Аутизм доман глен – Институт достижения человеческого потенциала, методика Гленна Домана, патернинг, профиль развития, Что делать если у вашего ребенка поражение мозга, эпилепсия, синдром Дауна, аутизм |

Содержание

пластичность мозга. Метод Глена Домана. Аутизм и дцп

Содержание:

Реклама
Реклама

Для того чтобы помочь своему ребенку с аутизмом, Елизавета Заварзина-Мэмми прослушала курс лекций в американских Институтах достижения потенциала человека (IAHP) под руководством Глена Домана, где разработаны программы лечения ДЦП, аутизма и других поражений мозга. Всем родителям, кто хотел бы заниматься со своим ребенком по программам Институтов, подробно рассказывают о строении нервной системы и возможных причинах повреждения мозга.

Лечение мозга при ДЦП и аутизме

Мозг можно лечить

В течение многих десятилетий в ученой среде господствовало мнение, что после достижения определенного возраста мозг больше не растет и в нем возможны только процессы деградации. Но сегодня исследователи отказались от этого представления. Как выяснилось, возможно восстановление работы пораженных областей мозга благодаря тому, что некоторые функции поврежденных нейронов могут взять на себя нейроны другой, неспециализированной зоны.

Кроме того, в ограниченной степени в мозге происходят также процессы нейроногенеза (появление новых нейронов), так что известное выражение «нервные клетки не восстанавливаются» не совсем верно. Мозг постоянно подстраивает себя сам, совершенствуя способности к обработке информации в зависимости от решаемой задачи.

Эта способность мозга, которая позволяет ему реорганизовываться за счет формирования новых нейронных связей на протяжении всей жизни человека, получила название «пластичность», или «нейропластичность». Однако следует понимать: нейропластичность не означает, что любой участок мозга может взять на себя функции любого другого участка, — сильное повреждение некоторых областей необратимо.

В Институтах достижения потенциала человека (IAHP), по программам которых мы работали с нашим сыном, уже больше полувека назад пришли к убеждению, что мозг человека растет и развивается всю жизнь и его можно успешно лечить, как и любой другой орган. На лекциях, которые я посещала, чтобы приступить к занятиям с Петей, мы часто слышали фразу The brain grows by use («Мозг развивается в результате работы»). Иначе говоря, функция определяет структуру; мощные мускулы появляются у штангиста в результате того, что он поднимает тяжести, а не наоборот — он поднимает тяжести, потому что у него развитые мышцы.

Как полагают в IAHP, то, что справедливо в отношении мускулов, справедливо и в отношении мозга: его можно заставить развиваться, как любой другой орган. Лечить следует не внешние проявления заболевания, а их причину — пораженный орган, то есть мозг. Успех лечения мозга зависит от частоты, интенсивности и длительности воздействия на него.

Реклама

Строение нервной системы

Я полностью согласна с тем, что нам говорили на лекциях: чтобы понять, почему эффективна та или иная реабилитационная программа Институтов, надо иметь хотя бы минимальные представления об устройстве и функционировании нервной системы.

По строению нервную систему разделяют на периферическую часть, состоящую из нервов и нервных узлов, и центральную, которую образуют головной и спинной мозг.

Все части нервной системы — головной и спинной мозг, нервные пути — образованы нейронами. Нейроны — это специализированные клетки, способные принимать, передавать, обрабатывать и хранить информацию. Нервную систему человека образуют примерно 100 миллиардов нейронов.

Нейрон состоит из тела клетки и отростков — дендритов и аксонов. Один нейрон имеет несколько ветвящихся дендритов (воспринимающая часть) и один аксон (передающая часть; длина аксона может достигать метра!). Нейроны контактируют друг с другом, благодаря чему информация передается по нервным путям.

Тела нейронов образуют серое вещество коры мозжечка и больших полушарий головного мозга, которые контролируют двигательную активность и отвечают за восприятие, обработку и организацию сенсорных сигналов (вестибулярных, зрительных, слуховых и т.д.) и психическую деятельность (память, эмоции, речь).

Головной мозг координирует и регулирует все жизненные функции организма, от бессознательных реакций на раздражение до решения сложных задач. Спинной мозг передает информацию и обеспечивает движение тела.

Повреждение мозга при ДЦП и аутизме

Лечение мозга — восстановление нервных путей

Связь всех частей тела с мозгом осуществляется благодаря наличию нервных путей. Их два вида — восходящие, по которым информация идет от органов чувств к головному мозгу, и нисходящие, по которым информация от головного мозга поступает в спинной мозг, а затем в нервное окончание исполнительного органа.

Никакая информация не может идти против течения — это одностороннее движение. Нельзя достичь мозга через нисходящие пути нервной системы, также невозможно послать сигнал к органу через восходящие пути. Сбой на любом участке этой цепи приводит к нарушениям в работе всей системы.

Если у ребенка повреждены восходящие пути, сигналы не проходят в мозг, что препятствует его развитию (the brain grows by use). Неразвитый мозг не может послать нужный сигнал к органам тела, соответственно, не развиваются двигательные функции.

Если повреждение находится в нисходящих путях, нужные сигналы по восходящим путям в мозг попадают и он их правильно перерабатывает, но не может передать эту информацию в исполнительный орган.

Из этого следует, что все усилия по лечению поражения мозга должны быть сосредоточены на локализации места поражения, а затем направлены на восстановление прерванной цепи. До какой степени удастся восстановить функцию, заранее сказать сложно: это зависит от степени поражения, а также от эффективности принятых мер.

Строение нейрона

Строение нейрона

Человек реагирует на любое раздражение благодаря рецепторам — специализированному виду нейронов. Они превращают раздражение в нервные импульсы — электрические сигналы, — которые передают другим нейронам. Нейроны связаны друг с другом своими отростками, дендритами и аксонами, образующими густую сеть, по которой мгновенно в разных направлениях распространяется нервный импульс. Один нейрон может иметь связи с тысячами других нейронов (до 20 тысяч).

Сенсорный сигнал — поток электрических импульсов — идет к спинному и головному мозгу и вызывает в нем осознание ощущения, поэтому можно сказать, что мы видим, слышим, ощущаем мозгом, а не глазом, ухом или кожей.

Передача нервного импульса от одного нейрона к другому происходит с помощью специальных окончаний — синапсов. Чем больше синапс используется, тем лучше он работает, с каждым повторением требуется все меньше энергии для прохождения нервных сигналов.

Можно сказать, что задача неврологической реабилитации состоит в том, чтобы наладить бесперебойное прохождение импульсов. Если повреждено одно соединение, нервный импульс может найти другой, здоровый путь. Благодаря пластичности мозга одни нейроны могут взять на себя функцию других, плохо работающих.

Продолжение следует.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Методика Глена Домана — Аутизм — LiveJournal

Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом — слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд — десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво.

И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» — не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации.

Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно незачем играть в обычные детские игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок мы превратили бы его в холодноватого «знайку», не способного к нормальным человеческим эмоциям и переживаниям.

К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Физическое развитие. В принципе, широко популярная у нас динамическая гимнастика для младенцев вполне заменяет упражнения, которые предлагает выполнять Доман, и многие родители интуитивно делают со своими детьми именно то, о чем он пишет. Но есть одно существенное отличие. Доман предлагает закреплять у новорожденных ползательный рефлекс, что ведет к стремительному росту нижних отделов мозга. Сделать это совсем несложно. С самого рождения малыша нужно помещать в специальное приспособление, трек для ползания (его подробное описание можно найти в книге Г. Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»). Можно заменить трек двумя книжными полками, поставленными на полу так, чтобы малыш, лежа между ними на животе, касался их бедрами и предплечьями. Благодаря этому будет срабатывать тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш сможет проползать довольно значительные дистанции. Кладите малыша в трек на время дневного сна или, если вас шокирует, что кроха будет спать на полу, давайте ему поползать, пока он бодрствует. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам. Представляете, как много он узнает, пока его сверстники будут лежать в кроватках и манежах!

Чтение. Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. Доман считает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь. На практике дети редко улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать. Так что стоит с самого начала опереться на методику, которая позволит ребенку структурировать речь. Идеально для обучения маленьких детей подходит методика Зайцева. А параллельно с изучением складовых кубиков можно вводить и слова, но только те, которые ребенку уже хорошо известны и которые он умеет говорить сам. Каждое новое слово, освоенное малышом, записывайте на карточку и вставляйте в особый альбом, который регулярно просматривайте вместе с крохой. Когда малыш начет говорить словосочетания и предложения, записывайте и их. Со временем можно будет начать писать крупными, четкими буквами (не меньше 2 см. в высоту) небольшие сказки или рассказики читать их вместе с крохой. Все это поможет ему освоить письменную речь также легко и естественно, как и устную.

Математика. По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками (когда нам говорят, к примеру, сто двадцать четыре, представляем себе число 124, записанное цифрами, а не реальное количество). Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. Возможно, это было бы и неплохо, но методика столь трудоемка, что воплотить ее в жизнь вряд ли представляется возможным. Но в одном Доман прав. Малыш должен сначала очень хорошо понять, что такое количество, и лишь когда он реально будет представлять себе, что такое девять яблок или шесть собак, его можно знакомить с цифрами. Хорошим подспорьем при обучении счету может стать и пособие Зайцева «Тысяча+», основанное примерно на том же принципе.

Энциклопедические знания. Пожалуй, это самый сложный и спорный аспект системы Домана. С одной стороны, очень соблазнительной кажется идея научить совсем маленького ребенка истории и географии, палеонтологии и искусствознанию. Не правда ли, умилительно выглядит маленький вундеркинд, непринужденно упоминающий мастодонта и гигантского палочника, помнящий год падения Римской империи и сходу находящий на географической карте гору Килиманджаро. И все же, мы можем сообщить малышу сколько угодно важных и интересных сведений, заполнить его головку сотнями и даже тысячами байтов информации, но это вряд ли сделает его умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Надо уметь их анализировать и правильно в нужный момент ими воспользоваться. А для этого уже требуется определенный опыт и интеллектуальная зрелость.

Поэтому будет гораздо полезнее, если вы будете знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается с ними в сказках, песнях, играх. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т.д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства карточки вставьте в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками — файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.

Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т.д.). Если малыш без конца требует перечитать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, которых вылечил Айболит.

Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, не больше чем на одну-две секунды каждую: мозг маленького ребенка работает не совсем так, как у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Очевидно, для детей первого — начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора — двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает: начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика — лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.

Аутизм доман глен — Детки-конфетки

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Содержание статьи:

Составитель Е. А. Страубе
Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Цицерон

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) О воспитании оратора

У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

• Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

• Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

• Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

Что дает методика Домана родителям и детям

В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

• Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

• Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

• Мозг развивается лишь в том случае, если он работает.

• Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга.

Главным принципом методики Домана является гармоничное развитие ребенка. Это означает, что развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием. Доман стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Но, чтобы он мог выбрать, ему необходимо эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия: необходимо развивать слух, способность к языкам, пластику и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения.

Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите.

Это самый верный способ сделать малыша счастливым и успешным. Он научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к ритму современной жизни, осознавать, что учеба – это источник интересных открытий и новых возможностей.

Прежде чем начать занятия

Работа с ребенком по методике Домана напоминает создание сложной компьютерной программы. Поэтому каждая частица знаний, которую получит малыш, называется «битом информации».

• Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение.

• Учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до 7–7,5 лет, но активнее всего он растет в первые три года.

• Все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.

• Чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Почти с рождения ребенку можно показывать большие карточки с «битами информации». Для обучения чтению используйте карточки со словами. Для обучения математике – карточки, на которых цифра заменена соответствующим количеством точек. Для получения энциклопедических знаний – карточки с картинками. Такая карточка может изображать животное, насекомое или произведение искусства. Название предмета записывается на обороте, именно его ребенок и должен прочесть. Чем подробнее (по Доману – информативнее) объяснение, тем лучше. Например, надпись «большая галапагосская черепаха» предпочтительнее, чем «черепаха».

Бесспорно, методика Глена Домана полезна и при правильной организации занятий эффективна, хотя, как и у любой методики, у этой системы есть свои минусы. Однако не стоит сразу же отказываться от методики, предложенной Доманом. Помните про правило «золотой середины»? Вот именно его-то и надо соблюдать, умело сочетая элементы этой системы с другими методиками раннего развития, со здравым смыслом, особенностями именно вашего ребенка, а также вашим образом жизни.

Глен Доман утверждает: «Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3628800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний».

Система Домана хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации с легкостью, приятным для него способом, без насилия, угроз и тому подобных «воспитательных» изысков. Для развития творческих и исследовательских способностей родители всегда могут найти другие способы.

Перед началом занятий обязательно обратите внимание на несколько важных моментов.

• Занятия по данной методике потребуют от родителей определенных сил и затрат – ведь в течение длительного времени им придется изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений, различных предметов.

• В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Не получается диалога и совместного творчества с ребенком.

Не надо отказываться от традиционных «бабушкиных» методов. Давайте малышу слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Это поможет развить у малыша речь, вовремя сформировать функции интерпретации текста. Не стоит забывать и о таких старинных «развивалках», как традиционные потешки, пестушки, пальчиковые игры.

Ученые считают, что нельзя забывать об эмоциональном и познавательном развитии ребенка, так как нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) составляющую. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, то есть исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире.

• Если использовать при обучении только картинки с подписями, как рекомендует Доман, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.

• Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но ребенок – не компьютер, и ему нужно большее, чем некий объем информации.

Итак, если вы решили начать обучение ребенка по методике Глена Домана, прислушайтесь к советам специалистов и опытных родителей.

• Не нужно четко следовать всем рекомендациям; обязательно сочетайте методические разработки Домана с другими занятиями и развивающими играми.

• Ориентируйтесь на реакцию малыша. Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, задерживая каждую не более чем на 1–2 секунды. Мозг маленького ребенка работает иначе, чем у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Для детей первого – начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора-двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает. Скорее всего, он начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – всего лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.

• Никогда не делайте то, что вам не по душе и что, как вам кажется, не нравится ребенку.

• Не относитесь серьезно к утверждению Домана о том, что единственная потребность ребенка – познавать, а бесполезная игра – это всего лишь родительский способ «отделаться» от малыша. Психологами давно доказано, что игра для ребенка – это моделирование мира и возможность самовыражения.

• Занимайтесь с ребенком по времени столько, сколько у вас получается. Не переживайте, что в ваш распорядок дня не удается вписать трехразовый показ нескольких блоков карточек, большинство физических упражнений и т. п. Стоит напомнить, что изначально методика разрабатывалась для детей, страдающих различными заболеваниями, и родители готовы были «жить для ребенка». Цель их жизни заключалась в том, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку?

• Занимаясь по методике Домана, используйте только то, что вам под силу. В любом случае это будет лучше, чем ничего.

• Не просите ребенка давать вам ответы, играть с вами, читать вам тогда, когда у него нет настроения, только из-за того, что пришло время очередной «порции» знаний.

• Главное – старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком на любые темы. Это залог вашего успеха.

• Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь только карточками. Пусть в распоряжении малыша будут карты, книги, микроскоп, музыкальные инструменты и многое другое, что вы можете позволить. Среда, в которой живет ребенок, должна быть развивающей.

• Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «Ребенок и его окружение», и границы ее необходимо расширять в зависимости от возраста ребенка. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т. д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства использования вставьте карточки в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками – файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.

• Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это желание замечено вами впервые.

• Совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ищите ответы на детские вопросы вместе с малышом, рассуждайте.

• Не нагружайте ребенка бесполезной информацией. Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т. д.). Если малыш без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, вылеченных Айболитом.

• Старайтесь давать ребенку не отдельные факты, а системно организованную информацию; подавайте ее с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну и ту же тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях.

• Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни был.

• Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

• Самыми лучшими учителями являются родители.

• Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только это знание истинно и основано на фактах.

• Не устраивайте «проверки знаний»: тестирование выявляет только то, что не усвоено.

• Учение – это игра, которая заканчивается до того, как ребенок устанет.

ЗАМЕТКИ ОПЫТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Марина Ф.: «Мы с дочкой стали заниматься по Доману с 3-х месяцев. Начали с развития физических способностей. Благодаря этим упражнениям в 3 месяца ходили с поддержкой и ползали, садиться ребенок стал в 4 месяца, сам ходить – в 6,5 месяцев. Причем противники такого развития говорят только о том, что такие занятия якобы вредны для позвоночника ребенка. Скажу сразу, что все упражнения Домана для этого периода развития основаны на движении без нагрузки на позвоночник. Благодаря этим упражнениям и укрепляются мышцы и связки позвоночника. А вопрос: „Зачем ребенку в 3 месяца ползать или в 6 месяцев ходить?“ – я не понимаю. Может, логичнее будет предположить, что вредно пеленать ребенка и не давать ему двигаться? А если ребенок может ходить или ползать, он получает возможность открывать новые горизонты для познания окружающего мира. По крайней мере, мой ребенок был в восторге.

Дальше с 7 месяцев мы стали учиться читать. Для ребенка это была увлекательная игра. Опять же не понимаю тех, кто спрашивает: „А где же детство? Где необходимые детские игры?“ Наше обучение не занимало больше получаса в день, вот вам ответ – целый день на другие игры. Результатом занятий стало то, что ребенок в 1 год 8 месяцев читал детские книжки сам. Причем, чтобы не было проблем с длинными и неизвестными словами, мы, помимо целых слов, выучили еще и все известные слоги. С 10 месяцев учились считать. Сейчас дочке 2 года и 3 месяца, мы считаем до 100, делаем все простые математические действия, начинаем изучать таблицу умножения.

Приведу главный довод, почему я „за“ Домана. Большинство не подготовленных к школе детей к концу первого класса не успевают усвоить простой счет и математические действия, а тут уже второй класс – таблица умножения. Материал усложняется. Дети пытаются понять таблицу умножения, не зная толком счета. И начинается снежный ком: ребенок не усвоил одно, – ему уже другое усваивать надо. И так до выпускного класса. А отшлифованные до идеала начальные знания помогают, а не тормозят усваивание школьной программы. В жизни ребенку легче будет понимать другие простые и сложные вещи».

Глава 2 Как правильно учить ребенка

Не нужно быть профессионалом

Большинство родителей, познакомившись с методикой Глена Домана в теории, боятся перейти к практической части и начать занятия со своим ребенком. Объяснений этому несколько.

Многих пугает утверждение, что все инструкции необходимо выполнять как можно более точно – только в этом случае можно добиться желаемого результата.

Другие родители, ознакомившись с методикой Домана, решают, что заниматься по ней с ребенком слишком сложно: приготовления к урокам отнимают слишком много сил и времени, сами уроки требуют систематичности и высокого темпа, а это довольно трудно обеспечить, имея маленького ребенка и много других обязанностей, которые тоже необходимо выполнять.

В возрасте 5 лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает. Если же ему нет и 2 лет, процесс обучения пойдет самым легким и эффективным образом.

• Ребенок младше 5 лет способен воспринимать информацию удивительно быстро.

• Все дети являются лингвистическими гениями.

• Дети младше 5 лет буквально переполнены жизненной энергией.

Кроме этого, многие родители, не имеющие педагогического образования, боятся ошибиться, сделать что-нибудь не так, тем самым навредив ребенку. Они предпочитают отдать малыша в развивающие центры, где дети будут в надежных руках специалистов.

Конечно, такие рассуждения не лишены здравого смысла, но все же не стоит торопиться отказаться от методики Домана. Обратите внимание на следующие факты.

Ребенку с первых дней рождения необходимо внимание мамы. Занятия дают малышу не только знания, но и так необходимое ему и вам общение друг с другом. К тому же кто как не мама лучше знает потребности и возможности своего малыша?

Как бы плохо (с вашей точки зрения) вы ни учили малыша читать, считать и усваивать другие знания, это все равно будет более полезным, чем если вообще ничего не делать. Занятия по методике Домана – это беспроигрышная игра, в которой вы все равно выигрываете, как бы плохо при этом ни играли. Результат будет обязательно, даже если вы приложите минимум усилий.

Дети младше 5 лет обладают огромной жаждой по знания.

• Чем больше информации усваивает ребенок младше 5 лет, тем больше остается в его памяти.

• Дети младше 5 лет могут научиться всему тому, чему вы будете их учить, если только делать это искренне, радостно и постоянно основываясь на фактах. Более того, они хотят этому научиться.

• Дети младше 5 лет могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить.

Чем грамотнее и увереннее вы будете поступать, тем быстрее и легче научите своего ребенка – эта истина известна. Для начала давайте рассмотрим то главное, что нужно помнить о самом ребенке, а уже потом обсудим вопрос, как именно его следует учить.

Для обучения ребенка необходимы:

• отношение и подход родителей;

• объем и порядок преподнесения учебного материала.

Доман уделяет огромное значение трем основным областям интеллектуального развития – чтению, математике и энциклопедическим знаниям. Самым важным из них является чтение. Умение читать – одна из высших функций человеческого мозга. Из всех живых существ только человеческие существа умеют читать.

Кроме того, чтение – это одно из важнейших умений, которые необходимы в жизни, поскольку все остальное образование основывается именно на нем. Поэтому вам следует начать именно с обучения чтению. Начав выполнение соответствующей программы обучения, вы постепенно станете дополнять ее программой обучения энциклопедическим знаниям.

Человеческий интеллект базируется на собственных знаниях. Без знаний не может быть интеллекта. По этому параллельно с программой обучения чтению вы начинаете программу обучения энциклопедическим знаниям, используя для этого несколько наборов заранее приготовленных карточек. Когда ваш ребенок хорошо усвоит содержащиеся на них факты, приступайте к программе обучения математике.

Если вам или вашему ребенку неинтересно – прекратите занятия. Видимо, вы делаете что-то неправильно.

Одновременно с этим уже с первых дней рождения следует уделять внимание и физическому развитию ребенка. В результате малыш вырастет гармонично развитой личностью, а его способности позволят ему многого добиться в жизни.

Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка поцелуем или ласковым прикосновением, улыбкой.



Source: iknigi.net

Читайте также

Методика Домана | АУТИЗМ? Будущее есть!

Программа для каждого ребенка составлялась индивидуально с учетом его особенностей. Упражнения состояли в том, что ему показывали карточки с разным количеством больших красных точек или словами. Это делалось много раз в день в течение нескольких секунд. Для начала карточек было немного, со временем задачу усложняли и их количество увеличивали. Одним из наиболее важных условий таких занятий было то, что их необходимо было проводить ежедневно в одно и то же время. Такие карточки служили раздражителем для здоровых клеток мозга. Дети с нарушениями после систематических занятий начинали читать, писать и разговаривать. 

Для гармоничного развития ребенка необходимо не только учить его чтению, письму, математике, его также необходимо физически совершенствовать. Гленн Доман первым предложил не лечить детей врачам, а учить родителей, как увеличить рост и развитие мозга своего ребенка. Он понимал, что не все матери и отцы с должной ответственностью отнесутся к его программе и не все они продолжат систематические занятия в домашних условиях. Но он надеялся на ту небольшую часть родителей, которые подойдут к делу со всей серьезностью и добьются значительного прогресса в лечении своего особенного ребенка.

Институты достижения человеческого потенциала.

 

Институты достижения человеческого потенциала (ИДЧП) – это некоммерческая организация, разрабатывающая методики, пособия и программы обучения для детей, которые перенесли повреждения мозга. Однако она подвергалась критике и обвинениям со стороны специалистов в применении некоторых устаревших методик и их нецелесообразности.

Эта организация была основана в 55 г. прошлого столетия в Филадельфии физиотерапевтом Гленном Доманом. Специалисты Институтов Достижения Человеческого Потенциала утверждают, что травма мозга в определенный период становится препятствием для дальнейшего полноценного развития ребенка. Их терапия опирается на теорию нейропластичности мозга, т.е. его способность анатомически и функционально расти. Они утверждают, что сенсорная стимуляция провоцирует физический рост мозга, что в свою очередь улучшает у пациентов его нейрологическую функцию. В Институтах Достижения Человеческого Потенциала считают, что традиционное медикаментозное лечение наносит скорее больше вреда, чем приносит пользы. Кроме того, одной из немаловажных причин нарушений специалисты считают недостаток снабжения кислородом головного мозга и их методики направлены на нормализацию и улучшение этого процесса, после чего пациенты выздоравливают.

Гленн Доман написал множество книг для родителей, дети которых имеют травмы мозга, а также для тех, кто заинтересован в раннем развитии своего здорового ребенка. В одной из них «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга?» он изложил основные принципы и методики, по которым работают Институты Достижения Человеческого Потенциала.

Для того, чтобы пройти программу для особых детей, родители должны участвовать с 5-тидневном семинаре, который даст им представление о методиках организации. Курс можно пройти в Мексике, Италии, Филадельфии, Сингапуре и Японии., России. Программа включает в себя ползание, подвесные и антигравитационные/гравитационные упражнения, пэттернинг и многое другое. Она очень интенсивная и должна использоваться родителями в домашних условиях в течение всего дня.

При правильном и систематическом применении программы наблюдается большой процент детей, которые показывают значительный прогресс в развитии, больше половины начинают говорить, читать, самостоятельно ходить, слышать и видеть. Однако стоит учесть, что улучшения для каждого маленького пациента наступают в свое время. Невозможно предугадать, когда у ребенка наступит прогресс. Бывает, что дети с меньшими проблемами нуждаются в лечении на протяжении большего времени, чем те, у кого ситуация сложнее. Все индивидуально и некоторым требуются года для восстановления, а кто-то справляется за несколько месяцев. Многое зависит от настойчивости родителей, хотя, к сожалению, и ее бывает недостаточно.

Несмотря на то, что споры по поводу методик и применяемых программ Институтов Достижения Человеческого Потенциала до сих пор не утихают, статистика говорит сама за себя. Почти у 93 % детей с различными нарушениями мозга наблюдаются заметные улучшения в развитии. А это самый важный и ценный показатель эффективности.

Развивающие методики для детей.

 

Гленн Доман считал, что развивать ребенка нужно с самого раннего возраста. Он был уверен, что все дети с рождения гении и для гармоничного развития им необходимо не мешать, а помогать при помощи специальных занятий. Этот процесс необходимо начинать уже через несколько месяцев после рождения, так как именно в это период детский мозг воспринимает и впитывает больше всего информации. До 6 – 7 лет ребенок может получить гораздо больше всевозможных знаний, если с ним дополнительно заниматься, так как с этого возраста начинается обучение, однако процесс познания возникает сразу после рождения.

Карточки Домана представляют собой картинки с различными изображениями, словами или точками. Их необходимо много раз в день в течение нескольких секунд показывать ребенку, называя то, что на них нарисовано. Таким образом, ребенок на слух и визуально будет воспринимать информацию и запоминать ее. Занятия обычно начинают с простых изображений или слов, нескольких точек, со временем количество карточек увеличивают, а задания усложняют. С помощью такой методики для детей ребенок может начать читать уже в 2 – 3 года.

Основными принципами такого обучения являются:

• Необходимо заниматься тогда, когда и родителям и ребенку интересно.
• Материалы нужно готовить заранее и создавать особую обстановку для обучения.
• Чаще вводить новый материал.
• Нужно уважать и доверять своему ребенку, и никогда не проверять его знания.
• Нужно хвалить и радоваться даже маленьким успехам своего малыша.
• Необходимо прекращать занятия до того, как ребенок устанет или ему станет неинтересно.

Есть несколько спорных моментов в данной программе раннего развития. Но все, как известно, индивидуально. А это значит, что то, что не подойдет одному ребенку, приведет к потрясающим результатам у другого. Поэтому несмотря на некоторые противоречия и критику методика Гленна Домана и по сей день довольно популярна и широко используется как в различных детских центрах раннего развития, так и родителями в домашних условиях.

Главный принцип методики Гленна Домана заключается в том, что он верил в самоисцеление и восстановление мозга. Он придерживался мнения, что при соблюдении специально разработанной индивидуальной интенсивной программы для каждого ребенка, можно добиться таких результатов, которых невозможно достичь даже с помощью медикаментов и терапии. Он уверен, что каждая мать знает о ребенке больше, чем любой даже самый лучший врач. Именно она видит свою кроху каждый день, наблюдает за ним и первой может заметить какие-то нарушения. Однако далеко не всегда мать может доказать врачам, что с ее ребенком что-то не в порядке, порой, на это уходят драгоценные месяцы.

Гленн Доман писал в своей книге, что верит в родителей. Что они не проблема, а решение. И именно родители в силах своей настойчивостью, любовью и верой в положительный результат, а также возможности своего малыша сотворить чудо и помочь ему исцелиться. Кроме того, Доман считал, что мать и отец способны больше и быстрее помочь собственному ребенку, чем целая армия врачей. Поэтому он занимался обучением родителей своей методике и утверждал, что это самый эффективный способ помочь ребенку с нарушениями головного мозга. Многие врачи и по сей день подвергают жесткой критике методику Гленна Домана, считая ее неэффективной и в некоторых моментах устаревшей. Однако статистика и результаты говорят о том, что она за все время своего существования дала новую жизнь тысячам детей, у которых были повреждения мозга разных степеней тяжести.

Как и говорил Доман, родители – это главные врачи своего ребенка. Для того, чтобы он был здоров мать и отец готовы пойти на все, бороться до последнего. Их любовь, забота и поддержка могут сделать то, чего никогда не добьются все врачи на планете со своими квалификациями и лекарствами. Поэтому до сих пор. Спустя больше, чем полсотни лет, методика Гленна Домана работает и дает надежду на полноценную жизнь тем, кому поставили неутешительные диагнозы. Дети с повреждениями мозга начинают самостоятельно ходить, читать, четко говорить и вести полноценную жизнь как их сверстники.

АУТИЗМ |


Warning: ob_start(): non-static method wpGoogleAnalytics::get_links() should not be called statically in /home/zs294440/mariahelp.org.ua/www/wp-content/plugins/wp-google-analytics/wp-google-analytics.php on line 259
АУТИЗМ |
Дуглас Доман – директор Института Достижения Человеческого потенциала в Европе,  комментирует программы  Института для детей с аутизмом и отвечает на вопросы родителей, касающиеся данного диагноза.
Семинар посвящен теме Аутизма.
Пред история:
На протяжении 60 лет Институты  являются пионерами в области развития детского мозга. 60 лет назад, когда Гленн Доман основал Институт он сотрудничал с великим гением, доктором Темплом Феем.  Доктор Фей был главой кафедры нейрохирургии и неврологии в медицинском Университете в Филадельфии и занимался нейрохирургией,  неврологией и нейрофизиологией.
Нейрофизиология занимается изучением  нормального функционирования человеческого мозга.  Доктор Фей совместно с Гленном Доманом  изучили,  почему возникают такие колоссальные трудности в лечении детей с поражением мозга и пришли к выводу, что традиционные методы лечения поврежденного мозга, которые существовали 70 лет назад и, используются по сей день, не работают и не помогают восстановить  поврежденный мозг. Потому, что философский подход в традиционных методах реабилитации направлен, прежде всего, на лечение симптомов повреждения мозга. Невозможно воздействуя на симптомы вылечить причину заболевания! Для того, чтобы действительно добиться значительных результатов  в лечении поврежденного мозга, необходимо  работать с причиной заболевания.
Именно поэтому доктор Фей и Гленн Доман  начали разрабатывать  новые методы лечения, воздействующие именно на центральную нервную систему.  Сегодня  Институты применяют новые методики, для того чтобы развивать детей физически, интеллектуально, социально и физиологически.  В Институте существуют сотрудники, которые специализируются на каждой из этих областей. И за 60 летний опыт работы с детьми с поражением мозга сотрудники Института поняли, что реабилитация таких детей должна происходить с определенной частотой, интенсивностью и  продолжительностью, если родители хотят получить хорошие результаты.
Изначально Институты представляли собой стационар, где сотрудники занимались каждым конкретным пациентом.  Но затем они поняли, что могут обучить родителей, дать им определенные знания, инструменты, чтобы они могли поехать домой и заниматься самостоятельно своим ребенком, учитывая его потребности.  У каждого из родителей были огромные преимущества:
  • Во первых, каждый родитель знает своего ребенка гораздо лучше, чем любой доктор, реабилитолог и т.д.
  • И конечно, каждый родитель очень любит своего ребенка, обладает огромной целеустремленностью и готов вкладывать свой колоссальный труд, чтобы помочь ему.
Аутизм, с точки зрения Института – это совершенно абсурдный диагноз. Проблема этого заболевания лежит в центральной нервной системе и связана со степенью повреждения мозга.  Оно может быть глубокое, умеренное или слабое и конечно играет роль его распространение в головном мозге. Существует шесть  основных функций мозга: основные сенсорные области – это зрение, слух и тактильность;  и основные моторные области – это двигательные навыки, речевое развитие и мануальная компетенция (смотри Профиль развития).
Фокальное повреждение мозга затрагивает только какой- то  один определенный участок, диффузное повреждение мозга включает все шесть перечисленных выше областей. Так же правильно поставленный диагноз показывает, в каком полушарии  повреждение, только в одном или двухстороннее, то есть повреждение распространено на оба полушария мозга. И последний этап, сотрудники должны определить в какой же области мозга находится повреждение: в спинном мозге,  среднем мозге, медулле, мосте или в коре головного мозга или может быть в нескольких областях одновременно.

История возникновения диагноза аутизм с точки зрения Института.
Этот диагноз применяется к детям с повреждением мозга и считается, что это неизлечимое заболевание. Дети, которым поставили диагноз аутизм, успешно заканчивают программы Института ежегодно. Аутизм может иметь разные значения и в зависимости от того, кто рассуждает об этом диагнозе можно вкладывать разный смысл в  этот термин.  Но один из типичных смыслов, который вкладывают в  этот термин (аутизм) – это подразумевается человек очень сильно сосредоточенный на себе, т.е.занятый собой.
Это слово используется для разрушения  жизней не только детей,  но их матерей. Давайте прочитаем научные стать 60-х годов, в которых доктора и профессора на основе дорогостоящих исследований доказывали, что дети с диагнозом аутизм появлялись в результате такого феномена, как  «холодные матери»- женщины с холодным сердцем, в результате чего дети превращались в аутистов. Такие утверждения являются ужасной ложью, в результате которой многие матери считали себя  причиной заболевания собственных детей. Конечно, они не имели никакого отношения к причине болезни детей, потому что причиной являлось поражение мозга.
Сотрудники Института работают с такими детьми и имеют очень хороший результат. И если говорить в общем, то благодаря многолетней работе сотрудники Института обнаружили, что у детей аутистов повреждения мозга:  в затылочной,  т.е. в задних областях коры головного мозга и среднего мозга. Что конечно влияет на функционирование коры головного мозга – сенсорной по своей природе, повреждения в среднем мозге так же отвечают за сенсорные функции.
Если ребенок не может правильно воспринимать зрительную, тактильную и слуховую информацию, то естественно он не может выразить эту информацию через моторные пути.  Именно поэтому у этих детей возникают проблемы с двигательными навыками, речевым развитием и мануальной компетенцией, потому что их проблемы лежат в сенсорных областях. Программа работы Институтов с такими детьми направлена на то, чтобы информация, поступающая через зрительные, слуховые и тактильные пути поступала правильно. И когда благодаря такой программе, родители добиваются,  чтобы мозг воспринимал сенсорную информацию правильным образом, тогда они добиваются  правильного выражения через моторные пути: через двигательные навыки, речевое развитие, мануальную компетенцию.
1. Почему так много случаев в последнее время аутизма в мире?
В первую очередь на данный процесс  влияет  окружающая среда:
  • Загрязнение  воздуха,  водоемов  и рек;
  • Не качественная пища, содержащая  много химических добавок и т.д.;
  • Бесконтрольное  потребление различных лекарств;
  • Вакцинация детей;
  • Радиация  и т.д.
2. Аутизм – это набор симптомов, а не диагноз. Как верно должен звучать диагноз аутичного ребенка? Чем различаются при постановке правильного звучащего диагноза так называемые высоко функциональные аутисты и низко функциональные аутисты?
В этом вопросе затрагивается тема высоко функциональных детей и низко функциональных аутичных детей.  В Институт приезжают разные дети: которые не могут двигаться, производить какие-либо звуки, управлять руками, многие из этих детей приезжают с диагнозами умственная отсталость, церебральный паралич и т.д. И когда в ходе колоссальной работы родители добиваются успехов и эти безнадежные дети начинают ходить, разговаривать  и т.д. у них  могут возникать все те характеристики, которые традиционная медицина,  мир называет признаками аутизма. Но когда эти дети только приезжают в Институт, им никто и никогда не мог бы поставить диагноз аутизм, потому что их функционирование было на очень низком уровне. Но в ходе работы с этими детьми сотрудники постепенно решают их неврологические проблемы, и мозг начинает функционировать на более высоком уровне. Тем не менее, у них  еще остаются проблемы в затылочных, задних областях среднего мозга  и коры головного мозга.
В ходе программы дети, у которых такие повреждения головного мозга  прекрасно овладевают интеллектуальной программой, чтением. Что касается физической программы развития таких детей, то ползание на животе, затем на четвереньках хорошо развивают средний мозг. Программа бега, ходьбы влияет на  развитие коры головного мозга. И программа брахиации помогает влиять на их  мануальную компетенцию, развивает грудную клетку, она становиться шире, что влияет на обогащение мозга кислородом.
Речевое развитие – это функция коры головного мозга и любая программа, которая воздействует на сенсорные участки мозга, любая программа, которая направлена на развитие моторных областей мозга  — каждая из этих программ будет полезна для речевого развития в целом.  Но помимо физической и интеллектуальной программ в Институте существует много новых разработок в области социализации детей с повреждением мозга, программа питания и программа обогащения мозга кислородом.
3. Насколько важно аутичному ребенку соблюдать диету и особые правила питания?
Совершенно нет никакого сомнения в том, что диета это огромная часть программы, которую разрабатывают для ребенка с повреждением мозга (ДЦП, эпилепсия, задержка развития, аутизм, синдром Дауна) сотрудники Института. Благодаря  диете другие программы Института могут быть гораздо эффективнее и сложнее, дети достигают гораздо лучших результатов, чем 15, 10 или даже 5 лет назад.
Если вернуться на 25 лет назад, то можно вспомнить, что основатель Института –   Гленн Доманн  создал программу жидкостного баланса. И некоторые дети, которых традиционная медицина называет аутистами,  потребляют огромное количество  жидкости  и это очень сильно влияет на функционирование центральной нервной системы.  Если снизить потребляемое количество жидкости до правильного баланса, то можно буквально в  считанные дни увидеть положительные изменения в поведении ребенка. Доктор Фей и Гленн Доман так же поняли, что  если исключить соль и сахар из рациона питания детей, то благодаря этому  в их организме перестанет задерживаться жидкость , т.е.можно с уверенностью утверждать, что баланс жидкости в организме ребенка влияет на его поведение.
Когда в 1970 году Адель Дэвис (гениальный биохимик, она основатель современного правильного питания в Америке, историю ее работы в нутрицефтике и автобиографию можно прочитать в Википедии) приехала в Институт  и помогла разработать программу питания для детей с поражением мозга,  это очень сильно изменило их жизнь и поведение. Благодаря ее рекомендациям сотрудники  Института осознали насколько важно для детей с поражением мозга исключить из своего питания глютен и молочную продукцию (рекомендовано к прочтению: ПОЧЕМУ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ВРЕДНЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ПОРАЖЕНИЕМ МОЗГА?).
На сегодняшний день сотрудники Института проводят исследования вместе с государственным  Университетом штата Пенсильвания, в которых изучаются гены детей с повреждением мозга  и потом эта информация сопоставляется с работой их пищеварительной системы. Затем врачи вместе с сотрудниками Института, занимающимися питанием  разрабатывают индивидуальную программу питания  ребенку с поражением мозга, основываясь  на генетическом  анализе и  ситуации с пищеварением конкретного ребенка. Вся программа питания направлена на то, чтобы улучшить функционированием мозга и поведение ребенка.
Как уже говорилось выше, в Институте существуют разные программы для детей с поражением мозга, аутизмом, эпилепсией,  задержкой развития и т.д.  – это социальные программы, программы закона, программы гражданского кодекса,  эти же программы сотрудники использую и для здоровых детей, потому что проблема с поведением это неотъемлемая часть каждого растущего ребенка и она может быть не связана с заболеванием ребенка. Поэтому социальная программа вместе с питанием и физическими программами, направлены на то, чтобы улучшить поведение детей в том числе.
4. Есть ли в Институте примеры успешного лечения аутизма?
Дети с диагнозом аутизм очень хорошо проходят программы Института, так же следует отметить, что дети с синдромом Дауна  имеют более лучшие результаты, если говорить  в целом. Но дети, у которых повреждение в затылочной части среднего мозга и коры головного мозга  добиваются замечательных результатов на программе в изучении иностранных языков, многие из них учатся читать и говорить, понимать, у них совершенно потрясающие математические способности и многие из них овладевают навыком скорочтения.

Легендарный Доман — Журнал Аутизма на Русском Языке — LiveJournal

В одном из русскоязычных сообществ по аутизму промелькнуло, что в Москве вскоре состоится выступление Дугласа Домана, сына «легендарного Глена Домана».

«Легендарный Доман»  рождает ассоциацию  с приснопамятной «Легендой Озера Иссык Куль»:

Старый каракалпак Ухум Бухеев рассказал мне эту легенду, овеянную дыханием веков.  Двести тысяч четыреста восемьдесят пять лун тому назад молодая, быстроногая, как джейран (горный баран), жена хана красавица Сумбурун … (продолжение легенды смотри в оригинале)… С тех пор озеро и получило свое имя — Иссык-Куль, что значит «Сердце красавицы склонно к измене»…

 … Возмутительно! — отвечал Паламидов. — Как вы смели написать легенду после всего, что было говорено? Не наврал ли вам липовый кара-калпак Ухум Бухеев?…

Про Домана и его метод было говорено действительно очень много,  и похоже, что «липовый кара-калпак» опять проврался.


Начать можно с лежащего на поверхности, а именно с Wikipedia.
В первом параграфе статьи об Институте Достижения Человеческого Потенциала читаем следующее:

Институт Достижения Человеческого Потенциала — некоммерческая организация, предоставляющая программы и литературу, которая предназначается для улучшения здоровья и неврологического развития нормальных детей и детей с повреждениями мозга… Согласно Американской Академии Педиатрии, выбранный метод терапии, так называемый «паттернинг» (физиотерапия с использованием двигательно-функциональных моделей) основан на устаревшей и крайне упрощенной теории развития мозга. Эффективность метода не подтверждается экспериментальной доказательной медициной, и использование этой терапии является неоправданным.

Это, собственно, все, что нужно знать для удовлетворения поверхностного интереса к предмету, но уместно добавить еще немного деталей.

История «паттернинг»  (aka «терапия Домана-Делакато») начинается со статьи 1960 года, написанной в соавторстве Гленом Доманом (Glen Doman),  Карлом Делакато (Carl Delacato),  братом Глена — Робертом Доманом (Robert Doman) и еще двумя авторами (Doman et al, 1960)

Смысл терапии в двух словах: это система супер-интенсивных упражнений (тренировка моторики и сенсорное стимулирование), призванных восстановить пораженные функции головного мозга. Согласно рекомендациям Института Достижения Человеческого Потенциала,  это 12 часов ежедневных занятий (т.е. 84 часа в неделю!). Бόльшая часть этой терапии должна проводиться родителями. (Даже Ивар Оле Ловаас, с его сорока часами ABA терапии в неделю, бледнеет на этом фоне.)

После публикации 1960 года  у Глена Домана и Карла Делакато не появилось ни одной экспериментальной статьи в рецензированных научных журналах. Вместо этого было опубликовано несколько книг, а также регулярно-выпускаемый самиздатовский «научный журнал», производимый самим  Институтом Достижения Человеческого Потенциала.

В начале 70-х  Национальная Ассоциация для Умственно-Отсталых Жителей США (National Association for Retarded Citizens in the United States) решила провести независимую проверку терапии. После серии испытаний несколькими группами  (Neman et al. (1974), Zigler and Seitz (1975), Neman (1975), Sparrow & Zigler (1978)), исследователи пришли к выводу, что метод Домана-Делакато является неэффективным.

В 1982 году Американская Педиатрическая Ассоциация (American Academy of Pediatrics, AAP) публикует соответственное заключение.  Национальный Конгресс Синдрома Дауна (National Down Syndrome Congress) выносит тот же самый вердикт. Спустя много лет, в 1999 году AAP снова публикует статью на эту тему с теми же самыми выводами:

Программы по терапии по методу «паттернинг» по-прежнему остаются бездоказательными. Они основаны на крайне упрощенных теориях (развития мозга). Методика считается эффективной для целого ряда нарушений на базе отдельных описаний частными лицами и недоказанных утверждений (andecdotal data). Тщательно проведенные научные исследования не подверждают эффективность этой терапии.

За два года до этого появляется большая статья Патриции Хаулин (Howlin, 1997),  ведущего английского специалиста по аутизму, в которой дается критический обзор разных терапий и, в частности,  метода Домана-Делакато.  Хаулин заключает:

Несмотря на огромные жертвы (финансовые и физические), приносимые семьями для проведения этой формы терапии, не было никаких систематических проверок эффективности метода по отношению детей с аутизмом. Разными авторами высказывалась серьезная критика в отношении этих методов.

Любопытно, что «паттернинг» стал своего рода семейным подрядом.  Это «легендарный» Глен Доман, его менее легендарный брат Роберт Доман, а также сын и дочь Глена — Дуглас и Джанет Доманы.   (… ты чуешь этот зуд? —  “врачи”-Доманы по тебе ползут.)

Тем, кто свободно читает по английски: детальные описания и оценки «легендарного метода» находятся здесь, здесь и здесь.

Список  литературы

American Academy of Pediatrics, Committee on Children With Disabilities. The Doman-Delacato treatment of neurologically handicapped children. Pediatrics. 1982; 70:810–812

Bridgman GD, Cushen W, Cooper DM, Williams RJ The evaluation of sensorimotor-patterning and the persistence of belief. Br J Ment Subnormality.1985;31:67–79.

Doman RJ, Spitz ER, Zucman E, Delacato CH, Doman G. Children with severe brain injuries: neurological organization in terms of mobility. JAMA. 1960;174:257–262

Howlin P. Prognosis in autism: do specialist treatments affect long-term outcome? Eur Child Adolesc Psychiatry 1997;6:55–72.

MacKay DN. The Doman–Delacato treatment methods. I. Principles of neurological organization. Br J Ment Subnormal 1987;32:11–19.

NEMAN, R.; ROOS, P.: McCANN, B. M.; MENOLASCINO, F. J. and HEAL, L. W. Experimental evaluation of senson-motor patterning used with mentally retarded children. Am. J. Mental Deficiency 1974;79 (4), 372-384

Neman R, Roos P, McCann RM, Menolascino FJ, Heal LW. Experimental evaluation of sensorimotor patterning used with mentally retarded children. Am J Ment Defic. 1975;79:372

Sparrow S, Zigler E. Evaluation of a patterning treatment for retarded children. Pediatrics. 1978;62:137–150

Zigler E, Seitz V. On “an experimental evaluation of sensorimotor patterning”: a critique. Am J Ment Defic. 1975;79:483–492

Zigler E. A plea to end the use of the patterning treatment for retarded children. Am J Orthopsychiatry. 1981;51:388–390


Задержка развития ребенка, лечение ДЦП, Глен Доман, аутизм

Добрый день!

Сегодня предлагаю Вашему вниманию раздел «Ум» («Интеллект») из книги Глена Домана и персонала Институтов достижения потенциала человека «Путь к здоровью. Как помочь Вашему ребенку с повреждением мозга».

Эта книга для родителей, чей ребенок имеет диагноз: умственно отсталый, задержка в развитии, гиперактивность, ДЦП (детский церебральный паралич), аутизм, дефицит внимания, эпилепсия, проблемы с чтением и обучением, синдром Дауна.

Начинаем!

Что Вам надо знать:

1) Нет никакой связи между повреждением мозга и умом.

2) Существует значительная связь между повреждением мозга и способностью выражать умственные способности.

3) Ваш ребенок в отличных руках, когда он с Вами, потому что матери — это лучшие учителя для своих детей.

4) Вы можете научить Вашего ребенка всему, что только можете себе представить.

5) Давайте Вашему ребенку информацию как подарок, не ожидая от него ничего взамен.

6) Радость — это ключ к успешному обучению.

7) У детей жажда учиться, потому что обучение — это полезный навык.

8) Ребенок с повреждением мозга часто имеет сложности с последовательным одновременным использованием двух глаз. И это влияет на его глубину восприятия и способность обучаться.

9) Дети могут читать намного легче, когда шрифт сильно увеличен.

10) Многие дети с повреждениями мозга очень чувствительны к повседневным звукам, и это очень влияет на их обучение и действия.

Что делать:

1) Обучайте Вашего ребенка с радостью, любовью и уважением.

2) Каждый день создавайте Вашему ребенку окружающую среду, стимулирующую его интеллект.

3) Читайте Вашему ребенку каждый день.

4) Начните учить Вашего ребенка читать прямо сейчас. Чем он младше, тем легче пойдёт обучение.

6) Верьте в ум Вашего ребенка. Он намного смышленнее, чем Вы думаете.

7) Уважайте Вашего ребенка. У Вас и Вашего ребенка есть все необходимое, чтобы получать результаты. Вам нечего терять.

8) Говорите с Вашим ребенком также, как Вы общаетесь с остальными.

9) Устраните звуковой хаос вокруг ребенка. Выключите радио, телевизор, плэйер и т.д.

Чего не делать:

1) Не экзаменуйте Вашего ребенка.

2) Не надоедайте Вашему ребенку.

3) Не говорите свысока с Вашим ребенком и не используйте детскую речь в общении с ним.

4) Не думайте, что кто-то еще может быть лучшим учителем для Вашего ребенка. Никто не знает и не любит Вашего ребенка больше чем Вы.

5) Не думайте, что Ваш ребенок не может учиться вообще или может обучаться медленно только потому что, он — ребенок с повреждением мозга.

6) Не думайте, что у Вашего ребенка нет интеллекта, потому что он не говорит или говорит недостаточно хорошо.

7) Не ожидайте, что Ваш ребенок будет доказывать Вам, что он смышленный. Он будет обучаться тому, чему Вы будете его учить.

8) Не давайте Вашему ребенку для чтения мелкий шрифт.

9) Не игнорируйте Вашего ребенка и не позволяйте другим игнорировать его.

10) Не позволяйте Вашему ребенку быть в шумной или непредсказуемой обстановке.

В следующий раз я предложу Вашему вниманию главу «Общение».

Кстати, у меня есть экземпляр книги Глена Домана «The Pathway to Wellness» (на английском), и я с радостью отдам его тому, кому эта книга действительно интересна и полезна. Конечно, лучше, если человек будет из Краснодара, чтобы не пересылать ее почтой.

На сегодня всё!

До скорых встреч!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *