4Й месяц развития младенца: Календарь развития ребенка. 4-й месяц – особенности развития малыша. Магазин «Детка» дает полезные советы мамам

Содержание

Календарь развития ребенка. 4-й месяц

Грудной ребенок, который продолжительное время для вас оставался новорожденным нежным созданием, хотя период новорожденности заканчивается с первым месяцем жизни, уже начинает получать другой статус, проявляя все новые и новые способности. Вы осознаете, что малыш растет, и это проявляется не только в увеличении массы тела, но и в двигательных привычках, общении, его собственном восприятии окружающей среды. Формируется новый человек, личность. И одна из важнейших ролей в становлении этого человека отводится именно Вам…

Присмотритесь внимательнее к волосам малыша. В этом возрасте закладывается новый цвет и качество волос. Возможно, вы не заметили, что в течение нескольких последних недель малыш теряет свои первичные волосики (нежные, тонкие, часто кудрявые), с которыми он родился, и вместе с тем отрастают новые. Этот процесс будет длиться месяц или и два. Цвет глаз также изменяется. Если ребенок родился с голубыми глазами, то именно теперь вы заметите, что они темнеют, и со временем ваш малыш станет кареглазым или кареглазой, — как и вы. Только тогда, когда голубой цвет глаз будет оставаться до шести месяцев, можете надеяться, что это — навсегда.

Малыши, родившиеся у смуглых кареглазых родителей, преимущественно имеют светло-коричневый цвет глаз. Но когда ребенок достигает четырехмесячного возраста, его глаза становятся темными, как у родителей.

Физическое развитие

Конечно, малыш продолжает набирать в массе. Если у вас есть возможность контролировать прирост массы каждую неделю, то он должен составлять 140-170 г. На протяжении всего четвертого месяца жизни ребенка масса увеличивается на 600-750 г. Хотя не забывайте, что эти показатели есть лишь ориентировочными нормами. Каждый грудной ребенок имеет свои, запрограммированные природой, темпы увеличения массы. Длина тела увеличивается приблизительно на 2-2,5 см. Тело постепенно, в меру усовершенствования и развития мышц, приобретает крепкий, сформированный для грудного ребенка, вид.

Двигательная активность

Под конец четвертого месяца малыш уже уверенно манипулирует своей головкой. Он продолжительное время удерживает ее, лежа на животе. А в положении на спине легко поднимает голову, дотрагиваясь, подбородком к груди, чтобы «тщательнее» рассмотреть свои ступни. Кроме этого, малыш с готовностью крутит головкой во все стороны, следя за окружающим.

Если в прошлом месяце не было удачных попыток перевернуться со спины на живот или наоборот, то в течение этого месяца малыш способен научиться выполнять это упражнение. Причем, лежа на животе, ребенок уже способен опираться на предплечье обеих рук и делает попытку переложить удержание своей грудной клетки и головы на одну руку, с целью освободить другую для того, чтобы что-нибудь ухватить.

Руки остаются объектом пристального внимания. Грудной ребенок сводит ручки к средней линии, следит за ними целенаправленным, координированным взглядом. Пальцы рук не сжаты. Совершенствуется координация движений рук. Ребенок захватывает игрушку, крепко держит ее, водит вместе с рукой. Потом случайно может невольно упустить. Когда игрушка в руке, малыш следит за ее движениями глазами и проявляет удовлетворение, улыбаясь своей удаче. Как и раньше, собственные кулачки, пальчики или погремушка обязательно «дегустируются» на вкус.

В этот период любимым упражнением малыша становятся активные движения ножками — «велосипед». Колени еще согнуты в состоянии покоя, но время от времени ребенок их разгибает. Занимаясь гимнастикой, можете заметить довольно хорошую подвижность ножек во всех суставах.

Если же малыша поставить вертикально с опорой для ступней, он также может сгибать и разгибать ножки, будто бы приплясывая. Большинство малышей очень любят такие занятия, особенно под ваше пение или музыку.

Бывает, что ребенок на четвертом месяце жизни проявляет попытки к плаванию в положении на животе. Эти движения похожи на рудиментарные (т.е. те, что исчезают) привычки плавания в животе матери. Однако это не так. Взгляните внимательнее, как малыш сопит, закашливается, стонет, недовольно бормочет и даже кричит от неудачных стараний. Это попытки ползать! Как жаль, что в нас, взрослых, не хватает такой решительности и настойчивости в достижении определенной цели!

Наверное, большинство из вас старались в этом возрасте посадить малыша. С вашей поддержкой это возможно. И сколько удовлетворения в глазах малыша! Заметьте, что головка при этом поддерживается в вертикальном положении самостоятельно!

Ни в одном случае не следует оставлять ребенка в положении сидя на продолжительное время (взгляните, как при этом выгибается горбом спинка!). Вы рискуете утомить малыша или привести к деформации позвоночника. Еще не время сидеть! Применяйте этот элемент как часть гимнастического комплекса. Подтяните ребенка за ручки, в положение сидя, потом медленно опустите.

Часто при движениях ручек и ножек в суставах (коленных и локтевых) можно услышать потрескивание. Нет оснований, чтобы волноваться. Через месяц или два, когда мышцы туловища, рук и ног окрепнут (с вашей помощью во время занятий гимнастикой и массажем), эти явления исчезнут. Причина появления потрескиваний это функциональная незрелость суставного аппарата, в состав которого входят кости, сухожилья, хрящи и мышцы.

Зрение и световосприятие

Малыш хорошо охватывает взглядом предметы на расстоянии 20-30 см. Движения глазных яблок уже координированные. Если на таком расстоянии водить перед глазами яркими предметами красного, желтого, оранжевого, светло-голубого цвета, ребенок будет следить за ними взглядом по всем направлениям: вверх, вниз, в правую сторону, в левую сторону. При этом глаза уже не должны косить.

Под конец месяца ваш малыш начинает наслаждаться окружающим миром в цвете.

Общение

Ребенок четырехмесячного возраста обращает внимание на шум, проявляет любопытство, как к слабым, так и к громким по интенсивности звукам. Известно, что все малыши этого возраста с готовностью отдают предпочтение музыке. Возьмите это на вооружение, когда стремитесь успокоить раздраженного ребенка. И все же максимум удовлетворения ваш малыш получает от собственных звуков. Он повторяет «удачную» их комбинацию снова и снова, будто стараясь запомнить собственное вокальное произведение.

Кстати, много из таких слогов позднее значительно легче будут произноситься как составляющие настоящих слов. Своеобразное «бульканье» постепенно сменяется на «хихиканье», а потом на отдельные звуки «е», «и», «а», «га» и др.

Новым для вас будет и то, что малыш громко хохочет, если вы, играясь, пощекочете его. Эта реакция на вашу «щекотку» является сигналом социального развития. Если же вы замечаете изменение настроения, попробуйте себе это объяснить. Почему ребенок стал сонливым, апатичным или же, наоборот, раздраженным? Может потому, что вы ограничили его объем восприятия! Исправьте эту ошибку. Во время прогулки получите удовлетворение, следя, как реагирует малыш на живую розу, ветвь елки, свежие фрукты, листочки, снег, птичку и на много других вещей. Вы же выполняете чрезвычайную миссию — впервые в жизни этого создания знакомите его с миром!

В награду обязательно получите искреннюю улыбку.

Улыбка остается, как и в предыдущем месяце, основным проявлением удовлетворения и счастья. Она становится проявлением любви ко всем, кто проявляет заботу и внимание к малышу. Разговаривайте больше с малышом, хвалите за каждое достижение, помогайте успешно преодолеть этот путь развития.

Сон

Сон теперь становится более глубоким, беспрерывным и длится 10-11 часов. Днем малыш спит два или три раза: один утром и два после обеда. В котором именно часу укладывать малыша в кроватку, зависит от его индивидуальных биоритмов. Это вы заметите самостоятельно.

Заметив первые признаки усталости, уложите ребенка в кроватку. Эти проявления у каждого малыша индивидуальные. Но есть некоторые, которые встречаются у подавляющего большинства грудных детей: зевание, растирание глаз и отказ от игры бывают у всех деток. Тем не менее, есть дети, которые, наоборот, становятся чрезмерно активными при усталости или начинают интенсивно сосать свой большой палец на руке или ритмически крутить головой. В этой ситуации все зависит от вашего таланта разгадать «код засыпания» малыша.

Первый зуб

Под конец четвертого месяца жизни, возможно, начнут прорезаться первые молочные зубки, хотя на сегодняшний день у большинства грудных детей первые зубы появляются преимущественно в шестимесячном возрасте. Признаками прорезывания зубов будут раздражительность, беспокойство малыша, кусание деснами всего, что попадает в рот, иногда повышение температуры тела до 38-39 градусов, жидкий стул и даже ринит. Какие именно признаки будут у вашего ребенка, зависит от количества зубов, которые прорезаются, зрелости и совершенства центральной и периферической нервной систем, типа телосложения, состояния иммунной системы организма.

Первыми, как правило, появляются два нижних центральных резца. При прорезывании десны в этом месте покрасневшие, отекшие. Малыш раздраженно растирает этот участок всем, что тянет в рот. Поэтому в этот период важно приобрести резиновое кольцо или фигурку, наполненную внутри водой. Кольцо кладут в холодильник, а потом дают малышу. Холод успокаивает десну, снимает зуд и боль. В аптеках есть в продаже препараты, которые содержат в своем составе анестезирующее вещество, которые выполняют дубильную и обезболивающую функции, а также успокаивают раздражение десен.

Посещение педиатра

Вероятно, вы уже хорошо знакомы со своим врачом и можете выяснить все вопросы, которые вас беспокоят. Помните о целесообразности соблюдения определенного режима дня, питания, следите за порядком введения новых продуктов, посоветуйтесь относительно новых игрушек для малыша, которые бы лучше всего развивали его психоэмоциональную сферу. Педиатр проконтролирует, достаточно ли проводится профилактика рахита, анемии, посоветует как лучше подготовить ребенка к следующей ревакцинации АКДС и полиомиелита — в 4,5 месяцев.

Ваш малыш растет, требуя от вас все новых и новых умений его понять и помочь. Но даже если вы не «новоиспеченная» мама, а опытная, у которой есть уже старшие дети, не полагайтесь на свой опыт в воспитании предыдущих детей, а постоянно познавайте, наблюдайте, совещайтесь со своим семейным врачом или педиатром. От этого зависит здоровье и будущее всей вашей семьи.

Мои достижения

Интеллектуальные

Активный период по часу и больше в дневное время между периодами сна.
Имею кратковременную память от пяти до семи секунд.
Улыбаюсь и издаю звуки больше в присутствии людей, чем в одиночестве.
Люблю создавать новые звуки и имитировать знакомые тона.

Социальные

Смеюсь, когда со мной говорят, и требовательно кричу, если игра вдруг прекращается.
Интересуюсь своим отображением в зеркале и улыбаюсь ему.
Выдаю звуки, чтобы привлечь чье-нибудь внимание.
Смеюсь, если меня щекочут.
Восторженно слушаю музыку.
Люблю объединять прием пищи с игрой.

Сенсорно-моторные

Могу удерживать маленькие предметы между большим и указательным пальцами.
Тяну все объекты к себе и «дегустирую» во рту.
Изумленно смотрю на место, с которого только что упал исследуемый объект.
Плескаюсь в воде во время купания.
Проявляю любопытство к запахам и различаю их.
Готов к началу употребления твердой пищи (прикорм).
Могу самостоятельно переворачиваться со спины на живот и наоборот.
Поворачиваю голову во все стороны в положении лежа на спине и на животе.
Пробую выполнить «плавательные» движения и передвигаюсь в кроватке.
Фокусирую взгляд на разные расстояния.
Удерживаю головку в поднятом положении продолжительное время.

Физические

Набираю в массе 700-750 г.
Вырастаю на 2-2,5 см.

Малыш 4 й месяц

На чтение 15 мин.

Форум родителей:

Четвертый месяц жизни ребенка

Календарь развития ребенка по месяцам

Главное событие этого месяца – профилактическая прививка. Эта прививка – не первая, еще в родильном доме ребенок получает противотуберкулезную вакцину БЦЖ. В последние годы некоторым малышам делают также уже в роддоме прививку от гепатита. В возрасте 3-го – начале 4-го месяца ребенок должен получить первую порцию комплексной прививки против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

Даже если ваш ребенок вполне здоров, к предстоящей прививке его надо подготовить. В 3 месяца полагается сделать анализы крови и мочи; если там обнаруживаются изменения, начало прививок отодвигается. Конечно, вы всегда оберегаете ребенка от контактов с больными людьми, но по крайней мере за 3 недели до прививки осторожность надо удвоить. Ведь если ребенок заразится и заболеет хотя бы насморком, прививку придется отложить. Еще неприятнее, если малыш, заразившись, допустим, острой респираторной вирусной инфекцией накануне прививки, заболеет сразу после нее – и заболевание будет протекать тяжелее, и выработка прививочного иммунитета нарушится. Оберегайте ребенка от контактов и в течение 2-3 недель после вакцинации; впрочем, маленького ребенка целесообразно вообще оберегать от них, не носить его с собой в гости (и не принимать гостей у себя), не возить в общественном транспорте. Нельзя изменять режим ребенка за 2-3 дня до прививки и сразу же после нее (впрочем, на четвертом месяце режим остается прежним).

Обычно в начале 4-го месяца большинству малышей врач рекомендует вводить в питание фруктовый сок, но это лучше сделать через несколько дней после первой прививки. Обычно первый сок – яблочный (в зависимости от сезона – из свежих яблок зеленых или желтых сортов или осветленный сок из бутылочки – специальные консервы для малышей). Сок вводят после кормления или между кормлениями (если ребенок склонен к срыгиваниям), начиная с 2-3 капель и за месяц доводят до 2-3 чайных ложек, вначале смешивая сок с небольшим количеством кипяченой воды.

Перед прививкой в комплекс гимнастики для малышей не рекомендуется вводить новые упражнения, а если вы закаляете его обтираниями, не снижайте температуру воды. Плавание же на 3-4 дня надо прекратить, и вечером в день прививки ребенка обычно не купают. Утром в день прививки ребенку измеряют температуру, его осматривает врач, чтобы не пропустить начало какого-либо заболевания. Сама прививка проводится в специальном кабинете детской поликлиники – отечественная вакцина против полиомиелита закапывается ребенку в рот, вакцина АКДС вводится внутримышечно (в последние годы некоторые поликлиники применяют французскую вакцину – все 4 компонента прививки вводятся внутримышечно). Вечером обязательно измеряют температуру (при прививочных реакциях она может повыситься не только в этот день, но и в последующие 3-4 дня). Если температура у малыша повышается более чем до 37,2-37,3°С, изменяется поведение, появляются сыпи, рвота и т.д. обратитесь к врачу.

Но вот прививка позади, ребенок перенес ее благополучно, и кормления, прогулки, занятия идут своим чередом. Ребенок спит днем 4 раза примерно по 2 часа и 4 раза бодрствует по 1,5 часа. Если сохраняется естественное вскармливание, можно продолжать кормить ребенка 6 раз в день, если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то лучше кормить его пореже – 5 раз в день с промежутками в 4 часа. Во второй половине четвертого месяца, если рекомендует врач, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре – свежее тертое яблоко, протертый банан, слива, вишня, черешня – или же соответствующие детские консервы. Начинают давать фруктовое пюре обычно с 1/2-1/4 чайной ложки (после молока или смеси) и доводят за 2-3 недели до 3-5 чайных ложек в день. Врач может посоветовать вам несколько попозже ввести пюре из сырых тертых фруктов или ягод (если у малыша неустойчивый стул) – вначале в таких случаях иногда вводится слегка печеное яблоко или отвар из яблок; порекомендовать, в зависимости от особенностей ребенка, какие фрукты и ягоды ему можно давать, а какие – нельзя. Так, детям с экссудативным диатезом (аллергией) обычно не рекомендуют морковный сок, яблоки советуют выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда лучше вообще не давать даже детям без аллергии, сливовый сок и пюре особенно хороши для детей с тенденцией к запорам.

Общий объем пищи к концу 4-го месяца жизни ребенка увеличивается до 1 литра в сутки (включая сок и фруктовое пюре) и остается таким почти до конца 1-го года жизни. Ребенок интенсивно растет – прибавляет в весе еще 750-800 граммов, в росте – 2-2,5 см. В зависимости от сезона года врач может назначить поливитаминный препарат, изменить дозу витамина Д.

Одна из особенностей ребенка этого возраста – интенсивное развитие эмоций. Когда вы наклоняетесь над кроваткой и разговариваете с малышом – он отвечает вам не только радостной улыбкой, но и продолжительным гулением, быстрыми движениями ручек и ножек. Это так называемый комплекс оживления, который можно считать одним из показателей здоровья.

Двигательные умения ребенка также совершенствуются, он целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, умеет поворачиваться со спины на живот, четко поворачивает голову в ту сторону, откуда он слышит голос родителей или какой-либо звук. С малышом уже можно играть в прятки , закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати, – эти игры доставляют ему большое удовольствие. Если у вас есть старшие дети, привлекайте их к уходу за малышом, к занятиям с ним. Это лучший способ избавить старшего ребенка от ревнивого чувства, которое нередко начинает мучить старших детей с появлением нового маленького члена семьи.

Полезное:

Календарь развития ребенка – 4-й месяц

Календарь развития ребенка – 4-й месяц

Четвертый месяц – новая ступень в развитии маленького человечка. Малыш изменяется внешне, становится более пропорциональным и гармоничным, и еще больше меняется психологически. Практически каждый день дитя открывает для себя что-то новое об этом мире, приобретает новые навыки, которые кажутся простыми нам, взрослым, но отнюдь не являются таковыми для маленького. И задача родителей – проявить как можно больше чуткости и внимания в этот период, как, собственно говоря, и в последующие несколько лет.

Физиология ребенка четвертого месяца жизни

Начиная с 4 месяца прибавка в весе будет уже не такой интенсивной, как раньше. Теперь каждый последующий месяц малыш будет набирать немного меньше, чем в предыдущем. Рост тела остается стабильным до года: в среднем 2-3 сантиметра в месяц. В период с четвертого по шестой месяц жизни органы развиваются в разном темпе. Благодаря этому пропорции тела ребеночка становятся более гармоничными. Новорожденные внешне немного напоминают головастиков из-за того, что обхват головы у них больше, чем обхват грудной клетки. На четвертом месяце этот дисбаланс исчезает, и малыш выглядит уже более пропорциональным. Также удлиняются, выпрямляются и крепнут ножки, на которые малыш сможет вставать уже через четыре-пять месяцев.

На четвертом месяце жизни у детей начинается активный рост волос и ногтей. А у родителей появляется новая забота – необходимость волосы и ногти постригать. И если буйные кудри, из-за которых потеет голова, появляются далеко не у всех детей, то ногти растут у всех. Длинные ногти на руках могут стать причиной кожных расчесов и микротравм слизистой оболочки, поэтому их обязательно нужно стричь. Хотя процедуру эту дети обычно не жалуют.

Психология ребенка четвертого месяца жизни

Отличительная особенность психологического развития малыша на четвертом месяце жизни – острая необходимость в общении. Сознание активно включается в работу, теперь уже потребности ребенка не ограничиваются пищей и сном, ему очень нужно ваше внимание. Кроха с удовольствием общается; как может, отвечает на родительские реплики, приводя мам и пап в состояние безграничного счастья. Не умея выразить мысли словами (а мысли вовсю рождаются в его маленькой головке), малыш произносит отдельные звуки, улюлюкает и агукает – одним словом, по мере возможности поддерживает диалог. Лежать одному в кроватке – совсем не то, что нужно ребеночку. Можно оставить его на какое-то время, но злоупотреблять этим не стоит, даже если малыш не плачет. Ему как воздух нужно ваше общество.

Навыки и умения четвертого месяца жизни

Обычно ближе к концу четвертого месяца малыш уже самостоятельно переворачивается со спинки на животик и обратно. Лежа на животе, он легко поднимает верхнюю часть туловища и держит голову, а также поворачивает ее вправо-влево на весу и с интересом рассматривает, что происходит вокруг него. На данном этапе малыш привыкает к ощущению собственного тела, ему будет очень полезен массаж, а также нежные ласковые поглаживания.

На четвертом месяце жизни завершается первоначальное развитие глазного яблока. Малыш внимательно рассматривает незнакомые предметы, сосредоточенно их изучает. Он уже различает цвет, форму, объем. Он узнает знакомых людей даже в новом облике. А всего месяцем ранее мог испугаться, увидев маму в очках или с новой прической.

Наряду со зрением активно развивается слух. Если на четвертом месяце начинать включать ребенку музыку (спокойную и ласковую) или пританцовывать с ним на руках, у него разовьется хороший музыкальный слух. Дети очень чувствительны к звукам, которые для них наполнены особым смыслом. На исходе четвертого месяца любой ребенок, независимо от национальности, пробует имитировать звуки и составляет свои первые слога – ма, па, ба, – которые родители так часто называют первым словом.

Малыш может бодрствовать больше двух часов подряд и даже какое-то время развлекать себя самостоятельно. Подвешенная над кроваткой новая игрушка полностью завладеет его вниманием минут на двадцать, пока не надоест. После этого кроха скорее всего позовет вас. Сил уже прибавилось и просто лежать в кроватке ребенку элементарно скучно. Ему нужно общение. И ваше внимание – его законное право. Найдите время, чтобы поносить его на руках и поговорить с ним. Чем больше внимания вы ему окажете, тем более полноценным будет его развитие.

Еще один шаг в прогрессе ребенка – развитие тактильных ощущений. Теперь он без колебаний сразу же тащит любой незнакомый предмет в рот. Так он познает мир, и ничего с этим не поделать. Следите только, чтобы игрушки, которые окажутся в пределах досягаемости, были чистыми и чтобы от них не отваливались мелкие детали.

Мальчики, нормы по ВООЗ

Развитие ребенка с рождения до 4 месяца

С самого рождения ребенок начинает стремительно развиваться. Новорожденный в первый месяц жизни адаптируется к окружающему миру, помогают ему в этом основные рефлексы: пищевой, защитный и ориентировочный. В этот период главные задачи воспитания – гигиенический уход, правильное вскармливание, формирование суточного ритма.

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, к. психол. н.

На втором месяце развития у ребенка уже ярко появляются основные умения. Он может сосредоточить свой взгляд на предмете, который показывает ему взрослый, целенаправленно прислушивается к звукам, вступает в эмоциональный контакт со взрослым – улыбается. На третьем месяце у малыша развивается двусторонняя связь со взрослым, появляются движения руки в сторону предмета, он хорошо держит головку .

Четвертый месяц не менее важен в развитии ребенка. В этот период ребенок начинает более адекватно выражать свои эмоции. У него формируются первые хватательные движения руки. Из данной статьи вы узнаете о том, как нужно общаться, разговаривать, заниматься с ребенком, какие игрушки помогут вам в этом.

Четвертый месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и задачи воспитания. Что же нового в развитии младенца? Было бы неправильным считать, что все ведущие линии младенческого детства реализуются с одинаковой силой и одинаковом темпе из месяца в месяц. На самом деле происходит нечто похожее на восхождение альпиниста: закрепился на определенной высоте, освоил маленькую ступеньку , которая станет основой для нового подъема. Вспомним: когда малыш родился, кроху вели сенсорные стимулы (зрительные и слуховые ориентировочные реакции), побуждающие к поисковым действиям и обуславливающие движения головки. Затем был первый эмоциональный контакт со взрослым – улыбка (1 мес.).

Овладение умением удерживать головку в положении лежа на животе несколько минут (2 мес.) – новый, можно сказать, моторный прорыв в зону ближайшего развития. И вновь в центр попадает сенсорный компонент: зрение, слух и тактильная чувствительность ладоней при первых осязательных действиях (2-3 мес.). Затем новый взлет. В центре него – эмоциональный контакт – специфическая реакция малыша на внимание к нему взрослого. проявляющаяся активными движениями ручек, ножек, положительными эмоциями, улыбкой, звуками ( комплекс оживления ).

С его появлением закладывается следующий этап восхождения – новая программа освоения окружающего мира, появляются новые возможности социальных контактов (З мес.). Это как раз рассматриваемый нами период, четвертый месяц жизни малютки. Появление комплекса оживления будет способствовать формированию первых хватательных движений руки.

Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Дитя поворачивает ладошку и захватывает его в руку. Это специальные игрушки-подвески. Их мама может сделать сама из разных материалов (поролона, кусочка ткани, шнурочков и т.п.). Игрушки-подвески должны соответствовать руке малышки. Их вытянутая или округлая форма удобна для захватывания. Попытки захватывания игрушки ребенок выполняет самостоятельно. Мама, находясь рядом, вольно или невольно с яркой эмоциональностью реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок начинает повторять и повторять удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию.

Дорогие мамы, вы должны активно реагировать на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции! Ведь они оправданны: ребенок на 4-м месяце жизни начинает радоваться первым успехам. И вы замечаете, что малыш на удивление чутко откликается на ваше настроение. И это не случайно.

Как отечественные, так и зарубежные ученые отмечают, что причины этой сверхчувствительности до конца не понятны, но, по всей вероятности, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На 4-м месяце жизни! Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и. дитя делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет несколько позже.

Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве. А сейчас, когда дитя находится в начале 4-гo месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются: эмоциональное общение со взрослым в системе комплекса оживления , овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуется на 4-м месяце, но на этом этапе оно идет вслед за эмоциональным развитием.

Сказанное ко многому обязывает родителей. Обратите внимание, что комплекс оживления возникает на 4-м месяце жизни, уже по желанию ребенка. А что это значит? Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. По всей вероятности, возникает нарушение обратной связи , или, как говорят ученые, нарастает тревога распада в системе мать и дитя . Чуткие родители постепенно начинают понимать язык эмоций младенца. Каким образом? К примеру, о многом может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Позиция языка может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы. Мы не оговорились: к концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка – чудную эмоциональную реакцию. 4-й месяц жизни ребенка – яркий и эмоциональный. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

Источник фото: Shutterstock

Источники: http://www.kid.ru/rebenok/29.php3, http://malisham.kiev.ua/shop_content.php/coID/25, http://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/22/my-rastem-vse-o-razvitii-rebenka-mesyac-chetvertyy

Избранные статьи
Как отучить ребенка 3х лет от непослушания

Беседы с психологом Комментарии, далее…

Как приучить ребенка к послушанию

Как приучить ребенка к послушанию Главная ошибка далее…

Судороги ребенка 5 месяцев

Фебрильные судороги у детей. Клиническая далее…

Упражнения малышу 5 месяцев видео

Каждое упражнение повторить 4-5 раз. Техника массажа далее…

Популярные статьи

Овощной супчик для ребенка 7 месяцев (416)

Стих поздравление с 5 месяцев малышу (196)

Недоношенный ребенок 7 месяцев последствия (174)

9 Месяцев ребенку поздравления в стихах мальчику (170)

Ребенок родился 8 месячный последствия (136)

Простуда ребенка 5 месяцев (133)

Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет (124)

Как отучить ребенка спать с мамой комаровский (123)

Интересно

Сок чистотела аденоидах детей

Можно ли вылечить аденоиды у ребёнка чистотелом: советы врача-педиатра Аденоидами называют патологические изменения в третьей миндалине – глоточной. Проблема опасна тем, что…

Обострение аденоидита при коньюктивите у ребенка форум

Дочке почти 2 года, первый раз столкнулись с конъюктивитом. Вчера немного гноя в правом глазу промыли заваркой, сегодня утром оба глаза в гное,…

Судороги ребенка 5 месяцев

Фебрильные судороги у детей. Клиническая картина фебрильных судорог у детей очень неприятно для любого родителя – ребенок повернуты и зафиксированы…

Развиваем ребенка. 4-й месяц жизни

К возрасту 4-х месяцев малыш уже может садиться, держась за чью-то руку. Ему очень нравится рассматривать мир с различных положений. Посадите его, сделав предварительно удобную опору (или купив специальный стульчик), и общайтесь с крохой. Новые ощущения для него будут очень интересны и познавательны!

Играем в положении сидя. Постепенно можете переводить игры из лежачего положения в кроватке – в сидячее положение на стульчике. Повесьте перед ребенком на веревочках какие-нибудь яркие и веселые игрушки и погремушки. Малыш будет стараться к ним дотянуться, не вешайте их слишком далеко или высоко, его усилия должны увенчаться успехом.

Учимся сознательно брать предметы. В этом возрасте у ребенка хватательный рефлекс становится слабее, но на смену ему приходит произвольное захватывание вещей. Для развития этих навыков используйте игрушки разного размера. Вначале дотроньтесь погремушкой до правой ручки малыша, а затем – до левой, далее покажите игрушку, пусть он попытается ее ухватить! Благодаря таким играм, у малыша развивается координация движений рук и глаз.

Крылатые качели. Устройте малышу катания на качелях в домашних условиях. Можете сами соорудить, а можете купить готовые. Дети, обычно очень любят катания на качелях! Внимательно проверьте безопасность конструкции. Важно, чтобы малыш сам не мог выбраться оттуда.

Развивающие игры

Для ребенка в этом возрасте важно играть не только с игрушками, но и с другими людьми. К 4-м месяцам малыш спит уже не так много, а значит надо хорошо продумать его досуг на время бодрствования, чтобы он не скучал и проводил время с пользой.

Новые игры

Кто не спрятался? Маленькие детки очень любят такую забаву как прятки! Накройтесь одеялом, а затем выгляните к малышу со словами: «Ку-ку!». Проделайте такую процедуру несколько раз – малышу понравится эта игра! Можете также закрывать своими руками его глазки и говорить: «Где же спрятался мой сынок?».

Игры с мыльными пузырями. Если ваш малыш любит со стороны наблюдать, как вы для него пускаете мыльные шарики, можете начинать потихоньку его самого учить этой процедуре. Начните, например, когда ребенок находится в специальных ходунках или сидит.

Покатушки!Соорудите для ребенка небольшую горку из картонок (подойдут и картонные коробки из-под чего-то). А затем пускайте сверху вниз какие-нибудь игрушки на колесиках – ребенок будет в восторге от новой забавы! А также, кроме веселого времяпрепровождения, он начнет развивать такие понятия как причина и следствие.

Технологии на службе развития. Запишите как-нибудь на свой телефон голос крохи, а потом давайте ему слушать. Можно также записать голоса мамы и папы! Понаблюдайте затем за реакцией ребенка!

Яркие одежки! Покупайте иногда для своего малыша яркие носочки и манжетики на ручки. Пускай малыш разглядывает яркие рисуночки. Со временем ему захочется схватить свою ножку или ручку с яркой картинкой, и рано или поздно у него это должно получиться. Хвалите его за старания!

Мячики с сюрпризом! Поиграйте с малышом тканевым мячиком, состоящим из разной текстуры. Можете такой мячик сделать сами или поискать в магазине. Также в продаже могут быть тканевые мячики с колокольчиками внутри. Разная на ощупь материя будет приятной и интересной ребенку!

Развиваем координацию!

Зарядка для крохи. Кладем ребенка на животик и поочередно сгибаем коленки, затем их выпрямляем и разводим в стороны. Также можно сгибать коленки одновременно. Выполняя упражнение, не забывайте напевать крохе веселую песенку.

Переворачиваемся! Это упражнение можно делать как дома, так и на прогулке на природе в теплое время года. Вам понадобится одеялко или покрывало. Положите кроху на край животиком вниз, а затем с ближайшей к нему стороны начинайте аккуратно приподнимать покрывало за концы вверх. Малыш будет переворачиваться. Не забудьте его похвалить в конце. Это занятие будет не только приятным, но и очень полезным для ребенка!

Преодолеваем препятствия! Рано или поздно малыш начинает активно двигаться, ползая или ерзая. Чтобы улучшать эти навыки, можете заставить ребенка самостоятельно тянуться к игрушкам. Для этого положите одну-две игрушки вокруг него, но только так, чтобы для ее получения, необходимо было бы приложить немного усилий. Если малыш долго не может достать игрушку, переложите чуть ближе. Не позволяйте ему капризничать и выполнять за него работу!

Учимся принимать решения!

Выбираем! Положите в каждую ручку ребенка по одной игрушке-пищалке. Это могут быть резиновые мячики, которые легко сжимать. Покажите ребенку, что их нужно сжимать, а далее понаблюдайте за поведением своего чада. Он должен смотреть на руку, в которой игрушка издает писк. В скором времени ребенок самостоятельно сможет пищать двумя игрушками одновременно.

Веселые цепочки. Скрепите между собою несколько колечек от занавесок, можно также их просто нанизать на веревочку. Развесьте эту цепочку над кроваткой или в зоне досягаемости малыша. Пускай кроха дергает за колечки, и они начинают звенеть, ударяясь друг о друга.

Игры в повседневных делах

Во время одевания. Отвлечь малыша на время помогут две погремушки, связанные между собой в форме гантели на расстоянии 10 см. Пускай одна из погремушек будет в руках у вашего крохи, а вторую погремушку он непременно захочет схватить. Пока малыш разбирается с новой забавой, у вас есть время его переодеть или подготовить ко сну.

Приятные прикосновения. Когда ребенок лежит голышом на пеленальном столике, поводите своими ногтиками по его животику и спинке. Это будет не только очень приятным для крохи, также будут развиваться и укрепляться мышцы малыша.

Массажные процедуры. Покупавшись, аккуратно помассируйте тело ребенка, используя детскую присыпку. Желательно наносить ее не сразу на кожу крохи, а посредством своих рук, чтобы малыш не вдыхал распылившийся порошок. Не забывайте во время массажа разговаривать с ним или петь песенки!

Когда мы кушаем. Если в кормлении малыш переходит на твердые продукты, не лишним будет показать ему ложку, прежде, чем начать давать с нее еду. Также можно показать процесс на своем примере – как правильно использовать ложку.

Когда мы отдыхаем

Как легче уснуть. Приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, вначале мы купаемся, затем кушаем, немного играем, слушаем песенку и засыпаем. Важно повторять установленный распорядок изо дня в день. Также можно класть в кроватку к ребенку какую-то определенную мягкую игрушку. Когда малыш будет ее видеть рядом с собой, он будет понимать, что настало время спать. Старайтесь эту игрушку не терять, т.к. потом ребенок может начать капризничать перед сном не найдя знакомого предмета. Уснуть также поможет кресло-качалка. Ребенку нравится находиться у вас на руках, когда вы качаетесь. Не забывайте петь на ночь колыбельную. Желательно, чтобы это была одна и та же песенка. Тогда ребенок будет спокойно засыпать, слушая ее.

Автор: Ева Архипова

4-й месяц развития ребёнка / Календарь развития / Младенец / Мой ребёнок / Семья.lv



4-й месяц развития ребёнка

Когда ребёнку исполняется уже 4 месяца, жизнь в семье становится более размеренной и спокойной. Может быть за это время уход за ребёнком уже не вызывает панику и суету у вас, вы точно знаете, что и когда надо делать. Колики в животе уже почти не беспокоят малыша, поэтому даже самые активные дети дают возможность поспать родителям 6 часов подряд (не обязательно ночью).

После длительных тренировок малыш неустанно дарит свои улыбки окружающим людям. На этом этапе развития ребёнок с лёгкостью узнает свою маму среди других взрослых. Он уже точно знает, кто придёт на помощь, покормит, сменит подгузник, поласкает, споёт перед сном, защитит, согреет и успокоит.

Маленький человечек уже умело определяет, откуда слышен звук, по-разному реагирует на всякий шум. Можете этот навык проверить следующим образом: на несколько минут поставьте ребёнку бодрую музыку (или сыграйте сами), потом что-то спокойно-успокаивающее (через секунд 20), если он ведёт себя, в соответствии с музыкой (очень подвижен при бодрой музыке и, наоборот, при спокойной), то все в порядке с восприятием.

В этом месяце своей жизни кроха самостоятельно поворачивается со спины на живот и наоборот. Находясь на животе, малыш старается встать на четвереньки, при этом, раскачиваясь; перемещается, отталкиваясь руками и ногами.

Теперь дети умеют не только улыбаться, но и громко смеяться. В педиатрии детские звуки называют «свирелью», они очень мелодичны и неповторимы.

Приходит в норму тонус мышц ребёнка, активно развивается мозг. Малыш не только рассматривает окружающие его объекты, но и старается дотянуться к ним, прикоснуться. Поэтому постарайтесь прикрепить погремушки не над грудью крохи, а на уровне вытянутой руки, чтоб он прикладывал усилия.

Большой интерес ребёнок проявляет к собственному телу: рассматривает свои пальчики, ручки, некоторые даже сосут пальцы на ногах. Ребёнку любопытно рассматривать, как он сам разводить в разные стороны руки, а потом сводит их.

Советуем вам следующую «игру», которая скорее поможет малышу овладеть речью, увереннее ориентироваться в пространстве. Попробуйте наклониться к малышу, пусть он дотронется своими ручками до вашего лица, покажите и расскажите, где у вас глаза, нос, уши, рот. Пусть он вас изучает.

На развитие речи младенца хорошо влияют разговоры взрослых с ним. Рассказывайте ему и показывайте все, что вас окружает, читайте книги, изучайте картинки в них.

Прислушивайтесь к тому, что произносит кроха. Он ведь старается поддерживать с вами разговор. Дети внимательнее слушают рассказы, если они произносятся эмоционально, с изменением тембра голоса. Можете показать ребёнку небольшое представление, актёрами в котором будут его любимые игрушки. У каждого зверя должна быть своя эмоциональная окраска, ритм голоса. Это поможет малышу воспринимать эмоции, передавать их.

Поощряйте стремления малыша к подражанию в речи. Постарайтесь выявить любимый звук ребёнка и повторяйте его, чтоб он запоминал правильность и чёткость произношения. Начните с гласных звуков, каждый раз добавляйте новые. Пусть кроха учится запоминать их и повторять за вами.

Как развивается малыш? 4й месяц

Екатерина Комар

Врач-неонатолог,

НИИ акушерства и педиатрии,

г. Ростов-на-Дону

Неделя тринадцатая

В течение тринадцатой недели — первой во втором триместре — отмечается интенсивный рост плода за счет удлинения костей скелета. Начинают из­меняться пропорции тела: размеры головки плода уже не так велики по отношению к размерам всего тела, удлиняются как верхние, так и нижние ко­нечности. Происходит дальнейшее формирование пальцев кистей и стоп. Веки еще сомкнуты, глаза крепко закрыты. Примечательно, что на этой неделе завершает­ся формирование молочных зубов плода, кото­рые находятся под слизистой оболочкой верхней и нижней челюстей. В это же время начинается ин­тенсивный рост мышечной ткани: растут и разви­ваются мышцы конечностей, что приводит к уси­лению двигательной активности плода, однако еще не ощущаемой матерью в силу незначитель­ных размеров плода и достаточно свободного его положения в полости матки. 

Продолжается развитие центральной и пери­ферической нервной системы. На этом этапе осо­бенно заметны изменения, которые претерпевает кора головного мозга: происходит дальнейшее формирование извилин, увеличивается их глубина, что способствует увеличению площади поверхности коры головного мозга. Дальне развитие периферической нервной системы водит к тому, что на этой неделе становятся более развитыми рефлекторные движения плода, такие как глотание и сосание, а также сжимание пальцев кистей в кулак в ответ на раздражение ладони. 

Иногда на этом сроке можно наблюдать, как плод кладет большой палец в рот, если ему позволяет это сделать длина его ручек, которая к этому моменту составляет от 2,5 до 3 см.

Очень важные события происходят в процессе развития желудочно-кишечного тракта. Кишечник плода, продолжая расти в длину, укладывается внутри брюшной полости в петли, заполняя ее пространство. Слизистая оболочка кишечника покрывается очень сложным по своей структуре ворсинчатым эпителием, который в дальнейшем будет играть первоочередную роль в процессе пищеварения — обеспечивать всасывание питательных веществ в кишечнике. К концу тринадцатой недели развития длина плода составляет 10-11 см, а его масса — около 30 г.

Неделя четырнадцатая

Поджелудочная железа на протяжении четырнад­цатой недели развития достигает очень значи­тельных размеров. Начинают функционировать ее клетки, вырабатывающие инсулин — гормон, при­нимающий непосредственное участие в обмене веществ, а именно — в обмене углеводов.

Продолжается рост и развитие почек. Их струк­тура еще очень незрелая и радикально отличается от строения почек взрослого человека, однако со­всем скоро они начнут функционировать.

В течение четырнадцатой недели продолжается процесс роста костей — они становятся более проч­ными. Изменяются пропорции тела, становясь более привычными, приближаясь к таковым ново­рожденного.

На этой неделе начинают функционировать поч­ки плода, выделяя мочу. Поскольку к этому момен­ту уже завершено формирование мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, моча плода выде­ляется и смешивается с околоплодными водами. Таким образом, в процесс выделения продуктов жизнедеятельности плода включаются и почки, но по-прежнему основную роль в этом продолжает играть плацента, и так будет до рождения ребенка.

Идет развитие мышечной системы плода, его двигательная активность усиливается. Он совер­шает плавающие движения, изгибается, повора­чивается — эти упражнения способствуют укрепле­нию мышц и суставов, которые совершенствуются с каждым днем. Рефлекторные движения посте­пенно становятся все более сложными и коорди­нированными.

На этой неделе происходит чрезвычайно важ­ное событие в процессе формирования организма плода и становления его жизненно важных функ­ций: плод начинает совершать ритмичные дыха­тельные движения. Разумеется, это нельзя назвать собственно дыханием: первый настоящий вдох ребенок совершит только в первую минуту после рождения. Но для развития легких и дыхательной мускулатуры такие «тренировочные» дыхатель­ные движения очень важны: они способствуют оптимальному созреванию легочной ткани. Эти дыхательные движения совершаются плодом при частично закрытой голосовой щели, поэтому в мо­мент вдоха в дыхательные пути, а затем и в легкие попадает небольшое количество амниотической жидкости (околоплодных вод), которое в момент выдоха выталкивается обратно.

Интенсивнее функционируют клетки поджелу­дочной железы, вырабатывающие инсулин — гор­мон, регулирующий обмен глюкозы. К концу че­тырнадцатой недели начинают функционировать и клетки гипофиза — железы внутренней секреции — одного из органов, вырабатывающих гормоны — активные   вещества,   принимающие непосред­ственное участие в регуляции обмена веществ. Внутренняя секреция играет чрезвычайно важную роль в жизни организма в целом: она вырабатывает гормоны, регулирующие не только обменные процессы и процессы роста организма, но и также гормоны, регулирующие деятельность остальных желез вну­тренней секреции.

Все более отчетливо формируется лицо плода: становится выраженной переносица, появляются щеки. Примерно в этот же срок начинают появляться пушковые волосы — лануго. Они покрывают все тело плода, выполняя своеобразную защитную функцию — удерживают особую смазку, которая присутствует на поверхности кожи. На голове так­же появляются волосы, еще чрезвычайно тонень­кие и прозрачные. На четырнадцатой неделе отмечаются изме­нения со стороны половых органов и девочек, и мальчиков. У девочек яичники перемещаются в полость таза, где они и будут оставаться впредь, а у мальчиков формируется предстательная желе­за (мышечно-железистый орган, вырабатывающий вещество, входящее в состав спермы) — простата.  Плод уже имеет длину 12-13 см, а его масса воз­росла до 40-45 г.

Неделя пятнадцатая

Пятнадцатая неделя развития плода характеризу­ется тем, что все достижения предшествующих не­дель закрепляются и совершенствуются. Темпы роста туловища и конечностей начинают опережать темпы роста головы. Но она все еще вы­глядит достаточно большой по сравнению с осталь­ными частями тела. Сердцебиение плода на этом этапе уже очень хорошо определяется, его можно теперь зарегистрировать не только при УЗИ, но и во время обычного осмотра врача при помощи стетоскопа. Частота сердечных сокращений плода примерно в два раза чаще, чем пульс матери.

На протяжении всего четвертого месяца разви­тия плода происходит совершенствование крове­носной системы.  Артерии и вены растут в длину, обеспечивая кровоток в постоянно растущем ор­ганизме, кроме того, укрепляются стенки сосудов, формируются кровеносные системы отдельных органов — комплексы артерий и вен с их много­численными разветвлениями и капиллярами, обе­спечивающие питание и снабжение кислородом мозга, сердца, легких, желудка и кишечника — всех без исключения органов.

Продолжается увеличение массы головного моз­га. Извилины и борозды коры больших полуша­рий все больше углубляются, увеличивается число нервных клеток. Периферические нервные волок­на растут в длину и оплетают как внутренние органы, так и все кости и мышцы плода — таким образом, обеспечивается поступление нервных импульсов от головного мозга к периферии, обе­спечивается и обратная связь — поступление ин­формации от органов и мышц к головному мозгу плода. Совершенствуется плацента, растет ее роль в обеспечении защиты плода от проникнове­ния инфекции, токсинов из организма матери и в обеспечении плода необходимым питанием и кислородом. Проникают через плаценту от ма­тери к плоду и иммуноглобулины — защитные антитела, которые несут информацию об инфек­циях, перенесенных матерью до наступления беременности, и являются для плода своеобраз­ной «прививкой» от них до момента созревания собственной иммунной системы (происходит это в возрасте от одного года до трех лет). В середине четвертого месяца развития у плода уже можно определить групповую принадлежность крови, а также ее резус-фактор. Группа крови и резус-фактор предопределяются в момент зачатия, когда сливаются хромосомные наборы материна яйцеклетки и отцовского сперматозоида. Однако иммунологические факторы, несущие эту информацию (антигены эритроцитов и сыворотки крови), реализуются только теперь.

Костный мозг начинает выполнять функцию кровообразования — продуцировать красные клетки крови (эритроциты). Прежде эту функцию выполняла печень, а также желточный мешок (внезародышевый орган, осуществляет резервное питание эмбриона до момента образования плаценты), который к этому моменту  исчезает.

К концу пятнадцатой недели развития плод начинает заглатывать околоплодные воды. С одной стороны, это является тренировкой глотательного рефлекса, обеспечивает функционирование желудочно-кишечного тракта, а с другой – дает возможность развитию вкусовых ощущений г да, что не только является составной частью формирования органов чувств, но и во многом определяет формирование психики будущего ребенка. В результате постоянных глотательных движений плод ежедневно проглатывает около 400 амниотической жидкости,- которая, продвигаясь по пищеводу, попадает в желудок плода и далее в кишечник, где жидкая часть ее всасывается в кровеносное русло. Имеющиеся в амниотической жидкости частички эпидермиса кожи плода остаются в кишечнике, наполняя его. Постепенно количество кишечного содержимого становится достаточно велико: клетки эпидермиса кожи, смешавшись с желчью (которая выделяется желчным пузырем в просвет тонкого кишечника), образуют первородный кал (меконий).

Желчный пузырь уже достаточно активно функционирует. К концу пятнадцатой недели полностью сформированы пальцы кистей и стоп, подушечки пальцев имеют собственный неповторимый рисунок, формируются ногтевые пластины. Начинает вырабатываться пигмент, определяющий цвет волос. Если раньше волосы на голове, а также брови и ресницы приобретают ту или иную окраску. К этому сроку рост плода составляет 13-14, а его масса уже приближается к 70-80 г.

Неделя шестнадцатая

Шестнадцатая неделя завершает четвертый месяц внутриутробного развития плода. На этом сроке его лицо уже достаточно хорошо сформировано. Плод впервые открывает глаза. У него есть крошечные брови и ресницы, представленные нежным пушковыми волосами. Такими же волосками крыта и головка плода, и все его тело. Кожа плода очень тонкая, полупрозрачная. Еще совсем отсут­ствует подкожный жировой слой, поэтому сквозь тонкую кожу просвечивают кровеносные сосуды. Кожа имеет ярко-розовый, почти красный цвет и покрыта белой густой смазкой.

Ушные раковины, закладываясь на более ранних сроках развития достаточно низко — практически на уровне шеи, теперь постепенно поднимаются все выше и приближаются к тому месту, на кото­ром мы привыкли их видеть. Ногтевые пластины уже достаточно хорошо сформированы, но еще не покрывают ногтевую фалангу, край их не доходит до кончиков пальцев плода — это произойдет ближе к моменту родов. Движения плода становятся все более интенсив­ными, координированными, но они все еще на­столько нежны и кратковременны, что мать не мо­жет их ощутить. Закрепляются приобретенные рефлекторные движения.

К шестнадцатой неделе формируются мимиче­ские мышцы, и плод начинает их «тренировать» — при УЗИ можно зарегистрировать некоторые гри­масы — подобие улыбки, нахмуривание бровей. Почки плода функционируют все активнее, это и понятно, ведь плод заглатывает до 400-500 мл око­лоплодных вод в сутки. Приблизительно каждый час из мочеиспускательного канала в околоплодные воды выделяется небольшая порция мочи. К концу шестнадцатой недели длина плода со­ставляет 16 см, а его масса — около 120 г.

За четвертый месяц своего развития плод при­обретает несколько очень важных навыков: у него появляется и закрепляется ряд рефлекторных дви­жений, которые в последующем составят основу важнейших рефлексов — сосательного и глотатель­ного. Он впервые начинает тренировать дыхатель­ную мускулатуру, которая будет обеспечивать бес­перебойную работу легких на протяжении всей его жизни. Этот месяц знаменуется началом рабо­ты таких важных органов, как почки, железы вну­тренней секреции, кишечник. К концу четвертого месяца плод уже полностью сформирован — у него есть все без исключения ор­ганы и ткани. Его скелет имеет все отделы, сформированы все суставы. Начался длительный процесс окостенения — укрепления костей, который закон­чится только с завершением полового созревания.

Лицо плода сформировано, появились мимиче­ские мышцы, волосы, брови и ресницы. На этом же сроке уже достаточно хорошо видны наружные половые органы плода, что позволяет определить пол будущего ребенка при УЗИ. Формирование органов и тканей завершилось, и на протяжении оставшихся до родов недель будет идти процесс созревания, подготовки плода к внеутробному существованию.         

 

 

Развитие ребенка с рождения до 4 месяца

На втором месяце развития у ребенка уже ярко появляются основные умения. Он может сосредоточить свой взгляд на предмете, который показывает ему взрослый, целенаправленно прислушивается к звукам, вступает в эмоциональный контакт со взрослым – улыбается. На третьем месяце у малыша развивается двусторонняя связь со взрослым, появляются движения руки в сторону предмета, он хорошо держит головку .

Четвертый месяц не менее важен в развитии ребенка. В этот период ребенок начинает более адекватно выражать свои эмоции. У него формируются первые хватательные движения руки. Из  данной статьи вы узнаете о том, как нужно общаться, разговаривать, заниматься с ребенком, какие игрушки помогут вам в этом.

Четвертый месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и задачи воспитания. Что же нового в развитии младенца? Было бы неправильным считать, что все ведущие линии младенческого детства реализуются с одинаковой силой и одинаковом темпе из месяца в месяц. На самом деле происходит нечто похожее на восхождение альпиниста: закрепился на определенной высоте, освоил маленькую «ступеньку», которая станет основой для нового подъема. Вспомним: когда малыш родился, кроху вели сенсорные стимулы (зрительные и слуховые ориентировочные реакции), побуждающие к поисковым действиям и обуславливающие движения головки. Затем был первый эмоциональный контакт со взрослым — улыбка (1 мес.).

Овладение умением удерживать головку в положении лежа на животе несколько минут (2 мес.) — новый, можно сказать, моторный прорыв в зону ближайшего развития. И вновь в центр попадает сенсорный компонент: зрение, слух и тактильная чувствительность ладоней при первых осязательных действиях (2-3 мес.). Затем новый взлет. В центре него — эмоциональный контакт — специфическая реакция малыша на внимание к нему взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек, ножек, положительными эмоциями, улыбкой, звуками («комплекс оживления»).

С его появлением закладывается следующий этап «восхождения» — новая программа освоения окружающего мира, появляются новые возможности социальных контактов (З мес.). Это как раз рассматриваемый нами период, четвертый месяц жизни малютки. Появление «комплекса оживления» будет способствовать формированию первых хватательных движений руки.

Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Дитя поворачивает ладошку и захватывает его в руку. Это специальные игрушки-подвески. Их мама может сделать сама из разных материалов (поролона, кусочка ткани, шнурочков и т.п.). Игрушки-подвески должны соответствовать руке малышки. Их вытянутая или округлая форма удобна для захватывания. Попытки захватывания игрушки ребенок выполняет самостоятельно. Мама, находясь рядом, вольно или невольно с яркой эмоциональностью реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок начинает повторять и повторять удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию.

Дорогие мамы, вы должны активно реагировать на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции! Ведь они оправданны: ребенок на 4-м месяце жизни начинает радоваться первым успехам.. И вы замечаете, что малыш на удивление чутко откликается на ваше настроение. И это не случайно.

Как отечественные, так и зарубежные ученые отмечают, что причины этой сверхчувствительности до конца не понятны, но, по всей вероятности, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На 4-м месяце жизни! Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и… дитя делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет несколько позже.

Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве. А сейчас, когда дитя находится в начале 4-гo месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются: эмоциональное общение со взрослым в системе «комплекса оживления», овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуется на 4-м месяце, но на этом этапе оно идет вслед за эмоциональным развитием.

Сказанное ко многому обязывает родителей. Обратите внимание, что «комплекс оживления» возникает на 4-м месяце жизни, уже по желанию ребенка.. А что это значит? Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. По всей вероятности, возникает нарушение «обратной связи», или, как говорят ученые, нарастает «тревога распада» в системе «мать и дитя». Чуткие родители постепенно начинают понимать «язык эмоций» младенца. Каким образом? К примеру, о многом может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Позиция языка может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы. Мы не оговорились: к концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка — чудную эмоциональную реакцию. 4-й месяц жизни ребенка — яркий и эмоциональный. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *