Адаптация к детскому саду петрановская – Вся правда про адаптацию к детскому саду в 3 года — адаптация в детском саду — запись пользователя Alena (id1080737) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками в категории Адаптация ребенка в детском саду.

Петрановская адаптация к детскому саду — Детки-конфетки

Впервые приводя ребенка в детский сад, родители часто беспокоятся — как ему там будет?

Волнение это вполне объяснимо: они оставляют ребенка с незнакомыми людьми.
Если ребенок не хочет расставаться с привычным, отказывается порой идти в группу, сердца мам наполняются растерянностью и тревогой.

Проработав с дошкольниками более 15 лет, я не раз сталкивалась с подобными историями и хочу поделиться, как облегчить ребенку период привыкания к детскому саду.

Как протекает адаптация

Дети по-разному ведут себя при поступлении в детский сад.
Одни приходят в группу уверенно, достаточно спокойны, начинают играть.
Другие больше наблюдают, могут отказываться от общения с воспитателем, отклоняют все предложения. Третьи боятся отойти от мамы, безутешно плачут.
Чем объясняется такое разное поведение детей?

Существуют три фазы адаптации: 

  1. Острая фаза или период дезадаптации,
    когда у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения аппетита и сна, нежелание ходить в детский сад.
  2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, поведение постепенно нормализуется.
  3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, эмоциональное состояние положительное. 

Период адаптации может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. После длительных перерывов процесс адаптации у ребенка может начаться заново.

Причины тяжелого привыкания к детскому саду

На привыкание к детскому саду влияют разные факторы:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения,
  • наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании),
  • неумение занять себя игрушкой,
  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков,
  • возраст ребенка,
  • состояние здоровья и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации),
  • индивидуальные особенности (одни дети вначале привыкают трудно, затем поведение нормализуется, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, а в последующие плачут, плохо едят, спят и т. д.),
  • биологические факторы (токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детский сад),
  • уровень тренированности адаптационных механизмов (малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия – посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. д., легче привыкают к дошкольному учреждению).

Однако основной причиной тяжелого привыкания является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи. Таким детям трудно знакомиться с новыми людьми, устанавливать с ними контакт. Чем уже был круг общения до поступления в детский сад, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, тянется к воспитателю.

На каждые 100 детей приходится 2-3 случая длительной, осложненной адаптации к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие.

Когда лучше отдавать ребенка в детский сад

Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет. После 2 лет дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить.

Лучшим моментом для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду многие психологи считают возраст в 2-3 года. На этот период приходится начало кризиса раннего детства, называемого кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.

В то же время, не следует отдавать ребенка в острый период кризиса, это может ухудшить его протекание. В то время, когда ребенок нуждается в понимании и поддержке, дополнительно к психической нагрузке кризиса на плечи малыша взваливается еще один тяжелый груз – груз адаптации к детсаду. Поэтому лучше отдать ребенка немного позже, по мере совершенствования его адаптационных механизмов.

Также неблагоприятный период – это 4 года и промежуток от 5 до 6 лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, а иногда и соматических расстройств – повышения температуры, появления болей в животе, обострения хронических заболеваний.

Дети прибегают к манипулированию, требуя возврата к прежней свободной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную борьбу, где вопрос «кто кого» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно так: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они – остается еще одно средство, болезнь. Когда после выздоровления малыша снова ведут в детский сад, может наступить рецидив.

Не стоит отдавать ребенка в детский сад и в то время, когда у вас родился еще один малыш, хотя это и облегчает жизнь. Лучше это сделать несколько раньше или отложить на какое-то время. Старший ребенок и так почувствует, что в доме появился новый член семьи, и многое изменилось. И решение родителей может истолковать как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Это не только осложнит адаптацию, но и отразится на отношениях между детьми

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Еще до поступления в детский сад необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещать с ним детские площадки, приглашать домой и самим ходить в гости к людям, у которых есть дети, обучать детей играм со сверстниками.

Ребенку будет легче привыкнуть к садику, если у него сформированы элементарные навыки самообслуживания: он умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком и т. д. Если он еще на грудном вскармливании и не может без соски, это значительно осложнит адаптацию.

Необходимо заранее подготовить ребенка к мысли о необходимости посещать детский сад. Примерно за 2-4 недели до того, как он начнет ходить туда, расскажите ему о детском саде: что ему там может быть интересно, чему он там сможет научиться. Сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, познакомьте с воспитателями, погуляйте вместе с детьми. Сообщите о своем решении с радостью, скажите, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни, усиливая его тревогу.

Создавайте положительный образ детского сада.
Нельзя пугать садиком: «Вот увидишь, воспитательница заставит тебя слушаться. Если ты не будешь спать, я оставлю тебя ужинать в саду». Не высказывайте ребенку сожаления о том, что приходится отдавать его в детский сад. Необходимо подчеркивать, что ему бояться нечего, никто его не обидит. Если вы будете показывать свое беспокойство и тревогу, то это только усилит его неуверенность.

Накануне напомните ребенку, что завтра он идет в группу, и ответьте на его вопросы. Скажите, что вы обязательно пойдете вместе с ним.

Приучайте его к детскому саду постепенно.
Лучше согласовать время с воспитателем и в первое время приводить малыша лишь на несколько часов на утреннюю прогулку и забирать до обеда или приходить в вечернее время, когда часть детей уже ушла домой, и воспитатель может больше уделять внимания новичку. В такие часы он сможет показать родителям и группу, где будет находиться ребенок. К тому же ребенок сможет увидеть радостные встречи детей с родителями и не станет свидетелем расставаний и слез по утрам.

Постепенно вы увеличите время пребывания и будете приходить за ним после обеда, затем оставите на сон, на полдник. Если не возникает осложнений, через 2 недели можно перейти на обычный режим. Не стоит затягивать процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

Малышу можно взять в садик из дома какую-то игрушку, этот знакомый, близкий предмет будет успокаивать его, связывать его с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним. Расспрашивайте ребенка, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Так ребенок опосредованно от лица игрушки расскажет вам о себе.

Когда будете уходить, обязательно попрощайтесь с ним. Иначе ребенок не сможет сосредоточенно заниматься чем-то, поскольку будет постоянно оглядываться, проверяя, тут ли его мама. Не забудьте заверить, что вечером вернетесь за ним, чтобы пойти вместе домой.

Родителям часто бывает трудно выдержать слезы ребенка при расставании.
Главная трудность здесь – не поддаться на провокации малыша. Ребенок должен знать, чувствовать с первого дня, что выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-то положительного для себя в этой ситуации.

Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенное время.

Сократите момент прощания. Если вы задержитесь, он начнет жалеть себя. Когда вы уйдете, он отвлечется в новой обстановке. Как правило, ребенок быстро успокаивается после ухода родителей. Можете создать ритуал прощания, например, заранее договоритесь с ребенком о том, что вы помашете ему в окно, так ему проще будет отпустить вас. Хвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

Вы можете по договоренности с администрацией детского сада и персоналом группы побыть в садике вместе с ребенком. Но если затягивать расставание, слушая плач ребенка, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, то ситуация может стать еще более тяжелой и для родителей, и для ребенка, и для окружающих детей и взрослых.

Забирать малыша в первые дни лучше маме. Причем по крайней мере в первые недели нужно стараться приходить за ним пораньше, не опаздывать. Если все остальные дети уже разошлись по домам, то ребенок может почувствовать себя забытым. Поэтому на следующий день он, возможно, не захочет отпускать вас от себя.

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о самочувствии и состоянии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Обязательно предупредите, если у него есть какие-то привычки или аллергия. Интересуйтесь его успехами. Хороший контакт с воспитателями — тоже залог хорошего самочувствия ребенка в детском саду.

Как вести себя дома, когда ребенок привыкает к детскому саду

Полная адаптация ребенка к детскому саду обычно наступает через 2-3 месяца. В течение этого периода надо быть очень внимательными, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что с его прежней, додетсадовской жизнью покончено навсегда.

В период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к малышу. Режим в семье должен быть щадящим, необходимо компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении. Ребенку постарше по выходным дням можно разрешить самому составлять себе меню.

Проявляйте интерес к его делам в детском саду. Узнайте, что было за день хорошего, что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Внимательно слушайте все, что он вам будет рассказывать о садике. Храните его рисунки или поделки, которые он приносит домой.

Если ваш ребенок захочет отнести воспитательнице свой рисунок, поддержите это желание. Если ему захочется привести домой своего маленького друга по детскому саду, считайте, что для вашего ребенка уже нет большой разницы между его жизнью дома и жизнью в саду. Отныне одна продолжает другую. Радуйтесь этому.

Из детского сада ребенок возвращается переполненным впечатлениями. Поэтому в доме нужно создать такую обстановку, чтобы он побыл наедине с самим собой, отдохнул. Ему нужно и общество родителей, которых он не видел весь день. Постарайтесь уделить ему внимание – несмотря на всю занятость: почитайте книжку, поиграйте в тихую игру, пусть он просто посидит на коленях у мамы или папы, поговорит о чем-то сокровенном. Если ребенок получает внимание и любовь, если ребенок счастлив дома, то он будет счастлив и в садике.

Когда ребенок отказывается идти в детский сад

Вот наступает, наконец, время, когда малыш будет спокойно ходить в детский сад. Однако иногда трудности возникают через 3-4 недели после поступления в сад. Однажды утром без видимой причины в тот момент, когда надо уходить в садик, ребенок вдруг расплачется. Возможно, ночью ему приснился страшный сон. А может быть, из-за болезни он несколько дней провел дома, поэтому отказывается от сада. В чем тут дело?

Первые недели ребенка привлекала новизна, радость быть вместе с другими детьми, гордость оттого, что он «ходит на работу», как взрослый. И вдруг неожиданно он начинает протестовать, плакать, не хочет идти в сад. Такое поведение чаще всего наблюдается у детей, которых слишком резко предоставили самому себе или отдали на попечение посторонним людям, которые отводят и забирают из сада. Малыш начинает осознавать: посещая садик, он теряет постоянное присутствие мамы, прогулки с ней и т. д.

Многие дети, которые, в общем, довольны своей жизнью в группе, с трудом могут перенести сам момент расставания с мамой. Попробуйте сделать так – пусть ребенка провожает в детский сад отец. Поговорите о своих трудностях с воспитательницей. Она может вечером рассказать вам, как вел себя ребенок после того, как вы ушли, быстро ли высохли слезы, легко ли он включился в игру. Возможно, она сразу же, как только ребенок появляется в группе, может дать ему какое-нибудь интересное дело.

Проблемы адаптации могут возобновиться после праздников, каникул, при серьезном изменении внешних обстоятельств. Необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь на какой-то период сократить время пребывания ребенка в детском саду или по договоренности с воспитателями устроить перерыв в середине недели.

Старайтесь регулярно беседовать с воспитательницей детского сада. Она наверняка расскажет вам о ребенке то, что вы не знаете. В саду дети часто говорят о том, что их беспокоит.

Готовы ли родители отдать ребенка в детский сад

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители. Если через 2 недели ребенок продолжает плакать перед уходом в сад, возможно, он еще не «созрел» для садика. Может быть, его отдали слишком рано. А может быть, родители еще не «созрели» для расставания с малышом, и своими тревогами затрудняют адаптацию ребенка. Поэтому взрослым членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу.

Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть малейшие колебания, ребенок их почувствует, и ему будет еще труднее расставаться с вами.

Если вы сумеете справиться со своими тревогами и будете с доверием относиться к тем людям, которые находятся с вашим ребенком, шансов, что он будет комфортно чувствовать себя в детском саду, будет гораздо больше. Ведь это только начало формирования адаптационных механизмов ребенка, которые он будет использовать при переходе в другую группу в случае переезда, при поступлении в школу и в своей взрослой жизни.

Доверяйте себе и миру. Давайте ребенку послание, что мир безопасен и интересен, и тогда ваш ребенок будет расти здоровым и счастливым.



Source: www.all-psy.com

Читайте также

4 шага, которые облегчат адаптацию ребенка к детскому саду

И снова сентябрь: дети постарше идут в школу, малыши — в детский сад. Как сделать так, чтобы адаптация к саду прошла максимально мягко? Рассказывает Павел Тарунтаев, психолог «Интересного детского сада».

Многие родители боятся отпускать ребенка от себя и испытывают большую тревогу, отдавая своего малыша в детский сад. Эти чувства совершенно нормальны. И все же, несмотря на тревоги и волнения, стоит помнить о двух вещах (хотя поначалу это может быть непростой задачей):

1. Детский сад — это совсем не страшно.

2. Детям нужно своевременно предоставлять новый уровень самостоятельности.

В период адаптации для ребенка важнее всего будет обрести автономию и научиться взаимодействовать с другими детьми без чьей-либо помощи. Разница между детским садом и домом огромна, поэтому подготовку к новому этапу жизни следует начать за несколько месяцев, чтобы все прошло благополучно и новые правила игры не стали для малыша шоком.

Как готовиться?

• Узнайте расписание вашего детского сада и постарайтесь выстроить главные пункты в вашем графике: часы, когда ребенок просыпается, ест и укладывается на дневной сон. Первое время старайтесь придерживаться расписания даже в выходные дни. Например, для малыша может стать сюрпризом обязательный тихий час, если он привык поздно ложиться и не любит рано вставать. Если к началу учебного года разница между домашним и детсадовским расписаниями составит плюс-минус час, прекрасно.

Если есть возможность, запишитесь на дополнительные занятия в том садике, куда планируете пойти. Это позволит привыкнуть к новой обстановке и воспитателям.  Ребенок сможет потренироваться «отпускать» своих родителей, немного побыть самостоятельным. Малышу будет намного проще, если он будет иметь представление о месте, в которое его отдают, и если его там будет ждать взрослый, которому он уже доверяет.

• Настраивайте ребенка на положительный лад. Рассказывайте, как в садике здорово. Играйте в детский сад, используя любимые игрушки вашего ребенка, — это подогреет интерес и сформирует позитивный образ.

И помните, что не только жизнь ребенка изменится с началом учебного года, но и ваша тоже. Стоит детально продумать график и, в первую очередь, распланировать утро. Посчитайте, сколько времени потребуется на сборы ребенка и сколько потребуется вам лично. Если новый день будет начинаться в спешке и раздражении, то это обязательно скажется на малыше. Он будет приходить в садик в напряженном и взвинченном состоянии.

Дети не сразу привыкают к новым людям и только учатся хорошим манерам. Если им кто-то или что-то не нравится, они могут выражать свои эмоции криками или даже драться. Вы поможете малышу, если заранее будете учить его общаться, например, на детской площадке. Но не стоит ожидать, что ребенок сразу научится новым правилам.

Если ваш ребенок начнет вести себя в саду агрессивно, то не следует оставлять это без внимания. Главное — выработать правильный стиль разговора с малышом, так как маленькие дети не способны воспринимать нотации и длинные поучительные речи. Ноль эффекта будет и от нравоучений воспитателя. Тут нужно поступать иначе. Самый эффективный способ корректировки поведения — действовать непосредственно на месте. Поэтому большая часть работы будет ложиться на плечи воспитателей. Отсюда вывод: всегда спрашивайте у педагогов, как они взаимодействуют с ребенком. Ваша задача — оказывать им активное содействие тогда, когда малыш с вами. Также вы можете подобрать тематические сказки, проиграть конфликтные ситуации с помощью игрушек.

Вот этот день и настал: вы вместе с ребенком пришли в садик. Постарайтесь сделать это событие радостным. Старайтесь не показывать вашу тревогу и беспокойство — дети все чувствуют.

Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка в садике, чтобы малыш мог без стресса привыкать к новой обстановке и окружению.

Общая схема может выглядеть примерно таким образом:

1-2 неделя – ребенок остается до обеда

2-3 неделя – ребенок остается на сон

3-4 неделя – ребенок остается на полный день

Конечно, многое может зависеть и от индивидуальных особенностей ребенка. У кого-то процесс адаптации проходит очень быстро, и уже после нескольких недель родители не могут «вытащить» малыша из садика, у кого-то привыкание занимает гораздо больше времени.

Самое главное — как можно быстрее обозначьте границы. В любом саду есть общие зоны, где родители, воспитатели и дети могут находиться вместе, например, раздевалка. Поначалу вы можете оставаться здесь подольше, чтобы ребенок знал, что он в любой момент может выйти к вам, причем столько раз, сколько ему нужно. Постепенно вы будете сокращать ваше пребывание в «зоне доступа». Но помните, что перед тем, как уйти, надо попрощаться и сообщить точное время, когда вы вернетесь. Очень часто родители стараются сделать так, чтобы ребенок увлекся игрой с другими детьми, и в этот момент незаметно уйти. Это ошибочное поведение, которое, скорее всего, вызовет сильный стресс у малыша. Ребенок может оказаться не готов к внезапному исчезновению мамы или папы.

Не бойтесь слез и капризов при расставании. Практически все дети проходят через это. Малыши еще не привыкли к новой группе, к тому, что мама или папа уходят, и так они выражают свою грусть. Взрослые тоже испытывают дискомфорт, когда сталкиваются с переменами: меняют работу, переезжают, попадают в новый коллектив. Но мы уже научились контролировать эмоции, а дети — еще нет.

Подготовьте малыша и расскажите, в какое время вы отведете его в садик, когда заберете, что будете делать в течение дня. И постарайтесь ни в коем случае не опаздывать. Старайтесь не затягивать прощание и не идти на поводу у ребенка, но и не ругайте и не критикуйте его, если малыш будет вас задерживать. Будьте максимально спокойны и доброжелательны. Постарайтесь придумать «ритуал» вашего прощания. Например, целуете, говорите, когда заберете, передаете воспитателю, машете рукой и уходите.

Ребенок может плакать при расставании даже несколько месяцев подряд. Но важнее то, как он чувствует себя с другими детьми. Если спустя 15 минут после прощания малыш веселится и играет, то все в порядке.

Когда забираете ребенка, обязательно похвалите его за то, что он повзрослел и может целый день находиться без родителей. Узнайте, как прошел его день. Расскажите, чем занимались вы. Это позволит не только «держать руку на пульсе», но и покажет, что социальный статус малыша изменился, — теперь у него тоже есть свои «дела». Обращайте внимание ребенка на то, что в саду было веселого и интересного.

Будьте терпимее к капризам, чрезмерной или, наоборот, пониженной активности ребенка. Перемены абсолютно нормальны, так как ребенок адаптируется и сильно устает. Не волнуйтесь, со временем все стабилизируется.

Постарайтесь в первые несколько месяцев снизить нагрузку ребенка, которая не связана с садом: ограничьте походы в театр, кино, в гости. Эти возбуждающие события не очень нужны ему в период адаптации. Обеспечьте малышу спокойную и стабильную обстановку: он и так затрачивает много ресурсов.

Если вы сомневались, отдавать ребенка в детский сад или нет, или вынуждены были сделать это в силу обстоятельств, сконцентрируйтесь только на позитивных моментах и думайте о том, как много хорошего вы делаете для вашего малыша.

Садик позволит ребенку стать более самостоятельным и независимым, научит общаться со сверстниками и подготовит к той жизни, которая ждет его впереди.

Людмила Петрановская: «В 4-6 лет все – игра, даже обучение» — Статьи — Дети 3-7 лет

Вебинар «О детях по-взрослому»

В этом возрасте все – игра

К четырем годам интересы ребенка переходят от познания материального мира в сферу отношений и эмоций. Дети начинают замечать друг друга и понимать, что вокруг много людей со своими делами и заботами.

С 4 до 7 лет активно развивается навык социального взаимодействия. Чтобы стать человеком общества, который в каждом своем действии постоянно учитывает, что он не один, что вокруг другие люди, надо учиться. В этом детям помогает игра, недаром она является ведущей деятельностью этого периода.

Обучение в этом возрасте – тоже игра с определенными правилами, выполняя которые дети постепенно овладевают новыми навыками и знаниями.

Если выполнение домашних дел превратить в игру, ребенок будет охотнее помогать взрослым.

В дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать этические нормы. Сначала дети оценивают только чужие поступки. Обдумать свое поведение и стараться действовать в соответствие с усвоенными нормами они смогут ближе к шести годам.

Не воюйте с ребенком, который клянчит игрушки

Когда у тебя очень много игрушек, нет необходимости фантазировать. Как и со слишком «детальными» предметами, например, детской кухней с продуктами, которые «как настоящие», и так далее. Такая вещь вызовет у ребенка восторг, он непременно попросит ее купить. Но это не то, во что ему действительно интересно играть. Радость от покупки продлится несколько часов, а потом вы обнаружите его играющим с какими-то кубиками, палочками, камешками.

Нет смысла покупать ребенку все, чем он восхищается. Но и не нужно на него злиться.

Часто родители начинают оттаскивать ребенка от витрины, сразу говорить «мы это не купим», обвинять ребенка «вечно ты что-то просишь», «ты все равно это сломаешь». Дети почувствуют угрозу своей привязанности, из-за этого в их поведении может закрепиться настойчивое «клянченье».

Никогда не воюйте с ребенком, который просит игрушку. Попробуйте согласиться с его желаниями: «Да, это потрясающая автозаправка, давай посмотрим, как они все сделали! У нас в планах нет покупки такой игрушки, но она очень красивая, я с тобой согласна».

Если ребенок ни дня не может прожить без каких-то подарков, важно перехватить инициативу и успеть подарить что-то до того, как он попросит, по своей инициативе. Не важно, купите вы что-то, сделаете по дороге домой бумажный самолетик или принесете красивое яблоко. Ведь дети не понимают, куда родители пропадают по утрам, когда уходят на работу. И если мама или папа приносит ему вечером что-то, для ребенка это значит, что родители про него помнят.

depositphotos.com

У каждого возраста свои страхи

Монстры, скрипы в темноте, дядя в белом халате, огонь или большая собака – чего только не боятся дошкольники. Психологи считают, что определенному возрасту ребенка соответствует определенный набор страхов.

Дети первого года жизни боятся потерять маму или оказаться в новой обстановке. Для детей 3-5 лет характерны страх темноты и одиночества. Начиная с 5 лет в жизни ребенка появляются новые ужасы: страх наказания, смерти, возможных бедствий. После 7 лет возникают переживания, связанные со школой. Все эти процессы нормальны и у большинства детей пройдут сами собой.

Беда в том, что грань между нормальным и надуманным страхами нередко оказывается размытой. Фантазия и легкость, с которой ребенок превращает камешек в машину, играет с ним злую шутку, когда с такой же легкостью он превращает вечером занавеску в чудовище. Тогда страхи в прямом и переносном смысле этого слова мешают ему жить. Такому ребенку нужна помощь специалиста.

Плюс детских страхов в том, что их легко преодолеть буквально за 2-3 сеанса с психологом. Главное – не дожидаться, пока ребенок совсем измучается.

«Социализация» не равно «детский сад»

Мне кажется неправильным ставить знак равенства между социализацией и детским садом. Ребенку действительно нужно общаться со сверстниками, играть с ними. Причем каким-то детям часа таких игр более чем достаточно, а другим и десяти часов мало.

Ребенку необходимо общение, социальные контакты. Но детский сад в том виде, в каком он существует у нас, с одинаковым подходом ко всем детям, с длительным пребыванием в нем с утра до вечера, подходит далеко не всем. Он создавался не для детей, а для взрослых, чтобы они могли где-то оставить ребенка. Потребности детей учитываются во вторую очередь.

Кружки и секции в большинстве своем построены по принципу «все сели и выполняют то, что сказал преподаватель». Такой подход немного готовит к школе, ребенок заранее узнает «правила игры», но только вертикальное взаимодействие «взрослый-ребенок» мало что дает для социализации. Детям непременно нужна свободная игра и взаимодействие друг с другом.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также: 

Людмила Петрановская: «Задача трехлетки – научиться отстаивать свое мнение»

Людмила Петрановская: «Развивашки – это развлечение для мам»

Избаловать невозможно: нужно ли «воспитывать» ребенка в первый год его жизни

Подготовка ребенка к детскому саду + Схема плавной адаптации от психолога

Нина Ливенцова, детский психолог
Нина Ливенцова, детский психолог

Психолог Нина Ливенцова рассказала, как адаптировать ребенка к детскому саду.

Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям. И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам).

К чему придется привыкать

Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.

К каким обстоятельствам придется приспособиться 2-3 летнему ребенку?

  1. Расставание с родителями на долгое время. Изменения отношений с родителями, теперь все общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому в какой-то мере неизбежно будет фрустрирована потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.
  2. Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.
  3. Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.
  4. Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.

О стрессе

Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Для взрослого или для ребенка.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это не что-то эфемерное, это физиологическая реакция организма. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах. Это физиология.

Нина Ливенцова, детский психолог
Ребенок считывает ваши эмоции. Источник

Для одних перемены станут причиной небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом, который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих от вас и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика, элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.

Как минимизировать стресс

Задача взрослых в процессе адаптации как раз и заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Как это сделать? Что зависит от родителей?

Факторы, которые помогут вашему ребенку.

  1. Твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка. Решение, которое взрослые приняли внутренне. Могут быть тревоги о том, как все пройдет, беспокойства, связанные с новизной ситуации. Но эти тревоги не мешают родителю, не вгоняют его в сомнения, не становятся причиной метаний «а надо, а может не надо». У родителей должно быть внутреннее состояние, что так будет лучше, что это правильно. Это состояние родитель как бы транслирует ребенку. Оно становится опорой для ребенка. Если мама уверена, что так правильно, так хорошо, значит, я тоже в этом уверен. Это происходит на уровне эмоций, образов, ощущений. Поэтому если есть вина, какие-то смутные сомнения, сопротивление — разберитесь с ними. Ваш настрой будет опорой для ребенка.
  2. Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить. Понятно, что это такой фактор, на который нельзя повлиять прямо. Если ребенок уже разговаривает, то можно учить его просить воспитателя о помощи. Почему умение говорить это плюс: во-первых, легче внедрить пункты подготовки, ведь вы можете рассказать о них, а ребенок может вас понять. С другой стороны, ребенок сможет наладить коммуникацию с воспитателем, детьми, сможет пожаловаться или рассказать вам, что происходит в садике, что он чувствует, чего боится, что его расстраивает и что радует.
  3. Длительный подготовительный период (хотя бы от двух недель до месяца, чем больше, тем лучше).

Что входит в подготовку.

  • Информационное поле. Информирование ребенка о том, что такое садик, что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила. Для этого можно просто время от времени заводить разговор. Читать детям сказки, рассказывать истории про детский сад. Играть в детский сад. Приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в детский сад («А наш дружок сейчас в детском саду играет, вечером его мама заберет оттуда, и мы встретимся»). Проходя мимо любого детского садика, вы можете рассказывать, что это за здание, что там обычно происходит. Ваша задача как бы создать информационное поле о детском садике. И разговаривать об этом не раз и не два. Причем это должна быть не дидактическая беседа. Вплетайте информацию в ваши обычные будни («Приготовила кашу, как в садике», «А в садике детки писают на горшок», «Купили тебе рубашку для садика»).

Нина Ливенцова, детский психолог
Отправляйтесь на прогулку рядом с детским садом. Источник

  • Знакомство ребенка с местностью. Устраивайте прогулки около садика, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью. Если есть возможность сходить в садик на экскурсию — сходите. Если есть возможность погулять по территории — погуляйте. Если у вас уже есть дети, которые ходят в садик, то, скорее всего, младшие дети бывают с вами в садике, когда вы забираете или приводите старших детей — это плюс. Если у вас есть знакомые, которые ходят в этот садик, то сходите вместе с ними, когда они забирают своих детей вечером из садика.
  • Совместные подготовительные мероприятия. Купите вместе одежду к садику. Сходите познакомиться с воспитателем. Сходите на прогулку с детками в детский садик.
  • Положительный настрой ребенка. Рассказывайте ребенку интересные положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про детский садик, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка, которую я когда-либо ела, была в моем детском садике», «У меня был друг в детском садике, которого звали Сережа, и нам с ним было всегда весело»). Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садиком и воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания о детском садике, то не надо ими делиться с ребенком. Если кто-то из родственников угрожает детским садиком («Вот пойдешь в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»), то пресекайте это. Не допускайте негативных разговоров о садике при ребенке или детях.
  • Настройка режима дня, который близок к детсадовскому. Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского садика сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час. Какой будет режим в вашем садике, можете узнать заранее у воспитателей, директора или у другим мам, которые уже посещают этот садик. Если вы подошли к садику не подготовившись по режиму, договоритесь с воспитателем, что будете некоторое время приходить к девяти вместо восьми часов (будет ли это возможно, зависит от детского сада, от желания воспитателя помочь вам).
  • Формирование навыков самообслуживания. Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком. Конечно, тут многое зависит от возраста. Если ребенку 1,5 года, то, скорее всего, многому научить не получится, и это с учетом возраста нормально. Но в 2,5-3 года всеми этими навыками ребенок уже должен владеть.

Примерная схема плавной адаптации

Дам примерную схему, которая вводит ребенка в сад постепенно, шаг за шагом. Но в вашем саду могут быть другие правила, и, конечно, игнорировать их не получится. Просто посмотрите, что из той схемы, которую опишу я, вы сможете внедрить, адаптировать к вашей реальности.

  1. Если есть возможность познакомить ребенка с садиком, с группой заранее — сделайте это. Можно найти повод для визита: например, узнать что-то, подать документы вместе с ребенком, сходить с кем-то, кто уже ходит в этот сад. Подробнее об этом я писала выше.
  2. Лучше если первый день (обычно это всего один час или меньше) вы будете с ребенком: пройдете с ним по группе, заглянете в спальню, найдете кровать ребенка, покажете его шкафчик. Посидите какое-то время в группе, чтобы ребенок мог исследовать пространство в вашем присутствии (все зависит опять же от внутренних правил). С вами ребенок чувствует себя в безопасности, а значит, он будет активно исследовать пространство. Может быть, ваш первый день пройдет на улице.
  3. Важно установить контакт с воспитателем и маме, и ребенку. Вы можете познакомиться, поговорить, представить ребенка воспитателю, а воспитателя ребенку. Лучше если в это время ребенок будет у мамы на руках. Но тут многое зависит и от воспитателя. Постарайтесь поздороваться, улыбнуться воспитателю, а потом как бы передать ребенка в руки воспитателю. Если воспитателей несколько, то знакомимся со всеми.
  4. При расставании целуйтесь, обнимайтесь, говорите ребенку, что придете за ним очень скоро, передавайте его воспитателю и уходите. Приходите через час. Обязательно радуйтесь ребенку, обнимайтесь, целуйтесь. Да, ребенок может плакать. Тогда обнимаете, утешаете и передаете воспитателю. Уходя — уходите. Спокойно идете заниматься своими делами. Не надо прыгать под окнами, под дверью, обуздайте свою тревогу. И верьте, что вашему ребенку под силу справиться с этой ситуацией.
  5. Важно при расставании с ребенком оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме. Например, любимую игрушку, или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить с ребенком в садик. Можно оставить платочек, пахнущий мамиными духами, какую-то записку-рисунок на клочке бумаги, можно нарисовать сердечко на ручке. Маленьким детям оставляем что-то вещественное. Детям постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй в кармашек).

Нина Ливенцова, детский психолог
Игрушка станет другом для ребенка в детском саду. Источник

  1. Какое-то время водите ребенка на пару часов. Обычно в течение недели.
  2. Затем оставьте ребенка на обед, потом на сон. Какое-то время забирайте малыша сразу после сна.
  3. Если видите, что ребенок плачет, но быстро успокаивается и спокойно играет, идет на контакт с воспитателем, интересуется игрушками, обедает, то это признаки того, что можно оставлять до вечера. Если у вас есть возможность, какое-то время забирайте через пару часов после сна, постепенно увеличивая время (если это нужно).
  4. Важно тепло прощаться с ребенком. И встречать всегда с радостью и улыбкой, обнимать, тискать. Не ругать ребенка за слезы, но сочувствовать, поддерживать, оказывать понимание. Если вам жалуются на ребенка, то не разбирайтесь в ситуации сразу же — на первом месте должна быть радость от встречи с ним.

Понятно, что это примерная схема. Удастся ли ее применить, зависит от факторов, на которые вы не можете повлиять:

1) правила садика, режим дня, атмосфера в группе, в садике (это то, на что особо повлиять не получится).

2) личность воспитателя, готовность к сотрудничеству (тоже особо не зависит от родителя. Но старайтесь расположить воспитателя к себе и будьте сами дружелюбны).

3) личность самого ребенка, его характер, темперамент, личностные адаптационные способности, жизненный опыт ребенка.

4) детский коллектив.

Это первая часть статьи об адаптации к детскому саду. Во второй части психолог Нина Ливенцова расскажет о самых распространенных ошибках родителей, признаках успешной и неуспешной адаптации, а также к чему нужно быть готовым, когда ребенок впервые идет в детский сад. Следите за публикациями в блоге!

Обложка поста: unsplash.com

Детский сад, необходимый и ужасный? (Петрановская)

Из книги «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».

В некоторых семьях вопрос, отдавать в сад или нет, не стоит, просто потому, что нет другого выхода: маме надо идти на работу. В других необходимости такой нет, но есть давление старшего поколения и социума, которые твердят о необходимости для ребенка «социализации», без которой «потом будет трудно в школе». Такие семьи часто мучительно размышляют и даже ссорятся на тему: отдавать в сад или нет. А некоторые и на консультацию приходят с этим вопросом.

Для начала важно понимать, что сама необходимость отдавать ребенка в учреждение вызвана нашим образом жизни — жизнью в больших городах с работой далеко от дома. До эпохи урбанизации и эмансипации проблемы не возникало вовсе: дети, находящиеся на стадии развития привязанности, которую мы назвали «под присмотром», действительно были просто под присмотром взрослых, занимаясь своими детскими делами или по мере сил помогая родителям по хозяйству. Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, и «социализация» — то есть умение общаться с людьми не из своей семьи — приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми. Сейчас так не получается у большинства людей: выпустить ребенка играть во двор одного невозможно, с ним непременно кто-то из взрослых должен «гулять» — то есть ничего другого в это время не делать. Сочетать работу, приносящую деньги, с присмотром за своим ребенком-дошкольником могут только очень немногие, те, кто работает вне офиса и по свободному графику. Поэтому искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена. Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам. Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.

Другая крайность — представлять детский сад каким-то безусловным злом. Он становится злом, если неизбежен и обязателен для всех, как становится злом любое насилие над интимной, семейной сферой жизни. Но как услуга и возможность он злом не является, и если у семьи есть необходимость отдать ребенка в детский сад — ничем непоправимым и ужасным это не обернется, при условии, что услуга эта качественная, что в данном случае означает: ребенок в саду будет чувствовать себя хорошо. Не «социализирует-ся» или «подготовится к школе», а просто будет чувствовать себя хорошо, что бы это ни значило для вашего конкретного ребенка. Условием этого, как мы уже понимаем, может быть достаточная защита и забота со стороны взрослого, готовность садика и воспитателей отвечать на потребности детей, учитывать их чувства и состояния.

Способность присваивать роли, о которой шла речь выше, проявляется и в том, что после 4 лет ребенку легче принимать заботу чужого взрослого, если тот будет представлен родителями как свой «заместитель» — например, воспитательница в детском саду. Если она дает ребенку понять, что он может рассчитывать на защиту и заботу с ее стороны, у него постепенно включаются доверие и следование, и ему может быть достаточно комфортно с таким заместителем.

Конечно, если вместо этого он встречается с насилием, равнодушием или инфантильным поведением, спокойно ему не будет. Как и в том случае, когда воспитатель не желает быть заместителем, а ведет себя так, словно он важнее родителей, пытается доминировать над ними, поучать, выговаривать им. Некоторые сотрудники детских учреждений, похоже, искренне уверены, что это дети и родители существуют для того, чтобы садик хорошо работал, а не наоборот.

Поэтому, выбирая для ребенка детский сад и группу, важно смотреть не столько на оборудование и расписание развивающих занятий, сколько на личность воспитательницы. Как она с детьми разговаривает, вступает ли в личный контакт, смотрит ли в глаза, обнимает ли, внимательна ли к состоянию ребенка, а не только к его поведению? Нравятся ли ей дети, может ли она привлечь их внимание и вызвать у них следование, не прибегая к насилию, весело и доброжелательно? Сколько вообще детей приходится на одного воспитателя? Даже педагогический гений не сможет удержать достаточно личный контакт с группой из двадцати пяти четырехлеток. Не загружен ли воспитатель сверх меры делами, не связанными с детьми: заполнением бумаг, наведением стерильной чистоты, подготовкой к занятиям? Ведь для ребенка все устроено просто: нет личного контакта с постоянным взрослым — здравствуй, стресс. Именно от отношений воспитателя с детьми прежде всего зависит, будет ли ребенку в саду хорошо. Ну, и конечно, очень важно, чтобы воспитательница нравилась родителям, чтобы они сами чувствовали к ней доверие, если нет — ребенок это всегда интуитивно считает и будет в стрессе уже заранее.

Есть среди сегодняшних родителей люди, очень сильно травмированные опытом собственного пребывания в детском саду. Я тоже к ним отношусь — вспоминаю детский сад как кошмар, с насильственным кормлением, пыткой дневным сном, орущим персоналом и унизительными наказаниями. Поэтому старшего ребенка отдавать в сад я совсем не хотела — как же можно моего нежного мальчика — в такой ужас? К счастью, у нас была бабушка, и оставить его дома было возможно; они гуляли, он много играл, во дворе было пара приятелей, ходили на одну развивалку — этого хватало.

Однако с дочерью все оказалось иначе. Уже лет с трех она буквально бросалась на ограду соседних детских садов — стремилась к детям, играть. Так что в четыре с половиной мы ее в сад все же отдали — правда, в платный и лишь на полдня. И ей там очень нравилось, а заодно я немного подправила свой внутренний образ детского сада как чуть ли не концлагеря.

Я очень благодарна ее воспитательнице — немолодой, очень спокойной женщине, которая, казалось, никогда не обращалась к группе детей в целом — всегда к каждому лично, глядя в глаза, называя по имени, а то и положив руки на плечи, чтобы удержать внимание ребенка. Дети явно доверяли ей и слушались, в группе не было скандалов и драк, но полностью мы оценили ее, когда она заболела и три недели не появлялась на работе. Заменяли ее не такие опытные и все время меняющиеся воспитатели, и группа быстро пошла вразнос, дети стали капризничать по утрам и не хотели идти в сад, а еще через несколько дней просто один за другим подхватили простуду и остались дома две трети группы. Как только «наша» воспитательница вернулась — всё за три дня наладилось, больше никто не просился домой и не болел.

Но и в этом действительно прекрасном садике я видела, как тяжело детям, которым еще не исполнилось трех (там были разновозрастные группы). Они выглядели потерянными, висели на воспитательницах, часто плакали или приходили в нездоровое возбуждение, носились и вопили, словно пытаясь выплеснуть стресс. Честно говоря, непонятно было, чем руководствовались их родители, ведь стоимость сада была примерно равна стоимости няни, которая занималась бы только одним ребенком в привычной для него домашней обстановке. Если все же речь идет о детском садике или яслях для самых маленьких, а в некоторых странах приходится отдавать детей в ясли уже в первые полгода, то важно, чтобы воспитатели, во-первых, были постоянными, не менялись как в калейдоскопе, а во вторых, чтобы на каждого взрослого приходилось не больше трех-четырех младенцев, чтобы детей могли таскать на руках, разговаривать с ними, неспешно и ласково мыть, кормить, укладывать. Тогда воспитатель входит в круг привязанностей ребенка, и он может чувствовать себя в яслях относительно спокойно.

Но и в самых прекрасных условиях с добрыми воспитателями ребенок, конечно, будет скучать по маме, а если он в саду подолгу, а сад формата «вас много, а я одна», — по сути, речь идет уже о недостатке заботы и контакта со взрослым, о состоянии депривации , у которого могут быть достаточно серьезные последствия.

В том же чешском фильме, о котором я писала выше, есть сцена, впечатляющая до слез.

Ясли-пятидневка (напомню, в крупных промышленных городах социалистических стран они были обязательно и пользовались ими очень многие семьи). Вечер пятницы. За детьми начинают приходить родители. Они звонят в дверь, им открывают и выводят в прихожую их ребенка.

Крупным планом — группа малышей за столом. Воспитательница что-то с ними рисует, пытаясь занять. Они сидят в рядок и даже через экран чувствуется, как напряжены. Раздается звонок — и все дети вытягивают шейки, смотрят во все глаза на дверь с мучительной надеждой: за мной? мои? Нет, другие… Плечики повисают, глаза опускаются, губы депрессивно ползут вниз. И снова звонок — может быть, это мои? И снова все столбиком, слушают-смотрят — за кем? Кому-то повезло, и он, счастливый, полусмеясь-полуплача выходит из-за стола. А другие снова никнут.

Ничего особенного. Никто детей не обижает. Воспитатели явно заботливы, и вообще все хорошо — вот-вот придут родители. Но невозможно смотреть. А ведь дети так жили — каждую неделю, каждый день.

А как же «социализация» и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы. Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой. И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать — пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?

NВ! На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей — все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.

Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось — он ничего важного для развития не потеряет.

Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше.

К собственно обучению, к совершено новым по сути отношениям не с временно исполняющим обязанности родителя, а наставника, ребенок будет готов чуть позже, после следующего кризиса.

Книги про адаптацию в саду

Книги про детский сад для детей, родителей и педагогов — полезный раздел околодетской литературы.

Первый поход ребенка в детский сад – настоящее испытание для заботливых родителей и малышей. Некоторые мамы даже обращаются за консультацией к психологу для облегчения адаптационного периода малыша.

Но в большинстве случаев можно обойтись без помощи профессионала, если подготовиться заранее. Неоценимую помощь тут могут оказать правильно подобранные книги.

Книги для детей про детский сад — здесь.

Книги для родителей про детский сад

Самые популярные книги про детский сад психологов

Отличная книга с ценными советами по облегчению периода адаптации в детском саду, расставанию с мамой и привыканию к чужим людям – «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад» психолога и педагога Анны Быковой. Автор не только теоретик, но и практик дошкольного воспитания, имеет двоих «садовских» детей и в своей книге оценивает проблему с разных точек зрения. Читается легко.

«Если мама будет рядом с ребенком не двадцать четыре часа, а двенадцать, но при этом будет полностью вовлечена в ребенка и будет получать от общения и от забот удовольствие, то это лучше, чем все двадцать четыре, но усталая, раздраженная и недовольная жизнью от невозможности реализовать свои желания».

Затрагивает тему детского сада популярный психолог Людмила Петрановская, в частности в книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».

«Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место(…) Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось – он ничего важного для развития не потеряет. Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад».

Интересна книга «Я иду в детский сад! от 0 до 3 лет«, выпущенная издательством Литера. Тут и советы психологов, главы о физиологической и психологической адаптации, практические советы, связанные с режимом дошкольного учреждения, подготовкой ребенка к посещению сада, необходимые предметы, выбор одежды и многое другое.

«Лучше всего отдать ребенка в детский сад, когда ему исполнится 3 года, потому что в это время у него появляется желание быть самостоятельным. Он часто говорит: «Я сам!» В этом возрасте проявляется интерес к другом людям — взрослым, страшим ребятам, своим ровесникам (именно в такой последовательности!). Ребенок уже умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет, неплохо говорит».

Популярна книга издательства Карапуз «Парамонова, Овсепян, Арнаутова: Сама в садик я ходила. Проблемы выбора: семья, няня, гувернер, детский сад«.Как оградить дорогое чадо от «дурного» влияния непредсказуемого окружения и в то же время не сделать его «мамсиком». Опытные специалисты, посвятившие свои жизни воспитанию дошколят, дают «полезные советы» и игровые «подсказки», воспользовавшись которыми вы лучше «узнаете» своего ребенка, и вместе с избранной формой воспитания поможете ему сохранить детскую жизнерадостность, непосредственность и стать всесторонне развитой личностью.

«Выполняя наказы опытных педагогов, за день-два начните разговор с малышом, подготовьте его к приходу в группу. Скажите, что вы мечтаете показать ему детский сад, где интересно живется всем детям, где добрые, ласковые воспитатели… играют с детьми, поют, танцуют…»

Очень полезна книга Ольги Громовой:  Зайка идет в садик. Проблемы адаптации. В нее включены и советы для мам, и художественный текст о Зайке, идущем в детский садик первый раз.

Аналогична книга про детский сад от издательства Карапуз: Карина Овсепян: «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации».

«Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т.е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться.»

Еще книги для родителей и педагогов про детский сад

Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей

Ребенок идет в детский сад. Как легче пройти адаптацию. Памятка для взрослых

В детский сад без слез

Пора в детский сад! Самоучитель для родителей

Первый раз в детский сад. Инструкция по эксплуатации

Как воспитывать ребенка до детского сада. От 0 до 3

Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. Сборник

Я и другие. Для детей 3-4 лет

Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопр. ФГОС ДО

Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения

Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО

Адаптация ребенка к детскому саду. Ширмы с информацией для родителей и педагогов. ФГОС ДО

Адаптация к детскому саду. Ширмочка

Я и детский сад. Наглядно-дидактический комплект (8 картин). ФГОС ДО

Иллюстрация к пособию «Я и детский сад»

Ребенок идет в детский сад (с пластиковым карманом и буклетом)

Мифы о детском саде 

не торопите время ~ Я happy МАМА

По моим наблюдениям, о том, что время летит быстро, мамы замечают после того, как ребенку исполнился год. Казалось, что только недавно ты впервые взяла на руки это крошечное существо и в тебе поднялась целая буря незнакомых эмоций, как уже эта кроха начинает ходить и бегать. И понеслось…

Время – вообще жестокая штука, отката назад не будет. Но, с другой стороны, это дает нам шанс не упускать ценные мгновения, проведенные с нашими детьми, острее осознавать свои родительские ошибки и учиться на них. И, конечно, радоваться победам, любым: своим, детским, победам своей семьи.

Людмила Петрановская, известный семейный психолог, в своей статье напоминает нам, вечно спешащим и вечно занятым родителям, что когда-то с нами останутся только воспоминания о детстве наших детей. А какими будут эти воспоминания, зависит от нас самих.

“Младшей моей скоро 14, паспорт дадут. 170 роста. Сидит вон Брэдбери читает. Как это так происходит быстро, а? Вот только вчера вроде твои руки развешивали после стирки розовые распашонки в бабочках и цветочках, и вот уже раз — и они развешивают тоже розовые в цветочках — но уже лифчики. Вообще без паузы, кажется.

А старший университет окончил, у него борода, машина и невеста, а я все еще ловлю себя на мысли, когда вижу в витрине красивый игрушечный паровоз: вот бы ему купить, он обрадуется. Очень он маленьким паровозы и поезда любил. И у него такое особое выражение лица, когда я в очередной раз что-то напутаю в компьютере.

Терпеливое. Типа «Ну, ничего, я все равно тебя люблю и помогу, конечно». Интересно, у меня хватало терпения не раздражаться, когда он маленьким чего-то не понимал, путал и портил? Я уже не помню.

Чем дальше, тем больше понимаешь, что это едва ли не главная истина о детях: они очень быстро вырастают. Молодым родителям часто кажется, что так, как сейчас, будет всегда. Вечные крики по ночам, вечные «на ручки», вечные игры в машинки, рыдания при разлуке и та же сказка в сотый раз. Так хочется, чтобы оно скорее все изменилось. Чтобы он скорее вырос, научился, смог сам…

Так и будет: он вырастет и сможет сам, и очень быстро. Ведь мы заняты, у нас работа, отношения, творческая жизнь, да просто дела, и детство наших детей мы проживаем фрагментарно. Года полтора в начале, потом полчаса вечером, полдня в выходной и две недели в отпуске. Если посчитать «хоккейное время» нашего родительства, так ли много натикает? Да еще сколько из него мы потратили на упреки, нотации, на «отстань», «подожди» и «иди лучше делай уроки»…

А вспоминается вовсе не «приучение к горшку» и не что у кого было в четверти в третьем классе. Вспоминается другое. Когда сыну было четыре, мы его отправили летом на море на месяц раньше, чем смогли вырваться сами. С двумя обожающими его бабушками. Они звонили и говорили, что ребенок прекрасно ест, купается и гуляет, и все у него хорошо. Но, когда мы приехали к нему и вечером втроем валялись на большой кровати, дите вдруг выдохнуло и сказало с облегчением: «Как я устал жить без охраны».

Когда дочке было 5 и она ходила в детский сад, мы с ней делали «запас поцелуев». У нее был джинсовый комбинезон со множеством карманчиков, и вот с утра я по всем этим карманчикам рассовывала «поцелуйчики». Чтобы, если вдруг станет грустно, можно было «достать» и почувствовать, что мама любит.

Мне очень хочется, чтобы родители понимали детство своего ребенка как краткий и ценный дар — время, когда можно быть с ним, заботиться, радовать, обнимать, слушать, быть для него охраной, создать запас «поцелуйчиков» на всю жизнь вперед.
Не торопите время. Стирайте распашонки и покупайте паровозы. Наслаждайтесь”.

Людмила Петрановская
Источник

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Смотрите также: О том, как развивается детская травма Как здорово быть мамой! Если б только дети не мешали… Важные тезисы из книги «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *