Развивающие игры для детей от 1 года. Как развивать ребенка в 1 год?
Недавно малыш только родился, а уже исполнился ребенку 1 год. За это время карапуз и родители многому научились. И вот сейчас на пороге второго годика жизни родителей волнует много вопросов, связанных с поведением и развитием их драгоценного чада. Самые важные и интересные из них будут рассмотрены ниже.
Развитие ребенка в 1 год
Внимательные родители с рождения следят за показателями развития и роста своего малыша. Доктор каждый месяц кроху взвешивал, измерял рост. Когда все соответствует нормам, это значит, что развитие идет правильно. И вот карапуз отметил свои первые именины. Сколько должен весить ребенок в 1 год – один из первых вопросов, волнующих большинство родителей.
Рост и вес ребенка в 1 год
Бытует мнение, что этому времени первоначальный вес должен в 3 раза увеличиться. Но дети все разные, одни из них более крупненькие, другие, наоборот, более мелкие. И это нормально. Есть нормы разработанные ВОЗ. Согласно им девочка должна весить от 7 до 11,5 кг. А вес мальчика должен составлять 7,7-12 кг. Следующий важный показатель – рост ребенка в 1 год. Диапазон значений для мальчиков составляет 71-80,5 см, а для девочек 69-80 см. При этом допустимым может быть отклонение на 6-7% в обе стороны.
Что умеет ребенок в 1 год?
За первый год жизни кроха из маленького комочка превратился в настоящего человечка со своими особенностями и характером. Когда ребенку 1 год, он умеет:
- стоять;
- ходить самостоятельно или за ручку;
- активно ползать;
- приседать, вставать;
- радоваться приходу близких;
- «танцевать» по любимую музыку;
- играть в «ладушки», делать «пока-пока»;
- откликаться, когда его зовут по имени.
Вот сколько кроха уже умеет, но многих мам беспокоит вопрос – чему учить ребенка в 1 год. Сейчас происходит активное становление речи. Задача родителей – способствовать этому: нужно как можно больше читать сказки, разговаривать с ним. Очень важно при этом ребенку в 1 год способствовать развитию моторики. На данном этапе жизни кроха пытается сам кушать и пить. Поэтому стоит поощрять его в этом. Не ругайте, когда он разольет компот или испачкается кашей. Только так карапуз научится все делать самостоятельно.
Режим ребенка в 1 год
Детские доктора считают, что после годика ритм жизни не должен кардинально меняться. Более важно само понятие режима. Когда ребенку 1 год, ему и родителям будет легче, если подъем, завтрак, сон и другие ключевые моменты дня будут происходить каждый день в одно время. Распорядок дня ребенка в 1 год будет примерно таким:
- Пробуждение в 7-7.30.
- Далее мама с малышом делает гимнастику, проводят утренние гигиенические процедуры.
- В 8 утра подходит время завтрака.
- После него идет период бодрствования и игр.
- В 10 утра уже можно класть кроху на первый сон.
- Примерно до 12 малыш спит, потом обедает и в 12.30 наступает время прогулки и активного времяпровождения.
- В 15.30 ребенок уже готов второй раз вздремнуть. Этот сон может быть до полутора часов.
- В 16.30 наступает полдник.
- В 17.00 можно второй раз выйти на улицу.
- 19.00 – время ужина, потом вечернее купание, ужин и в половине девятого – сон.
Сколько должен спать ребенок в 1 год?
Суточный сон ребенка в 1 год должен быть примерно 14-16 часов. Из них 11-12 часов – ночной сон, а остальные часы – это дневной сон. Но некоторые малыши взрослеют раньше и уже не хотят спать 2 раза. Это сигнал родителям, что карапуз уже подрос, и его такой режим не устраивает. В таком случае пора перестраивать распорядок и переходить на один сон, который может длиться до 3 часов. Тут важно помнить, что такое решение должно прийти, когда сам малыш к этому созреет.
Режим питания ребенка в 1 год
Взрослых интересует, чем кормить ребенка в 1 год? Сколько раз должен кушать и сколько должен съедать ребенок в 1 год? Ответы на перечисленные и другие вопросы представлены ниже:
- Количество приемов пищи в этом возрасте должно составлять 4-5. Если ребенку 1 год, и мама еще сохранила лактацию, это хорошо, но помимо материнского молока малыш уже должен получать полезные вещества из продуктов.
- Итак, утром, можно по-прежнему давать кашу. Ее объем составляет 150-200 мл. Как вариант, еще можно предложить паровой омлет. Хлеб лучше выбирать белый. Его количество в день должно составлять до 50 г.
- На обед желательно давать до 200 мл первого блюда с 50 г отварного нежирного мяса.
- Можно постепенно расширить меню, аккуратно вводя субпродукты и рыбу.
- На полдник можно вместо детского творожка уже приготовить творожники со сметаной, творожное суфле. Через день можно дать карапузу галетное печенье с фруктовым пюре.
- Ужин годовалого малыша должен состоять из молочных каш или безмолочных, например, с овощами. Иногда допустимы блюда из картофеля, но увлекаться ими не стоит.
- Перед сном можно предложить детский кефир.
- Кроме еды ребенок обязательно должен получать жидкость. Ее суммарный объем от 12 до 36 месяцев – 100 мл/кг. В качестве питья можно предлагать чистую воду, компоты из свежих ягод или сухофруктов. При этом их желательно не сахарить. Понемногу можно давать натуральные соки, разведенные кипяченой водой.
- Важно соблюдать режим питания. Так со временем у ребенка к нужному времени будут вырабатываться ферменты, необходимые для пищеварения. Главное, что при выборе, чем кормить ребенка в 1 год, взрослые должны понимать, что в его питании не должно быть пирожных, копченостей, сосисок и других неполезных продуктов.
Воспитание ребенка от 1 года
Поведение малыша еще не стойкое, нужен постоянный контроль и внимание. Детей сейчас нужно приучать к гигиене – мыть ручки перед едой, приговаривая при этом как это приятно быть чистым. Примерно в это время кроха начинает проявлять интересуется предметами своей одежды. Его нужно всячески в этом поддержать. Пусть малыш сам пытается одеть носочки или колготки. Очень важно учить детей общаться со сверстниками, нужно научить делиться игрушками и не забирать их у других деток. Нужно учить детей состраданию – показывать, что если кто-то ударился, то его нужно пожалеть. Главное, чтобы при ответе, как воспитывать ребенка в 1 год, родные помнили – дети во всем берут с них пример.
Кризис 1 года у ребенка
Часто приходится слышать от мам, что ребенка будто подменили. Из ласкового солнышка он превратился в ураган, не слушается, протестует. Это кризис 1 года, возрастная психология гласит, что это не страшно и свойственно многим детям. Взрослым сложно принять и понять то, что их чадо подросло. Это вчера они могли играть погремушкой, а сейчас уже нужна компьютерная мышка.
Первая реакция взрослого – запрет! А правильно ли это? Своим плачем ребенок пытается добиться желаемого – этот манипуляторный плач. Взрослые, порой, готовы сделать все, чтобы только успокоить чадо. Главное правило, которое должны помнить взрослые – они должны соблюдать постоянство в своих действиях. Если сейчас разрешили что-то, то нет смысла это запрещать завтра, ребенок этого не поймет. Запрещать нужно то, что угрожает жизни. В примере с мышкой, ребенку можно дать ее в руки, объяснить, как это устройство работает. Все, малыш будет доволен и его интерес перейдет на другое.
Как развивать ребенка в 1 год?
Никакая деятельность с малышом не оказывает такого воспитательного, развивающего воздействия, как чтение. Этот процесс способствует развитию речи, учит концентрировать внимание. Развивающие книги для детей 1-2 года должны быть с яркими иллюстрациями. Это могут быть небольшие стихотворения, сказки, например «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Также есть первые энциклопедии для маленьких детей. В них представлены иллюстрации с изображениями предметов, рассматривая их со взрослыми, малыш будет запоминать названия, тренируя память и речь.
Чем занять ребенка в 1 год, кроме книг? Ответ прост – интересными, развивающими и поучительными играми. Когда ребенку 1 год, важно всячески способствовать развитию моторики. Малыши обожают возиться в песочнице. Но интересную игру можно придумать и дома. Для этого в кастрюлю насыпают манку и предоставляют карапузу. Сначала он начнет перебирать ее пальчиками. После этого можно спрятать в нее маленькую игрушку, а карапуз пусть ее отыщет. Потом можно предложить чаду ситечко и показать, как им пользоваться. Малыши с удовольствие будут возиться и с мягким пластилином, тестом, пальчиковыми красками. Еще детки в таком возрасте в восторге от игр с водой.
Развивающие игры для детей от 1 года
Игры для детей 1 года учат их познавать мир:
- Дидактические игры учат кроху выполнять действия с различными предметами, которые связаны между собой. Дети с удовольствием будут складывать шарики в коробку, катить их по желобку, собирать матрешки, вкладывая меньшую в большую.
- Сейчас малышу начинают нравиться сюжетно-ролевые игры: девочка с помощью взрослого может переодевать пупса, кормить его.
- Мальчишки активно начинают интересоваться машинками. Особенно любимы машины-толокары. Будущий водитель сам едет, отталкиваясь ножками и рулит, совсем как папа.
- Еще нужно не забывать развивать двигательные навыки. Вместе с детками можно ползать, играть в догонялки, прыгать и бегать.
Какие игрушки нужны ребенку в 1 год?
Сейчас крохе еще совсем не нужны замысловатые игрушки. Юла, барабан, пирамидки – простые игрушки, которые всегда интересны для такого возраста. Годовалый малыш обрадуется пластиковому телефону и будет копировать взрослого. Дети будут с огромным удовольствием играть с посудкой и пытаться кормить мишек и зайчиков. Координации способствуют игры с мячом – малыши его бросают, ловят, толкают. Главный момент: игрушки для детей от 1 года – это качественный товар, без мелких предметов и острых частей.
как развивать ребенка в 1 год и во что играть
Родители могут теряться, сравнивая своего малыша с другими. Как на самом деле понять — все ли в порядке? И как подобрать игры для детей 1 года, чтобы они учитывали характер малыша?
1 3222 10 Февраля 2018 в 03:23Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог
Вот и миновал первый год жизни вашего малыша. Позади остались пеленки и распашонки, первые прикормы и прочие заботы раннего возраста. Теперь маленький исследователь становится на собственные ножки. Готовится осваивать большой мир. И у родителей появляются новые вопросы: как развивать ребенка в 1 год? Какие навыки у него должны быть в этом возрасте? Во что играть, чем занять годовалого ребенка дома в течение дня?
Системно-векторная психология помогает безошибочно определить врожденные свойства и таланты детей. С ее помощью вы сможете уверенно направлять и корректировать развитие малыша.
Наша статья будет полезна для вас, если:
вы хотите идти в ногу со временем, знать самые эффективные развивающие методики;
вас что-то беспокоит в поведении или развитии навыков ребенка в 1 год, вы тревожитесь о том, достаточно ли знает и умеет малыш;
вы хотите успешно контролировать развитие малыша, вовремя предлагать ему новые игры и занятия;
вас интересует, как определить и максимально развить врожденные таланты ребенка, вырастить его успешным, реализованным и счастливым человеком.
Возрастные нормы и индивидуальные особенности
Педиатры и другие детские врачи опираются на усредненные нормы развития. Существует определенный перечень того, что должен уметь малыш в 12 месяцев. Когда ребенку около 1 года, обычно стартует самостоятельная ходьба, появляется речь, развиваются попытки подражать взрослым.
Но даже по критериям физического развития мы видим, что дети не одинаковы. Один с пеленок более активный, рано встает на ноги, не может усидеть на месте, а другой малыш развивается иначе: как посадили — так и сидит, лучшее место — у мамы на ручках.
С определением норм психологического развития ребенка в год запутаться еще легче. Например, считается, что в возрасте около года малыш должен заговорить. Но ведь не у всех этот процесс идет одинаково. Кто-то начинает с отдельных слов и наращивает словарный запас постепенно. Другой молчит чуть ли не до 3 лет. А потом сразу общается так, будто все это время тайком энциклопедии читал.
Родители могут теряться, сравнивая своего малыша с другими. Как на самом деле понять — все ли в порядке? И как подобрать игры для детей 1 года, чтобы они учитывали характер малыша?
Тренинг Юрия Бурлана объясняет: каждому ребенку с рождения заданы определенные свойства психики.
Их уникальный набор и определяет то, какие особенности развития будут именно у вашего ребенка.
Эти свойства нужно учитывать при выборе методов воспитания. Без этого знания не обойтись и при выборе развивающих игр для годовалых детей. Когда у вас есть золотой ключик к душе любимого чада — любая ложная тревога отменяется. Вы точно знаете, почему малыш ведет себя так, а не иначе. Какие занятия ему обязательно надо предложить, а к каким у него просто не будет интереса. Разберем на примерах.
Хваткий шустрик
Маленьким обладателям кожного вектора не сидится на месте. Двигательные навыки у них могут даже опережать среднюю норму. Залезть, вскарабкаться, добраться ползком — все, что угодно, лишь бы достичь заветной цели. Достать, добыть, схватить желанный предмет. Так развивается их психика — это природные добытчики. Даже первое слово у кожных малышей чаще всего — «дай!».
Природа наделяет таких детей особо чувствительной кожей. Поэтому и окружающий мир они часто стремятся исследовать именно наощупь. Потрогать, погладить, подержать в руках. Поэтому в игры с годовалым ребенком в этом случае надо включить:
- Побольше тактильных занятий. Массажики, поглаживания, обнимашки и щекотушки. Можно «рисовать» пальцем по ладошке ребенка и просить угадать, что нарисовано.
- Тактильный талант отлично развивают игры с неструктурированным материалом — песком, водой, соленым тестом. Подойдут и пальчиковые краски.
- Малышу будет приятно и интересно играть с тканями различной фактуры. А еще рисовать пальчиками по крупам, пересыпать их.
- Малыш любит рвать бумагу? Предложите ему цветную. Зеленые кусочки станут листиками для аппликации с деревом, белые — снежинками.
- Деткам с кожным вектором дан природный талант к конструированию. Обязательно приобретайте кубики или конструктор для подходящего возраста.
Если в вашей семье растет такой активный и подвижный исследователь — не стоит сравнивать его с послушными и усидчивыми детьми. У него совсем другие таланты — это будущий спортсмен или предприниматель, инженер или создатель инноваций. Ему не доставит удовольствия чему-то учиться сидя за столом или корпеть над пособиями. Зато любые навыки он легко усвоит в форме подвижных игр, особенно соревновательных.
Важно знать! Особо чувствительная кожа таких детей реагирует сверхстрессом на любые шлепки. Такой вид наказания недопустим. Он может привести к тому, что у ребенка сформируется целый ряд психологических проблем.
Неторопливый и основательный малыш
Малыш, обладающий свойствами анального вектора, — полная противоположность кожному шустрику. Он неторопливый и обстоятельный, с удовольствием будет разглядывать с мамой любимую книжку сидя на диване. Его тело не очень гибкое, он не стремится к высокой подвижности. Он не будет как угорелый носиться по детской площадке — скорее посидит в песочнице.
В его случае игры для детей 1 года стоит выбирать иначе:
- Отдайте предпочтение его любимым книгам. От природы такой ребенок внимателен к деталям, подмечает любые мелочи. Поэтому побольше показывайте мелкие детали на картинке и побуждайте их искать.
- Отлично подойдут и любые настольные пособия, подходящие по возрасту. Часто такой малыш стремится все упорядочить — поэтому смело предлагайте сортеры, пирамидки и матрешки и т.д.
- Малыши с анальным вектором очень привязаны к маме. Раньше других они начинают подражать ей, помогая в домашних делах. Поддержите это стремление. В будущем чистота и порядок во всем станут базовыми ценностями такого человека.
Именно дети с такими свойствами в потенциале — лучше ученики в школе. А в будущем сами могут выбрать профессию педагога. У них феноменальная память, которая позволяет сначала накапливать, а потом и передавать усвоенные знания. Главное — дать такому ребенку возможность делать все тщательно и неторопливо, вникая во все детали. Это развивает в нем качества будущего аналитика, профессионала.
Важно знать! Ни в коем случае не торопите, не подгоняйте такого ребенка. Не обрывайте его на полуслове, когда он что-то говорит. Особенно важно учитывать это, когда вы приучаете ребенка к горшку. У него замедленный метаболизм, и ему нужно больше времени для очищения организма. Позволяйте ему сидеть на горшке столько, сколько он захочет, не сгоняйте. При поторапливании такого ребенка, помимо физиологических проблем (запоры, заикание), могут возникнуть и серьезные психологические проблемы. Например, упрямство и агрессия, стремление причинить боль.
Пугливый и плаксивый малыш
Родители малыша со зрительным вектором еще на первом году его жизни могут подмечать: ребенок очень эмоциональный. Чуть что — пугается и плачет. Если «разошелся вовсю» — трудно успокоить. Причина в том, что детям со зрительным вектором от природы задана очень большая эмоциональность. И справляться с ней малыш поначалу еще не умеет.
Особо чувствительный сенсор таких детей — глаза. Они отличают намного больше оттенков цвета и света, чувствительны к изменению формы и т.д. В потенциале такой человек может вырасти художником или фотографом, дизайнером или модельером. Если мы развиваем такого ребенка в 1 год, в игры и занятия стоит включить:
- Сортеры на форму, цвет и размерность. Чем раньше малыш усвоит эти навыки — тем лучше. Ближе к двум годам маленькие зрительники уже могут даже различать оттенки.
- Такой малыш с удовольствием вовлечется в рисование — цвет очень радует всех зрительников. Дайте ему возможность не ограничивать полет фантазии. Можно оборудовать в детской целую стену с моющимися обоями, чтобы «наскальную живопись» можно было обновлять каждый день.
- Можно играть с таким малышом в «театр теней». Приобрести сначала пальчиковые куклы, а позже — те, что надеваются на руку целиком. Довольно скоро маленький зрительник будет уметь проигрывать различные роли, вживаться в образ. Этому способствует его природная эмоциональность и яркая фантазия. А в будущем актерское мастерство тоже может стать одним из вариантов профессии.
Не стоит ограничивать эмоции такого малыша. Установки — «не плачь, успокойся» — будут только задерживать его развитие. Лучше с ранних лет читайте с ним сказки на сопереживание и сострадание главным героям, это создаст между вами теплую эмоциональную связь и задаст ребенку максимальное развитие.
Его развитие идет от простого к сложному. Сначала вы увидите, как малыш оживляет неодушевленные предметы, буквально сердечно привязываясь к плюшевой игрушке, потом он будет способен сопереживать цветочку и любой букашке, затем — человеку. Очень важно постепенно направлять его внимание на других людей — «пожалеть» уставшую бабушку, укрыть ее пледом. Или пожалеть на площадке ребенка, который ударился. Хорошо развитую природную чувственность во взрослом возрасте зрительник может реализовать и в гуманистических профессиях: врача, воспитателя.
Важно знать! Ни в коем случае не пугайте такого ребенка, даже в шутку. Не играйте с ним в игры «сейчас тебя съем». Избегайте сказок, в которых персонажей хотят съесть — будь то Колобок, три поросенка или семеро козлят. В этом случае природный страх смерти (который и есть корень высокой эмоциональности) — фиксируется. И малыш растет пугливым, тревожным, истеричным.
Задумчивый молчун
Родители малыша со звуковым вектором чаще всего озабочены тем, как развивать речь ребенка в 1 год. Дело в том, что маленький звуковик — природный интроверт. Малообщительный, малоэмоциональный. Задумчивый, его взгляд как будто погружен в себя. Если мама, наоборот, общительная и эмоциональная — ей может казаться, что с ребенком что-то не так.
Однако эти проявления естественны для обладателей звукового вектора. Обратную связь с таким ребенком намного легче получить через его способность понимать речь. Побуждайте ребенка дать или показать вам какой-то предмет, выполнить просьбу. Таким образом он нарастит «пассивный словарь», то есть навык понимать речь. А вот заговорить он действительно может позже ровесников — и возможно, сразу о Луне и звездах.
Ведь звуковикам задан от природы мощный абстрактный интеллект. Такие дети вполне могут реализовать себя как крупные ученые, гениальные музыканты, изобретатели компьютерных технологий. Но для этого им нужно создать определенные условия развития:
- Игры и занятия с годовалым ребенком дома должны проходить в условиях тишины. Постарайтесь ввести в повседневную жизнь принципы звуковой экологии: говорить на пониженных тонах, избегать громких шумов. Для звуковика ухо — его самый чувствительный сенсор, его надо беречь.
- Полезно едва слышно включать классическую музыку. Она благотворно влияет на слух малыша.
- С маленьким звуковичком полезно играть в звуковые игры. Например, показать шуршание бумаги, звук негромкого колокольчика и шуршание маракаса. Потом отвернуться и поиграть в «угадай, что звучало».
Пусть вас не беспокоит, что ребенок в раннем возрасте может избегать шумных компаний ровесников. Выбирайте для прогулок тихое, спокойное место, например парк. И поначалу берите с собой одного-двух друзей. Постепенно расширяйте общество. К трем годам любой ребенок, в том числе и звуковик, уже будет испытывать потребность в коллективе (детский сад).
Важно знать! Повышенный тон и крик, громкая речь и музыка, сильные шумы способны нанести непоправимый ущерб развитию ребенка. У него возникает не глухота, а отгороженность от внешнего мира. Неспособность распознавать смыслы речи. Появляются симптомы аутизма и другие расстройства психики. Поэтому звуковая экология — главное и необходимое условие развития звуковика.
Оптимальные условия — благополучное развитие
Мы привели в пример четыре вектора из восьми возможных. Современные дети в среднем обладают свойствами 3-4 векторов. Каждый из них оказывает свое влияние на развитие малыша. Чтобы его развитие гарантированно было благополучным, требуются такие условия:
- Воспитательная модель, построенная исходя из врожденных качеств и свойств ребенка. Простые примеры мы рассмотрели выше.
- Психологическое благополучие мамы малыша. Именно от нее ребенок получает базовое ощущение защищенности и безопасности. Когда мама нервничает, испытывает стресс — малыш утрачивает это чувство. Это негативно сказывается на его поведении и развитии.
Тренинг «Системно-векторная психология» дает возможность решить обе задачи комплексно. Вы сможете не только узнать все о талантах и развитии ребенка, но и избавиться от любых негативных состояний. От депрессий или обид, тревожности или вспыльчивости. Малышу нужна счастливая мама, которая идеально держит стресс в любых обстоятельствах. И стать такой может каждая:
Вашему ребенку всего годик — а это значит, что его развитие целиком зависит от вас. Его психика еще очень податлива и пластична. Она меняется автоматически — при изменении состояния мамы. Пусть малыша ждет самое успешное и счастливое будущее! Тренинг Юрия Бурлана всегда «на связи», чтобы помочь вам. Присоединяйтесь к бесплатному онлайн-тренингу, чтобы получить ответы на свои вопросы.
Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»1 год ребёнку
Вот и настал долгожданный первый день рождения вашего ребёнка – ему исполнился 1 год! Из совсем крошечного, мало что понимающего, хрупкого комочка за 12 месяцев ребёнок вырос в невероятно активного, любознательного и довольно самостоятельного человечка. Весь следующий год крохе предстоит в основном развивать и совершенствовать 2 главных навыка: речь и умение ходить. Словарный запас у годовалого малыша мал, но быстро расширяется, а только что приобретённый навык ходить без посторонней помощи позволяет малышу посмотреть на мир с новой высоты – стоя на собственных ножках!
Что умеет ребёнок в 1 год?
- Главное достижение – умение ходить без посторонней помощи. В 12 месяцев большинство детей может свободно встать и немного пройтись без опоры или поддержки взрослых.
- Активно путешествует по дому, быстро ползает, самостоятельно встаёт с четверенек на ножки и садится обратно.
- Говорит несколько простых слов, соотносит слова с обозначаемыми ими предметами и людьми.
- Проявляет различное отношение к разным людям.
- Откусывает и пережёвывает твёрдую пищу.
- Во время одевания и раздевания поднимает руку или ногу по просьбе взрослых.
- Умение использовать во время еды ложку и кружку существенно улучшился.
- Когда чем-то недоволен, бурно протестует против того, что не нравится или неинтересно.
Обычно дети начинают ходить в 12 месяцев, но не расстраивайтесь, если ваш карапуз всё никак не научится вставать и ходить без вашей поддержки. Детки все разные и учатся по-разному. Нельзя всех мерить единым шаблоном. Мы указали те достижения и навыки, которые осваивают большинство детей за первый год жизни. Некоторые успешно ходят без поддержки уже в 11 месяцев, другие ещё какое-то время боятся ходить самостоятельно или им просто не интересно. Нет ничего страшного, если ваш ребёнок сделает первые шаги не в 12 месяцев, а немного позже.
Развитие в 1 год
Многократные попытки вставать, а также ходить без опоры и помощи взрослых к началу первого года жизни должны увенчаться успехом. Если раньше кроха проявлял интерес к ходьбе и не получал серьёзных травм от падения, в 12 месяцев порадует родителей первыми самостоятельными шагами. Вначале его движения будут очень неуклюжими, карапуз будет часто падать. Не надо вскрикивать или тем более кричать на малыша, если тот упал и расплакался. Успокойте его, разговаривайте, не повышая голоса, отвлеките внимание от ситуации с падением. Если ребёнок в 1 год начинает делать первые самостоятельные шаги, главная задача родителей – поддержать успех, не допустить, чтобы из-за полученных травм у малыша появилась боязнь стоять и ходить.
Из-за того, что двигательная активность сильно увеличилась, детки в 1 год набирают вес медленнее. Это не опасно, не нужно увеличивать «норму пищи» и кормить любимое чадо чуть ли не насильно – это вызовет неприязнь к приёму пищи. Более того, дети в возрасте 1 год иногда отказываются от еды, предпочитая более интересные занятия. Предложите крохе кушать самостоятельно, с ложки – это наверняка вызовет интерес. А поскольку он стремится во всём копировать взрослых, правило усаживать малыша за общий стол со всеми членами семьи также поможет решить проблему отказа от пищи.
Ребёнок в 1 год обладает внушительным пассивным словарным запасом. Это означает, что он понимает и знает намного больше того, что может сказать. Лепетная речь всё ещё играет большую роль в его общение. Занимаясь своими делами, однолетка часто лопочет что-нибудь неразборчивое, хотя уже знает и умеет произносить несколько несложных слов, которые в большинстве случаев использует для общения с взрослыми. Обычно его активный словарный запас состоит из повторяющихся слогов «па-па», «ма-ма», «ба-ба» или имитационных слов, одинаковых на всех языках мира: «ко-ко», «гав-гав», «би-би», «алё-алё», «бах».
Сон ребёнка в 1 год длится приблизительно 13 часов в сутки. Ночью кроха спит 10 или 11 часов, на дневной сон приходится 2–3 часа.
Уход в 1 год
Рацион питания по-прежнему включает материнское молоко. Не рекомендуется «отлучать» малыша в столь раннем возрасте от груди, он будет нуждаться в грудном вскармливании весь предстоящий год и доля молока не должна резко измениться.
Малыш в 1 год очень активный, соответственно питания ему требуется много, а размер его желудочка небольшой, поэтому кушать ему нужно часто, но небольшими порциями. Желательно придерживаться одного режима: оптимальным в этом возрасте будет пятиразовое питание с интервалом в 3–4 часа. Детское меню включает: фрукты, овощи, мясо, рыбу, творог, кисломолочные продукты, сушки, печенье, можно давать немного зелени: укропа, сельдерея, петрушки. С удовольствием будет съедено не только пюре, но и продукты, нарезанные мелкими кусочками. Ребёнок в 1 год может похвастать 6-8 молочными зубами, на которые полезно давать жевательную нагрузку. Предлагайте ему сырые овощи, фрукты, сухофрукты.
Купание лучше всего проводить в одно и то же время, в этом отношение с возрастом мало что меняется. Обычно маленькие детки очень любят эту процедуру и у многих мам выработался своеобразный ритуал: вечером они купают своё чадо, кормят грудью, после чего, приученный к подобному, малыш практически сразу же сам засыпает и спокойно спит положенные ему 10 – 11 часов.
Занятия с ребёнком в 1 год
Отличный метод развить координацию движений и уверенность в своих силах – предложить ребёнку толкать перед собой различные объекты на колёсах. Дайте вашему малышу игрушечную машинку, маленькую коляску или другой катящийся предмет. Считайте «раз, два, три» и на счёт «три» вместе с карапузом толкайте выбранную игрушку вперёд. Если ему понравится игра, в течение дня вы не раз услышите, как малыш повторяет про себя «тьи» («три»).
Посадите годовалого сынулю или дочурку на свои коленки лицом к лицу. Вслух скажите: «раз, два, три – бум!» Говоря «бум», прижимайте детский лобик к своему. Повторяйте это действие, всякий раз при слове «бум» касаясь любом различных частей тела ребёнка: носика, щеки, коленок.
Глубокую чашку, кружку и ложку можно использовать, чтобы научить годовалого ребёнка переливать воду. Наберите в чашку воды и покажите, как при помощи ложки черпать воду и переливать её в кружку. В эту игру можно играть бесконечно долго, не боясь, что ваш годовалый малыш перепачкается.
Ребенок в 1 год 9 месяцев / Календарь развития ребенка
день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
месяц январь февраль март апрель
физические параметры, особенности питания и ухода за мальчиками и девочками, а также мнение доктора Комаровского
Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.
Примеры игр:
- Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
- Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.
Игрушки
Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.
Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.
Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.
Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:
Советы родителям
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.
Несколько советов:
- Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
- Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.