2 полушария – тренируем правое, развиваем левое полушарие! Новые интеллектуальные задачи читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов на Fictionbook

Два полушария мозга — Тела человека — Самопознание — Каталог статей

Рассматривая индивидуализацию сознания, т.е. переход от видовой формы сознания к индивидуальной, нам необходимо знать, какие изменения при этом претерпел мозг, в чём состоит существенное отличие мозга человека от мозга животных.

Как известно, мозг человека не отличается от мозга животных ни по размерам, ни по удельному весу, ни по размерам неокортекса. Сегодня можно указать лишь на одну уникальную особенность нашего мозга — функциональную асимметрию. Мозг всех животных и мозг человека симметричен — его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. Но у животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария мозга имеют разные функции, и они управляют разными видами деятельности.
По данным Т. Черниговской и К. Анохина, можно сказать, что функции каждого полушария представляют целостную, законченную систему — аппарат, который обслуживает определенный вид мышления: левое полушарие — база логического абстрактного мышления, правое — база конкретного образного мышления. Соответственно каждое полушарие, каждый аппарат обладают собственным набором инструментов — своей речью, своей памятью.

Словесная речь и «создание» слов, и их восприятие целиком и полностью связана с деятельностью левого полушария, поскольку система слов — это система символов, обобщений, поднявшихся над непосредственными индивидуальными явлениями. Только на базе знаковой системы могло развиться абстрактное теоретическое мышление.

«Правополушарная» речь — это несловесное средство связи, несловесный носитель информации — интонация и голос. Интонационно-голосовая сторона речи — это, по существу, мелодическая, музыкальная сторона, что отражено в самом названии — просодические (мелодичные) характеристики речи. «Правополушарная» речь по своему эволюционному возрасту старше, древнее «левополушарной». Высокоорганизованные животные, ведущие стадный образ жизни, передают друг другу сигнал опасности и иные сигналы именно интонационными модуляциями голоса. Большая древность этого канала связи выявляется и при изучении формирования речи у ребенка. Поскольку индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким повторением развития животного мира (филогенеза), то последовательность становления функций в онтогенезе помогает раскрыть эволюционный возраст этих функций. В исследованиях Р. Тонковой-Ямпольской показано, что в гудении и лепете младенцев интонации, свойственные взрослым, появляются задолго до формирования словесной речи. Известно также, что ребенок начинает раньше понимать интонации, чем слова. Итак, в речи человека надо различать два канала связи: словесный, чисто человеческий, эволюционно молодой — левополушарный, и просодический, общий с животными, более древний — правополушарный.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что видовому сознанию соответствуют функции правого полушария, а индивидуальному — левого. Поскольку левое полушарие более молодое и отвечает за дифференциальность окружающего пространства, т.е. несет в себе аналитические функции, мы с полным основанием можем считать его ответственным за индивидуальное сознание. Так очевидно, что если видовое (правое) сознание видит мир в его непрерывности, целостности, то индивидуальное (левое) сознание как бы постоянно дробит мир, вычленяя из него отдельные блоки для восприятия, анализирует их, наделяет качествами и свойствами, потом встраивает рассмотренный блок в целостную картину путем синтеза в правом сознании.

Н.Н. Трауготт, изучая закономерности угнетения и восстановления психических функций при остро возникающих патологических состояниях мозга, показала, что позже других угнетаются и раньше других восстанавливаются эволюционно более древние виды психической деятельности. При этом выяснилось, что в процессе угнетения мозга из эмоциональных реакций первыми исчезают положительные эмоции и последними — отрицательные. При восстановлении деятельности мозга последовательность обратная. Таким образом, есть основания думать, что отрицательные эмоции имеют больший эволюционный возраст, чем положительные. На это указывает более раннее созревание у младенцев отрицательных эмоциональных реакций по сравнению с положительными. Мы уже знаем, что с правым полушарием связаны наиболее древние компоненты речи. Теперь мы видим, что и более древние эмоции также связаны с правым полушарием. Эмоциональные реакции связаны с деятельностью глубоких отделов мозга — подкорковых ядер, на которые регулирующие влияния оказывают полушария мозга.

И этот факт становится логически понятным, поскольку модель собственного места в окружающем мире сформировалась на основе отрицательных эмоций, когда первое осознание себя пришло с моментом открытия: «это я чувствую боль, это мне больно». Этот вывод подтверждает и исследование рефлексии. При анализе экспериментальных данных установлено, что рефлексия — результат работы только левополушарных структур. Способность выделить себя из мира, как фигуру из фона (или осознать это), т.е. собственное «Я» — целиком обеспечивается структурами левого полушария. Более того, индивидуализация сознания и началась с выделения собственного «Я». Значит рефлексия, обеспечиваемая левым сознанием, — и есть эволюционное приобретение человека, полученное им «в комплекте» с самим левым полушарием, эволюционно более молодым. Фило- и онтогенетическая тенденция имеет вполне определенный вектор — как в онтогенезе, так и в культурной эволюции человечества в целом несомненно нарастает левополушарный тип сознания. Понятно, что эволюционное нарастание различного вида асимметрий в животном мире обеспечивало все большую адаптацию организма к внешней среде, эволюционный процесс, сформировавший асимметрию церебральных функций, обеспечил появление кардинальной видовой характеристики человека, как речь и стремительное усложнение когнитивных возможностей.

Исследования с «однополушарным» человеком («однополушарный» — это когда функции одного из полушарий угнетены или находятся в спящем состоянии) показали, что каждое полушарие имеет и свою память, свой архив, которая теснейшим образом связана с текущей психической деятельностью, является непременным участником переработки информации. Причем каждый вид мышления хранит свой рабочий архив на своей территории. Очевидно, правополушарный архив — память на индивидуальные конкретные явления — также древнее левополушарного словесного архива. Ведь память на конкретные предметы и явления хорошо развита даже у животных, стоящих на эволюционной лестнице ниже млекопитающих. У детей, которые еще не умеют говорить, уже есть образная память. При остром угнетении мозговой деятельности словесная память нарушается раньше образной и восстанавливается позже образной, что также указывает на более почтенный эволюционный возраст образной памяти.

Корпускулярно-волновая связь мозга с интегральными структурами развивалась на протяжении всей эволюции мозга. Поэтому очевидно, что видовое сознание с его более древней способностью накапливать информацию отвечает и за более древние участки мозга находящиеся в правом полушарии.

С правым полушарием связаны эволюционно более древние компоненты сложных психических функций: речи, памяти, эмоций. И само образное мышление древнее абстрактного словесного. Однако именно функции левого полушария помогли человеку подняться над животными. С известными оговорками можно сказать, что животные обладают двумя «правыми» полушариями, хотя, конечно, нельзя ставить знак равенства между правым полушарием человека и полушариями животных, даже наиболее высокоорганизованных.

Оба полушария не независимы друг от друга, между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружески участвуют в работе мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом.

«Правополушарный» человек воспринимает мир во всем его конкретном богатстве и разнообразии. Но поскольку он лишен теоретического мышления, то ему не удается проанализировать свои впечатления, установить между ними логическую связь, соотнести с определенными категориями, и потому его богатство не приносит плодов. Тот же человек, но в «левополушарном» состоянии сохраняет способность к анализу и обобщениям, к логическим операциям, но не может их использовать, так как ему нечего анализировать и обобщать. Очевидно, лишь одновременная работа обоих полушарий, объединение механизмов образного и абстрактного мышления обеспечивают всесторонний, конкретный и теоретический охват явлений внешнего мира. Но на «однополушарном» человеке мы увидели и нечто иное. При выключении правого полушария облегчается словесная деятельность, то есть повышается активность левого полушария. При выключении левого полушария обостряется образное восприятие — повышается активность правого полушария. Это значит, что в обычном «двуполушарном» состоянии каждое полушарие притормаживает активность другого.

Однако, если значение дружеского, так называемого комплементарного, взаимодействия ясно, то значение конкурентного, другими словами, реципрокного не лежит на поверхности. В нервной системе возбуждению всегда сопутствует торможение. Тормозной процесс препятствует распространению возбуждения на области, которые не должны участвовать в данной деятельности; снижает интенсивность возбуждения, что позволяет точно дозировать его силу и, наконец, прекращает возбуждение, когда в нем отпадает необходимость. Без тормозного процесса деятельность нервной системы становится хаотичной, неуправляемой, саморазрушительной. Поэтому, чем сложнее построен тот или иной отдел мозга, чем сложнее его функции, тем сложнее построен и его тормозной аппарат. Очевидно, такой аппарат особенно важен для высших отделов мозга. Действительно, каждое полушарие содержит тормозные механизмы в самом себе (цепи специальных тормозящих нейронов), полушария находятся также под тормозящим влиянием подкорковых ядер, и, наконец, каждое полушарие испытывает тормозные влияния со стороны своего партнера.

Но у взаимотормозящего влияния полушарий есть еще одна особая миссия. Чтобы адекватно реагировать на изменчивые обстоятельства и разнообразные ситуации, с которыми жизнь сталкивает человека, необходимо то сочетать способности правого и левого полушарий, то максимально использовать способности одного из них. Когда математик оперирует многомерным пространством и мнимыми величинами, у него предельно обострено абстрактное мышление. Но тот же человек за рулем автомобиля в аварийной ситуации сможет избежать катастрофы, лишь мгновенно охватив вполне реальное пространство и вполне реальные предметы, т.е. предельно обострив образное восприятие. Реципрокное взаимодействие позволяет всегда иметь наготове резервы, позволяет очень тонко и точно балансировать активность полушарий и тем самым соблюдать наиболее выгодное в данный момент соотношение образного и абстрактного мышления.

Очевидно, чтобы иметь возможность раздельно активизировать аппараты образного и абстрактного мышления, их необходимо отделить друг от друга, расположить в разных отделах мозга, так, чтобы обострение одних способностей не сопровождалось обострением других. Объединить способности двух полушарий призвано комплементарное взаимодействие; соблюдать баланс между способностями каждого полушария, в нужный момент поднять одну чашу весов и опустить другую призвано реципрокное взаимодействие полушарий. В целом, сложный двуединый характер межполушарных взаимоотношений позволяет «оптимизировать» психическую деятельность и поведение. Таким образом, сама структура мозга уже является поставщиком как минимум двух возможных «реальностей» право- и левополушарной, со своими принципами организации, приоритетами и языком.

Поэтому оказались структурно разнесенными видовое и индивидуальное сознание, соотносящиеся с правым и левым полушариями. При этом мышление человека в своей нервно-психической деятельности постоянно «прыгает» из одного сознания в другое, поскольку каждое из сознаний видит мир по-разному. Как уже было сказано, видовое (правое) сознание видит мир континуальным, т.е. в его непрерывности, целостности. Индивидуальное (левое) сознание постоянно дробит мир, дифференцирует, вычленяя из него отдельные блоки для восприятия, анализирует их, наделяет качествами и свойствами, потом встраивает рассмотренный блок в целостную картину путем синтеза в правом сознании, т.е. снова интегрируя реальность. Такая способность есть потребность к непосредственному диалогу с тем Целым, частью которого является индивид.

Дробление мира индивидуальным (левым) сознанием и связанное с ним блочное восприятие окружающего пространства явилось основным фактором, способствующим развитию человеческой речи. Выделяя отдельный блок из целостной картины мира в виде предмета или объекта, человек «называет» его, т.е. проговаривает его название, фиксируя тем самым его образ и в структурах мозга, и в волновых интегральных структурах. Этот механизм «проговаривания» держит постоянную связь, как бы создавая мост, между сознанием индивидуальным и видовым или общественным. Поэтому, чтобы сохранить единый образ целостного мира, человек вынужден вести бесконечный диалог между правым и левым сознанием.

Идея «мозгового диалога» подчеркивалась в разное время и в разных контекстах многими авторами: Л.С. Выготским, утверждавшим, что то, что было некогда диалогом между разными людьми, становится диалогом внутри одного мозга; В.В. Ивановым, подчеркивавшим, что человеческий мозг, рассматриваемый обычно как явление биологическое, оказывается как бы обществом в миниатюре; В.С. Библером, описывавшим процесс «внутреннего диалогизма» как столкновение радикально различных логик мышления, «Я» рассудочного и «Я» интуитивного; наконец, М.М.Бахтиным, отмечавшим, что событие жизни текста (понимаемого в широком смысле) всегда развивается на рубеже двух сознаний, «диалогические рубежи, — писал он, — пересекают все поле живого человеческого мышления». Ю.М.Лотман, многие годы не перестававший активно развивать идеи диалогизма, прямо проводит параллель между двуполушарной структурой человеческого мозга и культурой, указывая на биполярность как минимальную структуру семиотической организации. Интеллект, по Лотману, возникает тогда, когда есть внутренние неоднородности. Более того, Лотман полагает, что в ходе культурного развития внутри индивидуального сознания человека возникают разные психологические личности со всеми сложностями коммуникативной связи между ними.

Несмотря на такое обилие интерпретаций природы «внутреннего диалога», я остановлюсь на том, что именно эта функция позволяет нам находиться в реальности — в объективной реальности, единой для всех. «Проговаривая» окружающий мир, мы фиксируем его в своем сознании, мы воспринимаем его, так же как его воспринимают другие субъекты. Благодаря общности категорий (названий предметов), мы находимся в единой реальности с другими людьми, не будь этого, каждый из нас находился в своей собственной реальности, которая ничем не была бы связана с остальными людьми. Благодаря воспитанию с грудного возраста, способствующему созданию собственной настройки реальности в соответствии с родительской, каждый из нас выделяет из окружающего мира те блоки восприятия, которые выделяют и все остальные. Вот почему дети, воспитанные зверьми, так называемые маугли, никогда не смогут находиться в единой реальности с людьми, т.к. их сознание «собирает» реальность, существенно отличающуюся от человеческой.

См. Болезни головы, мозга.

Почему мозг человека состоит из двух полушарий?

Человеческий мозг в долгом процессе эволюции развился таким образом, что сегодня он состоит из двух четко выраженных полушарий.

Выводы, сделанные из множества проведенных исследований человеческого мозга, говорят о том, что у подобного разделения есть множество выгодных последствий для человека и его жизнедеятельности. В чем же заключаются эти преимущества?

Функции обоих полушарий

Ученые давно знали о том, что полушария мозга выполняют различные функции. Например, левое отвечает за язык и речь, тогда как правое отвечает за эмоции и распознавание лиц.

Это разделение функций является вполне реальным и отличается от крайне популярного мифа о том, что правое и левое полушария отвечают за аналитические и артистические задатки людей соответственно.

В новом обзоре, опубликованном 19 апреля в журнале Neuron, исследователи подробно рассказали о том, почему такая конструкция головного мозга выгодна для человека.

Для чего нам два полушария?

Одно из преимуществ подобной конструкции мозга — четкое «разделение обязанностей», которое позволяет более эффективно выполнять работу. То есть, когда одна определенная часть мозга отвечает за язык и речь, неудивительно, что люди настолько хорошо осваивают эти навыки.

Мы можем стать ораторами, писателями, поэтами, полиглотами и лингвистами благодаря тому, что наш мозг развил два отдельных полушария.

Кроме того, такая узкая специализация отделов мозга может облегчить ему выполнение множества различных функций сразу, единовременно.

Другими словами, если определенная часть мозга отвечает за определенную функцию, то другая часть может свободно заняться выполнением другой. Это может позволить мозгу манипулировать и выполнять «задания» более эффективно.

Также разделение мозга на два полушария способствует лучшему развитию когнитивных способностей.

Например, в результате проведенных исследований ученые пришли к выводу, что параллельная обработка данных обоими полушариями (слова — в одном, эмоции — в другом) выгодна для развития познавательных навыков, включая IQ и осознанное чтение.

Кроме того, еще одно исследование пришло к выводу, что асимметрия мозга может влиять и на другие аспекты поведения и жизнедеятельности человека, которые также асимметричны. Например, большинство людей на планете либо правши, либо левши, амбидекстеры встречаются довольно редко.

Два полушария есть не только у людей

Всего несколько десятилетий назад ученые полагали, что асимметричная природа головного мозга уникальна для людей, но это предположение оказалось неверным.

Подобное мышление начало изменяться еще в 1970-х годах, когда несколько исследований показали, что подобное строение мозга отличает не только людей, но и некоторых животных, птиц и даже насекомых. Например, асимметрия мозга встречается у зябликов, крыс, цыплят и медоносных пчел.

Недавнее исследование показало, что подобное развитие мозга и асимметрия в поведении встречаются и у некоторых беспозвоночных, таких как черви и слизняки.

Однако проведенных исследований недостаточно, чтобы точно распутать тугой клубок загадок нашего головного мозга. Например, исследователи все еще хотят понять генетические механизмы, которые вовлечены в развитие обоих полушарий.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Полушария мозга как два параллельных мира

Исследователи паранормальных явлений не сомневаются, что такие таинственные события, как внезапные исчезновения людей, автомобилей, самолетов, кораблей, так и появления НЛО, загадочных видений, духов и призраков — все это связано с переходом из нашего мира в другой, параллельный (или в параллельную Вселенную). Они считают, что именно с этим переходом и связана тайна большого числа «паранормальных» загадок.

Официальная наука, конечно, склонна игнорировать такое объяснение, так как в существующие ныне физические модели Земли и Вселенной не укладывается параллельное существование нескольких самостоятельных миров. Но зато исследования человеческого мозга — от них официальная наука не открещивается! — внезапно дали ошеломляющие результаты.

На протяжении столетий считалось, что мозг человека функционирует как единое целое, которое теряет все свои способности в случае каких-либо нарушений его структуры. Позднее оказалось, что, если потребуется, некоторые фрагменты мозга принимают на себя функции поврежденных (при травме или операции) участков.

Но даже эти неопровержимые данные не вызвали каких-либо революционных изменений во взглядах на функционирование нашей центральной нервной системы в целом. Однако большое удивление вызвало открытие, что человек может жить даже в случае атрофии или удаления эпифиза (шишковидной железы). Выяснилось, что часть нашего мозга представляет собой своеобразный «мозг в мозге».

Но настоящий шок случился тогда, когда экспериментально было доказано, что разрыв связей между левым и правым полушарием мозга практически никак не влияет на умственные и функциональные способности человека, а при случае этот метод может даже излечивать эпилепсию. Никто до сих пор не сумел найти вразумительного объяснения этому явлению.

Нейрофизиологи Роджер Сперри и Майкл Гаццанига изучали реакцию людей, у которых когда-либо для лечения эпилепсии была искусственно нарушена связь между полушариями мозга. Эти исследования натолкнули их на мысль отдельно изучить реакции каждого полушария на восприятие зрительных образов. Они использовали тот давно известный факт, что нервные волокна, проводящие сигналы от глаз к мозгу, устроены таким образом, что сигнал от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого глаза — к правому полушарию мозга.

Людям, с которыми проводился эксперимент, демонстрировали образы на экране: сначала с левой стороны, затем с правой. В какой-то момент вместо кадра с изображением появлялась картинка-надпись: «Кто ты?» Правая половина реагировала: «Петер Самсон». Левая, когда надпись показывали с правой стороны, это подтверждала. Следующий вопрос «звучал» так: «Кем ты хотел бы быть?» Правое полушарие формулировало ответ: «автогонщиком». А левое отвечало: «чертежником»!

Ученые были ошеломлены. Дальнейшие исследования показали, что, вне всякого сомнения, каждое из полушарий представляет собой… отдельную личность! И эта личность имеет собственные, отличные от другой «половины», мечты, воспоминания, знания и эмоции. И выходит, целостное функционирование человеческого мозга складывается из двух отдельных равноправных «миров» — то есть так, как, возможно, происходит и во Вселенной…

Это открытие двух нейрофизиологов случайно подтвердило гипотезу, которую давно высказывали некоторые физики, математики и астрономы, строившие собственные модели Вселенной, а уж для исследователей паранормальных явлений эта мысль давно уже является основополагающей. Короче говоря, стало ясно, что в мозге существует, как минимум, два параллельных мира.

Нейрофизиолог Поль Маклин утверждает в своих работах, что человеческий мозг состоит даже не из двух, а из трех независимых областей, «вложенных» друг в друга, подобно матрешке, и каждая из них живет по своим собственным «часам». Роль этих «часов» играет группа нервных клеток, расположенных в глубине мозга, и клетки эти называются «ядром скрещения». Электрические импульсы в этом месте демонстрируют удивительную регулярность. Нейрофизиолог Колин Блэкмор говорит, что они напоминают ему тиканье часов. Но как функционируют эти «часы», не мешая друг другу и «тикая» в собственном ритме?

Увы, Блэкмор со смущением признает, что не может сказать ничего определенного. Но никто не удивится, если в один прекрасный день будет научно установлено, что каждый из этих самостоятельных «мозгов» руководит самостоятельным телом, которое… параллельно существует в нашем теле! Причем неважно даже, каким именно телом руководит — физическим, телесным телом или психическим, бесплотным.

А в этом случае возможность самостоятельного путешествия — например, во сне — одного из этих тел в другие миры станет научным фактом… Впрочем, мистики, эзотерики, маги уже давно говорят о возможности таких путешествий. Более того, регулярно — по их словам — совершают такие путешествия. Предоставляя иной раз неопровержимые доказательства: рассказывая о чем-то, чего знать никак не могли, а могли только видеть. А раз видели, значит — были в том месте, где это что-то происходило.

Еще одна загадка человеческого мозга связана с возможностью внерационального познания — так называемой интуиции. «Интуиция подсказывала мне, что надо было поступить так-то и так-то, однако что-то меня удержало». Практически каждому из нас приходилось слышать такие слова: человек в очередной раз не послушался интуиции, доверился лукавому голосу разума, и в очередной раз попал впросак…

Что же такое интуиция? Этот таинственный внутренний голос постоянно вмешивается в наши поступки. Голос подсказывает: поступи так, это будет наилучший вариант. Голос шепчет: доверься этому человеку. Или наоборот, голос предупреждает: будь осторожен!

Интуитивное познание мира не имеет ничего общего с законами логики. Логическое мышление основано на сборе информации, анализе фактов, установлении причинно- следственной связи между ними и формулировании выводов. (То есть тем, чем всю дорогу занимался Шерлок Холмс, называя это дедукцией.) Интуиция же подсказывает готовый ответ, появляющийся как бы «неизвестно откуда».

Практически каждому из нас приходилось слышать и такие слова: «Первая мысль — самая правильная». Или «Первое впечатление — самое правильное», но так бывает реже — впечатления могут быть составляющим целого ряда факторов, которые могут ввести в заблуждение. Положение о «первой правильной мысли» же давно стало непререкаемой народной мудростью, вошедшей в поговорки и пословицы. Эта «правильная первая мысль» на самом деле — проблеск интуиции, указывающий верное направление.

То, что народ давно усвоил эмпирическим путем и принял, что называется, на вооружение, в последнее время начинает подтверждаться научными экспериментами. Установлено, что люди, обладающие развитой интуицией, способны быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях и мгновенно принимать безошибочные решения.

В некоторых экспериментах группам испытуемых предлагали выполнить самые различные задания — с числами, словами, картинками, — каждое из которых содержало какой-то пробел в информации. Испытуемым надо было «восстановить» этот пробел. Результаты показали, что те, кто шел «логическим» путем, неизменно терпели крах. Некоторые пытались решить задание «методом ненаучного тыка», то есть наугад. И только немногие приходили к правильному результату с помощью интуиции!

Ученые связывают интуитивное мышление с работой правого полушария мозга. Это должно указывать на то, что левши (правое полушарие мозга «заведует» левой стороной тела, и наоборот) должны иметь лучше развитую интуицию. И действительно! В многочисленных тестах на интуицию левши всегда показывают лучшие результаты, чем «правостороннее» большинство.

Еще до недавнего времени «левшизм» считался дефектом, который пытались исправить с помощью медицины, а детей — юных левшей — всерьез «воспитывали», точнее, «перевоспитывали», в «правосторонних» традициях: родители переживали, что у них растут «дефективные» дети. Между тем великий Леонардо да Винчи был левшой, и это не помешало ему написать «Джоконду» и другие шедевры.

И все же мы живем в цивилизации «правосторонней». К правой руке приспособлены все окружающие нас предметы — от ножниц до автомобилей. Система обучения и воспитания призвана с детства развивать у нас левую половину мозга — то есть логику, рациональное мышление. «Только без домыслов, просим опираться на данные» — эта сухая фраза, своего рода лозунг «правосторонней» цивилизации, рефреном звучит по жизни. А интуитивное мышление отодвигается на задворки сознания…

Почему так получилось? Ведь природа человека содержит как рациональное, так и духовное начало. И метод духовного познания, развивать который призывают все религии мира, и называется интуицией. А рациональное мышление — это чистой воды материализм, способ существования в «мире сем». Никто не отрицает его необходимость. Но все же «царствие Мое не от мира сего…». Помните, чьи это слова?

Поэтому интуиция как метод духовного познания стоит неизмеримо выше логики, выше рационального мышления. Но, увы, вековая работа по изгнанию духовного начала из жизни человечества привела к тому, что рационализм возобладал в общественном сознании и стал единственным официальным методом познания.

С этого времени человеческая цивилизация зашла в тот тупик, в котором пребывает и поныне. Проблемы рационалистической цивилизации столь вопиющи, а разлад в умах, вызванный ими, столь велик, что многие всерьез считают, что единственным исходом из этого тупика станет пресловутый «конец света». Эти страхи легко объяснимы: понятно, что однобокое, «правостороннее» развитие гармоничным не является и в конце концов ведет к перекосу во всем — в умах, в душах, в сердцах, в массовом поведении, в мировоззрении…

Третье тысячелетие, очевидно, многократно усложнит задачи, стоящие перед человечеством, и потребует привлечения новых сил для их разрешения. Ясно, что с рационализмом, возведенным в культ, эти задачи не решить. К счастью, в последнее время стали признавать тот факт, что дальнейшее развитие человечества невозможно без гармоничного развития всех заложенных в человеке творческих возможностей. Посудите сами: ведь человек — удивительно симметричное создание. Нормально ли это, когда в активном созидании фактически участвует только правая его половина?

Кстати, некоторые культуры древних и средних веков, в частности, раннеславянская, были «обоерукими» — люди могли одинаково владеть правой и левой рукой, а оба полушария мозга играли одинаково важную роль. И интуиция, и разум — каждый в своей области равно служили людям в познании бесконечно сложного мира. Богу отдавалось Богово, а кесарю — кесарево.

Вспомним, сколько раз мы слышали призывы изучить, открыть, реализовать скрытые возможности человека. А где они таятся, эти возможности? Да в правой половине мозга, которая отвечает за левую сторону тела. Здесь находится источник интуиции, а также ясновидения, яснознания и всех тех явлений, которые в нашей «правосторонней» цивилизации принято называть «паранормальными».

Так что сколько бы ни пугали нас концом света, резервы у человечества еще огромные. И лежат они в области интуиции — той области, которая ведет к духовному познанию. К познанию Бога…

По материалам А.Низовского и Н.Непомнящего

Предложения со словосочетанием ДВА ПОЛУШАРИЯ

Как совсем недавно установили учёные, мозг у прапорщика состоит из двух полушарий — левого и правого. Именно этому гаду ползучему по приданиям старейшин наша планета обязана за разделение на два полушария. Каждый просвещённый читатель сам из сего заключит о разности между двумя полушариями — северным и южным. Ходьба размеренна и ритмична, поэтому она позволяет двум полушариям мозга общаться между собой. Он имеет такие же два полушария, покрытые большим количеством извилистых бороздок, но, конечно, в отличие от ореха, его структура более мягкая и сложная.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ведьмак (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Он также имеет два полушария с большим количеством бороздок. А точнее, не только полюсов, но и всего вещества каждого из двух полушарий по обе стороны от плоскости экватора. Конечный мозг, telencephalon, является производным переднего мозгового пузыря и представлен двумя полушариями большого мозга, hemispheria cerebrales. Конечный мозг включает два полушария. Вы знаете, что наш мозг разделён на два полушария. Некоторые даже полагают, что два полушария обладают каждое своей собственной личностью или «своим собственным умом». Мозолистое тело, передняя часть, два полушария, задний мозг, варолиев мост, продолговатый мозг. При этом он лишь коснулся сего обозначения, притаившегося внизу, между двух полушарий. Большой мозг разделён на два полушария, его поверхностный слой состоит из нескольких слоёв нервных клеток, называемых корой головного мозга. Всем хорошо известно, что мозг человека состоит из двух полушарий. Представим теперь, что эти наши два полушария обсуждают такое сложное явление, как любовь. С биологической точки зрения, наш мозг состоит из двух полушарий, которые соединяются между собой с помощью мозолистого тела. Вот как можно обнаружить у нас существование двух полушарий! Разница между этими двумя полушариями настолько велика, что можно подумать, что это люди с разных планет. Кора занимает значительную часть головного мозга — примерно 2/3 всего его объёма, и делится на два полушария — левое и правое. Ваш мозг разделён на два полушария — левое и правое. Эти два полушария в постоянном конфликте. Вывод автора: нам нужны два полушария и два взгляда на мир. Мозг человека состоит из двух полушарий. В основном, это помогает развитию мозга или развитию двух полушарий, или это помогает неким навыкам, на которые вы раньше тратили больше времени. Мозжечок состоит из червя и двух полушарий. Они не умеют думать сразу двумя полушариями, мыслят совершенно однобоко. Мозжечок состоит из двух полушарий и расположенного между ними червя мозжечка. Головной мозг состоит из двух полушарий, которые разделены между собой глубокой бороздой, доходящей до мозолистого тела. Это деление обусловлено тем, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики. В основании которых, лежат расовые, культурные, социальные и другие различия, разделила мир на два полушария. Секрет развития интуиции заключается в синхронизации работы двух полушарий головного мозга. Два полушария мозга по-разному воспринимают информацию. Наверняка вы знаете, что мозг человека имеет два полушария: правое и левое. Это объясняется тем, что при одновременной работе двух полушарий работа мозга улучшается. Мозг состоит из двух полушарий — левого и правого. В норме работа двух полушарий уравновешивает, дополняет друг друга. Как две руки, как два полушария — левое и правое. Человеческий мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Как уже говорилось выше, мозг разделён на два полушария, устроенные анатомически одинаково, но выполняющие разные функции. Благодаря одновременной работе двух полушарий формируется многозначная картина мира. Однако одно из полушарий является преобладающим. В черепной коробке человека заключён мозг, который разделён на два полушария, ответственных каждое за свой особый способ познания. Оптимальное обучение включает в себя непрерывное взаимодействие двух полушарий. Рисование очень помогает, так задействованы два полушария — правое и левое. Во всяком случае, у меня тоже два полушария. Кора мозга разделена на два полушария.

Миф о функциональной ассиметрии левого и правого полушария мозга ≪ Scisne?

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга
«Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга». Подобных фраз в интернете и многочисленных книгах по саморазвитию и правильному мышлению можно найти огромное количество. Однако к реальности они имеют слабое отношение. Миф о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга ­– один из самых популярных мифов о мозге человека. Похоже, что вместе с мифом о том, что мы используем только 10% нашего мозга, он делит первое место. Даже вроде бы профессиональные психологи с научными степенями активно его воспроизводят, заражая им всё новых людей. Однако пока в Вилларибо все ещё продолжают писать про функциональную асимметрию больших полушарий мозга, в Виллабаджо этот миф уже давно развеян.

Основания

Миф о типе полушарности возник не на пустом месте. В большой степени он проистекает из результатов исследований людей с «расщеплённым мозгом», проведённых Роджером Сперри и его коллегами [1]. В ходе специальной хирургической операции этим людям разрезали мозолистое тело, которое соединяет левое и правое полушария друг с другом. Такая операция позволяла избавить больного тяжёлой формой эпилепсии от сильных эпилептических припадков и являлась крайней формой помощи. Лабораторные обследования таких пациентов выявили изменения в их поведении, свидетельствующие о том, что две половины мозга действовали независимо друг от друга. Например, ощупывая правой рукой предмет, они могли идентифицировать его и показать его на картинке, но при этом не могли произнести его название. А если поставить между глазами перегородку и показать левому глазу (т.е. правому полушарию) фотографию обнажённого человека, пациент с «расщеплённым мозгом» начинает хихикать. Но если его спросить о причинах веселья, он скажет что-то вроде «на фото изображён мой дядя, который очень забавный человек». Левое полушарие не видит фотографию, но поскольку оно в большей степени ответственно за обработку вербальной информации, оно начнёт само придумывать какое-либо правдоподобное объяснение. Таким образом, предъявляя разные стимулы правому и левому полушариям по-отдельности, исследователи выяснили, что они относительно хорошо выполняют разные мыслительные действия. Так например, у большинства людей области, отвечающие за первичную обработку речевой информации (грамматика, словообразование), находятся в левом полушарии. Правое же полушарие в большей степени вовлечено в процессы эмоциональной оценки предметов и событий. Также в правом полушарии наблюдалась бóльшая активность, когда человек решал задачу с помощью инсайта, или озарения (когда понимание проблемы и нахождение решения происходит неожиданно и похоже на интуитивную догадку), что похоже на креативное мышление [2]. Тем не менее, различия между полушариями не на столько чёткие и понятные. «Во многих случаях речь идёт не о том, что то или другое полушарие не может выполнять какую-то задачу, а о том, что одно из них может выполнить эту задачу быстрее и лучше, чем другое» [3]. Например, несмотря на ведущую роль левого полушария в обработке речи, правое полушарие тоже участвует в этом процессе, обрабатывая интонацию.

Реальность

Однако не надо забывать, что у здоровых людей оба полушария хорошо связаны и постоянно обмениваются информацией. То, что знает одно полушарие, знает и второе. Анализ данных функциональной МРТ показывает, что два полушария обычно общаются во время выполнения большинства задач.

Поэтому аспектов, по которым отличаются эти две стороны мозга, гораздо меньше, чем говорят сторонники «полушарности» в популярной психологии (Aamodt & Wang, 2008; Corballis, 1999, 2007; Della Sala, 1999). В конечном счёте по своим функциям эти два полушария скорее похожи, чем непохожи друг на друга (Geake, 2008). Современные нейробиологи не согласны со многими «полушарными инструкторами» движения «New Age», которые утверждают, что две половины мозга непохожи и воспринимают мир совершенно по-разному – одно из них (левое) якобы счетовод-бухгалтер, а второе (правое) – истинный мастер дзэн.

Более того, сложные виды деятельности, такие как творчество, содержат в себе как собственно креативные задачи, так и рутинные задачи, поэтому даже с точки зрение приверженцев чёткого разделения функций между правым и левым полушариями, успех в такой деятельности должен определяться активностью их обоих [4].


«Мысли правым полушарием: Высвободи свои креативные способности»

Почему же этот миф настолько сильный и распространённый? Первая причина – это простота объяснения работы мозга, которая к тому же хорошо встраивается в наш здравый смысл. С одной стороны, нам приходится выполнять разные виды активности, которые, вроде бы принципиально отличаются друг от друга. С другой – у мозга есть две похожие половины. Зачем ему две половины? Наверное, как раз для того, чтобы они выполняли различные задачи. Вторая причина – активное культивирование этого мифа популярными психологами, желающими заработать на этом.

Утверждая, что современное общество недооценивает эмоциональное восприятие мира, характерное для правого полушария, сторонники дихотомического подхода стали рекламировать причудливые схемы повышения активности этого полушария. Их книги и семинары обещали освободить нас от барьеров для личностного роста, налагаемых на нас негибкой школьной системой, которая одобряет «мышление с использованием левого полушария» [4].


Желающим «развить правое полушарие» предлагаются многочисленные упражнения и тренинги («работать с мандалой», слушать музыку, которая «задевает за живое», развивать эмпатию или заниматься живописью и медитацией), которые сами по себе вполне безобидные и даже скорее позитивные, но не имеют ничего общего в «обузданием левого полушария» и развитием правого. Хуже, когда для этого предлагают воспользоваться каким-либо специальным устройством, которое гармонизирует или синхронизирует работу двух полушарий. Естественно, нет никаких доказательств того, что можно научиться пользоваться левым и правым полушариями по отдельности или, наоборот, гармонизировать их работу. В реальности нормальная психическая активность обычно требует разной активации разных частей полушарий головного мозга, а не их синхронизации по желанию их владельца. Как уже говорилось, полушария мозга здорового человека активнейшим образов взаимодействуют друг с другом, а их работа гармонизирована как раз в той степени, которая необходима. Поэтому не занимайтесь глупостями и забудьте о строгой и чёткой функционально асимметрии полушарий головного мозга.

[1] Gazzaniga, M.S. (1998). The Split Brain Revisited. Scientific American, 279, 1, 35-39.

[2] Jung-Beeman, M., Bowden, E. M., Haberman, J., Frymiare, J. L., Arambel-Liu, S., Greenblatt, R., … Kounios, J. (2004). Neural Activity When People Solve Verbal Problems with Insight. PLoS Biol, 2(4), e97. doi:10.1371/journal.pbio.0020097

[3] Lilienfeld, S. O., Lynn, S. J., Ruscio, J., & Beyerstein, B. L. (2009). 50 Great Myths of Popular Psychology: Shattering Widespread Misconceptions about Human Behavior (p. 332). Oxford: Wiley-Blackwell.

[4] Лилиенфельд, С. О., Линн, С. Д., Русио, Д., & Бейерстайн, Б. Л. (2013). 50 великих мифов популярной психологии. М.: Эксмо.

два полушария — это… Что такое два полушария?


два полушария
два полушария

жопа, задница, зад

Словарь русских синонимов.

два полушария

сущ., кол-во синонимов: 3


Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

.

Синонимы:
  • два нуля
  • два портрета с одной газеты

Смотреть что такое «два полушария» в других словарях:

  • МАГДЕБУРГСКИЕ ПОЛУШАРИЯ — (от имени города Магдебурга). Два медных полушария, пустых внутри, служат для доказательства атмосферного давления во всех направлениях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАГДЕБУРГСКИЕ ПОЛУШАРИЯ от… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Магдебургские полушария — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники …   Википедия

  • Полярные страны Южного полушария* — под именем Южного Ледовитого океана подразумевают обыкновенно, согласно границам, установленным в 1845 г. Географическим обществом в Лондоне, пространство, ограниченное со всех сторон южным полярным кругом и простирающееся от этого круга к южному …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Полярные страны Южного полушария — под именем Южного Ледовитого океана подразумевают обыкновенно, согласно границам, установленным в 1845 г. Географическим обществом в Лондоне, пространство, ограниченное со всех сторон южным полярным кругом и простирающееся от этого круга к южному …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Полярные страны Северного полушария* — Северный Ледовитый океан, в противоположность Южному, представляет совершенно средиземный характер. Он на значительном протяжении имеет естественные границы и только в трех местах непосредственно сливается с водами Атлантического и Тихого… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Полярные страны северного полушария — Северный Ледовитый океан, в противоположность южному, представляет совершенно средиземный характер. Он на значительном протяжении имеет естественные границы и только в трех местах непосредственно сливается с водами Атлантического и Тихого… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Головной мозг — (Encephalon). А. Анатомия головного мозга человека: 1) строение Г. мозга, 2) оболочки мозга, 3) кровообращение в Г. мозгу, 4) ткань мозга, 5) ход волокон в мозгу, 6) вес мозга. В. Эмбриональное развитие Г. мозга у позвоночных животных. С.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга ….. . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга…………. 489 Bee головного мозга…………..502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Леворукость — Левша человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Антоним к термину «левша» «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %[1], то есть левшой является каждый шестой. Человек, являющийся левшой, в основном, использует… …   Википедия

  • Левши — Левша человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Антоним к термину «левша» «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %[1], то есть левшой является каждый шестой. Человек, являющийся левшой, в основном, использует… …   Википедия

Книги

  • Ментальная арифметика. Часть 1. Рабочая тетрадь для детей от 5 лет, Слабенькая Ю.. Создавая эту тетрадь, мы хотели открыть для вас мир ментальной арифметики. На данный момент ментальная арифметика все активнее распространяется в России, но для большинства пока остается… Подробнее  Купить за 1148 руб
  • Ментальная арифметика. Часть 1. Рабочая тетрадь для детей от 5 лет, Слабенькая Ю.. Создавая эту тетрадь, мы хотели открыть для вас мир ментальной арифметики. На данный момент ментальная арифметика все активнее распространяется в России, но для большинства пока остается… Подробнее  Купить за 961 грн (только Украина)
  • Действуй! Блокнот для экстраординарных людей (красный), Пинтосевич Ицхак. Этот не датированный блокнот-ежедневник разработан Ицхаком Пинтосевичем, тренером успеха № 1 на русскоязычном пространстве, автором бестселлеров по саморазвитию. Уникальность блокнота в том,… Подробнее  Купить за 536 руб
Другие книги по запросу «два полушария» >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *