Тест «Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
03. Фрейд З. в своей психоаналитической теории сформулировал взгляды на игру как
Выберите один ответ:
a. один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними …, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания
b. вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
c. деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер
06. Как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира» определил игру
Выберите один ответ:
a. немецкий психолог и философ Вундт В
b. русский философ Плеханов Г.В
c. советский психологЭльконин Д.Б
d. русский педагог Ушинский К.Д
Выберите один ответ:
a. немецкий психолог и философ Вундт В
b. русский философ Плеханов Г.В
c. советский психологЭльконин Д.Б
d. русский педагог Ушинский К.Д
04. Впервые с противоположным утверждением, что «игра – это дитя труда» выступил
Выберите один ответ:
a. немецкий психолог и философ Вундт В
b. русский философ Плеханов Г.В
c. советский психологЭльконин Д.Б
d. русский педагог Ушинский К.Д
01. Словарь русского языка слово «игра» определяет как
Выберите один ответ:
a. деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения
b. один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними …, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания
c. вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
08. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. «Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий»
b. «Игровая деятельность изобретается ребенком, а не задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий»
c. «Игровая деятельность не изобретается взрослым, а задается самим ребенком, который учится играть, знакомится с общественно сложившимися способами игровых действий»
02. С психолого-педагогической точки зрения в Российской педагогической энциклопедии понятие «игра» – это
Выберите один ответ:
a. деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения
b. один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними …, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания
c. вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
10. В играх развиваются творческие способности ребенка, так как…
Выберите один ответ:
a. чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия
b. ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы
c. она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу
d. в игре речь, жесты, мимика ребенка выразительнее, чем в повседневной жизни
01. Игра как деятельность дошкольников имеет свои особенности, выберите основные:
Выберите один или несколько ответов:
a. Свобода и самостоятельностьдетей в игре
b. Творческий характер игровой деятельности
c. Эмоциональная насыщенность игры
d. Игра не имеет материально выраженного результата
e. Наличие прямых или косвенных правил
09. Важное значение игра имеет в усвоении правил взаимоотношений, норм поведения в социуме, так как…
Выберите один ответ:
a. чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия
b. ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы
c. она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу
d. в игре речь, жесты, мимика ребенка выразительнее, чем в повседневной жизни
02. В игре прослеживается два вида отношений детей:
Выберите один или несколько ответов:
a. игровые отношения, которые определяются содержанием, правилами игры
b. реальные отношения, которые проявляются по поводу игры
c. игровые отношения, которые проявляются по поводу игры
d. реальные отношения, которые определяются содержанием, правилами игры
04. Говоря о ведущем виде деятельности, Леонтьев А.Н. отмечает: «Ведущая деятельность – это такая деятельность,
Выберите один или несколько ответов:
a. развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процесса и психологических особенностях личности на данном этапе ее развития»
b. которая проходит определенный путь становления, а не проявляется сразу в развитой форме»
c. формирование которой происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания»
07. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем, так как
Выберите один ответ:
a. чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия
b. ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы
c. она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу
06. Ответьте, верно ли утверждение: «Руководствуясь требованиям образовательной программы, педагог планирует программное содержание, определяет задачи, действия, т.е. проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
03. В игре дошкольников совершаются действия,
Выберите один ответ:
a. цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию
b. цели которых значимы для индивида по их социальному содержанию
c. цели которых неосознаваемы для индивида по их внутреннему содержанию
07. Игровые действия
Выберите один ответ:
a. обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности
b. конкретна, осмыслена ребенком
c. представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны
d. игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка
e. действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли
f. выражаетсяв положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка
02. В старшем дошкольном возрасте детям становятся интересны:
Выберите один или несколько ответов:
a. сюжетные игры, имитирующие несложные жизненные ситуации
b. игры с предметами – мячом, обручем
c. подвижные игры
d. игры с правилами
e. творческие игры
06. Игровые средства
Выберите один ответ:
a. обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности
b. конкретна, осмыслена ребенком
c. представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны
d. игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка
e. действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли
f. выражается в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка
08. Результат игры
Выберите один ответ:
a. обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности
b. конкретна, осмыслена ребенком
c. представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны
d. игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка
e. действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли
f. выражается в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка
04. Цель игры
Выберите один ответ:
a. обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности
b. конкретна, осмыслена ребенком
c. представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны
d. игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка
e. действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли
f. выражаетсяв положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка
Вопрос 21
03. Мотивация игровой деятельности
Выберите один ответ:
a. обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательностиb. конкретна, осмыслена ребенком
c. представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны
d. игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка
e. действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли
f. выражаетсяв положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка
04. Все игрушки можно условно разделить на три типа:
Выберите один или несколько ответов:
a. готовые игрушки
b. полуготовые игрушки
c. материалы для создания игрушек
d. народные игрушки
e. дидактические игрушки
f. спортивные игрушки
02. К играм по инициативе взрослого с готовыми правилами относятся
Выберите один или несколько ответов:
a. сюжетно-ролевые игры
b. театрализованные игры
d. дидактические игры
e. подвижные игры
f. игры-забавы
g. обрядовые игры
03. К играм созданным народом (народные игры) относятся
Выберите один или несколько ответов:
a. сюжетно-ролевые игры
b. театрализованные игры
c. конструкторские игры
d. дидактические игры
e. подвижные игры
f. игры-забавы
g. обрядовые игры
01. К играм по инициативе ребенка (творческим) относятся
Выберите один или несколько ответов:
a. сюжетно-ролевые игры
b. театрализованные игры
c. конструкторские игры
d. дидактические игры
e. подвижные игры
f. игры-забавы
g. обрядовые игры
14. В творческих играх действие
Выберите один ответ:
a. стихийное, не связанное с обязательными правилами
b. всегда связано с заранее установленными правилами
c. определяет и направляет педагог
Вопрос 27
15. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Творческие игры способствуют общему развитию ребенка, а дидактические – достижению конкретной цели с помощью различных интересных задач
b. Дидактические игры способствуют общему развитию ребенка, а творческие – достижению конкретной цели с помощью различных интересных задач
Вопрос 28
Частично правильный
08. В средней группе проводят:
Выберите один или несколько ответов:
a. дидактические игры, связанные с движением
b. сюжетно-ролевые игры
c. игры с правилами
d. игры-манипуляции
e. словесно-логические игры
02. В средней группе предпочтение отдается играм, в которых
Выберите один ответ:
a. дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений
b. дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел
c. детям предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно
07. Чтобы повысить активность и обогатить движения младших дошкольников, следует создавать соответствующие условия:
Выберите один или несколько ответов:
a. использовать различные предметы и игрушки
b. обязательно учить детей играть, создавая игровую ситуацию
c. непосредственно общаться с воспитанниками, используя методы прямого воздействия
d. давать большую самостоятельность в выборе игры и развитии ее сюжета
e. позволить детям самостоятельно распределить роли
Вопрос 31
16. В большей степени взаимосвязаны дидактические игры и
Выберите один ответ:
a. подвижные
b. творческие
c. сюжетно-ролевые
d. конструкторские
05. Игры между занятиями
Выберите один ответ:
a. должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий
b. предусматривают незначительное умственное напряжение — с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором
c. желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений
12. Заканчивая насыщенный интересными разнообразными играми день, воспитатель напоминает, что
Выберите один ответ:
a. надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места
b. завтра дети смогут продолжить игру и можно оставить игрушки там, где они находятся
c. необходимо дома подумать, во что дети будут играть завтра
04. Игры детей после завтрака
Выберите один ответ:
a. должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий
b. предусматривают незначительное умственное напряжение — с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором
c. желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений
02. На этапе разворачивания игровых действий с куклой (мишкой, зайцем) в самостоятельной деятельности, необходимо:
Выберите один или несколько ответов:
a. «втягивание» малышей в условную ситуацию
b. эмоциональная окраска действий взрослого
c. обеспечение малышам возможности развернуть игровые действия с игрушкой
d. использование простых и понятных детям ситуаций
e. предлагать детям игровые предметы, имитирующие реальные
04. Если у детей третьего года жизни сформированы простые игровые умения, то они
Выберите один или несколько ответов:
a. в самостоятельной игре развертывают цепочки из двух-трех действий с сюжетными игрушками
b. включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними
c. могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника
d. могут самостоятельно организовать и провести сюжетную игру
e. включают в игру 5-6 детей, самостоятельно распределяя роли
f. в самостоятельной игре развертывают цепочки из пяти-шести действий с сюжетными игрушками
03. При введении в игру предметов-заместителей взрослый должен
Выберите один или несколько ответов:
a. осуществлять игровые действия с ними (подносить ложку-палочку ко рту куклы, намыливать мишку мылом-кубиком)
b. словесно указывать на условное значение предмета («Это у нас мыло», «Это как будто ложка» и т.п.)
c. словесно указывать на смысл производимого с ним действия («Намылю мишке лапки, хорошо мылится мыло» и т.п.)
d. стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом
05. Выберите характеристики структуры сюжетов игры детей раннего возраста:
Выберите один или несколько ответов:
a. в игре используется одна тема
b. в игре используются одноперсонажные сюжеты
c. игровые действия в основном направлены на игрушку-персонаж
d. сюжет игры включает 1-3 последовательных, известных детям из реального опыта события
e. в игре используется несколько тем
f. в игре используются многоперсонажные сюжеты
g. игровые действия в основном направлены на имитацию действий взрослых
h. сюжет игры включает 4-5 последовательных, известных детям из реального опыта события
03. Ролевое подражание может возникнуть у ребенка по отношению к любой социальной роли, к любому сказочному или литературному персонажу. Задача воспитателя –
Выберите один ответ:
a. угадать, что делает ребенок, подключиться к его игре, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль и развернуть ролевое взаимодействие
b. спросить, что делает ребенок, и переключить его к более продуктивной игре, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль и развернуть ролевое взаимодействие
c. угадать, что делает ребенок, подключить к его игре других детей
05. Среди показателей успешности формирования ролевого поведения у детей четвертого года жизни, можно выделить следующие:
Выберите один или несколько ответов:
a. развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей
b. парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли
c. ролевое обращение, короткий диалог
Вопрос 41
06. Ответьте, верно ли утверждение: «Эпизоды ролевого взаимодействия со сверстником у детей младшего дошкольного возраста еще очень кратковременны»
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
04. Привлечение детей к свободной игре в «телефонный разговор» необходимо для развития
Выберите один ответ:
a. ролевых диалогов
b. умений обращения с телефоном
c. навыков обращения за помощью по телефону
d. представлений об использовании телефона
07. Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры –
Выберите один ответ:
a. совместным сюжетосложением
b. индивидуальным сюжетосложением
c. совместным принятием решений
d. схематичным представлением
04. Ответьте, верно ли утверждение: «Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры, необходимо их вежливо отклонить, так как по возможности воспитатель должен выдерживать в общую схему сюжета»
Выберите один ответ:
a. неверно
b. верно
10. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. работу по формированию совместного сюжетосложения можно начинать с детьми средней группы и продолжать в старшей группе детского сада
b. работу по формированию совместного сюжетосложения можно начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе детского сада
c. работу по формированию совместных сюжетно-ролевых игр можно начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе детского сада
Вопрос 46
05. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Играя с ребенком, педагог использует максимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними привлекали внимание к ролевому взаимодействию
b. Играя с ребенком, педагог использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия
c. Играя с ребенком, педагог использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними привлекали внимание к ролевому взаимодействию
Вопрос 47
09. Начинать преобразование известной сказки для игры детей старшего дошкольного возраста проще всего с
Выберите один ответ:
a. замены главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства
b. замены игровой задачи (искомого объекта), волшебного образа
c. замены главного волшебного средства
Вопрос 48
04. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры дошкольников, выделите главные:
Выберите один или несколько ответов:
a. Воспитатель должен играть вместе с детьми
b. На каждом возрастном этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения
c. Необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику
d. Педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры
Вопрос 49
01. Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо:
Выберите один или несколько ответов:
a. хорошо понимать специфику игры
b. иметь представление о развивающем значении игры
c. понимать какой игра должна быть на каждом возрастном этапе
d. уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов
Вопрос 50
03. Целью педагогических воздействий по отношению к игре по мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой должны быть
Выберите один ответ:
a. коллективная проработка знаний
b. формирование игровых умений
c. воспитание нравственных ценностей
d. развитие творческих способностей
Статья (младшая группа) на тему: Особенности игровой деятельности детей четвертого года жизни
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию Кировского района Санкт-Петербурга
Статья воспитателя М.Е. Кучеренко
Тема:
«ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ»
Санкт-Петербург
2016
Игра принадлежит к одному из самых привлекательных видов деятельности. Игра позволяет совместить приятное с полезным, расширить кругозор ребенка, закрепить и углубить его знания, развить память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития.
Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать и осознавать чувства и состояния других людей, сопереживать им, в ходе игры приобретаются навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладывается основа для творчества. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т. к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.
Помимо интеллектуального и творческого развития игра способствует физическому развитию детей, игра стимулирует двигательную активность ребенка. Также она обладает психотерапевтическим эффектом, ведь именно через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно выплеснуть накопившиеся негативные переживания. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Игра являлась непременным атрибутом народной педагогики, ее образцы передавались маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей.
В. Даль – русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка» пишет: «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». У него здесь же: «Играть, игрывать… шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделия».
В «Психологическом словаре» понятие «игра» раскрывает так: «Игра – один из видов деятельности человека и животных… Детская игра – исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».
На четвертом году жизни (вторая младшая группа детского сада) у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением, и работа воспитателя начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель создает игровую ситуацию, при этом воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что будет способствовать ее целостному восприятию (это чрезвычайно важно для развития у ребенка умения строить сюжет игры и создавать замысел). В данной возрастной группе из сюжетов также наиболее востребованными остаются игры с куклами, однако наиболее ценным в этом возрасте становится общение с партнером по игре — сверстником. В сценариях для таких игр расширен диапазон ролей, которые могут брать на себя дети.
Игры детей четвертого года жизни получают значительное развитие. Расширяется их тематика (появляются игры в «магазин», «больницу», «театр» и т. д.), четче становится игровой замысел, развивается устойчивость в его выполнении. Роли часто распределяются до начала игры, но детям еще трудно договориться самостоятельно, поэтому особое значение приобретают руководство и помощь взрослых.
Повышается активность, восприимчивость детей: новая игрушка, зрительный образ быстрее и легче вызывают у них игровые ассоциации. На формирование игры большое влияние оказывает художественное слово. Например, игра в «сказку» возникает не только в результате инсценировки, но и после рассказывания сказки.
Наиболее важное достижение 4 года жизни ребенка состоит в том, что действия его приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко меняется — ребенок начинает действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой (воображаемой) ситуации. Предметы наделяются несвойственными ими именами и функциями (к примеру, в руках ребенка карандаш может стать не карандашом, а волшебной палочкой). Одни предметы превращаются для ребенка в другие и замещают недостающие, они как бы становятся символами других предметов.
Важной является и театрализованная игра. Одна из задач педагога — пробудить интерес детей к такому виду игр, создавая все необходимые условия. Детей учат имитировать характерные действия персонажей и передавать эмоциональное состояние человека. Дети знакомятся с приемами вождения настольных кукол и даже сопровождают эти действа песней. У детей возникает желание действовать с элементами костюмов, а также стремление импровизировать на несложные сюжеты песен и сказок.
Стоит отметить, что также в этот период изменяется и тематика игр — от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, затем — к играм, которые отображают в себе какие-либо общественные явления. Так, детей привлекает в играх домашняя работа взрослых (например, мама моет посуду), лечение кукол и зверей, поездка на транспорте. Содержание некоторых игр естественно связано с хозяйственным трудом (мытьем игрушек, стиркой кукольного белья, уборка кукольного уголка и т. д.), с конструированием (коллективная постройка домов, широкой улицы для машины и т. п.). Все виды работ вызывают живой интерес у детей. Работа становится составной частью игры, обогащает ее содержание.
При дидактической игре у детей закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние, маленькие шарики двух-трех цветов), умение собирать пирамиду из колец (уменьшающихся в размерах), чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета. Дети учатся собирать изображение (картинку из 4–6 частей).
Заметим также, что четвертый год жизни — это конец раннего возраста, у ребенка открывается огромный простор для фантазии. Также этот год важен для дальнейшего отношения ребенка к себе. Обратим особое внимание, что во второй младшей группе при должной организации игровой деятельности к концу года дети должны уметь: Взаимодействовать с товарищами по игре, принимая на себя роль и действовать от имени героя игры. Уметь объединить в единую линию сюжета несколько игровых действий, а также уметь отразить в игровых действиях с предметами проекцию на взаимоотношения людей. Действовать в рамках игровых правил при дидактических играх. При театрализованном представлении внимательно следить за развитием сюжета и эмоционально отзываться на действия героев. Уметь разыграть отрывки из знакомых ребенку сказок, рассказов. Уметь сымитировать движения героев, их интонацию и мимические движения. Уметь вести беседу о театре и известных сказок, включая поведение остальных людей в зрительном зале или же сверстников.
С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.
Таким образом, игра при правильном её формировании решает важные задачи умственного, нравственного, эстетического, физического развития каждого ребёнка, начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов её развития формируется личность ребёнка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми. Правильное руководство игрой и осознание ценности игровой деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте раскрывает огромные воспитательно-образовательные возможности для психического и личностного развития каждого ребенка.
Литература:
1. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1–3 лет. — Мозаика-Синтез, 2008.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — Мозаика-Синтез, 2012.
3. Малахова Л. П. Организация детских досуговых программ: учебно-методическое пособие. — Директ-Медиа, 2015.
4. Смирнова Е. О. Детская психология. — ВЛАДОС, 2008.
5. Николаева Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 25-29.
Консультация (младшая группа) на тему: «Развитие игры детей четвертого года жизни»
ТЕМА:»Развитие игры детей четвертого
года жизни»
Четвертый год жизни-ответственный период в формировании игровой деятельности, переход от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой.
В этот период происходят значительные изменения в познавательной сфере детей.Их знания становятся более четкими, они быстро ориентируются в предметном мире, легко оъединяют предметы не только по виду,но и по значению.Р интерес к сказкам и стихам. Дети начинают более точно и тонко воспринимать настроение, отношения людей, подражают их интонации. Малыши становятся любознательными, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы,часто высказывают суждения об окружающих вещах и явлениях.Все это обогащает их речь, развивает наглядно- образное мышление и воображение.Поведение ребят носит преднамеренный характер, они начинают становить цель и действовать в соответствии с ней в быту, игре и других формах деятельности.
Однако в силу неустойчивости внимания,малыши могут легко отвлекаться. Ребенка уже не устраивает постоянная опека взрослых(особенно в семье). Если раньше он обращался за поддержкой, то сейчас претерпевает качественные изменения- превращаясь в духовную потребность.
Взрослый предстает перед ребенком как источник знаний об окружающем . При правильном влиянии на формирование игры дети начинают увлеченно играт, отражают окружающий их повседневный быт. Естественно дети не смогли бы так интересно играть, если бы у них не было развито воображение
Дети второй половины четвертого года жизни могут не только придумывать разнообразные замещения,но и изменять игровое назначение предмета. Дети избирательно относятся к предметам- заместителям,часто предлагают свой вариант сверстникам.
Изменение и усложнение предметно- игровой среды оказывает влияние на развитие самостоятельной игры для детей четвертого года . Однако без активирующего общения со взрослыми малыши не всегда могут интересно развернуть игру. Помощь взрослых очень необходима.
Игры не надоедают малышам, поскольку каждый раз в нее вносится что-то новое,один и тот же сюжет полностью не повторяется ни в одном варианте. Очень нравятся детям игры имитационного характера,в процессе которых они передают особенности поведения людей и различных животных. Для детей четвертого года жизни большое значение имеют совместные игры со или небольшой подгруппой.Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом понятно излагать свои мысли. Умение детей заменять недостающие тематические игрушки любыми предметами раширяют рамки игры.Сначала оъединение носит кратковременный характер,постепенно дети начинают обединяться на более длительное время.
В этом возрасте становится более самостоятельным и длительными индивидуальные игры. Ярко проявляется индивидуальность ребенка, его воображение, умение владеть речью. Итак,на развитие замысла в играх детей четвертого года оказывают влияние разнообразные знания об окружающем, приобретенные под руководством взрослого, так и в результате жизненного опыта и конкретных событий. Это повседневный быт в семье,социальные явления, происходящие явления в детском саду, на улице, в магазине, произведения и телепередачи ,делают игру более интересной,длительной и развернутой.
Статья (младшая группа) по теме: «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей четвёртого года жизни»
«Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей четвёртого года жизни»
Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира. Однако в расширении знаний и представлений у детей необходимо соблюдать меру. Воспитатель не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т. д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.
Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. В течение дня в группе возникает несколько игр: «Семья», «Детский сад», «Автобус», «Поезд», «Машина» и другие. Они как бы связаны между собой: на автобусе или машине можно ехать и в детский сад, и домой, и в театр. Дети объединяются небольшими подгруппами, иногда в игре принимают участие все. Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы. Ребята действуют активно, охотно берут на себя роли шофёров, водителей, машинистов.
Пожалуй, самыми любимыми являются игры на бытовые сюжеты. В играх в «семью» наиболее ценным в воспитательном отношении является то, что они дают детям возможность переживать гуманные чувства к родителям, к малышам и своим сверстникам. Дети 4 лет проявляют живой интерес к младенцам. Но сами они чаще всего единственные дети в семье. Поэтому они не имеют представления об уходе за малышом, не отражают действий по уходу за маленьким ребёнком, не проявляют заботу о нём. Роль воспитателя здесь заключается в том, чтобы обогатить игру содержанием, оказывающим положительное влияние на развитие ребёнка. Воспитатель предлагает играющим посмотреть за ребёнком, так как его мама ушла на работу. Охотно принимая сюжет игры, дети укладывают куклу спать, готовят еду, гладят её одежду.
Педагогу следует планомерно учить детей действовать с игрушками, брать на себя роль членов семьи, подбирать нужные материалы. Воспитатель знакомит детей с положительными сторонами быта, учитывая при этом, что внутрисемейные отношения они усваивают вне детского сада. Для выявления детского опыта педагог проводит беседы. Тех, у кого есть маленькие братишки и сестрёнки, он просит рассказать, как за ними ухаживают. Стихотворения Е. Благининой «Алёнушка», А. Барто «Машенька» и другие произведения служат образцом для подражания в играх. Беседа даёт толчок детскому воображению, помогает найти разнообразные варианты сюжетов игры в семью.
Для того, чтобы бытовая игра прежде всего оказывала влияние на развитие у детей чувства гуманизма, ответственности, дружелюбия, педагог должен смоделировать и внести в неё необходимые в воспитательном отношении моменты. Так, например, дети любят игру в «автобус». Выполняют в ней роли водителей, пассажиров, проявляя вежливость, заботу об окружающих; осваивают уступать место нуждающимся в нём людям. В целях лучшего его усвоения детьми, воспитатель на основе этой игры организует инсценировку рассказа «Садитесь, пожалуйста! » (придуман им самим). Дети едут на автобусе в парк (автобус строится из стульчиков и строительного материала таким образом, чтобы сидеть могли не все). На остановках, которые объявляет кондуктор, в автобус входят старушка, мама с дочкой на руках и т. д. Дети – пассажиры встают и предлагают им свои места.
Темой многих игр является жизнь детей в детском саду. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы обогащать знания и опыт детей и развивать интерес к выполнению в игре ролей, отражающих труд работников детского сада. Наблюдая игру, воспитатель советует, как лучше выполнить ту или иную роль, обыгрывает вновь вносимые игрушки. В играх детей в «детский сад» с куклами воспитателю следует подсказать, что на занятиях куклам можно читать книги, показывать картинки. Таким образом, у детей расширяется интерес к книге, развивается любознательность. Они приобретают навыки учебной деятельности: учатся внимательно слушать воспитателя, выполнять его указания, обращаться к нему за помощью, оценивать результаты своей работы.
Производственную деятельность людей дети этого возраста отражают в играх в «транспорт», в «машины». В этих играх также необходима роль со стороны воспитателя. Игры с машинами протекают обычно как шумная возня. Воспитатель, развивая игру, старается сделать притягательной роль шофёра, везущего груз из одного пункта в другой. С этой целью он вспоминает экскурсию на стройку, где дети наблюдали, как машины возят стройматериалы, как их разгружают. Впечатления, полученные детьми от экскурсии, воспитатель связывает с их играми в машины.
Для развития игры в «почту» воспитателю следует научить детей исполнять роль почтальона. Сюжеты этой игры несложны: почтальон приносит в детский сад, в дом газеты, письма.
Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы. Большая роль в развитии сюжетно – ролевой игры принадлежит воспитателю.
Контрольно-оценочный материал по МДК 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
Тестовые задания к экзамену
По МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста
Инструкция: Отметьте правильный ответ.
Действия со значениями, свободные от операциональной стороны, которые носят изобразительный характер, называются:
а) игровым сюжетом
б) игровыми действиями
в) игровыми правилами
Действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки, называются игрой
а) творческой
б) дидактической
в) ознакомительной
Деятельность ребенка раннего возраста, направленная на освоение ребенком фиксированных в культуре способов употребления предметов, называется:
а) развлекательной
б) предметно-манипулятивной
в) обучающей
Игра, в которой манипуляции ребенка с предметом наделяются игровым смыслом, называется:
а) сюжетно-ролевой
б) режиссерской
в) ознакомительной
Игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность, называются:
строительно-конструктивными
а) творческими
б) дидактическими
в) сюжетно-ролевыми
Игры, представляющие собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) называются:
а) народными
б) театрализованные
в) сюжетно-ролевыми
Новая классификация детских игр, представленная в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997), разработана:
а) С.Л. Новоселовой
б) Г.М.Блинова
в) Л.С.Выготский
Обучающие игры называются:
а) режиссерскими
б) дидактическими
в) театрализованными
По классификации С.Л. Новоселовой, к играм, возникающим по инициативе взрослого, относят:
а) спортивные
б) досуговые
в) подвижные
По классификации С.Л. Новоселовой, к играм, возникающим по инициативе ребенка (детей), относят:
а) подвижные
б) режиссерские
в) сюжетно-ролевые
г) строительные
11. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми, показывают исследования:
а) Д.Б. Эльконина
б) С.Л. Новоселовой
в) О. Радыновой
12. Специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей, называются:
а) предметами
б) игрушками
в) картинками
13. Вид деятельности 3-летнего ребенка
а) игра
б) труд
в) общение
14. Виды дидактических игрушек для детей 2-го года жизни
дидактические игры
строительные игры
соревновательные игры
15. Выберите из предложенных вариантов педагогические умения, которые должны быть сформированы у педагога ДO:
а) организаторские,
б) коммуникативные умения
в) физические
16. Выбор метода обучения, прежде всего, зависит от:
а) от цели, содержания предстоящего занятия
б) формы занятия
в) приемов и средств проведения
17. Деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними:
а) ролевая игра
б) театрализованная игра
в) сюжетная игра
18. Дидактическая задача, игровая задача, игровое правило — это структура __________________ игры.
а) дидактической
б) строительно-конструкторской
в) театрализованной
19. Использование игрового приема обучения характеризует:
а) сюрпризный момент
б) организационный момент
в) заключительный момент
20. К сюжетным (образным) игрушкам относятся:
а) куклы
б) кубики
в) тематические игрушки
21. К числу вредных игрушек многие педагоги и психологи относят:
а) военные игрушки
б) строительные игрушки
в) тематические игрушки
22. Какой из названных показателей является основным для определения развития игровой деятельности детей?
а) характер реальных взаимоотношений между играющими
б) проявление лидерских взаимоотношений между играющими
в) умение подчиняться в игре
23. Компонент сюжетно-ролевой игры:
а) вводная часть
б) основная часть
в) заключительная часть
24. Одно из требований к отбору произведения для игры — драматизации
а) наличие диалогов, коротких монологов
б) описание действия
в) указания к проведению
25. Основными структурными элементами игры являются:
а) правила
б) содержание
в) указания
26. Специфической, полноценной и достаточно содержательной для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий является
а) творческая игра
б) дидактическая игра
в) сюжетно-ролевая игра
27. Формы организации эстетического воспитания
а) праздники и развлечения
б) досуг
в) соревнования
28. Основа игр с правилами:
а) свод формализованных правил
б) воображаемая ситуация
в) набор игровых действий
г) выигрыш
29. Тип отношений играющих в играх с правилами:
а) дружеские взаимоотношения
б) сопричастности
в) состязания и соперничества
г) сотрудничество
д) соперничество
30. Конечный результат в творческих играх:
а) его нет
б) реализация игрового замысла
в) выигрыш
г) творческое воссоздание действий
д) победа
е) установление дружеских взаимоотношений
31. Основная цель творческих игр:
а) насладиться процессом
б) реализация замысла
в) принять роль
г) действия с предметами
д) организация досуга
32. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников:
а) цепочка из 1-2 действий
б) роли не осознаются
в) воображаемая ситуация удерживается взрослым
г) содержанием игр являются отношения взрослых
33. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника:
а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку
б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру
в) игра не зависит от игрушки
г) игра может протекать без игрушки
д) игрушка – материальная основа игры
Выберите правильный ответ (их может быть несколько)
34. Выделите основные компоненты технологии руководства сюжетно-ролевыми играми С.Л. Новоселовой:
а) минимальное число игрушек
б) обучающие игры
в) игра «телефон»
г) активизирующее общение взрослого с ребенком
д) предметно-игровая среда
е) игры-придумывания
ж) ознакомление с окружающим
35. Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:
а) цель
б) мотив
в) результат
г) действия
д) воображаемая ситуация
е) роли
36. Творческие игры это:
а) игры-драматизации
б) игры-забавы
в) сюжетно-ролевые
г)подвижные
д) музыкальные
ж) дидактические
37. Игры с правилами:
а) шахматы
б) лото
в) «магазин»
г) дочки-матери
д) парные картинки
38. Основные игровые средства:
А) игрушки
Б) воображаемые предметы
В) предметы-заместители
Г) роли
Д) игровые действия
39. Основные компоненты сюжетно-ролевых игр:
а) дидактическая задача
б) игровая задача
в) воображаемая ситуация
г) роль
д) игровые действия
е) правила
40. Выделите верное утверждение:
а) «игра дитя труда»
б) игра социальна по содержанию
в) игра социальна по происхождению
г) «труд дитя игры»
д) игра имеет биологическое происхождение
41. Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр:
а) А.П. Усова
б) Д.Б. Менджерицкая
в) Л.С.Выготский
г) С.Л. Новоселова
д) Н.А. Короткова
е) А.Н. Леонтьева
42. Назовите основные компоненты дидактических игр:
а) воображаемая ситуация
б) дидактическая задача
в) игровые взаимоотношения
г) правила
д) роли
е) игровые действия
43. Какие потребности удовлетворяются в игре:
а) потребность в движении
б) потребность в общении
в) потребность в действиях с предметами
г) биологические потребности
д) потребность в познании окружающего мира
44. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?
а) игровые модули
б) предметы-заместители
в) предметы и пособия
г) наборы тематических игрушек
д) дидактические игрушки
45. От чего зависит выбор игры при планировании?
а) от времени проведения игры
б) от настроения играющих
в) от природно-климатических условий
г) от места проведения игры
д) от наличия игровых аксессуаров
е) от целей воспитания и обучения
46. Компонентами комплексного метода руководства игрой являются:
а) ознакомление с окружающим в активной деятельности
б) разработка взрослым правил игры для детей
в) организация предметно-игровой среды
г) обогащение и передача игрового опыта
д) активизирующее общение взрослого с детьми
е) организация взаимодействия с родителями
47. Какой из названных показателей является основным для определения развития игровой деятельности детей:
а) характер реальных взаимоотношений между играющими
б) проявление лидерских взаимоотношений между играющими
в) умение подчиняться в игре
48 Одно из требований к отбору произведения для игры — драматизации:
а) наличие диалогов, коротких монологов
б) описание действия
в) указания к проведению
49. Определите последовательность этапов развития игры (отметьте цифрами последовательность):
а) сюжетно-отобразительная игра
б) развитая сюжетно-ролевая игра
в) начальный этап сюжетно-ролевой игры
г) отобразительная игра
д) ознакомительная игра
50. Какова последовательность основных направлений педагогического руководства игрой на протяжении дошкольного детства в соответствии с обучающим методом (отметьте цифрами последовательность):
а) формирование совместного сюжетосложения
б) формирование сюжетного игрового действия
в) формирование ролевого поведения
г) формирование умения изменять ролевое поведение
Ролевые игры: возрастные особенности и важность в жизни ребёнка
Ролевые игры: возрастные особенности и важность в жизни ребёнка
Ролевая игра даёт ребёнку возможность научиться эффективному общению с другими людьми, понять, что происходит во взрослом мире, а также усвоить правила поведения и общекультурные и семейные ценности. Он учится вставать на место другого человека, осваивает эмпатические навыки, развивает эмоциональный интеллект, идентифицируется с разными людьми или персонажами и осваивает новые ролевые модели. С её помощью ребёнок может отыграть свои чувства и переживания в непростых для него ситуациях. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина расскажет о возрастных особенностях развития ролевых игр.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
В детском саду города N ждали комиссию из Отдела образования: педагоги в панике готовили показательное занятие — ролевую игру «Корабль», потому что все воспитатели знают, что у детей ведущая деятельность игровая. Именно она способствует их развитию:
- в игре активно формируются и перестраиваются все психические процессы;
- ребёнок учится ставить цель и ей следовать;
- дети учат большое количество новых слов и выражений;
- формируются условия для развития интеллекта;
- развивается символическая функция сознания, особенно когда дети используют предметы-заместители: вместо утюга — коробка карандашей;
- формируется воображение как основа творчества.
Если ребёнку больше трёх лет, то лучшая игра для развития и обучения — ролевая. В ней дети берут на себя роли взрослых и в специально созданных игровых условиях воспроизводят действия старших и их отношения, а также используют предметы, замещающие взрослые орудия труда.
Перед приходом комиссии по команде воспитателя дети учились строить корабль из стульев, потом должны были договориться между собой, кто играет капитана, матросов, буфетчицу, посудомоек, пассажиров, кассиров, а затем убрать всё по своим местам.
И вот комиссия расселась на маленькие стулья, чтобы посмотреть и оценить успешность работы воспитателей. Перепуганные дети по команде педагога стали выстраивать корабль и готовить реквизит к игре. Они заранее распределили роли, чтобы не ссориться перед комиссией. Игра шла хорошо до тех пор, пока у одной маленькой посудомойки не вывалилась за борт вся посуда, она отправилась её собирать, перелезая через стулья (борт корабля) прямо в открытое море. Комиссия улыбалась девочке, а она подобрала с пола посуду и залезла обратно на корабль. Побледневшая воспитательница в ужасе смотрела на ребёнка, поломавшего всю игру:
— Куда ты полезла? Там же море?
— Море, — соглашалась девочка.
— А разве в море можно собирать посуду?
— В море нельзя, но с пола ведь можно, — растерялась она.
— Нельзя, это не пол, это море, — шипела воспитательница, вообразившая, что премии она точно лишится.
— С пола можно, даже когда он — море. Чем же играть дальше, если весь реквизит утонет? — сказала самая важная женщина в костюме и улыбнулась девочке.
Взрослым довольно сложно понять, что продвинутая ролевая игра — это игра в двух мирах одновременно: в реальности и в воображении. Пол может оставаться полом и тут же превращаться в море, а может становиться палубой корабля или космосом.
Развитый ребёнок удерживает и различает реальность и воображение, что является одной из важнейших функций игры; воспитательница же предлагала погрузиться в отсутствие различий, тем самым потерять контроль над реальностью. На это ребёнок пойти не смог — и правильно сделал, поскольку полная потеря реальности — это психоз, а совсем не игра.
Детям регулярно предъявляются требования, которые они в силу своего возраста не могут удовлетворить.
- Почему ты не играешь сам?
- Почему ты не играешь с ребятами?
- Почему я должна помогать тебе организовывать игру?
Давайте разберём возрастные особенности развития ролевых игр у детей, чтобы подобных требований к ребёнку предъявлялось меньше.
Этапы развития ролевой игры
Игра-подражание
Дети повторяют в игре те действия, которые увидели у взрослых: качают куклу, поливают цветы, моют посуду, подносят телефон к уху и разговаривают. Такие игры можно заметить у развитого ребёнка, много наблюдающего за жизнью вокруг, примерно с года. Он подражает кому-то или чему-то, но не говорит за персонажа: нет воображаемой ситуации, но есть игровые предметы.
Если взрослые проводят много времени с ребёнком, то примерно с 2−2,5 лет он переходит к простым ролевым играм.
Простая ролевая игра
Ребёнок разыгрывает бытовые ситуации, с которыми часто сталкивается: «Дочки-матери», «Магазин», «На приёме у врача». Он примеряет определённую роль и старается выполнять действия, которые видел у взрослого человека; от своих партнёров ребёнок требует того же. В игре усваиваются ролевые поведенческие стереотипы, поэтому каждый её участник должен следовать правилам, например: ребёнок — продавец, взрослый — покупатель; ребёнок — врач, взрослый — пациент. Часто дети строго следят за этим, поэтому взрослым лучше делать так, как положено в данной игровой ситуации.
В простых ролевых играх ребёнок много говорит, даже если играет один. В таких играх лучше участвовать вдвоём или втроём, компания для них желательна постоянная.
Для развития ребёнку обязательно нужно играть. Каждый день. Если мама сумеет найти ему подходящего партнёра в лице папы, бабушки, няни или старшего ребёнка, то она может, конечно, и не играть. Но матери часто не играют потому, что не очень понимают смысл ролевых игр, а также то, что играть в них для дошкольника намного полезнее, чем разбирать тетрадки с прописями и обучающими заданиями.
Дети, не умеющие играть и не играющие в 4−5 лет, часто имеют проблемы в развитии — или это дети, с которыми просто недостаточно играли: им сложнее учиться в школе, труднее заводить друзей, они больше сопротивляются обучению.
Чтобы способствовать развитию таких игр, проговаривайте действия взрослых и их смысл в разных ситуациях, когда вы находитесь с ребёнком. Например: «Это врач. Он сейчас будет измерять температуру, чтобы понять, как ты себя чувствуешь. Градусник необходимо протирать дезинфицирующими средствами. А сейчас он всё запишет в карту, чтобы сведения сохранились». Такие проговаривания дополнительно успокаивают ребёнка и позволяют ему чувствовать себя компетентным, если всё было рассказано заранее.
Сюжетно-ролевая игра
Развёрнутая игра с последовательностью действий. Например, «семейное путешествие». Сначала семья собирает чемоданы, потом едет на вокзал или в аэропорт, едет на поезде или летит на самолёте, приезжает в отель или в дом, распаковывает чемоданы, начинается отдых: они ходят купаться на речку или море, ездят на экскурсии и ходят в музеи.
В таких играх персонажи общаются, ссорятся или мирятся, роли расширяются и дополняются, а дети договариваются о том, что будет дальше: «Давай я буду пилотом, а ты пассажиром?» Здесь важна поддержка взрослых, которые учат разбираться с конфликтами, помогают уточнить сюжет игры, разрешают спорные ситуации и участвуют в подготовке реквизита.
Дети могут отыграть неприятные моменты из жизни и даже переиграть так, как бы им этого хотелось: игра помогает пережить сложные эмоции и справиться с ними, особенно если в неё включён взрослый человек, который учит разным способам проживания эмоциональных состояний.
Например: «Наверное, ей грустно. Пусть она поплачет, а этот персонаж её пожалеет». Через игру родители могут транслировать ребёнку приемлемые способы поведения и объяснять, как лучше выйти из той или иной ситуации.
Дети, с которыми взрослые много играли, легко подключаются к сюжетно-ролевым играм, организуемым взрослым, в возрасте 4−5 лет, а примерно с 5 лет начинают создавать такие игры сами или вместе со сверстниками.
Ролевые игры бывают бытовые, описывающие семейные отношения; общественные, позволяющие понять, чем занимаются представители разных профессий; литературные, когда разыгрываются сюжеты из мультфильмов, фильмов, театральных постановок и книг. Лучше всего, если сюжетно-ролевые игры детей охватывают все перечисленные типы.
Творческая сюжетно-ролевая игра
Ребёнок сам придумывает сюжет и видоизменяет его в процессе. Он может оттолкнуться от какого-то жизненного события, мультфильма или компьютерной игры, но дальнейшее развивается с помощью его воображения. Если детям никто не мешает и у них есть партнёры по играм, то обычно они играют всю начальную школу, помогая себе таким образом освоить новые навыки, а также приобрести и переварить новые знания.
Отдельные родители недовольны тем, что дети играют, а не сидят за уроками. Наверное, они просто не знают, что эти игры способствуют интеллектуальному и эмоциональному развитию.
В некоторых школах весь учебный процесс построен на ролевых играх, потому что современные педагоги начали осознавать: обучение через игру возможно не только у дошкольников.
Даже взрослые люди сейчас ходят учиться с использованием геймификации — перевода обучения в игру. На сегодняшний день это практически самая эффективная стратегия обучения как детей, так и взрослых всему на свете: от простых навыков приготовления еды до прояснения и разработки экономических бизнес-моделей. Они учат языки, проигрывая диалоги в парах, участвуют в личностных и корпоративных тренингах и играют в обучающие компьютерные игры.
Особенностью ролевой игры является то, что ученику вне зависимости от возраста даётся возможность самостоятельно и свободно действовать в специально сконструированной сложной ситуации, а получив опыт, обнаружить свое незнание не сопротивляясь, а попытавшись узнать то, что не знал, и достигнуть понимания. Взрослым, которых в детстве не научили играть и которые не освоили через игру модели взаимодействия, приходится намного сложнее справляться с жизнью в обществе.
Родители, активно играющие с детьми, делают огромный вклад в их будущее и в свою семью, предотвращая эмоциональные проблемы у ребят, которым становится легче преодолевать сложные ситуации в общении и обучении.
Читайте также:
Современные дети и игра: опасности и возможности
Что делать, если вам не хочется играть со своим ребёнком
Что важнее: играть или учиться?
Фото: CroMary, Oksana Kuzmina/Shutterstock.com
Значение сюжетно — ролевой игры в жизни ребенка
Сюжетно — ролевая игра и ее воспитательное значение.
Всем нам известно, что дети в своей игре проигрывают жизнь взрослых.
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Я.Корчак).
Что такое сюжетно-ролевая игра?
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
ИГРА – самоценная деятельность для дошкольника;
ИГРА – деятельность не обязательная ,не связанная с достижением утилитарных целей;
ИГРА – деятельность, доставляющая удовольствие
Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Она развивает потенциальные возможности детей;
имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
В чем же ее особенность? Сюжетно-ролевая игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.
В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по -правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.
Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.
Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1.Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.
Таким образом, игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка.