от 4 до 5 лет
Оцените статью:
Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.
Особенности развития ребенка в 4 года
Физическое развитие четырехлетнего ребенка
Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.
Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.
Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.
Дети самостоятельно чистят зубы
В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.
Умственное и речевое развитие ребенка
К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.
Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».
Ребенок знает уже приличное количество слов
Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.
Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.
Эмоциональное и социальное развитие ребенка
Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.
Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.
Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.
Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.
Режим и питание ребенка
В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):
- Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
- Рыбка, желательно морская
- Крупы любые – 60-70 грамм
- Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
- Творожок – 50 г, молочко – 500 г
- Овощи разные – 220-260 грамм
- Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
- Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.
На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.
Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.
Спортивные занятия с четырехлетним ребенком
К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.
Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.
Обучение языку и логическому мышлению
В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.
Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход. Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши. Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу. Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.
Творческое развитие ребенка
Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно. Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию. Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации. Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.
К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности. Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость. Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.
Развитие детей в возрасте 4 лет. Что должен уметь делать ребенок в четыре года?
Родители часто переживают, достаточно ли малыш развит для своего возраста, не отстаёт ли от сверстников. Что же должен уметь ребёнок в 4 года?
Физическое развитие ребенка в 4 года
До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:
- Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
- Быстро бегают, не меняя направления;
- Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
- Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
- Катаются на велосипеде и самокате;
- Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.
Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.
Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.
Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:
- Нанизывает на леску бисер,
- Застёгивает пуговицы,
- Завязывает шнурки,
- Умеет рисовать кистью и карандашом,
- Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
- Лепит из пластилина фигурки,
- С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
- Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
- Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.
В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.
Видео развитие ребенка в возрасте четырех лет
Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в 4 года
В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.
В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют определять время по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.
Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:
- Умение связно говорить, согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
- Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
- Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
- Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
- Способность отвечать на вопросы;
- Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
- Перечисление основных музыкальных инструментов;
- Понимание интонационной разницы.
Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:
- Различает части тела человека и животных;
- Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
- Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
- Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).
Дети в 4 года умеют:
- Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
- Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
- Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.
При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.
Психическое развитие детей в возрасте четырех лет
В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим обиду, стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.
Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.
Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Что должен уметь ребенок в 4 года (девочки и мальчики). Развитие ребенка в 4 года
Четырёхлетний малыш – уже не младенец, а дошкольник, отличающийся осмысленным поведением и зачатками культурного воспитания. Новое качество личности маленького человека – умение договариваться, понимать определённые правила, и даже законы социального общества. Многообразие мира он познаёт с подачи родителей, которым как никогда важно знать, что должен уметь ребенок в 4 года. Если все предыдущие годы с ребёнком занимались и прививали ему любовь к обучению и познавательной деятельности, то самое время пожинать плоды этого труда, ведь карапуз становится личностью и уже может проявлять самые лучшие черты своего характера и явные признаки настоящего таланта.
Детская физиология и психология в возрасте 4 лет
В четыре годика детки весят около 15-16 килограммов и вырастают до 100-102 сантиметров, причём эти показатели у девочек и мальчиков не слишком сильно отличаются.
Перемены, происходящие с маленьким человеком, становятся особенно выраженными:
- Поскольку в данный момент происходит динамичное развитие скелета и мускулатуры ребёнка, заметными становятся изменения в облике малыша. За счёт того, что хрящи заменяются костями, карапуз вытягивается и у него увеличивается головка.
- Нормальным считается, если кроха уже имеет во рту 20 зубов – если их меньше, это повод отправиться вместе с ним к педиатру или стоматологу, и выяснить причины отставания.
- Дальнозоркость, обусловленная плоским хрусталиком детского глаза, обратимая издержка этого возраста, проходящая со временем. Врачи советуют родителям беречь зрение малышей и не позволять им чем-либо заниматься при плохом освещении или в темноте – это может привести к близорукости.
- Из-за того, что развитие позвоночника ещё не завершено, стоит следить и за тем, чтобы ребёнок не пребывал в одном положении продолжительное время, а также не поднимал тяжести.
- Детям противопоказано прослушивание громкой музыки, в противном случае, может наблюдаться быстрая утомляемость и снижение слуховой функции, из-за чего может пострадать произношение.
Особенностью четырёхлетнего возраста, наверное, можно считать более спокойное и уравновешенное поведение детей, которые готовы длительное время заниматься разгадыванием головоломок, сидеть за складыванием мозаики, разглядыванием картинок или рисованием. У них достаточно развито образное мышление, и это помогает им предвидеть будущие события, являющиеся следствием определённых поступков и слов.
Постепенно из мира фантазий маленький человек перемещается во взрослый, реальный мир со своими правилами и законами, которые ему ещё надо усвоить и понять. К четырём годам речь и словарный запас малыша, фактически, сформированы, а наряду с этим, возрастает способность к концентрации, позволяющая ему посвящать больше времени серьёзным занятиям – ребёнок может на протяжении 20 минут заниматься одним предметом, не проявляя признаков утомления.
Читайте также:
Что подарить ребенку в 4 года: идеи для девочек и мальчиков
Как быстро научить ребенка вытирать попу
Чем занять ребенка в 4 года дома
Как легко и быстро выучить буквы с ребенком играя
Иногда четырехлетние дети выглядят грустными и даже расстроенными – это говорит в пользу осмысленности их поведения и способности к самооценке. Анализируя свои и чужие поступки, малыши могут испытывать обиду, злость, разочарование и стыд, и эти чувства далеки от обычных инстинктов.
Поскольку детки говорят более грамотно и бойко, им чрезвычайно нравится подбирать рифмы к словам, читать и запоминать стихотворения, некоторые малыши в этом возрасте и сами могут сочинить свои первые стихи – очень искренние и эмоционально окрашенные. Правда, некоторые из них подвержены заиканию, и этой проблеме следует уделить особое внимание. Такая патология может быть вызвана излишней стеснительностью, связанной с недостаточным общением, сильным стрессом, дистрофией, рахитом, травмами мозга и другими причинами, в которых надо разбираться.
Всестороннее развитие ребенка в 4 года предусматривает приобретение им большого опыта в разных направлениях и овладение многими умениями, и если при отсутствии серьёзных нарушений, малыш отстаёт в основных навыках, винить в этом нужно не его, а родителей, не уделяющих этому вопросу должного внимания.
Отличия между мальчиками и девочками в четыре года
Разница в поведении и отношении к окружающим людям, вещам у детей обоих полов увеличивается. Своеобразной, более развитой логикой начинает выделяться мальчик, уметь в 4 года находить связь между разными действиями, поступками и явлениями для него является вполне естественным, ведь основные его вопросы касаются сути вещей, более глубинного познания реалий окружающего мира.
Несмотря на то, что мальчишки говорят меньше, хуже и, подчас, произношение их далеко за пределами грамотности, они способны оценивать людей более объективно.
То, что надо уметь в 4 года девочке, лежит совсем в другой плоскости – малышки более эгоистичны и, прежде всего, решают, стоит ли уделять внимание вещам, которые не нравятся, а то и вовсе бесполезны. В этом отношении, маленькие представительницы слабого пола прозаичны и практичны, а благодаря развитой разговорной речи, приспособляемы к постоянно меняющимся жизненным условиям.
Невзирая на такую разницу во взглядах, девочки и мальчики положительно развиваются в плане эмоциональности, начинают понимать, как построены человеческие отношения, проявляют такие чувства, как доброта и сопереживание.
Что должен уметь ребенок в 4 года
Перечень накопленных навыков к четырём годам – это ценный багаж знаний ребёнка, дающий ему возможность успешно развиваться и дальше. Всё, что должен уметь ребенок в 4 года, не может быть ограничено рамками определённых сфер, понятие это многогранное, сочетающее в себе различные аспекты – психологический, физический, социальный, интеллектуальный и даже нравственный.
Исключая гиперактивных детей, двигательная активность остальных в этом возрасте несколько снижается, а девочки не столь быстры и ловки, как мальчики. В целом же, ребёнок должен уметь в четыре года:
- пользоваться всеми частями стопы, используя, как носки, так и пятки;
- совершать прыжки на месте и вперёд;
- запрыгивать на небольшое возвышение и спускаться с помощью прыжка;
- удерживать баланс, прохаживаясь по бревну;
- прыгать и стоять на одной ножке;
- во время ходьбы, бега, довольно быстро менять направление, не теряя координации и ориентации в пространстве
- с уверенностью перемещаться задом;
- залезать по вертикально расположенной спортивной лесенке;
- передвигаться по лестнице вверх и вниз, перепрыгивая через ступеньки.
От того, насколько здоров и развит ребёнок в физиологическом плане, зависит его психическое состояние и уровень умственной деятельности. Совершенствование интеллектуальных способностей крайне важно в четырёхлетнем возрасте, поскольку осознанность действий и поступков прямо влияет на адаптацию в социальном обществе.
Проверить своего малыша на степень развитости, можно используя новые стандартные значения того, что должен уметь делать четырёхлетний дошкольник:
- довольно быстро запоминать незнакомые слова и интересоваться их значением;
- знать, что собой представляют многие бытовые приспособления;
- различать стороны;
- понимать, что такое количество;
- распознавать время дня, ориентироваться в понятии часов и минут;
- представлять разницу между годовыми сезонами, одушевлёнными и неживыми объектами, понятиями «верх» и «низ»;
- уметь вести разумный диалог, отвечать на обращение ясно и понятно;
- словами описывать увиденное в жизни, в кино и на картинках;
- разбираться в человеческих профессиях;
- перечислять и описывать домашних и диких животных;
- иметь представление о буквах;
- знать азы математики и некоторые числа.
У младшего дошкольника должно быть чёткое представление обо всех членах семьи, не говоря уже об их именах, к четырём годам ребёнок должен знать, свой адрес и страну, в которой проживает. Если даже некоторые пункты отсутствуют в развитии вашего сына или дочери, это ещё не повод для паники – значит, при обучении придётся сделать акцент именно на этом аспекте, возможно, ему не было уделено достаточного внимания.
Социальные и бытовые навыки ребёнка также важны. Малыша нужно приучать не только помогать родителям по дому, но и научить его обходить конфликтные ситуации – умение идти на компромисс очень поможет ему в будущем.
Впрочем, кроха уже многое умеет и понимает в четыре года:
- он знает, что следует попросить прощения, если кого-то обидел;
- при обращённой к ровесникам и взрослым просьбе говорит «пожалуйста»;
- знает, как выразить свою благодарность;
- понимает, что нужно уметь делиться своими игрушками и другими вещами;
- малыш уже знаком в тем, что существуют определённые правила поведения дома и в общественных местах;
- умеет контактировать и самостоятельно знакомиться;
- способен сопереживать, если с человеком, даже малознакомым, случилась неприятность;
- умеет словами выразить своё отношение, желания и чувства при разговоре.
Перечень бытовых умений также увеличился – теперь он активно оказывает посильную помощь родителям, вытирая пыль, подметая, накрывая стол, кроме того, большей частью, обслуживает себя сам – это касается приёма пищи, гигиенических процедур, туалета, умения одеться и раздеться.
Всестороннее развитие неразделимо с умением говорить, поэтому речь имеет первостепенное значение. На данный момент она уже должна усложняться – это предусматривает появление длинных предложений, использование в ней различных словесных оборотов, сравнений, эпитетов и поговорок.
Развивающие игры для детей в 4 года: видео
Необходимость дальнейшего совершенствования
Чтобы воспитать гармоничную личность, ребёнку необходимо внимание близких людей, и занятия, проходящие в спокойной доброжелательной обстановке – это лучшая поддержка его начинаний.
Полезные рекомендации врачей и психологом состоят в следующем:
- Начиная с 4 лет, следует периодически измерять вес ребёнка и не допускать сильного похудения и избыточной массы тела – эти показатели не должны превосходить средние данные роста. Если нежелательная разница всё же наблюдается, имеет смысл давать малышу менее калорийную пищу и заставлять его чаще играть в подвижные игры, делать физическую зарядку. Однако, для мускулатуры стоп, кистей и других мелких мышц нагрузка на них должна быть посильной и регулярной.
- Совершенствовать речь можно, лишь посредством постоянного общения и чтения книг. Для грамотного произношения можно посоветовать артикуляционные упражнения, пение, сочинение малышом собственных стишков и песен. Если кроха не выговаривает некоторые буквы и коверкает слова, это может быть связано с нарушениями слуховой функции, которую нужно обязательно проверить.
- Занятия для развития психического восприятия, логики мышления, памяти обязательно должны включать игры с конструктором, определением одинаковых и различных предметов, запоминанием последовательности действий. Мозаики и пазлы помогут не только повышать моторику рук, но и будут прививать эстетический вкус и любовь к изобразительному искусству.
- Для развития творческого подхода и воображения, малышам необходимо лепить и рисовать, использовать наборы для экспериментирования и создания личных шедевров.
- Для прививания любви к музыке, а также для совершенствования слуха и ритма, стоит поощрять детей к игре на музыкальных инструментах, танцам под музыку, пению с сопровождением и без него.
На фоне того, что существенные перемены произошли в психоэмоциональном состоянии ребёнка, отношение к нему взрослых тоже требует изменений – с четырёхлетними дошкольниками уже нельзя обращаться как с маленькими, иначе можно вырастить безвольного инфантильного человека.
Развитие ребенка в 4 года: видео
Четырёхлетки уже полностью сформированы для изучения более серьёзной информации и, по сути, готовы к обучению азов арифметики и грамматики. Поэтому взрослым, желательно, хорошо представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться использовать любую возможность, чтобы помочь ему совершенствоваться во всех направлениях.
основные навыки и возможности малыша
Согласно оценке специалистов, каждому возрасту малыша должен соответствовать определённый уровень его развития. Зная существующие критерии того, что должен уметь ребёнок в 4 года, можно проверить его навыки, умения и способности. Если они ниже установленных норм, значит в развитии ребёнка имеются какие-либо упущения или проблемы. Их, конечно, надо исправлять. Вовремя выявленные недочёты помогут скорректировать методику обучения малыша и устранить отставание.
Физическое развитие
Четырёхлетний ребёнок отличается чрезвычайной физической активностью. В этом возрасте он умеет делать различные упражнения:
- достаточно быстро бегать, при этом сохраняя равновесие и меняя направление;
- двигаться прыжками на двух ногах;
- несколько раз подпрыгнуть на одной ноге;
- простоять на одной ноге хотя бы 6-7 секунд;
- прыгать и в высоту, и в длину;
- подниматься и спускаться по вертикальной лестнице;
- пролезать под не очень высокими предметами;
- уметь бросать и ловить мяч;
- учиться вести мяч ногами;
- кататься на детском велосипеде;
- должен осваивать первые уроки плавания.
Чтобы развивать мелкую моторику, дети в 4 года должны заниматься следующими упражнениями или играми:
- лепить фигурки животных из пластилина;
- собирать в парке во время прогулки листья, веточки, шишки, жёлуди, затем изготавливать из них различные поделки;
- нанизывать бисер на леску;
- уметь застёгивать пуговицы и застежки;
- учиться пользоваться кистью и карандашами;
- заниматься раскраской, не выходя за границы рисунка;
- соединять точки сплошной линией;
- пользоваться ножницами и вырезать фигурки и снежинки;
- завязывать узлом, а потом развязывать толстую верёвку.
Умственное развитие
Интеллектуальный уровень определяется тем, что должен знать ребенок в 4 года. В этом возрасте малыш отличается необыкновенной любознательностью и задаёт бесконечные вопросы. Родителям придётся запасаться терпением, чтобы не одернуть ребёнка. В такие моменты можно попросить его самого ответить на свой вопрос и послушать, как он самостоятельно рассуждает. Развитие всех детей 4 лет стремительно происходит во время увлекательных развивающих игр дома и в саду. В это время они уже должны обладать некоторым багажом знаний в различных областях.
Математика
Ребёнка можно знакомить с математикой в виде увлекательной игры. Можно предложить ему посчитать во время совместной прогулки проезжающие автомобили, птичек на ветках деревьев, скамейки в парке. Обычно в этот период дети уже умеют:
- объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
- знают цифры до пяти, считают до десяти;
- называют виды основных геометрических фигур;
- сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
- могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
- знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
- понимают разницу между верхом и низом.
Речь
Четырёхлетний ребёнок обладает словарным запасом в 4 тысячи слов, может рассказать детские стишки и сказку на родном языке. В то же время он должен:
- уметь разговаривать связно и чётко выговаривать звуки, исключением могут стать шипящие или сонорные;
- правильно согласовывать слова по родам, числам и падежам;
- уметь использовать в речи наиболее распространённые предлоги;
- делить простые слова на слоги и уметь правильно произносить многосложные;
- давать ответы на несложные вопросы;
- иметь знания о профессиях и их значении;
- описать тремя-четырьмя предложениями картинку или предмет;
- понимать разницу в интонациях;
- малыш также должен уже знать, кто он такой, кто его родители, дедушки и бабушки, называть свой адрес и возраст.
Окружающий мир
Развитие ребёнка в 4 года предполагает дальнейшее формирование знаний об окружающем и пока незнакомом ему мире. Они включают:
- названия животных и птиц – как домашних, так и диких; малыш должен показывать их на картинке и называть правильно;
- он должен различать этих животных по издаваемым ими звукам и знать особенности их передвижения;
- знания о временах года – как называются, что происходит в разные сезоны;
- какие явления погоды бывают, различия между ними;
- информацию об овощах и фруктах, различиях в их вкусах.
Изобразительное искусство
В области рисования также существуют нормы того, что должен знать и уметь ребёнок в четыре года. Рисуя и играя, он учится:
- знать основные семь цветов и уметь называть и показывать их;
- уметь проводить с помощью линейки прямые линии;
- рисовать самые простые из окружающих предметов и подбирать к ним цвет;
- работать с клеем, готовить аппликации.
Конструирование
Работа с конструктором уже должна быть знакома детям в 4 года. Они с удовольствием с ним возятся и свободно владеют многими навыками:
- дети знают и легко называют все детали конструктора;
- они умеют располагать его составные части в разных положениях – по вертикали или по горизонтали;
- понимая разницу между «кирпичиками» конструктора, они справляются с заменой деталей в сооружении;
- они также различают части сооружения по высоте и форме;
- постепенно можно усложнять задания, малыш будет собирать не только здания, но и космические корабли и самолёты.
Познания в музыке
Музыкальное развитие ребёнка 4 лет зависит от интенсивности занятий с ним. Дети легко воспринимают и запоминают новые мелодии и простые теоретические знания. Они уже могут:
- называть наиболее известные музыкальные инструменты, например, гитару или барабан;
- с удовольствием слушают знакомые песни и подпевают им;
- различают тихое и громкое звучание музыки.
Психическое развитие
После рождения ребёнок 4 года растёт, постепенно впитывая в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Его тонкая психика очень восприимчива к отношению близких людей, к их реакциям. В зависимости от этого формируется и его понимание собственной личности.
Поведение взрослых в этот период должно быть осторожным и внимательным. Малыш должен чувствовать их любовь и заботу. Тогда в нём сформируется уважительное отношение к самому себе. Его поведение также будет демонстрировать самоуважение. Постоянные замечания, недовольство им создадут у него отрицательный собственный имидж, и он будет капризничать и хулиганить, считая себя плохим. В это же время формируются и функции психики.
Внимание
Это качество надо всемерно развивать с помощью различных упражнений, так как детям свойственна рассеянность. К четырём годам ребёнок уже должен:
- выбирать пару одинаковых предметов среди множества разных;
- уметь концентрировать своё внимание на выполнении определённого задания в течение нескольких минут;
- выполнять упражнения на наблюдательность – повторить определённую последовательность движений с хлопками;
- при произнесении кодового слова производить определённое движение – хлопок или притоп;
- произвести сборку несложного сооружения с помощью деталей конструктора по представленному образцу;
- уметь сложить обратно разрезанную на несколько частей картинку;
- должен ориентироваться в знакомых ему местах.
Мышление
Так как именно в этот период усиливается интерес ребёнка к познанию, то можно начинать подготовку к школе. Однако, чтобы не переусердствовать, родителям лучше познакомиться с рекомендациями специалистов о том, что умеет ребёнок в данном возрасте. Он может:
- сам собрать небольшую пирамидку;
- уметь находить обобщающие слова, определяя самостоятельно, к какой группе отнести определённых животных или деревья;
- в группе предметов определять лишний;
- искать и находить имеющиеся несоответствия в картинках;
- самостоятельно находить антонимы к словам;
- называть более сложные геометрические фигуры;
- сравнить и расставить предметы по убыванию их размеров;
- различать слова родного языка с иностранными;
- отгадывать несложные загадки и решать лёгкие головоломки.
Память
У ребёнка 4 лет наблюдается прекрасная память, поэтому в таком возрасте обычно начинают изучать с ним иностранные языки. Согласно общепринятым нормам, малыш должен уметь:
- находить дорогу домой из знакомых мест – из садика или магазина;
- уметь пересказать небольшой рассказ;
- учить наизусть стихи, загадки;
- запомнить несколько увиденных предметов и назвать их;
- суметь повторить услышанные слова или цифры;
- выполнить задание, состоящее из трёх-четырёх команд;
- повторить несколько последовательных шагов в танце;
- рассказать об увлекательном событии, произошедшем недавно.
Эмоциональное развитие
В этот период ребёнок учится выражать свои эмоции. Он должен уметь сопереживать, научиться понимать настроение и чувства других людей, воспитать в себе культуру поведения. В этом процессе ему нужна помощь близких людей. Малыш уже умеет:
- чувствовать настроение человека, изображённого на фотографии;
- может изобразить мимически определённую эмоцию;
- если виноват, понимает, что нужно попросить прощения, признав свою оплошность;
- при виде близких людей радуется, а при появлении незнакомых – пугается.
Социальная адаптация
Маленькие дети очень общительны. Им нравятся совместные игры и знакомства с новыми друзьями. Как раз в этот период происходит дифференциация интересов девочек и мальчиков. Первые увлекаются нарядами и куклами, а вторые – техникой и оружием. Они с удовольствием помогают своим папам в ремонте автомобиля, ездят с ними в летние месяцы на рыбалку, привыкают к мужским обязанностям. Девочки выполняют посильную работу по дому.
Бытовые навыки
К четырём годам дети уже многие действия выполняют самостоятельно. Они сами чистят зубы, одеваются, умеют пользоваться столовыми приборами.
Четырёхлетний малыш – это маленький любознательный человек, который уже многое знает и умеет. И главное – не спугнуть его интерес к познанию этого огромного прекрасного мира.
4 года: время почемучек — Дети Mail.ru
Физиология
Ребенок по-прежнему физически активен и уже достаточно хорошо владеет своим телом: отлично бегает, прыгает, ходит по бордюру, удерживая равновесие, висит на турнике, пробует подтягиваться.
АнонимВ каком возрасте ваш ребенок начал читать бегло?На форуме вовсю обсуждают, что почитать ребенку 6 лет. Моей 6,3 и она только по слогам пару предложений и то, когда заставляешь… Если сама берет книгу, чаще картпнки смотрит.. Когда ей читаем-любит….
98Для полноценного развития ему необходимы регулярные физические упражнения. Это могут быть физкультминутки и танцы в детском саду и/или ежедневная зарядка дома.
Такие упражнения в комплексе с прогулками и закаливающими мероприятиями оказывают положительное влияние на физическое состояние малыша и его иммунную систему, повышая устойчивость организма к болезням.
В этом возрасте можно записать ребенка в спортивную секцию.
Спортивная секция хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, и воспитывает характер. К тому же привычка регулярно двигаться, как, впрочем, и большинство привычек, формируется уже сейчас.
Навыки и умения
Если для ребенка раннего возраста главным познавательными процессом было восприятие, то теперь на первое место выходит память.
Мышление трехлетки – наглядно-действенное. Чтобы понять взаимосвязь предметов, малышу нужно их видеть, трогать, двигать. В 4 года у ребенка уже появляется способность устанавливать связи между явлениями, которые не даны в чувственном опыте, здесь и сейчас. Теперь ребенок может решать жизненные задачи не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме, представляя эти предметы в виде образов. При этом он опирается на свой прошлый опыт, то есть вспоминает.
Таким образом, мышление дошкольника становится образным, а память – центральной психической функцией.
При этом сама память становится управляемой. Ребенок запоминает не только яркое или интересное, что запоминается «само по себе», но и то, что ему нужно запомнить – звуки, речь, изображения. В этот период ребенок обычно знает и воспроизводит большое количество стихотворений, песенок, сказок, движений.
Внимание также приобретает черты произвольности – ребенок может, пусть и недолго, сосредоточиться на том занятии, которое ему предлагают, даже если в этот момент ему хотелось бы заняться чем-то другим.
Словарный запас ребенка 4-х лет составляет примерно 2000-3000 слов, речь довольно понятная и чистая, большинство звуков произносятся правильно. В повседневном общении ребенок использует сложноподчинённые и сложносочинённые предложения, а также задает множество вопросов.
В этих бесконечных «почему?», «зачем?», «как?» проявляется стремление ребенка как-то объяснить и упорядочить для себя окружающую действительность.
Дошкольник пытается выстроить понятную картину мира, и взрослые, конечно, должны ему всячески помогать. При этом вовсе не обязательно устраивать специальные занятия. Рассказать обо всем, что интересует ребенка, можно и на прогулке, и по дороге в детский сад, и перед сном.
Главное – не отмахиваться от вопросов малыша и, если вдруг вы не знаете ответов, вместе искать нужную информацию.
Как играет
Игра – важнейшая часть жизни дошкольника. Для ребенка 4-х лет наиболее характерны сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
В случае сюжетно-ролевой игры ребенок берет на себя какую-либо роль («доктор», «мама», «продавец») и совершает соответствующие действия («лечит», «кормит», «выкладывает товар»). Такая игра всегда подразумевает взаимодействие с другими людьми – сверстниками или взрослыми.
В режиссерские игры ребенок может играть один, раздавая роли игрушками. Он как бы одушевляет их: говорит за своих «актеров» и управляет их действиями.
Почему игра имеет огромное значение для гармоничного развития детей?
С одной стороны, это максимально свободная деятельность ребенка, которая доставляет ему огромное удовольствие. В игре раскрываются творческие способности и развивается эмоциональная сфера дошкольника.
Однако главная особенность детской игры состоит в другом: именно в игре ребенок учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с правилами, заданными ролью. «Официант» приносит чашку чая, «посетитель кафе» пьет чай – игровая ситуация воспроизводит реальность, и ребенок, принимая ту или иную роль, должен вести себя «правильно». Так закладываются основы произвольного поведения.
Помимо игры ребенок 4-х лет продолжает осваивать различные формы продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование. Каждое из этих занятий подразумевает получение результата (по образцу или собственному замыслу) и требует определенных навыков (вырезать, приклеить, соединить детали и пр.).
Родителям следует позаботиться о том, чтобы у ребенка в свободном доступе были материалы для творчества и несколько разных конструкторов.
Психологические особенности
В возрасте 4-х лет у ребенка начинает формироваться новая потребность – потребность в уважении взрослого.
Если раньше малышу было достаточного простого внимания или совместных занятий, то теперь ему важно видеть признание его успехов со стороны взрослых. Родители должны не просто замечать его достижения, но и обязательно хвалить его, давать положительную оценку.
Ребенок становится крайне чувствителен к критике, любые замечания вызывают серьезную обиду. Если родители часто акцентируют внимание на промахах малыша, подчеркивают его несостоятельность в каком-либо деле, то ребёнок просто-напросто теряет всякий интерес к этому занятию.
Родителям четырехлеток нужно помнить: чтобы вызвать у ребёнка интерес к какому-либо занятию, нужно поощрять все его действия в нужном направлении. Даже если результат (рисунок или пластилиновая фигурка) объективно вам кажется «не очень», лучше обратить внимание на незначительные достоинства («Какой интересный оттенок!»), чем во всех подробностях описывать недочеты.
Никогда не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в его пользу. При этом можно и даже – нужно – сравнивать ребенка с ним же самим в прошлом (неделю, месяц или год назад) и отмечать, что он уже многому научился.
Родителям необходимо формировать и поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Страх перед замечаниями взрослых парализует любую активность ребенка, и он оставляет любые попытки сделать лучше, а то и вовсе, стремится избегать занятий, к которым «не способен». Напротив, вдохновленный родительской верой в свои способности, малыш будет действительно стараться, и тогда успех неизбежен.
Автор: детский психолог Кристина Кисленко
Что должен уметь ребенок в 4 года? Занятия для детей 4 лет
Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание.
Навыки у малыша 4 лет
Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:
— осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;
— знать несколько профессий, названия деревьев и животных;
— демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;
— сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;
— различать, где один предмет, а где их много;
— раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;
— уметь нанизывать бусины и пуговицы;
— определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;
— речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;
— пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;
— различать разные погодные явления, времена года и суток;
— называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;
— разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.
Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.
В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.
Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.
Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т.д.).
Он умеет поддержать беседу и свободно отвечать на такие вопросы: «Где гулял сегодня?», «Что тебе купили?», «Кого видел на улице?», «Как ты был одет?»
Что еще должен уметь ребенок? 4 года — тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.
Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.
Развитие памяти, внимания, логического мышления
Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года.
В этом возрасте ребенок уже может:
- Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.
- Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.
- Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.
- Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.
- Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.
- Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.
- Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т.д.).
- Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.
- Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.
- Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.
- Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.
- Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: «Зачем зимой мы надеваем перчатки?», «Для чего дома двери и окна?» И так далее.
Математическое мышление ребенка в 4 года
Как показывает практика, в возрасте четырех лет дети уже достаточно много знают и умеют. Что касается математического мышления, то в этом возрасте ребенок уже может:
- перечислять основные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник;
- знает и может перечислить все цифры от 0 до 10, а также может сосчитать все предметы в пределах 10-ти;
- легко может соотносить количество изображенных на картинке предметов с нужной цифрой;
- может расставить в возрастающей и убывающей последовательности все цифры от 1 до 5;
- понимает, что такое меньше, больше, поровну;
- постепенно учится писать цифры, а также параллельно знакомится с визуальной интерпретацией чисел.
Перечислив основные моменты в развитии умений ребенка 4 лет, теперь можно определиться с тем, какие занятия с малышом будут особенно востребованны в этот период. Далее рассмотрим, чем стоит заниматься с ребенком в свободное время, и какие занятия на развитие мышления и внимания необходимо с ним проводить.
Чем должен заниматься ребенок
4 года — это возраст, когда ребенок очень подвижен, активен и любознателен. Его интересует практически все, поэтому необходимо сразу же поддержать энтузиазм и заняться вместе с ним развивающими играми. К примеру, лепкой, рисованием. Лепят и рисуют дети в более раннем возрасте, только тогда техника достаточно примитивна. На данный момент же можно показать им, как необходимо держать в руке кисточку для рисования или фломастер, как верно обрисовывать фигуры. Можно обводить рисунки по контуру либо с трафаретом. Непременно нужно купить ребенку разукрашки, чтобы он мог заполнять цветом черно-белые рисунки. Кроме развития фантазии, так развивается мелкая моторика.
Развитие детского творчества
Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.
Особенности детей 4 лет
Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы — это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.
Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.
Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.
Чему учить и как учить
Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.
Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.
Игры и игрушки для малышей в 4 года
Четыре года – возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.
Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры. Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов. Нужно лишь докупать дополнительные элементы.
Друзья в этот период
В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени. Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки – в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом. Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.
Полезные советы папе и маме
Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».
Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь. Тут самое главное — проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом. Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.
Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.
развитие мальчика и девочки, навыки самообслуживания, чему учить четырёхлетних детей
На каждом этапе своего развития ребенок осваивает навыки, расширяет представления о мире. Нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 года, чтобы вовремя диагностировать отставание в его развитии. Если выявить пробелы в раннем возрасте, это поможет принять соответствующие меры для того, чтобы устранить отставание.
Физическое развитие четырехлетнего ребенка
На физическое развитие ребенка в 4 года сильно влияет проявление его активности. Он должен освоить следующие виды физической деятельности:
- уметь быстро бегать, при этом менять при необходимости направление с сохранением равновесия;
- перемещаться прыжками на 2 ногах;
- 3-4 раза подпрыгнуть на 1 ноге;
- уметь стоять на 1 ноге в течение 5-7 секунд;
- делать прыжки как в длину, так и в высоту;
- осуществлять подъем и спуск по вертикальной лестнице;
- перемещаться под предметами, имеющими небольшую высоту;
- уметь ловить мяч и бросать его;
- пытаться пинать мяч, задавая ему направление;
- ездить на детском велосипеде;
- учиться плавать, держась на воде.
Развитию мелкой моторики дошкольников 4 лет способствуют упражнения, связанные с лепкой фигурок из пластилина, собирание листьев, веток, каштанов, шишек, желудей и изготовление из подобного материала различных поделок. Необходимо учить ребенка нанизывать бисер или бусины на нитку, застегивать пуговицы, замки и разные виды застежек на куртках, кофтах. Дети должны учиться использовать по назначению кисти, карандаши, ножницы, уметь работать с раскраской, при этом стараться не выходить за границы рисунка.
Важный навык, которые следует вырабатывать, – соединение линии по точкам. Также необходимо научить завязывать узел на толстой веревке и развязывать его.
Умственное и речевое развитие ребенка
Чтобы определить интеллектуальный уровень ребенка в года 4, надо выяснить, какими знаниями он обладает. С этого возраста дети проявляют любопытство и начинают задавать множество вопросов. Родителям нельзя терять терпение, нужно удовлетворять интерес дошкольника. Можно попросить их самих подумать над вопросом и проследить за цепочкой рассуждения.
На умственное развитие сильно влияют развивающие игры, которые проводятся в детском саду и дома. Благодаря им дети обретают некоторые знания во многих областях.
Математика
Давать математические знания необходимо в игровой форме, например, можно считать деревья, дома, машины во время прогулки. Дети в 4 года должны уметь:
- видеть и объяснять разницу между понятиями “много лиц, предметов” и “1 лицо, предмет”;
- уметь различать цифры до 5, а считать до 10;
- определять разницу между основными геометрическими фигурами и давать им правильные названия;
- сравнивать количество предметов и объяснять, где их больше или меньше и почему;
- знать, где находится правая рука и левая;
- видеть разницу между верхом и низом;
- сравнивать 2 предмета по их величине, уметь словами объяснять между ними разницу.
Окружающий мир
На протяжении жизни ребенок беспрестанно обогащает свои знания об окружающем мире. В 4 года дети должны уметь:
- правильно называть диких и домашних животных, показывать их на картинке;
- различать представителей животного мира по звукам, которые они издают, и по способу их передвижения;
- определять времена года и давать им характеристику;
- называть явления природы, объяснять их особенности;
- давать информацию о растительном мире, в т. ч. об овощах, фруктах и вкусах, которые им свойственны.
Изобразительное искусство
Большое внимание в развитии следует уделять творчеству, например, лепке, рисованию. В ходе подобной работы дети учатся:
- определять 7 основных цветов, называть их и показывать;
- пользуясь линейкой, чертить прямые линии;
- рисовать простые предметы, которые находятся поблизости, правильно закрашивать их;
- делать аппликации, используя клей.
Умения ребенка не должны ограничиваться указанными пунктами, они являются тем минимумом, который он должен обрести к четвертому году жизни.
Конструирование
Четырехлетнему ребенку следует знать, что такое конструктор и что с его помощью можно сделать. При регулярно работе с такого рода тренажерами развиваются следующие навыки:
- умение называть все детали, объяснять разницу между ними;
- располагать различные части в горизонтальном или вертикальном положении;
- зная о разнице между составляющими, могут заменять их друг другом;
- создают сооружения, разные по форме и высоте, способны дать им характеристику.
Чтобы развитие шло более интенсивно, следует усложнять задания, чтобы ребенок учился строить не только сооружения, но и машины, корабли, самолеты и т. д.
Познания в музыке
Чем больше музыкальных занятий будет проводиться с ребенком в 4 года, тем сильнее удастся развить его природные способности. В детстве процесс запоминания мелодий идет быстро, детям удается легко их воспроизводить, не представляет затруднений и запоминание теоретического материала.
Четырехлетние дети могут называть распространенные музыкальные инструменты, например, пианино, барабан, балалайку, гитару и др. Любят слушать знакомые им мелодии, подпевать песням. Могут объяснить разницу между понятиями “громко” и “тихо”.
Речь
Словарный запас ребенка указанного возраста должен включать не менее 4 тыс. слов. Ребенок должен знать несколько детских стихотворений наизусть, уметь рассказывать их и воспроизводить любую сказку на родном языке.
Кроме того, должны быть выработаны следующие умения и навыки:
- иметь четкую, связную речь, в которой все звуки, кроме сонорных или шипящих, произносятся отчетливо;
- не ошибаться в согласовании слов в роде, числе и падеже;
- применять в своей речи большую часть предлогов;
- разбивать слова на слоги, безошибочно выговаривать многосложные, подбирать примеры слов с заданными простыми слогами;
- отвечать на несложные вопросы;
- иметь представление об основных видах профессий, определять их особенности и значение;
- улавливать разницу в интонации говорящего.
Важно, чтобы в 4 года ребенок знал, кто он такой, кем являются его родители и близкие родственники. Он должен называть свой возраст и адрес.
Эмоциональное и социальное развитие ребенка
В 4 года интенсивно идет эмоциональное развитие. У дошкольника вырабатывается умение выражать свои чувства и при необходимости справляться с ними. К этому возрасту прививаются основные знания о правилах поведения в различных местах. Может проявляться капризность, однако ей не сопутствует агрессия. Трудности могут возникнуть на почве того, что ребенок начнет проявлять некоторую замкнутость, неожиданную грусть, иногда пропадает интерес к ровесникам. Это обусловлено переходным периодом, во время которого происходит осознание себя как личности.
Вырабатывается шкала ценностей, дети знают, какой поступок оценивается как хороший, а какой считается плохим. Они могут применять эти критерии к своим действиям. Если родители чаще акцентируют внимание на проступках, игнорируют успехи, не хвалят ребенка, то у него начинают развиваться комплексы. Появляется ощущение, что его не любят, он плохой и никому не нужен. Если при этом наблюдается гиперактивность, возможно проявление неконтролируемого поведения. Дошкольникам со спокойным темпераментом может угрожать депрессия.
Избежать трудностей в ходе эмоционального воспитания можно в том случае, если создать благоприятную атмосферу дома. При этом важным является не только то, как относятся к нему родители и другие родственники, но и как они общаются между собой. Нельзя игнорировать настроение ребенка, не учитывать особенностей его психики. Дети чутко улавливают то, что происходит вокруг них, поэтому обмануть их не удастся.
Если дошкольник часто бывает грустным, необходимо выявить причину такого настроения. Это могут быть проблемы со сверстниками или же отношение к нему взрослых. Родителям надо проанализировать собственное поведение, выяснить, не часто ли они ругают ребенка, не много ли времени уделяют обучению. Нельзя игнорировать потребности детей в играх, активности, желании общаться, задавать разные вопросы и т. д.
Плохое настроение в течение 2-3 недель должно стать поводом для обращения к специалистам. Идут к врачу и в тех случаях, если наблюдается проявление агрессии, ребенок заикается, проявляет нежелание общаться с окружающими.
Социальные контакты – необходимость для ребенка в четыре года. Он уже умеет общаться с другими детьми, следующий этап – осваивать свою роль в играх, занимать различные позиции в коллективе ровесников. Дошкольник обретает первых друзей и врагов, начинает ссориться и учиться мириться. Эгоизм, который проявлялся в более раннем возрасте, ослабевает. Ребенок способен делиться игрушками, сладостями.
Иногда дети начинают прятать свои вещи, не желая давать их другим. Важно правильно объяснить, почему этого делать не следует. Прибегают к такому аргументу: если сейчас поделишься ты, то завтра кто-то даст свое угощение или игрушку тебе.
Психическое развитие
Формирование личности и характера происходит под воздействием того, что 4-летний ребенок видит и слышит вокруг себя. Он отслеживает реакции взрослых, их отношение друг к другу, что и отражается на его психическом состоянии. Если к ребенку относятся уважительно, у него вырабатывается правильная самооценка. Главные функции психики тоже формируются в дошкольный период.
Внимание
Детям свойственна рассеянность, поэтому необходимо постоянно развивать внимание, применяя разного вида упражнения и задания.
Если развитие идет правильно, ребенок четырех лет умеет:
- находить пару одинаковых предметов среди нескольких разных;
- выполнять 1 задание в течение 3-5 минут, сконцентрировав на нем все внимание;
- воспроизводить последовательность несложных действий, например, в упражнении с хлопками;
- делать оговоренное действие – хлопок или притоп – при произнесении нужного слова;
- сделать несложное сооружение из деталей конструктора, опираясь на предложенный образец;
- восстановить картинку, разрезанную на несколько частей;
- ориентироваться в тех местах, в которых был не один раз.
Мышление
Развитие ребенка в 5 лет предполагает работу по подготовке к школе. Однако нельзя его сильно загружать. Исходя из особенностей дошкольника, специалист предложит наиболее подходящую программу.
В 4 года дети могут:
- собирать пирамиды небольшого размера;
- подбирать обобщающие слова к группе слов;
- находить лишний предмет среди других, объединенных между собой по какому-либо признаку;
- находить различия на картинках;
- без посторонней помощи подбирать противоположные по смыслу слова;
- сравнивать различные предметы и распределять их по некоторому признаку, в т. ч. по возрастанию или убыванию;
- уметь определять речь, звучащую на родном языке и на иностранном;
- отгадывать загадки, пытаться решать несложные головоломки и ребусы.
Память
В 4 года дети легко запоминают полученную информацию. В этот период нередко начинают изучать иностранные языки.
Специалисты определили следующие критерии, по которым можно узнать, соответствуют ли возможности памяти возрасту ребенка. Развитие идет правильно, если он умеет:
- указывать дорогу домой из знакомых мест, например, из детского сада или супермаркета;
- воспроизвести по памяти небольшой рассказ;
- запоминать наизусть стихи, песенки, загадки;
- посмотреть в течение некоторого времени на незнакомые предметы, а затем, отвернувшись, перечислить их;
- воспроизвести услышанные слова или числа;
- делать задание, включающее в себя несколько команд;
- повторять 2-3 танцевальных движения;
- рассказывать об интересных событиях, которые с ним недавно произошли.
Бытовые навыки
Большинство дошкольников к указанному возрасту могут самостоятельно чистить зубы, надевать, застегивать одежду, пользоваться столовыми приборами. Навыки ребенка в быту должны вырабатываться под строгим контролем взрослого, но при этом нельзя лишать дошкольника самостоятельности, необходимо корректировать его умения, давая советы, рекомендации, показывая пример.
Эмоциональное развитие
В 4-5 лет ребенок учится правильно выражать свое настроение, эмоции. Он начинает проявлять сопереживание, участие, определяет настроение и чувства окружающих его людей. Расширяет имеющиеся знания о культуре поведения.
Если ребенку показать фотографию человека, он сможет определить, какое у того настроение. Дети могут легко воспроизвести эмоции, используя средства мимики.
Сделав проступок, знает, как нужно поступить (попросить прощения, сказать, что подобное не повторится). Близкие люди вызывают положительные эмоции, незнакомые – недоверие, страх.
Социальная адаптация
Дошкольники любят знакомиться с новыми людьми, принимать участие в играх. На период 4 лет приходится разделение детского коллектива на мальчиков и девочек, что обусловлено различием в психологии и интересах. Девочки играют с куклами, мальчики же предпочитают возиться с техникой. Первые становятся помощницами мамы, стараясь делать простую работу по дому; вторые активно помогают отцу, ремонтируя с ним машину или отправляясь на рыбалку.
Спортивные занятия с четырехлетним ребенком
К 4 годам тело дошкольника становится более крепким, однако могут быть проблемы с удержанием равновесия. Следует делать упражнения на его развитие. Хорошим эффектом обладает хождение по перекладине, бордюру или по выделенной узкой дорожке. Можно ходить на носочках или на пятках, принимать позу “Ласточка”, при которой приходится стоять на одной ноге.
Данный период подходит для того, чтобы отдать ребенка в спортивную секцию. При этом не надо строить амбициозных планов относительно его спортивной карьеры в будущем. Целью посещения должно стать физическое развитие в соответствии с возрастом. Ребенку должна нравится работа над собой, необходимо поощрять его и подбадривать.
Если нет возможности посещать секцию, можно приобрести простой инвентарь и заниматься в домашних условиях, используя кольца, шведскую стенку.
Обучение языку и логическому мышлению
Четырехлетний возраст хорошо подходит для изучения иностранного языка. Если родители сами владеют им, можно заниматься дома, используя специальные видеоматериалы, занимательные упражнения, карточки и другие способы. Но вместе с обретением знаний нового языка должно идти совершенствование родного. Для этого необходимо читать ребенку вслух, учить с ним стихи, объяснять значение поговорок, разгадывать загадки и составлять их.
Следует разговаривать с ребенком на разные темы, учить его анализировать явления, следить за ходом его мыслей и помогать ему в затруднениях.
Если дошкольник допускает ошибки в речи, необходимо корректно их исправлять. При возникновении проблем с речью, надо обязательно обращаться к логопеду.
Режим и питание ребенка
Начиная с 3 лет дети переходят на ту еду, которую едят взрослые. Но несмотря на это нужно тщательно следить за рационом дошкольника и режимом его питания. Поскольку идет активное развитие, дошкольники нуждаются в большом количестве энергии. Нередко в этот период аппетит снижается, поэтому приходится использовать разные ухищрения, чтобы сделать прием пищи интересным.
Ребенок в 4 года должен есть 4 раза в день, при этом основное количество пищи должно употребляться на завтрак и ужин. 1/3 от суточного объема еды дают в обед и 15% – на полдник.
Нужно организовать меню таким образом, чтобы оно включало все необходимые ингредиенты, содержащие витамины и микроэлементы. Блюда должны содержать мясо, рыбу, различные виды круп, масло растительное и сливочное, овощи и фрукты, молочные продукты и хлебные изделия.
Необходимо придерживаться распорядка дня. Все мероприятия должны приходиться каждый день на одно и то же время. Послеобеденный сон должен длиться 1-2 часа, постепенно дошкольник будет от него отказываться. Ночной отдых занимает 9-10 часов. Навыки детей должны состоять в следующем: подъем в 7-8 утра, отход ко сну в 9 вечера.
Отличия между мальчиками и девочками в четыре года
У девочек в 4 года речь более развита, им легче выражать свои чувства, передавать ощущения, они быстрее запоминают новые слова и тут же включают их в свой словарь. Мальчики выражают мысли короткими предложениями, не пытаются сделать свою речь более ясной или понятной.
Девочки, оценивая происходящее вокруг, задаются вопросами о том, нравится ли им это, как это явление отразится на их жизни. Мальчиков же интересует смысл происходящего, они пытаются разобраться, что это такое и в чем состоит его польза, вред или назначение.
Развивающие игры для детей в 4 года (видео)
Дети нуждаются в большом количестве информации. При этом им ее необходимо правильно обрабатывать. Помогут в этом развивающие игры, которые в большом количестве предлагают специализированные ресурсы. С их помощью ребенок научиться делать обобщения, определять причину и следствие, лучше ориентироваться во времени и пространстве, проводить классификацию предметов и т. д.
Однако видеообучение не может заменить индивидуальную работу с родителем или преподавателем. Не следует перекладывать ответственность по развитию ребенка на онлайн-ресурсы. К их помощи можно прибегать несколько раз в неделю, выбирая упражнение для развития некоторого навыка.
Что должно насторожить?
Существует ряд признаков, которые могут стать причиной беспокойства родителей. Если ребенок часто испытывает стеснение, страх, беспокойство или проявляет агрессию, необходимо обратиться к специалисту. Его консультация понадобится и в том случае, если у дошкольника нет желания играть со сверстниками, он ограничен в проявлении эмоций, у него обозначен узкий круг интересов, он не может запомнить свое имя, фамилию или адрес.
Тревожным сигналом станет неумение провести прямую линию карандашом, построить башню, одеваться самостоятельно, чистить зубы, мыть руки и вытирать их.