Консультация на тему: Консультация для родителей » Адаптация ребенка к детскому саду»
Адаптация ребёнка в детском саду.
Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка детский садик, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга — поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребёнка, когда он впервые идёт в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребёнка.
В огромной степени — отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ею альтруистической любви.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Тяжёлая степень адаптации — дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому ещё прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребёнка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.
Запомните, что ребёнку с тяжёлой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, нуден ещё педиатр или узкий специалист!
Средняя степень адаптации — в эту группу опадают дети без нервных расстройств — они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Ещё бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети — у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребёнка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребёнку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребёнку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребёнка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребёнок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причём, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Лёгкая адаптация — наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу — они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребёнком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребёнок не болеет.
Поведение ребёнка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжёлой адаптации, является тип лёгкой адаптации ребёнка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего — полмесяца.
Как надо вести себя родителям с ребёнком, когда он начал впервые посещать детский сад?
Полная адаптация ребёнка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребёнок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребёнка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность, и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через неё, ориентируя игру на положительный результат. Не надо переоценивать негативные переживания ребёнка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ею ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребёнок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на неё всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребёнка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.
В первое время ребёнок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребёнок приходит домой измученным и нервным, это ещё не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Воспитатели рекомендуют:
• Настраивать ребёнка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Когда вы уходите, расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
• Если ребёнок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребёнка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
• Щадить его ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
• Не кутать своего ребёнка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• Не реагировать на выходки ребёнка и наказывать его за детские капризы.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребёнка как можно раньше обратиться к психологу.
• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.
В огромной степени — отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Итак, разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь… Но все это обычно свойственно ребёнку с тяжёлой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребёнок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжёлой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребёнка ещё в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
И вот вы именно в то время, когда ребёнок остро в вас нуждается, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трёх лет, невольно взваливаете на плечи малыша ещё один тяжёлый груз — груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это «надорвёт» его. И часть детей и в самом деле «надрывается», о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребёнка.
В каждом детском саду есть уже свой отработанный алгоритм адаптации ребёнка.
Чаще всего малыш привыкает к новой жизни по такой схеме:
- чтобы ребёнку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно, чтобы ребёнок видел, как родители приходят за детьми;
- первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребёнок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке;
- первую неделю мама находится в группе вместе с малышами, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребёнка домой;
- вторую неделю малыш остаётся в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребёнок обедает в ее присутствии;
- третью и четвертую неделю ребёнок уже может остаться на дневной сон. Родители могут забрать его сразу, как только он проснётся.
Эмоциональный портрет ребёнка, впервые поступившего в обычный детский сад.
Отрицательные эмоции — как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребёнка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.
Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетён и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьёт, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит говорить… И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая «белку в колесе». Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовёт маму, захлёбываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.
Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.
В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ваш ребёнок поддерживает «новичков», пришедших в группу, и составляет «плачущий дуэт» или же просто подпевает в хоре.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребёнка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
Страх — обычный спутник отрицательных эмоций, их «сослуживец», «компаньон» и «друг». Навряд ли вам удастся встретиться с ребёнком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придёте за ним вечером, чтобы забрать домой… Малыш боится… Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх — источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.
Гнев. Порой на фоне стресса у ребёнка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребёнок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нету искры, как будто бы в самом ребёнке заложена пороховая бочка.
Положительные эмоции — противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянён» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ваш ребёнок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребёнка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и весёлый смех, пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребёнка — это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бес контактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ваш ребёнок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми.
Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребёнку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ею за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру… пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.
Как только ваш малыш сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребёнка.
Познавательная деятельность — обычно верный «друг» всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш «почемучка» словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснётся, или, в конце концов, вы все-таки «разбудите» его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что ваш малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребёнка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегчённые слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы — «телеграфный стиль». Такая речь — итог тяжёлой адаптации. При лёгкой — она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребёнка пополнение его активного словарного запаса.
Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребёнок сильно заторможён или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как «ванька-встанька». Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим «волчьим» аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
Очередная простуда.
Как же отнестись к тому объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Ведь даже Бенджамин Спок отмечает: «Нужно признаться, что в детском саду дети чаще простужаются, чем дома». И тому есть очевидные причины. Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, представляет собою сильный стресс-фактор для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него «свои», а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают, что ребенка в саду «простудили».
Самое важное, что следует при этом иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется — бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.
Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.
Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее «изголодался», и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.
Может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удается преодолеть отторжение ребенком детского сада. Если совершенно очевидно, что ребенку в саду плохо и издержки общественного воспитания в данном случае перевешивают все преимущества, все равно не торопитесь вешать на малыша ярлык «безнадежно домашнего». Вероятно, просто не удалось создать ему те условия, которые обеспечили бы нормальную жизнь в детском коллективе. За конкретным советом — как выйти из этой ситуации — лучше обратиться к специалисту-психологу. Ну а если не помогают никакие советы, остается только попробовать в домашних условиях обеспечить ребенку те преимущества, которые дает детский сад. При этом родителям приходится в какой-то мере поступиться своими интересами. Детский сад помогает решать одни проблемы, но часто порождает другие. Надо просто решить, какие для вас важнее.
Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – от латинского «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
1. Возраст.
2. Состояние здоровья
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— пользоваться ложкой;
— активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.
Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.
Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательное переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.
Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.
Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенка детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото.)
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е, четкое соблюдение режима.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад.
Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Принесите в группу свою фотографию.
5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)
6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
8. Устройте семейный праздник вечером.
9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
10. Будьте терпеливы
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада
2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6. Поддерживать дома спокойную обстановку.
7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Что делать, если ребенок не хочет идти спать
1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает.)
2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
6. Спойте ребенку песенку.
7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.
Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки
1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.
2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
3. Убирайте игрушки вместе.
4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.
Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей на тему: «Адаптация детей к детскому саду. Как избежать ошибок?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Алексеевка
Базарно – Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Консультация для родителей на тему:
«Адаптация детей к детскому саду. Как избежать ошибок?»
Воспитатель:
Камзолова Н.А.
2017г.
Консультация для родителей. «Адаптация детей к детскому саду. Как избежать ошибок?»
Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение ; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия; нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды; помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.
Задачи:
— показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения;
— предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребёнку;
— создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду ;
— устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды;
— продумать алгоритм совместных действий с родителями;
— раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Уважаемые родители!
Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребёнка – он идёт в детский сад. И для того чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать больше об особенностях этого сложного периода.
В возрасте 1,5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст — наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему?», «куда?». И это далеко не всё. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него — игра. И родителям надо понимать, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем!». Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой. В игре же происходит и развитие речи малышей.
Хорошо помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Идея методики заключается в том, чтобы подготовить и рассказать ребенку о детском садике на примере игры, а именно самым приятным для ребенка способом. Играть в садик необходимо уже за несколько месяцев до поступления в него вашего малыша. Можно использовать самые разнообразные игры: «Кукла Даша пошла в садик. У Даши в садике будет свой шкафчик. Даша нашла много новых друзей». Подтолкните ребенка наводящими вопросами: «А ты хочешь свой шкафчик?», «Покажи, как ты будешь спать в садике; как будешь играть».
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду.
Для каждого именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?
Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Но для того чтобы он прошёл без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.
Что же для этого нужно?
1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
2. В уголке для родителей висит листок режима дня ребёнка. Это ещё один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большой степени с режимом ДОУ: завтрак, обед, сон, полдник, укладывание на ночь. И стараться максимально придерживаться этого режима.
3. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
В первый день вы приводите ребёнка на несколько часов, лучше, если это будет совместная прогулка; во второй день – можно повторить прогулку и добавить обед. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.
Но вот ребёнок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть?». Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребёнок плачет – и успокаивается эмоционально, он даёт «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.
Как облегчить период привыкания к детскому саду
Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации , был сделан вывод, что, оставляя ребенка в детском саду, родители беспокоятся, как он проведет день без них. Это нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же, нежелание
малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно домой любую маму заставят волноваться. Поэтому хотим поделиться важными рекомендациями, как облегчить ребенку период адаптации.
— Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
— Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 1,5-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
— Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
— Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
— Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку.
— Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.
— Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
— Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 1,5-3 лет к садику:
Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием. Хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!
Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей. Адаптация детей в ДОУ.
Консультация для родителей.
Адаптация в детском саду.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
Обычно, когда мама собирается отдавать ребенка в детский сад, она представляет себе такую замечательную картину: малыш заходит в садик, с восхищением оглядывается вокруг, машет маме ручкой, и радостно бежит играть с кучей игрушек и толпой незнакомых деток.
На самом деле чаще всего случается такая картина: ребенок плачет, цепляется за маму и умоляет ее не оставлять его в этом ужасном месте.
Такое поведение ребенка является совершенно нормальным: природа не предусмотрела механизма адаптации ребенка в ситуации «остаться без мамы», тем более — в том юном возрасте, когда обычно в нашей стране детки массово идут в ясли или сад. За все время нашей эволюции человеческому детенышу остаться без мамы в незнакомом месте, с незнакомыми людьми — означало скорее всего погибнуть, поэтому это очень стрессовое событие, которому ребенок изо всех сил сопротивляется.
Итак, правило №1 хорошей адаптации: маме нужно уметь спокойно воспринимать ситуацию «Я не хочу здесь оставаться без тебя!» и быть готовой к тому, что даже если малыш до этого момента легко оставался без нее с бабушкой или няней, в детском саду могут быть сложности. И это нормально.
Что в организме ребенка происходит при стрессе? В больших количествах выделяется адреналин. Это такой гормон, который командует организму драться, бежать и спасаться. Под его воздействием сразу расширяются кровеносные сосуды, кровь уходит из желудка (не до еды — спасаться надо!), в кровь выделяется инсулин, который расходуется всем организмом (кроме мозга) на энергичные действия. При активном расходовании адреналина по назначению его уровень в крови падает, организм успокаивается, последствия стресса для организма — минимальные.
Если стрессовая ситуация раз за разом продолжается, а выхода двигательной активности нет, адреналин накапливается в крови, и начинается выработка кортизола. Это тоже стрессовый гормон, но действует он совсем по-другому: сосуды, наоборот, сужаются, все системы жизнеобеспечения организма затихают, а все питательные вещества поступают мозгу (видимо, для того, чтобы он лучше работал и придумал наконец выход из этой ужасной ситуации). При часто повторяющихся стрессах, во время которых проблема на уровне адреналина не решается, а в кровь раз за разом выделяется кортизол, начинаются проблемы со здоровьем.
Отсюда правило адаптации №2: необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. По дороге в сад и из сада, в выходные, по вечерам — при каждой удобной возможности. Именно поэтому не стоит запрещать ребенку по вечерам после сада, уже дома, беситься, бегать, кричать и скакать. Очень хорошо в период адаптации помогает бассейн, активные коллективные игры с мячиком, с беготней и криками.
Правило адаптации №3: ребенка нужно оставлять в знакомой обстановке. Поэтому перед тем, как оставить ребенка в детской группе одного, обязательно нужно показать ему все-все: где он будет есть, где — спать, где лежат игрушки, а где- книжки, и обязательно — где находится туалет. Часто бывает так, что вторая попытка «отдать ребенка в сад» через некоторое время после первой неудачи оказывается вполне приемлемой, и именно по этой причине: ребенок уже знает, что его ожидает в садике, как выглядит группа и какие в ней правила поведения.
Правило адаптации №4: попрощаться с ребенком, обнять его покрепче — и уйти. Оставаться с ним в группе первое время — означает рубить хвост по частям: ребенок привыкает к тому, что мама находится с ним в этом месте, и когда приходит время оставить его одного, опять начинается адаптация по новому кругу к новым обстоятельствам, опять стресс. Поэтому в первые дни лучше оставить ребенка хоть на четверть — полчаса — но ОДНОГО, и обязательно со словами «Я сейчас уйду, но обязательно быстро-быстро за тобой вернусь!» Помните, что, когда мама уходит, маленькому ребенку кажется, что она ушла навсегда. Важная информация, повторяемая словами — что мама уходит, но обязательно вернется — может не сразу дойти до ребенка (адреналин отключает мозг, мы помним), поэтому нужно закрепить эту ассоциацию многократным примером.
Если ребенок после вашего ухода орет и никак не отвлекается на все ухищрения воспитателя, игрушки и товарищей, лучше вернуться за ним побыстрее. Но на следующий день уходите снова. Рано или поздно стресс от разлуки будет уменьшатся от того, что у ребенка появится уверенность: тут безопасно и мама обязательно вернется.
Правило адаптации №5: иногда плакать — полезно!
Родители на плач ребенка реагируют по-разному, но практически все пытаются прекратить его как можно быстрее: отвлекают, уговаривают, уносят подальше от опасности. Ребенок под действием уговоров старается не плакать, успокаивается, как умеет. А потом, через какое-то время… начинает подкашливать. В период адаптации покашливание слышно в группе очень часто. Почему это происходит? В том числе и потому, что дети стараются не плакать, как просят их взрослые. Такое покашливание — проявление своеобразного спазма, заменителя подавленного плача. А потом, при регулярных проявлениях таких спазмов, следует реакция родителей: кашляет, в садик можно не вести, остаемся дома. Ребенок очень быстро улавливает эту связь. Отсюда растут частые заболевания психосоматической природы вследствие стресса (не путать с частыми ОРВИ и бактериальными инфекциями при адаптации) — организм учится реагировать болезнью на стресс.
Правило адаптации №6: транслируйте положительные эмоции!
Чаще всего отправка ребенка в сад очень сильно окрашена эмоциональными воспоминаниями мамы о своем опыте пребывания в детском саду. Если мамин опыт был положительным, это очень хорошо для адаптации (исключая те случаи, когда мама транслирует разочарование в том случае, если действительность не совпадает с ее радужными воспоминаниями). Если мамин опыт был не очень радужным, то ее положительные впечатления от реальности «а здесь очень даже ничего!» тоже очень помогают ребенку. В случае, если мама имела отрицательный опыт и транслирует мысль «боже, какой ужас, я в свое время прошла через такое и сейчас все это повторяется для моего бедного малыша» — с огромной вероятностью ребенок будет оправдывать мамины ожидания «ужаса». Даже если у мамы не было вовсе никакого опыта, то имеет место трансляция «сама я не была, но люди говорят, что это ужасно», потому что неизвестность чаще всего сопряжена со страхом.
Тревоги, связанные с собственным детским негативным опытом, хорошо снимаются сознанием.
Во-первых, маме необходимо «придумать» другую, положительную реальность. Чем четче придуманная картина — тем спокойнее мамина реакция на поведение ребенка во время адаптации, тем лучше сама адаптация.
Во-вторых, нужно вернуться в воспоминаниях в свои давние травмирующие ситуации и «переиграть» их таким образом, чтобы они закончились вашей победой. Лучше проделать это с собеседником, вслух — и при качественном «переигрывании» эти эпизоды перестанут быть для вас травмирующими, а следственно, изменится и ваше восприятие сегодняшней ситуации с ребенком.
Правило адаптации №7: обязательно познакомить ребенка с воспитателем! Точно так же, как вы знакомили ребенка с группой, необходимо познакомить его с тем человеком, который будет о нем заботиться в ваше отсутствие. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ воспитателя: подчеркивайте ее достоинства, хвалите ее, дарите ей вместе с ребенком маленькие подарки. Во время предварительных «ознакомительных» прогулок все ее действия по возможности объясняйте как можно подробнее. Оставлять ребенка с незнакомым человеком — значит заведомо усилить его стрессовую ситуацию.
Вместо послесловия. Воспитатели и нянечки, долго работающие в детском саду, рассказывали мне об одной особенности поведения маленьких деток, которых родители впервые начали водить в детский садик. Если у мамы есть какие-то сомнения относительно того, будут они водить ребенка в садик и дальше, или лучше бы посидеть дома до школы или даже еще лучше — до армии – адаптация ребенка сильно затягивается. Если же отступать некуда (если мама настроена решительно, уверена в пользе времяпровождения в детском коллективе, или же ей не с кем оставить ребенка, а на работу выходить надо как можно скорее) – адаптация проходит намного легче и быстрее.
Адаптация в детском саду. Часть I
Как выглядит адаптация?
Это не только очевидный момент привыкания ребенка к саду – насколько добровольно он туда идет, насколько спокоен и весел в саду и насколько сильно и долго виснет на маме, когда она пришла его забирать. Адаптационные процессы затрагивают все сферы жизни – аппетит, ночной сон, утомляемость, восприимчивость к новой информации, психическая лабильность, гибкость реакций, устойчивость к раздражителям. Ребенок может вполне весело проводить время в саду, с радостью бежать туда после выходных, но дома стать капризным, раздражительным, «тормозным» — это тоже форма адаптации.
Родители должны понимать, что адаптация — это не зло с которым нужно бороться, не проблема, это её решение, позитивный процесс подстройки человека к новым условиям. Поскольку это процесс он должен проходить некие стадии, вы регулярно должны видеть движение. Если процесс никак не меняется на протяжении 2-3 недель значит есть проблема, механизм адаптации не справляется со своей задачей.
Стоит заметить, что к большому сожалению родителей определить заранее, как у ребенка пройдет адаптация, невозможно. Дети активные, оптимистичные, общительные тяжело проходят этот период не реже, чем нежные и пугливые мамсики. Нельзя выделить какие-то черты характера у 2-3-4 летних детей по которым можно дать верный прогноз чего же ожидать родителям в этот период.
Хотя в целом разумеется дети, предварительно находившиеся в более стабильной обстановке имеют преимущества в адаптации перед детьми, чья жизнь на данный момент и без сада сложна. Так же более защищены от внешних обстоятельств и перемен дети, воспитываемые в принципах доверия, свободы, принятия.
Адаптация бывает разная, очень разная. В целом можно сказать, что у человека, и у ребенка в частности, активный адаптационный период к изменениям подобного масштаба длится до 2-х месяцев и до 6 месяцев может идти остаточный (незаметный невооруженному взгляду) период.
Внутри этих 2-х месяцев у разных детей процесс может протекать по-разному, но можно условно, очень приблизительно выделить некоторые основные группы.
Активная адаптация:
Ребенок с первого дня нервничает, переживает, бурно реагирует на уход родителя, на то что завтра снова в садик. Хоть такая адаптация и пугает маму, но это вполне нормально. Бурная эмоциональная реакция при нормальном протекании процесса может длиться до 2-х недель (т.е. где-то от первого дня до 14-го накал страстей должен начать падать).
Отложенная адаптация:
Первые дни (от 3-х дней до 3-х недель) ребенок добровольно и даже радостно, бегом, забыв поцеловать маму уносится в группу. Счастливая мама расслабилась, успела погордится стойкости и психической стабильности своего чада, похвастаться знакомым и родственникам и тут – бац!- в одно прекрасное утро у ребенка скандал и рев как у других был в первый день и далее по полной программе.
По наблюдениям где-то около 35-40% детей адаптируются именно таким образом.
Пассивная адаптация:
Самый коварный вариант, потому что многие родители не соотносят его с детским садом и вместо того, что б помочь ребенку адаптироваться, изменения в его состоянии объясняют другими, ложными причинами и борются с ними.
При пассивной адаптации приспособление к новым условиям идет не за счёт психического ресурса, а за счет соматического – поход в сад и все что с ним связано может не вызывать у ребенка никакого негатива и даже наоборот только позитив, но появятся изменения в других, напрямую не связанных с садиком областях. Аппетит, вкусовые пристрастия, повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость и качество усвоения новой информации, общая нервозность, капризность, привязанность к ритуалам, изменение стула(следите за запорами и в саду, обязательно интересуйтесь был ли у ребенка стул и какой).
И при активной и при отложенной адаптации вполне могут встречаться элементы пассивного соматического реагирования.
Проваленная адаптация:
Адаптация это процесс приспособления организма и психики к новым условиям. Но надо понимать, что не ко всем условиям человек может адаптироваться и виновен тут не организм и не протекание самой адаптации, а внешние обстоятельства к которым приходится приспосабливаться. В таком случае бессмысленно сосредотачиваться на процессе адаптации, надо менять условия к которым ребенок адаптируется.
Если состояние ребенка плохое (нарушен эмоциональный фон, не меняется интенсивность негативной реакции на сад и\или есть общая соматическая реакция — нарушен аппетит, сон и т.п.) и никак не меняется на протяжении 2-3 недель значит в адаптации есть проблема – нагрузка на этот конкретный организм, эту конкретную психику выше, чем его способность подстроится. Тут обратится к другим методам, к профессиональной помощи.
Если состояние ребенка не меняется (или ухудшается) в течении 1-2 месяцев значит надо в корне менять условия, это показатель того, что адаптация к предложенным условиям не возможна. Или ребенку не подходит конкретно этот сад (методы, кол-во детей в группе, режим и т.п.) или не подходит сад вообще (в этом возрасте или в принципе)
Быстрая адаптация:
Адаптация, которой не было, быстро, гладко без проблем. В теории бывает, на практике не видела и не слышала о таком никогда. Бывает более легкая или более сложная адаптация, но что б ребенок с первого дня без каких-либо трудностей пошел в сад и так бы в него и проходил весь год – это феномен. Скорее всего это или отложенная адаптация или пассивная.
Как уже говорилось выше, нормальная адаптация, независимо от того, какого она типа, занимает до 2-х месяцев (т.е. может занять 1 неделю, 3,5, а может 2 месяца).
За это время от своей острой фазы ребенок должен перейти к полной адаптации. Это не значит что он будет счастлив ходить в сад. Адаптированность к условиям и получение от них удовольствия – две большие разницы и не всегда они напрямую связаны.
Пропуски сада по болезни влияют на эти сроки. Каким именно образом зависит от того в какой момент прервалось хождение в сад. Начинать все заново после выписки обычно не приходится, хотя конечно некоторый регресс есть.
Адаптация к детскому саду. Часть II
В первой части было о том, как выглядит адаптация, сколько времени занимает, и на какие типы её можно условно поделить.
Теперь же о самом интересном для вас – о том что делать и чего не делать родителю во время адаптации ребенка к детскому саду.
Что бы помочь ребенку, во-первых, и это самое главное, родители должны быть спокойны, уверены в себе, в правильности того, что они делают. Если родитель нервничает, не уверен, испытывает вину — это только осложняет дело. Если у вас такое острое чувство вины может действительно не стоит ребенку в этом году идти в садик? А если это рациональная необходимость, то чувство вины надо умерить, причем очень сильно. Именно по реакции родителя ребенок ориентируется что хорошо, что плохо, что приятно, что противно и что должно происходить, а что не должно. Если с ребенком происходит то, что должно, он проще и быстрее мирится с тем, что ему не очень нравится. Ну а дальше конкретика. Начнём с того, что обычно родители делают неправильно.
1. Чего не делать:
Не отрицайте чувства ребенка говоря ему «не бойся», «не плачь», «не расстраивайся». В принципе это касается не только адаптации, но и любого другого момента в жизни. Когда вы говорить ребенку «не бойся» вы желаете ему только добра – чтоб у него не было неприятного чувства. Но он УЖЕ боится. Может ли уже существующее чувство пройти от того, что кто-то сказал тебе его не испытывать? Когда вы говорите ребенку «не бойся, не плачь» он слышит только то, что вы его не понимаете и не принимаете. А если вы его не понимаете, то в лучшем случае ничем не можете помочь, а в худшем усугубляете негатив у ребенка «критикой» — «мама говорит не бойся, а я боюсь – я плохой (трусливый) не оправдываю мамины ожидания».
Что делать:
Если ребенок плачет, боится, расстраивается посочувствуйте ему, обнимите его «Я понимаю, что тебе страшно, но ты справишься», «Я вижу что тебе грустно, зайка, я тебе очень люблю».
Не возражайте ребенку, объясняя, что он не должен чувствовать то, что чувствует. Сначала примите его чувства такими, какие они есть, без споров и аргументации. Потом в спокойной обстановке, можете предложить ему свои идеи.
Если вы не уверены в том, какие именно чувства испытывает ребенок – спросите его. Если он боялся одного, а вы начнете сочувствовать по другому поводу скорее всего ребенок в итоге будет боятся и первого и второго.
Поговорите с ребенком, когда он обеспокоен «Что тебя беспокоит, малыш? Ты чего-то боишься? – Нет. – Тебе грустно? — …»Но не давайте малышу увлекаться себя желанием, мягко выводите его из плохого настроения.
Проговаривая с ребенком его чувства не увлекайтесь сравнением с собой «я тоже …», «у меня тоже …», «мне тоже …». Это хорошо в качестве примера, но когда этих примеров слишком много или когда родитель слишком увлеченно о них рассказывает получается что разговор не о ребенке и о его проблемах, чувствах, а о чувствах и проблемах родителя.
2. Чего не делать:
Не надо излишнего энтузиазма на тему как там весело, чудесно, вкусная еда, много игрушек и т.п. Это прекрасные аргументы, но если вы перегнете палку, а ребенок это сразу почует, то все ваши слова он будет слышать только со знаком минус. Если там действительно так здорово зачем бы маме понадобилось обманывать? Если она обманывает, значит там какой-то жуткий жуть. (И почему родители думают, что дети не замечают их дурной актерской игры?)
Что делать:
Расскажите о тех плюсах, которые действительно кажутся вам плюсами. Вы были в садике, в группе — расскажите о том, что вам понравилось, что показалось интересным. Если вы думаете, что вашего ребенка заинтересуют игры с другими детьми, новые игрушки, занятия – говорите об этом.
3. Чего не делать:
Не сравнивайте сад с работой. Они взаимосвязаны, но все-таки хождение ребенка в садик это не его работа, это вообще не работа.
Говоря ребенку, что сад это его работа, вы мало того что врете, так ещё и нагружаете ребенка лишней ответственностью, обязанностью.
Не говорите ребенку, что он взрослый и теперь должен ходить в сад. «Взрослость» это весьма умозрительное преимущество, а необходимость делать то чего не хочется (ходить в садик) вполне конкретный недостаток. Привлечь ребенка к саду абстрактной «взрослостью» только за счет того что вы это слово произносите с гордостью не удастся. Зато сформировать у ребенка убеждение, что быть взрослым это трудно и неприятно, ответственность, долг и прочие тяготы — такими методами очень легко. Собственно большинство взрослых живут с этой установкой не сказать что б очень мучаются, но до определенной степени страдают это точно.
Что делать:
Объясните как есть – «мама с папой ходят на работу, а за тобой должен кто-то присматривать, я же не могу оставить тебя дома одного. Поэтому мы идём в садик». Если у вас какая-то другая причина – её и излагайте, дети заслуживают честного ответа. Когда ребенок слышит честный уверенный ответ, он может не придет немедленно в восторг, но ему будет проще принять предлагаемые обстоятельства. Если у вас нет резонной причины может действительно стоит подумать, а зачем тогда вообще ребенку сад?
Если уж вы хотите применить аргумент «взрослости». То подкрепите его какими-то явными и значимыми для ребенка преимуществами, которые оно даёт. Правда в 2-4 года вряд ли вы найдёте такие преимущества.
4. Что не делать:
Не обманывайте. Вообще ни на какую тему, ни о том что «вернетесь через минуточку» ни о том что «тебе там обязательно понравится», ни о чём либо ещё.
Что делать:
Нетрудно сказать, говорите правду. Это не так сложно, как принято думать.
5. Что не делать:
Не надо сразу расспрашивать адаптирующегося к саду ребенка о том, что он в саду делал, что кушал, с кем играл. Это только напряжет его.
Если у ребенка трудно проходит адаптация, с осторожностью обсуждайте с другими членами семьи, знакомыми тему детского сада при нём. Или не обсуждайте её вовсе. Когда у ребенка что-то болит, разговоры об этом могут быть для него очень неприятны.
Что делать:
Дайте ребенку разобраться самому нравится ему в саду или нет. Когда забираете его домой, просто пообщайтесь с ним, эмоционально, тепло. Уделите внимание тому, что интересно ему, говорите с ним о том, о чем он хочет, не навязывайте свои темы и вопросы. Если позже, когда вы придете домой, сделаете какие-то свои обычные дела, поиграете в игры, это будет уместно – вы спросите про садик. Если нет – то нет. Не настаивайте на ответах, если ребенок промолчит. И не поправляйте если он скажет «неправду», это его видение на данный момент, пусть оно будет таким какое есть.
6. Чего не делать:
Не подкупайте ребенка игрушками, сладостями принесенными в садик или купленными по дороге домой, а так же обещаниями мультиков по приходу из садика. Подкуп это всегда плохой, очень плохой путь в родительско -детских отношениях.
Что делать:
Ребенку важны не игрушки и шоколадки, а то, что мама его любит, не бросит, что он ей очень-очень важен. Покупка «взяток» это довольно плоская замена тому, что на самом деле нужно малышу. Держите ребенка на ручках, смотрите ему в глаза, трогайте, гладьте, целуйте. Разговаривайте с ним ласково и терпеливо. Если купите что-то в подарок пусть это будет сюрприз, спонтанная радость которую вы предлагаете ребенку от чистого сердца, а не результат торга или способ задобрить малыша (а тем более не способ искупить вину за его утренние слезы).
Это то, что касается типичных ошибок родителей. Но кроме того, чтобы не делать распространенные ошибки, можно делать что-нибудь правильное и хорошее.
Выберете утром вместе с ребенком, какую игрушку или книжку он возьмет сегодня в сад. В большинство садов можно брать с собой игрушки. Дайте ему в для садика «кроватную» игрушку, которая будет лежать в его детсадовской кроватке. Об этом тоже нетрудно договориться с воспитателем.
Покупайте красивую сменную одежду и тапочки, которые понравятся ребенку, специально для садика. Эти вещи будут лежать в его шкафу, вместе с другими. Зафиксируйте внимание ребенка на том, что это его шкаф. Расскажите ему про каждую вещь, которую кладете туда – носовые платки, сменные трусы, запасную футболку – «это твои чистые трусики, они будут лежать в твоем шкафчике». Можно положить или повесить туда, внутрь, какую-нибудь красивую картинку или фотографию (лучше не фото мамы, а фото ребенка). Малышу тревожно в чужом месте. Пока оно не станет своим он будет тревожиться. Свой шкаф, своя кровать значительно приближают этот момент.
Создайте дома максимально стабильную обстановку. До тех пор, пока не закончится адаптация в идеале дома не должно быть никаких перемен – отъезда-приезда родственников, перестановок, ремонта, выхода кого-то из родителей на работу (если этот выход заметен ребенку, родитель отсутствует не только пока чадо в саду но и в другое, привычное ребенку, время). Избегайте даже приятных перемен. Это касается и нововведений в рационе.
Уменьшите нагрузку на нервную систему – отмените на время развивающие занятия и «обучалки», сократите до минимума телевизор, мультики. Минимизируйте визиты гостей к вам и ваши к ним. Не стоит во время адаптации развлекать детей зоопарками, кино, цирками и прочими бурными радостями детско-светской жизни.
Тоньше и терпеливее отнеситесь к запросам ребенка, его настроению, капризам. Уделите особое внимание не тому, как вы отводите ребенка из садика, а тому, как забираете его. Можете придумать какой-нибудь ритуал-игру для возвращения домой, сделайте этот момент особенным, приятным.
Обратите внимание на утро дома перед садиком. Сколько времени нужно ребенку, чтобы достаточно проснуться и быть готовым к активной жизни? Может стоит раньше его будить или наоборот позже. Дать ли ему перекусить или нет. Может будет уместна небольшая игра или 5-10 минут общения, просто контакта с мамой.
Постарайтесь понять, что именно ребенку больше всего тревожит в вопросе садика – другие дети, новое место, расставание с мамой, страх, что она не придет его забрать. Разобравшись постарайтесь нивелировать опасения малыша.
Главное не бойтесь сами, тогда и с ребенком все будет в порядке.
Консультация на тему: Что это такое — адаптация?
Что это такое — адаптация?
Это привыкание или приспособление организма к совершенно новой обстановке. Для малыша детский сад является новым неизвестным еще пространством, с новыми отношениями и окружением.
Адаптация, как правило, протекает сложно и сопровождается массой отрицательных сдвигов в организме ребенка. Причем эти сдвиги происходят сразу на всех уровнях и во всех системах. Если бы Вы знали, что в действительности творится в его душе и организме, когда он впервые отправляется в детский сад, никогда бы туда его не отдали. На самом деле малыш находится в сильнейшем нервно-психическом напряжении, причем постоянно. Он на грани срыва и ощущает стресс в полной мере.
Присмотритесь е нему повнимательней. Он болен или здоров? Ни то и ни другое. Малыш пребывает в особом «третьем состоянии» балансируя между болезнью и здоровьем. Нечто подобное было с Вами во время беременности. Находиться в таком состоянии постоянно нельзя. Поэтому вскоре ваш ребенок или заболеет, в самом деле, или снова станет самим собой. При минимальной выраженности стресса очень скоро вы позабудете обо всех негативных сдвигах беспокоящих Вас сегодня.
Срыв же, как правило, свидетельствует тяжелой или неблагоприятной адаптации.
Стоит уточнить, что провоцирует у ребенка стресс.
В первую очередь — отрыв от матери. Малыш, с первых дней, неразрывно с Вами связан и мама главное, что у него есть и будет. И тут самая прекрасная и любимая мама бросила на его среди ужасной незнакомой обстановки, а вокруг незнакомые ранее дети и никому нет до него дела. Чтобы здесь продержаться, необходимо вести себя иначе, чем дома. Однако этой новой формы поведения он не знает, поэтому страдает и боится сделать что-нибудь не так. Страх поддерживает стресс, замыкая порочный круг, который имеет точное начало — разлука, отрыв от матери, сомнения в ее любви.
Разлука, затем страх, стресс, срыв адаптации и как завершение — болезнь. Все это свойственно ребенку с неблагоприятной или тяжелой адаптацией. При таком типе адаптации, как правило, процесс затягивается, и ребенок приспосабливается к коллективу месяцами. Детей с тяжелой адаптацией, а ее, как правило, прогнозируют еще в детской поликлинике, лучше не отдавать в сад в три года, а чуть позже, если, разумеется, есть такая возможность, по мере совершенствования механизмов адаптации.
Не забывайте и о кризисе трех лет. В это время ребенок ощутил себя личностью и желает, чтобы все это видели. Поэтому он весь на пределе, рьяно отстаивая перед окружающими свою личность, и его психика становится намного ранимее. И вот именно тогда, когда малыш остро нуждается в маме, когда требуется пощадить его и без того ослабленную нервную систему, он получает дополнительную к кризису нагрузку. Вы невольно взваливаете на его плечи груз адаптации к садику, не отдавая себе отчета, что это может его «надорвать». Однако все не так плохо. В детском саду имеется свой уже отработанный алгоритм адаптации. Чаще всего ребенок привыкает к детскому саду по такой схеме:
— для того чтобы малышу было легче познакомиться с другими детьми и воспитателями, мама приводит его на вечернюю и/или дневную прогулку несколько раз. Причем крайне важно, чтобы ребенок увидел, как за детьми приходят родители;
— первую неделю ребенка приводят попозже, часам к девяти, чтобы он не увидел отрицательных эмоций или слез других детей во время расставания с мамой. Лучше всего, чтобы малыш был сыт, поскольку очень часто дети отказываются кушать в обстановке, которая им непривычна;
— всю первую неделю вместе с малышом в группе остается мама, чтобы ему было спокойнее. По окончании утренней прогулки ребенок идет домой;
— вторую неделю ребенок остается в группе столько же времени, но уже без мамы, которая приходит после утренней прогулки. Ребенок кушает в ее присутствии, и они отправляются домой;
— третью/четвертую неделю малыш остается на дневной сон. И его забирают, как только он проснется, постепенно увеличивая время нахождения малыша в садике.