Работа с символами «Все в ряд» Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства | Работа с символами «Найди пару» (Мемори) Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт. | Работа с символами «Логические кубики» Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8) Педагогические возможности материала: Логические кубики, как и карточки — символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков — возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям. | Работа с символами «Художник» Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена — толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине. |
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша по развитию сенсорного развития детей раннего возраста.
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша по развитию сенсорного развития детей раннего возраста.
«Чудесный мешочек»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки.
Вариант 2.Предложить достать все квадратные блоки.
Вариант 3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.
Вариант 4. Предложить достать все треугольные блоки.
2. «Что лишнее»
Игровая задача — упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
3.«Найди не похожую фигуру»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие:
Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.
Вариант 2. Найти фигуру, которая не такого размера.
Вариант 3. Предложит найти ребёнку фигуру, которая не такой формы.
Вариант 4. Ребенок находит фигуру, которая не такая как эта по толщине.
4. «Бусы»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Игровое действие
Вариант 1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный… Сделать бусы как эти по образцу. Вариант 2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник. Вариант 3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.
5. «Продолжи ряд»
Игровая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
Вариант 2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
6. «Угощение для медвежат»
Игровая задача: развить умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам.
Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные.
Игровое действие
Вариант 1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата — сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Вариант 2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.
7. «Что изменилось»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант 2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант 3. Одна или две фигуры заменяется на новую.
8. «Улитка»
Игровая задача: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме.
Игровое действие
Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.
9. «Помоги Мишке и Зайке»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Материал: игрушки (мишка, кукла, заяц), логические блоки Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки?
Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые.
Вариант 3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).
10. «Поручения»
Игровая задача: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Материал: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Игровое действие
Вариант 1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Вариант 2. Покатать матрешку в большой машине.
Вариант 3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.
Вариант 4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.
Вариант 5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.
Вариант 6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.
Вариант 7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.
11. «Угости зайчика»
Игровая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине.
Материал: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Игровое действие
Вариант 1.Показатьзайца, предложить ребёнку его рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко.
Вариант 2. Сгруппировать предметы по цвету.
12. «Заштопай штанишки»
Игровая задача: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.
Материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Вариант 1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками.
Вариант 2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками.
Вариант 3. Заштопать только зелёными прямоугольными.
Вариант 4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.
Вариант 5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
13. «Весёлые человечки»
Игровая задача: совершенствовать умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.
Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Игровое действие
Вариант 1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры.
Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат).
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.
14. «Помоги матрёшке найти свои игрушки»
Игровая задача: закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Игровое действие
Вариант 2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
15. «Вкладыши»
Игровая задача: формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), развивать память, мышление внимание.
Материал: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие), «Собачки» (по возрастанию).
Игровое действие
Вариант 1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого. Вариант 2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.
16. «Разноцветные клубочки и прищепки»
Игровая задача: продолжать развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение.
Материал: клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки.
Игровое действие
Вариант 1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку.
Вариант 2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
17. «Разноцветные капли»
Игровая задача: продолжать формировать сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
Материал: пипетка, баночки с гуашью основных цветов, палитра.
Игровое правило: аккуратно набирать при помощи пипетки соответствующий цвет.
Игровое действие
Вариант 1. Показать баночки с разноцветной гуашью. Дать рисунок и палитру с ячейками по цвету (2 цвета). Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
Вариант 2. Усложнение — четыре цвета. Вариант 3. Усложнение – шесть цветов
18. «Зашнуруй сапожок»
Игровая задача: формировать умения выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности.
Материал: сапожки, соответствующего цвета шнурки.
Игровое правило: зашнуровать сапожок соответствующего цвету шнурка.
Игровое действие
Вариант 1. Предложить зашнуровать сапожок одинакового цвета со шнурками. Вариант 2. Зашнуровать только красные сапожки. Вариант 3. Зашнуровать только зелёные сапожки. Вариант 4. Зашнуровать красные и синие сапожки.
19. «Сложи радугу»
Игровая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие.
Материал: радуга семи цветов разделённая на две половинки.
Игровое правило: соотнести по цвету цвета радуги.
Игровое действие
Вариант 1. Рассмотреть с ребёнком половинки радуги. Собрать одну половинку самим, а другие предложить собрать ребёнку, называя цвета.
Вариант 2. Усложнение — собирать самостоятельно.
20. Игра: «Цветные таблички»
Игровая задача: различение основных цветов.
Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.
Ход: Воспитатель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выбирает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того, чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку таблички. Затем воспитатель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар. Контроль над ошибками: контроль ребенок может провести при помощи зрительного сравнения.
Дальнейшие упражнения: — раскладывают по табличке желтого, красного и голубого цвета, а остальные таблички ребенок кладет в разные места комнаты. Теперь учитель указывает ребенку на одну из табличек на его рабочем месте и просит принести из комнаты табличку такого же цвета.
Упражнение на запоминание. Так поступают со всеми табличками, лежащими на рабочем месте ребенка.
Применение: ребенок выбирает один какой-нибудь цвет и ищет в комнате предметы того же цвета.
|
|
«Угадай цвет» Программные задачи: Учить детей выделять и называть отдельные свойства блоков. Материал: набор блоков. Ход игры: Каждый ребенок выбирает понравившейся ему блок. По сигналу ведущего «красный (синий, желтый)» дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводиться упражнение на выделение других признаков – формы, величины , толщины. | «Давайте познакомимся» Программные задачи: Учить детей в выделении и назывании свойств блоков. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Дети встают в круг, у каждого в руках свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока, т.е. перечислить все свойства (толщину, величину, цвет, форму). |
«Чудесный мешочек» -2 Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша. Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. | «Найди не похожую фигуру» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине). |
«Найди похожую фигуру» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету. | «Бусы» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус. Ход игры: Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный… (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу. |
«Продолжи ряд» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило. | «Продолжи ряд» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур. |
«Найди пару» Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д. | «Найди клад» Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада. |
«Сравни – где больше» Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой — 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития. | «Разложи фигуры» Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины). |
«Что изменилось» Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. | «Сколько?» Программные задачи: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь. Материал: логические блоки Дьенеша. Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько…». За каждый правильный вопрос — фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д. |
Игра «Угощение для медвежат» Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые» Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша. Ход игры: В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата — сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем. | Игра «Угощение для медвежат» Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков. Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша. Ход игры: Вариант игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх Ребенок вынимает из стопки любую карточку Находит «печенье» с таким же свойством и т.д. |
«Магазин» Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. | «УКРАСИМ ЕЛКУ БУСАМИ». Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький |
«Найди меня» Программные задачи: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код. Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания). Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру. Возможно использовать слова : «Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные, Всем нам они знакомые, Найдите меня!» | «Волшебное дерево» Программные задачи: Развитие умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление. Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков. Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках. |
«Улитка» Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме. Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков. Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. | «Рассели жильцов» — 2 Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков, 4 — этажный дом, изображенный на ватмане, кодовые карточки. Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жидьцов. |
«Хоровод» Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме. Материал: игровое поле с изображением круга или цветная тесьма, набор блоков. Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод из волшебных фигур. Хоровод получиться красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому – то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт. | «Рассели жильцов» — 1 Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков, 4 — этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы.. Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д. |
Игра «Художники» Программные задачи: Развитие умения сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции). Материал: «Эскизы картин» — листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков. Ход игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) — выбирается тонкий блок, если деталь окрашена — толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам. | Игра «Этажи» Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков. Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. |
Игра «Домино» Программные задачи: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. Материал: Блоки Дьенеша. В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины. | Игра «Что изменилось?» Программные задачи: Учить детей выделять и называть отдельные свойства блоков. Материал: набор блоков. Ход игры: Выложите перед ребенком несколько фигурок и дайте возможность запомнить их. Потом попросите ребенка закрыть глаза, а в это время уберите или добавьте одну фигурку и спросите, что изменилось. |
ИГРА « ПОЧТАЛЬОН» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам, умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер) предметов. Обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не маленький и т.д.). Материал: Карточка с изображением домиков, кодовые карточки . Ход игры: К нам в детский сад принесли письмо. Оказалось, что почтальон ошибся адресом. Ребенку предлагается доставить письмо (открытку) точно по адресу, который написан (закодирован) на карточке. -Отнеси письмо в тот дом, который указан на конверте вот с таким адресом. -Отнеси открытку по указанному адресу /не красный, маленький/ Выигрывает тот, кто первым доставил письмо по адресу и получает фишку победителя. В игре могут участвовать 2-3 ребенка | ИГРА « КУПИ ШАРИК» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по 3-м свойствам. Обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не синий, не желтый, не маленький), (не большой, не красный, не синий, овальный). Развивать логическое мышление. Материал: Карточка с изображением воздушных шаров, Карточки со знаками символами свойств. Ход игры: Сейчас мы с вами отправимся в магазин покупать шары к празднику. Но купить нам нужно только те шары, которые нам будут нужны для игры. -Купите, пожалуйста, шарик, который закодирован на карточке /не красный, не синий, круглый, небольшой/. — Красный, не овальный, маленький и т.д. Выигрывает тот, кто первым купит необходимый шарик и получает флажок победителя. В игре могут участвовать 2-3 ребенка. |
ИГРА «ПОМОГИТЕ СНЯТЬ ПОЛОТЕНЦЕ» Цель: Развивать умения выделять и абстрагировать цвет, размер, ширину, сравнивать предметы по заданным свойствам. Материал: Карточка с изображением полотенец. Карточки-свойства. Фишки для награждения победителя. Описание игры Винни-Пух и Пятачок отправились в город за покупками. В городе им пришлось задержаться, и они позвонили нам и попросили помочь им. Нужно снять полотенца, которые сушатся на веревке. У Винни-Пуха большие, а у Пятачка маленькие. А вот кто чьи полотенца будет снимать, мы сейчас узнаем. Взрослый раздает детям кодированные карточки и предлагает им декодировать (расшифровать) их и узнать, кто чьи полотенца снял. -Сними полотенце /не большое, не с рисунком, не широкое, не красное/ /маленькое, узкое, синее/. | ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по 3-м свойствам. Материал: Карточка с изображением рыбок, карточки свойства. Описание игры Взрослый рассказывает детям историю о том. что у мамы-кошки много детей — веселых и любознательных котят. Им очень нравиться бегать и резвиться. А еще они любят лакомиться рыбкой. Но одной маме не поймать столько много рыбы и она просит помощи у детей. Каждый ребенок получает задание и начинает декодировать (расшифровывать) информацию. — Поймай рыбку (круглую, не большую, не желтую), (красная, круглая, маленькая). Выигрывает тот, кто первым справился с заданием, и получат фишку победителя. |
ИГРА «ЧЬЯ МАЙКА СУШИТСЯ НА ВЕРЕВКЕ» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по 2-3 свойствам (цвет, размер, ширина). Материал: Карточка с изображением маек не только определенного цвета, но и расцветки предметов (в полоску, колечками, в горошек). Карточки-свойства. Описание игры — Мама попросила Сережу снять с веревки только те майки, которые уже высохли. А в этом нам помогут наши волшебные карточки. — Сними майку (не большую, не розовую, не красную, не в горошек) (маленькую, зеленую в полоску). Выигрывает ребенок, который первым справился с заданием. В игре могут участвовать 2-3 ребенка. | ИГРА «ПОИГРАЙ В МЯЧ» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Материал: Карточка с изображением мячей разного цвета и размера, Карточки – свойства. Карточки победителя. Описание игры Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Так-так все мячи разные, каждый возьмет себе мяч только такой, какой закодирован на его карточке. Выигрывает тот ребенок, который первым справился с заданием. Победитель получает призовую карточку. В игре могут участвовать от 3 до 6 детей. |
ИГРА «НАЙДИ ДЕРЕВО» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по трем свойствам. Материал: Карточка с изображением мячей. Карточки – символы. Описание игры Сейчас мы с вами отправимся в лес. Каждый из вас будет собирать листья для гербария только под тем деревом, который закодирован на карточке. Выигрывает тот, кто первым найдет свое дерево. Победитель получает фишку победителя. В игре могут участвовать от 2 до 4 детей. | ИГРА «НАДЕНЬ ШАПКУ НА ПРГУЛКУ» Цель: Развивать умение детей сравнивать предметы по двум свойствам. Материал: Карточка с изображением деревьев. Карточки – символы. Описание игры Воспитатель говорит детям, что у нас в раздевалке поселился человечек, которого зовут, Разбросай-ка. Он все время разбрасывает детские шапочки, которые любит примерять. Вот и сегодня все шапки перепутал. Каждый из вас должен найти свою шапку, которая закодирована карточке. Кто быстрее оденется на прогулку, тот и выиграл. Победитель получает флажок. В игре могут участвовать все дети. |
Картотека по математике (старшая группа) на тему: Игры с блоками Дьенеша
Игры с блоками Дьенеша
Сказка «В царстве блоков»
Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьенеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».
КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ
Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств.
Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Всего 11 карточек. Из них 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.
Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире «мемори».
ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ
Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8).
Педагогические возможности материала:
Логические кубики, как и карточки — символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков — возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.
ИГРЫ С ОБРУЧАМИ
Игра «Космический корабль»
Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.
Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.
Варианты игры:
Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.
Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.
Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.
Уровень сложности:
Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина).
Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.
Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.
Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.
Варианты игр по темам
№ | Название игры | Назначение обручей | Замещение предмета | Игровое действие | Дополнительный материал |
1 | Садовники | клумбы | цветы | Посадка рассады | Стихи, загадки по теме |
2 | Космос | Ловушки для сбора | Космический мусор | Сбор мусора | Стихи, загадки по теме |
3 | Рыбалка | Ёмкости для рыбы | Рыба | Лов рыбы | Стихи, загадки по теме |
4 | Город | Район | Дома | Застройка районов | Стихи, загадки по теме |
5 | Транспорт | Вагоны поезда, грузовые машины | Груз | Погрузка груза | Прямоугольник из картона, ковролина — изображение паровоза |
6 | Урожай | корзины | Грибы, ягоды, овощи, фрукты | Сбор урожая | Стихи, загадки по теме |
Игры с обручами с пресечением областей
Рекомендация: В первой игре с пересечением областей сначала можно положить обручи отдельно, без пересечения. Определить условия для каждого обруча. Например, в одном желтые, а другом круглые. Возникнет ситуация, когда круглый желтый блок можно положить как в один, так и в другой обруч. Если дети сами не догадаются, предложить им решить проблему, надвинув один обруч на другой.
Игра «Садовники»
Материал: обручи желательно одного цвета, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания. Определение областей пересечения.
Описание игры: обручи раскладываются на полу. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков определяется условие для каждого из обручей, необходимо использовать разные свойства, для того чтобы создать возможность для пересечения областей обручей.
Правила: Дети превращаются в садовников, которые решили посадить красивые цветы на клумбах. Дети по очереди подбрасывают кубики с разными свойствами и определяют, какие цветы будут расти на клумбе. Когда клумба заполнена, проверяем правильность заполнения, всех областей, называя их свойства. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории…
Уровень сложности:
Простой: одно пересечение — используются два обруча, и условие задают два свойства (цвет и форма, или цвет и величина и т.д.).
Средний: 2-3 пересечения — используются 3-4 обруча, и условие задают несколько свойств (цвет, форма, размер, величина и т.д.).
Высокий: три обруча с общей областью пересечения.
Варианты игр по темам
№ | Название игры | Замещение предмета | Игровое действие |
1 | Олимпийские кольца | Огоньки | Зажигание олимпийских колец |
2 | Волшебный цветок | Лепестки | Раскрашивание лепестков |
3 | Гусеница | Пятнышки | Украшение гусеницы |
4 | Кондитерская фабрика | Конфеты | Раскладывание конфет |
Игра «Угощение»
Материал: 9 изображений медвежат, любимые игрушки, карточки со знаками символами свойств, блоки Дьенеша.
Цель игры: развитие умение сравнивать предметы по одному — четырем свойствам, понимание слов: «разные», «одинаковые», проводить логическую операцию «не», умение взаимодействовать.
Описание игры:
Вариант1.В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье. Угощают вдвоём одного мишку по очереди. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться. Сначала, угощает первый ребёнок, другой должен выбрать угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. Затем второй угощает мишку, а первый выбирает угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. В конце игры подсчитаем, сколько раз угостили медвежат, сколько желтого (квадратного и т.п.) «печенья» получил медвежонок.
Уровень сложности:
Простой: «печенье» должно отличаться только одним свойством.
Средний: «печенье» должно отличаться только 2 свойствами.
Высокий: «печенье» должно отличаться только всеми свойствами.
Вариант 2. Каждый ребёнок угощает свою любимую игрушку. Ведущий определяет с помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цифр), какое печенье дать игрушке в правую руку, а ребёнок по условию подбирает угощение для левой руки.
Вариант3.Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы».
Уровень сложности:
Определяется количеством свойств.
Рекомендации для родителей: дома можно проиграть аналогичную игру «Подарки». Придумывать «подарки» для кого-либо (мамы, папы и т.д.), которые будут отличаться:
• по цвету (красные розы – белые лилии),
• своим свойствам (деревянная ложка — фарфоровая чашка),
• предназначению (резиновые сапоги – резиновые шины).
Игра «Чудо — дерево»
Материал: Дерево с ветками без листьев, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша
Цель: Развитие умение классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает украсить волшебное дерево в зависимости от темы и времени года, на котором вместо листьев может быть что угодно, как в сказке К.Чуковский «Чудо-древо».
Вариант 1. Дети могут подбрасывать логические кубики и определять цвет, размер, фору, толщину фигур.
Вариант 2. На каждой ветке условия разной степени сложности. Ребёнок сам выбирает ветку, которую будет украшать.
Уровень сложности:
Определяется количеством свойств на каждой ветке (цвет, форма, размер, толщина).
Дополнительный материал: К.Чуковский «Чудо-древо»
Игра «Художники» (Давайте вместе поиграем)
Материал:
• «Эскизы картин» — листы большого цветного картона
• дополнительные детали из картона для составления композиции картины ;
• набор блоков
Цель игры:
• развитие умения анализировать форму предметов
• развитие умения сравнивать по их свойствам
• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры:
Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу
несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена — толстый блок.
Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
Игра «Украсим елку бусами» (из серии игр «Давайте вместе поиграем»)
Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.
Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.
«Магазин» из серии игр «Давайте вместе поиграем»
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Подвижная игра «Кошки-мышки» из серии игр «Праздник в стране блоков»
Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности — наличие логического отрицания.
«Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
«Что лишнее?»
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
«Чудесный мешочек» -2
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
«Найди не похожую фигуру»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
«Найди похожую фигуру»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
«Бусы»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры: Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный… (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.
«Найди пару»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.
«Найди клад»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
«Сравни – где больше»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой — 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.
«Разложи фигуры»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины).
«Что изменилось»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
«Сколько?»
Цель: Развивать умение выделять свойства
геометрических фигур (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.
Материал: логические блоки Дьенеша.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько…». За каждый правильный вопрос — фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.
«Хоровод»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением круга или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод из волшебных фигур. Хоровод получиться красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому-то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.
«Найди меня»
Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»
«Улитка»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.
«Рассели жильцов» — 2
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков, 4 — этажный дом, изображенный на ватмане, кодовые карточки.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жильцов.
«Рассели жильцов» — 1
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков, 4 — этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д.
Игра «Этажи»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков.
Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
Игра «Домино»
Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.
Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.