Адаптация в доу для психолога – Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Психолого-педагогическая коррекция проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Советы педагога-психолога. Для успешной адаптация ребенка к детскому саду

Для успешной адаптация ребенка к детскому саду

Для успешной адаптация ребенка к детскому саду

Период адаптации в коллективе детского сада у каждого ребенка свой: и по длительности, и по характеру: у одного малыша он проявляется постоянными ОРВИ, у другого – нарушениями в работе кишечника, у третьего – сильными эмоциональными реакциями (агрессивностью, раздражительностью, плаксивостью, быстрой сменой настроения) – адаптация протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Родителям же видна лишь надводная часть этого «айсберга» – поведение ребенка. Малыш становится почти неузнаваем: по любому поводу истерики. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Тревожен, как никогда. Не хочет ходить в детский сад. Расстается с плачем, причитая, что его никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была мама.  Словом, такое впечатление, будто он «развивается назад», у него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Не волнуйтесь, это все естественно. И, конечно, в скором времени пройдет. Возможна адаптация трех типов: легкая, тяжелая и средней тяжести.  Разлука – страх – стресс – срыв  адаптации – болезнь … Все это свойственно ребенку с тяжелой (неблагоприятной) адаптацией к детскому саду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к новому коллективу месяцами, а иногда и вовсе не может к нему приспособиться. Поэтому если педиатр прогнозирует Вашему ребенку тяжелую степень адаптации, желательно не отдавать его в сад рано (в 3 года), а по возможности сделать это позднее, по мере совершенствования его адаптационных механизмов.  При легком типе адаптации малыш приспосабливается к новой обстановке примерно за полмесяца, и изменения в его поведении кратковременны и незначительны, ребенок не болеет.  При адаптации средней тяжести ребенок адаптируется к новому коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает, однако болезнь протекает без каких-либо осложнений.

Рекомендации для родителей.

1. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите ему примерно так: «Я знаю, что ты скучаешь, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое,   всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

2. На привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться от двух недель до полугода, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

3. Очень важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу; хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.

4. В период адаптации дети быстро утомляются, в результате у ребенка может пропасть аппетит, нарушиться сон, поэтому необходима преемственность в вопросах воспитания семьи и детского сада. Родители и педагоги должны организовать деятельность ребенка в детском саду и дома таким образом, чтобы снять его эмоциональное напряжение, организовывать режимные процессы, согласовывать методику их проведения, выбирать соответствующие характеру его поведения приемы и методы педагогического воздействия.

5. Если через месяц Ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых Вы забыли.

6. И помните, что педагоги и психологи детского сада всегда готовы прийти к Вам на помощь! Чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть к детскому саду Вашему ребенку.

Педагог-психолог Пилюгина С.Н.

 

Сайт психолога ДОУ — Адаптация к детскому саду


Родительская теплота нужна ребенку именно в ту пору, когда он – маленький и беспомощный – всецело зависит от старших! Мать нужна ребенку как источник безопасности. На втором году жизни продолжительная разлука с матерью может оказать негативное влияние: появляются капризность, плаксивость, обидчивость. Длительный эмоциональный стресс ослабляет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть.

Отрыв от дома, близких и родных, и встреча с новыми взрослыми и детьми переживаются малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

  • к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
  • к новой обстановке — помещениям, мебели, игрушкам;
  • обществу своих сверстников;
  • новой пище и условиям еды;
  • новой обстановке для сна.

Ознакомительный период должен быть обязательно. Малышу нужно познакомиться с воспитателями, которые в детском саду возьмут на себя заботу о нем. Лучше всего, если первый раз ребенка приведут на прогулку или в группу после приема детей. Такое посещение позволяет ребенку в спокойной обстановке познакомиться с воспитателями и со всеми новыми для него помещениями. Ребенок должен убедиться, что в детском саду безопасно и интересно.

В ходе первой встречи необходимо добиться того, чтобы ребенок сам захотел прийти в детский сад. Если же малыш напуган и явно не хочет идти в детский сад, такие «пробные» встречи надо повторить несколько раз. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, пусть он немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с ним и с воспитателем), рассмотреть игрушки, понаблюдать за другими детьми.

Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к восьми часам утра и оставляют до вечера. При этом дети оказываются свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении.

Первую неделю можно приходить в период с 9.00 до 12.00, накормив ребенка дома завтраком. Родителям можно пройти в групповую комнату вместе с ребенком. Поддержка, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателем, с детьми.

Если малыш в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на 2 – 3 часа уже со второго-третьего дня.

Случается, что ребенок не плачет, но и не играет, он подавлен. Такое состояние должно беспокоить не меньше, чем плач или капризы. Родителям следует на первых порах сократить время пребывания детей в группе до минимума, а домашние условия приблизить к режиму детского сада, потренировать его в самостоятельности, чтобы ребенок мог сам обслуживать себя.

Во вторую неделю можно попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели – спать. Все дети могут приносить из дома игрушки, которые они берут с собой в постель во время тихого часа.

Третью неделю лучше забирать ребенка вскоре после дневного сна.

В детский сад желательно поступать с уже сформированными навыками самообслуживания:дети должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком,чистить зубы, одеваться и раздеваться (с помощью взрослых), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п. Эти навыки только на первый взгляд кажутся элементарными, а как страдают дети, которых родители не научили простым приемам самообслуживания.

Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям.

Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, никогда не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь своими опасениями с сотрудниками детского сада. Постоянный добрый контакт с педагогами позволит родителям избежать многих просчетов в воспитании ребенка и его дальнейшем обучении. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям.

Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя. Малыш ложится спать спокойно, у него нет ночных кошмаров или странных страхов, он почти не мочится в постель. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет. Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь. В садике он получит много нового и полезного. 

Сопровождающая работа педагога-психолога в период адаптации детей младшего дошкольного возраста в детском саду

Введение

Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.
Конечно, родители, лучше, чем кто-либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги. …И ребенок идет в детский сад.
Чтобы малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Немаловажную роль при этом, играет педагог-психолог.

1. Факторы, влияющие на характер адаптации.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Этот период – достаточно сложный в жизни ребенка-дошкольника и может проходить по-разному.

Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. В исследованиях Аксариной Н.М., Жуковой Н.П. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9-10 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет. После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет, процесс адаптации проходит легче, по сравнению с детьми более младшего возраста.

Севостьянова Е.О. также отмечает, что желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года. 

На характер адаптации оказывает влияние то, насколько меняются условия жизни ребенка:

режим дня, особенности питания и т.п. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий, родителям, еще до поступления ребенка в группу, рассказывают о режиме дня детей данного возраста, характере питания и т.д., рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома.

Привыкание к новым условиям зависит и от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети громко плачут, отказываются от еды, игрушек, но только в первые дни посещения детского сада. Проходит время и ребенок успокаивается, возвращается аппетит. Такое протекание адаптации свидетельствует о том, что ребенок нормально привыкает к детскому саду.

Другие дети, внешне спокойные, проявляют внутреннюю напряженность. Они безынициативны, мало говорят, плохо играют. Такое подавленное эмоциональное состояние может длиться долго. Именно на таких тихих и «незаметных» детей должно быть в первую очередь обращено внимание педагога-психолога. Для осуществления помощи такому ребенку специалист проводит наблюдение за особенностями эмоциональных проявлений.

2. Критерии успешной адаптации.

Адаптация – это процесс, результаты которого могут быть как позитивными, так и негативными.
Психологи и педагоги установили, что для успешной адаптации необходимы: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

3. Направления работы, обеспечивающие успешную адаптацию ребенка к ДОУ и организация работы педагога-психолога в этот период.

Решение проблемы адаптации ребенка к детскому саду, исходя из опыта работы педагога-психолога, строится в нескольких направлениях.
Работа с родителями. Условно ее можно разделить на несколько этапов.
Первый этап — предварительный. Работа начинается весной, до начала нового учебного года. Педагог-психолог знакомится с родителями будущих воспитанников и самими малышами. Собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания, предшествующих поступлению ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование, в ходе которого они  анализируют «Готов ли ребенок к посещению детского сада?».

Взрослые, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за своего малыша. Задача педагога-психолога – успокоить их, подчеркнуть важность  организации подготовительного периода. Он проводит ознакомительную экскурсию по детскому саду, показывает группу, спальню, игрушки.

Второй этап — ознакомительный. На первый план выступает  взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог-психолог встречается с ними на индивидуальных консультациях (сентябрь-октябрь). В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по созданию условий, в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.

Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», «С детьми работают…», «Детские капризы», «Детская самостоятельность» и т.д.

На третьем этапе — практическом, взрослых необходимо включать в деятельность образовательного учреждения. Они должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками педагогического процесса. После месяца посещения детьми детского сада (середина октября), педагог-психолог организует для родителей тренинг знакомства. На тренинге родители прорабатывают переживания, которые они испытывают, отводя ребенка в детский сад, оценивают свое настроение, обсуждают «больные» вопросы, делятся мнениями, а кто-то и знаниями. Родительский коллектив группы сплачивается, а это в свою очередь помогает родителям быть уверенными, менее тревожными. 

Педагог-психолог, воспитатели и другие участники педагогического процесса проводят  консультации, собрания, родительский клуб, тренинги, совместные с детьми игры.

Ближе к середине учебного года, проводится анкетирование родителей на определение типа темперамента их детей. Важно помнить, что природный темперамент проявляется в ранние детские годы, а потом поведение ребенка изменяется, под правила и нормы. Зная темперамент ребенка, педагоги учитывают его в своей педагогической деятельности, лучше понимают воспитанников.

Для определения типа темперамента целесообразно использовать характеристики, данные Осиной И. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. — 1997. — №4. — С.24.

Работа с педагогами группы, принимающих малышей. В первые дни сентября педагог-психолог проводит консультацию с ними. Он напоминает воспитателям,  особенности возраста детей 2-3 лет, адаптации, обращает внимание на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребенком.

В дальнейшей работе, консультации с педагогами группы, носят практический характер. На них, специалист знакомит воспитателей с индивидуальными особенностями детей и родителей группы, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.

В течение учебного года, таких консультаций может быть несколько: «Привычки ребенка», «Питание ребенка в период адаптации», «Адаптация и круг общения», «Мальчики и девочки идут в детский сад».

Три раза в год, все участники образовательного процесса, принимают участие  в медико-педагогическом совещании. На этих встречах, педагоги и специалисты ДОУ, делятся планами предстоящей в учебном году работы, подводят промежуточные итоги, ставят цели на ближайшее время.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе предполагает: формирование у ребенка положительной установки, желания идти в детский сад. Для этого необходимо создать атмосферу тепла, уюта в группе.

В период адаптации надо временно сохранить «домашние» приемы воспитания. Дать ребенку в группу, в кроватку любимую игрушку, малыша можно взять на руки, покачать.
Ласковое обращение, тактильный контакт с ребенком позволяет ему чувствовать себя защищенным и помогает быстрее адаптироваться.
В это же время специалист проводит наблюдение за детьми адаптационной группы. В протоколе наблюдения фиксируются особенности контактов детей с взрослыми, с другими детьми, поведение ребенка на занятиях, в играх.

Беседы с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.

Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, социуму в целом.

Игры-занятия, педагог-психолог проводит с ноября месяца и по январь или апрель (по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения). Проходят они еженедельно (приложение1), продолжительностью до 15 минут. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, во втором полугодии, если возникает такая необходимость, группа делится на подгруппы.

Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.
Дети двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Заключение

Практика выявила неэффективность традиционных форм работы с детьми в адаптационный период, поэтому необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и возможности.

В силу значимости и необходимости адаптации к дошкольному образовательному учреждению в жизни ребенка, необходимо всячески помогать малышу и его родителям. В ходе работы, важно отобрать такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые были бы интересны для них и вызвали положительные эмоции.

Используя в практике данную систему организации работы педагога-психолога, адаптационный период детей проходит легче, меньше волнуются и родители.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Адаптация ребенка в детском саду

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Адаптация ребенка в детском саду

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

  • ·       Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

  • ·        Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

  • ·        Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

  • ·        Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

 

Способы уменьшить стресс ребёнка.

 

 — Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

 — В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 1 – 2 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

 — Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

 — Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного больше.

 — Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.

 — В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

 — Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

 

Типичные ошибки родителей

Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь это неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, — это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

 В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

 Ещё одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё также рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.

 Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

 Заранее спланируете прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

 С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

 Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

 Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

 Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

 Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

 Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

 Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

 Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома.

 

Как общаются малыши.

      Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.

      Первое, что бросается в глаза, — это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно – кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлёбываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно – мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

       Ещё одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определённых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки  и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают, гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т.п. Такие чудачества приносят им необузданную весёлость – и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают  — так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребёнка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно?

         Что же даёт дошкольникам такое странное общение?

         Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребёнку проявить свою инициативу и оригинальность, своё самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребёнка, умножают её и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул  — и оба хохочут.  Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несёт для ребёнка культурно – нормированные образцы поведения, то сверстник создаёт условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей всё более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаётся отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

        В младшем дошкольном возрасте ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жажде самовыражения.    Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнёра. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребёнок и что у него в руках.

        Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат её каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши ещё не умеют.  Их общение пока не связано с предметами и с игрой.  Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребёнка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» — тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.

        Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребёнку. Трёхлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребёнка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Ему в принципе всё равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнёр) был такой же, действовал и переживал тоже самое. Таким образом, сверстник ещё не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.

       В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребёнка. Это выражается,  прежде всего, в радости и даже восторге, с которыми малыш подражает движения и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та лёгкость, с которой трёхлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует об особой    общности , которая возникает между маленькими детьми.

Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. «Мы с тобой одной крови», — как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг с другом: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т.п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребёнка. Они ложатся в фундамент отношений ребёнка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребёнок, «смотрясь в сверстника» и, казалось бы, выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

         Получается, что, несмотря на свою «разнузданность» и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6 –летних детей, это уже ненормально. Но в 2 – 4 года нельзя лишать ребёнка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

      Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряжённостей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково  и одновременно . Это многочисленные хороводные игры («Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Каравай» и пр.), а также игры в любых зверюшек – лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т.п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало.

       В 3 – 4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.

 

 

Методическая разработка по теме: Опыт работы. Тема: «Система работы педагога- психолога по адаптации детей к условиям ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Опыт работы по теме

«Система работы педагога — психолога по адаптации детей к условиям  ДОУ»

Педагог — психолог: Неволина Валентина Александровна

                                                                   г. Советский

декабрь 2017г.

Неволина

Валентина

 Александровна

Год рождения: 1974год.

Образование: высшее, Марийский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской,  2001г.

Квалификационная категория: первая, 2014г

Место работы: МАДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

Должность: педагог- психолог.

Стаж работы по должности: 9 лет

Общий педагогический стаж работы: 23 года.

Стаж в данном учреждении: 9 лет.

Награды: грамота главы Советского района (ноябрь 2013г.).

Занимаюсь выращиванием и заготовкой овощей. Увлекаюсь спортом, чтением художественной и специальной литературы, занимаюсь цветоводством т.к. считаю, что общение с цветами – это своего рода релаксация, которая позволяет снять напряжение после трудовых будней.  Очень люблю детей. Работаю под девизом: «Только вперед — ни шагу назад». Ценю в людях доброту, терпение, активность, эрудицию, творчество. Владею методами анализа и самоанализа собственной педагогической деятельности. Успешно внедряю в практику систему работы по профилактике нарушений детско-родительских отношений. Обеспечиваю психологическую поддержку семьям детей-инвалидов и детей с ОВЗ, активно участвую  в разработке учебно- методической документации и проведении мастер- классов, семинаров- практикумов на муниципальном уровне, в Интернет — сообществах по применению системно -деятельностного метода обучения, электронных образовательных ресурсов.

Требовательна к себе, отличаюсь большой работоспособностью и чувством ответственности, соблюдаю этические нормы в быту и на работе. Дети относятся с большой любовью, родители — с уважением и признанием компетентности, трудолюбия и доброты.

                                                Пояснительная записка.

            Приход в детский сад — важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребёнка от 2 лет до 2, 5-3 лет характеризуется
обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Исследования К. Л. Печоры показали, что только 18, 2% детей готовы к посещению детского учреждения, 6% — не готовы, 75, 8% — условно готовы. В связи с этим процесс адаптации, привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей, нарушением психического здоровья.
            Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. В конкретном случае — это привыкание малыша к детскому саду. Перед психологом дошкольного учреждения стоит задача — обеспечить психологическое сопровождения ребёнка и семьи на всех этапах адаптации, так организовать адаптационный период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка. Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического
развития. В этот острый период дети и родители как никогда нуждаются в психологической поддержке.        

Актуальность темы.

            Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад — новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением        поведенческих        реакций        ребенка. 
             По мнению Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие. 
             Как известно, адаптационные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От адаптационных возможностей организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение». Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в педагогике, психологии, медицине, физиологии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских педагогов и психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость, и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги. Психолого –педагогическое сопровождение ребенка в адаптационный период и выявление факторов, оказывающих влияние на успешность адаптации, вызывают неизменный интерес теоретиков и практиков в области образования.

           Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается периодом адаптации к новым для него условиям существования.   При этом  у ребенка  происходит смена представлений об окружающем мире: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Отсутствие родителей, новое помещение, четкий режим дня, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, — все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. «Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, спад речевой активности, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.»  (Л. В. Белкина, 2004). Поэтому  многие  дети  трудно  привыкают к детскому саду.  

        Актуальность темы обобщения передового  педагогического опыта обусловлена концептуальными взглядами на успешную адаптацию ребёнка к дошкольному учреждению, существующими в науке.

          В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса.  Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо сотрудничество как  педагогов и специалистов детского сада, так  и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

          Новизна состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей младшего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский сад до поступления ребёнка в группу, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей.

           Работая над темой, поставила для себя цель: создание благоприятного воспитательно — образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
    адаптации к детскому саду;
  • Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в
    адаптационный период;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
    агрессии;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации
    движений;
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения

Работа строилась по следующим принципам:

1.Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребенку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение — ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребенку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

2.Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учет их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т. д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребенком, двигаясь прежде всего от ребенка.

3.Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребенка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

4.Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком предполагает, что взрослые овладевают

методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка, так как главная цель — его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

5.Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в целенаправленном развитииребенка, на установлении партнерских отношений по типу  «семья — дошкольное учреждение», «дошкольное учреждение — семья».

6.Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

7.  Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

8. Принцип психологической комфортности — создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а также веры в возможности ребёнка;

Ожидаемые результаты

  • Успешное прохождение детьми  адаптационного периода с высокой вероятностью  легкой и средней степени адаптации.
  • Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
  • Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
  • Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.

Методы:

  • Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • Диагностика, наблюдение и беседа с детьми;
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;
  • Консультирование педагогов и родителей, выступления на родительских собраниях;
  • Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие с педагогами.
  3. Взаимодействие с родителями.

Работа с детьми:

В работе с детьми используются следующие приемы:

  • «Музыкальные минутки»;
  • «Пальчиковые игры»;
  • Игры с песком и водой;
  • Игры с движениями;
  • Настольный театр.

Взаимодействие с педагогами.

  • Ведение листов адаптации (ежедневно). Заполнение Модуля индивидуальной карты сопровождения ребенка в адаптационный период: заполняются показатели адаптационных возможностей ребенка ( психофизический, индивидуально-психологический, социально-психологический) .
  •  Встречи- обсуждения течения адаптации. Обсуждаем (2 р. в неделю) течение адаптации у каждого ребёнка, выбор линии дальнейшего поведения, изменения времени пребывания детей в д/у. переход к следующему шагу привыкания. Последовательность шагов привыкания — залог успешной адаптации. Переход на следующий шаг алгоритма осуществляется только после успешного преодоления ребёнком предыдущего. Длительность каждого шага зависит от индивидуальных особенностей малыша.
  • Помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Во время основного периода главное в работе психолога – не наблюдение за работой воспитателя, а конкретная помощь, особенно в острый период адаптации. Это и помощь физическая (успокоить плачущих, одеть, накормить, уложить спать) и помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Детей с резко отрицательным эмоциональным состоянием забираю в кабинет психолога, успокаиваю, устанавливаю сначала контакт двоих: психолог- ребёнок, затем ввожу в группу, где помогаю установить контакт воспитатель- ребёнок в группе детей.
  •  Помощь в установлении контакта с родителями Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает. Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей. Это необходимо потому, что только учёт индивидуальных типологических особенностей с самого раннего возраста даёт возможность предупредить возможные проблемы в поведении детей. Правильная тактика в отношениях с детьми раннего возраста снижает вероятность появления «трудных» детей в дошкольных группах детского сада.

Взаимодействие  с родителями:

Важнейшим условием успешной адаптации  детей к ДОУ являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей.

                Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.

Основными направлениями организации работы с родителями дошкольников являются следующие виды и формы:

  • Проведение психологических консультаций для родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Выступления  на родительских собраниях, проведение семинаров- практикумов, способствующих овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители- дети.
  • Дистанционная работа с родителями  посредством оформления информационных стендов как в группе д/с, укабинета педагога-психолога, на сайте ДОО
  •  Клуб «Кроха»;
  • Просмотр видеоматериалов;

В работе клуба «Кроха» отдается предпочтение активным методам: дискуссии,  психологические игры, тесты, ролевое проигрывание проблемных задач семейного воспитания, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания.

Мониторинг.

«Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ»

 ( методика А.Остроуховой)

  Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т.е. +3,+2,+1; -1,-2,-3). Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог-психолог и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.

Определение поведенческой реакции ребенка:

1.Эмоциональное состояние ребенка.

+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 улыбается, настроение хорошее, весел.

+1 иногда задумчив, замкнут.

-1 легкая плаксивость, хныканье.

-2 плачет за компанию, плач приступообразный.

-3 сильный плач, подавленное настроение.

2.Социальные контакты ребенка.

+3 много друзей, охотно играет с детьми.

+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 невесел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.

3.Сон ребенка.

+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 сон спокойный.

+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 засыпает  с хныканьем, тревожен во сне.

-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 отсутствие сна, плач.

4.Аппетит ребенка.

+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.

-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3 отвращение к еде, кормление мучительно.

Оценка ответов проводится следующим образом:

Легкий уровень адаптации – до 5 дней – 1 недели

(поведенческие реакции +12… +8).

Средний уровень адаптации – до 15 дней – 3 недель

(поведенческие реакции +7… 0).

Усложненный уровень адаптации – до 25 дней – 5 недель

(поведенческие реакции -1… -7).

Уровень дезадаптации – более 5 недель

(поведенческие реакции -8… -12).

    В течение 2014-2017гг. педагогами и педагогом — психологом ДОУ был использован метод наблюдения за детьми, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе, анкетирование родителей для первичной информации о ребенке, методика «измерения» степени адаптации ребенка в ДОУ (автор А.Остроухова).

    Первым этапом стало изучение данных анкетирования, которые были направлены для облегчения адаптации  вновь поступивших детей младшего дошкольного возраста и организации взаимодействия с родителями по принципу сотрудничества.

 Целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, родителями, и педагогами младших  групп  привела к положительной динамике показателей  

Перспектива:

В целях дальнейшего совершенствования деятельности ДОУ по повышению качества дошкольного образования и обеспечению психолого-педагогической поддержки дошкольников в период адаптации , мною, как педагогом-психологом ДОУ планируется следующее:

 1. Обобщить материалы по текущей теме самообразования для использования и распространения среди дошкольных организаций.

2. Обеспечить оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогам в освоении современными формами и методами организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС

3. Оказывать психологическую поддержку, педагогическую и коррекционную помощь детям дошкольного возраста в период адаптации.

4. Совершенствовать систему комплексного обеспечения разносторонней поддержки семьи по вопросам адаптации детей к ДОУ.

5. Использовать современные образовательные технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования дидактического материала, систематически пополнять картотеку игр новыми играми.

Материал (младшая группа): Адаптация ребенка в ДОУ. Документы психолога.

Аналитическая справка по результатам адаптации детей раннего возраста

к условиям ДОУ №____ 2018-2019 учебный год

Группы ___

    На 23 октября 2019 года  в ясельную группу № 19___ поступило 30 детей, из них 14 детей поступили в ДОУ в первый раз, во вторую младшую группу №___ поступило  26 детей. Прием детей в группы осуществлялся по индивидуальному графику,  с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.

С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

эмоциональное состояние (настроение)

аппетит во время завтрака, обеда, полдника

характер сна и длительность засыпания

проявления активности в игре, на занятиях, в речи

взаимоотношения с детьми

взаимоотношения со взрослыми

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность.

Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительское собрание «Адаптация». Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации.   

По результатом наблюдений за детьми в группе на октябрь, острую фазу или период дезадаптации дети преодолели и перешли к собственно адаптации, когда ребенок постепенно привыкает к новым условиям и его поведение нормализуется. Внимание психолога в этот период и частично по сей день привлекают дети с тяжелой степенью адаптации.

Весь период адаптации воспитатели вели наблюдение за протеканием процесса адаптации заполняли листы, заведенные на каждого ребенка. На их основании было сделано заключение о степени протекания адаптации:

Группа

Количество детей на адаптации

Формы адаптации

Легкая

Средняя степень

Тяжелая

(ясли)

14

5

40%

7

52%

2

8%

(младшая)

26

16

61%

5

19%

5

19%

Были приняты меры, способствующие лучшей адаптации:

  1. Информационная помощь родителям (стенды, консультации, советы), воспитателям.
  2. Физическая помощь персоналу группы (одевание, кормление, эмоциональная поддержка)
  3. Сопровождение пары «родитель – ребенок» на момент расставания по принципу «рука в руке»

Факторы, осложняющие протекание адаптации:

  1. Существенное отставание некоторых детей от возрастной нормы, сформированность игры (способности себя занять) познавательного мотива поведения, опыт общения с незнакомыми людьми, развитие навыков самообслуживания и коммуникативных ритуалов (прощания, приветствия)
  2. Наличие ненадежной привязанности «мать-ребенок» и манипулятивного стиля общения в семье (ребенок управляем криком, ребенок добивается своего истерикой, битьем головой и пр). Отсутствие понимания иерархии «взрослый-ребенок» взрослый равен ребенку или даже главнее его.
  3. Частые заболевания детей, из-за которых процесс адаптации прерывается на длительный период времени.
  4. Отсутствие единства требований воспитания ребенка в семье и в ДОУ.

Факторы, способствующие успешной адаптации:

  1. Профессиональная педагогическая поддержка. Педагоги с хорошими коммуникативными навыками, высоким уровнем эмпатии, «выдерживания» и контейнирования и набором профессионального инструментария (игры, ритуалы, занятия)
  2. Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.
  3. Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.

На данный момент группа вышла на стадию Фазы компенсации, т.е. дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в детский сад, ускоряется темп развития их психических процессов.

Педагог-психолог                                                                                                 _______________

Игровые техники в помощь психологу при адаптации ребенка в детскому саду

игры для адаптации ребенка в детском саду

Реализация представленных игровых техник облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, к условиям детского сада, поможет им адекватно воспринимать себя и других детей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности. Данные игры могут быть включены психологом в различные занятия с детьми, а также могут использоваться при работе с адаптационной программой для детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.

Игры для адаптации ребенка в детском саду

Игра 1. «А меня зовут …»

Цель:

— развивать желание познакомиться, учить вежливо обращаться друг к другу;

— развивать чувство единства, причастности к группе.

Оборудование: цветок или мяч.

Ход игры

Каждый ребенок, стоя в кругу, обращается (поочередно) к своему соседу справа, передает ему цветок или мяч, называет свое имя и по желанию немного рассказывает о себе.

Игра 2. «Луна»

Цель:

— учить запоминать имена детей группы;

— развивать единство, удовольствие от пребывания в центре внимания.

Ход игры

Дети сидят по кругу на ковре. Ребенок, который сидит справа от психолога, говорит свое имя и хлопает в ладоши так: «Ма-ри-на», а дети всей группы повторяют за ним это имя, как эхо. Суть игры заключается в многократном повторении имени каждого ребенка, что способствует точному запоминанию его всеми детьми.

Подвижная игра 3. «Улитка»

Цель:

— продолжать знакомить детей друг с другом;

— развивать внимание, память, умение отвечать на сигнал.

Ход игры

Дети произвольно двигаются по комнате, а на сигнал: «Улитка», все — приседают, затем дети называют поочередно свое имя, и становятся в позицию улитки. Затем дальше продолжают двигаться по комнате. Игра продолжается пока все не назовут имена.

Игра 4. «Большое дерево»

Цель:

— учить чувствовать, что вместе, в группе лучше и играть, и учиться, и работать, и отдыхать;

развивать положительную мотивацию к посещению детского сада.

Ход игры

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, образуя большое, сильное дерево. Прислушиваются, как шелестят его листья, когда дует ветер (дети вместе раскачиваются). Чувствуют, как оно живет, дышит (дышат вместе: шаг вперед — вдох, поднимают руки; шаг назад — выдох, опускают руки).

class=»eliadunit»>

Приходим к выводу: «Когда мы вместе — нас много, и мы большое, крепкое дерево».

Игра 5. «Поезд»

Цель:

— закреплять умение знакомиться различными способами;

— развивать слуховое восприятие, координацию движений;

— способствовать нейтрализации негативной эмоциональной энергии и агрессивного поведения.

Ход игры

Психолог: Сейчас мы с вами создадим поезд. Сначала я буду «паровозом», и когда буду ехать по кругу, то буду хлопать в ладоши и говорить имя: «Иван, Иван — едем!» Я сделаю круг, а теперь на мое место становится кто-то из вас, а я стану, как и вы, вагончиком — прицеплюсь к «паровозом».

Теперь он поедет, а мы все вместе проговариваем его имя: «Антон, Антон-едем!» И так до тех пор, пока все дети по очереди не побудут в роли «паровоза» и не примут участие в игре.

Игра 6. «Морской банан»

Цель:

— развивать чувство единства, сплоченности;

—  навыки самоконтроля и коммуникабельности.

Ход игры

Играют группами по пять детей, сидя на скамейке. Психолог перед началом игры объясняет, что морской банан — это резиновая лодка, по форме несколько похожа на банан. Предлагает детям представить, что они катаются на морском банане: для этого они должны крепко держаться друг друга за локти, чтобы не разорвалась цепочка и никто не упал в воду. По команде психолога дети наклоняются вправо, влево. Задача: не потерять никого из «пассажиров», и не сделать никому больно. Если кто-то «падает» с банана, все вместе должны проговорить его имя.

Игра 7. «Клубочек»

Цель:

— закрепить знания детей друг о друге, их умение обращаться к товарищам по имени, участвовать в коллективной игре;

— вырабатывать положительное отношение к посещению детского сада.

Ход игры

Психолог стоит в центре круга, образуемого всеми детьми группы. Он выполняет роль клубочка. Один из малышей первый подходит к психологу, берет его за руку; в это время вся группа называет вместе имя ребенка; затем то же делает второй ребенок, беря за руку уже первого ребенка и «наматываясь» вокруг «клубочка» — психолога. Игра заканчивается, когда последний ребенок «намотается» вокруг клубочка. Вывод, к которому должны прийти дети: «Вместе- хорошо; меня все знают, и я знаю всех».

Игра 8. «Отгадай, кто тебя позвал»

Цель:

— закрепить навыки положительного социального поведения;

— дифференцировать слуховое восприятие, соотнося человека с его голосом.

Ход игры

Играют по двое детей, третий ребенок — ведущий. Дети, каждый по очереди, называют ведущего по имени. Задача ведущего, который стоит к ним спиной — отгадать, кто его позвал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *