Массаж детям после года
Сайт для умных родителей
Каттегории
Популярное
Массаж детям после года.
Массаж играет важную роль в развитии маленьких детей. Он оказывает мощное профилактическое действие против нервно-мышечных и ортопедических нарушений. Профессиональный массаж укрепит мышцы окружающие позвоночник и сформирует правильную осанку.
Проводить данную процедуру можно практически с самого рождения малыша.
Но массаж детям после года существенно отличается от того, что делают новорожденным. В этом возрасте дети способны выдерживать большие нагрузки и восстанавливают силы значительно быстрее. Поэтому массаж проводится более глубокий и продолжительный, чем новорожденным.
Проводят проработку тела карапуза в любом положении (лежа, сидя). Но при этом движения должны быть разными, чтобы маленькому непоседе было интересно. Отличается и время проведения лечебных процедур. Маленьким непоседам лучше всего проводить массаж во второй половине дня, когда он устанет и будет менее активным. Чтобы ребенку было интересно, можно проводить лечебные манипуляции в виде игры.
Во время массажа специалист прорабатывает нижние и верхние конечности. Спинку, животик и грудную клетку. Общий массаж укрепит иммунитет и нервную систему, укрепит мышцы, активизирует обменные процессы в организме. Лечебные манипуляции подготовят неокрепшее тело карапуза к увеличивающимся нагрузкам.
Массаж проводят для профилактики различных заболеваний: косолапости, плоскостопия, нарушения осанки. Особое внимание уделяют проработке пальчиков и ладошек, для развития мелкой моторики рук. Исследования показали, что развитие речи напрямую зависит от этих частей тела.
Используют разминание, растирание, поглаживание и ударные движения. Но все манипуляции, применяемые для детей, зависят от их состояния здоровья. Если по каким-то причинам активные нагрузки противопоказаны, то их заменяют более легкими. С возрастом добавляют более активные элементы.
Дети, которым регулярно проходят курсы профилактического массажа, лучше развиваются, чем их сверстники, реже болеют. В комплексе с массажем рекомендуется проводить занятия гимнастикой и закаливания. Комплексные мероприятия укрепят здоровье ребенка и предотвратят болезни.
Как и любое терапевтическое мероприятие, массаж проводится только после консультации с педиатром. Врач оценит состояние маленького пациента, определит, можно делать ему массаж или нет, определит, какие нагрузки ему разрешены.
Физические упражнения и игры для ребенка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учетом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности малыша должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками.
Самая эффективная форма занятий с двух-, трехлетним ребенком — игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за диванной подушкой, за креслом. Постепенно игры становятся богаче по содержанию, сложнее, но они не должны заменять гимнастику, т. к. правильность и точность движений вырабатываются упражнениями. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте их с движениями животных, персонажей из сказок и мультфильмов. При проведении занятий на улице используйте оборудование детской площадки, рельеф местности, скамейки, бревна, камешки и т. п.
Усложнять задания надо постепенно, только после того, как ребенок овладеет более простыми движениями. Если ребенок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнет. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью и наряду с этим способностью быстро восстанавливать свои силы. Поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5 – 6 упражнений) и включать паузы отдыха.
В занятиях с детьми до года активные упражнения чередовались с пассивными, и с массажем, который являлся хорошим отдыхом. Если ребенок привык к этому, то желательно по-прежнему сочетать массаж и гимнастику, причем массаж какой-либо области (например, спины) предшествует упражнениям для данной группы мышц (например, прогибанию спины). Если совмещать массаж и гимнастику не удается, то лучше перенести упражнения на утреннее время, превратив их в веселую зарядку. Массаж можно делать во второй половине дня.
Особенности массажа
При массаже ребенка от одного года до трех лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног.
Массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди. Желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, т. к. существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день. Ребенку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), «считать» на счетах, «играть» на пианино и т. п.
В массаже применяются все приемы: поглаживание, растирание, разминание, легкие ударные приемы.
1. Массаж спины (особенно тщательно — поясничной области). Поглаживание по всей поверхности, 2 – 3 раза. Растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев), пиление, по всей поверхности спины (2 – 3 раза), отдельно — граблеобразное растирание по межреберным промежуткам, (1 – 2 раза). Разминание – преимущественно накатывание и сдвигание (1 – 2 раза), ударные приемы – пунктирование или легкие похлопывания по боковым поверхностям грудной клетки. Поглаживание.
2. Ягодичная область. Поглаживание – круговое или Х-образное (2 – 3 раза). Растирание – поочередно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область (2 – 3 раза каждую). Разминание двумя руками (2 – 3 раза). Ударные приемы – легкое рубление, похлопывание, пощипывание. Поглаживание.
3. Массаж ног. Проводится поочередно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем – другой, после этого массируется передняя поверхность ног. Поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.
Бедро (задне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление (2 – 3 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание 1 – 2 раза.
Голень (задне-наружная поверхность). Поглаживание, 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев или кольцевое (1 – 2 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание (1 – 2 раза). Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и круговое растирание мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки). Отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями. Подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приемом, разминается наружный и внутренний край стопы.
Передняя поверхность ног. Исходное положение ребёнка – лежа на спине, под его коленями располагается валик. Производят поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.
Бедро (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев и др. (2 – 3 раза). Разминание (одной или двумя руками). Ударные приемы (легкое похлопывание, пунктирование). Поглаживание.
Голень (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев (1 – 2 раза). Щипцеобразное разминание одной рукой 1 – 2 раза. Поглаживание 1 – 2 раза.
Стопа. Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание – граблеобразное, поперечное, 2 – 3 раза. Желательно промассировать каждый пальчик. Затем следует еще раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки. Заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием.
Для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребенку задание: удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота. Поглаживание круговое и встречное по косым мышцам (2 – 3 раза каждый прием). Растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка. Поглаживание (все приемы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки.
Поглаживание 2 – 3 раза. Растирание по межреберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины). Поглаживание.
Упражнения для детей
Ходьба по «узкой дорожке».
На полу обозначьте мелом (веревками, палками, можно использовать рисунок ковра) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем «дорожку» следует постепенно сужать до 20 – 10 см. Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие. Обращайте особенное внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.
Ходьба по гимнастической скамейке.
Хорошо, если есть возможность установить дома гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Если нет, то эти упражнения делайте во время прогулки, используя «бревно» на детской площадке, ствол лежащего на земле дерева, и т. п.
Для начала помогите малышу идти по скамейке, поддерживая его за руку. Но не стоит слишком «опекать» ребенка, дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности.
Ходить боком мелкими приставными шагами можно по «узкой дорожке » или по гимнастической скамейке. Научите малыша одинаково хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.
Ходьба с предметами.
Если ребенок хорошо освоил ходьбу по гимнастической скамейке, то можно предложить ему пройти, удерживая в руках мяч, кегли и т. п.
Ходьба в различном темпе.
Подготовьте ребенка к заданию. Для этого посадите его перед собой и попросите показать свои ножки. Когда ребенок поднимет ноги, скажите, что ножки у него маленькие, но бегают быстро.
Бежали по дорожке.
А у медведя и слона ноги большие, а ходят они медленно.
Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, предложите ребенку поиграть. Дети с удовольствием ходят и бегают в соответствии со словами припевки и ритмом мелодии.
Перешагивание через препятствия.
Научите ребенка ходить, высоко поднимая ноги, как «цапля»:
До чего трава высока!
То крапива, то осока.
Поднимай повыше ноги,
Коль идешь не по дороге.
Начертите на полу мелом две параллельные линии на расстоянии 10 – 20 см (или положите две параллельные палочки). Предложите ребенку перешагнуть через них несколько раз. Можно, положив на пол лесенку, провести ребенка внутри лесенки по полу, перешагивая через ступеньки. Затем проведите его по ступенькам от одного конца к другому. Попросите перешагнуть через невысокий предмет (10 – 15 см). Если это упражнение выполняется хорошо, усложните его, разместив на полу несколько препятствий. Следите, чтобы ребенок не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки. Пусть ребенок сам поднимается по лестнице, сначала приставным шагом, а затем и переменным.
Игра «по ровненькой дорожке».
Игра «по ровненькой дорожке» наверняка понравится ребенку и поможет усовершенствовать навык ходьбы.
По ровненькой дорожке
Бежали наши ножки.
По камешкам, по камешкам
И в ямку за товарищем.
При словах «по ровненькой дорожке» ребенок идет обычным шагом, при словах «по камешкам» перешагивает через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседает. Затем встает и снова идет:
Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.
Расставьте на полу на расстоянии шага невысокие предметы. Руки ребенка — «крылья» — опущены. Он перешагивает через предметы, высоко поднимая колени и произнося: «Петушок» по слогам. На слоге «-шок» опускает ногу за предмет.
Ходьба по наклонной скамейке.
Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один ее конец на высоту 20 – 25 см. Предложите ребенку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте ему, поддерживая за руку.
Игра «Погладь мишку».
Посадите на вершине «горки» мишку или любого другого игрушечного зверька. Предложите ребенку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку.
Игра «Собери кубики».
На вершине «горки» закрепите корзину для кубиков. Попросите ребенка собрать разбросанные на полу кубики и по одному перенести их в корзину.
Игра «Мяч с горки».
Ребенок поднимается по «горке» и поворачивается. Затем скатывает мяч вниз и бежит, догоняя его. Научите ребенка всходить на невысокую (10 – 20 см) скамеечку или ящик и сходить вниз, сохраняя равновесие. Поощряйте стремление ребенка подняться по склону холма, взобраться на горку, покачаться на качелях, покружиться на каруселях.
Игра «Пролезь в окошко».
Поставьте лесенку вертикально и удерживайте се руками. Предложите ребенку пролезть между второй и третьей ступенькой.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Затем поставьте лесенку на боковую перекладину и предложите ребенку пролезть между перекладинами. Полезно научить ребенка влезать по наклонной лесенке. Для этого закрепите один конец лестницы на сиденье стула или специальной подставке. Поддерживая ребенка за туловище, помогите ему пройти вверх на четвереньках. И, наконец, обязательно покажите ему, как правильно перелезать через препятствия. Для этого удобно использовать гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Пусть ребенок встанет боком к скамейке и, опираясь руками, перелезет через нее. Повторите упражнение несколько раз в обе стороны. Можно предложить ребенку вскочить на скамейку двумя ногами в положении на четвереньках и соскочить с другой стороны. При этом он продолжает опираться на скамеечку руками.
Если ребенок не ползал на четвереньках в младенчестве, еще не поздно научить его этому. Ползание замечательно укрепляет все мышцы туловища, рук и ног, развивает координацию движений.
«Собачка».Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.
«Бычок». Ребенок ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево. При ходьбе протяжно произносит звук «му-му», подражая бодающемуся бычку.
«Козлик». Можно предложить ребенку передвигаться по полу на четвереньках мелкими прыжками, подражая козленку и произнося «бэ-бэ»; ходить на четвереньках по скамейке, сохраняя равновесие.
«Поскачи, как зайчик».Ребенок встает на четвереньки на скамейку. Переставляет одновременно руки вперед и подтягивает ноги прыжком.
«Пройди между ступеньками».Положите лесенку на пол и предложите ребенку пройти на четвереньках внутри ее, перешагивая через ступеньки.
«Пройди по ступенькам».Предложите ребенку пройти по лежащей на полу лесенке, опираясь ногами и руками о ступеньки.
«Поздоровайся с зайкой».Поставьте посередине комнаты стул (табурет, невысокий журнальный столик), на расстоянии 1,5 – 2 м – другой стул, на который посадите игрушечного зайца (мишку, куклу. ). Предложите ребенку пролезть на четвереньках под стулом, затем выпрямиться и поздороваться с зайкой, пожав ему лапку.
«Мяч в ворота».Воротами может служить стул, табурет и т. п. Ребенок берет мячик, катит его в ворота и бежит за ним. Пройдя в ворота на четвереньках, выпрямляется и догоняет мяч.
Упражнения с флажками.
Маленькие дети с удовольствием выполняют упражнения с флажками.
«Покажи и спрячь флажки».Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки с флажками опущены. Вытягивает руки вперед при словах: «Покажи флажки», прячет их за спину при словах: «Спрячь флажки».
Встать прямо, ноги врозь. Из этой исходной позиции выполняются следующие упражнения:
— руки с флажками опустить, поднять прямые руки вперед, затем опустить.
«Флажки — в стороны».Поднять прямые руки в стороны, затем опустить.
«Флажки — назад».Отвести прямые руки, как возможно дальше назад, и опустить.
«Флажки — вверх».Поднять прямые руки вперед, вверх и опустить.
«Помаши флажками». Попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой – назад.
«Флажки — к плечам».Согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, затем опустить.
«Скрещивание флажков внизу».Руки с флажками отведены в стороны, затем прямые руки опускаются вниз, скрещиваются перед собой, затем руки поднимаются в стороны.
«Скрещивание флажков над головой».Руки с флажками внизу, ребёнок поднимает руки через стороны вверх и скрещивает их над головой, затем опускает.
«Ходьба с флажками».Ребенок ходит по комнате, поднимая флажки по вашему указанию: вперед, в стороны, вверх.
«Постучи флажками». Руки с флажками опущены, ребенок низко приседает и несколько раз стучит флажками о пол, затем выпрямляется, поднимая руки вверх.
«Прыгни через флажок».В руке ребёнок держит свернутый флажок, далее надо наклониться, положить флажок на пол у носков ног, выпрямиться, перепрыгнуть через флажок, затем повернуться и вновь перепрыгнуть.
«Повороты с флажками».Руки с флажками опустить, поворачиваться в стороны, поднимая флажки вперед.
«Достань флажками пол».Руки с флажками поднять вперед, наклониться и достать флажками пол (ноги не сгибать).
«Покачайся с флажками».Руки с флажками отвести в стороны, покачиваться вправо и влево, не опуская рук.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10084 — | 7750 — или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА К 1.5-2 ГОДАМ:
— Повышенная двигательная активность, которая сочетается с недостаточно хорошей координацией движений, в связи с чем дети падают.
— Могут одновременно выполнять движения руками и ногами. Но для них это координационно сложно, поэтому чаще всего многие движения они совершают попеременно.
— В возрасте 1,5 лет дети начинают осваивать ступеньки, подниматься и спускаться.
— Ребенок может пройти по относительно узкой дорожке, не нарушая ее границ.
— Ближе к двум годам может относительно далеко бросить мяч, при этом сохраняя свое равновесие.
— К двум годам начинает манипулировать с предметами.
— К 3 годам ребенок может выполнять практически любые активные упражнения по просьбе взрослых.
— К 3 годам уже достаточно развита координация движений, ловкость и чувство равновесия.
Надо предоставить ребенку достаточную свободу движений, это необходимое условие для дальнейшего развития ребенка. Ограничение его подвижности недопустимо.
— Активно развивается слуховое, зрительное и тактильное восприятие.
— Развивается понимание речи. Хотя в 1 год дети могут говорить всего 8-10 слов, но считается в пределах нормы, когда ребенок начинает разговаривать только в 3 годам.
— К полутора годам ребенок пытается составлять предложения из 2-3 простых слов.
— К 2 годам к существительным добавляются прилагательные.
— Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует также и развитию речи.
— Массаж лица также способствует развитию навыка устной речи.
— Ребенок в этом возрасте хорошо начинает различать предметы по форме.
— Правильно указывает на знакомые предметы.
— Ребенок узнает цвета и может их подобрать по просьбе взрослых.
— Собирает пирамидки, ставит кубики один на другой.
— Может выполнять простые поручения взрослых. Например: «Принеси пожалуйста книжку».
-Ребенок хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя. Реагирует на другие знакомые ему имена и лица.
— У детей с двух лет в игре начинают присутствовать сюжетные линии.
— Общее укрепление организма.
— Укрепление мышц, связочного аппарата, суставов, с акцентом на область спины, живота, ягодиц и нижних конечностей (на мышцах, участвующих в прямохождении).
— Улучшение функций и ритма дыхания. По статистике дети болеют органами дыхания чаще в возрасте от 1 года до 3 лет. Соответственно целью массажа является укрепление дыхательной системы. Дыхательная система одна из основных, которым мы уделяем внимание.
-Профилактика нарушений осанки. Естественные изгибы позвоночника у детей этого возраста уже сформированы, но еще не закреплены.
— Профилактика развития плоскостопия. Как правило, такой диагноз ставится в возрасте около 4 лет. До этого возраста своды стопы еще только формируются. В два года, если ставится диагноз «плоскостопие», это еще не плоскостопие, а только предрасположенность к нему.
— Профилактика деформаций нижних конечностей. Х-, О-образные, плосковальгусные (стопа вовнутрь), плосковарусные (наружу) стопы. Это может быть вследствие рахита, слабости связочного аппарата. Большая масса тела. Нервно-мышечные нарушения.
МАССАЖ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ:
— После года массаж начинается с больших участков тела, как у взрослых, со спины. Этой последовательности можно и не придерживаться, подходить к ребенку ВСЕГДА индивидуально.
— На конечностях: массаж мы начинаем с ближайшего отдела к периферическим лимфоузлам, сначала – плечо, затем предплечье, кисть, сначала – бедро, затем голень, стопа.
Направление движения не имеет значения, в случаях нормы.
— Используются активно все приемы массажа.
— Количество повторения каждого приема в среднем 3-5 раз, время массажа – 30-40, минут, в отдельных случаях длительность можно увеличить до 45 минут.
-Если ребенок во время массажа засыпает, то гимнастику лучше делать до массажа.
— Выполнять массаж ребенку после года допустимо в любом положении. И лежа, и сидя, и даже – стоя! Спину лучше делать либо лежа, либо сидя.
— Выполняются упражнения не натощак, но после еды должно пройти не менее 1 часа, а лучше – 1,5 часа.
— До еды занятия заканчиваются за час. Максимум – за 30 минут.
—————————————————————————-При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как Существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы.
1. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.
2. Ягодичная область- поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.
3. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.
что нужно знать, как делать?
Некоторые родители ближе к году начинают переживать, почему ребенок до сих пор не пошел самостоятельно. У подруг детки побежали уже после 9-10 месяцев. Они начинают делать массаж для ребенка, чтобы начал ходить и ждут мгновенных результатов. Педиатры и ортопеды устали повторять, что у каждого малыша своя программа развития. Если кроха сделал первые шаги спустя несколько месяцев после первого дня рождения и отставания в развитии не наблюдается, это считается нормой.
Тем не менее, врачи советуют посещать массажный кабинет или делать массаж самостоятельно в домашних условиях. Он поможет окрепнуть маленьким ножкам и повысить тонус мышц.
Что нужно знать перед тем, как приступить к массажу
Не нужно сомневаться, стоит ли делать подобные процедуры ребенку. Они принесут пользу. Посмотрев, как умело профессионал справляется с массажем, вы поймете, как делать его и сможете повторять эти действия. Главное, запомнить последовательность и получить разрешение от врача.
Простые правила, которые помогут при выполнении массажа:
- Выполняйте манипуляции на твердой поверхности. Проку от массирования на кровати не будет. Положите на стол одеяло и фланелевую пеленку для мягкости.
- Приступайте к делу только при хорошем расположении духа у малыша не раньше чем через час после принятия пищи. Если не ходит ваш ребенок, то с полным желудком он захочет спать, но не активничать.
- Утро – лучшее время.
- Руки должны быть теплыми, ногти коротко подстриженными. Непосредственно перед процедурой вымойте руки мылом и смажьте детским питательным кремом или маслом.
- Все движения осуществляются плавно и мягко. Только растирания выполняются динамично, но этой премудрости еще следует научиться.
Обратите внимание, что массажисты задействуют не только зону ног. Тонус мышц связан со всей нервной системой, значит, разминать нужно руки, шею и спину тоже.
Показания к проведению массажа ног
Сеансы назначают при любых ортопедических проблемах у малышей до года. Главная цель массажа для годовалого пациента – научить маленькие ножки переступать и приседать.
Кроме того, что ребенок не пошел в отведенное ему время врач может диагностировать такие заболевания:
- атрофия мышц;
- косолапие;
- высокий свод стопы;
- плоскостопие.
Если специалист настаивает на посещение массажиста в условиях клиники, рекомендуем не заниматься самолечением. Услуги врача из местной больницы, как правило, бесплатны. Но ожидать, когда подойдет время для записи можно очень долго. Некоторые практикующие массажисты выезжают на дом. Это удовольствие не из дешевых, но экономить на здоровье ребенка не стоит.
Самый доступный вариант массажа для мамы
Не каждое движение может быть выполнено правильно. Не стоит мнить себя большим специалистом по массажу для детей. Если у ребенка действительно существуют проблемы, важно вовремя обратиться к ортопеду и подыскать квалифицированного массажиста.
Предлагаем ознакомиться с упрощенной методикой, которая под силу каждому заботливому родителю:
- Уложите кроху на спинку. Согните ножки в коленках. Прижмите друг к другу и постарайтесь поднять к груди. Если ребенок готов к процедурам. Попробуйте согнуть шею так, чтобы голова встретилась с коленками.
- Начинайте несильно раскачивать ребенка. Для годовалого малыша это может показаться веселой забавой.
- Поднимите ребенка, поддерживая под мышками. Раскачивайте вперед-назад влево-вправо, словно маятник. Не забывайте при этом улыбаться малышу.
- Вновь вернитесь в лежачее положение. Удерживая бедра крохи, опять начинайте раскачивать его.
- Потрясите маленькие запястья, постепенно поднимаясь вверх к плечам.
- Упражнение «велосипед» отлично подойдет для массажа и понравится ребенку.
- При массировании стопы уделите внимание подушечкам пальцев. Какой нажим нужен, попробуйте определить самостоятельно.
- Поддерживая ребенка, предложите ему потопать по пеленке.
Если малыш начал капризничать или даже плакать, немедленно прекратите процедуру. Лучше вернитесь к процедурам позже. Стоит задуматься, не сделали ли вы крохе больно, не холодно ли в помещении, ничего ли у него не болит.
Особенности детского массажа
Подвижному ребенку стоит делать расслабляющий массаж, который поможет успокоить его и снять напряжение в мышцах. В норме одна процедура должна длиться не более получаса или меньше.
Обязательно улыбайтесь и нежничайте с ребенком. Он не должен испугаться. Массаж – это приятное времяпровождение мамы и малыша. Песни, стихи, потешки и включенная музыка разрядят обстановку.
Врачи рекомендуют после массажа заниматься лечебной физкультурой. Замените ее подвижными играми. Подойдут «догонялки» ползком или прохождение лабиринта.
Качественный массаж избавит малыша от многих ортопедических проблем. Отнеситесь серьезно к советам педиатра, и скоро ваш ребенок порадует первыми несмелыми шагами.
Как научить ребенка ходить?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Массаж ребенку в 3 года
Профессиональный массаж ребенку в 3 года может назначить лечащий врач. В этом случае процедуры надо проводить курсом у квалифицированного специалиста. Обычно запись к массажистам есть в поликлинике и в платных оздоровительных центрах. При этом часть специалистов делает массаж детям на дому. Кроме того, массаж в домашних условиях ребенку могут делать и родители. Такие сеансы будут несколько менее эффективны. Но и у этого варианта есть свои преимущества. Во-первых, цена вопроса. Услуги массажиста могут быть слишком дороги для вашего бюджета. Самостоятельно делая массаж, вы сэкономите эти деньги. Во-вторых, многие дети с недоверием относятся к чужим людям. Соответственно, массаж детям на дому, выполненный мамой, может пройти в более комфортной атмосфере. А это уже влияет на пользу, которую несет процедура.
Методика массажа ребенку в 3 года
Массаж в домашних условиях ребенку предпочтительно выполнять в вечерние часы, перед ночным сном. Процедура помогает засыпанию. Все приемы массажа могут быть использованы в этом возрасте. Поглаживание, растирание, разминание, вибрация должны последовательно сменять друг друга, оказывая воздействие и на кожный покров, и на мышечную ткань. Сеанс общего массажа для вашего ребенка в 3 года может продолжаться 30-60 минут. Массаж по одному участку тела длится около 20 минут. Вначале процедуры используются приемы поглаживания по ходу лимфатических сосудов. Массировать ручки следует от кистей к подмышкам, ножки – от стоп к паху. Поглаживание выполняется либо всей ладонью, либо только подушечками пальцев. Движения массажиста должны быть очень плавными и легкими. После поглаживания следует перейти к приему растирания. Движения становятся энергичными, воздействие распространяется на глубокие слои мышц. Растирание способствует улучшению кровообращения, лимфооттока. Растирать ткани можно в разных направлениях. Массаж ребенку в 3 года предполагает применение приема разминания. Этот воздействие может быть болезненным для вашего малыша. Будьте особенно осторожны. Во время разминания массажист захватывает ткани всей кистью, выполняет приемы выжимания, сдвигания. Не стоит слишком долго выполнять разминание. Достаточно будет нескольких минут для одной зоны. Далее можно выполнить приемы вибрационного массажа в течение 5-10 минут. Завершает сеанс повторение поглаживания. Чтобы малыш смог расслабиться во время массажа, ласково разговаривайте с ним, улыбайтесь, смотрите прямо в глаза. Массаж детям в 3 года и старше у профессионалов следует проходить курсом по 10-15 процедур через день. Сочетать массаж для общего оздоровления можно с процедурами закаливания и гимнастикой.
Когда надо и когда нельзя делать массаж
Причиной назначения массажа ребенку в 3 года могут стать нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. Кроме того, для укрепления мышц, общего оздоровления организма, улучшения координации движений могут быть назначены курсы профилактического массажа. Есть данные медицинских исследований о пользе профилактического сеанса не только для физического здоровья, но и для умственной деятельности и психологического равновесия малыша. От массажа придется отказаться, если у ребенка высокая температура, острое инфекционное заболевание, кожные проблемы, аллергические реакции, расстройства желудочно-кишечного тракта. Массаж детям на дому и в поликлинике лучше не делать, если малыш необычно капризен, плаксив, находится в плохом настроении. Такие проявления негативного настроя сделают процедуру бесполезной и даже вредной для ребенка.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Знаете ли вы, что:При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.
Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.
Когда влюбленные целуются, каждый из них теряет 6,4 ккалорий в минуту, но при этом они обмениваются почти 300 видами различных бактерий.
Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.
У 5% пациентов антидепрессант Кломипрамин вызывает оргазм.
Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.
Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.
По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.
Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.
Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.
Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.
Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.
Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.
Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.
Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.
Зачем крохе массаж? | Материнство
Очень часто при очередном посещении поликлиники с малышом первых месяцев жизни, педиатр, невролог или ортопед настоятельно рекомендуют родителям пройти курс лечебного профессионального массажа. Обычно родители задаются вопросом – а зачем нужен такой массаж, чем он отличается от обычного, домашнего, выполняемого мамой или папой, и какие показания и противопоказания существуют для лечебных массажей.
Немного об общем и лечебном массаже…
Даже простуду и кашель у малыша можно лечить при помощи особых приемов лечебного массажа, а такие проблемы как нарушение тонуса мышц, проблемы в психомоторном развитии и нарушения движения просто требуют назначения лечебного массажа, как одного из способов терапии и реабилитации малыша.
Массаж, при правильном его выполнении — это отличный и безвредный (в отличие от лекарств, имеющих побочные действия), способ укрепления здоровья крохи. Он способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата – росту костей, формированию эластичности связок, подвижности суставов. Массаж регулирует тонус различных групп мышц, усиливает их кровообращение и питание, придает общий тонус организму ребенка и способствует укреплению иммунитета. Кроме того, тактильные раздражения с кожи стимулируют различные отделы головного мозга, способствуя правильному психомоторному развитию малыша. Массаж, особенно лечебный точечный, способен через особые рефлексогенные зоны, оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на работу внутренних органов, заставляя их работать в физиологическом режиме. Правильно выполненный массаж способствует улучшению дренажной функции лимфатической системы, улучшению кровообращения в конечностях и всем теле, улучшая насыщение тканей кислородом, и способствуя более активному выведению из организма отработанных веществ.
Когда и какой массаж нужен ребенку?
Эта полезная процедура назначается в той или иной мере практически всем малышам на первом году – однако, большинству здоровых детей показан общеукрепляющий массаж, который можно проводить и дома, самостоятельно. Лечебный массаж назначается строго по показаниям, проводится только специально подготовленным врачом или специалистом по массажу, обязательно с медицинским образованием – средним или высшим, и прошедшим подготовку по работе с детьми. Не стесняйтесь перед началом работы с вашим ребенком поинтересоваться квалификацией специалиста, это важно!
Все виды массажа у малышей-грудничков обычно чередуются со специальной гимнастикой, включающей комплекс упражнений на формирование навыков, положенных по возрасту – сначала удержания головы, затем переворачивания со спины на живот и обратно, затем сидения, ползания, вставания и ходьбы. В ходе массажа и занятий специалист будет следить за формированием навыков и общим состоянием ребенка, подбирая приемы и упражнения в зависимости от особенностей малыша.
Начинают массаж с возраста полутора-двух месяцев, а в случае необходимости и ранее, это решит доктор.
Показания и противопоказания для назначения массажа
Обратите внимание на следующие моменты:
- если ваш кроха не удерживает или слабо удерживает голову, особенно в положение на животе, к 1.5-2 месяцам,
- не пытается делать попыток перевернуться с живота на спину и обратно к 4-5 месяцам,
- не делает попыток садиться к 6 месяцам, а уверенно не сидит к 7-7.5 месяцам,
- сидит с изогнутой в дугу спинкой, заваливается на бочок, не сидит без поддержки,
- не ползает и не делает попыток в 8-9 месяцев,
- не пытается вставать с опорой после 8-9 месяцев,
- не начинает ходить к году, хотя бы за руку.
Все эти симптомы – это повод для посещения специалиста (педиатра и невролога) и назначения лечебного массажа. Возможно у малыша нарушен тонус мышц, и именно это не дает ему правильно формировать навыки. Обычно курс массажа исправляет нарушения, и малыш быстро овладевает навыками, начиная выполнять все положенные ему по возрасту действия.
Кроме того, массаж понадобится при наличии у малыша таких диагнозов как врожденная мышечная и другие виды кривошеи, это такое состояние, когда из-за нарушения строения и работы мышц шеи голова малыша повернута в одну сторону.
Врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава это патология при неправильном лечении или отсутствии его, дающая нарушения походки, хромоту и нарушение работы тазовых органов – лечится в том числе и с помощью массажа.
Показанием для массажа являются врожденная косолапость, так называемые вальгусные и варусные стопы, когда стопа вывернута внутрь или наружу, плоскостопие. Если вовремя не распознать и не вылечить такие заболевания, они в дальнейшем обернуться тяжелыми проблемами для позвоночника и всего скелета в целом.
Лечебный массаж назначают при пупочных грыжах, он достаточно эффективен в борьбе с коликами, рахитом. Большинство неврологических проблем и заболеваний успешно лечатся или облегчаются при назначении лечебного массажа – он показан при нарушениях тонуса – гипертонусе и гипотонусе мышц конечностей, при комплексной реабилитации малышей с ДЦП, родовых травмах. Другими показаниями для назначения лечебного массажа служат пред и послеоперационный периоды сколиотической болезни, врожденные дефекты позвоночного столба.
У малышей первых лет жизни массаж показан при гипотрофии, анемиях, пневмонии, бронхиальной астме, в качестве одной из мер усиления физического развития, при различных видах диатезов – особенно лимфатико-гипопластическом варианте. Массаж помогает справиться с такими болезнями, как хронический бронхит, плеврит, ателектаз легкого, применяется при дискинезиях желчевыводящих путей и нарушении работы пищеварения, при заболеваниях щитовидной железы.
Однако, как и любой другой метод, массаж имеет свои противопоказания. Нельзя делать никаких видов массажа детям, болеющим острыми респираторными и другими заболеваниями, температурящим, имеющим гнойные раны или гнойничковые поражения кожи, сыпи.
Запрещено проведения массажа у детей с остеомиелитом, флегмонами, абсцессами – это может привести к распространению гнойных процессов, нельзя поводить массаж при увеличении лимфоузлов неизвестного происхождения, при острых артритах, туберкулезных поражениях костей и суставов.
Детям, имеющим склонность к кровотечениям (например, гемофилия), имеющим острые формы заболевания почек, гепатиты, пороки сердца в стадии декомпенсации, когда состояние нестабильное, массаж также не разрешен. Малышам с очень малой массой тела, имеющим очень большие размеры пупочных, паховых, мошоночных и бедренных грыж массаж также не показан. Кроме того, существуют ограничения на массаж и у детей со значительными расстройствами нервной системы.
Кроме того, стоит отложить массаж перед вакцинацией, длительными переездами, в условиях стресса, или, если малыш при проведении первых 2-3 процедур резко негативно на них реагирует. В таких случаях пользы от массажа не будет, а нервозность ребенка в некоторых случаях может дать даже обострение проблемы. Иногда помогает смена обстановки, специалиста или времени процедур. Если же ребенок и после этого категорически отказывается от лечебных воздействий – лучше посоветоваться с врачом и найти другой метод лечения.
Некоторые замечания
При выборе специалиста и перед выполнением массажа очень важно обратить внимание на некоторые детали. Специалист должен быть чисто и аккуратно одет, допустим халат или специальный медицинский костюм. Он должен с самого начала способен наладить контакт с ребенком, и производить положительное впечатление на Вас. В его обязанности входит подробное разъяснение самой процедуры, поведения ребенка и результатов, к которым стремятся все лечебные воздействия.
Обращайте внимание на руки – на них не должно быть украшений – колец, цепочек, недопустим маникюр с длинными ногтями, они должны быть коротко острижены, а сами руки перед процедурой массажист тщательно моет и согревает.
При детском массаже недопустимо использование вазелина, присыпок. Можно воспользоваться специальными массажными маслами, но наносятся они только на руки и в небольшом количестве. Не стоит проводить массаж у только проснувшегося, плачущего или возбужденного малыша, если он голоден или боится. Во время процедуры мама должна находятся радом с крохой, она и доктор ласково общаются с ребенком, вызывая только положительные эмоции. При правильном проведении массажа ребенок никогда не плачет и не испытывает неприятных ощущений, а тем более боли! до и после процедуры ребенка следует одеть или запеленать, чтобы он не переохладился.
Массаж в условиях кабинета проводят на специальном массажном столе, если специалист приходит на дом – на пеленальном столике, на который кладут одеяло или матрасик, покрытый специальным массажным ковриком или одноразовой впитывающей пеленкой. Температура воздуха должна быть не ниже 20-22 градусов, летом допустимо открытое окно. Длительность процедуры и методика проведения выбираются врачом и специалистом по массажу.
Массажные движения проводятся только кистью, легко и нежно, не допустимо массирование малыша области печени – под правыми ребрами, и особо осторожно надо проводить массаж живота.
Основные действия
Комплексы массажа для малышей включают приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. кожные покровы малыша очень нежные и чувствительные поэтому начинаются все виды массажа с щадящих способов – только поглаживаний. Затем по мере привыкания подключаются более активные – растирания и легкие вибрации в виде потряхивания и встряхиваний ручек и ножек разминание применяют самим последним приемом. Поглаживающие движения начинают и заканчивают любой лечебный массаж – они активизируют кровообращение, успокаивают нервную систему, вызывают расслабление мышц, снятие нервного напряжения и даже уменьшают боль.
Растирания способствуют снятию повышенного тонуса, улучшат кровообращение и питание мышц, успокаивают нервную систему, тренируют связки и сухожилия.
Разминания усиливают венозный и лимфоотток, А, значит, уменьшают отечность и застой в тканях, выводят токсины и стимулируют нервную систему. Они благотворно влияют на дыхательную систему через усиление кровотока и активацию кровообращения.
Вибрации обладают легким тонизирующим действием, обладают обезболивающим и спазмолитическим действием, улучшают обмен веществ в организме малыша.
Комплекс упражнений формируется, руководствуясь принципами «от простого к сложному». Нагрузки постепенно увеличиваются за счет повторения одних и тех же элементов, в первые дни малыш выполняет 2-3 повторения. В последующем увеличивая их до 6-8, при этом количество упражнений также увеличивается.
При своевременном и правильном проведении лечебный массаж может стать приятной процедурой, способной вылечить множество болезней в стадии их формирования. На стадии развития болезни массаж может стать одним из способов ускорения процесса выздоровления. Кроме того, лечебный массаж является одним из существенных и эффективных способов реабилитации детей даже с тяжелыми проблемами в здоровье. Поэтому, если доктор назначил вашему крохе массаж – не бойтесь этой процедуры, он полезен и приятен!
Дата публикации 02.11.2010
Автор статьи: Алена Парецкая