Человек бьет себя сам – Ребёнок в гневе бьет сам себя:( — запись пользователя Black Cat (инста zhe_ulya) (id1857891) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Агрессивность у детей

Содержание

Самоповреждение — Психологос

Самоповреждение (англ. Self-injury, self-harm) — умышленное нанесение человеком себе различных телесных повреждений, которые видны больше нескольких минут, обычно с аутоагрессивной целью.

Самоповреждение бывает разных типов. Что касается серьезного самоповреждения (Major self-mutilation — удаление себе глаза, кастрация, ампутация конечности, то это случается редко и чаще всего является сопутствующим признаком психоза (острого психотического эпизода, шизофрении, маниакального синдрома, депрессии), острой алкогольной или наркотической интоксикации, транссексуализма. Объяснения такого поведения пациентами обычно носят религиозный и/или сексуальный характер — например, желание быть женщиной или приверженность библейским текстам, касающимся выдирания глаза грешника, отрубания руки преступника или же оскопления во славу господа.

Стереотипическое самоповреждение (stereotipic self-mutilation) — это монотонно повторяемые и порой ритмичные действия, например, когда человек бьется головой, бьет руками и ногами, кусает себя. Обычно невозможно распознать символический смысл или же какую-либо содержательность в подобном поведении. Чаще всего оно встречается у людей с умеренной или сильной задержкой в развитии, а также при аутизме и синдроме Туретта.

Наиболее распространенный тип самоповреждений, встречающийся по всему миру и во всех слоях общества, это бытовые самоповреждения (поверхностные, умеренные самоповреждения — superficial/moderate). Обычно начинается в подростковом периоде и к нему относятся такие действия, как выдирание волос, расчесывание кожи, кусание ногтей, которые относятся к компульсивному (compulsive) подтипу, резанье кожи, вырезание, прижигание, втыкание иголок, ломание костей и препятствование заживлению ран, которые относятся к эпизодическому (episodic) и повторяющемуся (repetitive) подтипам. Периодически появляющиеся резанье и прижигание кожи — наиболее распространенные типы самоповрежденческого поведения и могут быть симптoмами или же сопутствующими признаками ряда психических расстройств, таких как пограничное, мимическое и антисоциальное расстройства личности, посттравматический синдром, диссоциативные расстройства и расстройства пищевого поведения.

По поводу самоповреждения распространено множество мифов. Стороннему человеку совершенно непонятно, зачем что-то делать с собой, ведь это больно и могут остаться следы. Странно и непонятно, зачем делать это сознательно и по доброй воле. Кто-то просто пугается, у других немедленно возникают идеи о ненормальности, о каких-то жутких комплексах, мазохизме и т.д. Часть сразу выдает готовые псевдопсихологичные объяснения, которые в большинстве случаев попадают абсолютно мимо. Часто говорят, что:

«Это неудавшаяся попытка самоубийства».

Нет, это совершенно необязательно. Конечно, среди людей, которые наносят себе повреждения, количество попыток суицида больше. Но даже те, кто такие попытки совершает, все же разделяют, когда они пытаются умереть, а когда причинить себе боль или сделать что-то подобное. А многие наоборот никогда всерьез о самоубийстве не задумывались.

«Люди так стараются привлечь внимание».

Естественно, многим, кто причиняет себе повреждения, не хватает внимания, любви, доброго отношения друзей. Как и другим. Но это не значит, что они пытаются именно такими своими действиями привлечь внимание. Обычно, чтобы привлечь внимание, люди ярко одеваются, стараются быть вежливыми и предупредительными, машут руками, громко говорят, в конце концов. Но странно пытаться привлекать внимание так, чтобы об этом никто не знал. А последствия самоповреждений, обычно, всячески скрывают — носят одежду с длинными рукавами, наносят повреждения там, где никто не видит, рассказывают о кошках и т.п. Часто не в курсе даже близкие люди.

«Они пытаются манипулировать окружающими».

Да, иногда это так: бывает, что это попытка повлиять на поведение родителей или знакомых, но большинство такими вещами не занимается. Опять же, если никто не знаeт, то очень сложно хоть кем-то манипулировать. Самоповреждение — это чаще не про других, это про себя. Но иногда человек, прибегая к нанесению повреждений, на самом деле пытается сказать что-то, это его крик о помощи, а его не слышат и расценивают как попытку манипулировать.

«Те, кто наносят себе повреждения, психи и надо их, соответственно, в психушку. А еще они могут быть опасны для общества».

Во-первых, самоповреждение — очень личное. Об этом часто вообще никто кроме самого человека не знает. Или знают только очень близкие друзья (или «единомышленники»). Сама цель — попытка справиться со своими чувствами, эмоциями, болью. И другие люди здесь совершенно ни при чем. Что до «психов» — да, иногда люди с психическими расстройствами (как посттравматический синдром или же пограничным расстройством личности) наносят себе повреждения. Психологические проблемы не означают немедленного психического заболевания и тем более больницы.

«Если рана неглубокая, значит все несерьезно».

Связи между серьезностью повреждения и уровнем психического напряжения почти никакой нет. Разные люди наносят себе разные повреждения, разными способами, у них разный болевой порог и т.д. Сравнивать нельзя.

«Все это проблемы девочек-подростков».

Не только. Проблема-то как раз совершенно разных возрастов. Более того, все больше данных о процентном соотношении женщины-мужчины. если раньше считалось, что существенно больше женщин, то сейчас соотношение чуть ли не выравнивается.

Фильм «Майор Пэйн»

Известно%3A одну боль можно заглушить другой. Нужно ли это делать? — вопрос другой.
скачать видео

Самоповреждение — это способ. Способ бороться и частично справляться с болью, со слишком сильными эмоциями, с болезненными воспоминаниями и мыслями, с навязчивыми состояниями. Да, это способ кривой и бестолковый, но не всех же научили чему-то более разумному! Иногда это попытка справиться со слишком сильными эмоциями, облегчить боль и почувствовать реальность. Физическая боль отвлекает от душевной боли и возвращает в реальность. Конечно, всерьез это не выход, всех проблем не решает, но для человека это работает. Нередко это попытка выразить что-то, выплеснуть наружу, донести до кого-то (возможно, и для самого себя) те чувства, которые не облекаются в слова; это некоторый не очень стандартный споcоб говорить и рассказывать. А когда-то это попытка контроля над собой, своими эмоциями и телом, а именно наказание себя с магической логикой: «Если я сделаю что-то плохое с собой, не случится того, чего я боюсь».

И что делать? Если проблема самоповреждения — ваша проблема, то можно, конечно, и дальше себе вырывать волосы и себя кусать, а можно поставить себе задачу — «научиться решать жизненные задачи по умному». Да, нужно учиться строить отношения и учиться общаться; нужно учиться расслабляться и выражать свои чувства приемлемым образом; да, никто вам не обещает результатов вот сразу и вообще легкой жизни, но — но если вы решите свои вопросы решать, вы справитесь. Успехов вам!

Статус, авторитет, влияние

Самоповреждение — Википедия

Самоповрежде́ние, иногда используется англицизм

селфхарм (от self-harm) — преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений. Самоповреждение встречается как симптом многих психических расстройств. Наиболее частая форма самоповреждения — порезы кожи и расцарапывание кожи при помощи острых предметов. Другие формы самоповреждения включают в себя пережатие и удары по частям тела, обжигание кожи, препятствование заживлению ран, вырывание волос, употребление токсических веществ[1][2][3].

Поведение, связанное с злоупотреблением психоактивными веществами и расстройствами приёма пищи не относятся к самоповреждениям, поскольку побочные эффекты связанные с повреждениями тканей получаются человеком непреднамеренно[4]. Несмотря на то, что самоубийство не является намерением причинить вред, связь между самоповреждением и самоубийством сложна, поскольку повреждение тела является потенциально опасным для жизни[5]. Риск самоубийства среди людей, которые причиняют себе вред является высоким. 40-60 процентов всех самоубийств сопровождаются самоповреждениями

[2][6][7]. Однако считать, что люди, склонные к самоповреждениям, также являются потенциальными самоубийцами в большинстве случаев — неточно[8][9].

Самоповреждение отмечено в DSM-IV[10] и DSM-5[11] как симптом пограничного расстройства личности. До 70 % пациентов с пограничным расстройством личности совершают самоповреждения без суицидальных намерений[12]. Однако могут повреждать себя также пациенты с другими диагнозами, такими как большое депрессивное расстройство, тревожные расстройства, злоупотребление психоактивными веществами, расстройства приёма пищи, посттравматическое стрессовое расстройство, шизофрения и различные расстройства личности[13][14][15][16]. Самоповреждения могут проявляться и у людей, которые не имеют основного клинического диагноза

[17], однако даже в доклинических случаях самоповреждение связано с различными проблемами психического здоровья, включая тревогу, суицидальность и депрессию[17][18][19]. Причинение себе вреда часто может быть связано с травмами, связанными в том числе с эмоциональным и сексуальным насилием[20][21]. Самоповреждающее поведение, характеризующееся постоянностью и не являющееся вторичным по отношению к распознаваемому психическому расстройству, кодируется в МКБ-10 как «другие расстройства привычек и влечений» (код F63.863.8)[22].

Самоповреждение может быть симптомом такой болезни, как синдром Лёша — Нихена. Навязчивое агрессивное поведение и самоповреждение в этом случае связано с дефицитом фермента гипоксантин-гуанинфосфорибозилтрансферазы[23].

Не исключены самоповреждения среди молодых женщин, ветеранов войн, обитателей домов-интернатов, заключённых, представителей сексуальных меньшинств (вероятно, как следствие неприятия обществом), среди людей, подвергавшихся жестокому обращению в детстве

[24].

X78 Преднамеренное самоповреждение острым предметом

В большинстве случаев, осознанно или неосознанно для пациента, самоповреждение является ответом на сильную эмоциональную, психологическую боль. Из-за того, что внимание пациента переключается на чувство физической боли, эмоциональная боль притупляется — могут временно ослабнуть чувство депрессии, чувство вины, ощущение тревоги, стресса, мучительные воспоминания. Этому также способствуют эндорфины — вещества, естественным образом выделяющиеся в организме при физической травме и способные уменьшать боль и улучшать эмоциональное состояние[13]. Однако после затухания физической боли и прекращения действия эндорфинов эмоциональные страдания возвращаются, что влечёт необходимость повторять самоповреждение вновь и вновь. Со временем самоповреждение часто превращается в привычку.

В некоторых случаях самоповреждение вызвано, наоборот, ощущением внутренней эмоциональной пустоты, потерянности, одиночества. В этом случае физическая боль помогает пациенту почувствовать, что он ещё жив. Это состояние опустошённости может возникнуть как у здорового человека, так и быть вызвано психическим расстройством. Вот пример описания пациентом такого состояния: «Я резал себя, просто чтобы почувствовать боль. Это давало мне ощущение, что я реально существую, что я не сон». Очень подробно это состояние описано в автобиографической книге Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда была львом». Однако после прохождения физической боли от самоповреждения ощущение внутренней пустоты возвращается, что также ведёт к необходимости новых самоповреждений.

Некоторые больные используют самоповреждения в качестве способа снятия агрессии[25].

Часто самоповреждения вызваны чувством вины, действительной или мнимой. В этом случае пациент наказывает себя, нанося самоповреждения. Пациенты так описывают своё состояние: «Мне необходимо было причинить себе вред, наказать себя за то, каким ужасным человеком я был, как мне казалось, и чтобы рассеять туман в голове. Как только я причинял себе вред, я снова чувствовал, что контролирую ситуацию, чувствовал спокойствие, как будто в моей голове была нажата кнопка перезагрузки». Подростки, совершая самоповреждения, нередко вырезают на коже слова, ассоциированные с чувством вины, такие как «тупой», «неудачник», «толстуха» и т. п.

Ещё одна причина самоповреждений — необходимость привлечь к себе внимание, удовлетворить некие потребности, об удовлетворении которых пациент по каким-то причинам не может попросить, или которые окружающие отказываются удовлетворять. Такие самоповреждения легко отличить по их демонстративности (в то время как следы самоповреждений, вызванных другими причинами, обычно скрывают). Известно, например, что самоповреждение является частым выражением просьбы и даже шантажа у умственно отсталых пациентов, находящихся в стационаре и требующих что-то от персонала.

Самоповреждающее поведение может быть проявлением ритуалов и верований. Широкую известность получила книга о самоповреждениях ритуального характера в Марокко — «Яркий красный крик» Мэрили Стронг. В ней говорится о народных целителях, вводящих себя в транс и наносящих себе глубокие порезы в области головы.

Часто люди не могут вербализовать смысл самоповреждений, однако в целом отмечают, что это им приносит некоторое облегчение, избавляет от негативных чувств и внутреннего напряжения, избавиться от которых каким-то другим способом невозможно[25].

Некоторые авторы находят в самоповреждающем поведении аддиктивные радикалы и рассматривают самоповреждение как аддикцию к достижению «близких к смерти состояний»[25]. Б. Джозеф (1982) находил в подобном поведении аддиктивные радикалы и называл самоповреждение «аддикцией, состоянием, близким к смерти»[25][26]. В данном варианте часто речь идёт о мазохистах, испытывающих удовольствие от самоповреждения, испытывающих «любовь» к боли и страданиям[25]. Т. Райх (1933) выделил «мазохистический характер», который фиксирован на самоповреждениях и страданиях. В приложении к DSM-III-R (1987) в качестве диагностической категории, требующей дальнейшего изучения, было представлено мазохистическое (самоповреждающее) расстройство личности, но оно не сохранилось в следующих редакциях.

В случае шизофрении самоповреждение может быть вызвано императивными (приказывающими, повелительными) галлюцинациями. В этих случаях человек слышит приказы нанести себе увечья, противиться которым он почти не может.

А. Фавацца и К. Контерио (1989) выделяют 3 типа девиантного самоповреждения: большое, стереотипное, простое или упрощённое[25].

  1. Большое. Редкие, но сильно повреждающие действия, например отрубание части тела или кастрация.
  2. Стереотипное. Ритмические и монотонные аутоагрессивные действия, например кусание частей своего тела или битьё головой о стену. Часто встречается у лиц с умственной отсталостью и страдающих детским аутизмом.
  3. Простое. Наиболее часто встречающийся. Например, нанесение кожных порезов, обжигание, вырезаний знаков на коже, прокалывание себя иглами, расцарапывание ран.

Полное излечение от самоповреждения возможно только при устранении внутренней причины, вызвавшей эмоциональную боль или чувство опустошения, которые привели к самоповреждению. Для этого психолог или психотерапевт должен сначала выявить эту внутреннюю причину (или причины) в ходе разговоров с пациентом. Затем должна быть индивидуально подобрана наиболее эффективная для данного пациента психотерапия, направленная на устранение причины самоповреждений. Часто применяются когнитивно-поведенческая психотерапия, диалектическая поведенческая терапия, психодинамическая терапия и терапевтические техники, основанные на развитии внутренней осознанности (англ. mindfulness-based therapies).[27]

В ходе терапии, пока внутренняя причина самоповреждения не устранена (её поиск и устранение может занять много времени), пациенту рекомендуется постепенно заменять самоповреждающие действия на другие, менее травматичные. Вначале, во избежание ран на коже, пациенту предлагается носить на запястье резинку, оттягивая и отпуская которую, он всё ещё сможет причинять себе боль, но не оставляя при этом следов на коже[28]. Затем пациенту предлагается при ощущении желания самоповреждения занимать себя другими делами: физическими упражнениями, танцами, уборкой, прогулкой, музицированием, видеоиграми, записыванием своих мыслей и ощущений в дневник и т. д. Некоторым пациентам помогает разрывание бумаги, крик, удары по боксерской груше и т. п. При возникновении чувства опустошения и оторванности от действительности рекомендуется холодный душ, острая пища, вдыхание сильных запахов и т. п. Предметы, используемые для самоповреждения, лучше убрать, чтобы они не вызывали искушения.

Для уменьшения депрессии в ходе лечения от самоповреждения успешно применяются антидепрессанты, седативные препараты. Если самоповреждения возникли на фоне шизофрении, применяются медикаменты для лечения шизофрении.

Со стороны семьи и друзей пациента важно проявление поддержки. Обсуждение чувств, доброжелательные и доверительные отношения внутри семьи имеют огромное значение.

  1. ↑ Klonsky, D. (2007), «The functions of deliberate self-injury: A review of the evidence», Clinical Psychological Review Т. 27 (2): 226–239, PMID 17014942, DOI 10.1016/j.cpr.2006.08.002 
  2. 1 2 Skegg, K. (2005), «Self-harm», Lancet Т. 366 (9495): 1471–1483, DOI 10.1016/s0140-6736(05)67600-3 
  3. Truth Hurts Report, Mental Health Foundation, 2006, ISBN 978-1-903645-81-9, <http://www.mentalhealth.org.uk/publications/?EntryId5=38712>. Проверено 11 июня 2008. 
  4. ↑ Klonsky, E. D. (2007), «Non-Suicidal Self-Injury: An Introduction», Journal of Clinical Psychology Т. 63 (11): 1039–1043, PMID 17932979, DOI 10.1002/jclp.20411 
  5. ↑ Farber, S. (2007), «Death and annihilation anxieties in anorexia nervosa, bulimia, and self-mutilation», Psychoanalytic Psychology Т. 24 (2): 289–305, DOI 10.1037/0736-9735.24.2.289 
  6. ↑ Muehlenkamp, J. J. (2005), «Self-Injurious Behavior as a Separate Clinical Syndrome», American Journal of Orthopsychiatry Т. 75 (2): 324–333, PMID 15839768, DOI 10.1037/0002-9432.75.2.324 
  7. ↑ Hawton K., Zahl D. and Weatherall, R. (2003), «Suicide following deliberate self-harm: long-term follow-up of patients who presented to a general hospital», British Journal of Psychiatry Т. 182 (6): 537–542, PMID 12777346, DOI 10.1192/bjp.182.6.537 
  8. ↑ Fox, C & Hawton, K (2004), Deliberate Self-Harm in Adolescence, London: Jessica Kingsley, ISBN 978-1-84310-237-3 
  9. ↑ Suyemoto, K. L. (1998), «The functions of self-mutilation», Clinical Psychology Review Т. 18 (5): 531–554, PMID 9740977, DOI 10.1016/S0272-7358(97)00105-0 
  10. Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition (DSM-IV). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 1994. — P. 651. — ISBN 0-89042-061-0, ISBN 0-89042-062-9.
  11. Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 663. — ISBN 978-0-89042-554-1, ISBN 978-0-89042-555-8.
  12. Urnes O. Selvskading og personlighetsforstyrrelser [Самоповреждение и расстройства личности] (болг.) // Tidsskrift for den Norske laegeforening: tidsskrift for praktisk medicin, ny raekke. — 2009. — Т. 129, бр. 9. — С. 872—876. — DOI:10.4045/tidsskr.08.0140. — PMID 19415088.
  13. 1 2 Klonsky, D. (2007), «The functions of deliberate self-injury: A review of the evidence», Clinical Psychological Review Т. 27 (2): 226–239, PMID 17014942, DOI 10.1016/j.cpr.2006.08.002 
  14. Haw C., Hawton K., Houston K., Townsend E. Psychiatric and personality disorders in deliberate self-harm patients (англ.) // British Journal of Psychiatry : journal. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2001. — Vol. 178, no. 1. — P. 48—54. — PMID 11136210.
  15. Herpertz S., Sass H., Favazza A. Impulsivity in self-mutilative behavior: psychometric and biological findings (англ.) // J Psychiatr Res (англ.)русск. : journal. — 1997. — Vol. 31, no. 4. — P. 451—465. — PMID 9352472.
  16. Zlotnick C., Mattia J. I., Zimmerman M. Clinical correlates of self-mutilation in a sample of general psychiatric patients (англ.) // Journal of Nervous and Mental Disease (англ.)русск. : journal. — Lippincott Williams & Wilkins (англ.)русск., 1999. — Vol. 187, no. 5. — P. 296—301. — PMID 10348084.
  17. 1 2 Klonsky E. D. Non-suicidal self-injury: an introduction (англ.) // J Clin Psychol (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 63, no. 11. — P. 1039—1043. — DOI:10.1002/jclp.20411. — PMID 17932979.
  18. Klonsky E. D., Oltmanns T. F., Turkheimer E. Deliberate self-harm in a nonclinical population: prevalence and psychological correlates (англ.) // American Journal of Psychiatry : journal. — 2003. — Vol. 160, no. 8. — P. 1501—1508. — DOI:10.1176/appi.ajp.160.8.1501. — PMID 12900314.
  19. Andover M. S., Pepper C. M., Ryabchenko K. A., Orrico E. G., Gibb B. E. Self-mutilation and symptoms of depression, anxiety, and borderline personality disorder (англ.) // Suicide Life Threat Behav (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 35, no. 5. — P. 581—591. — DOI:10.1521/suli.2005.35.5.581. — PMID 16268774.
  20. ↑ Meltzer, Howard (2000), Non Fatal Suicidal Behaviour Among Adults aged 16 to 74, Great Britain: The Stationery office, ISBN 0-11-621548-8 
  21. ↑ Rea, K., Aiken, F., and Borastero, C. (1997), «Building Therapeutic Staff: Client Relationships with Women who Self-Harm», Women’s Health Issues Т. 7 (2): 121–125, DOI 10.1016/S1049-3867(96)00112-0 
  22. Всемирная организация здравоохранения. F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 261—262. — ISBN 5-86727-005-8.
  23. М. С. Елисеев, В. Г. Баранова. Болезнь Лёша — Нихена: клинические проявления и варианты течения, анализ собственного опыта // Современная ревматология. — 2010.
  24. ↑ Anthony Bateman (Expert Review: Dr Jim Bolton and Dr Philip Timms) Self-harm (англ.)
  25. 1 2 3 4 5 6 Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. — Новосибирск: НГПУ, 2006. — 448 с. — ISBN 5-85921-548-7.
  26. Joseph B. Addiction to near-death (неопр.) // International Journal of Psycho-Analysis. — 1982. — Т. 63, № Pt 4. — С. 449—456. — PMID 7152808.
  27. ↑ Mayo Clinic Staff Self-injury/cutting: Treatments and drugs (англ.)
  28. ↑ Klonsky, E. D. and Glenn, C. R. (2008), «Resisting Urges to Self-Injure», Behavioural and Cognitive Psychotherapy Т. 36 (02): 211–220, DOI 10.1017/S1352465808004128 

Самоповреждение — причины, симптомы и лечение

Оставьте заявку и в течение нескольких минут мы подберем вам проверенного врача и поможем записаться к нему на прием. Или подберите врача самостоятельно, нажав на кнопку «Найти врача».

Найти врача

Причины

Выделяют три вида самостоятельного истязания: серьезное, стереотипическое и умеренное.

Серьезное самоповреждение – это удаление органов или частей тела (глаз, ушей, конечностей, гениталий). Оно встречается очень редко и в большинстве случаев имеет определенный символический смысл. Его основными причинами являются:

  • шизофрения;
  • маниакальный синдром;
  • глубокая депрессия;
  • транссексуализм;
  • острая наркотическая или алкогольная интоксикация.

Стереотипическое самоповреждение – ритмичные монотонные действия, наносящие вред человеку (удары головой о стену, укусы). Оно характерно для людей с задержкой в развитии, аутизмом и синдромом Туретта.

Умеренное самоповреждение проявляется в виде поверхностного травмирования собственного тела (порезов, расцарапываний, вырывания волос). Им занимается около 4% населения. Основная часть из них – дети подросткового возраста (в большинстве случаев – девочки). Кроме того, склонность к самоповреждению наблюдается среди:

  • ветеранов войны;
  • заключенных;
  • гомосексуалистов;
  • воспитанников интернатов;
  • людей, подвергавшихся насилию в детстве.

Основные причины умеренного самоповреждения – различные эмоциональные проблемы: душевная боль, внутренняя пустота, чувство вины, желание привлечь к себе внимание. Кроме того, членовредительство может быть следствием приема психоактивных веществ или одним из проявлений психических дисфункций:

  • пограничного расстройства личности;
  • посттравматического синдрома;
  • антисоциального расстройства;
  • депрессии;
  • биполярного аффективного расстройства;
  • расстройства пищевого поведения (анорексии, булимии) и так далее.

Патогенез

Существует три основных теории, которые объясняют, почему самоповреждение становится повторяющимся поведением:

  • серотониновая;
  • опиатная;
  • кортизоловая.

Согласно серотониновой теории у некоторых людей в организме вырабатывается недостаточный уровень серотонина, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. При нанесении аутоповреждений происходит активизация синтеза этого гормона, и у человека улучшается самочувствие.

Опиатная теория состоит в следующем. Травма запускает противоболевую систему головного мозга: начинают вырабатываться естественные обезболивающие вещества – опиаты. Они притупляют неприятные ощущения и вызывают эйфорию. В результате возникает зависимость, заставляющая человека повторять самоповреждение.

Кортизол – гормон, который синтезируется в стрессовые моменты и запускает каскад реакций, способствующих защите организма от внешних агрессивных факторов. Но у части людей происходит наоборот – в проблемных ситуациях уровень кортизола снижается. Они сознательно причиняют себе боль, чтобы изменить гормональный фон и справиться с трудностями.

Психологические механизмы самоповреждения:

  • замещение боли – физический дискомфорт приводит к притуплению эмоциональных страданий;
  • усиление ощущений – боль помогает заполнить внутреннюю пустоту, а также доказывает пациенту, что он еще жив;
  • самонаказание – завышенные требования окружающих или реальные проступки заставляют человека наказывать себя.

Иногда с помощью нанесения повреждений подростки пытаются привлечь внимание родителей или друзей. Особенностью этой ситуации является демонстративность травм, в то время как в остальных случаях люди тщательно скрывают следы членовредительства.

Симптомы

Самоповреждение у подростков может проявляться в таких формах, как:

  • порезы кожи острыми предметами;
  • саморасцарапывание кожи;
  • ожоги;
  • препятствование заживлению ран;
  • ущемление частей тела;
  • вырывание волос;
  • ломание костей;
  • втыкание иголок.

Кроме того, многие специалисты относят к самоповреждению употребление токсических веществ, переедание и голодание.

Чаще всего травматизации поддаются руки, ноги и передняя часть туловища. Человек может использовать несколько способов нанесения повреждений. Поводом для членовредительства является любая ситуация, вызывающая тревогу или напряжение. Как правило, люди истязают себя в одиночестве. В редких случаях подростки делают это в небольших группах.

Основной признак самоповреждения кожи – наличие следов (порезов, гематом, шрамов, ожогов). Обычно человек скрывает их под одеждой или объясняет неосторожным поведением. Зачастую он носит с собой острые предметы.

Как правило, расстройство сопровождается другими симптомами, среди которых:

  • трудности с установлением межличностных связей;
  • склонность к рефлексии;
  • импульсивность, тревожность, поведенческая нестабильность;
  • недовольство жизнью и так далее.

Диагностика

Обнаружив у подростка признаки самоповреждения острыми предметами, необходимо проконсультироваться с психологом. В ходе беседы врач проведет опрос и установит причины аутоагрессивного поведения. При необходимости он направит пациента к психиатру для постановки клинического диагноза.

Кроме того, может потребоваться осмотр у дерматолога, травматолога или терапевта для определения характера и тяжести повреждений.

Лечение

Как избавиться от склонности к самоповреждению? Прежде всего необходимо, чтобы пациент признал проблему, а также выяснил ее причины совместно с психологом. Зачастую подросток не может объяснить, почему он ранит себя. Узнать глубинные предпосылки аутоагрессивного поведения получается только с помощью психоанализа.

Алгоритм лечения самоповреждения подбирается индивидуально. Он может включать одно или несколько направлений психотерапии:

  • когнитивно-поведенческую терапию;
  • диалектическую поведенческую терапию;
  • техники, целью которых является развитие внутренней осознанности.

Могут использоваться медикаменты – антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики и так далее. Их прием должен обязательно контролироваться врачом.

Для того чтобы эффективно бороться с самоповреждением, пациенту необходимо корректировать свое поведение. Специалисты рекомендуют постепенно заменять привычку резать или царапать себя в тревожных ситуациях на менее травматичные действия. Например, надевать на запястье резинку и дергать за нее при возникновении желания нанести себе травму. Другие варианты замещения – крик, удары по боксерской груше, разрывание бумаги

Кроме того, пациенту следует отвлекаться от навязчивых мыслей с помощью физических упражнений, прогулок, танцев, занятий музыкой и так далее. Если человек страдает от внутренней опустошенности, в качестве усилителя ощущений можно использовать холодный душ.

Самоповреждение у подростков требует участия всей семьи. Необходимо поддерживать ребенка и обсуждать с ним его чувства.

Прогноз

Возможные последствия самоповреждения в подростковом возрасте:

  • закрепление поведенческой схемы, в основе которой лежит использование аутоагрессии вместо конструктивных решений в сложных жизненных ситуациях;
  • инфицирование ран;
  • формирование шрамов и увечий;
  • нанесение повреждений, несущих угрозу для жизни.

Грамотная психотерапевтическая помощь позволяет скорректировать поведение и устранить склонность к самоповреждению.

Профилактика

Профилактика самоповреждения заключается в своевременном решении психологических проблем и лечении расстройств поведения.

Liqmed напоминает: чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений.

Найти врача

Самоповреждающее поведение

В этой статье мы даем краткий обзор основных вопросов, связанных с самоповреждающим поведением у людей с аутизмом, его возможными причинами и способами работы с этой проблемой.

Одна из самых непростых задач, с которой сталкиваются люди с расстройствами аутистического спектра, их родные и близкие – это необходимость справляться с самоповреждающим поведением. Подобное поведение, как правило, бывает вызвано целым комплексом причин, и может представлять серьезную угрозу безопасности и благополучию человека. Традиционный поведенческий подход не всегда бывает эффективен сам по себе при работе с самоповреждением. Чтобы справиться с этой непростой проблемой, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Дополнительную информацию о работе с поведением у людей с РАС вы найдете по ссылке: www.autism.org.uk/behaviour

Что такое самоповреждающее поведение?

Самоповреждающее поведение (оно же самоагрессия) – действия, в результате которых человек наносит себе физический вред:

  • Битье головой
  • Кусание рук
  • Выдергивание у себя волос
  • Расцарапывание глаз
  • Удары по лицу или по голове
  • Щипание, царапание и растирание до ссадин кожи
  • Сильное раскачивание головой

Самоповреждающее поведение больше всего присуще людям со сниженным интеллектом, у которых, помимо аутизма, есть и другие нарушения. Но в той или иной форме с этой проблемой может столкнуться любой человек с расстройством аутистического спектра. Если в прошлом ему уже приходилось справляться с самоповреждающим поведением, оно может вернуться в моменты стресса, болезни, или в ситуации, когда в жизни человека происходят существенные изменения.

Причины

Причины, по которым у человека возникает самоповреждающее поведение, крайне разнообразны. Чаще всего его вызывает целый комплекс разнообразных факторов. Привычка биться головой, возникшая как форма сенсорной стимуляции, в дальнейшем может использоваться в качестве способа избежать трудного задания. Удары по уху, спровоцированные сильным отитом, затем могут возникать, как попытка добиться от окружающих желаемого. Ниже вы найдете еще несколько возможных причин самоповреждающего поведения.

Проблемы медицинского характера, или зубная боль

Если у вашего ребенка возникает самоповреждающее поведение, первое и самое важное, что нужно проверить, не страдает ли он от зубной боли, или других проблем со здоровьем. Людям с аутизмом обычно бывает трудно сообщить о своем состоянии, особенно если они чувствуют себя не очень хорошо. Иногда самоповреждающее поведение (например, если человек бьет себя по уху, стучит головой об стену и т.д.) может быть спровоцировано невозможностью сообщить о своем состоянии, или быть одним из способов справиться с болью. Вот список возможных проблем, о которых может сигнализировать самоповреждающее поведение:

Инфекционные заболевания (простуда, грипп, насморк, ушные инфекции или заболевания мочеполовой системы)
Боль (мигрень, ушная, зубная боль или менструальные боли)
Судорожная активность (при различных видах эпилепсии)
Общие проблемы со здоровьем (запоры, проблемы с пищеварением, кожные заболевания)
Исследователи также предполагают, что может быть связь между некоторыми видами самоповреждения, различными видами компульсивного поведения и тиками. Считается, что частота самоповреждающего поведения повышается в стрессовых ситуациях (Clements and Zarkowska, 2000).

Нейрохимические теории

Исследователи также предположили, что может просматриваться связь между самоповреждающим поведением и особенностями нейрохимических систем организма.

Эндогенная опиодиная система
Исследования показали, что в организме некоторых людей с РАС наблюдается повышенный уровень бета-эндорфинов, что повышает болевой порог, и может таким образом спровоцировать развитие самоповреждающего поведения. Также было высказано предположение, что самоповреждение может способствовать высвобождению опиоидов, которые вызывают ощущение, сходное с эйфорией, и способствуют закреплению нежелательного поведения.

Серотонин

Некоторые исследователи предполагают, что повышенный уровень серотонина, который наблюдается в крови у некоторых людей с РАС, может вызывать проблемное поведение, в том числе и самоповреждение (Gillberg and Cole, 1992).

Дофамин

Исследования показали, что в мозговых структурах людей с синдромом Лёша-Нихена (наследственное заболевание, одним из симптомов которого является самоповреждающее поведение) наблюдается дисбаланс выработки дофамина. Ученые считают, что это может оказывать влияние на развитие самоповреждающего поведения.

Сенсорная стимуляция (усиление или ослабление стимулирующего воздействия)

По аналогии с воздействием опиоидов, о котором говорилось выше, самоповреждающее поведение может быть вызвано желанием получить дополнительную сенсорную стимуляцию (особенно если у человека завышен болевой порог, вследствие высокого уровня бета-эндорфинов), или справиться с сенсорной перегрузкой (например, удары по голове могут быть попыткой справиться с воздействием слишком громких или неприятных звуков, таких как собачий лай, или шум газонокосилки).

Стадии развития

Некоторые виды самоповреждающего поведения представляют собой остаточные проявления моторных действий, характерных для более ранних стадий развития (например, привычка кусать руки, характерная для младенцев, может сохраниться и в старшем возрасте).

Коммуникация и обученное поведение

Очень часто самоповреждающее поведение появляется у людей, которые иначе не могут сообщить о своих нуждах, потребностях и чувствах. Если человек начинает страшно биться головой, высока вероятность того, что он получит желаемое, будь то внимание близких, предмет, доступ к приятному занятию, или возможность избежать трудного задания.

Удары по голове могут сигнализировать о том, что человек расстроен и пытается обуздать свои чувства. Кому-то привычка кусать себе руки помогает справиться не только с огорчением, но и с сильной радостью. Некоторые люди начинают щипать себя, или надавливать на глазные яблоки, если им недостает сенсорных ощущений, или просто скучно.

Анализируя реакцию окружающих, люди быстро понимают, что самоповреждающее поведение – мощный способ держать их под контролем. Таким образом, самоповреждение (например, удары по голове), которое изначально возникло в ответ на физическую боль или дискомфорт, постепенно становится способом добиться от окружающих желаемого поведения (например, чтобы мама не выключала телевизор).

Повторяющееся поведение

Повторяющееся поведение, навязчивые идеи и состояния часто бывают свойственны людям с расстройствами аутистического спектра. Одной из форм подобных состояний может быть самоповреждающее поведение.

Ментальные нарушения

В некоторых случаях самоповреждающее поведение может быть вызвано скрытыми ментальными проблемами, такими как депрессия, или тревожное расстройство. Особенно это касается людей с высокофункциональными формами аутизма, или синдромом Аспергера.

Стратегии

Ниже вы найдете несколько основных идей, которые помогут предотвратить или правильно отреагировать на самоповреждающее поведение у ваших близких. Однако если в результате самоповреждающего поведения человек может нанести себе серьезную травму, мы настоятельно рекомендуем, прежде всего, обратиться за помощью к специалисту.

Как предотвратить

Какие повседневные мероприятия могут предотвратить самоповреждающее поведение.

Исключите проблемы со здоровьем и зубную боль

Назначьте встречу ведущему врачу вашего подопечного и, если нужно, получите у него направление к необходимым специалистам. Заранее соберите и возьмите с собой данные обо всех случаях проявления самоповреждающего поведения: в какой день, в котором часу произошел эпизод, как часто появляется поведение, когда начинается, как долго длится и т.д. Ваши записи помогут врачу разобраться, может ли самоповреждающее поведение быть вызвано физическим дискомфортом или болью.

Определите функцию поведения

Постарайтесь понять, какую функцию выполняет самоповреждающее поведение в данной ситуации. Функцией самоповреждения может быть как поиск сенсорной стимуляции, так и реакция на болевые ощущения. Вообще функциональный анализ поведения – довольно сложная процедура, и в этом вопросе лучше прибегнуть к помощи специалиста.

Развивайте навыки коммуникации

Научите вашего подопечного сообщать о своих потребностях, нуждах и дискомфорте более приемлемым способом, нежели при помощи самоповреждающего поведения, например, при помощи карточек.

Используйте расписание и поддерживайте структурированную среду

Старайтесь придерживаться постоянного расписания, чтобы события в течение дня были предсказуемыми, и, как результат, вызывали у вашего подопечного меньше тревоги. Старайтесь, чтобы он не скучал и был все время занят, ограничивайте возможности прибегнуть к самоповреждающему поведению. Отдельно распланируйте, как вы будете справляться со сложными ситуациями или тяжелыми моментами в течение дня. На это время постарайтесь еще больше структурировать окружающую обстановку и предоставить подопечному дополнительную поддержку и помощь.

Предоставьте возможность для сенсорной стимуляции

Если причина самоповреждающего поведения – поиск сенсорной стимуляции, предоставьте возможность получать схожие ощущения более приемлемым способом и сделайте эти занятия частью вашего ежедневного расписания. Прыжки на батуте или катание на карусели могут стимулировать вестибулярный аппарат не хуже, чем привычка трясти или биться головой. Предоставив вашему подопечному целый пакет различных предметов, которые можно жевать (как съедобных, так и нет): жвачку, морковь, сухие макароны, нугу, вы сможете значительно уменьшить его потребность кусать себя за руки.

Не забывайте о физических упражнениях

Ученые предполагают, что регулярные аэробные нагрузки не только улучшают эмоциональное и физическое состояние, но также снижают частоту самоповреждающего и агрессивного поведения (Rosenthal-Malek & Mitchell, 1997). К аэробным нагрузкам относят бег, плавание, езду на велосипеде, прыжки на батуте, танцы, аэробику и т.д. Лучше всего, если занятия будут происходить не реже трех раз в неделю. Подумайте о том, что из предложенного может заинтересовать вашего подопечного, и включите спортивные занятия в ваше ежедневное расписание. В некоторых случаях, прежде чем начинать тренировки, будет нужно заручиться поддержкой профессионального тренера.

Поощряйте желаемое поведение

Возьмите за правило в течение дня подкреплять альтернативное поведение и ситуации, когда ваш подопечный не причиняет себе вреда. Это поможет ему понять, что когда он ведет себя иначе, это приводит к появлению приятных последствий. Таким образом, он станет чаще выбирать альтернативную форму поведения, чтобы получить поощрение. Поощрением в этом случае может быть как словесная похвала и уделение внимания, так и совместные приятные занятия, игрушки, жетоны или любимое лакомство в небольших количествах. Дайте понять, какое именно поведение заслуживает награды («Джейн, ты так хорошо ждешь») и постарайтесь предоставить подкрепление сразу же после желаемого поведения («теперь ты можешь 10 минут поиграть на компьютере»). Помните о том, что не все люди с РАС ценят социальные поощрения. Для кого-то вербальная похвала может быть не удовольствием, а еще одним стрессовым фактором, который снизит вероятность того, что в будущем человек опять поведет себя так, как вы хотите.

Медикаментозное вмешательство

Есть основания предполагать, что определенные медикаменты могут существенно снизить частоту самоповреждающего поведения у некоторых людей. Тем не менее, наряду с физическим удержанием, медикаментозная терапия считается одним из последних средств, при помощи которых можно повлиять на человека, столкнувшегося с такой проблемой. Назначение лекарственных препаратов и само лечение должны проводиться под строгим надзором специалиста, но даже в этом случае необходимо сочетать лечение с постоянными попытками обучить человека новым навыкам и альтернативному поведению.

Как реагировать

Быстрая реакция – залог безопасности

На все случаи самоповреждающего поведения нужно реагировать как можно быстрее, и немедленно начинать работу над ним. Даже если функцией поведения является привлечение внимания, неприемлемо игнорировать ситуацию, в которой человек может причинить себе серьезный вред. Правильная реакция на самоповреждающее поведение зависит от многих обстоятельств, но ниже мы дадим несколько общих советов. Очень важно, чтобы, не смотря на использование всех этих стратегий, у человека сохранялась возможность обучаться навыкам коммуникации и саморегуляции.

  • Старайтесь реагировать на самоповреждающее поведение максимально спокойно. Не давайте комментариев, сохраняйте невозмутимое выражение лица. Ваша эмоциональная реакция может нечаянно усилить нежелательное поведение. Говорите спокойно, четко, не повышая голоса.
  • Снизьте требования, если дело в них. Если ваш подопечный не может справиться с заданием (оно оказалось слишком трудным, или он не в состоянии это сделать в данный момент), снизьте требования, или вовсе от них откажитесь. Вы вернетесь к работе позже, когда он успокоится.
  • Уберите неприятный сенсорный стимул (звук, запах, свет), или постарайтесь ослабить его воздействие.
  • Помогите справиться с физическим дискомфортом (например, дайте обезболивающее).
  • Постарайтесь привлечь внимание человека, назовите его по имени и дайте простую инструкцию, которую он может выполнить, вместо самоповреждающего поведения. Например: «Дэвид, сложи руки». Чтобы подкрепить понимание инструкции, используйте визуальные подсказки.
  • Быстро переключите человека на другое занятие, которое не позволит продолжать причинять себе боль (например, что-то, что нужно делать двумя руками), предоставьте поощрение и похвалите («Дэвид, как ты хорошо играешь в машинки»).
  • Если вашему подопечному трудно самостоятельно прекратить наносить себе повреждения, вы можете мягко ему помочь, например, удержать его руки от ударов по голове. Постарайтесь сразу же переключить его на другое занятие, но будьте готовы вновь удержать от попыток причинить себе вред. Этот подход следует применять с максимальной осторожностью, т.к. велика вероятность, что вы усилите нежелательное поведение, или заставите человека направить свою агрессию на окружающих.
  • Вы также можете выставить физическую преграду, которая не позволит человеку нанести себе вред, например:
  • Если ваш подопечный бьет себя по голове, подложите под его руку ладонь или подушку.
  • Если он кусает себя за руки, дайте ему возможность укусить другой предмет.

Если ваш подопечный начал биться головой о твердые поверхности, держите наготове подушку или валик, чтобы подложить ему под голову и смягчить удары. Также в специальных магазинах можно заказать мягкое покрытие для пола и стен, которое позволит свести к минимуму возможные травмы.

Обратитесь за помощью

Если ситуация вышла из-под контроля, обратитесь за помощью в соответствующие службы.

Физическое удержание

В ситуации, когда самоповреждающее поведение представляет серьезную угрозу здоровью человека, возможно, имеет смысл задуматься об использовании средств защиты, таких как наколенники, налокотники и шлемы. Clements and Zarkowska (2001) предполагают, что от таких способов защиты в дальнейшем будет проще отказаться, чем от физического удержания (когда вы сами удерживаете подопечного от самоповреждения). Так или иначе, физическое удержание и средства защиты – это крайняя мера, их следует использовать крайне осторожно и только под контролем специалиста.

Помимо норм этики и вопросов безопасности, даже если средства защиты и физическое удержание применяются очень осторожно, их использование может повысить частоту самоповреждающего поведения (Howlin, 1998). Эти меры не влияют на само поведение, поэтому очень важно, чтобы ваш подопечный параллельно обучался новым навыкам, которые помогут ему добавиться желаемого более приемлемыми способами.

Резюме:

  • Исключите зубную боль и другие проблемы со здоровьем
  • Определите функцию поведения
  • Помогите вашему подопечному научиться альтернативным способам коммуникации, чтобы он мог сообщать о своих нуждах.
  • Структурируйте среду вокруг вашего подопечного, введите расписание и убедитесь, что в течение дня он получает достаточно возможностей для сенсорной стимуляции.
  • Часто поощряйте вашего подопечного в моменты, когда он ведет себя приемлемым образом, или воздерживается от самоповреждения
  • Быстро реагируйте на случаи самоповреждающего поведения: прерывайте их (мягко удерживая человека от нанесения себе повреждений, или устанавливая физический барьер, если нужно) и переключайте его внимание на другое занятие.
  • В экстремальных случаях вызывайте службы спасения
  • Если вам трудно справиться с самоповреждающим поведением у вашего подопечного, оно происходит систематически, и вы не знаете что делать, обратитесь за помощью к специалисту.

 

Перевод: Марина Лелюхина.

Оригинал статьи: http://www.autism.org.uk/living-with-autism/understanding-behaviour/challenging-behaviour/self-injurious-behaviour.aspx

Что такое селфхарм или почему люди себя режут — Рамблер/новости

Все справляются с чувствами по-разному. Некоторые могут открыться и поговорить с близкими о своих чувствах. Другим нужно отвлечься — почитать, посмотреть кино или просто прогуляться. Это — здоровые способы справиться с негативом. Но для некоторых единственных способ справиться с эмоциями — это причинение себе боли.

Селфхарм — это осознанное нанесение себе повреждений и причинение боли, вызванное необходимостью справиться с сильными эмоциями (например, с гневом, беспокойством или грустью). При этом селфхарм редко помогает почувствовать себя лучше — все из-за вины и стыда, которые появляются сразу после нанесения повреждений.

Признаки и симптомы селфхарма

Обычно самоповреждение делает человека очень скрытным: он прячет следы и шрамы так, чтобы их было сложно обнаружить. Чаще всего селфхарм является импульсивным поступком, но иногда к нему приводит и методичное планирование. Наиболее часто он встречается у людей, которые вынуждены справляться с депрессией, тревожным расстройством или или расстройствами пищевого поведения.

Наиболее частые признаки того, что человек может являться жертвой селфхарма: — Шрамы от порезов или ожоги, которые человек не может объяснить

— Вырывание волос

— Следы от щипков на коже

— Синяки и ссадины

— Переломы

— Следы от укусов

— Объяснение постоянных синяков и порезов неуклюжестью

— Одежда, не соответствующай сезону, например, брюки и рубашки с длинными рукавами в течение лета

— Низкая самооценка

— Сложности в выражении эмоций и работе с ними

Причины самовопреждений

Существуют различные причины, по которым люди причиняют себе вред, но чаще всего это выступает в качестве стратегии преодоления сильных эмоций. Это дает временное облегчение и уменьшает беспокойство, но это облегчение не длится долго. Некоторые люди чувствуют себя «онемевшими» и пытаются таким образом вернуть себе какую-то чувствительность. Часто селфхарм выступает в качестве наказания за надуманные недостатки или из чувства ненависти к себе.

Определенные факторы увеличивают риск самоповреждения. Например, селфхарм близких родственников, жестокое обращение в детстве (особенно сексуальное насилие), стрессовые или травматические жизненные события, злоупотребление алкоголем или наркотиками, импульсивность, плохое умение справляться и быть самокритичным. Самоповреждение также напрямую связано с депрессией, беспокойством, посттравматическим стрессовым расстройством, расстройствами пищевого поведения и пограничным расстройством личности. Хотя самоповреждение обычно не связано с самоубийством, жертвы селфхарма в большей степени склонны к самоубийству из-за связи с другими эмоциональными проблемами. Самоповреждение и связанные с ним расстройства поддаются лечению, поэтому, если вы или кто-то близкий вам сталкивается с этим, важно как можно скорее заняться поиском решения.

Как справиться с желанием навредить себе

Мы часто слышим о селфхарме в виде порезов в фильмах и сериалах, но это не единственный вид самоповреждения. Он может проявляться в виде умышленных ожогов или нанесении себе ударов. Это может показаться единственной деятельностью, которая поможет чувствовать себя лучше.

К счастью, есть гораздо более здоровые способы справиться. Если вы или кто-то из ваших знакомых столкнулся с селфхармом, стоит обратиться к этому списку, чтобы найти более эффективный способ решения эмоциональных проблем. — Консультация с психотерапевтом. Лучший способ научиться справляться с эмоциями — это воспользоваться помощью профессионала. Терапия помогает бороться с саморазрушительным поведением, обрабатывать и выражать эмоции и чувствовать себя лучше. Много раз люди, страдающие селфхармом, имеют дело с депрессией или тревожным расстройством. Если вы обратитесь за помощью, будьте честны с вашим психотерапевтом, посещайте все приемы и придерживайтесь своего плана лечения.

— Исследуйте причины селфхарма. Узнав, почему вы раните себя и какую цель преследуете этими действиями, вы сможете бороться с этим поведением. Подумайте, почему вы начали ранить себя. Что вызывает желание причинить себе боль? Как вы себя чувствуете прямо перед тем, как нанести повреждения? Это всегда одна и та же эмоция? Что вы делаете, прежде чем ранить себя? Это важная информация для общения с психотерапевтом или специалистом в области психического здоровья. Ведение дневника поможет вам ответить на эти вопросы и послужит позитивным способом справиться с эмоциями.

— Выберите «здоровые» поступки. Часто, если людям удается отсрочить селфхарм, желание нанести себе вред проходит. Выберите полезные занятия, которыея вам нравится и заставляют вас чувствовать себя лучше. Это могут быть физические упражнения, общение с близкими, прогулки или любимое хобби. Когда вы чувствуете желание причинить себе вред, немедленно обратитесь к одной из здоровых альтернатив.

— Соберите «коробку успокоения». Сложите в нее список действий, которые помогут вам справиться с эмоциями, любимый фильм, несколько хороших книг, материалы для рисования и ваш дневник. Всякий раз, когда вы испытываете стремление к селфхарму, откройте коробку и выберите полезный вариант.

— Избегайте всего, что «вдохновляет» вас на селфхарм. Это может означать отказ от некоторых сайтов или прекращение общения с людьми, которые «прославляют» идею самоповреждения.

Сообщение Что такое селфхарм или почему люди себя режут появились сначала на Умная.

Почему ребенок бьет себя сам?

Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:

Сыну 8 лет. За непослушание шлепала по попе. Сейчас не трогаю. Теперь ребенок бьет себя сам, наказывает сам себя. Меня это пугает.

Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:

Здравствуйте, Гульнара!

Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. Бить детей нельзя, это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.

Некоторые родители и воспитатели даже отмечают тенденцию: такие дети как бы специально провоцируют взрослых, «нарываются» на наказание: сознательно нарушают правила, не слушаются, хулиганят.
Подобное поведение поначалу можно спутать с независимым поведением ребенка с уретральным вектором, но они в корне отличаются. Уретральнику просто плевать на запреты, он менее других от природы нуждается в опеке родителей.

Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!

Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора. Это тема нашей следующей статьи.

Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной связкой векторов может быть свойственна жертвенность — сам себя ударю. Именно такие дети становятся изгоями в школе, которых все клюют и задирают. И здесь кроме кожного очень важно понимание состояния зрительного вектора, его правильное развитие.
Ребенок с анальным вектором, очень зависимый от мамы, ее мнения, послушный и ведомый, может сам себя бить, желая угодить маме. «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»

То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов — особенностях реакций кожного вектора.

Что делать, если ребенок бьет себя

Работа с ребенком с кожным вектором, который себя бьет, должна идти по двум направлениям.

Первое, и самое главное: восстановление чувства безопасности и защищенности у ребенка.

Это базовое чувство, без которого не может полноценно развиваться маленький человек. Оно напрямую зависит от психологического состояния мамы и методов воспитания. Как, с одной стороны, сохранить у ребенка уверенность в маме, а с другой, не воспитать маленького манипулятора? В зависимости от векторального набора к каждому ребенку нужен свой подход. Об этом более подробно можно почитать здесь и здесь.

Второе: наполнение желаний кожного вектора.

Девиз воспитания ребенка с кожным вектором:

  • Ласка
  • Логика
  • Дисциплина
  • Спорт

Ребенок с кожным вектором нуждается в ласке, да он и сам по себе очень ласковый, как котенок. От шлепков и грубого воздействия на его кожу, он может начать избегать телесного контакта. Когда ребенок бьет себя сам это на самом деле его крик о помощи. Обнять, поцеловать, погладить по спинке, сделать массажик на ночь – воспользуйтесь этими простыми действиями, и вы сможете постепенно вернуть ребенку его психологический комфорт!

Просто запрещать что-то кожному ребенку «потому что я так сказала!» не стоит. Ему лучше логически объяснить причину запрета или правила, и он будет выполнять ваши ограничения. При правильном подходе он даже научится получать радость от соблюдения дисциплины. Ведь самоограничение – это то, что доставляет взрослому кожнику удовольствие, позволяет ограничивать других, то есть руководить.
Развивать логику можно также с помощью интересных конструкторов, головоломок, позже, занятий математикой и прочего.

Когда вы бьете ребенка, он испытывает колоссальный стресс, но это его ничему не учит. Напротив, он теряет способность к развитию. А вот дисциплина и разумные ограничения действуют на кожника ободряюще. Например, если ребенку с анальным вектором сказать, что на уроки ему отводится полчаса, то у того может просто наступить ступор. А вот для кожника это стимул сделать все быстро и качественно. «А если еще и расписание в дневник успеешь написать, то получишь конфету!» Не сомневайтесь – он успеет.

Понимание психики ребенка, который бьет себя поможет вам забыть об этой проблеме и вырастить замечательного человека. Распорядок дня, расписание дел на неделю, поощрения за хорошо выполненную работу приучают такого ребенка к трудолюбию, самодисциплине, здоровой конкуренции, удовлетворяют его желание быть первым. Идеальный образ развитого кожного вектора – это военный офицер. Но самодисциплина нужна везде: и в бизнесе, работе, особенно руководящей.

Ну и конечно, спорт. Кожные детки от природы очень подвижны. Именно спорт позволяет наполнить потребность кожного вектора в физической активности, ритме, конкуренции (только не ведите детей до подросткового возраста в студии современного или восточного танца, ранняя сексуализация в этих направлениях вредит детской психике). При правильном подходе к кожному ребенку, у него больше не будет причин бить себя.

Как наказывать кожного ребенка?

Ограничением. Только сначала объяснить, что он сделал не так, и за что вы его наказываете. Можно поставить его в угол, но на строго ограниченное время, в зависимости от возраста это может быть и 3, и 5, и 10 минут. Можно забрать планшет или мобильный телефон на определенное время (сказать, на какое). Или лишить похода в кино или в гости. Главное, помнить, что наказание – это не кара, а метод научить ребенка правильным способам поведения и взаимодействия с внешним миром.

Гульнара, когда в следующий раз увидите, что ребенок бьет сам себя, постарайтесь его успокоить: тихо обнять и спокойно поговорить: «Я понимаю, что у тебя не получается, но давай попробуем сделать это по-другому…». Конечно, нужно иметь в виду, что описанные механизмы в кожном векторе – это одна из возможных причин. Картина может усложниться, если у вашего ребенка есть другие вектора (а наверняка они есть), а также если вы сами находитесь в не лучшем психологическом состоянии.

Лучшим выходом из ситуации будет прохождение тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который уже позволил многим родителям изменить к лучшему свою жизнь, глубже понять себя и природу собственного ребенка и решить самые разные проблемы воспитания.
Уже на бесплатных онлайн-лекциях можно много узнать об особенностях детей с кожным вектором, об особенностях подхода к ним, исчерпывающую информацию по вашему вопросу вы сможете получить на полном тренинге Первого уровня по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь!

Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции здесь.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор: Татьяна Сосновская, педагог, психолог
Раздел: Ответы на вопросы

Комментариев: 5 Просмотров: 23248
Теги: Дети ответы

Почему люди режут себя? Самоповреждение: причины и методы лечения

Тема самоповреждения в обществе является одной из наиболее табуированных и замалчиваемых проблем. Подобное поведение всячески осуждается, а его причины никого не интересуют. Для окружающих люди, истязающие свое тело, кажутся инфантильными, проблемными, глупыми. Считается, что таким способом они пытаются привлечь к себе внимание. Другой причиной того, почему люди режут себя, считают алкогольную или наркотическую зависимость.

резать вены

Что это такое?

Большинство придерживается мнения, что физический вред себе наносят только подростки последних десятилетий. Причиной этого называется огромное количество насилия и информационная перегруженность. Однако о том, как резать себя, было известно еще в древние времена. Религиозные фанатики прибегали к разным способам самоистязания, считая, что страданиями тела очищается душа. Физическая боль действительно может временно заглушить боль душевную. Но почему режут себя подростки и взрослые на самом деле, и что провоцирует подобные стремления?

Самоповреждение – нанесение по внутренним причинам преднамеренных повреждений своему телу без суицидальных намерений. Считается симптомом некоторых психических расстройств. Среди них – пограничное расстройство личности, посттравматическое стрессовое расстройство, шизофрения, булимия, анорексия, биполярное расстройство и другие. Но люди могут резать себя и без клинического диагноза, однако зачастую это связано с депрессией, тревожностью и прочими проблемами психического здоровья.

Распространенные виды самоповреждений:

  1. Порезы на ладонях, запястьях и бедрах.
  2. Расцарапывание кожи до крови.
  3. Ожоги.
  4. Бросание тела на твердые поверхности, удары головой об стены.
  5. Самоудушение, сдавливание головы.
  6. Препятствование заживлению ран и царапин, их постоянное вскрытие.
  7. Проглатывание несъедобных предметов.
  8. Прокалывание кожи острыми и колющими предметами.
почему люди режут себя

Типы повреждений

Описываемые повреждения можно разделить на следующие типы:

  • Импульсивные. Человек (зачастую, подросток) наносит себе повреждения под сильнейшим наплывом эмоций. Такое происходит без намерения и желания, неожиданно, необдуманно и автоматически.
  • Стереотипные. Люди со стереотипным типом самоповреждений в большинстве случаев наносят себе ушибы. Характерно для лиц, страдающих аутизмом или задержкой в развитии.
  • Компульсивные или умеренные. Навязчивые мысли вынуждают человека наносить себе физический вред. Может присутствовать у лиц любых возрастных категорий.

Причины

Подобное поведение объясняется двумя теориями, связанными с физиологией:

  1. Серотониновая теория. Недостаток серотонина у некоторых людей приводит к тому, что они плохо справляются со стрессом и начинают себя резать. Болевые ощущения вызывают всплеск серотонина и улучшают самочувствие человека.
  2. Опиатная теория. Противоболевая система мозга активируется во время ушибов и ранений. Природным обезболивающим являются опиаты, которые притупляют боль и вызывают эйфорию. Регулярно причиняющие себе физический вред люди могут привыкнуть к таким эффектам.

Причины самоповреждения могут быть как внутренними, так и внешними. Чаще всего подобное поведение скрывает попытки человека справиться с эмоциональным дискомфортом. Мотивом для того, чтобы начать себя резать, могут стать любые стрессовые ситуации. Так, например, причинами могут быть:

  • Внутрисемейные проблемы: жестокое обращение, бракоразводный процесс, тирания жены или мужа, пренебрежение, чрезмерная строгость родителей.
  • Собственное бессилие, обида.
  • Пережитое сексуальное насилие.
как перестать резать себя

Почему люди не находят другие способы справиться с эмоциональным стрессом?

В медицине стремление к самоповрежедению объясняется наличием следующих причин:

  1. Пониженная самооценка. Подростки, страдающие от болезни, когда режешь себя, зачастую имеют низкую самооценку. Они считают себя некрасивыми, глупыми, никчемными, неинтересными, не видят в себе и своей жизни ничего значимого.
  2. Перфекционизм, завышенные требования. Для того чтобы расслабиться и порадоваться, подростку требуются невыполнимые условия. Это связано с завышенными ожиданиями и высокой планкой, установленной родителями, школой, любимым человеком, друзьями. Среда жесткой конкуренции, в которой он находится, также имеет свое влияние. В качестве предмета конкуренции могут выступать стандарты красоты, учебные достижения и социальный статус. Подростки, находящиеся в таких условиях, подсознательно убеждены в том, что все должно быть идеально, иначе им приходится наказывать самих себя.
  3. Эмоциональная уязвимость. Холодные отношения в семье также являются одной из причин самоповреждений. Подобное поведение провоцируется своеобразной культурой отношения к эмоциональной составляющей. Подростки, живущие в таких условиях, некомпетентны в эмоциональном плане, с трудом понимают собственные эмоции и выражают их. Неправильная установка в эмоциональном отношении приводит к тому, что подростки не могут обратиться за помощью к близким людям.
болезнь, когда режешь себя

Мифы

Тему самоистязания окутывает огромное количество мифов. Здоровые люди не желают вникать в проблему, не знают, как называются люди, которые режут себя, и придерживаются мнения, что они ненормальны.

Миф №1: провальная попытка суицида

Разница между теми, кто не помышлял о суициде, и теми, кто совершил неудачную попытку, очень четкая и легко прослеживается. Кто-то жаждет избавиться от страданий, кто-то – болевых ощущений. Подавляющее число тех, кто практикует самоистязание, никогда не думали о самоубийстве.

Миф №2: от этого страдают только девочки-подростки

Безосновательный стереотип, довольно распространенный в обществе. Самоистязание является проблемой всех социальных слоев, возрастов и полов. Процентное соотношение мужчин и женщин, страдающих данным расстройством, примерно одинаково.

самоповреждения психиатрия

Миф №3: привлечение к себе внимания

Люди, которые причиняют себе боль, нуждаются в любви, внимании и хорошем отношении со стороны окружающих и близких, однако это не значит, что самоистязанием они пытаются привлечь к себе внимание. Оказавшиеся в такой ситуации люди пытаются выделиться внешним видом и поведением: либо ярко одеваются, либо обладают прекрасными манерами и вежливостью. Последствия самоповреждений никогда не раскрываются, а прячутся и замалчиваются посредством ношения одежды с длинными рукавами или нанесения травм в скрытых местах.

Миф №4: метод манипуляции людьми

Подобный способ самоповреждения в психиатрии встречается крайне редко. Человек таким поведением пытается повлиять на близких и друзей. Нанесение травм самому себе является криком о помощи, который воспринимается окружающими как демонстрация. Манипулировать людьми таким образом невозможно, поскольку о предмете манипуляции никто не знает.

Миф №5: неглубокие раны несерьезны

Уровень психического напряжения и глубина физических повреждений не связаны друг с другом. Различаются как условия и проблемы, с которыми сталкиваются люди, так и способы травмирования.

почему подростки режут себя

Миф №6: люди, истязающие себя, ненормальны и опасны для общества

Люди с психическими расстройствами, к примеру, посттравматическим синдромом или пограничным расстройством личности, могут наносить себе повреждения. Такое поведение никоим образом не опасно для окружающих и не требует госпитализации и содержания в диспансерах.

Самоповреждение – очень личный процесс. Человек не распространяется об этом и хранит в тайне. Основная цель истязаний – преодоление внутренних проблем, попытка справиться с собственными эмоциями и болью.

Как перестать резать себя?

Человек считает, что у него нет выхода, и единственным способом справиться со стрессом является причинение самому себе физической боли. Однако проблема кроется в том, что приносимое самоистязанием облегчение кратковременное.

С точки зрения психиатрии, желание резать вены и наносить себе ущерб – сложная проблема, нуждающаяся в терапии и помощи специалистов. В некоторых ситуациях решить ее можно своими силами: к примеру, если стремление причинять себе вред не реализовано на практике либо проявляется не слишком ярко.

Главное в терапии – определиться с собственными эмоциями и отыскать среди них чувство, выступающее в качестве импульса, провоцирующего причинение боли собственному телу. При самоанализе важно не допускать ошибок. В зависимости от внутренних проблем и эмоциональных ощущений меняются методы терапии. Решить проблему невозможно без определения ее корня.

как называются люди, которые режут себя

Методы психологической помощи

Психологи помогают определить причину проблемы, если пациент не может сделать этого самостоятельно. В большинстве случаев последние не могут объяснить, почему конкретно причиняют себе вред. Глубинный психоанализ помогает определить предпосылки такого поведения.

Метод лечения подбирается индивидуально и может включать в себя использование медикаментозной терапии. Прием лекарственных препаратов строго контролируется врачом. Максимального эффекта в борьбе с самоистязанием позволяет добиться когнитивно-поведенческая терапия. Психотерапевты советуют пациентам заменить привычку резать вены или прижигать себя на любые другие действия, не связанные с травмированием. К примеру, можно начинать рвать бумагу.

Отвлечься от навязчивых мыслей поможет их замена на любимое дело или хобби. Если вред причиняется с целью получения определенных эмоций, то может помочь холодный душ, усиливающий ощущения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *