Массаж для детей 1-3 лет
Курсы массажа в Уфе » Массаж для детей 1-3 летМассаж, проводимый ребенку в возрасте от одного до трех лет, существенно отличается от комплексов, которые выполняют более маленьким детям. В данном возрасте массаж проводится для того, чтобы укрепить мышц ног, спины и живота, которые испытывают наиболее значительную нагрузку при ходьбе. Все манипуляции, включенные в комплекс, должны быть направлены на подготовку мышц к возрастающим нагрузкам, а также на профилактику развития таких патологий опорно-двигательного аппарата, как нарушения осанки и походки, искривления ног, плоскостопие, косолапость.
Методика и приемы детского массажа
Массажный комплекс для детей старше одного года включает в себя такие движения как поглаживание, растирание, разминание и постукивание.
Попросите ребенка лечь на живот. Погладьте ему спину и поясницу. Разотрите поверхность с помощью граблеобразных прикосновений и пиления. Разомните боковые поверхности спины, сделайте несколько пунктирных похлопываний. Погладьте и разотрите ягодицы ребенка, разомните их, легко пощипайте и похлопайте.
Если ребенку уже чуть больше года, попросите его сделать следующее упражнение. Пускай малыш сымитирует, будто он колет дрова: широко расставит ноги, наклонится, а руками сделает внизу замок. Пускай, поднимаясь, ребенок поднимает ладошки, а, наклоняясь, опускает их.
Погладьте кисти рук малыша, пощипайте и легко разомните ладошки и пальчики, а затем и руки полностью по направлению от запястий к плечам.
Попросите ребенка сымитировать порхание птички или бабочки. Пускай он поднимет руки в стороны и помахает кистями, затем согнет руки, прикоснувшись пальцами к плечам и помахает руками.
Проведите массаж ног. Обработайте заднюю, а затем переднюю поверхности ножек, применяя такие техники как поглаживание, растирание, разминание. Разотрите ахиллово сухожилие и обработайте ступни, применяя все те же приемы.
Попросите ребенка поприседать несколько раз. Затем попросите его взять мячик и некоторое время удерживать его с помощью ступней.
Попросите малыша лечь на спину. Погладьте и разотрите его живот в направлении по часовой стрелке. Выполните легкие пощипывания в области вокруг пупка.
Попросите ребенка выполнить упражнение «велосипед». Для этого он должен, лежа на спине, по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях.
Продолжите массаж, поглаживая грудную клетку ребенка. Разотрите ее в направлении от центра в стороны граблеобразным движением.
Попросите малыша сымитировать кошечку. Для этого он должен стать на четвереньки и, опуская голову, выгнуть спинку вверх, а поднимая голову – прогнуть спинку вниз.
Особенности выполнения детского массажа
Активные и пассивные движения при массаже обязательно следует чередовать, причем первыми должны выполняться пассивные движения.
Если ребенок не хочет делать массаж, рекомендуется провести занятие во второй половине дня, когда его активность немного снизится. Если малыша трудно заинтересовать массажем, можно попробовать превратить сеанс в игру, предложить ему новую игрушку. Но не следует заставлять его заниматься против его воли. Кроме того, ни в коем случае нельзя отвлекать внимание ребенка во время массажа лакомствами, так как существует риск того, что он подавится.
При выполнении комплекса взрослый должен ориентироваться на двигательные навыки ребенка и, если ему сложно выполнять определенные активные движения, их стоит отложить на некоторое время и заменить более легкими и доступными для малыша.
Чем старше становится ребенок, тем больше нужно добавлять активных элементов в массажный комплекс. В свободное время следует стимулировать значительную физическую активность малыша: поощрять ползание, ходьбу, бегание, прыгание, участие в разнообразных двигательных играх с мячами, обручем, палочкой и прочими элементами.
Детский массаж — массаж ребенку от 1 до 3 лет
Регистрация
Вход
Профилактика и лечение детей мировыми методами приносящими результат!
Реабилитация детей с дцп войта терапия
Реабилитация детей до года
Недоношенные дети профилактика двигательных нарушений
Реабилитация детей с генетическими заболеваниями
Задержка моторного и двигательного развития
Задержка речевого и психического развития
Реабилитация детей с гидроцефалией
Реабилитация детей с симптоматической эпилепсией
Реабилитация детей с аутизмом
Составление индивидуальной программы реабилитации
Методики дающие результат
Лучшие сертифицированные специалисты
Особенности развития детей 1,5 — 3 лет
- К году у ребенка повышается физическая активность, но при этом сохраняется недостаточная координация движений, что приводит к частым падениям. Распознает речь окружающих, хотя сам произносит всего 8-10 слов.
- К 1.5 годам дети осваивают подъем/спуск по ступенькам, и умеют пройти по узкой тропинке, не выходя за ее границы. Могут одновременно двигать руками и ногами, но предпочитают делать это попеременно – скоординированные движения все еще даются с трудом. Умеют составлять фразы из 2-3 самых простых слов.
- К 2 годам навыки дополняются умением использовать мелкие предметы и игрушки, не роняя их, у малыша получается относительно далеко бросить небольшой мяч и перешагнуть преграду высотой до 15см, не теряя равновесия: координация движений существенно улучшается. В речи кроме существительных уже присутствуют прилагательные, появляется понимание цвета, формы предметов, а развитая мелкая моторика позволяет решать такие сложные задачи, как построение пирамидок.
- В 3 года ребенок выполняет задачи, требующие точной координации, ловкости и умения поддерживать равновесие тела. Теперь малышу нужна полная свобода действий (с учетом его безопасности) для дальнейшего правильного развития. В играх присутствуют сюжетные линии — ребенок активно использует собственное воображение.
Эффекты детского массажа
- Общеукрепляющий эффект, повышение защитных сил организма.
- Укрепление мышечно-связочного аппарата и суставов.
- Улучшение функций органов дыхания, что позволяет снизить заболеваемость респираторными заболеваниями.
- Улучшенный тонус всех мышц обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия и деформаций нижних конечностей.
- Развитие и улучшение координации движений, ловкости и точности, а также чувства равновесия.
Особенности детского массажа
- Индивидуальный подход к последовательности движений при массаже спины, ягодиц и живота.
- При массаже конечностей движения направлены от центра к периферии — от плеча к пальцам рук, от бедра — к стопе.
- Использование всех массажных приемов по 3-5 раз, при среднем времени сеанса 30-40 минут.
- Детский массаж проводится в любом положении тела ребенка, в том числе, когда он сидит или стоит.
Особенности детской гимнастики
- Упражнения выполняются в форме игры и направлены на все группы мышц.
- Каждое освоенное движение выполняется 3-5 раз, а новое — 1-2 раза.
- Оптимальное время суток для гимнастики — утро.
- Регулярность гимнастики — главное условие, при котором возможно устранение проблем с опорно-двигательным аппаратом.
- Комплексность (массаж + гимнастика) обеспечивает высокую эффективность лечения: только массажем или только гимнастикой нельзя повысить тонус мышц и укрепить здоровье в достаточной мере.
- Перед гимнастикой помещение проветривается, а после последнего приема пищи должно пройти не менее 1 часа. Завершать упражнения нужно за 1 час до еды.
Гимнастика и массаж. Комплекс для малышей от 1,5 до 3 месяцев
Комплекс массажа и гимнастики с малышом в возрасте от полутора до трех месяцев, а также информация о физическом развитии ребенка от месяца до трех — в нашей статье.
С первого дня жизни и до 2 месяцев ребенок довольно много спит. Его сон может продолжаться до 22 часов в сутки. Поэтому, чтобы организм ребенка развивался правильно, во время его бодрствования следует делать ему массаж и самые простые гимнастические упражнения.
Когда ребенку исполняется 1 месяц, он впервые начинает реагировать на голос матери. В этом возрасте ребенок очень слаб. Он не умеет держать головку, руки и ноги почти не разгибаются, судорожно прижаты к телу. Руки, как правило, сжаты у него в кулаки. Однако, уже в 2 месяца он ровно держит головку, а его реакция распространяется не только на голос матери, но и на другие звуки и предметы. Если с ним кто-нибудь начинает разговаривать, то он в ответ улыбается, двигает руками и ногами и т. д. Эти положительные эмоции очень полезны для нервной системы ребенка. Чтобы его ручки и ножки как можно больше двигались, родители должны чаще обращаться к малышу и разговаривать с ним ласковым голосом.
В 3 месяца малыш уже самостоятельно переворачивается на бок или даже на живот. При этом все его движения рефлекторные и бессознательные.
Пищевые и защитные движения являются рефлекторными. К пищевым рефлексам относится слюноотделение, сосание и глотание. К защитным — положение частей тела, повороты головы и т. д. Когда ребенок лежит на животе, он отклоняет головку назад, на спине —вперед, а при повороте головы отклоняет ее в противоположную сторону.
Все двигательные рефлексы малыша связаны с кожными рефлексами. Например, если дотронуться до спинки лежащего грудного ребенка, он начинает переползать с места на место, а если приложить руки к его пяткам, он начинает сучить ногами и его движения напоминают передвижение ног при ходьбе. Как правило, эти рефлексы утрачиваются на 4-й месяц жизни ребенка. У него развивается так называемый спинной рефлекс, сущность которого заключается в изменении положения тела при поглаживании позвоночного отдела.
Следует отметить, что дети от первого дня рождения до 4 месяцев подвержены гипертонусу сгибателей рук и ног. При появлении этого симптома врач может назначить такие упражнения, которые позволяют расслабить сгибательные мышцы. Однако лучше всего упражнения начинать на 5-м месяце жизни ребенка, когда мышцы ребенка окрепнут.
Гимнастические упражнения, сочетающиеся с массажем, должны проводиться не более 15 минут в день. В том случае, если ребенок по какой-либо причине противится выполнению того или иного упражнения, то от него следует отказаться или же выбрать такие, которые будут приносить ребенку положительные эмоции. Во время проведения процедур нужно постоянно ласково разговаривать с ребенком: тогда упражнения будут приносить ему радость и желание заниматься гимнастикой снова и снова.
Общие положения о массаже для малышей и о его приемах читайте здесь: Массаж для детей первого года жизни, который может делать мама
Техника проведения массажа и гимнастики
Массаж ног
И. п. — лежа на спине. Ноги должны быть направлены к массажисту.
Для проведения процедуры необходимо взять в одну руку ногу ребенка, а другой рукой делать мягкие плавные поглаживания сначала задней, а затем боковой поверхности ноги. Данную процедуру следует выполнять по направлению от стопы к бедру, не дотрагиваясь до коленной чашечки. Ее нужно повторить по 7 раз на левой и на правой ногах.
Кроме плоскостного поглаживания, во время массажа ног рекомендуется использовать прием обхватывающего поглаживания. Его следует проводить в том же положении, что и обыкновенное поглаживание.
Для проведения процедуры нужно взять в руку ногу ребенка, большим пальцем руки поглаживать боковую поверхность ноги, в другими пальцами — заднюю поверхность ноги. Этот вид поглаживания не только благотворно влияет на развитие мышц и связок, но и улучшает кровообращение. Процедуру следует повторить по 5 раз на левой и на правой ногах.
Массаж стоп
И. п. — лежа на спине.
Для выполнения процедуры необходимо левой рукой поддерживать ногу ребенка в области голени. Чтобы создать для стопы опору, следует подложить на ее тыльную часть 2 пальца правой руки. Массаж нужно делать при помощи круговых движений большого пальца правой руки таким образом, чтобы он описывал восьмерку.
Рефлекторное сгибание и разгибание стоп
Очень часто случается так, у новорожденных детей большой палец ноги вытянут вверх и находится в постоянном напряжении.
Чтобы снять напряжение, необходимо слегка надавливать на основание большого пальца, при этом он будет сгибаться.
После этого следует провести большим пальцем по внешнему краю стопы по направлению от мизинца к пятке и слабо нажимать на подошву. В этом положении ребенок будет рефлекторно разгибать пальцы ног.
Упражнения по сгибанию и разгибанию стопы следует повторить по 5 раз.
Рефлекторное упражнение “ходьба”
И. п. — стоя на ногах. Для выполнения процедуры необходимо взять ребенка подмышки и повернуть спиной к себе. Это упражнение нужно проводить на столе или на любой твердой поверхности. Малыш должен опустить ножку и дотронуться пяткой до стола. При соприкосновении с твердой поверхностью он начнет перебирать ногами, как при ходьбе. Массажист должен следить за тем, чтобы ребенок опирался то на одну ногу, то на другую.
Как правило, данная процедура очень нравится малышам и они выполняют ее с радостью. Чтобы при ее проведении ребенок не получил травму, необходимо, чтобы он наступал на твердую оверхность всей ступней, а не кончиками пальцев. Во время процедуры он должен постоянно находиться на весу.
Кроме того, категорически запрещается сильно сдавливать его грудную клетку, так как кости ребенка еще очень мягкие и их очень легко можно сломать.
Массаж рук
И. п. — лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту.
Движение рук должно проводиться от кисти к плечу.
Для начала процедуры взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Другой рукой нужно мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки.
Данную процедуру следует повторить 7 раз на левой руке и столько же на правой руке. Этот же вид массажа можно делать способом обхватывающего поглаживания. Здесь следует массировать руку ребенка сразу с двух сторон, причем большой палец должен находиться на внутренней стороне руки, а остальные — на внешней.
Встряхивание рук
И. п. — лежа на спине.
Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка.
Для выполнения упражнения следует зажать к кулачке ребенка свой большой палец, а другими взять его за руку. После этого нужно плавно развести его ручки и слегка их встряхнуть.
Случается так, что данное упражнение дети выполняют очень неохотно. Это связано с гипертонусом мышц, который наблюдается у многих грудных детей. В этом случае следует отказаться от встряхивания и проводить обыкновенное поглаживание рук ребенка.
Массаж спины
И. п. — лежа на животе. Голова ребенка должна быть слегка приподнята, а руки расположены под грудью.
Это упражнение способствует укреплению мышц спины и формированию правильной осанки ребенка.
Проводить поглаживания по направлению от ягодиц к голове нужно тыльной стороной кисти, а затем ладонной поверхностью кисти вести руки от головы к ягодицам. Для достижения лучшего результата упражнение следует проводить 5 раз.
Как уже отмечалось выше, в первые месяцы жизни лежа на животе ребенок ощущает неудобство, поэтому при проведении процедуры одной рукой его следует поддерживать за ноги. Через некоторое время можно будет перейти на массирование двумя руками. Это способствует активизации циркуляции крови и укреплению мышц спины.
Разгибание позвоночника
И. п. — лежа на боку.
Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Этот рефлекс является врожденным и остается у человека до конца жизни. Процедура способствует укреплению мышц спины. Ее рекомендуется делать 2-3 раза в день.
Для проведения данной процедуры следует большим и указательным пальцем осторожно проводить по спине ребенка вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по 3 раза на правом и левом боку.
Выкладывание на живот
И. п. — лежа на животе.
Данное упражнение способствует укреплению мышц спины и шеи. Поэтому его следует проводить 2-3 раза в день. При его проведении необходимо учитывать безусловный рефлекс ребенка, связанный со способностью изменять положение головы лежа на животе.
Для выполнения процедуры нужно положить ребенка на живот так, чтобы голова была приподнята вверх. При этом его ноги должны быть разведены в стороны, а руки — опираться на предплечья. Упражнение следует проводить в течение 8 секунд. Если у ребенка нет никаких серьезных заболеваний, то постепенно время проведения процедуры можно увеличить до 15 секунд.
Массаж живота
И. п. — лежа на спине.
Данную процедуру следует проводить в сочетании с другими видами массажа, а также отдельно от других упражнений. Она способствует не только развитию мускулатуры живота, но и улучшению работы кишечника, помогает при запорах и метеоризме.
Для проведения процедуры необходимо поглаживать живот ребенка плавными круговыми движениями по часовой стрелке. Во время массирования запрещается затрагивать половые органы ребенка и область правого подреберья. Процедуру нужно повторять 5 раз.
После выполнения круговых движений нужно перейти ко встречному поглаживанию живота. Эту процедуру следует проводить в помощью двух рук. Для ее проведения нужно делать плавные встречные движения руками таким образом, чтобы тыльная сторона пальцев левой руки была внизу правой половины живота, а ладонь правой руки — в верхней части левой половины живота. Руки должны попеременно двигаться вверх и вниз.
По окончании встречного поглаживания живота следует начать поглаживать косые мышцы живота ребенка. Руки должны находиться по бокам немного ниже поясницы. Для выполнения этой процедуры нужно плавно передвигать руки навстречу друг другу. В конце упражнения пальцы массажиста должны соединиться чуть выше талии ребенка. Процедуру следует повторить 7 раз. В конце приема необходимо снова вернуться к круговым поглаживаниям живота.
Упражнение, укрепляющее мышцы живота
При выполнении этого упражнения исходное положение ребенка остается таким же, как и при предыдущих приемах массажа живота.
Руки массажиста располагаются под спиной ребенка вверх ладонями при этом пальцы поддерживают голову. Ребенка нужно расположить так, чтобы его ступни упирались в живот массирующего. Затем нужно медленно поднять ребенка до вертикального положения и также плавно опустить.
Рефлекторное ползание
И. п. — лежа на животе. Руки и ноги должны быть согнуты, а голова слегка приподнята.
Упражнение основано на безусловном рефлексе. Проведение данной процедуры должно соблюдаться с особой осторожностью, так как, делая резкие движения, ребенок может упасть с поверхности стола и получить травму.
Для проведения процедуры следует развести колени таким образом, чтобы пятки ребенка соединились.
Не выпуская ног ребенка, нужно подвести ладони под тыльную сторону ступней так, чтобы большими пальцами можно было провести одновременно по обеим пяткам. Во время процедуры ребенок должен пытаться разгибать ноги и делать попытки ползти вперед. В процессе выполнения упражнения не следует выпускать ножки ребенка. В противном случае он оттолкнет руки и не будет двигаться. Данное упражнение рекомендуется повторить 4 раза.
Массаж груди
И. п. — лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц грудной клетки.
Процедуру нужно начинать с поглаживаний, которые нужно делать подушечками пальцев левой и правой рук. Левая рука должна двигаться против часовой стрелки, а правая — по часовой. Движение каждой руки повторить 5 раз.
Следующий этап процедуры — вибрационный массаж грудной клетки. Для его выполнения нужно положить ладони на грудь ребенка таким образом, чтобы большие пальцы были в центре грудной клетки, а остальные четыре — в области ребер. Процедура заключается в легком и ритмичном надавливании пальцев на грудь ребенка. Прием способствует развитию дыхательной системы ребенка.
Покачивание тела ребенка в позе “эмбриона”
И. п. — на руках массажиста, причем подбородок ребенка должен быть прижат к груди, ноги согнуты и подтянуты к животу, колени разведены, а стопы соединены. Руки должны быть сложены на груди.
Данная процедура благотворно влияет на укрепление нервной системы. Для достижения наилучшего результата ее следует делать 2-3 раза в день.
При выполнении упражнения нужно левой рукой поддерживать головку ребенка под затылком, а правой придерживать его ноги и руки. Покачивающие движения нужно делать из стороны в сторону и по кругу. Чтобы случайно не выронить ребенка и чтобы у него не закружилась голова, движения должны быть осторожными и плавными. Данное упражнение следует повторить 4 раза.
Читайте, как делать массаж более старшему ребенку: Массаж и гимнастика ребенку в возрасте 3-4 месяцев
Источники: Цикл статей «мама и малыш»
Как делать массаж ребенку 1,2, 3 месяца, видео
23.08.2019
Учимся делать массаж для новорожденных правильно.
Каждая мама должна знать как делать массаж для грудничк 1-3 месяцев. Младенцы узнают мир постепенно через прикосновения, поэтому массаж в это время важен не только для физического, но и эмоционального развития.
В этом видео мы расскажем вам как правильно делать массаж детям от 1 до 3 месяцев, важные правила, которые необходимо соблюдать, чтобы массаж был максимально полезен и приятен для ребенка. Повторяя технику массаж ручек, ножек, спинки и животика, помните, что нужно всегда отталкиваться от комфорта малыша и следить за его реакцией на то или иное движение. Мы надеемся, наше видео будет для Вас полезно!
Правила массажа для детей 1-2 месяцев:
- Снимите украшения, чтобы не травмировать кожу ребенка.
- У вас не должно быть длинных ногтей.
- Комфортная температура в комнате, не холодно.
- Делайте массаж на ровной поверхности. Идеален пеленальный столик.
- Разговаривайте с ребенком во время массажа.
- Изучите технику массажа для грудничков 1-3 месяца. Важно правильно выполнять каждое движение. Это не сложно!
Зачем делать массаж 2-3 месячному ребенку, как он влияет на развитие
- Массаж полезен для психологического и социального развития. Согласно отчету 2012 азиатским журналом исследования ухода, стимулирование чувств младенца через прикосновение имеет положительное влияние на психологическое и социальное развитие. Также усиливается связь между ребенком и родителями. Поэтому массаж нужно делать в спокойной обстановке, разговаривая с малышом ласковым голосом.
- Снимает стресс, расслабляет мышцы: массаж снимает стресс у детей, стимулируя высвобождение окситоцина, нейрогормона хорошего самочувствия и снижает уровень кортизола, гормона стресса. Он расслабляет мышцы, стимулирует их рост и даже особенно хорошо работает с коликами младенцев.
- Стимулирует нервную систему: массаж полезен для нервной системы ребенка, так как он значительно улучшает развитие двигательных навыков ребенка.
- Помогает ребенку лучше спать.
- Детский массаж улучшает кровообращение и снижает уровень дискомфорта, вызванного газом или кислотностью, застоем и прорезыванием зубов. Массаж стимулирует нервы, которые проходят через пищеварительный тракт, тем самым принося пользу пищеварительной системе.
- Массаж является эффективным способом борьбы с послеродовой депрессией среди матерей. Подавленные матери демонстрировали улучшение настроения и поведения, когда они регулярно массировали своих детей. Когда дело доходит до отцов, исследования показали, что отцы, которые регулярно массируют своих детей, развивают улучшенную самооценку. Они также проявляют повышенное участие в уходе за ребенком и чаще взаимодействуют с детьми.
Лучшее время для массажа младенца-грудничка
Лучшее время для массажа вашего малыша-это когда он бодр, хорошо отдохнул и проявляет интерес к окружающей среде. Выберите момент прямо между двумя сеансами кормления, когда он с меньшей вероятностью будет чувствовать себя сытым или голодным. Должен быть промежуток не менее 45 минут от последнего сеанса кормления ребенка. Кроме того, подождите 15 минут после массажа, прежде чем кормить снова.
Детский массаж перед ванной является идеальным временем, так как вы можете смыть масло во время ванны, чтобы предотвратить накопление остаточного масла или лосьона на чувствительной коже ребенка. Вы можете сделать массаж после ванны, если у него сухая кожа.
Ритуалы перед сном для малышей. Как укладывать ребенка спать правильно
Пишите комментарии, какой массаж понравился Вашей крохе больше всего!
Комплексы массажа и гимнастики по возрастам. Энциклопедия массажа
Комплексы массажа и гимнастики по возрастам
Комплекс для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
Физиологические предпосылки. У детей данного возраста иногда наблюдается гипертония мышц-сгибателей конечностей, пассивные движения не проводят. Активные движения основаны на врожденных рефлексах (защитном, кожно-мышечном). Расслабление сгибателей стимулируется легким поглаживающим массажем.
1. Массаж рук — поглаживание.
2. Массаж ног — поглаживание.
3. Массаж живота — поглаживание.
4. Выкладывание на живот.
5. Массаж спины — поглаживание.
6. Рефлекторное разгибание спины — на правом, затем на левом боку.
7. Массаж живота — поглаживание.
8. Выкладывание на живот 2–3 раза по 2–3 минуты.
9. Массаж стоп — поглаживание, растирание, рефлекторное воздействие.
10. Рефлекторное ползание.
Рекомендации. Содействие уравновешиванию сгибателей и разгибателей мышц конечностей (особенно верхних). Проводить комплекс оживления, положительного эмоционального восприятия действия массажа и гимнастики. Исходное положение ребенка — горизонтальное.
Комплекс для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев
Физиологические предпосылки. К этому возрасту исчезает физиологическая гипертония сгибателей рук. Постепенно можно вводить в комплекс упражнений пассивные движения. Укрепляются мышцы шеи. Появляются попытки изменения положения тела, такие, как поворот со спины на живот. Исчезает феномен ползания.
1. Массаж рук — поглаживание.
2. Пассивные упражнения для рук — скрещивание их на груди.
3. Массаж ног — поглаживание, растирание, разминание.
4. Упражнения активные и пассивные — поворот со спины на живот (вправо).
5. Упражнение рефлекторное — «поза пловца».
6. Массаж спины — поглаживание, растирание, разминание.
7. Массаж живота — поглаживание, разминание.
8. Массаж стоп — растирание, похлопывание, рефлекторное.
9. Ребенок лицом к массажисту, поддерживание подмышечной области — пританцовывание. Двигательная реакция на шагание, наклоняя тело ребенка на себя, возникает шагательная реакция, дозируя 3–5 раз.
10. Упражнение пассивное — сгибание и разгибание рук («бокс»),
11. Массаж грудной клетки — поглаживание, легкая вибрация.
12. Поворот ребенка со спины на живот (влево).
Рекомендации. Содействовать уравновешиванию
сгибателей и разгибателей ног. Поддерживать все манипуляции ласковыми словами, разговорами. Дозировать все движения по 5–6 раз. Помнить, что в этом возрасте появляются первые признаки торсии при повороте со спины на живот.
Комплекс для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
Физиологические предпосылки. Происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей ног — проводить пассивные движения ног, укреплять мышцы шеи — вводить комплекс упражнений для поднимания головы, плечевого пояса («парение» на спине). Двигательные условные рефлексы подтверждать звуковыми сигналами (счет — раз, два, три и т. д.).
1. Массаж рук — разные виды приема поглаживание.
2. Скрещивание рук на груди.
3. Массаж ног — поглаживание, растирание, разминание.
4. Пассивные движения — «скользящие шаги» (велосипедные движения) 6–8 раз.
5. Поворот со спины на живот (вправо).
6. Массаж спины — поглаживание, растирание, разминание, вибрация (похлопывание).
7. Рефлекторное упражнение «парение на животе».
8. Массаж живота — поглаживание, растирание.
9. Упражнение активное — приподнимание головы и туловища с фиксацией ребенка за руки и разведением их в стороны.
10. Массаж стоп — растирание, рефлекторное воздействие.
11. Сгибание и разгибание рук — «бокс» 6–8 раз.
12. Сгибание и разгибание ног, как попеременно, так и одновременно, выполняя упражнение пассивно.
13. Рефлекторное упражнение «парение», при этом поза ребенка — на спине.
14. Массаж грудной клетки — поглаживание, растирание, вибрация.
15. Поворот ребенка со спины на живот — влево.
16. Массаж спины и ягодиц.
Рекомендации. Применять различные игрушки (кольца, погремушки). Подготавливать к ползанию. Больше звуковых сигналов, особенно на развитие ритма всех движений. Массаж рук можно дозировать меньше.
Комплекс для детей в возрасте от 6 до 10 месяцев
Физиологические предпосылки. Ребенок выполняет сложные координационные движения. Развиваются статические функции (сидение без опоры, стояние с опорой). Возникновение условных связей с внешней средой. Используются раздражители первой сигнальной системы — слуховые, зрительные, соответствующие подкрепляются двигательными движениями и исполнением в согласованности.
1. Поглаживающий массаж рук и сведение — разведение их в стороны 8–10 раз.
2. Массаж ног — сгибание и разгибание их, как одновременное, так и попеременное («скользящие шаги») 6–8 раз.
3. Массаж живота — поглаживание, растирание, разминание, легкая вибрация.
4. Поворот со спины на живот вправо — движение делает сам ребенок.
5. Массаж спины и ягодиц — поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
6. Ползание лежа на животе, усложняя движение «парением».
7. Круговые движения руками.
8. Попеременное сгибание и разгибание ног 8-
10 раз.
9. Напряженное выгибание на руках массажиста.
10. Поворот со спины на живот — влево.
11. Из позы ребенка лежа на животе приподнимание туловища за руки.
12. Упражнение активное — присаживание при поддержке за руки.
13. Массаж грудной клетки — поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
14. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
Рекомендации. Укрепляя мышцы спины и ног, постепенно способствовать движениям перехода ребенка в вертикальное положение. Укрепление двигательных рефлексов. Понимание речевой инструкции. В этом возрасте ребенок может стоять и переступать ногами, чему необходимо способствовать. Продолжать выполнение упражнений на развитие торсии позвоночника.
Комплекс для детей в возрасте от 10 месяцев и до 1 года 2 месяцев
Физиологические предпосылки. Ребенок может стоять без опоры и самостоятельно ходить. Поэтому ввести упражнения в этих позах ребенка. Ребенок любит сидеть на корточках. Больше инструкций, речевых подтверждений по выполнению различных движений с использованием различных предметов. У ребенка развивается понимание речи, интонации — этому надо способствовать.
1. Обхватывающие движения руками, с использованием кольца и поддерживаемые речевыми командами.
2. Сгибание и разгибание рук и ног с сопровождением речевой инструкции, выполняя приемы поглаживание, растирание, разминание, легкие вибрационные воздействия, выполняя «скользящие шаги», как одновременно, так и попеременно.
3. Поворот со спины на живот вправо (удерживая за ноги ребенка при этом движении), сопровождающийся речевой инструкцией, данное движение ребенок должен выполнить и без поддержки.
4. Массаж спины — поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
5. При поддержке за обе руки ребенка, присаживание его с речевой инструкцией.
6. Круговые движения руками — упражнение пассивное.
7. Упражнение пассивное — поднятие прямых ног с речевой инструкцией.
8. Движение по паравертебральным линиям (вдоль позвоночника) с соответствующим рефлекторным прогибанием позвоночника.
9. Поворот со спины на живот при поддержке ребенка за руки, с речевой инструкцией — данное движение выполнять влево.
10. Из позы ребенка лежа на животе при фиксации рук, приподнимание с речевой инструкцией.
11. Упражнение для сгибания рук на присаживание ребенка.
12. Массаж грудной клетки и живота — поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
13. Дыхательные упражнения, сдавление на выдохе по боковым линиям грудной клетки (аксиллярным).
Рекомендации. Положение ребенка — лежа, а при некоторых упражнениях сидя. Стимулировать ребенка к ползанию. Широко использовать речевые соответствующие инструкции: как «сядь», «подай», «возьми», «держи крепче», «отдай» и т. д. Стремиться укреплять мышцы для сидения, стояния и воспитывать двигательные рефлексы (условные) с пониманием речи и координации движений. Соблюдать ритмичность выполнения движений. Массаж проводить до выполнения гимнастических упражнений.
Комплекс для детей от 1 года 2 месяцев и до 1 года 6 месяцев
Физиологические предпосылки. Ребенок в этом возрасте требует больше активных упражнений, но при этом нужно помнить как о его быстром утомлении, так и быстром восстанавлении его сил. Чередовать групповые занятия с индивидуальными. Больше занятий в игровой форме. Около половины гимнастических упражнений проводить в исходном положении лежа (горизонтальном), разгружать позвоночник, мышцы ног. Есть свои особенности в нагрузках на стопы. В этом возрасте велик процент детей, страдающих плоскостопием, исключить из упражнений спрыгивание с высоты и делать лишь подпрыгивания. Больше речевых инструкций и подкреплять их соответствующими предметами и действиями.
1. Сгибание и разгибание рук (с кольцами, предметами) в позе стоя.
2. Присаживание самостоятельное, при этом фиксировать колени ребенка лежа на спине с возвращением к исходному положению.
3. Напряженное прогибание позвоночника ребенка лежа на животе.
4. Приседание с кольцами в позе стоя на полу.
5. Поднятие выпрямленных ног до предмета (гимнастической палки, рук массажиста), при этом ребенок лежит на спине (на гимнастической скамейке, на полу).
6. Поднятие выпрямленных ног до предмета (гимнастической палки, рук массажиста), при этом ребенок лежит на спине (на гимнастической скамейке, на полу).
7. Напряженное выгибание (можно стоя на коленях массажиста).
8. Присаживание в позе лежа на спине (на полу, гимнастической скамейке).
9. Наклон туловища и выпрямление в позе стоя (на полу, столе).
10. Ходьба по неровной поверхности (по ребристой доске, резиновому коврику, специально оборудованному месту).
11. Пролезание (преодоление) под гимнастической скамейкой в позе лежа на животе.
Рекомендации. Следить за дозировкой, дети быстро утомляются. При групповых занятиях чередовать коллективные упражнения с индивидуальными, во время которых дети отдыхают. Вначале начинать с упражнений для двух детей, затем постепенно доводить до 4–6 в группе. Во время индивидуальных выполнений упражнений, остальные дети должны быть заняты. Точность и правильность гимнастических упражнений корректировать с помощью простейших аппаратов, руками массажиста и гимнастическими приспособлениями. Периоды отдыха между упражнениями не должны быть слишком длительными во избежание утраты работоспособности.
Общие методические указания по проведению примерных комплексов массажа для детей раннего возраста.
1. Помнить о противопоказаниях к назначению массажа и гимнастических упражнений — таких, как воспаление и раздражение кожи, гипертония отдельных групп мышц, гипотрофия, пассивность ребенка, отсутствие умения стоять, сидеть и т. д.
2. Комплекс упражнений является примерным, и поэтому конкретизировать последовательность и дозировку согласно индивидуального состояния ребенка и его возможностей.
3. Дозировать каждое движение вначале от 2–5 раз и постепенно увеличивать нагрузку и время проведения процедуры, начиная от 10–15 минут.
4. Специалисту по детскому массажу желательно обучать родителей владению простейшими приемами массажных манипуляций и гимнастических упражнений.
5. Желательно занятия проводить ежедневно с постепенным увеличением нагрузки и обязательно вызывать положительные ответные эмоции у массируемого ребенка, строго соблюдая режим дня.
6. Следить за всеми возрастными изменениями, наблюдаемыми у ребенка.
7. Постоянно находиться в контакте с лечащим педиатром, выполняя его рекомендации по воздействию на ребенка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >