Физическое развитие с пеленок. Развитие с пеленок
Содержание:
Когда друзья спрашивают меня, что подарить молодой маме и новорожденному, я обычно советую приобрести качественный фитбол, малышовый спорткомплекс или абонемент в детский бассейн. Удивительный выбор для новорожденного, правда?
Однако мне кажется, что костюмчики и игрушки отслужат свое через несколько месяцев, а спортивными подарками здоровый, крепкий, активный и ловкий малыш будет пользоваться несколько лет.
Так сложилось, что в нашей семье уже несколько лет центром детской стал спорткомплекс для малышей. Старшему сыну пять лет, но место его «прописки» все равно не меняется! В два года он осваивал кольца и рукоход, учился кувыркаться и ходить по наклонной поверхности. Сегодня сын качает пресс на горке, подтягивается на турнике и боксирует подвесную грушу. А недавно родившийся малыш учится переворачиваться на мягких матах, подтягивается и садится, ухватившись за удобные тонкие перекладины лесенки, ползает по наклонной горке. И я вижу, как же здорово, что спорткомплексом можно пользоваться с самого рождения. Когда в доме создана интересная среда для физического развития, малыш с небольшой помощью родителей сам начинает осваивать различные виды движений, учится пользоваться кольцами и турником, прыгает и кувыркается.
0-3 месяца, все только начинается!
У вас на руках новорожденный — поздравляем! Вы можете сделать очень много для его здоровья: физические упражнения, массаж, закаливание, плавание, больше ласки и нежности для хорошего настроения. Большую часть времени ребенок проводит во сне, периоды бодрствования непродолжительные, от 10 минут до часа. Но уже в эти промежутки вы успеете позаниматься с малышом, доставить ему и себе несколько приятных мгновений. Познакомьтесь поближе с родным человечком, постепенно разденьте, устройте воздушную ванну. Погладьте мягкими движениями ручки и ножки, помассируйте от центра к периферии стопки и ладошки. Малышу понравится звук вашего голоса и тепло маминых рук. Со временем он станет бодрствовать подольше, вы сможете выполнить целый комплекс упражнений. В первые месяцы жизни уделите особое внимание упражнениям на рефлексы.
Нам только кажется, что младенец слаб и беспомощен. Природа наделила его рядом врожденных умений — рефлексов, помогающих выжить и приспособиться к изменяющейся окружающей среде. Некоторые рефлексы, такие как глотательный, останутся с ним на всю жизнь, другие пробудут всего несколько месяцев. Тем не менее, эти рефлексы очень важны: по наличию и степени выраженности рефлекса можно судить о здоровье и развитии ребенка. Зная основные безусловные рефлексы новорожденного, вы не только сделаете зарядку более разнообразной, но и укрепите малыша.
Рефлекс Робинзона: новорожденный ребенок удерживает при хватании вес свободно висящего собственного тела. Вкладывайте указательные пальцы в ладошки малыша и постепенно приподнимайте его. Чувствуйте предел его возможностей, пусть остальные ваши пальцы страхуют маленького! Как только почувствуете, что хват слабеет, возьмите на себя вес тела и мягко опустите малыша. Не позволяйте детке «упасть»!
Когда вы научитесь определять усталость, предвосхищая разжимание ладоней, замените ваши пальцы на подходящую по диаметру палочку, выполняйте упражнение над мягкой поверхностью. Со временем переходите к перекладине малышового спорткомплекса, продолжайте страховать маленького гимнаста и не удивляйтесь, многие детки могут висеть довольно долго!
Рефлекс автоматической походки: при легком наклоне тела вперед и упоре стоп новорожденный делает шаговые движения. Поддерживайте малыша под мышки, упритесь его стопами о поверхность кровати или стола, наклоните корпус вперед. Дождавшись первого шага, перемещайте тело вслед за слегка путаным переступанием маленьких ножек. Когда малыш устанет, он просто присядет — значит, подошло время прекратить занятие. Топайте по разным поверхностям: гладкий и прохладный мат, шершавая мочалка, пушистое банное полотенце, резиновый коврик с пупырышками.
Рефлекс ползания Бауэра: при надавливании на подошвенную поверхность ног новорожденного, уложенного на живот, ребенок рефлекторно выполняет движение ползания. Положите малыша на живот, подставьте ладони под пяточки — он оттолкнется и продвинется вперед. Таким образом ребенок может проползти несколько метров. Когда маленький начнет фокусировать взгляд на предметах, привлекайте его внимание яркой игрушкой.
Ползать по ровной поверхности достаточно трудно, ведь малышок даже не умеет держать голову. Вы можете помочь его перемещениям, используя горку спорткомплекса. Установите горку на самую нижнюю ступеньку лестницы, в месте приземления разместите мат. Положите малыша на живот на горку лицом в сторону нижней части. Перед малышом на мат можете положить яркую музыкальную игрушку. Наклон получится небольшой, но ребеночек потихоньку начнет сползать вниз. Прибавит чуть-чуть усилий и сползет еще быстрее. Устанавливая горку под небольшим углом, вы добиваетесь плавного ползанья, а не «соскальзывания» вниз.
Нужно постоянно следить, чтобы ребенку было легко двигаться, чтобы ничто ему не мешало, например, сковывающая одежда, иначе младенец потеряет вкус к этому занятию. Лучше всего класть малыша на горку совсем голенького, если температура в комнате позволяет, или в хлопчатобумажной футболке. Кладите маленького сначала близко к краю горки, постепенно увеличивая расстояние, которое он проползает.
Купание не только доставит малышу немало приятных мгновений, радости контакта с теплой водичкой и нежными мамиными руками, но и предоставит возможность поупражняться. В воде действие сил гравитации на тело компенсируется выталкивающей силой — вы можете «распрыгать» маленького, покачать его полусидя, как на качелях. Придерживая под подбородок, водите по ванной восьмерками, позволяйте толкаться от бортиков. «Утиный» рефлекс помогает ребенку задерживать дыхание при попадании струи воды или воздуха на область носа. Подуйте в личико ребенку, полейте на макушку водой из ладони — если малыш легко задержал дыхание, он готов к настоящим ныряниям. Дуйте в лицо и опускайте малыша под воду. Вначале на долю секунды, а затем, если вы почувствуете, что малыш готов, проводите под водой больше времени. Главный показатель хорошего занятия — довольный ребенок.
Упражнения на фитболе наверняка понравятся вашему малышу, покачивания вперед-назад, вправо-влево успокаивают маленького, одновременно укрепляя его мышцы. Меняйте направление движения и амплитуду раскачиваний, катайте детку по кругу, по диагонали, в разные стороны, пружиньте с разной интенсивностью. Дети хорошо расслабляются на мяче, поэтому здесь, легонько пружиня его своими коленями, вы можете выполнять массаж, пальчиковую гимнастику, упражнения на растяжку. Малыши гибкие от природы, помогите им сохранить эту гибкость и легкость движений. Разогрев тело упражнениями, завершите зарядку растяжкой: похлопайте стопками друг о дружку, дотянитесь сложенными стопами до животика, подбородка. Пусть малышу будет приятно, действуйте в зоне комфорта. Поиграйте в телефон: пощекочите ножку и дотянитесь стопкой до ушка, щечки, носика. Выпрямите и сложите ножки, спрячьтесь за ними, а потом — «Ку-ку!» — мама выглянула и широко развела ножки в стороны, получился почти поперечный шпагат!
3-6 месяца, изучаем мир вокруг
Малыш растет, набирает вес, его уже «не страшно» брать в руки. Периоды бодрствования увеличиваются, ребенок больше времени проводит лежа на животике, разглядывая мир вокруг. Предложите больше интересных объектов для изучения, окружите детку интересными контрастными картинками для фокусировки зрения. Выкладывая ребенка на животик на маты спорткомплекса, повесьте на перекладины лесенки различные игрушки, так вы будете стимулировать малыша двигаться к этим предметам, тянуться ручкой, вставать на четвереньки.
Каждый ребенок любит бодрствовать у мамы на ручках. Не бойтесь «приучить к рукам»! Ведь быть вместе, чувствовать себя любимым и защищенным — это не плохая привычка, а потребность каждого человека. Дети, которым не отказывали в тепле родительских рук, легче «отпускают маму» с началом самостоятельного ползания и ходьбы, ведь они точно знают, что родители всегда примут и поддержат своего малыша.
В эти месяцы ребенок стремительно осваивает множество новых навыков и умений: переворот, стойка на четвереньках, первые попытки передвигаться в пространстве, сложная координация рук, ведь вокруг столько всего хочется пощупать и попробовать на вкус. Помогите маленькому изучить возможности собственного тела, стать сильным и скоординированным, научиться позитивно преодолевать препятствия. К упражнениям, которые вы уже выполняли, можно добавлять более сложные, требующие активной позиции малыша.
Готовимся к перевороту. Своими руками переворачивайте ребенка со спины на животик и назад. Положите малыша на платок или пеленку, возьмитесь за углы вместе с папой, медленно перекатывайте маленького от края к краю, дайте возможность почувствовать согласованность движений всего тела во время переворота. Ну и просто покачайте для радости!
Полоса препятствий: на мягкой поверхности кровати или мата поместите небольшой валик, например, из свернутого полотенца. Положите ребенка ножками на этот валик, ручки и животик опираются о кровать. Поместите впереди интересную игрушку. Для того чтобы дотянуться до цели, малыш сползет с возвышения. По мере взросления ребенок научиться сползать с высоких препятствий, подушек и сложенных одеял. Научившись слезать с наклонной поверхности, малыш может попробовать залезать на небольшие валики, переползать через них. Удивительно, но, еще не ползая на четвереньках, детки очень ловко карабкаются по-пластунски.
Предложите малышу освоить различные виды перемещений в пространстве, покатайтесь вместе как бревнышки. Ложитесь вдвоем на пол, застеленный матами или мягким одеялом, положите младенца себе на грудь и, обнимая его руками, начинайте медленно перекатываться по полу вначале в одну, потом в другую сторону. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат, а тесное взаимодействие с мамой, поцелуи и шепот на ушко зарядят малыша радостью и уверенностью в себе. Не откажутся детки и от перекатов «колобком»: положите малыша на спинку, соберите ручки и ножки в позу эмбриона, поддерживая под голову, начинайте катать своего колобка в разные стороны. Не будем заглядывать далеко вперед, но именно это упражнение готовит тело к кувыркам!
Укрепить мышцы плечевого пояса поможет упражнение «тачки»: поддержите ребенка под животик и ножки, чтобы он смог постоять только на руках. Заинтересуйте малыша интересной игрушкой, расположенной невдалеке. Скорее всего, он просто плюхнется на грудь и подтянется вперед. Когда ручки окрепнут — сделает первые попытки шагнуть. Со временем уменьшайте степень поддержки, держите малыша за бедра, а к году — только за голени.
Когда ребенок начнет садиться, используйте этот навык в играх в воде и на гимнастическом мяче. «Распрыгивайте» ребенка в положении сидя, качайте из стороны в сторону на фитболе, научите весело плюхаться в воду с бортика ванной или бассейна, держась за мамины руки.
Второе полугодие. Малыш весь в движении — ползет, сидит, встает, идет!
Совершенно невероятные изменения происходят в жизни маленького человечка за вторые шесть месяцев жизни: из вертлявой гусенички он превращается в прямоходящее осмысленно говорящее существо. Малыш начинает не просто разглядывать и грызть игрушки, но и играть с ними в настоящие игры, он научился подражать различным движениям и звукам. Используйте этот интерес в ванной или бассейне: захватите с собой тонущие игрушки, доставайте их из-под воды вместе с маленьким ныряльщиком. Выдувайте веселые пузыри, опустив рот в воду, взбивайте ножками воду, как маленький моторчик.
Когда малыш научиться уверенно сидеть и стоять, задействуйте эти положения в упражнениях на мяче. Пружиньте и раскачивайте сидящего ребенка, слегка придерживая его за ручки, он сам будет управлять своей спинкой, выравнивая положение тела. Покажите маленькому, как высоко можно прыгать на фитболе, держась за мамины руки, а потом весело плюхаться на попу! А можно стоять, слегка опираясь или даже без опоры, хлопая в ладоши (мама страхует своими руками).
Подрастая, малыш все больше интересуется яркими, окрашенными в разные цвета, лесенками и опорами малышового спорткомплекса. Поощряйте этот интерес, развесьте детские зеркальца и музыкальные игрушки на перекладинах, научите ребенка хвататься за ступеньки. Положите малыша на мат лицом к лесенке. Положите одну ручку на нижнюю ступеньку, помогите ухватиться. Опустите ручку обратно на мат. То же самое проделайте с другой ручкой. В другой раз положите обе ручки на ступеньку и помогите ухватиться. Затем опустите одну за другой.
Как только малыш начнет уверенно ползать на четвереньках, научите его залезать на лесенку. Покажите своими руками, что можно ухватиться ручками за лесенку, а потом ставить ножку на первую ступеньку и обратно на пол. Когда вы несколько раз проделаете это вместе с ним, вполне вероятно, что он станет пытаться сделать это сам. А так как он уже умеет ползать, то попытается заползать и вверх по лесенке. Не забывайте уделять особое внимание спуску вниз, потому что залезать гораздо проще. А не умея слезать самостоятельно, малыш может упасть.
Помогите ребенку самостоятельно освоить горку, поставьте её под небольшим наклоном и направьте ползунка к ней. Пусть он попробует заползти, это получится не сразу. Но когда он научится хотя бы немного (на один-два «шага») забираться, малыш сам плюхнется на животик и съедет на нем с горки. Получив удовольствие от скатывания с горки, он захочет делать это снова и снова.
Точно так же, играя, познакомьте маленького с кольцами, подвешенными на уровне его поднятых рук. Через некоторое время, простояв немного с кольцами, малыш приподнимет ножки и повиснет. Некоторые дети умудряются висеть даже на одной руке. Учить этому не нужно, они научится этому сами, случайно. Стоя с кольцами в руках, малыш будет время от времени отпускать одно или два кольца и оказываться стоя на своих ногах без опоры, совершенно неожиданно для себя.
Один год — большой человек!
Ваш малыш уже уверенно стоит, хорошо ползает, а возможно, и ходит (врачи считают, что первые шаги могут случиться в возрасте 9-18 месяцев). Иногда в этом возрасте родители перестают заниматься с ребенком зарядкой и массажем, ведь не так-то просто удержать внимание маленького моторчика, которому интересно все вокруг. Замените пассивную гимнастику на активные игры, в которых ребенок будет подражать вам, играючи осваивать новые упражнения.
Поиграйте с маленьким в мячики, веселая игра научит его катать и ловить мячи разных размеров, бросать их в цель одной и двумя руками. Прыгайте вместе с ним как лягушки, ползайте на животе и шипите как змеи, перепрыгивайте воображаемые ямки и кочки. Топайте вместе в разных направлениях: спиной, боком, переступая через преграды. В полосу препятствий добавьте ползание через тоннели. Сооружайте сначала небольшие норки из своих рук и ног, устраивайте тоннели из сложенных ковриков. Такие игры не просто нравятся детям, но и учат их не бояться трудностей, верить в свои силы.
На мягких матах пробуйте осваивать кувырки. Для начала повторите упражнение колобок, катайте маленького вперед назад и закиньте ножки через плечо, малыш перекувыркнется. Со временем уменьшайте силу своего воздействия, только задавайте направление движения. Для того чтобы научиться кувыркаться вперед, научите ребенка подворачивать голову под себя и толкаться ножками, установите мат слегка под наклоном, пусть малыш скатывается и кувыркается сверху вниз. Наклонная плоскость придаст ускорение движениям.
Пришло время обзавестись первым транспортом! Пусть это будет подходящая по размеру машинка или беспедальный велосипед. Для того чтобы начать движение, малыш должен научиться отталкиваться ножками от земли, а настоящий руль потребует хорошей координации движений.
Подросший ребенок все больше тянется к знакомому спорткомплексу, научите его безопасно пользоваться лесенками и горкой, и вам не придется волноваться за своего гимнаста. Побуждайте ребенка залезать по ступеням лестницы с внутренней стороны комплекса, хвататься за ближайшую ступеньку рукохода и висеть. Потом малыш может возвратить ножки на лесенку и спуститься. Предложите ребенку, повисев на ступеньке, спрыгнуть на мат, повисеть и достать игрушку, которая висит на следующих ступеньках рукохода.
Когда малыш освоит висы на турнике, предложите ему повисеть на одной руке, висеть и раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ручками как обезьянка, передвигаясь на другой край турника. Для того чтобы освоить подтягивания, лучше, чтобы малыш как можно чаще видел подтягивающегося папу и заинтересовался этим упражнением! Поддержите ребенка сзади под согнутые ножки, попросите потрогать перекладину подбородком. Со временем все меньше удерживайте вес тела, и однажды его сил хватит на первое самостоятельное подтягивание!
Ольга Шахова, инструктор по детскому фитнесу,
детской и перинатальной йоге, инструктор «Мягкой школы»
Статья предоставлена сайтом Ранний старт
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Как правильно развивать ребенка с пеленок — советы эксперта
Обучать малыша прямо с пеленок или выждать время? Этот вопрос задают себе миллионы родителей. Одни уверены, что чем раньше начнешь занимать с ребенком, тем успешнее он будет. Другие — что такая нагрузка может лишь навредить.
Первый вопрос от ведущей: «Что же такое ранее? Какой это возраст — один месяц или уже один год? Как уже понять, что ребенок готов заниматься?»
«Начинать обучение детей нужно с самого рождения. Они могут развиваться интеллектуально и физически уже с первых дней жизни, — говорит вице-президент Института достижений человеческого потенциала, г. Филадельфия Даглас Доман. — Если подумать, то жизнь новорождённых достаточно скучна сама по себе. Они мало двигаются и много спят. Мы должны дать детям возможность ползать по полу, давать им больше пространства, развивать их зрение, слух, тактильные ощущения. Очень полезно учить их плавать с первых дней жизни. И это гораздо интереснее для малышей, чем ничего не делать».
Ведущая: «А такая нагрузка уже с первых дней жизни может повлиять на эмоциональное состояние ребенка, например, он будет капризничать или плохо спать? Как не перегрузить? Как правильно и сколько по времени заниматься?»
По словам Дагласа Домана, обучение должно быть в удовольствие, проходить весело, в процессе игры. «Любая методика раннего развития говорит: никогда не заставляйте и не давите на ребенка! Так вы только отобьёте охоту и заставите его ненавидеть то, чему хотели научить», — говорит эксперт.
На вопрос «А не получается ли так, что знания, которые ребенок получает в таком раннем возрасте, к тому моменту, когда они становятся ему нужными, уже забывает?», гость ответил, что очень важно, чтобы ребёнок использовал полученные знания. «Если он их не использует, он их забывает. Если вы, к примеру, рассказываете ему про динозавров, дайте ему поиграть в динозавров, используя ту информацию, которую дали», — советует он.
Ведущая: «В принципе получается, что важно не только то, что конкретно ребенок изучает, а то, что он учится учиться, и таким образом тренирует свой мозг?»
По словам эксперта, не существует такого понятия «тренировка мозга ребенка». «Мы не хотим их программировать, заставлять их думать или поступать, как мы. Нам нужно обеспечить их информацией, научить читать и считать, чтобы с этим багажом они развивались в том направлении, которое интересно им самим. И задача родителей — разглядеть эти интересы и поддержать их», — сказал вице-президент Института достижений человеческого потенциала.
Ведущая подняла такую тему, как физическое развитие ребенка.
«Мы рекомендуем, чтобы малыши проводили много времени на полу. Дайте им чистое, тёплое и безопасное пространство на полу, это будет для них лучший спортзал, — говорит Даглас Доман. — Детям нравится такая активность, они ползают и познают окружающий мир. Как правило, дети, которым дают больше свободы, раньше встают на ноги и начинают ходить. Ими движет познавательный интерес».
По словам эксперта, когда ребёнок подрастёт, можно заняться с ним бегом. «Это хорошо для дыхательной системы, для общего физического развития, и в дальнейшем позволит ему заниматься любым видом спорта, который он выберет. К тому же это не требует денежных затрат», — сказал Даглас Доман.
Ведущая: «Сейчас современные мамы и папы очень часто прямо с рождения приобщают детей, так сказать, к светскому образу жизни, берут с собой по магазинам, в кафе, чуть-чуть подросшие дети начинают ходить в кинотеатры. Как вы относитесь к такого рода раннему развитию и не вредит ли детям такого рода времяпрепровождение?»
«Для детей находиться в социуме вместе с родителями — это абсолютная необходимость! Они учатся у взрослых поведению в обществе. Так что это прекрасно и очень полезно, когда дети проводят много времени с родителями», — ответил гость.
«Школа» с пелёнок. Развитие новорожденного.
Первый месяц – очень сложный период в жизни малыша и его родителей. Главная задача на данном этапе – адаптироваться: у ребенка к миру, у родителей к новому статусу, режиму и наличию в их жизни нового человечка.
В этот период, как правило, молодая мама не всегда в состоянии найти в себе силы на поиски информации по развитию малыша. Информации о физиологии таких малышек в поле достаточно, но о развитии таких крошек говорят мало. Поэтому, я надеюсь, что собранные здесь упражнения будут полезны молодым родителям и освободят им драгоценное время для общения со своим крохой. К счастью, никаких особых методик или приспособлений для занятий с таким малышом не требуется.
Младенец готов учиться с самого момента рождения. Природой в этом маленьком беспомощном существе заложено удивительное стремление к познанию. Родителям остается лишь стимулировать ребенка и радоваться его успехам.
Малыш и сам по себе проделывает огромную работу. И чтобы помочь ему как физическом, так и психическом развитии, достаточно, занимаясь повседневными делами, ухаживая за крохой, проводить первые «уроки».
Важно помнить, что все занятия с малышом должны быть непродолжительными, проводиться только тогда, когда малыш здоров, сыт и бодр, и очень важно, мама была в хорошем настроении. Если хоть одно их этих условий не соблюдается – занятия лучше отложить.
Развитие зрения
Зрение малыша от рождения до месяца устроено таким образом, что четко малыш видит предметы, расположенные на расстоянии не более 30 см от его личика. И сосредоточить взгляд на таком объекте новорожденный способен лишь на несколько секунд. Но ребёнок настолько быстро развивается, что любые действия взрослых стимулируют его зрительную систему.
- Самый интересный объект для изучения крохи – человеческое лицо. В первую очередь, конечно, лицо матери. Во время кормления и переодевания малыша разговаривайте с ним, смотрите крохе в глаза. Для ребенка необычайно интересно смотреть, как мама строит «рожицы», улыбается, хмурится, разговаривает. Главное, помнить, что расстояние, на котором крохе видно мамино лицо – 20-30 см.
- Игра «подражалки» очень понравится вашему крохе, и вам доставит несколько приятных мгновений. Малыш уже умеет хмурить бровки, морщить лобик, сосредоточенно прислушиваться, непроизвольно улыбаться. Копируя мимику крошки, вы будете вызывать у него новые эмоции. Такое «живое зеркало» способно очень увлечь вашего кроху.
- Детское зрение таково, что его внимание привлекают прежде всего не яркие игрушки (хотя новорожденный различает цвет и распознает интенсивность цвета), как считают большинство родителей, а контрастные черно-белые предметы. Клетка, полоска, черно-белые изображения способны привлечь младенца гораздо сильнее. Сейчас в магазинах появились в продаже мобили с черно-белыми подвесками – игрушками, которые постепенно заменяют цветные игрушки по мере роста карапуза. Но можно и самостоятельно изготовить развивающие игрушки, которые будут способствовать тренировке зрения малыша. Одной из таких развивающих принадлежностей может стать нарисованное на картоне человеческое лицо с улыбкой. Лицо должно быть достаточно крупным: 10-15 см. в диаметре. Его можно повесить в поле зрения малыша. Несколько минут эта игрушка способна увлечь кроху. Некоторые родители используют для этих целей специально изготовленные крупные черно-белые фото мамы и папы. Сшитые мамой кубики из ткани, деревянные кубики, фигурки из картона, разрисованные простыми черно-белыми изображениями – отличные пособия для развития зрения крошки. Если вы используете бутылочку, то можно сшить или изготовить из бумаги «обертку» для бутылочки вертикальными или горизонтальными полосами. Так же очень большой интерес для малыша может представлять мамина кофточка с черно-белыми полосками или рисунком. Просто спасение для нерукодельных мам :).
- Яркие игрушки тоже можно и нужно использовать, но следует помнить, что предметов не должно быть слишком много (максимум 2-3) и новые игрушки должны появляться не слишком часто (меняйте игрушки раз в 3 дня). Демонстрация всего разнообразия приобретенных заранее погремушек, мишек и куколок сразу лишь утомит кроху.
- Для того, чтобы развивать у крошки навык слежения, идеально подойдет небольшой яркий предмет (игрушка, мячик, кусочек такни…). Медленно пронося предмет перед личиком малыша вправо и влево, вы помогаете малышу освоить навык слежения. Чуть позже можно начинать передвигать перемет по направлению от подбородка крохи ко лбу и по кругу.
- Еще одно упражнение, которое доставит радость и принесет пользу и маме, и малышу (и папе, и малышу) – совместное разглядывание себя в зеркале, ведь так приятно лицезреть себя с крохой на руках. Ближе к месячному возрасту ребенок в вертикальном положении на расстоянии 30 сантиметров от зеркала способен разглядеть в нем изображение, которое его, безусловно, заинтересует. Конечно, не стоит ожидать, что кроха узнает вас, а тем более себя в отражении, это и не цель. Ребенок получит массу новых впечатлений, особенно если в процессе любования вы будете ему рассказывать о том, что он обладатель самых чудных в мире носика, ротика, глазок и т.д., и вообще просто красавец. Признания в любви тоже будут восприняты благосклонно :).
Развитие слуха.
Ребенок слышит и учится говорить с рождения. Уже в первые сутки младенец выделяет человеческую речь среди всех остальных звуков и реагирует на нее.
Разговаривайте с малышом в то время, когда вы кормите его, купаете, одеваете. Это лучший способ развить его слух и стимулировать развитие в целом, а так же способ установить с ним эмоциональный контакт. Малыш с удовольствием будет слушать стишки, прибаутки, песенки. Меняя тональность голоса и высоту речи, вы дадите своему крохе новые впечатления. Очень хорошо, если с малышом будут разговаривать все члены семьи, уделяя этому общению хотя бы несколько минут в день.
- Ученые доказали, что маленькие дети положительно реагируют на «сюсюканье», поэтому взрослые часто непроизвольно переходят на такое общение. Но не стоит все время «сюсюкать» с крохой.
- Так же хорошо стимулируют развитие малыша игры с погремушкой, негромким мелодичным колокольчиком. Продемонстрируйте ребенку игрушку, дайте послушать, как она звучит. Затем можно перемещать источник звука справа, слева над головой малыша.
- Называйте малыша ласковыми прозвищами, но не забывайте почаще использовать имя крохи, занимаясь с ним.
- Можно и нужно использовать приятную негромкую музыку. Сейчас магазины предлагают большой выбор классических мелодий и колыбельных песенок для детей. Но очень важно помнить, что даже очень качественная аппаратура и самые дорогие диски не заменят малышу маминого пения. Специалисты утверждают, что пение способствует развитию музыкального слуха крохи. Даже если вы сами весьма критично относитесь к собственным музыкальным способностям, ваш малыш станет вашим преданным поклонником и почитателем таланта.
- Иногда возникает необходимость успокоить кроху. Новорожденные малыши часто засыпают под ритмичные звуки, которые напоминают им биение сердца матери в период внутриутробной жизни. Многие из них очень любят послушать тиканье часов и даже звуки, издаваемые посудомоечной машиной во время работы. Производители товаров для малышей даже предлагают игрушку, которая издает звук, сходный с шумом околоплодных вод, утверждая, что она успокаивает кроху.
Развитие тактильной чувствительности (сенсорной базы)
Кожа – наиболее развитый к моменту рождения «орган чувств» младенца. Тактильные ощущения способны значительно обогатить запас впечатлений малыша. Очень важно учитывать, что телесный контакт с матерью не только является мощнейшим развивающим стимулом, но и способствует успокоению крохи, дает ему чувство защищенности.
- Медицинский массаж, конечно же, лучше доверить специалистам. Но каждая мама вполне в состоянии выучить комплекс несложных массажных приемов и упражнений и проводить их со своим малышом. Такой домашний массаж будет полезен как для физического так и для эмоционального развития крохи. Сейчас на книжных прилавках нет недостатка в литературе, предназначенной для родителей и содержащей приемы массажа для новорожденных.
- Занимаясь с малышом, играя или делая массаж можно проделать следующее упражнение: нежно подуйте на ладошки крохи, тоже можно проделать с локотками, коленками, пальцами рук и ног.
- Даже простое перебирание пальчиков на ручках и ножках малыша – очень полезное упражнение. Оно стимулирует познание малышом собственного тела.
- Для ребенка очень важен контакт с матерью «кожа к коже». Как правило, дети, находящиеся на грудном вскармливании, не испытывают в нем недостатка. Но даже если вы кормите кроху из бутылочки, приложите его к груди.
- Выкладывайте кроху на разные поверхности, которые дают разные тактильные ощущения (ситец, махровое полотенце, плед, шелковая ткань, искусственный мех). Погладьте ручки и ножки крохи кусочком этих тканей. Понаблюдайте за реакцией.
- Во время переодевания необходимо давать возможность крохе побыть голеньким, если температурные условия в помещении позволяют. Это и закаливание, и новый опыт для ребенка.
Координация движений (перемещения в пространстве)
Чем чаще вы меняете поле зрения ребенка, тем быстрее у него развивается координация движений и чувство равновесия, которые будут необходимы ему для сиденья, ползанья и ходьбы.
- Носите малыша на руках, держа его то лицом к себе, то спиной к себе.
- Поворачивайте малыша в разных направлениях, бережно поддерживая головку.
- Не ограничивайте пребывание малыша в квартире кроваткой и пеленальным столиком. Предварительно убедившись в безопасности для крохи, выкладывайте его на диван, кресло и т.п.
К концу первого месяца ваш кроха совершит значительный рывок в развитии и в ответ на вашу любовь и заботу вы уже совсем скоро получите первую замечательную улыбку, обращенную именно к вам. Желаю вам успехов в развитии ваших деток!
6 метанавыков будущего, которые нужно развивать с пеленок
Лиана Хазиахметова
Метанавыки помогают человеку максимально раскрыть свой потенциал. Речь не только о работе, но и о жизни в целом. Мы обучаем детей «твердым» навыкам — умению считать, читать, писать, и забываем, что помимо этого нужно учить мыслить, оценивать, творить… В книге «Знать или уметь?» приводится 6 современных навыков, которые помогут построить гармоничную жизнь.
Сотрудничество
Знать или уметь?
С первых минут жизни младенцы демонстрируют склонность к сотрудничеству, появляясь в кругу своей семьи и начиная ориентироваться в том, как обниматься с разными ее членами. Сотрудничество включает и то, каким образом мы усваиваем особенности культуры; как меняем акценты, отвечая разным людям; как учимся делать что-то по очереди; строить игрушки из конструктора LEGO, получая опыт совместной работы. И как мы учимся самоконтролю в обществе, который и дает возможность для настоящего сотрудничества. Мы от природы обладаем чуткостью по отношению к окружающим; это запрограммировано эволюцией. По сути, мы существа социальные. Групповая работа лежит в основе новых бизнес-моделей, и именно так многие из нас учатся учиться. Сотрудничество, основанное на самообладании, можно считать одним из основополагающих навыков, который позволяет быть социально приспособленным как в детском, так и во взрослом возрасте.
Общение
Основа сотрудничества — общение. Младенцы в присутствии обожающих их взрослых будут вести целые «беседы» — гулить и агукать — еще до того, как произнесут первые слова. Подобно Бамм-Бамму из мультфильма «Флинтстоуны», они болтают с совершенной интонацией и используют все свои способности, чтобы пригласить других людей проговорить их желания и потребности за них. Только представьте, насколько эффективен десятимесячный малыш, когда смотрит на любимую игрушку и выдвигает «неопровержимый аргумент» — требовательно верещит. Используя заложенное стремление быть частью социума, дети собирают вокруг свои первые сообщества. Они становятся «ораторами» и слушателями в мелодии разговоров, познавая собственное настоящее и вымышленные миры единорогов и зубных фей. Чтение, письмо и почти уже утраченное искусство слушания прорастают из раннего общения родителей с их малышами. А хорошие коммуникативные навыки — залог лучшего здоровья и более развитых способностей к обучению.
Содержание
Содержание (контент) — это один, но не единственный из шести навыков, важных для развития детей. Это то, что мы получаем из общения, — как узнаем что-то новое о людях, местах, вещах и событиях. Это то, как мы учимся учиться: какие применяем стратегии и подходы, сталкиваясь с новой информацией. Младенцы усваивают содержание, узнавая, что пол — для того чтобы ползать, а сквозь стены пройти нельзя. Еще не так давно ученые считали, что дети смотрят на мир как на «яркую жужжащую путаницу». Это не имеет ничего общего с истиной. Младенцы осмысливают многочисленные шаблоны в слышимой речи и уже к восьми месяцам от роду делают статистический анализ фраз. В восемь месяцев! Начало запоминания слов в этом возрасте становится отправной точкой для формирования словарного запаса двух-трехлетнего ребенка на пути к обучению чтению и письму. На первом году жизни дети — это маленькие физики, изучающие свойства предметов, и отличные социологи, подражающие нам и внимательно наблюдающие за тем, что значит быть представителем своего вида. У трех-четырехлеток, сортирующих предметы разной формы и считающих изюминки, развивается чувство количества и геометрии предметов, что ведет к формированию математического мышления. Но чтение и математика еще не все. Эти дети также учатся учиться, формируя яркие воспоминания, играя с карточками и находя квадрат в игре I spy (можно перевести как «Я вижу». Игра состоит в том, что ведущий загадывает предмет и описывает его одной фразой — например, «я вижу кое-что квадратное» или «я вижу то, что начинается с буквы А», и дальше дети отгадывают. В МИФе есть похожая игра — «Все на борт!»).
Все на борт!
Современный мир — мир контента. Источник
Говард Гарднер, профессор, преподаватель теории познания и образования в Гарвардской высшей педагогической школе, предложил: содержание должно быть глубоким и включать правду, красоту и доброту. Во взаимосвязанном мире эстетика и нравственность не просто красивое дополнение к буквам и цифрам. Эти понятия важны для того, чтобы мы умели оценить красоту удивительного кольца, наблюдаемого вокруг Луны в пасмурную ночь, и уступали старикам место в автобусе. Мы живем в век информации, где нас заваливают все новыми данными, и если хотим выжить, должны быстро и эффективно воспринимать массу очередного контента. Именно владение содержанием и способность быстро и стратегически использовать новую информацию лежат в основе мышления.
Контент — то, что нам необходимо знать, чтобы уметь критически мыслить и творить.
Критическое мышление
Профессор Диана Кун из Колумбийского университета разработала целую теорию критического мышления, которая охватывает этапы развития ребенка: от «видеть — значит верить» в четыре года до вдумчивого взвешивания доказательств членом суда присяжных. Однако вы наверняка знаете, что критическое мышление не всегда правильно развивается даже у взрослых. Мы живем в эпоху информационного бума. Эрик Шмидт, СЕО Google (Chief Executive Officer (англ.) — высшее должностное лицо компании, аналог генерального директора), подсчитал, что каждые два дня генерируется столько же информации, сколько появилось с рассвета цивилизации вплоть до 2003 года. И бизнес-лидеры говорят, что количество знаний каждые два года удваивается. Таким образом, даже если мы запомним все факты, известные нам сейчас, всего через два с половиной года будем знать лишь 50% того, что доступно сегодня, а через пять лет — только 25%.
Критический мыслитель, способный сделать шаг назад и подумать, что же именно нужно или на какой вопрос требуется ответить, — тот, кого в новой эре ищут все.
У этого человека есть то, что ученые называют навыками исполнительной функции: умение отказываться от привычных решений и быстро переходить к новым подходам, а также способность разработать план, чтобы справиться с проблемой раз и навсегда. В критическом мышлении самое главное — фокус: именно умение смотреть в суть вопроса и учитывать релевантные факты позволяет находить нужный ответ.
Творчество
Творчество рождается из содержания и критического мышления. Дети от природы изобретательны и умеют мыслить креативно, их мало что сдерживает. Клеите фигурки, нарисованные на цветной бумаге? Да это же семейный портрет! Сделали ложкой волны в картофельном пюре? Трехлетка видит в них воды океана! Но исследования творческого мышления показывают, что долгий путь к инновациям, скорее, вбирает в себя содержание, а не обходит его стороной. По-настоящему креативный художник отлично освоил классические приемы, да и новатор-творец — зачастую хорошо подготовленный инженер или электрик. Неожиданные идеи не возникают из ничего, и в науке об обучении появляются схемы процессов, в результате которых мы от первых неуклюжих линий на бумаге переходим к профессиональному рисованию, а затем мыслим нестандартно, проектируя Башню свободы на месте Всемирного торгового центра.
Творческие инновации
Мир труда трансформируется постоянно. По некоторым оценкам, современные выпускники сменят за профессиональную жизнь десять рабочих мест, и восемь из них пока даже не изобретены. Жаль бедного фотографа, который не смог приспособиться к цифровым камерам, или издателя, убежденного, что книги нужно только печатать на бумаге. В экономике знаний специалисты постоянно сталкиваются с новыми проблемами, да и их требования к продуктам меняются. Возьмем, к примеру, огромное количество чехлов для iPad — аксессуаров для рынка, созданного лишь в апреле 2010 года. Неудивительно, что топ-менеджеры в опросе «Партнерство для формирования навыков XXI века» заявили о потребности в более творческих и гибких сотрудниках.
Даже математикам нужен творческий подход. Источник
Исследование IBM, опубликованное в мае 2010 года, показало, что креативность и управление сложностью — две ключевые характеристики, наиболее ценимые полутора тысячами СЕО по всему миру.
Уверенность
Иногда творческие решения работают — например, когда мы используем любимую толстую книгу как ограничитель открывания двери, а иногда не работают — и наши усилия идут прахом. Обладая достаточной уверенностью, чтобы не сдаваться, мы можем преодолеть неудачи и не вывешивать пресловутый белый флаг. А для настойчивости нужен самоконтроль, чтобы не отступать, когда первое решение не действует. Слишком часто встречаются малыши, которых не пускают на детские игровые площадки, потому что они могут там упасть, или вознаграждают за правильный ответ, но не поощряют попыток решить проблему по-другому. Наука об обучении рассматривает теории, подводящие основу под страх неудачи. Безусловно, мы не хотим, чтобы наши дети прикасались к горячей плите или выходили на проезжую часть улицы с оживленным движением. И все же Эдисон не смог бы изобрести электричество без жажды исследований и уверенности в своих идеях. В эпоху, когда в сотрудниках ценятся знания, выживание в экономической среде зависит от того, насколько вы, осознанно рискуя, уверены в себе.
Кем станет ваш ребенок? Вы можете предполагать, но не знаете наверняка. Формируя метанавыки, вы развиваете ребенка как личность, и какую профессию он выберет, уже не так важно.
По материалам книги «Знать или уметь?»
Обложка поста: unsplash.com
Воспитание ребёнка до года. Особенности раннего развития…
Привет, дорогие мои. Сегодня хочу обратиться к мамочкам-новобранцам. Ну и каково вам теперь в новой должности? Начальник спит, кушает, а служба идёт? Нет, так дело не пойдёт. Звание мамы нужно оправдывать каждую минуту. Если вы думаете, что для первого года жизни малышу вполне достаточно маминой груди, соски, чистых пелёнок и нарядных ползунков, вы глубоко заблуждаетесь.
Едва родившись, малыш уже стремится познавать мир. Для него всё в новинку и вы, как главный в его жизни наставник, просто обязаны ответить на пока ещё немые «что?зачем?почему?». Сегодня обсуждаем тему «Воспитание ребёнка до года».
Кормим, играем, болтаем
Конечно, только что родившемуся малышу не объяснишь сразу, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас он лучше понимает язык тёплых маминых рук. Поэтому воспитание новорожденных – это, прежде всего, уход, поглаживания, лёгкий массаж конечностей, животика. Такое физическое взаимодействие очень важно.
При этом с малышом нужно обязательно разговаривать. Всё равно о чём, мамин ласковый голос должен звучать постоянно. Песенки, потешки, комментирование своих действий. «А сейчас мы будем умываться, а кто это у нас проснулся и так сладко потянулся», — эти монологи кроха воспринимает и скоро будет соотносить с действиями.
Как заниматься с новорожденным мини-зарядкой, которая снимет тонус мышц, поднимет настроение и непременно вызовет у ребёнка положительные эмоции? Во-первых, с поглаживаний перейдём к растираниям, разминаниям ручек и ножек только к 3-4 месяцам. Всё постепенно.
Малыш ещё только познаёт своё тело, поэтому делаем всё без резких движений, подушечками пальцев. Если у вас упитанный кроха, можно и слегка похлопывать его тыльной стороной ладошки по спинке, бедрам, попке.
Мама-кенгуру
Физкультура с пелёнок это прекрасно. А как же психология, спросите вы. Тут есть свои тонкости. Представьте, вы 40 недель пробыли в уютном заточении, а теперь вдруг оказались в совершенно незнакомой среде. Странные предметы, звуки, люди. Впечатлений и эмоций море. А как ими поделиться? Всё верно – заплакать.
И тут мама, как волчица бросается к своему крохе. Гладит, успокаивает, прижимает к себе. Есть противники таких нежностей, которые рассчитывают воспитать спартанцев и не реагируют на плач. Мол, поревёт и успокоится. Сейчас и педиатры, и психологи такие методы не одобряют.
Доказано, что дети, которые чаще чувствуют мамину ласку, слышат стук её сердца, растут более спокойными и развитие их в дальнейшем протекает более гармонично.
Ещё один немаловажный момент – совместный сон с младенцем. Не так просто оторвать сонного кроху от груди и переложить спать в кроватку. Вот и не надо. По крайней мере, первые три месяца позвольте ему засыпать у себя под боком. Потом, когда сон станет более спокойным и крепким, кладите малыша отдельно.
Тут очень тонкая грань. Если мама будет заботиться о своём комфорте и спокойствии и «проспит» момент, когда нужно приучить сына или дочку к кроватке, то скорей всего, до 1 года , а то и после ребёнок будет настойчиво проситься к под родительское крылышко.
Компенсируйте нехватку совместного сна прогулками со слингом или «кенгуру». Эти изобретения просто созданы для того, чтобы малыш и мама ощущали себя единым целым. Кроха, которого мамочка всюду носит с собой, вырастет вовсе не «маменькиным», а уверенным в себе, самостоятельным. Главное – делайте всё совместно, стирайте, мойте посуду, готовьте обед.
Часто мы задаёмся вопросом, как вырастить из ребёнка личность. Хотите, чтобы малыш рос смышлёным, умел логически мыслить, сам принимать решения – занимайтесь этим с рождения.
Учёные плохого не посоветуют
Благо, сейчас существуют уникальные методики, на которых выросло не одно поколение.
- Воспитание по Глену Доману. Его метод воспитания можно применять от 0 месяцев. Показывайте ребёнку картинки с цифрами, растениями, животными, буквами. Доман был уверен, что уже с пелёнок малыш всё прекрасно воспринимает. Кстати, некоторые дети, выросшие на методике Домана, став взрослыми, получили Нобелевскую премию. Вдохновились? Действуйте! Только, прошу, не переусердствуйте.
- Система Монтессори. О ней, наверняка, слышали все. Этот подход подразумевает большую самостоятельность малыша. К чему он сам потянется, то и изучайте. Вы лишь помощник, ассистент.
- Воспитание Сузуки. Нет, речь не о марке машины, а о знаменитом японском музыканте, который был уверен, что тяга к искусству заложена в каждом ребёнке, главное правильно её развивать. Включайте малышу классическую музыку, и, возможно, из него вырастет если не великий композитор, то уж точно гармонично развитая личность.
Возможно, вы разработаете свою авторскую методику и правила воспитания крохи. Если у вас уже есть такой опыт, не жадничайте, делитесь с нами.
Существуют и определённые советы по воспитанию малыша по месяцам. Их желательно тоже учитывать, так как каждые три месяца первого года жизни у ребёнка открываются новые способности и интересы.
«Квартальное» развитие
0-3 месяца. Учим держать головку, засыпать без пустышки и укачивания. В это время малыш постепенно входит в режим всей своей будущей жизни. Поэтому то, какой ритм вы зададите сейчас, какие привычки привьёте своему чаду, скажется в дальнейшем. Игры тоже очень важны, ведь это основная деятельность маленького человечка, через призму которой он познаёт окружающий мир.
Главные игрушки в первом «квартале» о рождения – разнообразные мобили (карусельки над кроваткой с погремушками, звуком и прочими спецэффектами), бубенчики, воздушный шарик, который можно привязать к ручке или ножке малыша. Давайте крохе трогать различные предметы, пусть знакомится, хватает, гладит, растягивает.
3-6 месяцев. Активно готовим к будущей речи. Больше говорим с ребёнком, включаем песенки, записи звуков природы, рассказываем сказки. Простое агуканье и сюсюканье здесь уже не подойдёт. Начинайте говорить со своим крохой, как со взрослым.
К игрушкам добавим крупные кубики (лучше мягкие или из пластмассы с закруглёнными краями), прорезыватели, фигурки зверей, маленький мячик). Обязательно купите или смастерите сами пальчиковый театр, и устройте малышу первый спектакль. Уверяю, более благодарного и внимательного зрителя вам не найти!
6-9 месяцев. Особенности этого периода – физическая активность и ещё более возрастающее любопытство ко всему вокруг. Вот и предоставьте малышу возможность свободно перемещаться по дому. Главное – уберите все опасные предметы, и, конечно, контролируйте процесс.
По утрам делайте мини-зарядку и массаж. Пора подготавливать чадо к будущей ходьбе, больше развивать физически. С 7 месяцев пора приучать кроху мыть ручки перед едой, умываться по утрам и чистить зубки.
В этом возрасте можно и нужно произносить первые «нет», «нельзя», «не трогай». Естественно, спокойным и ровным голосом. Ребёнок уже всё понимает, и за правильное поведение надо поощрять, хвалить, а в остальных случаях объяснять, почему это неверно, плохо.
Играем в этом возрасте больше и активней. Купите музыкальные инструменты (дудочки, барабан, гитару), подойдет и развивающий музыкальный коврик. В ванной всегда должны плавать стаи резиновых уточек, лодочки, заводные пингвинчики и прочие.
Свои первые книги малыш тоже увидит именно сейчас. Пусть они будут из разных материалов (пластмассы, ткани, дерева). Они пока не совсем для чтения, скорее для трогания, перелистывания. Это отлично разовьёт моторику и интерес впоследствии к книгам бумажным, настоящим.
9-12 месяцев. Учимся ходить, желательно без ходунков, за ручку. Чтобы малыш быстрее пошёл и удерживал равновесие самостоятельно, дайте ему яркую игрушку, когда он будет стоять. Он оторвётся от вашей руки и ухватится обеими ручками за игрушку, а потом и сам удивится, какой он молодец, стоит, как большой, без поддержки.
Знакомьте с новыми предметами, проговаривайте вслух их названия, обозначайте форму, сравнивайте. Очень заинтересуют сейчас малыша пирамидки, матрешки, наборы для сортирования предметов по форме, размеру, кубики.
Мальчикам в этом возрасте пора покупать первые машинки, как маленькие, так и каталки. А большая кукла подойдёт не только девочкам, но и маленьким сорванцам. По ней ребёнок будет изучать строение человеческого тела.
Вот, пожалуй, и все основы воспитания самых-самых маленьких. Евгений Комаровский, известный детский врач, имеет на сей счёт своё мнение. Если коротко – воспитывать родителям нужно не ребёнка, а, прежде всего, самих себя.
Малыш как губка впитывает малейшие особенности поведения мамы и папы, копирует их тон голоса, манеры. Поэтому правильное воспитание по Комаровскому – это гармоничные отношения родителей, их хорошие привычки, доброжелательный настрой друг к другу и окружающим.
Вот с таким же позитивным настроем я заканчиваю сегодня воспитывать вас, мои хорошие. До новых интересных бесед!