Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) — 49-50 см Вес — 3200-3300 г Окружность головы — 34-34,5 см Окружность грудной клетки — 32-34 см |
Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) — 54-55 см Вес — 4200-4500 г Окружность головы — 36,5-37 см Окружность грудной клетки — 36-36,5 см |
Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) — 57-58 см Вес — 5100-5600 г Окружность головы — 38-39 см Окружность грудной клетки — 38-39 см |
Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) — 60-61,5 см Вес — 5800-6400 гОкружность головы — 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки — 40-42 см |
В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачок |
4 месяца Рост (длина) — 62-64 см Вес — 6400-7000 г Окружность головы — 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки — 41,5-42 см |
Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) — 64-66 см Вес — 6900-7500 г Окружность головы — 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки — 43-44 см |
Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) — 66-67,5 см Вес — 7300-7900 г Окружность головы — 42-43 см Окружность грудной клетки — 44-45,5 см |
Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) — 67-69 см Вес — 7600-8300 г Окружность головы — 43-44 см Окружность грудной клетки — 45-46,5 см |
Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) — 69-70,5 см Вес — 7900-8600 г Окружность головы — 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки — 46-47 см |
Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) — 70-72 см Вес — 8200-8900 г Окружность головы — 44-45 см Окружность грудной клетки — 47-48 см |
Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) — 71,5-73 см Вес — 8500-9200 г Окружность головы — 44-45,5 см Окружность грудной клетки — 47-48 см |
Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) — 73-74,5 см Вес — 8700-9400 г Окружность головы — 44,5-46 см Окружность грудной клетки — 48-49 см |
Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) — 74-76 см Вес — 8900-9600 г Окружность головы — 45-46 см Окружность грудной клетки — 48-49 см |
Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Таблица развития ребенка до года по месяцам: Таблица ВОЗ
Таблицы ВОЗ приводят нормы развития ребенка по самым разнообразным параметрам. Вы можете воспользоваться таблицами ВОЗ, чтобы понять, чтобы понять, развитие вашего ребенка проходит нормально или есть какие-то отклонения от нормы.
Вы легко сможете узнать правильные ли у вашего ребенка параметры, нормально ли он набирает массу и растет. Если какие-то из параметров маловаты или отклонены от нормы, которая рекомендуется ВОЗ, то это серьезный повод отвезти кроху до года к педиатру или лечащему семейному врачу.
Родители не должны халатно относится к параметрам развития ребенка, так как, к примеру, ребенок, который набирает лишний вес, должен пройти ряд анализов, в том числе и на сахарный диабет. Если ваш малыш отстает от нормы, то не следует впадать в панику, а наоборот, поверить еще один параметр – это индекс массы тела.
Именно на это число следует опираться, чтобы понять, какую ребенок имеет массу. Формула расчета индекса массы тела: I= m/h3 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m — масса тела в килограммах, h — рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².
Развитие ребенка до года по месяцам
Нормы для мальчиков
В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.
Год:месяц | Месяц | Вес, кг | Рост, см | Индекс массы тела | Окружность головы, см | ||||
мин. | макс. | мин. | Макс. | мин. | Макс. | мин. | макс. | ||
0:00 | 0 | 2,9 | 3,9 | 48 | 51,8 | 12,2 | 14,8 | 33,2 | 35,7 |
0:01 | 1 | 3,9 | 5,1 | 52,8 | 56,7 | 13,6 | 16,3 | 36,1 | 38,4 |
0:02 | 2 | 4,9 | 6,3 | 56,4 | 60,4 | 15 | 17,8 | 38 | 40,3 |
0:03 | 3 | 5,7 | 7,2 | 59,4 | 63,5 | 15,5 | 18,4 | 39,3 | 41,7 |
0:04 | 4 | 6,2 | 7,8 | 61,8 | 66 | 15,8 | 18,7 | 40,4 | 42,8 |
0:05 | 5 | 6,7 | 8,4 | 63,8 | 68 | 15,9 | 18,8 | 41,4 | 43,8 |
0:06 | 6 | 7,1 | 8,8 | 65,5 | 69,8 | 16 | 18,8 | 42,1 | 44,6 |
0:07 | 7 | 7,4 | 9,2 | 67 | 71,3 | 16 | 18,8 | 42,7 | 45,2 |
0:08 | 8 | 7,7 | 9,6 | 68,4 | 72,8 | 15,9 | 18,7 | 43,3 | 45,8 |
0:09 | 9 | 8 | 9,9 | 69,7 | 74,2 | 15,8 | 18,6 | 43,7 | 46,3 |
0:10 | 10 | 8,2 | 10,2 | 71 | 75,6 | 15,7 | 18,5 | 44,1 | 46,7 |
0:11 | 11 | 8,4 | 10,5 | 72,2 | 76,9 | 15,6 | 18,4 | 44,5 | 47 |
1:00 | 12 | 8,6 | 10,8 | 73,4 | 78,1 | 15,5 | 18,2 | 44,8 | 47,4 |
Родители обязательно должны помнить, что каждый ребенок развивается согласно собственной природе. Нормы, которые указаны в таблицах – это средние показатели, которые могут использоваться как отправная точка и справочный материал. Но если у вас есть хоть малейшие подозрения на то, что у вашего ребенка до одного года наблюдается отклонение от нормы, вы должны срочно показать его врачу.
Нормы для девочек
Параметры развития девочек, утвержденные ВОЗ, года указывают на то, какими должны быть средние параметры развития девочек до одного. Эти данные – некий статический и справочный материал, который является отправной точкой для диагностики развития вашего ребенка. Но если у вас есть сомнения в том, нормально ли развивается ваша девочка, то вам обязательно нужна консультация педиатра.
Год: Месяц | месяц | Вес, кг
| Рост, см | Индекс массы тела | Окружность головы, см | ||||
мин. | макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | ||||
мин. | макс. | ||||||||
0:01 | 1 | 3.6 | 4.8 | 51,7 | 55,6 | 13,2 | 16 | 35,4 | 37,7 |
0:02 | 2 | 4.5 | 5.8 | 55 | 59,1 | 14,3 | 17,3 | 37 | 39,5 |
0:03 | 3 | 5.2 | 6.6 | 57,7 | 61,9 | 14,9 | 17,9 | 38,3 | 40,8 |
0:04 | 4 | 5.7 | 7.3 | 59,9 | 64,3 | 15,2 | 18,3 | 39,3 | 41,8 |
0:05 | 5 | 6.1 | 7.8 | 61,8 | 66,2 | 15,4 | 18,4 | 40,2 | 42,7 |
0:06 | 6 | 6.5 | 8.2 | 63,5 | 68 | 15,5 | 18,5 | 40,9 | 43,5 |
0:07 | 7 | 6.8 | 8.6 | 65 | 69,6 | 15,5 | 18,5 | 41,5 | 44,1 |
0:08 | 8 | 7.0 | 9.0 | 66,4 | 71,1 | 15,4 | 18,4 | 42 | 44,7 |
0:11 | 11 | 7.7 | 9.9 | 70,3 | 75,3 | 15,1 | 18 | 43,2 | 45,9 |
1:00 | 12 | 7.9 | 10.1 | 71,4 | 76,6 | 15 | 17,9 | 43,5 | 46,3 |
Месяц | Прирост веса, грамм | Прирост роста, см | ||
Интервал | мин | макс | мин | макс |
0-1 | 611 | 1161 | 6,8 | 9 |
1-2 | 744 | 1290 | ||
2-3 | 502 | 944 | 4,2 | 6,1 |
3-4 | 383 | 796 | ||
4-5 | 293 | 695 | 2,7 | 4,5 |
Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года
Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.
Возраст (месяц) | Навыки |
1 | Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки. |
2 | Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали. |
3 | Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико. |
4 | В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться. |
5 | Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки. |
6 | Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть |
7 | Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов. |
8 | Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек. |
9 | Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам. |
10 | Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам. |
11 | Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают |
12 | Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей. Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно. |
Зубы у детей до года таблица
Существуют нормы, по которым у ребенка до года вырастают зубки. Существует таблица, в которой по месяцам расписано, когда и какие зубки должны вырасти у малыша.
Схема расположения зубов (номера показывают порядок появления) | Зубы в порядке появления | Средний срок появления (месяцы) |
1. Нижние центральные резцы | 6–10 | |
2. Верхние центральные резцы | 7–12 | |
3. Верхние боковые резцы | 9–12 | |
4. Нижние боковые резцы | 7–16 | |
5. Первые моляры (верхние) | 13–19 | |
6. Первые моляры (нижние) | 12–18 | |
7. Клыки | 16–23 | |
8. Вторые моляры (нижние) | 20–31 | |
9. Вторые моляры (верхние) | 25–33 |
Учитывая все эти данные, у ребенка все молочные челюсти формируются только к трем годам. А вот в 12 месяцам прорезаются только 6-10 зубов.
Размеры (обхват) головы у детей таблица
У малыша до одного года параметры охвата головы являются очень важным показателем. Родители должны каждый месяц следить, насколько выросла голова ребенка, так как увеличение или снижение темпов роста может быть последствием каких-либо проблем со здоровьем малыша. Существует таблица, которая по данным ВОЗ показывает средние размеры головы для мальчиков и девочек до года.
Возраст в месяцах | Девочки | Мальчики |
Окружность головы, см | Окружность головы, см | |
0 | 33,9 | 34,5 |
1 | 36,5 | 37,3 |
2 | 38,3 | 39,1 |
3 | 39,5 | 40,5 |
4 | 40,6 | 41,6 |
5 | 41,5 | 42,6 |
6 | 42,2 | 43,3 |
7 | 42,8 | 44,0 |
8 | 43,4 | 44,5 |
Нормы для проверки зрения у детей
Малышам до года обязательно проверяют зрение, первая проверка происходит уже в роддоме. Следующая проверка должна проводиться в 3 месяца, потом в 6 и в год. Существует таблица, по которой можно посмотреть, является ли развитие зрения вашего ребенка нормальным.
Возраст детей | Средняя острота зрения |
1 неделя | 0,002–0,02 (до 2 %) |
1 месяц | 0,008–0,03 (до 3 %) |
3 месяца | 0,05–0,1 (5–10 %) |
6 месяцев | 0,1–0,3 (10–30 %) |
1 год | 0,3–0,6 (30–60 %) |
Согласно нормальному развитию малышей до года, существует таблица, заглянув в которую, родители могу убедиться, что их малыш нормален и уже умеет делать все, что нужно уметь.
Что должен уметь делать ребенок
Возраст ребенка (месяц) | Что умеет малыш |
1 | Может сфокусировать глазки на лице мамы. Понимает, что с ним общается и прислушивается. |
2 | Может улыбнуться, агукает. |
3 | Агукает, реагирует на обращенное к нему внимание. На животике немножко приподнимает головку и несколько минут удерживает ее. |
4 | Лежа на животике уверенно приподнимает головку. Громко смеется. Если удержать кроху вертикально, то может упирать ножки в поверхность. |
5 | Хорошо держит голову вертикально. Может перевернуться. Концентрирует взгляд на небольшом предмете. Может переложить погремушку из одной руки в другую. Может произнести гласные и согласные. Ищет интересующие игрушки и тянется к ним. |
6 | Сидит уже без поддержки. Первые попытки встать. |
7 | С удовольствием играет в «ку-ку». Стоит, но с поддержкой или держась за мебель. Машет ручкой ,когда кто-то уходит. Может сказать «мама» и «папа». Берет что-то маленькое большим и указательным пальчиком. |
8 | Легко перекладывает предметы из одной ручки в другу. Ищет предметы, который упал. Ходит с опорой. Может стоять без посторонней помощи, но не долго. Понимает «нельзя». |
9 | Пытается дотянуться или доползти до игрушки, может катить мячик от себя. Пьет из чашки, если ее поддерживают. Говорит «мама» и «папа» очень четко. Может отвечать без слов на просьбу «Дай». |
10 | Уверенно стоит. Пытается вставать из положения сидя. Проявляет недовольство, когда у него забирают что-то. Лепечет и говорит на младенческом языке. Пытается идти. |
11 | Может сесть из положения на животике. Уже ходит хорошо. Произносит 3-5 слов. |
12 | Ходит, опираясь на мебель. Знает свое имя и откликается на него. Может выполнить несложную просьбу. Говорит 5-8 слов. Знает слово «нет». |
Таблица роста и веса малышей
Ниже приведена таблица, которая показывает средние параметры развития малыша, установленные ВОЗ. Если вам кроха находится на грудном вскармливании, то его развитие вы можете отслеживать именно по этим параметрам ВОЗ.
Возраст, месяцев | Мальчики | Девочки | ||
Рост, см | Вес, кг | Рост, см | ||
0 (новорожденный) | 49,9 | 3,3 | 0 (новорожденный) | 49,9 |
1 | 54,7 | 4,5 | 1 | 54,7 |
2 | 58,4 | 5,6 | 2 | 58,4 |
3 | 61,4 | 6,4 | 3 | 61,4 |
4 | 63,9 | 7,0 | 4 | 63,9 |
5 | 65,9 | 7,5 | 5 | 65,9 |
6 | 67,6 | 7,9 | 6 | 67,6 |
7 | 69,2 | 8,3 | 7 | 69,2 |
8 | 70,6 | 8,6 | 8 | 70,6 |
9 | 72,0 | 8,9 | 9 | 72,0 |
10 | 73,3 | 9,2 | 10 | 73,3 |
11 | 74,5 | 9,4 | 11 | 74,5 |
норма физических и психологических достижений грудничка
Время на чтение: 22 минуты
АА
Последнее обновление статьи: 24.05.2019
Детки взрослеют очень быстро, поэтому большинству родителей интересно развитие ребенка по месяцам, чтобы точно знать – правильно ли происходит его физическое и психологическое становление согласно медицинским показателям. Для более успешного отслеживания маме следует завести свой собственный дневник, в котором будет записываться каждый месяц и его показатели. План (или календарь развития навыков ребенка по месяцам до года вы найдете в этой статье.
В заключении для вашего удобства все показатели речевого, двигательного и психического развития по месяцам мы собрали в одной таблице.
Первичное развитие
После рождения первый месяц жизни крохи является адаптационным. Он учится приспосабливаться к новому для себя миру вне маминого животика. В это время малыш еще очень много спит — до 20 часов в сутки — и много кушает.
Основной задачей родителей в это время является обеспечение комфортных условий существования. Для этого следует создать в комнате необходимую температуру, менять пеленки и следить за тем, чтобы дитя было сытым.
В первые две-три недели ушки новорожденного ребенка еще заполнены эмбриональной жидкостью и он воспринимает только громкий звук. К концу первого месяца он уже слышит голос. Родителям важно петь ребенку песенки, читать сказки и разговаривать с ним, чтобы он знал голос мамы и папы. А также рекомендуется чаще брать его на руки, чтобы он чувствовал любовь и теплоту родителей.
К месячному возрасту кроха уже способен различать цвета и наблюдать за яркими игрушками, следя за ними глазами. Малыш учится концентрировать внимание на неподвижном предмете или лице родителей. Если же положить кроху на животик, то к месячному возрасту он должен уметь держать головку на протяжении нескольких секунд.
В первый месяц после рождения ребёнок набирает от 90 до 150 граммов в неделю. За это время грудничок успевает набрать до 700 грамм ко второму месяцу. Ест он до 5 раз за ночь и каждые два часа днем.
В течение первого месяца ребенка еженедельно посещает педиатр и два раза в неделю – медсестра. Примерно на седьмой-десятый день у него отпадает пуповина, к концу первого месяца кожа новорожденного приобретает естественный цвет.
Читайте подробнее: Все о развитии ребенка от 0 до 1 месяца
Двухмесячный возраст
На втором месяце ребёнок становится более активным. Это своеобразная стадия «оживления», когда он начинает различать эмоции родителей и проявлять свои. Ближе к концу этого возраста малыш прибавляет в весе до 800 грамм и в росте 3 см. Также увеличивается объем головы и обхват грудной клетки младенца.
Двухмесячный ребенок умеет:
- держать голову на весу, лежа на животе, до 20 секунд;
- переворачиваться с бока на спину и разводить ручки в сторону;
- начинает гулить и произносить некоторые звуки;
- удерживать внимание на неподвижном предмете довольно длительное время;
- пытается дотянуться до предмета и следит за ним глазами;
- искать источник звука и поворачивать голову в его сторону;
- хватать небольшие предметы руками;
- стараться вставать, приподнимая грудь на небольшое время;
- различать желтый, оранжевый, черный и белый цвета.
К концу периода малыш учится передавать свои эмоции при помощи мимики. У него развивается координация движений, он слышит большинство звуков и способен радоваться голосам родителей. Но быстро передвигающие предметы он не способен видеть и фокусировать взгляд на них.
Читайте подробнее: Нормы развития ребенка в 2 месяца
Трехмесячный ребенок
Если верить таблице развития ребенка по месяцам до года, то к трем месяцам кроха превращается из полностью зависимого от мамы грудничка в активного и довольно общительного карапуза. Он уже практически полностью избавился от непроизвольных рефлексов новорожденного и учится контролировать свое тело. Он становится очень любопытным, малыша интересуют новые вещи и лица вокруг него. Ответом на общение становится гуление и воркование — так ребенок вовлекается в процесс взаимодействия с родителями и другими людьми.
Трехмесячный ребенок уже умеет опираться на ручки и поднимать тело из положения лежа. Он умеет сжимать пальцы и удерживать небольшие предметы. Когда родители берут его на руки, кроха довольно хорошо держит голову. Но появляются и некоторые проблемы с животиком — у ребенка могут начаться кишечные колики. Избавиться от них довольно просто путем прикладывания нагретой пеленки на животик или простого массажа по часовой стрелке.
Ребенок уже умеет хватать и удерживать игрушки. На голос родителей он реагирует очень бурно — радуется, дергает ручками и ножками, улыбается.
К концу третьего месяца малыш умеет:
- переворачиваться со спины на бок;
- поворачиваться на источник света и звука;
- пытается взять и удержать погремушку;
- тянет в рот пальцы;
- хватает себя за ножки и подтягивает их к себе.
К концу этого периода вес ребенка увеличивается на 800 грамм и в росте он прибавляет до 2,5 см. И его развитие постоянно продолжается.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Второй квартал
К четырёхмесячному возрасту у малыша уже прекрасно развиты мышцы шеи и он может самостоятельно осматривать окружающие его предметы. Поле его зрения существенно расширяется и он может видеть не только общую картину, но и отдельные предметы. Мышцы у крохи тоже стали довольно крепкими и он может не только хватать игрушку, но и пытаться переложить из одной руки в другую.
В этом возрасте у ребенка развивается умение переворачиваться с бока на спину, а также он может подолгу держать голову на весу, высоко поднимая подбородок. Движения ручек уже скоординированы и он старается захватить игрушку, подвешенную над ним.
К концу периода кроха может различать привычные предметы и лица. Он начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Успешно имитирует некоторые звуки, начинает подолгу гулить и отличать маму от других членов семьи. Реагирует на посторонних взрослых настораживанием, но после оживляется и начинает играть.
Согласно таблице развития малыша, в 4 месяца кроха должен:
- пытаться сесть;
- лежа на животе пытаться ползти;
- придерживать бутылочку руками;
- фиксировать глаза на движущемся объекте;
- любопытно смотреть на свое отражение в зеркале.
Рост малыша увеличивается на 2−3 см. В весе он прибавляет за месяц еще 700 грамм.
Читайте подробнее: Все о развитии детей в 4 месяца
Пятый месяц развития
В этом возрасте малыш уже прекрасно видит удаленные предметы и способен узнать маму даже на расстоянии нескольких метров от него. Кроха может с увлечением всматриваться в работающий т
нормы показателей для мальчиков и девочек
С появлением в составе семьи малыша у счастливых родителей появляются новые заботы. Главная из них – здоровье наследника. Основные показатели его гармоничного развития в продолжение очень ответственного периода жизни отражает созданная экспертами таблица роста и веса детей до года. Она помогает установить, как протекает процесс становления младенца, учитывая личные особенности.
…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Основные показатели новорожденных
Когда новорожденный появляется на свет, родителям сообщают первую информацию о нем: какого он пола, сколько весит, какая длина его тела, а также сведения об общем состоянии. За этими величинами родители и врачи будут внимательно следить в течение всего года, поскольку они являются главными индикаторами гармоничного формирования организма, а значит, и общего здоровья.Нормальные физические величины новорожденных зависят от сроков рождения. Когда при росте от 46 до 57 см кроха весит от 2600 до 4000 г, это является нормой для тех, которые родились в положенный срок, то есть на 38–42 неделе беременности. Если же роды были преждевременными, с патологиями, беременность была многоплодной, то нормы веса и роста существенно снижаются. Например, если новорожденный, родившийся в двойне или тройне, весит менее 2000 граммов, то это значение не считается критичным.
Обратите внимание! Если на момент выписки из роддома новорожденный весит меньше, чем при рождении, то это является нормой.
Снижение веса за первые дни жизни составляет до 8% от первоначального значения. Но выписывают кроху домой только после того, как снижение массы прекращается и начинается прибавка. За изменением этих величин следит педиатр.
Физические данные младенца до года
Начальные месяцы жизненного пути младенца сопровождаются активным ростом, интенсивно увеличивается масса тела. Замеры роста и веса у детей производятся ежемесячно, что является основной процедурой для определения нормального функционирования юного организма.
Рост и вес всегда индивидуальны, зависят от следующих факторов:
- половая принадлежность;
- значения основных показателей новорожденного;
- генетические характеристики родителей;
- перенесенные заболевания, различные инфекции, внезапное обезвоживание;
- прорезание зубов, снижение или отсутствие аппетита;
- врожденные патологии или их отсутствие;
- социальные, бытовые компоненты воспитания грудничка;
- тип вскармливания.
Также на степень увеличения роста и веса у детей при грудном вскармливании влияет питание матери, анатомические особенности ее груди, индивидуальная техника кормления, а также совместимость различных продуктов и лекарственных препаратов при кормлении младенца грудным молоком.
Измерение массы ребенка
Разработано несколько разновидностей табличных форм для контроля физического формирования грудничков:
- Стандартная. Содержит значения основных величин развития крохи до года помесячно.
- Уточненная таблица ВОЗ, где указаны нормы показателей до года, учитывая их начальные характеристики.
- Центильная, которая дает возможность установить соответствие роста и веса возрасту малышей. Таблица разработана для анализа и оценки показателей физического формирования мальчиков и девочек по отдельности.
Для того, чтобы наверняка знать, нормально ли протекает физиологическое становление каждого конкретного младенца, достаточно сделать замеры длины тела малыша ростомером, определить, сколько он весит на специальных медицинских весах, а затем сравнить полученные значения с антропометрическими данными.
Стандартная таблица
Эта разновидность чаще всего используется медицинским персоналом, потому что удобна, информативна, позволяет легко рассчитать вес ребенка, а также длину тела, согласно возрасту обследуемого. Исходя из приведенных данных, малыш за первый месяц жизни прибавляет 600 г к первоначальной своей массе.На протяжении второго и третьего месяцев, когда происходит самое интенсивное формирование организма, прибавка составляет 800 граммов за каждый месяц. Далее идет постепенное снижение ежемесячного увеличения показателя на 50 граммов, что обусловлено снижением интенсивности развития организма младенца.
В продолжение первого месяца жизни значение прибавки массы меньше, чем в последующие два месяца из-за физиологической потери приблизительно 200 г при рождении, что является нормой. На протяжении первых нескольких дней жизни молодой организм новорожденного активно избавляется от излишка жидкости. Чаще это явление происходит при грудном вскармливании, поскольку первые несколько дней молоко у матери еще не вырабатывается, а появляется только со второго или третьего дня после родов. Небольшое количество молозива, которым до тех пор питается грудничок, не способствует увеличению массы. Таким образом, за этот месяц набираются те же 800 г, но за минусом 200 г, потерянных за первые дни существования. Среднестатистический вес ребенка по месяцам указан в таблице.
Что касается значений длины тела, то здесь расчеты еще проще. За первый триместр грудничок ежемесячно вырастает на 3 см. В следующем триместре прибавка составит около 2,5 см за каждый месяц. На протяжении еще трех месяцев добавляется приблизительно по 2 см. За последний триместр первого года существования интенсивность развития замедляется. Прибавка длины тела к предыдущему значению уменьшается до 1 см ежемесячно. Всего получается, что в продолжение года грудничок вырастает приблизительно на 25 см.
Возраст | Длина тела | Прибавка роста | Масса | Прибавка массы |
мес. | см | см | кг | кг |
0 | 50–51 | — | 3,1–3,4 | — |
1 | 54–55 | 3,0 | 3,7–4,1 | 0,60 |
2 | 55–59 | 3,0 | 4,5–4,9 | 0,80 |
3 | 60–62 | 2,5 | 5,2–5,6 | 0,80 |
4 | 62–65 | 2,5 | 5,9–6,3 | 0,75 |
5 | 64–68 | 2,0 | 6,5–6,8 | 0,70 |
6 | 66–70 | 2,0 | 7,1–7,4 | 0,65 |
7 | 68–72 | 2,0 | 7,6–8,1 | 0,60 |
8 | 69–74 | 2,0 | 8,1–8,5 | 0,55 |
9 | 70–75 | 1,5 | 8,6–9,0 | 0,50 |
10 | 71–76 | 1,5 | 9,1–9,5 | 0,45 |
11 | 72–78 | 1,5 | 9,5–10,0 | 0,40 |
12 | 74–80 | 1,5 | 10,0–10,8 | 0,35 |
Нормы прироста веса и роста у детей в продолжение первого года таблица показывает средние, что является недостатком, поскольку не складывается четкая картина индивидуального развития обследуемого.
Сколько должен спать ребенок до месяца
Таблицы ВОЗ
Эта форма содержит уточненные сведения. В ней отражен рост и вес ребёнка по месяцам, с учетом значений величин при рождении. Несомненно, физические замеры малыша в динамике будут различными для грудничков, которые при рождении весили максимально много или минимально мало. Поскольку физические характеристики младенцев зависят от их половой принадлежности, табличные формы ВОЗ разработаны индивидуально для мальчиков и девочек.
Таблица параметров развития девочек до года
Строение и формирование девочек имеет ряд некоторых физиологических отличительных характеристик, поэтому значения цифровых параметров физического развития их организма несколько ниже соответствующих параметров мальчиков.
Развитие девочек до года
Вес младенца отслеживается помесячно. Таблица характеристик в продолжение первого года жизни для девочек содержит крайние столбцы с наибольшими и наименьшими значениями величин. Эти показатели критичны, поэтому есть основания для рекомендации обращения к специалистам.
Возраст девочки мес. | Масса, г | Длина тела, мм | ||||||||||||
Излишне низкая | Низкая | Ниже среднего | Средняя | Выше среднего | Высокая | Излишне высокая | Излишне низкая | Низкая | Ниже среднего | Средняя | Выше среднего | Высокая | Излишне высокая | |
0 | 2000 | 2400 | 2800 | 3200 | 3700 | 4200 | 4800 | 436 | 454 | 473 | 491 | 510 | 529 | 547 |
1 | 2700 | 3200 | 3600 | 4200 | 4800 | 5500 | 6200 | 478 | 498 | 517 | 537 | 566 | 576 | 595 |
2 | 3400 | 3900 | 4500 | 5100 | 5800 | 6600 | 7500 | 510 | 530 | 550 | 571 | 591 | 611 | 632 |
3 | 4000 | 4500 | 5200 | 5800 | 6600 | 7500 | 8500 | 535 | 556 | 577 | 598 | 619 | 640 | 661 |
4 | 4400 | 5000 | 5700 | 6400 | 7300 | 8200 | 9300 | 556 | 578 | 599 | 621 | 643 | 664 | 686 |
5 | 4800 | 5400 | 6100 | 6900 | 7800 | 8800 | 10000 | 574 | 596 | 618 | 640 | 662 | 685 | 707 |
6 | 5100 | 5700 | 6500 | 7300 | 8200 | 9300 | 10600 | 589 | 612 | 635 | 657 | 680 | 703 | 725 |
7 | 5300 | 6000 | 6800 | 7600 | 8600 | 9800 | 11100 | 603 | 627 | 650 | 673 | 696 | 719 | 742 |
8 | 5600 | 6300 | 7000 | 7900 | 9000 | 10200 | 11600 | 617 | 640 | 664 | 687 | 711 | 735 | 758 |
9 | 5800 | 6500 | 7300 | 8200 | 9300 | 10500 | 12000 | 629 | 653 | 677 | 701 | 726 | 750 | 774 |
10 | 5900 | 6700 | 7500 | 8500 | 9600 | 10900 | 12400 | 641 | 665 | 690 | 715 | 739 | 764 | 789 |
11 | 6100 | 6900 | 7700 | 8700 | 9900 | 11200 | 12800 | 652 | 677 | 703 | 728 | 753 | 778 | 803 |
12 | 6300 | 7000 | 7900 | 8900 | 10100 | 11500 | 13100 | 663 | 689 | 714 | 740 | 766 | 792 | 817 |
Таблица параметров развития мальчиков до года
Главные ростовые и весовые характеристики содержит табличная форма ВОЗ для мальчиков, принцип которой аналогичен табличной форме для девочек.
Главное, на что следует обращать внимание при проведении мониторинга физических замеров младенца, это их ежемесячная прибавка, то есть значение имеют только параметры длины и массы тела конкретного обследуемого малыша за предыдущий отрезок времени по отношению к настоящему.
Возраст мальчика мес. | Масса, кг | Длина тела, мм | ||||||||||||
Излишне низкая | Низкая | Ниже среднего | Средняя | Выше среднего | Высокая | Излишне высокая | Излишне низкая | Низкая | Ниже среднего | Средняя | Выше среднего | Высокая | Излишне высокая | |
0 | 2100 | 2500 | 2900 | 3300 | 3900 | 4400 | 5000 | 442 | 461 | 480 | 499 | 518 | 537 | 556 |
1 | 2900 | 3400 | 3900 | 4500 | 5100 | 5800 | 6600 | 489 | 508 | 528 | 547 | 567 | 586 | 606 |
2 | 3800 | 4300 | 4900 | 5600 | 6300 | 7100 | 8000 | 524 | 544 | 564 | 584 | 604 | 624 | 644 |
3 | 4400 | 5000 | 5700 | 6400 | 7200 | 8000 | 9000 | 553 | 573 | 594 | 614 | 635 | 655 | 676 |
4 | 4900 | 5600 | 6200 | 7000 | 7800 | 8700 | 9700 | 576 | 597 | 618 | 639 | 660 | 680 | 701 |
5 | 5300 | 6000 | 6700 | 7500 | 8400 | 9300 | 10400 | 596 | 617 | 638 | 659 | 680 | 701 | 722 |
6 | 5700 | 6400 | 7100 | 7900 | 8800 | 9800 | 10900 | 612 | 633 | 655 | 676 | 698 | 719 | 740 |
7 | 5900 | 6700 | 7400 | 8300 | 9200 | 10300 | 11400 | 627 | 648 | 670 | 692 | 713 | 735 | 757 |
8 | 6200 | 6900 | 7700 | 8600 | 9600 | 10700 | 11900 | 640 | 662 | 684 | 706 | 728 | 750 | 772 |
9 | 6400 | 7100 | 8000 | 8900 | 9900 | 11000 | 12300 | 652 | 677 | 697 | 720 | 742 | 765 | 787 |
10 | 6600 | 7400 | 8200 | 9200 | 10200 | 11400 | 12700 | 664 | 687 | 710 | 733 | 756 | 779 | 801 |
11 | 6800 | 7600 | 8400 | 9400 | 10500 | 11700 | 13000 | 676 | 699 | 722 | 745 | 769 | 792 | 815 |
12 | 6900 | 7700 | 8600 | 9600 | 10800 | 12000 | 13300 | 686 | 710 | 734 | 757 | 781 | 805 | 829 |
Развитие мальчиков
Центильные таблицы
С применением данных определяют, соответствует ли ростовые и весовые показатели малыша его фактическому возрасту. Физические замеры обследуемого сравнивают со средними цифрами, полученными при осмотре некоторого количества грудничков того же возраста. Каждая колонка содержит граничные значения величин определенного числа исследуемых малышей. Интервал с 25% до 75% считается нормой.
Также очень важно, чтобы замеряемые физические величины грудничка принадлежали одному центильному коридору. Возможно отклонение не более, чем на одну или две колонки. Применяя этот способ обследования, можно судить о гармоничности формирования тела малыша. После проведения исследований делается заключение о физическом состоянии развития крохи в баллах от 1 до 8.
Центильный коридор | Центили | Область значений | Вероятность у детей с нормальным развитием | Предписания | Заключение о развитии |
1 и менее | до 3 | очень занижена | 3% | Необходима уточняющая диагностика, консультация врача | Низкое |
1–2 | 3–10 | низкая | 7% | Необходимо обратить внимание, рекомендуется консультация врача. | Пропорциональное, ниже среднего |
2–3 | 10–25 | ниже среднего | 15% | Необходимости в специальных исследованиях нет | Нормальное, согласно возрастным требованиям |
3–6 | 25–75 | средняя | 50% | ||
6–7 | 75–90 | выше среднего | 15% | ||
7–8 | 90–97 | повышенная | 7% | Особое внимание, рекомендуются консультации врачей, возможны нарушения здоровья | |
8 и выше | очень завышена | выше 97 | 3% | Нужны специальные исследования, консультации врача. | Опережает возраст |
Центильные табличные формы диагностики физического развития разработаны индивидуально для мальчиков и для девочек.
Как рассчитать основные физические величины
Наиболее просто и удобно рассчитать массу тела ребенка можно, применив калькулятор. Для этого достаточно в специально разработанной форме указать пол младенца и его возраст с точностью до одного дня.
Используя калькулятор роста и веса ребенка, можно самостоятельно оценить имеющиеся значения массы и длины тела индивидуально, для каждого конкретного случая, а также рассчитать индекс массы тела. Если физическое развитие малыша имеет отклонения, калькулятор сообщит о возможных проблемах.
Весы с калькулятором
Обратите внимание! Калькулятор выдает результат, исходя из введенных данных. Если замеры длины и массы тела грудничка произведены с погрешностью, то расчет также будет не точным.
Замеры рекомендуется производить специальным оборудованием. Желательно, чтобы это делал профессионал. Ежемесячное посещение педиатра для всех малышей до года обязательно.
Полезное видео: нормы набора веса и роста ребенка до года
Для каждого из родителей чрезвычайно важно, чтобы их ребенок развивался гармонично. Дело в том, что минимальные или максимальные значения длины и массы тела могут встречаться у совершенно здоровых малышей, что зависит от множества причин. Если при этом параметры младенца попадают в один коридор центильной табличной формы или отличаются на один, максимум два коридора, то это означает, что младенец развивается пропорционально, причин для беспокойства у родителей нет.
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
что должен уметь и таблица роста и веса
Начальный этап жизни младенца характеризуется быстрым развитием. Поэтому родителям надо ознакомиться с особенностями развития ребенка по месяцам до года. Это поможет им разобраться с навыками ребеночка, которые появляются в первые 12 месяцев жизни.
По каким показателям оценивается развитие крохи
Рекомендуется заранее ознакомиться с основными параметрами развития малыша от 0 до 1 года. Ученые неоднократно доказывали, что каждый новорожденный является уникальным. Однако несмотря на это, было выделено несколько основных показателей, по которым можно определить уровень их развития.
К ним относятся:
- увеличение массы тела;
- развитие моторики и основных двигательных функций;
- рост;
- размер головы;
- окружность грудной клетки.
На перечисленные критерии чаще всего обращают внимание педиатры. Неврологи советуют родителям при определении развития их младенца обращать внимание на:
- особенности речи;
- эмоциональное развитие;
- понимание детками интонаций и фраз других людей.
В чем разница в развитии мальчиков и девочек
Каждый ребенок развивается по-разному, так как его формирование зависит от генетических особенностей и половой принадлежности. Некоторые специалисты уверяют, что мальчики развиваются не так быстро, как девочки. Среди основных отличий деток мужского и женского пола выделяют следующее:
- чаще всего мальчики рождаются с большим ростом и массой тела, и поэтому они крупнее;
- девочки начинают делать первые шаги на несколько месяцев раньше деток-мальчиков;
- мальчики начинают говорить на четыре месяца позже девочек;
- у младенцев мужского пола более развита острота слуха, и поэтому они лучше слышат;
- чувствительность кожи у девочек в разы выше;
- у парней до годика сильнее развито дальнее зрение, а у девочек — ближнее.
Вышеперечисленные отличия относят к статистическим данным, и поэтому не стоит бояться, что ваш ребенок будет развиваться медленнее или быстрее других.
Физические характеристики
Чтобы разобраться с развитием малыша, рекомендуется ознакомиться с физическими характеристиками деток до года.
Для девочек до года
По физическим параметрам девочки немного отстают от деток противоположного пола. Однако несмотря на это, до 12-месячного возраста их рост увеличивается ускоренными темпами. За год они вырастают до 22-27 сантиметров.
Мальчиков до года
Мальчики растут немного быстрее девочек, и именно поэтому в годовалом возрасте их прибавка в росте составляет 25-35 сантиметров.
Таблица прибавки роста и веса по месяцам
Вес и рост деток увеличивается не только по месяцам, но и по неделям. Детальнее ознакомиться с прибавкой массы тела и роста можно при помощи таблицы.
Для девочек
Возраст, месяцы | Прибавка | |
Рост, см | Вес, г | |
1 | 2,5 | 500 |
2 | 2,5 | 600 |
3 | 2 | 600 |
4 | 2 | 550 |
5 | 2 | 550 |
6 | 2 | 500 |
7 | 2 | 500 |
8 | 2 | 500 |
9 | 1,5 | 400 |
10 | 1,5 | 400 |
11 | 1,5 | 350 |
12 | 1,5 | 300 |
Для мальчиков
Возраст, месяцы | Прибавка | |
Рост, см | Вес, г | |
1 | 3 | 500 |
2 | 3 | 700 |
3 | 2,5 | 700 |
4 | 2,5 | 600 |
5 | 2 | 600 |
6 | 2 | 550 |
7 | 2 | 550 |
8 | 2 | 550 |
9 | 1,5 | 450 |
10 | 1,5 | 450 |
11 | 1,5 | 400 |
12 | 1,5 | 300 |
Развитие навыков ребенка по месяцам
Чтобы в будущем контролировать психомоторное и психологическое развитие младенца, придется изучить помесячное улучшение навыков малыша.
Первый месяц
Время от рождения до месяца многие врачи называют адаптационным, так как малыш постепенно привыкает к новому для него окружающему миру. В первые тридцать дней жизни у новорожденного быстро увеличивается масса тела, а также развиваются основные органы. В этот период жизни детки большинство времени спят и просыпаются только, чтобы покушать.
У грудничков возрастом в один месяц присутствуют такие рефлексы, как хватание и сосание.
Второй месяц
Начиная со второго месяца жизни, детки дольше бодрствуют и становятся более активными. Они активно взаимодействуют с родителями и начинают дергать ногами или ручками при их появлении. У младенца развивается зрение, благодаря которому он начинает рассматривать лица и предметы, которые его окружают.
Также у младенцев проявляются такие эмоции, как грусть, раздражительность, злость и радость. Вес двухмесячного ребеночка увеличивается на 500-600 грамм.
Третий месяц
Важным в развитии младенца считается третий месяц, так как с такого возраста начинают укрепляться мышцы. Трехмесячные детки начинают самостоятельно удерживать головку и немного поворачивать ее. Также они постепенно познают собственное тело. Сначала они изучают свои ручки и ножки, затем начинают ощупывать лицо.
Некоторые младенцы пытаются произносить свои первые звуки. Чтобы ускорить речевое развитие, надо чаще говорить с малышом.
Четвертый месяц
В четырехмесячном возрасте ускоряется развитие слуха и зрения. Также малыши пытаются ползать и самостоятельно передвигаться. Если положить грудничка на животик, он будет ногами отталкиваться от поверхности, чтобы ползти.
В этом возрасте малыши становятся более капризными, и из-за этого они чаще плачут или кричат. Для успокоения педиатры рекомендуют использовать классические музыкальные произведения.
Пятый месяц
У пятимесячного грудничка активизируется развитие опорно-двигательной системы. Он часто переворачивается и меняет положение во сне. Поэтому родителям надо периодически следить за ребеночком, чтобы он случайно не выпал из кроватки. В этом возрасте они свободно ползают и перемещаются по комнате. Пятимесячным детям характерна эмоциональная неустойчивость, из-за которой у них часто меняется настроение.
Шестой месяц
Многих интересует, как развивается полугодовалый ребенок, так как в этом возрасте они практически ежедневно демонстрируют новые навыки. К шести месяцам мышцы деток укрепляются, благодаря чему они лучше контролируют свое тело. Это позволяет им дольше ползать и даже вставать на ноги, держась за опору.
Полугодовалые детки начинают произносить короткие слова, откликаться на свое имя и даже обращаться к маме и папе.
Седьмой месяц
У детей семимесячного возраста укрепляются все приобретенные навыки. Они активно взаимодействуют с предметами, уверенно сидят, удерживают спинку и пытаются сделать первые шаги. Семимесячные младенцы часто пытаются все попробовать на вкус, и поэтому родителям придется позаботиться о том, чтобы на полу не было опасных предметов.
Восьмой месяц
Восьмимесячные детки очень подвижные, и поэтому нельзя их надолго оставлять одних. Большую часть дня они перемещаются по комнате или играют с игрушками. С восьми месяцев эмоциональная связь грудничков с мамой усиливается. Детки расстраиваются и начинают плакать, если мама надолго отходит от них. Также они начинают капризничать, когда находятся в незнакомых местах.
Девятый месяц
С девяти месяцев совершенствуются навыки моторики. Детки лучше контролируют движения рук и пальчиков. Однако основным навыком, который появляется у большинства малышей в этом возрасте, считается хождение около опор. Малыши меньше времени уделяют ползанью и чаще стараются встать на ноги. Родителям стоит помогать им с этим и поддерживать во время хождения, чтобы малыш не упал.
Десятый месяц
Десятимесячные детки становятся более самостоятельными, так как они могут ходить без посторонней помощи. Также в этом возрасте у них получается брать в руки сразу по 2-3 предмета и взаимодействовать с ними. Некоторые малыши начинают копировать поведение своих родителей, а также их мимику.
Одиннадцатый месяц
К этому возрасту дети осваивают большинство основных навыков. Они уверенно управляют своим телом и даже пытаются самостоятельно кушать и надевать одежду. Некоторые произносят осознанные слова и небольшие фразы. В среднем, словарный запас одиннадцатимесячного ребенка состоит из 10-15 слов.
Двенадцатый месяц
К году детки завершают изучать предметы, которые находятся вокруг них. Они понимают, как правильно их использовать и для чего они нужны. Малыши практически перестают сидеть и больше времени передвигаются на ногах.
Что должен уметь ребенок в 1 год
Первый год жизни очень непростой для многих деток, так как за этот период они должны многому научиться. Детки двенадцатимесячного возраста должны уметь:
- передвигаться по комнате на ногах без помощи дополнительных опор;
- брать небольшие предметы двумя или тремя пальчиками;
- самостоятельно кушать при помощи ложечки;
- подбрасывать и ловить предметы;
- произносить небольшие фразы, состоящие из нескольких слов;
- удерживать и поворачивать головку;
- проявлять эмоции в виде крика, плача или улыбок;
- подражать сверстникам или взрослым людям, которые их окружают.
Какие проблемы возникают у родителей
Молодые родители, у которых недавно родился ребенок, часто сталкиваются с рядом проблем. Многие из них связаны с нехваткой времени на личные дела, так как мамам и папам приходится много времени уделять ребенку и постоянно за ним ухаживать. Также возникают сложности в коммуникации с новорожденным.
Детки в первые месяцы жизни слабо проявляют свои эмоции и часто капризничают без причины. Это приводит к растерянности родителей, так как они не знают, что им с этим делать. Чтобы избежать проблем с младенцем, родителям придется заранее ознакомиться с особенностями ухода за новорожденными.
Параметры одежды
Для новорожденных выбирают одежду следующих размеров:
- Выбирается для маленьких недоношенных деток в первые месяцы их жизни. Такая одежда отлично подойдет для младенцев, которые родились на сороковой неделе. Для грудничков ростом более 50 см придется выбирать вещи покрупнее.
- Одежку 56-го размера приобретают родители, чьи детки выросли до 55 сантиметров.
- Этот размер подойдет для двухмесячных или трехмесячных ребят ростом более 60 сантиметров.
При выборе одежки обращают внимание на материал, из которого она была изготовлена. Она должна быть сделана из хлопка, льна или других натуральных тканей. Также при выборе обращают внимание, чтобы на ней не было молнии.
Заключение
Известно, что детки активно развиваются до года. Некоторые родители не знают, какими умениями должен обладать годовалый ребеночек. Чтобы разобраться с особенностями развития новорожденных, придется ознакомиться с основными навыками, которые появляются до двенадцатимесячного возраста.
Возраст | Зрительное восприятие | Слуховое восприятие | Двигательные навыки | Речевое развитие |
1 месяц | Отмечается косоглазие новорожденных (почти полностью пройдет к концу месяца). Малыш на расстоянии около 20 см смутно различает лицо мамы и даже улыбку на нем. Не различает цвета, мир для него сейчас черно-белый. Зрачки сужаются, реагируя на свет. | В первые недели новорожденный слышит только громкие звуки, может их испугаться. В качестве реакции на громкий звук наблюдается рефлекс Моро – малыш раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальцы, а затем возвращается в исходное положение. | Ярко проявляются рефлексы новорожденных: сосательный, поисковый, хватательный, плавательный и другие. Малыш хаотично двигает конечностями, сжимает ладони в кулачки и подносит их ко рту. Наблюдается гипертонус новорожденных. | Новорожденному доступен только рефлекторный крик, что сигнализирует о дискомфорте. |
2 месяца | Младенец уже может некоторое время удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете. После 5 недель старается следить глазами за предметом, который перемещают горизонтально перед его лицом. Вертикальные движения пока не улавливает. Начинает различать красный цвет, пока еще не в полной мере. | Младенец теперь не только обращает внимание на звонкую речь на высоких тонах, но и старается прислушиваться к более тихим звукам. При этом перестает беспокойно двигаться, плакать и практически замирает, стараясь услышать, например, обращенную к нему речь мамы или звук погремушки. | В вертикальном положении младенец уже удерживает голову. Лежа на животике, приподнимает голову и грудь. Рефлекторно удерживает вложенные в ладонь предметы – игрушку, палец взрослого. Изучает свои ручки – тянет кулачки в рот. Если держать малыша вертикально так, чтобы ножки касались поверхности, он будет рефлекторно «шагать». | Младенец спонтанно произносит отдельные звуки – начинается стадия гуления. Плач (крик) теперь имеет различные интонации. Многие малыши учатся протяжно произносить гласные. |
3 месяца | Зрение улучшается, малыш может видеть чуть дальше 30 см перед собой. Удерживает взгляд на движущемся предмете. Различает лица родных людей. Большинство младенцев в 3 месяца воспринимают 2 цвета – красный и желтый. Некоторые малыши начинают распознавать и зеленый. | В 3 месяца обычно проводят первое обследование у оториноларинголога (ЛОР) – врач проверяет в том числе и слух. Рефлекс Моро угасает в этом месяце либо в следующем. Развивается слуховое внимание – увеличивается промежуток времени, в течение которого малыш прислушивается к заинтересовавшим его звукам. | Младенец уже может перевернуться с бока на спину. Лежа на животе, поворачивает голову. Ощупывает свое тело. Движения становятся все более скоординированными, ручки уже не сжаты в кулачки и готовы к развитию мелкой моторики. Малыш тянется к заинтересовавшим его предметам, хватает себя за колени. Все, что попало в руки, тут же отправляется в рот. | Эмоциональные детки в этом возрасте уже могут смеяться в ответ на радостное событие. Продолжают гулить, умеют кряхтеть и хныкать. |
4 месяца | Зрение начинает координироваться с движением рук – малыш учится хватать заинтересовавшие его предметы. Кроха подолгу рассматривает лицо мамы, улыбается ей. Узнает некоторые свои игрушки. | В норме в это время младенец уже способен определять, откуда слышен звук. Поворачивает голову в сторону предмета или человека, который его издает. Узнает мамин и папин голоса. Если у малыша есть проблемы со слухом, то проявляться они начнут именно с этого времени. | Ребенок уверенно держит голову в любом положении. Умеет поднимать туловище из положения лежа на животе, опирается при этом на локти или на выпрямленные руки. Переворачивается с живота на спину и наоборот. Некоторые малыши уже могут передвигаться перекатами или даже по-пластунски. | Гуление теперь активное и продолжительное, малыш осваивает новые интонации. |
5 месяцев | Ребенок распознает несколько чистых цветов, но оттенки его зрению пока недоступны. Может узнавать знакомые предметы по их частям. Отличает близких людей от посторонних. | Теперь малыш не только воспринимает звуки речи окружающих, но и делает первые попытки повторить их самостоятельно. | Ребенок почти готов научиться сидеть – полулежа на бедре, опирается на одну руку. Изучает свои ножки – хватает ступни и тянет их в рот. Ползает по-пластунски. | Кроха спонтанно произносит целые цепочки звуков, гуление певучее, активное. |
6 месяцев | Если до этого кроха исследовал предметы, ощупывая их и пробуя на вкус, то теперь ему интереснее их рассматривать. Он воспринимает видимые предметы трехмерно, осознавая их размеры, объем и цвет. | Большинство малышей в полгода либо чуть позже начинают реагировать на свое имя, по интонациям речи улавливают настроение окружающих. Интересуются необычными звуками, в том числе тихими – шуршанием бумаги или целлофана, стуком клавиатуры. | Малыш предпринимает первые попытки сесть. Лежа ни животе, пытается встать на колени. Если ему это удается, начинает раскачиваться вперед-назад на четвереньках. Может перекладывать предметы из одной ручки в другую, держит их крепко и уверенно. | Начинается стадия лепета. Ребенок осваивает первые согласные, спонтанно произносит слоги, сочетая согласные с гласными. Любит многократно повторять один и тот же слог. |
7 месяцев | Зрение становится все более «цветным». Ребенок учится распознавать геометрические формы (шар, конус, куб, пирамида). Удаленные от него предметы (например, в другом конце комнаты) все еще видит размытыми. | Поворот головы в сторону звука происходит теперь быстрее, чем в 4-6 месяцев, — всего за секунду. Некоторые музыкальные композиции приводят малыша в восторг. | Передвигается по-пластунски или на четвереньках. Может несколько минут сидеть с прямой спиной. Держа в каждой руке по предмету, может стучать ими друг об друга, бросать. Развивается мелкая моторика. | Кроха подолгу лепечет, все так же любит монотонно повторять слоги. С подачи мамы учится подражать звукам животных («ав-ав», «му-му»). |
8 месяцев | Малышу видны все цвета. При взгляде вдаль пока еще все размыто, но дальность восприятия предметов постепенно увеличивается. Радужная оболочка глаз приобретает свой постоянный цвет. | Многие малыши уже чувствуют ритм мелодии и могут даже стучать игрушкой в такт простым, ритмичным песенкам. Активно лепечут, подражая речи взрослых. | Карапуз доползает до опоры и пытается встать (это пока не всегда получается). Если поставить его, будет стоять, держась за опору. Активно передвигается на четвереньках, может садиться из этого положения. Умеет складывать игрушки в коробку, хлопать в ладоши. Может пританцовывать в такт музыке. | Громко и четко произносит самые разные слоги. Многие в этом возрасте, повторяя за взрослыми, произносят первое слово, состоящее из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба». |
9 месяцев | Ребенок учится фокусировать взгляд на удаленных предметах, но видит их пока недостаточно четко. | Малыш начинает не просто запоминать, но и осмысливать услышанное. Понимает слово «нет». Речь развивается параллельно со слухом, кроха «играет в разговор». | Ребенок учится подниматься на ножки, все увереннее передвигается вдоль мебели, опираясь на нее. Ползая на четвереньках, легко разворачивается и начинает двигаться в другую сторону. Пытается дотянуться до любого предмета, который попадает в поле зрения. Учится мять и рвать бумагу – это полезно для мелкой моторики. | Накапливает пассивный словарь, понимает просьбы «дай», «положи» и т. д. Подражая взрослым, запоминает и воспроизводит все новые слоги. |
10 месяцев | Малыш все лучше оценивает расстояние – чтобы взять игрушку поблизости, протянет руку, а за находящейся вдали поползет. | Лепет малыша приобретает все новые интонации, что говорит о правильном развитии слуха. | Ребенок может ставать и стоять без поддержки. Свободно ходить еще не умеет, но пытается. Умеет садиться из положения стоя, ползает очень проворно. В руке может держать до трех небольших предметов. Становится понятно, какая рука у малыша ведущая. Может кидать и катать мячик, вкладывать предметы друг в друга, манипулировать одним предметом при помощи другого (толкать мячик погремушкой). | Пытаясь выговорить уже знакомые ему слова, кроха часто заменяет их одним слогом, как правило ударным («ко» вместо «кот», «ти» вместо «птичка»). |
11 месяцев | Ребенок любит рассматривать и исследовать мелкие детали. Пытается отрывать пуговицы, небольшие фрагменты игрушек. | Возрастает расстояние, на котором ребенок воспринимает звук, – сейчас это около 6 метров. Лепет малыша по-прежнему служит индикатором развития слуха. | Большинство детей делают первые шажки без поддержки, стремятся к активному передвижению – ползают, ходят с опорой, садятся, встают. Время начала самостоятельного использования столовых приборов.
| Появляются первые осмысленные «разговоры». Хотя малыш и не может вести полноценный диалог, он понимает, что от него хотят, и реагирует на вопросы собеседника. |
12 месяцев | Острота зрения еще не достигла своего максимума, но годовалый ребенок видит все достаточно четко как вблизи, так и вдали. Продолжает оттачивать координацию между зрением и движениями тела. | Примерно в годик малыш начинает внимательно вслушиваться в разговор взрослых, который ведется при нем. На этом этапе, чтобы проверить слух, ребенку можно задавать простые вопросы: «Где мама? Где мячик?» – в ответ он будет показывать пальчиком или хватать названный предмет. | Ребенок умеет ходить, может приседать, чтобы взять что-то с пола. Учится перешагивать через предметы – сначала с помощью мамы или папы, затем самостоятельно. Ест ложкой, пьет из чашки, умеет снимать носочки. | Понимает практически все, что ему говорят. Отлично считывает настроение собеседника и легко поддается ему. Большинство детей к году могут произносить до 10 простых слов. |
Поведение грудничков, развитие, что должен уметь ребенок по месяцам
Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.
Достижения
Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.
Параметры | Мальчики | Девочки |
Рост, см | 55 | 54 |
Вес, г | 4500 | 4200 |
Окружность головы, см | 37 | 36 |
Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.
В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.
Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.
В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.
Второй месяц развития ребенка
К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.
Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.
Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.
Особенности третьего месяца жизни
Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.
Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.
Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.
Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.
Особенности четвертого месяца жизни
В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.
Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).
Пятый месяц жизни
Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.
Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.
Особенности шестого месяца жизни ребенка
Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.
Особенности седьмого месяца жизни
Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.
Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.
Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.
Развитие на восьмом месяце жизни
Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.
Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.
К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.
Девятый месяц жизни
Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.
Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.
10 месяц развития ребенка
В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.
В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.
Одиннадцатый месяц жизни
В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить. Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.
Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.
Двенадцатый месяц
Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.
Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.
Кризис одного года имеет следующие признаки:
- ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
- поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
- поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).
С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.
Возраст, мес. | Главное достижение |
1 | Лежа на животе, поднимает подбородок |
2 | Лежа на животе, поднимает грудную клетку |
3 | Пытается захватить игрушку |
4 | Начинает сидеть с посторонней помощью |
5 | Любит сидеть, хватает предметы |
6 | Может сидеть за своим стульчиком |
7 | Садится сам |
8 | Стоит с посторонней помощью |
9 | Стоит, держась за опору |
10 | Хорошо ползает |
11 | Ходит с посторонней помощью |
12 | Первые шаги |
Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.
Возраст | Навыки общения и речи |
От 0 до 8 недель | Плач, крик. |
От 4 недель до 3 месяцев | Смех и улыбка. |
С 3 до 5 месяцев | Во время данного периода появляется гуляние, дети нараспев произносят гласные. |
С 4 месяцев | Комплекс оживления, ребенок радуется общению. |
С полугодовалого возраста | Произносит слоги. |
С 7 месяцев | Появляется интонация, повторяются слоги. |
С 7 месяцев до года | Понимает и произносит слова. |
Важные вопросы относительно годовалого возраста
Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.
Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.
Возраст, мес. | Прибавка в росте, см | Прибавка в весе, г |
1 | 3-4 | 700 |
2 | 3,5 | 800 |
3 | 2-3 | 850 |
4 | 2-3 | 800 |
5 | 2-3 | 750 |
6 | 2-3 | 650 |
7 | 2-3 | 600 |
8 | 2-3 | 500 |
9 | 1-2 | 450 |
10 | 1-2 | 400 |
11 | 1-2 | 350 |
12 | 1-2 | 300 |
Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.
Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года:
- конец 3-й недели;
- 6-8 недель;
- конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.
Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком. Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.
В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.
Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.
Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.
Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.
Параметры одежды
Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.
Размеры | 50 | 56 | 62 | 68 | 74 | 80 |
Рост, см | 50 | 55 | 60 | 65 | 71 | 77 |
Обхват груди, см | 42 | 43 | 45 | 47 | 49 | 51 |
Обхват талии, см | 42 | 43 | 45 | 47 | 48 | 50 |
Обхват бедер, см | 43 | 45 | 47 | 49 | 51 | 53 |
Возраст, мес. | 0 | 1,5 | 1,5-3 | 3-6 | 6-9 | 9-12 |
Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.
Рост, см | Размеры стопы, см |
50-56 | 7 |
56-62 | 8 |
62-68 | 9 |
68-74 | 9-10 |
74-80 | 11-12 см |
80-86 | 12-13 |
Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.
Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.
Возраст, мес. | Размеры головы, см | |
Мальчики | Девочки | |
0 | 34-35 | 34 |
1 | 37 | 36 |
2 | 39 | 38 |
3 | 40 | 39 |
4 | 41-42 | 40-41 |
5 | 42-44 | 41-42 |
6 | 43-44 | 42-43 |
7 | 44-45 | 43-44 |
8 | 45 | 43-44 |
9 | 45-46 | 44-45 |
10 | 46 | 45 |
11 | 46-47 | 45-46 |
12 | 46-47 | 45-46 |
Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.