Что рассказать ребёнку о происхождении человека | Мел
«А как появились люди?», — всем родителям приходится отвечать на этот вопрос. И некоторых он, как ни странно, может поставить в тупик, если дело доходит до конкретики. Наука считает доказанным появление современного человека в результате эволюции. Именно об этом в «Университете детей» Политехнического музея рассказывал главный редактор портала Antropogenez.ru Александр Соколов. Изучив материалы с лекции, «Мел» приводит ответы на вопросы, которые дети чаще всего задают взрослым о происхождении человека.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Предками современных людей были обезьяноподобные существа. Утверждать это можно благодаря черепам животных, которые удалось раскопать учёным-палеонтологам. История людей начинается 18 миллионов лет назад: тогда в Африке жил проконсул, древняя человекообразная обезьяна. Материк был покрыт густыми лесами, обезьяны питались растениями и были совсем небольшими.
А потом на планете начал меняться климат. В высоких широтах стало холодать. На полюсах образовались большие ледовые шапки, и Африку это привело к засухе. Большая часть воды стала льдом, дождей стало меньше, воздух стал суше. Деревья сохли, лес исчезал — так появилась саванна. Некоторым обезьянам стало тесно в лесу, и они начали приспосабливаться к жизни в саванне и постепенно меняться. Какие-то из них научились ходить на двух ногах, и у них появилась возможность видеть дальше, а в освободившихся руках стало удобно носить еду и детёнышей.
Спустя несколько миллионов лет в Африке появился ардипитек. Учёным удалось найти почти весь его скелет, и теперь достоверно известно, как выглядело это существо.
Девушка, которая жила четыре миллиона 400 тысяч лет назад, не только ходила, но ещё любила повисеть
Исследователи предположили, что эти существа обладали добрым характером и все проблемы решали сообща.
Следующая группа интересных ископаемых животных — это австралопитеки, похожие на человека с обезьяньей головой. В основном они жили на земле, в саванне и питались растениями. Сейчас учёные располагают всеми костями австралопитека, в том числе самыми маленькими, косточками внутреннего уха. Это позволяет науке знать даже то, как именно австралопитеки слышали.
В какой-то момент наши предки начали есть мясо. Примерно тогда же появляются существа, которых уже с натяжкой можно назвать людьми. Они были ещё похожи на австралопитеков, но челюсти у них уже были меньше, а рост — больше. Они начали активно осваивать Африку и через какое-то время отправились на территорию современной Грузии.
Главная разница в том, что мы ходим на двух ногах, вертикально, а обезьяны — на всех четырёх. Ближайшие родственники человека, шимпанзе, лазят по деревьям, руки у них длиннее и сильнее. У них очень длинные и цепкие пальцы, а на ногах есть хватательный большой палец. Всё их строение приспособлено к бегу на четырёх лапах и лазанию по деревьям. Человек ходит на двух ногах. По деревьям он, конечно, может лазить, но делает это не очень часто. И пальцы ног людям нужны в основном для того, чтобы на них опираться — на машинке мы ими не печатаем.
16 гифок, которые влюбляют в биологию
У человека лицевая часть черепа небольшая. Людям не нужны огромные зубы, потому что пищу мы готовим на огне, и она мягкая. А вот мозга у людей много: в отличие от обезьяны нам нужно думать. И ещё у человека есть подбородок, а у обезьяны подбородка нет.
Потому что изготовление первых орудий труда сопровождалось развитием зон мозга, отвечающих за речь и абстрактное мышление. Из всех орудий, которые изготавливали люди на разных этапах своей истории, до нашего времени дошли только каменные. Они начали появляться в Африке около трёх миллионов лет назад.
Наши предки догадались, что если взять камень, ударить по нему другим и таким образом обточить его, получится удобный зазубренный инструмент
Когда наши предки начинали есть мясо, эти инструменты помогали им раздробить кость и извлечь из неё питательный костный мозг.
Древнейшее орудие — это просто расколотая галька. Симметричное, аккуратное рубило появляется только у дманисийского гоминоида. В популярной литературе его называют «каменный топор», но это не совсем правильно. Им можно было резать, колоть, строгать, пилить — в общем, делать почти всё что угодно. Никто из современных людей без специальной подготовки такой сделать не сможет. Этому нужно было учиться. Видимо, появились, как сказали бы сейчас, специалисты, которые обучали этому молодёжь. Довольно сложно объяснить, как делать такую сложную штуку, если нет языка. Поэтому, вероятно, в это время у них уже появляется речь.
Около 600 тысяч лет назад появился знаменитый неандерталец. Про него слышали, кажется, все — это наиболее известный из древних людей. Он был широкоплечий, невысокого роста и очень сильный. Мозг у него был в среднем больше, чем у современных людей. Он был отлично приспособлен для жизни в холоде и прекрасно охотился. Именно неандерталец придумал привязывать древко к каменному наконечнику — притом он его не только привязывал, но и приклеивал смолой. А ещё неандертальцы начали себя украшать. Найдены подвески, ожерелья, краситель, которым они, предположительно, себя раскрашивали.
Неандертальцы отлично изучены, потому что они начали хоронить умерших. Древние люди ничем таким не занимались
Если кто-то умер, его просто оставляли, в крайнем случае — бросали в яму, чтоб не мешал. Неандертальцы начали заботиться об умерших — выкапывали для них яму и засыпали её. Разумеется, если человека или любое другое животное закопать, скелет его сохранится гораздо лучше. Его с меньшей вероятностью расхватают падальщики и размоет дождь. Поэтому скелетов неандертальцев у нас много.
5 мастер-классов по биологии
Они прекрасно себя чувствовали и так, а в Африке их двоюродные братья не сидели на месте. Там возник homo sapiens, человек разумный — то есть вид, к которому принадлежим мы с вами. Человек с высоким лбом, с подбородком. Некоторое время они жили в Африке, а примерно 50 тысяч лет назад из Африки вышли, пришли на Ближний Восток, в Азию и даже в Австралию.
Через некоторое время неандертальцы в Европе исчезли. Мы точно не знаем, что с ними стало. Есть разные версии, в том числе и очень грустные. Может быть, их просто постепенно вытесняли — в горы, на окраины, где они и зачахли. И со временем на планете остались только наши предки.
«Университет детей» — место встречи современных учёных с детьми 6−13 лет, которые хотят знать больше, чем предлагает им школьная программа. Лекции и воркшопы «Университета» ведут эксперты из разных научных областей, а занятия проходят в аудиториях крупнейших вузов России. Посещать уроки «Университета детей» Политехнического музея можно в Москве и Санкт-Петербурге.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как была устроена школа в немецком концлагере
6 способов убедить ребёнка отложить айпад
Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Психологический ребенок: 5 признаков
Что отличает психологически взрослого человека от психологического ребенка? Что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ возраст и почему многие люди, дожившие до 40-ка, остаются психологическими детьми.
Физические или интеллектуальные недостатки человека мы видим сразу. Если он, например, не шибко умный для своего возраста или выглядит не очень. Мы видим и оцениваем это быстро. Конечно, соотнеся с собой. Если у меня не очень высокий интеллект, к примеру, мне не покажется он низким и у другого. А вот задержка психологического развития заметна не сразу.
По крайней мере, мы можем сомневаться в этом. У других, конечно, виднее. А вот у себя — чаще всего, очень сложно заметить.Что отличает психологически взрослого человека от психологического ребенка
Что такое остановка в личностном развитии?
Это несоответствие физического возраста — психологическому. Многие люди в силу недостатка образования в этой сфере (психологию мало преподают в ВУЗах и чаще всего этот предмет так и остается загадкой, а знания ограничиваются лишь пониманием терминологии общей психологии), не знают критериев уровня личностного развития взрослого человека. Не говоря уже о процессах зрелости и старения, кризисов, возникающих в разные периоды. Это все — аспекты возрастной психологии, которую изучают специалисты-психологи.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
А обычным людям других профессий очень могли бы пригодиться эти знания. К примеру, какой мой психологический возраст? Соответствует ли мое личностное развитие моему физическому возрасту? Как это понять и заметить? И если да, — что делать, как исправлять, доращивать.
Как увидеть уровень личностного развития и его задержку
В этой статье я хочу описать основные моменты, которые отличают психологически взрослого человека от психологического ребенка.
Физически и юридически взрослым у нас в стране человек считается после 18-ти лет, когда наступило совершеннолетие. Но, конечно, в восемнадцать редко кто, например, может полностью нести ответственность за свою жизнь, имеет достаточно материальных ресурсов и тем более психологической устойчивости.
Взросление происходит постепенно, с накоплением опыта взрослой жизни, преодоления трудностей. Это напрямую, конечно, зависит от процесса психологической сепарации от родителей, как она происходит и происходит ли.
Процессы сепарации и индивидуации — их качество и продолжительность — вот что определит психологическую зрелость человека. Насколько он стал самостоятельным не только в плане быта и материального обеспечения жизни, а и в плане психологической самостоятельности в своих чувствах, мыслях, суждениях и решениях.
Многие люди, дожившие до 30-ти, 40-ка и более лет, имеющие семьи и детей, остаются психологическими детьми. Многие этого не замечают и не понимают. А просто страдают и ищут силу, которая сможет помочь: государство, психолог, другие люди. Конечно, помогают им всегда плохо. Они страдают и возмущаются. И так проходят годы.
Вы — психологический ребенок, если:
1. Вы жертва.
Вы жалуетесь на жизнь и взываете к тому, кто что-то вам должен организовать. Предъявляете претензии. Призываете к «справедливости». Так делают маленькие детки, когда им плохо, они кричат и плачут, потому что и правда бессильны что-то решить без мамы.
Взрослый человек может себя обслужить. Но иногда способность справляться с эмоциями, принимать решения и заботиться о себе — практически на нуле. И легче простого, если все идет не по моему плану, начать искать спасателя, который пожалеет и все сделает за меня (плюс — накажет обидчиков).
2. Берете на себя слишком много, или наоборот, слишком мало.
То есть, не чувствуете той нагрузки, которая действительно вам под силу и своих реальных возможностей. Например, искренне верите, что в состоянии в полном объеме повлиять на ситуацию, где замешано много людей, на творческий процесс, на какие-то события прошлого, настоящего или будущего.
Многие люди стараются повлиять на свое прошлое, даже осознавая, что это невозможно. Они все равно сетуют на него. Или сконструировать четкие результаты будущего. Расставить все «шахматные фигурки», как нужно им. Даже погоду. «Я сказала, что должно быть жарко в августе, значит так и будет. А если дождь — просто прихожу в ярость!»
Или наоборот — люди совсем не чувствуют никаких сил и никакого влияния ни на что. Отказываются влиять, пробовать, делать то, что могут, получать промежуточные результаты, оценивать их, делать выводы. Они заранее представляют себя очень слабыми, а обстоятельства — непреодолимыми.
И то, и то — ошибки восприятия. Примитивные защитные механизмы психики.
3. Не в состоянии переживать одиночество и уединение и постоянно ищете объект зависимости.
Люди, которые боятся быть наедине с собой, чувствуют себя в одиночестве тоскливо — брошенными, никому не нужными — в душе еще психологические дети. Зрелому человеку самому с собой будет спокойно и хорошо. У него нет нужды все время заполнять пространство кем-то или чем-то, забивать свой психологический голод. Взрослый умеет жить, опираясь на себя, а с другими создавать близкие отношения, учитывая их интересы.
Если вам тяжело быть наедине с собой, наверняка, вы имеете раннюю детскую травму, в период формирования отношений с объектом привязанности, который был непостоянен. И до сих пор важно мочь контролировать «объект». Именно поэтому необходимо слиться с другим и не отпускать его. А быть отдельным — бездна боли, депрессии и тоски.
4. Имеете амбиции, существенно оторванные от реального положения дел.
То есть, ваши мечты бродят где-то в облаках, вы мечтаете заработать миллиард или выиграть в лотерею, или стать президентом США. При этом — например, сидите на диване в съемной однушке. Конечно, мотивации что-то конкретное делать, увеличивать свой жизненный комфорт, постепенно чего-то достигать, нет.
Амбиции зашкаливают, и что бы вы не делали сейчас, вы не сможете быстро очутиться в том месте, о котором грезите. Но и перестать летать в облаках — тоже. Иначе заметите всю ничтожность своего существования. На малое и потом ведь не согласны! Только сейчас и только все.
5. Искренне верите, что можно «обмануть мироздание».
Что вы найдете какой-то хитрый способ и сможете обойти те правила и устройства, которые есть. Все люди — переходят дорогу на зеленый, а вы — не будете! Все чтут закон, а вам — море по колено! Ничего вам не будет за это. Вы найдете «лазейку» и сможете возыметь те свободы, которые не имеют другие.
Корректировка психологического возраста и задержек личностного развития — является целью для развитийной психотерапии. «Доращивание» тех частей личности, которые по каким-то причинам, остались на уровне более ранних периодов. Иногда это достаточно легко и быстро (если травмы не слишком сильные и человек и так более-менее справлялся, но хотел бы лучше), а иногда (и часто) — это сложно и занимает время, ведь нужно иметь дело в том числе и с довербальными травмами, которых нет в памяти.опубликовано econet.ru.
Елена Митина
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
все они немного «люди Икс»
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Наши дети всегда рядом, и порой кажется, что мы знаем о них все. Но ученые с этой точкой зрения не согласны. Кажется, ребенок — любимый участник научных экспериментов. Иногда открытия, сделанные в результате, оказываются весьма неожиданными.
Мы AdMe.ru перелистали научные журналы, повторили на себе пару опытов и готовы подтвердить: детям есть чем удивить собственных родителей.
У детей есть орган, который перестает работать с годами
У ребенка есть орган, который практически исчезает у взрослого человека. Это вилочковая железа, другое ее название — тимус. От ее работы зависит уровень иммунитета. У детей тимус активен, а после подросткового возраста работа железы идет на спад, да и сам орган сокращается в размерах. Почему так происходит, пока загадка для врачей, ведь прекращение работы такой полезной железы противоречит эволюционной логике.
Ребенок не может понять вкус оливок
Дети по-другому реагируют на те или иные продукты. У ребенка примерно 30 000 вкусовых рецепторов, у взрослого — в 3 раза меньше. Малыши не просто так испытывают тягу к конфетам и шоколаду. Пища с высоким содержанием сахара напоминает им о материнском молоке. Сладости могут даже действовать как легкое обезболивающее. И лишь с годами появляется способность оценить оливки, авокадо и острые сыры. Есть даже список продуктов, которые мы можем распробовать в том или ином возрасте.
Пухлые щеки — физическая необходимость
У детей пухлые щечки, чтобы удобнее было пить грудное молоко. Приятная округлость обусловлена комочками Биша. Благодаря им ребенок не прикусывает себе щеку при сосании из бутылочки или прикладывании к груди. Они же помогают сделать движения челюсти более плавными. Часто совсем юные модницы удаляют комочки Биша оперативным путем, стремясь подчеркнуть скулы. Хотя с визитом к пластическому хирургу можно не спешить: примерно к 30 годам комочки Биша сильно уменьшаются естественным путем.
Дети думают иначе
Дети задействуют одновременно все зоны мозга. Ученые провели эксперимент: изучили реакции более 200 человек разного возраста с помощью магнитно-резонансной томографии. Выяснилось, что у взрослых активность возникает в одной из 4 основных нейросетей мозга, а у детей весь мозг работает как единое целое. Благодаря этому они легче восстанавливаются после травм головы.
В младенчестве ребенок смеется, как обезьяна
Человек-ребенок — Психологос
Фильм «Мулан 2»
Этот фильм весело учит детей жить как все, жить как дети, без головы и не думая. Интересно, каков будет результат?
скачать видео
Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»
Фильм «Социальная сеть 2.0 — ОТР TV»
Человек-ребенок — человек, взрослый по паспорту, и одновременно ребенок по личностному развитию (по оси Личная жизнь) — человек с детской позицией в мышлении, поведении и эмоциональных реакциях, позволяющий себе роскошь детских реакций.
Как иллюстрацию, смотри Служанка-Принцесса-Королева. Служанка — человек-ребенок с низкой самооценкой (невротик).
Это низкая ответственность и паразитизм, несамостоятельность, неумение и нежелание контролировать свои чувства и желания, когда «хочу — не хочу» и «это я люблю — это я не люблю» всегда имеет приоритет перед «надо». Это обиды на критику, мстюльки, раздражение, жалобы, обвинения и оправдания… Минимум забот и ответственности, максимум развлечений, игр и удовольствия, вот она — страна детства, в которой сегодня успешно поселилась большая часть мировой молодежи.
Родившись, мы живем как дети: ни о чем не заботимся, уверенные, что за нас позаботятся другие, заставляем близких заботиться о нас, включая для этого несчастные эмоции, развлекаем себя тем, что нам интересно. Со временем, далее часть детей переходит в другой образ жизни, образ жизни Взрослых людей, а часть детей так детьми и остается. А через несколько десятилетий благополучно стареют, продолжая оставаться детьми.
Проявления детской позиции и детских черт у взрослого человека — не патология, а культурная норма современного общества. Человек-ребенок — для нас привычная норма, поскольку душевно взрослых людей вокруг нас немного.
Каждый второй вокруг нас — человек-ребенок, когда непонятно зачем обижается, без цели ругается, прилипает к телевизору и покупает яркое и вкусное, а не нужное и полезное.
Когда-то за этим стоит неумение быть взрослым — отсутствие необходимых умений, опыта и навыков, когда-то отсутствие привычки быть взрослым: человек может быть взрослым, но без привычки это тягостно и вызывает внутренний протест. Труднее всего ситуация, когда у человека в принципе нет желания быть взрослым, человек искренне не понимает, зачем ему это нужно, поскольку быть ребенком интереснее и легче.
Зачем ребенку становиться Взрослым? Это ответственность, а не развлечения; планирование, а не легкая спонтанность; учет последствий, а не сладкое «нравится — не нравится», это работа и вообще нужно постоянно думать…
Если ребенку не создали интерес и выгоду становиться Взрослым, ему не хочется становиться Взрослым. Если ребенку не создать условия, вынуждающие его становиться Взрослым, он ребенком — останется, возможность — есть. В детстве о нас заботились родители, дальше заботится гуманное общество.
Похоже, что задача воспитать из ребенка взрослого человека — задача в большей степени мужская, а не женская. Мамам делать это трудно.
Мамы любят детей. Более того, маме нравится, когда ребенок остается маленьким долго, когда его можно опекать и о нем заботиться. Если ребенок — всего лишь игрушка для большой девочки, он навсегда останется только ребенком. «Вы не понимаете, он же еще маленький! Мне его так жалко! Ему так трудно!»
Чтобы наши дети, в том числе иногда уже совсем взрослые, становились взрослыми, важно создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной. А самое трудное, но одновременно самое эффективное — создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена.
В переводе на более житейский язык – не жалеть, нагружать делами и ответственностью, с малых лет требовать, как со взрослых. Почему готовить должна мама, если дочка в этом время смотрит телевизор? Почему в магазин идет кто-то из родителей, когда сын играет в компьютерные игры? Дети только в том случае захотят быть взрослыми, если в семье известно: «От детей должна быть польза» и «Все лучшее – взрослым!» Если родители дали поручение, оно вначале делается, только после этого обсуждается. На каждый день есть задачи дня. Гуляем или «В контакте» только после того, как сделали все уроки. Ложимся – вовремя. Это жесткий, мужской подход, но только в этом случае из малых детей вырастают люди, готовые к жизни, только в этом случае вырастают — взрослые.
Ученые назвали три самых важных качества, которые гарантируют вашему ребенку успех в жизни
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Мы мечтаем о том, чтобы вырастить детей успешными людьми. Прилагаем для этого все усилия: покупаем им лучшие игрушки, отводим как можно раньше на развивающие занятия, потом — заставляем зубрить уроки, взращивая «компьютер» с большим объемом информации, а не личность. Ведь нужно хорошо учиться в школе, потом поступить в престижный вуз, иначе как можно преуспеть в жизни? Хотя в глубине души чувствуем, что не в одной учебе тут дело. Тогда в чем же? В генах, судьбе, везении?
AdMe.ru проанализировал советы многих ученых и психологов и вывел всего три качества, которые принесут вашему ребенку успех в жизни.
Кто из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос заурядным, бедным человеком без большой цели в жизни? Пожалуй, таких родителей нет. Все хотят, чтобы дети стали более успешными, богатыми и счастливыми, чем мы сами. Так что же нужно для того, чтобы малыш рос уверенным в себе, умным и свободным человеком?
Есть много научных исследований на тему успеха, подтверждающих, что врожденные способности, интеллект и наследственность играют далеко не главную роль в жизни. Экономист Джеймс Хекман подтвердил эту теорию: он доказал, что показатель IQ практически не влияет на финансовое благополучие. А вот усердие, настойчивость и способность сотрудничать, напротив, имеют решающее значение. Однако воспитанию этих навыков не принято уделять должного внимания. Но в наших силах все изменить. Вот три главных навыка, развитием которых надо заниматься сегодня, чтобы завтра наши дети преуспевали в жизни.
1. Умение общаться с окружающими
Ученые из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка провели любопытное исследование. Они наблюдали за жизнью около 700 американских детей, начиная с ясельного возраста и до 25 лет, чтобы проследить связь между их социальными навыками в детстве и успехами во взрослой жизни.
Оказалось, что общительные малыши чаще, чем их замкнутые сверстники, добивались успеха в жизни: в большинстве случаев они окончили колледж, получили к 25 годам хорошую работу и не имели судимостей.
Вероятно, причина в том, что социально развитые дети могут спокойно на