученые утверждают, что развитие мелкой моторики рук способствует ловкости ребенка.

Постоянные тренировки позволяют улучшить действия пальцев рук, сделать их контролируемыми и направленными. Ведь ребенку предстоит освоить в жизни множество навыков и овладеть разными навыками, без которых он не сможет стать самостоятельным. К примеру, для работы за компьютером придется задействовать различные системы организма, но именно рука управляет мышкой, и руководит рабочим процессом.

Это касается и других гаджетов, к примеру, сенсорных телефонов, которые почти вытеснили кнопочные мобильные телефоны, и даже маленькие дети сегодня умеют ими пользоваться. То есть, все движения и действия, которые каждый человек выполняет в повседневной жизни, являются ни чем другим, как мелкой моторикой. И от того, насколько быстро и активно она будет развита, зависит координация человека, и другие функции. Но первой системой, которая развивается под действием моторики, является все-таки речь. Чем раньше ваш ребенок заговорит – тем лучше у него развита моторика.

 

Как развивать моторику? Средства для развития моторики

Статьи на сайте Women Planet

Оптимальным возрастом малыша для развития мелкой моторики, по мнению многих специалистов, является восьмимесячный возраст. Именно в это время ребенок овладевает навыками управления своими руками и пальцами, его хватательные движения выполняются уже осознанно. Также это возраст считается наиболее подходящим для активных тренировок мелких мышц кистей рук. Если в несколько месяцев малыш хватает погремушку или другой предмет всей ладонью, то уже ближе к восьмимесячному возрасту, он может воспользоваться несколькими пальцами, как правило, большим и указательным. Постепенно задействуют и другие пальцы, и их движение становится более четким, ловким и гармоничным, и ребенок быстро осваивает новые навыки – учится писать, раскрашивать, лепить различные фигуры из пластилина, и так далее.

Для того, чтобы оттачивать навыки и умения, важно постоянно задействовать пальцы рук малыша, давать ему задания, которые предполагают развитие мелкой моторики. Педагоги и врачи утверждают, что каждый ребенок индивидуален, и темп развития его моторики также может отличаться. Родителям, дети которых плохо разговаривают, или еще не начали говорить, предлагаются различные виды деятельности для ребенка, которые помогут натренировать руки на выполнение определенных навыков, а также будут способствовать активизации речевого центра в коре головного мозга, а следовательно – развитию речи. Рассмотрим основные средства, благодаря которым достигается развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста:

 

1лепка – одно из наилучших занятий, которое помогает стимулировать нервные окончания на пальцах кистей рук, в результате чего мозг получает сигнал, способствующий активизации речевого центра, а значит, и развитию речевого аппарата ребенка. Для лепки можно использовать пластилин, соленое тесто, кинетический песок, глину, и другие мягкие материалы.

 

2рисование готовит руку малыша к нагрузке в школе, и позволяет сделать движения скоординированными и управляемыми. Рекомендуется предложить ребенку обводить пунктирные линии, раскрашивать объемные рисунки, соединять точки. Кроме рисования на горизонтальной плоскости, будет полезным предложить детям рисовать на доске в вертикальной плоскости.

 

3пальчиковые игры – прекрасный вариант для детей любого возраста. Игр существует огромное количеств, и все они ориентированы на определенную возрастную категорию детей, которым требуется развитие мелкой моторики. Начиная от игр с крупами, строительством конструктора, и заканчивая отвинчиванием гаек и открыванием крышек на банках, можно за короткий промежуток времени достичь хорошего результата.

 

 

Упражнение для мелкой моторики

Статьи на сайте Women Planet

Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка, тем быстрее он освоит речь, и тем лучше будет проявлять способности в дальнейшем обучении. Способов занять ребенка в игровой форме, и при этом направить все усилия на развитие мелких мышц кистей кури, довольно много. Предлагаем рассмотреть самые простые, но в то же время действенные из них:

 

  • Игры с использованием мелких камушек или бусин, пуговиц или других предметов. Попросите малыша переложить мелкие предметы из одной емкости в другую, или разложить их по разным контейнерам.
  • Использование щипцов или пинцета для тех же действий – перекладывания мелких предметов.
  • Рисование крупой. По контуру рисунка наносится клей, и ребенку предлагается выложить по линиям фасоль, горох, или другую крупу.
  • Смешав различные по форме, цвету и фактуре предметы, дайте ребенку задание разложить их по разным коробкам или контейнерам, не используя посторонние предметы, то есть, пальцами.
  • Для самых маленьких деток подойдут пальчиковые игры, счет с загибанием пальцев по одному. Изготовьте пальчиковый театр, это очень нравится детям, и несет в себе хороший положительный эффект.

 

Все родителя хотят вырастить здорового и умного ребенка, всесторонне развитого. Но стоит помнить, что именно мелкая моторика рук у детей является залогом его дальнейших особенностей, умений и навыков, поэтому так важно уделить ей достаточно внимания.

Мелкая моторика — это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.