Конспект урока труда по теме: «Аппликация из сухих листьев»
АППЛИКАЦИЯ ИЗ СУХИХ ЛИСТЬЕВ
Цели: развивать фантазию, воображение, творчество, навыки работы с различным природным материалом; совершенствовать умение работать по плану.
Материалы: сухие листья, травинки, веточки, цветной картон, клей, кисточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель (читает стихотворение).
НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ?
На мою ладошку
Лист похож у клена,
Осенью оранжевый,
Летом он зеленый.
Словно перышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты.
У каштана — словно опахало.
Было листьев очень много летом,
Осенью их очень мало стало.
Н. В. Нищева
Скажите, от какого дерева я собрала листочки, засушила их, чтобы выполнить из них при случае какие-либо панно.
1) Ни листочка, ни травинки!
Тихий стал наш сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.
2) Дуб высокий, дуб могучий 3) Корабельная сосна
Подпирает в небе тучи. В роще издали видна.
4) Словно перышки листочки у рябинки, Что склонилась тихо над тропинкой.
5) В свечах розовый каштан. 6) В алых листьях стройный клен.
Это гость из теплых стран. Как костер пылает он.
7) Ивушка плакучая Над рекой склоняется, Ветви, словно косыньки, В воду опускаются.
Н. В. Нищее а
П. Работа над новым материалом. |
1.Вводная беседа. Знакомство с картиной И. Левитана «Золотая осень»
Учитель. Наступила осень. Листья на деревьях стали менять свой окрас. Как изменяются листья у дуба, клена, рябины? (Ответы учащихся.)
2. И г р а «Ветка, ветка, где твоя детка».
Учитель. Давайте сыграем в игру. Я показываю лист, а вы говорите, от какого он дерева. А сейчас давайте сделаем наоборот. Я называю дерево, а вы показываете от него листочек.
Физкультминутка
Упражнение «Прогулка».
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке.
{Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на обеих ногах.)
Стоп (присели). Немного отдохнем И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
3. Практическая работа.
Учитель. Из опавших листьев можно сделать прекрасные аппликации.
Чем нужно крепить листья на бумаге? Какие детали будете
крепить первыми?Рассмотрите рисунки. Подумайте, чтобы вы хотели изобразить.
— Начинайте выполнять работу по плану, записанному на доске:
подбери похожие листья;
составь из них рисунок;
определи размеры основы фона;
разложи листья на картон;
обозначь точками концы листьев;
6) на листья нанеси по капле
клея. Приклей их. Положи под
пресс.
III. Итог урока.
Выставка работ.
Учащиеся дают название работе, объясняют, что они изобразили на ней.
Учитель. Ко дню торжества не покупай подарок дорогой, Вручи подарок, сделанный своей рукой. В таком сувенире тепло твоих рук, Поверь, непременно оценит твой друг!
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
0 | Подготовка к уроку | Перемена | Контроль за подготовкой материалов и инструментов | Подготовка материалов и инструментов, самоконтроль | Регулятивные рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов. |
1 | Орг. момент | 1 мин | -Здравствуйте ребята, меня зовут Александра Сергеевна, сегодня урок технологии проведу у вас я. Прозвенел звонок для нас, Встали все у парт красиво, Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда, Мы начнем урок труда. | Слушать | Личностные: принятие образа хорошего ученика. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний | 3 мин | Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое задание вам Вера Николаевна задавала на прошлой неделе?(Собрать листья) Кто дома самостоятельно засушивал их? Как вы это делали? А давайте посмотрим на экран. Кто знает какой листик подходит к своему дереву? Давайте сопоставим их друг другу. Сегодня мы с вами будем делать аппликацию из листьев. Посмотрите какую красоту мы сделаем. А кто мне скажет, какие материалы и инструменты нам понадобятся? | Слушать, отвечать на вопросы | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу |
3 | Изучение теоретическо-го материала. Анализ образца | 5 мин | Сегодня мы с вами будем делать аппликацию из листьев. Посмотрите какую красоту мы сделаем. А кто мне скажет, какие материалы и инструменты нам понадобятся? Молодцы, все верно. Давайте посмотрим видео, а после вы скажите мне поэтапно, что мы будем делать. | Слушать Смотреть видео. Слушать, отвечать на вопросы | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков |
4 | Физ.минутка | 1 мин | В прятки пальчики играют (Сжимать, разжимать пальцы рук.) И головки убирают, (Открывать и закрывать глаза.) Словно синие цветки, Распускают лепестки. (Сводить и разводить пальцы «веером».) Наверху качаются, (Наклоны кистей вправо-влево.) Низко наклоняются. (Круговые движения кистями.) Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. (Наклоны кистей вниз-вверх.) | Повторяют движения | |
5 | Постановка творческой задачи | 1 мин | Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять аппликацию. Для этого давайте еще раз проверим все наши материалы и инструменты. Теперь все вместе смотрим каждый этап и повторяем. Смотрим внимательно, чтобы ни в чем не ошибиться. | Слушают | Коммуникативные: инициативное сотрудничество |
6 | Самостоятельная работа | 15 мин | — организация подготовки рабочего места к работе -оказание индивидуальной помощи -организация взаимопомощи -поэтапная работа -конструктивная критика | Подготовка рабочего места к работе. Самостоятельно изготовить изделие согласно плану. Взаимопомощь. | Регулятивные: волевая саморегуляция в затруднения. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
7 | Итог урока | 2 мин | А давайте сейчас еще проверим наши знания. Как вы выучили лисья деревьев.(задание на слайде) Ребята, посмотрите свои получившиеся изделия. Давайте покажем свои работы. Выходит 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Молодцы! Какие красивые рыбки у всех получились. | Отвечают на вопрос, показывают работы | Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: уважение к результатам труда. |
8 | Уборка рабочего места | Перемена | -Контроль за уборкой рабочих мест -Организация контроля за уборкой рабочих мест | -уборка рабочих мест -Самоконтроль | Регулятивные |
План-конспект на тему: Аппликация из засушенных листьев. Конспект занятия.
Конспект занятия.
Тема занятия: Выполнение аппликации из засушенных листьев «Осенний лес».
Программное содержание: Учить выполнять аппликацию из листьев, подбирать материал, подходящий для изображения по цвету, размеру, форме. Развивать умение сравнивать одинаковый материал при подборе листьев. Воспитывать желание работать с природным материалом
Ход занятия:
1.Орг. момент. Звучит спокойная музыка. Воспитатель читает сказку.
Знаете ли вы что-нибудь о листовичках? Не о жучках, которые листья с деревьев объедают, а о маленьких смешных человечках, возникающих неизвестно когда и как из осенней листвы, сухих былинок, забытых букетов и гербариев?
Павлик впервые познакомился с ними в октябре, в листопадную пору Он слышал, как тихо переговаривается кто-то на земле: шур-шур, шук-шу…
— Кто здесь? — спросил Павлушка и остановился.
Кто-то сразу затих — испугался вопроса. Или задумался: «А кто я?» И только когда мальчик прислушиваться перестал и пошел дальше, кто-то снова одобрительно зашушукал: шур-шур, шук-шук, шшу-у…
Разговоры эти ведутся только в листве. По асфальту Павлик идет — тишина. А как по парку или по лесу — шушукают. То ли боятся Павлушку то ли его приветствуют.
Мальчик называет не известных никому шуршащих человечков листовичками. Как они выглядят, никто не знает.
Павлик пытается представить себе хотя бы одного такого листовичка. Из собранных осенних листьев выкладывает на полу его портрет.
Глаза — березовые листочки. Нос из американского клена. Ротик тонкий, ивовый. Или не так. Глаза — ивовые листочки. Нос из березы. Рот — липовый.
Павлик передвигает листочки, меняет их местами. Выражение лица у листовичка получается от этого каждый раз иным — то сердитым, то удивленным, то радостным. Смотрит листовичок на Павлушку, улыбается, но в доме почему-то не шуршит, отмалчивается.
Разговаривает один только Паша. Тихо, как листовичок, пошушукивает: «Шук-шук, шур-шур». Это он сам себя листовичком представляет, со своим только что созданным приятелем на понятном ему языке разговаривает.
Нашуршал ему что-то (то ли пообещал, то ли успокоил) да и в большую толстую книгу запрятал. И все листочки, что на прогулке собрал, тоже между страничек аккуратненько разложил — в книжке они останутся ровными, а без нее свернутся со временем, скукожатся. Никто не знает, что в толстой старой книге живут Павлушкины листовички. Да и сам Павлик забыл о них, как только началась зима. Сначала был первый снег, потом санки, снегокаты, снеговики, елка, Новый год, Рождество…
О листовичках Паша вспомнил лишь в январе, когда елку уже разобрали, подарки все отдарили, а от праздников новогодних все даже немножко устали.
— Как тут мои листовички поживают? — Павлик достает из шкафа свою тайную книгу, листает странички.
Осенние листья чуть-чуть потускнели, но выглядят все же красиво — ровненькие, гладкие, с пятнышками и прожилками. Из книжки посыпались, тихо зашуршали: шур-шур-шур… Нет больше листовичка, с которым Павлик осенью разговаривал, листики все перепутались: одни по полу разлетелись, другие к корешку книги прижались — с местом насиженным прощаться не торопятся.
«Вечно листовички от меня куда-нибудь прячутся», — думает Павлик, но собирать разлетевшиеся листья не торопится. Листья на Павлушкином полу в январе -как сказочные пришельцы из прошлого. Снег за окошком, а здесь забытая осень. Золото парков и садов. Разноцветная почта бабьего лета.
Павлик читает эти слегка выцветшие письма совсем не так, как делают это взрослые люди. Он угадывает странную, несуществующую жизнь осенних листовичков, представляет себе таинственный, никому не известный мир, где все-все-все — из листьев: люди, звери, дома, насекомые. Мир этот хрупкий и изменчивый. Сегодня ты листовичок, а завтра бабочка. Полетал, нектар из листвяного цветка пособирал и тут же в озеро рыбкой нырнул. Хочешь деревом быть — корни пускай в листвяном саду, шурши на ветру кроной. Хочешь быть птичкой — пожалуйста: крыльями кленовыми взмахнул, порх — и полетел!
Стоит Павлик над листочками, размышляет.
— Что это, Паша? — спрашивает его маленькая сестренка Люша.
— Не видишь? Листовички.
— Не вижу. Где они? — Люша присаживается на корточки, заглядывает под каждый листочек. — Что, попрятались?
Эх, Люша… Все ей объяснять надо. Павлик думает о том, как бы попонятнее Люше обо всем рассказать. Он ко всему относится основательно. К воспитанию сестренки тоже. Мама говорит, что маленьким детям нужна для понимания наглядность, чтобы они могли на нее сначала наглядеться и только потом понять, чего хотят от них педагоги. Павлик хочет, чтобы Люша нагляделась на его листовичков — рыб и птиц, зверей и насекомых. О том, что ей следует понять из этой листовичковой наглядности, Павлик не думает. Он достает из письменного стола разноцветные самоклеющиеся пленочки. Колдует над ними с ножницами. Выкладывает перед Люшей прямоугольники, круги, овалы.
— Руками не трогать, ногами не топтать! — предупреждает он сестренку, склоняясь над таинственными разноцветными фигурками.
Люша видит, как желтый овал оживает от Павлушкиного прикосновения, раздувает щеки из цветочных лепестков, водит папоротниковыми бровями. У него нос — из листочка боярышника, волосы — из рябины и плюща.
— Вот один листовичок, — комментирует свое колдовство Павлик.
На синий квадрат приклеивает тут же светлый кружок и придумывает совсем другого листовичка. С щечками из розовых лепестков, с косичками из рябиновых листьев и желтым березовым бантиком на макушке.
— Вот они какие, листовички, — поясняет Паша и замечает, что последний человечек — точь-в-точь его сестренка Люша. — Здесь все, как у нас. Вот это — листовичок Люша. А это — рыбки в аквариуме.
Павлик надолго замолкает, потому что рыбки — не листовички. Им особые условия требуются: аквариум, камешки, водоросли. Да и у самих рыбок столько чешуек на спинках, что приходится основательно повозиться. Павлик молчит, будто рыба, Люша рядом посапывает. Она уже не смотрит больше на его аквариум — сама из листиков на серой пленке картинку выкладывает. Из каштановых листьев — лису, из кленового — ежика. Мордочка у него остренькая, любопытная, ивовым листочком из кленовых иголок выглядывает, за каштановой лисой наблюдает.
Ни Павлушкины рыбки, ни Люшины звери, ни листовички не прячутся больше и не меняются. Они уютно устроились на цветных картинках под прозрачной глянцевой пленочкой. Теперь все в доме увидят забавных человечков из листьев, их странный, но все же так похожий на наш мир. Мир этот уже не такой хрупкий и изменчивый, как раньше. Бери Люшины и Павлушины картинки — знакомься, любуйся, в рамочку вставляй. Вот пальма, вот кактус, вот солнце. Все — из листьев. И столько в мире этом всего интересного, что на все, что Павлушка придумывает, у него ни пленочки не хватит, ни засушенных листьев. Да и каждое дело, как известно, когда-нибудь да заканчивается. И только фантазия не имеет границ.
Может быть, и в ваших толстых книжках дремлют осенние листья, сухие цветы и травинки? Сейчас им, наверное, снятся сны о сказочном мире, где сегодня ты бабочка, завтра листовичок, послезавтра птичка: крыльями кленовыми взмахнула, порх — и полетела.
2. Основная часть занятия:
-Понравилась сказка? А вы хотите попасть в волшебный лес?
Тогда давайте сделаем его своими руками из сухих листьев и травинок.
1.Объяснение последовательности выполнения аппликации.
— Посмотрите на образец.
-Что нужно сделать сначала? (нарисовать эскиз, перенести рисунок по частям при помощи копирки на тонкую бумагу)
-Что будем делать потом? (подберем подходящие по цвету и форме листья выкроим из них все детали, наклеим их на основу)
-Что нужно помнить при работе с засушенными листьями? (это очень хрупкий материал)
2.Повторим правила безопасности.
3. Практическая работа.
3.Итог занятия:
-Анализ и оценка работ
-Выставка работ.
-Обобщающая беседа:
Понравилось — ли вам работать с природным материалом?
Повторим еще раз правила выполнения аппликации из засушенных листьев.
-Как сушить выполненное изделие?
Презентация к уроку по технологии по теме: технология: аппликация из листьев
Слайд 1
Технология: аппликация из листьевСлайд 2
«Берёзка» Осенью дождливой плакали берёзки. По ветру роняли золотые слёзки. Капали-летели листики-слезинки легкие воздушные, словно паутинки. Сколько у берёзок боли и печали! Если море слёзок под ноги упали.
Слайд 3
«Бабочка» Бабочка-красавица, В ярком, цветном платьице, Покружилась, полетала, Села на цветок, устала… — Не для отдыха я села, Я нектар цветочный ела.
Слайд 4
«Лось» Лось шагает по дубраве: Треск и шум стоит вокруг. Столько шума, чтобы знали: «Не стреляйте, я ваш друг!» В заповеднике сохатый Не боится никого. Он, конечно же, рогатый, Но рога-то для чего? По секрету между нами: Если кто-то нападет, Напугает он рогами И тихонечко уйдет.
Слайд 5
«Белка» В нашем парке есть шалунья, Озорная попрыгунья! Белка в рыжей шубке скачет, На ветвях сосны маячит! То в дупло к себе метнёт, То за шишками махнёт И вокруг собралось люду — Этому дивиться чуду! Каждый тянет ей ладошку, Покормить, погладить крошку! Но шалунья подбежит, Хвать орех и убежит!
Слайд 6
«Мышка» В кладовой ворчала мышка: «Для чего на банке крышка? Что под крышкой? Как узнать? Не понюхать, не достать! В банке этой, без сомненья, Очень вкусное варенье! Или мой любимый джем! Как теперь его я съем?! Видно «кто-то» забывает, Что здесь просто кладовая! Угощенье для друзей! А не выставка – музей!»
Слайд 7
«Рыбка» Зачем это рыба все время молчит, Не лает, не хрюкает и не мычит, И даже, когда попадет на крючок, Воды наберет полон рот —и молчок? Неужто ей даже уха не страшна? — Спросите у рыбы, расскажет она!
Слайд 8
«Утка» Попрошу у мамы Хлебную краюшку, Побегу на озеро К уточке подружке. Уточка- красавица Рада угощенью, Хлебные кораблики Съест в одно мнгновенье . Вежливо прокрякает: «Кря, спасибо, друг!» И водой забрызгает Встрепенувшись вдруг.
Слайд 9
Ах! – Воскликнешь, видя, ты Птицу дивной красоты И, глазам не веря, Вскрикнешь: «Что за перья!» Нет, не лебедь и не дрозд, Как фата, длиннющий хвост, А наряд, как в сказке: Радужные краски. Как изящна голова – Трудно подыскать слова, Сзади, чуть с наклона – Хохолок-корона. Гордо встанет в полный рост, Распушит красивый хвост – Есть, чем погордиться: Чудо, а не птица!
Слайд 10
«Зайка» Во саду ли, в огороде Без опаски зайка ходит. Зайка дёргает морковку За ботву из грядки ловко, Самый красный корешок Он кладёт в большой мешок. А ещё он рвёт капусту, Чтобы лист – тугой и с хрустом! И к себе домой без спешки Всё отвозит на тележке.
Слайд 11
«Попугай» Попугай сидит на ветке Яркой красочной расцветки. Он, конечно, настоящий И по-русски говорящий. Иногда кричит по- птичьи. Птица всё же! Для приличья Замолчит минут на пять, А потом — опять кричать!
Слайд 12
«Лисичка» Ах, ты рыжая плутовка, не маши своим хвостом, Знаю я твои уловки, Ты не прячься за кустом. не высматривай добычу, И в курятник не спеши, Добывай себе ты пищу, Лучше где-нибудь в глуши. Но недаром ты лисица, Очень хитрою слывешь, знаю я домой без птицы, ты сегодня не придешь.