что должен уметь, развитие, рост и вес, питание
В таком возрасте крохе непросто – он уже хочет самостоятельно бегать, играть, исследовать окружающий мир, но непослушные ножки и ручки часто подводят малыша, поэтому малютка и капризничает. В 1 год и 4 месяца высок риск травм. Дети лезут на возвышения (стулья, диваны, лавочки), учатся бегать – падений не избежать. Нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.
Физиологические особенности
В этом возрасте можно ориентироваться на следующие физиологические параметры:
- Рост: в пределах 78–80 см, причем девочки выше. Не стоить забывать, что этот параметр зависит от того, с каким ростом родился малыш, и от генетических особенностей (если родители высокие, то и кроха будет опережать сверстников).
- Вес: от 10,5 до 11,3 кг, а вот вес у мальчиков больше, чем у девочек.
- Голова: размер головы по окружности от 45,5 до 48,9 см.
- Грудная клетка: окружность груди в пределах 47,2–53,2 см.
- Количество зубов: у малыша по нормам должно уже быть 8–12 штук, и в этот период начинают прорезываться клыки на верхней десне. Часто малыш на прорезывание клыков реагирует особенно болезненно, может повышаться температура, нарушаться сон. Нужно обеспечить кроху прорезывателями, при сильном беспокойстве поможет обезболивающий гель. Зуб может преодолевать десну до месяца, иногда дольше.
Ребенок может не соответствовать вышеприведенным параметрам: это нормально, ведь каждый малыш индивидуален. Если ребенок активен, нормально кушает и спит – поводов для беспокойства нет.
Навыки
Навыки у деток одного возраста отличаются. Согласно нормам, к 16 месяцам ребенок:
- Умеет вставать из положений лежа и сидя, ходить, держась за руку или стенку. Малыш осваивает подъемы-спуски по лестнице (придерживаясь за руку или перила), пытается вскарабкаться на кровати, стулья и другие возвышения. Координация движений еще не отточена, поэтому часто попытки заканчиваются падением. Важно не оставлять чадо без присмотра, обезопасить в доме потенциально опасные места. Не нужно забывать о розетках, дверцах шкафчиков. Острые предметы и ядовитые вещества убрать повыше.
- Пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Привыкает к густой и твердой пище. Важно поощрять попытки накормить себя самому, чтобы не отбыть охоту у малыша. Нужно запастись слюнявчиками, небьющейся посудой и терпением, также хорошо на время убрать покрытие с пола кухни, чтобы облегчить процесс уборки.
- Понимает и реагирует на обращенную речь. Выполняет просьбы: покажи, дай, возьми и так далее. Может повторить движения за взрослым: поднять и опустить руки, пошевелить пальцами, покрутить головой. Те же действия он выполняет по собственной инициативе.
- Хорошо знает членов семьи и ближайших родственников, проявляет соответствующие эмоции при их приходе-уходе.
- В речевом багаже ребенка до 10 слов (не менее 4). Распознает животных, части тела, окружающие предметы, фрукты, овощи, может показывать их на картинках.
- Начинает осваивать игры с простым сюжетом: насыпать песочек в ведро или налить воду, «покормить» пупса или уложить его спать.
- Именно в этом возрасте нужно понемногу уходить от подгузников и приучать деток к горшку. Многие дети уже умеют проситься в туалет.
В этом возрасте кроха продолжает исследовать мир всеми органами чувств: трогает, пробует на вкус, рассматривает, прислушивается ко всему происходящему. Нужно утолить информационный голод и дать возможность выплеснуть энергию – идеально подходят длительные прогулки, причем в теплое время желательно выбирать разные маршруты.
Распорядок дня
К этому возрасту режим дня уже прочно сформировался, важно придерживаться его постоянно – это дает малышу чувство уверенности и благоприятно сказывается на работе всего организма, да и маме проще спланировать свой день. Примерный режим дня:
(см. также: каким должен быть режим дня 4-месячного ребенка, находящегося на грудном вскармливании?)
- подъем, утренняя гимнастика с мамой;
- умывание, чистка зубов;
- завтрак;
- развивающие игры;
- прогулка;
- обед;
- дневной сон от 1 до 3 часов;
- подъем, полдник;
- развивающие игры;
- прогулка;
- ужин;
- спокойные занятия;
- сон.
В 1 год и 4 месяца можно изменить режим купаний: реже мыть кроху, достаточно одного раза перед сном, если не случилось «аварии». В холодное время необязательно купать каждый день, но подмывать ежевечернее обязательно.
Гулять с ребенком в этом возрасте необходимо: на свежем воздухе он активно двигается, изучает окружающий мир, получает новые навыки и впечатленияРазвитие ребенка
Речь ребенка с 1 года 4 месяцев стремительно развивается. Запас слов у каждого разный: один говорит четыре слова, а другой 25 – все зависит от индивидуальных особенностей. Для стимуляции развития необходимы занятия с мамой, не стоит спешить отдавать кроху в школы раннего развития, в домашних условиях информация усваивается лучше. Детки, которым хватает любви и внимания, быстрее начинают говорить. Как развить речь:
(подробнее в статье: как развить речь у ребенка в 1 год?)
- Лучше всего на развитие крохи влияет чтение. Начинать нужно с коротких стишков-потешек, затем увеличивать объем текста. Идеально подходят стихи Чуковского, Маршака, Барто.
- Чтобы информация лучше усваивалась, книги должны быть яркими и с хорошими иллюстрациями.
- При чтении стоит показывать на картинках, о чем или ком идет речь.
- Побуждать ребенка произносить слова из стишков. Для этого стоит останавливаться в конце строки и давать время малышу, чтобы вставить слово.
Расширяется и эмоциональный спектр:
- радость или расстройство по поводу достижения желаемого;
- выражение эмоций через мимику и жесты;
- разная реакция на своих и чужих;
- испуг от неожиданного;
- «цепная реакция» – если один малыш на площадке заплакал, второй может подхватить «за компанию», так же и со смехом.
Ярче проявляется разница между полами: девочки более эмоциональны, восприимчивы, нуждаются в телесном контакте с родными, а мальчишки уже проявляют самостоятельность и независимость, хотя бывают и исключения.
Совместное чтение с малышом – прекрасный вариант дневного или вечернего досуга. Помимо эмоционального контакта с мамой малыш получает порцию позитива и активно задействует воображениеПитание
Доктор Комаровский советует к 16 месяцам переходить на питание 4 раза в день, но если ребенок плохо кушает и не съедает порцию, можно дополнить рацион кефирчиком, йогуртом или молочком. При покупке детских молочных продуктов обязательно обращать внимание на срок годности – натуральный продукт не может храниться более 5–7 дней.
После года детей постепенно переводят на общее меню, но с учетом возрастных ограничений и потребностей детки. Следует стремиться кормить ребенка в одно и то же время – это способствует лучшему усвоению пищи, да и малыш привыкнет и будет проще накормить нехочуху (рекомендуем прочитать: чем кормить ребенка после года: примерное меню). Желательно выработать режим питания, чтобы завтрак проходил в период с 8 до 9 утра, обед – с 12 до 13, полдник – с 15 до 16, а ужин – с 19 до 20 часов. Пример меню на день для малыша в 1 год и 4 месяца приведен в таблице (рекомендуем прочитать: каким должно быть меню ребенка в возрасте 1 год и 7 месяцев?).
Завтрак: | Обед: | Полдник: | Ужин: |
|
|
|
|
Важно развивать в крохе навыки жевания твердой пищи. Основное питание в виде пюре или мелко нарезанное, но небольшое количество добавляется в неизмельченном виде (рекомендуем прочитать: каким в норме должен быть режим питания ребенка в 1 месяц?).
Рацион ребенка после 1 года должен быть разнообразным, пища – вкусной. В интернете есть рецепты множества детских блюд. Не нужно повторять одни и те же чаще двух раз в неделю, также не стоит спешить со сладостями: чем позже они попадут в детское питание, тем лучше для здоровья.
Занятия и игры
Дети в 1 год и 4 месяца склонны повторять действия, особенно за взрослыми. На помощь придут игрушечные веники, посуда и утюги для девочек и инструменты для мальчиков. С помощью правильных игр можно научить кроху всем необходимым навыкам:
- В магазинах большой выбор развивающих игрушек. Для малыша подойдут мозаики и конструкторы с крупными яркими деталями, всевозможные шнуровки. Такие игры тренируют мелкую моторику ручек, что благотворно отображается на развитии.
- В домашних условиях занять малыша можно нанизыванием на прочную нить крупных бусин или пуговичек.
- Заинтересуют кроху разные стаканчики, которые можно прятать друг в друга, матрешки, пирамидки.
- Можно начинать осваивать занятия посложнее: рамки со вкладышами, сортеры, лабиринты.
- Смотреть развивающие видео с малышом. Только не больше 15 минут.
Нужно учитывать различия между мальчиками и девочками. Маленькие дамы предпочитают спокойные занятия с мелкими предметами и игры на бытовые темы (больничка, посудка, уборка), а вот юным джентльменам по душе бегалки, прыгалки, машинки. Можно купить тесто для лепки или пластилин.
Можно понемногу осваивать цвета, формы, сравнение (маленький-большой, мягкий-твердый и так далее). Важно, чтобы занятия были в радость маме и малышу, если заставлять кроху – это плохо скажется любознательности.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Поделитесь с друьями!
Ребенок 1 год 4 месяца
Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша
- Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
- Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
- Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
- Зубы. По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки.
Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.
Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца
Что умеют дети к этому возрасту
- Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут! - Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу. - Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.» - Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
- Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов, знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
- Совершают с игрушками определенные действия, играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.
В 1 год и 4 месяца рекомендуют начать процесс приучения к горшку. Не упустите нужный момент, иначе ребенок привыкнет не реагировать на желание сходить в туалет. И тогда отучать его от подгузников будет гораздо сложнее.
Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка
Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.
В остальном всё, как обычно:
- утреннее умывание;
- чистка зубов;
- вечерние водные процедуры.
Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:
- дневной сон — 2-3 часа;
- обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.
Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.
Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.
Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.
Примерный размер порций на каждый прием пищи
Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Каша — 150 гр Чай с молоком или молоко — 150 мл Хлеб с маслом -40 гр/5 гр | Салат овощной — 10гр Суп — 100 мл Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл | Творог — 50 гр Фрукты — 100гр Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр | Каша или овощное пюре — 150 гр Чай с молоком — 150 мл |
Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.
Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю
Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.
Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.
Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша
В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.
- Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
- Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
- Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
- Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.
- малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
- пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
- реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.
Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:
- удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
- легко переключают внимание с одного на другой предмет.
Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.
Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка
Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.
Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.
- С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
- Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
- Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
- В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.
Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.
- Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
- Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.
На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.
В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.
Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.
Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам
Поделитесь с друзьями:Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца: особенности развития
Полезные знания о том, что в 1 год и 4 месяца должен уметь ребенок, помогут родителям успешно справиться с его воспитанием. Это сложный возраст. Малыш стремится к самостоятельности. Мама и папа должны направить его активность в нужное русло. Это ускорит развитие ребенка, уменьшит вероятность бытовых травм.
Особенности данного возраста
Ребенок с большим интересом наблюдает за окружающими его людьми, он копирует их поведение. У него появляются новые бытовые и поведенческие навыки, они могут носить положительный и отрицательный характер:
- вытирает запачканные руки, просит их помыть;
- выражая несогласие, пытается ударить.
В этот период важно хвалить малыша за хорошие поступки, мимикой, словами показывать, что расстроены его плохим поведением.
Физиологические особенности
Показатели физиологического развития малыша — вес, рост. Они индивидуальны, но для оценки используют усредненные параметры.
Параметр | Девочка | Мальчик |
Рост (см) | 77-78,5 | 79,5-81 |
Вес (кг) | 10,3-11 | 11-11,3 |
Питание малышей разнообразное, увеличивается количество зубов. Прорезываются клыки. Их появление вызывает дискомфорт, растут они долго и болезненно. Могут в этот период прорезаться первые коренные зубы.
Эмоциональное развитие
У малыша начинают формироваться навыки первых социальных отношений. Он эмоционально выражает сочувствие, сопереживает окружающим. Чувства учится выражать во время игры с куклами, мягкими игрушками. Копирует поведение взрослых:
- кормит;
- качает, обнимает;
- носит на руках.
Дети в этот период эмоционально чувствительны. Они пугаются неожиданных действий, могут за компанию поплакать, посмеяться.
Интеллектуальное развитие
Все больше слов ребенок понимает, это облегчает процесс общения, воспитания. Его можно попросить подать какую-либо вещь, положить на место. Он способен ясно выразить свое согласие (несогласие). Выражает это утвердительными или отрицательными кивками головы. Чтение становится увлекательным. Малыш с удовольствием указывает пальцем на картинки с животными, ягодами, предметами обихода, автомобилями в ответ на вопрос взрослого. Количество слов, произносимых в этом возрасте, может колебаться от 10 до 50.
У ребенка идет интенсивное развитие мозга:
- начинает развиваться память;
- появляется понятие формы, цвета, расстояния;
- малыш учится оценивать величину предметов.
Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?
Активные перемещения ребенка становятся нормой. Он еще достаточно часто падает, но уже без помощи родителей осиливает небольшие расстояния. Малыши в 1 год 4 месяца осваивают вертикальную плоскость, забираясь на стулья, табуреты, столы. Дети этого возраста спускаются и подымаются по лестнице.
Уровень развития мелкой моторики такой, что ребенок легко управляет ложкой во время еды, самостоятельно пьет из кружки.
Продолжает формироваться речь. Он произносит большинство согласных звуков, пытается говорить.
Бытовые навыки детей в 1 год 4 месяца:
- самостоятельно ест ложкой, удерживая ее в кулаке;
- пользуется горшком самостоятельно или с помощью взрослых;
- моет руки, лицо.
Чем больше времени родители посвящают малышу, тем большими навыками он овладевает. Правильно развивающийся 16-месячный малыш имеет вкусовые предпочтения, понимает свой пол (мальчик-девочка), умеет выражать свои желания, понимает слова можно, нельзя.
Отличие девочек от мальчиков
Исходя из статистики, специалисты говорят, что девочки в физиологическом развитии немного опережают мальчиков в 1 год 4 месяца. На деле все индивидуально. Мальчики предпочитают игры с машинками, кубиками, оставляя куклы и кукольную посуду девочкам.
Малыши мужского пола уже в этом возрасте любят смотреть картинки с машинами, самолетами, мотоциклами. Девочки любят повторять поведение мам. Они любят посмотреть на себя в зеркало, пытаются расчесывать волосы себе, маме, папе, куклам.
В общей массе мальчики ленивее девочек. Многие позднее начинают говорить. Их активность больше направлена на движение, освоение пространства. При небольших отличиях в физическом развитии дети в 1 год 4 месяца имеют равный уровень поведенческой активности.
Какие игрушки подходят для этого возраста?
Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.
Размер рыбок, утят, кукол-голышей не должен превышать 10-15 см. Для прогулок тоже подходят наборы из пластика для песочниц.
Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.
Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:
- коляску для кукол;
- машины разного размера с кузовом и без него;
- каталки.
Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.
Занятия и игры для развития в год и четыре месяца
В 1 год 4 месяца начинают приучать карапуза к порядку. Самое простое занятие — уборка игрушек. Прибирать их нужно несколько раз в день, помогая и хваля ребенка. Способствуют развитию занятия, проводимые в форме игры. Нужно купить 1-2 пирамидки с кольцами разного цвета. Упражнения с ними помогают понять размер предмета (маленький, большой), его цвет. Занятия с пирамидками должны сопровождаться речью взрослого. Сначала все действия делает он, потом предлагает ребенку их повторить.
Медицинское сопровождение малыша в 1 год 4 месяца
Необходимо посетить участкового детского врача. Он проведет плановый осмотр, сделает все необходимые обмеры, выпишет направления на сдачу анализов:
- мочи;
- общий анализ крови.
Если у родителей возникают вопросы по поводу здоровья и развития ребенка, врач дает направление к узкому специалисту: ЛОР-врачу, окулисту, кардиологу, неврологу.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители
На прогулках малыши видят собак. У одних они вызывают только положительные эмоции, у других — чувство ужаса. Чтобы избавить малыша от негативных эмоций, родителям необходимо:
- подарить мягкую игрушку, похожую на настоящую собаку;
- рассматривать картинки с изображением животных;
- познакомить с воспитанным псом.
Часто возникают проблемы с кормлением. У ребенка образуется много дел и развлечений более интересных, чем прием пищи. Поэтому дети в 1 год 4 месяца часто отказываются от еды. Маме не стоит впадать в панику, нужно подогревать интерес ребенка к еде красивой посудой, интересным оформлением блюд. Родители должны понимать, что их малыш в 1 год 4 месяца уже становится личностью со своим характером, желаниями, потребностями. Все взаимоотношения между ними должны строиться на уважении интересов малыша. При выборе игр нужно учитывать желание маленького человека.
как заниматься с малышом в этом возрасте
В этой статье:Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца активно протекает в плане изменения как физических показателей, так и психических. Малыши становятся более координированными, отлично стоят на ногах, в большинстве своем уверенно ходят, залезают и слезают с возвышений, прыгают на месте.
Физическое развитие в этом возрасте особенно активно. Кроха получает удовольствие от осознания возможностей собственного тела. Он пробует танцевать, кувыркаться и даже бегать задом наперед. Улучшается у малыша и мелкая моторика, речь, появляется способность логически мыслить и делать выводы.
В год и четыре месяца у ребенка уже отмечается развитие зубов, за которыми важно наладить правильный уход с ежедневной чисткой специальными детскими пастами и щетками. Приучая кроху к гигиене полости рта с раннего детства, родители смогут уберечь малыша от проблем стоматологического характера в будущем.
Режим питания в 16 месяцев
В год и четыре месяца малыш по-прежнему может находиться на грудном вскармливании. При этом маме крохи нужно понимать, что грудное молоко уже не может быть для него основным источником необходимых питательных веществ. Докармливать молоком ребенка можно только после основных приемов пищи, постепенно готовя его к отлучению от груди.
В целом шестадцатимесячный малыш, развитие которого идет своим чередом, должен есть три раза в день. Самую калорийную пищу ребенок должен получать в обед, самую легкую — после сна, на полдник. Между приемами пищи ребенку можно давать соки, компоты или свежие фрукты.
Примерно к полутора годам в рационе крохи появятся нежирная свинина и мясо птицы. Также можно будет включить в него нежирные сорта рыбы: минтай и хек. Рыбное мясо ребенок должен получать два раза в неделю и только при условии отсутствия на него аллергической реакции. Готовить рыбу лучше на пару, в том числе и в виде котлет или фрикаделек, и подавать с овощами.
Несколько раз в неделю ребенку можно давать куриные желтки, ржаной хлеб. Из круп лучше всего подойдут:
- рис;
- гречка;
- овсянка.
Со временем в рацион можно будет включить и кукурузную крупу, если ее хорошо разваривать перед подачей.
Приправлять блюда для ребенка лучше естественными приправами, например чесноком, укропом, луком или шпинатом. Количество соли и сахара нужно стараться сократить до минимума. А вот блюда на основе бобовых, например фасоли и гороха, вводить в рацион малыша нужно очень аккуратно, отслеживая реакцию желудка на эти продукты.
Что умеет ребенок в 16 месяцев?
Физическое развитие малыша в год и четыре месяца позволяет ему ходить не только по прямой, но и по кругу, менять направление. Кроха отлично бегает, но все еще беспокоит родителей частыми падениями. Многие дети вполне уверенно поднимаются по лестницам, залезают на стулья, столы и другие предметы мебели.
Если до года у малыша был круглый живот и мягкие конечности, что особенно удобно для ползания, то в год и четыре месяца тело крохи становится более спортивным и подтянутым. Чем дольше ребенок оттачивает навыки ходьбы, тем лучше у него это получается.
У ребенка в этом возрасте улучшается развитие мелкой моторики – для него не составляет труда использовать по назначению столовые приборы и мелкие предметы обихода.
В этом возрасте кроха уже способен запоминать недавно произошедшие с ним события, о которых он может попытаться рассказать, используя то небольшое количество слов, которое у него имеется в активном словаре. Мозг малыша постепенно накапливает информацию, которая со временем будет извлечена и использована в жизни.
Как заниматься с малышом?
В год и четыре месяца для ребенка особенно увлекательно проводить причинно-следственные связи. Он с удовольствием использует в игре все, что ему попадается под руку, отдавая особое предпочтение предметам для взрослых: начиная от пульта ДУ и заканчивая кухонной утварью.
Кроха с большим удовольствием «помогает» маме на кухне, вытаскивая все из шкафчиков, открывая и закрывая контейнеры и коробочки. Очень важно не пресекать желание ребенка ознакомиться с содержимым шкафчиков. Так протекает его развитие, поэтому задача родителей — показывать предметы и рассказывать об их назначении, обезопасив малыша от того, что может принести ему вред.
Позволяйте крохе вынимать содержимое шкафов, разрешайте пересыпать крупы, горох, фасоль, муку. Пусть малыш поищет в крупе спрятанные игрушки или порисует по высыпанным крупам пальчиком. Такие простые игры будут способствовать развитию мелкой моторики пальцев и доставят удовольствие ребенку.
Отличный вариант времяпровождения с малышом в этом возрасте — это совместное купание в детском бассейне. Малыш будет в восторге от возможности поплескаться в теплой воде вместе с мамой или папой. Найдите возможность записать кроху на занятия для самых маленьких: это не только развлечет его, но и оздоровит.
Развитие речи и налаживание общения
Развитие речи в год и четыре месяца переходит на новый уровень, обретает осмысленные формы. Теперь малыш уже не лепечет на только ему понятном языке. Кроха пробует применять пусть пока и простые, но соответствующие ситуации слова. Например, ребенок в этом возрасте уже пробует называть животных, увидев их на улице, правильно называет по имени родных и знакомых. В активном словаре крохи к этому времени уже около 60 слов.
Если малыш в 1 год и 4 месяца не делает попыток заговорить, возможно, следует стимулировать развитие речи путем налаживания общения, регулярного чтения вслух простых и интересных детских книжек. Пусть малыш пока будет только слушать, но его пассивный словарь будет наполняться, и спустя несколько месяцев он обязательно заговорит. Выбирайте для чтения детские книжки с простыми рифмами, которые в этом возрасте воспринимаются лучше прозы.
Разглядывая яркие картинки в книжках, озвучиваемые приятным маминым или папиным голосом, малыш будет лучше усваивать информацию как визуально, так и на слух.
В этом возрасте также можно заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой для корректировки произношения звуков.
Логопеды утверждают, что к двум годам кроха уже должен уметь четко произносить большую часть согласных звуков.Именно поэтому, занимаясь совместным чтением, очень важно хвалить малыша за любые попытки произнести какой-то слог или слово.
Важно понимать, что скорость развития речи у детей в этом возрасте во многом зависит от особенностей памяти. Часто малыши легко и быстро запоминают названия предметов, но не могут правильно произнести их названия.
В год и четыре месяца эмоции становятся более разноплановыми. Малыш уже знает, что такое разочарование, злость, обида, счастье. Он выражает эмоции, подкрепляя их мимикой, но пока не имеет возможности себя контролировать.
Бытовые навыки у ребенка в 16 месяцев
По мере взросления ребенка совершенствуются и его навыки. В год и четыре месяца кроха много чего умеет делать самостоятельно. Он пытается самостоятельно есть, пить, при этом отдает предпочтение только вкусным блюдам, с возмущением отталкивая от себя нелюбимые продукты.
В процессе приема пищи малыш пока удерживает ложку кулачком — это нормально, и переучивать его не имеет смысла. Со временем ребенок научится есть правильно. Главное поощрить рвение крохи к самостоятельности и не отбить у него охоту есть самому.
Некоторые малыши в этом возрасте уже пробуют самостоятельно пользоваться горшком, с удовольствием моют руки и чистят зубы без помощи взрослых.
В заключение отметим, что в 1 год и 4 месяца происходит развитие личности ребенка. Для него действительно важны поддержка и понимание родителей, которые должны свести к минимуму количество запретов в жизни крохи и помочь ему справиться с первыми пусть детскими, но все же испытаниями: прорезанием зубов, освоением новых звуков и слов, обучением пользованию столовыми приборами.
Развитие ребенка в 1 год 4 месяца: основные моменты
Оцените статью:
Развитие ребенка в 1 год 4 месяца связано с многочисленными капризами и переменами настроения, поэтому требует от родителей повышенного внимания и терпения. Для всех детей перечень того, что они умеют и говорят в этом возрасте, практически одинаков.
Развитие ребенка в 1 год 4 месяца
Физическое развитие
Будь это мальчик или девочка, ребенок в 1 год и 4 месяца умеет без дополнительной помощи:
- вставать,
- ходить (допустимо держаться за руку или опору),
- делать ряд самостоятельных шагов.
С поддержкой родителей ребенку удается:
- шагать вверх-вниз по лестнице,
- забираться и слезать со стульев, диванов и кресел.
Если Ваш малыш не делает попыток и не пытается самостоятельно ходить, следует обратиться к врачу во избежание недостатка в организме витаминов и развития нижних конечностей.
Среднестатистический рост детей к этому возрасту составляет 77-78см для мальчиков и в районе 80см для девочек. Весят представительницы слабого пола около 10,5кг, мальчишки опережают вес на 0,8-1кг.
В возрасте 1 года 4 месяцев ребенку становится интересно пользоваться столовыми приборами, уверенно держа в руке ложку, а также дети пытаются самостоятельно пить из кружки.
Такой возраст хорош для приучения малыша к туалету и постепенного отказа от подгузников. Неприятные ощущения мокрых штанов станут неплохим стимулом ребенку проситься на горшок.
В 16 месяцев прорезываются верхние клыки и коренные зубы, которые доставляют родителям немало хлопот.
Психомоторные навыки
К достижению 1 года 4 месяцев малыш становится как очень активным, так и очень общительным. С каждым новым днем у него пополняется словарный запас и увеличивается количество освоенных действий. Подобно маленькой обезьянке, он копирует действия взрослых, всё изучает и трогает руками, пробует на вкус. В связи с этим родителям следует быть особо внимательными, чтобы ребенок не подавился мелкими предметами и не получил травмы.
В этом возрасте дети обычно знают и говорят до 10 слов, различая такие понятия, как фрукты, овощи, животных, некоторые части тела. Важное и эффективное развитие дают сюжетные игры: пересыпание веществ (например, песка в песочнице), переливание жидкости, укладывание спать кукол, умение кормить любимые игрушки.
Развиваются по достижению 1 года 4 месяцев и эмоции. Так, Ваше чадо уже реагирует на расставания и встречи с близкими людьми: радуется появлению и огорчается, когда уходят. Многие красивые вещицы приводят его в восторг, а развалившиеся вдруг кубики или сломавшаяся игрушка вызывает слезы.
Успешно дети справляются с просьбами что-нибудь показать, дать и принести, а также с удовольствием делают своеобразную гимнастику и знают, как поднимать руки, отводить их за спину и в стороны, крутить кистями рук.
В возрасте 1 года 4 месяцев можно пробовать приучать ребенку навыки приборки, собирая вместе с ним игрушки, веся его одежду на стульчик.
Больше читайте своему ребенку ярких книг. Это не только развивает речь, но и помогают визуальному восприятию информации.
Уход и питание в 16 месяцев
Гигиена малыша после 1 года 4 месяцев предполагает такие процедуры, как:
- водные процедуры утром и вечером,
- чистку зубов,
- мытье рук после туалета,
- дневной сон,
- ежедневные прогулки.
При приучении к пользованию горшком необходимость в частом мытье начинает отпадать.
Важно преподать ребенку первые уроки чистоплотности: просить мыть грязные руки и менять испачканную одежду.
Меню четырехразового питания в возрасте 1 года 4 месяцев включает в себя:
- завтраки – каши (гречневая, рисовая, овсяная, манная), сырники, вареные яйца, какао, чай или молоко, хлеб, сыры;
- обеды – овощные салаты (морковные, огуречные, свекольные, капустные), супы (вермишелевые, овощные, борщи, щи, рассольники), вторые мясные и рыбные блюда (отварная рыба или курица, мясные паровые котлеты или запеканки), картофельное пюре, гарниры из круп, вермишель или овощи, компоты, морсы, соки;
- полдники – творог и творожные запеканки, фрукты, печенье, кефир, чай или молоко,
- ужины – каши, овощные пюре и запеканки (морковные и капустные), чай или молоко, фрукты, бутерброды с маслом и конфитюрами.
На перекусы давайте ребенку молоко или кефир с печеньем, а также фрукты.
К возрасту 1 года 4 месяцев у детей полноценное питание, включающее в себя все продукты, но врачи советуют готовить ребенку блюда пока еще в измельченном или рубленом виде, постепенно добавляя пищу кусками, чтобы развивать навыки пережевывания.
Следует учитывать, что дети этого возраста уже начинают выбирать, что они будут есть, меняя ежедневно свои вкусы, потому к пожеланиям ребёнка необходимо прислушиваться, но идти на поводу и потакать ребенку не стоит. Может поменяться и график кормления, когда аппетит приходит раньше или позже. В таких случаях придется принимать во внимание смену режима, но постараться, чтобы кардинальных временных промежутков между приемами пищи все-таки не было. В любом случае, не следует бить тревогу, думая, что ребенок не доедает. В возрасте 1 года 4 месяцев дети уже не остаются голодными и по зову растущего организма непременно будут требовать пищу.
Занятия и игры для развития
Подражающий характер поведения детей в возрасте 1 года 4 месяцев потребуют от родителей развития мелкой моторики и использования игрушечных предметов быта «как у взрослых», поэтому дома должны появиться:
- детская посудка, утюжки, венички и прочие игрушечные предметы мебели и кухонной утвари;
- разноцветные мозаики, конструкторы со шнурками, бусинками, пуговицами;
- пирамидки и вставляющиеся друг в друга стаканчики.
У девочек и мальчиков интеллектуальное развитие начинает отличаться: происходит разделение между играми. Первые начинают предпочитать кормить кукол и прибирать дом, обладая запасом терпения и возможностью сосредоточиться на одном занятии. Последние же наоборот становятся очень активными в своих движениях и любят игры с использованием машинок и мячей.
Давайте детям рисовать
При достижении 1 года 4 месяца ребенку можно прививать умение играть в сравнительные игры «маленький-большой», «высокий-низкий», «гладкий-шершавый».
В этом детском возрасте родители зачастую сталкиваются с проблемой отказа делиться игрушками, поэтому необходимо стараться переключать внимание ребенка в таких ситуациях.
Развитие ребенка в 1 год 4 месяца — развивающие игры
Из этой статьи Вы узнаете многое о развитии ребенка в16 месяцев, физических показателях, играх и игрушках для этого возраста.
Содержание:
- Физическое развитие ребенка в 1 год 4 месяца
- Развивающие игры и игрушки для ребенка 1 год 4 месяца
В этом возрасте маленький человек активно стремиться к самостоятельности, но еще не может самостоятельно оценить все риски и опасности. Не ограничивайте карапуза в стремлении к познанию, просто сделайте этот процесс максимально безопасным.
Вам, родителям, следует набраться терпения и успевать вовремя реагировать на все поползновения и исследования крошки.
Помните!
Специалисты предупреждают, что развитие ребенка в 1 год 4 месяца наиболее переменчиво и травмоопасно
Интересно, что вес и рост ребенка в 1 год 4 месяца немного меняется:
Теперь по росту выходят вперед девочки – около 80 см и больше, мальчики чуть ниже – 78 см.
Зато вес мальчиков в среднем 11.4 кг, а девочек – 10.5 кг.
Головка в окружности – 45.5-48.7 см.
В это время могут начать прорезываться верхние клыки и появляться первые коренные зубки.
Помните!
Педиатры считают 16 месяцев – идеальным возрастом для настойчивого знакомства с горшком
Это статистические данные, но не стоит рассчитывать на моментальный успех.
К этому возрасту Ваш малютка уже умеет:
- Вставать, ходить, садиться, поворачиваться в любую сторону. Поднимается и опускается по лестнице, влезает на мебель и слезает с нее. Хотя координация движений еще не четкая, отсюда и опасность травм
- Пьет из чашечки, ест ложечкой
- Выполняет несложные просьбы и может повторить действия взрослого на зарядке: «Подними ручки», «Ручки в стороны» и т. д.
- Открыто демонстрирует свои соответствующие случаю и поводу эмоции
- Знает и повторяет около 10 слов
- Играет в простейшие сюжетные игры
Все основные режимные моменты по прежнему остаются неизменными.
Подросшего карапуза купайте ежедневно, а утром – умывайте, чистите ему зубики (пусть он в этот момент держит в ручках еще одну щеточку и повторяет Ваши действия), занимайтесь зарядкой и массажем.
Многие мамы отмечают, что детишки, приученные к определенному распорядку, более спокойны и сосредоточенны. Постоянно поддерживайте режим дня. Для этого не забывайте всячески укладывать малыша спать днем и несколько раз за день гуляйте.
По словам большинства мам, в 16 месяцев детишки уже имеют собственные гастрономические предпочтения и начинают отказываться от нелюбимых блюд.
Учитывать пожелания крошки, конечно, стоит, но полностью отказываться от продуктов, которых малютка не ест, не нужно.
Например, некоторые детки не любят яйца, но тертое яичко можно добавить в овощное пюре. Предлагайте малышу альтернативу.
Если крошка не хочет творог – попробуйте сделать из него запеканку или сырнички со сметанным соусом. Малышу это блюдо может понравиться.
Или предложите обычные ленивые вареники. Бывает ребёнку нравится крупейник из гречневой крупы с творогом.
Пробуйте новые блюда! И тогда Вы обязательно найдёте «любимое» блюдо для своего малыша.
Речь карапуза принимает осмысленную форму. Он уже умеет подбирать слова к сложившейся ситуации.
Жизнь Вашего малыша сейчас получила яркую эмоциональную окраску.
Все детишки в этом возрасте не сдерживают своих эмоций, если у них что- то получается они открыто, ярко и бурно радуются, выражая этим свои чувства.
По лицу ребёнка в 1 год и 4 месяца Вы уже можете понять соглашается он с Вами или нет.
Малыш уже может выразить это пользуясь мимикой.
Специалистами установлено, что в этом возрасте дети, находясь в компании сверстников, могут плакать или смеяться с ними «за компанию».
Совет!
К счастью для мам, внимание деток в 16 месяцев довольно легко переключается с предмета на предмет
Карапуза легко можно отвлечь от опасного занятия, предложив ему новую игру.
Более заметными становятся и различия между полами деток: мальчики более упрямы и независимы, девочки – ласковы и эмоциональны.
Ведущие педагоги считают, что игрушки для ребенка 1 год 4 месяца должны максимально напоминать предметы домашнего обихода и прочие «взрослые» вещи. Детишки постоянно копируют все Ваши действия. Не удивляйтесь теперь Вашему маленькому «домашнему мастеру» будет крайне необходим свой набор инструментов, телефон, или даже руль, если крошка видел, как папа или мама водят машину.
Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца начинает все больше отличаться в зависимости от пола крошки.
Девочки предпочитают мелкие предметы и сюжетные игры, а мальчики быстрее увлекутся активными играми и не любят сосредотачиваться на одном занятии.
Совет!
Закрепляйте и расширяйте познания карапуза о мире: учите его цветам, формам, свойствам различных предметов
Находясь в компании детишек, приготовьтесь к тому, что Ваш малыш может отобрать у другого ребенка понравившуюся игрушку. Это нормальный процесс, ведь делиться и ждать своей очереди в игре детки пока не умеют.
Переключите внимание маленького обидчика, предложив ему взамен другую игрушку или увлекательное новое действие.
Помните!
Специалисты говорят, что главное – не перегружать карапуза развивающими играми
Вы должны помогать крошке самостоятельно узнавать больше о нашем мире.
Свободное время вполне можно занять следующими играми и занятиями (в дополнение к тем, что крошка уже знает):
- Пришло время для ярких шнуровок, крупных конструкторов и мозаик
- Карапузы обожают нанизывать на шнурок или безопасную проволоку крупные деревянные бусины (под Вашим контролем)
- Приобретите пирамидку в виде матрешки: вставленные один в другой стаканчики разного цвета
- Отличной находкой станут пальчиковые лабиринты, рамки-вкладыши, более сложные сортеры. Можно придумать для карапуза игры, связанные с пересыпанием или перекладыванием небольших предметов.
- Попробуйте тренировать память малютки, поставив перед ним две-три знакомые игрушки. Назовите их и поиграйте с ними, а затем одну спрячьте. Попросите крошку угадать, кого не хватает. Упражнение довольно сложное, но постепенно крошка будет угадывать все чаще.
Вполне вероятно, что некоторые сложные занятия не понравятся ребенку, о чем он Вам тут же сообщит.
Не настаивайте, отложите игру или занятие на некоторое время.
Чуть позже можно даже поинтересоваться личным мнением карапуза, насчет того, во что бы он хотел поиграть в данный момент и постараться сначала выполнить его желание, а потом повторить свою игру — более сложную.
Помните!
Только Ваше внимание и забота о ребёнке помогут ему постичь все тайны окружающего мира
Возможно, Вам понравится видео из жизни
Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца
Дети – большая радость и гордость своих родителей. Каждое достижение после рождения приводит мам и пап в восторг – постепенно детишки учатся переворачиваться со спинки на животик, а вот они уже узнают и различают своих близких, учатся говорить первые слова…
И уже в возрасте шестнадцати месяцев появляется вопрос: достаточно ли ребёнок знает и умеет для своего возраста? И озадаченные родители пытаются выяснить у своих знакомых и родных, что умеют или умели в таком возрасте их дети и дети их знакомых.
Тут-то и начинается кавардак: у одних ребёночек уже и ходит, и знает с десяток слов, у других только-только выговорил «мама», у третьих уже и буквы знает… мамы, папы и бабушки с дедушками в панике за ребёнком устанавливают круглосуточное посменное наблюдение в попытке выяснить всё, что он умеет, а заодно и пытаются научить всему и сразу.
Но как же всё-таки определить, что хотя бы примерно должен знать ребёнок в таком возрасте? Самым логичным решением будет обращение к опытному специалисту, который подскажет, что родителям следует объяснять и чему учить своё чадо в определённый период взросления.
Но не стоит забывать, что все дети индивидуальны в своём развитии и не стоит понапрасну слишком на них давить, чтобы достичь достаточно размытых стандартов. Однако всё же существует ряд умений, которые к шестнадцати месяцам детям уже следует усвоить.
Физическое развитие
В этом возрасте у малышей идёт период активного физического развития. Они стремятся научиться по-разному управлять своим телом: пытаются танцевать, активно пародировать жестами своих близких, подпрыгивать и т.д.
Следует уделить внимание мелкой моторике ребёнка, развитию его словарного запаса – в этом возрасте дети всячески стремятся стать похожими на взрослых и внимательно следят за ними и подражают.
Навыки, которые присутствуют у большинства детей в этом возрасте:
- Самостоятельная ходьба или ходьба с минимальной поддержкой;
- Перешагивание через препятствия с опорой на что-либо или самостоятельно;
- Попытки держать ложку и кушать без чьей-либо помощи;
- Показывать, приносить, подавать предметы по просьбе старших.
В год и четыре месяца у ребёнка может появиться несколько зубов, уход за которыми очень важен. Врачи настоятельно рекомендуют начинать осторожную чистку зубов с самого момента их появления, это позволит избежать будущих проблем с приучением ребёнка к гигиене полости рта, а так же проблем с кариесом и прочими заболеваниями зубов.
Но не стоит слишком рано покупать зубную пасту, т.к. по неосторожности и незнанию дети могут её проглотить; достаточно будет использования специальной силиконовой щётки-напальчника.
В возрасте шестнадцати месяцев важно начать приучать ребёнка к горшку, постепенно избавляясь от ношения подгузников. Если упустить этот момент, то в дальнейшем будет очень тяжело научить его реагировать на желание сходить на горшок.
Речь, общение и эмоции
В возрасте шестнадцати месяцев речь ребёнка становится всё более и более осмысленной. Он уже может выговаривать несложные слова, уместные в какой-либо ситуации. К примеру, когда малыш видит кошку или собаку, то может указать на животное и произнести «киса», «абака».
Словарный запас детей в этом возрасте может варьироваться от десяти до шестидесяти слов, но важно, чтобы ребёнок понимал и знал названия частей тела, овощей и фруктов, животных и умел их показать.
Чтобы развить речь можно читать ребёнку книжки с картинками, показывать и объяснять то, что нарисовано, и затем просить ребёнка показать и рассказать о том, что изображено.
Так же детьми хорошо воспринимаются детские стихи, т.к. рифмованные строчки запоминаются и усваиваются лучше сложных предложений.
Существенно увеличивается количество выражаемых малышом эмоций:
- Радость при успехе и грусть, слёзы при неудачах;
- Выражение согласия или отказа жестами, мимикой;
- Разная реакция на знакомых и незнакомцев;
- Особой чертой данного периода взросления является способность радоваться, смеяться или плакать из-за того, что рядом кто-то выражает такие же эмоции, т.е. «за компанию».
Мальчики и девочки
К этому возрасту всё более очевидной становится разница в поведении между мальчиками и девочками. Мальчики становятся более самостоятельными, играют в подвижные игры, например, с мячом, машинками. Обычно они проводят мало времени, сосредотачиваясь на одном занятии и почти не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих.
Девочки же напротив – тянутся к взрослым и сверстникам, любят обниматься и сидеть на ручках, чаще плачут. Их игры всё больше становятся похожи на игру «дочки-матери»: они укладывают спать и кормят кукол, играют в уборку и готовку.
Многие родители слишком переживают по поводу того, что умеет и чего пока не освоил их ребёнок на данном этапе. Но это ни к чему, ведь при отсутствии прямых физических и умственных отклонений, признанных врачом, ребёнок может быть абсолютно счастлив и нормален в своём индивидуальном развитии.
Каждый малыш возьмёт от воспитания ровно столько, сколько ему необходимо на данном этапе, самостоятельно выберет в какой момент что следует усвоить. Главное со стороны родителей – дарить ребёнку заботу и внимание, заниматься с ним и радоваться каждому его достижению.