Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год
Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.
Основные навыки годовалого ребенка
Двигательные навыки
- Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
- Начинает самостоятельно ходить или с небольшой подстраховкой взрослого.
- Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
- Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
- С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
- Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.
Познавательные навыки
- Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
- Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
- Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
- Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
- Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
- Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.
Социальные и эмоциональные навыки
- Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
- С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
- На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
- Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
- Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
- Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает плачем.
- Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
- Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
- Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
- Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
- Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).
Речевые навыки
- Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
- Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
- Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
- Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
- Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
- Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».
Бытовые навыки
- Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
- Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
- Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
- Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
- Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.
Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.
Новорожденный Развитие до годаЧто должен уметь ребенок в 1 год (девочки и мальчики). Развитие ребенка в 1 год (12 месяцев)
Свой первый юбилей ребёнок встречает подросшим, окрепшим и более сознательным. Он обладает присущими только ему личными чертами характера, имеет своё собственное мнение, предпочтения в играх и еде. Кроха стремится активно исследовать новые территории, и удержать его, практически, невозможно, ведь начинают проявляться такие качества, как настойчивость, и даже упрямство. Теперь родителям придётся считаться с мнением маленького человека, а зная, что должен уметь ребенок в 1 год, постараться направлять его в нужное русло.
Физиология годовалого малыша
Ребёнок в один год весит около 10 килограммов, и рост его составляет примерно 76-78 сантиметров, по сравнению с первыми месяцами жизни, он вырос втрое. Теперь, по причине активного времяпровождения, малыш будет расти медленнее, зато станет совершенствовать свои способности и приобретать новые умения.
Особенности изменений:
- К году у многих детей уже около 8-12 зубов, четыре из которых – коренные. Если даже появились ещё не все, это должно произойти в ближайшее время.
- Характерной особенностью детишек в это время являются их стопы, пока абсолютно плоские, так как в наличие остаётся подушечка из жира, исчезающая со временем. Несмотря на это, дети уже свободно встают из любых положений и могут ходить без опоры и помощи взрослых. В целом, большинство детей осваивает ходьбу к полутора годам.
- Малыши хорошо знают всех своих родственников, называют их по имени, откликаются на своё имя, бурно проявляя радость или огорчение, если предстоит расставание.
- Теперь день ото дня ребёнок будет становиться всё более самостоятельным, а копируя поведение старших, он вырабатывает и собственные манеры, поэтому родителям следует следить за своими действиями и не самыми лучшими привычками, чтобы потом не увидеть их повторение в поступках малыша.
Важное значение в этот период имеет правильное воспитание – если дети живут по определённому режиму, они быстро приучаются к дисциплине. В этом случае им проще объяснить смысл требований и табу на некоторые вещи. К сожалению, без запретов обойтись нельзя, к тому же, ребёнок и сам чувствует себя более защищённым, когда они существуют. В конце концов, установленные правила облегчают жизнь всей семьи, и оберегают здоровье и психику детей.
Физическое и психическое развитие ребенка в 1 год достигло определённых высот, но родителям расслабляться рано, впереди ещё предстоит много работы над тем, чтобы маленький человек вырос не только сильным и умным, но и обладал такими важными человеческими чертами характера, как доброта, чуткость, сопереживание.
Что должен уметь ребенок в 1 год
В физическом плане годовалый ребёнок шагнул далеко вперёд, причём в буквальном смысле. Некоторые ранние малыши, хотя это и редкость, сразу выбирают такой метод передвижения, как ходьба и, фактически, пропускают ползание.
Но рассматривая усреднённый вариант, следует перечислить следующие навыки, которые касаются большинства деток:
- годовалые малыши очень подвижны – они много ползают, хорошо сидят, умеют вставать и садиться, делая это довольно ловко;
- ходят дети, держась на руку папы и мамы, или опираясь на диван;
- у многих получается сидеть на корточках и самостоятельно подниматься;
- карапузы неплохо освоили подъём по лестнице и могут осторожно спускаться вниз, в том числе, слезать с возвышений;
- речевые навыки ребёнка в 1 год значительно улучшаются – лексикон его составляет около 15-20 слов, правда иногда он путает слоги;
- речь родителей малыши понимают безупречно и стараются повторять за ними все незнакомые слова;
- годовалый карапуз уже вполне может ответить на обращённый к нему вопрос «Где» и «Кто», назвав имя или, показав пальчиком;
- ребёнку можно доверить и некоторые дела, например, вытереть пыль, помочь маме накрыть на стол или помыть фрукты;
- из нескольких кубиков ребёнок очень быстро построит башню, а рукой он уже может брать два мелких предмета, для манипулирования используя два пальца;
- в год дети любят отыскивать и прятать игрушки, бросать их, разбирать на части;
- детки в этом возрасте знают названия и внешний вид многих животных, деревьев, бытовых предметов;
- они запоминают события, происшедшие 4-5 дней назад;
- самостоятельно пользуются столовыми приборами, чашкой, зубной щёткой и расчёской.
Возрастает и социальная активность детей, они становятся более коммуникабельными и тянутся к общению со сверстниками. Взрослые бывают, по-настоящему, счастливы, наблюдая, какими проявлениями пополняется их эмоциональность – теперь они способны улыбаться, смеяться, научились обнимать и целовать папу и маму. При переизбытке чувств они целуют даже свои игрушки – любимых мишек и кукол. Чувства годовалых детей порою видны по их жестам и мимике, и родные, обычно, хорошо понимают этот язык.
Однако детки могут выражать не только довольство и положительные эмоции – они могут злиться и негодовать по поводу запретов, выглядеть расстроенными, когда папа уходит на работу, выказывать обиду, если их укладывают спать раньше времени. Малыши и сами неплохо разбираются в эмоциональном состояние отца и матери, определяя его по тону голоса и выражению лица, а из-за стремительного формирования у них долговременной памяти, часто демонстративно показывают обиду, запомнив недавние неприятные события.
Размышляя над тем, что должен уметь ребенок в 1 год, добавим, что он может танцевать и петь, с интересом изучать в зеркале своё отражение, знать предназначение многих домашних устройств, выполнять несложные просьбы и задания взрослых. Остаётся только подавать им хороший пример, чтобы чадо быстро впитало полезную информацию и претворило её в жизнь.
Как развиваются мальчики и девочки в 12 месяцев
Различия между способностями детей обоих полов, фактически, не различимы, но начинают сильно отличаться модели поведения. Когда встаёт вопрос, что должен уметь годовалый мальчик, логично ответить «всё», с той разницей, что он менее чувствителен, более самостоятелен, часто протестует, когда ему предлагают помощь. Ребёнок начинает чувствовать себя не просто личностью, но немного – мужчиной, который, собственно, и занят, по большей части, мужскими делами. Он много играет сам, любит машинки, конструктор, подвижные игры с мячом.
Надо ли это уметь в 12 месяцев девочке – разумеется, да, но малышка предпочтёт более спокойное времяпровождение за кормлением и переодеванием куклы, лечением зверей и подобными занятиями.
А вот естественный эгоизм развит у детишек обоих полов – они не понимают, почему надо отдать свою игрушку кому-то другому. И заставлять их это делать психологи не советуют, чтобы избежать скандала и истерики, лучше отвлечь ребёнка чем-то более интересным.
К одному году у детей также прочно входят в привычку навыки самообслуживания. Помимо использования ложки и чашки, они уже пользуются вилкой, откусывают и прожёвывают твёрдые кусочки, моют ручки, вытирая их полотенцем, осваивают горшок. Малыши уже вполне могут снимать с себя шапочку, верхнюю одежду, носочки и обувь на липучках. А чтобы быстрее одеваться, им нужна тренировка.
Что должен уметь делать ребёнок в год? Конечно, то чему его научат собственные родители, найдя для этого подходящее время и заинтересовав малыша. В основном, от них зависят достижения и неудачи годовалых детей
Совместные игры и занятия
У годовасиков следует развивать разные навыки и способности, уделяя внимания каждому пункту. В этом возрасте важно всё – физическое и творческое совершенствование малыша, формирование у него логического мышления, тренировка памяти и внимания.
Занятия и игры с малышом могут преследовать разные цели, но все они необходимы:
- Развитие двигательной функции, наверное, является одной из главных целей. Чтобы помочь малышу в этом непростом для него деле можно посоветовать родителям приобрести для малыша каталку в виде большой красивой машины или игрушечной коляски, которая будет стимулировать желание ходить, в то же время, являясь опорой для малыша.
- Среди игр, развивающих мелкую моторику, а также логику и память, можно выделить крупные мозаики и пазлы, конструкторы, игры-шнуровки, стаканчики, баночки и мелкие детали для складывания и пересыпания.
- Годовалым деткам уже подходят более сложные обучающие игрушки – фигурки-вкладыши, лабиринты, простые аппликации.
- Чтобы развить координацию и ловкость ручек и пальчиков крохи, используйте солёное тесто или пластилин. Конечно, ребёнок ещё не сможет слепить фигурку из этого материала, зато с удовольствием украсит раскатанную лепёшку мелкими элементами – ракушками, пуговками, цветными бусинками.
- Чтение – необходимый элемент не только развития, но и воспитания, поэтому читать ребёнку нужно ежедневно. Во-первых, он может запоминать новые слова, во-вторых, усвоит правильное произношение. Кроме того, изучение интересной и нужной информации повысит его интеллект и расширит кругозор.
- Дети с удовольствием займутся «игрой» на музыкальных инструментах, если подарить им барабан, детское пианино, ксилофон, маракасы, игрушечный бубен или гусли.
- Рисование маленькие дети очень любят, и это очень полезное для них занятие. В процессе создания своих необыкновенных шедевров, дети улучшают зрительную функцию, тренируют пальчики, учатся правильно воспринимать сочетание цветов, развивают воображение, память и мышление. К тому же, краски и карандаши – это отличные инструменты для детских экспериментов, главное, чтобы мама с папой были неподалёку.
- Хорошей тренировкой и, одновременно, игрой, станет и пальчиковый театр. В этом случае у ребёнка есть возможность самостоятельно создать героев из бумаги, картона или других материалов, а затем устроить настоящее представление. Такая игра задействует сразу несколько аспектов развития ребёнка.
Не стоит буквально понимать нормативные показатели того, что должен уметь 12 месячный карапуз, ведь многое зависит от желания и настоящей заинтересованности родителей в успехах своего ребёнка. И здесь следует напомнить, что поможет выкроить время для совместных уроков и игр – правильно составленное расписание дня маленького человека.
Распорядок дня годовалого малыша
При составлении режима для ребёнка следует учесть, что дети, предпочитающие спать один раз в дневное время, должны вставать позже. Это, разумеется, не каприз малыша, а его особенность организма и одного тихого часа днём ему вполне хватает, чтобы оставаться бодрым и жизнерадостным. Всего в сутки ребёнку требуется около 13-14 часов на отдых, при этом ночью он может спать от 9 до 10 часов, а днём 3-4 часа. В данный период уже пора приучать детей засыпать самостоятельно.
Годовалые дети питаются вместе со взрослыми, но им запрещены некоторые продукты, в том числе соленья, маринады, колбасные и копчёные изделия. Слишком мягкая пища, приготовленная по старинке, как в начале введения прикорма, может приводить к неправильному прикусу и нарушению пищеварения, так что детям необходимо давать и достаточно твёрдую пищу в виде небольших кусочков. В год уже можно постепенно переводить ребёнка на четырёхразовое кормление, тем более, если он уже не питается маминым молоком.
Правила ухода остаются такими же, как и в предшествующие месяцы, и предусматривают все основные гигиенические процедуры. Что касается зарядки и массажа, то они малышам необходимы, так как помогают укреплять структуру мышечных тканей, обеспечивают нормальное кровообращение и обогащение организма кислородом. Массирование, кроме того, снимает напряжение после активного бодрствования.
Развитие ребенка в двенадцать месяцев: видео
Представляя, что должен уметь ребенок в 1 год, и зная правила воспитания и обучения, родители, конечно, должны постоянно поощрять ребёнка к познавательной деятельности и стремлению делать всё самостоятельно. Но при этом нельзя забывать, что перед вами маленький ребёнок, который, по-прежнему, нуждается в родительской любви и ласке, и их не сможет заменить сухой, учительский тон.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: развитие, навыки, умения
Развитие ребенка в 1год 2 месяца качественно отличается от более раннего периода. Малыш постепенно приспосабливается к окружающему миру, находит с ним контакт, понимает свое место в семье. Какова же задача родителей? Какие сложности подстерегают в этом возрасте? На что необходимо обратить внимание? Как развивать ребенка в различных направлениях: физических, умственных? Нужно ли вмешиваться в процесс приобретения необходимых навыков и умений или спокойно наблюдать за успехами ребенка со стороны? Ответы на все эти вопросы представлены в данной статье.
Изменения, происходящие к 1 году 2 месяцам
Способности малыша существенно меняются по сравнению с развитием ребенка до года. Возрастает речевая активность.
- Происходит накопление пассивного словаря (область понимания слов). Ребенок не просто реагирует на слова взрослого, но уже осознанно может выполнять несложные инструкции: дай игрушку, сядь на диван, принеси мячик, и даже можно предложить крохе небольшое задание, например: «Достань кубик, которым играла та ляля».
- Развивается активный словарь, появляются новые слова для обозначения предметов, событий: бух, кака, мама, папа… Слова могут быть далеки от правильного вида, но это не столь важно для раннего возраста. Уже к полутора годам словарь ребенка может накапливать от 20 до 40 слов.
- Малыш имитирует звуки животных, различает виды, может показать, как «говорит» кошечка, собачка, особенно интересно дети демонстрируют ёжика.
- Более того, ребенок различает голоса близких людей, например, знает, что пришла бабушка, когда слышит её голос.
- Может сформулировать простую просьбу: «дай», «на».
- Формируется самостоятельная игра: ребенка на небольшой период времени может заинтересовать звенящая игрушка, или пирамидка.
- К этому возрасту проявляется самостоятельность. Если до года малыш нуждался в опеке родителей, то после на первое место выходит слово «сам». Появляется желание познавать мир собственными ошибками. Самому вынести горшок, подняться по лестнице, воспользоваться ложкой или даже вилкой.
- Ребёнок более осознанно воспринимает слова: можно, нельзя, своё, чужое;
- Проявляется характер. Очень сложно договориться или что-то объяснить, но по мере взросления и формирования психики, малыш начнёт воспринимать взрослого и более отчётливо понимать значения слов.
Физическое развитие детей в 14 месяцев
В зависимости от наследственной предрасположенности физические параметры детей при рождении сильно отличаются.
В течении первого года жизни организм готовится к двигательной активности. Основные показатели физического развития детей в 1 год 2 месяца можно отметить в таблице:
Мальчики
Вес, кг | 10,1 – 12,7 |
76 – 83 | |
Окружность грудной клетки, см | 49,4 |
Окружность головы, см | 48,22 |
Девочки
Вес, кг | 9,2 – 11,8 |
Рост, см. | 74 – 80 |
Окружность грудной клетки, см | 48,29 |
Окружность головы, см | 48,7 |
Разумеется, параметры физического развития сугубо индивидуальны, не стоит переживать, если ваш ребенок в чём-то не соответствует статистическим показателям. Если существуют определенные предрасположенности к каким-либо проблемам развития, это обязательно заметит педиатр.
В возрасте 1 года 2 месяцев у ребенка обычно сформировались нижние и верхние центральные резцы. Приходит время для прорезывания нижних и верхних боковых резцов, а с ним и сложные будни для родителей.
Изменения в весе, по сравнению с годовалым возрастом, незначительные. Увеличения в массе может вообще не происходить, либо измениться на 50-100 грамм. Физическое развитие оценивается по приобретённым ребенком навыкам. В этом возрасте малыш с нормотипичным развитием может вставать без опоры, стоять и делать самостоятельные без поддержки шаги. Считается, что к 1 году 2 месяцам дети должны начать ходить, но иногда это происходит до 18 месяцев. В этом случае учитываются не только физические возможности ребенка, но и психологическая готовность к процессу самостоятельной ходьбы. Бывают случаи, что дети в следствие испуга после падения начинают ходить значительно позже, даже при условии крепких мышц. Но всё же координация движений детей с каждым месяцем значительно меняется. Шаги становятся увереннее, движения разнообразнее. Малыш может забраться на невысокий диван и слезть с него. Легко приседает и встаёт.
У ребенка уже появились первые зубы: от 6 до 12, и, в связи с этим качественно меняется режим питания. Малыш пробует твёрдую пищу, постепенно угасает рефлекс сосания. Грудное вскармливание, либо приём смеси сокращается до 4-5 раз, кроха больше приобщается к «взрослому столу». Мелкая моторика рук и пальцев еще недостаточно развита, чтобы малыш мог самостоятельно держать стакан или ложку. Но это прекрасный возраст для начала воспитания правильных навыков питания. Для приёма жидкой пищи рекомендуется приобрести правильный набор посуды, с внешним прорезиненным донышком, чтобы тарелочки и кружки не скользили по столу и способствовали формированию самостоятельности.
Особенности формирования психики малышей
После года интерес детей к внешнему миру проявляется заметней. Маленькие исследователи рассматривают игрушки, реагируют на различные звуки, взаимодействуют со сверстниками, иногда вступают в конфликты. Любят разбирать, перекладывать предметы, складывать, осваивать новые способы манипуляции с игрушками. Иногда малыши заинтересовываются каким-либо предметом, и могут длительное время быть им увлечены. Ребенок благодаря многофункциональным игрушкам развивает свою мышечную активность, совершенствует моторные навыки. Меняется характер игры. Если раньше игрушки просто разбрасывались, то теперь, с каждым месяцем кроха пытается придумать новый способ игры: сложить кубики, надеть кольца на пирамидку.
Малыш подражает взрослым, любит прикладывать что-либо к уху, имитируя разговор по телефону, повторять за взрослыми различные звуки. Возрастает речевая активность: из слов начинают формироваться простые фразы: «мама – дай», «баба – на».
Терпит изменение эмоциональный фон ребенка. А также его эмоциональное общение с окружающими. Дети начинают соотносить реакцию взрослых со своими действиями, и, если мама выразила восхищение по поводу какого-либо происшествия, кроха попытается вновь это повторить. В следствие нехватки ласки со стороны мамы или папы, малыш будет требовать недостающее любым способом: плачем, криком. В этом случае не стоит бурно реагировать на поступки малыша или поддаваться манипуляции, тем более ругать, так как это может снизить доверие ребенка.
Малыши после года идут на контакт с улыбающимися и зовущими их людьми, уже не так дифференцируя между своими и чужими. Конечно, более недоверчивые дети предпочитают контактировать с мамой и папой, наблюдая за сверстниками с рук родителей. Но такие образы поведения – это вариант нормы. Ведь разные черты характера детей появляются с рождения и развиваются вместе с ними.
Способности детей: что умеют делать в год и 2 месяца
Сложно выявить все навыки малыша в этом возрасте. Они напрямую зависят от семьи, в которой развивается ребенок. От усилий, приложенных родителями. От времени, которое они тратят на развитие ребенка. Слишком заметна разница приобретения определенных умений между разными детьми.
Важнейшим показателем правильного развития является установление контакта с теми близкими, с которыми проводится больше времени. Если малыш не реагирует на слова мамы, не смотрит в глаза и не любит проводить время в компании взрослых, необходимо проконсультироваться с педиатром. Но обычно всевозможные отклонения выявляются до года.
Каждая мама задаётся вопросом, что же должен уметь ребенок к определенному возрасту.
У малыша постоянно формируются новые навыки, сначала незаметно, затем более наглядно и с каждым днём ребенок становится интереснее и самостоятельнее. Конечно, необходимо непосредственное участие взрослых, совместные игры и общение.
Основные умственные и двигательные навыки детей 14 месяцев:
- Понимание значений разных слов: названия посуды, одежды, бытовых принадлежностей, действий. Малыш подойдёт к телевизору, если попросить, а не к дивану. Откроет шкаф, положит пульт.
- Выполнение простых просьб.
- Развитие речевой активности. Пополняется активный словарный запас новыми словами или слогами, обозначающими слова.
- Умение стоять, ходить, забираться, удерживать в руках предметы и совершать действия с ними; легко передвигаться по дому, без помощи мамы.
- Организация игровых действий. Ребенок знает, как играть с машинками, кубиками, велосипедом…
- Подражание действиям взрослых – расчесывание, разговор по телефону, и даже нанесение макияжа.
Все дети развиваются по-разному. Нужно сравнивать детей в разумных пределах с другими или с собой в этом возрасте.
Отличительные особенности мальчиков и девочек
Если до года отличия между разнополыми детьми зрительно прослеживались лишь по физическим параметрам, то после года различие поведения девочек и мальчиков становится несколько заметнее.
Девочки охотнее контактируют с окружающими, более самостоятельны. Быстрее приобретают различные умения. Моторные навыки у маленьких принцесс начинают функционировать тоже раньше: даже в самообслуживании девочки преуспевают лучше мальчиков, раньше начинают одеваться самостоятельно (например, натягивать носочки, шапочку), «привыкают» к горшку. Девочки активнее запоминают и произносят новые слова. Качественнее формируется активный словарь.
Мальчики более активны, неусидчивы. Им требуется больше времени для усвоения нового. Но потом, не обращая внимания на окружающий мир, они будут долго заняты определенным делом.
Конечно, явных различий между детьми заметить нельзя, так как помимо пола каждый ребенок обладает разными способностями и темпераментом. И, учитывая, что, в основном, девочки начинают раньше ходить и говорить, можно отметить также большой процент мальчиков, обладающих такими же характеристиками.
Питание, сон и распорядок дня
Организация режима дня у детей 14 месяцев формируется исходя из обязательных пунктов:
- сон;
- питание;
- прогулки.
Сон является неотъемлемой частью жизнедеятельности ребенка этого возраста.
Сколько должен спать ребенок?
Исходя из индивидуальных особенностей, сон сохраняется до двух раз в день на протяжении 1,5-2-х часов. Некоторые дети постепенно переходят на дошкольный режим – сон один раз в день. Если ребенок проснулся ранее обычного утром, можно несколько сместить рамки сна, наблюдая за поведением.
Особенности питания в 1 год и 2 месяца
После года происходит активное приобщение к продуктам с общего стола. Если остаётся грудное вскармливание, порции основного питания могут быть меньше. Количество приёмов пищи 4-5 раз в день. Необходимо постепенно переводить ребенка на трёхразовое питание, так как вскоре малыш будет посещать детский сад.
Для того, чтобы пищеварительная система работала без сбоев, необходимо организовать режим питание в определенные часы каждый день. Так у малыша к моменту приема пищи будут формироваться необходимые ферменты для усваивания полезных веществ. 200-250 мл – таков объём желудка крохи в возрасте 1 года 2 месяцев. Следовательно, для насыщения ему необходимо приблизительно такое количество пищи. Продукты должны быть доведены до кашеобразной консистенции, так как несмотря на то, что у малыша появились зубки, ему еще сложно усваивать и перерабатывать твёрдую пищу.
Детям, которые получают искусственные смеси, можно предлагать их в качестве полдника, со временем заменяя их кисломолочными продуктами.
Вводя новый продукт в рацион малыша, необходимо следить за реакцией организма. Если случается какое-либо отторжение, как советуют педиатры, следует отложить последующий приём этого продукта минимум на полгода.
Продукты для питания малыша
В меню ребенка необходимо обязательно включать такие ингредиенты и блюда, как:
- Крупяные изделия: гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая каши. Детские врачи и диетологи не советуют наполнять рацион детей манной кашей.
- Супы. Если в семье принято готовить супы, к такой пище нужно приучать и кроху. Можно выбирать овощные или нежирные мясные бульоны.
- Мясо. Существуют гомогенизированное мясное пюре, которое не вызовет у крохи отторжения, но удивит необычным приятным вкусом.
- Яйца: куриные, перепелиные.
- Молочные и кисломолочные продукты и их производные.
- Овощи, фрукты. Эти продукты обязательно должны быть в рационе малыша, так как они способствуют правильной работе кишечника ребенка;
- Соль. По поводу соли мнения разнятся. Многие придерживаются такой точки зрения, при которой данный вид приправы исключается из рациона, для того, чтобы с раннего детства оградить малыша от привычки получать наслаждение от еды. Считается, что ребенок, не пробуя подсоленные продукты, усвоит настоящий вкус. Но другая половина уверена, что не стоит лишать солёности еду, достаточно немного недосаливать.
После приёма пищи можно выпить сок или компот. Но не рекомендуется пить во время еды.
Примерное меню на день
Дневной рацион составляется с учётом естественного или искусственного вскармливания. Грудное молоко матери после года уже не является полноценным приёмом пищи, оно, скорее, дополнение к основному кормлению. Молочную смесь из меню можно заменить йогуртом или кисломолочным продуктом.
Время приёма | Меню |
---|---|
Завтрак | молочная смесь (если ребенок на искусственном вскармливании), творог, яйца, каша, травяные чаи |
Обед | суп (овощной, на мясном бульоне), овощное пюре, мясное пюре, сладкие компоты, кисели, морсы |
Полдник | печенье с молоком, кисломолочные продукты, фрукты, творожки или йогурты |
Ужин | можно использовать молочную смесь, либо блюда, используемые для завтрака |
Обязательно необходимо выводить ребенка на свежий воздух. В тёплое время года 2 раза: утром и вечером, в более неприветливую погоду можно гулять 1 раз в день. Прогулки носят обязательный характер даже во время небольшого насморка или покашливания (разумеется в пределах разумного). Исходя из рекомендаций педиатров и возможных аллергических реакций или противопоказаний, можно выбрать нужный рацион питания и избежать проблем с неправильным пищеварением. Развитие и питание напрямую связаны между собой
Распорядок дня
Ниже представлен примерный режим дня после года.
Что делаем | Пробуждение | |
---|---|---|
Раннее | Позднее | |
Подъём, утренние процедура | 5-7 | 8-10 часов |
Завтрак | 6-30 – 7.00 | 9.30 – 10.00 |
Развивающие игры, прогулка | 8.00-10.00 | 10.30 – 12.30 |
Второй приём пищи. (Обед) | 10.30-11.00 | 11.00 – 13.00 |
Сон | 11.30 – 13.30 | 13.30-16.00 |
Полдник | 13.30 – 14.00 | 16.00 – 16.30 |
Игры, занятия | 14.00 – 15.30 | 16.30 – 19.00 |
Сон | 15.30 – 17.00 | отсутствует |
Игры, занятия, перекусывание | 17.00 -19.00 | 19.00 – 20.00 |
Ужин | 19.30 – 20.00 | 20.00 – 20.30 |
Вечерние процедуры | 20.00 – 20.30 | 20.30 – 21.00 |
Сон | 21.00 – 7.00 | 21.00 – 8.00 |
Как правильно развивать малыша
Необходимость раннего развития ребенка продиктована реальностью современного мира. Огромное количество возможностей, техник и методик раннего вмешательства в формирование способностей ребенка позволяет достичь больших результатов и с детства заложить предпосылки успешности.
В этот возрастной период выделяется несколько основных направлений развития малыша:
- Социальное окружение. Взаимодействие ребенка с детьми на площадке, со взрослыми. Ребенок должен знать, что мир не ограничивается лишь родителями. Малыш должен находить контакты с другими людьми.
- Речевое развитие. Организация правильной речевой среды. Способствование развитию речи ребенка.
- Познавательное развитие. Знакомство с музыкой, рисованием, сказками, книжками.
- Физическое развитие. Общая и мелкая моторика.
Как способствовать физическому развитию ребенка
Для того, чтобы ребенок правильно развивался, нужно уделять внимание его двигательной активности. Если малыш не сидит на месте, всегда в движении, значит нет повода для беспокойства, так как, познавая мир, крохе сложно сохранять спокойствие. Тем более, что ходить он научился совсем недавно, а впереди столько открытий! И теперь он может сам, без помощи мамы или папы изучать все уголки своего местожительства.
Но бывают противоположные случаи, когда малышу сложно даются двигательные навыки. Необходимо прислушиваться к советам специалистов по развитию детей. Если невролог рекомендует проведение комплекса массажа, не надо игнорировать эти рекомендации.
Помогайте ребенку развивать мелкую моторику рук, которая напрямую связана с развитием речи. В возрасте 1 года 2 месяцев важно не просто занять кроху чем-то, а участвовать в игре вместе с ним.
Рекомендуемые занятия:
- Игры с прищепками. Можно использовать яркие разноцветные прищепки, желательно не сильно тугие, чтобы малыш сам мог снять их и попробовать прицепить к мягкой игрушке или с помощью мамы.
- Рельефные коврики для профилактики плоскостопия.
- Перешагивание препятствий. Например, ходим за ручку по ступенькам или перешагиваем через невысокие бордюры.
- Развивающие игрушки с разным тактильным восприятием особенно благоприятно воздействуют на сенсорное развитие малыша.
- Пересыпание макарон или крупы в чашки. (Обязательно необходимо следить за ребенком, чтобы он ничего не брал в рот).
- Массаж пальчиков с опорой на считалочку или стишок. Можно использовать массажные шарики су-джок.
- Складывание пирамидок, кубиков, детских пазлов.
- Перебирание мозаики, морских камешков (только под контролем!).
Развивающие игры и приспособления должны отвечать требованиям возраста и качества, потому что малыш непременно захочет попробовать их на вкус, и даже откусить кусочек. Следовательно, развивающие занятия необходимо обязательно контролировать и следить за крохой.
Формирование умственных способностей ребенка 14 месяцев
К умственному развитию непосредственно относятся познавательное и речевое.
С раннего детства необходимо постоянно и много разговаривать с крохой, петь ему песенки, колыбельные. Малыш с младенчества учится технике речевого владения, перенимая артикуляцию мамы, пробуя различные нотки своего голоса в процессе гуления и лепета.
Родители должны разговаривать с ребеночком спокойным голосом, средней силы, немного замедляя скорость проговаривания. Необходимо выбирать для просьб небольшие, несложные предложения, чтобы ребенок мог вычленить слова и правильно их понять. Длинные слова сокращать, упрощать, например: машина – «би-би». Со временем малыш сам уйдет от упрощённых слов, но для накопления словаря подойдут разные слоговые комбинации. Имея в своём словарном запасе такие словечки, он поймёт, как сформировать из них фразу: «Би-би ту-ту» – (машина приехала).
Начинайте разучивать с ребенком стишок. Конечно, это еще не будет похоже на настоящее заучивание, но малышу достаточно лишь договорить последнее слово или слог в стишке. Таким образом, он познакомится с рифмой и темпо-ритмической организацией речи.
Мама должна проговаривать свои действия, названия предметов, иногда немного утрировано выделяя гласные звуки.
Если кроха не сильно стремиться озвучивать свои действия, тем более, что мама и папа итак прекрасно понимают мимику и жесты, и выполняют все желания, нужно поиграть в «Не понимаю!»
Для познавательного и психологического развития отлично подойдут яркие красочные и музыкальные книжки.
Рекомендуется познакомить ребенка с классической музыкой. Существует специальные сборники «Классика для детей», с легко воспринимаемыми не раздражающими мелодиями.
Любовь к ребенку выражается не только в создании для его жизни комфортных условий развития, питания, сна, уютной домашней обстановки, соблюдения правил гигиены. С каждым месяцем малыш всё больше и больше будет нуждаться в общении со взрослыми.
Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев (19 месяцев)
В 19 месяцев ребенок окончательно превращается в настоящую личность со своими характером, темпераментом и желаниями. Он может отказываться делать то, что просят родители, и настоятельно требовать выполнения своих потребностей. Кроха становится активным. Иногда, даже слишком. Он не может остановиться в познания мира. За этим очень интересно наблюдать. Но иногда такое поведение может привести к травмам. И тут родителям надо быть начеку.
Малыш уже очень многое умеет и хочет делать все сам, без помощи родителей. Но у него не всегда это получается. Именно поэтому ему нужны родители, которые помогут закрепить уже приобретенные навыки и научиться новым. Для развития ребенка в 1 год и 7 месяцев надо использовать его любимое занятие – подражание. Благодаря ему можно постепенно приучить кроху к помощи в бытовых делах, хорошим манерам и правильной речи. Кроме этого, надо предлагать карапузу и подвижные игры, поскольку он очень активен и постоянно хочет узнавать что-то новое.
Развитие ребенка в год и 7 месяцев
У ребенка в год и 7 месяцев уже есть много навыков и умений. Но ему предстоит научиться еще больше. У малыша уже проявляется характер и темперамент. Он становится более самостоятельным и хочет делать все без родительской помощи. В год и семь месяцев дети очень активные. Они постоянно бегают и резвятся. При этом часто их трудно уложить поспать. Им слишком интересно то, что происходит вокруг. А сидение в кресле становится для них невыносимым, хотя самостоятельно выходить целый день они пока не могут.
При этом у них появляются новые знания. Они точно знают, что некоторые вещи в доме трогать нельзя, но не всегда слушаются. Детки становятся ревнивыми и очень протестуют против появления у родителей на руках какого-то другого малыша. А когда мама уходит, они впадают в отчаяние и плачут.
В основе развития ребенка в 19 месяцев лежит подражание. Крохи в этом возрасте постоянно копируют взрослых и пытаются быть как они. Это баловство и стоит использовать для того, чтобы развивать новые умения малыша. К примеру, можно его попросить помочь со складыванием игрушек или сортировкой носков. К отличным детским развивающим играм в этом возрасте относятся мозаика и конструктор. Крохе очень нравится находить и соединять разные детали.
Не забывайте, что для полноценного развития малышу надо придерживаться четкого распорядка дня, который включает в себя еду, сон, прогулки, игры и обязательно развивающие упражнения. Питание крохи надо тщательно продумывать, поскольку оно должно быть сбалансированным. В основе рациона – белки животного происхождения.
Ребенок начинает формировать предпочтения в еде и уже знает, что ему нравится, а что нет. Корректировать рацион надо в соответствии с предпочтениями малыша.
Физическое
Физические показатели детей в год и 7 месяцев в среднем такие: девочки весят 11,2 кг при росте 81 см, мальчики – 11,5 при росте 84 см. Но у некоторых детей данные могут быть другими и это тоже нормально. Дети в этом возрасте очень активны, постоянно резвятся, бегают и балуются. В то же время они становятся самостоятельнее. Им уже не требуется помощь в доставании игрушки со стола.
Карапузы становятся осторожнее, и снижается риск того, что стягивая игрушку с высокой поверхности, они опрокинут и рядом стоящие вещи. Координация малышей становится намного лучше. Дети умеют строить башни из кубиков и не рушить их. Крохе удается довольно хорошо ходить и танцевать. Правда, бегать он продолжает с широко расставленными коленями, невысоко поднимая ноги.
Умственное
У детей начинает развиваться абстрактное мышление. Они умеют и любят притворяться и воображать что-то. Карапуз уже осознает абсурдность некоторых ситуаций, замечает противоречия и может рассмеяться из-за них. К примеру, если ногу назвать рукой, он поймет, что это шутка.
Он очень активно учится и повторяет различные эксперименты. Это даже не всегда может быть игра. Малыш пристально и сосредоточено наблюдает за родителями и имитирует их поведение. У детей в этом возрасте хорошо работает память: он легко запоминает стишки и песенки. Ему достаточно для этого нескольких повторений.
Социальное
Ребенок в 1,7 любит компании. Ему просто необходимо общаться со своими сверстниками. И хотя он все еще нуждается в постоянном контакте с родителями, больше интереса он проявляет к игре с другими карапузами. Иногда дети в этом возрасте могут проявлять агрессию, гнев и недовольство.
Не удивляйтесь, если ваш ребенок дерется, кусается или кричит – это все в пределах нормы. Он просто не умеет по-другому показывать свое негодование и не имеет самоконтроля.
Не поощряйте такое поведение или даже просто не обращайте на него внимания, пока кроха не успокоится. Хотя объяснить малышу, что так делать нельзя, все же нужно. Но не кричите на него, всегда можно поговорить с карапузом спокойно.
Речь
В 1,7 малыш уже много говорит. Хотя и не всегда понятно. Он умеет конструировать простые фразы из двух-трех слов. Больше общайтесь с чадом. Даже если он занят чем-то другим.
Все сказанное вами отложится у него в подсознании и сформирует пассивный словарный запас. Дети понимают просьбы взрослых и знают слова-запреты. Хотя не всегда на них реагируют.
Психика ребенка в 19 месяцев
Дети в этом возрасте уже имеют и осознают свои потребности, желания и запросы. Они превращаются в полноценного человека. Если кроха что-то захочет, он непременно начнет требовать это. Однако родители не всегда способны понять, чего хочет их чадо, поэтому могут возникнуть проблемы.
Родителям надо научиться интуитивно понимать кроху и устранять то, что может его тревожить. Будьте готовы к тому, что на ваши замечания малыш ответит агрессией или гневом. Часто в 19 месяцев дети боятся темноты и пугаются непонятных звуков и шорохов.
Что умеет делать
Карапуз продолжает активно развиваться и приобретать новые навыки. При этом у каждого малыша набор умений разный и зависит от того, что больше развивали родители до этого. При этом все же существует определенный набор навыков, без которых в 1,7 карапуз просто не может.
Вот небольшой перечень того, что должен уметь ребенок в этом возрасте:
- называть свое имя;
- узнавать себя в зеркале;
- понимать, когда ему разрешают, а когда запрещают;
- ходить без помощи, и даже бегать, дети в этом возрасте могут при надобности подниматься по лестнице;
- переступать препятствия;
- пытаться одеваться;
- помогать в некоторых бытовых делах.
Игры и игрушки для этого возраста
Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Ему будут не интересны слишком детские игрушки, но и с теми, которые предназначены для малышей постарше, он еще не сможет справиться. Лучшая игра для детей этого возраста – подражание. Он как никогда активно копирует действия и манеру поведения своих родителей. Воспользуйтесь этим и превратите подражание в игру. К примеру, попросите помочь убрать носки или рассортировать их по цветам.
Предложите малышу поиграться с мозаикой, пазлами или конструктором. Ему надо будет подбирать и складывать детали по размеру и цвету. Кроха будет в восторге от этого занятия. Также стоит использовать развивающие наборы, например, Маленький музыкант.
Не забывайте про подвижные игры. Побегайте с карапузом во время прогулки или поиграйте с ним в прятки. Физические нагрузки помогут вашему чаду тренировать мышцы и совершенствовать уже приобретенные умения.
Питание
Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.
Инфографика питательных продуктовПеретирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.
Примерное меню
Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.
Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.
Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.
Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.
Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.
Что делать, если у ребенка плохой аппетит
Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.
Составляя рацион малышу, помните, что основу его питания должны составлять белки животного происхождения.
Сон и режим дня
Кроха должен жить по режиму. Его должны составлять взрослые, но с учетом особенностей своего чада. В распорядке надо по часам распланировать каждое действие малыша. Вы должны выделить время для еды, сна, игр, развивающих занятий, прогулок и гигиенических процедур.
Спать малыш должен ночью от 10 до 11 часов беспробудным сном. Днем укладывайте кроху один раз на несколько часов. Делайте это, даже если карапуз утверждает, что не устал. Пускай хотя бы просто полежит.
Инфографика режима дняНесколько дней без дневного сна — и малыш станет капризным, нервным и агрессивным. Если ребенок плохо спит ночью, то попробуйте позже его укладывать или обеспечивайте больше активности на свежем воздухе.
Безопасность
Малыш в 19 месяцев очень активно ходит и бегает, поэтому возрастает риск получения травм. К тому же ребенок уже может ходить по лестнице и забираться в различные места. Он просто не может оценить, какая опасность может его поджидать, а значит, не может от нее обезопасится. Постоянно присматривайте за крохой и при надобности страхуйте от травм.
Будьте осторожны и в ванной комнате во время купания. Лучше повытаскивать все электроприборы из розеток. И не допускайте малыша с такими предметами к ванной. На кухне рекомендуют всю горячую посуду ставить ручками назад, чтобы карапуз не схватился за них. Ничего, что может ударить, поранить или разбиться, нельзя ставить на краю стола. Также ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка самим возле воды.
Чему нужно научить ребенка
В 1 год и 7 месяцев стоит начать постепенно приучать малыша к горшку. Нельзя делать этого насильно. Все должно проходить в форме игры. Объясните ему, зачем надо уметь это делать, познакомьте с унитазом.
Приучайте ребенка следить за собой: умываться, мыть руки и чистить зубы. Научите кроху играм, в которые он может играть с другими детьми. Помогайте малышу совершенствовать свой словарный запас, постоянно общаясь с ним. Постоянно называйте ему разные цвета и указывайте на них. Учите его помогать вам в быту.
Несколько советов для родителей
Постоянно занимайтесь своим малышом. Не думайте, что, если он самостоятельно может играться игрушками, то можно пустить его развитие на самотек. Не кричите и не бейте ребенка. Но наказывайте его за ошибки: оставьте на какое-то время без игрушек или запретите смотреть любимый мультик. Как правило, дети очень быстро понимают правила поведения и в следующий раз надо просто напомнить им последствия их поведения. Однако им нужна и похвала за хорошее поведение.
Просите малыша о помощи. Во-первых, ему это понравится, а во-вторых, это приучит его помогать.
Давайте карапузу возможность проявлять самостоятельность и разрешайте ему больше ходить. Не запрещайте своему чаду копаться в листьях или песке. Поощряйте проявления симпатии чада к другим людям. Пускай он им машет, улыбается, говорит с ними.
Уход за малышом
Чем старше становится карапуз, тем легче за ним ухаживать. В 1,7 малыш меньше ходит в штаны, а некоторые даже довольно хорошо умеют пользоваться горшком. Утром и вечером карапуза надо умыть, почистить ему зубы. В этом возрасте следует закалять кроху.
Гуляйте с ним больше на свежем воздухе, выводите на солнце, обтирайте водой и обливайте. Не забывайте и про гимнастику. Пускай карапуз повторяет за вами элементарные физические упражнения: повороты в стороны, махи руками, прыжки и броски мяча в цель.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности и нормы развития
Взрослых, воспитывающих первенца, тревожит проблема — что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев, как помочь любимому чаду развить навыки. Полуторагодовалый мальчик или девочка уже не просто усваивают нужную информацию, но и делают выводы, пробуют анализировать увиденное. Ошибка взрослых — внимание обращают на навыки физической активности, забывая о том, что не менее важно способствовать развитию характера, личности.
Особенности возраста
Полуторагодовалый малыш уже проявляет некоторую заинтересованность — слушает сказки, песенки, реагирует на знакомую мелодию. Родителям рекомендуется чаще обращаться к чаду, со временем он попытается повторять за взрослыми, что способствует развитию речи.
В полтора года ребенок начинает сам кушать, уверенно держит вилку, ложку, пытается откусывать, жевать твердую еду. Малыш без помощи родителей пьет из кружки, хотя не всегда удачно. В быту ребенок также проявляет активность — убирает игрушки, «читает» книжки, пытается чистить зубы, одеваться. Умывается с удовольствием, причем больше радости приносит игра со струей воды, чем само умывание.
Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев
В 1,5 года большинство детей уже начинают уверенно передвигаться без помощи родителей. Малыши учатся приседать, подниматься по ступенькам, самостоятельно наклоняются за игрушками или заинтересовавшими предметами. Не стоит ожидать слишком многого — держится он еще неуверенно, падает, довольно неуклюжий. Опасность, которая поджидает ребенка, — благодаря плохо развивающемуся чувству самосохранения легко получить травму. Не рекомендуется оставлять в помещении даже на короткое время, безопасные предметы способны причинить вред здоровью.
Физические навыки в полуторагодовалом возрасте развиваются стремительными темпами. Малыш активно передвигается, обожает качаться, спускаться с горки, резвиться со сверстниками. Родителям постоянно нужно быть начеку — любопытство, энергия способны сыграть злую шутку.
Нервно-психическое развитие ребенка в полтора года
Определить, не отклонилось ли нервно-психическое развитие от нормы, несложно, важно в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за характером, поведением. Навыки малыша, соответствующие норме:
- проявляет интерес к обследованию помещения, пытается заглянуть во все укромные уголки;
- обожает играть с взрослыми в прятки;
- умеет сортировать игрушки по форме, цвету, размерам;
- складывает пирамидки;
- умеет отличать части тела, показывает пальцем или касается рукой при услышанном от родителей названии;
- учится находить знакомые картинки в книжках, по просьбе родителей показывает собачку, кошку, зайчика.
Насторожиться нужно, если ребенок с трудом ходит, не реагирует на речь взрослых, даже не замечает отсутствия одного из родителей. В таких случаях рекомендуется отправиться к педиатру, объяснить особенности поведения сына или дочери.
Познавательное развитие ребенка
Большинству детей в полуторагодовалом возрасте нравится слушать музыку. Педиатры рекомендуют взрослым чаще включать разные мелодии — часто этого оказывается достаточно, чтобы успокоить ребенка, помочь накормить или спокойно одеть капризулю. Предпочтение следует отдать спокойной музыке — классике или детским мелодиям. Пение птиц, звуки леса, зверей также заинтересуют малыша, поспособствуют его познавательному развитию, помогут улучшить навыки речи.
Обязательно часто читать с детьми книги. Раньше малыш только рассматривал картинки, теперь охотно слушает сказки, детские рассказы, пытается связать сюжет с рисунком. Родителям рекомендуется подробно объяснять увиденное, задавать вопросы, на которые кроха должен найти ответ на картинке.
Речевые навыки
К развитию речевых навыков приступать рекомендуется значительно раньше. В 18 месяцев дети уже должны усвоить самые простые команды, реагировать на указания родителей, показывать некоторые предметы быта, одежду, животных на картинках.
Больше общаться — благодаря рассказам взрослых начинает формироваться речь крохи.
Совместные игры также приносят немало пользы. Обязательно объяснять каждое движение, просить повторить простые слова. Не беда, если не все сразу получается — со временем речь ребенка становится внятной.
Во время прогулок продолжать беседу. Изъясняться простыми словами, словосочетаниями, большее внимание акцентировать на прилагательные. Обязательно характеризовать окружающие предметы, объяснять цель их применения.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
В 18 месяцев малыш многое умеет, причем большинство навыков развиваются при непосредственном участии взрослых. Ребенок, которому исполнилось полтора года, может:
- передвигаться без помощи, пытаться наклоняться, подтягиваться за вещами, которые находятся на расстоянии над полом;
- играя с взрослыми, повторять ряд движений — перекатывать мячик, возить паровозик, укладывать животных или кукол спать;
- сообщать об основных физиологических особенностях, потребностях — просить пить, есть, начинать беспокоиться, если нужно отправиться на горшок;
- пытаться произносить простые слова, сочетания букв;
- на просьбу родных показывать, что нарисовано на картинках;
- выполнять просьбы родителей, родственников.
Еще одна особенность детей — в возрасте полутора лет они уже умеют различать родных, чужих людей. К домашним идут с удовольствием, на незнакомцев реагируют плачем, настороженностью, отказом подойти.
Чем отличается развитие мальчика и девочки в 18 месяцев?
Особых отличий у полуторагодовалых девочек, мальчиков нет. Особенности темперамента и характер практически не отличаются — разница полов, более резко появляющаяся в грудном возрасте, сглаживается.
Единственное, что нужно помнить взрослым — мальчики в этом возрасте требуют большего внимания, чем девочки. Придется чаще играть, посвящать больше времени. Девочки наоборот — привыкают с грудного возраста к повышенному вниманию, рекомендуется незаметно отучивать малышек от привычки постоянно быть под контролем родителей.
Необходимые исследования
Регулярные медицинские осмотры обязательны, посещать педиатра придется несколько раз в год. Обязательно наносить визит логопеду — чем раньше определить проблему с развитием речевых навыков, тем проще ее устранить в полуторагодовалом возрасте.
В 18 месяцев малыш должен произносить большинство букв, повторять их за взрослыми людьми. Рекомендуется обратить внимание, как правильно выговариваются определенные звуки (р, с, в, л). Если есть проблемы, посоветоваться с логопедом, как правильно реагировать на проявление, совместно разработать ряд упражнений, направленных на исправление дефектов речи.
Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?
В 18 месяцев рекомендуется приобретать игрушки, направленные на развитие мышления, логики, речи. Отлично подойдут:
- солитеры;
- пирамидки;
- игрушечные телефоны, планшеты, издающие разные звуки;
- говорящие куклы;
- кубики;
- мячи.
Обязательно выбирать игрушки разной формы и цвета, потом в играх легко будет продолжить обучение.
Трудности воспитания
Пытаясь улучшить навыки ребенка, важно помнить, что не следует заставлять что-либо делать. Лучше занятия превратить в игру, проводить обучение, используя игрушки, детские книги. Действовать ненавязчиво, малыш должен с удовольствием приступать к упражнениям.
Если полуторагодовалый малыш отказывается слушаться, рекомендуется на некоторое время отказаться от занятий.
Нужно сходить к педиатру, посоветоваться, как заинтересовать ребенка, какие игры лучше выбрать, от чего отказаться. При истериках рекомендуется попытаться отвлечь, переключить внимание на интересную игрушку, книгу. Идти на поводу не стоит — достаточно один раз показать, что криком легко добиться желаемого, дети обычно пытаются обратить себе на пользу этот навык. Далее будет значительно сложнее — ребенок будет плакать и капризничать по любому поводу.
Полуторагодовалый ребенок — полноценный член семьи со своими увлечениями, требованиями, чертами характера. Обязанность родителей — поспособствовать развитию речи, физических навыков. Главное — не действовать самостоятельно, лучше предварительно посоветоваться с педиатром, подобрать индивидуально методику. Допущенные в воспитании ошибки также обязательно обсуждать с доктором — исправлять их нужно своевременно.
Что должен уметь ребенок в полтора года? Развитие, речь и способности
В возрасте полутора лет происходит быстрый скачок развития. Кроме обычного повторения действий малыш учится анализировать информацию. Он активно познает окружающий мир, проявляет первую самостоятельность. Социальные и интеллектуальные навыки активно развиваются. Многих родителей волнует вопрос, что должен уметь ребенок в полтора года?
Развитие интеллекта
В этом возрасте ребенок вполне способен различать формы предметов, т.е. из предложенных вариантов выбрать кубик или мячик. Обучение ребенка должно проводиться в игровой форме, чтобы не пропал интерес юного исследователя.
В 18 месяцев дети проявляют интерес к подбору предметов определенной формы для различных отверстий. Не всегда попытки оказываются успешными, но со временем навык приобретает все большую развитость.
Ребенок уже понимает отличие размеров предметов. Маленькие и большие игрушки могут также использоваться в совместных играх.
Многие дети в этом возрасте способны различать основные цвета. Четкого произношения еще нет, но найти нужный оттенок малыш уже может. В первую очередь следует познакомить ребенка с такими цветами как: синий, желтый, красный и зеленый.
Дети полуторагодовалого возраста любят «читать» самостоятельно. Они с интересом разглядывают книги, издавая звуки чтения. Интересны будут крупные рисунки в книгах, объяснение деталей.
Большую часть предметов дети могут отличать по их назначению. Зеркало – смотреть, расческа – причесываться, танцевать – совершать произвольные движения и т.д.
Даже если ребенок еще не говорит, он вполне может объяснить родителям свои желания, причем не просто криком, а осознанными действиями.
Именно в возрасте 1,5 лет происходит процесс подражания поведению взрослых. Малыш будет стараться повторять все действия, которые ежедневно наблюдает вокруг.
Физическая активность
Что должен уметь ребенок в полтора года:
- Практически все дети могут ходить без опоры
Малыши способны забираться по ступенькам и слазить с них, приседать, выполнять наклоны. Некоторая неуклюжесть в действиях все равно присутствует. Не редко дети падают, спотыкаются. А при отсутствии должного чувства самосохранения, передвижения ребенка становятся весьма опасными.
Дети еще не могут оценить угрозу от каких-либо предметов, а излишнее любопытство двигает их на покорение все новых вершин. Детей в этом возрасте не стоит оставлять одних, даже если на первый взгляд, опасностей в комнате нет.
- Малыши с большим удовольствием ходят на прогулки, проявляя все большую активность в коллективе
Они любят качаться, кататься на горках и забираться в самые неподходящие места. Кроха еще не в состоянии оценить свои силы, поэтому родителям необходимо всегда быть рядом.
- Полуторагодовалые дети начинают кушать самостоятельно, умеют жевать
Они спокойно удерживают ложку в руке, пьют из кружки, откусывают кусочки пищи. Малыши становятся более самостоятельные в своих физических действиях. Они готовы сами мыть руки, убирать игрушки, чистить зубы, читать. Заметно все больше самостоятельности.
- Проявляются первые навыки общения, причем не только со знакомыми, но и с другими людьми
Дети интересуются всеми происходящими событиями вокруг, играми других детей, поведением взрослых.
Рост и вес
От года до полутора лет вес малыша увеличивается примерно на 1300 г. В росте дети прибавляют около 6-7 см. Увеличиваются также окружность головы и грудной клетки на 1-1,5 см и 1,5-2 см соответственно.
Средние показатели роста и веса в 1,5 года:
- Вес: 10200-10900 г;
- Рост: 80,7-82,3 см;
- Окружность грудной клетки: 49,9-50,4 см;
- Окружность головы: 46,2-47,4 см.
Мальчики в этом возрасте, как правило, несколько крупней девочек. Но нормальные показатели для каждого ребенка определяются индивидуально, поэтому не стоит сильно переживать, если вам малыш весит чуть больше или чуть меньше нормы.
Для того, чтобы вовремя заметить нарушения в развитии, необходимо знать об особенностях физического, интеллектуального и эмоционального развития малыша в разном возрасте. Все об умениях и навыках полугодовалых крох – в материале “Что должен уметь делать ребенок 6 месяцев“
Насколько развита моторика
Моторика детей в возрасте 1,5 лет также активно развивается:
- Появляется умение разворачивать различные упаковки
- Интерес проявляется к открытию емкостей, банок, коробок
- Строение пирамидок и башенок из подручных материалов
- Интерес к складыванию пазлов
Отдельные элементы крупных мозаик малыш может самостоятельно положить на нужное место, эти способности очень важно развивать, такие занятия хорошо тренируют мелкую моторику.
- Рисование карандашами, пальчиковыми красками понятных фигур и линий
- Дети с интересом повторяют одно и то же действие по несколько раз, особенно если оно хорошо получается
Речевые навыки
Словарный запас детей в полуторагодовалом возрасте составляет около 40 слов. Четкого произношения ожидать не стоит. В основном, в арсенале ребенка имеются слова, подражающие звуками (би-би, кис-кис, ав-ав и другие).
Некоторые дети уже могут составлять словосочетания из пары слов. Склонение и другие правила языка им еще не подвластны, но общий смысл речи становится понятным.
Именно в этот период времени происходит закладка пассивного словарного запаса детей, поэтому важно стараться научить их произносить как можно больше слов. Чем больше они слышат и видят, тем больше запоминают.
В будущем, все эти спрятанные знания выражаются в хорошо развитой полноценной речи. Поэтому родителям рекомендуется озвучивать все происходящее вокруг, как дома, так и на прогулке.
Для нормального речевого развития детей следует всегда реагировать на просьбы, вопросы и слова малыша. Во взрослой речи не должно быть исковерканных слов, подражающих звуков. Ребенок должен сразу воспринимать нормально поставленную взрослую речь.
Если кроха еще не может четко разговаривать в этом возрасте, не стоит расстраиваться и паниковать. При достаточном внимании и регулярном общении малыш вскоре научится говорить связными предложениями.
Эмоциональное развитие
Дети очень чувствительны к эмоциональному фону вокруг. В этом возрасте они уже способны почувствовать резкие перемены в настроении взрослого. При радости и гневе мамы, малыш начинает понимать происходящее.
Уже в 1,5 года дети копируют поведение и выражение взрослых эмоций. С помощью криков, плача и радостных воплей ребенок учится привлекать внимание к себе.
Становятся заметными социальные навыки у малыша. Подражая взрослым, он может поцеловать, обнять или утешить другого человека. Но такие проявления редко случаются по инициативе ребенка.
Чаще всего они выполняют просьбу взрослых. В возрасте полутора лет малыш легко может менять одну эмоцию на другую практически мгновенно. Громкий плач сменяется радостью, слезы обиды превращаются в улыбку.
Бытовые навыки
Что умеет ребенок в этом возрасте?
- С увеличивающейся самостоятельностью ребенка, происходит и развитие бытовых навыков.
Малыш уверенно держит ложку и делает первые попытки самостоятельно кушать и пить. Для начала лучше предлагать густую пищу, пока навык не сформируется окончательно. Появляются и другие умения.
- Детки проявляют интерес к самостоятельному одеванию.
Чаще всего это относится к шапкам и варежкам. Родители должны поощрять самостоятельные попытки ребенка, проявлять терпение, даже если процесс одевания будет занимать около часа. После того, как малыш оденется сам, следует похвалить его.
- Ребенок становится активным помощником в бытовых вопросах
Он может отнести предметы в мусорное ведро, протирать тряпкой пол, стирать со стола, стараться делать многие многие другие дела по дому. Все действия ребенка копируют деятельность взрослых. Многие полуторагодовалые дети уже просятся в туалет. С удовольствием моют руки или чистят зубы.
Социальное поведение
Поведение детей в возрасте 1,5 лет становится все более спокойным. Конечно, истерики и капризы еще могут случаться, но малыш учится выражать свои эмоции другими методами.
При гармоничных отношениях детей и родителей, в этом возрасте кроха становится очень ласковым и заботливым. Он может пожалеть и обнять маму, нежно держать ее за руку.
Появляется первый интерес детей к совместным играм. Малыши с удовольствием наблюдают друг за другом. Но в процесс такого общения нередко возникают драки и обиды, т.к. дети еще не умеют правильно общаться, делиться, уступать. Выйти из сложной ситуации всегда поможет отвлекающий маневр. Переключить внимание малыша не составит труда.
В этот период детям все равно интересней играть с взрослыми, потому что пока отсутствует должный уровень речевого развития. Но в дальнейшем, будет проявляться все больший интерес к другим детям.
Распорядок дня
В возрасте 1,5 лет, как и в более ранние периоды, необходимо наличие четкого режима дня. Периоды сна и бодрствования должны быть разделены. Правильное и полноценное питание – неотъемлемая составляющая воспитания здорового ребенка.
Некоторые дети в этом возрасте продолжают спать днем по 2 раза. 18 месяцев – отличное время для перехода на один сон, длительностью около 3 часов.
Рекомендуются двухразовые прогулки каждый день. По-прежнему можно гулять с малышом, пока он спит. Сон на свежем воздухе очень полезен для детского организма. Для полноценного развития крохи следует гулять не менее 2 часов в день.
Примерный распорядок приведен в таблице
В питании рекомендуется придерживаться четкого расписания. Промежуток между приемами пищи должен быть не более 4 часов. Пятиразовое сбалансированное питание поможет растущему организму.
Средний объем потребляемой пищи в день должен составлять 1000-1300 мл. Более точно определить величину порций, можно разделив вес малыша на 9. За один раз рекомендуется давать ребенку не более 250 мл еды. эти рекомендации стоит соблюдать до достижения ребенком возраста двух лет.
Питание детей в этом возрасте становится все более разнообразным. Вводятся новые продукты, блюда становятся приближенным к взрослой еде. Все также рекомендуется ограничить детей в потреблении вредной и сладкой пищи.
Отвечаем на вопрос – какой увлажнитель воздуха лучше для детей и почему.
C чего начать планирование беременности женщине и как нужно вести себя будущему папе?
Отличие девочек и мальчиков
В 18 месяцев отличия в поведении и характере разнополых детей становятся все более явными. Мальчикам требуется больше внимания, доверия и участия в жизни. Рекомендуется давать больше самостоятельности маленьким мужчинам, приучая их выполнять взрослую работу.
Опека и чрезмерный контроль действий малыша может губительно сказаться на самооценке и уверенности в своих силах в будущем.
Девочки же становятся все более чуткими и нежными. Им требуется больше ласки. Особенности психологии женского пола связаны с восприятием помощи мамы в качестве проявления любви.
Совместные игры с ребенком
Большой интерес вызывают пирамидки из разных фигур. Детки с удовольствием проводят время за возведением башенок, правда, не всегда соблюдая последовательность величин фигур.
Рисование также можно внедрять в программу развития ребенка. Малыши стараются выводить на бумаге не просто каракули, а осознанные круги, полоски, фигуры.
В играх с малышом можно использовать несколько предметов одинаковой формы. Ребенок должен без проблем находить подобные вещи, как в окружающем пространстве, так и по картинкам. Знать названия простых бытовых предметов (расческа, чашка, ложка).
Идеи для совместных игр и различных занятий – “развивашек” мы советуем поискать в интернете.
Ребенку будут интересны музыкальные игрушки и любые вещи, способные издавать звуки. Все бытовые вещи, одежда и кухонная утварь манят юного исследователя.
Игры детей становятся все более осознанными. Теперь во внимании малыша будет не одна игрушка, а сразу несколько. Кроха с удовольствием будет перевозить кубики в грузовике, одевать куклу, кормить игрушки.
Также всем мамам будет полезно знать, что должен уметь делать ребенок в 3 месяца. Внимательно наблюдайте за малышом, чтобы не пропустить возможных нарушений.
Полезные советы
- Регулярные совместные занятия и игры с ребенком оказывают большое влияние на его развитие
- Яркие и интересные игрушки из качественных материалов надолго займут внимание крохи
- Полезно чтение и просмотр различных картинок
- Самостоятельные действия и разумная опека будут ребенку только на пользу
- Взрослые разговоры, участие в жизни домочадцев помогают малышу чувствовать себя важным и нужным членом семьи
Гармоничное развитие ребенка связано с правильным подходом к воспитанию. Родители, готовые участвовать в жизни малыша ежедневно, вскоре увидят рядом с собой взрослого самостоятельно человека. Благодаря резкому развитию навыков в 1,5 года, малыш становится все более интересным и смышленым собеседником.
Доктор Комаровский о нормах и сроках
развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры
Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.
Физические параметры
Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:
- мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
- девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.
Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.
В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону “взрослых”, однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условноРежим сна и бодрствования
В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.
Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа – это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: каким должен быть здоровый режим ребенка в 1 месяц?). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.
Особенности рациона
В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.
Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:
- завтрак – 8:00;
- обед – 13:00;
- полдник – 16:00;
- ужин – 19:00.
Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.
Кушанья, содержащие большое количество белков, жиров и экстрактивных веществ лучше давать до полудня – они перевариваются длительное время, а также могут возбуждать неокрепшую нервную систему, мешая спокойному ночному сну. Каждый прием пищи должен содержать то или иное горячее (теплое) блюдо.
Основные правила составления меню:
- В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
- Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
- Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
- Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.
Физическое и интеллектуальное развитие
В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки:
- ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
- он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
- многие малыши начинают быстро бегать;
- кроха умеет присаживаться на корточки;
- у него получается открывать дверь в комнату;
- ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
- он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.
В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:
- с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
- собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
- находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
- отличать кубик от мячика или кирпичика;
- находить одинаковые предметы;
- показывать вещи по просьбе взрослого;
- ориентироваться в формах и размерах;
- собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: как научить собирать пирамидку из колец ребенка?).
В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:
- заменять подручными предметами реальные;
- повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
- изображать «чтение» книги;
- использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
- катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).
Бытовые умения, которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:
- начинает приучаться к горшку;
- пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
- аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
- расстраивается, если испачкался.
Речевые навыки
В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» – он совершит эти действия.
Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.
В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами – родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.
Развивающие игрушки
Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.
Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:
- для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
- для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
- для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
- для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
- для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
- для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.
Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »Поделитесь с друьями!